Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Доступная среда государственная программа официальный. Реализация целевой программы “Доступная среда” для инвалидов

Доказано, что инфраструктура городов России не адаптирована под нужды инвалидов, а потому встретить их на улицах можно не часто, несмотря на то, что в стране насчитывается около 15 миллионов людей с ограниченными возможностями – это 10% от общей численности населения страны. Именно поэтому властями была утверждена федеральная программа Доступная среда для инвалидов 2016-2020 годов.

В какие сроки будет реализована программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020

Ответственным за реализацию программы является Министерство труда и соц. развития, участвуют в программе ФСС, ПФР, Минфин, Минобразования, Министерства спорта и жилищного строительства.

Предполагается, что программа для адаптации инфраструктуры под нужды людей с ограниченными возможностями будет действовать с 2011 по 2020 годы. Программа будет проводиться поэтапно:

  1. Первым этапом станет подготовка законов (2011-2012 гг.) для регулирования проведения проекта.
  2. Вторым этапом будет формирование материальной базы – строительство реабилитационных центров, дооборудование общественных мест устройствами для пользования инвалидами, техническое оснащение зданий и т.д. (2013-2015 гг.).
  3. На третьем этапе будут реализованы базовые задачи программы (2016-2018 гг.).
  4. На завершающем, четвертом, этапе власти подведут итоги работы и разработают дальнейший план развития (2020-2020 гг.).

С какой целью организовывалась программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020

На реализацию программы из бюджета страны и внебюджетных фондов выделен 401 миллиард рублей.

Основной задачей проведения программы является помощь инвалидам в интеграции в социум и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Реализовываться проект будет через достижение таких целей:

  • увеличение прозрачности работы специалистов медико-социальной экспертизы, а также повышение объективности принимаемых в ходе медицинского обследования решений;
  • повышение доступности для инвалидов услуг, реабилитационных и абилитационных (обучение новым навыкам), обеспечение доступа к получению образования и работы;
  • создание доступной среды для инвалидов, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках, к наиболее необходимым услугам и объектам инфраструктуры населенного пункта.

Чтобы осуществить все планы, программа была поделена на подпрограммы.

Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Первая подпрограмма

Предполагается, что на первую подпрограмму будет потрачено 35 миллиардов рублей.

Согласно условиям проведения подпрограммы №1, проводятся следующие мероприятия:

  1. Обеспечение российских каналов ТВ сурдопереводом и субтитрами.
  2. Организация культурных мероприятий специально для людей с ограниченными возможностями.
  3. Финансирование учреждений, повышающих уровень развития паралимпийского спорта и адаптивной физической культуры.
  4. Оказание помощи детям с инвалидностью в получении образования. Учебные заведения оснащаются специальным оборудованием, нанимаются детские психологи.
  5. Городской транспорт оснащается пандусами с выдвижной системой для перемещения инвалидной коляски. Выпускаются новые автобусы с заниженным полом.
  6. Автобусные остановки и светофоры оборудуются приборами, обеспечивающими звуковое сопровождение.
  7. Модернизация здания с учетом нужд инвалидов. Проектирование новых сооружений с лифтами, пандусами, дополнительными баннерами.

Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Вторая подпрограмма

Стоимость Подпрограммы №2 – 33,5 миллиарда рублей.

В рамках подпрограммы №2 будут проводиться следующие мероприятия, направленные на обеспечение доступности реабилитационных услуг:

  1. Оценка нужд людей с ограниченными возможностями. Создание производства, при помощи которого изготавливались бы специализированные приспособления.
  2. Облегчение налогового бремени руководителям предприятий, готовым нанять в штат инвалидов.
  3. Приглашение инвалидов на курсы профессиональной подготовки, если они утратили возможность трудиться по специальности.
  4. Проведение новых школьных уроков, целью которых является формирование адекватного отношения к детям с ограниченными возможностями.
  5. Открытие и оснащение новых медицинских клиник, деятельность которых будет направлена на протезирование и реконструктивную хирургию, а также общую реабилитацию (лекарства, санатории).

Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Третья подпрограмма

На последнюю подпрограмму №3 власти выделили 103 миллиарда рублей.

Правительство полагает, что повышение объективности экспертов медико-социальной экспертизы может быть достигнуто путем проведения следующих мероприятий:

  1. Противодействие коррупции путем оснащения учреждений видеонаблюдением, аудионаблюдением, электронными очередями.
  2. Организация общественных советов при главном бюро медико-социальной экспертизы, которые обсуждали бы неэтичное поведение специалистов.
  3. Повышение квалификации экспертов МСЭ.
  4. Обеспечение эффективного взаимодействия между бюро МСЭ различных уровней.
  5. Обеспечение работы системы независимой оценки эффективности деятельности специалистов бюро МСЭ.
  6. Приобретение для бюро МСЭ диагностического оборудования.
  7. Переосмысление критериев, по которым устанавливаются инвалидные группы.
  8. Разработка более современных методик проведения медицинской экспертизы.

1. Приоритеты и цели государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4 процента населения.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Реализация мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа позволит обеспечить:

проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа;

создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;

укрепление материально-технической базы организаций спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации;

реализацию права инвалидов на реабилитацию и на обеспечение техническими средствами реабилитации;

предоставление социальных гарантий инвалидам (обеспечение техническими средствами реабилитации) ;

создание сети базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации;

деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации необходимо включить в государственные программы мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

При этом мероприятия Программы, направленные на формирование условий доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, оказывают влияние на достижение целей и задач других государственных программ с учетом принципа отраслевой принадлежности.

В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Это требование в полной мере относится к объектам в сфере спорта при их капитальном строительстве и реконструкции, в том числе при организации работы по проведению в России в 2018 году чемпионата мира по футболу. Доступность таких объектов должна обеспечиваться как для зрителей-инвалидов, так и для спортсменов-инвалидов, при этом необходимо учитывать опыт проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При разработке и реализации указанных планов мероприятий ("дорожных карт") учитываются и используются результаты, нормативные документы и методологические положения, выработанные в ходе выполнения мероприятий Программы.

Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для целей Программы понимаются: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура.

1. Приоритеты и цели государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4 процента населения.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Реализация мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа позволит обеспечить:

проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа;

создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;

укрепление материально-технической базы организаций спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации;

реализацию права инвалидов на реабилитацию и на обеспечение техническими средствами реабилитации;

предоставление социальных гарантий инвалидам (обеспечение техническими средствами реабилитации) ;

создание сети базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации;

деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации необходимо включить в государственные программы мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

При этом мероприятия Программы, направленные на формирование условий доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, оказывают влияние на достижение целей и задач других государственных программ с учетом принципа отраслевой принадлежности.

В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Это требование в полной мере относится к объектам в сфере спорта при их капитальном строительстве и реконструкции, в том числе при организации работы по проведению в России в 2018 году чемпионата мира по футболу. Доступность таких объектов должна обеспечиваться как для зрителей-инвалидов, так и для спортсменов-инвалидов, при этом необходимо учитывать опыт проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При разработке и реализации указанных планов мероприятий ("дорожных карт") учитываются и используются результаты, нормативные документы и методологические положения, выработанные в ходе выполнения мероприятий Программы.

Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для целей Программы понимаются: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура.

Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».

Первоочередные задачи:

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

На сколько в Вашем городе реализована программа "Доступная среда"?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

«Доступная среда» - программа , направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях. Подробнее о программе — в нашей статье.

Предпосылки целевой программы «Доступная среда» для инвалидов

Подготовка принципов государственной целевой программы «Д оступная среда» для инвалидов проходила в 2008-2011 годах. Параллельно процессу разработки этого важного для людей с ограниченными способностями документа в 2008 году Российская Федерация подписала (а в 2012 г. — ратифицировала) международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 г.

Повышенное внимание, оказываемое государством проблемам людей с ограниченными возможностями в начале 21 века, неслучайно. К моменту начала разработки программы число инвалидов в РФ, особенно среди детей, сильно увеличилось: таковыми были официально признаны почти 9% россиян, причем около 30% из них были людьми трудоспособного возраста. Угрожающими темпами росло количество детей, которые инвалидами признавались уже с рождения.

Таким образом, огромный пласт населения фактически оказался исключенным из общественной жизни по причине различных барьеров — как физических, так и психологических, которые встают на пути у инвалидов, желающих активно участвовать в жизни общества. В целях устранения этих барьеров и была создана программа «Доступная среда» .

В отличие от программ адресной помощи инвалидам, государственная программа своей целью имеет улучшение качества медицинского обслуживания и жизни этой категории граждан в целом, а также предоставление им во всех сферах жизни тех же возможностей, какие имеют люди, не являющиеся инвалидами.

Параметры программы и ее задачи

В целях реализации концепции доступной среды программу разделили на два этапа. Первый этап, реализация которого была запланирована на 2011-2012 годы, заключался в подготовке необходимой нормативно-правовой базы, проведении консультаций и исследований, а также разработке технических и инструментарных средств, необходимых для проведения второго этапа. Проведение второго этапа было запланировано на 2013-2015 годы, однако позже действие программы было продлено до 2016.

Общий объем бюджетных средств, запланированных на реализацию программы, также увеличился — с первоначальных 46,89 млрд руб. до 168,44 млрд руб. Кроме того, в программу были внесены некоторые корректировки уже в процессе ее реализации, последние из которых датируются февралем 2015 года.

Программа «Доступная среда» насчитывает 2 подпрограммы:

Не знаете свои права?

  • «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
  • «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы».

Задачами, решаемыми в ходе реализации программы, являются:

  • оценка и повышение уровня доступности объектов и услуг для инвалидов,
  • предоставление равноценного доступа к реабилитационным средствам и услугам для всех инвалидов,
  • модернизация работы государственной системы медико-социальной экспертизы.

Также среди задач программы упоминается формирование дружественного отношения к инвалидам.

Учтены интересы инвалидов и в других федеральных целевых программах. Например, ФЦП «Содействие занятости населения» предусматривает компенсацию работодателю за организацию рабочего места для инвалида. На 2015 год размер такой компенсации составляет в среднем 66,2 тыс. руб. Таким образом, поддержка инвалидов и формирование доступной (безбарьерной) среды будут продолжены на федеральном уровне даже после окончания федеральной программы «Доступная среда» .

Анализ исполнения программы «Доступная среда»

К 2016 году планируется увеличить качество жизни инвалидов по ряду параметров (всего 9 параметров — целевых показателей программы). Каждый из них имеет начальное значение и конечное целевое, достижение которого планируется к 2016 году.

Текущие данные об исполнении целевой программы «Доступная среда» можно найти на сайте «Федеральные целевые программы России» (http://fcp.economy.gov.ru), где в разделе «Программы» приводятся основные данные программы и планируемые значения целевых показателей для каждого года ее реализации. Также ежегодно публикуются отчеты о значениях целевых показателей и освоении запланированных бюджетных средств.

Реализация первого этапа программы по ряду направлений затянулась до конца 2013 года. На начало 2015 года кассовое исполнение бюджетного плана по программе «Доступная среда» составило 8,49 млрд рублей — эта цифра намного меньше запланированного расхода бюджетных средств. Необходимо при этом отметить, что второй этап программы реализуется с участием региональных бюджетных средств, и освоение бюджета зависит от активности чиновников и общественности на местах.

Региональные программы улучшения качества жизни инвалидов

Реализация ФЦП «Доступная среда» реализуется за счет внебюджетных средств и средств федерального и регионального бюджетов. Субъекты Российской Федерации ответственны за 40% финансирования программы, но возможности финансирования социальных программ у всех регионов разные. Это в существенной мере тормозит проведение запланированных мероприятий, так как для реализации федеральных программ регионы получают бюджетные ассигнования из федеральных средств лишь при условии собственных инвестиций (и пропорционально их размеру).

Регионами, которые активно участвовали в выполнении программы «Доступная среда» , согласно отчетам, были: Астраханская, Иркутская, Омская, Воронежская, Самарская, Тюменская, Ульяновская области, Хабаровский край, а также Республика Алтай, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Удмуртия.

Следует отметить, что в ряде субъектов приняты собственные программы по реализации концепции доступной среды как на период действия федеральной целевой программы, так и на период, следующий за годом ее окончания.

Однако главное в концепции доступной среды для инвалидов — не забывать об их нуждах при реализации любой инициативы — как общественной, так и частной. В этом плане очень показателен опыт Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, региональные программы которого, даже не являясь целевыми по нуждам инвалидов, все равно учитывают интересы этой группы населения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения