Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Святая мученица Фотиния (Светлана): истинный свет веры. Житие Преподобной Фотинии (СВетланы) Палестинской

Святая Фотина (греч. Фотиния), родом самарянка, жена сначала беспорядочной жизни и суеверная, а после - благословенная святая подвижница и проповедница истинной веры.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Господь Иисус Христос пришел в самарийский город, называемый Сихарь, где находился колодец, данный Иаковом своему сыну Иосифу и его потомкам. Устав с дороги, Господь промыслительно сел отдохнуть у колодца, пока ученики Его пошли в город купить еду. В это время пришла из города за водой некая женщина. Господь попросил ее дать Ему пить. Женщина удивилась просьбе, так как иудеи никогда не общались с самарянами.

Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, ты сама попросила бы у Него пить, и Он дал бы тебе воду живую». Самарянка еще больше удивилась: откуда Иисус мог дать воду живую, не имея даже почерпала?

Господь ей ответил, что пьющие воду из колодца опять будут жаждать, а вода, которую Он даст, сделается источником в жизнь вечную. Под живой водой Господь подразумевал Свое живоносное учение, приводящее к вечному блаженству в Царстве Божием.

Господь, зная, что самарянка сожительствует с неким мужем тайно, во грехе, но имеет пылкую веру в Бога и твердое ожидание пришествия Мессии, постепенно открыл ей, что Он, говорящий с ней, и есть ожидаемый Христос.

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещал тех, кто встречался с ней.

Сама же блаженная самарянка, удостоившаяся беседовать с Господом, пострадала за Христа вместе со своими сыновьями и сестрами во время воздвигнутого римским императором Нероном гонения на христиан. Это лютое гонение продолжалось с 65 по 68 год, и во время его пострадали в Риме святые апостолы Петр и Павел, а мучители затем стали разыскивать всех их последователей. В это время святая Фотина жила в городе Карфагене (ныне - город Тунис), где она с младшим своим сыном Иосиею безбоязненно проповедовала Евангелие. Между тем старший сын Фотины, по имени Виктор, мужественно подвизался на войне, которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением императора назначен был начальником над войсками в город Атталию с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан. Когда правитель города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору:

Воевода, я достоверно знаю, что ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею - последователи Петра, а посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить душу свою.

Я горю желанием исполнять волю небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, - отвечал на это Виктор, - а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю.

Тогда Севастиан, сказал Виктору:

Как искреннему другу, советую тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым мучениям.

Никогда я этого не сделаю, - отвечал Виктор, - и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.

На это Севастиан сказал ему:

О, Виктор! Все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего.

После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал:

Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, - крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской.

Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его:

Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена?

Любезнейший Виктор, - отвечал Севастиан, - меня призывает к Себе Христос твой.

Виктор же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога.

Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем».

Виктору же Он сказал:

С этого дня Фотин будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне.

Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:

Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца.

Господь сказал эти слова и взошел на небо.

Святая Фотина также извещена была Христом об ожидающих ее страданиях и немедленно же в сопровождении множества христиан отправилась из Карфагена в Рим. Когда она вошла в Рим, то пришел в движение весь город, и все говорили: «кто сия?» Она же безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем был приведен в Рим и сын ее Фотин, носивший прежде имя Виктора, вместе с Севастианом и взятыми с ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде его явившись к Нерону с сыном своим Иосиею и христианами, пришедшими с нею из Карфагена. Нерон спросил святую:

Для чего вы пришли к нам?

Для того, - ответила Фотина, - чтобы научить тебя чтить Христа.

В это время бывшие при императоре сказали ему:

Градоначальник Севастиан и воевода Виктор, которые не веруют в богов, пришли из Атталии.

Пусть приведут их ко мне, - повелел Нерон. И когда они были приведены, то он спросил их:

Правда ли то, что я слышал о вас?

Всё то, что ты слышал о нас, царь, - ответили они, - истинная правда.

Тогда Нерон, обратившись к святым женам, спросил их:

Согласны ли вы отречься от Христа вашего или желаете умереть за Него?

О, царь! - отвечали святые жены, обратив взоры свои к небу, - никогда не будет того, чтобы мы отреклись от веры во Христа и от той любви, которую имеем к Нему.

А как ваши имена? - спросил император.

Я, - отвечала святая Фотина, - от Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сёстры же мои называются так: первая, родившаяся после меня, - Анастасией, вторая

Фото, третья - Фотидой, четвертая - Параскевой, а пятая - Кириакией, а имена сыновей моих такие: имя старшего, который Господом моим назван Фотином, - Виктор, младшего же Иосия.

Итак, все ли вы, - сказал на это Нерон, - согласны подвергнуться мучениям и умереть за Назорея Христа?

Все мы, - ответила святая Фотина, - с радостью и веселием готовы умереть за Него и все этого желаем.

Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотинии остались невредимы: мучители, рубившие топорами ей руки, много раз сменялись и, не имея никакого успеха, в изнеможении падали, как мёртвые, а святая мученица, оставаясь по благодати Христовой невредимою, молилась и говорила: «Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?» (Псал. 117:6). После сего Нерон стал уже затрудняться, думая о том, каким еще мучением подвергнуть святых и, наконец,Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотинию с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотиния обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение, а также обратила ко Христу и волхва, которой принес однажды для питья ей и ее сестрам настойку ядовитой травы, после чего претерпела множество мучений.

Когда прошло после этого три года, то Нерон приказал однажды освободить бывшего в числе его придворных одного слугу своего, который по его повелению был заключен в темницу и посланные для этого, увидев в темнице святых мучеников Севастиана, Фотина и Иосию в здоровом состоянии, сообщили императору, что ослеплённые галилеяне видят и совершенно здоровы, что самая темница светла, исполнена, обильного благоухания и из места заключения стала местом для прославления Бога и святым домом, что святые располагают в темничном заключении большим богатством, что к ним собирается народ и, уверовав в Бога их, принимает от них крещение. Услышав это, Нерон пришел в ужас и приказал распять святых вниз головой и в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и исцелил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.

Уверовав, они крестились во имя Христа, Бога нашего, и стали последователями святых. Нечестивый Нерон, узнав об этом, сильно разгневался и приказал содрать кожу со святой Фотины. И в то время, когда мучители исполняли это царское приказание, святая мученица пела: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Псал. 138:1, 2).

Содрав со святой Фотины кожу, ее бросили в колодец. После этого, схватив Севастиана, Фотина и Иосию, отрезали им подколенные кости и вместе с коленями бросили собакам, а затем содрали с них кожу и по повелению императора бросили их в ветхое каменное строение. Приказав после сего привести к себе пятерых сестер Фотины, Нерон велел отрезать им сосцы, а потом и с них содрать кожу. Когда мучители подошли за этим к святой Фотиде, то она не пожелала, чтобы кто-либо из них совершил над нею это истязание, как над прочими святыми женами, но, став на место мучения, сама мужественно содрала с себя кожу и бросила ее в лице Нерона, так что он сам изумлён был ее мужеством и терпением. Тогда мучитель придумал для святой Фотиды новое, в высшей степени жестокое и смертельное мучение. По его повелению в его саду склонили друг к другу два дерева и к вершинам их привязали за ноги Фотиду, после чего отпустили деревья, и святая мученица была ими разорвана. Так она и предала Богу свою праведную и блаженную душу. После сего нечестивый Нерон повелел всем прочим святым мученикам мечем отсечь головы, а святую Фотину, вынув из колодца, заключить в темницу, где она и пробыла двадцать дней. Приказав затем привести ее к себе, Нерон спросил ее, не покорится ли она ему теперь и, раскаявшись в своем упорстве, не принесет ли жертвы идолам. Тогда святая Фотина плюнула ему в лицо и, посмеявшись над его безумием и глупым разумом, сказала:

О, нечестивейший слепец, заблуждающийся и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумною, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам!?

Услышав такие слова, Нерон повелел снова бросить святую Фотину в колодец. И когда это было исполнено, то святая мученица предала душу свою Богу и в венце мученическом вечно радуется в Царстве небесном вместе со всеми, пострадавшими с нею.

Святая мученица Фотиния чтится нашим народом как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Не редко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Почему Святая Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что Святая Фотиния исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: "Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни". Может, это и была лихорадка.

Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Святая Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.

Храм Святой мученицы Фотинии (Светланы) находится в одном из живописнейших мест Днепропетровской области на берегу Днепра у знаменитых днепровских порогов, в селе Диброва Синельниковского района. Село это не случайно носит такое название. Еще до строительства Запорожской ГЭС на берегу Днепра росла дубовая роща (дубрава) и люди называли это место "раем на земле". В этом храме находится икона Св. мученицы Фотинии с частичкой от ее мощей, у которой постоянно (каждую среду недели) по благословению Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея служится молебен о здравии. Также в нашем храме хранится частица от мощей преподобного Лаврентия Черниговского чудотворца.

Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа. Каждый из нас может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью , так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли видеть, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служит Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.

Среди многих женских имен присутствует и имя славянского происхождения Светлана, которое означает светлая и чистая. Именины Светланы по православному календарю отмечаются дважды. 26 (13) февраля - день памяти преподобной Фотины (Светланы Палестинской) и 2 апреля (20 марта) - преподобной мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни Римской.

Именины Светланы. Жизнь святых

История жизни этих двух святых поражает. По Евангелию преподобная мученица Фотина однажды беседовала с Иисусом, повстречавшимся ей возле колодца Иаковлева.

Отмечая именины Светланы, необходимо знать историю святых с этим именем, которые свою жизнь посвятили служению вере во Христа.

Фотина жила в Карфагене вместе с младшим сыном Иосией, и там проповедовала Слово Божие. В это же время ее старший сын Виктор состоял в римских войсках и воевал против варваров. За хорошую службу его отправили военачальником в Атталию, город в Малой Азии, где он обратил в свою веру градоначальника святого Севастиана и его слуг.

Преподобная мученица Фотина Римская

Слухи эти дошли до императора Нерона, в то время были страшные гонения на христиан, и тогда он приказал доставить этих проповедников христианских к нему в Рим. Но сам Господь явился к своим людям и сказал: «Я не оставлю вас, Нерон будет побежден, и все, кто ему служит».

Святая Фотина тоже была извещена Спасителем о том, что им предстоит принять мученическую смерть во имя веры. Она присоединилась к святым проповедникам и вместе с ними отправилась в Рим. Там император повелел им отречься от Христовой веры, но они этого не сделали. Тогда было приказано раздробить им кисти, но святые люди боли не чувствовали, а руки Фотины не пострадали. Следом Нерон приказал ослепить святых Севастиана и Иосию и бросить их в тюремный подвал. А святую Фотину вместе с ее сестрами, которых было пять, отправить под надзор своей дочери Домнины в императорский дворец. Святая Фотина обратила Домнину и ее служанок в веру во Христа, а также слугу, который принес им отравленное питье.

Через три года Нерон вспомнил про ослепленных им святых мучеников и послал за ними слуг, которые, вернувшись, рассказали, что те живы и здоровы и даже в тюрьме продолжают проповедовать Христа. Как только ни мучил святых Нерон, но они оставались живыми, в итоге им отсекли голени, с живых содрали кожу и кинули в колодец. Сестрам Фотины тоже была уготовлена мученическая смерть.

Со святой Фотины также содрали кожу и кинули в колодец, потом ее оттуда вытащили и держали в темнице 20 дней. Нерон думал, что после таких страшных пыток она отречется от Христа и принесет жертву идолам, но она отказалась, и поэтому опять оказалась в колодце, где и погибла. Было это где-то в 66-м году.

Именины у Светланы по церковному календарю

История преподобной Фотины (Светланы) Палестинской тоже удивляет и восхищает. Все началось с преподобного Мартиниана, который с 18-ти лет жил в пустыне недалеко от города Кесарии Палестинской. 25 лет жил он в подвижническом подвиге и полном безмолвии, но враг посылал ему всякие искушения. Однажды соблазнить его в ночной час под видом странницы пришла женщина, но святой не поддался искушению. Эта женщина в итоге раскаялась и стала монахиней монастыря святой Павлы, ее звали Зоя.

Преподобная Фотина Палестинская

После этого случая святой Мартиниан стал жить на скалистом необитаемом острове. Пищу ему привозил корабельщик. Однажды во время шторма волны вынесли к берегу обломки корабля и девицу Фотинию. Монах-отшельник оставил девице хлеба и воды и попросил, чтобы она дождалась корабельщика, а сам поплыл по морю, и два дельфина помогли ему выплыть на сушу. С тех пор он стал странствовать.

А блаженная Фотиния не захотела покидать остров, приняла на себя подвижнический подвиг и прожила там 6 лет, где и скончалась. Корабельщик, который привозил ей пищу, ее и обнаружил. Тело ее он перевез в Кесарию Палестинскую, где ее похоронили с честью. Именины Светланы (святой Фотинии Палестинской) и Зои отмечают в один день - 2 апреля (20 марта).

Именины - старая христианская традиция, которая обозначает день памяти того святого, чьё имя дается человеку при рождении и крещении. Даты празднования дня ангела назначаются в соответствии с православными святцами, списком самых чтимых канонизированных мучеников. Бывает так, что точно неизвестно, имя какого преподобного носит тот или иной человек. В этом случае, согласно традиции, именины по церковному календарю отмечают в день того святого, чья память в календаре совпадает с днем рождения этого христианина либо следует сразу за ним. Поэтому, несмотря на огромное количество именин для некоторых отдельных имен, у каждого человека может быть лишь один в году, определяющийся в соответствии с датой памяти одного из преподобных.

Значение имени Светлана

Именины Светланы оказывают решающее значение в формировании черт характера ребенка. В малыше, появившемся на свет в такой день, с рождения заложены определенные личностные свойства и качества. имеет славянские корни. Девочка, названная так, с детства отличается достаточно противоречивым характером. Дело в том, что она очень высокого мнения о своей персоне, хотя учится она средне и не обладает особыми способностями, благодаря которым можно выделиться среди сверстников. На работе и в семье она очень любит командовать, и это у нее неплохо получается. В то же время Светлана - очень добрый и искренний человек, готовый прийти на помощь даже незнакомцу. В молодости девушка следит за своей внешностью, стремится всегда Светлане нравится общаться с мужчинами, общество женщин ей менее интересно. Она всегда умеет извлекать уроки из совершенных ошибок и готова круто изменить образ жизни, если это потребуется. Например, сменить работу, стать более мягкой и общительной. Самое главное, что следует знать девушке, празднующей именины Светланы, что ее счастье зависит только от нее самой. Поэтому прежде чем выйти замуж, девушке следует убедиться, что ее возлюбленный - достойный человек и любит ее по-настоящему. Она очень дипломатична в отношениях с родственниками мужа, поэтому ее, как правило, очень любят свекровь и свекор. Светлана очень сильно привязана к своим детям, делает все, чтобы дать им отличное образование. Хорошая хозяйка и верная жена.

Именины Светланы по церковному календарю

Имя Светлана было придумано А.Х. Востоковым и впервые было использовано в романсе «Светлана и Мстислав» в конце 18 века. Широкую известность имя приобрело после публикации известной баллады «Светлана» В. Жуковского. Стало использоваться в широкой практике только после когда были сняты церковные ограничения на наречение обычных людей именами святых. Популярность ему принесли времена И. В. Сталина, когда им была названа дочь известного политического деятеля. Благозвучная языковая форма и легкое звучание имени способствовали быстрому его распространению среди населения России.

Именины Светланы празднуются традиционно в честь двух самых известных православных святых. 26 февраля - день памяти преподобной Светланы Палестинской. 2 апреля празднуются именины Светланы Римской.

Строка поиска: светлана или фотиния

Найдено записей : 14

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, хочу в утренней молитве помолиться о бабушке, но она была некрещеная, как правильно ее упомянуть, как Светлана или Фотиния? Заранее спасибо.

Мария

Здравствуйте, Мария. Можно называть то имя, с которым она жила, – Светлана. И в храмах не всегда требуют, чтобы Светланы назывались Фотиниями. Смысл этих имен один и тот же. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Меня зовут Светлана, а крестили (со слов мамы) Фаиной. Под этим именем я уже как 40 лет всегда молилась, исповедовалась, причащалась в церкви и даже обвенчалась. И вот я узнаю от людей, работающих в церкви, что меня должны были назвать при крещении Фотинией. По православию Светлана - это Фотиния. А мама при этом говорит, что точно не помнит, каким именем меня крестили, Фаиной или Фотинией. Говорит, что, может, и Фотинией я была. Вот так. Что мне делать? Родственники не знают теперь, на какое имя за здравие подавать. Но самое главное, что с мужем я обвенчана как Фаина. Может, мне и дальше быть Фаиной, или нет? Помогите мне!

Светлана

Дорогая Светлана, не переживайте, таинства совершаются не над именем, а над человеком. Поэтому нет ничего страшного в том, что Вы, будучи уверенной, что получили имя Фаина, назывались так, а не Фотинией. Ни причастие, ни венчание от этого не могут стать несовершенными. Имени Светлана соответствует, действительно, Фотиния. Скорее всего, крестили с этим именем, и можно попробовать написать письмо в тот храм с просьбой проверить в архиве, вдруг есть запись (для этого надо точную дату указать). Если же сроднились с именем Фаина, то можно продолжать так именоваться, и почитать эту святую, как свою небесную покровительницу. Несомненно, она за Вас молится. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Подкажите, пожалуйста, почему раньше Светлан крестили с именем Фотиния, а сейчас называют Светланой? Какое называть имя перед причащением? Заранее благодарю.

Наталия

Наталия, Светлана и Фотиния - это одно и тоже имя, и не нужно их разделять. Если крестили именем Светлана то так и нужно называть при причастии.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! скажите, пожалуйста, можно ли назвать ребенка именем, которого нет в Православной церкви? И как крестить? Например, Снежана?

Проина

Лучше сразу дать малышу имя святого, чтобы впоследствии не было путаницы. Имя, данное при крещении, будет называться в церкви при совершении таинств, с ним Вы будете молиться о дочери в церкви и дома. В принципе назвать ребенка именем, не содержащимся в святцах, можно, но это будет сопряжено с определенными проблемами в будущем. Очень часто случается, что люди приходят в храм помолиться о ком-то, но не могут назвать имени, данного этому человеку при крещении. Если выбранного Вами имени нет в календаре, то при крещении нужно подобрать хотя бы созвучное или чаще всего употребляемое имя святого (например, Светлана – Фотиния, Яна – Иоанна, Оксана – Ксения). Честно говоря, я затрудняюсь сказать, с каким именем можно сравнить имя Снежана.

иерей Владимир Шлыков

Бывают случаи, когда очень хочется поблагодарить своего Ангела-Хранителя и поставить свечку к иконе. Но она есть не во всех храмах. Женщины, продающие свечки, сказали, что надо ставить иконе Всех Святых. Хотелось бы уточнить у Вас, так ли это? В интернете можно найти много разной информации, из-за чего и возникли сомнения.

Светлана

Здравствуйте, Светлана. Небесный покровитель, это святой угодник Божий, имя которого мы носим. У Вас, это мученица Фотиния, ее образ, наверное, есть у Вас дома, да и во многих храмах, во всяком случае, на минейной иконе за март, и иконе всех святых. Ангел Хранитель тоже изображается на иконах, в виде крылатого юноши, и они имеются в храмах. И своему святому и Ангелу мы возносим молитвы ежедневно. Просим их помощи и ходатайства. Есть хорошая традиция, во время домашних молитв, возжигать свечу или лампаду перед иконами.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день. Подскажите, если я хочу в утренней молитве упомянуть имена некоторых людей, но не знаю, какими именами они были наделены при крещении, а о некоторых неизвестно, крещенные ли вообще, то могу ли я называть их так, как они записаны в паспорте? Например, Юрий, Светлана. Знаю, что этим именам соответствуют церковные имена Георгий и Фотиния, но вдруг их крестили именем другого святого или не крестили вообще (узнать от них самих возможности нет). Будет ли для них засчитана такая молитва с произношением их мирских имен? Спаси Господи!

Ирина

Да, Ирина, так поминать можно. Молитесь за этих людей, и да поможет Вам Бог!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мне 28 лет. Я первый раз решила поститься. Прочитала много литературы об этом. Возникли вопросы, на которые или не могу найти ответа, или мнения священников разделяются. Помогите разобраться, пожалуйста! 1. Является чай или кофе сухоядением? 2. Можно ли читать евангелие, распечатанное на компьютере, или обязательно купить книгу в храме? 3. Я не знаю, каким именем меня крестили. Меня крестила в младенчестве моя тетя, мамина сестра (спросить у нее об этом нет возможности). Кроме нее никто из родственников на Таинстве не был. Мама говорит, что при Крещении нарекли Светланой, а свечницы в храме сказали, что святой Светланы нет, есть Фотиния. И всех, кого называют Светланой, крестят Фотинией. Правда ли это? И когда у меня день Ангела? Родилась 27.11.1984г.

Светлана

Светлана, сухоядение, это когда вкушают невареную пищу, а для восполнения запаса воды – сочные овощи или фрукты. Но, по немощи, конечно, можно пить воду или другой напиток, который не возбуждает нервную систему и не питает гортанобесие (вкусовые ощущения). Но у меня к Вам сразу возникает встречный вопрос и даже некоторое опасение: Вы собираетесь начать пост с сухоядения? Не следует этого делать, тем более, что поститесь Вы в первый раз. Я очень настоятельно Вам рекомендовал бы обсудить то, как Вам поститься, со священником в храме, иначе непомерный пост приведет к гордыне и еще большему духовному повреждению, а не к смирению и пользе. По второму вопросу я думаю, что Евангелие лучше все-таки приобрести, а пока Вы этого не сделали, можно начать читать по компьютерной распечатке. Что же касается третьего вопроса, то Ваша небесная покровительница – преподобная Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская, память ее совершается 28 февраля по новому стилю. Фотиния и Светлана – одно и тоже имя, только первый вариант на греческом языке, а второй – на русском.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В каноне ко Святому Причащению, почти в конце, но перед молитвами написано, что надо читать "Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш." - это как? Отче и Трисвятое - это понятно, а как читается "Достойно есть", что это за молитва? Как мне не делать то, что я не хочу, тем более, что меня предупредили, что не стоит этого делать, но до этого я зачем-то пообещала человеку это сделать (зайти в гости), так как постоянно зазывают, но этого человека знаю мало. Как не обидеть и в то же время не навредить себе, или что из этого выбрать? Помолитесь, пожалуйста, за р. б. Фотинию и Галину. Спасибо.

Фотиния

Уважаемая Фотиния, в богослужебных книгах порядок молитвословий дается в сокращенном виде, но прочитывать молитву нужно полностью, если написано "Достойно есть…", то молитву надо читать целиком. Если Вас куда-то приглашают, а душа этому противится, то следует найти благовидный предлог для отказа, чтобы не обидеть людей, но остаться дома. Фотиния (Светлана) переводится как светящаяся, не тускнейте мыслями и чувствами, все остальное приложится.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, батюшка! Это было более 10 лет назад. Дружила я с одной замечательной девушкой Оксаной, очень светлый человек она. Она принесла мне свои серебряные сережки и перстенек, которые любила, и попросила продать кому-нибудь за 300 рублей. А сама Оксана ушла служить в монастырь. Я не смогла их продать (в общем, нет у меня опыта продаж), сами очень тяжело тогда жили. Прошло время. Я забыла о гарнитуре. Потом увидела его, на душе тепло стало - надела на себя. И когда он на мне был - нашу квартиру ограбили (я тогда случайно не пришла на обед, а то застала бы их в квартире). Я пошла в церковь, принесла гарнитур, но у меня его не взяли - я пожертвовала 1000 рублей на восстановление храма во имя этого долга. А муж мой говорит мне, что Оксана в память мне этот гарнитур оставила. Может, разыскать ее (мы сейчас переехали далеко, но я приложила бы усилия), но зачем я буду ее смущать в служении? Прошу Вашего совета, что мне делать. Спасибо, батюшка.

Светлана (Фотиния)

Дорогая Светлана, забота ваша должна быть, прежде всего, о своей душе, о спасении. Оставьте себе украшения на память об Оксане, а сами постарайтесь стать доброй христианкой, живя в семье. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Меня зовут Светлана, в храмах при заказе служб всегда записывали как Светлану, иногда как Фотинью (говорили, что христианского имени Светлана не существует). А недавно я нашла святцы одной из моих покойных бабушек и увидела, что она записывала меня как Анну. Попытки выяснить истину ни к чему не привели - крестили меня в раннем детстве, сама ничего не помню, крещение происходило в глухой деревне под Смоленском (то есть, далеко от того места, где я сейчас живу), и никого из свидетелей этого крещения в живых не осталось. Проблема еще в том, что крестила меня вторая бабушка, а она с той, чьи святцы я нашла, была лично не знакома, никогда не виделась и между собой они не общались, поэтому нет уверенности и в том, что крестили меня именно Анной. Как быть в такой ситуации? Насколько я знаю, в православии не существует повторного крещения. На какое имя просить, заказывать службы? Спасибо!

Светлана

Здравствуйте, Светлана.
Повторного крещения не бывает, но если есть сомнения, что крещение было, крещение совершается с оговоркой: "Если не крещен, крещается …"
Если же известно точно, что крещение совершено, а сомнение в имени осталось, то вероятнее, что Ваше имя все-таки Светлана-Фотиния. Может, та бабушка, с кем мало поддерживали отношения, ошиблась.
Можно, конечно, связаться с тем храмом, может, у них остались записи о Вашем крещении. Но их может и не быть, если крестили в советское время и "подпольно".
В любом случае, Господь знает лично Вас, и с каким бы именем Вы не подходили бы к Таинствам, с тем, с которым крестили, или с ошибочно Вам назначенным, они над Вами совершатся.
Помоги Вам Господь.

иерей Сергий Осипов

Моей маме Татиане 71 год. Болеет она сильно. Язва желудка, гастрит, остеопороз, холецистит, панкреатит, артроз, артрит, остеохондроз, ишемическая болезнь сердца, скачет давление, болят почки. Приближается Великий Пост. Как ей быть? Возможно ли какое-то послабление? Без молочного ей вообще нельзя. Или, исходя из состояния здоровья, можно ей не поститься? И еще. У нее вызывает смущение, что из-за болей в суставах и спине она не может в последнее время посещать храм. Молитвенные правила исполняет дома. Но ей кажется, что она таким образом оставила Бога.Как ей объяснить, что это нет так? Прошу Вас, дайте разъяснения: является ли не хождение в храм по болезни грехом?

Фотиния

Грех – это нарушение той или иной Божьей заповеди, нарушение воли Божьей о человеке вообще и в частности. Если человек не ходит в храм не потому, что не хочет, а из-за болезни, то о каком тут грехе может идти речь? В таких случаях Церковь сама приходит к человеку, на дом, в лице священника, который соборует и причащает больного. Поэтому, Светлана, первое, что Вам необходимо сделать, это пригласить священника. Ну и, само собой разумеется, на больного не распространяются правила о постной пище. Пост вообще установлен для здоровых людей в нормальной жизненной ситуации. Поэтому для путешествующих, например, также существует послабление. И нет речи о том, чтобы, например, постились солдаты во время войны. Или заключенные. Ко всему нужно подходить с рассуждением, понимая смысл того, что мы делаем, а не раболепно следуя букве того или иного правила, чтобы исполнить непонятную нам формальность.

иерей Константин Кравцов

Спасибо Вам большое, батюшка, за очень доступно изложенные ответы на давно мучившие меня вопросы (практически все вопросы, ранее вызывавшие сомнения или просто интерес здесь прозвучали из уст других страждущих). Читаю, не оторвавшись, уже несколько дней. Спаси и храни Вас Господи.

Светлана (Фотиния)

Здравствуйте! Подскажите мне, пожалуйста, кто является моим небесным покровителем? Меня зовут Светлана, родилась 22 мая.

Светлана

Имя Светлана является греческим аналогом имени Фотиния. Как правило, каждому крещеному человеку то или иное имя нарекается в честь святого или святой, день памяти которого (или которой) приходится после дня рождения крещаемого. В Вашем случае ближайший день памяти святой с именем Фотиния приходится только на 13 февраля по старому стилю/26 февраля по новому стилю. В этот день совершается день памяти святой преподобной Фотинии, которая и является Вашим небесным покровителем. Вот что говорится в её кратком житии: «Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: "Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?" Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя. Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины. Однажды во время сильной бури разбился корабль и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. "Оставайся здесь, - сказал он ей, - вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик", - а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года. Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл все тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день».

Краткие жития мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни и иных

Это та са-мая же-на-са-ма-рян-ка, с ко-то-рой бе-се-до-вал Гос-подь у ко-лод-ца Иа-ко-ва (). По-стра-да-ла за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Нероне в Ри-ме, в 66 г. Св. Фо-ти-на жи-ла в то вре-мя в Кар-фа-гене. По-лу-чив от Гос-по-да из-ве-ще-ние о пред-сто-я-щих ей стра-да-ни-ях, она от-пра-ви-лась в Рим и вме-сте с сы-но-вья-ми Иоси-ей и Фо-ти-ном (Вик-то-ром) и сест-ра-ми Ана-то-ли-ей, Па-рас-ке-вой, Ки-ри-а-ки-ей, Фо-то и Фо-ти-дой доб-ро-воль-но яви-лась к Неро-ну. По-сле мно-гих му-че-ний, ко-то-рые не при-чи-ни-ли ей вре-да, свя-тая бы-ла от-ве-де-на в «Зо-ло-той дом» Неро-на, где об-ра-ти-ла ко Хри-сту дочь его Дом-ни-ну и 100 ее ра-бынь.

Через три го-да, пре-тер-пев вновь мно-гие му-че-ния и со-дра-ние ко-жи, св. му-че-ни-ца Фо-ти-на бы-ла бро-ше-на в ко-ло-дец, где и скон-ча-лась. Вме-сте с ней по-стра-да-ли за Хри-ста оба ее сы-на, сест-ры, му-че-ни-ца Дом-ни-на и му-че-ник Се-ва-сти-ан.

Полные жития мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни и иных

Свя-тая му-че-ни-ца Фо-ти-на бы-ла той са-мой са-ма-рян-кой, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ко-вле-ва (). Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Неро-на (54-68), про-явив-ше-го чрез-вы-чай-ную же-сто-кость в борь-бе с хри-сти-ан-ством, свя-тая Фо-ти-на жи-ла в Кар-фа-гене со сво-им млад-шим сы-ном Иоси-ей и там без-бо-яз-нен-но про-по-ве-до-ва-ла Еван-ге-лие. Ее стар-ший сын Вик-тор храб-ро сра-жал-ся в рим-ских вой-сках про-тив вар-ва-ров и за свои за-слу-ги был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-род Ат-та-лию (Ма-лая Азия).

Гра-до-на-чаль-ник Ат-та-лии Се-ва-сти-ан при встре-че со свя-тым Вик-то-ром ска-зал ему: "Я знаю до-сто-вер-но, что ты, твоя мать и твой брат - по-сле-до-ва-те-ли уче-ния Хри-ста. Но я по-дру-же-ски со-ве-тую те-бе - под-чи-нись во-ле им-пе-ра-то-ра, за это бу-дешь по-лу-чать иму-ще-ство хри-сти-ан, ко-то-рых ты до-ста-вишь нам. Тво-им же ма-те-ри и бра-ту я на-пи-шу, чтобы они не про-по-ве-до-ва-ли Хри-ста от-кры-то. Пусть тай-но ис-по-ве-ду-ют свою ве-ру". Свя-той Вик-тор от-ве-тил: "Я сам хо-чу быть про-по-вед-ни-ком хри-сти-ан-ства, как мои мать и брат". На это Се-ва-сти-ан от-ве-тил: "О Вик-тор, все мы хо-ро-шо зна-ем, ка-кие бед-ствия ожи-да-ют за это те-бя, мать и бра-та тво-е-го". По-сле этих слов Се-ва-сти-ан вдруг по-чув-ство-вал острую боль в гла-зах, из-ме-нил-ся в ли-це и оне-мел.

Три дня про-ле-жал он сле-пой, не про-из-но-ся ни сло-ва. На чет-вер-тый день неожи-дан-но он гром-ко про-из-нес: "Толь-ко ве-ра хри-сти-ан ис-тин-на, нет дру-гой ис-тин-ной ве-ры!" На-хо-див-ше-му-ся ря-дом свя-то-му Вик-то-ру Се-ва-сти-ан ска-зал: "Ме-ня при-зы-ва-ет Хри-стос". Вско-ре он кре-стил-ся и тот-час же про-зрел. Слу-ги свя-то-го Се-ва-сти-а-на, сви-де-те-ли чу-да, кре-сти-лись по при-ме-ру сво-е-го гос-по-ди-на.

Слу-хи о про-ис-шед-шем до-шли до Неро-на, и он при-ка-зал при-ве-сти хри-сти-ан к нему на суд в То-гда Сам Гос-подь явил-ся ис-по-вед-ни-кам и ска-зал: "Я бу-ду с ва-ми, и Нерон бу-дет по-беж-ден, и все, кто слу-жит ему". Свя-то-му Вик-то-ру Гос-подь воз-ве-стил: "С это-го дня имя те-бе бу-дет Фо-тин - "Све-то-зар-ный", ибо мно-гие, про-све-щен-ные то-бой, об-ра-тят-ся ко Мне". Свя-то-го Се-ва-сти-а-на Гос-подь обод-рил: "Бла-жен, кто со-вер-шит свой по-двиг до кон-ца". Свя-тая Фо-ти-на, из-ве-щен-ная Спа-си-те-лем о пред-сто-я-щих стра-да-ни-ях, в со-про-вож-де-нии несколь-ких хри-сти-ан от-пра-ви-лась из Кар-фа-ге-на в Рим и при-со-еди-ни-лась к ис-по-вед-ни-кам.

В Ри-ме им-пе-ра-тор при-ка-зал при-ве-сти к се-бе свя-тых и спро-сил их, дей-стви-тель-но ли они ве-ру-ют во Хри-ста. Все ис-по-вед-ни-ки ре-ши-тель-но от-ка-за-лись от-речь-ся от Спа-си-те-ля. То-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал раз-дро-бить на на-ко-вальне ки-сти рук свя-тых му-че-ни-ков. Но во вре-мя ис-тя-за-ния ис-по-вед-ни-ки не чув-ство-ва-ли бо-ли, а ру-ки му-че-ни-цы Фо-ти-ны оста-лись невре-ди-мы. Нерон при-ка-зал свя-тых Се-ва-сти-а-на, Фо-ти-на и Иосию осле-пить и за-клю-чить в тем-ни-цу, а свя-тую Фо-ти-ну с пя-тью ее сест-ра-ми - Ана-то-ли-ей, Фо-то, Фо-ти-дой, Па-рас-ке-вой и Ки-ри-а-ки-ей - от-пра-вить в им-пе-ра-тор-ский дво-рец под над-зор до-че-ри Неро-на Дом-ни-ны. Но свя-тая Фо-ти-на об-ра-ти-ла ко Хри-сту Дом-ни-ну и всех ее ра-бынь, ко-то-рые при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Об-ра-ти-ла она ко Хри-сту и волх-ва, ко-то-рый при-нес отрав-лен-ное пи-тье, чтобы умерт-вить ис-по-вед-ниц.

Про-шло три го-да, и Нерон по-слал в тем-ни-цу за од-ним из сво-их слуг, на-хо-див-ших-ся в за-клю-че-нии. По-слан-ные со-об-щи-ли ему что свя-тые Се-ва-сти-ан, Фо-тин и Иосия, ко-то-рые бы-ли ослеп-ле-ны, ста-ли со-вер-шен-но здо-ро-вы, и их по-сто-ян-но по-се-ща-ют лю-ди, ко-то-рые слу-ша-ют их про-по-ведь; са-ма тем-ни-ца пре-вра-ти-лась в свет-лое и бла-го-ухан-ное ме-сто, где про-слав-ля-ет-ся Бог. То-гда Нерон при-ка-зал рас-пять свя-тых вниз го-ло-вой и в те-че-ние трех дней бить их по об-на-жен-но-му те-лу рем-ня-ми. На чет-вер-тый день им-пе-ра-тор по-слал слуг по-смот-реть, жи-вы ли му-че-ни-ки. Но, при-дя на ме-сто пы-ток, по-слан-ные тут же ослеп-ли. В это вре-мя Ан-гел Гос-по-день осво-бо-дил му-че-ни-ков и ис-це-лил их. Свя-тые сжа-ли-лись над ослеп-ши-ми слу-га-ми и сво-и-ми мо-лит-ва-ми к Гос-по-ду воз-вра-ти-ли им зре-ние. Про-зрев-шие уве-ро-ва-ли во Хри-ста и вско-ре кре-сти-лись.

В бес-силь-ной яро-сти Нерон при-ка-зал со-драть ко-жу со свя-той Фо-ти-ны и бро-сить му-че-ни-цу в ко-ло-дец. Му-че-ни-кам Се-ва-сти-а-ну, Фо-ти-ну и Иосии от-сек-ли го-ле-ни, бро-си-ли со-ба-кам, за-тем с них со-дра-ли ко-жу. Страш-ные му-ки пре-тер-пе-ли и сест-ры свя-той Фо-ти-ны. Нерон при-ка-зал от-ре-зать им сос-цы, а за-тем со-драть ко-жу. Изощ-рен-ный в же-сто-ко-стях им-пе-ра-тор уго-то-вал же-сто-чай-шую казнь свя-той Фо-ти-де: ее при-вя-за-ли за но-ги к вер-ши-нам двух скло-нен-ных де-ре-вьев, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Осталь-ных им-пе-ра-тор при-ка-зал обез-гла-вить. Свя-тую Фо-ти-ну вы-та-щи-ли из ко-лод-ца и за-клю-чи-ли в тем-ни-цу на 20 дней.

По-сле это-го Нерон при-звал ее к се-бе и спро-сил, по-ко-рит-ся ли она те-перь и при-не-сет ли жерт-вы идо-лам. Свя-тая Фо-ти-на плю-ну-ла им-пе-ра-то-ру в ли-цо и, по-сме-яв-шись над ним, ска-за-ла: "Нече-сти-вей-ший сле-пец, за-блуд-ший и безум-ный че-ло-век! Неуже-ли ты счи-та-ешь ме-ня столь нера-зум-ной, чтобы я со-гла-си-лась от-речь-ся от Вла-ды-ки мо-е-го Хри-ста и при-нес-ла жерт-ву по-доб-ным те-бе сле-пым идо-лам?!"

Услы-шав та-кие сло-ва, Нерон сно-ва ве-лел бро-сить му-че-ни-цу в ко-ло-дец, где она пре-да-ла дух свой Гос-по-ду († ок. 66).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения