Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Инна Васильевна Королева Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. Инна Васильевна Королева Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие Реабилитация детей с

В пособии кратко представлены различные аспекты проблемы кохлеарной имплантации: устройство систем кохлеарной имплантации, диагностическое обследование и отбор кандидатов на имплантацию, хирургическая операция имплантации, настройка речевого процессора кохлеарного импланта, закономерности и этапы слухоречевой реабилитации детей и взрослых, содержание слухоречевой реабилитации поздно– и ранооглохших детей и взрослых после операции кохлеарной имплантации. Описаны критерии отбора пациентов на кохлеарную имплантацию; факторы, благоприятные для слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами; закономерности слухоречевого развития детей на разных этапах использования кохлеарного импланта. Рассмотрены вопросы послеоперационного сопровождения пациентов сурдологом и сурдопедагогом, технической эксплуатации, организации процесса реабилитации разных категорий пациентов. Пособие предназначено для сурдопедагогов, логопедов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей и взрослых с нарушениями слуха.

Из серии: Специальная педагогика

* * *

компанией ЛитРес .

Глава 3. Послеоперационная реабилитация детей и взрослых с КИ

Длительность и содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации зависят от возраста пациента, возраста потери слуха (врожденная, в период овладения или после овладения речью); интервала времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией, а также индивидуальных особенностей пациента. С точки зрения организации и результатов слухоречевой реабилитации все пациенты с КИ делятся на две основные группы:

постлингвальные (позднооглохшие) пациенты (ПЛП) – дети/подростки/взрослые, потерявшие слух после овладения речью;

долингвальные (ранооглохшие) пациенты (ДЛП) – дети/подростки/взрослые, потерявшие слух до овладения речью. Эта группа неоднородна и подразделяется на подгруппы (см. разд. 2.4).

Слухоречевая реабилитация у пациентов с КИ включает следующие компоненты:

Точная настройка процессора КИ;

Развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ;

Развитие и коррекция устной речи (у ранооглохших пациентов, у маленьких детей начинают с развития доречевых вокализаций);

Развитие языковой системы (у детей, потерявших слух до овладения речью);

Развитие коммуникативных навыков (у ранооглохших детей и подростков);

Развитие мышления, эмоционально-волевой сферы и др. (у детей);

Психологическая работа с пациентом и его близкими.

При реабилитации пациентов с КИ используются методы, которые разработаны для слабослышащих детей, эффективно использующих слуховые аппараты. Для ранооглохших детей полезны также приемы работы, используемые для детей с сенсомоторной алалией. Однако в слухоречевом развитии детей с КИ есть особенности, которые необходимо учитывать, приступая к реабилитации такого ребенка. Необходимо учитывать эти особенности при занятиях и общении с ребенком, создавать оптимальные условия для развития у него слуха и речи.

3.1. Восприятие звуков пациентом с кохлеарным имплантом

Особенности слухового восприятия детей и взрослых с КИ определяются тремя основными причинами:

Искажением звуков и речи, передаваемых КИ в слуховую систему;

Несформированностью (у ранооглохших пациентов) и/или нарушением центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи, прежде всего в первые годы после имплантации;

Монауральным восприятием – кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, а взаимодействие двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве, восприятия речи в шумах и в помещении с сильным отражением звуков (реверберацией).

Особенности восприятия речи и звуков пациентом с КИ

1. Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, отличаются от тех, которые передаются нормально работающей улиткой, поэтому даже позднооглохшие дети/ взрослые сначала не узнают знакомые слова и звуки. Но в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы пациент научился это делать . Дети, использовавшие слуховой аппарат, также сначала не узнают знакомые слова и должны учиться слышать заново. Но они очень быстро научаются узнавать с КИ знакомые слова.

2. Из-за того, что КИ преобразует звуки и речь не так хорошо, как улитка, дети/взрослые и после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие. Это приводит к тому, что даже после длительного использования КИ они медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях.

3. Даже когда достигнута оптимальная настройка процессора импланта, пороги слуха пациента составляют 25–40 дБ и соответствуют I степени тугоухости (см. рис. 5), что затрудняет восприятие наиболее тихих частей слов – окончаний, предлогов, приставок, тихих согласных (п, т, к, ф, ц, х, в ) при общении с ним тихим голосом и на расстоянии.

4. У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому на начальных этапах надо постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам, а позднее привлекать его внимание, когда к нему обращаются.

5. Пациент плохо локализует звук в пространстве. Он не может это сделать, если это короткие звуки, не может определить, идет звук спереди или сзади, если не видит источник звука.

6. Дети/взрослые хуже воспринимают речь, если говорящий находится сзади и с противоположной стороны от импланта, особенно в первый год использования КИ.

7. Если ребенок не имел слухового опыта, то он медленно научается обнаруживать и различать звуки.

8. Ребенок/взрослый плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей, при обращении к детям при групповых занятиях) и не привлечено его внимание.

9. После включения процессора КИ при правильной слухоречевой работе у ранооглохших детей достаточно быстро развивается слуховое восприятие (6–18 мес.), и по состоянию слуха они приближаются к детям с I степенью тугоухости. При этом уровень развития восприятия речи на слух и собственной речи у них такие же, как у глухого ребенка. На первый план при этом выступают трудности запоминания речевого материала, нарушения слухового внимания. Ребенок плохо запоминает звуковые образы окружающей среды и слова. Все это результат несформированности у ребенка центральных слуховых процессов и связано с тем, что слуховые центры мозга до имплантации не получали информацию и не развивались. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок, тем сильнее это выражено. По существу, после имплантации такой ребенок является ярким примером центральных расстройств слуха и напоминает ребенка с сенсомоторной алалией.

По мере слухоречевых коррекционных занятий у ребенка развиваются центральные процессы слухового анализа, слуховое внимание и память. Проблемы памяти и внимания обычно сохраняются у таких детей в течение 2–3 лет. Если у ребенка есть сопутствующие расстройства нервной системы (например, общее нарушение внимания в синдроме минимальной мозговой дисфункции) и поражение слуховых центров мозга, то эти нарушения сохраняются дольше.

10. Окружающие шумы и реверберация очень мешают ребенку/взрослому узнавать и запоминать речевые сигналы и звуки окружающей среды. Классные помещения – это помещения с высокой реверберацией (отражением звуков от стен) и высоким уровнем шума.

11. С помощью КИ ребенок/взрослый может воспринимать музыку. По оценке позднооглохших взрослых, они очень хорошо воспринимают ритм музыки. Сначала они не узнают знакомые песни, затем делают это хорошо и даже понимают слова песен. Многие подростки с удовольствием начинают слушать современную музыку и песни сразу после включения процессора. Некоторые сами слушают любимые песни, для того чтобы быстрее научиться понимать речь с КИ. Музыкальные произведения, в которых нет четкого ритма, а главное – это мелодия, например классическая музыка, воспринимаются хуже. Взрослые пациенты говорят, что она звучит совсем по-другому, и не узнают ее. Постепенно улучшается восприятие и такой музыки. Развитие восприятия такой музыки надо начинать с прослушивания произведений, исполняемых одним инструментом. Лучше всего воспринимаются пианино и гитара. Наиболее сложно воспринимать оркестр. Последние модели КИ («Pulsar/ Opus», MED-EL, «Harmony», Advanced Bionics) хорошо передают не только речь, но и музыку.

Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия и речи у детей/взрослых с КИ

Учитывая особенности восприятия звуков и речи у ребенка с КИ, мы должны создать оптимальные условия для развития у него слуха и понимания речи. Вот они:

1) ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен быть хорошо настроен;

2) во время занятий следует исключить шумы. Заниматься лучше в помещении, где низкий уровень отражения звуков от стен и потолка (есть занавески, ковры, мебель);

3) при общении с ребенком лучше находиться рядом с ним со стороны импланта на расстоянии до 1 м или перед ним;

4) прежде чем говорить с ребенком, надо привлечь его внимание к себе;

5) при общении с ребенком лучше говорить простыми короткими фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы;

7) ребенок лучше запоминает и понимает речь, если слова и фразы повторяются;

9) следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторить услышанный звук с ребенком (произвести с ним действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука. Он может это сделать, только если звук повторяется или долгий. Ранооглохших детей важно учить соотносить звук с производящим этот звук предметом или действием (стук в дверь, журчание воды в раковине) – объяснить значение звука;

10) следует учить ребенка узнавать звуки речи. Это необходимо для развития способности запоминать новые слова на слух. Умение различать акустически сходные звуки речи также используется для контроля правильности настройки процессора КИ;

11) у маленьких детей важно стимулировать любые голосовые реакции и попытки говорить, предлагая ребенку повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа;

12) важно постоянно объяснять ребенку значение новых слов и фраз, проверять их понимание, стимулировать самостоятельное их использование, а не только повторение;

13) при общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время вам часто будет нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления, понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы;

14) для улучшения восприятия речи педагога в классе или групповых занятиях в детском саду (в помещениях с высокой реверберацией и шумом) детям рекомендуется использовать FM-системы (системы «учитель – ученик»), которые передают речь педагога в процессор КИ без окружающих шумов (см. разд. 4.5);

15) двуязычие в семье создает дополнительные сложности для слухоречевого развития ребенка с КИ. Поэтому по возможности надо, чтобы в семье первые 1–2 года говорили на одном языке.

3.2. Настройка процессора кохлеарного импланта

Первое включение и программирование процессора КИ

Первое включение, программирование и настройка процессора КИ производятся спустя 4–6 недель после операции, когда заживет операционная рана. Для этой цели используется специальное компьютерное устройство, поставляемое фирмой-производителем КИ. Включение, программирование и настройка процессора КИ производится специалистом-аудиологом. У детей младшего возраста этот процесс значительно облегчается при участии в процедуре сурдопедагога, занимающегося с ребенком.

Начинают процесс с оценки сопротивления электродов КИ, чтобы проверить, все ли электроды введены в улитку и работают. При высоком сопротивлении на последнем электроде в сочетании с данными послеоперационной компьютерной томографии, свидетельствующими о его расположении вне улитки, этот электрод отключают.

В системах настройки процессора КИ заложена программа с рекомендуемыми параметрами электрических импульсов (длительность, скорость стимуляции и др.). Она подходит для большинства пациентов. Поэтому настройку начинают с использования этой программы.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых (И. В. Королева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат «18»

Доклад

после кохлеарной имплантации

Учитель-дефектолог: Денисова Е. Н.

Рязань, 2016

Этапы слухоречевой реабилитации глухих детей

после кохлеарной имплантации

В нашей стране в последние 20 лет широкое распространение получил современный метод слухоречевой реабилитации глухих детей – кохлеарная имплантация. Она позволяет ребенку слышать речь окружающих. Однако важно знать: ребенок с кохлеарным имплантом хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация.

Современные кохлеарные импланты и супермощные слуховые аппараты обеспечивают возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а значит – возможность осваивать речь посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития «слухового» метода обучения.

Важным положением слухового метода является представление о четырёх этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.

1-й этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 3-12 недель. Задачи этого этапа:

1) достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно - 6 м).

2) вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.

3) вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.

4) обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.

В решении первой задачи ведущая роль принадлежит аудиологу, настраивающему процессор КИ. Активное участие в этом принимает также сурдопедагог, который во время занятий оценивает реакции ребенка на звуки разного уровня и частоты при разных параметрах настройки процессора КИ, развивает у ребенка реакции на звуки, интерес к звукам, обучает родителей наблюдать за реакциями ребенка на звуки в течение дня. Решение второй и третьей задач обеспечивается, прежде всего, родителями, которые в течение всего дня привлекают внимание ребенка к разным звукам, вызывая у него интерес к слушанию, и побуждают пользоваться голосом. Роль сурдопедагога здесь заключается в развитии у ребенка начальных навыков слушания и пользования голосом для общения во время индивидуальных занятий, в обучении родителей естественному речевому общению с ребенком, способствующему развитию у него слуха и речи, в вовлечении их в развитие слуха и речи у ребенка во время ежедневных дел и целенаправленных занятий.

Решение всех четырех задач создает основу для спонтанного развития процессов слухового/слухоречевого анализа. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.

2-й этап. Основной этап развития слухового/слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 6-18 мес.

Понять содержание и главные задачи 2-го этапа помогает анализ процесса овладения речью (понимание речи окружающих и собственная речь) у детей с нормальным слухом и взрослых при обучении иностранному языку. При этом ребенок/взрослый слушает слово (слуховой анализ слова), запоминает его звучание, учится понимать, что значит это слово, пытается его повторить, слушая себя и сравнивая, похоже ли это звучание слова на то, которое он запомнил. Говорить это слово самостоятельно и использовать его при общении ребенок/взрослый будет только тогда, когда он помнит, что слово обозначает, как оно звучит и как его произнести (хотя бы приблизительно).

Задачи 2-го этапа:

1) достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. Это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формированию у него умения точно оценивать свои ощущения, накоплению у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки;

2) развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:

  • обнаружение, различение, узнавание, распознавание;
  • слуховое внимание. Включает развитие произвольного и не произвольного внимания, селективного внимания;
  • фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запомнить слова только на слух;
  • слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация. Ребенок должен уметь повторить простое слово на слух, даже если он не знает его значения. Это предполагает, что параллельно с развитием слухового восприятия на этом этапе проводится интенсивная работа по развитию голоса, увеличения подвижности переключаемости артикуляторного аппарата, развитию звукопроизношения и др;
  • слуховая и слухоречевая память. Все дети с КИ на этом этапе имеют выраженные проблемы слухоречевой памяти, так как слуховые центры коры мозга а не развивались в критический период - до 2 лет, что затрудняет накопление словарного запаса у ребенка.

3) развитие у ребенка потребности к речевому общению и его
начальных навыков.

Решение этих задач создает основу для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет.

3-й этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность - более 5 лет.

Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 5-7 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы (системы родного языка – пассивный/активный словарь, грамматика), благодаря чему речь становится основным средством общения и познания. Однако в этот период у ребенка также совершенствуется слухоречевое восприятие и произносительные навыки.

Задачи 3-го этапа представлены ниже:

1) развитие слухоречевой памяти и слухового внимания, увеличение скорости обработки речи;

2) накопление пассивного (импрессивного) словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире;

3) развитие грамматической системы;

4) развитие понимания устной речи слухозрительно и на слух (на основе накопления словаря и развития общих представлений о мире, развития грамматической системы);

5) накопление активного (экспрессивного) словаря;

6) развитие диалогической речи;

7) развитие связной речи;

9) развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

4-й этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов».

Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Ребенок, достигший этого этапа, понимает прочитанный сложный текст, может пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях, умеет общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигает только часть детей с КИ. В основном, это дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2 лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации.

Задачи 4-го этапа:

1) расширение общих представлений об окружающем мире;

2) увеличение словарного запаса;

3) дальнейшее развитие грамматической системы.

Представления о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации, целях, задачах и длительности каждого этапа позволяют правильно организовать реабилитацию, контролировать ее эффективность и своевременно ее менять в соответствии с возможностями и динамикой слухового и речевого развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Королева И. В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового метода». – СПб.: КАРО, 2014.

Королева И. В. «Первые шаги в мир звуков и слов» Рабочая тетрадь № 1. – СПб.: КАРО, 2014.

Королева И. В. «Слушаю и говорю предложениями» Рабочая тетрадь № 2. – СПб.: КАРО, 2014.

Королева И. В. «Буквы или звуки?» Рабочая тетрадь № 3. – СПб.: КАРО, 2014.

Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОГБОУ «Школа-интернат №18» Этапы слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации подготовила учитель-дефектолог первой квалификационной категории Денисова Е. Н. Рязань 2016

«Слуховой» метод обучения детей после кохлеарной имплантации В нашей стране в последние 20 лет широкое распространение получил современный метод слухоречевой реабилитации глухих детей – кохлеарная имплантация. Этот метод позволяет ребенку слышать речь окружающих. Однако важно знать: ребенок с кохлеарным имплантом хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация. Современные кохлеарные импланты и супермощные слуховые аппараты обеспечивают возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а значит – возможность осваивать речь посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития «слухового» метода обучения. Важным положением слухового метода является представление о четырёх этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.

Четыре этапа слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации 1-й этап Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 2-й этап Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 3-й этап Языковой этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 4-й этап Этап развития связной речи и понимания сложных текстов.

1-й этап Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 3-12 недель. Задачи этого этапа: 1) достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно - 6 м). 2) вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками. 3) вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения. 4) обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.

Упражнения 1-ого этапа

2-й этап Основной этап развития слухового/слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 6-18 мес. Задачи этого этапа: 1) достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. 2) развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов: обнаружение, различение, узнавание, распознавание; слуховое внимание. Включает развитие произвольного и не произвольного внимания, селективного внимания; фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запомнить слова только на слух; слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация. слуховая и слухоречевая память. 3) развитие у ребенка потребности к речевому общению и его начальных навыков.

Упражнения 2-ого этапа

3-й этап « Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность - более 5 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы: 1) развитие слухоречевой памяти и слухового внимания, увеличение скорости обработки речи; 2) накопление пассивного (импрессивного) словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире; 3) развитие грамматической системы; 4) развитие понимания устной речи слухозрительно и на слух (на основе накопления словаря и развития общих представлений о мире, развития грамматической системы); 5) накопление активного (экспрессивного) словаря; 6) развитие диалогической речи; 7) развитие связной речи; 8) совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, интонационно-ритмических характеристик речи на основе слухового контроля; 9) развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

Упражнения 3-ого этапа

4-й этап Этап развития связной речи и понимания сложных текстов. Задачи этого этапа: 1) расширение общих представлений об окружающем мире; 2) увеличение словарного запаса; 3) дальнейшее развитие грамматической системы. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигает только часть детей с КИ.

Упражнения 4-ого этапа

Четыре этапа слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации Представления о четырех этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации, целях, задачах и длительности каждого этапа позволяют правильно организовать реабилитацию, контролировать ее эффективность и своевременно ее менять в соответствии с возможностями и динамикой слухового и речевого развития ребенка.

Литература Королёва И. В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового метода». – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Первые шаги в мир звуков и слов» Рабочая тетрадь № 1. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Слушаю и говорю предложениями» Рабочая тетрадь № 2. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. «Буквы или звуки?» Рабочая тетрадь № 3. – СПб.: КАРО, 2014. Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009.


Для многих людей на планете кохлеарная имплантация является единственным спасением при потере слуха у детей и взрослых. Но стоит понимать, что это не «взмах волшбной палочки», после которой все вернется на свои места. В первую очередь — это реабилитация и большая работа, дающая положительный результат при должном подходе.

К большому сожалению, проблема нарушения слуха и глухоты все чаще стала встречаться в наше время. Это связано с многочисленными факторами: экология, наследственность, травмы и так далее. Необходимо помнить, что это не приговор, и выход из ситуации есть всегда. Главное — это не отчаиваться и не паниковать, так как наука в этой области шагнула далеко вперед.

История

Кохлеарная имплантация — это комплексный метод реабилитации детей и взрослых с глухотой и выраженной степенью тугоухости, который осуществляется командой специалистов: хирургов, аудиологов, физиологов, инженеров, сурдопедагогов и других.

Первое разрешение на проведение операции было выдано в США в 80-х годах прошлого столетия и только для взрослых людей. В начале 2000-х имплантацию стали проводить уже у детей от 12 месяцев. По состоянию на 2018 год в мире произведено более полумиллиона людей получили помощь в восстановлении слуха этим методом.

Реабилитация после кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация как комплексный, многоэтапный метод реабилитации, состоит из трех основных этапов.

Этап первый

Предварительное обследование пациента командой специалистов, определение возможности проведения операции.

Г.А. Таварткиладзе считает, что основными показаниями к кохлеарной имплантации являются:

  • двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота, тугоухость IV степени;
  • пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов (бинауральное слухопротезирование), превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц;
  • отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов по крайней мере, после пользования аппаратами в течение 3-6 мес. (У детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен);
  • отсутствие когнитивных проблем;
  • отсутствие психологических проблем;
  • отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний;
  • наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий с сурдопедагогом, к изменению характера взаимоотношений со своим ребенком на новой сенсорной основе;
  • при недоношенности: вес ребенка 10 кг и возраст 1-1,5 года. Также желательно умение ребенка сидеть, т.к. иначе магнит постоянно будет соскакивать с головы ребенка.

Противопоказания к проведению кохлеарной имплантации

  1. Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки.
  2. Ретрокохлеарная патология.
  3. Отрицательные результаты промонториального теста.
  4. Сопутствующие тяжелые соматические заболевания.
  5. Интеллектуальная недостаточность.
  6. Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга.
  7. Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации (у взрослых) или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе.

Задача сурдопедагога

  • формирование эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым;
  • ношение ребенком слухового аппарата;
  • продолжение или начало систематических занятия с ребенком;
  • знакомство с доступными для ребенка речевыми и неречевыми звучаниями на слухо-зрительной основе;
  • выработка условно-двигательной реакции на звук, на ощущение вибрации (после 1,5 лет, до этого-подготовка к УДР);
  • формирование предметно-игровой деятельности.

Второй этап

Сюда относят хирургическое вмешательство. Во время операции имплант размещается под кожей за ухом человека, а выходящая из корпуса электродная решетка вводится в улитку.

Любая система кохлеарной имплантации включает внешние и внутренние компоненты.

Внешние компоненты:

  • речевой процессор микрофон,
  • соединительные кабели,
  • передающая антенна.

Внутренние компоненты:

  • воспринимающая сигнал антенна,
  • цепочка электродов и во многих системах- заземляющий электрод.

Принцип работы

Звук поступает через микрофон в речевой процессор, который кодирует и передает информацию к внутренним компонентам импланта. Далее они декодируют полученную слуховую информацию и передают ее в виде электрических импульсов слуховому нерву. Конечная цель — поступление сигнала в кору головного мозга.

На этом этапе важно продолжать занятия с сурдопедагогом и дома выполнять все рекомендации на слухо-зрительной и/или зрительной основах.

Третий этап: дети после кохлеарной имплантации

Третий этап – абилитация (реабилитация). Через 4-6 недель после операции проводится подключение речевого процессора к кохлеарному импланту и его первичная настройка. Эта работа направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений.

Первая сессия проводится в течение недели: осуществляется настройка речевого процессора (определяются пороги восприятия и комфорта на каждом активном канале) и начинаются (ре)абилитационные мероприятия.

В процессе подключения и настройки речевого процессора сурдопедагог смотрит на реакции ребенка на речевые и неречевые звучания на разном расстоянии.
Настройка процессора КИ значительно облегчается, если у ребенка предварительно сформированы условно-двигательная реакция на звук и представления о тихих и громких звуках.

Такую реакцию у ребенка можно выработать с 1,5 лет. Наличие её поможет наиболее адекватно настроить речевой процессор. Поэтому важно, чтобы родители перед каждой настройкой вырабатывали у ребенка условно-двигательную реакцию, как на громкое, так и на тихое звучание.

Если все успешно выработано, то педагог дает ребенку задание совершить определенное действие в ответ на звуковой стимул. Например: надевать колечки на пирамидку, кидать камушки в ведерко или в емкость с водой, класть фигурку в соответствующую ей прорезь в дощечке и так далее.

Работа с педагогом

В работе сурдопедагога после кохлеарной имплантации условно можно выделить следующие цели:

  • помощь родителям в изменении характера взаимоотношений с ребенком, создании адекватной речевой среды;
  • продолжение систематических занятий на новой сенсорной основе;
  • с помощью постоянных занятий максимальное приближение ребенка к уровню развития слышащих сверстников.

На занятиях сурдопедагог работает по следующим направлениям:

  • формирование интереса и эмоционального отклика у ребенка от общения со взрослым;
  • формирование условно-двигательной реакции на звук;
  • знакомство ребенка с неречевыми звучаниями;
  • знакомство ребенка с речевыми звучаниями;
  • формирование понимания обращенной речи;
  • формирование предметно-игровой деятельности, соответствующей возрасту ребенка;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • стимулирование воспроизведения простых звуков, звукоподражаний;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • формирование элементарных математических представлений.

Центр реабилитации после кохлеарной имплантации в Москве

Кохлеарная имплантация возвращает человеку слух и позволяет полноценно социализироваться. Но это не происходит в одно мгновение, после операции нужно работать над своим новым слухом и речью.

Операция кохлеарной имплантации — это только маленький шажок, начало большого пути. Впереди — реабилитация. Она включает в себя занятия с сурдопедагогом, логопедом, дефектологом, психологом регулярные настройки речевого процессора.

Почему так важна реабилитация после кохлеарной имплантации

Если до операции у пациента не было слухо-речевого опыта— он ничего не слышал и не говорил, как это бывает у маленьких детей, родившихся неслышащими, то после операции его возраст отсчитывается с нуля — мозг ещё не умеет обрабатывать новые для него сигналы. Чем раньше сделана операция, тем естественнее будет проходить процесс обретения слуха.

Решаясь на кохлеарную имплантацию для своего ребёнка, родители должны настроиться на работу и понимать, что от них зависит, как будет развиваться ребенок. Каждый день нужно обеспечивать эффективную слухоречевую среду, целенаправленно общаться с ним, много раз проговаривать одно и то же слово, чтобы он его понял и запомнил, заниматься по рекомендациям педагогов.

Кроме этого, в процесс реабилитации входят регулярные настройки речевого процессора — от них во многом зависит успех реабилитации. Благодаря настройкам пациент получает именно тот звук, который оптимален для него, чтобы распознавать речь, чтобы не мешали шумы, чтобы понимать тона в музыке, чтобы было не слишком громко и не слишком тихо.

Так что в реабилитации после кохлеарной имплантации участвуют сразу три стороны: семья, врачи-сурдологи, педагоги.

Сложность в том, наша страна большая, и не во всех регионах хватает специалистов, занимающихся с детьми после кохлеарной имплантации.

Где найти грамотных специалистов по реабилитации после кохлеарной имплантации

Кроме самостоятельных занятий в первые годы после операции нужно проходить реабилитацию в специализированных центрах. ФГБУ », где дети с нарушением слуха могут бесплатно пройти курс реабилитации.

Как проходит реабилитация

Ребёнок находится в центре с сопровождающим лицом 11 — 14 дней: мамой, папой, опекуном, бабушкой или тётей — кем угодно. Они оба получают размещение и питание. День расписан по часам — ребёнок всё время ходит на занятия:

  • занятия с логопедом по развитию речи;
  • занятия с сурдопедагогом по развитию слуха;
  • занятия с дефектологом по развитию когнитивных способностей;
  • настройки звукового процессора;
  • музыкальные занятия;

На занятия с педагогами обычно вместе с ребёнком приходит мама (или тот, с кем приехал пациент), чтобы наблюдать, как проходят занятия, и повторять их дома.

В Центре реабилитации, кроме врачей-сурдологов, есть и другие специалисты:

  • офтальмолог;
  • невролог;
  • гастроэнтеролог;
  • травматолог;
  • ортопед;
  • детский стоматолог.

Так что любой пациент может получить необходимую медицинскую помощь и процедуры: массаж, ЛФК, гала-терапия

По окончании реабилитации пациенту выдают развернутые рекомендации по дальнейшим занятиям. С этими рекомендациями они смогут обратиться к специалистам в своём городе и заниматься дома.

Как бесплатно попасть на реабилитацию после кохлеарной имплантации в Центр реабилитации

Есть три варианта получить направление в Центр.

Подать заявку в Центр самостоятельно

Первый вариант — заполнить форму на сайте Центра реабилитации: http://fgbucr.ru/services/zamena/ . В ответ вы получите список документов, которые вам нужно подготовить и отправить в Центр для рассмотрения медицинской комиссии. С ними вы приедете на госпитализацию.

Взять направление в своей поликлинике

Также можно обратиться к ЛОР-врачу в поликлинику по месту жительства и взять направление на госпитализацию — справку по форме 057.

Взять направление в оперирующем центре

Через месяц после операции пациент возвращается в оперирующий центр, чтобы подключить речевой процессор. Эта процедура всегда происходит именно в том учреждении, где пациент оперировался. Но при подключении можно взять направление в оперирующем центре, чтобы отправиться на реабилитацию в Центр.

Услуги Центра бесплатны, а оплату проезда можно получить по инвалидности. Работающим родителям выдают больничный лист по уходу.

Реабилитацию после кохлеарной имплантации рекомендуется проходить:

в первый год — 4 раза (один раз в три месяца)



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения