Конспект фронтального логопедического занятия домашние животные. Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "домашние животные
Индивидуальное логопедическое занятие для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи I уровня на тему «Домашние животные»
Цель: активизация и расширение словаря по теме «Домашние животные»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширить и углубить представления детей о домашних животных.
Коррекционно-развивающие: - развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику; - совершенствовать грамматический строй речи; - развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-воспитательные: - прививать любовь к домашним животным.
Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы, картинки с изображением домашних животных и их детенышей; картинки с изображением корзинки, будки, сарая, клетки; книга со звуковым модулем «Наши голоса. Домашние животные».
Ход занятия
Здравствуй, Костя! Я получила конверт от бабушки Вали и дедушки Миши. Давай откроем с тобой конверт и посмотрим что там внутри (логопед открывает конверт и достаёт письмо в виде паззлов).
Что это? Какие-то кусочки бумаги. Давай попробуем собрать «детали», чтобы понять что это (ребёнок собирает паззлы).
Это письмо! Тут написано, что дедушка Миша и бабушка Валя приглашают нас в гости. Мы с тобой поедем в деревню на машине, которая называется такси (логопед выставляет картинки с изображением машины, бабушки и дедушки).
Поехали! (звучит музыка из песни «Бибика» - Волшебники Двора, а логопед и ребёнок имитируя движение руля, проходят круг по кабинету и возвращаются на свои места).
Вот мы и приехали! Кто нас встречает? (ребёнок отвечает на вопрос логопеда).
Бабушка Валя и дедушка Миша хотят тебя познакомить с животными, которые у них есть. Но все животные испугались и спрятались в свои «домики» (выкладываются картинки с изображением: корзинки, будки, сарая, клетки) . А для того, чтобы животные вышли из своих «домиков», тебе нужно отгадать загадки.
II. Сообщение темы.
1. Отгадывание загадок.
Отгадав загадки, ты узнаешь, не только какие животные есть у бабушки и дедушки, но и какие звуки они издают.
1) Мягкие лапки, на лапках царапки. (Кошка).
2) С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака).
3) Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт?
4) Хвост крючком, Нос пяточком. (Свинья).
5) Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.(Осел)
6) В эту живность, как ни странно,
Гвоздь забить совсем легко
Но она не деревянна,
И гарцует: «И-го-го!»
7) Ведь я «женщина», поверьте,
А обзывают «дерезой».
Молоко даю я детям
И зовут меня … .
8) Это что за братцы
На лугу резвятся?
В теплых шубках - в летний день!
Спрятались хотя бы в тень!(Бараны) - Какие это животные? (домашние)
Как человек заботится о них?
Какая от них польза?
III. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мелкой моторики.
1. Работа с книгой со звуковым модулем «Наши голоса. Домашние животные».
Костя, посмотри какая у меня книжка. Она не простая, а говорящая. Здесь есть кнопочки с изображением домашних животных (далее, логопед предлагает ребёнку поиграть с этой книжкой. Логопед нажимает на кнопку (например, с изображением коровы), а ребёнок должен угадать по звуку кто это).
2. Упражнение «Продолжи предложение»:
3. «Что общего и чем отличаются?»:
Посмотри внимательно на картинку и скажи, что общего и чем отличаются кошка и собака? коза и корова?
4. Физминутка «Теленок».
Немножко отдохнем - выполним упражнение «Теленок»: Му-му - я рогатый. (2 раза подпрыгнуть, показать пальцами рожки) Му-му - я хвостатый. (2 раза подпрыгнуть, показать одной рукой хвост) Му-му - я ушастый. (2 раза подпрыгнуть, показать уши) Му-му - очень страшный. (2 раза подпрыгнуть, испугать) Му-му - испугаю. (2 раза подпрыгнуть, испугать) Му-му - забодаю. (2 раза подпрыгнуть, бодаться)
5. Работа по карточкам (на развитие зрительного внимания).
Костя, у домашних животных случилась беда. Их детёныши разбрелись по двору, а теперь не могут найти своих мам. Давай поможем малышам отыскать своих мам (логопед предлагает ребёнку положить картинки с малышами на картинки с изображением их мам).
6. Пальчиковая гимнастика:
Упражнение «Кошка» (пальцы сжаты в кулак, гладим руку от кулачка до локтя). -Киса, кисонька, кисуля! Позвала котенка Юля. - Не спеши домой, постой! И погладила рукой.
7. Рисование любимых домашних животных.
Сейчас ты должен расскрасить свое любимое домашнее животное.
IV. Итог занятия.
О каких животных мы говорили сегодня на занятии? - Как человек заботится о них?
Фаина Колесникова
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР II уровня по лексической теме «Домашние животные»
Тема : Заучивание двустиший.
Лексическая тема : Домашние животные .
Задачи : учить повторять и договаривать двустишия, пополнить активный словарь названиями домашних животных .
Развивать психические процессы, общую и мелкую моторику. Воспитывать интерес к жизни домашних животных .
Оборудование : предметные картинки с изображением домашних животных ,
шапочки-маски медведя и зайца, пособие «Разрезные картинки» , компьютер, флешка «мерсибо» .
Ход занятия:
1. Организационный момент.
На столе картинки с изображением домашних животных : кот, собака, коза, корова.
Логопед : Алена, угадай, о ком я говорю :
У него пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы (кот) ;
Она лает, кусает, и дом охраняет (собака) ;
Она белая, пушистая с рожками (коза) ;
Она большая, рогатая, всем дает молоко (корова) .
2. Заучивание двустиший с использованием картинок.
«Мяу! Мяу!» - рыжий кот.
Он у бабушки живет.
«Гав! Гав! Гав!» -лохматый пес.
Хвост кольцом и черный нос.
«Ме! – кричит коза сердито. –
Это не мое корыто!»
«Му! Му! Му!- кричит корова. -
Забодаю Катю с Вовой!»
3. Развитие движения кистей рук.
Выполнять движения рук по тексту :
Ладошки вверх,
Ладошки вниз.
А потом их на бочок,
И зажмем их в кулачок.
4. Развитие общей моторики.
У медведя дом большой. Ой! Ой! Ой!
А у зайца маленький. Ай! Ай! Ай!
Наш медведь пошел домой. Ой! Ой! Ой!
Да и крошка- заинька. Ай! Ай! Ай!
5. Развитие психических процессов.
Упражнение сложи разрезную картинку с изображением животного из 3х частей .
6. Развитие слухового внимания.
Компьютерная игра «Угадай, кто кричит» (игры на флешке «Мерсибо» ).
7. Итог занятия .
Положительная оценка работы ребенка .
Публикации по теме:
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по лексической теме «Продукты питания» Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по лексической теме «Продукты питания» Линник Ирина Владимировна, учитель-логопед,.
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» 2 неделя ноябряДомашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок,.
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, сенсорному и социальному развитию, формированию.
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли,.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда» для детей младшей группы с ОНР 1 уровня Развитие предпосылок речи у не говорящих детей. Лексическая тема «Одежда». Тема «Маленькие помощники» Составила учитель-логопед Азанова.
Конспект логопедического занятия
Конспект занятия логопеда «Домашние животные»
Коррекционно-образовательные задачи:
- пополнить и систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
- уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теленок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, свинья, поросенок, кролик, крольчонок; ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
- автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
—
развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
—
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
- Рассматривание фотографий с изображениями домашних животных.
- Подготовка загадок о домашних животных.
- Разучивание подвижной игры «Кони».
Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений
Звучит музыка «Подворья»
- Я предлагаю вам отправится в путешествие.
А к кому мы пойдем, вы определите сами.
- Найдите, кто здесь спрятался.
По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.
В контейнере среди фасоли спрятаны пластиковые фигурки домашних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.
2. Повторение
Кто же это? (животные)
- Как называют этих животных? (домашними животными)
- Сегодня мы в гостях у домашних животных и будем говорить о них.
- А почему их называют домашними?
(Домашние животные живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку).
- Значит, какие они? (полезные, нужные)
3. Слоговой анализ слов
Разделите на слоги название своего животного
4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественого числа в родительном падеже)
Игра «Есть - нет»
А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
- Давайте сыграем в игру «Есть-нет»
. Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:
- У меня есть кошки.
- А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
- А у меня нет свиней, но зато есть козы.
- У меня нет коз, но зато есть коровы.
- У меня нет коров, но зато есть овцы.
- У меня нет овец, но зато есть собаки.
- У меня нет собак, но зато есть лошади.
Каких еще домашних животных вы знаете? (кролик, верблюд )
5. Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо»
Из всех домашних животных - кошка - является самым загадочным и таинственным существом:
Хитрая, но в то же время доверчивая.
Хищная, но при этом нежная и ласковая.
Домашняя, но в какой-то мере дикая.
Она предана своему хозяину. И одновременно - свободолюбивое животное.
Её не заставить делать то, что она не хочет.
А если захочет что-либо - сама к вам придёт!
И это удивительное животное предлагает нам выполнить задания, двигаясь по этому маршруту.
- Какая фигура на схеме первая? (красный квадрат)
- Найдите эту фигуру. Отгадайте загадку.
- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее добрые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)
- Как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Как корова подает голос? (Она мычит - мууууу)
- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу
Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Будем произносить Мууууу….
- с постепенным усилением силы голоса
- с ослаблением силы голоса
- Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше? (желтый треугольник)
6. Слого-звуковой анализ слова
Отгадайте, кто спрятался здесь.
(Ребенок загадывает заранее подготовленную загадку)
- Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит - овес. (Это лошадь)
- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)
- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца)
- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)
- Куда нам двигаться дальше? Будьте внимательны! После треугольника коробочки и мяч. (Сначала к коробочкам)
- Найдите их. Нам нужно выполнить задание: сделать схемы к словам.
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать, из какой коробки вы будете выполнять задание. В этой коробке самые трудные слова, в этой полегче, а этой - самые простые.
- Мышка, кошка, баран
- Кони, лапа, ноги
- Бык, кот, нос
Проверка работы, оценка.
- Посмотрите на схему маршрута.
Вместо геометрической фигуры - нарисован мяч.
7. Совершенствование грамматического строя речи
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Давайте поиграем в мяч.
Игра называется «Скажи наоборот» . Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.
- Конь большой, а кот… …маленький.
- У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
- Бык сильный, а теленок… …слабый.
- Лошадь высокая, а собака… …низкая.
- Кошка послушная, а котенок… …озорной.
- У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
- Собака большая, а щенок … … маленький.
- Посмотрите на схему, куда нам нужно отправляться дальше? (человечек в движении)
8. Развитие общей моторики, координации речи с движением
Давайте отдохнем.
9. Развитие психических процессов, слоговой анализ
Игра «Найди лишнего»
Дети загадывают заранее подготовленные загадки о свинье, козе, собаке.
Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
- Как называется детеныш?
Кто это? Она не очень большая. Она бывает белая, серая, черная, пятнистая. Она дает молоко. У нее есть рожки. Она любит прыгать, бодаться. (Это коза)
- Как называется детеныш?
Кто это? Она может быть разного размера - от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо. (Это собака)
- Как называется детеныш?
Найдите, какое животное лишнее?
Сова, свинья, коза, собака
Сова - птица
Коза - начинается на другой звук.
Собака - три слога, а в других два.
Если будут затруднятся:
- Посчитайте, сколько слогов в словах
- На какой звук начинаются слова?
10. Развитие мелкой моторики
Картон, пластилин. Подготовлены кусочки пластилина:
большой, средний, маленький, два крошечных. А также готовые глазки и усики.
- Вы хорошо справились с этим заданием. Пока мы с вами работали, посмотрите кто у нас появился? (Кошка)
- Какая кошка? (Грустная)
- Как вы думаете, почему она грустная?
- Давайте слепим ей котят. Ведь у кошек обычно бывает много котят.
Посмотрите, перед вами тоже кусочек ночи и пластилин.
- Возьмите самую большую часть. Давайте скатаем шарик. Помните, как мы это делаем - рисуем на ладошке круг. Получился шарик. Покажите шарики на ладошке.
А теперь давайте сильно сожмем ладошки. Что получилось? (круг)
- Давайте прикрепим его к середине своего листочка.
Аналогично вторую часть.
- А теперь возьмите третью. Катаем шарик. Теперь катаем колбаску, жгутик. Возьмите пальчиками и согните в дугу.
- Как вы думаете, что это может быть? (хвостик)
- Где он может быть? Прикрепите его - там, где вам больше нравится.
- Осталось две маленькие части. Как выдумаете, что это может быть? (ушки)
- Катаем шарик, делаем круг, а теперь немного прищепнем пальчиками уголки. У кошки ведь ушки треугольные. Прикрепите к листу.
- Сделайте последние штрихи: глазки и усы.
11. Развитие связной речи
У вас получились замечательные котята. Кошка очень довольна.
- Расскажите, что делают ваши котята?
Мой котенок слушает шорохи. Пушистый котенок спит. Котенок внимательно прислушивается, не скребется ли где-нибудь мышь. Голодный котенок пьет молочко. Довольный котенок любуется звездами. Мяукает, мурлычет, ловит, умывается, играет.
12. Итог
Чем мы занимались? Что расскажите маме о сегодняшнем путешествии?
- Меня сегодня особенно порадовали…
Конспект совместной деятельности с детьми старшей логопедической группы учителя-логопеда «Откуда хлеб пришел?»
Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, посредством активизации и уточнения лексики и практического овладения грамматическими формами.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: обогащение и активизация словаря по теме; упражнение в подборе родственных слов к слову хлеб , в образовании относительных прилагательных, составлении предложений, согласовании существительных с числительными.
- Коррекционно-обучающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, а так же мышления, памяти, внимания.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно, воспитание уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.
Оборудование:
- перчатки – «червячки» по количеству детей,
- предметные и сюжетные картины по теме,
- хлеб разных сортов,
- доска с песком,
- набор игрушечных машин,
- лейки с водой по количеству детей,
- семена пшеницы,
- игрушка — солнышко,
- проросшая пшеница,
- игрушечные хлебобулочные изделия,
- сумочки по количеству детей,
- карточки с цифрами от 1 до 5.
Недирективные приемы:
- опосредованное обращение («червячки»);
- расположение педагога на одном уровне с детьми;
- проблемные вопросы, ответы на которые дети находят сами, используя знания из «актуальной зоны развития» и с помощью педагога расширяя «зону ближайшего развития;
- предоставление детям возможности выбора;
- прямой контакт с материалами (семена пшеницы, песок, вода, молодые ростки пшеницы, готовый хлеб);
- использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (песок, вода);
- включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
- свободное общение и перемещение;
- «я — сообщения» (итог деятельности).
Игровые приемы:
- артикуляционная гимнастика в форме сказки о «червячках»;
- передвижение по картинкам;
- игра в «хлеборобов»;
- игра с мячом;
- игра в «магазин».
Ход занятия
Логопед с детьми проходят в кабинет, здороваются с гостями и располагаются на ковре. На ковре лежат разноцветные перчатки с пришитыми глазами – «червячки».
1. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
Кто это сегодня у нас в гостях?
Дети:
Червячки! Дети и логопед надевают перчатки на руку.
Логопед:
Червячки, а где вы живете?
Дети (от имени червячков):
В земле.
Логопед:
А что вы там делаете?
Дети:
Мы ползаем, рыхлим, делаем землю мягкой, плодородной. В такой земле хорошо растут все растения.
Логопед: А вы знаете, ребята, червячки очень весело проводят время. С утра они качаются на качелях (упражнение «Качели»), затем пьют чай из красивых чашек (упражнение «Чашечка»). После чаепития червячки обязательно чистят зубы (упражнение «Чистим зубы»). А потом весь день катаются на лошадках (упражнение «Лошадки).
Дети выполняют упражнения, дублируя движения языка движениями руки в перчатке.
Дети и логопед: Спасибо вам, червячки! до свидания! Снимают перчатки.
2. Объявление темы занятия
Логопед:
Сколько дел мы успели сделать за утро! А вы, ребята, что делали утром?
Дети:
Играли, ехали в детский сад, разговаривали с мамой, завтракали.
Логопед:
А что сегодня у вас было на завтрак?
Дети:
Каша, булочка с маслом, чай с молоком.
Логопед:
Скажите, а хлеб вы едите только на завтрак?
Дети:
Нет, на обед и на ужин
Логопед:
А что вы можете сказать о хлебе?
Дети:
Хлеб – это очень вкусный и сытный продукт.
Мы его едим каждый день.
Мы едим хлеб на завтрак, на обед и на ужин.
Хлеб есть в каждом доме.
Логопед:
Но перед тем как попасть к нам на стол, хлеб проходит очень долгий путь. Хотите узнать, как выращивают и готовят хлеб?
Дети:
Да!
Логопед: Сегодня вы узнаете, откуда хлеб пришел.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Подбор родственных слов»
Логопед предлагает детям тарелку с маленькими кусочками хлеба разных сортов . Дети пробуют хлеб.
Логопед:
Ребята, вам нравится хлеб? Какой он?
Дети:
Вкусный, мягкий, ароматный, пышный, хрустящий, сладкий.
Логопед:
Как можно сказать о хлебе ласково?
Дети:
Хлебушек.
Логопед:
Слово хлебушек – это родственник слова хлеб?
Дети:
Да.
Логопед: Какие еще слова-родственники есть у слова хлеб? Картинки вам помогут.
Дети вместе с логопедом проходят за стол, на котором лежат картинки. Каждый ребенок выбирает картинку и подбирает родственное слово: хлебница, хлебозавод, хлебные (крошки), хлебцы. Последняя картинка – тракторист на тракторе .
Логопед:
Кто изображен на картинке?
Дети:
Тракторист.
Логопед:
Слово тракторист родственное к слову хлеб?
Дети:
Нет.
Логопед:
Как по-другому можно назвать человека, который работает для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети:
Хлебороб.
Логопед:
Верно.
4. Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба
На ковре по порядку разложены картинки, изображающие вспашку земли, посев семян, дождь над полем, солнце над полем. Дети идут, поднимая и рассматривая по одной картинке.
Логопед:
Какой первый шаг нужно сделать хлеборобам, чтобы вырастить хлеб?
Дети:
Вспахать поле.
Затем нужно посеять семена пшеницы или ржи.
Нужен дождь и солнце для того, чтобы семена взошли.
Двигаясь за картинками, дети подходят к доске с песком. Рядом расположены игрушечные трактора, разные виды транспорта,
Логопед:
А вот и наше поле. Что нужно хлеборобам для того, чтобы выращивать хлеб?
Дети:
Трактор, комбайн, семена, машины.
Логопед: Ну что же, хлеборобы, за дело!
Дети выбирают себе нужный транспорт, объясняют свой выбор. Затем дети катают свои трактора по песку «вспахивая поле».
Логопед:
Наше поле вспахано. Что же нам делать дальше?
Дети:
Посеять семена пшеницы или ржи.
Дети «сеют» семена.
Логопед:
Что-то наши семена долго не всходят. Может быть, им чего-то не хватает? Как вы думаете, ребята?
Дети:
Нужен дождик и солнечное тепло.
Дети берут лейки с водой и поливают поле, игрушкой-солнышком «согревают» землю.
Логопед: Вот и показались всходы пшеницы. Логопед демонстрирует молодые всходы пшеницы. Дети рассматривают, трогают .
Логопед:
Можно из этих всходов приготовить хлеб?
Дети:
Нет.
- Всходы превращаются в колосья.
- Колосья созревают.
- Зерно спеет, наливается.
5. Лексико-грамматическое упражнение «Образование относительных прилагательных»
Логопед показывает детям картины – поле, на котором выросла рожь и поле, на котором выросла пшеница.
Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч.
- Поле, на котором выросла рожь, какое поле? – ржаное поле;
- колос пшеницы, какой колос? – пшеничный колос;
- мука из овса, какая мука? – овсяная мука;
- хлебцы из кукурузы, какие хлебцы? – кукурузные хлебцы.
Логопед:
Колосья созрели, можно уже их есть?
Дети:
Нет.
6. Упражнение в составлении предложения
На ковре по порядку разложены картинки, изображающие скашивание колосьев комбайном, перевозку зерна на элеватор, работу мельницы, выпекание хлеба на хлебозаводе, готовые хлебобулочные изделия.
Дети идут в обратном направлении от «поля», поднимают и рассматривают по одной картинке, составляют предложения:
- Комбайн скашивает и обмолачивает колосья.
- Грузовая машина отвозит зерно на элеватор.
- На мельнице зерно перемалывают, превращают в муку.
- На хлебозаводе из муки выпекают хлеб.
- Готовый хлеб везут в магазины.
7. Дидактическая игра «Магазин». Упражнение в согласовании существительных с числительными
Появляется «продавец»: Уважаемые покупатели! Заходите, пожалуйста, покупайте свежий хлеб, булочки, баранки!
Логопед берет сумочку, в сумочке карточка с цифрой от 1 до 5, и идет в «магазин», дети выбирают сумочки и следуют за педагогом.
Логопед: Вместо денег у нас карточки с цифрами, на них мы с вами будем покупать хлеб и хлебобулочные изделия в магазине.
Логопед подходит к «продавцу» и просит: «Дайте мне, пожалуйста, две буханки хлеба»
Затем, дети по одному подходят к «продавцу» и проговаривают следующие фразы:
- «Дайте, пожалуйста, пять бубликов»
- «Дайте, пожалуйста, три ватрушки»
- «Дайте, пожалуйста, четыре батона»
- «Дайте, пожалуйста, один кекс»
«Продавец» дает детям игрушечные хлебобулочные изделия. Дети прощаются и проходят на ковер.
8. Итог
Логопед:
У меня такое хорошее настроение сегодня! Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику для языка вместе с червячками. Они нам очень помогли, правда?
Дети:
- А мне понравилось играть с трактором.
- А мне было интересно придумывать родственные слова.
- А я хотел еще поиграть в «Магазин».
- А мне нравится играть с песком.
Конспект фронтального занятия по формированию грамматических средств языка у детей с ОНР
Тема: «Домашние животные»
Задачи:
1. Обучающие:
Закреплять обобщающее понятие, состоящее из двух слов «домашние животные»; расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут.
Продолжать учить образовывать названия детенышей животных (теленок, котенок, щенята);
Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
Учить согласовывать числительные 1,3,5, много с существительными.
Обогащать глагольный словарь детей за счет слов образованных способом звукоподражания.
2. Развивающие:
Развивать связную речь, внимание.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес и заботу о домашних животных.
Оборудование:
Макет фермы, фигурки домашних животных.
Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Предметные картинки с изображением продуктов питания домашних животных.
Маркеры, круги-модули, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Учитель-логопед выставляет макет фермы с фигурками домашних животных.
Вступительная беседа:
Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (Ответы детей).
Кого вы видите? (Дети называют животных).
Как, одним словом можно назвать всех этих животных? (Ответы детей).
Почему мы называем этих животных «домашние»? (Ответы детей — эти животные живут около дома человека, принося пользу человеку, а человек заботится о животных).
А какую пользу приносит собака, лошадь, корова, овца, кошка. (Дети отвечают).
Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали. А теперь послушаем голоса животных и попробуем угадать, кто как говорит.
Лексико-грамматические упражнения:
1. «Кто как говорит?»
Коза мекает,
Лошадь ржет,
Свинья хрюкает,
Кошка мяукает,
Собака лает,
Овца блеет.
2. «Кому чего не хватает?»
Ребята, как хорошо вы знаете домашних животных, а сможете ли вы, увидеть, что не так на этих картинках?
Логопед предлагает каждому ребенку картинку, где нарисовано домашнее животное с какой-то ошибкой.
Детям необходимо найти ошибку и рассказать, правильно оформив предложение. Бык без рогов. Корова без копыт.
Дети дорисовывают нужные части животным.
Что у вас получилось, назовите.
Теперь бык с рогами.
Значит, чьи рога?
Теперь корова с копытами.
Значит, чьи копыта?
Коровьи.
Физкультурная минутка
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать упражнение.
Вот он крутится волчком Дети кружатся на месте, руки на поясе.
Тузик, Тузик, хвост крючком Кружатся в противоположную сторону.
Вот летит во весь опор Двигаются по кругу,
То на речку, то во двор, совершая поскоки.
То дежурит у ворот- Приседают.
Словом, дел невпроворот Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.
3. «Собери семью».
Детям предлагается собрать семью к животному (берётся то животное, которое дорисовывал ребенок в предыдущем упражнение).
На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному и проходит на круги-модули.
Дети рассказывают:
Корова, бык и телята.
Овца, баран и ягнята.
Коза, козел и козлята.
Расскажите, какая у вас получилась семья.
Рассказы детей.
(У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью).
4. «Скажи наоборот». Игра с мячом.
У животных в семье есть и взрослые, и дети. У взрослых животных все части тела большие, а у детенышей маленькие. Мы с вами поиграем в игру « скажи наоборот». Я вам бросаю мяч и говорю про взрослых животных, вы ловите мяч и говорите про маленьких животных. Мяч возвращаете мне.
У коровы длинный хвост, а у теленка короткий хвостик.
У собаки сильные лапы, а у щенка слабые лапки.
У лошади длинная грива, а у жеребенка короткая гривка.
У барана большие рога, а у ягненка маленькие рожки.
У кошки острые зубы, а у котенка тупые зубки.
У свиньи жесткая шерсть, а у поросенка мягкая шерстка.
5. «Накорми животных».
Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.
На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.
Дети выбирают для своей семьи животных угощение.
Я угощу коров сеном.
Я угощу свиней овощами
Я угощу кошек молоком.
Я угощу баранов травой.
Я угощу собак мясом.
Я угощу лошадей овсом.
6. Подведение итогов занятия.
Оценка работы детей.
Учитель-логопед
Салова С.И.
МБДОУ – Центр развития ребенка № 94
г. Нижний Новгород
Тема: Домашние животные
Цель: Активизация лексики по теме.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.
2. Развивать диалогическую и связную речь, логическое мышление, слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Оборудование: маски домашних животных, запись «на скотном дворе», игрушка - котенок, презентация к занятию, мольберт, разрезная картинка кошки, на обратной стороне картинки животных, картинки-части «собака», мнемотаблица к рассказу «Кошка», печенье рыбки для сюрпризного момента
Предварительная работа. Заучивание сценки «Спор животных», физминутки, объяснение обозначений в мнемотаблице.
Ход занятия
Введение в тему
Логопед: Куда мы попали, послушайте, какие звуки вы слышите. Кто это кричит?
Ребёнок: Лошадь, корова, собака и т.д.
Логопед: Как одним словом их назвать. Мы попали на скотный двор, где живут домашние животные. Давайте послушаем, о чем они говорят.
Основная часть.
Сценка «Спор животных» (О.С. Гомзяк)
Логопед: Однажды домашние животные завели спор о том, кто самый нужный для хозяина. Корова сказала...
Ребёнок: Я самая нужная, потому что даю молоко.
Логопед: А кот ей ответил:...
Ребёнок: Нет, я самый нужный, потому что ловлю мышей, которые поедают хозяйские запасы.
Логопед: Но собака была с ним не согласна...
Ребёнок: Я самая нужная, потому что охраняю хозяйский двор.
Логопед: В спор вмешалась лошадь и сказала...
Ребёнок: Я перевожу для хозяина тяжёлые грузы. Поэтому я самая нужная.
Логопед: Очень долго они спорили, но так и не смогли решить. Кто самый нужный.
Ребята! А кто же самый нужный.
Ответы детей, не участвующих в сценке.
Ребенок: Мы все нужные, потому что приносим… (все дружно - пользу)
Логопед: Какую пользу приносит корова, кот, лошадь, собака?
Ребёнок: Корова дает молоко и мясо
Ребёнок: Кот ловит мышей
Ребёнок: Лошадь перевозит тяжелые грузы
Ребёнок: Собака сторожит дом
Логопед: Слышите, кто-то плачет? (звук котенка) Да это же котенок. (игрушка) Что случилось?
Логопед: Поможем ребята, тогда отправляемся в путешествие.
Ребёнок: Это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у козы про маму котенка.
Ребёнок: Коза, ты не видела маму котенка?
Логопед: Чем питается корова?
Ребёнок: Корова питается травой, сеном.
Логопед: Чем питается кошка?
Ребёнок: Кошка питается рыбой.
Логопед: Чем питается собака?
Ребёнок: Собака питается косточками.
Логопед: Чем питается коза?
Ребёнок: Коза питается травой, сеном.
Логопед: Чем питается кролик?
Ребёнок: Кролик питается морковкой.
Логопед: Чем питается лошадь?
Ребёнок: Лошадь питается травой, сеном
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением козы и перевернем ее другой стороной.
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у собаки про маму котенка.
Ребёнок: Собака, ты не видела маму котенка?
(дети по очереди называют части тела).
Логопед: Чем покрыто тело собаки.
Ребёнок: Тело собаки покрыто шерстью
Логопед: Это чьи уши?
Ребёнок: Это собачьи уши.
Логопед: Это чей хвост?
Ребёнок: Это собачий хвост.
Логопед: Это чья голова?
Ребёнок: Это собачья голова
Логопед: Это чья лапа?
Ребёнок: Это собачья лапа.
Логопед: Сложите из частей целое - собаку. (Играйка-собирайка Нищева Н.В.)
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением собакаи и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у лошади про маму котенка.
Ребёнок: Лошадь, ты не видела маму котенка?
Игра «Скажи наоборот».
У коровы длинный хвост, а у свиньи...(короткий.)
У свиньи толстые ноги, а у овечки...(тонкие.)
У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть...(мягкая.)
У козы острые рога, а у барана...(тупые.).
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением лошади и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у коровы про маму котенка.
Ребёнок: Корова, ты не видела маму котенка?
(надевается маска одному ребенку)
Физминутка (Нищева Н.В.)
Я рогатый. (Показывают «рожки» из пальчиков.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Я хвостатый. (Показывают «хвостик»: отводят
руку за спину.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Я ушастый, (Показывают «ушки» из ладошек.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Очень страшный. (Показывают «рожки» из пальчиков.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Испугаю, (Топают.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Забодаю. («Бодаются».)
презентация "Домашние животные"
PPTX / 5.9 Мб
играйка-собирайка собака (Нищева Н.В.)
DOCX / 261.6 Кб
разрезная картинка
DOCX / 2.04 Мб
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением коровы и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у овцы про маму котенка.
Ребёнок: Овца, ты не видела маму котенка?
Ребёнок: У коровы - теленок.
Ребёнок: У собаки - щенок
Ребёнок: У лошади - жеребенок
Ребёнок: У козы - козленок
Ребёнок: У овцы - ягненок
Ребёнок: У свиньи - поросенок
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением овцы и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у свиньи про маму котенка.
Ребёнок: Свинья, ты не видела маму котенка?
Логопед: Скажите, куда пойдет корова?
Ребёнок: Корова пойдет в коровник.
Логопед: Куда пойдет свинья?
Ребёнок: Свинья пойдет в свинарник.
Логопед: Куда пойдет лошадь?
Ребёнок: Лошадь пойдет в конюшню
Логопед: Куда пойдет собака?
Ребёнок: Собака пойдет в конуру (будку)
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением свиньи и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Да, это моя мама
Логопед: Вот и мама нашлась. Кто это?
Ребёнок: Кошка
Логопед: Посмотрите, какая она красивая, большая, пушистая.
Миша, расскажи нам о кошке по схеме.
(рассказ о кошке).
Итог занятия .
Логопед: Где мы с вами побывали?
Ребёнок: Мы побывали на скотном дворе
Логопед: Кого мы искали?
Ребёнок: Мы искали кошку
Логопед: Кого встретили в путешествии?
Ребёнок: Мы встретили козу, собаку, лошадь, корову, овцу, свинью, кошку
Логопед: Что любит есть кошка?
Ребёнок: Кошка любит есть рыбу.
Логопед: Котенок и кошка благодарят вас и приготовили вам сюрприз, вот таких рыбок.