Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как развить пространственное мышление у взрослых. Как развивать пространственное мышление в дошкольном возрасте

Школа Юрия Окунева

Всем привет! С вами Юрий Окунев.

Умеете ли вы рисовать? Можете представить предмет с закрытыми глазами во всех деталях? Умение «видеть объемно» − это одна из ключевых позиций высокоразвитого интеллекта. Именно это качество позволяет хорошо считать в уме и быть экспертом в литературе. Разберем сегодня упражнения на развитие пространственного мышления.

Если у вас всегда под рукой навигатор GPS – это не значит, что вам не нужно развивать умение пространственно мыслить. Почему?

Заглянем в словарь:

Говоря простым языком, пространственное мышление – это то, что позволяет нам создавать объёмную картинку в голове, изменять и трансформировать её по нашему усмотрению.

Что это значит?

  1. Художник рисует картину. Чтобы его рисунок был убедительным, он должен соотнести реальные размеры объектов с нарисованными размерами, то есть, создать иллюзию ПРОСТРАНСТВА на бумаге. Этот же принцип действует в черчении.
  2. Писатель пишет роман. Он создает образы героев, размещает их в воображаемом ПРОСТРАНСТВЕ. Продумывает линию сюжета, заполняет пространство событиями.
  3. Шеф-повар, прежде чем готовить очередное произведение кулинарного искусства, должен его представить мысленно во всех деталях: как будет выглядеть, какой у блюда будет вкус, в каком соотношении лучше взять продукты – создать ОБРАЗ будущего творения.
  4. Математические расчеты тоже связаны для нас с понятиями ПРОСТРАНСТВА и образами. Это касается не только геометрии. Ученик, способный представить «мультик» с условиями задачи, справиться с ней гораздо легче и быстрей.
  5. Процесс запоминания любой информации заключается в создании понятного ОБРАЗА и размещении его во внутреннем ПРОСТРАНСТВЕ мыслей. Если образ не создать, то информация быстро забудется.

Как видите, область применения пространственного мышления довольно обширна. Любой вид деятельности человека связан с ней в большей или меньшей степени.

Типы операций над образами

Пространственное мышление – это довольно сложный процесс, включающий в себя как умение мыслить логически, так и способность переводить реальное изображение в графическую схему и наоборот, а также умение представить объект в воображении во всех деталях. Существует три типа операций над образами в пространстве:

  1. Изменение местоположения (мысленное перемещение объекта без изменения его внешнего вида)
  2. Метафорфозы объекта (мысленное изменение внешнего вида объекта без перемещения)
  3. Комбинированное изменение (меняются и вид, и местоположение)

Способность человека производить данные действия определяет его степень успешности в жизни, насколько быстро он может сориентироваться в новых условиях, может ли реализовать свои цели.

Простая закономерность

В университете штата Мичиган в США проводилось исследование. Детей в возрасте от 6 до 8 лет обучали собирать объемные фигуры из кубиков. Оказалось, что как только ребенок начинает понимать принципы построения фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются.

Корреляция прослеживается не только в математике. При чтении художественной литературы, в воображении создается целый кинофильм, оживляющий события книги. Это позволяет производить глубокий анализ произведения, и, конечно, процесс чтения становится более интересным.

Без этого вида мышления становится невозможным процесс запоминания, так как запоминаем мы не что иное, как образы.

В повседневной жизни прежде, чем приступать к какой-либо деятельности, мы четко представляем себе результат, раскладывая по полочкам все детали. В противном случае на выходе может получиться совсем не то, что задумывалось.

Упражнения для малышей

Пространственное мышление активно развивается у малышей уже с 2-месячного возраста. Ребенок сначала ищет взглядом маму, фокусирует взгляд на игрушке, затем, ползая, исследует мир всеми возможными способами – в цвете и в объеме.

2-3-летнему малышу не надо запрещать залезать под стол или в шкаф, сооружать пирамиду из папиных книжек и раскрашивать себя, изображая индейца. Ваш ребенок неосознанно пытается развить в себе задатки гения-математика, способности к логике.

Поучаствуйте с ним вместе в этих играх – залезьте вместе с ним под стол, будьте в роли гостя. Ребенок будет в восторге. Купите специальные краски и порисуйте вместе с малышом руками – пальцем или ладошкой.

Детям 5-6 лет доступны более сложные элементы тренинга. В этом возрасте надо научиться различать, что такое «право», «лево» и «верх» – «низ».

  • Поставьте на листе бумаги несколько отпечатков от ладони, пусть ребенок догадается, где правая, а где левая рука;
  • Выложите перед ним предметы одежды, развернув как лицевой, так и задней стороной, и попросите определить правый и левый рукав (штанину);
  • Читая сказку, заостряйте внимание дошкольника на предлогах «в», «на», «перед». Возьмите в руки игрушку и покажите ребенку, как это будет: «зайчик сел на пенек», «спрятался за кустом»;
  • Поиграйте в путаные фразы. Например: «На стене лежит перина, на кровати же – картина»
  • Развивайте мелкую моторику: лепка, оригами, пальчиковые игры, плетение кос.

Упражнения для школьников

Согласно выводам ученых, пик развития пространственного мышления приходится на возраст 9-11 лет. А в целом, активное развитие этого вида мышления длится до достижения возраста 15 лет.

В наших школах предмет «Геометрия» обычно преподают с 7 класса при достижении детьми возраста 12-13 лет, когда развитие данного вида мышления начинает замедляться. Наверно, поэтому для большинства ребят геометрия является таким нелюбимым предметом, а преподаватели бьют тревогу о низком уровне пространственных знаний учащихся.

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка проблем с геометрией и пространственными навыками не было, начинайте заниматься с ним с первых классов школы. Приведу несколько заданий, разместив их в порядке возрастания сложности:

  • Складывание фигурок оригами из бумаги;
  • Работа с 3D-пазлами, конструирование из лего;
  • Составление плана местности или помещения, свободное владение понятием масштаб;
  • Получение стереометрической фигуры путем вращения плоской фигуры;
  • Работа с кубиком Рубика;
  • Определить стереофигуру по ее проекции, составление изображения-развертки;
  • Получить новую сложную фигуру путем объединения 2-3 простых сереометрических фигур. Найти, что получится, если из одной фигуры вычесть другую.

Также весьма полезным будет учить ребенка составлять рассказ по картинке, при этом четко обозначая эмоции каждого персонажа и выстраивая причинно-следственную линию; решать логические задачки, анаграммы, а также различные планиметрические и объемные головоломки.

Кстати, такие головоломки в большом количестве можно найти на сайте Брайнаппс . Не забывайте также уделять достаточно времени развитию памяти ребенка. Упражнения . И поощрять его занятия рисованием и лепкой.

Методики для взрослых

Пространственное мышление развивается и совершенствуется в течение жизни постоянно, поэтому взрослые тоже могут достичь успехов в освоении данных навыков.

  1. Читая книгу, остановитесь и отложите ее в сторону. Закройте глаза и представьте героев сюжета в объеме: кто и где размещается, если идет, то в какую сторону, представьте картинку местности;
  2. Придя из гостей, вспомните до деталей маршрут, по которому добирались, обстановку дома, где вы были, лица гостей и места, где они сидели за столом;
  3. Размещая вещи в багажнике машины, укладывайте их максимально компактно;
  4. Разгадывайте словесные головоломки, занимайтесь развитием памяти;
  5. Займитесь созданием модели ручного изготовления – модель парусника, например, в масштабе 1:20 или макет трамвайного депо.
  6. Направляясь по незнакомому адресу, используйте бумажную карту вместо привычного GPS-навигатора или вообще займитесь спортивным ориентированием.

На этом я, пожалуй, закончу рассказ о пространстве. Как видите, этот навык весьма полезен. Пространственное мышление – это основа, на которой строится понимание любых предметов и явлений от «сколько будет 2+2» до определения .

На этом все. Желаю вам успехов и жду ваших отзывов в комментариях. Подписывайтесь на новости, приглашайте друзей.
До свидания! Ваш Юрий Окунев.

Психологи, исследующие закономерности восприятия, выявили, что пространственная ориентация и пространственное мышление по-разному развиваются у людей, живущих в горах и в долине. Те, кто привык смотреть со склонов гор вниз, хорошо определяют размеры объектов внизу, но зато сильно путают размеры объектов, расположенных по линии горизонта.

И наоборот, жители долин ошибаются насчет размеров, глядя с высоты, но точны в своих оценках расстояний на равнинной местности. Эти наблюдения подтверждают, что пространственные навыки развиваются естественным образом в ходе приобретения человеком соответствующего опыта .

По мере взросления навык пространственного восприятия окружающего мира перерастает в способность представлять объемные структуры и объекты в пространстве и мысленно манипулировать ими. Пространственное мышление – это предпосылка логического мышления и умений оперировать числами и размерами . Изучение в школе геометрии направлено не столько на то, чтобы вырастить из детей математиков, сколько на развитие именно этой способности.

Человек с развитым пространственным интеллектом легче остальных справляется со многими профессиональными и просто жизненными задачами.

Без пространственного мышления не получится успешно выполнять деятельность:

  • художника;
  • дизайнера;
  • архитектора;
  • инженера-конструктора;
  • и инженера-технолога;
  • специалиста по логистике (и транспортной, и складской).

Список достаточно длинный. Да и в обыденной жизни это качество позволит:

  • компактно загрузить посудомоечную машину;
  • разобраться с картой местности и, не прибегая к навигатору, добраться в нужное место.

А смысл фраз вроде «ближайший к дому магазин» или «на левой стороне улицы» и вовсе был бы непонятен без этой когнитивной способности нашего мозга.

Свойственно ли вам испытывать затруднение при выполнении следующих задач:

  • максимально полно загрузить багажник автомобиля;
  • рассчитать точно габариты парковочного места и успешно припарковаться;
  • сориентироваться в незнакомой местности, отчетливо представляя, как это место выглядело на карте;
  • разобраться в зеркальном отображении предметов в комнате;
  • расставить новую мебель в заданном пространстве без ее многократных передвижек по комнате?

Если вы почувствовали, что не самым лучшим образом решаете эти и подобные им задачи, то стоит уделить внимание специальным тренировкам пространственного мышления. Кстати, традиционно считается, что у мужчин лучше развито пространственное мышление и ориентация на больших расстояниях, а у женщин лучше способность ориентироваться в небольшом пространстве. Вот откуда совет психологов: «Если вы потеряли дома вещь, попросите о помощи женщину, а если заблудились на улице, спросите дорогу у мужчины ».

Пространственный интеллект опирается на две умственные способности, это:

  • способность к пространственной визуализации, т.е. воображение, позволяющее выстраивать в сознании пространственные образы;
  • пространственное мышление, т.е. процесс мысленного манипулирования этими изображениями.

Как можно узнать о своих пространственных способностях

Первый и самый простой путь – это самонаблюдение . Попробуйте мысленно представить вашу комнату. Чем больше деталей вы сможете воссоздать, тем лучше ваши пространственные навыки визуализации. Теперь мысленно поверните эту комнату, например, на 90 градусов по отношению к себе. Чем легче вы сможете мысленно вращать или изменять расположение комнаты, тем лучше ваше пространственное мышление.

Каковы ваши навыки ориентации в пространстве? Легко ли даются вам различные способы вычисления

  • расстояния;
  • системы координат;
  • двух и трех измерений;
  • широты и долготы?

Пространство также включает в себя взаимное расположение объектов по отношению друг к другу, понятия смежности, перекрестков и далеко-близко друг от друга расположенных регионов. Насколько уверенно вы пользуетесь этими понятиями? Как легко вы воспроизводите в памяти представленность объектов в пространстве? Используете ли вы, и насколько успешно, в своей деятельности

  • символы;
  • графические изображения;
  • точки, линии;
  • стрелки

для изображения того, как представлены в пространстве объекты?

«С Викиум вы сможете начать развивать пространсвенное мышление онлайн»

Как вы владеете различными способами мышления о расстояниях и взаимосвязях объектов? Можете ли вы экстраполировать и интерполировать? Уверенно ли вы разбираетесь в таких понятиях, как атмосфера,

  • литосфера,
  • гидросфера,
  • геосфера.
  • биосфера?
  • Можете ли вы, опираясь на трехмерный чертеж какой-либо детали, представить, как будет выглядеть изготовленная деталь?
  • Можете ли вы изготовить несложную вещь по чертежу?
  • Если бы вам пришлось разбираться с неисправностью в двигателе, насколько уверенно вы сориентировались бы в этой ситуации?
  • Если вы увлекаетесь кулинарией и готовите сложные блюда, можете вы представить заранее, как оно будет выглядеть?

Второй путь – сравнение себя с другими . Сравните свои успехи в видах деятельности, требующих пространственных навыков, с успехами своих друзей и знакомых. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вы не хуже, а, может, даже и лучше других справляетесь с такими делами, как, например:

  • строительство песочных замков на пляже;
  • лепка фигур из пластилина или глины;
  • поиск и постановка кадра и композиции при фотографировании;
  • техническое рисование;
  • игра в шахматы и шашки;
  • 3D-моделирование, где требуется умение манипулировать формами;
  • компьютерные игры;
  • ориентировка на местности с помощью компаса и карты.

И наконец, третий путь – выполнение тестовых заданий . Подобные задания встречаются практически во всех тестах оценки интеллекта. Чаще всего задание представляет собою выбор «правильной» развертки, которая соответствовала бы тестовой фигуре. Для решения следует мысленно сложить развертку и убедиться, что ее трехмерный образ – это и есть заданный образец.

В последнее время появилось много разнообразных специальных компьютерных тестов на оценку визуально-пространственного интеллекта. Они требуют разобраться с задачей, где задания связаны с необходимостью мысленно вращать, перемещать, изменять размеры и соединять воедино образы или их элементы. Такие 3D головоломки требуют от человека способностей манипулирования без использования рук, а исключительно в своем воображении.

Вы можете также пробовать свои силы не в специальных заданиях, а разнообразных упражнениях, требующих пространственного мышления. Например, о многом вам скажут игры на пространственное мышление. Легко ли вам даются такие популярные развлечения, как

  • кубик Рубика (кстати, на сегодняшний день его признают едва ли не совершенным методом тренировки пространственного мышления);
  • головоломки;
  • Тетрис?

Как проверить пространственное мышление с помощью компьютерной диагностики

Хотите узнать о своем пространственном мышлении основательнее? Тогда попробуйте свои силы на сайте «Викиум» и выполните предложенные там задания на пространственное мышление. На первый взгляд, совсем несложные и даже по-своему забавные, они, тем не менее, с достаточной степенью точности покажут вам ваш уровень пространственного мышления.

Начните с тренажера «Многоугольники» и попробуйте оценить свой навык распознавания положения тестовой фигуры на фоне «информационного шума». Тренажер «Похожие картины» , где требуется оперативно отслеживать изменения, так увлечет вас, что вы забудете про диагностику.

Тренажеры «Поворот », «Собери квадрат» и «Геометрия » — более сложные и рассчитаны на уже сформировавшиеся пространственное мышление и пространственные представления. Придется вспомнить старую добрую стереометрию, чтобы ответить на вопрос о том, совпадают ли фигуры после поворота в задании «Поворот» и мысленно собрать квадрат из элементов в задании «Собери квадрат». Здесь потребуется навык пространственной ориентации и удержания в памяти расположения фигур и направления ее сторон.

Возможно, с первого раза упражнения покажутся вам непривычно сложными. Но ведь и пространственное мышление – очень сложный когнитивный процесс, опирающийся на мысленное логическое оперирование образами и структурами.

Последние исследования показали, что…

…пространственное мышление при всей его сложности может успешно развиваться на протяжении всей жизни человека . Хотя традиционно развивающие упражнения предлагаются детям разных возрастов, взрослые тоже могут надеяться получить неплохие результаты после соответствующих тренировок.

Обзор 217 научных исследований, проведенный группой ученых под руководством профессора психологии Д. Утталом, подтвердил, что люди всех возрастов с помощью обучения могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков. Это важное замечание позволило положить конец долгим дебатам о пользе обучения пространственному мышлению людей зрелого возраста. Одним из успешных методов такого типа обучения стали учебные видео игры и компьютерные тренажеры.

Пространственное мышление является важной функций головного мозга, позволяющая ориентироваться в пространстве и времени, визуализировать и применять решения всевозможных задач как с теоретической точки зрения, так и с практической стороны.

Эта способность помогает людям видеть окружающий мир в натуральном колорите и трехмерном пространстве.

Дети еще в младенчестве начинают ориентироваться в пространстве, следя за движущимися предметами и изучая свое местонахождение. И задача родителей уже в этом возрасте помогать развивать ребенку все виды мышления, доступные в каждом возрасте.

В процессе роста и развития используют накопившийся опыт для мысленной ориентации, и затем, в старшем возрасте могут различать геометрические фигуры, использовать описание литературных образов.

Развитие пространственного мышления

Повышение пространственного вида интеллектуальных способностей многократно облегчает жизнь человека. Многие профессии неразрывно связаны с данным навыком. К примеру, невозможно стать высококлассным дизайнером, художником, инженером или конструктором, если нет способности к восприятию трехмерных образов.

Что касается повседневной жизни, то такой тип мышления способствует систематизации пространства, а также легко обходится без навигатора за рулем, опираясь именно на пространственное мышление.

Лишь малая часть населения способна обладать хорошо . Проделав несложные тренировки над мозговой деятельностью, можно с легкостью развить данную способность. Пространственный тип мышления поможет улучшить, например, такие тесты:

  • необходимо выбрать 3 отрезка и представить получившиеся фигуры при их пересечении;
  • определить один отрезок при пересечении двух других;
  • представить, что получится, если на треугольник нанести прямую линию или какую-нибудь геометрическую фигуру;
  • для детей придумывать игры с конструктором, собирать пазлы и т.д.

Конечно, существуют и другие методы по развитию такого вида деятельности мозга, как пространственное мышление.

С точки зрения психологии

Изучая пространственное мышление, необходимо понимать и его структуру, что можно сделать при помощи простых тестов. Доцент психологических наук Илья Яковлевич Каплунович определил это понятие так: «под структурой пространственного мышления понимается система, представляющая собой многоуровневую совокупность множеств мыслительных операций, осуществляемых в представлении над пространственными образами».

Презентация на тему: "Развитие пространственного мышления при изучении работы с графическими объектами"

То есть умственная деятельность должна преобразовывать, трансформировать, и составлять новые образы, вместо первичных.

Но опыты показывают, что люди решают тесты на воображение по-разному. Это говорит об индивидуальном развитии умственной деятельности. Поэтому психологами были разработаны тесты, позволяющие определить будущую профессию. Но определение также будет примерным, т.к. с возрастом интересы и наклонности личности изменяются. Поэтому тесты необходимо проходить в разные периоды. И они носят рекомендательный характер, основываясь на том, что интересно именно сейчас. Все остальное зависит от личности и ее желании развиваться в той или иной сфере.

Виды пространственного мышления

Пространственное мышление разделяют на два вида:

  • Наглядный вид, т.е. образное. В этом случае идет изменение воспринятых образов в представляемые. То есть можно увидеть ситуацию в целом, не опираясь на логические заключения. Некоторые, без наглядной основы, не в состоянии мыслить абстрактно.
  • Теоретическое мышление позволяет на основе полученных знаний найти путь к решению задач. Человек обдумывает не только свои образы, но и оперируется на мысли других, анализируя их. Как правило, данный вид мышления требует времени. То есть при принятии какого-то решения, человеку необходимо время на раздумье и анализ. Только после этого принимается решение.

Ввиду этого, если вы обратили внимание, что ребенок медленно отвечает на вопросы, это не говорит о его умственной отсталости. Наоборот, малыш анализирует ситуацию со всех сторон, рассматривая возможные варианты решения.

Помимо разделения на виды, такой тип интеллекта включается в себя этапы, характеризующиеся специфическими особенностями:

  • Способность анализировать, т.е. разделить объект или задачу на составные.
  • Синтезирование, это обратный анализу процесс, который позволяет соединить задачу в целое.
  • Абстрагирование включается в себя несколько этапов для определения задания. Именно в данный момент происходит формирование понятий.
  • Обобщение, т.е. выделение главных сфер в задаче для сравнительного анализа.
  • Конкретика. Является обратным процессом обобщения. Таким образом, можно выделять в задании характерные признаки, свойственные одному предмету.

Помимо этих основных видов можно выделить множество подтипов.

Огромное количество психологических тестов поможет выявить, какое именно мышление развито больше, а где необходимо поработать.

Это позволяет направить свое внимание в нужное русло и развить способности своего мозга, применяя его как в трудовой деятельности или учебе, так и в повседневной жизни.

Развивая свое воображение, предоставляется больше возможностей в жизни человека.

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им - учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Как формировать пространственное мышление до 3 лет?

Предлагайте ребенку:

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.

Поощряйте рисование, аппликацию, лепку - занятия, требующие активного измерения.

Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже - в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?

Вам помогут:

  • игры на формирование трехмерных представлений - «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? - за домом»).

Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.

Дошкольники (5-7 лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».

В 5-7 лет дети должны уметь:

  • различать понятия размера и формы;
  • свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
  • различать левую и правую руку, сторону;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).

Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.

Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?

С этой задачей помогут справиться:

  • игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
  • графические диктанты;
  • занимательные задания на объемное мышление;
  • специальные развивающие игры;
  • повседневные бытовые задачи.

Предлагайте ребенку настольные игры, такие как Танграм, «Геометрика», шашки, шахматы, нарды.

Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя - на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», - и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве - представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета - посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты - например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов - не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.

Играйте с кубиками «по-взрослому» - создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Как это все поможет родителям?

Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения - и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого - к сложному».

Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:

  • не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
  • определить контрольные точки - некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
  • сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
  • подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.

К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.»;

  • «Шестеренки»;
  • «Соты. Судоку. Японские кроссворды».
  • Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.

    Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов - например, только форму, размер или только месторасположение.
    Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей , такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».

    Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:

    • базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
    • посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет - старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.

    Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!

    Пространственное мышление представляет собой вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

    Ориентация в пространстве - это не просто умение найти дорогу в малознакомой местности, и не только безошибочное определение того, где «право», а где «лево».

    Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.

    Для того чтобы развить в себе данную способность, существуют несложные упражнения. Рассмотрим подробнее способы направленного на работу с пространственными объектами.

    1. Подумайте о том, какие фигуры получаются при пересечении двух отрезков? При каком условии при пересечении двух отрезков получится один?

    Вы можете попробовать решить эту задачу мысленно, или для начала нарисовать данные отрезки на бумаге. Но старайтесь избегать рисования, так как оно упрощает задачу.

    1. Какие фигуры можно получить, если наложить друг на друга треугольник и отрезок?
    2. Какие фигуры получаются при наложении друг на друга двух треугольников?

    Это достаточно простые задачи. Они могут быть использованы не только для взрослых, но и при обучении детей с целью развития такого качества, как пространственное мышление.

    Более сложные задания связаны с представлением плоскости в Вы сами можете придумывать задания для себя и своего ребенка, используя более или менее сложные условия.

    Кроме описанных упражнений, развитие пространственного мышления у детей включает игры с конструкторами, составление объемных пазлов и многое другое.

    Развитие этой характеристики обязательно должно включать формирование правильных понятий о местонахождения предмета. Ребенок должен учиться называть словами место вещи по отношению к другим. Например, на вопрос, где находится игрушка, малыш 4 лет должен уметь ответить, что она, допустим, под кроватью или на стуле. Таким образом, очень важно сочетание чувственного опыта с развитием понятийного аппарата.

    Во взрослой жизни, когда понятия уже сформированы, важным фактором будет умение воспроизводить мысленно различные предметы в пространстве относительно друг друга. Например, войдя в незнакомую комнату, внимательно осмотрите обстановку, а выйдя из нее, попробуйте зарисовать расположение предметов в ней как можно точнее.

    Пространственное мышление помогает нам решать в уме сложные задачи. Например, если вам нужно определить, каким образом будет выглядеть новый шкаф в комнате, вам придется мысленно «вписать» его в интерьер, учитывая не только его размер и форму, но и цвет, а также расположение других предметов.

    Пространственное мышление тесно связано с памятью. Например, способность запомнить, а затем мысленно воспроизвести расположение гостей за праздничным столом характеризует не только умение ориентироваться в пространстве, но и навык запоминания деталей.

    Упражнения на развитие пространственного мышления очень полезны в любом возрасте. Поначалу многие люди испытывают затруднения при их выполнении, но со временем обретают способность решать все более сложные задачи. Такие упражнения обеспечивают нормальное функционирование головного мозга, позволяют избежать многих заболеваний, вызванных недостаточным уровнем работы нейронов коры полушарий.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как правильно делать укол собаке
    Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
    Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения