Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Служба в неделю вечера святыя пятидесятницы. Неделя Святой Пятидесятницы и ее попразднство

О богослужебных особенностях праздника Троицы протоиерей Константин Пилипчук, секретарь Киевской епархии, доцент КДА.

Какие богослужебные особенности праздника Пресвятой Троицы?

– Богослужение на Троицу, совершающееся в нынешнее время, значительно отличается от службы в первые века христианства. Тогда этот праздник не был так широко известен и, по мнению литургистов, праздновался в воскресный день, фактически ничем не отличаясь от обычной воскресной службы.

Со временем, начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы начинает приобретать новые краски и новые молитвословия.

Когда появилась коленнопреклонная молитва?

– В IV веке уже появляются коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого. Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, что храм на этот праздник украшался зеленью и цветами. С VII столетия нам известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу. К VIII столетию Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским были написаны торжественные каноны Троицы.

И вот с IX–Х столетий в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу стихира праздника: «Царю Небесный…» Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с XIV–XV веков она входит в так называемое начало обычное всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, даже утреннего и вечернего правил.

Полный чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появляется в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.

Есть ли богослужебные особенности Литургии?

Основную особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения «Елицы во Христа крестистеся...» вместо «Трисвятого». Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причем эта особенность также совподает с праздником Святой Пасхи и Крещения.

М. Нестеров. Троица Ветхозаветная

Еще одно песнопение, которое тоже относится к этому празднику, это замечательная стихира «Видехом свет истинный…»

– Со временем она тоже вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.

Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение Церковного Устава на коленопреклонение.

Прп. Андрей Рублев. Троица

Что значит коленопреклонение в религиозном отношении?

– В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, всегда сопровождались коленопреклонением.

Само коленопреклонение в религиозном отношении имеет очень важное значение – человек через свои физические, внешние проявления демонстрирует свое отношение к Богу, свое особое Его почитание. Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним.

В коленопреклонных молитвах на Троицу каждый из нас обращается к Богу, во Святой Троице Единому, Отцу, Сыну и Святому Духу, дабы Господь не оставил свое творение, не оставил всех нас без Своего личностного внимания, без Своей Благодати, Своей любви и заботы.

Троица. Коленопреклонные молитвы

– Правда ли, что Пятидесятница является венцом спасительного замысла Божиего о человеке, исполнением всего земного служения Иисуса Христа?

– Совершенно верно. Господь перед Своими страданиям сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «...Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам...» (Ин 16:7) . Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово – Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.

Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность.

Мы говорим, что Господь победил смерть, Господь победил грех, но в то же время являемся очевидцами того, что и смерть, и грех присутствуют в земной жизни человека – в каком же смысле мы должны воспринимать эти слова?

Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.

Через семь недель после чудесного воскресения Иисуса Христа Его учеников ждала новая, ни с чем несравнимая радость — сошествие на них Святого Духа Утешителя. В этом было совершение обетования, данного им Учителем перед Его вознесением на Небо. Отныне, исполненные Божьей Благодатью, они стали основанием новой соборной и апостольской церкви, поправшей врата ада и открывшей путь в жизнь вечную.

Пятидесятница православная и иудейская

Праздник, установленный в честь этого события — православная Троица - часто именуется Святой Пятидесятницей. Объяснений этому названию несколько. Кроме того, что сошествие Святого Духа совершилось именно на пятидесятый день после Пасхи, что послужило основанием для его названия, это был ещё и день иудейского праздника, также именуемого Пятидесятницей. Установлен он был в память дарования евреям Закона, начертанного на скрижалях и полученного ими из рук пророка Моисея на пятидесятый день после их выхода из египетского рабства — Еврейской Пасхи.

О нём мы узнаём из трудов многих древних авторов. Один из них, рассказывая об этом празднике, связанном также и с началом жатвы пшеницы, именует его именно Пятидесятницей. Подобное название встречается и в дошедших до нас сочинениях греческих и византийских историков.

Прообраз Нового Завета

Таким образом, заключённый Господом с евреями на пятидесятый день после Еврейской Пасхи и именуемый Синайским, стал прообразом Нового Завета, заключённого в Сионской Горнице В этом выражается неразрывная связь Нового Завета с Ветхим. Из всех праздников, установленных святой церковью, только Пасха Христова и Пятидесятница имеют ветхозаветные корни.

Новозаветное объяснение праздника

Чтобы понять в полной мере, что означает следует обратиться к текстам Нового завета. Из них следует, что смерть властвовала над людьми со времён первородного греха, но Иисус Христос своими крестными страданиями и последующим воскресением из мёртвых открыл людям жизнь вечную. Вратами же в неё явилась Христианская церковь, рождённая в день схождения на апостолов Святого Духа.

Во второй главе книги Деяния апостолов описывается, как ученики Христовы в течение десяти дней, последовавших за его чудесным вознесением, пребывали в Иерусалиме и вместе с Пресвятой Богородицей ежедневно собирались в горнице, которая получила название Сионской. Всё их время было заполнено молитвами и богомыслием. На десятый день, как явствует из Священного Писания, вдруг послышался шум, подобный тому, что рождается от порывов ветра. Вслед за ним над головами апостолов появились языки пламени, которые описав в воздухе круг, почили на каждом из них.

Дары Святого Духа

Этот невещественный огонь был зрительным образом Святого Духа. Преисполненные Им, апостолы переродились к новой жизни. Отныне их ум отверзся для постижения тайн Царствия Небесного. Но, кроме того, Благодатью Божией им были дарованы силы и способности, необходимые для проповеди истинного учения среди самых различных народов. Их уста отныне вещали на языках, прежде чуждых и не известных им. Подобное чудо привело в смятение свидетелей их первых проповедей. С величайшим изумлением иноплеменники узнавали в их речах звуки родного языка.

С этих пор установилась апостольская преемственность. Каждое следующее поколение иереев через таинство рукоположения обретало благодать, дававшую им возможность самим совершать таинства, без которых путь в жизнь вечную невозможен. Вот поэтому это радостный праздник — православная Троица - по праву считается днём рождения церкви Христовой.

Особенности богослужения на Троицу

Празднование Троицы сопровождается одной из самых красивых и запоминающихся церковных служб всего православного годового цикла. На Великой вечерне исполняются торжественные стихиры, воспевающие Святого духа и его сошествие на апостолов, а по их завершении иерей читает специальные праздничные молитвы, прося у Бога благословения Его святой Церкви, спасения всех её чад и упокоения душ усопших. Служба на Троицу включает в себя также особое прошение, возносимое о тех, чьи души до Страшного Суда пребывают в аду. Во время чтения этих молитв все присутствующие в храме стоят коленопреклонённо и внимают словам священника.

Традиции праздника Троицы необыкновенно богаты и поэтичны. С древних времён принято в этот день полы в храмах и жилых домах устилать свежей травой, а в церковных помещениях ставить специально срубленные для праздника берёзки. Иконы обычно украшаются убором из берёзовых веток, а во время богослужения всему клиру предписывается быть в облачении зелёного цвета, что символизирует живительную силу Духа Святого. Внутренний вид храмов в этот день приобретает облик весенней рощи, где всё славит Творца в Его неизреченной мудрости.

Народные традиции и обряды

Народные традиции праздника Троицы уходят своими корнями в дохристианские времена. Так уж сложилось, что нередко в глубинном сознании народа христианское и языческое соседствует бок о бок. Особенно отчётливо это проступает в старинных обычаях. Троицын день не является исключением. Традиции этого праздника, одного из важнейших у восточных славян, включают в себя так называемый Семицко-Троицкий цикл. В него входят четверг и суббота на неделе, предшествующей празднику, а также непосредственно сам Троицын день. В целом это носит в народе название «Зелёных святок».

Народные традиции праздника Троицы тесно связаны с ритуалами поминания усопших, особенно утопленников. Кроме того, в них нашли отражение древний культ растений и всё, что связано с девичьими гаданиями, гуляньями и всевозможными инициациями. Если добавить сюда ещё принятые у славян проводы весны и встречу лета, то будет понятно, сколь многообразен в своих смысловых оттенках этот праздник.

Неделя перед праздником

Вся неделя перед праздником воспринималась как его радостное преддверие. В эти дни молодые девочки 8-12-летнего возраста отправлялись за берёзовыми ветками для украшения ими домов. В четверг было принято угощаться яичницей, символизирующей собой летнее солнце. В лесу дети выполняли особый ритуал — завивали берёзу. Её предварительно украшали лентами, бусами и цветами, а затем сплетали её ветви в косы, связывая их попарно. Вокруг наряженной таким образом берёзки водили хороводы - так, как это делается вокруг рождественской ёлки.

Суббота перед Троицей была днём поминания усопших. Она с давних пор называлась Родительской субботой. Так она именуется и в наши дни. Православная церковь включила её в число дней особого поминовения. Кроме молитвенного поминания в церкви и дома, в Родительскую субботу принято посещение кладбищ, уход за могилами и просто сердечная молитва о тех, кто ушёл из жизни, но остался нам близок и дорог. Святая Церковь учит, что у Бога нет мёртвых, поэтому для тех, кто ушёл в вечную жизнь, наши поминания будут как поздравления со Святой Троицей.

Традиции праздничного дня

Суббота перед Троицей, с её тихой грустью по ушедшим из жизни, сменялась радостным днём праздника. После торжественной службы в храме молодёжь отправлялась в лес, к тем берёзкам, которые были завиты на Троицкой (семицкой) неделе. Теперь полагалось их развить, иначе берёзки могли "обидеться". Снова водились хороводы, пелись песни, принимались поздравления со Святой Троицей. Заканчивалось всё праздничной трапезой. Сами же берёзы срубались. Их с песнями носили по деревне, и, наконец, пускали плыть по реке. Считалось, что их жизненные силы перейдут к первым всходам нового урожая.

Отводили рекам и озёрам особую роль. В этот день у девушек было принято гадать о том, как сложится в ближайшее время их личная жизнь. Чтобы узнать эти волнующие молодые сердца тайны, плели венки из весенних цветов и опускали их в речные струи. Если венок тонул, это означало, что девушке придётся набраться терпения и ждать своего суженого до следующей весны. Если же он держался на воде, а особенно если плыл против течения, то можно было с уверенностью готовить свадебный наряд — жених где-то рядом.

Ограничения, предписанные в дни праздника

Но, согласно древним поверьям, все водоёмы в дни, когда происходило празднование Троицы, таили в себе особую опасность. Было замечено, что в Троицын день русалки покидали свои обычные омуты и выходили из воды. Спрятавшись в листве прибрежных ив, они смехом и ауканьем заманивали неосторожных прохожих и, защекотав их до смерти, увлекали за собой в водные глубины. По этой причине купаться в праздник Троицы считалось полным безумием.

Вообще этому празднику сопутствовали многие ограничения. Кроме купания, не рекомендовалось гулять в одиночку по лесу, так как от леших тоже ничего хорошего ожидать не приходилось. На протяжении всей Троицкой недели нельзя было вязать берёзовые веники, что вполне понятно, учитывая сакральную роль, отводимую берёзе в день праздника. Ещё считалось, что у тех, кто будет в Семицкую неделю строить забор или ремонтировать бороны, скотина принесёт уродливый приплод. Трудно сказать, какая тут связь, но раз нельзя - значит нельзя, лучше не рисковать. Ну и, разумеется, как в каждый праздник, нельзя было работать.

Праздник Троицы вчера и в наши дни

Среди исследователей бытует мнение, что лишь во времена преподобного Сергия Радонежского стал в полной мере отмечаться на Руси праздник Святой Троицы. Традиции и обычаи, присущие прежде Семицкой неделе, постепенно перешли к Троице, что вообще не редкость в исторической практике. Яркой тому иллюстрацией может служить православное Рождество Христово, традиционно сопровождаемое многочисленными обрядами, дошедшими до нас из языческих времён.

Говоря о том, что означает праздник Троица в наши дни и что он значил для наших предков, нужно выделить главное — и тогда и теперь это торжество жизни, дарованное нам Спасителем. Сегодня мы подходим к нему более осмысленно. Благодаря тем возможностям, которые открыл перед нами век технического прогресса, каждому стали доступны труды святых отцов и популярные богословские статьи. Многое из того, во что верили давно ушедшие поколения славян, стало для нас лишь поэтическим фольклором. Но зато величайший гуманизм Христова учения открылся для нашего понимания во всей своей силе и красоте.

Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы. — Ред. ) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1-4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу.

Наш постоянный проводник в безбрежном и неисчерпаемом мире православного богослужения доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин ответит на наши вопросы о праздновании Троицы (Пятидесятницы) и Дня Святого Духа.

— Алексей Сергеевич, Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов?

— Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф. 9 , 37-38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным.

Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

— Троица — это обиходное название. Обратите внимание, мы не встречаем его ни в Типиконе, ни в церковном календаре, там мы читаем — «неделя такая-то по Пятидесятнице». И это наименование праздника действительно славянское. И оно совершенно неслучайно закрепилось на Руси: ее духовный расцвет, эпоха преподобного Сергия Радонежского, его духовных детей и внуков, одним из которых был, по всей вероятности, преподобный Андрей Рублев — неразрывно связана с почитанием Святой Троицы, тайна которой открылась нам в полноте (хотя выражение «в полноте» здесь можно использовать только условно, человек не может своим ограниченным разумом в совершенстве познать природу Триипостасного Бога) именно при сошествии Святого Духа на апостолов. Сын Божий уже вочеловечился, уже сказал Своим ученикам Я и Отец — одно (Ин. 10 , 30), уже принес Свою Крестную жертву и победил смерть. И вот, происходит то, что Он обещал (см.: Ин. 14 , 16-17; Деян. 1 , 8): людям является третье лицо Святой Троицы, Дух Святой.

— Почему Троице предшествует один из дней сугубого поминовения усопших — Троицкая родительская суббота?

— Эту субботу стали праздновать как особый заупокойный день еще в IX веке. Смысл в том, что Троица есть день рождения Церкви, а у Церкви, как и у Бога, нет мертвых, она столько же Церковь усопших, сколько Церковь живых. Поэтому накануне Троицы поминают тех членов Церкви, которые находятся уже в мире ином, и поэтому — забежим немного вперед — коленопреклоненные молитвы третьей части на вечерне Троицы посвящены именно поминовению усопших.

— Троица всегда бывает в воскресенье, потому что это пятидесятый день после Пасхи; но начнем мы с вечера субботы, со всенощного бдения. Что мы услышим в храме в этот вечер?

— На вечерне мы встретимся с двумя песнопениями, которые, с одной стороны, хорошо нам известны и любимы нами, а с другой — мы не слышали их в храме со Страстной седмицы. Это «Видехом свет истинный…» и «Царю небесный…». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем — вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи воззвах» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» — при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием).

На вечерне читаются паремии — из книги Чисел (11 , 16-17, 24-29) — сошествие Святого Духа на вождей и начальников иудейского народа: И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (с Моисеем. — Ред. ) и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам ; из книги пророка Иоиля (2 , 28) — излию от Духа Моего на всякую плоть ; из книги пророка Иезекииля (36 , 24-28) — о том, что будет совершено обновление человека, Господь даст людям новое сердце и новый дух: и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

На утрене праздника поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». В этом тексте упоминаются все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. При этом обращаемся мы к Богу Сыну, чем подчеркивается Его участие в посланничестве Святого Духа людям. Вообще, текст величания своим источником имеет евангельское изречение: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15 , 26).

Что касается канона утрени на Троицу — используются два канона, Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Второй канон написан гекзаметром, он более сложен, много слов, имеющих два корня, и даже три — «языкоогнеобразная благодать». Творение Космы монаха несколько проще, доступнее для нас. В канонах говорится о завершении дела нашего спасения, об исполнении «законом древле проповеданного», о перемене, произошедшей в апостолах: «Спасовы рачителие, радости исполнишася и дерзновение прияша, прежде боящиися», о чуде, благодаря которому простые неученые люди, «рыбари премудрыя», смогли «от глубокия ночи», из тьмы неведения изымать «люди бесчисленны блистанием Духа». Святой Дух явился в образе огня — «языцы бо рассеяшеся, видими яко огнь; и сих (апостолов) не опали, но паче ороси» (это напоминает нам чудесное спасение трех отроков в вавилонской печи). И в дальнейшем Он — одно из Лиц Троицы, «Трисветлого Существа», неотделимый от Отца и Сына — уподобляется огню, свету: Триединый Бог «паче естества совершает яко Благодетель; и огнесветит Христос во спасение, всю даяй благодать Духа».

Очень важна здесь также тема противопоставления события Пятидесятницы строительству вавилонской башни (см.: Быт. 11 , 1-9). Если тогда Господь разделил народы, чтобы сделать невозможным их горделивый замысел, то сейчас наоборот: Святой Дух сошел, чтобы объединить людей в Господе, чтобы основать Церковь, объединяющую разные народы: «Раздельшийся древле глас зле (на злое дело) согласившихся, во едино приличие божественно совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в ней же утвердихомся».

— Каковы особенности Божественной литургии в воскресенье, на Троицу?

— Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся». Это напоминает нам о том, что в ранней христианской Церкви на Пятидесятницу, как и в Великую Субботу, совершалось Крещение оглашенных, об этом говорит Григорий Богослов. Это представлялось уместным — день основания Церкви и прирастание ее новыми членами. Как и в другие Господские двунадесятые праздники, на Литургии поются праздничные антифоны, причем припев второго антифона отличается от всех других молитвословий, ибо здесь мы обращаемся не к Сыну Божию, а к Духу Святому: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти аллилуия». Как и на другие Господские праздники, отпуст произносится с особой вводной фразой: «Иже в видении огненных язык с небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш…»

— Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которая следует на Троицу за Литургией, это ведь уже, по сути, вечерня на Духов день? Почему ее совершают, не дожидаясь вечера?

— Того требует Устав Церкви (в Типиконе сказано: «Знаменует (то есть ударяет в колокол) ранее последования ради коленопреклонения»), это отражение нетерпения человека — помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного вознесшимся Иисусом сошествия Духа.

У великой вечерни несколько уникальных особенностей. В мирную ектению добавляются особые прошения о благодати Святого Духа. А кульминация — это, конечно же, чтение коленопреклоненных молитв. Их всего семь, они делятся на три части: по две в первой и второй, три в третьей. Части разделяются между собой короткими молитвословиями: первая — после великого прокимена («Кто Бог велий…»), вторая — после сугубой ектении «Рцем вси…»); после второй части поется «Сподоби, Господи» и затем уже третья часть. В первой части воспевается домостроительство нашего спасения, и она, действительно, покаянная («…услыши ны, вонь же аще день призовем Ти, изрядне же в день сей пятдесятный…»). Вторая часть — это молитва о нашем обновлении Духом Святым («…светом Духа просветихомся и прелести якоже тьмы изменихомся…»), а третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших: «…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…».

В самом конце вечерни — третья из ее особенностей — длинный особый отпуст: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый…». В его вводной весьма пространной фразе воспеваются все спасительные действия Бога, начиная с воплощения, заканчивая крестной смертью и посланием Духа. Этот отпуст подводит итог всему искупительному действию Господа.

— А что ждет нас на следующий — Духов — день?

— Рождество Христово, Богоявление и Пятидесятница имеют одну общую особенность, говорящую об особом значении этих праздников в Церкви: богослужение праздника повторяется на следующий день. За Рождеством следует Собор Пресвятой Богородицы, за Богоявлением — Собор Иоанна Предтечи, за Троицей — Духов день. В День Святого Духа повторяется богослужение Пятидесятницы — лишь с небольшими отличиями. Вечером в воскресенье, накануне Духова дня, в храмах совершается малое повечерие (напомним, вечерня уже совершена), на котором читается канон Святому Духу. В каноне мы просим Его вразумить нас — «вдохни ми светоносное Твое дарование, яко да славлю Тя, Отцу и Сыну совокупляема» — очистить наши умы («смыслы») от скверны, наполнить нас светом истины и научить славить Бога-Троицу: «подаждь святьбу нам и просвещение, яко да насытившееся Твоего светодательства, из ночи утренююще славословим Тя, Человеколюбче». А дальше — утреня с великим славословием, которая повторяет утреню праздника Троицы. То есть мы, по сути, продолжаем праздновать Троицу, но с некоторым акцентом на почитании Святого Духа.

— Почему на Троицу принято украшать храмы зеленью?

— Об этом обычае упоминает еще Иоанн Златоуст. В Чиновнике Новгородского Софийского собора (1630‑е годы) представлены подробные рассуждения об этой традиции. Там сначала приводятся два частных мнения: одни, по словам редактора, считали, что мы постилаем листву и траву на пол и попираем ее ногами ради того, чтобы посрамить языческое поклонение деревьям и другим тварным объектам. По другой версии, растения здесь символизируют ветхозаветный закон (так как иудеи в праздник Кущей использовали ветви деревьев для постройки шалашей), и мы, постилая их, как бы попираем прежний закон, потерявший свою актуальность в Новом Завете. Изложив эти мнения, редактор Чиновника затем их отвергает и предлагает свое суждение: зелень в конце мая и начале июня — свежая и красивая, вся тварь обновляется, это — период «новолиствия, ликования весны». Украшая зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве.

Фото Александра Курочкина

Газета «Православная вера» № 10 (534)

В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Предпраздства этот праздник не имеет.

История праздника . Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам. Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу. Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства, праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Уставные особенности богослужения . На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: «Царю Небесный...» (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне). По «Ныне отпущаеши», на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

На утрени, по полиелее, величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Стих: «Господи, услыши молитву мою...». Евангелие от Иоанна, зач. 65-е.

«Воскресение Христово видевше...» – не поется.

Канонов два: Космы Маиумского «Понтом покры» и Иоанна Дамаскина «Божественным покровен...». К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – ирмосы второго канона. По 3-й песни – седален праздника, по 6-й песни – кондак, гл. 8: «Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вел призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» и икос. На 9-й песни вместо «Честнейшую» поется припев: «Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». И затем – ирмос 1-го канона. Этот же припев поется и ко всем тропарям обоих канонов. Катавасия поется второго канона: «Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим». Этот же ирмос служит вместо «Достойно» на литургии. «Свят Господь Бог наш» не поется.


На литургии – антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Прокимен: «Во всю землю изыде вещание их...» (Этот прокимен поется до отдания – см. Типикон). Апостол Деян., зач. 3. Евангелие от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Задостойник: «Радуйся, Царице...» (поется до отдания праздника).

В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя...», в первый раз после Великой Субботы поется: «Видехом свет истинный...». Отпуст праздничный (см.: Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерни к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход с кадилом и великий прокимен: «Кто Бог велий...». На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленоприклонением; колена преклоняются впервые после Пасхи. Молитвы читаются в следующие моменты: первая – сразу же после великого прокимна: «Кто Бог велий...», вторая – после сугубой ектении: «Рцем вси...» и третья – после «Сподоби, Господи...». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу. После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». После молитв – просительная ектения: «Исполним вечернюю...» стиховные стихиры и обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерни – особый.

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА («Духов день»). Песнопения в этот день те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.

Всенощного бдения на день Святого Духа, по Уставу, не полагается, но в практике в этот день совершается служба, как в день святой Пятидесятницы. На утрени полиелея нет. «Честнейшую» не поется (поется ирмос 9-й песни). В конце утрени – великое славословие. На литургии поются изобразительны. Произносится входной стих, как в день Пятидесятницы, но вместо «Елицы...» – «Святый Боже...». Отпуст – дня Пятидесятницы.

Попразднство Пятидесятницы – 6 дней. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии (до отдания праздника) по входе: «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».

Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется. Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его даров.

О богослужебных особенностях праздника Троицы протоиерей Константин Пилипчук, секретарь Киевской епархии, доцент КДА.

Какие богослужебные особенности праздника Пресвятой Троицы?

– Богослужение на Троицу, совершающееся в нынешнее время, значительно отличается от службы в первые века христианства. Тогда этот праздник не был так широко известен и, по мнению литургистов, праздновался в воскресный день, фактически ничем не отличаясь от обычной воскресной службы.

Со временем, начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы начинает приобретать новые краски и новые молитвословия.

Когда появилась коленнопреклонная молитва?

– В IV веке уже появляются коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого. Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, что храм на этот праздник украшался зеленью и цветами. С VII столетия нам известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу. К VIII столетию Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским были написаны торжественные каноны Троицы.

И вот с IX–Х столетий в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу стихира праздника: «Царю Небесный…» Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с XIV–XV веков она входит в так называемое начало обычное всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, даже утреннего и вечернего правил.

Полный чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появляется в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.

Есть ли богослужебные особенности Литургии?

Основную особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения «Елицы во Христа крестистеся...» вместо «Трисвятого». Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причем эта особенность также совподает с праздником Святой Пасхи и Крещения.

М. Нестеров. Троица Ветхозаветная

Еще одно песнопение, которое тоже относится к этому празднику, это замечательная стихира «Видехом свет истинный…»

– Со временем она тоже вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.

Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение Церковного Устава на коленопреклонение.

Прп. Андрей Рублев. Троица

Что значит коленопреклонение в религиозном отношении?

– В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, всегда сопровождались коленопреклонением.

Само коленопреклонение в религиозном отношении имеет очень важное значение – человек через свои физические, внешние проявления демонстрирует свое отношение к Богу, свое особое Его почитание. Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним.

В коленопреклонных молитвах на Троицу каждый из нас обращается к Богу, во Святой Троице Единому, Отцу, Сыну и Святому Духу, дабы Господь не оставил свое творение, не оставил всех нас без Своего личностного внимания, без Своей Благодати, Своей любви и заботы.

Троица. Коленопреклонные молитвы

– Правда ли, что Пятидесятница является венцом спасительного замысла Божиего о человеке, исполнением всего земного служения Иисуса Христа?

– Совершенно верно. Господь перед Своими страданиям сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «...Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам...» (Ин 16:7) . Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово – Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.

Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность.

Мы говорим, что Господь победил смерть, Господь победил грех, но в то же время являемся очевидцами того, что и смерть, и грех присутствуют в земной жизни человека – в каком же смысле мы должны воспринимать эти слова?

Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения