Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект фронтального логопедического занятия домашние животные. Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "домашние животные

Индивидуальное логопедическое занятие для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи I уровня на тему «Домашние животные»

Цель: активизация и расширение словаря по теме «Домашние животные»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширить и углубить представления детей о домашних животных.

Коррекционно-развивающие: - развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику; - совершенствовать грамматический строй речи; - развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательные: - прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы, картинки с изображением домашних животных и их детенышей; картинки с изображением корзинки, будки, сарая, клетки; книга со звуковым модулем «Наши голоса. Домашние животные».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуй, Костя! Я получила конверт от бабушки Вали и дедушки Миши. Давай откроем с тобой конверт и посмотрим что там внутри (логопед открывает конверт и достаёт письмо в виде паззлов).

Что это? Какие-то кусочки бумаги. Давай попробуем собрать «детали», чтобы понять что это (ребёнок собирает паззлы).

Это письмо! Тут написано, что дедушка Миша и бабушка Валя приглашают нас в гости. Мы с тобой поедем в деревню на машине, которая называется такси (логопед выставляет картинки с изображением машины, бабушки и дедушки).

Поехали! (звучит музыка из песни «Бибика» - Волшебники Двора, а логопед и ребёнок имитируя движение руля, проходят круг по кабинету и возвращаются на свои места).

Вот мы и приехали! Кто нас встречает? (ребёнок отвечает на вопрос логопеда).

Бабушка Валя и дедушка Миша хотят тебя познакомить с животными, которые у них есть. Но все животные испугались и спрятались в свои «домики» (выкладываются картинки с изображением: корзинки, будки, сарая, клетки) . А для того, чтобы животные вышли из своих «домиков», тебе нужно отгадать загадки.

II. Сообщение темы.

1. Отгадывание загадок.

Отгадав загадки, ты узнаешь, не только какие животные есть у бабушки и дедушки, но и какие звуки они издают.

1) Мягкие лапки, на лапках царапки. (Кошка).

2) С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака).

3) Живёт она у нас в хлеву,

Жуёт и сено, и траву,

И молоко попить даёт.

Так кто её мне назовёт?

4) Хвост крючком, Нос пяточком. (Свинья).

5) Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.(Осел)

6) В эту живность, как ни странно,

Гвоздь забить совсем легко

Но она не деревянна,

И гарцует: «И-го-го!»

7) Ведь я «женщина», поверьте,

А обзывают «дерезой».

Молоко даю я детям

И зовут меня … .

8) Это что за братцы

На лугу резвятся?

В теплых шубках - в летний день!

Спрятались хотя бы в тень!(Бараны) - Какие это животные? (домашние)

Как человек заботится о них?

Какая от них польза?

III. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мелкой моторики.

1. Работа с книгой со звуковым модулем «Наши голоса. Домашние животные».

Костя, посмотри какая у меня книжка. Она не простая, а говорящая. Здесь есть кнопочки с изображением домашних животных (далее, логопед предлагает ребёнку поиграть с этой книжкой. Логопед нажимает на кнопку (например, с изображением коровы), а ребёнок должен угадать по звуку кто это).

2. Упражнение «Продолжи предложение»:

3. «Что общего и чем отличаются?»:

Посмотри внимательно на картинку и скажи, что общего и чем отличаются кошка и собака? коза и корова?

4. Физминутка «Теленок».

Немножко отдохнем - выполним упражнение «Теленок»: Му-му - я рогатый. (2 раза подпрыгнуть, показать пальцами рожки) Му-му - я хвостатый. (2 раза подпрыгнуть, показать одной рукой хвост) Му-му - я ушастый. (2 раза подпрыгнуть, показать уши) Му-му - очень страшный. (2 раза подпрыгнуть, испугать) Му-му - испугаю. (2 раза подпрыгнуть, испугать) Му-му - забодаю. (2 раза подпрыгнуть, бодаться)

5. Работа по карточкам (на развитие зрительного внимания).

Костя, у домашних животных случилась беда. Их детёныши разбрелись по двору, а теперь не могут найти своих мам. Давай поможем малышам отыскать своих мам (логопед предлагает ребёнку положить картинки с малышами на картинки с изображением их мам).

6. Пальчиковая гимнастика:

Упражнение «Кошка» (пальцы сжаты в кулак, гладим руку от кулачка до локтя). -Киса, кисонька, кисуля! Позвала котенка Юля. - Не спеши домой, постой! И погладила рукой.

7. Рисование любимых домашних животных.

Сейчас ты должен расскрасить свое любимое домашнее животное.

IV. Итог занятия.

О каких животных мы говорили сегодня на занятии? - Как человек заботится о них?

Фаина Колесникова
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР II уровня по лексической теме «Домашние животные»

Тема : Заучивание двустиший.

Лексическая тема : Домашние животные .

Задачи : учить повторять и договаривать двустишия, пополнить активный словарь названиями домашних животных .

Развивать психические процессы, общую и мелкую моторику. Воспитывать интерес к жизни домашних животных .

Оборудование : предметные картинки с изображением домашних животных ,

шапочки-маски медведя и зайца, пособие «Разрезные картинки» , компьютер, флешка «мерсибо» .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

На столе картинки с изображением домашних животных : кот, собака, коза, корова.

Логопед : Алена, угадай, о ком я говорю :

У него пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы (кот) ;

Она лает, кусает, и дом охраняет (собака) ;

Она белая, пушистая с рожками (коза) ;

Она большая, рогатая, всем дает молоко (корова) .

2. Заучивание двустиший с использованием картинок.

«Мяу! Мяу!» - рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» -лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

«Ме! – кричит коза сердито. –

Это не мое корыто!»

«Му! Му! Му!- кричит корова. -

Забодаю Катю с Вовой!»

3. Развитие движения кистей рук.

Выполнять движения рук по тексту :

Ладошки вверх,

Ладошки вниз.

А потом их на бочок,

И зажмем их в кулачок.

4. Развитие общей моторики.

У медведя дом большой. Ой! Ой! Ой!

А у зайца маленький. Ай! Ай! Ай!

Наш медведь пошел домой. Ой! Ой! Ой!

Да и крошка- заинька. Ай! Ай! Ай!

5. Развитие психических процессов.

Упражнение сложи разрезную картинку с изображением животного из 3х частей .

6. Развитие слухового внимания.

Компьютерная игра «Угадай, кто кричит» (игры на флешке «Мерсибо» ).

7. Итог занятия .

Положительная оценка работы ребенка .

Публикации по теме:

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по лексической теме «Продукты питания» Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по лексической теме «Продукты питания» Линник Ирина Владимировна, учитель-логопед,.

Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» 2 неделя ноябряДомашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок,.

Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, сенсорному и социальному развитию, формированию.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли,.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда» для детей младшей группы с ОНР 1 уровня Развитие предпосылок речи у не говорящих детей. Лексическая тема «Одежда». Тема «Маленькие помощники» Составила учитель-логопед Азанова.

Конспект логопедического занятия

Конспект занятия логопеда «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • пополнить и системати­зировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
  • уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теле­нок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, коз­ленок, свинья, поросенок, кролик, крольчонок; ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
  • автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:
развивать связную речь, ре­чевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мыш­ление, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бе­режное отношение к природе.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание фотографий с изоб­ражениями домашних животных.
  2. Подготовка загадок о домашних животных.
  3. Разучивание подвижной игры «Кони».

Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие мелкой мо­торики, тактильных ощущений

Звучит музыка «Подворья»
- Я предлагаю вам отправится в путешествие.
А к кому мы пойдем, вы определите сами.
- Найдите, кто здесь спрятался.
По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.
В контейнере среди фасоли спрятаны пластиковые фигурки до­машних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.

2. Повторение

Кто же это? (животные)
- Как называют этих животных? (домашними животными)
- Сегодня мы в гостях у домашних животных и будем говорить о них.
- А почему их называют домашними?
(Домашние животны­е живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку).
- Значит, какие они? (полезные, нужные)



3. Слоговой анализ слов

Разделите на слоги название своего животного

4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множестве­ного числа в родительном падеже)

Игра «Есть - нет»

А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
- Давайте сыграем в игру «Есть-нет» . Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:

  1. У меня есть кошки.
  2. А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
  3. А у меня нет свиней, но зато есть козы.
  4. У меня нет коз, но зато есть коровы.
  5. У меня нет коров, но зато есть овцы.
  6. У меня нет овец, но зато есть собаки.
  7. У меня нет собак, но зато есть лошади.

Каких еще домашних животных вы знаете? (кролик, верблюд )

5. Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо»

Из всех домашних животных - кошка - является самым загадочным и таинственным существом:

Хитрая, но в то же время доверчивая.
Хищная, но при этом нежная и ласковая.
Домашняя, но в какой-то мере дикая.
Она предана своему хозяину. И одновременно - свободолюбивое животное.
Её не заставить делать то, что она не хочет.
А если захочет что-либо - сама к вам придёт!

И это удивительное животное предлагает нам выполнить задания, двигаясь по этому маршруту.

- Какая фигура на схеме первая? (красный квадрат)
- Найдите эту фигуру. Отгадайте загадку.


- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее доб­рые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)
- Как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Как корова подает голос? (Она мычит - мууууу)
- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу

Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Будем произносить Мууууу….

  • с постепенным усилением силы голоса
  • с ослаблением силы голоса

- Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше? (желтый треугольник)

6. Слого-звуковой анализ слова

Отгадайте, кто спрятался здесь.
(Ребенок загадывает заранее подготовленную загадку)

- Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит - овес. (Это лошадь)
- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)

- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца)
- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)

- Куда нам двигаться дальше? Будьте внимательны! После треугольника коробочки и мяч. (Сначала к коробочкам)
- Найдите их. Нам нужно выполнить задание: сделать схемы к словам.
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать, из какой коробки вы будете выполнять задание. В этой коробке самые трудные слова, в этой полегче, а этой - самые простые.

  1. Мышка, кошка, баран
  2. Кони, лапа, ноги
  3. Бык, кот, нос

Проверка работы, оценка.
- Посмотрите на схему маршрута.

Вместо геометрической фигуры - нарисован мяч.

7. Совершенствование грамматического строя речи

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Давайте поиграем в мяч.

Игра называется «Скажи наоборот» . Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.

  1. Конь большой, а кот… …маленький.
  2. У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
  3. Бык сильный, а теленок… …слабый.
  4. Лошадь высокая, а собака… …низкая.
  5. Кошка послушная, а котенок… …озорной.
  6. У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
  7. Собака большая, а щенок … … маленький.

- Посмотрите на схему, куда нам нужно отправляться дальше? (человечек в движении)

8. Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением

Давайте отдохнем.

9. Развитие психических процессов, слоговой анализ

Игра «Найди лишнего»

Дети загадывают заранее подготовленные загадки о свинье, козе, собаке.

Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
- Как называется детеныш?

Кто это? Она не очень большая. Она бывает белая, серая, черная, пятнистая. Она дает молоко. У нее есть рожки. Она любит прыгать, бодаться. (Это коза)
- Как называется детеныш?

Кто это? Она может быть разного размера - от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо. (Это собака)
- Как называется детеныш?

Найдите, какое животное лишнее?
Сова, свинья, коза, собака
Сова - птица
Коза - начинается на другой звук.
Собака - три слога, а в других два.

Если будут затруднятся:
- Посчитайте, сколько слогов в словах
- На какой звук начинаются слова?

10. Развитие мелкой моторики

Картон, пластилин. Подготовлены кусочки пластилина:
большой, средний, маленький, два крошечных. А также готовые глазки и усики.

- Вы хорошо справились с этим заданием. Пока мы с вами работали, посмотрите кто у нас появился? (Кошка)
- Какая кошка? (Грустная)

- Как вы думаете, почему она грустная?
- Давайте слепим ей котят. Ведь у кошек обычно бывает много котят.

Посмотрите, перед вами тоже кусочек ночи и пластилин.
- Возьмите самую большую часть. Давайте скатаем шарик. Помните, как мы это делаем - рисуем на ладошке круг. Получился шарик. Покажите шарики на ладошке.

А теперь давайте сильно сожмем ладошки. Что получилось? (круг)
- Давайте прикрепим его к середине своего листочка.

Аналогично вторую часть.
- А теперь возьмите третью. Катаем шарик. Теперь катаем колбаску, жгутик. Возьмите пальчиками и согните в дугу.
- Как вы думаете, что это может быть? (хвостик)

- Где он может быть? Прикрепите его - там, где вам больше нравится.
- Осталось две маленькие части. Как выдумаете, что это может быть? (ушки)

- Катаем шарик, делаем круг, а теперь немного прищепнем пальчиками уголки. У кошки ведь ушки треугольные. Прикрепите к листу.
- Сделайте последние штрихи: глазки и усы.

11. Развитие связной речи

У вас получились замечательные котята. Кошка очень довольна.
- Расскажите, что делают ваши котята?

Мой котенок слушает шорохи. Пушистый котенок спит. Котенок внимательно прислушивается, не скребется ли где-нибудь мышь. Голодный котенок пьет молочко. Довольный котенок любуется звездами. Мяукает, мурлычет, ловит, умывается, играет.



12. Итог

Чем мы занимались? Что расскажите маме о сегодняшнем путешествии?
- Меня сегодня особенно порадовали…


Конспект совместной деятельности с детьми старшей логопедической группы учителя-логопеда «Откуда хлеб пришел?»

Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, посредством активизации и уточнения лексики и практического овладения грамматическими формами.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: обогащение и активизация словаря по теме; упражнение в подборе родственных слов к слову хлеб , в образовании относительных прилагательных, составлении предложений, согласовании существительных с числительными.
  2. Коррекционно-обучающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, а так же мышления, памяти, внимания.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно, воспитание уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.

Оборудование:

  • перчатки – «червячки» по количеству детей,
  • предметные и сюжетные картины по теме,
  • хлеб разных сортов,
  • доска с песком,
  • набор игрушечных машин,
  • лейки с водой по количеству детей,
  • семена пшеницы,
  • игрушка — солнышко,
  • проросшая пшеница,
  • игрушечные хлебобулочные изделия,
  • сумочки по количеству детей,
  • карточки с цифрами от 1 до 5.

Недирективные приемы:

  • опосредованное обращение («червячки»);
  • расположение педагога на одном уровне с детьми;
  • проблемные вопросы, ответы на которые дети находят сами, используя знания из «актуальной зоны развития» и с помощью педагога расширяя «зону ближайшего развития;
  • предоставление детям возможности выбора;
  • прямой контакт с материалами (семена пшеницы, песок, вода, молодые ростки пшеницы, готовый хлеб);
  • использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (песок, вода);
  • включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • свободное общение и перемещение;
  • «я — сообщения» (итог деятельности).

Игровые приемы:

  • артикуляционная гимнастика в форме сказки о «червячках»;
  • передвижение по картинкам;
  • игра в «хлеборобов»;
  • игра с мячом;
  • игра в «магазин».

Ход занятия

Логопед с детьми проходят в кабинет, здороваются с гостями и располагаются на ковре. На ковре лежат разноцветные перчатки с пришитыми глазами – «червячки».

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Кто это сегодня у нас в гостях?
Дети: Червячки! Дети и логопед надевают перчатки на руку.

Логопед: Червячки, а где вы живете?
Дети (от имени червячков): В земле.

Логопед: А что вы там делаете?
Дети: Мы ползаем, рыхлим, делаем землю мягкой, плодородной. В такой земле хорошо растут все растения.

Логопед: А вы знаете, ребята, червячки очень весело проводят время. С утра они качаются на качелях (упражнение «Качели»), затем пьют чай из красивых чашек (упражнение «Чашечка»). После чаепития червячки обязательно чистят зубы (упражнение «Чистим зубы»). А потом весь день катаются на лошадках (упражнение «Лошадки).

Дети выполняют упражнения, дублируя движения языка движениями руки в перчатке.

Дети и логопед: Спасибо вам, червячки! до свидания! Снимают перчатки.

2. Объявление темы занятия

Логопед: Сколько дел мы успели сделать за утро! А вы, ребята, что делали утром?
Дети: Играли, ехали в детский сад, разговаривали с мамой, завтракали.

Логопед: А что сегодня у вас было на завтрак?
Дети: Каша, булочка с маслом, чай с молоком.

Логопед: Скажите, а хлеб вы едите только на завтрак?
Дети: Нет, на обед и на ужин

Логопед: А что вы можете сказать о хлебе?
Дети: Хлеб – это очень вкусный и сытный продукт.

Мы его едим каждый день.
Мы едим хлеб на завтрак, на обед и на ужин.
Хлеб есть в каждом доме.

Логопед: Но перед тем как попасть к нам на стол, хлеб проходит очень долгий путь. Хотите узнать, как выращивают и готовят хлеб?
Дети: Да!

Логопед: Сегодня вы узнаете, откуда хлеб пришел.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Подбор родственных слов»

Логопед предлагает детям тарелку с маленькими кусочками хлеба разных сортов . Дети пробуют хлеб.

Логопед: Ребята, вам нравится хлеб? Какой он?
Дети: Вкусный, мягкий, ароматный, пышный, хрустящий, сладкий.

Логопед: Как можно сказать о хлебе ласково?
Дети: Хлебушек.

Логопед: Слово хлебушек – это родственник слова хлеб?
Дети: Да.

Логопед: Какие еще слова-родственники есть у слова хлеб? Картинки вам помогут.

Дети вместе с логопедом проходят за стол, на котором лежат картинки. Каждый ребенок выбирает картинку и подбирает родственное слово: хлебница, хлебозавод, хлебные (крошки), хлебцы. Последняя картинка – тракторист на тракторе .

Логопед: Кто изображен на картинке?
Дети: Тракторист.

Логопед: Слово тракторист родственное к слову хлеб?
Дети: Нет.

Логопед: Как по-другому можно назвать человека, который работает для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Хлебороб.
Логопед: Верно.

4. Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба

На ковре по порядку разложены картинки, изображающие вспашку земли, посев семян, дождь над полем, солнце над полем. Дети идут, поднимая и рассматривая по одной картинке.

Логопед: Какой первый шаг нужно сделать хлеборобам, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Вспахать поле.

Затем нужно посеять семена пшеницы или ржи.
Нужен дождь и солнце для того, чтобы семена взошли.

Двигаясь за картинками, дети подходят к доске с песком. Рядом расположены игрушечные трактора, разные виды транспорта,

Логопед: А вот и наше поле. Что нужно хлеборобам для того, чтобы выращивать хлеб?
Дети: Трактор, комбайн, семена, машины.

Логопед: Ну что же, хлеборобы, за дело!

Дети выбирают себе нужный транспорт, объясняют свой выбор. Затем дети катают свои трактора по песку «вспахивая поле».

Логопед: Наше поле вспахано. Что же нам делать дальше?
Дети: Посеять семена пшеницы или ржи.

Дети «сеют» семена.

Логопед: Что-то наши семена долго не всходят. Может быть, им чего-то не хватает? Как вы думаете, ребята?
Дети: Нужен дождик и солнечное тепло.

Дети берут лейки с водой и поливают поле, игрушкой-солнышком «согревают» землю.

Логопед: Вот и показались всходы пшеницы. Логопед демонстрирует молодые всходы пшеницы. Дети рассматривают, трогают .

Логопед: Можно из этих всходов приготовить хлеб?
Дети: Нет.

  1. Всходы превращаются в колосья.
  2. Колосья созревают.
  3. Зерно спеет, наливается.

5. Лексико-грамматическое упражнение «Образование относительных прилагательных»

Логопед показывает детям картины – поле, на котором выросла рожь и поле, на котором выросла пшеница.

Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч.

  • Поле, на котором выросла рожь, какое поле? – ржаное поле;
  • колос пшеницы, какой колос? – пшеничный колос;
  • мука из овса, какая мука? – овсяная мука;
  • хлебцы из кукурузы, какие хлебцы? – кукурузные хлебцы.

Логопед: Колосья созрели, можно уже их есть?
Дети: Нет.

6. Упражнение в составлении предложения

На ковре по порядку разложены картинки, изображающие скашивание колосьев комбайном, перевозку зерна на элеватор, работу мельницы, выпекание хлеба на хлебозаводе, готовые хлебобулочные изделия.

Дети идут в обратном направлении от «поля», поднимают и рассматривают по одной картинке, составляют предложения:

  1. Комбайн скашивает и обмолачивает колосья.
  2. Грузовая машина отвозит зерно на элеватор.
  3. На мельнице зерно перемалывают, превращают в муку.
  4. На хлебозаводе из муки выпекают хлеб.
  5. Готовый хлеб везут в магазины.

7. Дидактическая игра «Магазин». Упражнение в согласовании существительных с числительными

Появляется «продавец»: Уважаемые покупатели! Заходите, пожалуйста, покупайте свежий хлеб, булочки, баранки!

Логопед берет сумочку, в сумочке карточка с цифрой от 1 до 5, и идет в «магазин», дети выбирают сумочки и следуют за педагогом.

Логопед: Вместо денег у нас карточки с цифрами, на них мы с вами будем покупать хлеб и хлебобулочные изделия в магазине.

Логопед подходит к «продавцу» и просит: «Дайте мне, пожалуйста, две буханки хлеба»

Затем, дети по одному подходят к «продавцу» и проговаривают следующие фразы:

  1. «Дайте, пожалуйста, пять бубликов»
  2. «Дайте, пожалуйста, три ватрушки»
  3. «Дайте, пожалуйста, четыре батона»
  4. «Дайте, пожалуйста, один кекс»

«Продавец» дает детям игрушечные хлебобулочные изделия. Дети прощаются и проходят на ковер.

8. Итог

Логопед: У меня такое хорошее настроение сегодня! Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику для языка вместе с червячками. Они нам очень помогли, правда?
Дети:

  1. А мне понравилось играть с трактором.
  2. А мне было интересно придумывать родственные слова.
  3. А я хотел еще поиграть в «Магазин».
  4. А мне нравится играть с песком.

Конспект фронтального занятия по формированию грамматических средств языка у детей с ОНР

Тема: «Домашние животные»

Задачи:

1. Обучающие:

Закреплять обобщающее понятие, состоящее из двух слов «домашние животные»; расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут.

Продолжать учить образовывать названия детенышей животных (теленок, котенок, щенята);

Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

Учить согласовывать числительные 1,3,5, много с существительными.

Обогащать глагольный словарь детей за счет слов образованных способом звукоподражания.

2. Развивающие:

Развивать связную речь, внимание.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес и заботу о домашних животных.

Оборудование:

Макет фермы, фигурки домашних животных.

Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Предметные картинки с изображением продуктов питания домашних животных.

Маркеры, круги-модули, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Учитель-логопед выставляет макет фермы с фигурками домашних животных.

Вступительная беседа:

Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (Ответы детей).

Кого вы видите? (Дети называют животных).

Как, одним словом можно назвать всех этих животных? (Ответы детей).

Почему мы называем этих животных «домашние»? (Ответы детей — эти животные живут около дома человека, принося пользу человеку, а человек заботится о животных).

А какую пользу приносит собака, лошадь, корова, овца, кошка. (Дети отвечают).

Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали. А теперь послушаем голоса животных и попробуем угадать, кто как говорит.

Лексико-грамматические упражнения:

1. «Кто как говорит?»

Коза мекает,

Лошадь ржет,

Свинья хрюкает,

Кошка мяукает,

Собака лает,

Овца блеет.

2. «Кому чего не хватает?»

Ребята, как хорошо вы знаете домашних животных, а сможете ли вы, увидеть, что не так на этих картинках?

Логопед предлагает каждому ребенку картинку, где нарисовано домашнее животное с какой-то ошибкой.

Детям необходимо найти ошибку и рассказать, правильно оформив предложение. Бык без рогов. Корова без копыт.

Дети дорисовывают нужные части животным.

Что у вас получилось, назовите.

Теперь бык с рогами.

Значит, чьи рога?

Теперь корова с копытами.

Значит, чьи копыта?

Коровьи.

Физкультурная минутка

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать упражнение.

Вот он крутится волчком Дети кружатся на месте, руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор Двигаются по кругу,

То на речку, то во двор, совершая поскоки.

То дежурит у ворот- Приседают.

Словом, дел невпроворот Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

3. «Собери семью».

Детям предлагается собрать семью к животному (берётся то животное, которое дорисовывал ребенок в предыдущем упражнение).

На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному и проходит на круги-модули.

Дети рассказывают:

Корова, бык и телята.

Овца, баран и ягнята.

Коза, козел и козлята.

Расскажите, какая у вас получилась семья.

Рассказы детей.

(У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью).

4. «Скажи наоборот». Игра с мячом.

У животных в семье есть и взрослые, и дети. У взрослых животных все части тела большие, а у детенышей маленькие. Мы с вами поиграем в игру « скажи наоборот». Я вам бросаю мяч и говорю про взрослых животных, вы ловите мяч и говорите про маленьких животных. Мяч возвращаете мне.

У коровы длинный хвост, а у теленка короткий хвостик.

У собаки сильные лапы, а у щенка слабые лапки.

У лошади длинная грива, а у жеребенка короткая гривка.

У барана большие рога, а у ягненка маленькие рожки.

У кошки острые зубы, а у котенка тупые зубки.

У свиньи жесткая шерсть, а у поросенка мягкая шерстка.

5. «Накорми животных».

Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.

На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.

Дети выбирают для своей семьи животных угощение.

Я угощу коров сеном.

Я угощу свиней овощами

Я угощу кошек молоком.

Я угощу баранов травой.

Я угощу собак мясом.

Я угощу лошадей овсом.

6. Подведение итогов занятия.

Оценка работы детей.

Учитель-логопед

Салова С.И.

МБДОУ – Центр развития ребенка № 94

г. Нижний Новгород

Тема: Домашние животные

Цель: Активизация лексики по теме.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.

2. Развивать диалогическую и связную речь, логическое мышление, слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.

Оборудование: маски домашних животных, запись «на скотном дворе», игрушка - котенок, презентация к занятию, мольберт, разрезная картинка кошки, на обратной стороне картинки животных, картинки-части «собака», мнемотаблица к рассказу «Кошка», печенье рыбки для сюрпризного момента

Предварительная работа. Заучивание сценки «Спор животных», физминутки, объяснение обозначений в мнемотаблице.

Ход занятия

Введение в тему

Логопед: Куда мы попали, послушайте, какие звуки вы слышите. Кто это кричит?

Ребёнок: Лошадь, корова, собака и т.д.

Логопед: Как одним словом их назвать. Мы попали на скотный двор, где живут домашние животные. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Основная часть.

Сценка «Спор животных» (О.С. Гомзяк)

Логопед: Однажды домашние животные завели спор о том, кто самый нужный для хозяина. Корова сказала...

Ребёнок: Я самая нужная, потому что даю молоко.

Логопед: А кот ей ответил:...

Ребёнок: Нет, я самый нужный, потому что ловлю мышей, которые поедают хозяйские запасы.

Логопед: Но собака была с ним не согласна...

Ребёнок: Я самая нужная, потому что охраняю хозяйский двор.

Логопед: В спор вмешалась лошадь и сказала...

Ребёнок: Я перевожу для хозяина тяжёлые грузы. Поэтому я самая нужная.

Логопед: Очень долго они спорили, но так и не смогли решить. Кто самый нужный.

Ребята! А кто же самый нужный.

Ответы детей, не участвующих в сценке.

Ребенок: Мы все нужные, потому что приносим… (все дружно - пользу)

Логопед: Какую пользу приносит корова, кот, лошадь, собака?

Ребёнок: Корова дает молоко и мясо

Ребёнок: Кот ловит мышей

Ребёнок: Лошадь перевозит тяжелые грузы

Ребёнок: Собака сторожит дом

Логопед: Слышите, кто-то плачет? (звук котенка) Да это же котенок. (игрушка) Что случилось?

Логопед: Поможем ребята, тогда отправляемся в путешествие.

Ребёнок: Это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у козы про маму котенка.

Ребёнок: Коза, ты не видела маму котенка?

Логопед: Чем питается корова?

Ребёнок: Корова питается травой, сеном.

Логопед: Чем питается кошка?

Ребёнок: Кошка питается рыбой.

Логопед: Чем питается собака?

Ребёнок: Собака питается косточками.

Логопед: Чем питается коза?

Ребёнок: Коза питается травой, сеном.

Логопед: Чем питается кролик?

Ребёнок: Кролик питается морковкой.

Логопед: Чем питается лошадь?

Ребёнок: Лошадь питается травой, сеном

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением козы и перевернем ее другой стороной.

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у собаки про маму котенка.

Ребёнок: Собака, ты не видела маму котенка?

(дети по очереди называют части тела).

Логопед: Чем покрыто тело собаки.

Ребёнок: Тело собаки покрыто шерстью

Логопед: Это чьи уши?

Ребёнок: Это собачьи уши.

Логопед: Это чей хвост?

Ребёнок: Это собачий хвост.

Логопед: Это чья голова?

Ребёнок: Это собачья голова

Логопед: Это чья лапа?

Ребёнок: Это собачья лапа.

Логопед: Сложите из частей целое - собаку. (Играйка-собирайка Нищева Н.В.)

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением собакаи и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у лошади про маму котенка.

Ребёнок: Лошадь, ты не видела маму котенка?

Игра «Скажи наоборот».

У коровы длинный хвост, а у свиньи...(короткий.)

У свиньи толстые ноги, а у овечки...(тонкие.)

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть...(мягкая.)

У козы острые рога, а у барана...(тупые.).

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением лошади и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у коровы про маму котенка.

Ребёнок: Корова, ты не видела маму котенка?

(надевается маска одному ребенку)

Физминутка (Нищева Н.В.)

Я рогатый. (Показывают «рожки» из пальчиков.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Я хвостатый. (Показывают «хвостик»: отводят

руку за спину.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Я ушастый, (Показывают «ушки» из ладошек.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Очень страшный. (Показывают «рожки» из пальчиков.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Испугаю, (Топают.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Забодаю. («Бодаются».)


презентация "Домашние животные"
PPTX / 5.9 Мб
играйка-собирайка собака (Нищева Н.В.)
DOCX / 261.6 Кб
разрезная картинка
DOCX / 2.04 Мб

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением коровы и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у овцы про маму котенка.

Ребёнок: Овца, ты не видела маму котенка?

Ребёнок: У коровы - теленок.

Ребёнок: У собаки - щенок

Ребёнок: У лошади - жеребенок

Ребёнок: У козы - козленок

Ребёнок: У овцы - ягненок

Ребёнок: У свиньи - поросенок

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением овцы и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у свиньи про маму котенка.

Ребёнок: Свинья, ты не видела маму котенка?

Логопед: Скажите, куда пойдет корова?

Ребёнок: Корова пойдет в коровник.

Логопед: Куда пойдет свинья?

Ребёнок: Свинья пойдет в свинарник.

Логопед: Куда пойдет лошадь?

Ребёнок: Лошадь пойдет в конюшню

Логопед: Куда пойдет собака?

Ребёнок: Собака пойдет в конуру (будку)

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением свиньи и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Да, это моя мама

Логопед: Вот и мама нашлась. Кто это?

Ребёнок: Кошка

Логопед: Посмотрите, какая она красивая, большая, пушистая.

Миша, расскажи нам о кошке по схеме.

(рассказ о кошке).

Итог занятия .

Логопед: Где мы с вами побывали?

Ребёнок: Мы побывали на скотном дворе

Логопед: Кого мы искали?

Ребёнок: Мы искали кошку

Логопед: Кого встретили в путешествии?

Ребёнок: Мы встретили козу, собаку, лошадь, корову, овцу, свинью, кошку

Логопед: Что любит есть кошка?

Ребёнок: Кошка любит есть рыбу.

Логопед: Котенок и кошка благодарят вас и приготовили вам сюрприз, вот таких рыбок.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения