Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Входит ли армения в таможенный союз. Показатели интеграции и экономического развития еаэс

Таможенный союз – межгосударственное объединение между странами в рамках ЕАЭС. Основная цель создания – это упростить торговые операции между государствами, что являются участницами ассоциации. Также участники ТС приняли единые таможенные тарифы и остальные меры регулирования.

Задача создания подобного экономического объединения:

  • Формирование единой таможенной территории в пределах стран, что вошли в объединение.
  • На территории таможенного союза ЕАЭС действуют режимы тарифных и нетарифных ограничений при торговле между государствами участниками.
  • Отмена контроля на внутренних постах на границе стран, что входят в ТС.
  • Применение однотипных механизмов регулирования торговли, экономики. Для этого вводятся меры по гармонизации законодательства членов ТС.
  • Внедрение и функционирование единого органа управления.

Что касается торговых отношений со странами, которые не являются членами Таможенного Евразийского экономического союза, то с ними предполагается такое взаимодействие:

  1. Применение общего тарифа для тех или иных товаров, которые попадают на территорию ассоциации.
  2. Использование единых мер нетарифного регулирования.
  3. Проведение одинаковой таможенной политики.
  4. Использование единых тарифов.

На данный момент самым известным и давно функционирующим является Европейский таможенный экономический союз. Его формирование было начато в 1958 году.

Участники, территория и управление

На данный момент в объединении состоят такие страны:

  • Россия с июля 2010 г.
  • Казахстан с июля 2010 г.
  • Беларусь с июля 2010 г.
  • Армения с октября 2015 г.
  • Кыргызстан с мая 2015 г.

Озвучили желание вступить Сирия и Тунис, предложено стать участником Турции, но пока что решение о вступлении не принято. Явно заметно, что участие в блоке, дает странам Евразийского экономического союза укрепление экономических отношений.

Объединение границ государств, указанных выше стало основанием для образования рассматриваемого таможенного объединения. Границами ТС являются границы стран, которые являются членами союза.

Органы управления – едины, основных 2:

  1. Межгосударственный совет. Это высший орган, членами которого являются главы государств и руководители правительств стран ТС. Он является наднациональным.
  2. Комиссия ТС. Это ведомство решает все вопросы, касательно формирования таможенных правил, отвечает за регулировку торговой политики государств.

История создания

Формирования ТС стало процессом длительным и во многих аспектах сложным. Страны-участники Таможенного Союза 2019 это те государства, которые сумели пройти все этапы согласований и притирок.

Началом процесса стал январь 1997 года, когда президенты Белоруссии, Казахстана, России и Кыргызстана подписали соглашение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном Союзе». Необходимость подобной консолидации возникала, когда стало ясно что СССР как структура отошел в небытие. Тогда страны Таможенного союза (список 2019 предложен выше) договорились сотрудничать с целью формирования и развития объединенного экономического пространства в рамках СНГ.

Интересно! Идею создания союза сформировал еще в начале 1994 года Нурсултан Назарбаев. Как основа ТС в его видении должна была стать общность интересов государств, что ранее входили в СССР.

Идея формирования союза предполагала беспрепятственное перемещение товаров и предоставление услуг всем странам участницам. При этом предполагаемый формат экономических контактов в полной мере защищал интересы стран Таможенного союза.

Как результат, создавалось единое таможенное пространство без внутренних таможенных пошлин. Границы как таковые переносились на внешние границы союза. В идеале значительно упрощалась торговля, но на самом деле все вышло не так легко. на первом этапе договоренности включали в том числе определение основных направлений деятельности каждой страны для подкрепления союза. Конкретней:

  1. Гарантирования равноправия на имущество ТС.
  2. Члены Евразийского экономического союза могли свободно распоряжаться имуществом ТС в пределах законодательства стран участниц.
  3. Создание единой нормативной базы госрегулирования экономики.

В том же 1997 году сформированы следующие управления интеграции: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет.

В 1998 году участником союза стал Таджикистан и уже между 5 странами подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Спустя несколько месяцев члены Таможенного союза подписали следующие важные документы:

  • «О формировании ТС».
  • «О международных автомобильных сообщениях».
  • «О единых условиях транзита через территории стран участниц ТС».
  • «О взаимодействии энергетических систем».

В феврале 1999 подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». За счет принятия указанных актов удалось в значительной мере упросить процедуры пограничного контроля между странами участниками Евразийского экономического союза.

Следующие важные этапы:

  1. 2007 год. Между Беларусю, Россией и Казахстаном заключается договор о единой таможенной территории.
  2. 2009 год. Соглашения, что были ранее подписаны, получают «физическую форму», то есть реализуются на практике.
  3. 2010 год. Принятый ранее вступает в силу, формируется и принимается Таможенный кодекс Таможенного союза.
  4. На протяжении 2011-2013 годов происходит разработка важных документов, которые регламентируют деятельность союза. Среди важнейших появляется единый технический регламент о безопасности продукции.

2014-2015 года ознаменовались пополнением списка стран Евразийского экономического союза (для 2017 он тоже актуальный) Арменией и Кыргызстаном. В перспективе союз будет расширятся, на данный момент желание присоединиться изъявили Тунис и Сирия, но пока дальше разговоров дело не зашло и состав остается прежним.

В 2019 году вступил в силу принятый ранее Таможенный кодекс ЕАЭС.

О новом Таможенном кодексе Таможенного союза 2019 года, Вы узнаете из нашей статьи. Переходите по .

Распределение таможенных пошлин

Единый Таможенный союз естественно получает пошлины за пересечение границ объединения, ввоз/вывоз товаров. В объединении принята схема распределения этих доходов между странами участницами. Структура такая:

  • Россия получает 85,33% от общих поступлений.
  • Казахстан – 7,11%.
  • Беларусь – 4,55%.
  • Кыргызстан – 1,9%.
  • Армения – 1,11%.

Как видно налоги распределяются по старшинству, то есть чем раньше страна стала участником объединения, тем на больший размер дохода от пошлин она может рассчитывать.

На данный момент происходит период формирования ТС, так таможенный союз ЕС прошел длительный период в 30 лет до момента абсолютного становления.

Цели, направления

При создании подробного экономического пространства, основной целью был социально-экономический прогресс. В результате одними из главных перспективных целей стали увеличение товарооборота услуг стран участниц. Этот момент для начала реализовывался между участниками за счет следующих действий:

  1. Внедрение общих требований и принятие стандартов безопасности для отечественных экономик и ассоциации в общем.
  2. Упразднение процедур на внутренних таможнях стран союза. За счет этого товары стран Таможенного союза ЕвраЗЭС стали более доступными и привлекательными.
  3. Наращивание товарооборота за счет указанных выше мер.

На данный момент того самого желанного увеличения товарооборота не происходит, хотя регулярно принимаются новые соглашения. Правда, упрощение товарооборота все же произошло не так существенно, улучшены конкурентные условия.

Техническое регулирование

Техническое регулирование в Таможенном союзе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Уменьшение давления на производителя – экономического и административного.
  • Формирование двухуровневой нормативной документации, что помогает сделать взаимоотношения на рынке более четкими и ясными.
  • Повышение уровня защиты рынков от опасной продукции.
  • Расширение возможностей компаний в выборе коммерческого решения. При этом исключается двойное сертифицирование и дублирование остальных процедур.
  • Исключение технических барьеров для участников Евразийского таможенного союза.
  • Стимулирование развития экономики разными способами.

Что касается принципов технического регулирования в таможенном объединении, то существуют такие основные принципы:

  1. Установление единого техрегламента для стран участниц, касательно продукции и товаров.
  2. Проведение политики, которая согласовывается с каждой страной касательно технического регулирования.
  3. До момента вступление ТР Евразийского Экономического союза ЕАЭС действие национального законодательства в этой сфере.

Преимущества участия в ТС

На данный момент не все страны союза ЕАЭС присоединились к ТС, причины у каждой свои. Но следует выделить основные преимущества участия в подобном объединении:

  • Существенное снижение расходов на: переработку, транспортировку товаров в пределах союза.
  • Уменьшение бюрократических процедур, а как результат и временных затрат при транспортировке товаров по территории ТС.
  • Сокращение числа , которые необходимо пройти для выезда с грузом в третьи страны.
  • Таможенный союз в 2019 году дает новые рынки сбыта.
  • Упрощение законодательства за счет его унификации.

Противоречия, проблемы или почему ТС не работает так как планировалось

Так как каждая страна стремиться сохранить и поддержать свою экономику, неудивительно, что часто возникают трения и трудности. Отдельные санкции «удобно» применять через методы нетарифного регулирования, что и происходит. Хотя страны таможенного союза с Россией в период 2018-2019 годов уже «сдружились», ранее было немало проблем.

Один из самых сложных конфликтов между РФ и Беларусю, когда в 2014 году Россия запретила практически в полном объеме экспорт мяса. На тот момент это было 400 тыс. тонн. В то же время произошло ужесточение контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, хотя фактически по нормам ТК ТС усиление мер контроля невозможно.

Реакция президента страны участницы ТС не заставила себя долго ждать – Беларусь вернула пограничный контроль на границе с РФ. Конфликт стал настоящей проблемой, ведь Беларусь заявила о намерении отказаться от рубля в расчетах и вернуться к долларам. В результате идея таможенного союза сильном пошатнулась – государства члены Евразийского экономического союза почувствовали себя неуверенно в данном формате отношений.

Вывод

В перспективе экономическое объединение ТС – имеет шансы для активного развития и внедрения всех заявленных преимуществ. Пока происходит процесс становления, в общем виде самыми заинтересованными участниками являются соседи РФ, которые с вступлением получат более выгодные условия на приобретение газа и нефти. Заявленное упрощение товарооборота пока не наблюдается.

Видео: Таможенный Союз 2019

Идею предложил президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Еще в 1994 году он выступил с инициативой объединения стран Евразии, в основу которого будут заложены единые экономическое пространство и оборонная политика.

Двадцать лет спустя

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 года. На следующий день - 2 января - членом союза стала Армения, а 12 августа того же года к организации присоединилась Киргизия.

В течение двадцати лет, с момента предложения Назарбаева, наблюдалось поступательное движение. В 1995 году Россия, Казахстан и Беларусь подписали соглашение о Таможенном союзе, призванное обеспечить свободный товарообмен между государствами, а также добросовестную конкуренцию среди хозяйствующих субъектов.

Так был заложен первый камень в интеграцию бывших республик СССР, основанную на более глубоких принципах, чем те, на которых основывалось Содружество независимых государств (СНГ), созданное в момент распада Советского Союза.

К Таможенному союзу проявили интерес и другие государства региона, в частности, в него вошли Киргизия и Таджикистан. Процесс плавно перешел к новому этапу - в 1999 году страны участницы Таможенного союза подписали соглашение о Едином экономическом пространстве, а в следующем 2000 году Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Киргизия учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Не всегда все шло гладко. Между государствами возникали разногласия, но в спорах рождалась правовая основа сотрудничества - в 2010 году Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан подписали 17 базовых международных договоров, на основе которых по-новому заработал Таможенный союз. Был принят единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, движение товаров на территории трех государств стало беспрепятственным.

В следующем 2011 году страны перешли к созданию единого экономического пространства. В декабре между Россией, Беларусью и Казахстаном был подписан соответствующий договор, который вступил в силу с 1 января 2012 года. Согласно договору на территории этих стран стали свободно передвигаться не только товары, но и услуги, капитал, а также рабочая сила.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал логическим продолжением этого процесса.

Цели Союза

Основными целями создания ЕАЭС согласно договору заявлены:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств, вступивших в организацию, в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • формирование в рамках союза единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях процесса экономической глобализации.

Органы управления

Главным органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, который состоит из глав государств членов организации. В задачи Совета входит решение стратегически важных вопросов функционирования союза, определение направлений деятельности, перспектив развития интеграции, принятие решений, направленных на реализацию целей ЕАЭС.

Очередные заседания совета проводятся не реже одного раза в год, а внеочередные созываются по инициативе любого государства-члена организации либо действующего на данный момент председателя Совета.

Еще одним органом управления ЕАЭС является Межправительственный совет, в который входят главы правительств. Его заседания проходят не реже двух раз в год. Повестка дня заседаний формируется постоянно действующим регулирующим органом Союза - Евразийской экономической комиссией, в полномочия которой входит:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие, всего около 170 функций ЕАЭС.

Также постоянно действует Суд союза, в состав которого входят по два судьи от каждого государства. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации основного договора и международных договоров в рамках Союза и решений его руководящих органов. В суд могут обратиться как государства - члены Союза, так и отдельные предприниматели, работающие на их территории.

Членство в ЕАЭС

Союз открыт для вступления в него любого государства, и не только Евроазиатского региона. Главное - разделять его цели и принципы, а также соблюдать условия, согласованные с членами ЕАЭС.

На первом этапе необходимо получить статус государства - кандидата. Для этого необходимо направить соответствующее обращение на имя председателя Высшего совета. Под его руководством совет решит предоставить или нет заявителю статус государства-кандидата. Если решение окажется положительным, то будет создана рабочая группа, она состоит из представителей государства-кандидата, действующих членов Союза, его руководящих органов.

Рабочая группа определяет степень готовности государства - кандидата принять на себя обязательства, вытекающие из основополагающих документов Союза, затем рабочая группа разрабатывает план мероприятий, необходимых для вступление в организацию, определяет объем прав и обязанностей государства - кандидата, а затем формат его участия в работе органов Союза.

В настоящее время есть ряд потенциальных претендентов на статус кандидата на вступление в ЕАЭС. Среди них следующие государства:

  • Таджикистан;
  • Молдавия;
  • Узбекистан;
  • Монголия;
  • Турция;
  • Тунис;
  • Иран;
  • Сирия;
  • Туркмения.

По мнению специалистов, наиболее готовыми странами для сотрудничества такого формата являются Таджикистан и Узбекистан.

Еще одна форма сотрудничества с ЕАЭС - статус государства-наблюдателя. Он приобретается аналогично статусу кандидата в членство и дает право принимать участие в работе органов Совета, знакомиться с принимаемыми документами, за исключением документов, которые носят конфиденциальный характер.

14 мая 2018 года статус наблюдателя ЕАЭС получила Молдавия. В целом же, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, в настоящее время в сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом заинтересованы около 50 государств.

Таможенный союз формируется с целью создания единой территории, и в ее пределах действуют таможенные налоги и экономические ограничения. Исключение составляют компенсационные, защитные и Таможенный союз подразумевает применение единого и прочих мер, призванных регулировать торговлю товарами с третьими странами.

Определение

Таможенный союз - это объединение нескольких государств-участников, которые проводят совместные мероприятия в сфере таможенной политики. Также упраздняются таможенные сборы и границы между участниками, а для других государств вводится единый таможенный тариф.

История

Первый подобный союз возник в девятнадцатом веке, участниками которого стали Франция и Монако.

В начале двадцатого века заключившие Таможенный союз - это Швейцария и Также можно привести в качестве примера заключение в двадцатом веке Генерального соглашения о тарифах и торговле, в 1957 году было учреждено Европейское экономическое сообщество, которое устраняло все ограничения в торговле между участниками, и создан общий таможенный тариф на торговлю с третьими странами. В 1960 году была образована Европейская ассоциация которая отменяла налоги на таможне и количественные ограничения торговли членов ассоциации.

В и ЕАСТ все еще присутствуют отличия в таможенных правилах и нет единых пошлин в торговле, в социалистических странах нет Таможенного союза, но заключены соглашения, предполагающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни.

Были введены единые документы, методы и формы по оформлению груза как выставочного, так и ярмарочного. Были подписаны соглашения по упрощению их оформления на таможне. Эти договора ускоряют продвижение грузов, укрепляют мировой рынок и предупреждают всевозможные нарушения.

В 2010 году был создан единый Таможенный союз, в состав которого вошли Россия, Казахстан и республика Беларусь. Это подразумевает создание единой таможенной территории и обеспечивает все контрольные функции.

В текущем году вступила в Таможенный союз Киргизия, Россия при этом усиливает свои позиции.

Принятие Таможенного союза

6 октября 2007 года был заключен Договор между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан о переходе в единый Таможенный союз.

С 1 июля 2010 года в соответствии с таможенным кодексом начала функционировать единая таможенная территория трех стран-участниц.

Устранили декларирование и оформление на таможне на границах этих трех государств. Товары могут перемещаться без оформления, что исключает возникновение издержек. Они перемещаются намного проще и сокращаются расходы на доставку грузов.

В дальнейшем на территории союза возникнет с работающим единым который помимо торговли включает в себя услуги и множество прочих сфер деятельности.

2015 год Таможенного союза ознаменовался новым событием. Вступление очередного члена организации вносит некоторые изменения в геополитике. А новый состав организации Таможенный союз (Киргизия, Россия, Казахстан и другие) позволит расширить торговые отношения в странах ТС.

Общие сведения

Таможенный союз - это объединение, нацеленное на повышение экономического уровня в государствах-участниках. Созданный рынок насчитывает более 180 миллионов человек с денежным оборотом в 900 миллиардов долларов.

Заключение Таможенного союза позволило товарам беспрепятственно передвигаться по всей территории с действием универсального контроля.

Если факт экспорта документально подтвержден, то акцизы уплачивать не нужно, и ставка по НДС нулевая.

В случае импорта товаров в Россию из Казахстана и Белоруссии российские налоговые органы взимают акцизы и НДС. Таможенный союз - это легкая и выгодная форма взаимодействия.

Состав

Участники организации ТС (Таможенный союз):

Россия и Казахстан (с 01.07.2010 года).

Беларусь (с 06.07.2010 года).

Армения (с 10.10.2014 года).

Киргизия (с 08.05.2015 года).

Кандидаты на вступление:

Таджикистан.

Вступление в Таможенный союз стран-кандидатов рассматривается в самое ближайшее время. Расширение организации способно улучшить мировой рынок. Вход стран-кандидатов в Таможенный союз (Таджикистан, Сирия, Тунис) - это перспектива для более развитых стран за счет расширения их позиций.

Руководящие органы

Высший орган управления - Международный совет глав государств и правительств. Также согласно договору учреждена Комиссия Таможенного союза, которая является постоянно действующим органом регулирования.

Высшие органы учреждения в 2009 году провели комплексные мероприятия, которые позволили закрепить договорную и правовую основу Таможенного союза.

По решению президентов стран-участниц союза была создана экономическая комиссия как постоянный регулирующий орган наднационального управления, который находится в подчинении у Высшего Евразийского экономического совета.

Основные преимущества

Главными плюсами Таможенного союза для субъектов хозяйствования в сравнении с зоной свободной торговли являются:

  • На территориях Таможенного союза значительно снизились расходы по созданию, переработке и перемещению товаров.
  • Затраты времени и финансов, возникающие по причине административных барьеров, заметно уменьшились.
  • Количество таможенных процедур, обязательных для прохождения при ввозе товара из третьих стран, сократилось.
  • Стали доступными новые рынки сбыта товаров.
  • Унификация таможенного законодательства привела к его упрощению.

Таможенный союз и ВТО

В процессе создания Таможенного союза было высказано множество опасений по поводу противоречия правил ТС правилам ВТО.

В 2011 году организация подвела все свои нормы к полному соответствию к нормам ВТО. В случае если государства Таможенного союза вступят в ВТО, приоритетными будут считаться нормы ВТО.

В 2012 году Россия вступила в ВТО, что привело к обновлению Единого таможенного тарифа для стран Таможенного союза в соответствии с требованиями ВТО. Уровень 90 процентов импортных пошлин остался прежним.

Внутренние конфликты

В ноябре 2014 года был запрещен импорт мяса из Белоруссии в Россию. Объем составлял около 400 тысяч тонн. Вместе с тем российской стороной были приняты меры по ужесточению контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, что противоречит упрощенным правилам по перевозке грузов, действующим на территории Таможенного союза.

Наблюдателями отмечено хорошее сочетание механизма Таможенного союза и механизма реэкспорта в Россию запрещенных европейских товаров. К примеру, импорт рыбы из Белоруссии, которая не имеет выхода к морю, в Россию увеличился на 98 процентов.

Белорусский президент А.Г. Лукашенко был возмущен запретами российской стороны и обвинил Россию в нарушении правил Таможенного союза и пренебрежение нормами международных прав.

По отметкам наблюдателей, в правилах есть пункт, согласно которому в случае введения ограничений со стороны России по торговле и перевозке товаров белорусская сторона имеет право не соблюдать условия договора.

В 2015 году Белоруссия вернула на российскую границу пограничный контроль, тем самым нарушив условия договора ЕАЭС. Также было объявлено о вероятном отказе от рубля как от расчетной валюты и возвращении расчетов в долларах США. Российские эксперты считают, что в такой ситуации под удар попадает региональная интеграция.

Критика

В 2010 году силами оппозиции была предпринята попытка организовать референдум за денонсацию соглашений. Казахстан выступил с претензией об ущемлении суверенных прав.

Также были высказаны критические комментарии Таможенного союза по следующим пунктам:

  • Плохо проработаны условия торговли и сертифицирования товара.
  • Условия ВТО были навязаны Россией Казахстану и Белоруссии, которые членами вышеупомянутой организации не являются.
  • Доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между странами-участниками.
  • Таможенный союз невыгоден как проект нынешним и потенциальным участникам.

Между тем исследования указывают на то, что по ряду идеологических причин Таможенный союз в разной степени выгоден его участникам.

Также было высказано мнение о том, что Таможенный союз является фантомом, он не жизнеспособен как искусственное политическое образование.

Мнения в обществе

В 2012 году Центром интеграционных исследований при Евразийском банке развития был проведен социологический опрос. В опросе участвовали страны СНГ и Грузия. Был задан вопрос: "Как Вы относитесь к тому, что Казахстана и России объединились?". Были получены следующие ответы стран, входящих и претендующих на вступление в таможенный союз:

Таджикистан: «положительно» 76%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 2%.

Казахстан: «положительно» 80%, «безразлично» 10%, «отрицательно» 5%.

Россия: «положительно» 72%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 4%.

Узбекистан: «положительно» 67%, «безразлично» 14%, «отрицательно» 2%.

Киргызстан: «положительно» 67%, «безразлично» 15%,«отрицательно» 8%.

Молдова: «положительно» 65%, «безразлично» 20%, «отрицательно» 7%.

Армения: «положительно» 61%, «безразлично» 26%, «отрицательно» 6%.

Белоруссия: «положительно» 60%, «безразлично» 28%, «отрицательно» 6%.

Украина: «положительно» 57%, «безразлично» 31%, «отрицательно» 6%.

Азербайджан: «положительно» 38%, «безразлично» 46%, «отрицательно» 11%.

Грузия: «положительно» 30%, «безразлично» 39%, «отрицательно» 6%.

Мнения экспертов

По заявлению секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, ТС выгоден как в плане геополитики, так и в плане экономики. Это важное достижение, которое дает множество неоспоримых выгод государствам-участникам.

По словам руководителя ФТФ России Андрея Бельянинова на конференции в 2009 году, Таможенный союз в начале своего функционирования будет создавать проблемы бизнесу и органам таможни, но это не более чем переходный период.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дает определение Таможенного союза как очередного шага к тому, чтобы создать единое экономическое пространство, которое будет являться правильной формой экономических отношений между странами-участниками.

Таможенный союз – это организация, призванная облегчить ведение внешнеэкономической деятельности между странами Евразии. На сегодняшний момент в список стран таможенного союза входит Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В данной статье мы подробнее остановимся на истории союза, а также на правах и обязанностях, которые есть у его членов.

Таможенный союз: этапы становления

Таможенный союз был впервые создан в 1995 году, когда шесть стран-участников подписали первый договор о начале действия данной организации. Первоначально, в список стран таможенного союза входил Узбекистан и Таджикистан, но позже они (по ряду причин) из данного союза вышли. Окончательно таможенный союз был закреплен документом от 2007 года, а в 2011 весь таможенный контроль был вынесен за пределы государств, входящих в союз. Таким образом, торговля и перевоз грузов внутри стран, входящих в состав данной организации, значительно упрощен.

В разное время к Таможенному союзу хотели присоединиться другие страны с континента. Например, в 2013 году такое намерение выразила Сирия и Таджикистан. А в 2016 году о такой возможности даже говорили в Тунисе. На особых условиях осуществляется и торговля с Сербией, которая подписала соглашения об упрощении таможенного режима со всеми странами Таможенного союза. Многие ошибочно полагают, что в список стран таможенного союза также входила и Украина. Однако на самом деле, подобное соглашение никогда не было подписано, так как это не сочеталось с намерениями Украины вступить в ЕС.

Преимущества таможенного союза

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения