Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто яко бог. Портал "дивное дивеево"

Кто яко Бог? - означает имя святого Архистратига Божия Михаила. Кто яко Бог? - выражают собою все дела его. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, безпримерной духовной слой. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа иудейского (Дан.10,13,21;12,1). В Откровении Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: «и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... и низвержен был великий дракон, древний змий... и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12, 79); тогда в злобе он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Откр. 12,13 - 17). А в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенной победой Агнца (гл.19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со святым Архангелом Михаилом.

Как верный служитель Божий он поставлен Богом вождем и чиноначальником над всеми чинами святых Ангелов. Поэтому и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечом в руке, имея под ногами дракона, т.е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

По церковному преданию, Архангел Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась сила Господня, уничтожившая египтян, преследовавших народ Божий. Он явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона «Благословенное воинство» - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Церковь почитает Архангелa Михаилa как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов, во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.

Тропарь Архангелу Михаилу
глас 4

Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.

Кондак Архангелу Михаилу
глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратигa.

Это было давно. Но не настолько, чтобы забыть о том…

Он стоял на пороге Своего прекрасного Дворца и смотрел с его высот на Землю, молча и потрясенно взирая на кошмар, происходящий внизу. А на Земле люди распинали Христа. Он взирал на абсурд совершающегося действа и не верил своим глазам. Как могут они?!.. Как могут они убивать?.. Как могут они убивать Того, кто нес им любовь и помощь, кто исцелял их болезни и отбирал из рук смерти их детей, кто нес им Истину, кто хотел принести им святой мир и счастье?Как онимогут?!...

Он видел истерзанное и кровоточащее тело Иисуса и ничем не мог помочь Ему. Сын Божий на Земле шел путем, уготованным Ему человечеством, и шел им до конца. И только люди могли изменить этот страстной ход, одуматься и остановить его. Но их преступление продолжалось.

Он смотрел на перекошенные злобой лица, на брызжущие слюной рты орущей одержимой толпы и отказывался верить услышанному. «Распни Его, распни!» - исступленно кричали они, и от этих слов Его сердце замирало в груди и тяжелая, жгучая боль, неведомая Ему ранее, охватывала Его душу.

«Они всего лишь люди, Сын Мой», - тихо прозвучали слова за Его спиной, и нежная женская рука коснулась Его плеча. Он обернулся - Царица Небесная в ореоле сияющего Света стояла подле, с нежностью и любовью глядя на Него. Он встретился с Ней взглядом, и Ее глаза - огромные, лучезарные - прочли в нем недоумение и неразрешимый вопрос, и жгучую боль, которая впервые пронзила Его сердце.

«Они всего лишь люди, - повторила Она, - несовершенные, податливые и слабые. Добровольные марионетки в руках Люцифера, слепое орудие, по собственной воле принявшие на себя исполнение злодеяния».

Люцифер… Он вспомнил о Своем брате-близнеце и взгляд Его омрачился. Как страшно изменился Его брат!... Он помнил его гордым и прекрасным величественной неземной красотой, с огромными и ясными глазами. Высший Ангел - Люцифер - Лучезарный… Сколько было дано ему Отцом, сколько позволено! Только бери, воплощай, реализуйся, экспериментируй, создавай свои цивилизации, расти их, искушай, испытывай и веди к Отцу. Вместе с Ним - Архангелом Михаилом, наравне с Ним: Михаил - Свет, Люцифер - Тьма. Равноценные условия, паритет. Твори, что душе угодно! Но следуй Высшему Закону, стоящему надо всем, не преступай его. ... Не выдержал, преступил. Захотел сам стать Богом… Единолично, без Него и без Отца. Наверное, слишком велик оказался этот соблазн для повелителя Тьмы. И теперь его былое величие исполнилось мраком и стал мертвенно ледяным взгляд, в котором уже не было ни капельки любви. Ибо Зло, повелителем которого он был, в любви не нуждалось. И то, что творилось сейчас на Земле, где люди распинали Небожителя, стало его ужасающим следствием.

Он еще больше омрачился, вспомнив все это. А следом перед Его внутренним взором пронеслись мозаичные образы Его нелегкого обучения, на которое ушли тысячелетия. В одно мгновение Он вспомнил, как учили Его всем премудростям и тонкостям Мироздания - всех-всех его сфер и уровней, как многократно проверяли на практике Его знания и умения, как испытывали на прочность силу Его духа… Так тщательно Его готовили специально, ибо предстояло Ему вслед за Христом снизойти в ту далекую земную юдоль, где велением людским правил мрак, а мраком - Его отвернувшийся от Отца Брат. И спуститься туда Он должен хорошо подготовленным и оснащенным. Ибо встреча с Лукавым Братом-отступником, которая предстояла Ему там, вряд ли ожидалась дружеской и мирной. Но ее исход решал в Мироздании всё …

Он вздохнул - время нелегкого путешествия приближалось. Он уйдет на Землю человеком. Ну, внешне человеком, в человеческом теле. А иначе нельзя - человеческий ли ты дух, ангел или сам Создатель Вселенной, в физический мир, на планеты должен идти в теле аборигенов этих планет. Оно для тебя вроде защитного скафандра-помощника - облачает в плоть, защищающую и питающую, обеспечивает манипуляторами - руками-ногами - и позволяет что-то делать в непривычно плотном материальном мире.

В Его глазах мелькнула легкая ирония - да уж, даже Он - Создатель этой Вселенной - может идти в глубины своего собственного Мира, на Землю только в теле. Если, конечно, Он еще не собирается свернуть Мироздание со всеми его неудачными творениями в трубочку и поставить этим жирную точку в очередном эксперименте Творения. Судя по тому, что творится внизу - Он снова перевел взгляд на неистовство толпы на Голгофе, вздохнул тяжело - пожалуй, уже пора…

Так что, без тела не обойтись… И иначе никак - Высшие Законы Мироздания непреклонны и нерушимы. Он Сам так повелел, поставив при сотворении Мира эти Законы надо всеми, даже выше самого Себя, чем и подчинил Себя им. Законы не преступить… Но сложнее всего то, что при переходе в физический мир - при воплощении - у Него будет стерта память как и у всех других, идущих на Землю - неважно, человек ты или Небожитель. И это тоже по Закону. И родиться Он обычным человеком, не помнящим ни кто Он, ни зачем пришел на эту Землю. И жить будет обычным человеком. До определенного времени, конечно. Вот только Его необычный дух станет подспудно напоминать о себе, рождая у людей, соприкоснувшимся с Ним, диаметрально противоположные чувства - искреннюю, высокую любовь у одних и жгучую ненависть у других. Равнодушных к Нему на Земле не будет. Каждый в отношениях с Ним честно выразит себя, зачерпнув из самых своих глубин: добрый - доброе, злой - соответственно. Это Его высокий Дух станет побуждать людей к необычной искренности. И ни людям, ни Ему самому долгое время будет невдомек, почему так происходит. Пока к Нему не вернется память.

Так молча стоял Он, погруженный в мысли, на пороге Своего великолепного Дворца - Дворца Света. А рядом с Ним так же молча стояла величественная и прекрасная Царица Небес, внимательно наблюдая за внутренними переливами Его мыслей и чувств. Стояла спокойная, без тени волнения на прекрасном лице. И лишь в Ее огромных глазах, полных нежности и любви, отразилась печаль и нескрываемая тревога за судьбу Сына. Потому что «путешествие» в низины Мира предстояло Ему нелегкое, и исхода его еще не знал никто… Вот разве что Бог-Отец, Абсолют… Но Он молчал…

Она снова легонько дотронулась Его плеча, прервав Его нелегкую думу, заговорила тихо, как бы подводя черту под Его размышлениями: «Мужества и силы Тебе, милый Сын! Таково поле битвы, через которое Тебе предстоит пройти. Но пусть это свершиться. Ибо по просьбе замученного Христа Бог-Отец определил, чтобы до Суда Ты еще раз обратился со Словом Его к отступникам, чтобы спасти тех, кто еще сможет услышать его".

Прощание... Он заглянул в глубины Ее лучезарных глаз, стараясь зачерпнуть из них Света и живой материнской Любви - Любви которая поддержит и защитит Его на самых крутых виражах Его путешествия. Молча поник головой и побрел с искренней молитвой о ниспослании Ему силы. Ибо отзвук великой Божественной Любви волною вздымался в Нем. А в памяти снова нахлынули воспоминания...

* * *

В те неизмеримо далекие времена, когда была выстроена Абсолютом вся четкая иерархия ангелов, когда по заданной Творцом программе они обустроили Миры Тонкие и создали миры физические, когда среди огромного мира физического была обособлена лишь маленькая его часть с уютной планетой Земля, где был создан человек - удивительное Творение Господа на стыке Миров Тонких и физических, и стала создаваться модель цивилизации полярного мира - между добром и злом, тогда на бескрайних просторах прекраснейших Тонких Миров у самых Пределов Творца совершилось величайшее Таинство. Это был разговор юного Архангела Михаила с Отцом своим Небесным - Абсолютом.

…«Кто Ты? Как имя Твое?» - вопрошал седовласого старца юный Ангел, почти мальчишка.

«Я бесконечно стар, Я настолько стар, что позабыл уж имя Свое», - усмехался в ответ Мудрец, Кто был Абсолют.

«Но Ты столь же бесконечно мудр, Отец! - восклицал мальчишка-Ангел в почтении великом. - Прошу Тебя, стань учителем Моим! Покажи мне путь к Мудрости Своей истинной!»

И, соглашаясь, улыбался в седую бороду почтенный старец, радовался юному порыву - искреннему и чистому, и раскрывал перед преданным сердцем пути к Мудрости - пути к Жизни удивительной и вечной.

Огромное, бескрайнее лазурное небо - бесконечно чистое и прозрачное раскинулось над собеседниками - лучезарным Ангелом Света и древним мудрым старцем с бородой белой длиной. Они стояли под этим бесконечным небом на таком же поле без конца и края среди мягких шелковых волн изумрудной травы, и юный Архангел внимал вечным словам своего Великого Учителя. О чем разговаривали Они, знают лишь Они сами да трава пушистая изумрудная, что волнами раскинулась вокруг…

Быть может Отец Небесный, напутствовал Сына Своего перед дальней дорогой, быть может уже тогда пытался зажечь в Нем искру Бога живого. Неведомо... Но узнал Михаил, что предстоит Ему…

«Ты уйдешь в мир к людям, чтобывместе с ними пройти тернистыми противоречивыми путями познания добра и зла - не абстрактного, настоящего. На Себе испытаешь и то, и другое, и в великой свободе выбора научишься выбирать правильно. Ты сойдешь к людям обычным человеком, не помня до часа положенного, ни Кто Ты есть на самом деле, ни зачем пришел на Землю. Ты пройдешь путями страдания, в полной мере претерпев на Себе все крайности чувств и поступков человеческих, проживая в одну жизнь земную жизней несколько. Но в среде торжествующего зла свободный в выборе своем Ты научишься выбирать добро, Ты научишься искренне сочувствовать, сострадать и жертвовать собой ради других. И примером Своим Ты откроешь людям путь к спасению».

«И, быть может, была бы Миссия Твоя уж не крайне тяжелой, если бы не Твой брат-близнец Люцифер - повелитель Тьмы. Я ведаю о грядущем предательстве его, Я знаю о его взыгравшей гордыне и неизбежном падении, ибо такова суть абсолютного Зла, им ведомого и творимого. Знай, Сын мой - Ты будешь уничтожен братом своим Лукавым, разбит на вибрации, развеян по Вселенной, но не останешься в забвении, не будешь забыт Отцом. Его попытки возродить Тебя будут бесконечны».

«Но предстоит Тебе затем тяжелый путь земной, человеческий. И память Твоя тогда не поможет Тебе. До определенного времени Ты будешь жить обычным человеком, не помня о высокихсвоих Истоках. И жизнь Твоя будет бурной, насыщенной до предела. И зла в ней будет предостаточно, и добра немало. Ты познаешь всю силу добра и зла на Себе, и сможешь выбирать самостоятельно. И будет твой выбор свободным. Я не ведаю каким он станет… Но идти или нет Ты волен выбирать уже ныне…».

СОБОР АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА. Всем известны первые слова Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю». В этих словах под «небом» святые отцы понимали не наше голубое небо и даже не звёздное небо, не вселенную с её галактиками и туманностями (ибо весь этот материальный космос назван словом «земля»), а понимали горний мир, мир бесплотных существ, мир Ангелов. Вообще в Священном Писании выражение «небо и земля» означает полноту творения Божия - всё то, что создано Богом. Таким образом, из самых первых слов Библии нам открывается великая тайна - мы узнаём, что творение Божие состоит из двух частей: неба, или нематериального Ангельского мира, и земли, то есть материального космоса. В последующих стихах Библия довольно подробно повествует об устроении Богом «земли», то есть материального мира. Об Ангельском же мире больше ничего не говорится. Писание покрыло эту тайну молчанием, - может быть, потому, что человек, какой он есть сейчас, всё равно не мог бы её вместить. Ибо реальности горнего мира непостижимы для людей, в чём убеждают нас, например, и известные слова Христа: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?» Вот почему о жизни Ангелов нам известно немного. Попробуем тем не менее на основании Библии и святоотеческих творений изложить то, что мы знаем об Ангельском мире. Итак, что же за существа Ангелы? Преподобный Иоанн Дамаскин даёт следующее определение: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободной волей, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один Создатель… Ангелы - вторые, постигаемые только умом, светы, имеющие свет от первого и безначального Света; не имеющие нужды в языке и слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу собственные мысли и решения… Они - сильны и готовы к исполнению Божественной воли, и вследствие быстроты, присущей их природе, тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело Божественное мановение, и оберегают области земли, и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом, и распроряжаются нашими делами, и помогают нам… они видят Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищей». Таким образом, из слов святого Иоанна следует, что Ангелы есть существа бесплотные, бессмертные, несравненно более совершенные, чем человек в его земном состоянии. Ангелы были сотворены Богом раньше, чем материальный мир, раньше, чем явилось время, пространство и материя. Тот факт, что к моменту сотворения мира Ангелы уже существовали, подтверждается словами Господа в книге Иова: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Ангелы «не имеют троякого измерения». Это означает, что в нашем трёхмерном пространстве они не занимают никакого объёма и не имеют в нём никакого размера. Это и понятно, ведь Ангелы существовали, когда самого этого пространства ещё не было. По той же причине Ангелы не связаны пространством в такой степени, как мы, и могут, например, мгновенно перемещаться в любое место; также для них не существует материальных преград. Ангелы обладают великой силой, властью и могуществом, о чём свидетельствуют многие характерные повествования Библии. Например, святой Иоанн Богослов видел в откровении «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные». И ещё видел другого Ангела, сходящего с неба и имеющего великую власть и славу, так что земля осветилась от славы его. О могуществе Ангельских чинов преподобный Феодор Студийский говорит, что сила и власть даже одного Ангела настолько велики, что он мог бы весь мир уничтожить во мгновение ока. Природа Ангельская невидима и непостижима для человека, но знает её только сотворивший её Бог. Хотя в Библии и описаны явления Ангелов в виде светоносных юношей, или воинов, или шестокрылых животных - Херувимов, или таинственных колесниц, или многоочитых львов, тельцов и орлов, однако святые отцы говорят, что эти образы не являются истинной природой Ангелов, но принимаются ими только ради людей, ради их восприятия - для откровения им Божественных тайн. «Ангельские силы нисходят с крыльями, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - не потому, чтобы у этой бестелесной силы были крылья, но в знак того, что они сходят с высочайших областей, оставив горние обители». Саму же Ангельскую природу никто из людей не видел и видеть не может. Однако природа эта отчасти все же проявляет себя при явлениях Ангелов, и, по словам святых отцов, она невыразимо прекрасна и сияет бесчисленными совершенствами, которые вложил в неё создавший её Бог. Ангелы являются служителями Бога и Его посредниками в управлении миром. «Эти Умы (Ангелы), - говорит святитель Григорий Богослов, - приняли каждый какую-либо одну часть вселенной или приставлены к чему-нибудь одному в мире, как это было ведомо всё Устроившему и Распределившему». Из книги Апокалипсис видно, что существуют Ангелы, имеющие власть над стихиями и силами материального мира. Там, например, упоминаются «Ангел вод» и «Ангел, имеющий власть над огнём». Эти Ангелы являются исполнителями воли Божией в нашем мире - через них Бог управляет стихиями воды и огня. Вообще из книги Апокалипсис, как и из других библейских книг, видно, что Ангелы принимают самое активное участие в раскрытии судеб Божиих на земле. Это участие проявляется, например, в том, что у каждого народа имеется свой Ангел Хранитель, который направляет его на исторические пути, Богом для него предназначенные. «Они (Ангелы) охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом», - говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Как известно, в книге пророка Даниила упоминаются Ангелы иудейского, греческого и персидского народов. Если Ангелы участвуют в обычной земной истории народов, то гораздо больше они участвуют в Священной истории - в истории народа Божия, в истории Церкви - как ветхозаветной, так и новозаветной. Из Библии видно, что во всех важных событиях этой истории Ангелы принимали самое непосредственное участие. Ангелы хранили родоначальников народа Божия - Авраама, Исаака, Иакова и прочих - в их земных странствованиях. Ангелов, восходящих и нисходящих по таинственной лестнице, созерцал в видении патриарх Иаков. Через Ангелов Моисей получил от Бога Закон на Синае. Ангелы помогали еврейскому народу выйти из Египта и овладеть землёй Обетованной. Иисусу Навину, например, являлся сам Архистратиг Михаил, возглавляющий небесное воинство. Ангелы возвещали ветхозаветным пророкам волю Божию. Пророк Даниил получал в Вавилоне откровения от Архангела Гавриила. Также и другим весьма многим праведникам Ветхого Завета являлись Ангелы для откровения, для наставления, для помощи, для исцеления. В Иерусалиме, как мы знаем, был святой источник Вифезда, в который по временам сходил Ангел, и первый, кто после этого погружался, выздоравливал от любой болезни. Ещё большее участие принимали Ангелы в событиях Нового Завета. Так, известно, что Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии, что Она родит Сына Божия. Ангел возвестил о рождении Мессии вифлеемским пастухам. Чудесная звезда, приведшая волхвов ко Христу, по слову преподобного Феодора, была не чем иным, как Ангелом, который был видим ими как яркая звезда. От прочих звёзд она отличалась тем, что не стояла на месте, но могла двигаться. Звезда вела их за собой, пока, наконец, не остановилась над тем местом, где был Христос и Его Пречистая Матерь. Ангел явился праведному Иосифу и сказал, чтобы они с Марией и Младенцем бежали в Египет от убийцы Ирода. Ангелы служили Христу в пустыне. Ангел укреплял Его в Гефсиманском саду. Ангел возвестил женам мироносицам о Воскресении Христа. Ангелы явились апостолам после Его Вознесения. Ангел освободил ожидавшего казни апостола Петра и чудесным образом вывел его из тюрьмы. Наконец, в последней книге Библии, в Откровении, Ангелы являются, несомненно, главными действующими лицами, служителями и исполнителями воли Божией как в духовном, так и в материальном мире. Ангелы будут сопровождать Христа при Его Втором пришествии. В Евангелии даже сказано, что все святые Ангелы придут тогда с Ним. Ангелы также соберут всех праведников от четырех концов земли и поставят их пред Богом. Следует сказать, что и после священных событий Нового Завета Ангелы не удалились на небо, но продолжают участвовать в жизни земной Церкви. Мы знаем, например, что Ангелами охраняются на земле храмы Божии. Блаженный Иоанн Мосх повествует об Авве Леонтии, как однажды он в воскресенье пришёл в церковь для приобщения Святых Таин. Войдя в храм, он увидел Ангела, стоящего по правую сторону престола. Поражённый ужасом, он удалился в свою келью. И был к нему глас: «С тех пор как освящён этот престол, мне заповедано находиться при нём». Но Ангелы не просто охраняют храмы Божии, - они ещё принимают участие в православном богослужении. Об этом нам известно из жизнеописаний многих святых. Так, в житии преподобного Сергия рассказывается, как Ангел сослужил с ним литургию. Также и в житии святителя Спиридона повествуется об Ангельском хоре, певшем на его службе. Об участии Ангелов в богослужении свидетельствует и Сама Церковь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», - поётся на Преждеосвященной литургии. Перед малым входом священник молится, чтобы Господь послал Ангелов, участвующих в этом священнодействии. Кроме того, на литургии поются «Трисвятое» и серафимская песнь «свят, свят, свят». Эти песнопения не человеческие, они принадлежат Ангелам, и во время службы их невидимо поют вместе с людьми Ангелы. Далее, следует сказать, что и таинства церковные Господь совершает через Ангелов. Почему и учит Церковь, что Крещение, Причащение и Исповедь совершаются независимо от личного достоинства или недостоинства священника. Если служащий священник грешен и недостоин, то в этом случае всё совершает Ангел, священник же будет отвечать перед Богом за свои ошибки и грехи. По слову преподобного Феодора, Ангелы человеколюбивы, ибо они приняли дар человеколюбия от своего человеколюбивого Владыки - Бога. И потому в жизни христиан Ангелы принимают самое ближайшее участие. Известно, например, что у каждого из нас есть Ангел Хранитель. Преподобный Анастасий Синаит пишет, что «тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него». Ангел Хранитель помогает христианину, хранит его на всех земных путях, а главное, хранит на том последнем, самом важном и опасном пути, когда душа, разлучившись с телом и восходя на небо, будет проходить мытарства. Особенно внимательно Ангелы хранят тех, кто подвизается в христианской жизни и имеет в себе небесные сокровища - Евангельские добродетели и Благодать. Так бывает и у людей: чем больше богатство, тем больше охраны к нему приставляют. Поэтому святых и преуспевших в духовной жизни хранит даже не один Ангел Хранитель, но целый сонм Ангелов. «Если имеешь в душе дела, достойные Ангельского хранения, - говорит святитель Василий Великий, - и ум твой обогащён познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя Ангелами. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой». Если христианина высокой жизни хранит не один, а много Ангелов, то, наоборот, те, кто закоснел во зле, находятся в опасности лишиться даже и одного Ангела, данного при Крещении. «Как пчёл отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех», - говорит святитель Василий. Конечно, это не означает, что Ангел сразу убегает, как только мы совершаем какой-нибудь грех. Иногда на иллюстрациях в христианских книжках Ангел Хранитель изображается в качестве этакого плаксивого и слабонервного меланхолика, который при малейшем грехе своего подопечного, сразу же ударяется в слезы и убегает, неизвестно куда. На деле, конечно, всё бывает совсем не так. Старца Паисия Святогорца спрашивали: правда ли, что Ангел удаляется при совершении греха, на что старец ответил, что если бы Ангел так легко уходил, то мир давно бы погиб. Из этих слов видно, что Ангел Хранитель отступает от человека не легко и не быстро. Однако если христианин сознательно, упорно и долговременно пребывает во зле, попирая заповеди Бога, то действительно может случиться, что Ангел Хранитель отступит от него. «Если мы, люди, - говорит святитель Филарет Московский, - удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына, - как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живём в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?» Горе, великое горе тому человеку, от которого отступил Ангел Хранитель! Он остается беззащитным перед силами тьмы. Об этом говорит святитель Василий: «Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела Хранителя, предаётся на разграбление врагам и на попрание». Следует также сказать, что Ангелы Хранители не просто хранят нас, но и осуществляют нашу связь с Богом, с небом, со святыми. Без них эта связь будет разорвана. Ангелы возносят наши молитвы к Богу и от Бога приносят нам помощь, или дары, или вразумление, или исцеление, или что другое. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Доколе они (Ангелы) к нам не приблизятся, дотоле и весь труд наш бесполезен и безуспешен; ибо молитва наша не имеет ни силы дерзновения, ни крыл чистоты и не может вознестись ко Господу, если Ангелы наши не приблизятся к нам и, взявши её, не принесут ко Господу». Также когда мы молимся святым, то наши молитвы передаёт им Ангел Хранитель. Если же мы молимся за какого-нибудь человека, то, по слову старца Паисия, наш Ангел может помочь ему с быстротой молнии. Кроме того, если мы за кого-нибудь молимся, то за нас молится Ангел Хранитель этого человека. Таким образом, Ангелы активно участвуют в нашей христианской жизни, осуществляя нашу связь с Богом и соединяя нас со святыми и друг с другом. Ангельский мир имеет свою иерархию. «Хотя служебные духи на небесах нетленны и бессмертны, Бог не благоволил, чтобы все они состояли в одном чине. Напротив, установлено, чтобы и у Божественных служителей были начала, власти и преимущества», - говорит преподобный Ефрем Сирский. Принято считать, что существует девять чинов Ангелов - три степени по три чина в каждой. На первой степени - Ангелы, Архангелы и Начала. На второй - Власти, Силы, Господства, на третьей, высшей, - Престолы, Херувимы и Серафимы. Однако следует помнить, что Ангельский мир только очень приблизительно можно описать этими чинами. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Есть Ангелы и Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово». Иерархия Ангелов проявляется в том, что низшие принимают ведение, силу и власть от высших, а самые высшие - от Бога. Святитель Григорий Богослов говорит: «(Ангелы) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение». На самом верху небесной иерархии стоят высшие Архангелы. Имена некоторых из них мы знаем из Библии, другие же известны из предания Церкви. Эти Архангелы исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил, Иеремиил. Каждый из них имеет перед Богом своё особое служение. Следует также сказать, что Ангельская иерархия имеет место, только пока существует материальный мир, в грядущей же вечности иерархии уже не будет. Тогда уже «не один от другого будет принимать откровение славы Божией к прославлению и веселию души своей, - говорит святой Исаак Сирский, - но каждому по мере доблестей его, непосредственно, что следует ему, дано будет Владыкою по достоинству… ибо там нет ни учащего, ни поучаемого, ни имеющего нужду, чтобы другой восполнил недостаток его. Там один Даятель, непосредственно дарствующий способным приять… там прекратятся чины учащих и учащихся, и быстрота желания всякого будет стремиться к Единому». Ещё следует сказать, что Ангелы передают Благодать, ведение и силу не только друг другу, но и людям, которые способны это принять и вместить. По слову преподобного Исаака, именно «через горние чины приемлют святые свет созерцания». И потому в каком-то смысле можно говорить, что человек тоже принадлежит к Ангельскому чину. Не просто так мы поём на литургии: «Иже Херувимы тайно образующе». Также не напрасно святые отцы учат, что христиане призваны соединиться с Ангелами и занять места, освободившиеся на небе после падения демонов. В слове «На собор Небесных чинов» преподобный Феодор говорит, что есть девять чинов Ангельских, а десятый чин - человек. Об этих десяти чинах, или драхмах, говорит и Христос в Евангелии: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Также и слова Христа об одной заблудившейся овце и девяноста девяти незаблудившихся святые отцы относили к человеку и к Ангелам. Из всего сказанного следует, братия и сестры, что мы призваны к тому, чтобы соединиться на небе с Ангельскими силами в их вечном предстоянии и славословии Бога. Однако, для того чтобы это произошло, мы должны подражать Ангелам в их совершенствах. Ангелы святы - и мы должны жить свято. Ангелы сияют чистотой - и мы должны стремиться к чистоте, удаляясь от греха и всякой скверны. Ангелы пламенеют любовью к Богу и к людям - и мы должны учиться этой небесной любви. Из-за любви к Богу Ангелы не знают покоя ни днём, ни ночью, но пребывают в непрестанном славословии Творца. И мы должны всегда прославлять Господа своими молитвами, своими словами, своими делами и всей своей жизнью. И если будем стараться так жить, то, несомненно, в своё время присоединимся к Ангельским небесным ликам и сольёмся с ними в вечном славословии Бога Творца, Которому одному подобает всякая слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Священник Иоанн Павлов

Яко кто Бог, разве Господа? Или кто Бог, разве Бога нашего? Ибо единое Божие Слово есть истинный Бог и Единородный, потому что Оно единое есть также Бог, как и Отец. Сказав же о Христе, что он Бог по естеству, говорит теперь: или кто Бог? У нас один Бог Отец, и нет другого Бога, так чтобы один исполнял прошение одного, а другой прошение другого. Но, может быть, два стиха поставлены во взаимной соответственности. Так, истинный Бог препоясал силою для одержания победы, и положил непорочен путь мой к совершению добрых дел.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Яко кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего

Что сие и подобное сему сказано в Писании не в отношении к Сыну, а в отношении к так называемым, но не подлинным, богам, сие достаточно доказано теми местами, из которых заимствовали мы доказательства, что Сын и в Ветхом и в Новом Завете многократно называется и Богом и Господом. Но в большую ясность приводит сие Давид; сказав: «кто подобен Тебе» , он присовокупил: «в бозех, Господи» (Псал.85, 8) ? И Моисей говорит: «Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чужд» (Втор. 32, 12) , хотя Спаситель и был с ними, как говорит Апостол: «пияху бо от духовнаго последующаго камене; камень же бе Христос» (1Кор.10, 4) . А Иеремия говорит: «бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут под небесем» (Иер. 10, 11) . Ибо Сын не в числе их; Он Сам Создатель всего. Поэтому относительно к идолам и чтилищам языческим, а не к Сыну разуметь должно сказанное выше и следующее: «Аз Бог первый, и Аз по сих, и кроме Мене несть Бога» (Исаии 44,6) ; и: «прежде Мене не бысть бог ин, и по Мне не будет» (Иса.43,10) ; и: «слыши, Израилю, Господь Бог твой, Господь един есть» (Второз.6,4) ; и все подобные места.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.

Блж. Феодорит Кирский

«Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего?» . Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому.

Евфимий Зигабен

Яко кто бог, разве Господа?

Союз яко здесь-излишний; или же он употреблен вместо другого союза-ибо. Ибо кто другой, как бы так говорит пророк, по самому естеству своему есть Бог кроме Господа? т. е. кроме Бога Отца.

Или кто бог разве Бога нашего?

В этом месте пророк назвал Богом-Бога Сына. Говоря Бога нашего , он причисляет себя к нам, уверовавшим во Христа, предузнав пророческим духом своим святость веры нашей.

Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2

84 ...

Мiр невидимый - «силы безплотныя».

Ветхозаветная священная книга Бытия, повествующая нам о происхождении всего сущего, начинается словами: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Высокоавторитетные толкователи Слова Божия разъясняют нам, что под этим «небом» надо понимать мiр невидимый, невещественный - мiр духовный, а под «землею» - мiр видимый, вещественный - мiр материальный. В этом именно смысле и в Символе нашей веры Бог называется «Творцем небу и земли, видимым же всем я невидимым».

Этот мiр невидимый, мiр духовный, образно называемый «небом», есть мiр безплотных сил - безплотных духов, или мiр ангельский, который Бог создал прежде Творения мiра видимого, вещественного, материального.

В честь этих «Честных Небесных Сил Безплотных», с Архистратигом Михаилом во-главе, как их началовождем, наша св. Церковь издревле установила нарочитый праздник, торжественно совершаемый 8-го ноября по нашему православному календарю.

В начал все эти безплотные силы, или Ангелы, были созданы добрыми духами, исполненными великих совершенств. Но вот, один из самых высших Ангелов - Денница, прекрасный подобно утренней заре, вместо того, чтобы воздать хвалу Богу за свои совершенства прославляя Его, как Творца своего, залюбовался собой и допустил в себе горделивую мысль, что он, в своих совершенствах, ничуть не уступает Богу, что он равен Богу и эта горделивая мысль послужила причиной к его немедленному падению с высот небесных в глубины адского мрака. Она так исказила, так изуродовала его прекрасный, воистину богоподобный лик, что он в одно мгновение из высшего и совершеннейшего Творения Божия сделался самым отвратительным, самым омерзительным существом. Силы небесные, в лице прочих безплотных Ангелов, подвиглись на обуянного гордостью Денницу и низвергли его во тьму кромешную.

«Как пал ты с неба, Денница сын зари!» - горестно восклицает о нем св. пророк: «в преисподнюю низвержена гордыня твоя... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней» (Ис. 14, 12-15).

«Кто, яко Бог! Кто равен Богу?!» - восклицал победоносно Архистратиг небесных сил, низвергший Денницу, и дано ему славное имя: «Михаил », что и значит: «Кто, яко Бог», - а Денница стал Сатаною.

Так произошел, еще на самой заре мiровой истории, в мiре духовном, до появления мiра вещественного, первый бунт против законной Божеской власти, первая революция, имевшая потом такие неисчислимо бедственные и горестные последствия.

Безчисленные тьмы тем ангельских воинств: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господствия, Престолы, многоочитые Херувимы и шестокрылатые страшные Серафимы окружают престол Божий, взывая «непрестанными усты, немолчными славословеньми: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!» Все эти Ангелы Божии, оставшиеся верными Богу, суть провозвестники и исполнители воли Божией, как показывает самое их название, ибо слово «ангел» значит «вестник». «Не все ли они суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14) - говорит о них св. Апостол Павел. И мы знаем в Священной Истории, как Ветхого, так и Нового Завета, множество случаев служения Ангелов делу спасения созданного потом Богом человека. Ангелы являются орудиями Промысла Божия о целых человеческих обществах. «Они даются», как учит наша св. Церковь: «для хранения городов, царств, областей, монастырей, церквей и людей, как духовных, так и мiрских» (Пр. Исп. 19). Но Ангелы служат орудиями Промысла Божия и об отдельных, частных лицах. Каждый из верующих получает своего особенного Ангела, который пребывает при нем и хранит его от всякого зла, почему и называется «Ангелом-Хранителем».

Но и Сатана, низвергнутый с неба, не остался один, а увлек за собой в бездну падения своего великое множество сил безплотных, которые, подобно ему сделались духами зла - бесами злыми, силами тьмы, всегда противящимися Богу и Его всеблагим промыслительным планам.

Слепой в своей горделивой ожесточенной злобе (злоба всегда слепа!) Сатана, с помощью подручных ему злых духов, начал неистовую борьбу против Бога и оставшихся верными Богу честных небесных сил безплотных. А когда созданы были Богом первые люди, он и их, прельстив гордостью, научил дерзко нарушить заповедь Божию, дабы отвлечь их от Бога и увлечь на служение себе, вместо Бога.

Вот, еще с тех пор, с самого начала мiровой истории, все, что в мiре происходит, объясняется не чем иным, как только этой непрестанной борьбой, этим никогда не прекращающимся злобным противлением Сатаны и служащих ему духов тьмы Богу и Его светлым Ангельским силам.

Нужно раз навсегда понять и запомнить: Бог желает спасения человеку и все делает для его спасения, а Сатана, безумно сам себя обрекший на гибель, жаждет погибели и человеку и все делает, дабы его погубить.

Вся мiровая история - это и есть борьба светлых и темных сил за душу человека - этого венца Божия Творения - и, с этой точки зрения, все, что в истории человечества совершается, становится для нас вполне ясным и понятным, не возбуждающим никаких сомнений и недоумений. Можно только удивляться духовной слепоте тех, кто этого не понимает - или не хочет понимать - и дает всему какие-то свои собственные объяснения и толкования, которые ничего по-настоящему не объясняют, а скорее только затуманивают, отводя от истины.

Всегда Сатана вел борьбу против Бога за порабощение своей власти человека, но в переживаемое нами время, как никогда прежде, ощущается это страшное действие сатанинских сил в мiре, все более и более, на наших глазах, расширяющееся.

Но не к унынию и не к упадку сил должно это нас приводить, ибо мы знаем из Писания, что «так и надлежит всему этому быть», а к духовному бодрствованию, бдительности над собой. Не для того мы об этом постоянно говорим и пишем, чтобы вселить в наши души страх и малодушие, чтобы «руки у нас опустились», а для того, чтобы открыть глаза на серьезность положения, чтобы предостеречь, чтобы побудить к большей энергии в борьбе за наши души против сатанинской прелести, против их наглого захвата во власть Сатаны.

Кто же об этом молчит и не любит говорить, тот сознательно или безсознательно делает одно дело с Сатаной и его приспешниками.

Какими путями Сатана находит доступ в душу человека и порабощает ее себе, делая человека своим орудием?

Прежде всего - через тот порок, который и самого Сатану сделал из высшего и совершеннейшего Творения Божия Сатаной - противником Божиим - через гордость, или самость.

Этот порок всегда был укоренен в человеке, после грехопадения наших прародителей, но в наше время он особенно сильно дает о себе знать, особенно часто, цинично и ярко проявляется.

«Я... Я... Я...» только и слышишь теперь от многих людей, а особенно от тех, которые мнят себя духовными и политическими вождями и стремятся к первенству и властвованию над другими, не терпя себе соперников и конкурентов. И ничто так не удручает их, как потеря популярности и славы людской. Это они крайне болезненно переживают и готовы уничтожить, «стереть с лица земли» тех, кого считают виновниками этого. Это «Я... Я...» так затмевает их духовные очи, что они становятся неспособными видеть всю правду, как она есть, расценивая все лишь с точки зрения своих собственных эгоистических и эгоцентрических интересов. Сеятелями зла и пособниками Сатаны легко делаются такие люди, иногда сами того не замечая, кому они служат.

В тесной связи с горделивой самостью находится лукавство, или неискренность, которая заставляет человека одно думать или говорить, а другое - делать. Этот порок также чрезвычайно характерен для нашего времени, которое, по преимуществу, можно назвать лукавым временем. Необходимо вспомнить при этом, что ведь и Сатана носит имя «лукавого»: слова Молитвы Господней: «но избави нас от лукавого » как раз и имеют в виду Сатану. Лукавство и неискренность и сближают человека с Сатаной.

Наконец, нельзя не обратить внимания на до крайности усилившуюся в наши лукавые дни особо-изощренную страсть к пересудам и клевете, страсть, никого теперь не щадящую - даже лиц весьма высоко-стоящих и заслуживающих всяческого уважения. Хорошо говорит о происхождении этой зловредной страсти, так разстраивающей добрые человеческие взаимоотношения и отравляющей жизнь, святитель Феофан, Вышенский Затворник: «дух пересудливости за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности... В то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке, в каком-либо отношении: он как-будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хотя бы то и неправыми» («Мысли на каждый день года» стр. 350).

А язвительная и злобная клевета, которая иногда бывает способна морально убить человека - разве это не подлинно-сатанинское дело? - Кто в наше время порою не делается жертвой такой клеветы, иной раз в порядке мести за обманутые порочные надежды или за действительное разоблачение преступности? Сатана, вдохновляющий на такую клевету, и называется поэтому еще «Диаволом», что в переводе на русский язык как раз и значит: «клеветник».

Вот, все эти губительные свойства и качества и сближают поддавшегося им несчастного человека с Сатаной, удаляют его от Бога и делают приспешником и жалким орудием противника Божия - Сатаны, или Диавола.

Еще не так давно мы только понаслышке знали, что существует тайный культ Сатаны, что имеются секты диаволопоклонников, которые совершают «черные мессы». Но вот, в наше время «тайное» стало «явным». Сатанисты почти уже не скрывают себя, по крайней мере, некоторые разряды их, открыто и нагло выступая даже по радио и телевизии и всех зазывая в свои ряды. Изображения Сатаны безстыдно ставятся теперь на публичных местах в городах и селениях, на ресторанах, носящих имя Сатаны, на одеждах учащихся в современных «прогрессивных» школах, на самых разнообразных предметах современной продукции - словом, всюду мозолят глаза: Сатана кем-то теперь усиленно пропагандируется и «популяризируется»!

Тех, кто ясно понимает, в какое страшное время мы живем, это нисколько не удивляет - так оно и должно быть! - но все же не может не ужасать. Но вот, другие - слепотствующие, почему-то остаются ко всему этому совершенно равнодушными, как бы ничего этого вовсе не замечая или считая это чем-то вполне нормальным. Так они постепенно, незаметно и втягиваются в орбиту все распространяющегося в мiре сатанинского влияния, в сатанинскую обстановку и атмосферу.

А что уж говорить о христианских священнослужителях, которые, по заявлению самих сатанистов, входят в их сатанинские организации или хотя бы общаются с ними?!

Вот, до чего мы дожили!!

Еще один страшный соблазн нашего времени, о котором нельзя не упомянуть.

Необходимо повиноваться законным властям, как церковным, так и гражданским. Первым бунтовщиком против законной Божеской власти - первым «революционером» как раз и был Сатана, внесший этим страшную разруху, дисгармонию в совершенное Божие творение и породивший зло. Понятно поэтому, что св. Апостол Павел увещевает христиан: «Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется» (Римл. 13, 1-2).

Но как быть, если власть находится в руках сатанистов?

Вот почему вышеприведенные слова св. Апостола Павла и нельзя понимать буквально, безоговорочно, как многие теперь пытаются их толковать. Для правильного понимания этих слов надо обратиться к авторитету Св. Отцев Церкви. Вот как, например, толкует эти слова св. Иоанн Златоуст: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? - Не то говорю я, отвечает Апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются,... я называю делом Божией премудрости. Апостол разсуждает здесь вообще о существе власти» ибо «безначалие везде есть зло и бывает причиною безпорядка» (Том 9 стр. 774).

Прекрасно разъясняет эти слова св. Апостола, углубляя эту же мысль, св. Исидор Пелусиот: «Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения ч. 2, письмо 63).

Сами св. Апостолы дали нам наглядный пример того, как надо поступать, если власть не находится в руках «Божиих слуг» (Римл. 13, 3-4). Когда высшая духовная власть в иудейском мiре - синедрион с первосвященниками во-главе запретили им «говорить и учить об Имени Иисуса», они решительно отказались повиноваться, заявив: «Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19) и вторично: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).

Мы знаем, что и Антихрист, в конце времен, явится мнимо-законной властью для всего человечества, как всемiрный правитель - духовный и политический возглавитель мiрового государства и новой лже-церкви в нем, и будет требовать себе от всех полного послушания и подчинения, как-будто на законном основании, расправляясь со всеми ослушниками, как с «бунтовщиками».

Все это крайне необходимо знать и учитывать, отдавая себе ясный отчет в том, что, хотя самый принцип власти - от Бога, но далеко не «всякая власть» и не всякий начальник - «от Бога», ибо и сам Сатана иногда «преобразуется во Ангела светла» и «служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14-15), почему и надо всегда помнить предостережение св. Апостола: «Блюдите, како опасно ходите» и «не приобщайтеся к делом неплодным тьмы, паче же и обличайте (Ефес. 5, 11-16).

За видимой обманчиво-привлекательной внешностью в наше время, более чем когда-либо прежде, скрывается весьма часто невидимое для поверхностного взора «безобразие» - мiр «темных сил», вдохновляемых Сатаною, которые уже готовы вступить с Богом, с верными Ему светлыми ангельскими силами и всеми истинно-верующими христианами в «последний и решительный бой», ибо Сатана чувствует, что «немного ему остается времени» (Апок. 12, 12).

Не будем поэтому обольщать себя и легкомысленно обманываться, дабы не оказаться в числе тех несчастных, «кто поклоняются зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою» и кто потом «будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и Агнцем» вместе со «зверем» и «лже-пророком», вверженными в «озеро огненное, горящее серою» (Апок. 14, 9-10 и 19,20).

С Божией помощью, при содействии Ангела-Хранителя, будем всячески стараться хранить в чистоте наше духовное целомудрие, оберегая себя от всякого общения и даже малейшего соприкосновения с темными безплотными силами и всеми их служителями, дабы радостно, чистым сердцем, встретить нашего Господа и Спасителя, «паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым», в сопровождении светлых «честных небесных сил безплотных», когда Он придет, как Сам это обещал, «во Славе Своей, и вси святии Ангели с Ним» (Матф. 25, 31).

«Се, гряду скоро», говорит Он нам чрез Своего дивного Тайновидца: «и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Апок. 22, 12).

Блажен, воистину блажен тот, кто может от всего сердца, искренно воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20). Аминь.


84 ...


Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения