Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов — Гипермаркет знаний. Как устроена грибная клетка? Отличительные особенности клеток растений животных и грибов

Проанализируйте текст «Отличие растительной клетки от животной». Заполните пустые ячейки текста, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___(А), которые у старых клеток ___(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находятся ___ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___ (Г).
1) хлоропласт
2) вакуоль
3) пигмент
4) митохондрия
5) сливаются
6) распадаются
7) целлюлоза
8) глюкоза

Ответ


Выберите три варианта. Признаки, характерные для грибов
1) наличие хитина в клеточной стенке
2) запасание гликогена в клетках
3) поглощение пищи путём фагоцитоза
4) способность к хемосинтезу
5) гетеротрофное питание
6) ограниченный рост

Ответ


Выберите три варианта. Растения, как и грибы,

2) имеют ограниченный рост
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела
4) питаются готовыми органическими веществами
5) содержат хитин в оболочках клеток
6) имеют клеточное строение

Ответ


Выберите три варианта. Грибы, как и животные,
1) растут в течение всей жизни
2) не содержат в клетках рибосом
3) имеют клеточное строение
4) не содержат в клетках митохондрий
5) содержат в организмах хитин
6) являются гетеротрофными организмами

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой и царством организмов: 1) растения, 2) животные
А) Синтезируют органические вещества из неорганических
Б) Обладают неограниченным ростом
В) Поглощают вещества в виде твёрдых частиц
Г) Запасным питательным веществом является гликоген
Д) Запасным питательным веществом является крахмал
Е) У большинства организмов в клетках нет центриолей клеточного центра

Ответ


2. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) гетеротрофный тип питания
Б) наличие в наружном скелете хитина
В) наличие образовательной ткани
Г) регуляция жизнедеятельности только с помощью химических веществ
Д) образование мочевины в процессе обмена веществ
Е) наличие жесткой клеточной стенки из полисахаридов

Ответ


3. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка
Б) автотрофы
В) личиночная стадия
Г) консументы
Д) соединительная ткань
Е) тропизмы

Ответ


4. Установите соответствие между органоидами и клетками: 1) растительная, 2) животная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка
Б) гликокаликс
В) центриоли
Г) пластиды
Д) гранулы крахмала
Е) гранулы гликогена

Ответ


5. Установите соответствие между особенностями жизнедеятельности организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гетеротрофное питание у большинства представителей
Б) созревание гамет путём мейоза
В) первичный синтез органических веществ из неорганических
Г) транспорт веществ по проводящей ткани
Д) нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Е) размножение спорами и вегетативными органами

Ответ


ФОРМИРУЕМ 6:
А) способность к фагоцитозу
Б) наличие крупной запасающей вакуоли

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Грибы, в отличие от растений,
1) относят к ядерным организмам (эукариотам)
2) растут в течение всей жизни
3) питаются готовыми органическими веществами
4) содержат хитин в оболочках клеток
5) играют роль редуцентов в экосистеме
6) синтезируют органические вещества из неорганических

Ответ


Выберите три варианта. Сходство клеток грибов и животных состоит в том, что они имеют
1) оболочку из хитиноподобного вещества
2) гликоген в качестве запасного углевода
3) оформленное ядро
4) вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) пластиды

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

2) имеют клеточное строение
3) растут в течение всей жизни
4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов
5) всасывают питательные вещества поверхностью тела
6) имеют ограниченный рост

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Грибы, как и животные,
1) питаются готовыми органическими веществами
2) имеют вегетативное тело, состоящее из мицелия
3) ведут активный образ жизни
4) имеют неограниченный рост
5) запасают углеводы в виде гликогена
6) образуют мочевину в процессе обмена веществ

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой организмов и царством, к которому она относится: 1) Грибы, 2) Растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в состав клеточной стенки входит хитин
Б) тип питания автотрофный
В) образуют органические вещества из неорганических
Г) запасным питательным веществом является крахмал
Д) в природных системах являются редуцентами
Е) тело состоит из мицелия

Ответ


2. Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого оно характерно: 1) Грибы, 2) Растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) наличие пластид
Б) отсутствие хлоропластов
В) запасное вещество – крахмал
Г) наличие вакуолей с клеточным соком
Д) клеточная стенка содержит клетчатку
Е) клеточная стенка содержит хитин

Ответ


3. Установите соответствие между характеристикой клетки и ее типом: 1) грибная, 2) растительная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) резервный углевод – крахмал
Б) прочность клеточной стенке придает хитин
В) центриоли отсутствуют
Г) отсутствуют пластиды
Д) автотрофное питание
Е) крупная вакуоль отсутствует

Ответ


4. Установите соответствие между характеристиками клеток и их видом: 1) растительная, 2) грибная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) фототрофное питание
Б) гетеротрофное питание
В) наличие целлюлозной оболочки
Г) запасное вещество – гликоген
Д) наличие крупной запасающей вакуоли
Е) отсутствие у большинства центриолей клеточного центра

Ответ


5. Установите соответствие между характеристиками клеток и царствами организмов, которым принадлежат эти клетки: 1) Растения, 2) Грибы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка из хитина
Б) наличие крупных вакуолей с клеточным соком
В) отсутствие центриолей клеточного центра у большинства представителей
Г) запасной углевод гликоген
Д) гетеротрофный способ питания
Е) наличие разнообразных пластид

Ответ


1. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей клеток, изображенных на рисунке. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеют оформленное ядро
2) являются гетеротрофными
3) способны к фотосинтезу
4) содержат центральную вакуоль с клеточным соком
5) накапливают гликоген

Ответ



2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) форма клетки поддерживается тургором
2) запасающее вещество - крахмал
3) клетка не имеет центриолей
4) клетка не имеет клеточной стенки
5) все белки синтезируются в хлоропластах

Ответ



3. Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики клетки, изображенной на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) крахмал
2) митоз
3) мейоз
4) фагоцитоз
5) хитин

Ответ



4. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображенной на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) фотосинтез
2) клеточная стенка
3) хитин
4) нуклеоид
5) ядро

Ответ



5. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) митоз
2) фагоцитоз
3) крахмал
4) хитин
5) мейоз

Ответ



6. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие хлоропластов
2) наличие гликокаликса
3) способность к фотосинтезу
4) способность к фагоцитозу
5) способность к биосинтезу белка

Ответ



1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) клетки всегда одиночные
2) питаются осмотрофно
3) белок синтезируют рибосомы
4) содержат стенку из целлюлозы
5) ДНК находится в ядре

Ответ



2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) есть клеточная мембрана
2) клеточная стенка состоит из хитина
3) наследственный аппарат заключён в кольцевой хромосоме
4) запасное вещество - гликоген
5) клетка способна к фотосинтезу

Ответ



1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеет гликокаликс
2) имеет клеточную стенку
3) питается автотрофно
4) содержит клеточный центр
5) делится митозом

Ответ



2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие ядрышка с хроматином
2) наличие целлюлозной клеточной оболочки
3) наличие митохондрий
4) прокариотическая клетка
5) способность к фагоцитозу

Ответ



3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие хлоропластов
2) наличие развитой сети вакуолей
3) наличие гликокаликса
4) наличие клеточного центра
5) способность к внутриклеточному пищеварению

Ответ



4. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используют для характеристики клетки, изображённой на рисунке. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) митохондрии
2) нуклеоид
3) эукариоты
4) хлоропласты
5) микротрубочки

Ответ


В форме какого соединения клетки различных организмов запасают глюкозу? Определите два верных утверждения из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Растения запасают глюкозу в форме гликогена
2) Животные запасают глюкозу в форме сахарозы
3) Растения запасают глюкозу в форме крахмала
4) Грибы и растения запасают глюкозу в форме целлюлозы
5) Грибы и животные запасают глюкозу в форме гликогена

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для грибов характерны следующие признаки:
1) являются доядерными организмами
2) выполняют роль редуцентов в экосистеме
3) имеют корневые волоски
4) имеют ограниченный рост
5) по типу питания – гетеротрофы
6) содержат хитин в оболочках клеток

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. Из перечисленных признаков выберите те, которые есть у клеток грибов.
1) наследственный аппарат расположен в нуклеотиде
2) клеточная стенка содержит хитин
3) клетка эукариотическая
4) запасное вещество – гликоген
5) клеточная мембрана отсутствует
6) тип питания – автотрофный

Ответ


1. Выберите три варианта. Клетки цветкового растения отличаются от клеток организма животного наличием
1) оболочки из клетчатки
2) хлоропластов
3) оформленного ядра
4) вакуолей с клеточным соком
5) митохондрий
6) эндоплазматической сети

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В клетках растительных организмов, в отличие от животных, содержатся
1) хлоропласты
2) митохондрии
3) ядро и ядрышко
4) вакуоли с клеточным соком
5) клеточная стенка из целлюлозы
6) рибосомы

Ответ


3. Выберите три элемента, отличающие растительную клетку от животной.
1) отсутствие митохондрий
2) наличие лейкоцитов
3) отсутствие гликокаликса
3) наличие тилакоидов
5) наличие клеточного сока
6) отсутствие плазматической мембраны

Ответ


Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи - это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах - ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) - ценного удобрения и топлива.
1) низшее
2) коробочка
3) семенное
4) сорус
5) споровое
6) сфагнум
7) торф
8) цветковое

Ответ


Установите соответствие между характеристикой клетки и ее типом: 1) бактериальная, 2) грибная, 3) растительная. Напишите цифры 1, 2 и 3 в правильной последовательности.
А) отсутствие мембранных органоидов
Б) запасающее вещество – крахмал
В) способность к хемосинтезу
Г) наличие нуклеоида
Д) наличие хитина в клеточной стенке

Ответ


Выберите три признака, отличающие грибы от растений.
1) химический состав клеточной стенки
2) неограниченный рост
3) неподвижность
4) способ питания
5) размножение спорами
6) наличие плодовых тел

Ответ


Какими особенностями, в отличие от животной и грибной, обладает растительная клетка?
1) образует целлюлозную клеточную стенку
2) включает рибосомы
3) обладает способностью многократно делиться
4) накапливает питательные вещества
5) содержит лейкопласты
6) не имеет центриолей

Ответ



1) хлоропласты
2) центральная вакуоль
3) эндоплазматическая сеть
4) митохондрии
5) аппарат Гольджи

Ответ


Все приведённые ниже органоиды, кроме двух, присутствуют во всех типах эукариотических клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) плазматическая мембрана
2) эндоплазматическая сеть
3) жгутики
4) митохондрии
5) хлоропласты

Ответ


1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания грибной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) ядро
2) хемосинтез
3) клеточная стенка
4) автотрофное питание
5) гликоген

Ответ


2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения грибной клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие оформленного ядра
2) наличие целлюлозной оболочки
3) способность к фагоцитозу
4) наличие мембранных органоидов
5) наличие гликогена в качестве запасного вещества

Ответ


Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения большинства растительных клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разнообразные пластиды
2) целлюлозная оболочка
3) центриоли клеточного центра
4) гликокаликс
5) вакуоли с клеточным соком

Ответ


1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения большинства клеток животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) центриоли клеточного центра
2) клеточная оболочка из хитина
3) полуавтономные органоиды
4) пластиды
5) гликокаликс

Ответ


2. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, можно использовать для характеристики соматической клетки позвоночного животного. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гликоген
2) митоз
3) гаплоидный набор
4) клеточная стенка
5) половые хромосомы

Ответ


Установите соответствие между характеристиками и царствами организмов: 1) Животные, 2) Грибы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в клеточных стенках содержится хитин
Б) наличие мицелия, состоящего из нитей-гиф
В) наличие гликокаликса на мембранах клеток
Г) рост в течение всей жизни
Д) способность к самостоятельному передвижению

Ответ


Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Грибы, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жёсткая клеточная стенка
Б) активное передвижение в пространстве
В) всасывание питательных веществ поверхностью тела всеми представителями царства
Г) неограниченный рост у всех представителей
Д) внешнее и внутреннее оплодотворение
Е) наличие тканей и органов

Ответ



Рассмотрите рисунок с изображением этой клетки и определите (А) вид этой клетки, (Б) ее тип питания, (В) органоид, обозначенный на рисунке цифрой 1. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) бактериальная
2) митохондрия
3) автотрофное
4) растительная
5) строительная
6) гетеротрофное
7) животная
8) ядро

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и царствами организмов, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в последовательности, соответствующей буквам.
А) характерен автотрофный тип питания
Б) имеют разнообразные ткани и органы
В) большинство представителей имеют центриоли клеточного центра в клетках
Г) запасное питательное вещество - гликоген
Д) многие представители имеют плодовое тело
Е) являются продуцентами в экосистемах

Ответ



Установите соответствие между признаками и клетками разных царств. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют оболочку из хитина
Б) поддерживают форму с помощью тургора
В) имеют развитый цитоскелет
Г) клетки всегда лишены собственной подвижности
Д) не содержит вакуолей с клеточным соком
Е) содержат лизосомы

Ответ


Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) дрожжи, 2) амеба. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клетки не способны к движению
Б) захватывают пищу фагоцитозом
В) способны существовать в анаэробных условиях
Г) клетки покрыты оболочкой из хитина
Д) в клетке присутствуют лизосомы
Е) имеет сократительную вакуоль

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Сходство в строении клеток эукариот.

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:

Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы , ядра, органоидов;
- принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
- кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
- единство химического состава клеток;
- сходные процессы деления клеток.

Различия в строении клеток растений и животных.

В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений и животных (табл. 4).

Главное отличие между клетками этих двух царств заключается в способе их питания. Клетки растений, содержащие хлоропласты,являются автотрофами, т. е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счет энергии света в процессе фотосинтеза. Клетки животных - гетеротрофы, т. е. источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Эти же пищевые вещества, например углеводы, служат для животных источником энергии. Есть и исключения, такие как зеленые жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами. Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, несущие хлорофилл и другие пигменты.

Так как растительная клетка имеет клеточную стенку, защищающую ее содержимое и обеспечивающую постоянную ее форму, то при делении между дочерними клетками образуется перегородка, а животная клетка, не имеющая такой стенки, делится с образованием перетяжки.

Особенности клеток грибов.

Таким образом, выделение грибов в самостоятельное царство, насчитывающее более 100 тыс. видов, абсолютно оправдано. Свое происхождение грибы ведут или от древнейших нитчатых водорослей, утерявших хлорофилл, т. е. от растений, или от каких-то неведомых нам древнейших гетеротрофов, т. е. животных.


1. Чем растительная клетка отличается от животной?
2. Каковы различия в делении растительных и животных клеток?
3. Почему грибы выделены в самостоятельное царство?
4. Что общего и какие различия в строении и жизнедеятельности можно выделить, сравнивая грибы с растениями и животными?
5. На основании каких признаков можно предположить, что все эукариоты имели общих предков?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Как известно, живые организмы эукариоты делятся на три царства: растения, грибы и животные. На этом уроке мы узнаем, в чем сходство и отличие между эукариотическими клетками. Также мы ответим на вопрос: почему грибы выделены в отдельное царство, хотя совсем недавно их относили к растениям?

О сходстве эукариотических клеток свидетельствует целый ряд общих признаков:

1. Общий план строения клетки (наличие клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра с органеллами).

2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке.

3. Кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот.

4. Единство химического состава клеток.

5. Сходные процессы деления клеток.

На рисунке 1 представлена таблица «Различия клеток растений и животных».

Рис. 1. Различие клеток растений и животных

Главное отличие между клетками царств животных и растений заключается в их способе питания. Клетки растений являются автотрофами, то есть они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света в процессе фотосинтеза. Клетки животных являются гетеротрофами, то есть источником углерода для них служат органические вещества, поступающие вместе с пищей; эти же вещества служат и источником энергии.

Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, например хлоропласты, в которых содержится основной пигмент фотосинтеза - хлорофилл. В клетках животных пластид нет, однако существуют исключения, например растительные жгутиконосцы, к которым относится эвглена зеленая. В темноте она питается готовыми органическими веществами (как животное), а на свету она способна к фотосинтезу.

Поскольку клетки растений по-разному синтезируют органические вещества, то и запасной углевод у них тоже различный. У растений накапливается в клетках крахмал, а у животных откладывается гликоген.

Для растительной клетки характерно наличие клеточной стенки, состоящей из целлюлозы и пектиновых веществ. Клеточная стенка придает клеткам растений механическую прочность и опору.

Большую часть растительной клетки занимает вакуоль, в которой содержится жидкость. Вакуоли в растительной клетке хранят органические вещества, в них содержатся гидролитические ферменты (выполняют функцию лизосом), также они участвуют в регуляции рН клетки и в них происходит изолирование и обезвреживание токсических веществ. В животной клетке могут содержаться небольшие вакуоли, которые выполняют пищеварительную и сократительную функцию. Строение вакуоли в животной клетке отличается от растительной.

В животной клетке, в отличие от растительной, находятся центриоли.

Так как растительная клетка имеет клеточную стенку, которая защищает ее содержимое и обеспечивает постоянную форму, то она делится с образованием перегородки. Животная клетка делится с образованием перетяжки, так как не имеет клеточной стенки.

Вакуоли - это ограниченные мембраной участки клетки, заполненные жидкостью. Мембрана, которая ограничивает вакуоль от цитоплазмы, носит название тонопласт . Она является одинарной мембраной.

Молодая растительная клетка, как правило, имеет много мелких вакуолей, которые сливаются в одну большую по мере взросления клетки. В зрелой растительной клетке вакуоль может занимать до 90 % ее объема. Рост клетки происходит за счет увеличения вакуоли - в этом состоит основная роль вакуоли и тонопласта.

Основной компонент вакуолярного сока - это вода, все остальные компоненты сильно варьируются в зависимости от типа растений и его физиологического состояния. В вакуолях могут содержаться сахара, соли, реже белки, иногда в них откладываются пигменты.

Тонопласт играет активную роль в транспорте некоторых ионов в вакуоли.

Содержимое в вакуоли имеет слабокислую, кислую и, в редких случаях, сильнокислую (лимон) реакцию.

Вакуоли - это место накопления продуктов обмена веществ. Иногда в них накапливаются ядовитые для человека вещества (алкалоид никотина).

Вакуоли могут выполнять функцию лизосом, поскольку содержат гидролитические ферменты, которые переваривают вещества, попавшие вовнутрь вакуоли. Когда клетка погибает, то содержимое вакуоли изливается наружу и начинает переваривать клетку (процесс автолиз ).

Клетки грибов содержат признаки растений и животных. Также они имеют свои специфические особенности.

Признаки животных клеток

Рис. 2. Грибы-симбионты

Среди грибов существуют хищники, образующие в почве клейкие петли, в которых запутываются мелкие черви-нематоды (см. Рис. 3). Затем грибница разрастается и проникает в тело червя, высасывая из него все содержимое.

Рис. 3. Червь-нематод в клейкой петле

Признаки растительной клетки

С растительной клеткой сходство грибной проявляется в наличии клеточной стенки поверх плазматической мембраны, но клеточная стенка грибов в основном состоит из хитина.

Так же как и растения, грибы не способны к активному движению, но способны к неограниченному росту.

Размножение и распространение спорами также сближает грибы с растениями.

Особые признаки грибов

Тело гриба образовано нитевидными структурами в один ряд клеток - гифами . У некоторых грибов перегородки между гифами утрачиваются и возникает грибница , состоящая из одной гигантской многоядерной клетки. Совокупность гиф образовывают мицелий .

Таким образом, выделение грибов в отдельное царство, насчитывающее более ста тысяч видов, обоснованно.

Некоторые грибы играют ключевую роль в минеральном питании сосудистых растений. Всходы многих видов лесных деревьев, выращенные в стерильном питательном растворе, а затем перенесенные в луговую почву, будут плохо расти и даже погибать от недостатка пищи. Однако если добавить к почве лесную почву, содержащую соответствующие грибы, рост нормализуется. Это обусловлено микоризой («грибокорнем»), тесным взаимовыгодным симбиозом корней и грибов.

Микориза известна в большинстве групп сосудистых растений. Всего несколько семейств цветковых не образуют ее или образуют очень редко, например крестоцветные и осоковые.

Многие растения могут нормально развиваться и без микоризы при хорошем обеспечении незаменимыми элементами, особенно фосфором. Участие микоризы в прямом транспорте фосфора из почвы в корни доказано экспериментально. В свою очередь, растение снабжает симбиотические грибы углеводами. Одно из наиболее удивительных свойств микоризы - функционирование при определенных обстоятельствах в качестве «моста» для переноса продуктов фотосинтеза, фосфора и, возможно, других соединений от одного образующего ее растения к другому.

В процессе эволюции у хищных грибов сформировались различные приспособления для захвата и переваривания крошечных животных, например круглых червей нематод.

Микроскопические представители хищных грибов известны достаточно давно, но недавно было выяснено, что некоторые пластинчатые грибы, такие как вешенка, тоже являются хищными грибами. Вешенка выделяет специальное вещество, которое обездвиживает нематод, после этого грибница опутывает червя и внедряется в него. Затем продуцируются ферменты, которые переваривают тело червя. В дальнейшем грибницы высасывают содержимое нематод. Поскольку вешенка обитает на трухлявой древесине, которая бедна азотом, то черви для этого гриба являются источником этого элемента.

Некоторые микроскопические грибы выделяют на поверхности гиф клейкое вещество, к которому прилипают мелкие животные (простейшие, мелкие насекомые). Другие грибы образуют петли, которые захватываю нематод.

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. - 2-е изд., переработанное. - Вентана-Граф, 2010. - 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 6-е изд., доп. - Дрофа, 2010. - 384 с.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Bio-faq.ru ().
  3. Biouroki.ru ().

Домашнее задание

  1. Вопросы в конце параграфа 19 (стр. 78) - Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология», 10-11 класс ()
  2. Эволюционно сложилось так, что клетки животных способны к фагоцитозу и пиноцитозу. Вследствие каких особенностей строения клеток растения и грибы этого делать не могут?
  3. Известно, что растения питаются в процессе фотосинтеза. В связи с этим у них появились дополнительные органоиды. Какие? Какова их функция?

Раздел «Клетка как биологическая система»

Тема «Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов»

Таблица 1 – Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот

Характеристика

Прокариотная клетка

Эукариотная клетка

Размеры клеток

0,5-5 мкм

до 40 мкм

Форма

Одноклеточные или нитчатые

Одноклеточные, нитчатые или многоклеточные

Организация генетического материала

Кольцевая ДНК не отделена от цитоплазмы мембраной (т.е. нет ядра), нет ядрышек; митоз отсутствует

линейные молекулы ДНК связаны с белками и РНК и образуют хромосомы; есть ядро (т.е. хромосомыотделены от цитоплазмы ядерной оболочкой), содержащее больше одной хромосомы; деление ядра путем митоза

Локализация ДНК

в нуклеоиде и плазмидах, не ограниченных элементарной мембраной

в ядре и некоторых органеллах

Синтез белка

70S-рибосомы и мельче; ЭПР (ЭПС) отсутствует

80S-рибосомы. Рибосомы могут быть прикреплены к ЭПС

Органеллы

Органелл мало, ни одна из них не имеет оболочки (двойной оболочки)

Органелл много, большинство окружены двойной мембраной (ядро, митохондрии, хлоропласты)

Движение цитоплазмы

отсутствует

часто обнаруживается

Клеточная стенка (там, где она имеется)

Жесткие, содержат полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент - муреин

У зеленых растений и грибов клеточные стенки жесткие и содержат полисахариды. Основной упрочняющий компонент клеточной стенки у растений – целлюлоза, у грибов – хитин.

Жгутики

нить жгутика построена из белковых субъединиц, образующих спираль

каждый жгутик содержит набор микротрубочек, собранны в группы: 2·9-2

Дыхание

У бактерий – в мезосомах; у сине-зеленых водорослей – в цитоплазматической мембране

Аэробное дыхание происходит в митохондриях

Фотосинтез

Происходит в мембранах, не имеющих специфической упаковки

В хлоропластах, содержащих специальные мембраны, которые уложены в ламеллы или граны

Фиксация азота

Некоторые обладают этой способностью (примеры – свободноживущие сапрофиты Azotobacter или симбионты - RhiZobium)

Таблица № 2 - Отличия в строении эукариот разных царств

Критерий

Растения

Животные

Грибы

Ядро

Пластиды

Оболочка

целлюлоза

хитин

Запасное вещество

крахмал

гликоген

Вакуоли

крупные

мелкие или отсутствуют

Способ питания

автотрофный

гетеротрофный

Таблица № 3 Строение и функции частей и органоидов эукариотной клетки

Часть клетки

Строение

Функции

Плазматическая мембрана (плазмалемма, клеточная мембрана)

Жидкостно-мозаичная модель строения: двойной слой липидов, окруженные слоями белков

  1. Ограничивает содержимое клетки – защитная
  2. определяет избирательную проницаемость: диффузию, пассивный и активный транспорт
  3. Фагоцитоз
  4. Пиноцитоз
  5. Обеспечивает раздражимость
  6. Обеспечивает межклеточные контакты

Цитоплазма

Полужидкая масса коллоидной структуры, состоит из гиалоплазмы или матрикса (белки, липиды, полисахариды, РНК, катионы, анионы)

Объединяет органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие

Цитоскелет

Структуры белковой природы – микротрубочки и микронити

  1. Опорная
  2. Закрепление органелл в определенном положении

Немембранные органоиды (органеллы)

Клеточный центр

Две центриоли и центросфера. Содержит белки, углеводы, ДНК, РНК, липиды

  1. Образует веретено деления клетки, участвует в делении клетки
  2. Принимает участие в развитии жгутиков и ресничек

Рибосомы

Состоят из большой и малой субъединиц. Содержат РНК и белок. Свободные или связанные с мембранами

  1. Синтез белков в полисомах (полирибосомах)

Одномембранные органоиды(органеллы)

ЭПС (ЭПР)

Система мембранных мешочков, образует единое целое с наружной мембраной и ядерной оболочкой. Бывает гранулярной (шероховатой) и гладкой

  1. Синтез белков (шероховатый тип)
  2. Синтез липидов и стероидов
  3. Транспорт синтезируемых веществ
  4. Разделение клетки на сектора

Комплекс (Аппарат) Гольджи

Система мембранных мешочков-цистерн (диски); система пузырьков (везикулы); находится около ядра

  1. Участвует в выведении веществ, синтезируемых клеткой, продуктов распада и токсических веществ
  2. Образование лизосом, вакуолей

Лизосомы

Сферический мембранный мешок; много гидролитических ферментов

  1. Переваривание веществ
  2. Расщепление отмерших частей клетки; расщепление органоидов в период голодания клетки;
  3. Аутолиз (расщепление клетки)

Вакуоли

Заполнены клеточным соком. У растений – крупные, мелкие у животных (сократительные, пищеварительные, фагоцитарные). Чем старше растит. клетка – тем крупнее вакуоль.

  1. Регулируют осмотическое давление в клетке
  2. Накапливают вещества (пигменты клеток плодов, питательные вещества, соли)
  3. Поставка воды для фотосинтеза

Двумембранные органоиды

Митохондрии

Есть внутренние мембраны - кристы; матрикс (рибосомы, ДНК, РНК) много ферментов

  1. Окисление органических веществ
  2. Синтез АТФ и накопление энергии
  3. Синтезируют собственные белки

Пластиды

Виды: лейко- хромо- и хлоропласты; покрыты белково-липидной мембранной; строма-матрикс; имеют складки внутренней мембраны; в строме находятся ДНК и рибосомы; в мембранах есть хлорофилл. Лейко- и хромопласты могут перерождаться в хлоропласты - примеры.

  1. Фотосинтез
  2. Запасающая (синтез крахмала из излишков глюкозы или откладываются жиры и реже – белки)

Ядро

Покрыто белково-липидной мембранной; состоит из кариоплазмы (ядерного сока или нуклеоплазмы), ядрышка (РНК, белок) и хроматина (ДНК, белок)

Хранение ДНК, транскрипция РНК. Отвечает за метаболические функции – если у клетки удалить ядро, то в ней начинают накапливаться токсические вещества, продукты распада, клетка перестает расти и обновляться.

Закрепление материала

А 1 На каком рисунке изображена митохондрия?

В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи

Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС

В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г). Участвует в синтезе белков, жиров

Д). Формируют лизосомы

В2 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия

Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт

В). Осуществляет процесс фотосинтеза

Г). Внутренняя мембрана образует складки - кристы

Д). Основная функция – синтез АТФ

В3 Выберите три признака прокариотической клетки?

1). Имеется ядро

2). Клеточная стенка представлена муреином или пектином

3). Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки

4) Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). В цитоплазме располагаются рибосомы

С1 Проанализируйте рисунок, на котором изображены различные эукариотические клетки. О чем Вам говорит предложенная в нем информация?

Проверочная работа «Многообразие и строение клеток»

Задания части А

  1. Плазматическая мембрана эукариотической клетки не участвует в процессах
  1. Назовите структурный компонент клетки, который имеется и у прокариот и у эукариот.
  1. Укажите структурный компонент животной клетки, который виден только в электронный микроскоп.
  1. Назовите химические соединения, которые мозаично расположены в наружной плазматической мембране и обеспечивают выполнение мембраной транспортной, ферментативной и рецепторной функций.
  1. Назовите один из органоидов, внутри которых имеется ДНК, благодаря чему эти органоиды способны размножаться.
  1. Назовите структурный компонент клетки, который имеет следующее строение: окружен двумя мембранами, внутренняя мембрана образует многочисленные выросты во внутреннюю полость этого структурного компонента, во внутренней полости находятся ДНК в виде кольца и мелкие рибосомы.
  1. Назовите органоид, который участвует в синтезе белков, синтезирует углеводы и липиды, транспортирует их в разные участки клетки, формирует оболочку ядра и комплекс Гольджи.
  1. Микроорганизмы и твердые частицы вещества обволакиваются выростами летки и попадают в нее будучи окруженными участками наружной плазматической мембраной. Назовите такой вид транспорта веществ через мембрану.
  1. Какие клетки человека в процессе развития теряют ядро, но в течение длительного времени продолжают выполнять свои функции?

А) нервные клетки Б) клетки внутреннего слоя кожи

В) эритроциты Г) поперечно-полосатые мышечные волокна

  1. Прежде чем оказаться в лизосоме, ферменты после своего образования проходят через два структурных компонента клетки. Назовите их в той последовательности, в которой ферменты проходят через них после синтеза на рибосомах.
  1. Какой структурный компонент клетки имеют и прокариоты, и эукариоты?
  1. Назовите органоид, в котором происходит образование сложных белков и крупных молекул полимеров, упаковка выделяемых из клетки веществ в мембранный пузырек, формирование лизосом.
  1. Назовите структурный компонент клетки, в котором образуются рибосомные и транспортные РНК, участвующие в синтезе белков
  1. Назовите органоид, который придает гранулярной эндоплазматической сети «шероховатость».
  1. Какую функцию выполняют в клетке лизосомы?
  1. расщепляют биополимеры до мономеров
  2. окисляют глюкозу до углекислого газа и воды
  3. осуществляют синтез органических веществ
  4. синтезируют полисахариды из глюкозы
  1. Ферменты лизосом синтезируются в

Задания части В

1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений

  1. отсутствием оформленного ядра
  2. наличием плазматической мембраны
  3. наличием плотной оболочки
  4. отсутствием митохондрий
  5. наличием рибосом
  6. отсутствием комплекса Гольджи

2.Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?

3.Белки и липиды участвуют в образовании

4.Каковы строение и функции митохондрий?

А) расщепляют биополимеры до мономеров

Б) характеризуются анаэробным способом получения энергии

Г) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

Д) окисляют органические вещества с образованием АТФ

Е) имеют наружную и внутреннюю мембраны

5.Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?

  1. не делятся в течение жизни клетки
  2. имеют собственный генетический материал
  3. являются одномембранными
  4. содержат ферменты окислительного фосфорилирования
  5. имеют двойную мембрану
  6. участвуют в синтезе АТФ

6.Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций:

  1. является внутренней средой клетки
  2. осуществляет связь между ядром и органоидами
  3. выполняет роль матрицы для синтеза углеводов
  4. служит местом расположения ядра и органоидов
  5. осуществляет передачу наследственной информации
  6. служит местом расположения хромосом в клетках эукариот

7.Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА

ОРГАНОИД КЛЕТКИ

1) система канальцев, пронизывающих цитоплазму

А) комплекс Гольджи

2) система утолщенных мембранных цилиндров и пузырьков

Б) эндоплазматическая сеть

3) обеспечивает накопление веществ в клетке

4) на мембранах могут размещаться рибосомы

5) участвует в формировании лизосом

6) обеспечивает перемещение органических веществ в клетке

Ответ

8.Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого оно характерно.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК

ЦАРСТВО

1) наличие пластид

А) Грибы

2) отсутствие хлоропластов

Цель: Создать условия для формирования самообразовательных и коммуникативных компетенций учащихся в процессе самостоятельной работы.

Образовательные задачи:

  • Доказать единство происхождения царств живой природы путем изучения признаков сходства в строении клеток растений, животных и грибов.
  • Доказать, что различия в строении клеток растений, грибов и животных - есть приспособленность организмов к разным типам питания.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития самообразовательной компетенции учащихся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника, лабораторным оборудованием, дидактическим материалом.
  • Создать условия для проявления творческой самостоятельности в процессе решения изобретательских задач.

Воспитательные задачи:

  • Формировать ценностное отношение учащихся к другим людям в ходе выполнения самостоятельной работы в группах.
  • Развивать умения самоорганизации труда у обучающихся, ответственности за результаты своего труда.

Оборудование и материалы: таблицы по общей биологии "Сходство и различия клеток растений и животных", микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений, грибов и животных, магнитная доска, магниты, раздаточный материал: клей, бумага (А4), в конвертах заготовки для кластеров, компьютерная презентация, видеофильм "Растительная клетка"

Технические средства обучения: ИКТ.

Ход урока

1. Активизация и проверка знаний.

Учитель: Жизнь - существование дискретных систем. Как вы это понимаете?

Ученик: Значит, что жизнь состоит из отдельных изолированных, т.е. обособленных или ограниченных в пространстве, но, тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство.

Ученик: Дискретность вида предопределяет возможность его эволюции путем сохранения особей с полезными для выживания признаками и гибели или устранения от размножения неприспособленных особей. Гибель одной особи в популяции не прекращает существования самого вида, а гибель одной клетки не прекращает существование самого организма.

Учитель: Да, но клетке, прежде чем погибнуть, в начале нужно каким-то способом появиться на свет. Ведь так?

Ученик: Так. Клетки появляются на свет в результате деления - митоза.

Учитель: А после появления клетка проходит несколько стадий или периодов и только после этого клетка либо гибнет, либо вновь делится. Как называется этот отрезок времени?

Ученик: Жизненный цикл клетки представляет собой промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до её гибели или до последущего деления.

Учитель: Если представить, что клетки не способны были бы к делению, то что произошло бы?

Ученик: Деление клеток лежит в основе размножения организмов, поэтому без него нет и воспроизводства последущих поколений. Жизнь остановилась бы.

Фронтальный опрос.

<Приложение1. Слайд 2> "Жизненный цикл клетки"

Вопрос: Объяснить, какие процессы происходят с клеткой в каждый период жизненного цикла. (Устный ответ у доски).

2. <Приложение1. Слайд3> "Строение эукариотической клетки"

Вопрос: Что изображено на слайде? Назовите главные части клетки. Какие функции они выполняют? (Устный ответ у доски)

3. <Приложение1. Слайд 4> таблица "Сравнение периодов жизненного цикла клетки

Задание: Сравнить хромосомный набор клетки в разные периоды клеточного цикла.

Проверочное тестирование по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз" <Приложение 2>

Проверка тестов осуществляется сразу же взаимопроверкой учащихся. Правильные ответы иллюстрируются на слайде <Приложение1. Слайд 5>

2. Изучение нового материала.

Мотивационная беседа к изучению темы.

Учитель: Итак,тема урока"Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов". <Приложение1. Слайд 6 > Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого "Метаморфоза", а вас прошу - постарайтесь связать смысл стихотворения с темой нашего урока, записанной на доске. Итак, закройте, глаза, я начинаю читать.




Ученики записывают свои мысли и ассоциируют их с темой урока. Высказывания могут быть разные, ноучитель вправе скорректировать некоторые из них в более четкие формулировки, не изменяя их смысл, например:

  • клетка изначально имела единое строение: оболочка, цитоплазма, ядро. Но в процессе эволюции изменялся окружающий мир, за ним изменялась и клетка, её строение и функции.
  • какое бы название не имел организм, все равно единицей строения и жизнедеятельности является клетка.
  • клетки растений, животных и грибов хоть и различаются по строению, но имеют и некоторые сходства, связанные с общим происхождением.

Постановка цели и задач урока.

Учитель: Мы уже знаем о главных частях эукариотической клетки - оболочке, цитоплазме и ядре. Поэтому в ходе урока нам необходимо будет выяснить сходства и различия в строении растительной, животной и грибной клетки. Выяснить, почему у клеток растений, животных и грибов возникли отличительные структуры, и соотнести их строение с процессами жизнедеятельности клеток.

Объяснение учителя.

Учитель предлагает посмотреть видеоролик "Растительная клетка", подумать и ответить на вопрос: Чем питается клетка, и какие органоиды участвуют в этом процессе?

Примечание: Просмотр видеоролика занимает менее 1 минуты.<Приложение3>

Ученики отвечают на вопрос, говорят, что клетка питается в процессе фотосинтеза (вспоминают ранее изученное в 6, 9 классах). Важной частью клетки, участвующей в фотосинтезе, являются хлоропласты - зеленые пластиды, в которых содержится хлорофилл. <Приложение1. Слайд 7>

Учитель обращает внимание на то, что в растительной клетке, кроме зеленых пластид, находятся ещё и другие: лейкопласты - белые и хромопласты - разного цвета, от желтых до фиолетовых. Все пластиды могут превращаться друг в друга при определенных обстоятельствах. Например, что происходит с картофелем, когда он долгое время полежит на солнце? (Учитель подводит учеников к наблюдению явления и поиску условий, при которых это превращение происходит).

Учитель демонстрирует позеленевший картофель, который долгое время находился на солнечном подоконнике в классе.

Ученики: Картофель становиться зеленым.

Учитель: Как вы думаете, что произошло с его белыми пластидами?

Ученики: Превратились в хлоропласты.

Учитель: Значит, для того, чтобы лейкопласты превратились в хлоропласты, необходимо солнечный свет?

Ученики: Подтверждают данное мнение. Приводят еще примеры, доказывающие правильность суждений. Например, луковица тоже зеленеет на свету, а вот листья пшеницы без света становятся желтыми.

Учитель просит ещё подумать и привести позже такие примеры. Возвращаясь к теме урока, учитель просит учеников определить задачи урока и может скорректировать их в соответствии ответов учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Примечание: Для выполнения самостоятельной работы в группах, учитель заранее просит четверых учащихся (сильных) выполнить эти задания, дает им консультации (элемент опережающего обучения).

Примечание: Перед тем, как приступить к работе учитель инструктирует учащихся о правилах безопасного поведения во время лабораторных и практических работ, дает группам задания, дает пояснения и говорит об ожидаемом результате.

1 группа.

Задание: Изучите 23 учебника. Выясните типы питания живых организмов.

2 группа.

Задание: Изучите 19, п.1 "Сходства в строении клеток эукариот"

Найдите доказательства родства между растениями, грибами и животными.

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

3 группа.

Задание: Изучите в 19, п.3 "Особенности клеток грибов"

Найдите их сходства с растениями и с животными?

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

4 группа.

Задание: Изучите в 19,п.2 "Различия в строении клеток растений и животных". Выполните лабораторную работу по инструктивной карточке. Сделайте вывод.

Заполните таблицу. Подготовьте устный ответ.

Инструктивная карточка к лабораторной работе "Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом"

1. Сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки на таблице, заполните соответствующую графу в таблице.

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат животной клетки. Сопоставьте увиденное с изображением животной клетки на таблице, сравните с клеткой растений и заполните соответствующую графу в таблице.

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат гриба мукора или пеницилла. Сравните клетку гриба с клеткой растений и животных и занесите в таблицу особенности строения клетки гриба.

4. На основании данных таблицы сделайте вывод: о чем свидетельствует сходство клеток растений, животных и грибов? О чем свидетельствуют различия в строении клеток растений, грибов и животных?

Вывод: 1) Сходства в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствует о единстве происхождения живого мира.

Примечание: После выполнения самостоятельной работы каждая группа учащихся, за исключением консультанта, переходит в другую группу. За 25 минут урока учащиеся должны выполнить 4 задания, следовательно, сделать по три перехода. Используя магнитную доску для демонстрации кластеров, сделанных каждой группой. Консультанты оценивают задания и выставляют оценки за правильность выполнения заданий. Оценки заносятся в оценочный лист каждого ученика.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Учитель: приглашает по одному ученику из каждой группы для устного ответа о результатах своей работы.

Ученик: При выполнении 1 задания мы выяснили, что в природе существует два типа питания живых организмов. Автотрофный тип питания предполагает самостоятельный синтез органических веществ из неорганических веществ. Гетеротрофный тип - поглощение готовых органических веществ. По этому выводу составлен кластер. <. Приложение1. Слайд 8>

Ученик демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если они есть и выставляет оценку группе.

Ученик: Мы выполняли второе задание, и нашли доказательства родства растений, грибов и животных: общий план строения клетки, принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии, кодирование наследственной информации, единство химического состава, сходные процессы деления клеток. Нами составлен кластер. <Приложение1. Слайд 9>

Ученик: Изучив внимательно текст учебника (19, п.3 "Особенности клеток грибов"), мы выявили черты сходства грибов с растениями и животными. Грибы, так же как и растения имеют клеточную стенку, состоящую из хитина, они не способны к передвижению и обладают неограниченным ростом, т.е. могут расти в течение всей жизни. <Приложение1. Слайд10>

Учащийся демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если есть, и выставляет оценку группе.

Ученик: Мы выполняли лабораторную работу "Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом" по инструктивной карточке. В ходе работы выявили сходства и различия между клетками растения (элодея), животного (амеба) и гриба (мукор). Заполнили таблицу и сделали выводы:

1) Сходства в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствует о единстве происхождения живого мира.

2) Различия в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствуют о том, что они возникли как результат естественного отбора в условиях приспособления к разным способам питания. <Приложение1. Слайд 11>

3. Закрепление изученного материала.

а) задание на различение <Приложение1. Слайд 12>

б) задания на развитие теоретического и эмпирического мышления <Приложение1. Слайд 13>

Задача 1: Эволюционно сложилось так, что клетки животных способны к фагоцитозу и пиноцитозу. (Что это?) Вследствие каких особенностей строения клеток растения и грибы этого делать не могут?

Задача 2: Известно, что растения питаются в процессе фотосинтеза. (Что это?) В связи с этим у них появились дополнительные органоиды. Какие? Какова их функция?

Задача 3: С приходом осени можно наблюдать изменение окраски листьев деревьев. Почему это происходит?

Осмысление полученных знаний и подведение итогов урока.

Учитель вновь обращается к стихотворению Н.Заболоцкого "Метаморфоза".

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой!

Вопрос: Скажите, а почему стихотворение называется "Метаморфоза"? Что означает это слово? Давайте заглянем в словарь русского языка С.И.Ожегова.

Ученик: (открывает словарь и зачитывает определение) Метаморфоза - то же, что метаморфоз (спец.). Видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций.

Ученик делает вывод по уроку: Сходство клеток растений, грибов и животных доказывает единство происхождения живого мира, а черты различия свидетельствуют о метаморфозе, связанном с изменениями строения и функций клеток, появившихся как приспособления к новым условиям жизни в процессе эволюции.

Постановка домашнего задания. <Приложение1. Слайд 14.>

1. Изучить 19, ответить на вопросы.

2. Подготовить сообщения:

  • История открытия вирусов.
  • Д.И.Ивановский. Вклад в науку биологию.
  • Профилактика СПИД-заболевания.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения