Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему бактерии относят к примитивной форме жизни и чем они отличаются от растений других организмов? Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов — Гипермаркет знаний Сходство клеток животных и грибов.

Цель: Создать условия для формирования самообразовательных и коммуникативных компетенций учащихся в процессе самостоятельной работы.

Образовательные задачи:

  • Доказать единство происхождения царств живой природы путем изучения признаков сходства в строении клеток растений, животных и грибов.
  • Доказать, что различия в строении клеток растений, грибов и животных - есть приспособленность организмов к разным типам питания.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития самообразовательной компетенции учащихся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника, лабораторным оборудованием, дидактическим материалом.
  • Создать условия для проявления творческой самостоятельности в процессе решения изобретательских задач.

Воспитательные задачи:

  • Формировать ценностное отношение учащихся к другим людям в ходе выполнения самостоятельной работы в группах.
  • Развивать умения самоорганизации труда у обучающихся, ответственности за результаты своего труда.

Оборудование и материалы: таблицы по общей биологии "Сходство и различия клеток растений и животных", микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений, грибов и животных, магнитная доска, магниты, раздаточный материал: клей, бумага (А4), в конвертах заготовки для кластеров, компьютерная презентация, видеофильм "Растительная клетка"

Технические средства обучения: ИКТ.

Ход урока

1. Активизация и проверка знаний.

Учитель: Жизнь - существование дискретных систем. Как вы это понимаете?

Ученик: Значит, что жизнь состоит из отдельных изолированных, т.е. обособленных или ограниченных в пространстве, но, тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство.

Ученик: Дискретность вида предопределяет возможность его эволюции путем сохранения особей с полезными для выживания признаками и гибели или устранения от размножения неприспособленных особей. Гибель одной особи в популяции не прекращает существования самого вида, а гибель одной клетки не прекращает существование самого организма.

Учитель: Да, но клетке, прежде чем погибнуть, в начале нужно каким-то способом появиться на свет. Ведь так?

Ученик: Так. Клетки появляются на свет в результате деления - митоза.

Учитель: А после появления клетка проходит несколько стадий или периодов и только после этого клетка либо гибнет, либо вновь делится. Как называется этот отрезок времени?

Ученик: Жизненный цикл клетки представляет собой промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до её гибели или до последущего деления.

Учитель: Если представить, что клетки не способны были бы к делению, то что произошло бы?

Ученик: Деление клеток лежит в основе размножения организмов, поэтому без него нет и воспроизводства последущих поколений. Жизнь остановилась бы.

Фронтальный опрос.

<Приложение1. Слайд 2> "Жизненный цикл клетки"

Вопрос: Объяснить, какие процессы происходят с клеткой в каждый период жизненного цикла. (Устный ответ у доски).

2. <Приложение1. Слайд3> "Строение эукариотической клетки"

Вопрос: Что изображено на слайде? Назовите главные части клетки. Какие функции они выполняют? (Устный ответ у доски)

3. <Приложение1. Слайд 4> таблица "Сравнение периодов жизненного цикла клетки

Задание: Сравнить хромосомный набор клетки в разные периоды клеточного цикла.

Проверочное тестирование по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз" <Приложение 2>

Проверка тестов осуществляется сразу же взаимопроверкой учащихся. Правильные ответы иллюстрируются на слайде <Приложение1. Слайд 5>

2. Изучение нового материала.

Мотивационная беседа к изучению темы.

Учитель: Итак,тема урока"Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов". <Приложение1. Слайд 6 > Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого "Метаморфоза", а вас прошу - постарайтесь связать смысл стихотворения с темой нашего урока, записанной на доске. Итак, закройте, глаза, я начинаю читать.




Ученики записывают свои мысли и ассоциируют их с темой урока. Высказывания могут быть разные, ноучитель вправе скорректировать некоторые из них в более четкие формулировки, не изменяя их смысл, например:

  • клетка изначально имела единое строение: оболочка, цитоплазма, ядро. Но в процессе эволюции изменялся окружающий мир, за ним изменялась и клетка, её строение и функции.
  • какое бы название не имел организм, все равно единицей строения и жизнедеятельности является клетка.
  • клетки растений, животных и грибов хоть и различаются по строению, но имеют и некоторые сходства, связанные с общим происхождением.

Постановка цели и задач урока.

Учитель: Мы уже знаем о главных частях эукариотической клетки - оболочке, цитоплазме и ядре. Поэтому в ходе урока нам необходимо будет выяснить сходства и различия в строении растительной, животной и грибной клетки. Выяснить, почему у клеток растений, животных и грибов возникли отличительные структуры, и соотнести их строение с процессами жизнедеятельности клеток.

Объяснение учителя.

Учитель предлагает посмотреть видеоролик "Растительная клетка", подумать и ответить на вопрос: Чем питается клетка, и какие органоиды участвуют в этом процессе?

Примечание: Просмотр видеоролика занимает менее 1 минуты.<Приложение3>

Ученики отвечают на вопрос, говорят, что клетка питается в процессе фотосинтеза (вспоминают ранее изученное в 6, 9 классах). Важной частью клетки, участвующей в фотосинтезе, являются хлоропласты - зеленые пластиды, в которых содержится хлорофилл. <Приложение1. Слайд 7>

Учитель обращает внимание на то, что в растительной клетке, кроме зеленых пластид, находятся ещё и другие: лейкопласты - белые и хромопласты - разного цвета, от желтых до фиолетовых. Все пластиды могут превращаться друг в друга при определенных обстоятельствах. Например, что происходит с картофелем, когда он долгое время полежит на солнце? (Учитель подводит учеников к наблюдению явления и поиску условий, при которых это превращение происходит).

Учитель демонстрирует позеленевший картофель, который долгое время находился на солнечном подоконнике в классе.

Ученики: Картофель становиться зеленым.

Учитель: Как вы думаете, что произошло с его белыми пластидами?

Ученики: Превратились в хлоропласты.

Учитель: Значит, для того, чтобы лейкопласты превратились в хлоропласты, необходимо солнечный свет?

Ученики: Подтверждают данное мнение. Приводят еще примеры, доказывающие правильность суждений. Например, луковица тоже зеленеет на свету, а вот листья пшеницы без света становятся желтыми.

Учитель просит ещё подумать и привести позже такие примеры. Возвращаясь к теме урока, учитель просит учеников определить задачи урока и может скорректировать их в соответствии ответов учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Примечание: Для выполнения самостоятельной работы в группах, учитель заранее просит четверых учащихся (сильных) выполнить эти задания, дает им консультации (элемент опережающего обучения).

Примечание: Перед тем, как приступить к работе учитель инструктирует учащихся о правилах безопасного поведения во время лабораторных и практических работ, дает группам задания, дает пояснения и говорит об ожидаемом результате.

1 группа.

Задание: Изучите 23 учебника. Выясните типы питания живых организмов.

2 группа.

Задание: Изучите 19, п.1 "Сходства в строении клеток эукариот"

Найдите доказательства родства между растениями, грибами и животными.

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

3 группа.

Задание: Изучите в 19, п.3 "Особенности клеток грибов"

Найдите их сходства с растениями и с животными?

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

4 группа.

Задание: Изучите в 19,п.2 "Различия в строении клеток растений и животных". Выполните лабораторную работу по инструктивной карточке. Сделайте вывод.

Заполните таблицу. Подготовьте устный ответ.

Инструктивная карточка к лабораторной работе "Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом"

1. Сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки на таблице, заполните соответствующую графу в таблице.

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат животной клетки. Сопоставьте увиденное с изображением животной клетки на таблице, сравните с клеткой растений и заполните соответствующую графу в таблице.

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат гриба мукора или пеницилла. Сравните клетку гриба с клеткой растений и животных и занесите в таблицу особенности строения клетки гриба.

4. На основании данных таблицы сделайте вывод: о чем свидетельствует сходство клеток растений, животных и грибов? О чем свидетельствуют различия в строении клеток растений, грибов и животных?

Вывод: 1) Сходства в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствует о единстве происхождения живого мира.

Примечание: После выполнения самостоятельной работы каждая группа учащихся, за исключением консультанта, переходит в другую группу. За 25 минут урока учащиеся должны выполнить 4 задания, следовательно, сделать по три перехода. Используя магнитную доску для демонстрации кластеров, сделанных каждой группой. Консультанты оценивают задания и выставляют оценки за правильность выполнения заданий. Оценки заносятся в оценочный лист каждого ученика.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Учитель: приглашает по одному ученику из каждой группы для устного ответа о результатах своей работы.

Ученик: При выполнении 1 задания мы выяснили, что в природе существует два типа питания живых организмов. Автотрофный тип питания предполагает самостоятельный синтез органических веществ из неорганических веществ. Гетеротрофный тип - поглощение готовых органических веществ. По этому выводу составлен кластер. <. Приложение1. Слайд 8>

Ученик демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если они есть и выставляет оценку группе.

Ученик: Мы выполняли второе задание, и нашли доказательства родства растений, грибов и животных: общий план строения клетки, принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии, кодирование наследственной информации, единство химического состава, сходные процессы деления клеток. Нами составлен кластер. <Приложение1. Слайд 9>

Ученик: Изучив внимательно текст учебника (19, п.3 "Особенности клеток грибов"), мы выявили черты сходства грибов с растениями и животными. Грибы, так же как и растения имеют клеточную стенку, состоящую из хитина, они не способны к передвижению и обладают неограниченным ростом, т.е. могут расти в течение всей жизни. <Приложение1. Слайд10>

Учащийся демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если есть, и выставляет оценку группе.

Ученик: Мы выполняли лабораторную работу "Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом" по инструктивной карточке. В ходе работы выявили сходства и различия между клетками растения (элодея), животного (амеба) и гриба (мукор). Заполнили таблицу и сделали выводы:

1) Сходства в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствует о единстве происхождения живого мира.

2) Различия в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствуют о том, что они возникли как результат естественного отбора в условиях приспособления к разным способам питания. <Приложение1. Слайд 11>

3. Закрепление изученного материала.

а) задание на различение <Приложение1. Слайд 12>

б) задания на развитие теоретического и эмпирического мышления <Приложение1. Слайд 13>

Задача 1: Эволюционно сложилось так, что клетки животных способны к фагоцитозу и пиноцитозу. (Что это?) Вследствие каких особенностей строения клеток растения и грибы этого делать не могут?

Задача 2: Известно, что растения питаются в процессе фотосинтеза. (Что это?) В связи с этим у них появились дополнительные органоиды. Какие? Какова их функция?

Задача 3: С приходом осени можно наблюдать изменение окраски листьев деревьев. Почему это происходит?

Осмысление полученных знаний и подведение итогов урока.

Учитель вновь обращается к стихотворению Н.Заболоцкого "Метаморфоза".

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой!

Вопрос: Скажите, а почему стихотворение называется "Метаморфоза"? Что означает это слово? Давайте заглянем в словарь русского языка С.И.Ожегова.

Ученик: (открывает словарь и зачитывает определение) Метаморфоза - то же, что метаморфоз (спец.). Видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций.

Ученик делает вывод по уроку: Сходство клеток растений, грибов и животных доказывает единство происхождения живого мира, а черты различия свидетельствуют о метаморфозе, связанном с изменениями строения и функций клеток, появившихся как приспособления к новым условиям жизни в процессе эволюции.

Постановка домашнего задания. <Приложение1. Слайд 14.>

1. Изучить 19, ответить на вопросы.

2. Подготовить сообщения:

  • История открытия вирусов.
  • Д.И.Ивановский. Вклад в науку биологию.
  • Профилактика СПИД-заболевания.

Роль каждого живого организма в живой природе очень велика. Бактерии, несмотря на свой крошечный размер и ограниченный набор функций, имеют огромное значение в жизнедеятельности каждого другого царства, будь то растения, грибы, животные или вирусы. Их главное отличие состоит в отсутствии ядра в клетке, но имеется еще огромное количество признаков, по которым осуществляется разделение данных организмов на отдельные группы.

Одно из главных отличий бактерий от растений заключается в различном объеме клетки. Размеры бактерии меньше растений в несколько десятков раз. Если величина эукариотов составляет примерно 50 мкм, то у прокариотов этот показатель составляет всего 0,5-5 мкм.

Что касается строения данных микроорганизмов, то структура эукариотов является более сложной, поскольку предполагает наличие клеточного ядра. Именно оно отвечает за функцию наследования. Ядро растений отделено от цитоплазмы посредством двойной мембраны, которая исполняет роль защитной оболочки. Для бактериальной клетки, как и для вирусов, не характерно присутствие обособленного ядра, именно из-за этого она получила название доядерная. У всех других царств (животные, грибы, растения) ядро является обязательной составной частью клетки.

  1. Хромосомы. Для растений основные хромосомы являются линейными, у бактерий же имеется лишь одна кольцевая хромосома.
  2. Рибосомы. Главное отличие бактерий от эукариотов в данном случае заключается в количестве и размерах рибосом. Для прокариотов они являются меньшими, но по массе содержания составляют около 30% всей клетки.
  3. Органеллы. Для этих узконаправленных клеточных форм характерно выполнение определенной функции, которая поддерживает жизнедеятельность микроорганизма.

Для растительных, а также животных клеток свойственен более широкий набор органелл, который предусматривает наличие митохондрий, вакуолей, лизосом и других важных элементов. Одноклеточные бактерии имеют в составе клеточной стенки муреин, а растения – целлюлозу. А вот у животных, в отличие от этих двух групп, клеточных стенок нет вовсе.

Различия в строении клеточных жгутиков

Бактериальные и растительные клетки имеют жгутики, целью которых является выполнение одной-единственной функции – обеспечение помощи в передвижении в жидкой среде. Несмотря на одинаковое название, данные элементы имеют существенное отличие. Оно заключается в структуре и размерах.

Отличие бактерий от царства растений по данному признаку можно представить в следующей таблице:

Сходства и различия между другими организмами

Подробное отличие бактерий от всех растений, грибов и животных можно рассмотреть в представленной ниже таблице:

Отличительный признак Бактерии Грибы Растения Животные
Чем питаются? готовыми органическими веществами, синтез органических веществ из неорганики Органическими веществами, создаваемыми из неорганических веществ самостоятельно (фотосинтез) готовыми органическими веществами
Как передвигаются? с помощью жгутиков и ворсинок Не имеют способности к передвижению Обладают способностью к самостоятельному передвижению
Как осуществляется рост? до определенного момента (затем происходит деление клетки) Неограниченно в течение своей жизни до начала размножения
Размножение Самостоятельное деление клетки вегетативным, бесполым (спорами) и половым способами Бесполым (спорами) и половым половым
Особенности Отсутствие ядра в клетке Клеточная стенка состоит из хитина;

грибы имеют запасной углевод в виде гликогена

Наличие в составе клетки крупной центральной вакуоли, пластид и клетчатки;

запасной углевод в виде крахмала

Обладают клеточным центром и запасным углеводом в виде гликогена;

Отсутствие клеточной стенки

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что грибы, животные, растения имеют существенное отличие от примитивной формы жизни, которые выражается не только в их структуре и строении, но и в выполняемых функциях и способах размножения на нашей планете. Помимо этого, огромное количество процессов, происходящих в клетках других живых организмов, просто не нужно бактериям. Для прокариотов также не свойственна необходимость в присутствии аскорбиновой кислоты для нормальной жизнедеятельности, в то время как грибам и остальным царствам (кроме вирусов) она требуется постоянно.

Если сравнивать бактерии с вирусами, то они имеют огромное отличие между собой. Основное из них заключается в размерах микроорганизмов. Если первые могут достигать примерно 5000 нанометров или 5 мкм (крупные представители группы), то габариты вирусов варьируются в пределах всего от 20 и до 400 нанометров, поэтому разглядеть их можно только посредством современного микроскопа.

  • Клеточная мембрана.
  • Полисахаридная или пептидогликановая стенка.
  • Свободно существующие РНК/ДНК.
  • Рибосомы.

При проникновении вирусов в живой организм возникают заболевания различной тяжести. На данный момент отсутствуют знания по их выведению – лечению поддаются лишь симптомы. Для бактерий этот механизм является более простым – имеется возможность избавления от них посредством антибактериальных средств для наружной стерилизации или при помощи антибиотиков. Ученым до сих пор не известно, являются вирусы живыми или нет, в то время как другие рассматриваемые микроорганизмы – живые.

Грибы – обширная группа организмов, насчитывающая около 100 тыс. видов. Они занимают особое положение в системе органического мира, представляя, по-видимому, особое царство, наряду с царствами животных и растений. Они лишены хлорофилла и поэтому требуют для питания готовое органическое вещество (их называют гетеротрофными). По наличию в обмене мочевины, хитина в оболочке клеток, запасного продукта – гликогена, а не крахмала – они приближаются к животным. С другой стороны, по способу питания путем всасывания (адсорбтивное питание), а не заглатывания пищи, по неограниченному росту они напоминают растения.

Грибы весьма разнообразны по внешнему виду, местам обитания и физиологическим функциям. Однако у них есть и общие черты. Основой вегетативного тела грибов является мицелий, или грибница, представляющая собой систему тонких ветвящихся нитей, или гиф, находящихся на поверхности субстрата, где живет гриб, или внутри его. Обычно грибница бывает весьма обильна, с большой общей поверхностью. Через нее осмотическим путем происходит всасывание пищи. У грибов, условно называемых низшими, грибница не имеет перегородок (неклеточная); у некоторых тело представляет голый протопласт; у остальных грибница разделена на клетки.

Строение клетки грибов

Грибы отличаются от всех эукариотов наиболее простым строением клетки. Обычно она состоит из оболочки, протопласта, вакуолей. В состав протопласта входит цитоплазма и ядро. Цитоплазма содержит органоиды, находящиеся в гиалоплазме.

У большинства грибов клетка по своему строению и выполняемым ею функциям в целом аналогична клетке растений. Она состоит из твердой оболочки и внутреннего содержимого, представляющего собой цитоплазматическую систему, окруженную цитоплазматической мембраной и содержащую митохондрии, рибосомы, ядро (или ядра), вакуоли и различные включения.

Однако грибная клетка имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от растительной клетки и послуживших в числе других аргументов основанием для выделения грибов в самостоятельное царство живой природы.

Клеточная оболочка

Ее свойства зависят от многих функций грибов, особенно тех, которые связаны с контактом грибной клетки с внешней средой. Состав клеточной оболочки изменяется при переходе из одной фазы роста в другую или зависит от типов роста – дрожжеподобный, гифальный и т. д.

Грибы отличаются разнообразным составом клеточной оболочки. Она может быть целлюлозно-хитиновой, хитиново-глюкановой. В ней имеются гетерополимеры, содержащие маннозу, глюкозу, галактозу. Один из основных компонентов клеточной оболочки – хитин (азотсодержащее, нерастворимое в крепких растворах щелочей вещество). Он составляет у некоторых грибов до 60% сухого веса оболочки. У грибов из отдела Zygomycota (мукоральные грибы) в клеточной оболочке обнаружен хитозан. Клеточная оболочка придает форму вегетативным клеткам гиф и органам размножения, ее поверхность является местом локализации некоторых ферментов. Она часто многослойна, устойчива к разрушению. По мере старения оболочка может кутинизироваться, инкрустироваться оксалатом кальция. Наружные слои оболочки могут ослизняться.

Протопласт

Это сферическое образование клетки, которому свойственны метаболические процессы и способность к регенерации. От клеточной оболочки протопласт отделен плазмалеммой – мембраной, содержащей липиды и белки. Главная ее функция – регуляция поступления растворов из окружающей среды в клетку и наоборот. Поступление веществ может быть пассивным и активным, протекающим с затратами энергии в виде АТФ. В протопласте различают ядро и цитоплазму.

В состав цитоплазмы входят разнообразные органоиды (митохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы и др.), связанные гиалоплазмой. В ней формируются надмолекулярные агрегаты – микрофиламенты и микротрубочки, обусловливающие цитоскелет клетки. У грибов большее значение имеют микрофиламенты, у растений – микротрубочки. Рибосомы находятся в основном в цитоплазме. Эндоплазматический ретикулюм выражен слабо. Митохондрии похожи на митохондрии растений, но кристы сплющенные или тарелкообразные. Диктиосомы (тельца Гольджи), имеющие большое значение у растений в формировании клеточной стенки, практически не встречаются. Вместо диктиосом обнаруживаются скопления эндоплазматического ретикулюма с небольшим количеством ламелл. Одной из особенностей протопласта клетки грибов является наличие около цитоплазматической мембраны губковидных электронно-прозрачных телец – ломасом, функции которых окончательно не выяснены.

Ядро

У большинства грибов оно обычно небольших размеров, окружено двойной мембраной, круглое, удлиненное, расположено либо в центре, либо у клеточной оболочки или перегородки. Клетки гиф содержат одно или несколько ядер. В ядре обычно находится одно ядрышко, но иногда оно отсутствует. Основная функция ядра – репликация ДНК и перенос генетической информации в цитоплазму через РНК. К особенностям ядерного аппарата грибов относится наличие дикарионов (n + n), спаренных ядер в клетке после слияния цитоплазмы. Другая особенность ядер – способность передвигаться из одной клетки в другую.

Следует отметить некоторые особенности митоза. У большинства грибов митоз «закрытый» (без разрушения ядерной оболочки), отсутствуют центриоли. Образование перегородки между разделившимися клетками не всегда происходит сразу после деления ядра, в результате чего могут образоваться многоядерные клетки.

Своеобразная особенность грибов – отсутствие в цитоплазме их клеток растительного крахмала. В то же время важнейшая роль, принадлежит гликогену, который является основным запасным веществом грибной клетки и равномерно распределяется по всей цитоплазме в виде мелких гранул.

Вакуоли

Вакуоли – неотъемлемая часть клетки. Они отделены от протопласта мембраной. В юных клетках вакуоли небольших размеров, в старых сливаются с формированием одной крупной вакуоли. В данной органелле хранятся запасные питательные вещества. Также эти вещества могут свободно размещаться в цитоплазме. Так, гликоген может находиться в виде гранул, масло в виде капель.

Жгутики

Имеются у представителей отдела хитридиомикота. Они способствуют передвижению зооспор и гамет. По строению отличаются от жгутиков бактерий, но похожи на жгутики простейших, гамет растений и многих животных. В центре находятся две одиночные, а по периферии – девять двойных фибрилл.

Включения

В клетках гриба есть свои кладовые, где хранятся запасы питательных веществ; гликоген в виде гранул содержится в цитоплазме, там же можно обнаружить капли масла и волютин (питательное вещество, состоящее из полифосфатов, а также соединений, близких к нуклеиновым кислотам), который играет важную роль в процессах обмена. Из других включений в клетках многих грибов содержатся жировые вещества; особенно богаты ими споры, плодовые тела, склероции, старые части мицелия. Жиры находятся в цитоплазме в мелко распылённом состоянии или образуют более крупные капли (липосомы). В состав клеток мицелия, репродуктивных органов, покоящихся структур грибов могут входить и многие другие вещества: пигменты, органические кислоты и их соли, витамины, ароматические эфирные масла, токсины, смолы и др. Некоторые из них играют роль запасных питательных веществ клетки, участвуют в физиологических процессах, выполняют защитную функцию, а другие являются вредными.

Основное сходство заключается в том, что строение грибной клетки предусматривает наличие клеточной стенки поверх плазматической мембраны. Такое образование не характерно для клеток животных, а вот у растений она также присутствует. Однако у представителей флоры клеточная стенка построена из целлюлозы, а у грибов она состоит из хитина.

Основная черта, которая делает строение грибной клетки похожим на животную, это наличие включений из гликогена. В отличие от растений, которые запасают крахмал, грибы, как и животные, запасают гликоген. Еще одна сходная черта – способ питания клетки. Грибы являются гетеротрофами, то есть получают готовые органические вещества извне. Растения же являются автотрофами. Они фотосинтезируют, получая питательные вещества самостоятельно.

Выводы

Из приведенного здесь обзора основных типичных компонентов грибной клетки можно видеть, что грибы представляют собою весьма своеобразную группу организмов, они исключительно гетеротрофны, что ставит их по сравнению с классическими представителями растительного мира в совершенно особое положение и сближает их по широкому ряду признаков направления и продуктов их метаболизма с животными. Помимо других соединений особое место у грибов занимают стиролы, синтез которых на первом этапе протекает сходно с животными, т. е. по пути образования холестерина. Однако в дальнейшем у грибов он сводится в основном к синтезу эргостерина.

Шесть пунктов, подтверждающих особое положение грибов:

  • для грибов характерно более сильное, чем у животных и растений, развитие агранулярного эндоплазматического ретикулума;
  • у них отсутствует характерная для растений и животных связь цитокинеза (т. е. деления клеток) с делением ядра;
  • типичный аппарат Гольджи, характерный для других эукариот, у них отсутствует или представлен в основном отдельными цистернами;
  • для высших сумчатых грибов характерен закрытый тип митоза с сохранением ядрышка его до конца;
  • для грибов характерен апикальный рост клеток, тогда как клетки животных растут изодиаметрично, а у многоклеточных растений путем их растяжения;
  • вместо характерных для животных и отсутствующих у растений центриолей у грибов в процессе кариокинеза присутствуют более упрощенно, чем у животных, организованные специальные полимерные тельца; близок к животным также наблюдаемый у грибов процесс цитокинеза путем бороздования, в котором известное для водорослей участие микротрубочек отсутствует.

Положение грибов в системе органического мира оказывается чрезвычайно обособленным, в том числе и с точки зрения биохимии, что оправдывает выделение их в особое, четвертое царство природы.

Видео

Источники

    https://moluch.ru/archive/83/15423/ http://studbooks.net/1871190/meditsina/osobennosti_stroeniya_rastitelnoy_kletki http://www.biofinder.ru/bfins-207-1.html

Клетка — это структурно-функциональная единица живого организма. То есть это с одной стороны минимальный уровень на котором может сомостоятельно существовать жизнь (не берем в расчет вирусов, т.к. они сейчас большинством ученых вообще не принимаются за живых организмов), с другой стороны это тот кирпичик из множества которых состоят многоклеточные организмы.

Подробно в школьном курсе биологии рассматривают растительную и животную клетку, по касательной практически мимо проходят бактериальную и совсем чуть-чуть упоминается клетки грибов, в основном в сравнении с растительной и животной в курсе общей биологии.

При написании данной статьи основной целью было сведение основных данных о строении 4 типов клеток воедино в сравнительную таблицу для упрощения восприятия информации и для систематизации этой информации разбросанной в школьном курсе по всем годам изучения биологии.

Отдельно нужно указать, что в данной таблице будут перечислены все (упоминающиеся в учебниках) части клеток: мембранные (одно- и двумембранные) и немембранные. Не всегда к органоидам относят цитоплазму, ядро, клеточную мембрану, реснички и жгутики. Но для простоты изложения в таблице все они будут перечислены. Чуть подробнее про органоиды .

Органоид Растительная клетка Клетка грибов Животная клетка Бактерия Значение органоида
Цитоплазматическая мембрана + + + + Ограничивает клетку, осуществляет межклеточные взаимодействия, обеспечивает транспорт веществ (полупроницаема)
Клеточная стенка +(целлюлоза) +(хитин) - +(муреин) Обеспечивает форму клетки, защищает, транспорт веществ (поры)
Цитоплазма +подвижна +подвижна +подвижна +мало подвижна Внутренняя среда клетки, среда для прохождения химических реакций, передвижение веществ (циклоз)
Ядро + + + - Содержит и реализует наследственную информацию
Эндоплазматическаясеть + + + - Синтез жиров и углеводов (гладкая ЭПС) и белков (гранулярная ЭПС), передвижение веществ внутри клетки
Рибосомы + + + + Синтез белка (трансляция)
Аппарат Гольджи + + + - Сорировка и преобразование белков, образование лизосом
Хлоропласт + - - - Фотосинтез
Хромопласт + - - - Придание цвета лепесткам и плодам расений
Лейкопласт + - - - Запасание питательных веществ (крахмал)
Вакуоль +С клеточным соком +при старении клетки +при старении клетки - Поддержание формы клетки (тургор), запасание питательных веществ в жидком виде, изоляция вредных веществ от цитоплазмы клетки — все это в основном характерно для растений
Лизосомы + + + - Расщепление сложных органических веществ до простых, автолиз (самопереваривание), аутофагия (переваривание ненужных клетке структур)
Митохондрии + + + - Энергитический обмен (синтез АТФ)
Клеточный центр - - + - Участвует в делении клетки (веретено деления)
Реснички и жгутики + + + + Движение, рецепторная функция

Урок: «Особенности строения клеток растений, животных и грибов».

Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.
Задачи урока:

образовательные

Формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;

развивающие:

Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;

Создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;

Совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;

воспитательные

Формирование научного мировоззрения;

Выработка коммуникативных навыков при работе в группе;

Воспитывать интерес к познанию живой природы.

Оборудование:

Таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;

Раздаточный материал для сбора модели клетки;

Раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;

Микроскопы;

Готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).
Тип урока: комбинированный.

Презентация.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2мин.)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.

    Проверка домашнего задания. (5 минут)

    Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.
    (Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)

(Задания на интерактивной доске )
Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Вариант1.



А. Оформленное ядро.
Б. Цитоплазма.
В. Митохондрии.
Г. Эндоплазматическая сеть.

2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:
А. Бактерий.
Б. Растений.
В. Животных.
Г. Всех перечисленных.

3)К прокариотам относятся:
А. Грибы.
Б. Животные.
В. Бактерии.
Г. Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Кольцевая ДНК характерна для бактерий.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..

Вариант 2.
Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:
А. Оформленное ядро.
Б. Митохондрии.
В. Эндоплазматическая сеть.
Г. Рибосомы.
2) Лизосомы не встречается в клетках:
А. Бактерий.
Б. Растений.
В. Животных.
Г. Всех перечисленных.
3)К эукариотам не относятся:
А. Грибы.
Б. Животные.
В. Бактерии.
Г. Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..

Взаимопроверка. (1мин.)
Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.
Ответы:
В1. В.2

1)Б 1)Г
2)А 2)А
3)В 3)В
4)Да 4)Да
5)Ядра 5)Ядра

III. Объяснение нового материала

1. Постановка проблемной задачи: (1мин.)

Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)
Какие царства живых организмов относятся к эукариотам? (растения животные и грибы)
А все эукариоты одинаковы по строению? (нет)

А есть сходства? (есть)

Попробуйте сформулировать тему нашего с вами сегодняшнего урока.

Тема: Особенности строения клеток растений, животных и грибов.

Чтобы выявить особенности строения, мы должны с вами поставить перед собой цели. Давайте их сформулируем и в конце урока подведем итоги, удалось нам достичь поставленных целей или нет. (учащиеся формулируют цели)
Учитель подводит итог и формулирует главную цель урока
Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.
(записи в тетради, 1мин.)

2. Актуализация знаний. (3 минуты)

Прежде, чем мы с вами займемся выявлением сходства и различий между клетками различных царств эукариот, давайте вспомним органоиды, которые входят в состав клеток и их функции. Это поможет нам составить полное представление о строении клеток различных царств живых организмов.

Игра (Угадай органоид).

На интерактивной доске представлен ряд органоидов. Учитель задает вопрос. Надо назвать органоид найти его на доске и назвать его функцию.

    Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).

    Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).

    Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).

    Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).

    Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).

    Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).

3. Сходство в строении клеток эукариот. (2 минуты)

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:

Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы , ядра, органоидов;
- принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
- кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
- единство химического состава клеток;
- сходные процессы деления клеток.

4. Различия в строении клеток растений и животных. (15 минут)

В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений, животных и грибов.

Чтобы это сделать все вы сегодня будете работниками научно-исследовательского института перед которыми стоит задача выявить особенности строения клеток растений, животных и грибов. Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Помощником для вас является учебник стр.75-78 и ваши знания о строении клетки.
Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.
(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)
Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.
3).Найденные данные вписать в таблицу.
4).Чем объясняются эти сходства и различия?

1группа
Растительная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр.76) собрать модель клетки растений.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.


Исследовательская работа – моделирование клетки.

2группа
Животная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр. 76) собрать модель клетки животных.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.

3группа
Грибная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать модель клетки грибов
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?

На доске таблица. Один представитель от творческой группы заполняет таблицу, пока второй защищает свою модель.
Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.

Признаки

Клетки растений

Клетки

животных

Клетки

Клеточная стенка

Клетка не меняет своей формы

Клетка может менять свою форму

Клетка не меняет своей формы

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Рибосомы

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Митохондрии

Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Мелкие пищеварительные, сократительные,

выделительные.

Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Синтез АТФ

В пластидах и митохондриях

В митохондриях

В митохондриях

Запасной углевод

Гликоген

Гликоген

Центриоли

Способ питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы:

Деление

Образуются перетяжки между дочерними клетками

Образуются перегородки между дочерними клетками

7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?

Выводы: (1мин.)

1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.
2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.

IV. Закрепление знаний. (10 минут)

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу (инструкции у каждого на столе). Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.

Лабораторная работа

Тема: Наблюдение клеток растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.

рассмотреть клетки растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток

Ход работы.
На уроке:
-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;
-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;
- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

Дома:
-сравните строение растительной и животной клеток;

Почему грибы относят к отдельному царству?
-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?
-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

Обсуждение результатов.

V. Практическое применение полученных знаний. (5 минут)

Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)

Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их.

    Рефлексия (2минуты)

Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:

Для меня было открытием то, что ……….

Сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………

Итак, скажите мне пожалуйста, удалось нам сегодня реализовать цель, которую мы поставили в начале урока? (Да)

    Выставление оценок (2 минуты)

    Домашнее задание.

2) Оформить лабораторную работу.

Урок закончен, до свидания.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения