Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему новорожденные дети. Ребенку месяц и он плохо спит днем (причины)

Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом?

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный

Здоровым считается новорожденный , родившийся в срок 37 - 42 недель, с весом при рождении 2,5 - 4,0 кг, который не нуждается в реанимации и при первом осмотре врачом-неонатологом в родильном зале не обнаруживает никаких физических дефектов.

Если ребенок родился в срок 36 недель и 6 дней и ранее, он считается недоношенным, если более 42 полных недель - переношенным. Срок беременности рассчитывается с первого дня последней менструации, имевшей место у женщины, и измеряется в неделях. Состояния недоношенности и переношенности часто ассоциируются с множеством различных заболеваний, в том числе опасных для жизни, поэтому такие дети обязательно должны наблюдаться опытным врачом-неонатологом.

Дети с весом при рождении меньше 2,5 кг - маловесные, а более 4 кг - крупные. Даже если ребенок родился в срок, вес его может не соответствовать норме. Такие дети также требуют более пристального внимания и глубокого обследования.

Рост, длина окружности головки и груди новорожденного

Кроме массы тела в родильном зале новорожденному с помощью ростомера и сантиметровой ленты измеряют длину тела и окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют оценить гармоничность физического развития ребенка, выявить некоторые наследственные заболевания, эндокринную патологию и поражение центральной нервной системы.

В норме рост новорожденного при рождении 45-56 см. В среднем около 50 см. Логично, что недоношенные дети имеют более низкий рост - это не является признаком негармоничного развития.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которую накладывают сзади на углы лопаток (самая нижняя точка лопатки), а спереди над сосками. Нормальные значения длины окружности груди доношенного новорожденного - 33-35 см.

Для измерения длины окружности головки необходимо сантиметровую ленту наложить сзади на самую выступающую точку затылка, а спереди провести непосредственно над бровями. В норме этот показатель равен 33 - 37, 5 см, он не должен превышать более чем на 2-4 см длину окружности груди. Измерение головки - незаменимая процедура в диагностике заболеваний центральной нервной системы. В течение первой недели жизни головку необходимо измерять каждый день. В норме за первый месяц жизни головка вырастает не более чем на 3-4 см, если головка растет более интенсивно (более 0.3 - 0.5 см в день) - это говорит о развитии гидроцефалии , очень тяжелого заболевания. Это правило не работает для детей первых суток жизни. За первые 24 ч окружность головки может увеличиться на 1.0 - 1.5 см - это головка восстанавливает свою нормальную форму после прохождения через узкие родовые пути.

Первый крик новорожденного

Сразу после рождения ребенок на несколько секунд замирает, не реагирует ни на какие внешние раздражители. Это состояние называется «катарсис» новорожденного. Некоторые философы считают, что именно в этот момент в ребенка закладывается душа. После чего новорожденный делает первый вдох и издает первый крик. Первый крик новорожденного должен быть звучный и эмоциональный. И главное, ребенок должен закричать в течение первых 30 секунд после рождения. Если этого не произошло, он нуждается в реанимации.

Оценка по шкале Апгар

В конце первой и пятой минут жизни ребенка врач-неонатолог оценивает состояние ребенка по шкале Апгар по 5 признакам: цвет кожи, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы. Максимальная возможная оценка - 10 баллов. Новорожденный, имеющий оценки по шкале Апгар выше или равные 7/7 баллов, считается здоровым. Если оценка ниже, ребенок нуждается в неотложных реанимационных мероприятиях. Этот значит, ему возможно понадобятся дополнительный кислород для дыхания, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца. В этих случае малыш отнимается от матери и весь комплекс реанимационных мероприятий продолжается до тех пор, пока состояние ребенка не стабилизируется.

Первое знакомство новорожденного с матерью: контакт «кожа к коже»

Здорового новорожденного сразу после рождения насухо вытирают пеленкой, одевают ему шапочку и носочки, для предотвращения потерь тепла и укладывают на живот матери. Мать и ребенка укрывают общим одеялом, так чтобы контакт между ними был «кожа к коже». Такой тесный контакт должен продолжаться не менее 1,5-2 часов. Все необходимые процедуры, связанные с первым туалетом новорожденного могут быть отложены, а первый осмотр врачом-неонатологом происходит прямо на груди у матери. Достоверно доказано, что эта простая процедура уменьшает заболеваемость в период новорожденности, способствует выработке молока у матери и становлению материнского инстинкта.

Первое кормление новорожденного

Находясь на животе у матери, новорожденный обычно в течение первого получаса самостоятельно или с помощью акушерки находит грудь и начинает сосать. Первое кормление не должно быть форсированным: грудь нужно предлагать настоятельно, но не агрессивно. Некоторые дети не готовы сразу приступать к еде, достаточно просто подержать их у груди.

Температура тела новорожденного

Температуру тела новорожденному обычно измеряют через 15 минут после рождения, а затем через 2 часа, когда мать и ребенок уже переведены в палату совместного пребывания. Нормальной считается температура тела 36.5-37 С. В первые часы после родов, ребенок склонен к переохлаждению . Чтобы этого избежать новорожденному всегда одевают шапочку и носочки. Свободная одежда и контакт «кожа к коже» также помогут сохранить тепло. А тугое пеленание и купание, наоборот, способствуют переохлаждению новорожденного, поэтому от этих практик во многих роддомах уже отказались.
В последующие сутки ребенок уже больше склонен к перегреванию. Если у новорожденного повышена температура, в первую очень нужно оценить: не слишком ли тепло он одет?

Цвет кожи новорожденного

Сразу после рождения кожа новорожденного имеет синюшный оттенок. Первый вдох насыщает кровь кислородом и кожа начинает розоветь. В первые часы жизни может сохраняться легкая синева кистей рук и стоп, которая постепенно исчезает. Через час полтора у многих новорожденных кожа становится ярко-красного цвета. Это не является патологией, а связано с особенностью развития капилляров. У доношенных новорожденных краснота проходит на вторые сутки, у недоношенных держится дольше. Самый пугающий признак - бледность кожных покровов. Белая кожа у новорожденных - это всегда тяжелая патология.

Форма головки и родничок

У новорожденного головка часто ассиметрична (идеально ровной головкой могут похвастаться только детки, рожденные путем кесарева сечения). Часто на ней заметна большая плотная шишка. Это так называемая «родовая опухоль». Она самостоятельно рассосется за несколько дней без всякого лечения. Единичные точки кровоизлияний на родовой опухоли не являются причиной для беспокойства. Такие же маленькие кровоизлияния могут быть и на глазах, особенно если роды были долгие и тяжелые. Они также проходят со временем сами по себе.

Чуть выше лба по средней линии головы у новорожденного имеется мягкий податливый участок – большой родничок. В этом месте свод черепа еще не до конца окостенел. Нормальные размеры большого родничка 1-3 см. Родничок большего размера может встречаться у недоношенных, незрелых детей, а также при повышении внутричерепного давления (в этом случае он еще и выбухает). Дети с маленьким родничком обычно развиваются нормально, лишь в некоторых случаях это приводит к развитию неврологической проблемы. Некоторые нейропедиатры назначают таким детям «плач по 5 мин – 3 раза в день». Во время плача повышается внутричерепное давление и кости черепа «расходятся», способствуя росту головки.

Дыхание новорожденного

Новорожденный дышит нерегулярно. Дыхание может отсутствовать несколько секунд, а затем сменяться серией очень частых дыхательных движений. Иногда ребенок делает судорожный вдох, за которым следует шумный длинный выдох. Со временем таких дыханий становится все меньше и меньше. Частота дыханий в норме 30-60 в минуту. Количество дыханий более 60 в минуту указывает на тяжелое поражение легких.

Понятие о тонусе новорожденного: «поза эмбриона» и гипотонус

В норме руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом положении, симметричны, кисти сжаты в кулаки, голова несколько приведена к телу, это - «поза эмбриона», характерная для первых месяцев жизни.
Если ребенок вялый, «мягкий», руки и ноги свободно свисают – это неблагоприятный симптом, который называется «мышечная гипотония». Его можно встретить при заболеваниях нервной системы, инфекциях новорожденного и других тяжелых заболеваниях.

Сон и бодрствование

Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки. Периоды бодрствования обычно ограничиваются кормлениями. Проснувшийся ребенок хаотично перебирает ручками и ножками. Глаза первые несколько дней могут быть закрыты. Если они открыты, глазные яблоки движутся так, как будто ребенок хочет фиксировать взгляд, но у него это не получается. Иногда можно заметить небольшое косоглазие , которое проходит самостоятельно к концу первой недели и не требует лечения.

Первый стул и мочеиспускание

Первый стул ребенка называется меконий. Он тягучий, черного цвета, напоминает деготь. В норме меконий должен отойти в первые сутки, если меконий не отошел, врачи на вторые сутки выбирают выжидательную тактику. Если кишечник не опорожняется и тогда, ребенок дополнительно обследуется для выявления причин этого патологического состояния и его коррекции. Очень редко у здоровых детей меконий отходит на третьи сутки.

Иногда меконий отходит преждевременно еще в утробе матери. В этом случае гинекологи говорят о «грязных околоплодных водах». Это часто имеет место при внутриутробном инфицировании плода и в случае, если мать во время родов получала наркотические обезболивающие средства или «медикаментозный сон».
Это довольно опасное состояние, так как меконий может попасть в дыхательные пути и нарушить дыхательную деятельность новорожденного.

В первые 3 дня новорожденный мочится редко, 2-4 раза в сутки. Первое мочеиспускание обычно имеет место между 12 и 24 часами жизни. Постепенно количество мочеиспусканий возрастает, достигая к 7-10 дню жизни 20 – 25 раз.

Если новорожденный болен?

Что делать, если новорожденный не соответствует критериям здоровья, приведенным выше? Не паниковать! Многие заболевания периода новорожденности, вовремя диагностированные и правильно леченные, проходят, не оставляя последствий для будущего ребенка. Доверяйте здоровье своих детей квалифицированным специалистам, но не забывайте и о своей роли. Любой неонатолог подтвердит, что 90% успеха в лечении новорожденного это правильный уход, забота и внимание со стороны матери и других близких, и только 10% ложится на плечи специалиста.

Здоровье – что это? Определение здоровья согласно ВОЗ.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает очень мудрое, философское определение понятию «здоровье». Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и заболеваний, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Эксперты ВОЗ делают акцент на второй части определения и подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких незаменимы в поддержании здоровья детей. Даже больной ребенок, окруженный материнской лаской, имеет шанс чувствовать себя здоровым.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Первая проблема, с которой сталкиваются молодые родители, это то, что их новорожденный не спит столько времени, сколько им бы хотелось. Не то чтобы малыш вовсе не закрывает глаз, он немного спит, но слишком часто просыпается. Особенно, конечно, волнует мам вопрос, ночью хотя бы 5-6 часов подряд.

Дело в том, что сон малютки всецело зависит от его эмоциональности, темперамента, самочувствия и продолжительности дневного бодрствования. Нормальным считается, если в общей сложности ребёнок, до достижения возраста трёх недель, спит около 18 часов в сутки, а затем, до трёхмесячного возраста - около 15 часов.

Создаёт неудобство тот факт, что ребёнок практически не различает день и ночь. Поэтому если малыш каждые 3 - 4 часа просыпается ночью для того, чтобы его покормили и поменяли бельё, это совсем не должно волновать родителей. Но следует постепенно приучать младенца к тому, что ночью ему не стоит долго бодрствовать. В связи с этим не нужно по ночам включать большой свет, разговаривать с ребёнком, играть. Родители должны постараться снизить ночное общение с малышом до минимума - только необходимые процедуры.

Хуже, если новорожденный не спит даже по 3 часа подряд. Это уже «звоночек» для мамочки: возможно, малыш болен, или ему не хватает пищи! Следует проверить, наедается ли кроха во время кормления. Для этого дитя надо взвесить до кормления, а затем - после. Прибавка в весе должна соответствовать норме приёма пищи для конкретного возраста малыша.

Если же ребёнок получает полноценное питание, о чём свидетельствуют весовые замеры, а новорожденный не спит, тем не менее, по 3 часа подряд, следует обратить на это внимание или лечащего врача. Вероятнее всего, что малыша мучают колики.

Чаще всего такое бывает у детей на либо во время включения в его рацион прикормов. Если же мамочка кормит младенца грудью, то ей следует чрезвычайно внимательно относиться к своей пище. Капуста и свёкла обладают свойством расслаблять кишечник, и виноград могут вызвать брожение в пищеварительном тракте. Излишнее употребление яблок также бывает чревато дискомфортом в кишечнике младенца.

Иногда колики настолько мучительны для ребёнка, что новорожденный не спит днем также. И мама вроде бы придерживается необходимой диеты, и прикорма никакого малыш не получает, а всё равно постоянно выражает беспокойство. Часто это происходит по причине повышенного газообразования.

Следует помочь крошке. Для этого в аптеках продают специальные средства, которые содержат растительные экстракты. Порошок просто добавляют в водичку и поят малыша. Но можно сделать лечебное питьё и самостоятельно. Прекрасным средством служит укропное семя, которое запаривают кипятком. Этот отвар по несколько капелек и добавляют ему в водичку.

Также особое внимание нужно уделить стулу ребёнка. Нормой считается стул от одного до шести раз в сутки. Если же ребёнок не оправляется хотя бы раз в день, это является нарушением. Вполне возможно, что этот факт и является первопричиной того, что новорожденный не спит.

Существует несколько способов того, как нормализовать эту систему малыша. Однако тривиальными клизмами и кусочками мыла, введёнными в увлекаться не следует. Эти способы вызывают привыкание, в результате чего ребёнок никогда не привыкнет делать это самостоятельно.

Конечно, если стул у младенца постоянно твёрдый, то стоит обратиться к врачу с тем, чтобы он выписал специальные свечи. Но если стул мягкий, но новорожденный никак не может сходить, многие мамы применяют методику «газоотводной трубки». Для этого нужна пипетка со снятой резинкой - то есть, одна стеклянная трубочка. С толстого конца она должна быть гладкой, без осколков. Его смазывают вазелиновым либо растительным маслом и, подняв ножки малыша коленками к животику, вводят очень осторожно в анальное отверстие на 1 - 1,5 см. Нельзя упускать пипетку внутрь, поэтому взрослые должны быть в этот момент предельно внимательны.

Газы начнут при этом активно отходить, и каловые массы станут появляться внутри трубочки. Сразу же следует её убрать для того, чтобы крошка, наконец-то, избавилась от мук. Если же этого не происходит, можно легонечко пошевелить трубочкой, раздражая сфинктер. Делать это необходимо по утрам в одно и то же время. Постепенно организм привыкнет, и только взрослые успеют распеленать кроху, как она будет сразу же выполнит свою задачу самостоятельно. И если подготовиться к этой процедуре заранее, например, подстелить бумажные полотенца, то можно избавить себя от необходимости стирать запачканные пелёнки.

Если родители очень внимательны к своему чаду, то им не составит труда догадаться, что вызывает у крошки дискомфорт, и постараться избавить младенца от этих факторов.

Замечая нарушения сна у малыша, мамы впадают в две крайности: начинают обвинять кроху, что он мешает отдохнуть и выполнить все домашние дела, или метаться по врачам в поисках диагноза. Необходимо сохранить благоразумие и выяснить, почему новорожденный плохо спит, не собирая медицинский консилиум.

С момента появления на свет и на протяжении последующих трех месяцев кроха спит от 18 до 20 часов. Учитывая индивидуальность детей, можно снизить нижнюю границу до 16 часов. Отсутствие режима приводит к тому, что общий объем времени для сна равномерно распределяется в течение суток. Маме может показаться, что младенец мало спит, ведь непрерывная фаза сна длится не более двух часов, после чего кроха опять просыпается.

С чем связаны нарушения сна

Многие мамы представляют, что новорожденные в первые месяцы жизни будут только спать, просыпаясь для трапезы или купания. Это не совсем так, поскольку кроха знакомится с миром, узнает новые звуки и с любопытством разглядывает окружающий мир. Малыш может просыпаться, кряхтеть, ворочаться, открывать глазки и просто бодрствовать. Проблемы появляются, если:

  1. Общее количество часов для сна составляет меньше 15.
  2. Грудничок не спит до 5 часов подряд.
  3. Отмечается перевозбуждение, беспокойство и частые просыпания.

Причины такого состояния многообразны:

  1. Дискомфорт. В грязном подгузнике или мокрых пеленках новорожденный спать не будет. Сытый и сухой малыш быстро и надолго погружается в сон.
  2. Отклонения температурного режима в комнате. Оптимальным считается предел в +20 С. Одевать кроху необходимо соответствующим образом, не слишком укутывая и не допуская переохлаждения маленького тельца.
  • Шум. До месяца малыш не так уж бурно реагирует на звуки извне, но резкие стуки и шумы следует исключить.
  • Свет. Новорожденный может просыпаться от солнечных лучей или ярких бликов и плохо спать днем. поэтому комнату лучше затенить шторами или жалюзи.
  • Болезненное состояние. Простуда, высокая температура или проблемы с животиком могут помешать спокойному и долгому сну.
  • Отсутствие мамы. После рождения крохе приходится осваиваться в новом мире, где мама не всегда находится рядом. Он больше не слышит ее успокаивающий сердечный ритм, не ощущает равномерных покачиваний при ходьбе. Если причина кроется в чувстве одиночества, можно воспользоваться слингом. И домашние дела получится сделать, и кроха выспится.
  • Читайте также: Как защитить новорожденного от комариных укусов

    Иногда новорожденный не спит на улице, хотя дома спокойно отходит ко сну. Возможно, ему мешает заснуть шум проезжающих мимо машин, низкая температура воздуха в холодное время года или надоедливая мошкара летом. Необходимо выбирать для прогулок тихие аллейки вдали от дороги, тепло одевать в прохладную погоду и накрывать коляску москитной сеткой.

    Чем помочь

    Если ребенок плохо спит, желательно перестраховаться и пройти обследование у невропатолога, чтобы исключить серьезное заболевание. При отсутствии недуга достаточно придерживаться правил для хорошего сна:

    • частые прогулки на свежем воздухе;
    • спокойная домашняя обстановка;
    • купание с успокаивающими травами.

    Можно положить в манеж к малышу мешочек с сухой валерианой, если у него отмечен беспокойный сон. А с наступлением сумерек желательно избегать громкой музыки и звука телевизора, активных игр и веселья. Перевозбуждение способствует эмоциональной напряженности и не только мешает уснуть, но и сам сон делает прерывистым и непродолжительным.

    Вам также может понравиться

    http://babyonika.ru/novorozhdennyj/uxod-za-malyshom/pochemu-mladenec-ploxo-spit

    Почему грудничок не спит: выясняем вместе

    Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка грудного возраста, ему необходим полноценный сон.

    Сон является достаточно важным для ребенка первого года жизни. Отсутствие сна у малыша свидетельствует о наличии определенных нарушений и патологий.

    Почему грудничок не спит весь день?

    Отсутствие сна у ребенка грудного возраста в дневное время может наблюдаться по разнообразным причинам.

    К наиболее распространенным из них относят появление:

    • Кишечных колик. которые возникают в период формирования желудочно-кишечного тракта
    • Болезненности и дискомфорта при прорезывании зубов
    • Чувства жажды
    • Чувства голода
    • Отсутствия мамы

    Причиной отсутствия сна может стать мокрый подгузник. Кожа новорожденного ребенка является очень нежной. Если не проводить своевременно смену подгузника. это приводит к ее раздражению, а для ребенка это станет определенным неудобством.

    При некомфортной температуре или влажности в помещении ребенок также может не спать в дневное время.

    Новорожденные дети очень плохо засыпают при резких звуках – громкой музыке, шуме, стуке и т.д.

    При эмоциональной перегрузке и неблагоприятной атмосфере в семье тоже может диагностироваться отсутствие сна у новорожденного ребенка.

    Большинство грудничков не могут засыпать днем в квартире из-за отсутствия свежего воздуха. Именно поэтому их рекомендуется почаще выводить на улицу.

    Существует огромное количество причин отсутствия сна у грудничка днем. Именно поэтому родителям рекомендуется пересмотреть особенности ухода за крохой.

    Почему грудничок не спит ночью?

    У некоторых детей наблюдается отсутствие сна в ночное время.

    Большинство родителей считает, что новорожденный малыш должен спать сутками. Но, это далеко не так. В среднем продолжительность ночного сна грудничка должна составлять 8-9 часов. Достаточно часто случается такое, что ребенок просыпается ночью и начинает громко плакать. Причиной этого является голод ребенка. В большинстве случаев груднички просыпаются каждые три часа для принятия пищи.

    Чувство голода #8212; одна из причин отсутствия сна у малыша

    Отсутствие сна у малыша достаточно часто наблюдается при его неправильной организации. Новорожденному ребенку необходимо ложиться спать в промежутке с 19 до 21 часов.

    Читайте: Фолиевая кислота для мужчин - залог продолжения рода

    Если его уложить более поздно, он будет плохо спать. Новорожденные дети не могут самостоятельно уснуть, именно поэтому их рекомендуется укачивать. При этом рекомендуется использовать максимально тусклые ночнички.

    Если отсутствует стабильный режим сна, это достаточно часто приводит к возникновению данной проблемы. Родители должны следить за тем, чтобы новорожденный был менее активным перед сном. В противном случае перевозбуждение может вызвать его отсутствие.

    При некомфортной обстановке, чрезмерно высоких температурах и отсутствии свежего воздуха в комнате качество сна у грудничка ухудшается.

    Следует подчеркнуть, что наиболее часто данная проблема возникает при чрезмерно длительном сне ребенка в дневное время.

    Ночной сон просто необходим для полноценного роста и развития новорожденного ребенка. Именно поэтому крохе необходимо организовывать правильный режим дня, а также полностью удовлетворять все его потребности.

    Почему грудничок не спит после кормления?

    После принятия пищи большинство новорожденных детей сразу же засыпают. Однако такое наблюдается не всегда.

    Существуют определенные причины, из-за которых малыш не может заснуть:

    1. Если покормить не уставшего малыша, то он может захотеть играть, а не спать.
    2. Если малыша уложить спать после кормления сразу же, то он может срыгнуть и проснуться.
    3. Ребенок не утолил голод.
    4. Малыш хочет пить.
    5. У ребенка наблюдается появление колик и газов.

    Достаточно часто детки не могут уснуть, так как нуждаются в ласке мамы.

    Отсутствие сна может наблюдаться, если у ребенка наблюдаются газы или колики в пищеварительной системе.

    После кормления большинство деток не засыпает при воздействии внешних раздражающих факторов – температурных раздражителей, мокрых пеленок и подгузников, громких звуков и т.д.

    Нельзя забывать о периоде прорезывания зубов у деток, когда наблюдается боль и дискомфорт у малыша, что мешает ему уснуть вовремя.

    Читайте: Продукты аллергены для детей: что можно, а что нельзя?

    Отсутствие сна достаточно часто наблюдается и при запорах.

    При наличии физиологического насморка ребенок тоже не может уснуть после кормления.

    Новорожденные дети достаточно часто не спят при различных патологических состояниях – повышении температуры тела, рините.

    Отсутствие сна после кормления может диагностироваться на фоне воздействия различных факторов, которые родителям необходимо в обязательном порядке устранять.

    Что делать, если ребенок плохо спит?

    Постоянное нарушение сна #8212; сигнал о наличии патологии

    При появлении плохого сна у ребенка большинство родителей чрезмерно беспокоятся. Однако, делать это не стоит. Сон малыша можно легко наладить, соблюдая рекомендации.

    Прежде всего, малышу нужно обеспечить полноценные условия для сна. Оптимальная температура в помещении для новорожденного ребенка составляет от 18 до 20 градусов. Также родители должны следить, чтобы показатели влажности воздуха составляли от 50 до 70 процентов. Перед тем, как уложить малыша спать, рекомендуется провести проветривание в комнате.

    Для того, чтобы ребенок комфортно засыпал в дневное время окно рекомендуется занавесить ночными шторами. Большинство детей, особенно питающихся грудным молоком, привыкли спать рядом с мамой. Именно поэтому ей необходимо находиться рядом, чтобы малыш чувствовал ее тело и запах.

    В период укладывания новорожденного необходимо следить за тем, чтобы у него была удобная и не стесняющая одежда. Лучше всего использовать варианты из натуральных материалов. Перед тем, как уложить кроху спать, необходимо заменить подгузник.

    Во избежание появления чувства голода или жажды необходимо разработать такой режим дня, чтобы грудничок спал непосредственно после приема пищи. Это правило необходимо в обязательном порядке выполнять в первые месяцы жизни ребенка, так как интервалы между кормлениями являются очень маленькими.

    У новорожденных детей отсутствие сна достаточно часто появляется при кишечных коликах, поэтому перед сном рекомендуется проведение легкого массажа животика. Маме необходимо гладить животик ребенка по часовой стрелке в течение нескольких минут. Также можно использовать соответствующие медикаментозные препараты, но только после консультации с доктором.

    Читайте: Что означает имя Валерия: происхождение и характеристика

    При появлении первых признаков усталости новорожденного необходимо постараться уложить спать. В противном случае будет наблюдаться переутомление малыша, из-за которого он в дальнейшем не сможет уснуть.

    Укладывать кроху спать необходимо максимально спокойно и нежно. Это ограничит возможность необъяснимых пробуждений малыша.

    Если грудничок не спит, это может свидетельствовать о наличии определенных заболеваний или неправильной организации режима дня. В данном случае рекомендуется пересмотреть режим дня ребенка и организовать его правильно.

    Если в течение нескольких суток после этого ситуация не улучшиться, то это свидетельствует о развитии заболеваний. В этом случае грудного ребенка необходимо показать доктору, который после вявления причины может назначить адекватное лечение.

    На видео #8212; информация для родителей грудных малышей:

    http://mamyideti.com/grudnichok-ne-spit.html

    6 причин почему новорожденный мало спит

    Почему новорожденный мало спит? Таким вопросом задаются многие мамы, родившие своего первого малыша. Подчас они не знают о нем ничего. Сколько он должен спать, есть, бодрствовать - эти и другие вопросы то и дело оказываются на повестке дня. Одна из таких проблем - почему новорожденный мало спит. Мы расскажем о том, сколько должен спать здоровый кроха днем и ночью, а также дадим советы, как наладить сон деток первого месяца жизни.

    Некоторые мамы не знают о своем младенце ничего. Иногда им кажется, что он спит очень мало. Хотя на самом деле цифры вполне укладываются в норму. Итак, сколько должен спать новорожденный ребенок?

    Педиатры-неонатологи - специалисты по новорожденным деткам - говорят, что крохи на первом месяце жизни должны спать около 18-20 часов. Этот отрезок делится примерно пополам между днем и ночью: по 9-10 часов. Периоды бодрствования не слишком долгие. В основном они тратятся на еду и гигиенические процедуры.

    Чем старше становится кроха, чем меньше сна ему требуется. Днем детки спят все меньше, и основной отдых начинает смещаться на темное время суток.

    • до 1 месяца: 18-20 часов;
    • до 2 месяцев: 17-18 часов;
    • до 4 месяцев: 16-17 часов;
    • до 6 месяцев: 14-16 часов;
    • до года: 13-14 часов;
    • до трех лет: 10-13 часов.

    Не страшно, если реальная цифра отличается от нормы на час или два в ту или иную сторону. Например, если ребеночек спал 16 часов за сутки, это не повод для паники. Все детки разные с самого рождения. Некоторым из них изначально нужно немного меньше сна, чем всем остальным. Это нормально, и не требуется лечение. Насторожиться нужно, если время сна значительно отклоняется от нормы: на три и более часа. Поводом для беспокойства становится, если новорожденный совсем не спит днем, или, напротив, ночью. Рассмотрим самые основные причины нарушений сна грудных детей и расскажем, как их устранить.

    Новорожденные детки спят почти круглосуточно. Периоды бодрствования у них очень короткие. Сон необходим крохе для правильного развития нервной системы. Став старше, детки спят уже гораздо меньше.

    Причины нарушений сна

    Для начала нужно убедиться, точно ли ребенку не хватает времени сна. Иногда маме кажется, что ребенок не спит совсем. Такое впечатление складывается, когда малыш засыпает на короткие промежутки времени - 15-30 минут. Потом он просыпается, и его снова приходится кормить и укладывать. Тяжелее всего маме становится, если во время сна малыш предпочитает находиться у груди. Однако если сложить все эти отрезки времени вместе, то становится видно: общее время сна не такое уж маленькое. Некоторые детки, засыпая каждый раз не более чем на 15 минут, умудряются таким образом выполнить суточную норму по сну. Такое редко, но бывает. Если это ваш случай, нужно просто набраться терпения. Когда кроха подрастет, он станет спать подольше, а засыпать без малейших усилий.

    Если подсчеты показали, что сна действительно не хватает, нужно принимать меры по его нормализации. Какие могут быть причины?

    1. Некомфортные условия. Чаще всего это жара и духота. Современные педиатры единогласны во мнении, что новорожденному лучше всего спать при температуре от 18 до 20 градусов. Чтобы кроха не мерз, укладывайте его спать во фланелевой пеленке или спальном мешке. Но воздух в детской должен быть свежий, прохладный. При этом следите, чтобы приток свежего воздуха не превратился в сквозняк. Не стоит располагать кроватку с ребенком под сплит-системой, или между открытыми дверью и окном. Приоткрытой форточки будет достаточно.
    2. Колики. Это естественное явление, свойственное всем маленьким деткам. По необходимости давайте малышу препарат для уменьшения газообразования. Например, Эспумизан. Дозировку вам обязательно укажет врач-педиатр. Убедиться, что проблема действительно в коликах, можно по твердому и надутому животику. Ребенок начинает сучить ножками, поджимает их и плачет. Кроме лекарств, может помочь массаж животика или мягкое тепло. Положите кроху на себя живот к животу: так он успокоится и уснет намного быстрее.
    3. Голод. Бывает, что малыш за одно кормления съедает очень мало. Тогда он вскоре проснется и потребует новую порцию.
    4. Шум, яркий свет. Эти раздражающие факторы могут нарушить сон крохи.
    5. Вздрагивания, физиологический плач. Многие детки в полусне проверяют, рядом их мама или нет. Если мама отошла слишком далеко и не реагирует сразу, малыш чувствует опасность и начинает плакать в полную силу. Эти реакции современным деткам достались от «диких» предков. Оставаться надолго наедине младенцам было опасно. И малыши таким образом постоянно проверяют, рядом ли мать.
    6. Проблемы со здоровьем. Самая серьезная из них, приводящая к нарушениям сна - внутричерепное давление. Если все остальные причины устранены, а сон не наладился - как можно скорее покажите кроху врачу. Чем младше кроха, тем легче лечатся многие нарушения.

    Эти причины являются основными факторами, мешающими сну новорожденного ребенка. Ниже дадим несколько рекомендаций, как сделать сон ребенка более крепким.

    Если проблемы не уходят, обратитесь за помощью к педиатру. Редко, но бывает такое, что нужна помощь медика.

    Чаще всего нарушения сна младенца связаны с неподходящими условиями. Старайтесь обеспечить новорожденному комфорт во время сна. Так ребеночек отдохнет сам и даст отдохнуть маме.

    Как наладить сон новорожденного

    Причины, по которым новорожденный ребенок мало спит, мы выяснили. Что же нужно предпринять для их устранения?

    1. Создайте крохе подходящие условия для сна. К ним относятся температура, влажность воздуха, освещенность и шум. Конечно, во время сна днем не нужно делать абсолютную тишину и темноту. Но лучше задернуть шторы и не говорить громко возле детской. Маленькие детки - такие же люди, и внешние раздражители могут мешать им спать.
    2. Если малыша мучают колики, сделайте ему массаж животика (покажет врач или патронажная сестра). Создайте мягкое тепло. Положите крохе на животик теплую пеленочку. Или лягте сами, а малыша положите себе на живот. Грелкой пользоваться необязательно. Во-первых, она может оказаться для ребеночка слишком тяжелой. А во-вторых - слишком горячей.
    3. Чтобы кроха не будил самого себя ручками или ножками, можно слегка спеленать их. Тугое пеленание ушло в прошлое, но слегка ограничить непроизвольные движения не повредит. Некоторые детки, напротив, требуют полной свободы во время сна. Они не засыпают, пока их не освободят. Все детки разные. Наблюдайте, что понравится вашему малютке.
    4. Если малыш не наедается, придется кормить его чаще. Недостаточное питание становится заметным по слишком малой прибавке в весе и по слишком редким мочеиспусканиям. При достаточном питании сон новорожденного станет крепче.
    5. Выработайте свою собственную традицию засыпания. У ребенка вырабатываются рефлексы, и определенная последовательность действий настраивает его на крепкий сон.Это может быть купание, массаж, кормление грудью, песенка или сказка на ночь.
    6. Во время вечерней ванны добавьте в воду отвары трав. Помогут заснуть череда, лаванда, ромашка.
    7. Многие советуют положить крохе в кровать мягкую игрушку. Категорически нельзя этого делать. Новорожденные еще не поймут ее успокаивающего действия. А вот уткнуться в нее личиком и задохнуться могут вполне. Плюшевого друга будете давать с собой в кровать позже: после полутора-двух лет. А пока уберите из колыбели все лишние предметы: игрушки, подушки, тряпочки и так далее. Безопасность - превыше всего.
    8. Некоторые детки неуютно чувствуют себя одни в большой кроватке. На помощь придет уютная колыбель или люлька коляски.
    9. За пару часов до сна избегайте слишком активных занятий, походов в гости, шума. Также противопоказан малышам телевизор. Он перегружает незрелую нервную систему.
    10. В течение дня подольше гуляйте с ребенком. Свежий воздух полезен для здоровья и обеспечивает крепкий сон.

    Как видите, наладить крепкий сон новорожденного не так сложно. Если же все рекомендации выполнены, а улучшений не наступает, обратитесь к педиатру. Возможно, потребуется помощь специалиста.

    Самое главное - обеспечить комфортные условия для сна. Все детки разные. Внимательно следите за своей малюткой. Так вы поймете, что помогает ему заснуть.

    http://sonoved.ru/deti/novorozhdennyj-malo-spit.html

    НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

    от 1 до 12 месяцев
    Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
    К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

    Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

    На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

    Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

    На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

    В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

    К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

    При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

    На бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

    В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

    Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

    К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

    На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

    Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

    В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

    НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
    Признаки нормального развития ребенка
    от 1 до 12 месяцев
    Отклонения в развитии
    Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
    В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

    Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

    Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

    Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

    Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

    Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

    Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

    Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

    Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

    У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

    Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

    Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

    Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

    Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

    Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

    Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как правильно делать укол собаке
    Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
    Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения