Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Объяснение церковных молитв детям. Тропарь животворящему кресту

Строгий, прямой четырехконечный крест выполнен в форме якоря, одного из первых символических образов креста в древнем христианстве. Символика моря и водной стихии всегда играла особую роль в раскрытии учения о Спасении: мирская жизнь сравнивалась с бушующим морем, а Церковь Христова – с кораблем, на котором можно его переплыть и добраться до гавани Царствия Небесного. Образ Креста как якоря основывается на послании апостола Павла. Крест Христов, говорил апостол, дает нам «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6: 18-19).

На лицевой стороне креста помещено Распятие – победоносный, величественный образ христианства. Своей искупительной жертвой Господь сделал страшное орудие казни орудием победы над грехом и смертью. Страдания и смерть Христа открыли двери спасения каждому человеку, сделали Рай доступным.

Спаситель был распят на горе Голгофа – ее каменистая поверхность изображена в основании креста. По Преданию, именно на этой горе был похоронен Адам, первый человек, который был изгнан из Рая со своей женой Евой. Поэтому на иконах Распятия часто можно увидеть изображение черепа Адама.

Вверху креста изображена рука. Это – «десница указующая», рука Бога, показывающая путь спасения, который есть путь крестоношения, следования за Христом. Десница, появляющаяся из облака – древний символ Первого Лица Святой Троицы, Бога-Отца, означающий Его присутствие.

На оборотной стороне Креста помещен полный текст тропаря Честному Кресту Господню. Это торжественная молитва Православия, молитва за Отечество.

«Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Крест Христов почитается в Православии отдельно: ведь его Древо было освящено Самим Богом. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться. <…> Ибо если вожделенны дом, и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены! Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа».

В Православном календаре есть три праздника, посвященные Кресту Господню, третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной, и в течение этих дней совершаются особые коленопреклоненные молитвы. Православные христиане возносят молитвы Честному Кресту всегда, каждый день. «Спаси, Господи, люди Твоя» – это одна из ежедневных молитв, которая читается и утром, и вечером.

Над созданием образа трудились художник Герман Пожарский и творческий коллектив сотрудников компании «Акимов».

16. Молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Дети, как вам лучше жить: каждому порознь, одному или вместе с вашими родителями, братьями и сестрами? Конечно с родными лучше. Как вам лучше: когда ваш дом находится один или когда много домов составляют ваше село или город, в котором есть церковь и есть, где взять все необходимое для жизни; в случае болезни или несчастья есть к кому обратиться за помощью? Конечно, в последнем случае лучше. Наконец, я вас спрошу: хорошо ли нам жить с людьми, когда они бедны, или больны, или нуждаются в самом необходимом? Конечно, нет. Потому что нам тогда придется смотреть, как люди мучаются, и будет грустно и тяжело от вида их страданий.

А от кого, дети, прежде всего зависит счастье на земле? Прежде всего оно зависит от Бога. Даст Бог в свое время тепло и холод, - не будет на земле разных болезней, уродится много хлеба и всяких плодов земных, будет много домашних животных. Людям останется только из посланного Богом изготовить себе пищу, жилище и одежду. Словом, когда Бог благословит людей Своими милостями, тогда им будет хорошо, все нужное для благополучной жизни у них будет в изобилии.

Но вот, дети, в чем наше горе. Люди любят жить обществом, устраивают себе большие селения и города, только не всегда живут в мире и согласии между собой, часто один другого притесняют, один другого обижают, один другому завидуют, так что только то селение, тот город, та земля и счастливы, где есть хороший правитель, который умеет оправдать невинного и наказать виновного. Казалось бы, людям только живи на земле, да спокойно наслаждайся плодами своих трудов; выходит же совсем не так. И самые близкие между собой люди, которые исповедуют одну веру в Бога, говорят одним языком, называются одним именем, например, как мы, русские, все-таки не живут в полном согласии и любви и этим навлекают на себя гнев Бога: иногда Он перестает хранить несогласных между собой людей, отдает их во власть других народов, которые, приносят с собой много огорчений и притеснений.

Для того, дети, чтобы не постигла какая-нибудь беда нашу Русскую землю, чтобы Бог не прогневался на русский народ, не лишил бы его Своего благословения и не предал бы нас в руки врагов, и нужно нам молиться Богу. И вот какая молитва за Отечество дана нам Святой Церковью. Перекреститесь и скажите со мной эту молитву разговорной речью.

Спаси, Господи, людей Твоих, и благослови Твое владение, подавая победы на врагов, и сохраняя Твое жилище Крестом Твоим.

В этой молитве мы говорим Господу: спаси людей Твоих и благослови Твое владение , потому что Господь невидимо владеет и управляет православными русскими людьми на земле. Когда Он благословит Свое владение, то есть наградит людей земными благами и здоровым воздухом, тогда всем будет жить хорошо. Но если Бог лишит людей Своего благословения, тогда будут на земле моровые язвы, засухи, наводнения, голод и другие несчастья с людьми, отчего многие из нас могут преждевременно погибнуть. Поэтому мы и просим Бога благословить нас изобилием плодов земных и спасти от погибели.

Но если у людей будет много всякого добра, а сами они будут больны, или не будет между ними согласия и порядка, будут обижать один другого, или, что хуже всего, враги одолеют их, разве тогда они могут быть счастливы? Конечно, нет. Вот мы дальше в молитве и просим у Бога дать силу и крепость нашему православному народу для усмирения врагов, то есть всех злых людей, которые, завидуя счастью и благополучию, осмеливаются вредить нам и явным, а особенно тайным образом. Говорим: Спаси... подавая победы на врагов .

Но люди тогда только могут жить между собой в согласии, когда они твердо будут веровать в Божественное учение Христа и во всем поступать так, как учит Святая Православная Церковь. Поэтому дальше в молитве мы еще просим Господа так: Спаси, сохраняя Твое жилище Крестом Твоим . Под словом жилище понимается православная Россия и Святая Церковь Христова, то есть все христиане, в которых обитает и невидимо живет Сам Бог. (Припомните, дети, мы молились Святому Духу: приди и поселись в нас .) Святую Церковь Бог хранит от видимых и невидимых врагов ради Крестных страданий; ради того, что за людей Спаситель пролил на Кресте Свою Пречистую Кровь, Бог прощает людям грехи и подает все для благополучной жизни на земле.

По-церковному эта молитва читается не так, как разговорной речью: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Твое владение по-церковному сказано: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое . Подавая победы на врагов по-церковному: победы на сопротивныя даруя . Сохраняя Твое жилище Крестом Твоим по-церковному сказано: Твое сохраняя Крестом Твоим жительство .

Когда людям хорошо жить на земле? От кого зависит счастье людей на земле? Всегда ли люди живут в согласии между собой? Как Бог наказывает несогласных людей? Что нужно делать, чтобы Бог сохранил нас? Что мы говорим в молитве за Отечество? Как Бог владеет нами? От чего мы просим Бога спасти людей? Почему люди бывают несчастливы и при изобилии земных плодов? Почему мы просим у Бога победы над врагами? Когда люди могут жить в согласии? Что понимается под жилищем? Как Бог хранит Свою Церковь Крестом ?

Как по-церковному читается молитва за Отечество? Какие Слова в молитве по-церковному звучат не так, как в разговорной речи? Какие только с переменою окончания? Как по-церковному сказано слово владение ? И пр. до конца. Повторите по-церковному первую часть молитвы, вторую, третью, всю молитву.

Крест с самого начала евангельской проповеди почитался христианами. Однако до правления равноапостольного Константина почитание Креста содержалось христианами, как правило, втайне.

К тому времени протекли почти три столетия после крестного подвига Спасителя. Многое в памяти людей стерлось, лицо Святой Земли изменилось до неузнаваемости. Самого Иерусалима не было тогда на картах Римской империи. Как и в XIX веке, нашлись в то время люди, которые стали утверждать, будто крестные страдания и Воскресение Спасителя - просто легенда.

Все это было давно, и доказательств истинности евангельских повествований маловато. Хотя и сказано Господом после уверения Им апостола Фомы: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.» (Иоан. 20,29). Однако если имеется возможность представить доказательства сомневающимся, нет оснований этим пренебрегать. Указанную задачу и взяла на себя равноапостольная царица Елена.

Прибыв в Элию, царица Елена разрушила капище Венеры. После тщательных раскопок был обретен животворящий Крест Господень, в свое время брошенный палачами вместе с двумя другими крестами в старую цистерну, т.е. каменное углубление для сбора дождевой воды. Обретение животворящего Креста Господня было воспринято христианским миром как великая милость Божия. А чтобы никто не сомневался в истинности Креста, Богу угодно было явить через него чудеса и знамения, так что многие из язычников и иудеев, бывших свидетелями обретения святыни, уверовали во Христа и присоединились к Церкви.

Христиане вселенной благодарили Бога за явленную милость, прославляли благоверного императора за его подвиги и молились о его здравии и благополучии. С торжества Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня началась монархическая христианская государственность. И не надо говорить, будто она стала

бедствием для Церкви, как это сейчас модно в определенных кругах.

Не Бог ли в ветхозаветные времена помазывал через Своих пророков на царство? Не был ли Давид пастырем народа Божия, не будучи священником? Пусть хулители христианского царства замолкнут. Хоть один из Вселенских Соборов состоялся без благоволения благоверных царей? Если для хулителей и Вселенский Собор - мелочь, то возникает вопрос: есть ли для них вообще что-либо святое?

Величие подвига равноапостольного Константина именно в том, что он, уверовав, не отрекся от власти, но потянул за собою всю мощнейшую машину римской государственности; не побоялся малочисленности христиан в империи, а их было, по мнению историков около 10%, потому что имел в сердце всепобеждающую веру.

В одном из своих указов император Константин провозглашал, исповедуясь перед Богом и христоименитым народом: «Не будет, конечно, никакой гордости хвалиться тому, кто сознает, что благодеяния получил он от Существа Всевышнего. Мое служение Бог нашел и судил годным для исполнения Его воли. Начав от Британского моря, при помощи какой-то высочайшей силы, я гнал перед собою все встречавшиеся ужасы, чтобы воспитываемый под моим влиянием род человеческий призвать на служение священнейшему закону и, под руководством Высочайшего Существа, возрастить блаженнейшую веру... Я твердо верил, что всю душу свою, все, чем дышу, все, что только обращается во глубине моего ума, я обязан принести великому Богу».

Как разительно отличается это пламенное исповедание, от того, что говорят нынешние политики, идущие в передовом отряде отступников! Идеалы демократии, общечеловеческие ценности, глобальный рынок - вот их кредо. Нынешняя бодро шагающая армия богоборцев имеет долгую историю. Было сразу ясно, что мир, враждебный Христу, ополчится против христианской монархической государственности, и что борьба за свободу христианского вероисповедания не будет легкой.

Отвергнувшие Христа иудеи пронесли сквозь века ненависть ко Христу, к Церкви Христовой и к Римской державе, ставшей в лице христоименитого императора оплотом Церкви во враждебном к ней мире. По сие время евреи-талмудисты читают молитву об уничтожении Римской державы.

Казалось бы, в ХХ веке они добились разрушения России - Третьего Рима, однако их по сие время страшит память, в первую очередь русского народа, о христианском монархическом государстве во главе с Помазанником Божиим.

Ведь до революции 1017 года случае победы Царя Николая II в Первой Мировой войне Палестина, так же, как и Константинополь, должна была войти в состав Российской империи. Поэтому силы мирового зла сделали все для того, чтобы свергнуть Царя Николая II с престола.

В то время ненавистники христианской государственности по всему миру действовали последовательно и упорно, не гнушаясь никакими способами борьбы. Когда представлялась возможность, разрушали христианские храмы и уничтожали христиан, в остальное время отравляли души христиан ересью, а в последние века - либеральными учениями, тем самым расшатывая основы христианской государственности.

К началу ХХ века положение стало таким: с одной стороны Российская империя во главе с Божиим Помазанником и еще некоторые небольшие, сочувствовавшие ей, государства, - с другой - весь остальной мир, ведомый богоборцами. Даже при таких неравных условиях Россия бы выстояла, если бы не семена разложения, посеянные богоборцами у нее внутри. Так силы оказались совершенно неравными. Хулители святого Царя мученика Николая, обвиняющие его в слабости и бездеятельности, пусть сначала сами сразятся в одиночку с сотнями окруживших со всех сторон врагов, а потом и делают выводы о силе или слабости Царя-Мученика. Ну да Бог им Судья.

Церковные песнопения в честь Животворящего Креста Господня были неотделимы от молитвы за Помазанника Божия, без которого не было бы Всемирного Воздвижения Креста, без которого не было бы христианской государственности как оплота Церкви Христовой во враждебном к ней внешнем мире: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Этот тропарь звучал на протяжении 17-ти веков вплоть до печального 1917-го года, когда в угоду политической конъюнктуре модернисты от Церкви выдали новую редакцию тропаря со словами: «победы благоверному Временному Правительству на сопротивныя даруя».

Когда масонское Временное Правительство, что называется, приказало долго жить, его просто вычеркнули из тропаря. В таком обрубленном виде он и печатается в нынешних официальных изданиях Русской Православной Церкви. Употребляется также редакция тропаря со словами: «победы православным христианом на сопротивныя даруя...».

Здесь «православные христиане» поставили себя на место благоверных царей, тем самым громко заявляя о своем участии в грехе узурпации Богом данной царской власти. То же мы видим в употребляемом ныне кондаке Кресту, где вместо слов: «возвесели силою Твоею благовернаго императора нашего» теперь говорится: «возвесели нас силою Твоею». На место благоверного императора мы поставили себя: вот только на каком основании?

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский в 30-х годах ХХ века, настаивал на том, что церковные песнопения должны употребляться с молитвами за царей, ибо, произнося их, мы молимся за будущих венценосцев. Если ясно, что царская власть есть дар Божий, то так же должно быть ясно, что его нельзя получить без усердной молитвы, а также и соответствующих дел, без которых вера, по слову апостола Иакова, мертва.

Кто-нибудь станет говорить: монархический строй совершенно устарел, кругом господство демократических институтов, в существующих условиях проект православной монархии - опасная авантюра. Мы ответим: никакой демократии в мире не было и нет, а если и есть, то лишь при нетрадиционном толковании термина - не как власти народа, а как власти над народом (народами). В реальности миром управляет кучка олигархов-богоборцев. Ей ничто не может противостоять, кроме одухотворенной власти одного, т.е. Божия Помазанника. Только ему под силу сокрушить мрачное полчище сатаны, стоящее за спинами нынешних мироправителей. Так что идея православной монархии является сверхсовременной и сверхвостребованной. Весь вопрос упирается в нас самих: достойны ли мы этого дара Божия? Не окажемся ли новыми иудами и хамами, как в феврале 1917 г.?

Всемирное Воздвижение Животворящего Креста Господня столько веков не давало богоборцам покоя. Низпровергнув Крест Христов, зажиревшая ленивая кучка олигархов предлагает теперь свои глобальные проекты с непременно прилагаемым к ним словом «всемирный»: Всемирный банк, Всемирный Совет церквей, Всемирная Торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и так далее.

Ведь у этих противников Бога все должно быть как у Бога, только наоборот, о чем свидетельствует другой их символ: треугольник, вершиной вниз, наложенный на треугольник, вершиной вверх. На памяти у нас призывы к мировой, или иными словами всемирной, революции. Адольф Гитлер бредил, а его демократические последователи и по сие время бредят, новым мировым, или опять же, всемирным, порядком.

Не смотря на всю кажущуюся значительность указанных глобальных проектов, все это - мыльные пузыри, которые лопнут от одного вида нового Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня, которое невозможно без православного Царя. И не нужно никого пугать, будто у православного Царя в современном мире будут миллиарды врагов. Простой американец и простой итальянец не менее нас, русских, страдают от зажиревшей кучки олигархов и купленных теми же олигархами многих религиозных деятелей. Они ничуть не больше нашего любят этих всемирных кровососов и не меньше нашего хотят сбросить их со своей шеи. В самом логове зверя могут оказаться наши союзники.

Будем же молить Господа о том, чтобы стать хорошими верноподданными Помазанника, и если будем достойны, Господь найдет способ воздвигнуть нового Константина, который бы ниспроверг иго новых Максентиев и утвердил бы в мире благочестие христианское, ибо в этом главная задача верховной власти на земле. Пусть над миром сияет Крест, а не пентаграммы, распростершие свои хищные щупальца и над Штатами, и над Евросоюзом, и оскверняющие святыни Кремля. Их законное место - в адской бездне, а не над нашими головами.

Христиане призваны воспевать торжественную песнь: «Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - красота Церкви, КРЕСТ - ЦАРЕЙ ДЕРЖАВА, Крест - верных утверждение, Крест - ангелов слава и демонов язва».

Тропарь Животворящему Кресту, то есть песнопение праздника Крестовоздвижения - одна из самых известных молитв. Его часто исполняют в храмах, он входит и в чин водосвятного молебна, и в утреннее молитвенное правило. Но между тем, у этого тропаря драматичная судьба. В силу исторических обстоятельств его текст претерпел изменения. Причём, в богослужебном обиходе утвердились два варианта молитвы.

Вот как звучит первый:

«Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Второй вариант содержит уточнение: «победы православным христианам на сопротивныя даруя…». И тот, и другой текст являются равно допустимыми. Как правило, в одном храме придерживаются какого-то одного варианта.

В этой молитве Церковь просит, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие, силу побеждать всех нарушителей безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.

Но дело в том, что до весны тысяча девятьсот семнадцатого года тропарь Животворящему кресту звучал совсем по-другому.

Раньше он назывался: «Тропарь Креста и молитва за Царя и Отечество», и текст его был следующим: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое; победы Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу, на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

После отречения Николая Второго новые власти потребовали пересмотреть текст молитвы. Синод Русской Православной Церкви впервые столкнулся с таким вызовом, поэтому пошёл на уступки, строчки про императора заменили на благословение Временного правительства.
После Октябрьского переворота молитва за власть, открыто провозглашавшую атеистические взгляды, была невозможна.

Между тем, молитва за Царя и Отечество составляла смысловое ядро всей службы Воздвижения. Ведь событие, лежащее в основе праздника, обретение Честного Креста Господня, произошло благодаря личной вере и политической воле императора Константина Великого.

Он в одиночку остановил привычный ход государственной машины Римской империи: прекратил более чем двухсотлетнее преследование христиан, начал строить законодательство на основе христианской этики, открыто прославил победоносную силу Креста Господня. Константин жил Христом и верой.

В молитвах ко Кресту Церковь напоминает о том, что в центре любого государства должен быть Христос. Она открыто говорит о своём идеале общественно-политического устройства - симфонии, то есть согласии, соработничестве Церкви и государства. Так в кондаке Крестовоздвижения, кратком гимне праздника, Церковь просит: «Тезоименитому Твоему новому жительству» - то есть «Твоему новому государству, носящему Твоё имя» «щедроты Твоя даруй, Христе Боже».

Существует мнение, его, в частности, поддерживал святитель Иоанн, епископ Шанхайский, что в домашнем молитвенном правиле допустимо произносить первоначальный вариант тропаря Кресту. Святитель считал, что это молитва за благоверных царей грядущих эпох.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения