Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Явление включающее в себя. Будущее работы

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека - неосознаваемые процессы . Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным .

Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация - лишь "верхушка айсберга". Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

Неосознаваемые механизмы сознательных действий,

Неосознаваемые побудители сознательных действий,

Надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:

Неосознаваемые автоматизмы,

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о "механической работе", "о работе, при которой голова остаётся свободной". Это состояние "свободной головы" и означает отсутствие сознательного контроля.

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

Никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

Когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

Фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

Периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

Граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

Бессознательное.

Развитые навыки обычно "балансируют" на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они "блуждают".

Разные примеры автоматизмов:

Бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но "сразу" воспринимаем смысл прочитанного,

Радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

Заходя в тёмную комнату, рука "сама" тянется к выключателю.

Неосознаваемое сопровождение сознательных действий

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:

Непроизвольные движения,

Тоническое напряжение,

Пантомимику,

Большой класс вегетативных проявлений.

В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее - мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).

На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:

Частота дыхания,

Артериальное давление,

Электрическая активность мозга,

Микродвижения глаз,

Зрачковая реакция.

Существуют аппараты, называемые "детекторами лжи". Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка - во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

Моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

Умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

Перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого "странного" поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Надсознательные процессы

С детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями.

Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но "душа его не на месте", он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.

Труд - сложное явление, включающее в себя многие другие виды деятельности помимо общепринятого понятия занятости. “Каждый человек имеет право на труд” - гласит Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая Организацией Объединенных Наций после Второй мировой войны.

В то время это означало право на оплачиваемую работу. Если, однако, тенденция к крупномасштабной безработице окажется долговременной, то эта цель может стать неосуществимой. Возможно, следует переосмыслить природу оплачиваемой работы и, в частности, то положение, которое она нередко занимает в жизни людей.

Обычно безработица рассматривается предпринимателями и в равной степени рабочими как феномен негативный, но эта точка зрения нуждается в переоценке. В конце концов отождествление “работы” с оплачиваемой занятостью придает ей специфическую ограниченность. Если кто-то затрачивает необыкновенные усилия на свое увлечение, например, на прекрасный сад, имея интерес, совершенно не связанный с материальным вознаграждением, то почему бы не считать это работой? Слово “безработица” появилось лишь в конце XDC века; возможно, оно исчезнет в конце XX, если только отсутствие должности не перестанет расцениваться как “отсутствие работы”. Почему бы, предлагают некоторые исследователи, не отнести всех безработных к состоящим на службе у самих себя и не перестать выдавать субсидии тем, кому они требуются для занятия любимым делом?23)

Во всех индустриальных странах средняя продолжительность рабочей недели постепенно сокращается. Многие работники продолжают трудиться сверхурочно, но ряд правительств вводит сейчас ограничения на количество рабочих часов. Во Франции, например, для сверхурочной работы установлен максимум в 130 часов в год. В большинстве стран мужчины выходят в отставку в шестьдесят пять лет, а женщины в шестьдесят, но наблюдаются тенденции сокращения продолжительности средней рабочей карьеры. Вероятно, многие предпочли бы оставить работу в шестьдесят лет или раньше, если бы это можно было сделать.

Если количество времени, отдаваемого оплачиваемой работе, будет по-прежнему сокращаться и потребность в работе станет не столь первостепенной, природа карьеры претерпит существенные изменения. Возможно, более распространенной станет 478 сменная работа или работа по гибкому графику. Некоторые аналитики считают, что годичные отпуска24), существующие в университетах, следует распространить и на работников других областей, чтобы каждый имел право на год, свободный от работы, для учебы или какой-то иной формы самоусовершенствования. Возможно, большее число людей займется планированием жизни, в ходе которого они на разных фазах жизни будут выбирать различные виды работы (оплачиваемую, неоплачиваемую, полную занятость или частичную и т.д.). Так, одни могут решить начать трудовую деятельность только после этапа формального образования, следующего за периодом, посвященным занятиям типа путешествий, другие предпочтут всю жизнь быть частично занятыми добровольно, а не вынужденно - из-за отсутствия возможностей полной занятости.

В современных обзорах указывается, что даже при существующих условиях частично занятые показывают большую степень удовлетворения работой, чем полностью занятые - возможно, потому, что большинство частично занятых - женщины, ожидания которых в отношении карьеры ниже, чем у мужчин, и которые, таким образом, на время освобождаются от домашней рутины.

Кроме того, многие находят удовлетворение в том, что им удается сочетать оплачиваемую работу с другими видами деятельности и жить более разнообразной жизнью.

Некоторые, возможно, захотят жить “по максимуму”, с юности и до средних лет полностью посвятив себя оплачиваемой работе, а затем переключиться на другое дело, которое откроет для них новые интересы. Изучение тех, кто решил рано выйти в отставку, дает представление о том, как можно организовать свою деятельность. Исследование Энн Мак-Голдрик, посвященное людям, рано ушедшим в отставку, показывает, что в их жизненных стилях существуют большие различия. Из 1800 обследованных 75% считают себя более свободными и испытывают “меньше стрессов и принуждения”, чем когда они работали. (Некоторая часть тем не менее была разочарована своей новой жизнью, причем сюда вошли люди, живущие в стесненных финансовых условиях, либо страдающие каким-нибудь заболеванием.)25)

Французский социолог и социальный критик Андрэ Горц использовал работы, подобные исследованию Мак-Голдрик, для пересмотра традиционных представлений о развитии современного общества и создания альтернативной картины его будущей организации. Свои взгляды Горц основывает на критическом переосмыслении работ Маркса. Маркс считал, что рабочий класс, а к нему предположительно принадлежит все большее и большее число людей, возглавит революцию, которая вызовет появление более гуманного типа общества, такого, где труд будет главным жизненным удовольствием. Горц, несмотря на то, что он относится к левым, отвергает подобный взгляд. Рабочий класс, вместо того, чтобы стать крупнейшей группой в обществе (как предполагал Маркс) и возглавить победоносную революцию, фактически сокращается. “Синие воротнички” стали меньшинством - и меньшинством убывающим - среди рабочей силы.

С точки зрения Горца, нет смысла говорить о том, что рабочие могут возглавлять предприятия, не говоря уже о захвате государственной власти. Реальной надежды на изменение природы оплачиваемой работы нет, поскольку она организована в соответствии с техническими соображениями, которые неизбежны для эффективно работающей экономики. “Проблема сейчас в том, - говорит Горц, - чтобы самим 479 освободить себя от работы”26). В особенности это необходимо сделать там, где работа организована по тэйлоровской системе, или там, где работа угнетающая и однообразная.

Рост безработицы и распространение частичной занятости, утверждает Горц, уже создали то, что он называет “неклассом нерабочих”, сосуществующим с теми, кто имеет стабильную работу. К этому “неклассу” относится большинство людей, поскольку доля населения, имеющего стабильную оплачиваемую работу, всегда относительно невелика - если мы исключаем молодежь, ушедших в отставку, больных, домохозяек, а также тех, кто занят частично или не имеет работы. Развитие микротехнологии, считает Горц, еще сильнее сократит число возможных полных рабочих мест. Результатом будет поворот в сторону отказа от “продуктивистского” мировоззрения западного общества, с его упором на богатство, экономический рост и материальные блага. В будущем большинство населения станет придерживаться самых разнообразных жизненных Стилей, не связанных со сферой постоянно оплачиваемой работы.

Согласно Горцу, мы двигаемся в сторону “двойного общества”. В одном секторе будут с наибольшей эффективностью организованы производство и политическое управление. Другой сектор составит сферу, в которой индивиды будут посвящать себя различным непроизводственным занятиям: самореализации и развлечениям.

Насколько обоснована такая точка зрения? То, что в природе и организации труда в индустриальных странах имеют место большие изменения, несомненно. Возможно, все большее число людей постепенно разочаруется в “продуктивизме”, ориентации на постоянный экономический рост и приобретение материальной собственности. Имеет смысл, как это предлагает Горц, рассматривать отсутствие занятости не только в негативном свете, но как возможность следовать своим интересам и развивать свои таланты. И все же движение в этом направлении весьма незначительно, и мы, по-видимому, далеки от ситуации, представляемой Горцем. По мере того как женщины стали бороться за большие возможности в сфере своей занятости, имеет место рост, а не падение, численности людей, активно заинтересованных в надежной оплачиваемой работе. Оплачиваемая работа остается для многих основой материального благополучия, необходимого для поддержания разнообразной жизни.

_______________________________________________________________________________________

Работа - это процесс решения задач, связанный с затратой умственных и физических усилий и имеющий целью производство товаров и услуг, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Профессиональная работа - это труд, выполняемый в обмен на регулярную плату. Во всех культурах труд является основой экономической системы. 2.

Отличительной чертой экономической системы современных обществ является возникновение сложного и разнообразного разделения труда. Экономика индустриальных стран состоит из трех секторов: первичного сектора, связанного с добычей 480 природных ресурсов, вторичного сектора, преобразующего сырье в предметы потребления, и третичного сектора, связанного с индустрией услуг. 3.

Характерной чертой экономической жизни всех западных стран являются профсоюзные организации, а также признанное законом право на забастовки. Первоначально союзы возникли в качестве защитных организаций, призванных обеспечить определенный контроль со стороны рабочих над условиями труда. Сегодня профсоюзные лидеры часто играют важную роль в формировании национальной экономической политики, хотя для Британии это больше относится к прошлому, чем к настоящему. 4.

В современной экономике доминируют крупные корпорации. Если одна фирма имеет определяющее влияние в данной отрасли, то эта фирма находится в положении монополии. Когда таким влиянием обладает группа фирм, имеет место ситуация олигополии. Крупнейшие корпорации оказывают гигантское воздействие на нашу жизнь; влияя на политику правительств и на потребление. 5.

Первичный рынок труда состоит из работников, занятых в крупных корпорациях, отраслях с развитыми профсоюзами или правительственных учреждениях. Вторичный рынок труда состоит из нестабильных видов занятости, таких, где перспективы ограничены, степень защищенности низка и условия труда тяжелые. 6.

Безработица стала периодически обостряющейся проблемой индустриальных стран XX века. Работа является структурирующим элементом психологического состояния индивида. Опыт безработицы имеет нередко дезорганизующий эффект. Внедрение новой технологии вызовет, по-видимому, дальнейший рост безработицы. 7.

Работу не следует рассматривать как занятие, охватывающее только оплачиваемую деятельность. Домашний труд и неформальная экономика - основные сферы неоплачиваемой работы, дающие значительный вклад в производство общественного богатства. Термин неформальная экономика обозначает операции, связанные либо с прямым обменом наличных денег на услуги, либо с прямым обменом товаров и услуг. Самообеспечение, помимо экономической необходимости, может служить источником удовлетворения, недоступного на оплачиваемой работе. 8.

Отделение рабочего места от дома оказало большое влияние на природу занятости женщин. Многие замужние женщины превратились в “домохозяек”, их считают “неработающими”, несмотря на то, что время, затраченное женщинами на работу по дому, может значительно превосходить затраты времени работающих мужей. Сейчас в сфере оплачиваемого труда занято женщин гораздо больше, чем несколько десятилетий назад, но они заняты, как правило, на низкооплачиваемых работах. 9.

В природе труда и его организации происходят значительные изменения; по-видимому, их значение существенно возрастет в будущем. Тем не менее, оплачиваемая работа остается для многих основным способом приобретения средств, необходимых для ведения разнообразной жизни. 481

Основные понятия

разделение труда отчуждение

труд экономика

Важнейшие термины

профессиональная работа забастовка

экономическая взаимозависимость предприниматель

первичный сектор монополия

вторичный сектор олигополия

третичный сектор корпорации

индустрия услуг семейный капитализм

подход Тейлора (Тейлоризм) управленческий капитализм

подход Форда (Фордизм) институционный капитализм

системы с низким уровнем доверия домашний труд

системы с высоким уровнем доверия первичный рынок труда

степень абстракции от действительного явления; в то же время вечные объекты представляют собой минимум абстракции от области возможности. Тот факт, что, когда говорят о высоком уровне абстракции, обычно имеют в виду абстракцию от сферы возможности, другими словами, разработанную логическую конструкцию.

До сих пор я просто рассматривал действительное явление со стороны его полной конкретности. Это та сторона явления, в силу которой оно представляет собой событие в природе. Но природное событие в данном значении—это лишь абстракция от полного действительного явления. Полное явление включает в себя то, что в познавательном опыте принимает форму памяти, предвосхищения, воображения и мышления. Эти элементы действительного опыта представляют собой также способы включения сложных вечных объектов в синтетическом схватывании как элементов возникающей ценности. Элементы отличаются от конкретности полного включения. В известном смысле это различие необъяснимо, ибо каждый способ включения является уникальным и не может быть объяснен в других терминах. Но имеется общее различие между этими способами включения и полным конкретным вхождением, о котором мы уже говорили выше. Это различие представляет собой внезапность. Под внезапностью я подразумеваю то, что запоминаемое, или ожидаемое, или воображаемое, или мыслимое исчерпывается сложным конечным понятием. В каждом случае имеется один конечный вечный объект, схваченный в явлении в качестве вершины конечной иерархии. Этот разрыв с действительной безграничностью и позволяет в любом явлении отграничивать психическое от физического события, в котором функционирует психическое.

Кажется, что в целом имеет место потеря живости в восприятии вечных объектов: например, Юм говорит об их «слабых копиях». Но эта неотчетливость представляется очень ненадежной основой для дифференциации. Часто предметы в мышлении выступают куда более отчетливо, чем при невнимательном контакте с ними. Но вещи, понятые в качестве мысленных, всегда подчиняются тому условию, что мы останавливаемся, когда пытаемся исследовать возрастающие степени сложности в их действительных отношениях. Мы всегда обнаруживаем именно то, о чем мы думаем, что бы это ни было,—и ничего более.

Существует ограничение, которое отделяет конечное понятие от более высоких степеней беспредельной сложности.

Таким образом, действительное явление есть схватывание одной бесконечной иерархии (ее связанной иерархии) вместе с различными конечными иерархиями. Синтез в явлении бесконечной иерархии осуществляется в соответствии со специфическим способом ее реализации, а синтез конечной иерархии — в соответствии с различными другими специфическими способами реализации. Существует один метафизический принцип, который важен для рационального осмысления общего характера опытного явления. Я называю этот принцип «прозрачностью реализации». Под этим термином я подразумеваю, что любой вечный объект является самим собой в любом способе реализации. Не может быть искажения индивидуальной сущности без того, чтобы не возник другой вечный объект. В сущности каждого вечного объекта заключена индетерминированность, которая выражает безразличную терпимость по отношению к любому способу вхождения в любое действительное явление. Поэтому в познавательном опыте мы можем усматривать наличие одного и того же вечного объекта в одном и том же явлении, имеющего более чем одну степень реализации при вхождении в явление действительности. Таким образом, прозрачность реализации и возможное разнообразие способов вхождения в одно и то же явление совместно формируют основу для теории соответствия в гносеологии.

В этом рассмотрении действительного явления в терминах его связи с областью вечных объектов мы вернулись к мыслям, сформулированным во второй главе, в которой обсуждалась природа математики. Идея, приписываемая Пифагору, была значительно расширена и выдвинута в качестве первой главы метафизики. В следующей главе рассматривается головоломный факт существования действительного хода событий, который сам по себе является ограниченным фактом, т. е., говоря метафизическим языком, фактом, который мог быть иным. Но другие метафизические исследования опускаются, например эпистемология и классификация некоторых элементов в невообразимом богатстве области возможности. Эта последняя тема вводит метафизику в поле зрения различных специальных наук.

Примечания 1. Ср.: Principles of Natural Knowledge, Ch. V, Sec. 13.

Аристотель счел необходимым завершить свою метафизику введением перводвигателя—Бога. Это важный факт в истории метафизики по двум причинам. Во-первых, если мы пожелаем возвести кого-нибудь в ранг величайшего метафизика, имея при этом в виду гениальную интуицию, общий запас знаний и влияние на последующее развитие метафизики, мы должны отдать предпочтение Аристотелю. Во-вторых, при рассмотрении этого метафизического вопроса он был совершенно беспристрастен; он является последним европейским метафизиком первой величины, о котором можно это сказать. После Аристотеля этические и религиозные интересы начали оказывать влияние на метафизические выводы. Евреи рассеялись в диаспоре, первоначально добровольно, а затем насильственно, возникла иудео-александрийская школа. Затем получили распространение христианство, а также возникшее вслед за ним магометанство. Греческие боги, которые окружали Аристотеля, представляли собой подчиненные метафизические сущности, обитающие в природе. Следовательно, в своих размышлениях о первом двигателе Аристотель не имел других мотивов, кроме желания довести до конца свою мысль, куда бы она ни привела. Она не привела его к постулированию Бога, пригодного для религиозных целей. Сомнительно, что какая-либо другая общая метафизическая концепция без дополнений могла бы когда-то превзойти аристотелевскую. Его вывод явился первым шагом, без которого невозможно было создать всеобъемлющую концепцию, опираясь на столь незначительный эмпирический базис. Ибо ничто в рамках ограниченного опыта не могло способствовать возникновению идей о некой сущности, лежащей в основе всех действительных вещей, если бы сам общий характер вещей не требовал постулирования этой сущности.

Это словосочетание «первый двигатель» предупреждает нас о том, что аристотелевская мысль запуталась в деталях

ошибочной физики и ошибочной космологии. В аристотелевской физике были необходимы специальные причины, чтобы обосновать движения материальных вещей. Последние могли быть органично вписаны в его систему лишь в том случае, если движение космоса в целом могло быть подтверждено. Ибо только в этом случае каждая вещь в рамках предложенной общей системы могла осуществить свое подлинное предназначение. Отсюда и необходимость перводвигателя, поддерживающего движение небесных сфер, от которых зависит согласование всех вещей. Сейчас мы отвергаем аристотелевскую физику и аристотелевскую космологию, поэтому строгая форма этого аргумента несостоятельна. Но если наша общая метафизика хоть в некоторых чертах похожа на ту, о которой шла речь в предыдущей главе, то перед нами встает аналогичная метафизическая проблема, которая может быть решена только аналогичным образом. Вместо аристотелевского Бога-перводвигателя мы постулируем Бога, который играет роль принципа конкретизации. Такая позиция может быть доказана только при обсуждении общих выводов, которые могут быть сделаны относительно реальных явлений, иначе говоря, относительно процесса их реализации.

Мы постигаем действительность в ее существенном отношении к неисчерпаемой возможности. Вечные объекты придают явлениям действительности иерархические структуры, включаемые или исключаемые при формировании каждого вида конкретизации. Другая точка зрения на ту же самую истину состоит в том, что каждое явление действительности есть ограничение возможности, и что благодаря этому ограничению возникает специфическая ценность сформированного единства вещей. Таким образом, мы можем показать, как единичное явление должно выражаться в терминах возможности и как возможность выражается в терминах единичного действительного явления. Но единичных явлений, если их трактовать как нечто изолированное, не существует. Актуальность всецело есть совместность, будь то изолированных друг от друга вечных объектов или всех явлений действительности. Задача данной главы и состоит в том, чтобы описать единство действительных явлений. В предыдущей главе внимание было сконцентрировано на абстрактном; в настоящей главе мы будем иметь дело с конкретным, т. е. с тем, что срастается вместе.

Рассмотрим явление а: мы должны последовательно разъяснить, каким образом другие действительные явления существуют в а в том смысле, что их отношения с а конституируют сущность а. Само по себе, а представляет единицу реализованного опыта; соответственно возникает вопрос, как другие явления существуют в опыте, который есть а. В данном случае я исключаю познавательный опыт. Полный ответ на этот вопрос заключается в том, что отношения между действительными явлениями так же неисчерпаемы в своем разнообразии, как отношения между вечными объектами в области абстракции. Но существуют фундаментальные типы таких отношений, в терминах которых может получить описание весь комплекс многообразных отношений.

Для понимания этих типов вхождения (одного явления в сущность другого) прежде всего, необходимо отметить, что они включены в способы реализации абстрактивных иерархий, которые обсуждались в предыдущей главе. Все пространственно-временные отношения, включенные в эти иерархии как получившие реализацию в а, могут быть определены в терминах а и явлений, входящих в и. Таким образом, входящие явления вносят свои аспекты в иерархии, и посредством этого пространственно- временные модальности превращаются в категориальные определения, а иерархии придают свои формы явлениям и посредством этого ограничивают входящие явления, которые осуществляют вхождение только в приданных им формах. Точно так же (как было показано в предыдущей главе),каждое явление представляет собой синтез всех вечных объектов, ограниченный градациями действительности, поэтому каждое явление есть синтез всех явлений, ограниченный градациями типов вхождения. Каждое явление синтезирует тотальность содержания в рамках ограничений, присущих его способу образования.

Творческой частью мыслительной программы CoRT является CoRT 4. Она включает в себя формальные приемы творчества, которые будут описаны далее в этой главе.

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Нужно иметь четкое представление о трех различных уровнях возможностей. Все беды происходят тогда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три уровня:

1. Возможность.

2. Фантазия.

3. Провокация.

Представьте, что вы стоите на самом верху горящего здания. Давайте рассмотрим три уровня возможностей.

1. Имеется потенциальная возможность, что пожарные уже в пути. Вполне вероятно, что вас могут спасти с помощью пожарной лестницы или даже вертолета.

2. Можно пофантазировать, что с неба вдруг спустится Супермен и спасет вас, или вдруг фея осыпет вас волшебным песком, и вы научитесь летать, как птица.

3. Можно выдвинуть провокационное предположение, что «имеется ПРО возможность того, что здание вдруг растает и вы окажетесь на земле». Суть провокации в том, что вы сами не верите в то, что утверждаете, но говорите это для того, чтобы продвинуться вперед к какой-то реальной идее — а есть ли части здания, которые могут быть разрушены в результате пожара?

СОЗДАНИЕ СВЯЗИ

Этап К должен будет установить конечную цель нашего мышления — то, к чему мы стремимся прийти. Нужно четко определить цель размышлений в данный момент.

Этап УЧ четко определяет, где мы находимся в данный момент. Имеется в виду информация, которой мы владеем, восприятие проблемы и вызываемые ею эмоции.

Так как же соединить точку, где мы находимся сейчас, с той, где хотим оказаться?

Можно назвать этот процесс создания связи «творческим решением задач», «творческим достижением цели», «дизайном» или еще множеством других терминов. Очень часто мы рассматриваем этот процесс как «решение задач». Такой подход весьма ограничен и к тому же опасен.

Я намереваюсь упростить этот процесс, разделив его на четыре основных метода. Эти методы часто дублируют друг друга. Более того, имеется несколько вариантов одного метода. Однако мне кажется, что они являются четырьмя фундаментальными подходами к рассмотрению этой проблемы.

К концу этапа ПРО у нас уже должно быть несколько возможностей. Затем они обрабатываются на этапе ТАК, на котором развиваются, оцениваются, и в конце концов выбирается один реальный путь движения вперед.

Этап ПРО — это генерирующая, продуктивная и творческая стадия мышления.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДА

1. Метод поиска стандартных или рутинных решений. Мы знаем эти решения, и нужно только запросить свой мозг, чтобы он выбрал из них самое подходящее для определенной ситуации.

2. Переход от самой общей формулировки задачи к конкретному решению. Общие утверждения можно также использовать для того, чтобы двигаться от точки, где мы хотим оказаться, к текущей позиции.

3. Творческий метод. Мы умышленно создаем новые идеи, а затем пытаемся модифицировать их с учетом наших целей.

4. Метод дизайна и объединения. Для достижения желаемой цели мы объединяем различные элементы. Эти элементы можно получить из стандартных источников или в результате творчества.

В некоторых ситуациях наиболее подходящим является один из этих методов. Например, для творчества на чистом листе бумаги, где необходимо предложить абсолютно новые идеи, самым подходящим окажется творческий подход, тогда как метод стандартного решения абсолютно неприемлем. Однако в ситуациях, когда целью мыслительного процесса является получение информации, этот метод окажется лучше творческого. В некоторых случаях можно комбинировать все четыре метода.

Но в любой ситуации мыслитель должен четко представлять себе, к чему он стремится.

1. Пытаетесь ли вы найти любое решение, которое приведет вас к цели? Бывает, что достаточно любого решения — вы просто хотите справиться с проблемой.

2. Ищете ли вы хорошее решение? Под хорошим решением подразумевается решение, соответствующее вашим нуждам. Оно не требует затрат времени, денег и усилий, к тому же оно привлекательно. Таким образом, вы просто можете захотеть пойти дальше первого пришедшего вам в голову адекватного решения и найти более подходящее.

3. Ищете ли вы лучшее решение? На самом деле вы ищете наилучшее решение, но в таком случае нужно согласиться с тем, что существует одно решение, которое можно назвать «наилучшим». На этом этапе у вас имеются подходящие решения, но вы ищете лучшее. Можно выбрать новое или творческое решение. Возможно, вы выберете решение, которое не просто удовлетворяло бы ваши запросы, но и имело какой-то «плюс». Если вы не сможете найти его, то всегда можете вернуться назад и использовать выбранное ранее подходящее решение.

Теперь, чтобы установить связь между точкой, в которой мы находимся, и той, куда мы стремимся, нужно рассмотреть все четыре метода.

1. ПОИСК СТАНДАРТНОГО РЕШЕНИЯ

Это самый распространенный метод. В некоторых случаях рутинное решение проблемы очевидно. В таком случае не требуется больших мыслительных усилий. Если же ответ не столь очевиден, то необходимо немного поразмыслить, чтобы найти стандартное решение.

Вам нужно узнать, как добраться из Лондона в Париж в полдень. Путь поиска информации по этому вопросу является рутинным. Вы просто смотрите расписание воздушных рейсов или звоните своему туристическому агенту. Нужно ли включать в работу мышление? Вы можете поразмыслить над тем, какой из предложенных выше способов проще. Ваша информация или этап УЧ также имеют значение. Если вы слышали о подводном тоннеле, тогда можете спросить об этом своего агента. А вот просмотр расписания не даст вам никакой информации о тоннеле. Рутинный способ, ранее вполне подходящий (полет), теперь оказался неадекватным.

Традиционная система «ячейки», предложенная Аристотелем, точно заполняет модель поиска стандартного решения. Мы пытаемся определить ситуацию. Как только мы это сделали, дальнейшие действия уже разработаны для нас, и нам остается только применить их к соответствующей ячейке. Существует ячейка с названием «корь». Как только врач определяет заболевание как корь и помещает его в соответствующую ячейку, ход лечения уже является рутинным и стандартным. Такое распознавание и определение проблемы требуют мыслительных усилий. Каковы основные черты проблемы? К какой группе ячеек следует обратиться? Какие нужно выдвинуть гипотезы, предположения и догадки, которые помогли бы направить наш поиск в нужное русло?

Когда мы думаем, что определили ситуацию (нашли правильную ячейку), требуется произвести еще множество мыслительных операций. Насколько ячейка соответствует проблеме? Как получить информацию, которая подтверждала бы, что выбор сделан правильно? Какие характеристики проблемы противоречат сделанному выбору? Какие еще могут быть альтернативы в данном случае?

Вся система правосудия основана на таком поиске рутинных ответов. Рутинные решения лежат в основе правовых кодексов в странах, где законы оформлены в виде таковых, и прецедентов, если система правосудия построена на прецеденте. Сегодня имеются интеллектуальные компьютерные системы, обеспечивающие самый обширный поиск имеющихся ответов.

Таким образом, в суде существует два вида спора. Первый заключается в обсуждении того, совершал обвиняемый преступление или нет. Рассматривается вопрос, поместить обвиняемого в ячейку «виновен» или «невиновен». Приводятся доказательства, которые подвергаются сомнению. Делаются попытки обнаружить «истину». Второй тип спора- решить, какой ячейке соответствует проступок. В различных ячейках находятся законы, принципы, предыдущие приговоры и т. д. Какой принцип имеет значение? Имеется ли прецедент по этому вопросу? Какой закон применим к этому случаю? Часто возникают затруднения, если одновременно применимыми оказываются сразу несколько принципов или законов. Тогда судья ищет какой-то более мелкий признак, который можно взять за основу при вынесении приговора. В финале приговор определяется как «принадлежащий именно этой ячейке». В некоторых странах в особо запутанных случаях создаются прецеденты, которые в будущем значительно облегчат работу с подобного рода делами. Возникает новая ячейка.

Психологи любят выделять категории, типы, личностные группы и т. д. Она принадлежит к типу А. Он является типичным представителем типа Б. Разделить всех по типам очень просто. Нужно провести анкетирование, постепенно выделяя из анкеты те вопросы, по ответам на которые проводятся различия между типами. Следующий шаг намного сложнее. Что это значит? Какую практическую пользу это может принести? Опасность возникает тогда, когда мы начинаем давать этим ячейкам названия, такие, например, как «интеллект», «способности к оценке», «новаторство». В этом случае мы начинаем верить общему смыслу этих слов. То есть все, кого мы поместили в ячейку «интеллект», автоматически воспринимаются нами как умные, а все, кто туда не попал, — глупые. Покрывает ли эта ячейка все типы интеллекта или только те, которые тестировались в ходе анкетирования?

Теперь мы подошли к вопросу о пользе ячеек. Предположим, можно доказать, что на определенном возрастном этапе мужчины лучше справляются с математикой, чем женщины. Значит ли это, что если мне нужен хороший математик, то я должен нанять на работу мужчину? Получается абсолютная ерунда, так как возникает ужасная путаница. Значит ли это, что не следует даже утруждать себя преподаванием математики женщинам? Как раз наоборот, оказывается, что разница существует как раз из-за различного подхода к обучению женщин и мужчин. Значит ли это, что если вы очутились в одной из ячеек, то надо постараться выбраться оттуда? Если вы прочно засели в ячейке «чувства», то вам надо попытаться развить и мышление. В этом есть определенные преимущества, если не считать того, что вы можете настолько привыкнуть ощущать себя в этой ячейке, что начнете предпочитать чувства мышлению. Таким образом, эффект окажется противоположным ожидаемому.

Англичане собирают и едят только классические грибы — они ужасно боятся случайно сорвать поганку и отравиться. Французы собирают и употребляют в пищу огромное количество различных грибов, так как научились находить более тонкие различия. У них имеется значительно большее количество ячеек с различными типами грибов. Эксперт, распознающий вина или парфюмерные запахи, разрабатывает для себя большое число различных ячеек, чтобы создать более детальную классификацию запаха или вкуса.

Опасности, которые таят в себе категоризация и стереотипный подход, уже были описаны выше. Если вы верите в утверждение, что все шотландцы жадные, то постоянно пытаетесь найти этому подтверждение. И если приятель, с которым вы обедаете в ресторане, хоть на мгновение замешкается, не решаясь предложить внести свою долю за обед, то вы немедленно вспоминаете о своем стереотипе. Расовые и этнические проблемы возникают как раз из-за этого. И те, и другие быстро обрастают мифами, которые потом с легкостью претворяются в жизнь.

В большинстве случаев поиск стандартного решения является наиболее приемлемым мыслительным методом. Вам нужно завернуть гайку? Так найдите гаечный ключ.

Анализ

Если ситуация достаточно сложна, бывает, что для нее не находится соответствующей ячейки. Иногда для нее ячейка просто не создана. Инфляция — это сложное явление, включающее в себя множество различных факторов. Но современная экономическая теория решила поместить ее в одну ячейку, предложив единственный путь решения этой проблемы — поднять процентные ставки, чтобы сократить поступления денег. Эта ячейка стала стандартной, и ни одно правительство не решается нарушить этот порядок. В результате такого подхода может случиться, что инфляция станет причиной сильнейшего экономического спада в государстве.

Таким образом, методом борьбы с инфляцией является экономический спад как таковой. Но вряд ли какое-либо правительство решится использовать его в качестве экономической стратегии.

Анализ является приемом, позволяющим разложить сложную ситуацию на более мелкие части; впоследствии их легче идентифицировать. Мы разделяем что-то на составляющие, достаточно мелкие для того, чтобы можно было ими оперировать.

Анализируя преступность несовершеннолетних, мы приходим к выводу, что виной всему — безработица. Для этого уже имеется соответствующая ячейка, которая нам хорошо знакома. Поэтому мы пытаемся создать дополнительные рабочие места для молодежи.

Анализируя проблему автомобильных пробок в больших городах, мы приходим к выводу — водители считают, что легче и удобнее ездить именно в большом городе. Тогда мы находим стандартный ответ: нужно сделать так, чтобы ездить по дорогам города стало тяжелее и куда менее удобно. Поэтому мы запрещаем стоянку автомобилей в городе и отбуксировываем на штрафплощадку машины, стоящие в неположенном месте. Можно также запретить движение автомобилей в центре города и ввести большие штрафы за нарушение этого правила, как это было сделано в Сингапуре.

Цель анализа — разложить проблему на составные части, для каждой из которых можно найти стандартный ответ. Что касается сферы человеческих отношений, то здесь запас стандартных ответов весьма ограничен — либо «поощрение» (похвала), либо «наказание» (порицание). Считается, что правильное применение одной из этих стандартных реакций может контролировать человеческое поведение во всем его многообразии.

В целом аналитическое мышление имеет много плюсов, так как именно ему уделяется огромное внимание в школе. Но обычно набор стандартных ответов весьма ограничен и примитивен, так как мы слишком мало внимания уделяем так называемому «цельному образцу». Мы уверовали, что с помощью анализа можно дойти до такого этапа, на котором достаточно лишь простейших реакций на проблему. Это один из главных недостатков сегодняшней системы мышления.

В конфликтах вроде того, что возник в Боснии и Герцеговине, стандартные ответы также ограничены: «Стоит усилить атаку на сербов или нет».

Схожесть

Анализ — один из способов рассмотрения ситуации, при котором она раскладывается на компоненты, для каждого из которых можно найти стандартное решение. Другой способ решения проблемы — установление сходства: «Это подобно тому, что…»

Будущим политикам настоятельно рекомендуют изучать историю. Когда возникает проблема, вы можете сказать себе: «Это вроде той ситуации, в которой оказался Меттерних в такое-то и такое-то время» или «Ситуация похожа на то, с чем столкнулся Стенли Болдуин при отречении от престола Эдварда VIII». Это помогает определить рамки мыслительного процесса и даже подсказывает возможные модели поведения в данной ситуации. К сожалению, времена меняются, и история может оказаться скорее не подмогой, а ловушкой.

В этом случае предпочтение вновь отдается классической ячейке, так как она подскажет линию дальнейшего поведения. Это предпочтение легко объяснимо. Из истории нам известно, что стандартные решения проблемы уже выработаны. Поэтому если мы правильно определим, к какой ячейке принадлежит проблема, и применим стандартное решение, то успех нам гарантирован. Это подобно тому, как врач лечит корь или стрептококковую ангину. Альтернативой стандартному решению, предписываемому определенной ячейке, является «модель» правильного действия. Но нет никакой гарантии, что все ваши смоделированные действия сработают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы предпочитаем искать стандартные пути решения проблемы.

В сфере межличностных отношений мы постоянно используем принцип схожести. Какой-то человек напоминает нам одного из хорошо знакомых нам людей, поэтому нам кажется, что мы знаем, как себя с ним вести, понимаем его мотивы и чувства и поэтому можем предугадать его поведение.

Трансформация проблемы

Говорят, что математики всегда стараются трансформировать любую задачу в ту, с которой они раньше уже сталкивались, и знают, как ее решать. Это очень разумная тактика. Мы используем ее постоянно, чтобы иметь возможность применить потом метод поиска стандартных решений. Анализ и установление сходства — это способы трансформации проблемы в ту, которую мы умеем решать. Можно также трансформировать проблему, непосредственно переформулировав ей.

В истории с медленными лифтами проблема была трансформирована в ситуацию под названием «нетерпение». Что делать с нетерпением? Нужно чем-то занять людей. Поэтому в холлах мы устанавливаем зеркала, и люди заняты тем, что разглядывают себя и других в зеркале, пока ждут лифт.

Три мыслительные ситуации

Я собираюсь продемонстрировать четыре различных мыслительных метода, применив каждый из них к набору из трех мыслительных ситуаций. Они были отобраны таким образом, чтобы ко всем можно было применить каждый из четырех методов. Нет смысла выбирать какую-то одну творческую проблему и пытаться найти стандартный способ ее решения.

Ситуация А. Стоянка слишком мала, и люди, приезжающие на работу на машине, жалуются, что не могут припарковаться.

Поиск стандартного решения . Если чего-то не хватает, то ограничьте его потребление или используйте метод аукциона. В первом случае нужно ограничить число тех, кто имеет право пользоваться этой стоянкой. Метод аукциона предполагает, что тот, кто приедет первым, как бы зарезервирует себе место. Те, кто раньше встает, получат больше шансов найти место для парковки. Возможно, они даже начнут приезжать на работу пораньше.

Можно попытаться трансформировать проблему, позволив клиентам самим решить ее. Пусть они создадут комитет, который потом выступит с предложениями по поводу использования стоянки.

Ситуация Б. Открылся новый ресторан. Владелец хочет максимально быстро развить свой бизнес. Что он должен делать?

Поиск стандартного решения . Люди быстро определяют качество товара, поэтому предлагайте качественную пищу по разумным ценам, и вы очень быстро приобретете множество клиентов. Если о вашем ресторане начнут говорить, людям захочется сходить туда и попробовать все самим, поэтому стоит нанять агента по рекламе.

Можно трансформировать проблему в задачу, цель которой — обеспечить с самого начала приток денег. Для этого надо включиться в систему общественного питания, можно даже заняться доставкой еды на дом, чтобы обеспечить быстрый рост доходов.

Ситуация В. В самом центре города есть стена, которая так и притягивает любителей настенного творчества. Стена всегда сплошь покрыта граффити. Что делать?

Поиск стандартного решения . Наказывать нарушителей. Поймайте кого-нибудь из них и в качестве наказания заставьте в течение нескольких недель отскребать все вновь появившиеся надписи.

Проблему можно трансформировать из задачи предотвращения надписей в задачу невозможности рисовать на стене. Для этого надо покрыть стену особым материалом, на котором невозможно ничего написать.

2. МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ

Ранее в этой книге при описании основных мыслительных процессов я неоднократно подчеркивал важность умения работать на самом обобщенном, широком и размытом уровне. Именно такой подход и будет рассматриваться в этом разделе. Опытные мыслители постоянно используют этот прием. Я пойду еще дальше и скажу, что есть люди, которые делают это интуитивно. Тому имеется две причины: их природные способности мыслить «в общем» и их способности к «планированию».

Мышление в самом общем смысле этого слова предполагает мышление на уровне понятий. Многие люди не любят и не хотят мыслить понятийно. Они считают понятийное мышление чем-то слишком заумным, непонятным и запутанным. Им нужны практические советы, применимые в повседневной жизни. Что я делаю сейчас? Что я делаю в такой-то ситуации? Им нужны стандарты. Они хотят получить рутинные ответы, применяемые в типе мыслительной деятельности под названием «поиск стандартного решения». Американцы особенно недолюбливают понятийное мышление. Им нужно действовать. Будучи нацией первопроходцев, они всегда ценили действие выше мышления. Сегодня же мышление намного важнее действия — поэтому-то они и чувствуют себя не очень уютно, когда их заставляют мыслить понятийно.

Метод поиска рутинных ответов и метод обобщения не являются абсолютно изолированными друг от друга. Ведь чем бы мы ни занимались, в конце концов все равно придем к стандартному решению. Понятия можно использовать при поиске стандартного решения, как это показано в примерах на с. 161-162. Основное различие — в начальных шагах мыслительного процесса.

«Я должен отвинтить этот винт. Мне нужна отвертка».

Это стандартный подход.

«Я должен отвинтить этот винт. Мне нужен какой-то инструмент, который подошел бы к пазу на винте, чтобы его можно было повернуть».

Если у вас под рукой будет отвертка, вы используете ее, но если отвертки вдруг не окажется, вы поразмыслите и используете нож, пилочку для ногтей или даже ребро пластиковой кредитной карточки.

Таким образом, установив цель своих мыслительных операций, мы описываем то, что нам требуется, в самом обобщенном виде.

«Мне нужно знать, как добраться до Парижа».

«Мне нужно знать, что сделать, чтобы крыша не протекала».

«Я хочу знать, как сделать так, чтобы прогуливать работу стало труднее».

Существует два типа ситуаций:

1. Ситуация, при которой мы можем использовать стандартное решение, но предпочитаем сформулировать проблему в более обобщенном виде. Так, вместо того чтобы сказать: «Мне нужно узнать расписание воздушных рейсов из Лондона в Париж», — вы говорите: «Мне нужно добраться из Лондона в Париж». Такой более обобщенный подход включает в себя также возможность добраться до Парижа через тоннель под Ла-Маншем.

2. Ситуация, для решения которой нет стандарта, поэтому мы просто вынуждены искать более обобщенный подход: «Мне нужно знать, как переделать стол, чтобы он стал складным».

Конечно, даже сам выбор обобщенной идеи может направить наше мышление в определенном направлении. В случае с прогулами можно сказать:

«Я хочу знать, как сделать так, чтобы прогулять работу стало труднее».

«Мне нужен способ побудить людей оставаться на своих рабочих местах».

«Мне нужно знать, как сделать так, чтобы прогулы не сказывались на работе всего предприятия».

«Мне нужен способ, который помог бы поддерживать производительность труда на том же уровне, несмотря на прогулы».

«Я хочу знать, как связать работников круговой порукой в отношении прогулов».

Все вышесказанное можно обобщить до следующих утверждений:

«Мне нужен способ сокращения прогулов».

«Мне нужно научить работать, несмотря на прогулы».

«Общая цель мышления тогда может быть сформулирована как „размышления над проблемой прогулов"».

Мы еще вернемся к этому вопросу чуть позже в этой главе, когда будем обсуждать веер концепций.

Определяя «обобщенную» цель, не стоит ограничиваться одним запросом. Вы можете высказать одновременно несколько альтернативных или параллельных запросов. Это и было сделано в случае с прогулами, рассмотренном выше.

Например:

«Нам нужна отвертка».

«Нам нужно как-то повернуть этот винт».

«Нам нужно как-то достать этот винт».

«Нам нужно как-то развинтить гайку и болт».

«Нам нужно как-то разъединить обе части».

Идеи могут сильно отличаться по охвату и обобщенности. На этом этапе мыслительного процесса можно иметь несколько различных степеней обобщенности идей — иногда допустимо даже, чтобы одна более общая идея включала в себя другие более частные и не столь широкие. Идеи будут отсортированы в процессе использования веера концепций.

Движение в обратном направлении

Это довольно мощный, но и непростой мыслительный прием. В некоторых случаях просто естественно «двигаться в обратном направлении». Я хочу попасть из Лондона в Эдинбург. Я знаю, что стоит мне только попасть в Ньюкасл, и оттуда будет очень просто добраться до Эдинбурга. Но как же мне попасть в Ньюкасл? Так, если я доберусь до Йорка, оттуда совсем несложно попасть в Ньюкасл. Но как же добраться до Йорка? Нужно только доехать до Питерборо, а оттуда попасть в Йорк будет просто. Теперь надо как-то добраться до Питерборо. А проще всего туда попасть из Лондона. Итак, маршрут выбран. Проблема решена.

В некоторых случаях можно двигаться методично. Если я попаду в эту точку, то оттуда совсем несложно достичь конечной цели. Но теперь, когда эта точка становится целью, как попасть в нее?

Если бы товары были недоступны, прекратились бы кражи из магазинов. Но как сделать товары недоступными? Поместить их за дверью, которая открывалась бы только по предъявлению кредитной карточки. Или просто выставить образцы товаров, а сами товары выдавать покупателю лишь на кассе. Если бы магазинных воров было просто поймать, они остерегались бы воровать. Но как показать воришкам, что их могут запросто словить? Расставить везде видеокамеры, выдавать вознаграждение всем покупателям, содействующим в поимке воров, публично объявлять имена тех, кого поймали на месте преступления, и т. д. — все это пути предотвращения магазинных краж.

Если было бы невозможно вынести украденный товар из магазина, то не было бы смысла его красть. Как сделать так, чтобы украденные вещи невозможно было вынести из магазина? Можно, например, пропитать все товары специальным запахом, который устранялся бы только на кассе, и поставить на выходе злую собаку, которая обнюхивала бы всех покупателей, покидающих магазин. В некотором смысле метод «движения в обратном направлении» является формой «пересмотра» или «трансформации» проблемы.

Движение в обратном направлении обычно требует одной или нескольких идей в качестве шагов, как было показано в примере с магазинными кражами. В некотором смысле и веер концепций является одной из форм движения в обратном направлении. Можно достичть пункта А из пункта Б. Но как теперь попасть в пункт Б? Из пункта В. Итак, как мы будем добираться до пункта В?

Ситуация А. Проблема нехватки мест на автомобильной стоянке.

Метод обобщения. Нужна более просторная стоянка. Это может означать либо расширение имеющейся стоянки, достройка второго яруса или создание подземной площадки, либо постройку дополнительной стоянки в другом месте, но с автобусным сообщением до места назначения.

Ситуация Б. Новый ресторан, владелец которого хочет максимально быстро развить свой бизнес.

Метод обобщения . Люди должны как можно быстрее узнать о новом ресторане. Создайте вокруг него скандал. Пригласите на ужин двойников знаменитостей. Разрешите женщинам посещать ресторан «топлес».

Ситуация В. Проблема надписей на стене.

Метод обобщения . Сделайте надписи невидимыми. Днем на стену набрасывайте специальный занавес, который закрывал бы надписи, появившиеся ночью.

Веер концепций

Он является частью метода обобщения.

В правой части страницы мы пишем цель своего мышления. Она должна всегда предполагать достижение какого-то результата. Существует проблема, которую нужно решить. Есть результат, который нужно получить. Должно произойти улучшение в определенном направлении. Веер концепций не работает с моделью или открытой, творческой ситуацией. Должна быть четко определена конечная цель.

После чего мы говорим, какие общие концепции (называемые направлениями) приведут нас к конечной цели. Предположим, мы рассматриваем проблему нехватки квалифицированных работников. Общие концепции могут быть следующими:

Увеличить поступление на работу квалифицированного персонала.

Сократить потребность в квалифицированном персонале.

Повысить производительность труда уже имеющихся работников.

Затем мы берем каждую из этих концепций и определяем ее в качестве конечной цели. Как нам достигнуть ее? Как нам двигаться в этом «направлении»?

Итак, как увеличить число квалифицированных работников?

Дополнительно нанять на работу нескольких профессионалов.

Повышать квалификацию имеющихся работников.

Набрать квалифицированных работников с другого предприятия для работы вне штата (внешний источник).

Как сократить потребность в квалифицированном персонале?

Снизить сложность операций.

Ввести автоматизацию.

Сократить количество операций.

Снизить предъявляемые к работе стандарты.

Как повысить производительность труда уже имеющихся работников?

Повысить мотивацию к работе.

Увеличить продолжительность рабочего дня.

Постоянно использовать особые навыки и умения работников.

Полноценно использовать их рабочее время.

После этого мы берем каждую из этих «концепций» и пытаемся отыскать практические пути ее осуществления. Это следует проделать с каждой концепцией. Теперь веер раскрылся, предлагая множество путей решения проблемы. Вместо того чтобы рассматривать каждую концепцию, приведу лишь несколько примеров.

Концепция: повышать квалификацию персонала.

. Идея: обучайте своих собственных работников.

. Идея: поручите работу своим собственным работникам, поставив перед ними задачу самостоятельно повысить квалификацию.

. Идея: вместе с другими работодателями, столкнувшимися с такой же проблемой, создайте институт по повышению квалификации рабочего персонала.

Концепция: автоматизация.

. Идея: для принятия решений используйте экспертные системы. Идея: ввести компьютерное управление техникой.

. Идея: электронное сканирование и создание файлов всей документации.

Концепция: постоянное использование особых умений и навыков работников.

. Идея: предоставьте работникам, обладающим специальными навыками, ассистентов для выполнения работы, не требующей применения этих специальных навыков.

Два основных вопроса, связанных с использованием веера концепций, заключаются в следующем:

1. Как он работает? Этот вопрос отправляет нас к широкому концу веера, где находятся все идеи. Каков реальный механизм работы этого приема? Каким образом автобусы могут помочь решить проблему автомобильных пробок? Очень просто — они увеличат «плотность» передвижения: большее количество людей на транспортное средство.

2. Как этого можно достигнуть? Этот вопрос отправляет нас к суженному концу веера, где расположены определенные концепции. Какие специфические концепции могут помочь претворить эту идею в жизнь? Как можно применить эту концепцию и где? Как снизить количество поездок в час пик? Отрегулировав особым образом часы работы предприятий. Сообщать о том, на какое время приходится час пик, чтобы люди могли избежать его.

Один и тот же вопрос может находиться в различных областях веера концепций. Например, решение «обойтись без» является одновременно широким направлением, или идеей, для решения проблемы недостатка воды и концепцией, служащей идее «снизить потребление». Веер концепций не предполагает анализа, поэтому вы можете повторять одну и ту же концепцию неограниченное число раз.

Обычно требуется несколько моделей веера концепций. Сначала вы создаете свой первый веер, но потом дополняете и совершенствуете его, получая вторую модель. Может быть также и третья. Это довольно мощный прием, но он требует тренировки.

Описывая метод обобщения, я уже говорил, что одновременно можно использовать несколько идей различной степени обобщенности. В веере концепций существуют для этого различные уровни. Первый уровень — самый обобщенный, его еще называют основным «направлением». Затем следуют концепции. Наконец, самый последний уровень — «практическая идея».

Иногда между «направлением» и «практической идеей» могут существовать несколько уровней концепций. Но каждый последующий уровень всегда более специфичен, чем предыдущий.

Теперь мы применим веер концепций к каждой из трех мыслительных ситуаций, а затем перейдем к третьей части метода обобщения.

Ситуация А. Проблема нехватки мест на стоянке.

Веер концепций . Общие направления могут быть следующими:

Расширить стоянку;

Уменьшить габариты машин;

Сократить число клиентов;

Заставить людей довольствоваться сложившейся ситуацией.

Мы можем последовать в любом из этих направлений, но в качестве примера рассмотрим лишь одно — как заставить людей довольствоваться сложившейся ситуацией:

Мы позволяем им самим установить порядок пользования стоянкой;

Мы устанавливаем вознаграждение тем, кто не пользуется стоянкой;

Мы устраиваем жеребьевку;

Мы предоставляем им лучшую стоянку.

Мы позволяем им создать комитет, который разработал бы стратегию пользования стоянкой. Пусть они сами методом голосования выберут один из предложенных комитетом вариантов.

Мы увеличиваем зарплату тем, кто добровольно отказывается от своего права на пользование стоянкой. Мы разрешаем тем, кто не пользуется стоянкой, приходить на работу позже (или уходить с работы раньше).

Каждый месяц с помощью жеребьевки выбираются те, кто будет в этом месяце пользоваться стоянкой. "Это поможет избежать зависти и разговоров о том, что кому-то отдается предпочтение.

Мы организовываем общий фонд машин. Покупаются специальные микроавтобусы для фонда. Мы организуем прямое автобусное сообщение до места новой стоянки.

Ситуация Б. Новый ресторан.

Уровни жизни, которые необходимо выучить 1. Самое важное в вашей жизни - это близкие люди. Всегда ставьте их на первое место. Они важнее вашей работы, хобби, компьютера. Цените их, словно они - это вся ваша жизнь. Потому что так оно и есть. 2. Вещи собирают пыль. Время и деньги, которые вы тратите на вещи, однажды погубят вас. Чем меньше вещей вы имеете, тем более вы свободны. Покупайте с умом. 3. Жизненный опыт - это одна из самых важных вещей в жизни. Мы все стремимся быть самостоятельными, мудрыми, уверенными в себе личностями. Однако порой мы забываем о том, что наша мудрость - это опыт, полученный в течение многих лет. Ради такого опыта многие люди проходят через множество препятствий и жизненных трудностей. По этой причине опыт старшего поколения очень для нас важен, так как он несет в себе жизненные уроки - самые ценные знания. 4. Жизнь - это то, что есть сейчас. Мы всегда ждем невероятных вещей, которые будут происходить в будущем, но забываем о том, что жизнь идет прямо сейчас. Научитесь жить настоящим моментом и перестаньте надеяться на иллюзии в будущем. 5. Страх - это иллюзия. Большинство вещей, которых мы боимся, никогда не случатся. Но даже если они происходят, то зачастую оказываются не такими плохими, как мы думали. Для многих из нас страх - это худшее, что может случиться. Реальность не так страшна. 6. Долги того не стоят. Тратьте деньги по своим возможностям. Живите свободно. Долги не позволят вам этого сделать. 7. Ваши дети - это не вы. Вы приводите детей в этот мир и заботитесь о них до тех пор, пока они не могут сделать этого сами. Обучайте их, любите, поддерживайте, но не меняйте. Каждый ребенок уникален и должен прожить свою жизнь. 8. Дружба требует внимания. Оберегайте дружбу, как декоративное растение. 9. Возраст - это число. Когда вам 20, вы думаете, что 50 - это кошмар. Но когда вам 50, вы чувствуете, что вам 30. Наш возраст не должен определять наше отношение к жизни. Не дайте цифрам изменить вас настоящего. 10. Позерство строит стены. Создание образа другого человека с целью впечатлить кого-то сыграет с вами злую шутку. Очень часто люди видят вас настоящего сквозь образ, и их это отталкивает. 11. Физические упражнения - это сила. Занятия физкультурой на постоянной основе должны стать частью вашего образа жизни. Это делает вас сильнее физически, морально и эмоционально. Также это улучшает здоровье и внешний вид. Физкультура - это лекарство от всех болезней. 12. Обида причиняет боль. Отпустите ее. Другого правильного пути просто нет. 13. Страсть улучшает жизнь. Когда вы находите любое занятие, от которого вы без ума, каждый день становится подарком. Если вы еще не нашли свое любимое занятие, поставьте себе цель сделать это. 14. Путешествия дают опыт и расширяют сознание. Путешествия делают вас интереснее, мудрее и лучше. Они учат вас взаимодействовать с людьми, их привычками и культурами. 15. Вы не всегда правы. Мы думаем, что знаем ответ на любой вопрос, но это не так. Всегда есть кто-то умнее вас, а ваши ответы не всегда верны. Помните об этом. 16. Это пройдет. Что бы ни случилось в жизни, это пройдет. Время лечит, а вещи меняются. 17. Вы определяете свое предназначение. Жизнь скучна без цели. Решите, что важно для вас, и постройте свою жизнь вокруг этого. 18. Зачастую риск - это хорошо. Чтобы изменить свою жизнь, приходится рисковать. Принятие обдуманных и рискованных решений помогает вам расти. 19. Перемены всегда к лучшему. Жизнь меняется, и не стоит сопротивляться этому. Не бойтесь изменений, плывите в потоке и воспринимайте жизнь как приключение. 20. Мысли нереальны. Ежедневно в голове пролетают тысячи мыслей. Многие из них - негативные и пугающие. Не верьте им. Это всего лишь мысли, и они не станут реальностью, если вы им не поможете. 21. Вы не можете контролировать других. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди вели себя так, как хочется нам. Но реальность такова, что мы не можем изменить других людей. Уважайте уникальность и независимость каждого человека. 22. Ваше тело - это храм. У каждого из нас есть что-то, что мы ненавидим в своем теле. Но наше тело - это единственное, что принадлежит только нам. Относитесь к нему с уважением и заботьтесь о нем: не пейте, не курите, правильно питайтесь и ведите активный образ жизни. 23. Вы справитесь. Не важно, какая ситуация возникла у вас в голове. Реальность такова, что вы можете с этим справиться. Вы гораздо сильнее и мудрее, чем думаете. Вы пройдете сквозь это и переживете. 24. Благодарность делает человека счастливее. Причем не только того, кому адресована благодарность, но и того, кто ее говорит. Не забывайте благодарить людей за все, что они для вас делают. 25. Прислушивайтесь к интуиции. Ваши рассуждения очень важны, но интуиция - это ваша суперсила. Она использует ваш опыт и жизненную модель, чтобы найти ответ на любой вопрос. Иногда она возникает спонтанно, и лучше прислушайтесь к ней. 26. Честность к самому себе - это свобода. Будьте честным с самим собой. Самообман - это ослепление самого себя. 27. Идеалы скучны. Перфекционизм сделает вашу жизнь скучной. Наши отличия, особенности и недостатки - это то, что делает нас уникальными. Помните об этом. 28. Действуйте, чтобы найти цель в жизни. Она не найдет себя сама. Помогите ей в этом и делайте все возможное, чтобы отыскать цель. 29. Маленькие вещи тоже важны. Все мы ждем больших побед и достижений, забывая о том, что они состоят из мелких и иногда даже незаметных шагов. Цените эти шаги. 30. Учитесь. Всегда. Если вы думаете, что знаете хотя бы 1% всего, что есть в нашем мире, то вы еще никогда так не заблуждались. Учитесь каждый день, узнавайте что-то новое о разных вещах. Учеба держит наш мозг в тонусе даже в зрелом возрасте. 31. Беспокойство бессмысленно. Вам стоит беспокоиться только в том случае, если это приведет вас к решению проблемы. Но природа беспокойства такова, что этого никогда не случится. Беспокойство отключает ваш мозг, и вы просто не в состоянии решить сложившуюся ситуацию. Поэтому научитесь справляться с беспокойством и постарайтесь избавиться от него. 32. Исцелите свои раны. Не дайте ранам из своего прошлого сказываться на вашей настоящей жизни. Не притворяйтесь, что они ничего не значат. Найдите поддержку у близких людей. 33. Проще - лучше. Жизнь полна сложностей, путаниц и обязательств, которые делают ее только хуже. Простая жизнь дает пространство для радости и любимых занятий. 34. Делайте свою работу на отлично. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, вам придется поработать. Конечно, есть редкие исключения, но не надейтесь на них. Надейтесь на себя. 35. Никогда не поздно. Поздно - это лишь оправдание для того, чтобы не пытаться. Добиться поставленных целей можно в любом возрасте. 36. Действия исцеляют тоску. Любые действия - это лекарство от беспокойств, прокрастинации, тоски и тревоги. Перестаньте думать и сделайте хоть что-нибудь. 37. Отпустите предрассудки. Не будьте привязаны к мнению или убеждениям общества. Будьте открытым для любой возможности или идеи. Вы удивитесь, как много возможностей дает жизнь, если их не отвергать. 38. Слова имеют значение. Думайте, прежде чем говорить. Не используйте слова для того, чтобы обидеть человека. Когда вы сделаете это, назад дороги уже не будет. 39. Живите каждым днем. Когда вам будет 90 лет, сколько дней у вас останется? Живите и цените каждый из них. 40. Любовь - это ответ на любой вопрос. Любовь - это то, почему мы здесь. Это сила, которая движет миром. Делитесь ею и выражайте ее каждый день. Делайте мир лучше.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения