Строение растительной животной и грибной клетки сравнение. Сравнение клеток растений и грибов
Раздел «Клетка как биологическая система»
Тема «Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов»
Таблица 1 – Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот
Характеристика | Прокариотная клетка | Эукариотная клетка |
Размеры клеток | 0,5-5 мкм | до 40 мкм |
Форма | Одноклеточные или нитчатые | Одноклеточные, нитчатые или многоклеточные |
Организация генетического материала | Кольцевая ДНК не отделена от цитоплазмы мембраной (т.е. нет ядра), нет ядрышек; митоз отсутствует | линейные молекулы ДНК связаны с белками и РНК и образуют хромосомы; есть ядро (т.е. хромосомыотделены от цитоплазмы ядерной оболочкой), содержащее больше одной хромосомы; деление ядра путем митоза |
Локализация ДНК | в нуклеоиде и плазмидах, не ограниченных элементарной мембраной | в ядре и некоторых органеллах |
Синтез белка | 70S-рибосомы и мельче; ЭПР (ЭПС) отсутствует | 80S-рибосомы. Рибосомы могут быть прикреплены к ЭПС |
Органеллы | Органелл мало, ни одна из них не имеет оболочки (двойной оболочки) | Органелл много, большинство окружены двойной мембраной (ядро, митохондрии, хлоропласты) |
Движение цитоплазмы | отсутствует | часто обнаруживается |
Клеточная стенка (там, где она имеется) | Жесткие, содержат полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент - муреин | У зеленых растений и грибов клеточные стенки жесткие и содержат полисахариды. Основной упрочняющий компонент клеточной стенки у растений – целлюлоза, у грибов – хитин. |
Жгутики | нить жгутика построена из белковых субъединиц, образующих спираль | каждый жгутик содержит набор микротрубочек, собранны в группы: 2·9-2 |
Дыхание | У бактерий – в мезосомах; у сине-зеленых водорослей – в цитоплазматической мембране | Аэробное дыхание происходит в митохондриях |
Фотосинтез | Происходит в мембранах, не имеющих специфической упаковки | В хлоропластах, содержащих специальные мембраны, которые уложены в ламеллы или граны |
Фиксация азота | Некоторые обладают этой способностью (примеры – свободноживущие сапрофиты Azotobacter или симбионты - RhiZobium) |
Таблица № 2 - Отличия в строении эукариот разных царств
Критерий | Растения | Животные | Грибы |
Ядро | |||
Пластиды | |||
Оболочка | целлюлоза | хитин |
|
Запасное вещество | крахмал | гликоген | |
Вакуоли | крупные | мелкие или отсутствуют | |
Способ питания | автотрофный | гетеротрофный |
Таблица № 3 Строение и функции частей и органоидов эукариотной клетки
Часть клетки | Строение | Функции |
Плазматическая мембрана (плазмалемма, клеточная мембрана) | Жидкостно-мозаичная модель строения: двойной слой липидов, окруженные слоями белков |
|
Цитоплазма | Полужидкая масса коллоидной структуры, состоит из гиалоплазмы или матрикса (белки, липиды, полисахариды, РНК, катионы, анионы) | Объединяет органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие |
Цитоскелет | Структуры белковой природы – микротрубочки и микронити |
|
Немембранные органоиды (органеллы) | ||
Клеточный центр | Две центриоли и центросфера. Содержит белки, углеводы, ДНК, РНК, липиды |
|
Рибосомы | Состоят из большой и малой субъединиц. Содержат РНК и белок. Свободные или связанные с мембранами |
|
Одномембранные органоиды(органеллы) | ||
ЭПС (ЭПР) | Система мембранных мешочков, образует единое целое с наружной мембраной и ядерной оболочкой. Бывает гранулярной (шероховатой) и гладкой |
|
Комплекс (Аппарат) Гольджи | Система мембранных мешочков-цистерн (диски); система пузырьков (везикулы); находится около ядра |
|
Лизосомы | Сферический мембранный мешок; много гидролитических ферментов |
|
Вакуоли | Заполнены клеточным соком. У растений – крупные, мелкие у животных (сократительные, пищеварительные, фагоцитарные). Чем старше растит. клетка – тем крупнее вакуоль. |
|
Двумембранные органоиды | ||
Митохондрии | Есть внутренние мембраны - кристы; матрикс (рибосомы, ДНК, РНК) много ферментов |
|
Пластиды | Виды: лейко- хромо- и хлоропласты; покрыты белково-липидной мембранной; строма-матрикс; имеют складки внутренней мембраны; в строме находятся ДНК и рибосомы; в мембранах есть хлорофилл. Лейко- и хромопласты могут перерождаться в хлоропласты - примеры. |
|
Ядро | Покрыто белково-липидной мембранной; состоит из кариоплазмы (ядерного сока или нуклеоплазмы), ядрышка (РНК, белок) и хроматина (ДНК, белок) | Хранение ДНК, транскрипция РНК. Отвечает за метаболические функции – если у клетки удалить ядро, то в ней начинают накапливаться токсические вещества, продукты распада, клетка перестает расти и обновляться. |
Закрепление материала
А 1 На каком рисунке изображена митохондрия?
В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки
А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи
Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС
В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли
Г). Участвует в синтезе белков, жиров
Д). Формируют лизосомы
В2 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки
Особенности строения, функции Органоид
А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия
Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт
В). Осуществляет процесс фотосинтеза
Г). Внутренняя мембрана образует складки - кристы
Д). Основная функция – синтез АТФ
В3 Выберите три признака прокариотической клетки?
1). Имеется ядро
2). Клеточная стенка представлена муреином или пектином
3). Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки
4) Имеет клеточный центр
5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом
6). В цитоплазме располагаются рибосомы
С1 Проанализируйте рисунок, на котором изображены различные эукариотические клетки. О чем Вам говорит предложенная в нем информация?
Проверочная работа «Многообразие и строение клеток»
Задания части А
- Плазматическая мембрана эукариотической клетки не участвует в процессах
- Назовите структурный компонент клетки, который имеется и у прокариот и у эукариот.
- Укажите структурный компонент животной клетки, который виден только в электронный микроскоп.
- Назовите химические соединения, которые мозаично расположены в наружной плазматической мембране и обеспечивают выполнение мембраной транспортной, ферментативной и рецепторной функций.
- Назовите один из органоидов, внутри которых имеется ДНК, благодаря чему эти органоиды способны размножаться.
- Назовите структурный компонент клетки, который имеет следующее строение: окружен двумя мембранами, внутренняя мембрана образует многочисленные выросты во внутреннюю полость этого структурного компонента, во внутренней полости находятся ДНК в виде кольца и мелкие рибосомы.
- Назовите органоид, который участвует в синтезе белков, синтезирует углеводы и липиды, транспортирует их в разные участки клетки, формирует оболочку ядра и комплекс Гольджи.
- Микроорганизмы и твердые частицы вещества обволакиваются выростами летки и попадают в нее будучи окруженными участками наружной плазматической мембраной. Назовите такой вид транспорта веществ через мембрану.
- Какие клетки человека в процессе развития теряют ядро, но в течение длительного времени продолжают выполнять свои функции?
А) нервные клетки Б) клетки внутреннего слоя кожи
В) эритроциты Г) поперечно-полосатые мышечные волокна
- Прежде чем оказаться в лизосоме, ферменты после своего образования проходят через два структурных компонента клетки. Назовите их в той последовательности, в которой ферменты проходят через них после синтеза на рибосомах.
- Какой структурный компонент клетки имеют и прокариоты, и эукариоты?
- Назовите органоид, в котором происходит образование сложных белков и крупных молекул полимеров, упаковка выделяемых из клетки веществ в мембранный пузырек, формирование лизосом.
- Назовите структурный компонент клетки, в котором образуются рибосомные и транспортные РНК, участвующие в синтезе белков
- Назовите органоид, который придает гранулярной эндоплазматической сети «шероховатость».
- Какую функцию выполняют в клетке лизосомы?
- расщепляют биополимеры до мономеров
- окисляют глюкозу до углекислого газа и воды
- осуществляют синтез органических веществ
- синтезируют полисахариды из глюкозы
- Ферменты лизосом синтезируются в
Задания части В
1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений
- отсутствием оформленного ядра
- наличием плазматической мембраны
- наличием плотной оболочки
- отсутствием митохондрий
- наличием рибосом
- отсутствием комплекса Гольджи
2.Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?
3.Белки и липиды участвуют в образовании
4.Каковы строение и функции митохондрий?
А) расщепляют биополимеры до мономеров
Б) характеризуются анаэробным способом получения энергии
Г) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах
Д) окисляют органические вещества с образованием АТФ
Е) имеют наружную и внутреннюю мембраны
5.Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?
- не делятся в течение жизни клетки
- имеют собственный генетический материал
- являются одномембранными
- содержат ферменты окислительного фосфорилирования
- имеют двойную мембрану
- участвуют в синтезе АТФ
6.Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций:
- является внутренней средой клетки
- осуществляет связь между ядром и органоидами
- выполняет роль матрицы для синтеза углеводов
- служит местом расположения ядра и органоидов
- осуществляет передачу наследственной информации
- служит местом расположения хромосом в клетках эукариот
7.Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА | ОРГАНОИД КЛЕТКИ |
1) система канальцев, пронизывающих цитоплазму | А) комплекс Гольджи |
2) система утолщенных мембранных цилиндров и пузырьков | Б) эндоплазматическая сеть |
3) обеспечивает накопление веществ в клетке | |
4) на мембранах могут размещаться рибосомы | |
5) участвует в формировании лизосом | |
6) обеспечивает перемещение органических веществ в клетке |
Ответ | ||||||
8.Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого оно характерно.
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК | ЦАРСТВО |
1) наличие пластид | А) Грибы |
2) отсутствие хлоропластов |
Клетка — это структурно-функциональная единица живого организма. То есть это с одной стороны минимальный уровень на котором может сомостоятельно существовать жизнь (не берем в расчет вирусов, т.к. они сейчас большинством ученых вообще не принимаются за живых организмов), с другой стороны это тот кирпичик из множества которых состоят многоклеточные организмы.
Подробно в школьном курсе биологии рассматривают растительную и животную клетку, по касательной практически мимо проходят бактериальную и совсем чуть-чуть упоминается клетки грибов, в основном в сравнении с растительной и животной в курсе общей биологии.
При написании данной статьи основной целью было сведение основных данных о строении 4 типов клеток воедино в сравнительную таблицу для упрощения восприятия информации и для систематизации этой информации разбросанной в школьном курсе по всем годам изучения биологии.
Отдельно нужно указать, что в данной таблице будут перечислены все (упоминающиеся в учебниках) части клеток: мембранные (одно- и двумембранные) и немембранные. Не всегда к органоидам относят цитоплазму, ядро, клеточную мембрану, реснички и жгутики. Но для простоты изложения в таблице все они будут перечислены. Чуть подробнее про органоиды .
Органоид | Растительная клетка | Клетка грибов | Животная клетка | Бактерия | Значение органоида |
Цитоплазматическая мембрана | + | + | + | + | Ограничивает клетку, осуществляет межклеточные взаимодействия, обеспечивает транспорт веществ (полупроницаема) |
Клеточная стенка | +(целлюлоза) | +(хитин) | - | +(муреин) | Обеспечивает форму клетки, защищает, транспорт веществ (поры) |
Цитоплазма | +подвижна | +подвижна | +подвижна | +мало подвижна | Внутренняя среда клетки, среда для прохождения химических реакций, передвижение веществ (циклоз) |
Ядро | + | + | + | - | Содержит и реализует наследственную информацию |
Эндоплазматическаясеть | + | + | + | - | Синтез жиров и углеводов (гладкая ЭПС) и белков (гранулярная ЭПС), передвижение веществ внутри клетки |
Рибосомы | + | + | + | + | Синтез белка (трансляция) |
Аппарат Гольджи | + | + | + | - | Сорировка и преобразование белков, образование лизосом |
Хлоропласт | + | - | - | - | Фотосинтез |
Хромопласт | + | - | - | - | Придание цвета лепесткам и плодам расений |
Лейкопласт | + | - | - | - | Запасание питательных веществ (крахмал) |
Вакуоль | +С клеточным соком | +при старении клетки | +при старении клетки | - | Поддержание формы клетки (тургор), запасание питательных веществ в жидком виде, изоляция вредных веществ от цитоплазмы клетки — все это в основном характерно для растений |
Лизосомы | + | + | + | - | Расщепление сложных органических веществ до простых, автолиз (самопереваривание), аутофагия (переваривание ненужных клетке структур) |
Митохондрии | + | + | + | - | Энергитический обмен (синтез АТФ) |
Клеточный центр | - | - | + | - | Участвует в делении клетки (веретено деления) |
Реснички и жгутики | + | + | + | + | Движение, рецепторная функция |
Урок: «Особенности строения клеток растений, животных и грибов».
Цель урока:
обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.
Задачи урока:
образовательные
Формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;
развивающие:
Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
Развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;
Создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;
Совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;
воспитательные
Формирование научного мировоззрения;
Выработка коммуникативных навыков при работе в группе;
Воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование:
Таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;
Раздаточный материал для сбора модели клетки;
Раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;
Микроскопы;
Готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).
Тип урока: комбинированный.
Презентация.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока.
I.Организационный момент. (2мин.)
Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки)
А только мы состоим из клеток? (нет)
А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы)
Значит все они состоят из клеток? (да)
На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты)
Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.
Проверка домашнего задания. (5 минут)
Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.
(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)
(Задания на интерактивной доске
)
Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.
Вариант1.
А. Оформленное ядро.
Б. Цитоплазма.
В. Митохондрии.
Г. Эндоплазматическая сеть.
2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:
А. Бактерий.
Б. Растений.
В. Животных.
Г. Всех перечисленных.
3)К прокариотам относятся:
А. Грибы.
Б. Животные.
В. Бактерии.
Г. Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Кольцевая ДНК характерна для бактерий.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..
Вариант 2.
Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:
А. Оформленное ядро.
Б. Митохондрии.
В. Эндоплазматическая сеть.
Г. Рибосомы.
2) Лизосомы не встречается в клетках:
А. Бактерий.
Б. Растений.
В. Животных.
Г. Всех перечисленных.
3)К эукариотам не относятся:
А. Грибы.
Б. Животные.
В. Бактерии.
Г. Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..
Взаимопроверка. (1мин.)
Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.
Ответы:
В1. В.2
1)Б 1)Г
2)А 2)А
3)В 3)В
4)Да 4)Да
5)Ядра 5)Ядра
III. Объяснение нового материала
1. Постановка проблемной задачи: (1мин.)
Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)
Какие царства живых организмов относятся к эукариотам? (растения животные и грибы)
А все эукариоты одинаковы по строению? (нет)
А есть сходства? (есть)
Попробуйте сформулировать тему нашего с вами сегодняшнего урока.
Тема: Особенности строения клеток растений, животных и грибов.
Чтобы выявить особенности строения, мы должны с вами поставить перед собой цели. Давайте их сформулируем и в конце урока подведем итоги, удалось нам достичь поставленных целей или нет. (учащиеся формулируют цели)
Учитель подводит итог и формулирует главную цель урока
Цель урока:
выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.
(записи в тетради, 1мин.)
2. Актуализация знаний. (3 минуты)
Прежде, чем мы с вами займемся выявлением сходства и различий между клетками различных царств эукариот, давайте вспомним органоиды, которые входят в состав клеток и их функции. Это поможет нам составить полное представление о строении клеток различных царств живых организмов.
Игра (Угадай органоид).
На интерактивной доске представлен ряд органоидов. Учитель задает вопрос. Надо назвать органоид найти его на доске и назвать его функцию.
Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).
Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).
Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).
Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).
Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).
Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).
3. Сходство в строении клеток эукариот. (2 минуты)
Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:
Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы
, ядра, органоидов;
- принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
- кодирование наследственной информации
при помощи нуклеиновых кислот;
- единство химического состава клеток;
- сходные процессы деления клеток.
4. Различия в строении клеток растений и животных. (15 минут)
В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений, животных и грибов.
Чтобы это сделать все вы сегодня будете работниками научно-исследовательского института перед которыми стоит задача выявить особенности строения клеток растений, животных и грибов. Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Помощником для вас является учебник стр.75-78 и ваши знания о строении клетки.
Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.
(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)
Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.
3).Найденные данные вписать в таблицу.
4).Чем объясняются эти сходства и различия?
1группа
Растительная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр.76) собрать модель клетки растений.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.
Исследовательская работа – моделирование клетки.
2группа
Животная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр. 76) собрать модель клетки животных.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.
3группа
Грибная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать модель клетки грибов
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
На доске таблица. Один представитель от творческой группы заполняет таблицу, пока второй защищает свою модель.
Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.
Признаки | Клетки растений | Клетки животных | Клетки |
|||
Клеточная стенка | Клетка не меняет своей формы | Клетка может менять свою форму | Клетка не меняет своей формы |
|||
Пластиды | Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | |||||
Рибосомы | ||||||
Аппарат Гольджи | ||||||
Лизосомы | ||||||
Митохондрии | ||||||
Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. | Мелкие пищеварительные, сократительные, выделительные. | Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. |
||||
Синтез АТФ | В пластидах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
|||
Запасной углевод | Гликоген | Гликоген |
||||
Центриоли | ||||||
Способ питания | Автотрофы | Гетеротрофы | Гетеротрофы: Деление | Образуются перетяжки между дочерними клетками | Образуются перегородки между дочерними клетками |
7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?
Выводы: (1мин.)
1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.
2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.
IV. Закрепление знаний. (10 минут)
Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу (инструкции у каждого на столе). Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.
Лабораторная работа
Тема: Наблюдение клеток растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.
рассмотреть клетки растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток
Ход работы.
На уроке:
-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;
-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;
- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
Дома:
-сравните строение растительной и животной клеток;
Почему грибы относят к отдельному царству?
-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?
-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
Обсуждение результатов.
V. Практическое применение полученных знаний. (5 минут)
Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)
Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их.
Рефлексия (2минуты)
Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:
Для меня было открытием то, что ……….
Сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………
Итак, скажите мне пожалуйста, удалось нам сегодня реализовать цель, которую мы поставили в начале урока? (Да)
Выставление оценок (2 минуты)
Домашнее задание.
2) Оформить лабораторную работу.
Урок закончен, до свидания.
Имеющими истинное , которое содержит ДНК и отделено от других клеточных структур ядерной мембраной. Оба типа клеток имеют сходные процессы размножения (деления), которые включают митоз и мейоз.
Животные и растительные клетки получают энергию, используемую ими для роста и поддержания нормального функционирования в процессе . Также, характерным для обоих типов клеток является наличие клеточных структур, известных как , которые специализированы для выполнения конкретных функций, необходимых для нормальной работы. Животные и растительные клетки объединяет наличие ядра, эндоплазматического ретикулума, цитоскелета и . Несмотря на схожие характеристики животных и растительных клеток, они также имею множество различий, которые рассмотрены ниже.
Основные различия в клетках животных и растений
Схема строения животной и растительной клеток- Размер: клетки животных, как правило, меньше, чем растительные клетки. Размер животных клеток колеблются от 10 до 30 микрометров в длину, а клеток растений - от 10 до 100 микрометров.
- Форма: клетки животных бывают разных размеров и имеют округлые или неправильные формы. Растительные клетки более схожи по размеру и обычно имеют форму прямоугольника или куба.
- Хранение энергии: животные клетки хранят энергию в виде сложного углеводного гликогена. Растительные клетки хранят энергию в виде крахмала.
- Белки: из 20 аминокислот, необходимых для синтеза белков, только 10 производятся естественным образом в клетках животных. Другие так называемые незаменимые аминокислоты получаются из пищи. Растения способны синтезировать все 20 аминокислот.
- Дифференциация: у животных только стволовые клетки способны превращаться в другие . Большинство типов растительных клеток способны дифференцироваться.
- Рост: клетки животных увеличиваются в размерах, увеличивая число клеток. Растительные клетки в основном увеличивают размер клеток, становясь более крупными. Они растут, накапливая больше воды в центральной вакуоли.
- : у клеток животных нет клеточной стенки, но есть клеточная мембрана. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, а также клеточной мембраны.
- : клетки животных содержат эти цилиндрические структуры, которые организуют сборку микротрубочек во время деления клеток. Клетки растений обычно не содержат центриоли.
- Реснички: встречаются в клетках животных, но, как правило, отсутствуют в растительных клетках. Реснички - это микротрубочки, которые обеспечивают клеточную локомоцию.
- Цитокинез: разделение цитоплазмы при , происходит в клетках животных, когда образуется спайная борозда, которая зажимает клеточную мембрану пополам. В цитокинезе растительных клеток образуется клеточная пластинка, разделяющая клетку.
- Гликсисомы: эти структуры не встречаются в животных клетках, но присутствуют в растительных. Гликсисомы помогают расщеплять липиды на сахара, особенно в прорастающих семенах.
- : клетки животных обладают лизосомами, которые содержат ферменты, переваривающие клеточные макромолекулы. Растительные клетки редко содержат лизосомы, поскольку вакуоль растения обрабатывает деградацию молекулы.
- Пластиды: в животных клетках нет пластид. Растительные клетки имеют такие пластиды, как , необходимые для .
- Плазмодесмы: клетки животных не имеют плазмодесм. Растительные клетки содержат плазмодесмы, которые представляет собой поры между стенками, позволяющие молекулам и коммуникационным сигналам проходить между отдельными клетками растений.
- : животные клетки могут иметь много маленьких вакуолей. Клетки растений содержат большую центральную вакуоль, которая может составляет до 90% объема клетки.
Прокариотические клетки
Эукариотические клетки животных и растений также отличаются от прокариотических клеток, таких как . Прокариоты обычно являются одноклеточными организмами, тогда как животные и растительные клетки обычно многоклеточные. Эукариоты более сложны и больше, чем прокариоты. К клеткам животных и растений относятся многие органеллы, не обнаруженные в прокариотических клетках. Прокариоты не имеют истинного ядра, поскольку ДНК не содержится в мембране, а свернута в области , называемой нуклеоидом. В то время как животные и растительные клетки размножаются митозом или мейозом, прокариоты чаще всего размножаются с помощью деления или дробления.
Другие эукариотические организмы
Клетки растений и животных не являются единственными типами эукариотических клеток. Протесты (например, эвглена и амеба) и грибы (например, грибы, дрожжи и плесень) - два других примера эукариотических организмов.
Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка - элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.
Клетки растений и грибов имеют много общего:
- Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
- Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
- Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).
- Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей - нематод.
- Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).
- Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов - хитин.
- Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез - образование органических веществ из неорганических, т. е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
- Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов - гликоген.
- У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток - гифами.
Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.
Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.
У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.
Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.
Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.
Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000–15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.
Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.