Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Строение растительной животной и грибной клетки сравнение. Сравнение клеток растений и грибов

Раздел «Клетка как биологическая система»

Тема «Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов»

Таблица 1 – Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот

Характеристика

Прокариотная клетка

Эукариотная клетка

Размеры клеток

0,5-5 мкм

до 40 мкм

Форма

Одноклеточные или нитчатые

Одноклеточные, нитчатые или многоклеточные

Организация генетического материала

Кольцевая ДНК не отделена от цитоплазмы мембраной (т.е. нет ядра), нет ядрышек; митоз отсутствует

линейные молекулы ДНК связаны с белками и РНК и образуют хромосомы; есть ядро (т.е. хромосомыотделены от цитоплазмы ядерной оболочкой), содержащее больше одной хромосомы; деление ядра путем митоза

Локализация ДНК

в нуклеоиде и плазмидах, не ограниченных элементарной мембраной

в ядре и некоторых органеллах

Синтез белка

70S-рибосомы и мельче; ЭПР (ЭПС) отсутствует

80S-рибосомы. Рибосомы могут быть прикреплены к ЭПС

Органеллы

Органелл мало, ни одна из них не имеет оболочки (двойной оболочки)

Органелл много, большинство окружены двойной мембраной (ядро, митохондрии, хлоропласты)

Движение цитоплазмы

отсутствует

часто обнаруживается

Клеточная стенка (там, где она имеется)

Жесткие, содержат полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент - муреин

У зеленых растений и грибов клеточные стенки жесткие и содержат полисахариды. Основной упрочняющий компонент клеточной стенки у растений – целлюлоза, у грибов – хитин.

Жгутики

нить жгутика построена из белковых субъединиц, образующих спираль

каждый жгутик содержит набор микротрубочек, собранны в группы: 2·9-2

Дыхание

У бактерий – в мезосомах; у сине-зеленых водорослей – в цитоплазматической мембране

Аэробное дыхание происходит в митохондриях

Фотосинтез

Происходит в мембранах, не имеющих специфической упаковки

В хлоропластах, содержащих специальные мембраны, которые уложены в ламеллы или граны

Фиксация азота

Некоторые обладают этой способностью (примеры – свободноживущие сапрофиты Azotobacter или симбионты - RhiZobium)

Таблица № 2 - Отличия в строении эукариот разных царств

Критерий

Растения

Животные

Грибы

Ядро

Пластиды

Оболочка

целлюлоза

хитин

Запасное вещество

крахмал

гликоген

Вакуоли

крупные

мелкие или отсутствуют

Способ питания

автотрофный

гетеротрофный

Таблица № 3 Строение и функции частей и органоидов эукариотной клетки

Часть клетки

Строение

Функции

Плазматическая мембрана (плазмалемма, клеточная мембрана)

Жидкостно-мозаичная модель строения: двойной слой липидов, окруженные слоями белков

  1. Ограничивает содержимое клетки – защитная
  2. определяет избирательную проницаемость: диффузию, пассивный и активный транспорт
  3. Фагоцитоз
  4. Пиноцитоз
  5. Обеспечивает раздражимость
  6. Обеспечивает межклеточные контакты

Цитоплазма

Полужидкая масса коллоидной структуры, состоит из гиалоплазмы или матрикса (белки, липиды, полисахариды, РНК, катионы, анионы)

Объединяет органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие

Цитоскелет

Структуры белковой природы – микротрубочки и микронити

  1. Опорная
  2. Закрепление органелл в определенном положении

Немембранные органоиды (органеллы)

Клеточный центр

Две центриоли и центросфера. Содержит белки, углеводы, ДНК, РНК, липиды

  1. Образует веретено деления клетки, участвует в делении клетки
  2. Принимает участие в развитии жгутиков и ресничек

Рибосомы

Состоят из большой и малой субъединиц. Содержат РНК и белок. Свободные или связанные с мембранами

  1. Синтез белков в полисомах (полирибосомах)

Одномембранные органоиды(органеллы)

ЭПС (ЭПР)

Система мембранных мешочков, образует единое целое с наружной мембраной и ядерной оболочкой. Бывает гранулярной (шероховатой) и гладкой

  1. Синтез белков (шероховатый тип)
  2. Синтез липидов и стероидов
  3. Транспорт синтезируемых веществ
  4. Разделение клетки на сектора

Комплекс (Аппарат) Гольджи

Система мембранных мешочков-цистерн (диски); система пузырьков (везикулы); находится около ядра

  1. Участвует в выведении веществ, синтезируемых клеткой, продуктов распада и токсических веществ
  2. Образование лизосом, вакуолей

Лизосомы

Сферический мембранный мешок; много гидролитических ферментов

  1. Переваривание веществ
  2. Расщепление отмерших частей клетки; расщепление органоидов в период голодания клетки;
  3. Аутолиз (расщепление клетки)

Вакуоли

Заполнены клеточным соком. У растений – крупные, мелкие у животных (сократительные, пищеварительные, фагоцитарные). Чем старше растит. клетка – тем крупнее вакуоль.

  1. Регулируют осмотическое давление в клетке
  2. Накапливают вещества (пигменты клеток плодов, питательные вещества, соли)
  3. Поставка воды для фотосинтеза

Двумембранные органоиды

Митохондрии

Есть внутренние мембраны - кристы; матрикс (рибосомы, ДНК, РНК) много ферментов

  1. Окисление органических веществ
  2. Синтез АТФ и накопление энергии
  3. Синтезируют собственные белки

Пластиды

Виды: лейко- хромо- и хлоропласты; покрыты белково-липидной мембранной; строма-матрикс; имеют складки внутренней мембраны; в строме находятся ДНК и рибосомы; в мембранах есть хлорофилл. Лейко- и хромопласты могут перерождаться в хлоропласты - примеры.

  1. Фотосинтез
  2. Запасающая (синтез крахмала из излишков глюкозы или откладываются жиры и реже – белки)

Ядро

Покрыто белково-липидной мембранной; состоит из кариоплазмы (ядерного сока или нуклеоплазмы), ядрышка (РНК, белок) и хроматина (ДНК, белок)

Хранение ДНК, транскрипция РНК. Отвечает за метаболические функции – если у клетки удалить ядро, то в ней начинают накапливаться токсические вещества, продукты распада, клетка перестает расти и обновляться.

Закрепление материала

А 1 На каком рисунке изображена митохондрия?

В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи

Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС

В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г). Участвует в синтезе белков, жиров

Д). Формируют лизосомы

В2 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия

Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт

В). Осуществляет процесс фотосинтеза

Г). Внутренняя мембрана образует складки - кристы

Д). Основная функция – синтез АТФ

В3 Выберите три признака прокариотической клетки?

1). Имеется ядро

2). Клеточная стенка представлена муреином или пектином

3). Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки

4) Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). В цитоплазме располагаются рибосомы

С1 Проанализируйте рисунок, на котором изображены различные эукариотические клетки. О чем Вам говорит предложенная в нем информация?

Проверочная работа «Многообразие и строение клеток»

Задания части А

  1. Плазматическая мембрана эукариотической клетки не участвует в процессах
  1. Назовите структурный компонент клетки, который имеется и у прокариот и у эукариот.
  1. Укажите структурный компонент животной клетки, который виден только в электронный микроскоп.
  1. Назовите химические соединения, которые мозаично расположены в наружной плазматической мембране и обеспечивают выполнение мембраной транспортной, ферментативной и рецепторной функций.
  1. Назовите один из органоидов, внутри которых имеется ДНК, благодаря чему эти органоиды способны размножаться.
  1. Назовите структурный компонент клетки, который имеет следующее строение: окружен двумя мембранами, внутренняя мембрана образует многочисленные выросты во внутреннюю полость этого структурного компонента, во внутренней полости находятся ДНК в виде кольца и мелкие рибосомы.
  1. Назовите органоид, который участвует в синтезе белков, синтезирует углеводы и липиды, транспортирует их в разные участки клетки, формирует оболочку ядра и комплекс Гольджи.
  1. Микроорганизмы и твердые частицы вещества обволакиваются выростами летки и попадают в нее будучи окруженными участками наружной плазматической мембраной. Назовите такой вид транспорта веществ через мембрану.
  1. Какие клетки человека в процессе развития теряют ядро, но в течение длительного времени продолжают выполнять свои функции?

А) нервные клетки Б) клетки внутреннего слоя кожи

В) эритроциты Г) поперечно-полосатые мышечные волокна

  1. Прежде чем оказаться в лизосоме, ферменты после своего образования проходят через два структурных компонента клетки. Назовите их в той последовательности, в которой ферменты проходят через них после синтеза на рибосомах.
  1. Какой структурный компонент клетки имеют и прокариоты, и эукариоты?
  1. Назовите органоид, в котором происходит образование сложных белков и крупных молекул полимеров, упаковка выделяемых из клетки веществ в мембранный пузырек, формирование лизосом.
  1. Назовите структурный компонент клетки, в котором образуются рибосомные и транспортные РНК, участвующие в синтезе белков
  1. Назовите органоид, который придает гранулярной эндоплазматической сети «шероховатость».
  1. Какую функцию выполняют в клетке лизосомы?
  1. расщепляют биополимеры до мономеров
  2. окисляют глюкозу до углекислого газа и воды
  3. осуществляют синтез органических веществ
  4. синтезируют полисахариды из глюкозы
  1. Ферменты лизосом синтезируются в

Задания части В

1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений

  1. отсутствием оформленного ядра
  2. наличием плазматической мембраны
  3. наличием плотной оболочки
  4. отсутствием митохондрий
  5. наличием рибосом
  6. отсутствием комплекса Гольджи

2.Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?

3.Белки и липиды участвуют в образовании

4.Каковы строение и функции митохондрий?

А) расщепляют биополимеры до мономеров

Б) характеризуются анаэробным способом получения энергии

Г) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

Д) окисляют органические вещества с образованием АТФ

Е) имеют наружную и внутреннюю мембраны

5.Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?

  1. не делятся в течение жизни клетки
  2. имеют собственный генетический материал
  3. являются одномембранными
  4. содержат ферменты окислительного фосфорилирования
  5. имеют двойную мембрану
  6. участвуют в синтезе АТФ

6.Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций:

  1. является внутренней средой клетки
  2. осуществляет связь между ядром и органоидами
  3. выполняет роль матрицы для синтеза углеводов
  4. служит местом расположения ядра и органоидов
  5. осуществляет передачу наследственной информации
  6. служит местом расположения хромосом в клетках эукариот

7.Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА

ОРГАНОИД КЛЕТКИ

1) система канальцев, пронизывающих цитоплазму

А) комплекс Гольджи

2) система утолщенных мембранных цилиндров и пузырьков

Б) эндоплазматическая сеть

3) обеспечивает накопление веществ в клетке

4) на мембранах могут размещаться рибосомы

5) участвует в формировании лизосом

6) обеспечивает перемещение органических веществ в клетке

Ответ

8.Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого оно характерно.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК

ЦАРСТВО

1) наличие пластид

А) Грибы

2) отсутствие хлоропластов

Клетка — это структурно-функциональная единица живого организма. То есть это с одной стороны минимальный уровень на котором может сомостоятельно существовать жизнь (не берем в расчет вирусов, т.к. они сейчас большинством ученых вообще не принимаются за живых организмов), с другой стороны это тот кирпичик из множества которых состоят многоклеточные организмы.

Подробно в школьном курсе биологии рассматривают растительную и животную клетку, по касательной практически мимо проходят бактериальную и совсем чуть-чуть упоминается клетки грибов, в основном в сравнении с растительной и животной в курсе общей биологии.

При написании данной статьи основной целью было сведение основных данных о строении 4 типов клеток воедино в сравнительную таблицу для упрощения восприятия информации и для систематизации этой информации разбросанной в школьном курсе по всем годам изучения биологии.

Отдельно нужно указать, что в данной таблице будут перечислены все (упоминающиеся в учебниках) части клеток: мембранные (одно- и двумембранные) и немембранные. Не всегда к органоидам относят цитоплазму, ядро, клеточную мембрану, реснички и жгутики. Но для простоты изложения в таблице все они будут перечислены. Чуть подробнее про органоиды .

Органоид Растительная клетка Клетка грибов Животная клетка Бактерия Значение органоида
Цитоплазматическая мембрана + + + + Ограничивает клетку, осуществляет межклеточные взаимодействия, обеспечивает транспорт веществ (полупроницаема)
Клеточная стенка +(целлюлоза) +(хитин) - +(муреин) Обеспечивает форму клетки, защищает, транспорт веществ (поры)
Цитоплазма +подвижна +подвижна +подвижна +мало подвижна Внутренняя среда клетки, среда для прохождения химических реакций, передвижение веществ (циклоз)
Ядро + + + - Содержит и реализует наследственную информацию
Эндоплазматическаясеть + + + - Синтез жиров и углеводов (гладкая ЭПС) и белков (гранулярная ЭПС), передвижение веществ внутри клетки
Рибосомы + + + + Синтез белка (трансляция)
Аппарат Гольджи + + + - Сорировка и преобразование белков, образование лизосом
Хлоропласт + - - - Фотосинтез
Хромопласт + - - - Придание цвета лепесткам и плодам расений
Лейкопласт + - - - Запасание питательных веществ (крахмал)
Вакуоль +С клеточным соком +при старении клетки +при старении клетки - Поддержание формы клетки (тургор), запасание питательных веществ в жидком виде, изоляция вредных веществ от цитоплазмы клетки — все это в основном характерно для растений
Лизосомы + + + - Расщепление сложных органических веществ до простых, автолиз (самопереваривание), аутофагия (переваривание ненужных клетке структур)
Митохондрии + + + - Энергитический обмен (синтез АТФ)
Клеточный центр - - + - Участвует в делении клетки (веретено деления)
Реснички и жгутики + + + + Движение, рецепторная функция

Урок: «Особенности строения клеток растений, животных и грибов».

Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.
Задачи урока:

образовательные

Формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;

развивающие:

Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;

Создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;

Совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;

воспитательные

Формирование научного мировоззрения;

Выработка коммуникативных навыков при работе в группе;

Воспитывать интерес к познанию живой природы.

Оборудование:

Таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;

Раздаточный материал для сбора модели клетки;

Раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;

Микроскопы;

Готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).
Тип урока: комбинированный.

Презентация.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2мин.)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.

    Проверка домашнего задания. (5 минут)

    Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.
    (Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)

(Задания на интерактивной доске )
Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Вариант1.



А. Оформленное ядро.
Б. Цитоплазма.
В. Митохондрии.
Г. Эндоплазматическая сеть.

2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:
А. Бактерий.
Б. Растений.
В. Животных.
Г. Всех перечисленных.

3)К прокариотам относятся:
А. Грибы.
Б. Животные.
В. Бактерии.
Г. Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Кольцевая ДНК характерна для бактерий.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..

Вариант 2.
Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:
А. Оформленное ядро.
Б. Митохондрии.
В. Эндоплазматическая сеть.
Г. Рибосомы.
2) Лизосомы не встречается в клетках:
А. Бактерий.
Б. Растений.
В. Животных.
Г. Всех перечисленных.
3)К эукариотам не относятся:
А. Грибы.
Б. Животные.
В. Бактерии.
Г. Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..

Взаимопроверка. (1мин.)
Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.
Ответы:
В1. В.2

1)Б 1)Г
2)А 2)А
3)В 3)В
4)Да 4)Да
5)Ядра 5)Ядра

III. Объяснение нового материала

1. Постановка проблемной задачи: (1мин.)

Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)
Какие царства живых организмов относятся к эукариотам? (растения животные и грибы)
А все эукариоты одинаковы по строению? (нет)

А есть сходства? (есть)

Попробуйте сформулировать тему нашего с вами сегодняшнего урока.

Тема: Особенности строения клеток растений, животных и грибов.

Чтобы выявить особенности строения, мы должны с вами поставить перед собой цели. Давайте их сформулируем и в конце урока подведем итоги, удалось нам достичь поставленных целей или нет. (учащиеся формулируют цели)
Учитель подводит итог и формулирует главную цель урока
Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.
(записи в тетради, 1мин.)

2. Актуализация знаний. (3 минуты)

Прежде, чем мы с вами займемся выявлением сходства и различий между клетками различных царств эукариот, давайте вспомним органоиды, которые входят в состав клеток и их функции. Это поможет нам составить полное представление о строении клеток различных царств живых организмов.

Игра (Угадай органоид).

На интерактивной доске представлен ряд органоидов. Учитель задает вопрос. Надо назвать органоид найти его на доске и назвать его функцию.

    Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).

    Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).

    Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).

    Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).

    Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).

    Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).

3. Сходство в строении клеток эукариот. (2 минуты)

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:

Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы , ядра, органоидов;
- принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
- кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
- единство химического состава клеток;
- сходные процессы деления клеток.

4. Различия в строении клеток растений и животных. (15 минут)

В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений, животных и грибов.

Чтобы это сделать все вы сегодня будете работниками научно-исследовательского института перед которыми стоит задача выявить особенности строения клеток растений, животных и грибов. Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Помощником для вас является учебник стр.75-78 и ваши знания о строении клетки.
Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.
(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)
Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.
3).Найденные данные вписать в таблицу.
4).Чем объясняются эти сходства и различия?

1группа
Растительная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр.76) собрать модель клетки растений.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.


Исследовательская работа – моделирование клетки.

2группа
Животная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр. 76) собрать модель клетки животных.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.

3группа
Грибная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать модель клетки грибов
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?

На доске таблица. Один представитель от творческой группы заполняет таблицу, пока второй защищает свою модель.
Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.

Признаки

Клетки растений

Клетки

животных

Клетки

Клеточная стенка

Клетка не меняет своей формы

Клетка может менять свою форму

Клетка не меняет своей формы

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Рибосомы

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Митохондрии

Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Мелкие пищеварительные, сократительные,

выделительные.

Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Синтез АТФ

В пластидах и митохондриях

В митохондриях

В митохондриях

Запасной углевод

Гликоген

Гликоген

Центриоли

Способ питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы:

Деление

Образуются перетяжки между дочерними клетками

Образуются перегородки между дочерними клетками

7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?

Выводы: (1мин.)

1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.
2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.

IV. Закрепление знаний. (10 минут)

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу (инструкции у каждого на столе). Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.

Лабораторная работа

Тема: Наблюдение клеток растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.

рассмотреть клетки растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток

Ход работы.
На уроке:
-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;
-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;
- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

Дома:
-сравните строение растительной и животной клеток;

Почему грибы относят к отдельному царству?
-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?
-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

Обсуждение результатов.

V. Практическое применение полученных знаний. (5 минут)

Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)

Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их.

    Рефлексия (2минуты)

Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:

Для меня было открытием то, что ……….

Сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………

Итак, скажите мне пожалуйста, удалось нам сегодня реализовать цель, которую мы поставили в начале урока? (Да)

    Выставление оценок (2 минуты)

    Домашнее задание.

2) Оформить лабораторную работу.

Урок закончен, до свидания.

Имеющими истинное , которое содержит ДНК и отделено от других клеточных структур ядерной мембраной. Оба типа клеток имеют сходные процессы размножения (деления), которые включают митоз и мейоз.

Животные и растительные клетки получают энергию, используемую ими для роста и поддержания нормального функционирования в процессе . Также, характерным для обоих типов клеток является наличие клеточных структур, известных как , которые специализированы для выполнения конкретных функций, необходимых для нормальной работы. Животные и растительные клетки объединяет наличие ядра, эндоплазматического ретикулума, цитоскелета и . Несмотря на схожие характеристики животных и растительных клеток, они также имею множество различий, которые рассмотрены ниже.

Основные различия в клетках животных и растений

Схема строения животной и растительной клеток
  • Размер: клетки животных, как правило, меньше, чем растительные клетки. Размер животных клеток колеблются от 10 до 30 микрометров в длину, а клеток растений - от 10 до 100 микрометров.
  • Форма: клетки животных бывают разных размеров и имеют округлые или неправильные формы. Растительные клетки более схожи по размеру и обычно имеют форму прямоугольника или куба.
  • Хранение энергии: животные клетки хранят энергию в виде сложного углеводного гликогена. Растительные клетки хранят энергию в виде крахмала.
  • Белки: из 20 аминокислот, необходимых для синтеза белков, только 10 производятся естественным образом в клетках животных. Другие так называемые незаменимые аминокислоты получаются из пищи. Растения способны синтезировать все 20 аминокислот.
  • Дифференциация: у животных только стволовые клетки способны превращаться в другие . Большинство типов растительных клеток способны дифференцироваться.
  • Рост: клетки животных увеличиваются в размерах, увеличивая число клеток. Растительные клетки в основном увеличивают размер клеток, становясь более крупными. Они растут, накапливая больше воды в центральной вакуоли.
  • : у клеток животных нет клеточной стенки, но есть клеточная мембрана. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, а также клеточной мембраны.
  • : клетки животных содержат эти цилиндрические структуры, которые организуют сборку микротрубочек во время деления клеток. Клетки растений обычно не содержат центриоли.
  • Реснички: встречаются в клетках животных, но, как правило, отсутствуют в растительных клетках. Реснички - это микротрубочки, которые обеспечивают клеточную локомоцию.
  • Цитокинез: разделение цитоплазмы при , происходит в клетках животных, когда образуется спайная борозда, которая зажимает клеточную мембрану пополам. В цитокинезе растительных клеток образуется клеточная пластинка, разделяющая клетку.
  • Гликсисомы: эти структуры не встречаются в животных клетках, но присутствуют в растительных. Гликсисомы помогают расщеплять липиды на сахара, особенно в прорастающих семенах.
  • : клетки животных обладают лизосомами, которые содержат ферменты, переваривающие клеточные макромолекулы. Растительные клетки редко содержат лизосомы, поскольку вакуоль растения обрабатывает деградацию молекулы.
  • Пластиды: в животных клетках нет пластид. Растительные клетки имеют такие пластиды, как , необходимые для .
  • Плазмодесмы: клетки животных не имеют плазмодесм. Растительные клетки содержат плазмодесмы, которые представляет собой поры между стенками, позволяющие молекулам и коммуникационным сигналам проходить между отдельными клетками растений.
  • : животные клетки могут иметь много маленьких вакуолей. Клетки растений содержат большую центральную вакуоль, которая может составляет до 90% объема клетки.

Прокариотические клетки

Эукариотические клетки животных и растений также отличаются от прокариотических клеток, таких как . Прокариоты обычно являются одноклеточными организмами, тогда как животные и растительные клетки обычно многоклеточные. Эукариоты более сложны и больше, чем прокариоты. К клеткам животных и растений относятся многие органеллы, не обнаруженные в прокариотических клетках. Прокариоты не имеют истинного ядра, поскольку ДНК не содержится в мембране, а свернута в области , называемой нуклеоидом. В то время как животные и растительные клетки размножаются митозом или мейозом, прокариоты чаще всего размножаются с помощью деления или дробления.

Другие эукариотические организмы

Клетки растений и животных не являются единственными типами эукариотических клеток. Протесты (например, эвглена и амеба) и грибы (например, грибы, дрожжи и плесень) - два других примера эукариотических организмов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка - элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

  1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
  2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
  3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).
  4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей - нематод.
  5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).
  1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов - хитин.
  2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез - образование органических веществ из неорганических, т. е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
  3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов - гликоген.
  4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток - гифами.

Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000–15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения