Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Можно ли жить без полушария или мозжечка? Несколько интересных фактов об уникальных возможностях мозга. Что будет если отделить левое полушарие мозга от правого? Можно ли жить с десятью процентами мозга или совсем без мозжечка

Головной мозг человека. Полушария. Эволюционное развитие.

Самой интересной и загадочной задачей для человека испокон веков было понять самого себя, принципы работы своей управляющей системы. " Познай самого себя - и ты познаешь весь мир"

Насколько же мы приблизились к решению этой задачи?

Нам известны анатомические особенности строения и функционирования мозга, как здорового, так и претерпевшего патологические изменения. Что во многом прояснило взаимосвязь различных областей мозга с функциями организма. Но является ли эта взаимосвязь неизменной?

Артерии головного мозга человека.

Нервная система головного мозга человека.

Каждый человек рождается с огромным количеством мозговых клеток. Но оказалось, что наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки и т.д. зависят не от количества нейронов, образующих наш мозг, а от количества нейронных связей между собой. Около 7-9% нейронных связей образуется автоматически без нашего участия и отвечает, как правило, за физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение и т.д.).
Образование же остальных нейронных связей зависит от стимуляции . Если нейрон недостаточно часто активизируется (стимулируется) - то есть, если находится в цепи, которая мало или редко используется, - он может стать жертвой апоптоза. Апоптоз -"подчистка", процесс запрограммированной гибели неиспользуемых клеток. Если отдельный нейрон получает активацию, но ее не достаточно для создания электрического тока и образования нейронных связей - он останется в полувозбужденном состоянии, как клетка-"наркоман", готовая реагировать только при достаточном количестве и все увеличивающейся силе сигналов.
Приведем пример исследований, разъясняющий смысл сказанного. В первой серии экспериментов участникам предложили проделать какое- либо действие на реальном физическом уровне. В это время исследователи на спецаппаратуре имели возможность наблюдать, какая зона мозга при этом действии возбуждается, задействуется.
Во второй серии экспериментов тем же участникам предложили проделать то же самое действие, но только мысленно - без участия физического тела. На экране компьютера наблюдалось возбуждение того же самого участка мозга, что и при реальном действии на физическом плане. Но...!

Дальнейшие исследования показали, что в первом случае при определенном количестве повторений происходит образование нейронных связей и приобретение конкретного, определенного навыка, в то время как во втором случае происходит лишь образование "очага постоянного возбуждения", который при этом с каждым разом требует все большей и большей стимуляции. По мнению ученых, это может стать почвой для образования разных форм зависимостей.

Чтобы что-то произошло в нашем физическом мире, мы как проводники, должны не только воспринять идею, мысль, образ, желание, но и реализовать их через конкретное действие на физическом плане. "Не боги горшки обжигают". Иначе, вместо осаждения прекрасных образов и наработки новых умений и навыков мы приобретаем новые формы зависимостей .

Функциональные характеристики полушарий головного мозга.

Левое: вербальное, оценка времени, аналитическое, последовательное, абстрактное;

Правое: невербальное, оценка пространства, синтетическое, одновременное, конкретное.

Левое полушарие связано с анализом речевой информации. Речевая информация поступает последовательно. Первое слово ещё не говорит о том, что будет в конце. Но здесь есть и одномоментный процесс - когда информация предложения воспринимается полностью, осмысливается то, что произносилось. Зрительное восприятие традиционно считается одномоментным. Мы открыли глаза и увидели все, что находится перед нами. Но если вы закроете глаза, вы вряд ли сумеете описать полную картину. Для этого, вам нужно обратить особое внимание на всё, что открывается в зрительном поле. Поэтому проблема, которая стоит о взаимодействии полушарий, связывается с выделением основных характеристик любого психического процесса, для выделения которых, соответственно, необходима работа и левого и правого полушария.
К примеру, возьмём такую характеристику как произвольность и непроизвольность (это общие характеристики любого психического процесса). Если по этим характеристикам попытаться выяснить, есть ли различия между правым и левым полушарием, то выясняется что есть. Как правило, левое полушарие обеспечивает произвольную сторону, для правого полушария характерна непроизвольная сторона. Это видно в клинической практике. Так, при поражении левого полушария, при выполнении правой рукой нарушаются не автоматизированные формы письма, а при поражении правого полушария - нарушаются автоматизированные формы письма .
Непосредственное и отсроченное выполнение действия. Непосредственные формы соотносятся с работой правого полушария , а отсроченные с работой левого . Таким образом, проблема правого и левого полушария - это выявить, какими конкретно характеристиками, тактиками и т.д. работает каждое из полушарий и как эти тактики, характеристики взаимодействуют в совместной работе двух полушарий.

"Левополушарный" человек - типичный теоретик, имеющий богатый словесный запас. Ему присущи двигательная активность, целеустремленность, способность к прогнозу грядущих событий. "Правополушарного" же влечет к практическим видам деятельности, он медлителен, неразговорчив, но зато способен очень тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности.

Далее оказывается, что при обработке информации левое полушарие вычленяет абстрактные свойства раздражителей, правое - конкретные. Левое осуществляет последовательную обработку данных, правое - одновременную. Левое специализируется на анализе времени, правое - пространства.

Крайне любопытна тут гипотеза-высказывание советских исследователей Н. Брагиной и Т. Доброхотовой. Левое и правое полушария, полагают они, обращены в разные времена: правое, сохраняя в себе накопленный в прошлом опыт, связано с настоящим и прошлым, левое же, обеспечивая абстрактное познание, перекидывает мост из настоящего в будущее.

Скорость обработки информации правым полушарием (10 в девятой степени единиц информации в секунду), на порядки превышает скорость левополушарных процессов (16 единиц информации в секунду).

Мозг, разделенный на два мыслящих "отсека", остаётся загадкой. Вопрос сотрудничество-соперничество полушарий открыт. Хотя в идеале они должны дополнять друг друга, на деле они не могут не теснить, не быть помехой одно другому. Еще академик И. П. Павлов размышлял об этом. Он писал: "Что значит эта парность? Как понимать, как представлять себе одновременную деятельность больших полушарий? Что рассчитано в ней на замещаемость и что, какие выгоды и изменения дает постоянная, соединенная деятельность обоих полушарий? "

Ведь общий принцип работы мозга - это единство процессов активности и торможения. Когда действует один отдел, другие заторможены. И если функционирует левое полушарие, правое, казалось бы, должно быть угнетено?..

Недавние исследования профессора Орнстейна из Калифорнийскго университета показали, что чем в большей степени люди использовали преимущественно одну половину своего мозга, тем соответственно слабее могли использовать другое полушарие в тех ситуациях, где это необходимо.

Орнстейн обнаружил еще один знаменательный факт: когда "более слабое" их двух полушарий стимулируется и привлекается к работе вместе с более сильным, конечным результатом является огромное увеличение всех способностей и эффективности деятельности человека., иногда в 5-10 раз!

А может, и так? Если полушария посредством мозолистого тела способны действовать одновременно, то разговор о парности просто фикция? И у человека реально не два, а лишь один-единственный мозг? А то, что полушарий два - так это просто атавизм, наследство, оставленное ранними этапами эволюции?..

Впрочем, проблему можно повернуть и по-иному. Считать (пока это только предположение), что одни люди, если асимметрия выражена у них слабо, действительно обладают как бы "двойным" (в смысле дублирования одного полушария другим) мозгом. Другие же, с четко выраженной асимметрией, владеют мозгом единым, но зато действующим с удвоенной силой и слаженностью. И это как раз мозг избранных представителей человечества - великих писателей, композиторов, философов.

Два полушария головного мозга различны.

Между ними очень небольшой мост. Если этот мост вследствие какой-то случайности разрушается: из-за физиологического дефекта или чего-то в этом роде, - человек становится расщепленным, человек становится двумя людьми, и происходит явление шизофрении или "раздвоения личности". Если мост разрушен - а этот мост очень хрупок, - тогда ты становишься двумя людьми, ведешь себя, как два человека. Утром ты очень любящий, очень милый; вечером ты очень злой, абсолютно другой. Ты не помнишь свое утро - как ты можешь помнить?Действовал другой ум - и человек становится двумя людьми.

Если этот мост укрепить настолько, что два ума исчезнут и станут одним, возникает интеграция, кристаллизация. То, что Георгий Гурджиев называл "кристаллизацией существа", не что иное, как слияние этих двух частей воедино, встреча мужского и женского внутри, встреча инь и ян, встреча левого и правого, встреча логики и нелогичного, "встреча Платона и Аристотеля."

1. В 2012 году правительство США совместно с Управлением государственной отчётности подготовили и опубликовали «Отчёт отчёта об отчётах, рекомендовавший подготовку отчёта отчёта об отчёте отчётов».

2. Парень из Южной Африки по имени Мартин Писториус пробыл в коме два года, а когда очнулся, то с ужасом осознал, что никак не может сообщить окружающим об изменении своего состояния: ни пошевелиться, ни издать хоть какой-нибудь звук он был не в состоянии.

В ловушке своего беспомощного тела, но полностью понимая всё, что происходит вокруг него, Мартин пролежал ещё десять лет. И только после этого способность общаться с внешним миром стала понемногу к нему возвращаться.

3. Термином «болезнь принцессы» в Китае и Корее обозначают психическое отклонение, которое встречается у молодых женщин, склонных к нарциссизму, эгоцентризму и «мелодраматическому» поведению. Выражается этот недуг в том, что женщина начинает вести себя как принцесса в прямом смысле этого слова.

4. После ареста серийного убийцы и насильника детей Роберта Блэка полиция обнаружила в багажнике машины преступника его собственную дочь - связанную и с кляпом во рту.

Роберт Блэк

5. Если разрушить «мостик», связывающий полушария человеческого мозга, то они образуют два самостоятельных «я» с различными импульсами, желаниями и способностями - две полноценных личности в одном теле .

6. В десяти километрах от АЭС Фукусима-1, где произошла авария, есть ещё одна атомная станция, на которую цунами обрушился с не меньшей разрушительной силой. Однако там трагедии удалось избежать благодаря решительным действиям руководителя и героизму его подчинённых.

7. Можно смеяться над наивностью нигерийских мошенников, рассылающих письма от имени королей и президентов в надежде сорвать большой куш, но иногда у них получается провернуть нечто воистину грандиозное. Однажды, к примеру, группе нигерийских скаммеров удалось продать несуществующий аэропорт солидному международному банку за 242 миллиона долларов . Причём афера вскрылась только через три года после оформления сделки.

8. Единственный открытый для широкой публики алмазный рудник находится в Мерфрисборо (Арканзас). Если посетитель находит там алмаз, то может оставить его себе. С 1972 года (когда рудник получил официальный статус государственного парка) в Мерфрисборо было найдено больше 31 тысячи драгоценных камней.

9. Страдающая агорафобией (боязнь открытых пространств) британка из города Кроули решила побороть свой недуг и в апреле 2015 года в третий раз за десять лет вышла из дома. И… тут же свалилась в открытый люк. Результат - перелом носа и раздробленная кость ноги.

10. Беркуты охотятся на горных козлов, сбрасывая добычу со скал.

1. В 2012 году правительство США совместно с Управлением государственной отчётности подготовили и опубликовали «Отчёт отчёта об отчётах, рекомендовавший подготовку отчёта отчёта об отчёте отчётов».

2. Парень из Южной Африки по имени Мартин Писториус пробыл в коме два года, а когда очнулся, то с ужасом осознал, что никак не может сообщить окружающим об изменении своего состояния: ни пошевелиться, ни издать хоть какой-нибудь звук он был не в состоянии.

В ловушке своего беспомощного тела, но полностью понимая всё, что происходит вокруг него, Мартин пролежал ещё десять лет. И только после этого способность общаться с внешним миром стала понемногу к нему возвращаться.

3. Термином «болезнь принцессы» в Китае и Корее обозначают психическое отклонение, которое встречается у молодых женщин, склонных к нарциссизму, эгоцентризму и «мелодраматическому» поведению. Выражается этот недуг в том, что женщина начинает вести себя как принцесса в прямом смысле этого слова.

4. После ареста серийного убийцы и насильника детей Роберта Блэка полиция обнаружила в багажнике машины преступника его собственную дочь - связанную и с кляпом во рту.

Роберт Блэк

5. Если разрушить «мостик», связывающий полушария человеческого мозга, то они образуют два самостоятельных «я» с различными импульсами, желаниями и способностями - две полноценных личности в одном теле .

6. В десяти километрах от АЭС Фукусима-1, где произошла авария, есть ещё одна атомная станция, на которую цунами обрушился с не меньшей разрушительной силой. Однако там трагедии удалось избежать благодаря решительным действиям руководителя и героизму его подчинённых.

7. Можно смеяться над наивностью нигерийских мошенников, рассылающих письма от имени королей и президентов в надежде сорвать большой куш, но иногда у них получается провернуть нечто воистину грандиозное. Однажды, к примеру, группе нигерийских скаммеров удалось продать несуществующий аэропорт солидному международному банку за 242 миллиона долларов . Причём афера вскрылась только через три года после оформления сделки.

8. Единственный открытый для широкой публики алмазный рудник находится в Мерфрисборо (Арканзас). Если посетитель находит там алмаз, то может оставить его себе. С 1972 года (когда рудник получил официальный статус государственного парка) в Мерфрисборо было найдено больше 31 тысячи драгоценных камней.

9. Страдающая агорафобией (боязнь открытых пространств) британка из города Кроули решила побороть свой недуг и в апреле 2015 года в третий раз за десять лет вышла из дома. И… тут же свалилась в открытый люк. Результат - перелом носа и раздробленная кость ноги.

10. Беркуты охотятся на горных козлов, сбрасывая добычу со скал.

Наше время - эпоха поразительных открытий: расшифровка генома, клонирование, трансплантация органов... Но высшей загадкой природы до сих пор остается мозг человека.

Наше время - эпоха поразительных открытий: расшифровка генома, клонирование, трансплантация органов. Но еще в 30-х годах прошлого века академик И. П. Павлов заметил: ход естествознания впервые заметно приостановился перед высшей загадкой природы - думающим мозгом. Кибернетики назвали мозг черным ящиком. Мы знаем, какая информация входит в мозг, и можем судить о том, как это отзывается на поведении человека, на его мыслях и чувствах. Но что там происходит внутри - в этом ящике?..

Головной мозг имеет два полушария: левое и правое. Но они складывались в разное время: миллионы лет человек жил только с правым полушарием, а затем появилось еще одно, что усложнило картину. Оказалось, что эти два полушария совершенно автономны. Они «говорят» на разных языках и, как правило, не слышат друг друга.

Ученый Калифорнийского университета Роберт Орнстейн доказал:
если более «слабое» полушарие стимулируется и привлекается к работе
вместе с более «сильным» (ведущим), эффективность
деятельности человека возрастает в 5-10 раз.

Левое полушарие: задачи

Левое полушарие «озабочено» преимущественно обработкой, анализом и дедукцией; конвергентным («сходящимся» - от общего к частному) мышлением; фактами, цифрами; конечным результатом; структурой, логикой и последовательностью; математическими моделями; целесообразностью; сведением задач к рабочим частностям; наукой и техникой; применением последовательного подхода - приближением шаг за шагом; вербальным (словесным), буквальным, конкретным языком; разработкой хорошо определенных планов; порядком.

Правое полушарие: задачи

Правое полушарие более «заинтересовано» абстрактными темами; художественным выражением; конструктивными задачами; идеями, эмоциями и чувствами; творческими ремеслами; дивергентным («расходящимся» - от частного к общему), глобальным мышлением; процессом, а не результатом; использованием опыта; знанием через образы; восприятием; молитвой, медитацией, мистикой; запоминанием лиц; спонтанностью; визуальным; работой с символами, фантазиями, снами, метафорами и образами; работой с противоположным и неизвестным.

Оба полушария головного мозга соединяет между собой небольшой
участок - мозолистое тело. Через него полушария «общаются» между
собой, что во многом определяет скоординированное и последовательное
мышление, воображение и поведение человека. Если этот участок
мозга оказывается поврежденным, у человека наблюдаются
расстройства психики и поведения.

Если доминирует левое полушарие

Тот, кто решает задачи, опираясь на левое полушарие:

  • определяет цели решения, которые надо принять;
  • классифицирует цели в соответствии с их важностью;
  • определяет альтернативные пути действий, оценивает их по целям и выбирает альтернативу с лучшим результатом;
  • определяет и оценивает возможные последствия альтернатив;
  • выполняет решения при тщательном контроле и отслеживании возможных отрицательных последствий.

Если доминирует правое полушарие

Тот, кто решает задачи, опираясь на правое полушарие:

  • смягчает рациональную мысль эмоционально-интуитивными предпочтениями;
  • использует различные методы «привнесения» в понимание внесознательного материала;
  • избегает цензуры идей во время их «созревания»;
  • рассматривает расходящиеся, даже противоречащие друг другу идеи скорее с уважением, чем со скептицизмом и оборонительной позицией;
  • старается не пренебрегать интуицией;
  • проверяет любой рациональный способ решения задачи, чтобы увидеть, ощущается ли он интуитивно хорошим в процессе выработки и в окончательном решении;
  • пытается постоянно оставаться осознающим себя.

Понять друг друга

В итоге получается, что два полушария живут в разных реальностях и выражают себя абсолютно по-разному. Например, лектор выстраивает определенные логические связи, нанизывает понятия. Но не все в аудитории его понимают, и тут он называет некую метафору и видит, что часть слушателей хватается за ручку, чтобы записать понятный им образ.

Некоторым людям трудно думать, рассуждать, постигать логические связи. Они рассказывают о своих проблемах и, когда вам удается понять причину их состояния, искренне удивляются: «Почему это никогда не приходило мне в голову?» У других людей плохо с эмоциями. Они не понимают, зачем нужны чувства, и нередко даже презирают душевные муки.

В одной из наук, постигающих тайну головного мозга, -
нейропсихологии - принято говорить о доминантности одного из
полушарий головного мозга и о так называемой межполушарной
асимметрии. Эта асимметрия нормальна. Считается, что у мужчин
преобладающим - доминантным - является левое полушарие,
а у женщин - правое полушарие головного мозга.

Идеальный баланс?

Так что же тогда можно считать психологической нормой ? Кто-то, возможно, ответит сразу: равновесное, сбалансированное развитие обоих полушарий. Но как этого добиться и как будет выглядеть в этом случае человеческая культура? Представить сложно. Возможно, в ней не будет выдающихся открытий и творений, но возникнет что-то качественно новое? Это побуждает и дальше размышлять о тайнах мозга.

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Практикант «Фонаря» записала лекции научного журналиста Алексея Паевского и основателя портала Neuronovosti.ru Анны Хоружей о возможностях человеческого мозга.

В декабре в бизнес-пространстве «Контакт» прошли две научно-популярные лекции об устройстве человеческого мозга. Научный журналист с десятилетним стажем Алексей Паевский и врач-ординатор Научного центра неврологии, основатель портала Neuronovosti.ru Анна Хоружая провели две лекции о возможностях мозга и рассказали об уникальных случаях в медицине. Ниже приводим расшифровку некоторых вещей, о которых они говорили.

«Возможности вещи, которая есть у всех, но которой не все пользуются»

Иногда происходят события, которые ставят в тупик врачей и учёных. И каждый такой случай становится поводом для многолетнего разбирательства, исследований, гипотез. Анатолий Бугорский попал под работающий ускоритель расщепления протонов - сквозь него прошёл пучок бешеной мощности, после чего не выживают, но он остался жив.

Известны другие интересные случаи. Терри Уоллис был обычным американским гопником. Этот 22-летний обормот только что женился, у него родилась дочь, и в один из вечеров он отправился со своим другом...Что делать? Конечно же, гонять на автомобилях. И делал он это в состоянии тяжёлого алкогольного опьянения. Как обычно всё заканчивается? Падением автомобиля с моста. Водитель погиб, а Терри получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью, но выжил. Правда, погрузился в глубокую кому. И внезапно, в 2003 году, спустя 19 лет после того, как он пролежал в состоянии, из которого никогда не выходят, парень внезапно открыл глаза и заговорил.

Первое, что он сделал, - попросил «кока-колу» и спросил, что за старуха вышла из палаты. Это была его мать. Он пытался ходить, но это ему так и не удалось. Исследования, которые были сделаны, показали удивительную вещь: во время травмы большая часть нейронных связей погибли, и за 19 лет мозг вырастил новые. Другими словами, регенерировал себя.

Фото vk.com/public151114819

Знаменитый американец Финеас Гейдж в 1845 году работал взрывником в туннелях. Однажды он как обычно заложил взрывчатку около туннеля, но что-то пошло не так, и его ударило взрывной волной. Там случайно лежал металлический ломик, который вошёл в его череп от скулы, прошёл за глазом, пробив его, поразил мозг и вышел из макушки. Интересно, что Финеас даже не потерял сознания. Он потребовал врача, и когда тот приехал, пациент со словами: «Доктор, здесь для вас много работы» почти выплюнул часть мозга. Врач вытащил ломик и обработал рану. За год Финеас восстановился, но стал резким и раздражительным. Ему даже пришлось уехать из США. Десять лет спустя он всё-таки умер, но причиной послужила не травма. Как оказалось при изучении его черепа, ломик разорвал связи между эмоциональной корой и лобной долей. Это пример антилоботомии.

В мире живут совершенно уникальные люди. Например, девушка с одним полушарие мозга - прекрасная француженка и умничка Мишель Мак - IQ выше сотни, с детства говорит на двух языках, и с ней всё хорошо. Когда-то по другим причинам ей сделали томографию, и врач упал в обморок, потому что у девушки не было одного полушария - оно не развилось. При этом она не испытывала никаких проблем со здоровьем или психикой. Просто одно полушарие взяло на себя функцию двух. У таких людей есть одно «но» - у них нет стереозрения: мы видим объёмную картинку, а они видят плоскую.

Можно ли жить с десятью процентами мозга или совсем без мозжечка?

Ещё один уникальный случай: в нашем мозге 86 миллиардов нейронов. Примерно 70 миллиардов находятся в мозжечке - отделе мозга, который отвечает за координацию движений. Если удалить мозжечок, человек потеряет равновесие и не сможет ходить. В Китае на МРТ пришла девушка из деревни, 24 года, замужем, абсолютно нормально ходит. Из патологий только задержка развития в детстве, но сейчас она полностью социализированная девушка, хотя у неё нет мозжечка и не было никогда. Ни одна связь в мозге в мозжечок не идёт, мозг умеет жить без большинства нейронов и умудряется восполнять координацию движения без него.

Фото vk.com/public151114819

Но, оказывается, что жизнь возможна даже с десятью процентами мозга. Самый интересный случай: мелкий чиновник приходит с жалобой на боль в ноге. Решили, что у него инсульт и надо сделать МРТ. Оказалось, что у мужчины исчезло 90 процентов мозга, хотя мы знаем, что изначально он был. В молодости ему ставили «шум», и это электроволны разрушили мозг. Но человек совсем без отклонений. Это проявление крайней пластичности - наш мозг может меняться и брать на себя функции умерших связей.

Мифы о полушариях и памяти

Анна Хоружая развеяла миф о том, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое - за аналитические операции. На самом деле, оба полушария мозга работают одинаково, просто в определённой деятельности какое-то из них принимает большее участие. Это связано с определёнными структурами мозга. Правое полушарие легче объединяет общее, а левое специализируется на чём-то узком. Раньше предполагали, что по особенностям строения черепа можно сказать и об особенности характера человека. Сейчас этот миф развеяли, но это был первый шаг к изучению функций мозга.

Фото vk.com/public151114819

Учёный Пенфилд обнаружил, что в нашей коре есть такие зоны, которые полностью отвечают за наше восприятие, за все наши ощущения и движения. Он присвоил частям коры мозга разные функции частей тела. На основе этой теории учёные пытались найти место, где располагалась память. Подопытной мыши удаляли участки коры, но она всё равно находила выход из лабиринта и помнила дорогу. Тогда они предположили, что мозг целостен и память располагается во всех частях мозга, но это мнение опровергли. За память всё же отвечают некие участки мозга, и сейчас учёные бьются над тем, чтобы выяснить, какие области мозга влияют на творческое сознание и полёт мысли, и как такой маленький орган позволяет быть нам такими сложными высокоорганизованными людьми, ведь оба ваши полушария работают на все сто процентов.

Также Анна Хоружая поделилась очень полезным советом: «Когда перед вами стоит сложная задача: написать статью или сочинить стихотворение, но у вас это никак не получается, отвлекитесь. Всё дело в концентрации. Сходите прогуляйтесь. А потом у вас всё получится».

Ближайшая научно-популярная лекция в Белгороде пройдёт 6 января. Научный журналист и блогер Ася Казанцева .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения