Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такие ассасины и существуют ли они в современном мире? Тамплиеры и ассасины: кто это такие? Загадки истории.

8 950

Что мы знаем о таинственной средневековой секте ассасинов? Их история, как и сведения об их загадочном предводителе, покрыта густым слоем мифов, легенд и слухов, так что уже и не отличить правду от домысла. Само название секты — хашишины — любители гашиша, содержит легенду, переданную путешественником Марко Поло: в процессе подготовки убийц использовался этот наркотик, и будущий террорист переносился в райский сад, возвращение в который ему было обещано после выполнения задания.

В средневековой Европе репутация у хашишинов была сродни той, что в современном западном мире — у Аль-Каиды. Сведения о тайной секте мусульманских фанатиков распространились в Европе в эпоху первых крестовых походов. Их участники доносили разведданные о группировке тайных убийц, говоря современным языком — террористов. Было известно, что ими руководит Старец Горы — так крестоносцы прозвали Хасана ибн Саббаха. Сама группировка состоит в основном из персов, и в ней царит жесткая внутренняя иерархия и дисциплина.

В это бурное время на политическую сцену ближне-восточно-каспийского региона выходит шейх Хасан ибн Саббах. Его внешность и поведение меньше всего соответствовали его делам. Спокойный, рассудительный человек с мягкими манерами, при этом жестокий и циничный предводитель религиозно-террористического ордена. Его сетевое государство охватывало отнюдь не соседствующие между собой земли в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана.

Жизнь шейха была тайной для посторонних, да и для непосвященных своих тоже. Все, что с ним связано, хранилось как великая тайна. В течение трехсот лет секта Старца Горы по праву считалась главной террористической организацией средневекового мира. Организацией, жертвами которой становились короли, султаны, вельможи и ученые разных национальностей и вероисповеданий. Рука убийц этой организации застигала их в своих дворцах.

Хасан ибн Саббах родился в 1051 году в персидском городе Кум. Получил неплохое образование, с малых лет проявляя неподдельный интерес к наукам и познанию. Хасан был человеком, всей душой преданным своей религии — исламу. Но его жизнь круто изменилась после знакомства и долгих бесед с ученым, приверженцем течения исмаилитов Амиром Заррабом. Проповедь ученого глубоко затронула молодого человека. Однако в это направление ислама ибн Саббах перешел не сразу.

Хасан стал исмаилитом в 20 с небольшим, после тяжелой болезни, и со временем утвердился в желании основать ни от кого не зависимое исмаилитское государство. Начиная с 1081 года, пребывая в Каире, столице Фатимидского халифата, он начал собирать сторонников, проповедуя власть скрытого имама из династии Низаритов. Он оказался блестящим проповедником, нашедшим живой отклик в сердцах немалого количества последователей. Однако вскоре ибн Саббах поссорился с фактическим правителем Египта — визирем, был арестован и отправлен в Тунис.

Но корабль, на котором его везли, потерпел крушение, в котором Хасан уцелел. После чего он вернулся на родину, в Персию. До поры до времени Хасан ибн Саббах был лидером одного из многочисленных суфийских орденов шиитского направления. От своих коллег шейх Хасан отличал тем, что предпочитал не традиционные для суфиев отвлеченные теологические рассуждения — о сущности Бога, о природе человеческой души, о возможности, человека для слияния с Божественностью и т. д., а участие в реальной политике. К этому его подталкивала и тревожная обстановка в регионе Ближнего Востока, и усталость от бесконечно войн, и ожидания мира и нового порядка среди местного населения — жителей Персии, Сирии и Ливана.

В 1090 году, когда Хасан, в результате преследование египетскими властями сектантов, вернулся на земли Западной Персии, он обосновался в гористой местности неподалеку от южного побережья Каспийского моря. Он был уже весьма популярен и являлся вождем группировки исмаилитов-низаритов, которая позже получит широкую известность как орден хашишинов, или ассасинов.

Постепенно создается крепко спаянная тайная организация, состоящая из разбросанных по всему халифату ячеек проповедников, которые несли свои идеи и, кроме того, занимались сбором разведывательной информации. В любое подходящее для их вождя время они быстро превращались в боевые группы. Первым шагом к созданию террористического государства был захват удобно расположенной территории, ставшей центром радикального движения.

Проведя мониторинг удобно расположенных и хорошо укрепленных природой и людьми крепостей и замков, шейх выбрал для своей резиденции крепость Аламут, спрятавшуюся среди горных хребтов на каспийском побережье. Название этой скалы в переводе означает «гнездо орла». Подступиться к ней было непросто — вокруг простирались глубокие ущелья и стремительные горные реки. Это было отличное место для базы тайной группировки. Правдами и неправдами, используя хитрость, ибн Саббах стал хозяином этой неприступной крепости.

Вначале он послал туда своих миссионеров. Когда настроения и численный перевес в Аламуте оказались в пользу Хасана, коменданту и его людям ничего не оставалось, как самим покинуть крепость. Хасан перечислил ушедшему коменданту деньги. Следующие 34 года своей жизни шейх безвыездно провел в этой своей горной резиденции. Позже владения ассасинов пополнились рядом таких же укрепленных крепостей в горах Курдистана, Фарса и Альбурса и более западных землях Ливана и Сирии. Действовали проповедью — словом и увещеванием и, лишь когда это не помогало, прибегали к оружию. На руку хашишинам была и сложившаяся в регионе обстановка межцарствия и войн за престол в государстве Сельджукидов.

На кучку фанатиков из крепости Аламут до поры до времени никто не обращал внимания. Так на карте мира появилось исмаилитское государство, объединившее вокруг себя горные районы Персии, Сирии, Ливана и Месопотамии. Оно продержалось с 1090 по 1256 год. Хасан ибн Саббах служил примером для своих подданных, ведя аскетический образ жизни. Закон был один для всех. Однажды шейх приказал казнить одного из своих сыновей, которого застал за распитием вина; второго сына он приказал казнить только лишь заподозрив в причастности к убийству проповедника.

Провозгласив свое государство, Старец Горы организовал строительство дорог, рытье каналов и возведение неприступных крепостей. Обретение знаний также весьма ценилось исмаилитским шейхом, его проповедники скупали по всему миру редкие книги и манускрипты, содержащие важную информацию из различных отраслей знаний.

В Аламут приглашались (или же доставлялись насильно) специалисты разных наук, среди которых бы инженеры-строители, медики и даже алхимики. Благодаря столь инновационному подходу система оборонных укреплений ассасинов не имела аналогов в свое время. Радикальная группировка исмаилитов-низаритов подверглась жестоким преследованиям и на репрессии ответила террором. Террористы-самоубийцы в концепции борьбы, созданной ибн Саббахом, появились позже.

В 1092 году, после казни лидера местных исмаилитов, обвиненного в убийстве муэдзина, по приказу Низама аль-Мулька, визиря сельджукского султана, шейх призвал к мести. Мстителей вызвался стать человек по имени Бу Тахир Аррани. Визиря он зарезал в его собственном дворце отравленным ножом. Убийца был убит охраной чиновника, но ассасины окружили и подожгли дворец визиря. По преданию, ассасины смогли отбить труп своего соратника и похоронить по мусульманскому обряду. В память об этом подвиге Хасан ибн Саббах приказал прибить на воротах крепости бронзовую доску с именем Бу Тахира Аррани, а рядом написали имя его жертвы. Позже доска пополнилась целым мартирологом имен, вмещавшим имена визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.

Однако вернемся к началу эпохи террора ассасинов. Их первый теракт имел эффект взорвавшейся бомбы и настолько шокировал исламский мир, что убедил Старца Горы в эффективности такой технологии. Вместо создания и содержания большой регулярной армии, требовавшей больших затрат, было решено использовать убийц-смертников, что являлось экономически гораздо более оправданным.

Параллельно создавалась широкая агентурная сеть из множества проповедников, в том числе имевших доступ к вершинам власти в государствах региона, для чего осуществлялась вербовка, в том числе высоких чинов. Так шейх становится весьма информированным обо всех планах своих недругов, таких как правители Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Был налажен целый конвейер по подготовке убийц-террористов, для которых смерть была безразлична. Такая своеобразная диверсионная школа была создана в главной крепости ассасинов, Аламуте. В ней использовался разносторонний опыт, в том числе и экзотический для исламского востока опыт китайской школы боевых искусств.

Из двухсот человек, желающих стать террористами ибн Саббаха, отбирались самое большее пять — десять человек. Туда попадали физически крепкие мужчины, в идеальном варианте — сироты. Завербованные в организацию боевики разрывали связи с семьей и поступали в полное распоряжение вождя. В Аламуте они проводили время в физических тренировках и идеологической обработке. Террористов Средневековья учили обращаться со всеми видами оружия — стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и использовать приемы рукопашного боя, а также применению ядов. Бойцов обучали языку и обычаям той страны, где им предстояло работать, а шейх отправлял убийц из своей горной резиденции во все нужные стороны света, приучая властителей целых государств к мысли, что от не отгородиться невозможно ни в крепости, ни во дворце.

Также их учили актерскому искусству и изменению имиджа. Это было важно, ведь ассасинам предстояло смешаться с местным населением, в ходе подготовки убийства играть роли бродячих цирковых артистов врачей, монахов-христиан или мусульман-дервишей, торговцев восточных базаров. Жертвами асcасинов стали многие тогдашние видные деятели.

Например, Конрад Монферратский, правитель Латинского королевства Иерусалима. Для его ликвидации ассасины долгое время притворялись католическими монахами. В общей сложности от их кинжалов пали три халифа, шесть визирей, несколько десятков наместников отдельных областей и городов, немало влиятельных духовных лидеров и два европейских монарха. С тех пор на многих европейских языках слово ассасин означает «убийца» или «наемный убийца».

Старец Горы выстроил строго иерархическую организацию. Нижнюю ступень группировки занимали фидаины, это были исполнители смертных приговоров. Если они оставались живы в течение нескольких лет, переходили на следующую ступень и становились старшими рядовыми — рафиками.

Дальше шли даи, через которых передавались распоряжения Хасана ибн Саббаха. Еще выше стояли даи аль-кирбаль, они подчинялись лишь непосредственно Старцу Горы. Своим примером тайной организации ассасины вызвали многочисленных подражателей разных времен и в разных частях света.

Принципы суровой дисциплины, ранжирования и повышения в рангах, знаки отличия у них перенимали и европейские ордена. Иерархия организации ибн Саббаха включала несколько степеней посвящения, что, в общем, не было исключением для исмаилитских общин той эпохи.

Чем выше был уровень посвящения, тем отчетливее проявлялось отступление от принципов ислама и все явственнее проявлялась политическая составляющая этой организации. Так что высшая степень посвящения уже совсем слабо соприкасалась с религией. Для посвященных этого уровня открывался совершенно другой смысл таких понятий, как «священная цель» или «священная война».

Посвященные могли употреблять алкоголь, обходить законы ислама и даже воспринимать жизнь пророка Мохаммеда как поучительную легенду. Во главу угла этой идеологии своеобразного религиозного прагматизма была поставлена политическая целесообразность.

26 ноября 1095 года прозвучал призыв Папы Римского Урбана II начать крестовый поход за освобождение Иерусалима и Святой земли из-под власти мусульман. В следующем году из разных концов Европы в Палестину выступили воины-крестоносцы. Иерусалим был взят 15 июля 1099 года.

В результате похода на Ближнем Востоке появилось несколько христианских государств: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Триполийское и Эдесское графства. Это был новый поворот в истории не только Ближнего Востока, но и ордена ассасинов. Однако, не смотря на столь впечатляющие победы, в рядах крестоносцев единства не было. Удивительно, но христианские рыцари и исламские фанатики нашли общий язык.

Политические разногласия и личную вражду европейские крестоносцы зачастую разрешали при помощи убийц-ассасинов. Их нанимателями, по слух были даже рыцари-госпитальеры и тамплиеры. От кинжалов людей ибн Саббаха полегли и некоторые вожди крестоносцев.

Основатель и предводитель ордена ассасинов Хае ибн Саббах умер в 1124 году, когда ему было 73 года, многие годы непрестанных трудов ему удалось создать крепкую и действенную религиозно-террористическую организацию, с которой были вынуждены считаться сильные мира сего, обладавшую собственной территорией с укрепленными крепостями и разветвленной сеть а также фанатичными и преданными сторонниками.

Наследник Старца Горы не был его родственником, но перед своей смертью шейх посвятил его во все тайны и назначил своим преемником.Его государство-орден просуществовало еще 132 года, пока в 1256 году войска предводителя монголов Хулагу-хана не взяли практически без боя крепости Алам и Меймундиз. Последнее пристанище ассасинов в гор Сирии в 1273 году разрушил египетский султан Бейбарс I. В середине XVIII века английский консул в Сир писал, что в горах этой страны все еще живут потомки ассасинов.

Сегодня словом «ассасины» в разных странах называют исполнителей заказных убийств , отличившихся особым коварством и жестокостью.

Средневековые исламские авторы называли ассасинами, существовавший с XI века, воинствующий орден низаритов, мусульман-шиитов. Несмотря на то, что ассасины прославились в качестве наемных убийц, так было не всегда, их основатель, Хасан ибн асс-Саббах, прославился тем, что покорял крепости, не проливая кровь, в частности, так произошло с Аламутом, впоследствии ставшем столицей ордена.

Значение слова «ассасины» истолковывают по-разному. Возможно, оно произошло от арабского «хашишийа» – опьяненные гашишем, другое же толкование предполагает, что оно использовалось в значении низшие классы, чернь, неверующие изгои.

Наиболее известно описание жителей Аламута, данное в сочинении путешественника Марко Поло, однако оно сильно приукрашено. Именно информация Марко Поло и послужила основанием для мифа о том, что представители ордена находились в наркотическом опьянении все время, используя для этого дарящий блаженство гашиш.

При этом в прочих источниках об употреблении гашиша членами ордена не говорится, признается лишь, что опиаты использовались во время проведения некоторых ритуалов. Считается также, что членов секты прозвали «гашишшинами», или «травоедами» из-за их аскетичности.

Хасан-ибн асс-Саббах

Хасан ибн асс-Саббах – исмаилит, лидер и основатель ордена ассасинов, личность загадочная. Он получил хорошее образование и мечтал стать проповедником, но основал секту, весьма суровую к своим членам, аскетичную, не признающую сословных различий.

На захваченных им территориях впоследствии образовалось исмаилитское государство. Он отменил налоги, но обязал жителей строить фортификационные сооружения и дороги, активно привлекал ученых работать на благо ордена. Легенды об ассасинах рассказывают, что частично их боевые искусства основаны на методиках китайских школ , а значит, лидер ордена был не чужд заимствованию у других народов полезных знаний.

Его приверженность справедливости граничила с бессердечием , так, некоторые источники повествуют, что Хасан ибн асс-Саббах за нарушение закона казнил собственного сына. Благодаря разветвленной сети шпионов, он всегда был в курсе событий в соседних государствах. Он был сильным идеологом и умело вел за собой людей.

После смерти лидера преемники продолжили дело Хасана ибн асс-Саббаха, однако былая мощь ордена, измотанного не прекращающейся борьбой с европейцами, Фатимидским и Сельджукидским государствами, постепенно угасала.

Деятельность ассасинов с XI века до наших дней

Ассасины покорили ряд замков и городов на территории Ирана и Сирии, и первой захваченной крепостью стала цитадель Аламут. Захват Аламута в 1090 году практически совпал со временем проведения первого крестового похода (1096 год), именно в это время и зафиксированы первые вооруженные и дипломатические конфликты низаритов и рыцарей. В тот же период в языках Европы появляется слово «ассасин», заимствованное у суннитов, но информация об ордене пришла в Европу в существенно искаженном виде.

Ассасины дали отчаянный отпор крестоносцам, вторгшимся на арабские территории. Воины-смертники, которые, по мнению европейцев, находились в опьянении из-за гашиша, а оттого были бесстрашны перед лицом смерти , наводили ужас на европейцев. Достоверно известно, что ассасины пользовались различной маскировкой, однако нет сведений, что они всегда носили капюшоны, как это обыгрывают в фильмах и играх.

Ассасины использовали убийство в качестве метода политического давления , так, жертвой сектантов стал визирь империи Сельджуков Низам аль-Мульк, его зарезал переодетый в дервиша ассасин по дороге в Багдад в 1092 году.

Европейцы также становились жертвами ордена, например, в 1192 году итальянский маркграф Конрад Монферратский был убит двумя переодетыми ассасинами, и это убийство не случайно, ведь именно маркграф пророчили престол Иерусалимского царства.

Секта ассасинов утратила свои позиции после вторжения в Персию монголов в XIII веке. Последний правитель столицы ассасинов, не оказал сопротивления монголам, в результате сам и его приближенные были уничтожены, а крепость Аламут пала. Тогда, в 1256 году секта официально прекратила свое существование.

Со временем ассасины стали исполнять роль наемных убийц , именно это значение слова «ассасин» наиболее активно используется в современном языке. Их нанимают религиозные, террористические и политические группировки.

В прошлом их оружием были кинжалы, сегодня – гранаты и снайперские винтовки. Наиболее активны современные ассасины на Ближнем Востоке.

Многие любители компьютерных игр не могли пропустить такую игру, как «Assassin’s Creed». Первая серия игры вышла к концу 2007 года, а вот последняя – в октябре 2012. По сути игры мы понимаем, в чем сюжет: между двух «групп» идет долгая война (уже несколько веков подряд). В борьбе выступают ассасины и тамплиеры. В игре главный герой, имеющий предков из ассасинов, узнает, что было в прошлом его потомков и отправляется за спрятанными частицами Эдема, чтобы спасти мир от гибели.

Вместо того чтобы разделять жизнь на реальную и отдых (игры на компьютере) многие игроки настолько вживаются в своего героя, что начинают отчаянно искать ответ на вопрос, как стать ассасином! Правильно это или нет, решать вам, мы же считаем, что игры должны оставаться в компьютере, а не перевоплощаться в реальность. Для начала нам предстоит узнать многое о таинственном народе из «Assassin’s Creed».

Прежде, чем узнавать, как стать ассасином, необходимо понять, кто это такие, существовали ли они на самом деле, и стоит ли воплощать этот образ на себе. Итак, для начала вы должны знать, что ассасины и хашиши – это одно и тоже. По сути, ассасины в переводе – это те, кто употребляет хашиш. Название «ассасины» появилось достаточно давно (хотя всемирную известность получило в последние годы). На день сегодняшний, ассасины это те же исмаилиты-низариты.

Кто такие, в свою очередь, исмаилиты-низариты? Это люди, состоящие в опасной террористической группировке со Среднего Востока, которые постоянно используют наркотики, а так же являются безжалостными убийцами. Убивают исмаилиты-низариты на почве религиозной или политической неприязни. Многие уверяют, что они настоящие фанатичные убийцы, которых стоило бы отправить к психиатрам. С течением времени, со Средних веков до середины 14 века ассасины стали ассоциироваться с убийцами. Особенно если речь идет об европейский городах.

Как ясно можно понять, ассасины были наркоманами, и понятно, что именно они употребляли. Этим веществом они были одурманены настолько, что готовы убивать снова и снова. Многие уверяют, что мифы об ассасинах – это миф о том, как появился и распространился наркотик. Сами ассасины, как уверены многие, выдуманные персонажи. Но есть некоторые исторические факты, которые можно соотнести с историей об ассасинах.

Действительно, в крепости в Иране (Аламут) жили и правили люди, называемые сейчас старцами. Они состояли в секте исмаилитов, относящейся к Исламу. Никто и не скрывал в то время, что многие политические, а именно внешнеполитические проблемы эти правители решали через наемных убийц-смертников! В чем расходится история, а точнее не подтверждается, так это в использовании и применении на убийцах наркотиков.

Сейчас ассасинов воспринимают только как наемных убийц (а не одурманенных людей или убийц-смертников). Это наемные и совершенно безжалостные киллеры. По сути, сейчас любого киллера можно назвать ассасином: он скрывается и не выдает себя в реальной жизни, у него есть «работа», которую он выполняет, как это ни прискорбно и его всегда очень сложно найти, поймать и связать с цепочкой, ведущей к убийству.

Теперь хорошо подумайте: вы все так же хотите стать ассасином в реальной жизни? Если вас до сих пор волнует вопрос, как стать ассасином, советуем вам обратиться к врачу, пока вы не нанесли вред себе и окружающим. Однажды друг сказал знакомому в ответ на вопрос «Как стать ассасином?»: «Для начала узнай кто это на самом деле, удивись тому, что это не просто классные дядьки с оружием, забудь об одержимости ассасинами и живи так, чтобы каждый ассасин позавидовал!».

Если вам интересно лишь подготовка ассасинов, то это даже похвально, т.к. они явно обладают хорошей формой, физической подготовкой, боевыми искусствами. Во многом ассасинов можно сопоставить с паркурщиками: они отлично прыгают, умеют «падать» с высоты и удачно приземляться, а так же отлично лазают по стенам. Паркур очень популярен на сегодняшний день, развит, потому вы легко сможете освоить это мастерство. Развить меткость, координацию и сосредоточенность вам помогут тиры. Найдите место, где могут обучить вас пользоваться именно древним оружием. Если в вашем городе такого нет, просто посещайте тир, развивайте меткость и сноровку. Стоит так же заняться боевыми искусствами (но выберите только один вид искусства, хотя бы для начала, иначе запутаетесь и все испортите). Не забывайте и об уроках конного бега, начинайте с прогулок и умения держаться на коне, постепенно переходя на более развитый уровень.

Одежда ассасина.

Если вы хотите стать ассасином на костюмированный вечер, то это отличная идея! Наверняка вы будете ярко выделяться на фоне приевшихся бэтменов, человеков-пауков и прочей «нечисти».

Что вам необходимо обязательно для костюма ассасина? Это наплечники на плечи, нагрудник для груди, наручи для рук и наголенники для ног. Они могут быть совершенно разными в зависимости от выбранного вами уровня ассасина. Но помимо этих «аксессуаров» необходимо подобрать широкий длинный плащ с большим капюшоном (чаще белого или серого цвета). Приглядитесь к любимым героям. например, при ряжении в Альтаира необходим так же широкий пояс (поверх плаща), высокие коричневые сапоги и бутафорский меч.

Самой любимой дочери Мухаммада. По их мнению, близкое родство с пророком Мухаммадом делало потомков Али единственно достойными правителями исламского государства. Отсюда пошло название шиитов - «ши’ат Али» («партия Али»).

Шииты, находившееся в меньшинстве, нередко подвергались гонениям со стороны суннитского правящего большинства, поэтому они были часто вынуждены находиться в подполье. Разрозненные шиитские общины были изолированы друг от друга, контакты между ними были сопряжены с величайшими сложностями, а нередко - и угрозой для жизни. Часто члены отдельных общин, находясь рядом, не подозревали о соседстве единоверцев-шиитов, так как принятая у них практика позволяла шиитам скрывать свои истинные взгляды . Вероятно, многовековой изолированностью и вынужденной замкнутостью можно объяснить большое количество самых разнообразных, порой чрезвычайно нелепых и безрассудных ответвлений в шиизме.

Шииты по своим убеждениям были имамитами, считавшими, что рано или поздно мир возглавит прямой потомок четвёртого халифа Али. Имамиты верили, что когда-нибудь воскреснет один из ранее живших законных имамов , чтобы восстановить попранную суннитами справедливость. Главное направление в шиизме основывалось на вере в то, что в качестве воскресшего имама выступит двенадцатый имам, Мухаммад Абуль-Касым (бен Аль-Хосан), появившийся в Багдаде в IX веке и бесследно исчезнувший в 12-летнем возрасте. Большая часть шиитов свято верила в то, что именно Абуль-Касым являлся «скрытым имамом», которому в будущем предстоит вернуться в человеческий мир в виде мессии-махди («скрытый имам»-спаситель). Последователи двенадцатого имама впоследствии стали называться «двунадесятниками» . Таких же взглядов придерживаются современные шииты.

Примерно по этому же принципу формировались и остальные ответвления в шиизме. «Пятиричники» - верили в культ пятого имама Зейда ибн Али, внука шиитского имама-мученика Хуссейна . В 740 году Зейд ибн Али поднял шиитское восстание против Омеядского халифа и погиб в бою, сражаясь в первых рядах повстанческой армии. Позднее пятиричники разделились на три мелких ответвления, признававших право имамата за теми или иными потомками Зейда ибн Али.

Параллельно с зейдидами (пятиричниками), в конце VIII века зародилось движение исмаилитов , впоследствии получившее широкий отклик в исламском мире.

Ибн Саббах установил в Аламуте для всех без исключения суровый образ жизни. Первым делом он демонстративно, в период мусульманского поста Рамадан , отменил на территории своего государства все законы шариата . За малейшее отступление грозила смертная казнь. Он наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничения касались всего: пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов, дорогих нарядов и т. п. Суть сводилась к тому, что в богатстве терялся всякий смысл. Зачем оно нужно, если его нельзя использовать? На первых этапах существования Аламутского государства Ибн Саббаху удалось создать нечто, похожее на средневековую утопию , которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества. По мнению некоторых историков, государство исмаилитов-низаритов сильно напоминало коммуну , с той разницей, что власть в ней принадлежала не общему совету вольных тружеников, а все-таки авторитарному духовному лидеру-вождю.

Сам Ибн Саббах подавал своим приближенным личный пример, до конца своих дней ведя чрезвычайно аскетичный образ жизни. В своих решениях он был последователен и, если того требовало, бессердечно жесток. Он приказал казнить одного из своих сыновей лишь по подозрению в нарушении им установленных законов.

Объявив о создании государства, Ибн Саббах отменил все сельджукидские налоги, а вместо них приказал жителям Аламута строить дороги, рыть каналы и возводить неприступные крепости. По всему миру его агенты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие различные знания. Ибн Саббах приглашал или похищал в свою крепость лучших специалистов различных областей науки, начиная от инженеров-строителей, заканчивая медиками и алхимиками . Хашшашины смогли создать систему фортификаций, которая не имела себе равных, а концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху. Сидя в своей неприступной горной крепости, Ибн Саббах отправлял убийц-смертников по всему государству Сельджукидов. Но к тактике террористов-самоубийц Ибн Саббах пришёл не сразу. Существует легенда, согласно которой он принял такое решение благодаря случаю.

Во всех концах исламского мира по поручению Ибн Саббаха, рискуя собственными жизнями, действовали многочисленные проповедники его учения. В 1092 году в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашшашинов убили муэдзина , опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной мучительной смерти. После казни его тело показательно проволокли по улицам Савы и на несколько дней вывесили труп на главной базарной площади. Эта казнь вызвала взрыв негодования и возмущения в среде хашшашинов. Возмущенная толпа жителей Аламута подошла к дому своего духовного наставника и правителя государства. Легенда гласит о том, что Ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и громогласно произнес: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!»

Не успел Ибн Саббах спуститься в свой дом, как из толпы выделился молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Ибн Саббахом, изъявил желание привести в исполнение вынесенный смертный приговор, даже если при этом придется заплатить его собственной жизнью.

Небольшой отряд фанатиков-хашшашинов, получив благословение от своего духовного лидера, разбился на мелкие группы и двинулся в сторону столицы государства Сельджукидов. Ранним утром 10 октября 1092 года Бу Тахир Аррани каким-то способом умудрился проникнуть на территорию дворца визиря. Спрятавшись в зимнем саду, он терпеливо ожидал свою жертву, прижав к груди огромный нож, лезвие которого было предварительно смазано ядом. Ближе к полудню на аллее появился человек, одетый в очень богатые одеяния. Аррани никогда не видел визиря, но, судя по тому, что человека, идущего по аллее, окружало большое количество телохранителей и рабов, убийца решил, что это мог быть только визирь. За высокими, неприступными стенами дворца телохранители чувствовали себя слишком уверенно и охрана визиря воспринималась ими как не более чем ежедневная ритуальная повинность. Улучив удобный момент, Аррани подскочил к визирю и нанес ему, по меньшей мере, три удара отравленным ножом. Стража подоспела слишком поздно. Прежде чем убийца был схвачен, визирь уже извивался в предсмертных судорогах. Стража практически растерзала Аррани, но смерть Низама аль-Мулька стала символическим сигналом к штурму дворца. Хашшашины окружили и подожгли дворец визиря.

Смерть главного визиря государства Сельджукидов повлекла за собой настолько сильный резонанс во всем исламском мире, что это невольно подтолкнуло Ибн Саббаха к очень простому, но, тем не менее, гениальному выводу: можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства и, в частности, движения исмаилитов-низаритов, не затрачивая значительные материальные средства на содержание большой регулярной армии. Необходимо было создать свою «спецслужбу», в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений; спецслужбу, которой ни высокие стены дворцов и замков , ни огромная армия, ни преданные телохранители не могли бы ничего противопоставить, чтобы защитить потенциальную жертву.

Прежде всего, следовало наладить механизм сбора достоверной информации. К этому времени у Ибн Саббаха во всех уголках исламского мира уже действовало бесчисленное количество проповедников, которые регулярно сообщали ему обо всех происходящих событиях. Однако новые реалии требовали создания разведывательной организации качественно иного уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Хашшашины одни из первых ввели понятие «вербовка». Имам - вождь исмаилитов - обожествлялся, преданность единоверцев Ибн Саббаху делала его непогрешимым; его слово было больше чем закон, его воля воспринималась как проявление божественного разума. Исмаилит, входящий в разведывательную структуру, почитал выпавшую на него долю как проявление высочайшей милости Аллаха . Ему внушалось, что он появился на свет лишь для выполнения своей «великой миссии», перед которой меркнут все мирские соблазны и страхи.

Благодаря фанатичной преданности своих агентов, Ибн Саббах был информирован обо всех планах врагов исмаилитов, правителей Шираза , Бухары , Балха , Исфахана , Каира и Самарканда . Однако организация террора была немыслима без создания продуманной технологии подготовки профессиональных убийц, безразличие к собственной жизни и пренебрежительное отношение к смерти которых делало их практически неуязвимыми.

В своей штаб-квартире в горной крепости Аламут, Ибн Саббах создал настоящую школу по подготовке разведчиков и диверсантов -террористов. К середине 90-х гг. XI века Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля. Действовала она крайне просто, тем не менее, достигаемые ею результаты были весьма впечатляющи. Ибн Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Перед тем, как кандидат попадал во внутреннюю часть замка, ему сообщалось о том, что после приобщения к тайному знанию обратного пути из ордена у него быть не может.

Одна из легенд гласит о том, что Ибн Саббах, будучи человеком разносторонним, имевшим доступ к разного рода знаниям, не отвергал чужого опыта, почитая его как желанное приобретение. Так, при отборе будущих террористов, он воспользовался методикой древних китайских школ боевых искусств , в которых отсеивание кандидатов начиналось задолго до первых испытаний. Молодых юношей, желавших вступить в орден, держали перед закрытыми воротами от нескольких суток до нескольких недель. Только самых настойчивых приглашали во внутренний двор. Там их заставляли несколько дней впроголодь сидеть на холодном каменном полу, довольствуясь скудными остатками пищи и ждать, порой под ледяным проливным дождем или снегопадом, когда их пригласят войти внутрь дома. Время от времени на внутреннем дворе перед домом Ибн Саббаха появлялись его адепты из числа прошедших первую степень посвящения. Они всячески оскорбляли, даже избивали молодых людей, желая проверить, насколько сильно и непоколебимо их желание вступить в ряды хашшашинов. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восвояси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались в дом Великого Владыки. Их кормили, отмывали, переодевали в добротную, теплую одежду… Для них начинали приоткрывать «врата иной жизни».

То же предание гласит о том, что хашшашины, силой отбив труп своего товарища, Бу Тахира Аррани, похоронили его по мусульманскому обряду . По приказу Ибн Саббаха на воротах крепости Аламут была приколочена бронзовая табличка, на которой было выгравировано имя Бу Тахира Аррани, а напротив него, имя его жертвы - главного визиря Низама аль-Мулька. С годами эту бронзовую табличку пришлось увеличить в несколько раз, так как список стал составлять уже сотни имен визирей, князей , мулл , султанов, шахов , маркизов , герцогов и королей .

Хашшашины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых людей. Предпочтение отдавалось сиротам , поскольку от хашшашина требовалось навсегда порвать с семьей. После вступления в секту его жизнь всецело принадлежала «Старцу Горы», как называли Великого Владыку. Правда, в секте хашшашинов они не находили решения проблем социальной несправедливости, зато «Старец Горы» гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни.

Ибн Саббах придумал довольно простую, но чрезвычайно эффективную методику подготовки так называемых «фидаинов» . «Старец Горы» объявил свой дом «храмом первой ступени на пути в Рай» . Существует ошибочное мнение, что кандидата приглашали в дом Ибн Саббаха и одурманивали гашишем , отчего и пошло название ассасин. Как уже говорилось выше, на самом деле, в ритуальных действах низаритов практиковался опиумный мак . А приверженцев Саббаха прозвали «гашишшинами», то есть «травоедами», намекая на характерную для низаритов бедность. Итак, погруженного в глубокий наркотический сон, вызванный опиатами, будущего фидаина переносили в искусственно созданный «райский сад», где его уже ожидали смазливые девы, реки вина и обильное угощение. Окружая растерянного юношу похотливыми ласками, девушки выдавали себя за райских девственниц-гурий , нашептывая будущему хашшашину-смертнику, что он сможет сюда вернуться как только погибнет в бою с неверными. Спустя несколько часов ему опять давали наркотик и, после того как он вновь засыпал, переносили обратно. Проснувшись, адепт искренне верил в то, что побывал в настоящем раю. С первого мига пробуждения реальный мир терял для него какую-либо ценность. Все его мечты, надежды, помыслы были подчинены единственному желанию вновь оказаться в «райском саду», среди столь далеких и недоступных сейчас прекрасных дев и угощений.

Стоит заметить, что речь идет об XI веке , нравы которого были настолько суровы, что за прелюбодеяние могли просто-напросто забить камнями. А для многих малоимущих людей, ввиду невозможности заплатить калым за невесту, женщины были просто недосягаемой роскошью.

«Старец Горы» объявил себя чуть ли не пророком. Для хашшашинов он был ставленником Аллаха на земле, глашатаем его священной воли. Ибн Саббах внушал своим адептам, что они могут попасть в райские сады, минуя чистилище, лишь при одном условии: приняв смерть по его непосредственному приказу. Он не переставал повторять изречение в духе пророка Мухаммеда : «Рай покоится в тени сабель » . Таким образом, хашшашины не только не боялись смерти, но страстно её желали, ассоциируя её с долгожданным раем.

Вообще, Ибн Саббах был мастером фальсификации. Иногда он использовал не менее эффективный прием убеждения или, как сейчас называют, «промывания мозгов». В одном из залов Аламутской крепости, над скрытой ямой в каменном полу, было установлено большое медное блюдо с аккуратно вырезанной по центру окружностью. По приказу Ибн Саббаха, один из хашшашинов прятался в яме, просовывая голову через вырезанное в блюде отверстие, так что со стороны, благодаря искусному гриму , казалось, будто бы она отсечена. В зал приглашали молодых адептов и демонстрировали им «отсеченную голову». Неожиданно из темноты появлялся сам Ибн Саббах и начинал совершать над «отсеченной головой» магические жесты и произносить на «непонятном, потустороннем языке» таинственные заклинания. После этого, «мертвая голова» открывала глаза и начинала говорить. Ибн Саббах и остальные присутствующие задавали вопросы относительно рая, на которые «отсеченная голова» давала более чем оптимистические ответы. После того, как приглашенные покидали зал, помощнику Ибн Саббаха отрубали голову и на следующий день выставляли её напоказ перед воротами Аламута.

Или другой эпизод: доподлинно известно, что у Ибн Саббаха было несколько двойников. На глазах у сотни рядовых хашшашинов двойник, одурманенный наркотическим зельем, совершал показательное самосожжение. Таким способом Ибн Саббах якобы возносился на небеса. Каково же было удивление хашшашинов, когда на следующий день Ибн Саббах представал перед восхищенной толпой целым и невредимым.

Хашшашины и крестоносцы

К началу XII века относятся первые столкновения низаритов с крестоносцами. Со времён главы сирийских низаритов Рашид ад-Дина Синана (1163-1193) в сочинениях западных летописцев и путешественников появляется термин ассасин , производный от хашишин . Предполагается и другое происхождение слова - от арабского хасанийун , означающего «хасаниты», то есть последователи Хасана ибн Саббаха .

Мифы о низаритах

Ассасины и гашиш

Ассасины - фанатики-сектанты средневекового Востока, использовали индивидуальный террор как средство защиты своей религии. Легенда об ассасинах, распространившаяся в Европе в изложении венецианского путешественника Марко Поло (ок. 1254-1324), в общих чертах сводилась к следующему. В стране Мулект в старину жил горный старец Ала-один, устроивший в неком укромном месте роскошный сад по образу и подобию мусульманского рая. Юношей от двенадцати до двадцати лет он опаивал и в сонном состоянии переносил в этот сад, и они проводили там целый день, забавляясь с тамошними женами и девами, а к вечеру их снова опаивали и переносили обратно ко двору. После этого юноши были «готовы и на смерть, лишь бы только попасть в рай; не дождутся дня, чтобы идти туда… Захочет старец убить кого-нибудь из важных или вообще кого-нибудь, выберет он из своих ассасинов и куда пожелает, туда и шлет его. А ему говорит, что хочет послать его в рай и шел бы он поэтому туда-то и убил бы таких-то, а как сам будет убит, то тотчас же попадет в рай. Кому старец так прикажет, охотно делал всё, что мог; шел и исполнял всё, что старец ему приказывал».

Марко Поло не конкретизирует название средства, которым опьяняли юношей; однако французские писатели-романтики середины XIX в. (см. Клуб ассасинов) были уверены, что это гашиш . Именно в таком ключе пересказывает легенду о горном старце граф Монте-Кристо в одноимённом романе Александра Дюма . По его словам, старец «приглашал избранных и угощал их, по словам Марко Поло, некоей травой, которая переносила их в эдем, где их ждали вечно цветущие растения, вечно спелые плоды, вечно юные девы. То, что эти счастливые юноши принимали за действительность, была мечта, но мечта такая сладостная, такая упоительная, такая страстная, что они продавали за неё душу и тело тому, кто её дарил им, повиновались ему, как богу, шли на край света убивать указанную им жертву и безропотно умирали мучительной смертью в надежде, что это лишь переход к той блаженной жизни, которую им сулила священная трава».

Таким образом была создана одна из ключевых легенд о гашише, существенно повлиявшая на его восприятие в западной культуре. Вплоть до 1960-х гг. психотропные препараты конопли воспринимались массовым сознанием как снадобье, дарящее райское блаженство, убивающее страх и возбуждающее агрессию (см. Анслингер , «Косяковое безумие »). И лишь после того как употребление этих препаратов стало массовым, романтический миф был развенчан, хотя его отголоски до сих пор кочуют по публикациям популярной прессы.

Интересно, что легенда об ассасинах имеет под собой солидную историческую основу. «Горные старцы» действительно правили в XI-XIII в. в иранской крепости Аламут; они принадлежали к исламской секте исмаилитов и решали свои внешнеполитические проблемы с помощью террористов-смертников. Однако о том, что в их подготовке применялся гашиш, нет никаких достоверных исторических свидетельств.

В популярной культуре

Художественная литература

Кинематограф

Видеоигры

  • Орден (Братство) ассасинов занимает центральное место в сюжете серии игр

Ассасины (хашишины, хашашины, гашишины, гашашины) - довольно популярная тема в современном мире. Этому способствует не только отождествление члена ордена со словом Assassin (убийца (англ.)), но и так же актуальность сюжета арабских убийц в сфере шоу-бизнеса.Не так давно свет увидела компьютерная игра Assassin’s Creed, производства Ubisoft Montreal, после нее стартовала вторая часть от того же разработчика. Так же тема ассасинов затронута в фильме «Принц Персии: пески времени» (Disney 2010). Это вполне закономерно возбудило интерес многих зрителей и геймеров к неоднозначному историческому явлению – существованию ордену ассасинов. «Хорошо, пусть учат историю» скажете вы?

Увы, все не так просто: поверхностные знания большинства фанатов рождают массу догм и предубеждений, которые расползаются, как тараканы на кухне дешевого китайского ресторана. Самым ярким примером, вероятно, является распространенная ошибка, что слово «ассасин» происходит от слова «хашишин», в свою очередь произошедшего от названия наркотика: гашиша. Ошибка заключается в том, что арабское слово «Хашишин» означает «травоед, человек питающийся растениями». Это был всего лишь намек на бедность членов ордена, и никакого отношения к наркотическим средствам оно не имеет. К тому же, в ордене ассасинов для ритуалов использовали опиумный мак, а не гашиш. В стремлении избежать возможных ошибок псевдоисторических неологизмов, я постараюсь раскрыть тему истории ордена.

Начать с того, что Муххамед был мертв. Сомневаться в этом не приходилось.

После смерти легендарного пророка исламский мир раскололся на суннитов и шиитов. Не вдаваясь в подробности, власть захватили сунниты и фактически, шииты оказались вне закона в исламском мире. Их общины настолько увлеклись конспирацией, что совершенно забыли о поддержке связей между собой. Результатом было образования целого каскада сект – иногда забавных и нелепых, а иногда кровавых и страшных. Одну из таких религиозных сект из течения исмаилитов возглавил Хасан ибн Саббах. Без боя заняв крепость Аламут (эта крепость упоминается в фильме «Принц Персии: пески времени» как священная), новатор Хасан ибн Саббах основал теократическое государство.

Отменив все прежние налоги и, фактически запретив роскошь, он понимал, что в горной крепости он не сможет содержать большое войско. Следуя зову рассудка, Хасан ибн Саббах ищет новые пути решения политических и военных вопросов. Как гласит легенда, к решению создать орден убийц его привела случайность.В 1092 году в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашашинов убили муэдзина, опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это деяние, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной мучительной смерти. После этого Хасан ибн Саббах взобрался на башню и крикнул: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!».

И пока он спускался, у подножия стен уже собралась толпа, из которой выделилась группа фанатиков во главе с человеком по имени Бу Тахир Аррани, который, приклонив колени, произнес, что готов исполнить волю правителя, даже если за это придется заплатить жизнью. Опуская детали, Бу Тахир Аррани исполнил свою задачу, и визирь умер в окружении своих телохранителей. Рядом же лежало тело того самого Бу Тахир Аррани. Такова история первого ассасина, с которого берет начало концепция ордена: воля государя приравнивается к священнейшему закону, попасть в рай можно только умерев за священное дело. Да, однозначно, звучит очень громко, но давайте разберемся, почему Хасан ибн Саббаха окружала толпа фанатиков, на первый взгляд безумных, готовых на любые жертвы.

Секрет кроется не только в тщательном отборе членов ордена, но ещё и в психологии того времени и региона. Стоит заметить, что религиозные войны тогда велись именно из религиозных побуждений, другими словами, люди в самом деле верили, что идут в бой за священное дело (в отличии от европейских крестовых походов, носящих явно грабительский характер). Что же касается подготовки, это отдельная тема.

Ну что, еще по одной?.. Наркомифы о тренировках ассасинов.

Различных догм хватает и в разговорах о тренировках ассасинов. Прежде всего, они связаны с употреблениями наркотических средств: бытует мнение, что ассасины – это убийцы, которые идут на смерть под действием психотропных веществ. Это заблуждение, на самом деле, дело обстояло иначе.

Вначале, желающие вступить в орден собирались у ворот крепости, ожидая позволения войти во двор. Порой их ожидание длилось до нескольких недель, но юношей никто не держал, в любое время они могли уйти домой. На тех же условиях во дворе они ожидали позволения войти в дом. Из тех, кто не убрался восвояси, выбирали самых стойких (одна из легенд гласит, что эту систему Хасан ибн Саббах перенял у китайских монастырей – сходство очевидно). Отдавали предпочтения сиротам, ибо будущий ассасин должен был всю жизнь посвятить ордену.

Обряд посвящения был чрезвычайно прост и гениален: новобранца опаивали опиумом, после того как он терял сознание, переносили в специальный «райский сад», где его ожидала изысканная еда, роскошь и множество красивых женщин. Несколько часов спустя, ему опять давали наркотик, и переносили обратно, сообщая после, что вернутся в рай он может, только отдавши свою жизнь ради священного дела. Стоит понимать, что до этого юноша жил в бедноте, ибо богатство и роскошь были запрещены законом, но самой большой роскошью были женщины, ибо невесту себе мог позволить далеко не каждый юнец.

Здесь и кроется ошибка большинства «знатоков» истории ордена ассасинов, так как в последующей жизни, убийца больше не притронется ни к алкоголю, ни к наркотикам, ни к женщинам. Так, на контрасте, усиленном опиумной ломкой, член ордена приступал к жестоким тренировкам. Его учили не только владению оружием и акробатике, в наименьшей степени ассасин должен был владеть актерским мастерством и искусством маскировки. Все это делало из ученика почти идеального убийцу, для которого не надо было продумывать план эвакуации.

Но на подготовке убийц изобретательный Хасан ибн Саббах не остановился. Он понимал, что для эффективного действия ассасинов нужна была развитая сеть информаторов и разведчиков. Он создал специальное «агентство», в обязанности которого, помимо разведки, входило так же новое средство добычи информации – подкуп. Так, наряду с огромным количеством проповедников, которые докладывали ему об общих события и настроениях в городах, он также имел своих людей во дворцах и крепостях влиятельных людей востока. После серии убийств, вся политическая верхушка осознала, что ни армии, ни телохранители им не помогут в борьбе против ассасинов. Именно этим «Старец Горы», как называли правителя члены ордена, добился абсолютной неприкосновенности горного Аламута.

Сам Хасан ибн Саббах был весьма любопытной личностью. Помимо того, что он коллекционировал знания со всего света, похищал ученых врачей и алхимиков по всей Европе и Азии, он так же был заядлым мистификатором. В погоне за верностью подданных и международным престижем, он очень увлекался разного вида представлениями и фокусами. Например, популярный долгое время трюк с отрубленной головой, по преданию придумал именно он. С помощью грима, правильной расстановки фона и системы зеркал он создавал очень талантливое представление с предрекающей рай всем умершим ассасинам «отрубленной» головой. Отличие от современного фокуса было только одно – концовка. Актеру отрубали голову и вешали на несколько дней на главную площадь крепости. Реалистичности ради. Так же был популярен трюк с самосожжением. Его суть была не менее жестока – действительно жгли человека, двойника Хасан ибн Саббах. Демонстрируя перед послами верность своих подданных, аламутский правитель мановением руки приказывал стражам на стенах бросаться в пропасть.

В завершение, можно раскрыть ещё одним миф – мнение о том, что все убийцы погибали при выполнении задания. Часто был приказ вернуться, так как это задание – только подготовка к переходу в рай. Это было продиктовано тем, что даже в коммуне ордена необходима была иерархия. Ведь кто-то должен был устраивать ученикам «рай», играть в отрубленную голову, и учить учеников.

Платные убийцы

Ещё одно ошибочное мнение, что ассасины – это наемные убийцы, работающие на заказ. Скорее всего, оно получило начало с истории союза крестоносцев и ассасинов. Такой союз имел место быть после смерти Хасан ибн Саббаха. Новые правители Аламута не были столь аскетичны в своих желаниях – ощущалась острая необходимость в финансах, а лорды щедро платили иерусалимским золотом за услуги ассасинов, направленные против Салах ад-Дина. Но, назвать орден хашишнов обществом наемных убийц нельзя, так как плату за работу брали не простые исполнители, а их хозяева. К тому же, убийства указанных фигур можно рассматривать, как верность заключенному союзу.

Но, именно деньги привели к тому, что орден утратил свое влияние. Видя сильное расслоение общества внутри крепости, желающих умирать ради сомнительного священного дела становилось все меньше и меньше. Это ставило необходимость реорганизации внутри системы, которая привела фактически ко всему тому, что отрицал Хасан ибн Саббах, когда строил государство. Коммуна превратилась в монархическую систему со своими вельможами и знатью. Все это сделало из аламутского государства легкую добычу для вторгшихся в Персию монголов.

О происхождении мифов

В заключения я постараюсь объяснить некоторые мифы об ордене ассасинов. Эти легенды родились уже после событий в Аламуте. Зачинателям «первой» волны легенд об ассасинах в 14 веке стал венецианец Марко Поло, который в своих трудах пишет о стране Мулект, где живет Старец Горы, отправляющий юношей на смерть, опаивая их наркотическими средствами. Новая, более сильная волна мифов имела место в середине 19 века во Франции. Гашиш в то время стал очень модным наркотиком, наряду с употреблением туйона из египетской полыни. Вероятно поэтому, писатели-романисты были уверенны, что ассасины употребляли именно гашиш в качестве средства для открытия врат в рай.

А некоторые люди считают, что орден ассасинов существует и по сегодняшний день, и его члены убирают неугодных людей. Такие мысли вполне понятны, ведь очень многим хочется видеть мир более сложным, чем он есть на самом деле. Многие видят тайны, загадки, мистику… Правы ли они? Кто знает?..



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения