Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Способы передачи чужой речи тест. Тест

28.03.2017 4920 512 Габитова Марина Владимировна

Контрольный тест по теме
«Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, способы цитирования».
1. Установите соответствие:
А) передача слов двух и более лиц; 1- прямая речь;
В) передача чужой речи от лица говорящего,
а не того, кто ее произнес; 2- косвенная речь;
С) дословные выдержки из высказываний,
Произведений для подтверждения своей мысли; 3- диалог;
Д) точно воспроизведенная чужая речь. 4- цитата.
2. Укажите предложение с цитатой, оформленной как прямая речь.
А) Белинский писал о пушкинском стихе, который «благороден, изящно прост, национально верен духу языка».
В) Стих Пушкина, как писал Белинский, «благороден,…, прост, верен духу языка».
С) Белинский писал, что «стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу…»
Д) По словам Белинского, «стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу…»
Е) Белинский писал: « Стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу языка».
3. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П, - а, - п».
А) Эй добрый человек закричал ямщик Скажи не знаешь ли где дорога
В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица.
С) И хором бабушки твердят Как годы наши-то летят
Д) Его надо проучить подумала она и это будет ему наука.
Е) Послушай мужичок сказал я ему знаешь ли ты эту сторону
4. Косвенный вопрос передан в предложении:
В) Мы спросили библиотекаря, что нам прочитать об Австралии.

Е) Учитель попросил, чтобы мы принесли завтра повесть Гоголя «Шинель».
5. Установите соответствие.
А) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.
В) «Завтра ожидается резкое понижение температуры!» - сообщили синоптики.
С) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.
Д) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.
Е) «А погода-то всё хуже и хуже…»
1- способ №1; 2- способ №2; 3- способ №3; 4- способ №4; 5- способ №5.
6. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П»,-а.
А) Сережа встал и сказал Я сегодня уезжаю
В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица
С) Он грозно закричал Зачем ты сюда явился
Д) Не трогайте его закричал Дубровский.
Е) Это твоя дочка спросил я смотрителя.
7. Предложение соответствует схеме «П, -а. – П?»
А) Теперь подумал я тропинка куда-нибудь приведет
В) Капитан сказал Возьми этот талисман, он принесет тебе счастье
С) Стой братцы стой кричит Мартышка Погодите
Д) Извините за беспокойство обратился ко мне мальчик Не могли бы вы сказать как пройти к пристани
Е) Погоди капитан сказал Дерсу.
8. Найдите схему, соответствующую предложению Мне кажется сказал он что люди живут по-иному чем мы.
А) «П», - а. В) «П! –а.-П». С) «П?-а.-П» Д) «П,-а,-п» Е) А: «П».
9. Какой способ передачи использован в следующем тексте:
«Ты где живешь, мальчик?» - «Вон моя хата. Прямо у дороги».- «А родители дома?»- «Нет, но скоро будут».
А) диалог; В) монолог; С) прямая речь; Д) косвенная речь; Е) цитата.
10. Найдите схему, соответствующую предложению Мастер спросил Вы знаете когда начинается рабочий день
А) А: «П?» В) «П!-а.-П?» С) «П, - а, -п». Д) «П?» - а. Е) А: «П!»
11. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении Сдержанные рыдания матери заставили ребёнка проснуться и взглянув на неё и на стоящую рядом бабушку ребенок тоже заплакал.
А) 5; В) 4; С) 3; Д) 2; Е) 1.
12. Укажите пропущенные знаки препинания в предложении Я говорил вам воскликнул он что нынче будет погода
А) кавычки, запятая, запятая, кавычки, точка.
В) кавычки, запятая, тире, точка, восклицательный знак, кавычки;
С) кавычки, запятая, тире, запятая, тире, восклицательный знак, кавычки.
Д) кавычки, точка, кавычки, запятая, восклицательный знак.
Е) кавычки, восклицательный знак, тире, запятая, восклицательный знак, кавычки.
13. Укажите предложение, в котором прямая речь – побудительное предложение.
А) «Опять не то!»- воскликнул Петр Васильевич.
В) «Ох, напрасно вы способствовали их свадьбе!» - сказала Бопай со вздохом брату.
С) В полдень широкая степь огласилась криками: «Уводят! Уводят!»
Д) Вскочил да кричит: «Доктора! Пошлите за доктором!»
Е) «Никогда!» - Шокан даже вздрогнул от негодования.
14. Выберете из предыдущего задания предложения, соответствующие схеме А: «П!»
15. Установите соответствие предложений и схем.
А) Что же ты мне подаришь спросил Гриша у моря Хорошо бы большую раковину.
В) Дивился старый Тарас и говорил Не Остап, а добрый, добрый воин.
С) Погоди Серёженька отвечает она я занята
Д) Положи на место сказала мама, видевшая все в зеркале.
Е) Да ты этого не читал воскликнул он вдруг Ты не читал этого вовсе
1- «П, -а,-п». 2- «П! –а.- П!» 3- «П? –а.- П». 4- А: «П». 5- «П»,- а.

16. Укажите предложение, соответствующее схеме «П? –а.- П?»
А) О чем ты грустишь моя милая дочь спрашивал король.
В) Ты с нею танцуешь мазурку сказал он торжественным голосом она мне призналась.
С) Когда же ты приедешь спрашивала она Сколько мне ещё ждать
Д) И когда он ешё приедет прибавила она то не принимать.
Е) Должно быть сон дурной видели продолжал он всё приветливее и ласковее.
17. Укажите предложение с косвенной речью.
А) Говорит им князь тогда В добрый путь вам господа.
В) Я ей сказал Хочешь пойдем прогуляемся в саду.
С) Князь тихо на череп коня наступил и молвил Спи, друг одинокий.
Д) Смотритель объявил что лошади присланные из деревни ожидают его.
Е) Вдруг говорят мне Человек вас спрашивает.
18. Предложение соответствует схеме «П!» - а.
А) Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать.
В) Их отпустили до приговора сказал дворник Объявят завтра, в девять вечера.
С) Мама мама закричал вдруг он.
Д) Дедушку знаешь мамаша матери сын говорит.
Е) На вопрос мой Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне ответа
19. Укажите предложение из предыдущего задания, соответствующее схеме «П,-а.-П».
20. Мелодия росла поднималась бушевала и вот она понеслась как ветер к вершинам деревьев. Пропущено запятых
А) 3; В) 4; С) 7; Д) 6; Е) 5.
21. Поражало безмолвных посетителей филиала то (1) что хористы (2) рассеянные в разных местах (3) пели очень складно (4) как будто весь хор стоял (5) не спуская глаз (6) с невидимого дирижёра. Укажите цифры, на месте которых надо поставить запятые.
А) 1,3,4; В) 1,2,3,4; С) 2,3,4,5; Д) 1,2,3,4,5,6; Е) 1,2,3,4,5.
22. Ещё не такие песни я слушала ночью темной (откуда такая нежность?) у самой груди певца. (Цветаева) Чем осложнено предложение?
А) прямой речью; В) косвенной речью; С) вставной конструкцией;
Д) обращением; Е) вводным словом.
23. Косвенный вопрос передан в предложении:
А) Попробуем определить, так ли хорош этот комбайн в эксплуатации.
В) Морозка, перегнувшись через перила, смотрел на потоки бущующей воды.
С) Мы горячо доказываем, что предстоящая конференция станет судьбоносным явлением в истории страны.
Д) Мать обрадовалась встрече, всё целовала Машу и спрашивала, здорова ли она.
Е) Маратик подумал о том, как расстроятся его родители, узнав о его побеге.
24. Выберете предложение из предыдущего задания, в котором косвенную речь можно заменить прямой. Получившееся предложение запишите.
25. Абай – мудрость, совесть, душа казахского народа. (Мухтар Ауэзов) Оформите цитату несколькими возможными способами.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Ответьте на вопросы:

1.Чем характеризуется прямая речь как способ передачи чужого высказывания?

2.В чём заключается отличие косвенной речи от прямой?

3.Что представляет собой несобственно-прямая речь? В чём сходство её с прямой речью? С косвенной?

4.Каковы условия замены прямой речи косвенной? Всегда ли возможна замена?

Упражнения

Упражнение 112. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите прямую речь и укажите, что она передает: 1) высказывание другого лица; 2) слова самого автора; 3) невысказанную мысль и т. д. Отметьте, где находятся слова самого автора (вводящие предложение по отношению к прямой речи). Обратите внимание на порядок слов. Определите лексическое значение глаголов в составе авторских слов. Определите лексическое значение глаголов в составе авторских слов (глаголы речи, высказывания, мысли, чувства, движения и др.).

I. 1. Расскажи мне, как это было попросил я старуху. (М. Г.) 2. Тогда один из людей догадался и крикнул громко Не троньте его. (М. Г.) 3. Уж не помер ли Вася-то? Подумал я - так внезапно оборвалась музыка. (Аст.) 4. Эту музыку мальчик, написал мой земляк Огинский в корчме - так называется у нас заезжий дом - продолжал Вася. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор. (Аст.)

II. 1. Я смотрел на нее и думал Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Г.) 2. Будет! сказал Павел. Больше я не дамся... (М. Г.) 3. Когда уже совсем завечерело, бабушка сделала окончательный вывод. Так я и знала! Так я и знала... Сколько я говорила старшему-то Кольче Не покупай эту кобылу, не покупай! (Аст.) 4. Вы имели право подозвать меня к барьеру проговорил Павел Петрович а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу. (Т.)

Упражнение 113. В следующих предложениях найдите косвенную речь. Устно перестройте предложения так, чтобы получилась прямая речь.

1. Я доказывал Сметаниной, что художники должны учиться чувству красок около моря. (Пауст.) 2.Почувствовал Петька, что Васька правду говорит и про орехи и про ежа. (Гайд.) 3. Егор быстро прочитал записку и сказал ребятам, что все сделает, что в город он поедет как раз через неделю, а до тех пор обязательно сам зайдет к Ивану Михайловичу. (Гайд.) 4. Где будут строить, этого Иван Михайлович еще и сам не знал, но насчет труб он разъяснил, что их вовсе не будет, потому что завод будет работать на электричестве. (Гайд.) 5.Он сказал матери, что просто заблудился, и мать поверила ему. (Гайд.) 6. С тех пор прошла что Жилина слова, что он мастер. (Л. Т.)

Упражнение 114. Перестройте предложения так, чтобы получилась косвенная речь.

1. Я сказал: «Я скоро поеду в Ленинград». 2. Я сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 3. Я сказал: «Он скоро поедет в Ленинград». 4. Ты сказал: «Я скоро поеду в Ленинград» 5. Ты сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 6. Ты сказал: «Он скоро поедет в Ленинград». 7. Он сказал: «Я скоро поеду в Ленинград». 8. Он сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 9. Он сказал: «Он скоро поедет в Ленинград».

Упражнение 115. Возможна ли замена прямой речи косвенной в следующих предложениях? Если нет, то почему?

1.«Папочка», - раздался тихий голос, как будто искавший защиты. (Кор.) 2. «Так точно, барышня», - пояснил ямщик, равнодушно чиркая спичкой по облучку. (Кор.) 3.«Каково! Слышно и видно, как трава растет!» - сказал себе Левин, заметно двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле иглы молодой травы. (Л. Т.) 4. «Да ведь что же сказать? Одним словом - герой!» - как бы про себя рассуждал Гриша. (Фурм.) 5.«Верно... верно... верно...» - рокотом катилось в ответ. (Фурм.) 6. «Ну и ветер! - подумал я. – Этак и все деревья переломать можно». (Гайд.)

Упражнение 116. В следующих предложениях определите, каким способом передана чужая речь.

1. Рассказал Жилин, как с ним дело было и говорит: «Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя». (Л. Т.) 2. Он хотел пойти к ней и спросить, не видела ли она Петьки; но его задержал Иван Михайлович: «Вы когда в Алешино бегали, ребята? В субботу или в пятницу?» (Гайд.) 3. Когда дома их спрашивали, где они пропадают и что они ищут, они с гордостью отвечали: «Мы ищем глину». (Гайд.) 4.«...Тут и тебе посылка есть. Только отец наказывал, чтобы спрятал ты ее и не трогал до тех пор, пока он не вернется». (Гайд.) 5. «Вероятно, козы», - подумал он, поднося к глазам бинокль. Но, присмотревшись, он ахнул и, схватив телефонную трубку, крикнул на батарею, чтобы перестали стрелять. (Гайд.)

Упражнение 117. Используя формы косвенной и прямой речи, а также вводные слова и предложения, составьте и запишите предложения, включая данные ниже цитаты.

Образец: ««Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего. (Бел.) 1. Как писал В. Г. Белинский, ««Горе от ума»» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего». 2. «Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего», - писал В. Г. Белинский. 3.В. Г. Белинский писал, что «Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего».

1. «.... В народной речи есть своя свежесть, энергия, живописность, а в народных песнях и даже сказках своя жизнь и поэзия... ». (Бел.) 2. «У народа есть своя литература - прекрасная, неподражаемая; но она не подделка, она выпевается из среды самого народа».(Л. Т.) 3. «Настоящая народная песня за внешнею простой, за формой – не гонится, аумеет говорить от души самыми простыми и, потому, красивыми словами». (М. Г.) 4. «В его (Пушкина) стихах впервые сказалась наша живая русская речь, впервые открылся наш действительно русский мир». (Добр.)

1 вариант

1 .

1) Л. Толстой писал: «Слово – выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает». ____________________________________________

2) Диктор сообщил, что в районе ожидается похолодание. _________________________

3) По словам Горького, «в рассказе не должно быть лишнего винтика, а тем более лишних частей» _____________________________________________________________________

2.

1) Чем проще слово указывал М. Горький в статье «О прозе» тем более оно точно.

2) А что для этого надо сделать спросил Маленький принц.

__________________________________

3. Укажите соответствие предложений схемам (знаки препинания не расставлены).

1) Всем по эшелонам раздалась команда Отправляемся через пять минут

2) Я шел и повторял эти слова (Д,д)ля красоты цветы растут

3) А чем там торговать спросила Машка нисколько не удивившись

А) А: «П».

Б) «П! – а. – П!»

В) «П?» – а.

Г) «П, – а, – п».

_ ___________________________________________________________________________________________

4. Запишите предложение, заменив прямую речь косвенной.

Мой попутчик сказал: «Я еду в Тверь, там у меня живет приятель».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.

Василиса Егоровна осыпала меня вопросами о том, кто мои родители, где живут.

6.

Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.

7.

«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».

(В. Г. Белинский)

_________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Чужая речь»

2 вариант

1 . Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются? Ответ запишите словами.

1) К. Федин утверждал, что «на протяжении всей своей жизни писатель не перестает работать над словом». ________________________________________________________

2) Куратор просил передать студентам, что лекция отменена. _____________________

3) «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык богат!» – призывал И. Тургенев. _________________

2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания.

1) Бога ты не боишься разбойник отвечал ему Савельич сердитым голосом.

2) Знаю что вы не богаты сказала императрица но я в долгу перед дочерью капитана Миронова.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Укажите соответствие предложений схемам (знаки препинания на расставлены).

1) Спрашиваю мужиков на палубе (П,п)ричалить к вам можно

2) Путешественники вышли из города написал мальчик в тетрадке

3) Вот и отлично обрадовался Гайдар (П,п)ервая фраза уже готова

А) А: «П?»

Б) «П, – а, – п».

В) «П», – а.

Г) «П! – а, – П».

_________________________________________________________________________________________________

4. Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

Батюшка сказал мне: «Служи, Пётр, верно, кому присягнешь».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой.

Лис посмотрел на Маленького принца и сказал, что надо запастись терпеньем.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перепишите предложение, исправив ошибку, допущенную при замене прямой речи косвенной.

С гордостью заявляет госпожа Простакова гостям, что мой сынок всем наукам выучился.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составьте и запишите предложение, введя в него цитату.

«Книга окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». (М. Горький



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения