Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Изменения климатических условий на земле.


Изменения климатических условий на Земле в целом или в отдельных ее зонах или областях на протяжении: 1) геологического времени существования Земли; 2) исторического времени; 3) современной эпохи (последние сотни и десятки лет). Различают прогрессивные изменения климата, т. е. изменения в одном направлении за весьма длительный период, и колебания климата.

Геологические изменения климата происходили неоднократно, имея характер либо общих для всего земного шара изменений (например, в сторону потепления или похолодания), либо изменений климатических контрастов между различными зонами Земли. Об этих изменениях климата можно судить по ряду геологических показателей. Несомненна, связаны с изменением климата оледенения на севере Европы, Западной Сибири и Северной Америки на протяжении четвертичного периода. В историческом периоде, по-видимому, не было прогрессивных изменений климата. Во всяком случае, на протяжении последних тысячелетий происходили колебания климата; одно из наиболее сильных таких колебаний (в сторону потепления) происходило за последнее столетие и особенно за последние полвека.

Существует ряд гипотез о возможных причинах изменения климата. Они объясняются автоколебаниями в системе атмосфера – океан – полярные льды; космическими и астрономическими факторами, такими, как изменения интенсивности солнечного излучения или прозрачности межпланетного пространства для солнечной радиации, изменения наклона эклиптики и эксцентриситета земной орбиты, перемещения земной оси, а также изменениями в газовом и аэрозольном составе атмосферы в связи с вулканическими извержениями, и в распределении суши и моря по земной поверхности. Выдвигались также гипотезы о связи изменения климата с вековыми и сверхвековыми изменениями солнечной активности. В последнее время поставлена проблема антропогенных (техногенных) изменений климата под влиянием возрастающей индустриализации; такие изменения происходят пока лишь в местном масштабе (города и промышленные центры), но не исключена возможность, что в недалеком будущем они приобретут планетарное значение.

Изменения климата в историческое время

Настоящий период, именуемый в палеогеографической терминологии голоценом. Его отсчитывают с начала постепенного отступления последнего – Валдайского (в Западной Европе – Вюрмского, в Северной Америке – Висконсинского) оледенения, согласно общепринятым представлениям – около 15 тысяч лет назад (см. рис.1).

В голоцен полностью укладывается всё историческое время человечества от появления первых цивилизаций и письменных источников. Это примерно пять-шесть тысяч последних лет – начиная с III-IV тысячелетия до н.э. Есть утверждения о существовании и куда более древних цивилизаций, но их обоснованность пока недостаточна.

Для исследователей последние несколько тысяч лет привлекательны возможностью собрать более полную и достоверную, по сравнению с предшествующими временами, информацию, поскольку: изменения в природе прослеживаются лучше; методы датировок и исследований природной среды тем надёжнее, чем ближе к нам событие; появляются исторические хроники, где отражены заметные природные явления, и во многих случаях можно сверить результаты научных исследований со свидетельствами, оставленными нашими предками.

Для понимания того, что нас может ждать в ближайшие десятки и сотни лет, данные об изменениях в природе в последние тысячелетия и века наиболее важны.

На историческое время приходится три крупных климатических периода, слагающих на геологической шкале поздний, или верхний голоцен:

1. Атлантический (8000-5000 лет назад) – с тёплым и влажным климатом, в середине – конце периода выделяется климатический оптимум голоцена.

2. Суббореальный (5000-2500 лет назад) – с похолоданием и иссушением климата;

3. Субатлантический (2500 лет назад – наше время) – с ростом влажности климата и общей слабой тенденцией к продолжению похолодания.

Последний период по понятным причинам известен лучше предшествовавших, и его можно разделить на сравнительно мелкие отрезки:

Период потепления 2500-1600 лет назад, когда климатические условия приблизились к современным;

Период сухого и тёплого климата 1600-1200 л.н. (IV-VIII вв.н.э.);

Период мягкого и тёплого климата, малый климатический оптимум 1200-800 л.н. (VIII-XIV вв. н.э.)

Похолодание климата, малый ледниковый период 800-150 л.н. (XIV-XIX вв. н.э.);

Потепление климата с середины – конца XIX века по наше время (с небольшим похолоданием в середине ХХ века и возобновлением потепления в последние полвека).

Наиболее тёплым было время 6,2-5,3 тыс. лет назад, известное как климатический оптимум голоцена. Температуры в высоких широтах превышали современные на 2-3°С, растительность была богаче и содержала больше теплолюбивых видов. На территории современной Западной Европы, европейской и азиатской частей России все лесные зоны продвинулись на 300-500 км к северу, темно-хвойные леса простирались до берегов Баренцева моря, а в Сибири тайга достигала мыса Челюскина – северной оконечности полуострова Таймыр.

В тропиках в период климатического оптимума значительно выросло увлажнение. Сахара была не пустыней, а саванной, уровень озера Чад на 40 метров превышал современные отметки, а его площадь не уступала современному Каспийскому морю (в середине ХХ века – в 20 раз меньше). При потеплении климата все природные зоны смещаются в более высокие широты, пустыню замещает саванна, а тундру – леса. В то же время и пустыня наступает на степь, а степь – на лес. В одних регионах увлажнение растёт, в других падает. Хотя в целом потепление скорее способствует росту влажности климата, но эта взаимосвязь весьма сложна и неоднозначна, тем более – применительно к различным природным зонам. В этой связи нельзя однозначно заявить, что всеобщее потепление или похолодание является всеобщим благом или злом.

После климатического оптимума голоцена, около 5000 л.н., фиксируется серьёзное похолодание. В это время природные зоны вновь сместились ближе к экватору, выросли горные ледники на Аляске, Шпицбергене, Исландии, в Альпах, площади плавучих полярных льдов, климат стал суше. Далее волны похолоданий и новых потеплений сменяли друг друга, но в целом в период 5000-2500 л.н. тенденция к снижению температуры сохранялась. В результате примерно 2500-3000 л.н. средняя температура воздуха на Земле была почти на 2°С ниже современного. Однако с этого момента началось потепление, от которого отсчитывается субатлантический период.

Хотя наше время и началось с роста температуры, но возвращения к теплу начала и даже середины суббореального периода не произошло. В среднем последние 2500 лет были несколько холоднее, чем период 3000-5000 л.н., так что в масштабе всего исторического времени проявляется, скорее, тенденция к похолоданию, несмотря на значительные климатические колебания в течение этого времени.

Рис.1. Колебания температуры относительно современных значений за последние 10-12 тыс. лет

Последние две с половиной тысячи лет были, в свою очередь, очень неоднородными, с довольно резкими колебаниями климата. В результате потепления к первым столетиям нашей эры увлажнение и температура приблизились к современным, а в IV-VIII вв. н.э. климат был несколько теплее (средние температуры на 0,2-0,4°С выше) и суше современного, из-за чего началось сокращение площади торфяников и понижение уровня озёр. В VIII-XIV вв. климат стал мягче, при этом оставаясь тёплым. Этот период, известный также в истории как раннее средневековье, получил название малого климатического оптимума.

Однако он был уже далеко не столь тёплым, как климатический оптимум голоцена 6000 лет назад, но теплее нашего времени. Среднемировая температура превышала нынешнюю примерно на 1°С. В раннем средневековье в Англии и на побережье Балтийского моря выращивали виноград, а викинги освоили Гренландию. Собственно, они и дали ей это название – «Зелёная земля» (green land), которое вряд ли пришло бы кому-нибудь в голову сегодня. С XIV вв. связана новая мощная волна холода, известная как «малый ледниковый период», продолжавшийся до середины XIX века. Поскольку этот период был сравнительно недавно, он оставил мощный след в исторических хрониках и исторической памяти.

В это время средняя температура опускалась до значений почти на 2°С ниже современной – уровня, который был 2500 лет назад, на переходе от суббореального к субатлантическому периоду. Новое потепление фиксируется с конца XIX века. В этот период уже начались регулярные инструментальные метеонаблюдения. С конца XIX века по 1940 г. происходило потепление во всём Северном полушарии, величина которого составила 0,6°С. После 1940 г. до середины 60-х гг. XX века произошло похолодание на 0,4°С, сменившееся новым потеплением, продолжающимся в настоящее время.

В целом же в течение ХХ века глобальная температура воздуха выросла на 0,6°С (с погрешностью измерений примерно 0,2°С). Иными словами, сейчас мы примерно на полпути между холодом малого ледникового периода XIV-XIX вв. и теплом малого климатического оптимума VIII-XIV вв. Интересно сопоставить изменения климата с основными историческими событиями. В этом вопросе неприемлемы категоричные и поспешные выводы, тем не менее, обнаруживается ряд интересных совпадений изменений природной среды и поворотов человеческой истории. Самое начало активного расселения человека по Земле и развития первых государств и цивилизаций пришлось на период с тёплым и влажным климатом – климатический оптимум голоцена. Казалось бы, это вполне естественно.

Однако последующие события показывают, насколько неоднозначны эти зависимости. Можно, при желании, сделать и обратный вывод – о «стимулирующем» действии холода. Также можно сказать, что человеческая цивилизация менялась, следуя, в основном, своей внутренней логике, где изменения климата были, скорее, фоном, чем определяющим фактором. И для этого тоже будут основания. Простор для различных мнений и интерпретаций в этом вопросе очень велик.

История человечества на фоне природно-климатических изменений


Рис.2. Природно-климатические изменения в истории человечества

Глобальное потепление и его влияние на развитие цивилизаций

Действительно, на наших глазах климат на Земле изменился и продолжает меняться повсеместно. Уже более тридцати лет на симпозиумах и конференциях, в печатных изданиях и через средства массовой информации учёные пытаются выяснить и объяснить причины происходящего изменения климата Земли. Эти изменения в основном связывают с, так называемым, глобальным потеплением, которое, по мнению одних, вызывается усилением парникового эффекта, по мнению других – уменьшением отражающей способности снежного покрова Земли, по мнению третьих – повышением активности Солнца, по мнению четвёртых – образованием в атмосфере "озоновых дыр" и т.д. Если прислушаться ко всем этим мнениям, то рядовому обывателю может показаться, что разговоры идут вообще-то ни о чём, поскольку средняя температура в течение двадцатого столетия повысилась всего-то по разным оценкам в пределах от 0,5 до 0,7 градусов. На первый взгляд такие изменения температуры могут показаться незначительными на фоне колебаний температуры в течение года и даже суток.

На основе исследования ледниковых кернов Гренландии или Антарктиды, фосфатов костей вымерших млекопитающих, характера годовых колец многовековых деревьев, донных отложений озёр или истории жизни кораллов учёные пытаются реконструировать климат далёкого прошлого и на основе полученных результатов строить прогнозы изменения климата Земли на тысячи или десятки тысяч лет «ближайшего будущего». Однако при этом они не учитывают, что глобальные потепления, равно как и глобальные похолодания, по-разному влияют на изменение климата на региональном уровне. В одних местах климат становится более теплым, в других - более влажным, в-третьих - более сухим, в-четвёртых - более холодным и т.д. И, пожалуй, самое главное: то, что было хорошо с точки зрения дерева или коралла в далёком прошлом, не обязательно должно было хорошо для человека, которого почему-то больше интересует не климат, а погода и не на ближайшие тысячи лет, а на ближайшие пять, десять, пятьдесят и более лет. Как будет показано ниже, проанализировав историю народов на примерах развития цивилизаций в древние и средние века, можно выявить некоторые закономерности, которые позволят объяснить изменения климатической обстановки в настоящее время, предсказать возможные изменения климата планеты в будущем и прогнозировать дальнейший ход развития земных цивилизаций.

Основу всемирной истории человечества, к сожалению, составляли войны, в результате которых постоянно менялась геополитическая карта мира. На фоне бесконечных войн как-то незаметно, «тихо», порой без вооружённых конфликтов и без должного внимания со стороны историков, происходили события, приводящие к исчезновению одних цивилизаций, государств, народов и возникновению новых.

В начале третьего тысячелетия до н.э. (ориентировочно 30-28 века до н.э.) на Земле возникли, как принято считать, первые цивилизации: шумероаккадская цивилизация в долинах рек Тигра и Евфрат, древняя египетская цивилизация в долине реки Нил, протоиндийская цивилизация в долине реки Инд и царство Троя в Малой Азии. Предполагают, что основателями этих цивилизаций были народы-переселенцы.

Эти цивилизации развивались независимо друг от друга, однако, в период с 22-го по 20-й век до н.э. синхронно претерпели существенные изменения: древний Египет распался на ряд мелких, враждующих между собой, самостоятельных государств; археологи выделили завершение раннего периода развития про­тоиндийской цивилизации; перестала существовать шумероаккадская цивилизация; археологи зафиксировали какие-то трагические события на территории Трои.

Причина - в Европу, Среднюю Азию, Индию и Иран переместились кочевые племена индоевропейской языковой группы. В результате смешения пришельцев с местным населением началось формирование новых этнических групп, которые стали основой формирования новых цивилизаций: Хеттское царство в Малой Азии, царство Митанни и Старовавилонское царство в Мессопотамии, протогреческая цивилизация на Балканском полуострове, на территории Китая - царство Инь и др. На американском континенте на территорию Центральной Америки с севера переселились племена ольмеков.

В период с 13-го по 12 век до н.э. на территориях Западной и Центральной Европы, Средиземноморья и Афроазиатского региона приходят в движение племена и народы, вошедшие в историю под названием «народы моря». В результате старые цивилизации рухнули и на их руинах стали формироваться новые: Нововавилонское царство в Мессопотамии; Новое египетское царство в Африке; на Балканском полуострове древнегреческая цивилизация, получившая названние - Эллада; на восточном побережье Средиземного моря возникло поселение филистимлян - страна Палестина. В среднем течении реки Хуанхе на территории современного Китая переселенцы образовали государство - царство Чжоу. В Центральную и Западную Европу с востока перекочевали племена ариев, на юг Восточной Европы с севера – киммерийские племена. В это же самое время на противоположной стороне земного шара на территорию нынешней Мексики с севера переместились племена сапотеков, а на территорию Перу в южной Америке – народы, создавшие культуры: Чавин, Сан-Агустин и Паракас.

В период с 5-го по 4-й век до н.э. произошло очередное переселение народов планеты. Этот период характеризуется, так называемой, «великой греческой колонизацией» территорий Ближнего востока, прибрежных территорий средиземноморского и черноморского бассейнов, в результате которой впоследствии возникла Римская империя. На территориях Западной и Центральной Европы, на Британских островах и в Малой Азии расселились кельтские племена. На юг Восточной Европы и на территорию юго-восточной Азии с Урала и Сибири мигрировали скифы и сарматы. В Китае возникло царство Цинь. Переселенцы из Китая заселили японские острова. На американском континенте вследствие очередного переселения племён «старые» культуры и цивилизации сошли со сцены, а на их месте возникли новые культуры - Наска, Тиауанако, Теотихуакан и цивилизации народов майя, миштеков и др.

Переселение народов в период с 4-го по 6-й век н.э. вошло в историю под названием «Великое переселение народов». Это переселение историки стали именовать «великим» в связи с тем, что именно оно послужило началом формирования современных европейских народов. «Великое переселение народов» привело к изменению не только этнической, но и политической карты Евразии под влиянием варварских народов, расселившихся на землях бывшей Римской империи, сформировались новые средневековые цивилизации. «Крутой замес народов» на всей территории Евразийского континента произвели племена, пришедшие с севера, вошедшие в историю под названием «готы», с востока, вошедшие в историю под названиями «гунны», и с юга - арабские племена из аравийских степей. В это же время в Китае возникла империя Сун. «Великое переселение народов» не обошло американский континент: возникли цивилизации Тиахуанако, Теотиуанако и Тольтеков, народы майя перекочевали на полуостров Юкатан, миштеки ассимилировали сапотеков, а с севера на территорию Южной Америки переместились племена науа, уари, тайрон и др.

События 12 – 14 веков н.э., происходившие на территориях центральной и восточной Европы, Средней Азии, Юго-восточной Азии и Дальнего Востока евразийского континента, нам - россиянам более известны: нашествие сибирских и среднеазиатских племён во главе с татарами и монголами. На территории Западной Европы – крестовые походы в страны Ближнего востока. В Южной Америке – возникли культуры Чиму и Чибча, обосновались племена аймаров, началось формирование цивилизации инков. В Центральную Америку с севера нашествие воинственных племён, среди которых ацтеки, положившие конец владычеству тольтеков. На территории Мексики обосновались племена отоми, на полуострове Юкатан сформировалось майя-тольтекское государство. На территории Северной Америки пришли в движение племена ирокезов, могавков, сенеков и др.

На основании анализа причин, вызвавших великие переселения народов в прошлом, можно выявить некоторые закономерности и сделать следующие выводы:

1. В масштабах планеты чётко просматривается довольно стабильная цикличность великих переселений народов, при этом длительность цикла, поскольку она пока точно не определена, находится в диапазоне от 800 до 850 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что такие переселения в масштабе планеты происходили, на первый взгляд, стихийно, а фактически – одномоментно, «организованно», как будто по команде или мановению дирижёрской палочки.

2. С цикличностью 800 - 850 лет, связаны и другие события планетарного масштаба, о которых пойдёт речь в следующих статьях.

3. Сам факт массового схода конкретного народа с обжитой территории говорит о том, что на этой территории условия жизни ухудшились настолько, что он был вынужден мигрировать в поисках места, пригодного для лучшей жизни.

Конечно, по-разному складывались отношения между переселенцами и местным населением. Кого-то изгоняли с насиженных мест, с кем-то уживались, кому-то оказывали сопротивление. Где-то переселенцы оказывались в большинстве, где-то они уступали в численности местным жителям. В процессе общения переселенцев и местного населения формировалась новая культура, рождался новый язык, происходило кровосмешение, устанавливались новые взаимоотношения между людьми, в результате чего возникали новые нации, языки и культуры, которые в конечном итоге становились основой формирования новых цивилизаций.

Причиной, побуждающей народы планеты к массовому переселению по свидетельствам письменных источников, сказаний, легенд, летописей, археологических исследований и т.д., было изменение как климатических, так и экологических условий жизни.

Наблюдаемые в настоящее время изменения климатических условий на региональном уровне (засухи, наводнения, землетрясения, похолодание, жара и т.д.) вызваны глобальным потеплением Земли и, как мне представляется, «запланированы природой». Следует обратить внимание на тот факт, что после событий 12 – 14 веков н.э. мы, волею судьбы, родились и живём в период, который по времени совпал с пиком очередного цикла 800 – 850 лет, который в дальнейшем целесообразно именовать «глобальный климатический цикл, равный 825 лет». Следующее глобальное изменение климата Земли, связанное с очередным глобальным потеплением, по всей вероятности, произойдёт в районе 2900 - 3000 годов.

Климатическая обстановка Земли в 20 – 22 веках, по-видимому, будет аналогична климатическим обстановкам 4 - 6 и 12 – 14 веков н.э. Поскольку человечество уже не раз пережило глобальные потепления Земли, то и на этот раз оно его переживёт, к сожалению, не без потерь и преобразований. В связи с этим необходимо отметить безнравственное и порой не совсем этичное поведение некоторых «учёных», которые через средства массовой информации либо пугают людей предстоящим апокалипсисом на фоне глобального потепления Земли, либо убеждают людей в том, что ничего с климатом не происходит, либо пытаются внушить мысль, что грядёт не глобальное потепление, а глобальное похолодание, не приводя при этом вразумительных пояснений. Конечно глобальное похолодание наступит примерно через 400 лет только после того, как завершится процесс глобального потепления.

Сегодня трудно поверить, но народам Земли в течение 21 – 22 веков (после событий 12 – 14 веков с учётом очередного «глобального климатического цикла длительностью 825 лет») предстоит пережить очередное «великое переселение народов». В результате очередного переселения народов сообществу предстоит преодолеть более серьёзные социальные и политические последствия этого переселения по сравнению с теми, которые пережило человечество в прошлом. В настоящее время в СМИ открыто ведутся разговоры о третьей мировой войне за перераспределение ресурсов, об антропогенном воздействии на экологию и климат Земли, о перенаселении планеты и т.д.

Необходимо отметить, что переселение народов в страны Западной Европы, американского континента и в Россию уже идёт. Волею судьбы мы живём в эпоху перемен. Если в глобальном масштабе произойдёт миграционный обвал, то в 23-м веке наши потомки будут жить совсем в другом мире, а человечеству в целом придется в очередной раз адаптироваться к произошедшим изменениям. Наступит новая эра и будет запущен очередной виток в развитии земных цивилизаций.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова эпоха

эпоха в словаре кроссвордиста

эпоха

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

эпоха

ж. греч. историческое. историческое, важное событие, происшествие, от которого считают новый исторический период; рубеж, раздел; а период: срок, пора, отдел.

Астрном. средняя гелиоцентричная долгота планеты в данное время.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

эпоха

эпохи, ж. (греч. epoche - остановка).

    Промежуток времени выделяемый по тому или иному характерному явлению, событию и т. п. (книжн.)....Мы живем теперь в эпоху войн и революций... Сталин. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Сталин. Мы завершили в основном целую эпоху строительной работы, чтобы вступить в новую эпоху, в эпоху постепенного перехода от социализма к коммунизму. Молотов (Вступительная речь на XVIII съезде ВКП(б)). Эпоха феодализма. Эпоха капитализма. Эпоха великих открытий. Теория Эйнштейна сделала (или составила) эпоху в истории физики. С именем Пушкина связана целая эпоха в истории русской литературы.

    Подразделение геологического периода (геол.). Верхняя эпоха мелового периода мезозойской эры.

    Момент, с к-рого начинают исчислять движение светила (астр.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

эпоха

И, ж. Длительный период времени, выделяемый по каким-н. характерным явлениям, событиям. Геологические эпохи. Э. феодализма. Героические эпоха русской Система чьих-н. взглядов на искусство. Э. Чернышевского. 3. Красота, художественность в оформлении, организации чего-н. Э. производства. Э. быта. Э. одежды. Техническая э. (дизайн).

прил. эстетический, -ая, -ое. Эстетические теории.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

эпоха

    ж. Длительный промежуток времени, выделяемый по каким-л. характерным особенностям и характеризующийся выдающимися событиями или явлениями.

    ж. Подразделение геологического периода (в геологии).

    ж. Момент, с которого начинается исчисление движения какого-л. небесного тела (в астрономии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эпоха

ЭПОХА (в геологии) единица относительной геохронологической шкалы, соответствующая времени образования отложений геологического отдела.

эпоха

ежемесячный литературный и исторический журнал, 1864-65, Санкт-Петербург. Развивал идеи почвенников. Издатели - М. М. Достоевский, затем Ф. М. Достоевский.

эпоха

ЭПОХА (от греч. epoche, букв. - остановка) промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий какие-либо характерные особенности.

Эпоха

«Эпоха»,

Эпоха

«Эпоха», русский ежемесячный литературный и политический журнал, издававшийся в Петербурге в 1864≈65 М. М. и Ф. М. Достоевскими взамен их же журнала «Время» . В «Э.» публиковались Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и др. Журнал проводил идеи почвенничества, близкие программе славянофилов. Полемизировал с «Современником» и «Русским словом».

Лит.: Нечаева В. С., Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха». 1864≈1865, М., 1975.

Википедия

Эпоха (группа)

«Эпо́ха» - российская хеви-метал -группа, основанная в 2007 году в городе Электростали. Отличительной чертой «Эпохи» является наличие не одного, а двух вокалистов в составе, что позволяет экспериментировать команде с диалоговыми вариациями исполнения текста.

Эпоха (журнал)

«Эпоха» - литературный и политический журнал братьев Михаила Михайловича и Фёдора Михайловича Достоевских. Издавался в 1864 - 1865 годах, стал преемником журнала « Время ».

Эпоха (астрономия)

Эпоха в астрономии - момент времени, для которого определены астрономические координаты или элементы орбиты . Астрономические координаты могут быть пересчитаны из одной эпохи в другую с учётом прецессии, а также собственного движения. В случае орбитальных элементов необходимо принимать во внимание воздействия других тел, чтобы вычислить орбитальные элементы для других моментов времени.

Эпоха (значения)

Эпоха: - длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. В истории это период, «меньший, чем эра »; например, эпоха Возрождения.

  • Планковская эпоха - единица хронологии Большого Взрыва в космологии.
  • Геологическая эпоха - единица геохронологической шкалы, часть геологического периода.
  • Эпоха - момент, с которого начинают исчислять движение астрономического светила.
  • « Эпоха » - петербургский ежемесячный литературно-политический журнал, издававшийся в 1864-1865 году братьями Фёдором и Михаилом Достоевскими взамен их журнала « Время ».
  • « Эпоха » - российская хеви-метал-группа
  • « Эпоха » - фантастический телефильм
  • « Эпоха » - российский универсальный боевой модуль боевых машин пехоты и десанта.

Примеры употребления слова эпоха в литературе.

В золотую эпоху нашего ордена, если аббат оказывался не из аббатского теста, - один кубок подслащенного вина, и вакансия свободна.

Что изменилось, так это выделение определяющего ценности действия: если до сих пор интенсивность абсолютизации касалась общей ценности христианского Органона, то теперь радикальность самоутверждающейся логики, строгость ее автономии сепаратно подчинена каждой отдельной области, каждая из этих отдельных областей абсолютизировалась в собственную область ценностей, в мире появилась та стремительность, рядом с которой независимо и самостоятельно должны существовать абсолютизированные области ценностей, та стремительность, которая придала эпохе Возрождения характерную для нее окраску.

Именно он есть порождение того абсолютизирования человеческого субъекта, которое зародилось в эпоху Возрождения взамен средневекового абсолютизирования личности более высокой, чем человек и весь мир, и даже их сотворяющей.

Сущность романтизма поэтому заключалась, во-первых, в том абсолютизировании человеческого субъекта, которое началось еще в эпоху Возрождения, а во-вторых, в преодолении этой абсолютизации путем расширения человеческого субъекта до космических размеров или по крайней мере до проповеди фантастического ухода в бесконечность для достижения имманентно переживаемой универсально-мировой действительности.

Правда, в Септуагинте сохранилась легенда о том, что Аввакум жил в эпоху плена.

Мы уже видели, что пророк Иеремия, величайший проповедник эпохи Иосии, был не слишком горячим сторонником моноцентризма, а Софония, Наум и Аввакум не говорят о нем ни слова.

Заметим также мимоходом, что эпоха , описываемая нами, была свидетелем развития алгебры, сравнительно абстрактного отдела математики, посредством соединения менее абстрактных отделов ее, геометрии и арифметики, - факт, доказанный самыми древними из дошедших до нас проявлений алгебры, наполовину алгебраических, наполовину геометрических.

И ключевым в эпоху ту оказалось то, что стояло за Москвою, медленно и трудно прорезываясь и восставая в тишине и укромности, о чем Сергий хлопотал в лесах и чего Алексий добивался в Константинополе.

Время Темных Сил - это целая эпоха катастроф, по сравнению с которыми Ампер и Эльсим кажутся мелкими неприятностями.

При возвращении в свое время его снабдят небольшим арсеналом, но в случае командировок в другие эпохи явные анахронизмы разрешались только в крайних случаях.

Из кошелька на поясе Эверард вытащил несколько анахронизмов, что он позволил себе взять в эту эпоху : трубку, табак, зажигалку.

Любой важный термин, любой характерный оборот становятся подлинными элементами нашего познания лишь тогда, когда они сопоставлены с их окружением, снова помещены в обиход своей эпохи , среды или автора, а главное, ограждены -- если они долго просуществовали -- от всегда имеющейся опасности неправильного, анахронистического истолкования.

Замысел Анненкова состоял в том, чтобы показать не только Гоголя-человека, но и его среду, эпоху во всем их сложном и многообразном взаимодействии.

Теперь же, когда Пушкин, Гоголь, Белинский, Тургенев, Толстой, Достоевский из лиц, существовавших в действительности, превратились в элементы возвышенного и стройного, детально разработанного мифа, жизнь Анненкова представляется нам ослепительным фейерверком, трепетным светом которого озарилась для нас целая эпоха , самая насыщенная и полнокровная эпоха в истории русской культуры.

Эти слова порождены эпохой , однако Анненский - один из немногих, кому удалось не только декларировать, но и осуществить этот принцип.

Русальная неделя

народно-христианский

Троицкая неделя, Проводы русалок, Зелёная, Ярилина, Гряная неделя, Вредная (полес.), Кривая (полес.)

Всесвятская неделя (церк.)

Отмечается:

славянами

50–55 дни начиная с Пасхи

В 2015 году:

В 2016 году:

Празднование:

народные гуляния, выносят за деревню троицкую берёзку. Обряды: «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождения коня», «Проводы весны»

Традиции:

запрет на работы

Русальная неделя (также Троицкая неделя, Проводы русалок ) - в славянском народном календаре троицкая (начиная с Троицы), реже - предшествующая Троице неделя. Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: Вынос троицкой берёзки, «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны».

Другие названия

Неделя: рус. Троицкая неделя, Троицкие святки , Зелёные святки , Проводы русалок, Зелёная, Ярилина, Гряная , Всесвятская неделя, Неделя Святой Троицы ; полес. Вредная, Кривая неделя ; Греная (неделя), Играная неделя, Марасальный тыждень, Проводная (неделя), Русальный тыждень, Святая неделя, Святкая (неделя), Святки, Святый тыждень, Сухий тыждень, Тровецкая неделя, Троецкие святки, Троецкий тыждень, Троечная неделя, Троечный тыждень, Троица, Тройчаная неделя ; укр. Русальний тиждень, Русальниця ; серб. Русалиjска недеља .

Понедельник: Духов день, День Духа; «Богодухів день» (укр.), «Розигри» (укр.); Троица (воронеж.); Именины Земли (вят.), Земля именинница (тамб., сиб.); Провожание русалок (рязан.); Русальница, Иван-да-Марья, белор. Брэзжыны ; полес. Дух, Купальный день, Святый Дух, Троица ; серб. Други дан Духова, Други дан Троjица, Друга Троjица .

Вторник: Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, Вода именинница, День воды, Кострома, Проводы Весны, Родительский день (воронеж.), Скорбящая (воронеж.), Семик (воронеж.), Ярилин праздник, полес. Кiнскiй Велык-день, Брюхо, Конский великдень, Сухиндень, Сухиндый, Сухинды, Троечка, Троечник , Вялікадзень мёртвых , укр. Духов день , серб. Трећи дан Троjица, Трећа Троjица, Водени утора .

Среда: Градобой, Градобойный день, Градовой день, Бураломы, Сухая среда, белор. Градавая серада , Градабой, Серада Русаль .

Четверг: Русальская пасха, Киселёв день, белор. Сухі чацвер , Наўскi, Намскi, Сухi чацвер, Наўская Тройца ,

Суббота: белор. Летнія Дзяды (слуцк.).

Обычаи

Русальная (Троицкая) неделя у южных и восточных славян является ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает весьма протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища.

В календаре балканских и восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» или «нечистых» покойников (главным образом умерших девушек и малолетних детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели. Именно этим внутренне мотивирован хрононим «Русалчин Великдень», означающий период временного воскресения русалок (ср. другое название русального четверга - Навская Троица, также имеющее поминальную семантику). В Полесье вся неделя была посвящена утопленникам.

По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки». В иных местах русалки «возращаются» на «тот свет» на Аграфену Купальницу или Февронию Русальницу.

Проводы русалок

В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны», а в Твери хоронили Ярило. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок .

Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы вообще семицкой обрядности призваны вызвать плодородие земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета - критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом, как показывают исследователи, являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями.

Вождение «Русалки-коня»

В середине XIX века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губ, молодёжь отмечала «проводы русалки», которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».

Подобный обряд «вождения русалки» бытовал в с. Оськино Хохольского района Воронежской области. «Водили русалку» в Русальское заговенье. Русалкой-конём рядились двое мужчин, им на плечи клали лестницу и накрывали сверху материей, делали хвост из конопли. Стоящий впереди держал в руках вилы, на которых была прикреплена лошадиная голова, с рогами (ушами) и бородой из конопли. Руководители проводами специалисты-«русальщики», которые и делали коня. Один из них был «вожак» в глиняной маске. Вёл русалку ряженый «цыган» с кнутом. Иногда водили двое-трое: один вёл за узду, другой шёл с плёткой, третий - «цыган». Иногда с ними шла женщина-«цыганка», она всем гадала и за гаданье просила награду. «Русалка» плясала, за людьми бегала, бодалась. Процессия обходила всё село. Подойдя к дому, «Русалка» била рогами в ворота, ложилась и не уходила, пока ей не дадут подарок (яйцо, кусок мяса, конфеты). Того, кто не даст подарок, русалка грозилась забодать. Женщины и дети приговаривали: «Русалушка, русалушка, боюсь я тебя, забрухаешь ты меня». Подарки собирали 3-4 женщины с вёдрами. Ряженые водили хоровод вокруг русалки, приплясывали. Одевались как можно смешнее. Женщины одевали понёвы, яркие кофты, цветастые платки, лапти, мазали брови сажей, красили щёки свеклой. Сопровождали процессию женщины, которые исполняли песню «В лелей холоду». Иногда на дороге встречались две русалки. Они начинали драться друг с другом. Русалка могла упасть, и тогда её отливали, поливая из чайника водой. Во время «вождения русалки» разыгрывались весёлые сценки, конь-русалка плясала, бросалась на людей, как бы давя их, и т. п., кончалось же всё её смертью: конь-русалка валился на бок и поднимал вверх ноги, а народ разрушал его, растаскивал всё в разные стороны, разбивал глиняную маску, деревянный же остов коня, вилы, на которых держалась голова, и узду убирали и сохраняли до будущего года. После того, как всё село обошли и набрали подарков, русальщики заходили в какой-нибудь дом и готовили обед. Все участники обедали, пели песни, веселились, плясали.

Похороны Костромы

В XIX веке в Муромском уезде похороны Костромы справляли парни и девицы. Собравшись, они делали соломенное чучело Костромы, одевали его в платье или просто перевязывали веревками. Затем Кострому с песнями относили на берег озера или реки. Здесь все компания разделялась. Одни охраняли чучело: они становились в круг, кланялись Костроме и «производили перед ней разные телодвижения». Другие нападали на первых и старались похитить Кострому. Завязывалась борьба. В конце концов удавалось захватить чучело. С него срывалось платье, верёвки, чучело разрывалось, солому топтали и бросали в воду со смехом. Первая сторона «горевала», «производила заунывный вой», «оплакивала погибель» Костромы. После обе стороны вместе с весёлыми песнями и танцами возвращались в село.

В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:

Поговорки и приметы

  • «Пока жито цветёт, русалки в жите ходят» (полес. Пакуль жито красуе (то есть цветёт), русалки у жите ходять ).
  • Невестится невеста, а будет ли толк - Bce-Святые скажут.
  • Святая неделя - красная, Всесвятская - пёстрая.
  • Все Святые с одним богатырём - Ярилой борются, совладать не смогут.
  • Ярило яровые ярит.
  • На Ярилу пьёт баба, на Купалу опохмеляется.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения