Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самые древние нации мира топ 10. Самые древние народы россии

«Удлинять» свою историю было модно во все времена. Поэтому каждый народ стремиться продемонстрировать свою родословную, начав ее с древнего мира, а еще лучше, с каменного века. Но есть народы, чья древность не вызывает сомнений.

Армяне (II тысячелетие до н. э.)

Среди древнейших народов мира армяне, пожалуй, самые молодые. Впрочем, в их этногенезе много белых пятен. Долгое время, вплоть до конца XIX века канонической версией зарождения армянского народа было их происхождение от легендарного царя Айка, пришедшего из Месопотамии в 2492 году до нашей эры на территорию Вана. Он первым очертил границы нового государства вокруг горы Арарат и стал основоположником Армянского царства. Считается, что именно от его имени происходит самоназвание армян «хай».

Эта версия была растиражирована раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци. За раннеармянские поселения он принял руины государства Урартру в районе озера Ван. Сегодняшняя официальная версия гласит, что протоармянские племена - мушки и урумейцы пришли на эти территории во второй четверти XII в. до н. э., еще до образования Урартского государства, после разрушения ими Хеттской державы. Здесь они смешались с местными племенами хурритов, урартов и лувийцев.

Как полагает историк Борис Пиотровский, зачатки армянской государственности стоит искать в бытность хурритского царства Арме-Шубрия, известного с 1200-х годов до нашей эры.

Евреи (II-I тысячелетие до н. э.)

С историей еврейского народа загадок еще больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие «евреи» скорее культурное, нежели этническое. То есть, что «евреев» создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи - народ, социальный слой, религиозную конфессию. Если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа - Ветхому завету,

евреи ведут свое происхождения от Авраама (XXI-XX в. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии.

Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя - Хама) и назвали Ханаан «землей Израиля». Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время «Исхода из Египта».

Если брать лингвистическую версию происхождения евреев, то они выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н. э. Их ближайшие «братья по языку» - амориты и финикийцы. Недавно появилась и «генетическая версия» происхождения еврейского народа. Согласно ей три основные группы евреев - ашкенази (Америка - Европа), мизрахим (страны Ближнего Востока и Северной Африке) и сефарды (Пиренейский полуостров) обладают схожей генетикой, что подтверждает их общие корни. Согласно исследованию «Abraham’s Children in the Genome Era», предки всех трех групп появились в Месопотамии. 2500 лет назад (приблизительно период правления вавилонского царя Навуходоносора) они разделились на две группы, одна из которых отправилась в Европу и Северную Африку, другая обосновалась на Ближнем Востоке.

Эфиопы (III тысячелетие до н.э.)

Эфиопия принадлежит к Восточноафриканскому, древнейшему ареалу зарождения человечества. Ее мифологическая история начинается с легендарной страны Пунт («Земля богов»), которую древние египтяне считали своей прародиной. Упоминания о ней встречаются в египетских источниках III тысячелетия до. н. э. Впрочем, если месторасположение, как и существование этой легендарной страны - вопрос спорный, то нубийское царство Куш в дельте Нила, было вполне реальным соседом Древнего Египта, не раз ставившим существование последнего под вопрос. Несмотря на то, что расцвет Кушитского царства пришелся на 300 год до н.э. - 300 год н.э., цивилизация зародилась здесь намного раньше, еще в 2400-х годах до н.э. вместе с первым нубийским царством Керма.

Какое-то время Эфиопия была колонией древнего Сабейского царства (Шеба), правительницей которого была легендарная царица Савская. Отсюда и легенда о «Соломоновской династии», которая утверждает, что эфиопские цари - прямые потомки Соломона и эфиопской Македы (эфиопское название царицы Савской).

Ассирийцы (IV-III тысячелетие до н. э.)

Если евреи происходили из западной группы семитских племен, то ассирийцы относились к северной. К концу III тысячелетия до нашей эры они добились преобладания на территории Северной Месопотамии, но, по мнению историка Садаева, их выделение могло произойти и того раньше - в IV тыс. до нашей эры. Ассирийская империя, которая существовала с VIII - VI века до н.э., считается первой империей в истории человечества.

Современные ассирийцы считают себя непосредственными потомками населения Северной Месопотамии, хотя в научной среде это спорный факт. Часть исследователей поддерживает эту точку зрения, часть называет нынешних ассирийцев потомками арамейцев.

Китайцы (4500-2500 до н. э.)

Китайский народ или Хань составляет сегодня 19% всего населения Земли. Он зародился на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ, в одном из центров мировых цивилизаций. Это подтверждается и археологией и лингвистикой. Последняя выделяет их в сино-тибетскую группу языков, выделившуюся в середине V тысячелетии до нашей эры. Впоследствии в дальнейшем формировании Хань поучаствовали многочисленные племена монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, весьма различных по культуре. История народа Хань тесно связана с историей Китая, и по сей день, они составляют основную массу населения страны.

Баски (возможно XIV-X тысячелетия до н.э.)

Давным-давно, в IV тысячелетии до нашей эры началась миграция индоевропейцев, которые заселили большую часть Евразии. Сегодня на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы современной Европы. Все, кроме эускади, знакомые нам больше по названию «баски». Их возраст, происхождение и язык - одни из главных загадок современной истории. Кто-то считает, что предки басков были первым населением Европы, кто-то говорит утверждает, что они имели общую родину с кавказскими народами. Но как бы то ни было,

Баскский язык - эускара, считается единственным реликтовым доиндоевопейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то согласно исследованию, проведенному в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающих их от других окружающих их народов. По мнению ученых, это говорит в пользу мнения, что прото-баски выделились в отдельную культуру 16 тысяч лет назад, во времена палеолита.

Койсанские народы (100 тысяч лет назад)

Недавнее открытие ученых отдало первое место в списке древнейших народов койсанцам, группе народов Южной Африки, говорящих на так называемых «щелкающих языках». К ним относятся, в том числе охотники - бушмены и скотоводы гогенттоты.

Группа генетиков из Швеции установили, что они отделились от общего древа человечества 100 тысяч лет назад, то есть еще до начала исхода из Африки и расселения людей по миру.

Примерно 43 тысячи лет назад койсанцы разделились на южную и северную группу. По словам исследователей, часть популяции койсанцев сохранила свои древние корни, некоторые, как племя «кхве», долго скрещивались с пришлыми народами банту и потеряли свою генетическую идентичность.

ДНК койсанцев отличается от генов остальных народов мира. В нем были найдены «реликтовые» гены, отвечающие за повышенную силу и выносливость мускулов, а также за высокую уязвимость к ультрафиалетовому излучению.

Учеными Пенсильванского университета, США, были проведены грандиозные по масштабу исследования генетического материала африканских народностей, которые позволили поставить точку в споре о том, какая нация является самой древней на планете. В ходе исследования были составлены генетические портреты более чем 3-х тысяч жителей «Черного материка», принадлежащих к 121 народности. Затем полученные данные ученые сравнили с генетическими портретами людей, населяющих все остальные континенты нашей планеты.

Результат проделанной работы показал, что к геному первого представителя Homo sapiens, жившему более 50 тыс. лет назад, наиболее близок геном народности бушменов, проживающих на территории современных Намибии и Ботсваны. Бушмен, в переводе с голландского, означает «человек из кустов». Это собирательное название, данное голландскими колонистами в XVIII веке группе племен, обитающих на границе пустыни Калахари.

Бушмены – небольшая группа охотничьих племен Южной Африки. У бушменов сохранились наиболее архаичные формы социально-экономического строя, а вместе с этим и религии. Сейчас бушмены - это уже остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческими и скотоводческими народами.

Голландско-бурская и английская колонизация XVII-XIX вв. привела к истреблению и гибели большинства оставшихся к тому времени бушменских племен. Когда-то племена бушменов были разбросаны по всему побережью пустыни Намиб в юго-западной Африке, от берегов реки Кунене до реки Оранжевой, а еще раньше они обитали на большей территории африканского континента.

У бушменов нет понятия частной собственности. Они считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. Эта философия стоила жизни многим тысячам «кустарниковых людей».

За одну убитую бушменами корову убивали 30 бушменов. Затем, когда эта жесточайшая мера не помогла, фермеры-колонизаторы организовали несколько карательных экспедиций против бушменских племен, уничтожая их, как диких зверей. На них устраивали облавы, используя специально притравленных собак, сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем бушменами. В колодцы, находящиеся в пустыне, которыми пользовались бушмены, сыпали сильнодействующий яд. Вокруг одного из таких колодцев однажды были обнаружены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду. Их уничтожали буры, голландцы, немцы, англичане. Это было в начале века, но и в конце его мало что изменилось.

Рыжие африканеры в борьбе против партизан СВАПО широко использовали апробированный метод отравления водоисточников. Партизаны, в их рядах были и представители бушменских племен, прежде чем испить воду из колодца, давали попробовать ее пленным, если таковые были у них на тот момент, или собакам. Не надо негодовать и возмущаться жестокостью чернокожих, растиражированной средствами западной информации, когда отравленная стрела уносит на тот свет отдельных белых поработителей. Европейцы, колонизировавшие Африку, заслуживают такого отношения к себе, если еще не худшего.

Бантуязычные племена Анголы и Намибии – куаньяма, идонго, гереро, амбуела и другие, являясь скотоводами, боготворят своих домашних животных. И если бушмены начинают охотиться на их коров и коз, возникают серьезные проблемы. Потеряв корову, они похищают молодую бушменку, делая ее бесправной «последней» женой, другими словами, полурабыней. Молодые бушменки красивы, большие любительницы танцев и песнопений.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Вода – основа основ жизни в пустыни Намиб и Калахири. В переводе на русский язык Калахири означает «мучимая жаждой». В пустыне нет воды, но подземные воды всегда есть. Бушмены добывают ее всюду, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений или высасывая влагу через эти стебли. Иногда бушмены отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. В некоторых колодцах вода держится относительно долго, а в других исчезает через несколько дней. Среди бушменов есть старики, умеющие находить исчезнувшую воду.

У каждой группы бушменов в пустыне есть секретные колодцы, тщательно заложенные камнями и засыпанные песком так, чтобы ни малейший признак не выдал место нахождения драгоценнейшего хранилища.

У этих людей есть многое из того, что утратили мы, жители городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он принесет находку в стойбище, и старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, глубокие старики, не способные идти вместе с племенем, остаются на старом месте, их бросают, чтобы не тащить по пустыне: «Незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или поправится».

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.

Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа – промысловый культ. С молитвами о даровании успеха на промысле они обращаются к разным явлениям природы (к солнцу, луне, звездам) и к сверхъестественным существам. Вот одна из таких молитв: «О луна! Там, в высоте, помоги мне убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой, этой стрелой. Помоги мне наполнить желудок».

С такой же молитвой обращаются бушмены к кузнечику-богомолу, который называется цг‘аанг или же цг‘аанген, то есть господин. «Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда у меня сытый желудок. Господин! Пошли мне самца гну!»

Язык у бушменов очень труден для произношения европейцам. У них нет числительных: один и все, а дальше – много. Говорят они между собой очень тихо, видимо, привычка первобытных охотников, чтобы не вспугнуть дичь.

Кочуя по пустыне в поисках съедобных растений или преследуя антилоп, бушмены не задерживаются на одном месте. Там, где их застает ночь, они роют неглубокую яму, с наветренной стороны строят заслон из травы, хвороста, веток кустарника и укладываются на ночлег. Обычно свой табор они устраивают среди кустарника, за что, видимо, и получили от европейцев название – «кустарниковые люди», то есть бушмены. Постоянное жилье бушменов незначительно отличается от временного. Они строят его, используя те же подсобные материалы с применением шкур антилоп. Бушмены – кочевники, и когда иссякает пища, они покидают это место и уходят в поисках ее дальше.

Устроив новое стойбище, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца бушмены изготовляют фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц (после вылупления страусят), тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляют бусы, серьги, подвески и мониста. Используют также при выделке шкуры диких животных, украшая орнаментом.

У бушменов нет своего скота, поэтому не умеют обращаться с домашними животными. Лишь те из них, кто работал на фазендах и фермах белых, научились, например, доить коров. Если представляется возможность, бушмены сосут молоко коров и коз прямо из вымени. Бывают случаи, когда бушмены находят в пустыне самок антилоп орикса и сосут молоко вместе с телком. Случай невероятный, но такое взаимопонимание имеет место. Они объясняют это «пониманием антилопы желаний бушмена, просящего молоко».

Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Они лучшие танцовщики, наделенные удивительной способностью к подражанию. Существует поверье, что бушмены понимают «язык» бабуинов (павианов). Понятно, язык бушменов ничего общего не имеет с «языком» бабуинов, но все же это первобытный, древний язык, его нельзя отнести ни к какой языковой группе.

Однажды, наблюдая в оптику за действиями бушмена при общении с самкой орикса, я подумал, что наши далекие предки, видимо, вот так же, как этот бушмен, жили среди дикой природы и приручили собаку, корову, козу, лошадь, свинью и других животных, которые сейчас называются домашними. Наши выдающиеся зоологи и охотоведы делали и делают тщетные попытки приручить диких животных, например лося, зубра, волка, но результаты их усилий мизерные – от человека не так «пахнет». Видимо, разорваны незримые нити, связывающие человека с животным миром, с природой. Мне показалось, что, займись сейчас бушмены «плановым одомашниванием» диких животных, они бы получили феноменальные результаты. Цивилизованный человек не ладит с пугливыми дикими животными, их могут с успехом одомашнить только люди, стоящие на той же ступени, что и наши далекие предки, приручившие теперешних домашних животных.

Современные исследователи Африки называют бушменов «властителями пустыни». С этим трудно не согласиться. Мы же их в шутку называли «примитивными коммунистами».

В естественных условиях бушмены физически самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Мне вспоминается случай, когда раненного в живот бушмена товарищи по оружию на импровизированных носилках тащили «семь лун» (семь суток), после чего только через двадцать часов представилась возможность его оперировать. Наш хирург вырезал полтора метра кишок, зашить же не представлялось возможным. По словам хирурга, с таким ранением белый погиб бы через 24 часа. Бушмен перенес операцию, и через две недели его можно было видеть среди выздоравливающих, весело болтавшим и пританцовывающим.

Бушмены не придают значения даже серьезным ранениям. Врачи иногда делали операции без наркоза, и в это время оперируемые бушмены оживленно переговаривались.

В одном поселении бушменов мы увидели старого бушмена-инвалида, у него не было ступни. В детстве он попал ногой в стальной капкан. Бушмен понимал, что если он не освободится из него, то станет добычей леопарда. Разжать стальные дуги капкана у него не было сил, и он отрезал по сухожилию свою ступню. Потерял много крови, но остался жив.

О живучести бушменов говорит и тот факт, что, когда группа бушменов кочует по пустыне и в этот момент одну из бушменок застают роды, она просто на некоторое время покидает группу, а затем с родившимся ребенком догоняет ушедших вперед сородичей.

Бушменки кормят грудью детей несколько лет, и до следующих родов он сосет грудь матери, а следующие роды могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать бушменка убивает новорожденного, если он родился раньше указанного времени, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.

Бушмены не имеют своего скота, мясо они добывают эпизодически, а ягод, кореньев, ящериц и термитов им тоже не хватает.

Среди бушменов отмечается большая детская смертность. В отличие от скотоводческих африканских племен, где может быть до восьми жен, в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, причем разница в возрасте между ними значительная. Семьи, где было бы 5 детей – большая редкость. Но выжившие дети становятся почти неуязвимыми к болезням и легко переносят голод, если случается.

Бушмены не болеют эпидемическими болезнями, поражающими европейцев, если живут свободно. У них есть свои лекарственные травы и коренья. От головной боли, например, они используют корни специальных растений, греют на костре и прикладывают к голове.

В пищу бушмены используют все. Пекут на углях саранчу и крылатых термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Едят корни и плоды дикоросов, но самое любимое блюдо бушменов – мясо. Если оно есть у бушмена – это счастье. А аппетит у него отменный: несмотря на очень низкий рост и хилое телосложение, желудок бушмена может вместить невероятное количество мяса. Он способен, видимо, растягиваться, как резиновая камера. Антилопу средних размеров семья бушменов может съесть за один прием, едят, как волки, несколько часов.

Для бушменских женщин характерна стеатопигия – несоразмерно развитые ягодицы и бедра. Сама природа позаботилась, чтобы на бедрах и ягодицах бушменок был большой слой подкожного жира, который способствует выживанию в голодное время.

Ни один народ не смог бы жить в тех условиях, в которых живут бушмены: голая пустыня, где нет воды и пищи, температура днем держится на отметке +500С. Уши опухают от испепеляющего солнца пустыни и становятся похожими на разварившиеся вареники, из-за нестерпимой жары во рту появляется «известковая» сухость. Все время тебя преследуют миражи: то изумрудные рощи, то бирюзовые озера. И в этих забытых Богом диких местах находишь вдруг следы, но это уже не мираж. Это следы бушменов, которые постоянно живут в этих местах.

Даже дети, которых матери несут на спине, поскольку они еще слишком малы, чтобы самостоятельно идти вместе с родителями, могут пить горькую и вонючую воду, как антилопы, потому что знают – расстояние между этим и следующими источниками воды очень большое. В саванне во время сухого сезона, когда в течение шести месяцев с неба не упадет ни одной капли воды, все источники высыхают. Остаются лишь отдельные ямы, подступы к ним испещрены следами различных животных – и крупных, и мелких. Вода в этих ямах становится буро-зеленого цвета. К ней идут, летят и ползут утолить жажду все: слоны, буйволы и жирафы, аисты и вороны, ящерицы и вараны, мухи и пауки. Я не знаю, сколько в ней всяких «палочек» и «столбиков». Один раз можно все же испить эту жижу, но всю жизнь? Это просто невероятно, а бушмены пьют, живут и здравствуют.

Бушмены знают противоядия против ядовитых змей и скорпионов. Некоторые бушмены глотают яд ядовитых змей и скорпионов, тем самым вырабатывая иммунитет. От укусов ядовитых гадов они используют корень ползучего растения. Называют они это растение зоокам. Семена его они тоже используют как противоядие. На месте укуса делается разрез ткани. Тот, кто отсасывает яд, если это не может сделать укушенный, пережевывает во рту этот корень, превращая его в кашицу, оставляет во рту и высасывает яд из разреза раны. Бушмены носят этот корень всегда с собой на шее в специальной сумочке, чтобы незамедлительно использовать в случае укуса.

Для охоты на диких зверей бушмены широко используют отравленные наконечники стрел. Их они смазывают. Стрелы со смазанными змеиным ядом наконечниками, являются грозным оружием. Ни одному животному не удается выжить, если этот яд попадает в кровь.

Каждое племя бушменов имеет свои рецепты приготовления ядов. Кочуя по саванне и пустыне, бушмены отыскивают растения, необходимые для их изготовления. Компонентами яда могут служить и совсем неядовитые растения, но смешивая сок, пыльцу этих растений с другими, получаются смертоносные рецепты, не уступающие по своей силе яду кобры или мамбы.

Бушмены, добывающие дичь при помощи отравленных стрел, не всегда вырезают место, куда попала стрела: они считают, что мясо вокруг раны наиболее вкусное.

Стрелы бушменов без оперения. Они подкрадываются к животному на очень близкое расстояние и пускают стрелы. На короткой дистанции они, не теряя направления, точно попадают в цель.

Отравленные наконечники некоторые бушмены делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, хранят и носят в специальных пеналах или кожаных сумках. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы у всех охотников юга Африки – это настоящее произведение искусства. Тонкие, легкие, выточенные из дерева, с нанесенным орнаментом темно-коричневого или цвета охры. Луки же примитивные, но надежные.

Натягивают бушмены тетиву двумя пальцами: указательным и средним. Бушмены учили меня стрельбе из своих луков. Сначала мне казалось, что это очень просто, и я попробовал натянуть тетиву большим и указательным пальцами, но из этого ничего не получилось. Лук достаточно тугой, и таким способом натянуть его у меня не хватило сил. Они показали, как надо натягивать лук, и у меня получилось – стрела полетела в сторону цели. Чтобы обращаться с бушменским луком, нужна длительная тренировка и навык.

Съемные наконечники бушмены используют, чтобы надежнее поразить добычу.

Бушмены охотятся и скрадывают животное в кустарнике (буше), и при жестком соединении наконечника с древком стрела может выпасть из тела животного, которое после ранения несется по кустам, цепляя стрелой за сучья и ветки. Наконечник же, насаженный свободно на древко, всегда остается в теле, и яд надежно отравляет кровь жертвы.

У этого племени существует интересный способ отравлять копытных, в основном антилоп, которые приходят на водопой. Для этого они используют ядовитое растение зупорбия канделабра. Источник воды бушмены загораживают забором из сухого колючего кустарника, рядом с ним роют яму в земле и по канавке заполняют водой, набрасав туда ветки ядовитого растения. Выделяющийся сок покрывает воду пеной. Антилопы приходят к источнику, и, видя заграждение, начинают тыкаться в поисках подступа к воде. Найдя ее, пьют из отравленной лужи. Все зависит от количества воды и веток зупорбии. Если яда достаточно, то антилопа может пасть недалеко от источника. Добычей становятся даже такие крупные животные, как зебра или антилопа гну. Мясо отравленных таким способом животных не ядовито.

Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмен всегда использует соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов он использует их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.

Скрадывая антилоп, бушмен обязательно использует куст сухой травы или кустарника, такого, какой окружает пасущихся антилоп. Охотясь, бушмен проявляет исключительное терпение. Если он ранил антилопу, преследует ее иногда в течение нескольких дней, но никогда не расстанется со своим трофеем. При этом он тропит зверя без отдыха, находя следы даже на каменистом грунте, где практически ничего не видно.

Бушмены никогда не держали скота. Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака. Видимо, это животное служит бушмену тысячелетия. Бушменские собаки – это дворняжки светло-коричневого окраса, с темным или черным ремнем на спине, со стоячими ушами, продолговатой мордой, величиной с нашу русскую гончую. Собака злобная. Безмолвно бушмен и его собака передвигаются по пустыне, как тени. Почуяв опасность, собака лишь слегка тявкнет, предупреждая хозяина.

Бушмены относятся к самым низкорослым народам на земле, но они не карлики. Очень пропорционально сложены, их физическая сила несоразмерно велика по сравнению с их ростом. Бушмены чем-то похожи на монголоидов из-за своих глаз. Знойный климат сделал их глаза узкими и собрал вокруг них характерные складки. Цвет кожи у них варьирует между темно-желтым и шоколадным. У мужчин на лице редкие усы и бородка.

Бушмены, работающие на сельскохозяйственных фермах, научились ловко ездить верхом на лошадях и на них охотятся на антилоп. Нагнав животное, бушмен на полном скаку спрыгивает с лошади и сыромятным ремнем душит свою добычу. Они удивительно быстро научились пахать, управлять волами.

Бушмены не такие уж простаки, какими бы первобытными они ни были. Когда спросили одного древнего бушмена, сколько ему лет, старик ответил: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни».

В настоящее время бушмены не занимаются живописью и ничего не могут сказать о рисунках, оставленных их предками. Однако есть достоверные данные, что еще в конце позапрошлого и начале прошлого столетия бушмены занимались рисованием. В многочисленных пещерах находятся изумительные наскальные рисунки неизвестных художников. На стенах изображены буйволы, огромные черные фигуры людей, газели и птицы, страусы и гепарды, антилопы канна. Поздние художники добавляли к ним других персонажей: людей с мордой крокодила, полулюдей-полуобезьян, танцующих людей и ушастых змей. Эти наскальные рисунки представляют собой самые реалистические изображения, известные ученым.

По своей природе бушмены очень правдивы. Они не умеют лгать и лицемерить. Долго помнят обиды. У бушменов нет точного представления о времени, они не знают, что такое деньги, не заглядывают в будущее. Если у них есть вода и мясо, в Африке нет более счастливых людей, чем бушмены. Это настоящие дети дикой природы.

Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью.

Когда видишь бушменов в их родной обстановке, ты видишь своих далеких предков.

Сегодня в мире существует 257 стран, 193 из которых входят в состав ООН, а другие имеют определенный статус. Многие из этих стран стали независимыми совсем недавно, другие же - только борются за свое право быть суверенными.
Историкам хорошо известны даты основания молодых государств, а что касается первых стран на планете Земля, то их история окутана мраком тысячелетий, сокрыта под слоем древней пыли.
Точится множество споров по поводу самой методологии определения наиболее древних государств. Ведь у каждой нации есть свои мифы и легенды основания их государства. Например, легендарное основание одного из самых маленьких современных государств Сан-Марино относится к началу IV века. Согласно легенде, в 301 году член одной из первых христианских общин нашёл убежище на Апеннинах, на вершине горы Монте-Титано. Таким образом, формально Сан-Марино считается независимым государством с 3 сентября 301 года. Фактически же о какой-то независимости основанного поселения можно говорить только начиная с VI века, когда Италия распалась на множество зависимых и независимых территорий.
Согласно японским мифам Страна восходящего солнца была основана еще в 660 году до н. э., но первое государство на территории Японии - Ямато возникло в период Кофу, который датируется 250 - 538 гг.
Древняя Греция считается одной из наиболее древних цивилизаций, колыбелью философии, культуры, науки. Но по-настоящему независимой страной Греция стала только в 1821 году после того, как вышла из состава Османской империи.
Поэтому для того чтобы составить корректный рейтинг мы учли только те формы организации общества, которые соответствуют современным признакам государства: суверенитет, собственная территория, государственные символы, язык и так далее. К тому же учитывались только те государства, которые есть и на современной карте мира.
Итак, рейтинг наиболее древних государств составили 10 современных стран с трех континентов.

1. Элам, 3200 г. до н. э. (Иран)

Современное государство в юго-западной Азии - Исламская республика Иран было основано 1 апреля 1979 года в результате Исламской революции. Но история государственности в Иране — одна из древнейших в мире. На протяжении веков эта страна играла ключевую роль на Востоке. Первое государство на территории Ирана — Элам — возникло в 3200 году до н. э. Персидская империя при Дарии I простиралась от Греции и Ливии до реки Инд. В средние века Персия была сильным и влиятельным государством.

2. Египет, 3000 г. до н. э.

Египет — древнейшее государство мира, об истории кото-рого сохранилось немало интересных сведений. Именно в этой загадочной и таинственной стране фараонов роди-лись многие виды и формы искусства, которые впоследст-вии получили развитие в Азии и Европе. Они послужили основой и для античной эстетики — исходной точки всех искусств нашего времени.
Египет — крупнейшая страна Арабского Востока, один из центров его политической и культурной жизни, «туристическая Мекка» мира. Египет занимает уникальное географическое положение, располагаясь на стыке трех континентов — Африки, Азии и Европы и двух крупнейших мировых цивилизаций — христианской и исламской.
Египет, возник на территории, где некогда существовала одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, история которой исчисляется веками и тысячелетиями. В 3000 г. до н. э. фараон Минес объединил египетские земли и создал государство, которое египтологи сегодня называют Ранним царством.
Отголоски той эпохи — Великие египетские Пирамиды, загадочные Сфинксы и грандиозные Храмы фараонов.

3. Ванланг, 2897 г. до н. э. (Вьетнам)

Вьетнам — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Название страны состоит из двух слов и переводится как «страна вьетов на Юге». Цивилизация вьетов возникла в бассейне реки Красной. По преданию вьеты произошли от дракона и феи-птицы. Первое государство на территории Вьетнама, Ванланг, появилось в 2897 году до н. э. Некоторое время Вьетнам входил в состав Китая. Во второй половине XIX века Вьетнам попал в колониальную зависимость от Франции. Летом 1954 года Вьетнам стал независимым государством.

4. Шан-Инь, 1600 г. до н. э. (Китай)

Китай — государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).
Государство Шан-Инь, существовавшее с 1600 по 1027 год до нашей эры на территории современного Китая, является первым государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но также нарративными и эпиграфическими письменными источниками.
В 221 году до н. э. император Цинь Шихуанди объединил все китайские земли и создал империю Цинь, территория которой соответствует современному Китаю.

5. Куш, 1070 г. до н. э. (Судан)

Современное государство Судан на северо-востоке Африки по площади равно всей Западной Европе, а его население составляет всего 29,5 млн человек. Страна расположена в среднем течении реки Нила на окружающих его равнинах, плато и прилегающем побережье Красного моря.
Куш (Мероитское царство)— древнее царство, существовавшее в северной части территории современного Судана с 1070 по 350 год до н. э. Существование царство Куш находит свое подтверждении в остатках храмов, скульптурах богов и царей. Есть сведения, что уже в то время в Куше была развита письменность, астрономия и медицина.

6. Шри-Ланка, 377 г. до н. э.

Шри-Ланка («Благословенная земля») — государство в Южной Азии, на одноимённом острове у юго-восточного побережья Индостана. История Шри-Ланки начинается с периода Неолита, когда на Шри-Ланке были обнаружены первые поселения. Письменная история начинается с прибытия сюда Арийцев из Индии, которые распространили среди местного населения зачатки знаний по металлургии, мореплаванию, и письменности.
В 247 г. до н. э. на Шри-Ланку проник буддизм, который оказал решающее воздействие на формирование страны и ее государственного строя.
В 377 году до н.э. на острове возникло королевство со столицей в древнем городе Анурадхапура.

7. Чин, 300 г. до н. э. (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея)

Корея — географическая территория, включающая Корейский полуостров и прилегающие острова и объединенная общим культурно-историческим наследием. В прошлом единое государство. В 1945 году после поражения Японии во Второй мировой войне территория Кореи, являвшейся в то время японской колонией, была разграничена на две зоны военной ответственности: советскую — к северу от параллели 38° с. ш. и американскую — к югу от неё. Впоследствии, в 1948 году, на территории этих зон возникли два государства: Республика Корея на юге и Корейская Народно-Демократическая Республика на севере.
По легенде первое корейское государство было основано сыном женщины-медведицы и небожителя Тангуном в 2333 году до н. э. Историки называют самый ранний этап корейской истории периодом государства Ко Чосон. Большинство современных историков сходятся во мнении, что дата 2333 год до н. э. является сильно преувеличенной, поскольку не подтверждается никакими историческими документами кроме отдельных средневековых корейских хроник.
Считается, что на заре своего развития Древний Чосон был племенным союзом, состоявшим из отдельно управлявшихся городов-государств, а централизованным государством он стал в 300 году до н. э. Примерно в это же время на юге полуострова образовалось протогосударство Чин.

7. Иберия, 299 г. до н. э. (Грузия)

Современная Грузия считается молодым независимым государством. Но история становления грузинской государственности своими корнями уходит в древность. Грузия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации.
Историки полагают, что первые государства на территории Грузии сформировались еще в III-II тыс. до н. э. Это были Колхидское царство, располагавшееся на восточном побережье Чёрного моря, и Иберия, современная восточная Грузия. В 299 году до н. э. ко власти в Иберии пришел Фарнаваз. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия достигла большого могущества и стала государством со значительными территориями. В IX веке на территории Грузии возникло новое объединенное государство, правителем которого стал царь из династии Багратиони.

8. Великая Армения, 190 г. до н. э. (Армения)

Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522—486 гг. до н. э., также у Геродота (V в до н. э.) и у Ксенофонта (V в до н. э.). На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами. После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
Великую Армению, крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря, созданное в 190 году до н.э. историки и называют первым государством на территории современной республики.

9. Ямато, 250 г. (Япония)

Япония — островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Согласно японской легенде в 660 году до н. э. Дзимму основал Страну восходящего Солнца и стал первым ее императорам.
Первые письменные упоминания о древней Японии, как едином государстве, содержатся в исторических хрониках 1 века н. э. китайской империи Хань. В своде 3 века китайской империи Вей упоминается 30 японских стран, среди которых самым мощным является Яматай. Сообщается, что её правительница Химико удерживала власть, используя «чары».
С 250 - 538 гг. , период Кофун, возникает государство Ямато. Предполагают, что Ямато была федерацией.
Период кофун называется так благодаря культуре курганов кофун, которая была распространена в Японии в течение пяти столетий. На фото изображен курган Дайсэнрё, могила императора Нинтоку, начало V века.

10. Великая Болгария, 632 г. (Болгария)

Болгария — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Первым государством болгар, о котором сохранились точные исторические сведения, была Великая Болгария, государство, объединявшее племена протоболгар и просуществовавшее в причерноморских и азовских степях в течение всего несколько десятилетий с 632 по 671 год. Столицей государства был город Фанагория, а его основателем и правителем был хан Кубрат. С этого началась история Болгарии как государства.

Древний мир населяло большое количество народов, которые повлияли на формирование более поздних цивилизаций. Многие из них исчезли, но созданная ими культура заставляет нас вспоминать о них и по сей день.

Ахейцы находились у истоков Древнегреческой цивилизации. В «Илиаде» Гомер ахейцами называет всех греков полуострова Пелопоннес. Историки расходятся во мнении, как ахейцы появись в Греции. По словам одних, изначально они обитали на берегах Дуная, другие говорят, что они пришли с Северного Причерноморья. Обосновавшись на Крите, ахейцы стали основоположниками Микенской цивилизации. Обнаруженные археологами микенские дворцы в корне отличались от существовавших на острове ранее: они представляли собой настоящие цитадели. Судя по всему, ахейцы были достаточно воинственным народом – они не только осуществляли экспансию в соседние государства, но и воевали между собой. В XV–XIII веках до н. э. ахейские государства достигают своего расцвета. Создав мощный флот, ахейцы начинают активную колонизацию Малой Азии и Южной Италии. Ахейцы-мореходы развернули по всему Средиземноморью широкую сеть торговли, что, впрочем, им не мешало промышлять пиратством.

Если верить ацтекским легендам, то ольмеки – первый цивилизованный народ Центральной Америки. Примерно с 1500 года до н. э. ольмеки обосновались на побережье Мексиканского залива и занимали территорию современных штатов Веракрус и Табаско. В 1902 году мексиканский крестьянин случайно наткнулся в поле на нефритовую фигурку, изображавшую жреца в маске с утиным клювом. Изучив находку специалисты очень удивились: на ней были обнаружены письмена майя, однако датировка фигурки оказалась заметно старше, а место ее обнаружения – намного дальше, чем это характерно для артефактов культуры майя. Этим вопросом занялся американский археолог Джордж Вайян. Он прекрасно знал культуру древних народов Мексики – ацтеков, тольтеков, сапотеков, майя, но ни одна из этих культур не могла быть автором изящных нефритовых фигурок. Тогда ученый решил проверить древние предания о «жителях страны каучука», и действительно – все археологические находки в точности соответствовали месту обитания ольмеков. Так, в 1932 году народ-призрак обрел свое место в истории.

Высокий и смуглый народ – «фойникес» (пурпурные), как называли финикийцев греки – жил на территории современного Ливана и, по мнению Геродота, пришел туда из северо-западной Аравии. Современные генетики указывают на родство финикийцев с народами Кавказа. Греки в восторженных тонах описывали богатейшие, бурлящие жизнью финикийские города. Там можно было купить все, что существовало в Древнем мире: от экзотических фруктов до роскошных ваз, от ювелирных украшений до произведений искусств. Судя по историческим документам, финикийцы были первыми, кто обогнул Африканский континент. Имея мощный флот, по качеству и количеству превосходящий суда соседних стран, финикийцы, по сути, стали торговым монополистом Средиземноморского региона. Более того, Финикия очень быстро превратилась в мощную колониальную державу, однако в отличие от европейских государств финикийцы не вели захватнических войн, а заселяли исключительно прибрежные регионы для удобного ведения торговли. Не менее известны финикийцы тем, что отказались от громоздкой аккадской клинописи и создали свое линейное письмо. Возникший из линейного письма алфавит стал основой для письменности европейских и значительной части восточных народов.

Филистимляне - самый загадочный народ в Библейском Ханаане, который в корне отличался от семитского населения этого региона. В Библии говорится, что этот народ происходит с острова Кафтор – с современного иврита переводится как Крит. О критских истоках филистимлян свидетельствуют и египетские рукописи. Однако часть ученых отождествляет филистимлян с пеласгами, которые, по одной из версий, являются индоевропейским народом. Впрочем, крито-микенское происхождение филистимлян подтверждают современные археологические находки. По мнению археологов, слой материальной культуры филистимлян совершенно не похож на ханаанский. Филистимская керамика и оружие имеют куда большее сходство с крито-микенскими артефактами. Примерно с 1080 года до н. э. начинается экспансия филистимлян вглубь страны, подчиняющая древнееврейские города. Только спустя 75 лет филистимская гегемония была прекращена царем Давидом. С этого времени филистимляне постепенно ассимилируются с семитскими племенами, и вскоре от могущественного народа остается лишь название.

Долгое время история умалчивала о шумерах. О них ничего не сообщают ни греки, ни римляне, ни более древние цивилизации. Только в середине XIX века ученые доказали, что в Междуречье существовало государство, чей возраст достигает 6 тысяч лет. Именно от него Вавилон и Ассирия унаследовали свою культуру. Шумеры оказались пионерами во многих областях. Они первыми изобрели письменность, известную как клинопись и создали прообраз современных библиотек. Именно шумеры являются авторами самых ранних дошедших до нас литературных произведений. Шумеру принадлежит древнейший медицинский текст: можно с уверенностью сказать, что это первая в истории человечества фармакопея, содержащая описание лекарственных препаратов. В шумерских медицинских справочниках можно найти сведения не только о терапевтических методах лечения, но и детали хирургического вмешательства, такие как ампутация конечностей или удаление катаракты. Жители Древнего Шумера научились получать бронзу, причем с отношением меди и олова, которые используются и сегодня. Шумеры имели куда более обширное представление о нефтепродуктах, чем последующие цивилизации. А познания шумеров в математике и астрономии поражают нас до сих пор.

Древний народ этрусков неожиданно возник в человеческой истории, но также внезапно в ней растворился. По мнению археологов, этруски заселяли северо-западную часть Апеннинского полуострова и создали там довольно развитую цивилизацию. Этруски во многом повлияли на культуру Древнего Рима: арочные своды, гладиаторские бои, гонки на колесницах, погребальные обряды – это неполный перечень того, что унаследовал Рим от своих предшественников. Более того, историки утверждают, что римские цифры по праву должны называться этрусскими. Именно этруски основали на территории Италии первые города. Существует несколько гипотез судьбы этрусков. По одной из них этруски переселились на восток и стали родоначальниками славянского этноса. Некоторые ученые утверждают, что этрусский язык по своей структуре очень близок к славянским.

Среди древнейших народов мира армяне, пожалуй, самые молодые. Впрочем, в их этногенезе много белых пятен. Долгое время, вплоть до конца XIX века канонической версией зарождения армянского народа было их происхождение от легендарного царя Айка, пришедшего из Месопотамии в 2492 году до нашей эры на территорию Вана. Он первым очертил границы нового государства вокруг горы Арарат и стал основоположником Армянского царства. Считается, что именно от его имени происходит самоназвание армян "хай".

Эта версия была растиражирована раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци. За раннеармянские поселения он принял руины государства Урартру в районе озера Ван. Сегодняшняя официальная версия гласит, что протоармянские племена - мушки и урумейцы пришли на эти территории во второй четверти XII в. до н. э., еще до образования Урартского государства, после разрушения ими Хеттской державы. Здесь они смешались с местными племенами хурритов, урартов и лувийцев.

Как полагает историк Борис Пиотровский, зачатки армянской государственности стоит искать в бытность хурритского царства Арме-Шубрия, известного с 1200-х годов до нашей эры.


С историей еврейского народа загадок еще больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие "евреи" скорее культурное, нежели этническое. То есть, что "евреев" создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи - народ, социальный слой, религиозную конфессию. Если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа - Ветхому завету, евреи ведут свое происхождения от Авраама (XXI-XX в. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии.

Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя - Хама) и назвали Ханаан "землей Израиля". Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время "Исхода из Египта".

Если брать лингвистическую версию происхождения евреев, то они выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н. э. Их ближайшие "братья по языку" - амориты и финикийцы. Недавно появилась и «генетическая версия» происхождения еврейского народа. Согласно ей три основные группы евреев - ашкенази (Америка - Европа), мизрахим (страны Ближнего Востока и Северной Африке) и сефарды (Пиренейский полуостров) обладают схожей генетикой, что подтверждает их общие корни. Согласно исследованию "Abraham’s Children in the Genome Era", предки всех трех групп появились в Месопотамии. 2500 лет назад (приблизительно период правления вавилонского царя Навуходоносора) они разделились на две группы, одна из которых отправилась в Европу и Северную Африку, другая обосновалась на Ближнем Востоке.


Эфиопия принадлежит к Восточноафриканскому, древнейшему ареалу зарождения человечества. Ее мифологическая история начинается с легендарной страны Пунт («Земля богов»), которую древние египтяне считали своей прародиной. Упоминания о ней встречаются в египетских источниках III тысячелетия до. н. э. Впрочем, если месторасположение, как и существование этой легендарной страны – вопрос спорный, то нубийское царство Куш в дельте Нила, было вполне реальным соседом Древнего Египта, не раз ставившим существование последнего под вопрос. Несмотря на то, что расцвет Кушитского царства пришелся на 300 год до н.э. – 300 год н.э., цивилизация зародилась здесь намного раньше, еще в 2400-х годах до н.э. вместе с первым нубийским царством Керма.

Какое-то время Эфиопия была колонией древнего Сабейского царства (Шеба), правительницей которого была легендарная царица Савская. Отсюда и легенда о «Соломоновской династии», которая утверждает, что эфиопские цари – прямые потомки Соломона и эфиопской Македы (эфиопское название царицы Савской).


Если евреи происходили из западной группы семитских племен, то ассирийцы относились к северной. К концу III тысячелетия до нашей эры они добились преобладания на территории Северной Месопотамии, но, по мнению историка Садаева, их выделение могло произойти и того раньше - в IV тыс. до нашей эры. Ассирийская империя, которая существовала с VIII – VI века до н.э., считается первой империей в истории человечества.

Современные ассирийцы считают себя непосредственными потомками населения Северной Месопотамии, хотя в научной среде это спорный факт. Часть исследователей поддерживает эту точку зрения, часть называет нынешних ассирийцев потомками арамейцев.

Китайский народ или Хань составляет сегодня 19% всего населения Земли. Он зародился на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ, в одном из центров мировых цивилизаций. Это подтверждается и археологией и лингвистикой. Последняя выделяет их в сино-тибетскую группу языков, выделившуюся в середине V тысячелетии до нашей эры. Впоследствии в дальнейшем формировании Хань поучаствовали многочисленные племена монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, весьма различных по культуре. История народа Хань тесно связана с историей Китая, и по сей день, они составляют основную массу населения страны.

Давным-давно, в IV тысячелетии до нашей эры началась миграция индоевропейцев, которые заселили большую часть Евразии. Сегодня на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы современной Европы. Все, кроме эускади, знакомые нам больше по названию «баски». Их возраст, происхождение и язык – одни из главных загадок современной истории. Кто-то считает, что предки басков были первым населением Европы, кто-то говорит утверждает, что они имели общую родину с кавказскими народами. Но как бы то ни было, басков принято считать одним из древнейших населений Европы.

Баскский язык – эускара, считается единственным реликтовым доиндоевопейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то согласно исследованию, проведенному в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающих их от других окружающих их народов. По мнению ученых, это говорит в пользу мнения, что прото-баски выделились в отдельную культуру 16 тысяч лет назад, во времена палеолита.


Недавнее открытие ученых отдало первое место в списке древнейших народов койсанцам, группе народов Южной Африки, говорящих на так называемых "щелкающих языках". К ним относятся, в том числе охотники - бушмены и скотоводы гогенттоты.

Группа генетиков из Швеции установили, что они отделились от общего древа человечества 100 тысяч лет назад, то есть еще до начала исхода из Африки и расселения людей по миру.

Примерно 43 тысячи лет назад койсанцы разделились на южную и северную группу. По словам исследователей, часть популяции койсанцев сохранила свои древние корни, некоторые, как племя "кхве", долго скрещивались с пришлыми народами банту и потеряли свою генетическую идентичность.

ДНК койсанцев отличается от генов остальных народов мира. В нем были найдены «реликтовые» гены, отвечающие за повышенную силу и выносливость мускулов, а также за высокую уязвимость к ультрафиалетовому излучению.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения