Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Из педагогической печати статьи о зпр. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии

Дети с задержкой психического развития

В образовательные учреждения приходят дети, разные по поведению, по характеру, по уровню развития познавательных процессов. Одни усваивают знания легко, другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и необходимой помощи взрослых они усваивают программный материал.
Что же мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название ”задержка психического развития” (ЗПР).
Под этим термином понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает
(как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе, усвоения им государственного стандарта знаний, которые соответствуют возрасту дошкольника, и стандарта школьных знаний.
Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которых лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям образовательного учреждения.

Понятие ”задержка психического развития” и ее классификация

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которых нельзя отнести к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую ”зону ближайшего развития”. Эти дети были отнесены к особой категории - детей с задержкой психического развития.
Под термином ”задержка психического развития” понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций(моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, орга- ническая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.
М.С. Певзнер и Т.А. Власова рассматривали вопрос о том, какую роль играли эмоциональное развитие и нейродинамические расстройства (астенические и церебральные состояния) в формировании личности ребенка с ЗПР. Они выделили задержку психического развития, возникающую на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и за держку, возникающую на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и цоребрастеническим со стояниям организма.
Различие патогенетических механизмов обусловливало и различие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивалась как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При преобладании же выраженных нейродинамических, в первую очередь стойких церерастенических, расстройств ЗПР оказывалась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.
В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая систематика задержки психического развития. Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

Каждый из этих типов может быть осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических - и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.
Представленные клинические типы наиболее стойких форм задержки психического развития в основном отличаются друг от друга именно особенностью струк-туры и характером соотношения двух основных компо-нентов этой аномалии: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации и производительности, а с нейродинамическими расстройствами связаны тонус и подвижность психических процессов.

Задержка психического развития конституционного происхождения - так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.

Характерны преобладания эмоциональной мотивации поведения,повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года, для них характерна живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые порывистые движения. Он неутомимы в игре и быстро утомляются при выполнении практических заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредоточенного внимания до-вольно продолжительное время (рисование, математика, письмо, чтение).
Детям свойственна слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На занятиях ”выключается” и не выполняют задания, плачут по пустякам, быстро успокаиваются при переключении на игру или что-то, доставляющее удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя неприятные для них жизненные ситуации. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у таких детей в младших классах, М.С. Певзнер и Т.А. Власова связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов.

Гармонический инфантилизм - это как бы ядерная форма психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, наличие семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституционную этиологию этого типа инфантилизма. Нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с неглубокими обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни.

Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедленном темпе психического развития детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванный режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
Как известно, неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.
Этот тип задержки психического развития следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева, 1959), чаще всего обусловленной явлением гипоопеки - условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития по типу ”кумира семьи” обусловлен, наоборот, гиперопекой - изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности.
Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет выполнять задания самостоятельно.
Адаптация в коллективе этой категории детей затруднена из-за таких черт характера, как эгоизм, противопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребенка невротического состояния.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.
В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе. Неблагоприятные условия воспитания обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей.
Лев Семенович Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

В неблагополучных семьях ребенок испытывает дефицит общения. Эта проблема со всей остротой встает в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией. При сохранном интеллекте эти дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность: испытывают трудности при планировании и вычленении ее этапов, им недоступна адекватная оценка результатов.
Отмечаются выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, когда необходимо их выполнять по словесной инструкции. С одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой - очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам.

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития.
Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности
(тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору) , недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсикодистрофирующих заболеваний первых лет жизни.
Анамнестические данные часто указывают на замедление смены возрастных фаз развития:
запаздывание формирования статистических функций ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития
(недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.
В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегетативно-сосудистой дистонии.
Церебрально-органическая недостаточность, прежде всего, накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР - как на особенности эмоциональноволевой незрелости, так и на характер нарушений познанательной деятельности.
Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Самостремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях. Зачастую в игру прекращается деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной деятельности, например приготовление уроков.
В зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма:
неустойчивый - с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.
Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.
Психолого-педагогические исследования, проведенные еще в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, констатировали, что у этих детей наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, дол-говременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в ”правом - левом”, явления зеркальности в письме, затруднения в различии сходных графем.

Тема: ЗПР. Определение, основные причины, их краткая характеристика.

План:

Введение.

1. Определение ЗПР

2.Причины ЗПР и их характеристика.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Список литературы.

Введение.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»

1. Определение ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность - это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

2.Причины ЗПР и их характеристика.

Причинами задержки психического развития могут быть тяже­лые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуаль­ная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан­тилизм» - по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстрой­ства невротического характера, связанные, как правило, с край­не неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

По данным Американской ассоциации по изучению повреж­дений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % со­ставляют дети, которые получили травму головы в период от рож­дения до 3-4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бы­вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем дет­стве может привести даже к необратимым последствиям. Это бы­вает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяже­ние нервных волокон, которое может проявляться в более выра­женных случаях на протяжении всей жизни.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Остановимся на классификации детей с задержкой психиче­ского развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (клас­сификация К.С.Лебединской) четыре группы.

Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно вы­ражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они нахо­дятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выражен­ность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Гармонический инфантилизм - это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задер­жано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое - наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединя­ются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа - задержка психического развития сомато­генного происхождения, которая связана с длительными тяже­лыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приво­дит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточ­ность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отра­зиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

Третья группа - задержка психического развития психо­генного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фикси­руются довольно редко, так же как и задержка психического раз­вития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недо­статочности центральной нервной системы с соматической ос-лабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семей­ного воспитания.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызываю­щими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия - безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблаго­приятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрыв­чатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интел­лектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию иска- женной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявля­ется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

При отсутствии органической или выраженной функциональ­ной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной шко­лы (особенно если педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

Последняя, четвертая, группа - самая многочисленная - это задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Причины - различные патологические ситуации беременно­сти и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время бе­ременности, интоксикации, а также травмы и заболевания цент­ральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Осо­бенно опасен период до 2 лет.

Травмы и заболевания центральной нервной системы могут при­вести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.

Таким образом, органический инфантилизм - это инфанти­лизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каж­дой из перечисленных групп детей с задержкой психического раз­вития имеются варианты, различные как по степени выраженно­сти, так и по особенностям индивидуальных проявлений психи­ческой деятельности.) В дальнейшем изложении речь пойдет пре­имущественно об этой форме задержки психического развития, поскольку дети с органической или функциональной недостаточ­ностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обуче­ния, и именно они составляют основной контингент специаль­ных детских садов (групп), школ и классов для детей с задержкой психического развития.

Вывод.

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального уров­ня развития дети с задержкой психического развития оказывают­ся часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможно­сти. Специальная психология для детей с задержкой психического развития заключается в том, чтобы вовремя заметить данный факт и приложить всевозможные усилия для того, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным человеком.

Список литературы.

1. В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солн­цева Специальная психология: Учеб. пособие для студ. 2005

2. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения 2004.

3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. 1993.

4. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) / Под ред. В.И.Лубовского. – Смоленск: Педагогика, 1994. - 110 с.

Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющие генетически обусловленную недостаточность головного мозга.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы деятельности этих детей.

Эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающими детьми. Они не могут полностью охватить предмет со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнавать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Это ограничивает возможности наглядно –образного мышления, что можно увидеть при использовании таких методик как: «Перцептивное моделирование», «Рыбка».

Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти (методика «10 слов»).

У детей с ЗПР снижен интерес к познавательным заданиям. Дети пытаются «уйти» от заданий, заговаривают на другую тему. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности.

Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР – инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

ЗПР встречается значительно чаще других, более грубых нарушений онтогенеза. В результате многочисленных исследований выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых имеет свою структуру и особенности. Различной бывает и степень задержки. Чем раньше она выявляется тем больше возможностей скорректировать имеющие недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для каждого ребенка эта помощь сугубо индивидуальна.

Роль психолога в коррекции психического развития детей, имеющих сочетанные нарушения (речевые и интеллектуальные), очень велика. На него возлагают надежду и воспитатели и логопеды, ожидая конкретной помощи в коррекции умственной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника. Психолог зачастую выступает инициатором объединения усилий всех участников коррекционного процесса (в рамках медико-психолого-педагогического консилиума или другой формы взаимодействия специалистов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с задержкой психического развития.

Психологическое сопровождение детей

с ЗПР.

Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющие генетически обусловленную недостаточность головного мозга.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы деятельности этих детей.

Эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающими детьми. Они не могут полностью охватить предмет со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнавать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Это ограничивает возможности наглядно –образного мышления, что можно увидеть при использовании таких методик как: «Перцептивное моделирование», «Рыбка».

Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти (методика «10 слов»).

У детей с ЗПР снижен интерес к познавательным заданиям. Дети пытаются «уйти» от заданий, заговаривают на другую тему. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности.

Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР – инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

ЗПР встречается значительно чаще других, более грубых нарушений онтогенеза. В результате многочисленных исследований выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых имеет свою структуру и особенности. Различной бывает и степень задержки. Чем раньше она выявляется тем больше возможностей скорректировать имеющие недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для каждого ребенка эта помощь сугубо индивидуальна.

Роль психолога в коррекции психического развития детей, имеющих сочетанные нарушения (речевые и интеллектуальные), очень велика. На него возлагают надежду и воспитатели и логопеды, ожидая конкретной помощи в коррекции умственной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника. Психолог зачастую выступает инициатором объединения усилий всех участников коррекционного процесса (в рамках медико-психолого-педагогического консилиума или другой формы взаимодействия специалистов).


Тема статьи «Особенности детей с задержкой психического развития» 1. Темп психического развития Темп психического развития ­ степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется и развивается. Это диохронная (дио - сквозь, хронос - время) система. Сюда относится, например, закономерная последовательность развития интеллекта, описанная швейцарским психологом Ж.Пиаже (1896-1980). В процессе психического развития стадии нарастания функций чередуются со стадиями стабилизации. Так происходит переход количественных изменений в качественные. Процесс развития разных сторон целостной личности, уровней ее индивидуального сознания также происходит неравномерно, поэтому в личности могут сочетаться зрелость - в других. Интегральной характеристикой физического и психического развития выступает скорость изменений. По этому признаку людей можно разделить на три группы: 1) с ускоренным (примерно 25 %), 2) равномерным (50 %) и 3) замедленным развитием (25 %). в одних отношениях и инфантилизм 2. Понятие задержки психического развития как крайнего варианта нормы. Развитие дифференцированного изучения детей с различными отклонениями позволило выделить категорию детей, особенности психического развития которых не позволяют им без специально созданных условий полноценно усваивать учебную программу общеобразовательной школы, но в то же время существенно отличают их от детей ­олигофренов, обучающихся в коррекционных школах. В эту категорию входят дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза. Дети с таким диагнозом развиваются медленнее, чем их сверстники. Задержка психического развития (ЗПР) проявляется рано. Исходной причиной ее могут быть алкоголизм родителей, болезни матери во время беременности, родовые травмы, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, выражающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной и некоторые другие вредности,

системы. В специальной литературе задержку психического развития иначе называют минимальной мозговой дисфункцией. Клиническая классификация, разработанная К. С. Лебединской, относит к ЗПР детей с цереброастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также тех, у которых после длительных соматических заболеваний отмечается функциональная недостаточность центральной нервной системы. При задержке психического развития наблюдаются нарушения как эмоционально­потребностной, так и интеллектуальной сфер. В первых случаях преобладает эмоциональное недоразвитие, в других – нарушения познавательной деятельности. Нарушения эмоционально­волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффектной возбудимости, двигательной расторможенности либо вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движения. Лепка, рисование, конструирование, письмо даются детям с ЗПР с трудностями из­за малой дифференциации движений кистей рук. В речевом плане отмечается нарушение звукопроизношения, бедность словаря, аграмматизмы. Выделяют чаще всего две подгруппы: дети с ЗПР конституционального происхождения (психическим или психофизическим инфантилизмом) и дети с задержкой развития церебрально­органического происхождения. Характерным признаком для детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе. При ЗПР конституционального происхождения младшие школьники даже внешне похожи на дошкольников. Они часто физически менее развиты, чем их сверстники, их отличают яркие эмоциональные реакции, большая внушаемость, несамостоятельность, игровые интересы. Дети совершенно не воспринимают школьную ситуацию, пытаются играть во время уроков, не усваивают программный материал. детская непосредственность, ЗПР церебрально­органического происхождения оказывается, как правило, наиболее тяжелой. Недостаточность развития памяти и внимания, инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемость обусловливают существенные нарушения познавательной

деятельности. Непродуктивность мышления, неразвитость отдельных интеллектуальных операций могут подвести к установлению ошибочного диагноза «олигофрения». 3. Основные особенности ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально­органического происхождения Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное отличие – в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций. ЗПР конституционального происхождения При этом виде задержки психического развития эмоционально – волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально – волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе. ЗПР соматогенного происхождения Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из­за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья. ЗПР психогенного характера

Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно­психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативной функции, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития. ЗПР церебрально­органического происхождения Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально­волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога. 4. Условия обучения, необходимые для детей с ЗПР Чтобы помощь ребенку с ЗПР оказывалась в правильном направлении, очень важно верно дифференцировать данный прогноз от других форм интеллектуальной недостаточности. Выводы исследователей показывают, что детям с задержкой психического развития во всех ее клинических проявлениях можно помочь при определенной коррекционно­педагогической работе с ними (Астанов В.М. Хрестоматия: Дети с нарушениями развития). Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы VII вида. Поступление детей в данные школы возможно только при наличии заключения психолого­медико­педагогической комиссии и с согласия родителей либо опекунов ребенка. Прием детей по возрасту происходит таким образом: если ребенок до поступления в коррекционную школу обучался в массовой школе с 6­летнего возраста, то он принимается в 1­й класс данной школы, а если с 7 лет пошел в общеобразовательную школу, то

зачисляется во 2­й класс коррекционного учреждения. Если же ребенок показывает неспособность к освоению программы массовой школы и не обучался в ней, то он зачисляется в 1­й класс коррекционной школы данного вида с 7­летнего возраста со сроком обучения 5 лет. Для более успешной работы преподавателя в классе должно быть не более 12 человек. В ходе коррекционно­педагогической работы детям с задержкой психического развития должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Преподавателю необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, чтобы, понять, где его слабое место, и затем еще раз объяснить, показать и донести до ученика не понятый им материал. Также учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую утомление наступает очень быстро и, как следствие, материал ими усвоен в полном объеме не будет. В данных школах дети обучаются по базовым учебным предметам ­ таким, как развитие речи, русский язык, математика, ритмика, труд – и предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром. Кроме учебной коррекционной работы проводится и лечебно­ профилактическая работа с данными детьми. Она включает различные лечебно­физкультурные занятия. Вся учебно­воспитательная работа в данной школе должна основываться на принципах коррекционной педагогике и понимания первопричины отклонений в психическом развитии у этих детей, должна обеспечиваться подготовка в личностно­развивающей сфере ребенка. При правильно организованном подходе к каждому ребенку такие дети способны на значительный прогресс в знаниях, умениях и навыка. (А.Д, Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. Основы коррекционной подготовки). Положительная динамика дает возможности детям нормально адаптироваться в обществе. 5. Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка 1. Возрастная норма - количественные среднестатистические параметры, характеризующие морфофизиологические особенности организма. Такое представление о норме уходит своими корнями в те времена, когда практические потребности заставили выделить некоторые средние стандарты развития, от которых отличали многочисленные уродства и аномалии. Несомненно, что на определенном этапе развития биологии и медицины подобный подход сыграл прогрессивную роль, позволив определить среднестатистические параметры морфофункциональных особенностей развивающегося организма. В настоящее время при использовании среднестатистических показателей обязательно учитывают их разброс, отражающий вариативность нормы развития.

2. Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей развития. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по ­ разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания. Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2­3 года), преддошкольпый возраст (3­5 лет), дошкольный возрост (5­6 лет), младший школьный возраст (6­10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11­15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15­18 лет). 6. Аномальное развитие

К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие: 1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые); 4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты); 5) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые); 6) дети с нарушениями опорно­двигательного аппарата; 7) дети с выраженными психопатическими формами поведения. Каких детей считают аномальными? К аномальным (греч. anomalos неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития. Дефект у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях. Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании. Чем, по мнению Л.С. Выготского, определяется процесс формирования ребенка? По Л.С.Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Обучение, по Л.С.Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для

ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С.Выготский, – когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Что такое ЗПР?

Эти три зловещие буквы есть не что иное,как задержка психического развития.Звучит не слишком приятно,правда? К сожалению,сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес,вокруг нее ведется множество споров.Все это связано с тем,что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно,может иметь множество различных предпосылок,причин и следствий.Явление,сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа,индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Задержка психического развития у детей является сложным нарушением,при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической,психологической и физической деятельности.

Что страдает

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии,как умственная отсталость,первичное недоразвитие речи,слуха,зрения,двигательной системы.Основные трудности,которые они испытывают,связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.Нужно также отметить,что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени,и по степени проявления.

Предварительный просмотр:

Кто эти дети

Ответы специалистов на вопрос,каких детей следует причислять к группе с ЗПР,тоже весьма неоднозначны.Условно , их можно разделить на два лагеря.

Первые придерживаются гуманистических взглядов,считая,что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье,недостаток общения и культурного развития,тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные,труднообучаемые,педагогически запущенные.Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии,а последнее время он получил широкое распространение и у нас.Многие исследователи приводят данные о том,что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях,где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического.Отмечено,что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.

Наверное,правильнее всего учитывать и те,и другие факторы.

Причины ЗПР

В качестве причин,приводящих к задержкам психического развития,выделяют следующие:

Предварительный просмотр:

1.Биологические:

*патология беременности (тяжелые токсикозы,инфекции), внутриутробная гипоксия плода;

*недоношенность;

*асфиксия и травмы при родах;

*заболевания инфекционного,токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;

*генетическая обусловленность.

2.Социальные:

*длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;

*неблагоприятные условия воспитания,частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.

Классификация ЗПР

Задержку психического развития принято делить на четыре группы.Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами,имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для

этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы,которая находится как бы на более ранней сту-

Предварительный просмотр:

пени развития.Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме.Нужно понимать,что психический инфанти- лизм-это не болезнь,а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения,который,однако,мо- жет существенно отразиться на деятельности ребенка.

Такой ребенок часто бывает несамостоятелен,тяжело приспосабливается к новым для него условиям,часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным;для него характерен повышенный фон настроения,бурное проявление эмоций,которые при этом весьма неустойчивы.Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи,сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие.Такой малыш может вести себя весело и непосредст- вено,его отставание в развитии не бросается в глаза,однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

Второй тип - ЗПР соматогенного происхождения.Относятся ослабленные,часто болеющие дети.В результате длительной болезни,хронических инфекций,врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития.Это объясняется тем,что на протяжении долгой болезни,на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает,а, следовательно,не может полноценно разви- ваться.Низкая познавательная активность,повышенная утомляемость,притупление внимания-все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

Сюда же относят детей из семей с гиперопекой-чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша.Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде,не отпускают его ни на шаг,все делают за него,опасаясь,что ребенок может себе навредить,что он еще мал.В такой ситуации близкие,считая свое

Предварительный просмотр:

поведение образцом родительской заботы и опеки,тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности,а зна- чит - и познанию окружающего мира,формированию полноценной личности.Необходимо заметить,что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больным ребенком,где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние,стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

Третий тип – ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша.Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье,проблемное воспитание,психические травмы.Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи,это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт,как нерешительность, несамостоятельность,отсутствие инициативы,боязливость и патологическая застенчивость.

Здесь,в отличие от предыдущего типа ЗПР,имеет место явление гипоопеки,или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности,педагогической запущенности.Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе,неумение контролировать собственное поведение,безответственность и неспособность отвечать за свои поступки,недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

Четвертый тип – ЗПР церебрально-органического проис- хождения. Он встречается чаще остальных,и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

Предварительный просмотр:

Как следует из названия,основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения,а именно-недостаточность нервной системы,причинами которой могут стать:патология беременности, недоношенность,асфиксия,родовая травма.Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций,бедность воображения,незаинтересованность в оценке себя окружающими.

Особенности проявления ЗПР

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении,особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры,недостаточность мышечного и сосудистого тону- са,задержка роста),запаздывает формирование ходьбы,речи,навыков опрятности,этапов игровой деятельности.

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (ее незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом.У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций,характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности.Игра отличается бедностью воображения и творчества,монотонностью,од- нообразием.У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания,медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.Для ребенка с ЗПР необходим

Предварительный просмотр:

более длительный период для приема и переработки зритель- ных,слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее,чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем,недостаточно сформированные пространственные и временные представления,бедный словарный запас,несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

О профилактике

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту,либо уже тогда,когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении.А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.Проблема в том,что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным.

Таким образом,на первое место выходит профилактика ЗПР .Рекомендации по этому поводу,ничуть не отличаются от тех,кото- рые можно дать любым молодым родителям:это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов,избегание факторов риска,перечисленных выше,и конечно,пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни.Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения