Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Формирование художественного мира С. Есенина

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.

В поэзии «серебряного века» Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание (Орлова 2002: 450).

Уж не сказ ли в прутике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль (Есенин 1999; 58).

Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка (Есенин 1999; 53).

Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.

Я - пастух; мои палаты -

Меж зыбистых попей,

По горам зеленым - скаты

С горком гулких дупелей (Есенин 1999; 53).

Анализируя художественный мир Есенина, необходимо, прежде всего, определить главные особенности его поэтического мышления. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве» - так определил Есенин главную тему своей поэзии, тему сложную и многогранную.

На творчество Есенина повлиял его «крестьянский уклон», что определило выбор и характер художественных средств и приемов. Об этом свидетельствует идейно-художественная эволюция поэта. Так, в 1914 -1919 гг. наблюдается «двойственность восприятия мира» поэтом. В этот период наряду с реалистической картиной художественного мира в его творчестве существовала и библийско-мифологическая. Образный мир поэта объемен и многогранен: небо и земля, по мнению автора, соединены «Маврикийским дубом», «вселенским» деревом. Это «есть вечное, неколебленое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов», то есть «словесное древо».

Шумит небесный кедр

Через туман и ров,

И на долину бед

Спадают шишки слов (Есенин 1999; 68).

Соединив в своем мире землю и небо с помощью такого мифического дерева, Есенин свободно «распоряжается» этим поэтическим пространством. Небо и земля в его художественном мире соединяются также с помощью дождя, солнечных лучей, лунного и звездного света, деревьев, растущих на земле (Степанченко 1998: 78).

На земле прообразом мира у Есенина является дом, изба. В «Ключах Марии» поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру…Красный уголок, например, в избе есть уподобление заре, потолок - небесному свободу, а матица - Млечному Пути» (Цит. по: Степанченко 1998: 79). И поэтому у Есенина очень многие стихи связаны с домом, его составными частями.

Через все творчество Есенина проходит образ дороги, который связывает воедино все земные пространственные образы, соединяют пространство и время, образуя единый пространственно-временной мир:

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой в даль (Есенин 1999; 69).

Дорога позволяет поэту увидеть другие города и страны, встретить разных людей «Хочу концы земли измерить». Вот почему она занимает значительное место в его поэтическом мире, помогает почувствовать движение, течение жизни.

Несмотря на то, что есенинский дореволюционный мир многолик и противоречив, ему свойственны и такие черты, которые делают его единым. Это и пространственная узость мирка, ограниченного «деревенский или небесной околицей, и медленное течение времени: «Грустно стучали дни, словно дождь по железу». У позднего Есенина художественное пространство становятся более широким, объемным и многомерным, а время более динамичным. Следует отметить, что образ лирического «я» становится центральным в поэзии Есенина, а образ автора объединяет все элементы его творчества в своеобразный единый поэтический мир.

Лирика Сергея Есенина - это правдивый поэтический многоцветный дневник, раскрывающий глубокую душу, умеющую сострадать и радоваться, видеть чужую боль и нужду. Немногим дано так проникновенно передать психологизм ситуации.

Погасло солнце. Тихо на лужайке.

Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поет вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о родина, сложил я песню ту (Есенин 1999: 89).

Уже в ранней лирике пропадает безмятежность и покой. Глубоким психологизмом наполнены картины рекрутских сборов в стихотворении «Русь». В самом начале заложено ожидание несчастья, которое приходит с войной. Мирный труд селянина нарушен чуждой ему судьбой. Но издавна так сложилось - глубинка спасала Россию, собирая ополчение (Воюшина 1989: 16).

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

По селу до высокой околицы

Провожали их огулом народ…

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод (Есенин 1999; 90).

В лирике Сергея Есенина прослеживается напряженное стремление обрести покой, слиться с окружающим миром, даже в самых драматических ситуациях добиться равновесия. Ведь никакой мир вокруг не заменит душевного покоя.

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Видим, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом». В стихах поэта деревья, травы, тихие воды - все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью (Грищенко 2004: 123).

Мы видим, как «отражаясь березы, ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небе». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» - во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразились в его творчестве:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос нескошенный,

Лес да монастырь (Есенин 1999; 58).

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу (Есенин 1999; 100).

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучили, и жгла (Есенин 1999; 101).

Есенин воспринимает родину в образе березы, часто сравнивая ее нежный стан с девичьим, ветви - с косами, крону - с сарафаном. Этот образ наполняет поэзию автора одухотворенностью и напевностью.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти Белой бахромой (Есенин 1999; 123).

Природа дала Есенину «лирическое чувствование», стала его этической и эстетической школой. «На ветке облака, как слива, златится спелая звезда». Вот оно целое, неделимое, великое чудо жизни! Образ Есенина - от растворенности в природе.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда (Есенин 1999; 132).

Прощание с любимой у Есенина не трагично, потому что о ней будет шептать природа: ветер, сосны, вода, деревья. А вечер растворит в себе имя тонкое, как звук, чтобы навсегда сохранить светлую тайну первой любви. Психология человека, живущего в гармонии с природой, как бы обусловила и выбор других поэтических средств. «Каскад» метафор обрушивается на читателя, как только он открывает томик стихов Есенина: «проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза», «улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы», «задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона». Есенин шел от народного мифотворчества, в основе которого лежит уходящее корнями в язычество представление, что природа «чувствует» как человек. В поэзии Есенина человек часто уподобляется деревьям (ивам, березкам, тополю, дубку и осинке). «Мы все есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу», - пишет поэт о нерасторжимости человека и природы в трактате «Ключи Марии» (Есенин 1995: 312).

Таким образом, Есенин часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. С нашей точки зрения, такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим только родиться, считая себя составной частью великой матери - природы.

Природа у Есенина следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными оттенками звучания («В роще по березка белый перезвон», «А у низеньких околиц / звонко чахнут тополя»). Эпитет его многогранен и интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонических оттенок («звонкий мрамор», «белый перезвон», «звенящая рожь»).

Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, выказать радость бытия. В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагические стихи. Природа весной возродится, а поэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости.

Нежную, яркую и напевную лирику С.А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разных периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.

Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!» (Есенин 1999; 112).

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас… (Есенин 1999; 113).

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас (Есенин 1999; 114).

Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она - дневник его душевных переживаний. Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой», навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить (Есенин 1999; 145).

В стихотворении «Письмо к женщине» С.А. Есенин исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени (Есенин 1999; 234).

На такое самоотверженное чувство был способен только А.С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще - это борьба, противосостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь - это недостижимое и желаемое для поэта блаженство.

Не глядя на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк,

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел (Есенин 1999; 455).

Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума (Есенин 1999; 456).

Непревзойденным образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси. Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина.

Я спроси сегодня у менялы,

Что дает за потумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое «поцелуй»? (Аншакова 2004: 57).

Следует отметить, что в жизни, вне творчества, Есенин пережил несколько любовных трагедий и разрывов с женщинами. Но и после разрыва с ним эти женщины продолжали любить поэта, относясь к этому как к божественному подарку жизни. Они оказались правы. Мир любви Сергея Есенина стал бесценным достоянием культуры всего человечества. Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человек и природы, человек и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.

Человек - дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок земной жизни. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски и судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически сливается с конкретной, реальной российской действительностью.

А люди разве не цветы?

О милая, почувствуй ты,

Здесь не пустынные слова (Есенин 1999; 176).

Есенин по своим убеждениям и идеям - мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко выслушивающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений.

Поэзия Есенина поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении этих двух начал - эмоциональная действительность, масштабность, «половодье чувств» и мыслей.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым (Есенин 1999; 177).

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно

Что пришлось процвесть и умереть (Есенин 1999; 178).

Правы исследователи, что лирическая система С.А. Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла.

«Судьба» лирического героя Есенина стала отражением судьбе, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников. И не только современников. Есенин, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных русских поэтов ХХ века. Может быть, потому, что он один из самых «русских» поэтов, глубоко укорененных в национальной русской психологии. Именно ныне, когда творчество Есенина рассматривается в широком философском, психологическом контексте, приходит понимание особенностей его поэзии, специфики его лирического героя: «Несомненно, что Есенин - не просто крестьянский поэт, но и поэт национально-космического уровня, ибо подтекст и дух его поэзии ведет в изначальный космос русской души», -- Ю. Мамлеев (Мамлеев 1990: 15).

Все есенинское творчество представляет собой как бы лирический автобиографический роман, героем которого является образ Поэта - поэта мира древнего, «деревянного». Трагедия Есенина - это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья - «Инонии». И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, «миротворческой», том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.

Поэзия Есенина исповедальная, обнаженная (совершенно русский феномен); Есенин «всю душу выплескивал в слова», стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: «От сонма чувств // Вскружилась голова. // И я сказал: // Коль это зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова» («Мой путь»). Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр - жанр лирического письма: «письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо от матери», «Письмо к сестре». В целом, названий стихов, в которых присутствовало бы слово «письмо», у Есенина не так уж много. Однако все его стихи - это своеобразное «послание от Есенина», настолько они доверительные, интимные, личностные и в то же время общечеловечные. Есенину требовалось быть услышанным, понятным, прочувствованным. Без этого общение, творчество для него лишались смысла (Иванов 1990: 8).

Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа - он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо - мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо - это и знак человека, слитого с миром (Иванов 1990: 9).

Таким образом, высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы.

Идея мира у Есенина двухчастна: «мир», чужой и опасный, и «дом» как его позитивный эквивалент, родной и теплый. Антиномия мир-дом характерна для всего творчества поэта. Однако уже в раннем творчестве «дом» помещается в контекст утраты, тоски, вины и раскаяния. Мотивы ухода и возвращения становятся ведущими. Но если уход реален, то возвращение - в будущем, в мечтах, в желаниях, а возможно ли оно реально? Ощущение христианского линейного потока истории все сильнее дает о себе знать, лирический герой отчетливо понимает свою включенность и в жизнь «мира». В поэмах 1917-1918 гг., создавая оригинальную утопию, Есенин изображает «землю, отразившую небо», хотя для себя поэт-пророк все же оставляет небо, взгляд на Инонию - это взгляд со стороны:

По тучам иду, как по ниве я,

Свесясь головою вниз.

Слышу плеск голубого ливня

И светил тонкоклювых свист.

В синих отражаюсь затонах

Далеких моих озер.

Вижу тебя, Инония,

С золотыми шапками гор.

Для Есенина этого периода дом - аналог космической упорядоченности, рукотворная модель космоса, и он связывает программу переустройства чуждого лирическому герою мира с идеей космоса-дома. «Туга по небесной стране посылает мя в страны чужие, - отвечает спрашивающим Козьма Индикоплов на спрос, зачем он покидает Россию», - замечает поэт в статье «Отчее слово». Эта же «туга» движет и лирическим героем в поэмах 1917-1918 гг.

Как же будет устроен новый дом-мир? Прежде всего, он будет свободен от смерти. Поиски земного рая не должны быть сопряжены с мыслью о необходимости земных страданий для достижения «Царствия небесного». Поэтому Есенин отказывается от искупления первородного греха жертвенностью Иисуса Христа. Вера для него не требует посредника между человеком и Богом. В поэме «Пришествие» Иисус бессилен и беспомощен:

…Из прозревшей Руссии

Он несет свой крест.

Но пред тайной острова

Безначальных слов

Нет за ним апостолов,

Нет учеников.

Отказ от крестных мук, от пути Христа - условие для того, чтобы вырваться из круговорота жизни, обусловленной смертностью человека, конечностью его бытия.

Муки повторяются снова и снова, а выхода нет и для Христа:

Опять его вои

Стегают плетьми

И бьют головою

О выступы тьмы.

Намеченный Христом путь отделил человека от Бога, поэтому «лестница к саду твоему без приступок», царство Божие недосягаемо:

Как взойду, как поднимусь по ней

С кровью на отцах и братьях?

Тянет меня земля,

Оцепили пески,

На реках твоих Сохну.

Есенин остро переживает двойственность человека: для него животное начало также актуально, как и духовное. И если христианская традиция основывается на идее вознесения сына Божия (по вертикали вверх), то у Есенина направление движения меняется и здесь - по вертикали вниз.

В поэмах 1917-1918 гг. формулируется призыв-молитва «сойди, спустись на землю, Боже»:

Холмы поют о чуде,

Про рай звенит песок.

О, верю, верю, - будет

Телится твой восток.

Н. Федоров считал, что к началу ХХ века человечество выбрало для себя зооморфные идеалы, поставило себе образцом зверскость, видимо, они оказали некоторое влияние и на Есенина. Поэтому «теления» и ожидает лирический герой в произведениях поэта этого периода. Конечно, нельзя утверждать, что он полностью отказывается от духовного начала, но хочет, чтобы одухотворенность перестала быть прерогативой неба, а была одухотворена и земля здесь и сейчас.

В своей концепции мироздания-дома поэт пытается совместить языческий космоцентризм с христианским антропоцентризмом, поставив человека в центр космогонических процессов. Есенин не принимает только Христа с его жертвенностью и добровольно принятым страданием, влекущим за собой смерть:

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

Не хочу воспринять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Стремление восстановить связь между человеком и Богом пронизывает поэмы 1917-1918 гг. Пророчество явления нового мира также отсылает к мифологической традиции:

Не хочу, чтоб умело хмуриться

На озерах зари лицо.

Я сегодня снесся как курица,

Золотым словесным яйцом.

Лирический герой чувствует себя творцом, сопричастным процессу обновления мироздания, но процесс этот также течет в направлении, противоположном ходу мировой истории - это некая попытка вернуться к началу творения и воссоздать мир, где боги и люди равны. Золотое яйцо является символом тайны сотворения мира у многих народов. Оно придает форму хаосу, предшествует возникновению жизни в первоначальной пустоте. В индийской мифологии один из сюжетов повествует о том, что Брахма производит на свет золотое яйцо, из которого и прорастает мировое дерево. Повторив путь творца, лирический герой становится сопричастным процессу миротворчества.

Особое место в мироздании занимает у Есенина образ Богоматери: это и Дева Мария, и Русь, и Великая Мать, и земная старушка-мать. В образе Девы Марии поэта привлекает «попрание» ею смерти. В отличие от Христа, ее «введение во храм» - не только духовное Воскресение: вслед за «успением», разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в Небо. Мать занимает центральное место во вновь сотворенном мире - Инонии, земном рае. Но именно в земном.

Поэма строится на разделении двух миров - мужского и женского. Для мужчин - небо, им присущи солярные символы. Даже явление нового пророка изображается как прорыв через земное к небесному. Лирический герой может спускаться на землю, свободно перемещаться вверх и вниз по вертикали, но все же его удел - небо.

Для женщины-матери - земля, чудесная Инония, отразившая небо, что подтверждается и цветовой символикой. Здесь синий цвет и его оттенки преобладают. Для обозначения «земного рая» поэт использует лунные символы, недаром время матери - вечер, ночь, когда зажигаются звезды. Звезда - многозначный символ, это и постоянство и защита, и знак девства Марии, и символ Мессии. Поэтому они и появляются в поэмах о пришествии нового Спаса и «видении» земного рая. Звезды - это зерна и пчелы, чем они также связаны с символикой Девы Марии, и не только плодородие, но и возрождение, реинкарнация, божественный дар жизни, продолжающейся и после видимой смерти, важен в символике зерна и пчелы для поэта. Эти символы вводят в поэмы мотив вечного возрождения и личного бессмертия. Нисхождение в землю - это только ступень к новым воплощениям, а земля-мать готова к постоянному деторождению. Зарождение новой жизни во тьме материнского чрева приобретает пластические формы, делая человеческое бессмертие реально достижимым, когда земля готовится к новому рождению - «по иному над нашей выгибью Вспух незримый коровий бог». Удел матери - земное плодородие дение сына, которому уготовано небо. Поэтому ее мир - место отдохновения, гармонии и покоя. Тот самый «рукотворный космос» - дом, желанный и недостижимый для лирического героя, по которому можно тосковать, но в который трудно возвратиться

М. Ю. Жилина

Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31.

СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.212-214

Сочинение на тему «Земное и небесное в художественном мире Есенина»

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.


Мир поэзии Есенина опирается на философию, уходящую своими корнями в глубокую древность. Его философия разлита, растворена в словесных поэтических образах. В поэзии Есенина ставится и решается проблема личности и ее связей с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах и собственную образную концепцию человека. Личность Человек Природа Общество Мир


Главными составляющими художественного мира Есенина являются образы земли и неба. В центре его мироздания – деревенская изба, с ее немудреными атрибутами: окном, порогом, печью, божницей и т. д.В начале творческого пути Есенина - это реальная изба. Но постепенно она мифологизируется, превращаясь в храм, соединяющий небо и землю. Части этой избы становятся символами связи земного и небесного: красный угол, конек на крыше, матица основная балка, поддерживающая потолочный настил в доме. С 1914 г. в поэзии Есенина появляется и небесное жилище – «золоченая хата», «божий» (райский) терем. В центре земли изба с крестьянскими постройками («овином», «хлевом», «гумном» и т. п.). Избы, «связанные» дорогой, образуют деревню. «Деревни», «села», «поселки» и «слободки», окруженные полями и лесами, это есенинская «голубая Русь». В поэзии 1914 – 1919г. божий, небесный мир и мир земной взаимодействуют: в небе «голубая трава», «голубая пыль», там растут деревья, бродят небесные стада (месяц, звезды, облака, тучи). А на земле – небесная «синь, упавшая в реку».


Природа у Есенина – божественный храм: в ней - «ночных небес иконостас», звезды – «лампадки небесные», рощи «кадят росою», небо – «иконостас», «хаты – в ризах образа», храм, где обитает красота. В его произведениях «слухают ракиты посвист ветряной», «плачет иволга», «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари», «… над речкою режет воду синюю солнца соха…», «месяц рогом облако бодает», «ковригой хлебной над сводом надломлена твоя луна», «осень – рыжая кобыла – чешет гриву», а «схимник ветер» на «рябиновом кусту» целует «язвы красные незримому Христу». Небо и земля есенинского художественного мира в стихах 10-ых гг. соединяется в образе мирового древа. На ветвях этого мифологического древа растут разные «плоды»: солнце, луна и звезды, дни и ночи, думы, мысли, слова.


Наиболее часто встречающиеся в творчестве Есенина первого периода цвета: красный, синий, зеленый, желтый, золотой, белый, розовый. В большой статье «Ключи Марии», написанной в 1918 году, Есенин суммировал свои эстетические принципы, основанные на оригинальном преломлении русской народно- поэтической культуры. Художественно-философское единство двух миров небесного и земного поэт объясняет мифом о «браке земли с небом». «Печалью земли по браке с небом» наполнены многие страницы есенинского творчества, поэт мечтает о том времени, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются с небесными: Микола «с земли гуторит с Богом // В белой туче-бороде», Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью, «с холмов» кричит своему умершему деду, хотя голос внука и «не долетает... В его далекий брег».


Движение времени неостановимо и необратимо: «Да... Не вернуть, что было. Все годы бегут в водоем» («Анна Снегина»). Время течет, плывет, бежит, летит (как птица), безостановочно движется из прошлого в будущее и падает сверху вниз в «пропасть времен». Есенин развивает образ движущегося времени («потока», «птицы», «мельницы», «прялки», «ветра», «песка»).Оно везде оставляет свои следы: «свиток годов на рогах» («Корова»), «На свитках лет сухая пиль» («Нищий с паперти»); «Года меняют лица // Другой на них // Ложится свет» («Мой путь»). Время материализуется и в сквозном образе памяти («память дня» и «память веков»), иными словами, художественное время не уходит бесследно: прошлое живет в настоящем, а из этого двойного сплава вырастает будущее. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком истории, мирового времени. Время не только зависимо от настроения поэта и его героев (оно может растягиваться, останавливаться, сжиматься, ускоряться), но и окрашивается в различные цвета: годы (или дни) могут бить «голубыми», «розовыми», «желтыми», «белыми» или «черным сроком» («Пугачев»). «Пропасть Времени»


Время в поэтическом мире Есенина ярче всего выражается через движение сквозных пространственно-временных образов. Наиболее важным из них является образ пути (дороги), возникающий в первых же стихотворениях поэта. Этот образ также многозначен: деревенская дорога, жизненный путь человека, страны («великий поход» России из прошлого в будущее), человечества. Образ пути представляет собой стержневую ось, вокруг которой вращается поэтическая Вселенная Сергея Есенина. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим и на цветущую яблоню, и на летящую комету, и на горящее солнце, и на яркий «цветок неповторимый». Все есенинское творчество представляет собой единое целое своеобразный лирический роман, главным героем которого является Поэт. Не случайно поэтому характерная примета его творчества автобиографичность: «Что касается автобиографических сведений, они в моих стихах», указывал Есенин. «Стихи мои, // Спокойно расскажите // Про жизнь мою», писал он в стихотворении «Мой путь». На определенном этапе этот герой, родившийся и выросший в деревне («может, в Калуге, а может, в Рязани...» «Черный человек»), на лоне природы («Родился я с песнями в травном одеяле»), отрывается от своей «малой родины», уходит в город, который оказывается для него «чужим миром». Яркий многоцветный мир есенинской поэзии в «городских», «кабацких» стихах (цикл «Москва кабацкая») тускнеет, обесцвечивается, «линяет», зачастую сводится к серому, белесому, ржавому, оловянному (в цветовом значении), желтому. Сам поэт не однажды горько признавался: «Тех волос золотое сено // Превращается всерый цвет» («Я усталым таким еще не был...»). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. «Осколки» его «скелеты домов», «продрогший фонарь», отражающий в черной луже «безгубую голову» («Сторона ль ты моя, сторона»), «московские изогнутые улицы» случайны, единичны и не складываются в цельную картину. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит... черт знает как!..» («Да! Теперь решено. Без возврата...»). В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться («Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад» «Письмо матери»), вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой («Вот так страна! // Какого ж я рожна // Орал в стихах, что я с народом дружен?» «Русь советская»). А когда он питается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы дети единой матери Природы. Вот почему основным художественным приемом, используемым Есениным, является персонификация как совокупность олицетворений различных типов: оживление всего неживого, овеществление абстрактного и обратный олицетворению прием наделение образа человека природными (растительными и зоологическими) характеристиками. Композиция дивения лирического героя в мире Есенина сложна и многопланова: главные образы создают переплетающиеся сюжетные линии, раскрывающие тему жизненного пути лирического героя и «великого похода» России из прошлого в будущее, родины и революции, поэта и поэзии, противостояния природы и цивилизации, деревни и города, «живого» и «железного», небесного и земного, философские мотивы жизни и смерти, любви и памяти.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения