Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Структура виды субъекты социальных гарантий. В конституции РФ определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения

Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны:

Регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями;

Содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);

Рассчитываться на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.

Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:

Пригодных для работы в современных условиях;

Тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;

Кто может работать, но при создании подходящих условий труда;

Кто вообще не может работать;

Кто не стремится работать.

Для полной ясности о социальных гарантиях приведем некоторые | выписки из законодательства по этому вопросу.

1. Гарантии в реализации права на труд:

свобода выбора занятий и работы;

государство признает оплачиваемую занятость как основу образа жизни;

государство бесплатно содействует в подборе подходящей работы;

безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т.д.

2. Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т.д.

3. Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.

4. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

5. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.

6. Работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения.

7. В условиях социально-экономического реформирования общества государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.

Закон строго определяет размер пособий по безработице.

9. Закон определяет также условия и сроки выплаты пособия по безработице и тд.

В условиях формирования рыночной системы хозяйствования обостряется противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей, которая становится необходимым элементом функционирования цивилизованного общества.

Изучение данной проблемы позволяет определить социальную защиту как систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, обеспечивающих достойное и социально приемлемое качество жизни человека. Основными институтами социальной защиты человека являются государство, профессиональные союзы и другие общественные объединения. В то же время социальная защита строится на социальных гарантиях. Эти гарантии зафиксированы законодательством.

ВОПРОСЫ ДНЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Расскажите об истории формирования концепции социальной защиты.

2. Дайте характеристику понятия “социальная защита”.

3. Какие направления охватывает социальная защита?

4. Дайте характеристику понятия “социальный институт”.

5. Перечислите основные социальные инстигуты, осуществляющие защитные функции.

6. Раскройте роль профсоюзной организации по защите прав и интересов наемных работников.

7. Расскажите об основных принципах социальной защиты.

8. В чем основное предназначение социальных гарантий?

9. Приведите некоторые положения из законодательства о социальных гарантиях трудоспособному населению.

  • Государственные гарантии прав граждан на социальную защиту. Социальные гарантии и их виды.

  • Понятие прожиточного минимума и его использование как инструменты социальной политики.

  • Социальное обеспечение и его виды. Виды социальных пособий.

  • Сущность и система социального страхования. Система государственного социального страхования в России. Экономический механизм социального страхования.


На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты:

  • Социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

  • Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты


В качестве минимальных государственных стандартов в области оплаты труда устанавливаются: - минимальный размер заработной платы; - единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы.

    Минимальная заработная плата – это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением. Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие в праве претендовать на определённый месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и норма труда не выполнены не по вине работника.


Одним из аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самостоятельности населения, с одной стороны, и государственная поддержка – с другой.

  • На снижение уровня безработицы должны быть направлены Государственные программы содействия занятости , а также разработка и реализация Федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий :

  • поддержка малого и среднего предпринимательства, надомного труда;

  • эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

  • профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению;

  • расширение региональной сети частных бюро содействия занятости;

  • максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.


Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособий по безработице;

  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службу занятости;

  • возможность участия в общественных оплачиваемых работах;

  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости;

  • оплату в размере причитающегося пособия (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев.


Государство гарантирует пенсионное обеспечение

  • Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Пенсия – это регулярная денежная выплата, которая производиться в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей.

  • Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга лет; наступление инвалидности; потеря кормильца.

  • В связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности; по случаю потери кормильца, за выслугу лет.


Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа.

    Изначально закон содержал норму о минимальном размере пенсии на уровне прожиточного минимума, теперь минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен на уровне минимального размера труда. Наряду с общими основаниями и условиями для исчисления и определения размера трудовых пенсий имеются и некоторые особенности.


Государственные стандарты в области образования предполагают:

  • набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

  • нормы и нормативы предельной наполнености классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

  • нормы и нормативы социально-экономической поддержи обучающихся;

  • норматив числа студентов, получивших бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.


В конституции РФ определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения.

  • Для оценки минимального допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели

  • обеспеченности врачами,

  • больничными койками,

  • амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.


Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание,

    т.е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде социально-психологической, правовой, материальной, медико-реабилитационной и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены в законах «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.


Право на социальное обеспечение граждан осуществляется с помощью определённого организационно-экономического механизма, представляющего собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических, законодательных и других мер. Основными видами социального обеспечения являются:

  • пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

  • пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, инвалидам с детства;

  • содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

  • профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация.


Все минимальные государственные гарантии должны определяться государственным стандартом уровня жизни населения.

  • Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.


Прожиточный минимум

    понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объёма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния для взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

  • Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводиться понятие «бюджет прожиточного минимума» - это стоимостная оценка натурального набора, а также расходы на налоги и другие обязательные платежи.


Социальные пособия – это единая система денежных выплат отдельным категориям граждан, определённым законодательством РФ.

  • В соответствии с законом РФ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей », установлены следующие пособия:

  • по беременности и родам;

  • при рождении ребенка;

  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;

  • ежемесячное пособие на ребёнка и др.

  • Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачивается за счет средств социального страхования, по месту работы. Пособия по безработице – за счет средств государственного Фонда занятости. Одним из видов пособий по государственному социальному страхованию является пособие на погребение.


  • Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан РФ является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. В настоящее время число социальных льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение достигает почти 100 млн. человек.

  • На современном этапе проходит упорядочение системы монетарного восполнения имеющихся льгот через «социальный пакет» и индивидуальные льготы.


Социальное страхование – это система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях; распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан.

  • Основными признаками социального страхования являются:

  • предварительный учет и прогнозирование риска;

  • коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел);

  • определение круга действий (местное и частное страхование);

  • всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан;

  • международное страхование.


Современная система государственного страхования в РФ включает:

  • страхование старости;

  • страхование инвалидности;

  • потери кормильца;

  • временной нетрудоспособности;

  • по беременности и родам;

  • в случае безработицы;

  • медицинское страхование.

  • Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.


Анализ происходящего в обязательном страховании показывает, что требуется дальнейшее реформирование системы социального страхования. Принимая во внимание хорошо отработанные на западе принципы:

  • В рыночной социально - ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

    Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.

    Социальная защита - это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)

    Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.

    Прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимума жизненных средств, необходимых для поддержки жизнедеятельности и возобновления рабочей силы работника. Прожиточный минимум является законодательно определенным базовым государственным социальным стандартом, на основе которого устанавливаются социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жщно-коммунального, социально - культурного обслуживания, охраны здоровья, образования и др.

    Государственные социальные стандарты и нормативы формируются, устанавливаются и утверждаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

    Особенностью социальной защиты является ее адресная направленность, то есть социальная помощь должна предоставляться тем гражданам, которые в ней нуждаются и в определенных размерах.

    Социально - экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов.

    Нормативы потребления - размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

    Нормативы обеспечения - определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др.

    Нормативы дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

    Нормативы рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

    Нормативы минимального потребления - социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей.

    Статистические нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

    Государственные нормативы в сфере жщно-коммунального хозяйства

    включают:

    Предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жщно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;

    Показатели качества предоставления коммунальных услуг.

    К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:

    Нормы обеспечения транспортом общего пользования;

    Показатели качества транспортного обслуживания;

    Нормы обеспечения населения услугами связи;

    Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:

    Список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;

    Показатели качества оказания медицинской помощи;

    Нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;

    Нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.

    К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:

    Перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;

    Нормативы максимальной наполняемости классов, групп;

    Нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;

    Нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

    Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивзованности страны.

    Основные направления осуществления социальных гарантий:

    1) Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:

    а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень

    Заработной платы и ее индексацию;

    б) умеренные налоги;

    в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.

    2) Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:

    а) приобретение общего образования;

    б) воспитание детей и подростков;

    в) подготовка кадров;

    г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.

    3) Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе производства в таких формах:

    а) пенсии;

    б) различные виды помощи;

    в) стипендии;

    г) денежные выплаты и их индексация;

    д) льготы в налогообложении.

    Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах в форме безоплатных услуг.

    Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.

    Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.

    Государственная целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления социальных гарантий на законодательно признанном уровне.

    Общая сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период, составляет фонд потребления.

    Необоснованное увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения, уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем совокупного потребления.

    Источники финансирования социальных гарантий

    Источниками финансирования социальных гарантий выступают:

    Государственный бюджет;

    Средства местных бюджетов;

    Страховые фонды;

    Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности;

    Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы;

    Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    Фонд медицинского страхования (за счет страховых взносов предприятий и граждан, а также благотворительных взносов граждан и предприятий, кредитов банков и других источников, не запрещенных законодательством Украины);

    Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.

    Механизм реализации социальных гарантий

    Государство должно гарантировать всем гражданам минимум социальных услуг и материальных благ через такие механизмы:

    Определение размеров минимальных социальных гарантий:

    · минимальной заработной платы;

    · пенсии по возрасту;

    · стипендий и др.

    Осуществление превентивных социальных мер в связи с ценовой либерализацией:

    · адресного выборочного предоставления социальной помощи;

    · осуществление компенсационных выплат незащищенным слоям населения и др.

    Защита покупательской способности малообеспеченных граждан через ежемесячный пересмотр:

    · среднедушевого совокупного дохода, который дает право на помощь;

    · целевой денежной помощи в соответствии к изменениям индекса потребительских цен.

    Основной целью социальной политики в Украине на современном этапе является приостановление спада жизненного уровня населения и уменьшение давления кризиса на наименее защищенные слои населения.

  • 9. Цель, объекты и принципы контроля в управлении. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
  • 10. Методология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения.
  • 11. Управление социальным развитием организации и персонала.
  • 12. Основные направления гуманизации труда
  • 13. Психика и сознание человека в системе управления персоналом организации
  • 14. Эффективность управления, порядок и критерии его оценки
  • 15. Классификация методов управленческого воздействия. Социально-психологическая группа методов в управлении персоналом
  • 16. Классификация методов управленческого воздействия. Экономическая группа методов в управлении персоналом
  • 17. Классификация методов управленческого воздействия. Административная группа методов в управлении персоналом
  • 18.Стили управления, деловые и личностные качества управленца
  • 19.Управленческое общение: сущность и специфика
  • 20.Целеполагание, экономические, производственные, социальные, психологические, идеологические и духовные цели управления
  • 21. Сущность и правила переговорного процесса. Методы проведения переговоров
  • 22.Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
  • 23.Лидерство и власть. Типы лидеров.
  • 24.Сравнительный анализ стилей управления.
  • 25.Организационная (корпоративная) культура. Социально-психологический климат коллектива.
  • 26. Управление командой в организации.
  • 27. Виды, этапы и законы коммуникаций
  • 28.Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность.
  • 29.Управление конфликтами. Позитивные и негативные функции конфликта
  • 30. Структура и характеристика объектов конфликта
  • 31. Основные методы исследования конфликтов
  • 32.Организационно-управленческие конфликты как разновидность конфликта в социальной сфере
  • 33. Типология переговоров, специфика деловых переговоры.
  • 34. Основы кадровой политики в организации.
  • 35. Условия, охрана и безопасность труда как факторы внутренней социальной среды организации
  • 36.Типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики
  • Типы конфликтных личностей
  • 37.Характеристики развития школ управления персоналом в хх веке
  • 38. Профессиональная и социальная адаптация в коллективе
  • 39. Личность в организации. Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности
  • 40. Природа, классификация и стадии развития групп в организации.
  • 41.Групповые процессы, групповая динамика и ее характеристики
  • 42.Понятие власти и ее разновидности. Влияние в организации.
  • 43. Структура и содержание организационной культуры.
  • 44.Понятие безработицы и характеристика ее основных форм
  • 45. Безработица, ее взаимосвязь с социальной напряженностью и политической нестабильностью общества
  • 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации
  • Она включает в себя:
  • 47.Служба занятости рф и ее функции
  • 48.Рынок труда, использование трудовых ресурсов общества
  • 49. Организационное поведение работников. Общая и дифференцированная классификация оснований организационной власти.
  • 6 Оснований власти:
  • 50.Деловое общение, механизмы межгруппового и межличностного общения
  • 51. Деловые и личностные качества личности руководителя
  • 52.Оценка деятельности персонала. Аттестация.
  • 53.Документы по персоналу и документирование движения личного состава организации
  • 54. Организация кадрового учета, кадровая документация по учету персонала
  • 55. Регулирование и разрешение социальных конфликтов в организациях
  • 56.Обеспечение качества трудовой жизни работников
  • 57. Психодиагностика характерологических особенностей личности
  • 58. Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных.
  • 59.Работа с персоналом в условиях нововведений.
  • 60. Номенклатура дел кадровой службы организации
  • 61. Планирование карьеры персонала
  • Планирование деловой карьеры
  • 62. Управление развитием карьеры подчиненных.
  • 63.Методы и виды поощрения.
  • 64. Социальный пакет, система неденежных поощрений
  • 65.Структура управления персоналом организации
  • 66.Оценка персонала, организация и проведение аттестации кадров
  • 67. Показатели оценки эффективности (неэффективности) работы коллектива
  • 68.Особенности управления женским персоналом.
  • 69.Особенности управления малыми группами
  • 70. Управление обучением персонала, переподготовка кадров
  • 71. Трудовая миграция в рф, рекрутинговые структуры
  • 72.Практика развития персонала в коммерческих организациях.
  • 73.Пути повышения профессиональной компетентности персонала.
  • 73. Современные технологии оценки персонала при приёме на работу.
  • 74. Управление развитием персонала. Кадровый резерв организации.
  • 75. Управление обучением персонала. Требования к учебным программам по повышению квалификации.
  • 76.Трудовые отношения на основе нового закона о труде. Основные кадровые документы
  • 77.Технологии оценки персонала организации
  • 78. Управление обучением персонала, повышение квалификации кадров
  • 79.Современные проблемы управления персоналом.
  • 80.Характеристика содержательных теорий мотивации
  • 81. Влияние на коллектив стиля руководителя
  • 82.Управление персоналом кризисного предприятия.
  • 83.Кадровый резерв организации, планирование и методы работы
  • 84.Нормативно-правовая база рф по работе с персоналом организации
  • Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
  • 85.Роль и задачи инспекций по труду
  • Часть 2 ст. 355 тк рф определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.
  • 86. Сущность, основные понятия управления персоналом, объект и предмет управления
  • 87.Управление и самоуправление в системе рыночных отношений
  • 88. Понятие качества трудовой жизни, Удовлетворение работника своим трудом
  • 89. Кадровое документирование. Личное дело работника.
  • 90. Порядок организации защиты персональных данных
  • 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации

    Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

    Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

      гуманность;

      адресность;

      комплексность;

      обеспечение прав и свобод личности.

    Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

    Она включает в себя:

    1. Социальное обеспечение - возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

    Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

    2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

      гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

      общедоступность и бесплатность образования;

      минимальный размер оплаты труда;

      минимальный размер пенсии, стипендии;

      социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

      пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

      ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

    Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

    Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

    Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

    Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы - социальное обслуживание.

    Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

    Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

    Субъекты социальной работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

    Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

    С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

    Государство для обеспечения защиты населения прежде всего должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации и функции предоставления социальной поддержки.

    Социальная защита населения - одна из важнейших функций любого государства, осуществляемая всегда и при любых условиях, хотя реальные возможности государства для социальной зашиты своих граждан могут различаться в зависимости от характера общественно-политического устройства и от социально-экономического положения в стране.

    Бесспорно, индустриально развитые страны с высоким объемом национального богатства имеют больше возможностей для этой цели, чем бедные страны.

    Развитие общества как целостной системы не может ограничиться лишь экономическим ростом. Мировой опыт показывает, что недооценка социальных результатов проводимых крупномасштабных преобразований рано или поздно становится тормозом на пути достижения общественно-экономического прогресса.

    Сфера социальной защиты населения относится к числу основных компонентов социальной и экономической политики государства. Согласно ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

    В законодательстве Российской Федерации понятие «социальная зашита» подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.


    Система социальной защиты населения - это комплекс мер, осуществляемых обществом и его различными структурами, как правило, в рамках закона с целью удовлетворения минимальных потребностей, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Социальная защита как система состоит из элементов. На рис. 7.1 представлена система социальной защиты населения РФ.

    Рис. 7.1. Система социальной защиты населения РФ.

    Ориентирами для формирования законодательной базы в сфере социальной зашиты населения России являются разработанные международными специализированными организациями (МОТ, ВОЗ, МАСО) и принятые международным сообществом официальные документы, в число которых входят: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Всеобщая декларация прав человека; Конвенции и рекомендации МОТ , ВОЗ , МАСО.

    Конституционное, трудовое и социальное право отражают законодательно закрепленные формы и степень социальной зашиты населения, иначе говоря, определяют национальную концепцию социальной защиты.

    Система социальной защиты выполняет очень важные функции, связанные с преодолением бедности и повышением качества жизни населения. К ним могут быть отнесены: общественно-политическая, экономическая, социально-реабилитационная, профилактически-предупредительная.

    Общественно-политическая функция предусматривает создание действенных институтов и механизмов социальной зашиты населения с целью реализации гарантированных Конституцией и законодательством социально-правовых норм защиты и обеспечения социальной стабильности в стране.

    Экономическая функция предполагает возмещение утраченной заработной платы или дохода в случае временной или постоянной утраты трудоспособности (из-за болезни, несчастного случая, достижения преклонного возраста) либо потери кормильца (для членов семьи работника), а также компенсацию дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.

    Социалъно-реабшштащюнная функция призвана обеспечить проведение комплекса мер по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации работников с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.

    Профилактически-предупредительная функция заключается в осуществлении комплекса организационно-технических и медицинских мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и сохранение трудоспособности работников.

    Формирование эффективной системы социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях с четким установлением прав и ответственности каждого из этих уровней предполагает изыскание источников их ресурсного обеспечения.

    В настоящее время финансирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации осуществляется из государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и включает расходы на социально-культурные мероприятия из государственных внебюджетных социальных фондов.

    Социальные гарантии и минимальные социальные стандарты относятся к числу компонентов системы социальной защиты населения, которые включают: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет (рассматриваемый в качестве главного, исходного для других расчетов, элемента социального минимума), минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий, пособий и стипендий. Государством гарантируются также разного рода единовременные социальные выплаты, дотации и льготы, бесплатные или льготные услуги образования, здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы.

    В России социальные гарантии гражданам обеспечиваются в соответствии с Конституцией РФ. Государственные минимальные социальные гарантии - это установленные законом минимальные обязательства государства, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС).

    Под государственными минимальными социальными стандартами принято понимать установленные законами Российской Федерации на определенный период времени научно обоснованные минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности различных социально-демографических групп населения в жизненных благах и услугах.

    ГМСС — это социальные стандарты Федерального уровня. Кроме того, в субъектах РФ и муниципальных образованиях могут устанавливаться региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС при условии их обеспечения за счет собственных финансовых и других ресурсов.

    ГМСС устанавливаются, во-первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах, и, во-вторых, для обеспечения единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня жизни на территории ее субъектов.

    В настоящее время при формировании бюджетов различных уровней используются социальные нормы и нормативы по развернутому кругу показателей. Значительная их часть определяет минимальные государственные гарантии в сфере труда, его оплаты, занятости и социального обеспечения. В то же время нередко эти нормы и нормативы пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов, что придает им рекомендательный характер, так как они, по существу, связаны с объемом текущих социальных расходов и денежных средств, выделяемых на цели социальной защиты населения. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право корректировать социальные нормы и нормативы исходя из региональных особенностей и своих финансовых возможностей.

    При формировании системы ГМСС принципиальным является методологическое положение о недопустимости определения социальных норм и нормативов исходя из современных критических уровней финансирования социальной сферы и обеспечения финансовой поддержки малоимущих групп населения.

    Целью государственных социальных гарантий, в частности в отношении трудоспособных работников, является их обеспечение в сфере занятости и оплаты труда, включая защиту прав наемного работника, предпринимателя и самозанятого. Это предполагает установление и соблюдение минимальных почасовых и месячных ставок оплаты труда и минимальных стандартов условий труда.

    Для нетрудоспособного населения государственные минимальные социальные гарантии означают проведение на всей территории страны единой политики, обеспечивающей поддержание минимальных стандартов потребления.

    Реализация такой политики осуществляется посредством использования трех основных форм:

    1) денежные выплаты — пенсии, пособия, стипендии и т.п.;

    2) льготы при уплате налогов; 3) бесплатные или льготные социальные услуги.

    Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения .

    . Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками в данном случае являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика института защиты — социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.

    . Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники — страховые взносы работодателей, работников, иногда государства, организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.

    . Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники — страховые взносы самих работников (иногда в их пользу - работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики — наличие страхового договора, самоответственность граждан.

    . Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, пенсионные выплаты от фирмы). Финансовые источники - средства предприятий.

    Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП, в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

    Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности.

    В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

    Характерной чертой социального страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного.

    Существует два основных вида социального страхования:

    Добровольное, осуществляемое частными компаниями;

    Обязательное, проводимое государством.

    Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий.

    Страхование должно дополняться социальной помощью, которая предполагает финансирование из бюджета.

    При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подхода:

    Помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;

    Помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

    Размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взно-сов получателя;

    Величина помощи зависит от потребностей получателя. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее

    простой в организационном отношении вариант. Однако он непригоден, если речь идет о возмещении утраченного заработка, так как размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может снизить мотивацию к труду.

    При индивидуальной обеспеченности социальной помощью средства соцобеспечения эффективнее и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.

    Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи.

    Основных критериев здесь два:

    Социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;

    Социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения.

    Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.

    В России пособие по безработице получают свыше 1 млн человек. Минимальная сумма пособия с 2006 г. составляет 720 руб., максимальная — 2880 руб.

    Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому в социальной помощи необходимо выделять семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

    В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, так как они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Федеральной службой государственной статистики ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

    Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения России. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной зашиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения