Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Обучение в школах по разным умк. Обзор школьных программ для первоклашек

Панюкова Ольга Васильевна
Анализ программ и учебников русского языка по УМК «Школа России» и «Начальная школа 21 века»

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника , расширяет кругозор детей в области родного языка , создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи : устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Для анализа мы выбрали систему учебников под редакцией авторов С. В. Иванова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко («Начальная школа 21 века » ) и В. П. Канакина, В. Г. Горецкий («Школа России » ). Содержание учебно -методического комплекта «Начальная школа 21 века » направлено на развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся – слушания, говорения, письма, чтения; формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку в последующих классах; активизацию мыслительной и познавательной деятельности; создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка ; воспитание чувства уважения и любви к русскому языку , языку своего народа , родному слову. В учебнике существенное внимание отводится лексической, синтаксическоц и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержание текстового, иллюстративного материала .

Программа «Школа России » направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации , языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка . Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения) ; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средст в зависимости от цели, темы, осноыной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1) .

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

0 С. 47, у. 3,4,5

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Итого 9 40 10 8 67

Таблица 1.

Анализ данных учебников позволил установить характер работы над многозначными и омонимичными словами, а также формируемые у младших школьников лексические знания и умения. В учебниках представлены 67 лексических заданий различного характера. Большая работа над многозначными и омонимичными словами предусматривается во 2 классе. Этому вопросу посвящены 40 упражнений, расположенных в разных темах учебника . Наблюдение над данными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте и продолжаются в течение всего периода обучения в начальной школе . Из таблицы видно, что особое внимание уделяется упражненииям на определение лексического значения многозначных слов, их 16, а на определение лексического значения омонимов всего лишь 5. Задачи данных упражнений заключается в том, чтобы сформировать умение детей пользоваться толковыми словарями. Разумеется, из-за сложности материала далеко не во всех упражнениях даются подобные задания. Учитель всегда может организовать эту работу по своему усмотрению. Сравнив количество упражнений по работе с многозначной лексикой (45 за весь курс начальной школы , с упражнениями по работе с омонимами, (их 22, видно, что упражнения с многозначной лексикой превышает на 23. Меньшее количество упражнений на составление предложений с омонимами, их 2, на составление предложений с многозначными словами – 4. В 1 и 4 классах на изучение данной темы отведено всего 8-9 упраджнений за год. Задания на нахождение омонимов проводятся только во 2 классе в количестве 4 упражнений. Специальные упражнения на разграничение слов-омонимов и многозначных слов не выявлены.

Таким образом, изучив упражнения учебников по программе «Начальная школа 21 века » можно сделать следующие выводы : большую часть времени на изучение многозначных слов авторы отвели во 2 классе, в 1 классе проходит только ознакомление со словами, имеющими несколько значений. В 3 и 4 классах упражнения такого типа не предусмотрены. Суммарный объём упражнений, предпологающих работу над данной темой, не обладает достаточным потенциалом для обогащения и активизации словарного запаса учащихся 3 классов.

В качестве второго объекта анализа , представленного в данной статье избраны учебники русского языка «Школа России » , авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (Таблица 2) .

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 99,у. 11 с. 102,у. 18 (2) С. 24,у. 38; с. 43, у. 72 (2) С. 9,у. 10; с. 32,у. 50; с. 54,у. 91 (3) С. 6. у. 1-2; с. 13,у. 12-13; с. 15,у. 16; с. 30,у. 38-39; с. 24,у. 49; с. 121,у. 255; с. 142,у. 319 (10)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения на нахождение омонимов 0 0 0 С. 47, у. 69-70; с. 48,у. 72; с. 99,у. 176; с. 68-69,у. 141 (5)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Таблица 2.

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Нами выявлены упражнения различного характера. Из таблицы видим, какие упражнения и в каком количестве предложены авторами данной программы . Особое внимание также уделчется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова. Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике «Азбука» В. Г. Горецкого дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово» происходит во 2 классе при анализе слов шляпка и игла . Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б . Гольдберга.

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса . В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений) . В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа ; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20 , 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ , нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Виды упражнений «Начальная школа 21 века » «Школа России »

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Итого 67 80

Таблица 3.

Сопоставительная таблица

Из таблицы видим, что в учебниках программы «Школа России » содержится на 13 упражнений больше, чем в учебниках программы «Начальная школа 21 века » . Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова. Этому вопросу посвящены 16 упражнений, расположенных в разных темах по программе «Начальная школа 21 века » и 18 по программе «Школа России » , а также упражнения на определение лексического значения омонимов, их 5 по программе «Начальная школа 21 века » и 11, соответственно, по программе «Школа России » . Упражнения на определение слов с прямым или переносным значением («Начальная школа 21 века » ) на 6 больше, чем в «Школе России » . В программе «Школа России » упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно, тогда как в другой программе их 5 . Термин «многозначное слово» в обоих программах вводится во 2 классе. По программе «Начальная школа 21 века » ознакомление с омонимами происходит со 2 класса, а по программе «Школа России » в 3 классе.

Мы проанализировали не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал : «Толковый словарик» по обеим программам и «Словарь омонимов» только в учебниках программы «Школа России » . Мы составили сравнительную таблицу (см. Таблица 4, по которой можно увидеть, какие многозначные слова и омонимы и в каком количестве изучаются в каждом классе.

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

"НШ 21 века » "Школа России " "НШ 21 века » "Школа России " "НШ 21 века » "Школа России " "НШ 21 века » "Школа России " "НШ 21 века » "Школа России "

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Таблица 4

Сравнительная таблица толковых словариков

Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещен с 1 класса только в учебниках В . Г. Горецкого, в учебниках С . В. Иванова со 2 класса. «Словарь омонимов» располагается только в учебниках В . Г. Горецкого. Также нами была составлена сравнительная таблица, где мы указали только сходные слова в учебниках обоих авторов . Из 41 слова в учебниках С . В. Иванова и из 76 слов в учебнике В . Г. Горецкого одинаковых слов всего 6, из них 4 многозначных слова : гребень, золотой, искусство, пейзаж и 2 слова-омонима : ключ и свет. Но нужно отметить, что слова ключ и свет, также являются и многозначными словами, о чем свидетельствует словарная статья.

Итак, анализ учебников авторов С . В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен : на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века » . – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 1 класс / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2011. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2013. 192 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык » 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 192 с.

Русский язык . рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России » . 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. ]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с. - ISBN 978-5-09-031535-7.

«Русский язык » 1 класс / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » . 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. С. 160.

Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. «Русский язык » 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский

Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу, обязательно познакомиться с учителем. Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок. Так как по этим учебникам и рабочим тетрадям ему и, возможно, родителям придется осваивать материал, получать базовые знания. А от их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.

Примерная схема анализа УМК

(С использованием учебника и программы по иностранным языкам)

Данный УМК разработан (указать авторов, год издания) и предназначен для (указать уровень обучения иностранному языку, класс) УМК состоит из учебника, книги для учителей, рабочей тетради, звукового пособия. Данный комплекс построен на основе действующей программы по иностранным языкам. Авторы учитывают потребности современной школы, новые тенденции в обучении иностранному языку. Вместе с тем они использовали опыт традиционного обучения языкам, глубокое и основательное изучение языковых явлений сочетается с формированием речевых навыков и развитием коммуникативных умений.

1. Структура учебника. Основной компонент УМК – учебник. Он состоит из следующих элементов: разделы, соответствующие определенным программой ситуациям общения; англо-русский словарь, список фраз повседневного учебного общения, сборник дополнительных текстов для чтения, оглавление и т.д. Все элементы учебника взаимосвязаны, учебник представляет собой целое.

2. Содержание учебника ориентировано на учащихся младшего (среднего) возраста. Это отражено в тематике, разнообразии видов текстов, наличии/отсутствии опоры на родной язык, использовании оригинальных аутентичных материалов. Присутствуют вопросы и задания проблемного (творческого) характера, лингвострановедческие материалы, способствующие формировании социокультурной компетенции. Материалы учебника несут воспитательную и развивающую нагрузку.

3. Система упражнений (на примере одного раздела). При составлении системы упражнений авторы учли закономерности усвоения знаний, формирования навыков и развития умений. (Речь, язык; сообщение новых знаний, формирование и совершенствование навыков, развитие речевых умений; упражнения языковые, условно-речевые, речевые и т.д.). Упражнения ситуативно обусловлены.

Уровень управления работой учащихся соответствует уровню владения языком (управление жесткое, гибкое, эврестическое).

Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. Оптимально определено соотношение классной и домашней работы, организована самостоятельная работа учащихся.

4. Оформление учебника.

а) отражает коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку (размещение материала, характер иллюстраций);

б) соответствует санитарным нормам (размеры, вес, шрифт и т.д.);

в) соответствует эстетическим и этическим нормам (цветовая гамма, сюжеты рисунков и т.д.).

Выводы. На основании данного анализа можно сказать, что УМК отвечает основным требованиям: соответствует потребностям педагогического процесса, ориентирован на цель обучения, на личность ученика, повышает мотивацию познавательной активности, творчества, способствует воспитанию самостоятельной самообучающейся личности.

N.B. Все положения анализа надо подтверждать примерами упражнений из учебника.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения