Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя». О двояком отношении к вразумлениям Божиим

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Нередко Господь посылает нам свыше вразумление, направляя нас на спасительный путь жизни. Тем самым, Господь отводит нас от разного рода напастей, которые могут навредить нашей душе и причинить болезнь нашему телу.

Есть одна замечательная притча из Толкового Пролога, составленная протоиереем Виктором Гурьевым, которая поучающает нас серьезности и внимательности к вразумлениям Божиим:

«Для обращения христиан к покаянию, Господу Богу угодно бывает являть иногда некоторые особенные действия Своего Промысла. Так, одни удостаиваются для своего вразумления чрезвычайных видений и откровений; другие видят в своей жизни разные необыкновенные случаи и обстоятельства, в которых ясно открывается карающая и милующая рука Божия. К этим неисповедимым путям Промысла Божия можно относиться двояко; а как именно, покажет пример нижеследующий:

«Один, живший в Царьграде, известный царю, молодой художник, о своем спасении крайне небрег. Господь, желая вразумить его, однажды показал ему во сне следующее: увидал юноша, что он с некоторою сделанною им вещью пришел к царю.

Царь сначала принял его благосклонно и беседовал с ним; но потом, вдруг схватив его одною рукою за власы, а другою обнажив меч, трижды замахнулся им над главою его. Юноша принял это сначала за шутку; но когда царь объявил, что хочет лишить его жизни, и коснулся мечом самой шеи его, юноша пришел в неописанный ужас и от оного проснулся.

Придя чрез несколько времени в себя, он стал размышлять, что бы значил его сон, и наконец убедился, что этим видением Господь побуждает его к покаянию и исправлению жизни. Убедился юноша в последнем, но не исправился.

Тогда Господь вразумил его снова. Вскоре он впал в тяжкую болезнь и увидал себя однажды, во время оной, на судище Христовом. Пред ним предстоял, окруженный Ангелами, Иисус Христос, а позади него была страшная и мрачная пропасть.

— Знаешь ли, кто Я? — спросил юношу Господь.

— Знаю, Господи, — отвечал он, — что Ты нас ради воплотившийся Сын Божий и Бог, как и Писания нас учат.

— А если Ты знаешь Меня по Писанию, то почему забыл тот урок, который во сне дал тебе явившийся царь?

— Я ужасаюсь, Господи, — отвечал юноша.

— А если ужасаешься, то почему же не заботишься об исправлении?

И с этими словами Господь повелел его бросить в пропасть. Испугался юноша и стал призывать на помощь Пресвятую Богородицу, и эта молитва спасла его. Господь сказал: «Ради моления Матери Моей оставьте его». Этим видение кончилось.

Оправившись от болезни, юноша пошел к одному благочестивому иноку и рассказал ему виденное. Сей, выслушавши, сказал следующее: «Благодари Бога, что сподобился такого вразумления. Брось прежнюю жизнь, иначе пострадаешь, как пострадал тот, о котором я сейчас скажу тебе.

Муж некоторый, именем Георгий, подобно тебе, видел себя на суде Христовом, и после оного также связанным и ведомым в ту же пропасть, в которую и тебя влекли. В видении ему дано было двадцать дней на исправление, но он забыл о виденном и продолжал грешить. Через двадцать дней, однако, он на самом деле должен был предстать уже на действительный суд Божий, ибо разлучилась душа его с телом; теперь сам можешь судить о его участи.

Услышав это, юноша роздал имение свое бедным, стал вести богоугодную жизнь и в благочестии перешел в нужное время к вечным обителям.

Отсюда ясно, братие, что к вразумлениям Божьим или, вернее, к ведущей нас на покаяние благости Божией, можно относиться двояко: можно относиться без внимания, и в таком случае, выказать явную непростительную неблагодарность к Богу и, разумеется, навлечь на себя и большее осуждение. Можно относиться и со вниманием и с глубокою благодарностью к Богу, и начать деятельное исправление своей жизни, и чрез то получить от Бога прощение и блаженство вечное».

Обсуждение: 2 комментария

    Насколько я знаю,церковь учит не придавать значения снам,а тут молодой художник видит сон,на который он должен был обратить внимание.К тому же сам Господь говорит:»почему забыл тот урок, который во сне дал тебе явившийся царь?»Странная какая-то притча! сразу возникает вопрос:Так нужно ли верить снам или нет?Значит церковь учит нас не правильно?

    Ответить

    1. Татьяна, здравствуйте!
      Во многих православных книгах (Жития святых, Пролог, Описание явления икон Божией Матери и других) достаточно часто говорится о снах. О том, как во сне являлись святые угодники Христовы с назиданиями, или, даже, Сама Пресвятая Богородица указующая место обретения Её иконы.
      Вера в сны или их игнорирование — непростая тема.
      Но, если взглянуть на этот вопрос по простому, можно сказать, что мы не святые и не какие-то особенные по духовности люди, чтобы нам снились вещие сны от Бога.
      Данная притча не учит вере в сон, а наставляет на внимательность к своей духовной жизни. Господь довольно часто открывает нам Свою волю среди бела дня. Вразумляет на правильный спасительный путь. И это вразумление нужно улавливать, чтобы не сделать серьезных жизненных ошибок.
      Храни Вас Бог!

      Ответить

В день отдания Пасхи я отпевал на кладбище в сосновом лесу свою давнюю знакомую. Народу было немало. Рядом стояли родные и близкие люди, с которыми я не виделся лет сорок. Когда-то мы жили в одном посёлке Емвале, где наши дома стояли рядом вокруг небольшой площади. В каждом – по шесть семей. Мы были все как родные, знали не только, кто чем живёт, что ест, но даже где у кого деньги спрятаны. Я тогда работал водителем и помню, как сын бросался ко мне с криком: «Папка приехал!» А за ним – с десяток других малышей, которые повторяли за ним: «Папка приехал! Папка приехал!» Я усаживал их в машину и катал вокруг посёлка, делая два-три круга.

Сейчас они уже седовласые – эти дети, те, кто остался жив. Многих уже нет из тех, с кем мы дружили. К сожалению, эти замечательные люди очень далеки от Церкви. Я смотрел на них и думал, что, воистину, Господь пришёл на землю не ради праведников, а ради грешников. А мы в Емвале были окружены праведниками в ту далёкую эпоху, когда о Боге даже не говорили. Тогда, в начале семидесятых, и жизнь была налажена так, что располагала к честности, добродушию. Хочешь хорошо зарабатывать – иди честно трудись, и будут деньги. Хочешь квартиру – несложно найти такое место, где получишь её через пять-шесть лет. Все были защищены и законом, и социально, так что не было потребности ни грешить особо, ни обращаться к Богу. Наши друзья не хулят Господа, и не сказать, что плохо относятся к Церкви, просто не испытывают в ней потребности.

У Людмилы, которую мы отпевали, умер дней за сорок до неё любимый человек. Они жили нерасписанными, невенчанными, он даже не был крещён. Людмила очень тяжело переживала его кончину. Мы договорились встретиться. Я надеялся привести её к Богу, помочь воцерковиться. Но встреча откладывалась. Потом с Людмилой случился инсульт. Я собрался к ней, чтобы соборовать, исповедовать и причастить, но не успел. Она скончалась. Уже на могиле я предложил всем простить покойную, если чем досадила. Мне ответили: «Что вы, батюшка, она жила как ангел, никого не обижала и не осуждала!» Потом мы долго общались за поминальной трапезой. Я говорил о вере, о смерти и жизни, о рае и аде. Меня слушали с интересом. При расставании подходили, благодарили, обещали приехать и продолжить нашу беседу, даже высказывали желание воцерковиться. Но, скорее всего, мало кто приедет. Когда я потом сказал об этом на трапезе, один из братии нашей обители заметил, что даже если один придёт, и то слава Богу. Будем надеяться, что не один, что люди, которые мне дороги, не уйдут в инобытие внезапно, неподготовленными. Понимаю, что Господь сделает всё, чтобы им помочь.

Вчера я был у Анны. Ей девяносто лет. В наши края её, уже древнюю, привёз брат, чтобы позаботиться. Анна никогда не была замужем и всю жизнь провела при храме. В молодости пела в хоре, потом пекла просфоры. Братья ею очень гордились, почитая за праведницу, довольны были, что она молится за них, хотя сами в храм не стремились. Жили дружно, в достатке, а сестра постепенно глохла, слепла… и однажды отложила молитвослов со словами: «Всё, молиться я больше не буду. Устала». После этого она начала впадать в беспамятство, разговаривать с кем-то невидимым и даже сквернословить. Приехали за мной. В моём присутствии старушка вела себя хорошо, попросила благословить. Я её пособоровал, причастил – и понял, что происходит с этим воином Христовым, достойно сражавшимся много лет. Господь попустил ей впасть в немощь, чтобы родные осознали, чего стоит их жизнь без молитв Анны, чтобы они сами начали молиться. Ведь с тех пор, как сестра перестала просить о них Бога, братья стали ссориться и сейчас не разговаривают друг с другом. Род начал распадаться, а люди не понимали, что происходит, чего ждёт от них Господь. Я всё им объяснил. Они хорошие и к Богу расположенные – может быть, поймут, что нужно делать. Ведь раньше у них не было в Господе нужды, а теперь появилась.

Господь попускает и вразумляет. Одна бабушка из знакомой мне семьи никак не могла умереть, при этом изводила родных проклятьями и капризами. Несколько десятков лет она не ходила, и ухаживать за нею было подвигом. Уже устав от этих мучений, её дочь с мужем пришли ко мне за советом, что же им делать, как повлиять на живую, но невменяемую мать, которая и сама страдает, и мучает всех вокруг. Я сказал, что хорошо бы помолиться, чтобы Господь забрал бабушку к Себе. От меня отшатнулись и, быстро собравшись, уехали. Уж не знаю, что и подумали. Месяца через четыре звонят: «Вы на что намекали?» «Ни на что, – отвечаю, – не намекал. Нужно молиться о том, чтобы Господь прекратил мучения вашей семьи».

Старушке было больше ста лет, из них тридцать последних она мучилась и кричала. Приезжаю, осматриваюсь – в доме ни одной иконы. Спрашиваю: «Вы молитесь хоть о чём-то?» Нет, конечно. Говорю: «Она не умрёт, пока вы не обратитесь к Богу. Ради этого страдает тридцать лет». Помолились о несчастной. Она утихла на четверо суток. Потом снова пригласили. В квартире были уже и иконы, перед которыми горели лампады, и Евангелие, и Псалтырь, и Молитвослов. Старшие члены семьи начали молиться и утром и вечером, ходить в храм. Ещё раз помолились – и через два часа страждущая отошла. Через беду, мучения Господь привёл семью в Церковь.

Мне как священнику часто приходится иметь дело со смертью. Были на днях в Аджероме, служили панихиду по просьбе жителей. Там несколько огромных кладбищ – в сосновом лесу, как обычно бывает в Коми. Здесь лежат люди, погибшие в годы репрессий. Вспоминается, как авва Порфирий сказал своему духовному чаду, который с ним не соглашался: «Посмотри на сосну: сколько там иголок? – миллионы! А Бог всё знает, о каждой иголке печётся». Так и каждого безымянного, лежащего в песке под Аджеромом, Он знает поимённо. Есть невинные, подобные Вифлеемским младенцам, есть и грешники и безбожники, проливавшие чужую кровь, рушившие храмы. Понятно, что Господь обо всех позаботится. И понятно, зачем нам, нашей стране всё это было послано.

1. Горит, горит царей столица

Вся история России показывает, что отступление от православных нравственных начал, охлаждение к вере, всегда приносило нашему народу неисчислимые бедствия. И наобо­рот — покаяние, молитва, обращение к Богу поднимало дух на­рода и помогаю преодолевать тяжелейшие испытания. Еще ле­тописцы Киевской Руси предсказывали гнев Божий за кня­жеские усобицы, падение нравственности и отступление от евангельских заповедей. Что и подтвердилось татарским на­шествием. «Господь силу от нас отъя, а недоумение и грозу, и страх, и трепет вложи в нас за грехи наша», — говорится в Лавретьевской и Новгородской летописях. В тех же летописях утверждается, что Бог смирил русскую землю нашествием безбожных иноплеменников. А со смирения началось и духовное возрождение, семена которого посеял в русские души преподобный Сергий Радонежский и его ученики. Деятельность игумена Всея Руси Сергия Радонежского способствовала объединению народа, укреплению веры в побе­ду, военным и политическим успехам.

И все последующие события русской истории показы­вают, что за отступление от Православия грядет наказание, за обращение к Богу — прощение и помощь. Именно духовный упадок русских правителей и части народа в 17 веке привел к Смутному времени. Об этом свидетельствуют современники тех страшных событий. Так преподобный Галактион Вологодский предупреждал: «Православные, Господь Бог послал на нас гнев свой и воздвиг на нас языки польских и литовских людей за наши беззакония, вы же прибегните к покаянию и утвердите себя в воздержании и молитве». И взмолились о спасении нашего Отечества праведные православные христиане и вознес свой молитвенные воздыхания о русском народе святитель Гермоген. Тогда, как это было явлено святителю Арсению, архиепископу Элассонскому, заступничеством Богоматери «суд об Оте­честве нашем был переложен на милость».

Однако в конце 18 века наше высшее общество вновь стало изменять православию. В России стало распространяться французское вольномыслие, масонские идеи. Особенно ими было заражено дворянство. Следуя западному либеральному мировоззрению, оно стало впадать в пороки, которые на Руси еще не знали. Свобода нравов привела это сословие к половой распущенности, вольномыслие к насмешкам над православной верой и критике в адрес Церкви. Среди придворных чиновников и офицерства распространились казнокрадство и самоуправство. Женщины, зараженные идеями равноправия, стали поддаваться чувствам похоти. И все это происходила под лозунгом подражания «просвещенной» Европе. Святитель Игнатий Брянчанинов с горечью и возмущением говорил: «И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим».

Чуждыми православию западными либеральными идеями особенно заразилась столица. И тогда Божье наказание постигло нас в виде нашествия Наполеона и сожже­ния Москвы.

Поэт и Федор Глинка написал об этом так:

Горит, горит царей столица;

Над ней в кровавых тучах гром

И гнева Божьего десница,

И бури огненны кругом.

Слава Богу, что наш народ тогда нашел в себе силы для горячей молитвы об освобождении Отечества, и мужества для стояния за него. И вновь Господь помиловал Россию.

Но прошли десятилетия, и Россия вновь преклонилась пред Западом. Заразилась безбожными учениями немецкой философии — материализмом, атеизмом, социализмом. А ведь еще в конце 18 века предупреждал русский народ святитель Феофан Затворник Вышенский, пророчествовал: «Поднимется на нас немчура, а с ней вся Европа». В 1914 году пророчество святителя полностью сбылось. Германия напала на Россию и началась 1-я мировая война. Но уже не было на Руси таких молитвенников, как прежде. Не было и подъема народного духа. Как писал митрополит Антоний (Вадковский) «Не в первый раз посещают Русь Святую тяжелые бедствия. Пережила она времена самозванщины, с честью и торжеством вышла из вековой борьбы со шведами и из страшных Наполеоновских войн. Но не тою Русь была тогда, какою стала теперь. В те времена она сильна была любовью и святой верой своей, непоколебима в своей преданности Царю и Отечеству. А ныне что мы видим? Идет тяжкая война. Сплотиться бы всем нам надо в высоком самоотвержении, полном, патриотическом чувстве, а вместо этого в земле нашей царит внутренняя смута. Родные сыны России, под влиянием неведомых в старину пагубных учений, враждою раздирают ее материнское сердце. Любви к Церкви нет, благоговение к власти исчезло».

Все это и привело к последующему излиянию Божьего гнева на Россию. Революционные события 1917 г. явились неизбежным следствием сложившегося к началу XX века в России нового мировоззрения. Сначала интеллигенция заразилась учениями Канта, Гегеля и Фейербаха, которые ставили человека на место Бога и своему «я» приписывающую Божественное достоинство. Потом приняла учение Маркса и Энгельса с коммунистической установкой построения рая на земле.

Отступление от православия в 1917 г. привело к кровавым ужа­сами красного террора, а последующая в 1920-х годах «безбожная пятилетка» и гонения на православие закончились страшной войной 1941-1945 годов. И только обращение рус­ского народа к Богу, открытие храмов и монастырей, возвращение священства из тюрем, молебны в храмах и на фронтах войны, спасли Россию от гибели. Великая Отечественная война, как и говорила праведная Пелагея Захаровская, стала спасительной для нашего народа, который в своей великой скорби обратился к Богу.

В стране открылось около двадцати тысяч храмов, Духовная академия и семинария. Священнослужителей выпустили из тюрем. На фронтах перед боем служились молебны.

Война взрастила новое поколение верующих. О том, как это происходило, поведал нашему поколению листочек, найденный в шинели убитого русского солдата. Перед боем на этом листочке он в предчувствии смерти написал стихотворение-исповедь, которое хочется привести здесь полностью:

«Послушай Бог… Еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты поймешь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал! Ну, что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая

и, может, ночью же к тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь!».

Так скорбь русского солдата привела его к вере. Воистину, чем больше скорбь, тем ближе Бог. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Бог являет скорбные и бедственные для нас обстоятельства для того, «чтобы человек освободился от грехов, а не для того, чтобы пребывал во грехах и добавлял новые».

Но и после Великой Отечественной войны русский народ, несмотря на понесенные бедствия, до конца не смог принести покаяния, которого так ждал от него Господь. Не обратился всецело к православной вере, не оставил советского материалистического мировоззрения. А со стороны государственной власти и вовсе начались отступления от поддержки Церкви. Более того начались новые преследования за веру. Как известно эти памятные хрущевские гонения, которые происходили в 1960-х годах, сопровождались Карибским кризисом, угрозой новой мировой войны. Мы были в шаге от катастрофы… Но, по-видимому нашлось в России «десять праведников», благодаря которым Господь пощадил Россию.

А вспомним недавние события, современниками кото­рых мы являлись. В 1992 г. нашу страну просто захлестнул разгул бесовщины. Были созданы школы призраков, проводились симпозиумы представителей внеземных цивилиза­ций, магов, съезды колдунов и экстрасенсов. Потому 1993 г. чуть было не обер­нулся для России катастрофой. До гражданской войны был один шаг. В те роковые дни черного октября вся святая Православная Церковь молилась об умиротворении враж­дующих. Были отслужены молебны перед Владимирской чудотворной ико­ной Божьей Матери, не раз спасавшей наше Отечество от гибели. И Господь помиловал Россию.

Хочется привести конкретный пример силы общественной молитвы русских людей. Так в трагические дни 23-26 октября 2002 года в Москве, когда террористы захватили множество людей в здании театрального центра, то заложники решили: «Будем молиться, будем молиться всеми молитвами, которые только знаем». И молились непрерывно. Не давали им молиться вслух — молились про себя, взявшись за руки.

Молился в это время Святейший Патриарх. Молились священники. Молился спецназ. Молился весь наш православный народ. Молился Афон, молился Кипр… И в день Иверской иконы Божией Матери совершилось чудо. В здании, до отказа наполненном взрывчаткой, во время штурма не взорвалась ни одна граната, ни один террорист не выполнил задуманного. Кто-то из наших бойцов тогда сказал: «Надо же какое везение». Нет, это было не везение. Это проявилась сила народной молитвы. Была Божия милость, было Божие чудо. О силе такой молитвы известный историк, философ и поэт Сергей Аверинцев написал примечательный стих:

Неотразимым острием меча,

Отточенного для последней битвы,

Да будет слово краткое молитвы

И ясным знаком — тихая свеча.

Да будут взоры к ней устремлены

В тот недалекий, строгий час возмездья,

Когда померкнут в небесах созвездья

И свет уйдет из солнца и луны.

Сегодня над Россией вновь сгущаются тучи. Но доко­ле же мы будем испытывать Божие терпение? Неужели история нас так ничему и не научила. Доколе мы будем раздумывать за каким новоявленным пророком пойти, под какой транспарант встать, какому лозунгу пове­рить, по какой Конституции жить. Не пора ли вспомнить, что у нас есть раз и навсегда данный нам Закон Божий, по которому и следует устраивать свою жизнь. И тогда спадет пелена с наших духовных очей, и мы сумеем увидеть, где ложь, а где истина, где добро, а где зло. А иначе мы просто не сможем бороться со злом, которое, как писал апостол Петр «ходит, аки лев рыкающий, и ищет кого поглотить».

Следует помнить, что зло может поглотить не только отдельно взятых людей. Оно может поглотить целые сообщества и народы, как поглотило ныне страждущий народ украинский. Оно может поглотить и наше Отечество. И не спасут его ни Конституция, ни законы. Конечно любое государство, желающее избегнуть кровавой смуты, должно опираться на закон. Сама человеческая совесть требует справедливости: закон должен наказывать зло и утверждать добро. Но насколько несовершенны люди, подверженные греховности, страстности, настоль­ко несовершенны и законы, которые они пытаются утвер­ждать. Единственно праведный, спасительный для всякой души закон был дан человеку Самим Богом, и закон этот — Закон Божий, закон совершенной праведности и абсолютной нравственности.

2. Перед выбором

Господь создал человека свободным. Также свободны общества и народы. Наш народ также свободен и всегда имеет выбор своего существования. Сделать тот или иной выбор — это его право. Но как говорится в основах социальной концепции Русской Православной Церкви «Для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения. Права нужны христианину прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к «подобию Божию», исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами».

Однако по большому счету мы стоим не перед выбором экономической модели и политического государственного устройства, не перед выбором Госу­дарственной Думы или Президента. Хотя Церковь и признает участие православных мирян политике. Но при этом, как говорится основах социальной концепции Русской Православной Церкви «участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к Отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову».

Итак, мы стоим перед выбором. Перед выбором как жить дальше — по каким правилам, по какому закону. Но от того какая у нас будет Конституция, мало что изменится в людях. Лжецы останутся лжецами, прелюбодеи — прелюбодеями, воры — ворами, убийцы-убийцами — до тех пор, пока не будут бояться Высшего Суда, которого нельзя избежать. Ничего не изменится в людях, пока не они не будут иметь страха Божьего, пока не станут жить по Евангельскому закону — не лги, не прелюбодействуй, не кради, не убивай…

Каждый из нас перед выбором. И от каждого из нас зави­сит, будет Россия великим, национально самобытным Право­славным государством, несущим миру Высшую Правду, или она станет безлико общемировая, унифицированная, «прида­точная» Западу территория. Так, о значении каждого отдельно взятого человека в истории целого общества или народа святитель Василий Великий говорил: «И за немногих приходят бедствия на целый народ, и за злодеяния одного вкушают плоды его многие. Ахар учинил святотатство, и побит был весь полк; еще Замврий блудодействовал и весь Израиль понес наказание».

Потому и велика наша ответственность. Конечно весьма трудно осознать свои грехи, очиститься от них, обновить свою сущность. Но не надо унывать. Мы — русские, с нами Бог. К Нему надо обратиться, Ему молиться. «Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей…» Если будет так, если мы своею жизнью подтвердим стремление к Нему, то Господь непременно поможет нам. Но чтобы встать на путь обновления, чтобы удостоиться того, что с русскими всегда был Бог, необходимо ответить на вопросы, которые были сформулированы влады­кой Иоанном.

«С нами Бог — помним ли мы об этом, русские люди? Разумеем ли, что сие не повод для гордыни и возношения, но великий дар, ответ за который держать России в последний день на Страшном Суде Христовом?

С нами Бог — когда мы боремся со злом в себе и в мире, боремся без ненависти и мятежа, смиренно и нелице­мерно. Но делаем ли мы это?

С нами Бог — когда мы утверждаем «на земле мир и в человецех благоволение», оставив распри и ссоры, обиды и честолюбивые вожделения, когда «едиными усты и единым сердцем», совокупив святую ревность, жажду к истине и стремление к праведности, устрояем свое земное бытие. Но так ли мы живем?

С нами Бог — когда все силы наши направляем по веле­ниям совести, дабы управить жизнь личную и семейную, общест­венную и государственную «во всяком благочестии и чистоте», храня сознание высокого достоинства человеческого, не уподобляясь скотам бессмысленным в безоглядной погоне за удовлетворением страстей и похотей. Но стремимся ли мы к этому?

Не обманывайтесь, соотечественники: пока мы отвер­гаем целительное «иго и бремя» евангельских заповедей, ос­корбляем святыню ложью и пренебрежением — далеко от­стоит от нас Господь, предавая в руки скорбей и бед, чтобы хоть так вразумить тех, кто еще способен к вразумлению».

Не ответив на эти вопросы, мы не сможем возродить Россию, Русь православную, Святую Русь… Как писал Игорь Северянин:

«Родиться русским -

Слишком мало:

Им надо быть,

Им надо стать!»

Конечно, для этого необходим труд — тяжелый духов­ный труд истинного подвижничества и покаяния. Необ­ходимо человеческое мужество и стойкость. В мире, кипящем страстями, расставляющем сети соблазнов, пытающемся всеми силами отвратить русского человека от истинного пути, нелег­ко остаться верным высшим идеалам. Но уже в самом стремлении к ним, в борьбе за их утверждение обретает человек смысл жиз­ни, познает ее высшую ценность, видит великую цель.

Главное на этом пути — не унывать, не опускать руки. И да будет нам на этом пути в утешение и ободрение звучать слово митрополита Ио­анна: «Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские. Молю вас усердно, вседушно повинуясь своему архипастырскому долгу и голосу совести своей — воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен; всякую искренне обратившуюся душу приемлет с радостью и любовию, омывает от грехов и неправд благодатию Своей, утешает утешением возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. Лишь начнем нелицемерно — появятся и силы, и ревность, ибо нераскаянны обетования Божий, и великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы — никто иной — можем и должны вос­создать державу Святорусскую. Да будет так».

Ждут победы России святые,

Отзовись православная рать!

Где Илья твой и где твой Добрыня?

Сыновей кличет Родина-мать.

Встань за веру, русская земля! (Из марша «Прощание славянки» )

Батюшка Вячеслав!!! Это опять я. Я вам писала письмо о боли за мужа!!! Батюшка, все сегодня утром прояснилось. Оказывается, вела себя как фарисей...Ничего во мне нет, кроме мнимой праведности, что перед Богом мерзко. А муж мой, как мытарь сегодня повел себя в соборе и Господь принял его. Он все рассказал священнику, как готовился, оказывается, он вчера пошел на день рождения с престарелым родственникам, им под 70 лет и есть у них сын больной, он совершенно не выходит из комнаты, они узнали, что он прилетел и позвали мужа к себе на радостях, накрыли стол. Муж из-за любви к ним пошел, но, оказывается, ел только капусту...родственники даже удивились, что он кушал совсем мало, даже и не ел.... Потом он мне позвонил и сказал, что бвтюшка выслушал его на исповеди и благословил на причастие...и говорит мне муж удивительные слова:"Я даже курить сегодня не буду, не хочу, хочу день провести в воздержании, молчании...я даже крест дождался и поцеловал...мне легко стало". Радостно отвечал муж..даже говорит сквернословить стал меньше...я чувствую в себе улучшения от Причастия!!! Я говорю, что я думала, что он не встанет утром и поленится пойти на Службу в собор. А он сказал, что если бы не хотел пойти к Богу, то не пошел бы и на исповедь и не стал бы каяться. Оказывается, Бог видит его сердце...и оказывается, он там выпивал вечером до причастия три дня, но это потому что не хотел смутить командира, он предложил посидеть с ним и поговорить о жизни вдвоем и все...командир заболел глазами, у него проблемы..назначили дорогое лечение..вот и поддерживал муж его...а Я ПОХОЖА ВНЕШНЕ НА ВЕРУЮЩУЮ...КАК ГРОБ..СВЕРХУ КРАШЕННАЯ, А ВНУТРИ ГРЯЗНАЯ И ТШЕСЛАВНАЯ!!! Я ВЫЧИТЫВАЮ ВСЕ...ПОЩУСЬ, МОЛЮСЬ, А ЛЮБВИ ТАКОЙ НЕ ИМЕЮ!!! Я говорю ему:" Тебя Бог любит. Видишь, принял к себе." А он говорит:"Я недостоин этого, вчера днем рождения все испортил". Но меня больше всего поразило, что он предложил родственникам пркреститься, пособороваться и сын тогда ваш исцелиться!" Проповедует Бога ни капли нк смущаясь...смело! И еще друг ему передал в этот день Причастия икону Божьей Матери и Иерусалима со святыми песочком, маслицем и водичкой от туда...он так благоговейно отнесся к этомую. А потом мне говорит, что купил мне наборчик подарочный с Санаксарского монастыря ладан и я была поражена таким совпадением..я учиталась там рядом в университете и очень жалею до сих пор, что жила там 5 лет и не разу там не побывала. А ТУТ ТАКОЕ ЧУДО. ОН НЕ ЗНАЛ ОБ ЭТОМ. ВОТ ТАК ГОСПОДЬ И МЕНЯ УТЕШИЛ ЧЕРЕЗ НЕГО, ПОКАЗАВ СВОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ И МИЛОСТЬ К МУЖУ. ВОТ СМОТРИ, КАК Я ЕГО ЛЮБЛЮ, СЛУШАЙСЯ МУЖА И УЧИСЬ КРОТОСТИ. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ...ВАШ САЙТ ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСЕН И ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС КАК СВЕТИЛЬНИКОМ ГОСПОДА, ЛУЧОМ ХРИСТОВЫМ. ВАС ВСПОМИНАЮ ПОСТОЯННО И ЛЮБЛЮ. Простите меня, отче Вячеслав, глупую...

Прелесть - это подчинение жизни ложным мнениям и представлениям.

Новый вид христианской любви к врагу изобретён сегодня. Мы теперь так любим врагов, что предаём из любви к врагу святыни и святых.

Дар - это не только наличие чего-то, но и отсутствие; это не только одарённость, но и уязвимость.

Пишущий - это всегда собеседующий.

Часто люди - более звери, чем звери.

Истиной никто не владеет единолично. К истине можно лишь приобщиться.

Если надо - возьми жизнь ягоды, претвори её жизнь в свою жизнь, но не глумись над её жизнью...

Всякий процесс склонен к развитию. Потому не всякий процесс стоит того, чтобы быть запущенным.

Христос в нас, а не во мне. Во мне отдельного от других Христа быть не может.

Знать человека - это знать его глубинное, сердцевинное, главное, его вечное. Вечность - это когда мы смотрим друг на друга вечными глазами и видим вечное друг друга. Когда мы смотрим на вечное, мы становимся вечными.

Есть вещи интуитивно понятные, но никак не выразимые, или выразимые с большим трудом. Наше понимание предшествует языку, оно - над языком, а не в языке. Понятийная сетка языка набрасывается на то, что понимается - чтобы можно было оперировать понятым (мыслить), а не просто для понимания.

Поэзия - не рифмоплётство, не правила стихосложения, а разговор с Бытием. Вопрошающий всегда немножко Иов: дерзающий, имеющий онтологические основания для своего дерзания, святой и грешный в одночасье, и, главное, свято верящий в добродетельность Творца - как Авраам. Интенсивность его вопрошания предельна, и только поэтому он добывает звезду, недоступную другим, не обожжённым жаждой.

Вечный всегда под подозрением у невечных.

Смысл - это жизнь С МЫСЛью.

Я боюсь знать - знающие врут.

Любовь - это не я, не моё. Любовь - это Божье и для Бога: в себе ли, в другом ли. Любовь всегда течёт от Бога к Богу, она всегда в Боге, и человек делается посланником Бога, когда впускает в себя эту благодатную реку, не препятствуя ей течь в согласии с волей Всевышнего, не навязывая ей своей маленькой корыстной воли.

Жизнь - это то, что следует отдать Богу и ближним, отдать Христа ради - т.е. безвозмездно.
Что отдал во имя любви, то и жизнь...

Чужие крылья не дают покоя
тому, кто крыльями не болен.

Живое сердце - это сердце, способное стать домом ближнему. Когда внутренняя клеть расширяется для принятия другого: Бога и/или ближнего, тогда внутри человеческого сердца и созидается гостеприимный дом каждому, кто в том нуждается. Вмещать Бога и вмещать ближнего - одно.

Главное в каждом человеке то, что можно в нём любить. И это то в нём, что Христово.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения