Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Патриаршие палаты. Патриарший дворец

Вконтакте

Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

Nikolai Naidenov (1834-1905) , Public Domain

Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены.

В 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название.


A.Savin , GNU 1.2

По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница.

На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.

При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода.


Bernard Marti , CC BY-SA 2.5

Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 г. В 1929 г. в храм был перенесен иконостас XVII в. из разрушенного собора Вознесенского монастыря.

В 1980–85 гг. в палатах прошла реставрация, в ходе которой зданию был возвращен облик XVII в., а музейная экспозиция приняла свой ныне существующий вид.

В настоящее время

На втором этаже патриарших палат расположился музей, посвященный русской культуре XVII в. накануне петровских реформ.

В экспозиции музея представлена старинная мебель, драгоценная посуда, ювелирные украшения, редкое шитье, предметы царской охоты.


Богдан Салтанов , Public Domain

Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких.


Alex Zelenko , GNU 1.2

В церкви особый интерес представляют иконостас из Вознесенского собора Кремля и ценная коллекция древних икон, включая иконы царских изографов Симона Ушакова и Федора Зубова.

Фотогалерея








Полезная информация

Сегодня прямой путь от Троицких ворот на Соборную площадь проходит через арку старинных патриарших ворот под церковью Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Развернутая в этом здании музейная экспозиция дает возможность представить домашний быт состоятельных москвичей XVII века. Некоторые выставленные предметы принадлежали видным русским историческим деятелям.

Церковь Двенадцати апостолов при Патриаршем дворце. Над проездными воротами раньше находился написанный на стене образ «Спас Нерукотворный»

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов.
После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого - более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро - особого церковного масла - и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Дворцовые помещения

На первом этаже когда-то располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы - управленческие учреждения. Сейчас в большой палате первого этажа, куда попадают через вход северного фасада, устраиваются выставки.

На втором этаже, после подъема по узкой крутой лестнице, попадаем в сени. Из них - в Крестовую палату или в противоположную сторону - в церковь Двенадцати апостолов.

Крестовая (Мироваренная) палата

Парадная Крестовая палата была устроена Никоном по образцу Грановитой палаты царя Алексея Михайловича. Однако, в отличие от последней, она перекрыта единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом (площадь - около 280 кв. м). У восточной стены был устроен иконостас, а возле него стоял большой крест (отсюда название палаты и именно так традиционно устраивали крестовые палаты в монастырях).
Пол был покрыт цветными изразцами, в проемы окон была вставлена тонкая слюда (так называемое русское стекло), а оконные решетки украшали цветки, изготовленные из ярких атласных тканей. В Грановитой палате проходили заседания Земского Собора, в Крестовой - Церковных, или Освященных, Соборов. В Грановитой палате устраивались торжественные приемы и застолья от имени царя, здесь - от имени патриарха. В обычные дни Крестовая палата была главной приемной.

В Крестовую палату Алексей Михайлович приходил в день своего тезоименитства (именин) с именинным пирогом и угощал Никона. Здесь же опальный русский патриарх в 1666/67 году впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов (суд длился почти полгода, низвержение Никона из сана было совершено позже в Чудовом монастыре). Когда Никон прибыл на суд и увидел, что его патриаршее место занято, он отказался от другого и несколько часов участвовал в процессе стоя.

Экспозиция Крестовой палаты сейчас весьма разнообразна: оклады икон, богослужебная утварь, серебряная посуда, часы и прочее. Среди экспонатов, например, серебряный с позолотой ковш царя Михаила Федоровича или сковорода довольно внушительного вида, на которой, как говорят, на масленицу подавали блины. Здесь же можно увидеть коллекцию русских и иностранных часов XVI -XVII веков, включая принадлежавшие царям Ивану Грозному и Алексею Михайловичу, патриархам Филарету и Никону.

В одной из витрин находится белый клобук патриарха Никона. Жемчугом на нем вышиты Иисус Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), вселенские и московские святители. Воскрылия клобука, закрывая уши, символизируют глухоту монаха к соблазнам мира. В этом клобуке, сделанном по образцу греческого, Никон проводил Церковный Собор в 1654 году, который одобрил церковную реформу, вызвавшую сопротивление старообрядцев.

Рядом - посохи Никона, украшенные цветной эмалью и драгоценными камнями, с рукоятями в форме змей, символизирующих мудрость.

Одно из парадных облачений патриарха Никона - саккос из итальянского петельчатого аксамита (шелковой ткани с рельефной золотой вышивкой)

Никону принадлежал и великолепный саккос из парчи, вышитый золотыми нитями. Ткань такой выработки называлась петельчатым аксамитом и стоила очень дорого. Рельефный узор на ней создавался петлями разной высоты. Саккос (от древнееврейского «сакк» - рубище) символизирует одежду Христа, разрезы на его боках - рану от копья на ребрах Христа, а бубенчики - благовестие Божьего слова.

Чин мироварения

В центре Крестовой (Мироваренной) палаты, у правой стены, стоит печь для приготовления святого мира, установленная в XVIII веке. Возле нее - массивная серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II. Золоченая резная сень над печью с изображениями святых и вытяжкой была установлена в XIX веке. Мироварение совершали в нескольких серебряных котлах (общим весом около 320 кг), также пожертвованных Екатериной II. Их ставили внутрь печи под крышки.


Вид Крестовой (Мироваренной) палаты. На переднем плане - серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II

Миро для всех храмов Русской Православной Церкви готовили в Крестовой палате раз в три года.
В синодальный период (XVIII - начало XX века) для Украины и западных епархий миро варили в Киево-Печерской лавре.
В состав мира входят елей (оливковое масло), белое виноградное вино, благовонные экстракты из коры тропических деревьев, ароматические масла и бальзамы, лепестки розы, богородичная трава и другие ароматы - всего до 50 составляющих.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту, начиналось освящение составных частей мира, а завершалось мироварение на Страстной неделе. С Великого понедельника до Великой среды миро варили в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли ароматы и разливали в 12 серебряных сосудов-кунганов, по числу 12-ти апостолов, принесших учение Христа миру. Освящение святого мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время чина освящения из небольшого древнего сосуда - алавастра (устроенного по типу того, из которого Мария Магдалина помазала миром голову и ноги Спасителя) - несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра количество восполняли вновь сваренным и освященным миром. Это символизировало непрерывность таинств в Православной Церкви.

Освященное миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда оно раздавалось через архиереев по всем православным храмам России и использовалось по мере надобности.

Этим священным миром помазывались на царство российские государи при соответствующем обряде. Его также употребляли при освящении церквей. Сейчас миро варится примерно тем же способом раз в три-четыре года в Малом соборе Донского монастыря. Освящает миро Патриарх Московский и всея Руси.

Церковь Двенадцати апостолов

Возвращаясь из Крестовой палаты в сени и проходя дальше, попадаем в трапезную домовой патриаршей церкви. Церковь Двенадцати апостолов - далеко не первый храм, построенный на митрополичьем, а затем патриаршем дворе. И XVI веке в комплекс двора входил построенный в 1566 году храм Соловецких чудотворцев с приделом св. апостола Филиппа. Св. Иов, первый русский патриарх, выстроил на своем дворе еще один храм - церковь Московских святителей - св. Петра, Алексия и Ионы. Церковь Соловецких чудотворцев была разобрана в середине XVII века, при реконструкции патриаршего двора, которую проводил патриарх Никон. Никон выстроил величественную 5-главую церковь Двенадцати апостолов по образцу Успенского собора (правда, две главы декоративные, не связанные с внутренним устройством храма). Никон, однако не успел завершить отделку храма, и он долгое время стоял неосвященным. Сохранились сведения о том, что патриарх Никон хотел посвятить свой домовой храм Святой Троице. Завершил оформление церкви в 1680 году патриарх Иоаким. Он и освятил храм во имя Двенадцати апостолов.

Икона «Распятие с апостольскими страстями* перенесена из Успенского собора. Федор Никитин Рожнов. 1699 год

Петр I чтил этот храм за то, что в его стенах нашел убежище во время первого стрелецкого бунта. Святые апостолы были небесными покровителями многих начинаний Петра - от Санкт-Петербурга, заложенного в честь св. апостола Петра, до первого российского ордена св. апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм в честь всех апостолов.

В трапезной сейчас развернута экспозиция лицевого и орнаментального шитья XVII века, а также некоторых предметов церковного обихода. Среди последних - дискосы (блюда для освященного хлеба), потиры (чаши для вина причастия), опахала-рипиды с изображениями шестикрылых херувимов (символизируют присутствие небесных сил при освящении святых даров) и другое.

Лицевое шитье требовало участия мастеров знаменщиков, создававших рисунок шитья, и «травщиков» - художников по орнаменту. Кроме того, в этом шитье использовались дорогие заморские золотные (из золоченого серебра) нити и шелк, поэтому оно выполнялось в светлицах - мастерских для шитья - богатых семей, в том числе княжеских и боярских. Сами боярыни и даже царицы были большими мастерицами по вышивке.

В орнаментальном шитье часто использовались материалы попроще - холсты и льняные нити, поэтому им занимались во многих русских домах.


В 1929 году прежний иконостас церкви Двенадцати апостолов заменили другим - из соборного храма снесенного Вознесенского монастыря (работы 1721 года)

Позолоченный иконостас с искусной резьбой в виде виноградной лозы, который можно увидеть в церкви Двенадцати апостолов сегодня, перенесен сюда в 1929 году из разрушенного Вознесенского собора одноименного монастыря в Кремле. Поэтому на месте храмовой иконы Двенадцати апостолов находится образ Вознесения Христова (начало XVIII века). Слева от Царских врат примечательно изображение Богоматери Федоровской, почитаемой иконы царского дома Романовых. Оригиналом этой иконы инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила - первого русского царя из рода Романовых. В верхнем ряду изображены сцены Страстей Христовых, образцом для которых послужили иллюстрации Библии голландского издания XVII века.

На стенах церкви - более 20 икон XVII века, которые также исторически с храмом не связаны. Это работы Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других придворных иконописцев, собранные вместе из разных храмов.

(богослужение в храме в настоящее время совершается раз в году - в день престольного праздника - 13 июля)

Жилой интерьер XVII века

В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, сейчас воссоздан интерьер жилых покоев богатого московского дома XVII века и представлены различные предметы убранства и быта. В те времена обстановку составляли столы, стоявшие вдоль стен лавки, сундуки, в которых хранились драгоценности, домашняя утварь, одежда, книги, документы.
С середины века появляется мебель из западной Европы - стулья, кресла, шкафы. Впоследствии такую мебель начали делать и русские мастера. Нарядность комнатам придавали обитые цветным сукном стены, двери, проемы окон и украшенная цветными изразцами печь. В XVII веке помимо икон в комнатах стали развешивать и портреты. В первой комнате выставлен портрет царского стольника и посла П.И. Потемкина, а в другой - конный портрет царя Алексея Михайловича.

Патриаршие покои

На третьем этаже дворца находились личные покои патриархов, которые отапливались теплом, поднимавшимся по воздуховоду от печей с первого этажа. Здесь хранились многие священные реликвии. Сейчас свободного доступа в эти комнаты нет.

Из личных покоев небольшой переход ведет в бывшую домовую церковь патриархов - храм святого апостола Филиппа.

Церковь св. апостола Филиппа

Освященный патриархом Никоном в 1656 году во имя св. апостола Филиппа домовый храм находится над трапезной церкви Двенадцати апостолов, на третьем этаже Патриаршего дворца, и доступ в него также закрыт.

Апостол был небесным покровителем почитаемого Никоном Московского митрополита св. Филиппа. Московский святитель бесстрашно обличал беззакония Ивана Грозного во время опричнины и был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Там он отказался благословить военный поход государя на Новгород и Псков и был задушен царским посланцем Малютой Скуратовым. После того как было решено прославить митрополита Филиппа в лике святых, Никон, еще будучи митрополитом Новгородским, сам отправился за его мощами в Соловецкий монастырь. В апреле 1652 года, когда торжественная процессия приближалась к Москве, скончался патриарх Иосиф. Вскоре Никон был избран патриархом и стал еще больше почитать святителя Филиппа.

В алтаре на престоле когда-то стоял драгоценный сосуд с миром - алавастр конца XVI - начала XVII века, который сейчас можно рассмотреть в одной из витрин в Крестовой палате. Здесь же находились сосуды с готовым миром и котлы для мироварения. Рядом в алтаре, в старинном шкафу, хранились части святых мощей. От них по мере надобности отделяли малые частицы и зашивали в антиминсы (антиминс - это четырехугольный плат, на котором служат литургию). Затем их рассылали во все концы России для строящихся храмов.

Патриаршая библиотека

Библиотека русских патриархов включала множество византийских и древнеславянских рукописей, письменные акты, личные письма патриархов и царей за период с X по XVIII век.


В течение столетий собирали Всероссийские митрополиты и патриархи книги и рукописи. Византийская царевна Софья, супруга Ивана III, пополнила библиотеку греческими манускриптами. С тех пор великие князья и цари делали вклады в патриаршую библиотеку книгами и рукописями. Ученый греческий монах с Афона св. Максим Грек, приехав в Москву в 1518 году, увидел это собрание и заявил, что не встречал подобного ни в одной стране Запада.

Патриарх Никон еще больше способствовал умножению книжного собрания. Он убедил царя Алексея Михайловича профинансировать закупку полутысячи древних рукописей из греческих монастырей. Из русских обителей в Москву также присылали древние славянские книги и рукописи, которые Никон оплачивал из собственных «келейных» средств. Интересно, что до революции 1917 года желающие могли пользоваться уникальными книгами и рукописями библиотеки. После революции собрание книг перешло в государственные библиотечные фонды.

Как жили в Кремле русские патриархи

Распорядок дня патриархов был типичен для русских людей того времени. Вставали еще до рассвета и шли в церковь к заутрене. После службы, примерно в шесть часов утра, у патриарха уже начинался трудовой день. Завтрака как такового не существовало, поскольку священнослужитель, вкусив пищу, как известно, не может совершать литургию. А служили патриархи почти ежедневно. Часов до 10 принимали посетителей, самых разных, без различия состояний и званий. Как свидетельствуют приемные книги, на приемах у патриарха были митрополиты, архимандриты, священники, титулованные придворные, казачьи атаманы, есаулы и простые казаки.

Панагия св. патриарха Иова, подаренная ему в день поставления на патриаршество царем Федором Ивановичем и царицей Ириной Годуновой. Она представляет собой византийскую камею с изображением Распятия на двухслойном агате (XII век) в золотом окладе работы XVI века

Сначала шли челобитчики с просьбами об определении на то или иное место. Патриарх тут же, в Крестовой палате, устраивал им экзамен и в благоприятном случае писал на ходатайстве «достоинъ». Были и такие, кого сам патриарх здесь же лишал звания или сана за какие-либо проступки.

Другие посетители просили благословения на брак. Среди них были и царь Алексей Михайлович «с новоизбранной девицей Натальей Кирилловной», и «дьячок Рождественского собора Игнатий Васильев».

Патриарх также давал благословение на государственную службу, строительство, новоселье и многих одаривал образами. Очень часто патриарху подносили так называемые именинные пироги. Пекли их в день именин и шли на прием в Патриарший дворец. Именинники обычно получали в благословение икону.

В 10 часов патриарх совершал литургию - в домовой церкви или в каком-то из городских храмов, куда его приглашали. По праздникам - в Успенском соборе.

В полдень наступало время обеда. Кушанья к столу патриарха подавались в основном рыбные, грибные, из теста и молочные на десерт. В скоромные дни было около 30 перемен блюд, в постные - около 10. Из напитков употребляли белое рейнское вино, романею - сладкое мускатное вино, ячменное пиво с хмелем и мятой и фруктово-медовые напитки разных сортов домашнего приготовления.

Если обед был праздничный, столы для почетных гостей накрывали в Крестовой палате. При Никоне рядом ставили стол для нищих и бездомных людей, которых патриарх сам же и угощал во время застолья. Перед трапезой читали молитвы и сперва вкушали частицу от большой Богородичной просфоры, стоявшей в центре стола на серебряно-вызолоченном блюде. Затем потчевали вином почетных гостей, и сам патриарх выпивал за них три кубка. Далее «от щедрот» патриарха раздавали хлебы каждому из сидящих за столом, и при этом стольники представляли их, выкрикивая титул или сан и епархию. После этого принимались за еду. Сначала подавали черную и красную икру. Затем рыбные кушанья разных сортов и видов. Блюда ставили по очереди, а не одновременно, по образцу царских обедов. Каждый раз стольники подавали новый напиток в кубке другой формы. Существовал обычай одаривать гостей теми блюдами, которые им особенно понравились. Блюда тут же отсылали со слугами к своим домашним как патриаршее благословение.

Этот портрет патриарха Никона со своим клиром прежде находился в патриарших покоях. В руках одного из клириков - очки, которые только появились на Руси

В меню, как правило, была уха пяти-шести видов с пирогами, все виды осетровых рыб горячего и холодного копчения, тельное - рыбная мякоть, запеченная в виде гусей и барашков, со всякими приправами и особым «ягнячьим» вкусом, а также пышки, сырники, оладьи и прочее. Выпив за здравие патриарха, кубок опрокидывали себе на голову, показывая, что в нем ни капли не осталось. Далее непременно пили за царя, царицу, их сына, дочь.

Братина - дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (1653). Братина - чаша, из которой на пиру пили по очереди по-братски. При этом обычно пели тропарь Богородице, отсюда ее второе название - Тропарная, или Богородичная

В течение всего обеда посередине палаты стоял служитель за аналоем и громким голосом читал житие святого, чья память праздновалась в этот день. Время от времени его сменяли певчие, вместе с которыми иногда пели сам патриарх и гости. По окончании трапезы посреди стола опять воздвигалась Богородичная просфора. Все вставали, совершали моление и по монастырскому обычаю собирали в скатерть хлеб с крошками со стола. Если патриарх обедал без гостей, то потом отдыхал до вечерни, то есть часов до четырех-пяти. Послеобеденный сон был также общим обычаем на Руси. Время после вечерней службы у предстоятеля Русской Церкви занимали домашние, так называемые келейные, дела: рассмотрение челобитных, чтение духовных книг или литературные занятия. Ко сну отходили обычно до полуночи, но по ночам по обычаю иногда вставали и совершали моление.

Древнее здание гражданского зодчества Патриаршего дворца было расположено на Соборной площади в Кремле Москвы с северной стороны Успенского собора. Это сооружение включало: две домовые церкви – «Двенадцать апостолов» и «Апостола Филиппа», Крестовую (Мироварную) палату, монашеские кельи и личные покои патриарха. Палаты построены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами. Именно их туристы видят на Соборной площади в Московском Кремле. Дошедший до наших дней комплекс, занял место старого храма Соловецких чудотворцев и часть двора Бориса Годунова.

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов в Московском Кремле.

Четырехэтажное здание Патриарших палат и собор – стиль московской архитектуры XVII века с элементами владимиро-суздальского зодчества. В 1681 году при патриархе Иоакиме церковь «Апостола Филиппа» после пожара 1680 года была перестроена, заново расписана и освящена во имя святых Двенадцати апостолов.

Патриаршие палаты

Первый этаж Патриарших палат был отдан под хозяйственные нужды. Второй этаж занимали парадные помещения. Третий этаж – личные покои патриарха.


Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов. Московский Кремль.

Главное парадное помещение второго этажа Патриаршего дворца – Крестовая палата. Крестовая палата – перекрытый одним сомкнутым сводом без подпор огромный зал, площадью 280 кв. метров. Крестовая палата – это приемный зал патриарха. Здесь проходили заседания Священного собора, патриархи организовывали пиры для русских царей, проводили встречи с иноземными послами. С 1763 года в Крестовой палате варили церковное масло миро (печь сохранилась). Миро готовили для церковных обрядов всей Руси. Для духовенства Крестовая палата имела такое же значение, как Грановитая палата для светской власти. Гражданское сооружение в два этажа Грановитой палаты (1487-1491 годы) – приемный зал царского двора на Руси, площадью 495 кв. метров и высотой 9 метров.


Грановитая палата. Вид с Соборной площади Московского Кремля.

Среди Музеев Московского Кремля особо выделяются Патриаршие палаты с церковью «Двенадцать апостолов».

Сегодня второй этаж Патриарших палат – это Музей «Прикладного искусства и быта России XVII века».

В составе Музея русской культуры XVII века находятся:

  • Экспозиция в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца (10 витрин). Художественные изделия XVII века (посуда, ювелирные изделия, предметы царской охоты, мебель XVII века), церковные облачения патриархов и личные вещи;
  • Трапезная Патриарших палат. Пять витрин: лицевое шитье (витрины 13, 14,15,16); в витрине 17 выставлено орнаментальное художественное шитье России XVII века;
  • Экспозиция в кабинете Приказных палат Патриаршего дворца. Два помещения рассказывают в предметах быта об убранстве комнат богатых москвичей;
  • Выставочный зал в Одностолпной палате Патриаршего дворца.

Крестовая палата экспонирует облицованную мрамором печь в виде креста для миро. Внутри нее устроили три котла. В XIX веке над печью установлена резная деревянная золоченая сень на восьми колоннах.

Серебряная кадь для миро весом 200 кг – подарок императрицы Екатерины II Великой патриарху в 1767 году.

Церковь «Двенадцать апостолов»

Церковь «Двенадцать апостолов» использовалась для проведения повседневных служб, кроме больших праздников. Две сквозные арки под храмом – въезд с Соборной площади на Патриарший двор. Русский иконостас собора «Двенадцать апостолов» перенесен из церкви кремлевского Воскресенского монастыря в 1929 году. Золоченая рама иконостаса храма – образец художественной резьбы по дереву конца XVII — начала XVIII в стиле русского барокко. В ней размещены иконы XVI-XVII веков, которые несут глубокий духовный смысл. В центральном барабане, который поддерживает купол церкви «Двенадцать апостолов», в 1978 году обнаружена живопись XVII века. Шатровая золоченая сень над престолом церкви появилась в 1998 году. Церковь «Двенадцать апостолов» восхищает изразцовым полом.


Вид на Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов с Соборной площади Московского Кремля.

В церкви «Двенадцать апостолов» представлена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи XVII века художников Москвы и городов России (работы придворных изографов Федора Зубкова и Симона Ушакова).


Царь-Пушка и церковь Двенадцати апостолов на территории Московского Кремля.

Экскурсия по Патриаршим палатам – знакомство с эпохой русского средневековья, традициями, семейными ценностями, с укладом жизни и обрядами русского дома. Посетители Патриарших палат видят изразцовую печь, слюдяные «окончины» в церкви «Двенадцать апостолов», рукописные книги, нарядные сундуки, поставцы с драгоценной посудой, старинные часы.

21 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Патриарших палат в Московском Кремле, расположенных в подклете Грановитой палаты. Палаты, предоставленные в пользование Патриарху Московскому и всея Руси Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, после завершения реставрационных работ будут использоваться во время проведения официальных мероприятий с участием Предстоятеля Русской Церкви - встреч, переговоров, приемов .

От редакции . Таким образом, исторические Патриаршие палаты в Московском Кремле останутся музейными помещениями, и при Патриархе Кирилле статус Патриарших палат присвоен … подклету?!

Первыми посетителями Патриарших палат , как сообщается на официальном сайте пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, стали Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 65-летия со дня рождения Его Святейшества. Высоких гостей встречал Святейший Патриарх Кирилл:

UPD . 21 ноября 2011 г. 16:39 патриаршая пресс-служба распространила следующее сообщение: «Рассказав гостям о состоявшемся событии, Его Святейшество подчеркнул, что сей день - особый в летописи присутствия Патриарха в этом историческом месте России. Напомнив, что в прежние века местом проживания Патриархов Московских был Кремль (в историческом Патриаршем дворце в настоящее время располагается музей, кроме того, в нем время от времени проходят церковные мероприятия), Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Поскольку та резиденция не очень удобна для работы , на государственном уровне было принято решение о постоянном месте для пребывания Патриарха Московского и всея Руси на территории Кремля. И сегодня утром мы освятили эти помещения»: http:// www. patriarchia. ru/ db/ text/1749942. html

Как говаривали прежде на Руси, наверху - царь, а внизу - псарь:-)


Для справки : Нижний этаж Грановитой палаты представляет собой хозяйственный подклет из 5 помещений, изначально не имевший входов со стороны Соборной площади. В 1990-е гг. подклет Грановиой палаты уже был отреставрирован. В 2011 г. была начата новая реставрация подклета (см. фото ) с участием питерского ООО "Рестауро СПб", где впервые используется гидравлическая известь "Сент-Астье" (StA NHL3,5)

Фрагмент интерьера подклета Грановитой палаты 20 января 2005 г . именно здесь, в Патриарших покоях Грановитой палаты Московского Кремля, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем, на которой присутствовал Президент России Владимир Путин (см. фото ).


13 июля 2011 г., после Литургии в храме Двенадцати апостолов в Патриарших палатах Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял католическую делегацию во главе с архиепископом г. Тренто Луиджи Брессаном в Мироваренной палате Патриаршего дворца: Этот дипломатический приём в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца стал первым в истории Церкви после упразднения патриаршества на Руси. Все последние 20 лет там, посреди музейной экспозиции, проходили лишь концерты и конференции с приглашением различных церковных организаций. Более того, после приёма делегации Римско-Католической Церкви Патриарх Кирилл провёл в Крестовой (Мироваренной) палате рабочее совещание с заместителем главы Администрации Президента России А.Д. Бегловым и депутатом Государственной Думы РФ от Ярославской области, первым заместителем председателя комитета по международным делам .

Для справки : Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов были построены русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1653-1655 гг. для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. Особое место в дворце занимала Крестовая палата на втором этаже - парадный приемный зал Патриарха Никона, в котором проходили заседания Священного Собора. Здесь Патриарх принимал Царя и послов иностранных держав. В 1763 г. здесь стали совершать варение мира. После упразднения патриаршества во дворце разместилась Московская Синодальная контора. 13 июля 2008 г., в день праздника Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Литургию в церкви Двенадцати апостолов (см. фото ).

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45"05.0"N 37°37"02.4"E

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля . Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь .

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения . В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов . Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора . А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма .

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений. Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично. А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I - государя Алексея Михайловича. А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I - царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым. В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья. Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат. Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России .

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения