Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Занятие логопеда по теме домашние животные. Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "домашние животные

Подготовила: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.

a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные» , их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв. п. и р. падежах) .

б). Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные» , мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор» .

Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.

Словарная работа:

а). Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.

б). Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.

Список используемой литературы.

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.
  4. Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные» .

Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний» , образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.

Форма работы.

I Организационный момент.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг.

А теперь соседу справа
Руку тоже дай быстрей.
С утра мы будем заниматься
Всем доброго утра желай.

Дети стоят в кругу.

Логопед: Назовите их.

1-й ребёнок: Собака лает.

2-й ребёнок: Корова мычит.

3-й ребёнок: Лошадь ржёт.

4-й ребёнок: Кошка мяукает.

5-й ребёнок: Коза блеет.

6-й ребёнок: Свинья хрюкает.

Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.

Дети: О домашних животных.

Логопед: Почему их называют домашними животными?

Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.

Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика «Домашние животные» .

Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.

  1. Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко (Лопаточка) .
  2. Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке. (Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку) .
  3. Свежий ветер взбодрил язычок (Дуют на широкий кончик языка) .
  4. Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают) , увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание) .
  5. Котёнок испугался и выгнул спину (Горка) . Язычок принёс ему чашку с молоком (Чашечка) .
  6. Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся (Вкусное варенье) .
  7. Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия (Горка) и замурлыкал (Мурлыкают) .
  8. Потом они вместе катались на качелях (Качели) и играли в футбол (Футбол) .

II. Основная часть.

1. Работа с пазлами.

(У детей на столах пазлы) .

Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?

1 ребёнок: У меня корова.

Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко) .

2 ребёнок: У меня собака.

Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом) .

3-й ребёнок: У меня кошка.

Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей) .

4-й ребёнок: У меня свинья.

Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо) .

5-й ребёнок: У меня коза.

Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть) .

6-й ребёнок: У меня лошадь.

Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы) .

2. Игра «У кого кто?»

Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.

Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?

Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.

Логопед: Ребята, поможем?

(Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному) .

3. Подвижная игра «На лугу» .

Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.

Играет с детьми под песню «На лугу пасутся» .

Пастух прощается и уходит.

4. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» .

Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.

У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу) .

И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам) .

Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают) .

Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга) .

Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу) .

Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди) .

Маленький телёнок,
Быстрый жеребёнок,
Верная собачка,
Белая овечка,

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальцы обратно) .

5. Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?» .

Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?» .

Грива лошади (Чья?) (Лошадиная) .
Голова собаки (Чья?) (Собачья) .
Хвост кошки (Чей?) (Кошачий)
Рога козы (Чьи?) (Козьи) .

Молоко коровы (Чьё?) (Коровье) .
Пятачок свиньи (Чей?) (Свинячий) .

6. Игра «Кто лишний» .

Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.

Логопед держит поднос, на котором стоят животные.

Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.

Логопед: А кто здесь лишний?

Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.

7. Игра «Кого не стало» .

Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.

Логопед: Кого не стало?

Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.

8. Игра «Кого чем угостим» .

Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.

Дети: За домашними животными ухаживает человек.

Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.

1-й ребёнок: Я угощу кота молоком.
2-й ребёнок: Я угощу корову сеном.
3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом.
4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.

5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой.
6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.

Логопед: Молодцы.

9. Игра «Кто, где живёт» .

(Используется презентация на компьютере «Чей дом?» )

Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.

1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне.
2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре.
3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике.
4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.

5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике.
6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.

III. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют) .

Стук в дверь. Входит пастух.

Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?

Дети: Молоко.

Пастух: А что делают из молока?

Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.

Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль.

(Пастух угощает детей) .

План-конспект занятия по теме:

« Домашние животные зимой»

Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, копыта, грива, хлев и т. д.) . совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -о нок -, - енок -, - ат -, - ят - ). Обучение детей составлению загадок.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса, мышление, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Мольберт, магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображением домашних животных с их детенышами, схема для составления загадок, конверты с пазлами «Домашние животные», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, наклейки.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка». Повторение упражнения «Козочка».

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять свои места за столом, включает магнитофон. Звучат голоса животных. Логопед выключает магнитофон.

Организационный момент.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй матушка земля,

Здравствуйте мои друзья.

Логопед: Где мы с вами только что побывали? Что там услышали?

Дети: Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.

Логопед: Перечислите их.

Дети: Она лает.

Логопед: А кошка?

Дети: Она мяукает.

Логопед: А свинья.

Дети: Свинья хрюкает.

Логопед: Кто знает, как подает голос корова, лошадь и коза?

Дети: Корова кричит «Му!», лошадь «И-го-го!», овца «Бе!»

Логопед: Корова мычит, лошадь ржет, овца блеет.

Логопед: Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

Беседа о домашних животных с опорой на картинки.

Логопед помещает на мольберт картинки с домашними животными и их детенышами.

Логопед: Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети: На картинках изображены домашние животные и их детеныши: коза с козленком, лошадь с жеребенком, свинья с поросенком, корова с теленком, овца с ягненком собака со щенком, кошка с котенком.

Логопед: Каких домашних животных можно назвать крупными?

Дети: Корову и лошадь.

Логопед: Вспомните, какую пользу приносят людям эти животные?

Дети: Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы.

Логопед: Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети: овцу, барана, козу, свинью.

Логопед: Какую пользу они приносят человеку?

Дети: Они дают человеку мясо, а овцы и бараны- еще и шерсть.

Логопед: Каких домашних животных мы считаем мелкими?

Дети: Собаку и кошку.

Логопед: Расскажите, какую пользу они приносят.

Дети: Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.

Логопед: Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, козу, лошадь, овцу, барана) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелят сено, чтобы собаке не было холодно спать на земле. Лошадь очень нужна человеку. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля – сено, заготовленное летом в стога. Все домашние животные нужны человеку. Значит, они какие?

Дети: Нужные.

Логопед: Все они приносят пользу. Значит, они какие?

Дети: Полезные.

Игра «Угости животных».

Логопед на мольберте помещает одним столбиком картинки с изображением домашних животных (кролика, коровы, кошки, собаки), а вторым столбиком располагает изображения «угощения» ,(стог сена, кочан капусты, коробку с молоком, косточку).

Логопед: Вспомните, чем человек кормит домашних животных.

Логопед предлагает соединить ровной линией животное и «угощение».

1-й ребенок: Я накормлю корову сеном.

2-й ребенок: А я угощу кролика капустой.

3-й ребенок: Кошка пьет молоко.

4-й ребенок: А собаку можно угостить косточкой.

Логопед: Вы хорошо выполнили последнее задание.

Работа с пазлами «Домашние животные».

Логопед раздает детям конверты с пазлами .

Логопед: Достаньте из конвертов пазлы и соберите картинки. Изображение домашних животных на мольберте будут для вас подсказками.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы. Вы очень быстро справились с трудной задачей. Кто у тебя на картинке, Даша? Подбери как можно больше слов об этом животном, отвечающий на вопрос «Какая?»

Дети рассказывают о животном, которое они сложили из пазлов .

Пальчиковая гимнастика « Буренушка »

Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.

Дай молока, Буренушка,(Показывают, как доят корову)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,(Загибают по одному пальчику на руках,

Творогу немножечко .н ачиная с мизинцев, на каждое название

Масло, простоквашки,молочного продукта)

Молока для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят»)

Молоко коровье.

Составление загадки по лексической теме.

Логопед помещает на мольберт схему №1 для составления загадки. И предлагает детям сочинить загадку про домашнего животного.

Логопед: Ребята давайте сочиним загадку про какого-нибудь домашнего животного? О ком будем сочинять?

Дети: Про корову.

Логопед: Корова какая?

Дети: Рогатая.

Логопед: А еще какая?

Дети: Большая, рыжая.

Логопед: А кто бывает рогатый, как корова?

Дети: коза.

Логопед: А кто бывает большой?

Дети: Лошадь.

Логопед: А кто бывает рыжим?

Дети: Лиса.

Логопед заполняет схему. После заполнения логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Подвижная игра «Козочка».

Я козочка Ме-ке-ке,(Идут по кругу)

Я гуляю на лужке.

Остренькие рожки, (Показывают «рожки» прыгают на носочках)

Тоненькие ножки.

На самой макушке – (Ладошками показывают «ушки»)

Бархатные ушки.

Язык полотняный, (Показывают язык «лопатой»)

Хвостик конопляный… (Рукой показывают «хвостик»)

Как прыгну – сразу забодаю. (Прыгают «бодаются»)

Работа в тетради №1.

Логопед раздает тетради и ставит контейнер с карандашами.

Логопед: Откройте тетради, где лежат закладки. Кого вы там видите?

Дети: Лошадь, собаку и кошку.

Логопед: Верно. Прослушайте загадку об одном из этих животных.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Дети: Это собака.

Логопед: Верно. Возьмите серый карандаш, обведите собаку по контуру, раскрасьте ее, нарисуйте ей глаза.

Логопед оценивает их работу и выдает за старание наклейки на тетради.

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.

Итог занятия (оценка работы детей).

Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.

Конспект занятия логопеда

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепить и обобщить знания детей о домашних животных.

Расширить представления детей об образе жизни домашних животных, их пользе для человека.

Закрепить названия места обитания животных в сарае: коровник, свинарник и т. д.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие диалогической речи;

Артикуляционной, тонкой и общей моторики;

Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).

Упражнять детей:

В отгадывании загадок;

В назывании детенышей домашних животных;

В образовании множественного числа;

В подборе и назывании глаголов;

В назывании частей тела животных;

В согласовании числительных с существительными;

Развивать логическое мышление при складывании пазлов из частей тела животных.

Закрепить названия места обитания животных в сарае: коровник, свинарник, конюшня, хлев, конура.

Коррекционно-воспитательные цели:

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображения животных;

Воспитывать у детей чувство любви к домашним животным, желание им помочь.

Предварительная работа : заучивание загадок, изготовление макета «Ферма».

Словарь : собака, кошка, корова, лошадь коза, свинья, овца, щенок, котенок, теленок, жеребенок, козленок, поросенок, ягненок; домашние животные; голова, шея, туловище, хвост, лапы, рога, копыта, грива, вымя; шерсть, ферма, будка, коровник, конюшня, свинарни, хлев.

Глаголы: лаять, рычать, мяукать, рычать, мычать, ржать, блеять, хрюкать, прыгать, бегать, скакать, охранять, ловить, лизать, лакать, давать.

Прилагательные: большая, маленькая, ласковая, добрая, пушистая, лохматая, кудрявая, гладкая, теплая, черная, выносливый, смирный, строптивый, игривый.

Наречия: быстро, медленно, высоко.

Оборудование : карта-схема, кукла-бабушка; иллюстрации животных: корова, лошадь, коза, овца, свинья, кошка, собака; телефон, магнитофон, фигуры животных из салфеток для дыхательной гимнастики, пазлы, макет «Ферма», дерево, строительный материал для мостика, солома, медальоны.

Ход занятия:

Учитель-логопед: - Ребята, мы собрались с вами, чтобы проститься с последними осенними деньками. Посмотрите вверх, какие темные тучки собрались на небе. /Звонит телефон/

Учитель-логопед: - Извините, ребята. Алло, я слушаю.

Бабушка: - Здравствуйте, Елена Ивановна! А ребята, случайно, не рядом с вами?

Учитель-логопед: - Рядом. А что случилось?

Бабушка: - Мне нужна ваша помощь. У меня большая беда. Утром я вышла во двор подоить корову, а ни коровы, ни других животных в сарае нет. И куда они ушли, я не знаю. Прошу вас, приезжайте ко мне на помощь, вас много, мы с вами быстрее их найдем.

Учитель-логопед: - Ребята, вы согласны помочь бабушке? Дети: Да.

Учитель-логопед: А как можно ей помочь? (ответы детей) Учитель-логопед: Но нам нужно быстро добраться. Как вы думаете, на чем можно быстро лететь?

Дети: на самолете, на вертолете.

Учитель-логопед: А я предлагаю необычный вид транспорта: тучки. Тогда давайте сильно-сильно подуем на них и полетим. Полетели-и-и.

Бабушка: - Здравствуйте, мои ребята. Как вы так быстро добрались до меня?

Дети: На тучках.

Бабушка: Да я смотрю, тучки-то у вас не простые, а волшебные, на кого-то они похожи, посмотрите внимательно.

Дети: /На корову, козу, свинью, кошку, собаку и др. животных/.

Учитель-логопед: - Бабушка, а ребята хотят тебя порадовать загадками, слушай. /Бабушка специально не отгадывает, давая возможность отгадать детям/.

1 задание: «Загадки»:

Я хозяину служу, И сметану, и кефир,

Дом хозяйский сторожу. Молоко и вкусный сыр,

Я рычу и громко лаю, Чтобы были мы здоровы,

И чужих я прогоняю. /Собака/ Даст нам пестрая…/ корова /.

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок.

Посредине - спинка,

На спинке - щетинка. /Свинья/

Учитель-логопед: - Бабушка, а почему ушли ваши животные и где нужно их искать? Дети, где пасутся животные?

Дети: в лесу, на поляне, в поле.

Учитель-логопед: - А чтобы нам самим не заблудить, у меня есть карта нашей местности, вот она висит. Подойдите, ребята, к карте, посмотрите, куда ведет дорога от бабушкиного дома.

Дети: К полянке.

Учитель-логопед: Хорошо, туда и пойдем. Какое необычное дерево растет на полянке. Как вы думаете, почему оно необычное?

Дети : потому что на нем вместо листиков картинки.

Учитель-логопед: Возьмите каждый картинку, кому какая нравится и назовите свое животное. Молодцы! А теперь поиграем в игру (Дидактическая игра «Один-много»).

Я буду называть одно животное, а вы-много.

Корова-коровы, лошадь-лошади,

коза-козы, овца-овцы, свинья-свиньи,

собака-собаки, кошка-кошки.

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, теперь двигаемся дальше, здесь животных нет. /Дети смотрят по карте дорогу дальше/.

«Скажи, кто как кричит?»

Учитель-логопед: Ребята, а что делают эти животные, какие звуки издают? (корова-мычит), а что делает лошадь Егор?

Дети:

лошадь…- /ржет/,

коза..- /блеет/,

овца…- /блеет,

свинья…- /хрюкает/,

собака…- /лает/,

кошка…- /мяукает/.

Учитель-логопед:- Молодцы, дети, прекрасно справились с заданием идем дальше. /Дети смотрят карту /. Я понимаю, что вы устали, но нужно торопиться.

Учитель-логопед: - Ой, ребята, что это возле дороги стоит?

Дети: /Пенек /

Учитель-логопед: Давайте, отдохнем да поиграем в игру.

«Кто быстрее составит животное из частей: корову и лошадь»

Учитель-логопед: Ребята, на полу лежат разрезные картинки с изображением животных, и нам их надо собрать (назовите животное,которое у вас на картинке).

Учитель-логопед:- Ребята, мы немного отдохнули, теперь с новыми силами можем двигаться дальше, посмотрите по карте, куда нам идти. Дети: /Впереди озеро /

Учитель-логопед: Какое оно?

Дети: большое, глубокое, прозрачное, красивое.

Учитель-логопед: А кто на бережку сидит?

Дети: /Лягушка /.

Учитель-логопед: Какая она?

Дети: Лягушка зеленая, противная, мерзкая, холодная, скользкая

Дидактическая игра: «Сосчитай животных до 5»: (Дети подходят к доске).

Учитель-логопед Она предлагает нам сосчитать животных, которые находятся на доске. Саша кого посчитаешь ты?

/Задание в записке/ /выбор иллюстраций на доске/

Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров;

Одна лошадь, две лошади, три лошади, четыре лошади, пять лошадей;

Одна коза, две козы, три козы, четыре козы, пять коз; и т.д..

/Дети проходят по мостику/

Учитель-логопед: - Ну, вот, дети мы так старались, все правильно выполняли, а твоих животных все нет.

Учитель-логопед: Что делать? Давайте обратимся к карте. Где мы еще с вами не были?

Дети: в поле

Учитель-логопед: - Ну, что же, пошли в поле. А это что в поле?

Дети: /Стог сена .

Учитель-логопед: А слышите, чьи-то голоса раздаются? Прислушайтесь. /Звучание голосов в аудиозаписи: коровы, овцы, свиньи, козы, собаки , кошки /. А где же они? Я их не вижу.

Дети: И мы не видим.

Учитель-логопед: Как вы думаете, где могут спрятаться животные?

Дети: /В стоге сена/.

Учитель-логопед: Давайте попробуем их там поискать./Дети ищут их в сене/. Так где же спрятались животные?

Дети: В стоге сена.

Учитель-логопед: Миша, кого ты нашел?

Дети: Корову .

Дидактическая игра: «Назови детенышей»:

Учитель-логопед: У коровы есть детеныш. Как он называется? /Правильно /. /Дети по очереди называют своих найденных животных/.

У коровы - теленок, у лошади - жеребенок,

у козы- козленок, у овцы - ягненок, у свиньи - поросенок,

у собаки - щенок, у кошки - котенок.

Бабушка:- Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Я рада, что они все целые и невредимые, решили над бабушкой подшутить. А теперь идем ко мне домой и помогите их загнать в свои жилища. /Макет фермы /

Дидактическая игра: «Кто где живет?»:

Корова… /в коровнике/, лошадь…/в конюшне/,

свинья…/в свинарнике/, коза и овца…/в хлеву или овчарне/,

собака…/в будке или конуре, кошка…/дома/.

Бабушка: - Ребята, ваши знания будут вознаграждены. Сегодня каждый из вас получит медаль знатока, на котором написано «Бабушкин помощник».

/Дети получают медальоны/

Учитель-логопед: - Спасибо, бабушка. Нам приятно было тебе помочь.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнка»

Никифоровского района Тамбовской области

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме

Домашние животные

подготовила

учитель - логопед

Давыдова Елена Юрьевна

р.п. Дмитриевка

201 5 г.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами – в упражнении «Назови ласково».

Коррекционно-развивающие:
- корригировать мышление через упражнение. «Собери картинку»;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным.

Ход занятия:

    Оргмомент.

Логопед: О ком мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадки.

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу. (Кошка)

Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молочка дает. (Корова).

Логопед: А как назовете всех этих животных одним словом?

(Домашние)
Логопед : Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

    Артикуляционная гимнастика.

Кошка лакает молоко.

Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Теленок сосет молоко.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать

Фырканье лошади.

Вибрация губ.

    Упражнение “У кого кто?”

Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание.

Логопед: Теперь проверим. Кто у кого?

У кошки – котенок.

.

У лошади – жеребенок.


У собаки – щенок


У свиньи – поросенок.


У коровы – теленок.


    Упражнение «У кого что?».

Логопед : Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы)
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)

    Упражнение «Один-много».

Логопед : Сейчас поиграем в игру «Один - много».

Кошка – кошки,

Собака - собаки,

корова - коровы,

лошадь - лошади,

овца - овцы,

котенок - котята,

теленок - телята.

    Упражнение. «Назови ласково».

Логопед: А сейчас, ребята, будем ласково называть животных.

Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка),

собака-собачка,

лошадь-лошадка,

коза-козочка,

овца-овечка.


7. Физкультминутка.

«Котик»

Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом)

Круглая мордашка, (Гладят лицо)

А на каждой лапке (Изображают когти)

Коготки – царапки.

Все ему игрушки - (Прыжки на месте)

Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет.

8.Упражнение. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите животных, которые у вас получились:

Свинья

кошка

баран

собака

Цели:

I. Коррекционно - образовательная:

  1. Учить употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;
  2. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;
  3. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
  4. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
  5. Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами;

II. Коррекционно - развивающая:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
  2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III. Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к домашним животным;
  2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса».

Ход занятия:

Дети заходят в группу

I. Организационный момент

Логопед и дети:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Логопед: Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных).

Логопед: Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

II. Д/игра «Загадывание загадок»

Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»?

Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»?

Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»?

Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у»

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Кролик)

С бородой, анне мужик,

С рогами, а не бык. (Козел)

Когда ребята отгадывают загадки, логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашнего животного.

III. Работа на магнитной доске.

Логопед: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске).

Логопед: - Кто это?

(Корова, собака, лошадь, свинья, кошка,

Логопед: Молодцы!

Логопед: - Как можно назвать, одним

словом этих животных? Дети.

Домашние животные.

Логопед: Почему их так называют?

Дети: Потому, что за ними ухаживает человек.

Логопед: Молодцы!

Логопед: Пока мы с вами отгадывали домашних животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок.

Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живет).

Логопед: Что это?

Дети: Деревенский домик.

Логопед: А это?

Дети: Лес.

Логопед: Распределите животных по своим местам обитания.

Логопед: Молодцы! Все справились с заданием.

Логопед: Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? (Стадо).

Логопед: Когда пасутся кони? (Табун).

Логопед: Пасутся овцы? (Отара).

Логопед: Кто их пасет? (Пастух).

Логопед: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму»

IV. Д/игра «Найди свою маму» . (Использование мультимедиа системы)

Мультимедиа Д/упр. «Найди свою маму» дети лазерной указкой находят маме своего детеныша.

У собаки кто? - щенок;

У коровы кто? - теленок;

У лошади кто? - жеребенок;

У кошки кто? - котенок;

У свиньи кто? - поросенок;

У козы кто? - козленок;

У кролика кто? - крольчонок.

Логопед: Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму.

Логопед: Вы не устали? Давайте с вами немного отдохнем.

Логопед: Подойди все ко мне и возьмите по мячу. (Раздаются су-джок)

V. Физкультминутка

Мячик - ежик

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю Между ладоней.
Взад - вперед его гоняю. Смена рук.
Им поглажу я ладошку Катают взад - вперед.
Будто я сметаю крошку. Смена рук.
И сожму его немножко, Сжимают.
Как сжимает лапу кошка. Смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму. Нажимают пальцами на мяч.
И другой рукой начну. Смена рук.
А теперь последний трюк: Мяч летает между рук! Перебрасывание мяча из руки в руку

Логопед: Мы с вами немного отдохнули. Ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, чем питаются домашние животные? (Подходим к системному оператору).

VI. Д/игра «Кто чем питается? » (использование пиктограмм)

Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.

Логопед: Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой,сеном).

Чем питается кошка? (Рыбой).

Чем питается собака? (Косточками).

Чем питается коза? (Травой).

Чем питается кролик? (Морковкой).

А почему матрешка осталась.

Дети: Потому что она игрушка.

Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданием.

Логопед: У кого из вас есть дома домашнее животное? Дети: У меня.

Логопед: Какое животное живет у тебя дома?

Логопед: Как вы ухаживаете за ними?

Дети: (Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.)

VII. Д/игра «Кто какую приносит пользу» .

Логопед: Какую пользу приносят все эти домашние животные человеку корова и баран?

Дети выбирают на столах картинки и вывешивают их на мольберты.

Логопед: Молодцы! Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить.

Конь, собака, кот, коровы,

Козы, овцы - все готовы

С нами рядом в дружбе жить

И на радость нам служить

VIII. Анализ занятия.

Звучит музыка

Логопед: Вот мы и побывали в мире животных.

Логопед: Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?

Что нового вы узнали?

Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения