Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Логопедическое занятие по теме животные. Конспект логопедического занятия на тему "домашние животные"

Лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе по теме «Домашние животные». Использование компьютерной обучающей программы «Игры для тигры» и работы детей на интерактивном столе обеспечивают высокую мотивацию и результативность в усвоении учебного материала.

Программное содержание:

Цель :

  • закрепление в речи детей лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные»;
  • систематизировать и закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах;
  • формировать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных, предложно-падежных конструкций (винительный, родительный, дательный падеж существительных единственного числа без предлога, творительный падеж существительных множественного числа с предлогом «С»), согласованию существительных с числительными, притяжательными прилагательными.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
  • закреплять умение составлять предложения по плану-схеме;
  • объединять предложения в рассказ.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к домашним животным;
  • воспитывать умение действовать в команде.

Словарь:

  • существительные: лошадь, корова, овца, свинья, кошка, собака, животные, жеребенок, теленок, ягненок, поросенок, котенок, щенок;
  • прилагательные: лошадиный, коровий, овечий, свиной, кошачий, собачий;
  • глаголы: ржать, мычать, блеять, хрюкать, мяукать, лаять, скакать, искать, возить, косить, кормить, вырастать, возвращать;
  • наречия: вверх, напротив, вниз, направо, налево;
  • числительные: один, два, три, четыре, пять.

Оборудование:

  • интерактивный стол, персональный компьютер, обучающая компьютерная игра «Игры для Тигры», картинный материал с изображениями домашних животных, их частей тела, разрезные картинки (3 части), игрушечный домик, игрушка Шустрик, игрушечный мяч, магнитная доска, стол и стулья для детей, опорные картинки для составления предложений и рассказа.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Дети стоят в кабинете перед магнитной доской.

Л. Жила-была лошадка Зорька. (Выставляет на доску изображение). У нее был сыночек Шустрик. (Выставляется игрушка – жеребенок). Как вы думаете, в какую игру он больше всего любил играть?

Д. В футбол. Потому что на нем футбольная форма: футболка с номером.

II. Основная часть.

1. Игра «Назови гостей».

Л. Наступил день рождения Шустрика. Мама послала пригласительные билеты гостям. Догадайтесь, кого позвала Зорька. (Логопед показывает пригласительные билеты: изображения хвостов домашних животных. Дети называют, чей это хвост, и выставляют изображения животных на магнитную доску).

Д. Овцу – это овечий хвост.

Корову – это коровий хвост.

Свинью – это свиной хвост.

Собаку – это собачий хвост.

Кошку – это кошачий хвост.

Л. Кто все эти гости?

Д. Домашние животные.

Л. Почему вы так думаете?

Д. Они живут рядом с человеком, человек о них заботится, а они приносят ему пользу.

2. Игра «Как животные собирались на день рождения».

Самомассаж подушечек пальцев рук. (Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, остальные прижимают подушечку снизу, разминая ее. Движения сопровождаются текстом).

Л. Стали животные собираться, наряжаться, обуваться.

Как у нашей кошки желтые сапожки.
Как у нашей свинки новые ботинки.
Вот купил себе щенок тапки на лапки.
А теленок маленький надевает валенки.
А ягненок Вовка – новые кроссовки.

3. Игра «Кто с кем?»

Л. Ребята, а кто это – щенок?

Д. Это детеныш собаки.

Л. А теленок?

Д. Это детеныш коровы.

Л. А кто такой ягненок?

Д. Это детеныш овцы.

Л. Конечно, домашние животные пошли на день рождения к Шустрику не одни, а со своими детенышами. А Шустрик чей детеныш?

Д. Он – детеныш лошади. Он жеребенок.

Дети выставляют картинки с изображениями детенышей рядом с изображениями животных.

Л. С кем пришла собака?

Д. Собака пришла со щенками.

Л. С кем пришла корова?

Д. Корова пришла с телятами.

Л. С кем пришла кошка?

Д. Кошка пришла с котятами.

Л. С кем пришла свинья?

Д. Свинья пришла с поросятами.

Л. С кем пришла овца?

Д. Овца пришла с ягнятами.

Л. С кем познакомились все детеныши?

Д. С жеребятами.

Л. И подарок принесли. (Выставляет подарочную коробочку).

4. Игра «Угощение».

Л. Лошадка стала гостей усаживать и угощать. (Дети садятся за стол. Перед ними картинки с изображением корма). Кости дала кому?

Д. Кости дала собаке.

Л. Сено дала кому?

Д. Сено дала корове, овце.

Л. Молоко дала кому?

Д. Молоко дала кошке.

Л. Овощи дала кому?

Д. Овощи дала свинье.

5. Игра «Прятки».

Л. Наелись животные и стали играть в прятки. Спрятались за домиком. Чья это голова? (На столе игрушечный домик. Логопед показывает из-за него изображения голов животных).

Д. Это коровья, лошадиная, свиная, овечья, кошачья, собачья голова.

6. Игра «Сочиним стихи».

Л. А потом животные стали сочинять стихи.

Голова у собаки собачья, а у кошки…
Уши у свиньи свиные, а у лошади…
Шерсть у овцы овечья, а у кролика…
Глаза у лошади лошадиные, а у козы…

7. Игра «Собери картинки».

Л. Ребята, сморите, все части тел животных перемешались. Не поймешь, где кот был, а где овца. Соберите картинки из частей, расскажите, кто у вас получился.

Дети собирают разрезные картинки, употребляют притяжательные прилагательные. Пока они работают, логопед убирает с магнитной доски изображения ягнят, кошки и лошади.

Л. Как вы собирали картинки?

Д. Я сначала взял кошачью голову, потом кошачье туловище, а затем кошачий хвост.

Я взяла овечью голову, потом овечье туловище, потом овечий хвост.

8. Двигательная пауза «Цок-цок-цок».

Л. Ребята, Зорька захотела покатать вас на тележке. Выходите из-за стола.

«Цок-цок-цок!» — лошадка скачет (дети скачут, как лошадки, по кругу),
«Цок-цок-цок!» — копытом бьет (дети ударяют носком ноги по полу).
«Цок-цок-цок!» — тележку тащит (снова скачут по кругу),
На тележке нас везет (дети приседают на корточки и встают).

Л. А потом животные решили спеть. (Проводится компьютерная игра «Кто сказал «Мяу?» из программы «Игры для Тигры»). Определите, чей голос сейчас звучит.

Д. Кошка мяукает, корова мычит, овца блеет, собака лает, лошадь ржет.

10. Игра «Кто лишний»

Л. Смотрите, пока мы пели, исчезли у овцы детеныши. Кто пропал?

Д. Ягнята.

Л. Они убежали на лужок. (Подходят к интерактивному столу). Кто здесь пасется?

Д. Овцы и ягнята.

Л. На этом лужке – овцы, а на другом – ягнята. Кто попал не на свой лужок? Объедините овец на своем лужке, а ягнят – на своем.

Дети перемещают изображения в соответствующую группу.

Л. Посчитайте овец. Посчитайте ягнят.

11. Игра «Поиски домашних животных» (с использованием интерактивного стола)

Л. Домашние животные искали ягнят в лесу. Там много диких зверей и птиц. Помогите домашним животным вернуться домой.

Дети находят среди изображений животных и птиц изображения домашних животных и отправляют их в корзину.

Логопед выставляет соответствующие картинки на магнитную доску.

Л. Ну вот и все дома!

12. Гимнастика для глаз «Шустрик скачет».

Л. Обрадовался Шустрик, что ягнята нашлись, и распрыгался. Следите за Шустриком глазками.

Логопед перемещает игрушку, дети следят за ней глазами. Головы у детей неподвижны. Глаза перед собой. Рот закрыт. Движения глаз вверх – перед собой – вниз – перед собой, вправо – перед собой, влево – перед собой, по диагонали вверх – вниз, сведение глаз к центру.

13. Составление рассказа «Как Шустрик вырос» по опорным картинкам.

Дети за столами.

Л. В гости пришел дедушка. Он хочет рассказать, что случится, когда Шустрик вырастет. Рассмотрите картинки. Составьте по ним предложения.

Д. У дедушки в деревне был жеребенок Шустрик.

Шустрику дедушка косил сено.

Сеном зимой он кормил Шустрика.

Шустрик вырос и возил на телеге всякие грузы.

Л. А теперь расскажите, как Шустрик вырос, по всем картинкам.

III. Заключительная часть.

Л. Ну вот и прошел день рождения Шустрика. Животные пошли домой, а мы давайте посмотрим, что ему подарили.

Открывают коробку с подарком.

Д. Это футбольный мяч.

Л. Как думаете, рад Шустрик подарку?

Д. Конечно рад, ведь его любимая игра – футбол!

Митина Л.А.,
учитель-логопед

1. Активизировать глагольный словарь по лексическое теме « «; продолжить учить подбирать глаголы к существительному, согласовывать существительных и глаголов в числе, роде, составлять сложносочиненные предложения с союзом «А» по аналогии, самостоятельно составлять простые предложения по заданному слову.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, речевое дыхание, мелкую моторику, воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

3. Формировать умение выслушивать ответы и находить в них ошибки своих товарищей.

Оборудование: предметные картинки, картинка с наложенными силуэтами, картинки с нарисованными частями тела животных, мяч, бубен, игрушка-котенок.

I. Организационный момент :

Сейчас мы с вами превратимся в животных. Давайте повернемся вокруг себя. Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Сердитого козла. Как овечка испугалась. Маленького щенка, который хотел залаять, как взрослая собака, но у него не получилось.

Сядет тот кто ответит на вопрос:бодается (кто?), охраняют, царапаются, кусается, крадется, роет, пасутся, лежит, крадутся, едят, мурлычит.

II. Ход занятия :

1. — Сегодня мы будем говорить о домашних животных и о том, что они умеют делать.

2. — Ребята, послушайте внимательно и скажите, кто спешит к нам в гости? (ставится кассета с голосом котенка).

3. — Правильно, это котенок, давайте мы его позовем. (дети встают, делают вдох и на выдохе произносят кис – кис – кис….).

4. — Котенок пришел, чтобы рассказать вам свою историю. Но сначала давайте поиграем и помассируем наши пальчики:

Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

5. Котенок говорит на ухо педагогу, а он рассказывает детям: мне котенок рассказал, что он еще маленький, поэтому мама его никуда не отпускает, но ему так хочется узнать, что же там за забором. Когда мама ушла из дома, наш котенок подошел к забору и услышал, как кто–то мычит. Скажите, голос какого животного услышал котенок и найдите его на картинке (наложенные силуэты); блеет, ржет, хрюкает, лает.

6. «Один — много»

Я буду говорить про одного животного, а вы про нескольких. Корова мычит, а коровы… (мычат) и т.д.

7. Когда он вышел за забор, животные его увидели и позвали с собой гулять на полянку. И там наш котенок увидел, что животные по-разному двигаются. Отгадайте по элементам частей тела, кто позвал котенка и что он увидел.

Лошадь: скачет, прыгает, ходит, бегает.

Корова: ходит, лежит.

Свинья: бегает, ходит, роет.

Коза: бегает, копытцем бьет, скачет.

8. Игра «Солнце- дождь»

При помощи бубна педагог показывает, какой звук будут слышать дети, когда светит солнце, и идет дождь. Когда светит солнце, животные гуляют на полянке, когда идет дождь – прячутся в домики.

9. — Наш котенок захотел пригласить своих знакомых животных в гости, а для кого какое приготовить угощение не знает. Давайте мы ему поможем. (дети по картинкам расставляют рядом с животными угощения).

А теперь давайте котенку расскажем: «Кто как ест»: «Корова сено жует, а собака кость грызет», затем «Коровы сено жуют, а собаки кость грызут» и т.д.

10. Игра: «Исправь ошибку»

Нашему котенку не терпится рассказать своей маме, что он узнал о животных. Дома он расскажет как:

Лошадь прыгал по полянке.

Свинья рыл землю.

Козел бил копытцем.

Баран бодалась.

Корова спал на полянке.

Собака лает на чужих.

11.«Составление предложений по заданному слову»: (дети передают котенка и составляют предложения): бодается, пасутся, кусается, выгибает, охраняет, прыгает, дает, ловит, виляет, лижет, роет.

12. — А теперь вы загадайте животное и расскажите, как оно разговаривает, ест, двигается, а котенок отгадает его (дети называют три действия).

III. Итог занятия :

Нашему котенку пора возвращаться домой. Он говорит вам «большое спасибо», что вы помогли ему узнать много о животных.

Давайте вспомним, с какими животными познакомился котенок и что он о них узнал?

Оценка каждому ребенку.

Карпеченко Елена Сергеевна,
учитель-логопед,
г. Омск «Детский сад № 245 компенсирующего вида»

Ольга Тяпугина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе .

Тема : «В гости в деревню Простоквашино»

Цели :

Коррекционно-образовательные :

1. Расширять и углублять представления детей о домашних животных и их детёнышах .

2. Закреплять знания о внешних признаках животных , чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.

3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных) .

4. Активизировать и расширять словарь по лексической теме .

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

2. Совершенствовать мыслительные процессы.

Коррекционно-воспитательные :

1. Прививать любовь к домашним животным .

2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование : логопедический кубик для игры «Какой, какие, какая?» , логопедическая ромашка , заготовки рисунков животных , домики животных нарисованные на картоне, электронная презентация.

Ход занятия:

Дети становятся в круг.

Логопед :

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно

Это солнце заглянуло

Будто руку протянуло.

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуй» мы друг другу.

Дети здороваются.

Ребята, нам в детский сад пришло звуковое письмо. Интересно от кого. Да это же от кота Матроскина из Простоквашино. Давайте его послушаем.

Письмо : Дорогие ребята! Я приглашаю вас в деревню Простоквашино, где я сейчас живу, за парным молочком. Недалеко от деревни вы встретите много домашних животных , которых наверняка узнаете. До встречи в Простоквашино.

Ребята, а вы хотите в Простоквашино? (да)

Давайте отправимся в путь!

Звучит музыка дети вместе с логопедом идут по группе . Слышится ржание лошади.

Логопед : Ой ребята, что я слышу. Интересно чей это голос?

Дети : Это лошадь.

На экране изображение лошади.

Логопед : Это и правда лошадь. Давайте остановимся и посмотрим.

Лошадь это какое животное дикое или домашнее ?

Какую пользу лошадь приносит людям?

Где живет лошадь?

Как называют детёныша лошади?

Чем покрыто тело лошади?

Чем питается лошадь?

А я знаю скороговорку про лошадь. Послушайте :

От топота копыт пыль по полю летит.

Давай её разучим.

Повторяем.

Звучит музыка дети вместе с логопедом идут по группе . Слышится мычание коровы.

Логопед : ребята, кто же это? (корова)

Какое животное корова , дикое или домашнее ? (домашнее )

Где живет корова? (в коровнике)

Как называют детёныша коровы? (телёнок)

Чем покрыто тело коровы (шерстью)

Чем питается корова? (травой)

Какую пользу приносит корова? (дает молоко)

Что можно приготовить из молока?

Игра «кубик»

Ребята посмотрите какой интересный кубик. Давайте с ним поиграем?

На каждой стороне кубика картинки. я буду давать вам кубик, а вы будете называть части животных которые увидите .

Это борода козла, какая это борода? (козлиная борода)

Это хвост коровы, какой это хвост? (коровий хвост)

Это лапы кошки, какие это лапы? (кошачьи лапы)

Это голова лошади, какая это голова? (лошадиная голова)

Это лапы собаки, какие это лапы? (собачьи лапы)

Это рога барана, какие это рога? (бараньи рога)

Звучит музыка дети вместе с логопедом идут по группе . Слышится голос овцы.

Какое животное овца ? (домашнее )

Где живет овца? (в хлеву)

Как зовут детёныша овцы? (ягнёнок)

Чем питаются овцы? (травой)

Какую пользу овцы приносят человеку? (овцы дают шерсть)

Что можно сделать из шерсти? (теплые вещи)

Физминутка

Какая чудесная полянка, давайте здесь немножко отдохнем.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Чок – чок, каблучок!

В танце кружится сверчок.

Потопать ногами.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

С муравьем она порхает.

Движения руками, как крыльями.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!

Похлопать в ладоши.

Ох! Устали ножки!

Нам пора в путь.

Звучит музыка дети вместе с логопедом идут по группе . Слышится голос козы.

Какое это животное , дикое или домашнее ?

Где живу козы? (в хлеву)

Как называют детёныша козы? (козлёнок)

Какую пользу приносят козы человеку? (дают козье молоко)

Чем покрыто тело козы? (шерстью)

Чем питаются козы? (травой)

Ребята посмотрите какой в травке вырос волшебный цветок.

А в серединке цветка сидит кошка Мурка

Кошка какое животное ? (домашнее )

Как зовут детёныша кошки? (котёнок)

Где живет кошка? (в доме человека)

Какую пользу кошка приносит человеку? (ловит мышей)

Игра «Кошка»

На каждом лепестке нашего цветка есть картинка. Как вы думаете, что общего у кошки и этих картинок?

У стола 4 ножки, и у кошки 4 лапы.

Иголка острая, и у кошки когти острые.

Собака домашнее животное , и кошка домашнее животное .

Платок мягкий и кошка тоже мягкая.

Мальчик умывается и кошка тоже умывается.

Шуба тёплая и у кошки шуба тёплая.

Артикуляционная гимнастика

Ребята когда кошечка сердится она выгибает спины. А мы с вами умеем так выгибать язычок. «Киска сердится»

Давайте оближем губки, как будто мы киски и лакали вкусное молочко. «Облизываем губы»

Покажите какой длинный язык у собаки «Тянем язык вниз»

Давай представим что мы скачем на лошадке «Щелкаем языком»

А теперь превратимся в пчелок и будем жужжать около нашего цветочка «Жук жужжит»

Ребята если кошка живет в доме человека, значит мы уже совсем близко. Идем дальше.

Звучит музыка, дети идут по группе .

А вот и деревня. А кто же нас встречает.

Слышно лай собаки.

Кто это? (это лает собака)

Какое животное собака ? (домашнее )

Как зовут детеныша собаки? (щенок)

Где живёт собака? (в будке)

Какую пользу приносит собака? (сторожит дом)

Чем покрыто тело собаки? (шерстью)

Давай посмотрим что же охраняет наша собака.

Ребята посмотрите все животные вышли во двор , а теперь не могут найти свои домики, давайте им поможем.

Логопед подводит детей к нарисованным домикам.

Ребята вам необходимо дорисовать животным недостающие части тела и разместить каждое животное в свой дом .

Дети садятся за столы. Рисуют, наклеивают животных к нужному домику .

Так кого мы можем назвать домашними животными ?

Дети : К домашним животным мы тех отнесём ,

С которыми в тесном контакте живём;

Коровы и лошади, овцы и козы

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим, коль надо стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны, очень послушны

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно.

А третьи наш дом охраняют,

Еду от мышей сберегают.

Ребята какие вы молодцы, помогли всем животным , а кот Матроскин и его коровка передали вам парное молоко. Пейте на здоровье.

Конспект занятия логопеда «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • пополнить и системати­зировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
  • уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теле­нок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, коз­ленок, свинья, поросенок, кролик, крольчонок; ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
  • автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:
развивать связную речь, ре­чевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мыш­ление, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бе­режное отношение к природе.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание фотографий с изоб­ражениями домашних животных.
  2. Подготовка загадок о домашних животных.
  3. Разучивание подвижной игры «Кони».

Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие мелкой мо­торики, тактильных ощущений

Звучит музыка «Подворья»
- Я предлагаю вам отправится в путешествие.
А к кому мы пойдем, вы определите сами.
- Найдите, кто здесь спрятался.
По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.
В контейнере среди фасоли спрятаны пластиковые фигурки до­машних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.

2. Повторение

Кто же это? (животные)
- Как называют этих животных? (домашними животными)
- Сегодня мы в гостях у домашних животных и будем говорить о них.
- А почему их называют домашними?
(Домашние животны­е живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку).
- Значит, какие они? (полезные, нужные)



3. Слоговой анализ слов

Разделите на слоги название своего животного

4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множестве­ного числа в родительном падеже)

Игра «Есть - нет»

А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
- Давайте сыграем в игру «Есть-нет» . Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:

  1. У меня есть кошки.
  2. А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
  3. А у меня нет свиней, но зато есть козы.
  4. У меня нет коз, но зато есть коровы.
  5. У меня нет коров, но зато есть овцы.
  6. У меня нет овец, но зато есть собаки.
  7. У меня нет собак, но зато есть лошади.

Каких еще домашних животных вы знаете? (кролик, верблюд )

5. Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо»

Из всех домашних животных - кошка - является самым загадочным и таинственным существом:

Хитрая, но в то же время доверчивая.
Хищная, но при этом нежная и ласковая.
Домашняя, но в какой-то мере дикая.
Она предана своему хозяину. И одновременно - свободолюбивое животное.
Её не заставить делать то, что она не хочет.
А если захочет что-либо - сама к вам придёт!

И это удивительное животное предлагает нам выполнить задания, двигаясь по этому маршруту.

- Какая фигура на схеме первая? (красный квадрат)
- Найдите эту фигуру. Отгадайте загадку.


- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее доб­рые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)
- Как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Как корова подает голос? (Она мычит - мууууу)
- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу

Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Будем произносить Мууууу….

  • с постепенным усилением силы голоса
  • с ослаблением силы голоса

- Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше? (желтый треугольник)

6. Слого-звуковой анализ слова

Отгадайте, кто спрятался здесь.
(Ребенок загадывает заранее подготовленную загадку)

- Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит - овес. (Это лошадь)
- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)

- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца)
- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)

- Куда нам двигаться дальше? Будьте внимательны! После треугольника коробочки и мяч. (Сначала к коробочкам)
- Найдите их. Нам нужно выполнить задание: сделать схемы к словам.
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать, из какой коробки вы будете выполнять задание. В этой коробке самые трудные слова, в этой полегче, а этой - самые простые.

  1. Мышка, кошка, баран
  2. Кони, лапа, ноги
  3. Бык, кот, нос

Проверка работы, оценка.
- Посмотрите на схему маршрута.

Вместо геометрической фигуры - нарисован мяч.

7. Совершенствование грамматического строя речи

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Давайте поиграем в мяч.

Игра называется «Скажи наоборот» . Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.

  1. Конь большой, а кот… …маленький.
  2. У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
  3. Бык сильный, а теленок… …слабый.
  4. Лошадь высокая, а собака… …низкая.
  5. Кошка послушная, а котенок… …озорной.
  6. У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
  7. Собака большая, а щенок … … маленький.

- Посмотрите на схему, куда нам нужно отправляться дальше? (человечек в движении)

8. Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением

Давайте отдохнем.

9. Развитие психических процессов, слоговой анализ

Игра «Найди лишнего»

Дети загадывают заранее подготовленные загадки о свинье, козе, собаке.

Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
- Как называется детеныш?

Кто это? Она не очень большая. Она бывает белая, серая, черная, пятнистая. Она дает молоко. У нее есть рожки. Она любит прыгать, бодаться. (Это коза)
- Как называется детеныш?

Кто это? Она может быть разного размера - от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо. (Это собака)
- Как называется детеныш?

Найдите, какое животное лишнее?
Сова, свинья, коза, собака
Сова - птица
Коза - начинается на другой звук.
Собака - три слога, а в других два.

Если будут затруднятся:
- Посчитайте, сколько слогов в словах
- На какой звук начинаются слова?

10. Развитие мелкой моторики

Картон, пластилин. Подготовлены кусочки пластилина:
большой, средний, маленький, два крошечных. А также готовые глазки и усики.

- Вы хорошо справились с этим заданием. Пока мы с вами работали, посмотрите кто у нас появился? (Кошка)
- Какая кошка? (Грустная)

- Как вы думаете, почему она грустная?
- Давайте слепим ей котят. Ведь у кошек обычно бывает много котят.

Посмотрите, перед вами тоже кусочек ночи и пластилин.
- Возьмите самую большую часть. Давайте скатаем шарик. Помните, как мы это делаем - рисуем на ладошке круг. Получился шарик. Покажите шарики на ладошке.

А теперь давайте сильно сожмем ладошки. Что получилось? (круг)
- Давайте прикрепим его к середине своего листочка.

Аналогично вторую часть.
- А теперь возьмите третью. Катаем шарик. Теперь катаем колбаску, жгутик. Возьмите пальчиками и согните в дугу.
- Как вы думаете, что это может быть? (хвостик)

- Где он может быть? Прикрепите его - там, где вам больше нравится.
- Осталось две маленькие части. Как выдумаете, что это может быть? (ушки)

- Катаем шарик, делаем круг, а теперь немного прищепнем пальчиками уголки. У кошки ведь ушки треугольные. Прикрепите к листу.
- Сделайте последние штрихи: глазки и усы.

11. Развитие связной речи

У вас получились замечательные котята. Кошка очень довольна.
- Расскажите, что делают ваши котята?

Мой котенок слушает шорохи. Пушистый котенок спит. Котенок внимательно прислушивается, не скребется ли где-нибудь мышь. Голодный котенок пьет молочко. Довольный котенок любуется звездами. Мяукает, мурлычет, ловит, умывается, играет.



12. Итог

Чем мы занимались? Что расскажите маме о сегодняшнем путешествии?
- Меня сегодня особенно порадовали…


Конспект совместной деятельности с детьми старшей логопедической группы учителя-логопеда «Откуда хлеб пришел?»

Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, посредством активизации и уточнения лексики и практического овладения грамматическими формами.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: обогащение и активизация словаря по теме; упражнение в подборе родственных слов к слову хлеб , в образовании относительных прилагательных, составлении предложений, согласовании существительных с числительными.
  2. Коррекционно-обучающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, а так же мышления, памяти, внимания.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно, воспитание уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.

Оборудование:

  • перчатки – «червячки» по количеству детей,
  • предметные и сюжетные картины по теме,
  • хлеб разных сортов,
  • доска с песком,
  • набор игрушечных машин,
  • лейки с водой по количеству детей,
  • семена пшеницы,
  • игрушка — солнышко,
  • проросшая пшеница,
  • игрушечные хлебобулочные изделия,
  • сумочки по количеству детей,
  • карточки с цифрами от 1 до 5.

Недирективные приемы:

  • опосредованное обращение («червячки»);
  • расположение педагога на одном уровне с детьми;
  • проблемные вопросы, ответы на которые дети находят сами, используя знания из «актуальной зоны развития» и с помощью педагога расширяя «зону ближайшего развития;
  • предоставление детям возможности выбора;
  • прямой контакт с материалами (семена пшеницы, песок, вода, молодые ростки пшеницы, готовый хлеб);
  • использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (песок, вода);
  • включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • свободное общение и перемещение;
  • «я — сообщения» (итог деятельности).

Игровые приемы:

  • артикуляционная гимнастика в форме сказки о «червячках»;
  • передвижение по картинкам;
  • игра в «хлеборобов»;
  • игра с мячом;
  • игра в «магазин».

Ход занятия

Логопед с детьми проходят в кабинет, здороваются с гостями и располагаются на ковре. На ковре лежат разноцветные перчатки с пришитыми глазами – «червячки».

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Кто это сегодня у нас в гостях?
Дети: Червячки! Дети и логопед надевают перчатки на руку.

Логопед: Червячки, а где вы живете?
Дети (от имени червячков): В земле.

Логопед: А что вы там делаете?
Дети: Мы ползаем, рыхлим, делаем землю мягкой, плодородной. В такой земле хорошо растут все растения.

Логопед: А вы знаете, ребята, червячки очень весело проводят время. С утра они качаются на качелях (упражнение «Качели»), затем пьют чай из красивых чашек (упражнение «Чашечка»). После чаепития червячки обязательно чистят зубы (упражнение «Чистим зубы»). А потом весь день катаются на лошадках (упражнение «Лошадки).

Дети выполняют упражнения, дублируя движения языка движениями руки в перчатке.

Дети и логопед: Спасибо вам, червячки! до свидания! Снимают перчатки.

2. Объявление темы занятия

Логопед: Сколько дел мы успели сделать за утро! А вы, ребята, что делали утром?
Дети: Играли, ехали в детский сад, разговаривали с мамой, завтракали.

Логопед: А что сегодня у вас было на завтрак?
Дети: Каша, булочка с маслом, чай с молоком.

Логопед: Скажите, а хлеб вы едите только на завтрак?
Дети: Нет, на обед и на ужин

Логопед: А что вы можете сказать о хлебе?
Дети: Хлеб – это очень вкусный и сытный продукт.

Мы его едим каждый день.
Мы едим хлеб на завтрак, на обед и на ужин.
Хлеб есть в каждом доме.

Логопед: Но перед тем как попасть к нам на стол, хлеб проходит очень долгий путь. Хотите узнать, как выращивают и готовят хлеб?
Дети: Да!

Логопед: Сегодня вы узнаете, откуда хлеб пришел.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Подбор родственных слов»

Логопед предлагает детям тарелку с маленькими кусочками хлеба разных сортов . Дети пробуют хлеб.

Логопед: Ребята, вам нравится хлеб? Какой он?
Дети: Вкусный, мягкий, ароматный, пышный, хрустящий, сладкий.

Логопед: Как можно сказать о хлебе ласково?
Дети: Хлебушек.

Логопед: Слово хлебушек – это родственник слова хлеб?
Дети: Да.

Логопед: Какие еще слова-родственники есть у слова хлеб? Картинки вам помогут.

Дети вместе с логопедом проходят за стол, на котором лежат картинки. Каждый ребенок выбирает картинку и подбирает родственное слово: хлебница, хлебозавод, хлебные (крошки), хлебцы. Последняя картинка – тракторист на тракторе .

Логопед: Кто изображен на картинке?
Дети: Тракторист.

Логопед: Слово тракторист родственное к слову хлеб?
Дети: Нет.

Логопед: Как по-другому можно назвать человека, который работает для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Хлебороб.
Логопед: Верно.

4. Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба

На ковре по порядку разложены картинки, изображающие вспашку земли, посев семян, дождь над полем, солнце над полем. Дети идут, поднимая и рассматривая по одной картинке.

Логопед: Какой первый шаг нужно сделать хлеборобам, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Вспахать поле.

Затем нужно посеять семена пшеницы или ржи.
Нужен дождь и солнце для того, чтобы семена взошли.

Двигаясь за картинками, дети подходят к доске с песком. Рядом расположены игрушечные трактора, разные виды транспорта,

Логопед: А вот и наше поле. Что нужно хлеборобам для того, чтобы выращивать хлеб?
Дети: Трактор, комбайн, семена, машины.

Логопед: Ну что же, хлеборобы, за дело!

Дети выбирают себе нужный транспорт, объясняют свой выбор. Затем дети катают свои трактора по песку «вспахивая поле».

Логопед: Наше поле вспахано. Что же нам делать дальше?
Дети: Посеять семена пшеницы или ржи.

Дети «сеют» семена.

Логопед: Что-то наши семена долго не всходят. Может быть, им чего-то не хватает? Как вы думаете, ребята?
Дети: Нужен дождик и солнечное тепло.

Дети берут лейки с водой и поливают поле, игрушкой-солнышком «согревают» землю.

Логопед: Вот и показались всходы пшеницы. Логопед демонстрирует молодые всходы пшеницы. Дети рассматривают, трогают .

Логопед: Можно из этих всходов приготовить хлеб?
Дети: Нет.

  1. Всходы превращаются в колосья.
  2. Колосья созревают.
  3. Зерно спеет, наливается.

5. Лексико-грамматическое упражнение «Образование относительных прилагательных»

Логопед показывает детям картины – поле, на котором выросла рожь и поле, на котором выросла пшеница.

Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч.

  • Поле, на котором выросла рожь, какое поле? – ржаное поле;
  • колос пшеницы, какой колос? – пшеничный колос;
  • мука из овса, какая мука? – овсяная мука;
  • хлебцы из кукурузы, какие хлебцы? – кукурузные хлебцы.

Логопед: Колосья созрели, можно уже их есть?
Дети: Нет.

6. Упражнение в составлении предложения

На ковре по порядку разложены картинки, изображающие скашивание колосьев комбайном, перевозку зерна на элеватор, работу мельницы, выпекание хлеба на хлебозаводе, готовые хлебобулочные изделия.

Дети идут в обратном направлении от «поля», поднимают и рассматривают по одной картинке, составляют предложения:

  1. Комбайн скашивает и обмолачивает колосья.
  2. Грузовая машина отвозит зерно на элеватор.
  3. На мельнице зерно перемалывают, превращают в муку.
  4. На хлебозаводе из муки выпекают хлеб.
  5. Готовый хлеб везут в магазины.

7. Дидактическая игра «Магазин». Упражнение в согласовании существительных с числительными

Появляется «продавец»: Уважаемые покупатели! Заходите, пожалуйста, покупайте свежий хлеб, булочки, баранки!

Логопед берет сумочку, в сумочке карточка с цифрой от 1 до 5, и идет в «магазин», дети выбирают сумочки и следуют за педагогом.

Логопед: Вместо денег у нас карточки с цифрами, на них мы с вами будем покупать хлеб и хлебобулочные изделия в магазине.

Логопед подходит к «продавцу» и просит: «Дайте мне, пожалуйста, две буханки хлеба»

Затем, дети по одному подходят к «продавцу» и проговаривают следующие фразы:

  1. «Дайте, пожалуйста, пять бубликов»
  2. «Дайте, пожалуйста, три ватрушки»
  3. «Дайте, пожалуйста, четыре батона»
  4. «Дайте, пожалуйста, один кекс»

«Продавец» дает детям игрушечные хлебобулочные изделия. Дети прощаются и проходят на ковер.

8. Итог

Логопед: У меня такое хорошее настроение сегодня! Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику для языка вместе с червячками. Они нам очень помогли, правда?
Дети:

  1. А мне понравилось играть с трактором.
  2. А мне было интересно придумывать родственные слова.
  3. А я хотел еще поиграть в «Магазин».
  4. А мне нравится играть с песком.

Динамичное и познавательно насыщенноное

Представлен сценарий непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «На ферме». Игровая форма обучения, закрепление предлогов, составление описательного рассказа о животном, ИКТ, образование притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «На ферме».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнение и обобщение знаний детей по лексической теме «Домашние животные». Закрепление названия профессии (фермер)
  • Формирование навыка составления описательного рассказа о домашнем животном с опорой на план-схему, навыка связности, развернутости и непрерывности высказывания
  • Употребление имен существительных единственного числа в Т.п.
  • Образование притяжательных прилагательных и их практическое употребление в речи (согласование с именами существительными в роде и числе)
  • Понимание пространственного значения предлогов на, с, под, из-под, за, из-за, к, от
  • Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок:

-вы, -про; -об, -пере; -за

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память
  • развивать мелкую моторику рук
  • формировать динамическую организацию двигательного акта («кинетическую мелодию»): координацию, переключаемость движений
  • корригировать проявления СДВГ
  • совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению
  • совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества
  • воспитывать навыки культуры поведения

Словарная работа:

номинативная лексика : названия домашних животных и их детенышей, названия частей тела, жилища животных (конура, свинарник, конюшня, коровник), сено, овес, трава, картошка, яблоки, мясо, кости, молоко, творог; ферма, фермер

предикативная лексика - заботится, заблудился, мяукает, мычит, ржет, лает, хрюкает; выбежал, пробежал, оббежал, перепрыгнул, залез.

адъективная лексика - лошадиные, коровьи, собачьи, кроличьи, свиные, кошачьи

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал -

  • ноутбук, презентация «На ферме»
  • игрушка Щенок
  • авторские наглядно-игровые пособия: «На ферме», «Чудо-куб» (макет предложных конструкций)

Раздаточный материал -

  • Карточки-схемы предлогов по количеству детей
  • комплект предметных картинок «Кадры» с частями туловища животных к игре «Чей? Чья? Чьи?»
  • Картинка Камера видеонаблюдения

Предварительная работа:

  1. Беседа о ферме и ее обитателях, пользе домашних животных для человека
  2. Рассматривание и обсуждение символов на игровом поле «На ферме»
  3. Составление описательных и сравнительных рассказов о домашних животных
  4. Дидактические игры «Чей? Чья? Чьи?», «Угадай животное», «Назови семью»
  5. Разучивание кинезиологического упражнения «По деревне мы шагаем?»

Методические приемы по ходу занятия:

1.Вводная часть

Организационный момент: игра с мячом

  1. Основная часть

Просмотр видео-фрагмента

Постановка проблемного вопроса

Игровая мотивация деятельности (оказать помощь Тане)

Кинезиологическое упражнение

ИКТ: актуализация детского опыта, работа над построением фразы

Динамическое упражнение «По деревне мы шагаем»

Составление описательного рассказа с опорой на план-схему с выполнением заданий на развитие ММР

Поощрение

Отбор картинок в соответствии со словесной инструкцией педагога

Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»

Постановка проблемного вопроса: В какую сторону побежал щенок?

Сюрпризный момент: нахождение игрушки

Практическое упражнение « Догони-ка!»

3.Заключительная часть

Рефлексия, вопросы к детям

Художественное слово

Активные методы обучения:

Игровые: дидактические игры «Чей? Чья? Чьи?», «Найди спрятавшееся животное»

Средства обратной связи: составление описательных рассказов

Решение проблемных задач: Ребята, что случилось у Тани? О чем попросила вас Таня? Можно ли угадать, в какую сторону побежал щенок?

Обучение по алгоритму: сюжет образовательной деятельности разворачивается по заранее определенной схеме: последовательному поиску щенка; составление описательного рассказа с опорой на план-схему

Стимулирование: словесные поощрения, нахождение игрушки Щенка

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть.

Педагог входит с детьми в зал.

  • Игра с мячом
  • !, 2, 3, 4, 5! Приглашаю поиграть!
  • Мяч ловите - семью детеныша назовите!
  • Котенок: кот, кошка
  • Теленок: корова, бык и т.д.
  • Каким общим словом можно назвать всех этих животных?(домашние животные)
  • Где живут домашние животные? (домашние животные живут на ферме)
  • Кто на ферме заботится о домашних животных? (На ферме заботится о домашних животных фермер)

Основная часть

Мы отправляемся на ферму, а позвала нас девочка Таня.

Дети проходят к ноутбуку. Садятся.

  • Видео- фрагмент стихотворения С.Михалкова «Щенок»
  • Ребята, что случилось у Тани? (у Тани пропал щенок)
  • О чем попросила вас Таня? (Таня попросила помочь ей найти щенка)
  • Кинезиологическое упражнение «Мы шагаем».
  • ИКТ - презентация «Кто где спрятался?»

Педагог предлагает детям достать из-под стульев карточки со схемами предлогов.

  • Вспомните и назовите маленькое слово-предлог, изображенное на вашей карточке. Дети называют предлоги.
  • Посмотрите на экран. Составит предложение по картинке тот, у кого карточка с подходящим предлогом. (Лошадь стоит за домом)
  • Откуда вышла лошадь? (Лошадь вышла из-за дома)

Аналогично проговариваются предлоги НА / С; ПОД / ИЗ-ПОД; В / ИЗ; К / ОТ

  • Проводим животных до фермы. Дети встают и переходят к столу.
  • Динамическое упражнение

По деревне мы шагаем,

Видим будки и сараи.

Тили-ти, тили-ти,

Домашних животных хотим отвести.

Дети садятся за стол, на столе пособие «На ферме»

  • Предлагаю помочь домашним животным добраться до фермера, прокладывая дорогу из шнурка от животного к фермеру.
  • Составление описательных рассказов о домашних животных с опорой на авторское пособие «На ферме»
  • Сделай шаг, объясни, о чем рассказывает животное. Закрути шнурок вокруг столбика и иди дальше.

Дети составляют описательные рассказы по плану:

  • Название животного
  • Жилище
  • Особенности внешнего вида
  • Как подает голос
  • Детеныши
  • Польза для человека
  • А щенка мы так и не нашли. Недалеко отсюда я видела камеру наблюдения. Посмотрим записи.

Дети с педагогом подходят к доске. На столе лежат картинки - кадры с частями туловищ животных.

  • Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»
  • Внимательно посмотрите на фрагменты записи. Каждому из вас нужно отобрать картинки, относящиеся к одному животному. Работайте дружно, договоритесь, кто какие кадры собирает. Дети отбирают картинки, относящиеся к одному животному.
  • Дима, какое животное сфотографировала камера? Это Лошадь.
  • Прикрепи кадры на доску. Что изображено на кадрах? Голова, уши, хвост.
  • Голова чья? Лошадиная. Уши чьи? Лошадиные.

Аналогично рассматриваются остальные изображения.

  • Посмотрите на изображения щенка. Можно ли угадать, в какую сторону он побежал?

Педагог нацеливает ребят обратить внимание на расположение хвоста. Дети приходят к выводу, что щенок побежал направо. Дети с педагогом идут в правую сторону и находят щенка под столом.

  • А вот и наш щенок. Кто вспомнит его кличку? Бобик
  • Вам интересно узнать, как он добежал сюда? Пойдемте за мной.

Педагог проходит с детьми на ковер, на котором стоит пособие по закреплению предлогов «Чудо-куб».

  • Упражнение «Догони-ка». Образование приставочных глаголов.
  • Смотрите внимательно. И запоминайте дорогу, по которой бежал щенок

Образец педагога.

  • Щенок из конуры вы бежал, мимо забора про бежал, за конуру за бежал, конуру об бежал, через дорогу пере прыгнул, под мост за лез и уснул.
  • Кто запомнил, как бежал щенок от Тани? Несколько детей повторяют образец педагога.

Заключительная часть.

  • Зачем мы ходили на ферму? Мы ходили на ферму, чтобы помочь Тане?
  • Что вам особенно понравилось на ферме?
  • Овечка довольна своими ягнятами,
  • Кошка довольна своими …
  • Собака довольна своими …
  • А я очень довольна своими ребятами!


Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения