Восклицательное предложение. Восклицательные предложения в русском языке
Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:
- Повествовательные.
- Вопросительные.
- Побудительные.
В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).
Повествовательные предложения
Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.
Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.
За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».
Вопросительные предложения
Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:
Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:
Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).
Побудительные предложения
Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.
- Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
- Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
- Приказа: «Замолчи немедленно!».
- Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».
Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.
Предложения невосклицательного типа
Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.
Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».
Восклицательные предложения
Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.
Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:
- Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
- Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
- Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».
Выделение на письме
От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.
- Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
- Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
- Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
- В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
- При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».
По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.
Во всех языках мира существуют особые предложения - восклицательные. Обычно их используют для выражения сильных эмоций, каковыми являются восторг, удивление, гнев и другие. Примеры восклицательных предложений часто встречаются в художественной литературе, в поэзии, в письмах и дневниках. В научных текстах найти их практически невозможно. В них примеры восклицательных предложений не встречаются. Научные статьи пишутся в нейтральном эмоциональном стиле.
Типы восклицательных предложений
Восклицание и многоточие
Существуют и другие сочетания знаков в конце предложений. Например, в литературе некоторые авторы используют сразу восклицание и многоточие. Такие фразы должны натолкнуть читателя на глубокие размышления, по своей сути такие предложения чрезвычайно похожи на риторические вопросы с восклицанием. «И вот в дверях она возникла!.. Пленила красотой своей, улыбкой осветилось лицо, и мир вокруг весь заискрился и радостью, и счастьем!..»
Побудительное восклицательное предложение
Очень интересен вариант использования в произведении Такие фразы отличаются от других тем, что практически не имеют эмоциональной окраски, но содержат в себе приказ, просьбу, приглашение, приветствие или предложение. Обычно в этих предложениях отсутствуют подлежащие. Интонационно подобные конструкции не обязательно должны произноситься с ярко выраженными эмоциями. Однако знак в конце просьбы или приказа указывает на то, что это восклицательное предложение. Примеры в русском языке подобных конструкций встречаются довольно часто. Они присутствуют в диалогах героев художественных произведений.
Приказ в восклицательном предложении
В некоторых конструкциях постановка знаков препинания обусловлена не эмоциональной окраской высказывания, а историческими традициями. Поэтому в случае, когда автор художественного произведения использует приказ, он оформляет предложение с восклицательным знаком. Примеры таких фраз могут произноситься спокойным тоном и даже шёпотом, однако использование восклицательного знака здесь необходимо. «Стоять! - шёпотом приказал Петрович идущему впереди него пленному фрицу. - Не оборачивайся!» Даже в том случае, если приказ отдаётся спокойным ровным тоном, в конце фразы нужно ставить восклицательный знак. Например, «Отряд, равняйсь, смирно!» или «Встать, суд идёт!»
Просьба и предложение
Традициями объясняются ещё некоторые особенности пунктуации в русском языке. Например, особый эмоциональный оттенок вносит в просьбу поставленный в конце фразы восклицательный знак.
Приглашение и обращение в восклицательном предложении
Существует ещё одно правило пунктуации. Оно диктует, что часто в конце приглашения ставится восклицательный знак. Этот факт является признаком элементарной вежливости, культуры письменного общения. Поэтому при прочтении контекста с приглашением, например на свадьбу или пикник, вовсе не следует пользоваться интонацией восклицания.
- «Наталья Павловна! Георгий Матвеевич! Приходите на вечер, посвящённый празднованию нашей серебряной свадьбы, в ресторан «Космос»!»
- «Дорогие старшеклассники! Приходите 23 октября на «осенний бал», который будет проходить в актовом зале школы!»
Приветствие и пожелание в восклицательном предложении
Правила написания писем очень важно как для обычных людей, так и для авторов художественных произведений. Чтобы разобраться с постановкой знаков препинания в конце предложений, следует обратить внимание на одну интересную особенность: очень часто приветствие или пожелание выражаются формой глагола повелительного наклонения. Таковыми являются слова «здравствуй!», «будьте здоровы!» Поэтому эти предложения воспринимаются как просьба, в конце которой также исторически ставится восклицательный знак. Нередко подобным образом на письме оформляется и прощание. Например, "До свидания, дорогие мои!" или "Спокойной ночи, милый друг! Желаю тебе сладких снов!"
Восклицательные предложения в русском языке служат для усиления эмоциональности текстов, посланий, комментариев. Так как придать интонационную окраску высказываниям персонажей в художественных произведениях можно лишь при помощи знаков препинания, то авторам не остаётся ничего другого, как воспользоваться восклицательными, вопросительными знаками и их сочетаниями.
Предложение – это речевая единица, представляющая собой совокупность взаимосвязанных слов. Оно содержит некий информационный посыл, вопрос или побуждает к каким-либо действиям. 3 класс – время, с которого в школе начинается изучение данного раздела. Рассмотрим, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания в нашем языке, приведем примеры.
Выделяют следующие виды предложений по интонации. По эмоциональной окраске высказывания бывают восклицательными и невосклицательными. Выбор того или иного типа зависит от эмоционального состояния говорящего. Самые распространенные – невосклицательные. Они произносятся умеренно, в спокойном состоянии. Чаще всего это повествование.
Виды предложений по интонации
Невосклицательное высказывание может выглядеть так:
- Слишком долго сидеть за компьютером вредно для вашего здоровья: старайтесь чаще вставать из-за стола и выполнять физические упражнения.
- Уставший щенок после продолжительных игр уснул прямо на коленях ребенка.
- Вчерашний ураган был настолько страшным, что повалил высокое соседнее дерево, которое при падении сломало окно.
Невосклицательное предложение, примеры которого приведены выше, в редких случаях может иметь вопросительную или даже побудительную интонацию (пример: Пусть дети укладываются спать, а я пока посижу).
Восклицательные предложения (примеры представлены ниже) передают эмоциональность и чувства говорящего. Обычно восклицательные высказывания представляют собой побуждение.
- Наконец-то вы добрались!
- Будьте осторожны!
- Какую интересную новость я вам сейчас расскажу!
Восклицательные фразы произносятся по-особенному. Говорящий повышает голос, выделяет слова, которые выражают его чувства и эмоции.
Группы по цели высказывания
Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:
- повествовательное;
- побуждение;
- вопрос.
Виды предложений по цели высказывания
Повествовательные
Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.
- По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
- Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
- В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.
В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.
Обратите внимание! Все тексты основываются именно на повествовательных высказываниях. В связи с этим последние встречаются намного чаще, чем побуждения и вопросы.
У повествовательных фраз есть несколько особенностей.
- Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
- Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
- Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.
Что такое повествовательные предложения
Побудительное высказывание
Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.
Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.
- Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
- Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
- Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!
Примеры побудительных предложений
Вопрос
Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.
Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.
- Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
- Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?
Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.
Знаки препинания в конце предложения
Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.
Интересные факты:
- На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
- Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).
Полезный совет! Используя знаки препинания, соблюдайте чувство меры, особенно в интернет-общении. Письменные фразы с большим количеством восклицательных знаков вызывают раздражение, и пользователи стараются их игнорировать.
Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.
По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.
Полезное видео: виды предложений по цели высказывания
Вывод
Типы предложений по цели высказывания следующие: повествование, побуждение и вопрос. Первый тип встречается наиболее часто: именно на нем базируются большинство текстов. У каждого типа высказывания есть свои особенности и характеристики.
Ход урока
1. Повторение пройденного материала
а) Работа по карточкам в парах.
– Вспомним то, что вчера так старательно учили.
(Задание на карточке.)
Соедини стрелочкой части высказывания.
По цели высказывания предложения могут быть:
1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)
б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)
2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач
(На доске записаны предложения.)
Прочитайте про себя, что написано на доске.
1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!
– Что написано на доске?
– Докажите.
(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).
– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?
– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.
– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)
– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).
– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).
– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?
(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)
– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?
– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.
– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?
(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)
– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?
– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?
– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?
– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.
– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.
– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.
(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)
Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)
– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?
– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?
4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала
– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.
А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными,
вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и
невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в
невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в
невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)
5. Первичное закрепление нового материала
– Упр.1. Поработайте самостоятельно.
– Мне хотелось бы, чтобы вы разобрались зачем дано это упр-е?
Проверка. Зачем дано это упр-е?
– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.
Сделайте вывод и обоснуйте его.
Карточки
Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?
Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!
Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.
6. Зарядка по офтальмотренажёру
– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.
7. Дифференцированная работа.
Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.
Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.
Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)______________________?
______________________.
______________________.
______________________!
Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.
После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.
Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)
1 вариант выполнения
Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.
2 вариант выполнения.
Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!
8. Итог урока
Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.
9. Рефлексия
– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
10. Домашнее задание
Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.
Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .
Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение
представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:
а) собственно вопросительные
: Что ты тут написал? Что это такое?
(Ильф и Петров);
б) риторические вопросы
(т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна
? (Пушкин).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.
Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .
Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например:
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!
(Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .
Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .