Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исследовательский проект "почему извергаются вулканы". Проект "Вулканы - опасное явление природы" (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4

Почему извергаются вулканы?

Исследовательский проект

Кривошеев Тимур Владимирович

ученик 3 б класса

Руководитель:

Кривошеева Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

г.Данков

2015 г.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………….……...2

Цели и задачи исследовательской работы…………………………………….…2

2.Основная часть.

2.1 Анкетирование одноклассников ………………………………….….….. 3

2.2 Опыт №1. Движение магмы из недр земли ………………………………5

2.3. Опыт № 2. Как происходит извержение вулкана……………………..…6

2.4 Опыт № 3. Свойства камней вулканического происхождения ………...7

2.5 Последствия, которые несут извержения вулканов…………………….8

3. Выводы………………………………………………………………….…...… 8

4.Заключение……………………………………………………………………...8

5. Библиографический список……………….……………………………...........9

В позапрошлом году в новостях я услышал про извержение вулкана у нас в России. На Камчатке начал извергаться вулкан Ключевская сопка. Меня заинтересовало, как и почему проснулся этот вулкан. Эти вопросы и помогли определиться мне с темой исследовательской работы. Я решил узнать, почему извергаются вулканы.

Цель работы – обобщить и классифицировать информацию о вулканах. Выяснить причины, из – за которых происходит извержение вулканов.

Задачи:

    Выяснить что такое вулкан?

    Изучить строение вулкана.

    Узнать какие бывают вулканы?

    Провести опыт и узнать, как и почему происходит извержение вулкана.

    Узнать какие последствия несут извержения вулканов.

    Создать действующую модель вулкана в домашних условиях.

    Узнать опытным путём о свойствах камней вулканического происхождения.

Методы исследования:

    Беседы со взрослыми.

    Анкетирование одноклассников.

    Изучение и анализ различных источников информации.

    Проведение опытов, экспериментов.

    Наблюдения.

Гипотеза:

вулканы извергаются потому, что жидкой магмы под земной корой становится очень много, и поэтому она выходит наружу.

Анкетирование одноклассников

Поиск причин, объясняющих, почему извергаются вулканы, я начал с проведения анкетирования среди одноклассников.

На вопрос «Почему извергаются вулканы?» больше всего голосов ребята отдали ответу «от землетрясения». Также они считают, что особое влияние на извержение вулканов оказывает солнце и географическое положение.

Что такое вулкан

Из интернета я узнал, что слово «Вулкан» происходит от названия острова Вулкано около берегов Италии, где по легенде находилась одна из кузниц древнеримского бога огня Вулкана (Гефеста).

В энциклопедии я прочитал, что вулкан – это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, вулканические газы и камни.

Виды вулканов:

Действующие – это вулканы, которые извергаются регулярно.

Потухшие – это вулканы, действие которых прекратилось и они больше не извергаются.

Уснувшие – это вулканы, которые считались потухшими, но вдруг начали действовать.

Вулкан состоит из: МАГМЫ ИЛИ ЛАВЫ – расплавленных горных пород, насыщенных газами. ЖЕРЛА – канала, по которому магма поднимается к кратеру. КРАТЕРА- углубления в виде чаши на вершине вулкана.

Чтобы узнать, откуда берется магма, сначала я изучил строение нашей планеты. Я узнал, что Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре - твердое ядро.

Внутри Земли из - за разности температур происходит постоянное движение мантии. Вместе с ней движутся и куски земной коры (тектонические плиты). При столкновении плит одна плита уходит вниз и начинает плавиться – превращается в магму. Магма поднимается к поверхности и накапливается в магматических очагах.

Опыт №1. Движение магмы из недр земли

Я решил опытным путём посмотреть, что происходит с магмой при столкновении тектонических плит. Для этого я провел мой первый опыт «Движение магмы из недр Земли». Для этого погрузил плитки твердого шоколада, которые заменили тектонические плиты, в йогурт-«магму». При помощи палочек я начал двигать мои «тектонические плиты». «Плиты» начали сталкиваться друг с другом, некоторые плиты ушли под другие, и в этом месте «магму» вытолкнуло на поверхность «плит».

Вывод:

Опыт помог понять, как под воздействием движения тектонических плит магма перемещается к поверхности земли.

Магма поднимается к поверхности и накапливается в магматических очагах. Там она находится под давлением, так же как и газированные напитки в закрытой бутылке.

Газы, входящие в состав магмы, стремятся выйти наружу и поднимают магму по жерлу вулкана. Эти газы - горючие, поэтому они воспламеняются и взрываются в жерле вулкана. Через кратер вулкана наружу вырываются газы, пепел, раскаленные камни и магма.

Опыт №2. Как происходит извержение вулкана

Мой второй опыт помог мне выяснить, почему магма начинает извергаться из вулкана. Я сделал из бумаги конус и придал ему окраску вулкана. Внутрь конуса поместил стаканчик. Наполнил стаканчик «лавой» – смесью пищевой соды, жидкого мыла и красной краски. Залил вулкан уксусом и получил извержение.

Вывод:

Газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».

Опыт №3. Свойства камней вулканического происхождения

Я долгое время был увлечён сбором коллекции камней «Минералы. Сокровища земли». Из неё я узнал, что камни вулканического происхождения сформировались как результат извержения вулканов и остывания вулканической магмы. Они отличаются долговечностью, высокой плотностью и хорошей твёрдостью. Но есть один камень, который образуется, когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает. Это пемза.


Этот камень имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом. Поэтому пемза не тонет. Я решил это проверить опытным путём. Взял из коллекции камни вулканического происхождения: гранит, обсидиан, гнейс, галенит, базальт, андезит и пемзу. Погрузил их в воду. Все камни утонули, а пемза осталась на поверхности воды.


Вывод:

Пемза - горная порода вулканического происхождения не тонет в воде.

Последствия, которые несут извержения вулканов

Извержения вулканов оказывают сильное негативное влияние, приносят колоссальные разрушения и смерть.


Но эти огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные горные породы, металлы и даже драгоценные камни. Вулканический пепел повышает плодородность почв, Так что, вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.

Выводы

1.Работая над этим проектом, я окунулся в мир увлекательных опытов, познакомился со строением вулкана и процессом его извержения, узнал, что вулканы приносят не только вред, но и пользу.

2. Моя гипотеза о том, что извержение вулкана происходит потому, что магмы становится слишком много, подтвердилась частично. В результате проведенных исследований и опытов я сделал вывод, что извержение вулкана происходит потому, что магму на поверхность Земли поднимают газы, содержащиеся в ней.

Заключение

Я нашел ответ на свой вопрос «Почему извергаются вулканы». Мне хотелось бы ещё подробней изучить вулканы – гиганты и узнать, возможно ли предсказать и устранить последствия извержений этих гигантов.

Также я хочу представить свою работу одноклассникам и надеюсь заинтересовать их своими исследованиями.

http://www.stranamam.ru/post/5375998/ 2. «Вулканы» Апродов В.А.

3.«Вулканы» Кристина Годен, Детская энциклопедия Махаон

4. Энциклопедия. «Минералы. Сокровища земли.»

5. Большая российская энциклопедия / Гл. ред. Ю. С. Осипов. - М. : Науч. изд-во "БРЭ", 2004.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Администрации Ленинского района Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Отдел образования Администрации Ленинского района города Екатеринбурга.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85 .

Что такое вулкан?

Исследовательская работа

Ученика 4 класса «Д»

Туркина Сергея

Руководитель:

Чеснокова М . А .

Екатеринбург

2014

Введение…………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Что такое вулкан…………………………………………………………………. 3

1.1. Мифы и легенды о вулканах ………………………………………………… 4

Глава 2. Научные объяснения…………………………………………………………… 6

Глава 3. Классификация вулканов…………………………………………………... 8

3.1. Типы вулканов……………………………………………………………………..8

3.2. Типы извержений вулканов………………………………………………..9

3.3. Подводные вулканы…………………………………………………………….9

3.4. Грязевые вулканы……………………………………………………………...10

Глава 4. Расположение вулканов на Земле…………………………….……...12

Глава 5. Последствия извержения вулканов………………………….……….14

Глава 6. Интересные факты…………………………………………………….……….16

Глава 7. Вулканы на других планетах……………………………….……………..18

Глава 8. Исследовательская работа………………………………….……………..20

Заключение… …………………………………………………………………………………………..22

Список приложений………………………………………………………………….. .23

Список литературы ………………………………………………………………………………..24

Приложения… …………………………………………………………………………………………25

Введение.

Мы жители планеты Земля зачастую распоряжаемся природными ресурсами,не замечая как губительно мы относимся к природе(вырубка лесов, модернизация промышленности, создание мегаполисов, загрязнение окружающей среды и т.д.)

Всё это способствует экологическому кризису, который существует многие годы. Природа не оставляет без внимания то, как мы внедряемся в её жизнь. Она отвечает нам на данное внедрение природными катаклизмами:

Землетрясения

Наводнения

Извержение вулканов

Смерчи

Особенно меня заинтересовало извержение вулканов. Много раз видел по телевизору в новостях и кинофильмах о извержении вулканов. И я решил подробнее изучить этот вопрос.

Поставил перед собой цель: Изучить жизнь вулканов.

Для решения цели были поставлены задачи

1.Выяснить происхождение вулканов.

2.Узнать легенды и мифы разных народов.

3.Изучить строение и разновидности вулканов.

4.Определить местонахождение вулканов.

5.Попробовать сделать действующую модель вулкана.

Выдвинута гипотеза: получить извержение вулкана в домашних условиях.

Методы исследования

1.Изучение книг и сайтов Интернета.

2.Проведение опыта, показывающего, как извергается вулканы.

ЧТО ТАКОЕ ВУЛКАН

Происхождение вулканов.

200 миллионов лет назад на Земле был лишь один континент, Пангея, с одним океаном (Панталасса). Мало-помалу, континенты отделялись друг от друга, возникали новые океаны с морями. Поверхность Земли разломилась, на части пазла, называемые тектоническими плитами. Состоящие из земной коры и части мантии, называемой литосферой, они продолжают взаимно двигаться, словно льдины в море. На одной плите может находиться и континент, и океан. Например, на южноамериканской плите находится Южная Америка и часть Атлантического океана.

Земля сформировалась 4,5 миллиарда лет назад. Имея внутри горячее ядро, она выбрасывает этот жар через жерла 40 000 вулканов. Горные цепи растут, возникают океаны, континенты перемещаются, но так медленно, что эти все изменения кажутся незаметным. Но это движение порождает вулканы, которые не заметить куда сложнее.

Многие извержения происходят под водой и потому остаются незамеченными. А вот наземные вулканы отмечены в истории своей разрушительной силой. Прекрасные и могучие, уснувшие и пробуждающиеся, несмотря на разрушительную мощь.

Мифы и легенды о вулканах .

Еще в глубокой древности извержения вулканов повергали человека в ужас. Легенды различных народов донесли до нашего времени сведения о минувших вулканических извержениях.

Индейцы штата Орегон рассказывают о столкновении доброго бога снега со злым богом огня, обитавшим на высокой горе Мезама. В результате борьбы, окончившейся победой добра, верхушка горы была разрушена, и на ее месте образовалось озеро, которое сейчас называется озером Крейге. Что несет в себе эта аллегория? Описание извержения? По всей видимости, да.

Среди полинезийцев очень популярна была богиня вулканов Пеле, способная появляться перед людьми в различных обличьях. Однажды молодой вождь спускался с холма на санях с костяными полозьями (полинезийцы не знали колеса). Старая женщина, встретившаяся на его пути, попросила одолжить ей сани и получила грубый отказ. Вождь был бы, наверное, более осмотрителен, если бы знал, что встретился с богиней вулканов.

Пеле в ярости топнула ногой. Немедленно Земля разверзлась, и раскаленные камни полетели вверх. Вождь, спасая свою жизнь, бросился к морю, а Пеле кидала ему вслед обломки горячей лавы. Даже в наши дни можно получить «подтверждение» этой истории, так как на побережье острова Гавайи действительно есть холм, на склоне которого виден длинный ряд небольших конусов, сложенных из камней, которые разъяренная Пеле бросала вслед невоспитанному вождю.

Древние греки связывали деятельность вулканов с работой бога - кузнеца Гефеста, кузница которого располагалась под одним из вулканов острова Санторие.

В первом веке до нашей эры римский поэт Виргилий приписал причину извержения Этны телодвижениям титана Энцелада, который был ввергнут в недра горы Юпитером.

По-видимому, первым предложил наиболее правдоподобное объяснение вулканизма Платон, связав это явление с полостями и каналами внутри Земли. Под поверхностью Земли, утверждал он, есть огромная огненная река Пирифлегетон, из которой наружу через вулканические каналы изливаются огненные струи.

Греческий географ и путешественник Страбон, живший во II веке до нашей эры, описал извержение вулкана в Средиземном море. В результате этого извержения возник новый остров. Страбон высказал очень интересную мысль о том, что вулканы - своего рода клапаны, через которые выделяются подземные газы, и чем чаще мелкие извержения, тем меньше вероятность крупных. Это положение остается в силе и сегодня.

В I веке нашей эры Сенека выдвинул положение о том, что извержения связаны с подземными резервуарами, содержащими расплавленное вещество, - точка зрения, абсолютно совпадающая с положениями современной вулканологии. Современник Сенеки, Плиний Старший оставил потомству уникальные описания извержений. Сам он погиб в 79 году нашей эры во время катастрофического извержения Везувия, названного впоследствии в его честь плинианским. Все исторические справки об этом знаменитом извержении составлены племянником Плиния Старшего Плинием Младшим в письмах к Тациту.

Средние века можно считать шагом назад в познании вулканических процессов, так как в соответствии с наиболее распространенной точкой зрения вулканы были воротами в ад, а звуки, которые издавал вулкан, - стонами грешников.

Первое no-настоящему научное описание вулканической деятельности было составлено английским послом при дворе Наполеона сэром У. Гамильтоном. Его письма президенту Королевского общества в Лондоне, в которых рассказывается о Везувии и его извержении, были опубликованы с богатыми иллюстрациями в 1774 году.

НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Общие сведения о вулканах. Современные ученые объясняют, что такое вулкан так:это образование на поверхности земной коры или коры другой планеты,где магма выходит на поверхность,образуя лаву,вулканические газы.

В озникновение вулканов связано со строением Земли. Наша планета состоит из нескольких слоёв: внутреннего ядра, внешнего ядра, мантии и земной коры. (Приложение

Верхний слой - земная кора - имеет неравномерную толщину. В горных районах материков она достигает 70-90 километров, а в океанических областях заметно сужается до 7-10 километров. Основные породы, из которых состоит земная кора, - это окислы кремния, алюминия, железа, щелочных металлов. Под корой находится мантия. Она занимает около 82% всего объема Земли. Мантия делится на два слоя: верхний и нижний. Верхний слой мантии вместе с земной корой образует твердую оболочку Земли и называется литосферой. Под литосферой находится астеносфера, в состав которой входят породы, находящиеся в частично расплавленном состоянии.

В самых глубинах планеты «спрятано» ядро, состоящее из внешнего, жидкого, слоя и внутреннего, твердого. Внешний слой представляет собой потоки расплавленного железа и никеля. Внутренний слой также состоит из железоникелевого сплава, который, несмотря на высокую температуру, находится в твердом состоянии, что объясняется огромным давлением в центре Земли. В тех местах, где давление верхних слоев ослабевает в связи с движением земной коры и образованием трещин, раскаленные массы переходят в жидкое состояние. Масса расплавленной породы, насыщенная газами, образующаяся глубоко в недрах Земли, называется магмой. Очаги магмы располагаются под земной корой, в верхней части мантии, на глубине не менее 50 км. Под сильным давлением выделяющихся газов магма, расплавляя окружающие породы, прокладывает себе путь и образует жерло, или канал, вулкана. Освобождающиеся газы взрывами расчищают путь по жерлу, разламывают твердые породы и выбрасывают куски их на большую высоту. Как растворенный в шипучем напитке газ при раскупоривании бутылки стремится вырваться, образуя пену, так и в жерле вулкана пенящаяся магма стремительно выбрасывается освобождающимися из нее газами. Потеряв значительное количество газа, магма выливается из кратера и уже как лава течет по склонам вулкана.

Воздух становится насыщенный пеплом и мелкими частицами, которые постепенно оседают на землю. Пепел может пролетать огромные расстояния, и покрывает собой землю на несколько сотен км.

На нашей планете на сегодняшний день отмечено более 600 активных вулканов. Континентом, свободным от них, является Австралия.

Классификация вулканов.

Изучив множество литературы мы установили,что вулканы классифицируются:

    Чилийские Анды

    6893

    Южная Америка

    Чилийские Анды

    6725

    Южная Америка

    Центральные Анды

    6159

    Южная Америка

    Экваториальные Анды

    5897

    Южная Америка

    Плоскогорье Масаи

    5895

    Африка

    Центральные Анды

    5821

    Южная Америка

    Мексиканское нагорье

    5700

    Северная и Центральная Америка

Введение...............3
Глава I. Общие сведения...............3
Глава II. Строение вулкана...............4
Глава III. Виды вулканов...............4
Глава IV. Почему извергаются вулканы?...............4
Глава V. Эксперимент...............5
Глава VI. Опасность и польза вулканов...............5
Заключение...............5
Литература...............7
Приложение...............8

Введение

Мне очень нравиться мультфильм «Ледниковый период». В каждой серии все действия происходят во льдах и снегах. У меня возник вопрос: как долго длился и по какой причине начался этот Ледниковый период.

Этот вопрос я учителю географии Фертиковой Раисе Заафаровне. Она объяснила, что при извержении вулканов, облака вулканической пыли не дают солнечным лучам нагревать нашу землю. А если извержение вулканов проходит долго и часто, температура на Земле понижается. И длиться это может долго, 100 лет и более.

Мне стало интересно узнать: почему извергаются вулканы? Именно этот вопрос стал темой моего исследования.

Цель исследования: узнать, почему извергаются вулканы?

Задачи исследования:

  • Выяснить что такое вулкан?
  • Как устроен вулкан?
  • Какие бывают вулканы?
  • Создать действующую модель вулкана в домашних условиях.

Объект исследования: вулканы.

Предмет исследования: извержение вулканов.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках познания мира.

Гипотеза, которую я выдвинула в ходе исследования: вулкан извергается, потому что гора сердится.

Для решения данных задач мною использованы такие методы и приёмы исследования:

  • Беседа с учителями нашей школы
  • Изучение литературы и интернет источников;
  • Просмотр детских познавательных передач;
  • Экспериментирование.

Глава I Общие сведения

Почему же вулканы так называются?

В Викисловаре, я прочитала: ВУЛКАН - гора, обычно конической формы, с воронкой, через устье которой постоянно или время от времени выбрасываются горячие газы, лава и пепел.

Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов. Древние римляне верили, что дым и огонь, вырывался с вершины гор, где находилась кузница, когда бог Вулкан ковал металл. С горы доносился глухой рокот и лязг, текла раскалённая лава. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы - вулканами.

Глава II Строение вулкана

Рассмотрим строение вулкана.

Кратер - вершина вулкана.
Жерло - по нему поднимается магма.
Очаг вулкана - расположен в глубине земли.

Глава III Виды вулканов

Есть вулканы, которые извергались очень-очень давно. О них у людей не сохранилось никаких сведений. Такие вулканы называют потухшими.

Оказывается, существуют и «спящие вулканы». Такие вулканы больше не извергаются.

Вулкан, который извергался хотя бы один раз за последние 10.000 лет, называется действующим.

Глава IV Почему извергаются вулканы?

Но почему всё - таки извергаются вулканы? Ответ на этот вопрос я получила у учителя химии Фертикова Александра Владимировича. Оказывается, что глубоко в земле горные породы нагреваются и плавятся - образуется магма. Когда земля движется, магма поднимается к поверхности земли и скапливается в вулканической камере под вулканом. Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу - к кратеру и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем больше газов, магма превращается в лаву. Извержение начинается с выброса газов и вулканического пепла.

Глава V Эксперимент

Я решила провести эксперимент: «Создать макет действующего вулкана в домашних условиях».

Из картона я сделала конус. Обложила его пластилином и придала окраску вулкана. Поместила внутрь колбу. Наполнила колбу «лавой» - смесью пищевой соды, жидкого мыла и пищевого красителя. Залила «вулкан» уксусом и получила «извержение».

Вывод : газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».

Глава VI Опасность и польза вулканов

В древности люди не умели объяснить причины извержения вулканов, поэтому это грозное явление природы повергало человека в ужас.

Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для населения, которое живет рядом. В момент извержения могут пострадать не только постройки, но и погибнуть люди.

Однако у вулканов есть и достоинство. Нагретые вулканами подземные воды помогают получать электроэнергию. В лечебных целях вулканы использовали с древности, а горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

Заключение

Вывод : в ходе исследования гипотеза подтвердилась только с точки зрения мифологической истории о боге огня и кузнечного дела Вулкане.

Древние римляне тоже считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение.

На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в её состав она поднимается вверх. В жерле вулкана магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

На территории нашей области вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, которой мы пользуемся в быту. В будущем я мечтаю стать вулканологом, как первая женщина вулканолог - Софья Ивановна Набоко, спуститься внутрь вулкана, чтобы изнутри увидеть эту красоту.

Литература

1. Апродов, В. А. Вулканы: учебное пособие/ В. А. Апродов. - М.: Мысль, 1982. - 223с.
2. Влодавец, В. И. Вулканы Земли: Спб/ В. И. Влодавец. - М: Наука, 1973. - 198с.
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир»/ Сост. Н. Ю. Буянова. - М.:АСТ, 1997. - 480с.
4. Лебединский, В. И. Вулканы и человек: Спб/ Лебединский В. И. - М.: Недра, 1967. - 186с.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2010г.
6. «Вулканы. Каталог вулканов Земли». http://vulcanism. ru/tipy-vulkanov. html «Вокруг света» http://vokrugsveta. com/index. php? option=com_content&task=view&id=1480&Itemid=66
7. Элементы большой науки. http://elementy. ru/email/2130490 SEED для школьников и преподавателей

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМЛИ
Секция: Основы наук
Автор:
Руководитель:
Бореев Евгений Константинович
3 класс
Муниципальное бюджетное

« Средняя школа №29»
Сокол Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №29»
2017 г.

План исследований
Однажды из новостей я узнал, что в Исландии извергался вулкан. Облако пепла,
выброшенное вулканом, повлияло на международное авиасообщение. Я задался вопросом,
вред или польза исходит от вулканов?


Методы:
­ Изучение специальной литературы и интернет­источников с целью углубления
знаний о вулканах и вулканической деятельности.
­ Обобщение изученной информации и оформление проекта.
­ Изготовление макета вулкана для проведения опыта с целью демонстрации
извержения лавы из кратера вулкана.
­ Выступление на школьном НОУ и перед учащимися параллели 3 классов с целью
распространения знаний из области географии.
Библиография:
Максимов Н.А. Физическая география: Учеб. для 5 кл. сред. шк. – 19­е изд.,
География. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю.
1.
перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
2.
Грюнберга, Н.П. Неклюковой «География. 6 класс», издание 2­е.
3.
grupy­izverzhenie­vulkana.html
http://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii­proekt­dlja­detei­podgotovitelnoi­k­shkole­

Введение…………………………………………………………………………3 стр.
Основная часть
Теоретическая часть……………………………………………………………..4 стр.
Практическая часть………………………………………………………………9 стр.
Заключение………………………………………………………………………10 стр.
Список литературы………………………………………………………………12 стр.
Приложения……………………………………………………………...............13стр.

6
Введение
«Магма по жерлу рвётся наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан.
Значит, проснулся грозный вулкан»
Наша планета Земля сказочная, изменчивая, она полна воистину удивительных
чудес. Но есть что­то более важное, нежели красота нашей любимой планеты. На планете
действуют четыре могучие силы, сформировавшие облик нашей планеты и
способствовавшие развитию жизни на ней.
Вулканы являются частью глобальной системы, которая неустанно перекраивает
наш мир. Как известно, вулканы хранят ключи к происхождению Земли, а также
поддерживают жизнь всей планеты.
Но природные катаклизмы разрушительны! Способно ли человечество смягчить
угрозу, исходящую от самой природы, изучив характерные особенности тех или иных
явлений.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что
вулканическая деятельность влияет на развитие планеты.
Цель исследования: расширить теоретические знания о вулканах, рассмотреть на опыте
процесс извержения лавы.
Задачи исследования:
 Выяснить, как образуются вулканы, что такое вулканизм, можно ли предотвратить
извержение вулкана.
 Узнать о процессе извержения вулкана и роли вулканической деятельности в
формировании лика Земли.
 Провести экспериментальный опыт по извержению вулкана.
Проблема: вред или польза исходит от вулканов?
Объект: вулкан
Предмет исследования: вулканическая деятельность
Гипотеза моего исследования: человек может повлиять на поведение вулкана,
предотвратить процесс извержения вулкана.

7
1.1. Образование вулкана
Теоретическая часть
В тех местах земного шара, где в результате землетрясений, образуются глубокие
трещины, магма из недр Земли поднимается вверх и изливается на поверхность, при этом
она теряет часть газов и превращается в лаву. Происходит извержение вулкана. Трещина в
земной коре, по которой поднимается расплавленная магма, называется жерло вулкана.
Застывая, лава образует на поверхности Земли вулканические конусы.
Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого
изливается лава, называют кратером вулкана (Приложение 1). После каждого нового
извержения вулканический конус становится больше и выше. Самый высокий действующий
вулкан Российской Федерации – Ключевская Сопка на Камчатке. Его высота 4 750 м над
уровнем моря.
Кроме действующих вулканов, которых на Земле насчитывается около 900, есть и
потухшие вулканы. Потухшими считаются такие вулканы, об извержении которых не
имеется свидетельств в истории человечества. Так, вершина Эльбрус (5 642 м), высочайшая
в Кавказских горах, ­ потухший вулкан. Таким же вулканом считается и Казбек. Ни в
древних преданиях, ни в летописях – нигде не говорится о том, что Эльбрус и Казбек
извергались. Видимо, это было очень давно.
Вулканы
Действующие
(которые извергаются, и
сведения об этом на
памяти человечества. Их
насчитывается 800.)
Потухшие
(об извержении не
сохранилось
никаких
сведений)

Уснувшие
(те, которые потухли,

вдруг
начинают
действовать)
Виды вулканов:
­ щитовые ­ почти плоские – так как они формируются потоками плохо застывающей
жидкой лавой растекающейся на тысячи километров;
­ стратовулканы ­ по форме напоминают конус, с высотой их склоны становятся всё
круче. Они формируются наслоениями и отложениями застывшей лавы;
­ подводные ­ образуются на дне моря, под действием воды они не взрываются, а
растекаются по дну океана. Исключения составляют вулканы, расположенные на
небольшой глубине, тогда из выбросов может образоваться новый остров;

8
­ конусообразные ­ ровные, крутые склоны и широкий чашевидный кратер. Редко бывают
выше 300 метров;
­ грязевые вулканы.
1.2. Вулканизм
Совокупность процессов и явлений, вызванных внедрением магмы в земную кору и
излиянием ее на поверхность, называется вулканизмом. Излившуюся на поверхность
магму называют лавой. Вместе с лавой при извержении выделяются различные газы, пары
воды, выбрасываются твердые продукты извержения (пепел, «вулканические бомбы»
массой до нескольких тонн).
В зависимости от условий и путей проникновения магмы на поверхность различают
три типа вулканических извержений.
Площадные извержения привели к образованию обширных лавовых плато. Наиболее
крупные из них – это плато Декан на полуострове Индостан и Колумбийское плато.
Трещинные извержения происходят по трещинам иногда большой протяженности. В
настоящее время вулканизм этого типа проявляется в Исландии и на дне океанов в районе
срединных океанических хребтов.
Извержение центрального типа связаны с определенными участками, как правило, на
пересечении двух разломов, и происходят по сравнительно узкому каналу, который
называется жерлом. Это наиболее распространенный тип. Вулканы, образующиеся при
таких извержениях, называются слоистыми, или стратовулканами.
Вулканизм, в основном связан с поясами высокой активности, со срединно­
океаническими хребтами, с границами плит.
1.3. Извержение вулкана
Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из
самых грозных и величественных можно назвать извержение вулканов. Во время
извержения содрогается земля, с гулом и ревом выбрасываются тучи раскаленного пепла,
превращая ясный день в темную ночь. Пол склонам вулканического конуса текут
раскаленные горные породы. Температура этих огненных рек превышает 1000 °С. Они все
сжигаю на своем пути. Могучие деревья, росшие у подножия вулкана, вспыхивают, как
спички. Были случаи, когда огненно­жидкая лава заливала селения и даже города,
расположенные неподалеку от вулканических конусов. Такое сильное извержение вулкана
произошло в 1985 г. в Колумбии.

9
Вулкан Везувий считался потухшим несколько тысячелетий. Но в 79 г. н. э. он начал
снова действовать. От подземных толчков рушились здания, из кратера сыпался
вулканический пепел, который засыпал поля, селения и даже города. Через некоторое
время из кратера хлынул мощный поток огненно­жидкой лавы, который медленно
спускался по склону вулкана, сжигая все на своем пути. В результате разыгравшейся
трагедии под слоем лавы и пепла остались города и множество селений, погибли десятки
тысяч людей.
Шли годы, и на поверхности уплотнившегося пепла и остывшей лавы образовалась
плодородная почва, разрослась пышная растительность, возникли новые поселения. Люди
и не знали, что под ними находятся погребенные города и села. В середине 18 века один
крестьянин, живший недалеко от Везувия, на дне вырытой ямы нашел голову мраморной
статуи. Люди заинтересовались: как она могла попасть в землю? Стали рыть глубже.
Нашли посуду, различные инструменты, домашнюю утварь. Отрыли стены одного дома,
затем второго. Вскоре от пепла и лавы освободили целую улицу. И глазам людей предстал
древний город Помпеи, который около 2000 лет был погребенным.
1.4. Горячие источники, гейзеры, цунами
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро­
водяные вулканы­гейзеры. Очень интересны их извержения.
В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Это
говорит о том, что там, на глубине, есть горячие горные породы. Они нагревают подземные
воды, которые в виде источников или фонтанов выходят на поверхность.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который
то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера,
вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются
на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем всё стихает, густой
белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определённые
промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздаётся страшный грохот,
вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и
вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная
струя; она поднимается на 30­40 м и рассыпается в воздухе ослепительной белой
мельчайшей пылью; водяные брызги ещё не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается
вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются всё выше и выше. Водяные
струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги,
поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные

10
облака пара окутывают водяные столбы; глубине раздаётся глухой удар, и в
сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Всё смолкает…
Когда ветер разнесёт густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды
воронка, покрытая серо­пепельными натёками. В глубоком канале вода стоит спокойно и
тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается
клокотание и шипение воды, чтобы закончится таким же величественным зрелищем.
Итак, источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар, называют
гейзерами. На Камчатке есть Долина гейзеров. В этой долине более 20 крупных гейзеров и
около 300 мелких. Всем крупным гейзерам даны названия. Есть, например, Первенец,
Коварный. Есть даже гейзер Буратино. Долина гейзеров – район заповедный. Здесь
запрещена охота, рыбная ловля, рубка леса. Делается всё, чтобы сохранить его
уникальную природу. Вода гейзеров и горячих источников используется для обогрева
домов, теплиц; используя эту воду, работает электростанция. Горячие источники есть
также в Исландии, Северной Америке, на Курильских островах.
Цунами в переводе с японского – «волна в бухте». Это волны гигантских размеров,
порожденные извержениями подводных вулканов, землетрясениями или моретрясением. В
открытом океане они почти незаметны для судов. Но когда путь цунами преграждает
материк или остров, волна обрушивается на сушу с высоты, достигающей 20 метров.
1.5. Роль вулканической деятельности в формировании лика Земли
Извержение вулканов можно наблюдать не только на суше, но и в океане. Вода в
океане над кратером такого вулкана вскипает, пенится, клокочет. Нередко после
подводного извержения в океане появляется новый остров. Это конус вулкана,
образовавшийся на морском дне и вершиной своей поднявшийся над водной поверхностью.
Со временем остров покрывается слоем почвы, на нем появляются растения, животные и
поселяются люди.
Почти половина всех вулканических конусов земного шара находится на берегах и
островах Тихого океана, образуя так называемое Тихоокеанское кольцо. Например,
Курильские острова, которые протянулись от Камчатки до Японских островов, являются
вершинами вулканических конусов в большинстве своем потухших подводных вулканов.
Но среди них есть и действующие. На этих островах десятки селений, города,
промышленные предприятия.
Вулканическое происхождение имеют некоторые горы, а также равнины,
образованные излившейся лавой. При извержении вулканов на земную поверхность
поставляется большое количество твердых веществ в виде застывшей лавы, пемзы,

11
вулканического туфа, а также водяного пара и газа. В настоящее время многие ученые
пришли к выводу, что вулканические водяные пары образовали значительную часть водной
оболочки Земли, а газы – атмосферу, которая впоследствии обогатилась кислородом.
Итак, вулканы сыграли важную роль в образовании земной коры, водной оболочки и
атмосферы.
1.6. Можно ли предсказать извержения?
Извержения вулканов сопровождаются большими жертвами среди населения.
Вспомним Везувий. При извержении вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 г. погибло от 60
тыс. до 90 тыс. человек. Взрыв вулкана Кракатау в 1883 г. стал причиной смерти почти 40
тыс. человек. От палящих туч, образовавшихся при извержении вулкана Ламингтон в
Новой Гвинее, погибло около 4 тыс. человек. Можно ли каким­то образом предвидеть
начало извержения и заранее эвакуировать людей, проживающих в зоне риска?
На этот вопрос в наше время можно ответить утвердительно. Предвестником
извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы,
продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы - наклономеры -
регистрируют изменение наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением
меняются местное магнитное поле и состав вулканических газов, выделяющихся из
фумарол. В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в
которых ведётся непрерывное наблюдение за спящими вулканами, чтобы вовремя
предупредить об их пробуждении. На Камчатке уже в 1955 г. было предсказано извержение
вулкана Безымянный, в 1964 г. - вулкана Шивелуч, затем - Толбачикских вулканов.
Успех сопутствовал вулканологам Японии и Гавайских островов, где извержения также
были заранее предсказаны.
Иногда извержения начинаются неожиданно. 20 февраля 1943 г. крестьянин
Дионисий Пулидо работал на своём кукурузном поле на окраине деревни в Центральной
Мексике (штат Уаррапан). Вдруг на поле образовалась трещина, из которой начал
пробиваться дымок. Пулидо стал засыпать её, но рядом возникали новые, более крупные
трещины, которые уже нельзя было засыпать. Земля начала дрожать, послышался гул, из
трещин вырвались мощные столбы дыма, а затем раздались взрывы. Через сутки на месте
поля и деревни уже возвышался вулкан в несколько десятков метров высотой, а через
некоторое время он достиг уже 300 м.
Так же внезапно образовался вулкан на Канарских островах 18 ноября 1909 г., когда
фермеру и его сыну пришлось убегать от начавшихся на их поле взрывов,

сопровождавшихся выбросами раскалённого вулканического материала. Активная
вулканическая деятельность продолжалась 10 дней, а потом так же внезапно прекратилась.
12

Практическая часть
13
2.1. Подбор материалов и инструментов
Для проведения опыта нам понадобится:
­ пищевая сода (2 чайные ложки);
­ лимонная кислота (2 столовых ложки);
­ немного красной краски;
­ стеклянная колба или баночка,
­ пластиковая бутылка (высота около 7 см);
­ немного воды (50 мл);
­ скульптурный пластилин (черного цвета) и цветной пластилин;
­ поддоны;
­ емкость с ингредиентами для проведения опыта.
2.2. Создание макета вулкана в домашних условиях
Подготовка: изготовить макет вулкана
1.
Берем поддоны (мы взяли в качестве поддонов пластмассовые формы из­под торта),
склеили между собой;
2.
Пластиковую бутылку разрезаем на две половинки, с внутренней зауженной стороны
вклеиваем крышку (формируем таким образом дно поближе к отверстию бутылки);
3.
Склеиваем между собой разрезанные части бутылки;
4.
5.
Пластиковую бутылку приклеиваем к поддону;
Далее налепливаем скульптурный пластилин на пластиковую бутылку, чтобы
сформировать внешний облик вулкана (с одной стороны лепим вулкан «как бы с
внутренней стороны» для того, чтобы продемонстрировать вулкан в разрезе).
2.3. Ход проведения опыта
Насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике
размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в
окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно
выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Что получится: сода, и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в
химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.
Результат: когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки,
происходит химическая реакция.




ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – рассмотреть природное явление ВУЛКАН. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: рассмотреть устройство вулкана; изучить процесс извержения вулкана; изучить типы вулканов и связанные с ними вулканические явления; создать модель извержения вулкана в домашних условиях.


















Глыбы и бомбы это сгустки расплавленной лавы, остывающие и затвердевающие прямо в полёте. Вулканическая бомба в Разрезе.


Пирокластические потоки Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч. Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч.


Подводные курильщики Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Курильщик на дне Черного моря Заключение Я узнал много интересного о вулканах: На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Мне стало интересно: Мне стало интересно: 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 2. Почему происходят землетрясения. 2. Почему происходят землетрясения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения