Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Император династии цинь. Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура

(ДУМАЮ, ДЛЯ ОТВЕТА ЭТОГО ДОСТАТОЧНО)

Династия Цин – последняя династия монархического Китая; империя Цин – многонациональная империя, созданная и управлявшаяся маньчжурами.

Предками маньчжуров были нучжэни (чжурчжэни) – кочевой народ, живший в долине реки Сунхуацзян (Сунгари). К концу XVI в. их вождю Нурхаци удалось сплотить воедино различные кочевые племена. В 1616 г. он основал в Северо-Восточном Китае свою династию Айсин Гёро. В последующие годы Нурхаци завоевал на северо-востоке новые обширные земли и, наконец, успешно преодолев с помощью минского генерала Фу Линя Великую китайскую стену у Шанхайгуаня, захватил Пекин.

К концу XVII в. правители династии Цин установили контроль над всеми центральными областями Китая. В результате нескольких крупных военных походов в районы Центральной Азии и на юг они сумели еще больше укрепить свои позиции, заложив тем самым основу для осуществления самой грандиозной экспансии в истории китайской империи. В 1683 г. был завоеван остров Тайвань, Тибет и Восточный Туркестан (Синьцзян) были прочно закреплены за империей. Наибольшего могущества цинские императоры достигли к середине XVIII в.

Первый 150-летний период маньчжурского правления, особенно при таких выдающихся императорах, как Кан-си (1662-1722) и Цянь-лун (1736-1796), был ознаменован активной внешней экспансией при наличии определенных признаков стабилизации внутри страны. Благодаря умеренным налогам и рациональной политике в сфере сельского хозяйства стала возрождаться экономика. Китайцы по-прежнему подвергались дискриминации. Наглядным свидетельством этого было введение маньчжурами правила обязательного ношения всеми китайцами специальной дощечки. К концу XVIII и в начале XIX в. все чаще вспыхивали народные восстания и бунты. Основными их причинами были нещадная эксплуатация крестьянства местными чиновниками и повышение налогов. Одним из факторов, который усиливал процесс упадка империи, было неуклонное увеличение плотности населения, что вызывало быстрое истощение земель, пригодных для обработки.

В области внешней политики цинские императоры главное внимание уделяли Центральной Азии и поэтому не могли противостоять усиливавшейся угрозе силового давления со стороны Европы. В первой "опиумной" войне (1840-1842) империя была ослаблена военным поражением. Тяжесть выплат по контрибуциям, которые Китай обязали принять на себя иностранные державы, механически перекладывалась на плечи крестьян и торговцев в виде более высоких налогов. Все большее число недовольных объединялось в тайные группы. В конечном счете вспыхнуло Тайпинское восстание, более десятилетия, с 1850 по 1864 г., сотрясавшее империю. Ссылаясь на христианские постулаты, восставшие требовали справедливости и равенства социально-политических прав. С большим трудом Цинам удалось подавить Тайпинское восстание.



Полагают, что Тайпинское восстание и его подавление в целом унесли от 20 до 30 млн человеческих жизней. Разорение, вызванное гражданской войной, привело к страшному голоду, вынудив массу китайцев эмигрировать в США и многие азиатские страны. Внутри императорского двора усилились коррупция и расточительство, особенно в период правления вдовствующей императрицы Цыси. Императорский двор оказался неспособным к проведению каких-либо реформ. Так называемое боксерское восстание, вспыхнувшее в 1899 г. и направленное в первую очередь против постоянного унижения страны иностранными державами, было жестоко подавлено войсками этих самых держав. После этого позиции императорского двора оказались еще более ослабленными. В 1911 г. династия Цин была свергнута возглавляемой Сунь Ятсеном революционной Союзной лигой.

И просуществовала около 260 лет.

Династия была основана в 1616 году на территории Маньчжурии (северо-восток современного Китая) и вскоре, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Китае, где центральная власть была ослаблена многочисленными крестьянскими восстаниями, подчинила себе весь Китай, а затем часть Монголии и Средней Азии. Таким образом, нация численностью менее 1 млн человек покорила 150-милионный народ. На первом этапе династия Цин, чтобы укрепить свою власть и позиции в Пекине, издала указ, согласно которому под страхом смертной казни каждый мужчина в империи был обязан одеваться в маньчжурском стиле и брить макушку, как это было принято у маньчжуров.

Тем не менее, маньчжурское правительство довольно быстро окитаезировалось, и, начиная со второго цинского императора в Китае (Канси), правители стали говорить на китайском языке, а правительственные должности отдавались китайским ученым. Все это помогло преодолеть напряжение между китайской и маньчжурской аристократией, и в стране более чем на 1,5 столетия наступили мир и процветание, словно затишье перед последовавшей за этим бурей.

Первая половина цинского периода отмечена ростом населения и развитием экономики. Вплоть до конца XVIII века после отмены в 1684 году запрета на торговлю с другими странами Китай, торгуя шелком и чаем, получал огромное количество серебра, пока этот поток не был перекрыт поставками опиума. Однако в целом цинское правительство продолжало политику самоизоляции, которая, в конце концов, привела к насильному открытию страны европейскими державами.

Наука Китая, когда-то занимавшая лидирующее положение во всех областях, все больше отставала от европейской, углубляясь в философию. Знания, полученные от европейских миссионеров, китайцы воспринимали с недоверием и не использовали для развития собственной науки. В конечном итоге это постоянно растущее отставание стало самым большим недостатком китайском цивилизации.
Больших успехов Китай достиг в искусстве, которое переживало очередной подъем. Создавались фундаментальные энциклопедии, содержащие накопленные знания, развивалась живопись, драматургия и литература (появился первый роман, написанный разговорным языком - «История камня, или Сон в Красном тереме», рассказывающий о судьбе аристократической семьи).

Мирное правление династии Цин было нарушено в последние годы жизни императора Гао-цзуна (1736 - 1795 гг.). В это время среди низших слоев населения, а затем и среди недовольных образованных людей, не попавших на государственную службу, распространился культ «Общество Белого Лотоса». Неконтролируемый рост секты вызвал подозрение у правительства, приказавшего провести расследование, но последовавший за этим беспредел чиновников на местах привел к вооруженному восстанию. Члены «Общества Белого Лотоса», чьи ряды пополнили разбойники, стали нападать на правительственные конторы в деревнях. В это же время на юге взбунтовались племена мяо. На подавление восстаний у императорской армии ушло несколько лет, что показало Западу несостоятельность китайских вооруженных сил и сильно подорвало авторитет правящего дома. В дополнение к этому в конце XVIII века на Тайване стали формироваться тайные преступные группировки - «триады», которые в тот период выступали против маньчжурского императора и изнутри подтачивали фундамент династии Цин. Интересно, что эти криминальные сообщества существуют по сей день.
Отмена запрета на торговлю с другими странами совершила настоящий торговый бум: в конце XVIII - начале XIX вв. португальцы, голландцы, англичане и американцы закупали в Кантоне и Макао чай и шелк, оплачивая товар импортом текстиля и американским серебром. Экспорт Китая значительно превышал импорт, пока англичане, а вслед за ними и американцы, не стали ввозить в Китай опиум. Наркотик оказался насколько хорошо продаваемым товаром, что уже с 1828 по 1836 гг. импорт превысил экспорт на 36 млн. долларов.

К тому времени Англия стала самой мощной капиталистической страной, а торговля опиумом в Кантоне заняла важное место в британской экономике. Объемы наркотика, поставляемого в Поднебесную, росли в геометрической прогрессии. Многие аристократы и чиновники превратились в настоящих наркоманов, деградация охватила все слои населения. Китайское правительство наложило запрет на торговлю зельем, но это привело только к нелегальной торговле, контрабанде и коррупции. В попытке пресечь неиссякаемые потоки опиума в Китай в марте 1939 года специальный уполномоченный Линь Цзе-сюй потребовал у британских и английских торговцев прекращение ввоза наркотика и конфисковал у них наличных запасы опиума, уничтоженные в морской воде. Вслед за этим английское правительство объявило действия китайцев незаконными и потребовало компенсации убытков, а также дополнительных льгот для своих предпринимателей и предоставление в их распоряжение некоторых территорий. Не получив ответа от Китая, в апреле 1840 года Великобритания объявила войну. Вскоре к англичанам присоединились американцы. Китай потерпел в первой опиумной войне поражение и в 1842 году был вынужден подписать Нанкинский мирный договор, согласно которому помимо значительных сумм контрибуции Великобритания получала в бессрочное владение Гонконг, доступ для торговли в пяти портах: Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Шанхай и Нинбо - низкие пошлины на ввоз своего товара и другие привилегии.

Этот договор стал переломным моментом в китайской истории, после которого начался период новой истории Китая. Нанкинский договор и дополнительное к нему соглашение поставили Китай в неравноправное положение в его отношениях с Великобританией. За ними последовала серия подобных же неравноправных соглашений.

В 1844 году были подписаны договоры с США и Францией, распространявшие на эти страны права и привилегии, которые были предоставлены Великобритании. На 60 лет страна превратилась в полуколониальное и полуфеодальное государство.

Аппетит Запада, нашедшего в лице Китая гигантский рынок сбыта и постоянный источник дохода, постоянно возрастал. Спустя несколько лет после подписания мирного договора, англичане потребовали пересмотра условий и открытия городов, т.к. до этого все иностранцы жили в специальных концессиях. Одновременно с этим Китай стали разрывать бесконечные мятежи, пиратство, процветающая контрабанда, в том числе нелегальная торговля китайскими рабочими. Ненависть местного населения к «варварам» достигла своего апогея: на европейцев нападали на улицах, забрасывали камнями, но это не остановило англичан. В октябре 1856 году Англия и Франция развязала новую войну против Китая. В мае 1858 года объединенная армия захватила Тяньцзинь, расположенный всего в 150 км от Пекина: цинское правительство было вынуждено в спешном порядке заключить новый договор. Условия Тяньцзиньского договора стали еще более тяжелыми для Поднебесной: к огромной контрибуции прибавлялось создание в Пекине постоянных иностранных посольств, открытие дополнительных портов, разрешение иностранным миссионерам свободно проповедовать свою религию, открытие реки Янцзы вплоть до Ханькоу, низкие торговые пошлины и, наконец, легализация торговли опиумом (Источник: Р.Крюгер, «Китай: полная история Поднебесной»).

Война, однако, на этом не закончилась. В 1859 году Англия и Франция потребовали снять оборону на реке Байхэ, но получила отказ. Вскоре за этим произошла случайная военная стычка в окрестностях Тяньцзиня, в котором китайцы одержали победу, убив около 400 солдат противника. В ответ на это в 1860 году объединенная армия захватила Тяньцзинь и подошла к Пекину. Император Сяньфэн бежал, укрывшись за Великой Китайской стеной. В октябре того же года англо-французская армия разграбила Летний дворец Юаньминъюань в окрестностях Пекина. Вскоре цинское правительство вновь было вынуждено подписать позорный и неравноправный мирный договор. Пекинский договор подтверждал все пункты Тяньцзиньского, кроме того, Англия получала полуостров Коулун, а Китай обязан был выплатить дополнительную контрибуцию.

Практически одновременно со второй опиумной войной в Китае разгорелось самое жестокое в истории Поднебесной крестьянское восстание, впоследствии получившее известность как Восстание тайпинов (1850 - 1864). Предводителем восстания стал китаец-христианин Хун Сюцюань, родом из крестьянской семьи, провозгласивший себя младшим братом Иисуса Христа. «Тайпин» (taiping, 太平) в переводе с китайского означает «Великое спокойствие».

Идеи Хуна вместе с ненавистью к маньчжурам и варварам с Запада очень быстро нашли отклик в широких народных массах: за несколько лет общество превратилось во влиятельную и агрессивную силу. Основную массу тайпинов составляли разорившиеся крестьяне, городские рабочие, частично - члены триад, желающие свергнуть правительство. Одним из признаков тайпинов были длинные волосы - протест против маньчжурской стрижки, которую обязаны были носить все мужчины в Империи Цин. В 1851 году около 20 тысяч тайпинов объявило о создании Небесного государства Великого равновесия. В марте 1953 года разросшаяся до двух миллионов человек армия тайпинов заняла Нанкин, который Хун Сюцюань переименовал в Тяньцзин и сделал своей столицей. Так, тайпины фактически строили свое государство внутри циньской империи. Они издавали новые законы, проводили земельную реформу и даже создали новый календарь. В Небесном государстве было запрещено вино, табак, опиум, азартные игры, внебрачные связи, а также наложницы и бинтование женских ног. Земля, принадлежавшая Богу, справедливо распределялась между всеми мужчинами и женщинами.

В 1856 году в руководстве государства между небесными князьями начались споры за власть, как обычно сопровождаемые убийствами. Воспользовавшись ослаблением власти в Тайпине, цинская армия начала наступление. Европейцы в этой войне предпочли поддержать маньчжуров, отказав на призыв китайских «братьев-христиан», считая, что общество тайпинов не только является аморальным, но и представляет собой угрозу для торговли. В 1864 году Тяньцзинь был захвачен, а «небесный князь» покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Так при поддержке Англии, Франции и США цинскому правительству удалось подавить крестьянское движение тайпинов, продержавшееся 14 лет.

Последующие 40 лет Китай продолжали делить мировые державы, находя для военной агрессии все новые поводы, а также устанавливая протекторат над странами-данниками Поднебесной, среди которых оказались Бирма, Корея и Вьетнам. К концу XIX века Тайвань и остров Рюкю стал принадлежать Японии, России на двадцать пять лет достался Порт-Артур, Англия господствовала в Гонконге, Кантоне, Шанхае и на северной оконечности полуострова Шаньдун, Германия взяла в аренду на 90 лет область Цзяочжоу на севере провинции Шаньдун, Франция арендовала на 99 лет залив Гуанчжоу.

В то же время, начиная с 60-х годов XIX века, цинское правительство, поняв свое кризисное положение, предприняло попытки к заимствованию у Запада передовой науки. Однако процесс индустриализации шел очень медленно, что было во многом связано с традиционным китайским менталитетом, рассматривающим любые другие народы как варваров, а подражание им - как унижение нации. К тому же правящая тогда в качестве регента при малолетнем сыне, а затем при малолетнем племяннике, вдовствующая императрица Цыси плохо представляла себе положение дел в стране, тратя миллионы на строительство роскошных дворцов, в то время как стана была вынуждена брать кредиты у России, Британии и других держав.

Реформаторы с новой силой дали о себе знать после коронации восемнадцатилетнего императора Гуансюя, племянника Цыси, в 1889 году, после которой императрица официально уступала трон новому правителю, но фактически ее влияние при дворе осталось прежним. Гуансюй был увлечен западными знаниями и с интересом отнесся к идеям Кан Ю-вэя, молодого ученого из Кантона, активно выступающего за реформирование страны. В результате личной встречи императора с ученым было объявлено о начале «100 дней реформ»: изменения должны были затронуть промышленность, образование и государственное устройство. Чиновничество забило тревогу, а вдовствующая императрица при поддержке своей партии в сентябре 1898 года осуществила государственный переворот, отстранив императора от власти и снова заняв трон. Все указы, принятые во время «100 дней» были отменены, но машина реформирования была уже запущена, и ничто не могло заглушить общественное мнение, все громче требующее перемен.

Народное недовольство выливалось в восстания, среди которых самым масштабным стало «боксерское» или ихэтуаньское движение (1899 - 1902 гг.). «Боксеры» выступали против вмешательства «варваров» в экономику, религию и политику Китая и жестоко расправлялись с христианами и «заморскими дьяволами», а также со всеми символами присутствия иностранцев - железными дорогами, телеграфными линиями и т.д. «Боксеры» смогли завоевать расположение Цыси, и императрица стала оказывать им поддержку, что взволновало иностранную общественность. В 1900 году мятежники ворвались в Пекин, сжигая христианские церкви, посольства и дома иностранцев. Западные державы отреагировали немедленно: через месяц была сформирована 20-тысячная объединенная армия из британцев, американцев, японцев, австрийцев, французов и итальянцев, которая довольно быстро смогла захватить столицу. Цыси бежала в Сиань, «боксеры» были жестоко убиты. Китай был вынужден подписать еще более унизительный «Заключительный протокол», после которого цинское правительство полностью стало орудием в руках держав, контролирующих Китай.

14 ноября 1908 года император Гуансюй умер после непродолжительной болезни, а на следующий день скончалась сама вдовствующая императрица Цыси. С ее смертью эпоха Цин фактически закончилась, хотя номинально династия продолжала существовать, новым наследником был назначен 3-летний племянник Цыси Пу-И. Окончательно Цинская империя перестала существовать после Синьхайской революции (1911 - 1913 гг.), в 1912 году был подписан акт об отречении императора от трона, а в 1924 году император был низложен окончательно, лишен титулов, объявлен обычным гражданином республики и изгнан из Пекина.

Династия Цин правила в Китае с 1644 по 1911 гг. Начиная с основателя династии императора Нурхаци вплоть до последнего императора Пу И всего за эти годы правило 12 императоров. Если считать с того времени, когда маньчжурская армия Цинов покорила заставу Шанхайгуань до революции 1911 года, династия Цин правила на протяжении 268 лет.

В период своего расцвета площадь цинской империи превышала 1 тыс. 200 кв. км. В 1616 году Нурхаци основал государство Поздняя Цзинь, а в 1632 году император Хуан Тайцзи переименовал свое государство в Цин. В 1644 году Ли Цзычэн во главе крестьянского восстания сверг династию Мин, а последний минский император Чун Чжэнь покончил с собой. Цинская армия, воспользовавшись сложившейся ситуацией, вторглась в приделы Китая и подавила крестьянскую войну. Столицей новой династии Цин стал Пекин. После этого Цины подавили локальные крестьянские восстания в различных уголках страны, они также расправились со всеми, кто все еще поддерживал Мин. Таким образом, Цин вела борьбу за объединение Китая.

В период ранней Цин с целью смягчить классовые противоречия были приняты меры, которые касались поощрения освоения целинных земель и снижения налогов. Это оказало определенный импульс на экономическое развитие внутренних и приграничных районов. В середине 18 в. в Китае наблюдался экономический подъем, этот расцвет экономики в научной литературе приобрел название периода «Кан-Юн-Цянь» (Кан, Юн и Цянь- это первые иероглифы в именах трех цинских императора, которые правили в то время, т.е. Канси, Юнчжэн и Цяньлун). Цинская администрация в то время всеми силами укрепляла режим централизованной власти. В конце 18 века население династии Цин составляло около 300 млн. человек.

В 1661 году знаменитый цинский военачальник Чжэн Чэнгун во главе военно-морской аркады пересек Тайваньский пролив , одержал полную победу над голландцами, которые колонизировали Тайвань в течение 38 лет. В начале 1662 года голландские колонизаторы сдались в плен, Тайвань вернулся в лоно Родины.

В конце 16 века Российская империя расширяла границы своих владений на Восток. Когда Цинская армия прибыла в район восточной пограничной заставы Царская Россия, пользуясь случаем, оккупировала города Кяхта и Нерчинск. Цины настоятельно потребовали от России вывести войска с китайских территорий. В 1685 и 1686 гг. император Канси издал два указа об осаде российских войск в районе Кяхты. Российская сторона была вынуждена согласиться на переговоры относительно восточного участка границы между Китаем и Россией. В 1689 году представители обеих сторон провели переговоры в Нерчинске, и заключили первый официальный договор о границе – «Нерчинский договор».

В период правления императора Цяньлуна было подавлено сепаратистское восстание в Кашгарии. Цяньлун принял ряд мер, которые касались развития экономики, культуры и инфраструктуры в приграничных районах.

При династии Цин, особенно в период до императора Даогуана были достигнуты огромные успехи в культурной жизни. В то время появился ряд замечательных мыслителей, включая Ван Фучжи, Хуан Цзунси и Дай Чжаэня, появилась целая плеяда известных писателей и деятелей искусства таких, как Цао Сюецинь, У Цзинцы, Кун Шанжэнь и Ши Тао и др. Наряду с этим, были достигнуты успехи в развитии исторической науки. Многие известные историки того времени трудились над созданием энциклопедических историографических трудов. В их числе «Сы Ку Цюань Шу» (Собрание книг Поднебесной по четырем разделам) и «Собрание сочинений с древности и до настоящего времени». Блестящее развитие получила также и научно-техническая область, особенно стоит отметить достижения в архитектуре.

Цинское правительство развивало экономику аграрного типа, культура и идеология отличались насаждением феодальных норм морали и ритуала. Цины боролись со всяческим инакомыслием со стороны интеллектуальной элиты общества того времени, а в сфере внешних сношений Цины стремились слепо отгородиться от внешнего мира.

В период поздней Цин непрерывно обострялись социальные противоречия, этот период характеризуется подъемом антицинских восстаний. Период процветания империи завершился с началом восстания секты Белого Лотоса.

После Опиумной войны 1840 года, вследствие вторжения империалистов в Китай, Цинское правительство заключило ряд неравноправных договоров с агрессорами. Согласно этим договорам Цин уступила обширные территории, платила контрибуции, открыла торговые порты для иностранцев. Китай постепенно стал полуфеодальной полуколониальной страной. Вследствие политического разложения, идеологической близорукости, мягкотелой и забитой политики династия Цин вступила в период своего упадка. В стране вспыхнул ряд народных восстаний, включая восстание Тайпинов и Нянцзюней (факельщиков). С целью сохранения независимости цинские власти предприняли реформы, которые, однако, завершились провалом. В то время появилось немало патриотов и героев, которые до последней капли крови боролись за выход страны из системного кризиса. В 1911 году произошла Синьхайская революция, которая покончила с цинской властью. Китай, освободившись от двухтысячелетнего феодального ига, вступил в новый этап своего развития.

ДИНАСТИЯ ЦИН

Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся культурных центров. Именно в это время появились известный роман «Сон в Красном тереме», пекинская опера, парк Ихэюань. Тем не менее лишь недавно, в 2002 году, китайские ученые приступили к реализации издания «Исправленной и дополненной истории Цин», которая будет состоять из 92-х томов, включающих сведения об исторических личностях, культуре, научных достижениях и политике эпохи Цин. Срок завершения этого всеобъемлющего труда - 2013 год.

Последняя в истории Китая династия Цин («Чистая») взошла на престол в 1644 году. Она была создана маньчжурами (чжурчженями) - полукочевым народом, который с незапамятных времен жил на территории современного Северо-Восточного Китая. В конце 30-х годов XVII века. Китай, которым в то время правила династия Мин, оказался охвачен грандиозным крестьянским восстанием. В 1644 году повстанческие армии вошли в Пекин. Последний император династии Мин покончил с собой (см. подробнее статью о династии Мин). Минский военачальник У Саньгуй, оборонявший северные границы империи, обратился к маньчжурам с просьбой покарать мятежников. Те охотно согласились, рассеяли войска повстанцев, но, войдя в Пекин, немедленно перенесли туда свою столицу. Так в Китае вновь было установлено владычество чужеземных завоевателей.

Смена императорской династии поначалу не принесла облегчения китайскому народу. В период захвата власти маньчжурами продолжался неуклонный спад в экономике и культуре страны. Тем не менее, правители стремились соответствовать тому идеалу государей, который существовал в Поднебесной. Желая подчеркнуть свое уважение к династии Мин, правители Цин продолжали широкое строительство в столице - Пекине, параллельно реставрируя и украшая старые здания. В архитектуре зданий той эпохи берет верх стремление к внешней пышности в ущерб целостности впечатления. Развиваются малые архитектурные формы. Правители Цин поощряли ламаизм, вследствие чего в Китай широко проникали архитектурные мотивы из Центральной Азии (дворцовый комплекс Чэндэ). Фарфоровые изделия эпохи Цин пользуются у знатоков не меньшей популярностью, чем шедевры предыдущей династии. Они отличаются особой тонкостью и чистотой черепка, способностью красок, разнообразием форм и сюжетов росписей.

Династия Цин насчитывает десять правителей. Первым ее представителем был Шицзу (Фулинь, Шуньчжи), правивший с 1644 по 1661 год. Следом за ним на престол взошел Канси (Сюань Е, Шэнцзу), чье правление завершилось в 1722 году. Затем, в 1723–1735 годах, трон занял Шицзун (Инь Член, Юнчжэн), его сменил царствовавший до 1796 года Цяньлун (Хун Ли, Гаоцзун). Пятым императором династии Цин стал Жэньнзун (Юн Янь, Цзяцин), шестым - с 1821 по 1850 год - Сюаньцзун (Минь Нин, Даогуан). Преемником Сюаньцзуна был Вэньцзун (И Чжу, Сяньфэн), после него, в 1862–1875 годы, Муцзун (Цзай Чунь, Тунчжи), далее - Дэцзун (Цзай Тяй, Гуансюй), чье правление закончилось в 1908 году. И наконец, в 1909–1911 годах трон принадлежал Пу И (Сюаньтуну), не только последнему правителю династии Цин, но и последнему императору Китая.

Маньчжурская династия мало чем отличалась от своих предшественниц. Разумеется, порядок в стране поддерживали гарнизоны маньчжурских войск, расположенные в наиболее важных стратегических точках. Но новые правители были далеки от мысли навязывать китайцам собственное наречие и культуру. Ставший во главе Поднебесной маньчжурский род Айсин-Гиоро стремился лишь избежать ассимиляции - ведь маньчжуры считались на территории Китая национальным меньшинством. Поэтому императоры династии Цин культивировали маньчжурские традиции и активно поддерживали двуязычие. В идеологическом отношении маньчжуры были конфуцианцами, поэтому вели себя так же, как и любая другая династия. Возможно, именно поэтому только в середине XIX века оппозиционные пропагандисты взяли на вооружение этническую «чуждость».

Маньчжуры добились покорности китайского населения (символом его была коса, которую под страхом смерти обязаны были носить китайцы мужского пола), но при этом весьма активно заботились о процветании экономики страны и благосостоянии ее населения, всерьез воспринимая конфуцианский тезис о том, что высшая цель правящих верхов - благо народа, на котором зиждется благополучие государства.

Начиная со второго правителя династии, Канси (1654–1722), который правил в 1662–1722 годах, маньчжурские императоры были ревностными конфуцианцами. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Династия Цин не стремилась к новшествам: традиционная китайская административная система, как и система экзаменов на звание чиновника, остались практически неизменными.

Китай под властью династии Цин на протяжении первых двух веков развивался достаточно интенсивно. Невероятно быстрый рост населения (на рубеже XVIII–XIX веков в Китае насчитывалось около 300 млн человек) внес свои коррективы в экономику страны. Прежде всего это касалось перехода к интенсивному способу ведения хозяйства. Улучшались агротехнические приемы, использовались севообороты, принимались во внимание местные условия для выращивания наиболее выгодных культур и реализации их на рынке. Во всем этом активное участие принимало государство - ведь оно несло ответственность за все хозяйство страны.

В начальный период правления династии Цин Китай превратился в настоящую Мекку для европейцев. Когда в 1683 году завершилось маньчжурское завоевание Китая и вдоль его берегов возобновилось торговое плавание, купцы из Португалии, Голландии, Англии и Франции развернули активную торговлю на побережье Китая. Представители европейских стран создавали фактории, конкурировавшие между собой. Англичане обосновались в Гуанчжоу (Кантоне), французы - в Нинбо, а португальцы избрали базой Макао (Аомэнь). Внимания императорского двора искали как представители торговых компаний, так и европейские монархи. Однако богдыханы старательно избегали постоянных дипломатических отношений с Западом.

Дело в том, что жители Поднебесной воспринимали народы стран Европы как «варваров» и «данников» маньчжурского императора - Сына Неба. Подобно многим крупным державам того времени, Китай не страдал избытком политической скромности, опиравшейся к тому же на древнюю идеологию, согласно которой Китай является центром обитаемого мира. «Варвары» (под это название подходили все, кому не посчастливилось родиться в Поднебесной) не имели права постоянно пребывать в столице и держать здесь свои представительства. Им разрешалось только в установленные сроки или время от времени приезжать в Пекин с «данью» (обязательными подарками). Династия Цин поначалу не воспринимала всерьез дипломатов, привыкших с гордостью говорить от имени своей страны: разве может сравниться с Поднебесной какое-то окраинное царство?

Со временем позиция императоров претерпела изменения. Если раньше они презирали чужеземцев, то примерно к XVIII веку стали опасаться их влияния на идеологию и культуру своих подданных. В это время положение маньчжуров внутри страны заметно ухудшилось. Боевые возможности их отрядов снижались, а личный состав постепенно окитаивался. Возросла роль китайцев и в аппарате управления, начавшаяся полоса восстаний еще более поколебала маньчжурское господство. В таких условиях династия Цин могла рассчитывать только на традицию, которая прочнее оков удерживала в повиновении народ. И для того чтобы сохранить ее, императоры приняли парадоксальное, на первый взгляд, решение о «закрытии» Китая.

Императорскими указами было полностью запрещено христианство (католицизм), после чего число его последователей резко сократилось. Всего при Иньчжэне было закрыто более 300 христианских церквей, а большинство миссионеров изгнано за пределы Китая. С 1649 года китайцам было запрещено торговать вне границ Цинской империи, то есть на чужой территории. Под страхом смертной казни им не разрешалась строить большие суда, способные уходить далеко от берега - в открытое море. В 1716 году под запретом оказалась торговля с иностранцами медью и цинком, а с 1733 года - железом. С 1759 года прекратился вывоз из страны шелковых тканей. Указ о запрете на экспорт шелка в дальнейшем многократно повторялся. Даже разрешенный экспорт находился под жестким контролем государства: предельные объемы годового вывоза была введены для чайного листа и ревеня. Резко ограничивался и импорт. В частности, был наложен запрет на ввоз европейских книг.

Цинское правительство препятствовало расширению деловых контактов русских купцов с китайскими, неоднократно прерывая торговлю в Китае, в том числе в 1762 году - на шесть, а в 1785 году - на семь лет. Строго контролировались и весьма ограниченные торговые сделки с Кореей, особенно пограничный безденежный обмен товарами. Япо-но-китайская торговля находилась под двойным давлением - и цинской стороны, и правительства сёгунов Токугава. Объявившая себя «закрытой» страной Япония к концу XVIII века почти прекратила торговлю с Поднебесной.

В 1757 году император Хунли запретил иностранную торговлю во всех морских портах, кроме Гуанчжоу, где европейцам даже не разрешалось селиться в пределах городской черты. Им также возбранялось изучать китайский язык. Тех жителей, кто обучал ему «заморских чертей», казнили. Китайцам было запрещено переселяться на прибрежные острова и распахивать там целину. Нарушителей возвращали на материк, а их дома сжигали. В 1787 году специальным указом было запрещено заселение островов у побережья провинции Чжэцзян. По всему морскому побережью словно поднялась незримая, но прочная «китайская стена» с единственной «дверью» - Гуанчжоу. Политика изоляции усилила техническое, экономическое и культурное отставание Китая от Запада. Постепенно слабели и оборонные возможности государства, хотя это проявилось только в середине XIX века, когда страну потрясли торговые, или «опиумные», войны с Англией и Францией, результатом которых явилось насильственное «открытие» Китая странами Запада.

Среди правителей династии Цин выделяется несколько личностей, без которых история Китая выглядела бы совершенно иначе. Особо выдающимися из них можно считать двоих правителей. Впрочем, одна из них - Цыси - никогда не упоминается в династических таблицах эпохи Цин, хотя именно эта императрица фактически управляла страной с 1861 по 1908 год. Вторым правителем, о котором наслышан весь мир, является Пу И, последний император Поднебесной. Об этих двух неординарных личностях стоит рассказать подробнее.

Цыси прожила сравнительно долгую жизнь (1835–1908). Настоящее свое имя - Ланьэр, что означает Орхидея, - она носила только в юности. Поскольку подлинные имена китайских императоров запрещалось произносить даже под страхом смерти, она навсегда вошла в историю под именем Цыси. Происходя из знатного маньчжурского рода желтого знамени (этот цвет считался императорским), Орхидея была старшей дочерью. Кроме нее в семье, не отличавшейся богатством, было еще четверо детей: трое сыновей и дочь. Отец, Хой Чжен, учил старшую дочь грамоте, но гораздо больше она, обладавшая прекрасным голосом, преуспела в пении. Дома часто разыгрывались театральные спектакли. Когда отец получил должность таможенного инспектора, семья переехала в Уху, где Орхидея приобщилась к театру. Однако отец на новой должности начал рьяно брать взятки, превышать свои полномочия, за что вскоре лишился места и вынужден был уехать в город Аньцин. С помощью денег ему удалось сблизиться с губернатором провинции Аньхой, своим дальним родственником, и, казалось, дело пошло на лад. Но губернатор внезапно умер, а новый не хотел даже слышать имени Хой Чжена. С горя отец пристрастился к курению опиума, стал брать в долг, закладывал вещи и в конце концов довел семью до нищеты. Вскоре он умер. По конфуцианской традиции семья повезла его тело в столицу, в Пекин. Это случилось в 1853 году, в самый разгар восстания тайпинов, на третьем году правления императора Сяньфэна. В этом же году начался набор наложниц для императорского гарема. Как оказалось, Орхидея еще до приезда в Пекин была зарегистрирована кандидаткой в наложницы. Для этого требовалось быть дочерью чиновника не ниже 4-го ранга, а ее отец имел 2-й и принадлежал при этом к наследственной знати. Да и по возрасту она подходила - ей не было еще 20 лет. Так будущая правительница Китая появилась при императорском дворе.

Поначалу девушка играла во дворце незначительную роль: дом она делила еще с одной наложницей, им прислуживали только четыре служанки. Ведя уединенный образ жизни, Орхидея занялась живописью и каллиграфией, стала писать стихи, а во дворе посадила орхидеи, надеясь на скорую встречу с императором. Добиться внимания Сына Неба было непросто, но при помощи подкупа евнухов Цыси сумела организовать желанную встречу. Молодая артистичная женщина с прекрасным голосом так очаровала императора, что к вечеру получила титул «драгоценного человека», и с тех пор ее каждую ночь относили в спальный дворец Сяньфэна.

Став признанной фавриткой, Орхидея была готова на любое преступление, чтобы ею остаться. Каждый раз, когда император отсутствовал, по ее приказу пытали и топили в пруду возможных соперниц из числа наложниц-китая-нок. Одни девушки, боясь пыток, подкупали евнухов и бежали из дворца; другие - сами вешались или топились. Узнав об этих зверствах, Сяньфэн хотел даже казнить фаворитку, но она сумела довольно ловко оправдаться.

Вскоре Орхидея забеременела. Поскольку Сяньфэн уже давно охладел к императрице Цыань, а детей у них не было, возможное появление наследника от Орхидеи стало важнейшим событием. Император еще больше полюбил фаворитку и исполнял все ее прихоти. А тем временем ей часто во сне являлись тени убитых китаянок: она стала бояться привидений. Март 1856 года ознаменовался рождением престолонаследника - будущего императора Тун-чжи. Теперь положение Орхидеи при дворе окончательно упрочилось. Во время аудиенций, совещаний, приемов она находилась рядом с императором, приобщаясь к ведению государственных дел. Кроме того, Сяньфэн выдал ее младшую сестру за своего брата. От этого брака родился еще один будущий император - Гуансюй.

Есть, правда, и другие версии рождения наследника. По одной из них, отцом Тунчжи был офицер дворцовой стражи Жун Лу, по другой - будущего император родила служанка, китаянка Чу Ин, в то время как Орхидея, сделав себе накладной живот, только имитировала беременность. Император Сяньфэн к этому времени был уже наполовину парализован. После рождения ребенка Чу Ин сразу убили, а Орхидея выдала мальчика за своего сына.

В 1861 году Сяньфэн умер - то ли от простуды, то ли отравленный Цыси, которой хотелось стать регентшей при сыне. Однако согласно закону, принятому маньчжурами еще в XVII веке, императрицы не имели права быть регентшами. Цыси и императрице Цыань удалось добиться только почетного звания Великой императрицы, т. е. матери царствующего монарха. Править же стал регентский совет из князей и сановников. С этого момента началась борьба за власть. Сначала власть захватил министр налогов Су Шунь, опиравшийся на двух сводных братьев из Управления царствующей фамилии. При помощи князей Гуна и Чуня дуэту Великих императриц удалось добиться ареста и казни Су Шуня и его сторонников. Но и после этого власть Цыси не казалась прочной: даже ее любимца, евнуха Ань Дэхая, казнили «за бесчинства». Кроме того, произошло событие, несколько отодвинувшее Цыси от трона: Тунчжи исполнилось 17 лет. Мать он не любил, тем более что воспитала его не она, а императрица Цыань. Молодой император сам стал подписывать указы, что очень не нравилось Цыси. Ей также стало известно о причастности Тунчжи к казни Ань Дэхая. Теперь императору полагалось жениться и брать правление в свои руки. В жены ему выбрали дочь сановника Алутэ, хотя Цыси настаивала на другой кандидатуре. Кроме жены Тунчжи получил еще трех наложниц. Вскоре, после женитьбы сына в 1873 году, Цыси вынуждена была отказаться от регентства, но ненадолго: уже в следующем году император заболел, а поскольку детей у него не было, то под предлогом его болезни Цыси восстановила регентство. А через месяц Тунчжи умер. Официальной причиной смерти объявили оспу. Но есть и другие мнения: одни историки считают, что император скончался от сифилиса, которым заразился в публичных домах Пекина; другие - что его отравили; третьи видят причину в том, что, почувствовав ухудшение здоровья, Тунчжи подписал указ, по которому назначил наследником принца Цзай Шу, и это стоило ему жизни: указ принесли Цыси, и она в ярости разорвала его, запретив давать сыну лекарства. Вскоре после смерти мужа скончалась при невыясненных обстоятельствах и Алутэ: она была беременна, а новый наследник Цыси был не нужен. По ее требованию на трон посадили 4-летнего племянника Цыси Гуансюя, но фактически царствовала «из-за опущенной занавески» Великая императрица. Самого Гуансюя тетя ограничивала во всем: он должен был подолгу стоять перед ней на коленях, ему подавали несвежую пищу, не разрешали встречаться с родителями. Он даже зависел от главного евнуха Цыси - Ли Ляньина. В 1889 году, когда императору исполнилось 17 лет, Цыси женила его на дочери своего младшего брата. После свадьбы она формально передала ему власть, но фактически, окружив императора шпионами, продолжала следить за его деятельностью, вмешиваясь даже в личную жизнь.

Несмотря на то что Гуансюй давно достиг совершеннолетия, Цыси не собиралась передавать ему власть. Мало того, она стала приучать его к опиуму, распространяя при этом слухи о том, что император «утратил добродетель» и его надо сместить. Но в это время шла война с Японией (1894–1895), и ей не удалось осуществить задуманное. Однако от своих планов Цыси не отказалась. Поражение Китая заставило Гуансюя и его сторонников провести ряд либеральных реформ. Это привело к открытому столкновению с Цыси, в результате чего она в 1898 году решилась на переворот. Реформаторы были арестованы, шестерым отрубили головы, многих посадили в тюрьму или отправили в ссылку. Но попытка сместить Гуансюя не удалась: против выступили и некоторые китайские генерал-губернаторы, и иностранные державы. Не осмелившись убить императора, Цыси довела до самоубийства его любимую наложницу, вынудив ее броситься в колодец на глазах Гуансюя.

Годы шли, Цыси старела. Во время Японо-китайской войны ей исполнилось 60 лет. Всем крупным чиновникам было предложено пожертвовать в ее пользу четверть жалования. Стоимость преподнесенных подарков составила несколько миллионов лянов. Кроме того, императрица никогда не стеснялась брать из казны деньги для своих развлечений. Постоянно занимаясь интригами, Цыси опасалась надолго отлучаться из дворца. Только раз, в 1857 году, она съездила к матери. С помощью евнухов она полностью контролировала двор. Во дворце все следили за всеми, даже молодая императрица за своим мужем. Стареющая Цыси очень боялась покушений. Поэтому к ее постели была проведена особая труба, позволяющая слышать любой звук более чем за 100 шагов. Императрицу окружала многочисленная вооруженная охрана. Ей, постоянно преследуемой страхом перед возмездием, было чего опасаться.

В свое время Цыси говорила: «Кто мне хоть раз испортит настроение, тому я его испорчу на всю жизнь». Этому принципу мщения она следовала всегда, не останавливаясь ни перед чем. Главным источником информации о «виновных» служил донос. Для избиений у Цыси имелся специальный мешок желтого цвета, где она держала бамбуковые палки всех размеров. Даже князья чувствовали себя незащищенными: она, например, могла отобрать ребенка у одного из них и передать другому. Императрица изображала из себя божество, которому все обязаны поклоняться, и заставляла называть себя Почетной Буддой. Жестокость Цыси в сочетании с неограниченной властью рождали у окружающих панический страх. Даже император должен был стоять перед ней на коленях. Мучимая бессонницей, она устраивала аудиенции для сановников в 4 часа утра, а для укрепления здоровья ежедневно выпивала чашку женского молока. Обладая множеством драгоценностей, Цыси любила носить кольцо из зеленого или голубого нефрита, жемчужную диадему в виде цветов и накидку, унизанную жемчугом.

После подавления в 1900 году восстания ихэтуаней Гуансюй был заточен на острове Интай, откуда несколько раз безуспешно пытался бежать. Хотя в 1908 году Цыси заболела и кто-то ей донес, что Гуансюй радуется этому, она заявила: «Я не позволю императору умереть позже меня». Действительно, в конце года тот серьезно заболел, и Цыси выбрала ему в наследники своего внучатого племянника и племянника Гуансюя - двухлетнего Пу И. Многие считали, что Гуансюй был отравлен по ее приказу. Но Цыси пережила его всего на один день. Во время обеда она потеряла сознание и вскоре умерла. По преданию, ее последними словами были: «Никогда не позволяйте женщине править страной».

Если Цыси была настоящей хищницей, считавшейся только с собственными планами и желаниями, то ее преемника можно назвать скорее жертвой обстоятельств. Генри Пу И (1906–1967) - китайский император, последний из маньчжурской династии Цин - был совершенно не похож на предыдущую фактическую правительницу Китая. Имя, данное ему при рождении, стало известно всему миру впоследствии в связи с низложением императора и приравнению его к обычным гражданам. Так что в историю он вошел под именем Пу И, а не под тем, что отражало девиз правления и звучало как Сюань-тун. В качестве фамилии в более позднее время употреблялось его маньчжурское клановое имя - Айсин-Гиоро (в китайской передаче - Айсиньцзюело). В общении с европейцами он иногда представлялся Генри. Этим именем называл его учитель-шотландец. В КНР и на Тайване Пу И известен также как Сюньди (Отрекшийся император).

Двухлетний Пу И был провозглашен императором в декабре 1908 года, а регентом при нем состоял его родной отец, принц Чунь. После Синьхайской революции, свергнувшей династию Цинов и установившей республику, 12 февраля 1912 года вдова Гуансюя, императрица Лунъюй, ставшая регентшей вместо ушедшего в отставку Чуня, подписала акт об отречении императора. По условиям договора, подписанного между монаршей семьей и генералом Юань Шикаем, Пу И сохранял титул императора, право жительства в пекинском Запретном городе, а по протоколу приравнивался к иностранному монарху.

Во время одного из военных переворотов в 1917 году Пу И был ненадолго (всего на две недели) вновь провозглашен царствующим императором. Но ему так и не суждено было стать полноправным представителем своей династии. Отпраздновав в 1924 году свое 18-летие, он был низложен окончательно, лишен всех титулов, изгнан со своим двором из Запретного города и объявлен обычным гражданином республики.

Годом позже бывший император Поднебесной поселился на территории концессий в Тяньцзине, контролируемых Японией, и организовал там «двор в изгнании». С этого времени на него большое влияние оказывали японские власти. При их поддержке в 1932 году Пу И стал главой администрации марионеточного государства Маньчжоу-го, созданного японцами в оккупированной Маньчжурии. В 1934 году был провозглашен императором Маньчжоу-го под именем Кандэ. Но прошло не так уж много времени, и судьба вновь нанесла ему удар: в 1945 году Пу И был взят в плен советскими войсками. В 1948 году он выступил свидетелем обвинения на Токийском процессе, впрочем, самого его не судили. После долгого пребывания под арестом Пу И был освобожден и возвратился на родину, в Пекин, где работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке.

Времена были жестокие, поэтому бывшему повелителю Китая пришлось публично заявить о поддержке коммунистического режима. В ином случае он, скорее всего, тихо исчез бы… С 1964 года Пу И вновь вернулся в сферу политики, правда, в качестве консультанта, будучи назначенным членом политико-консультативного совета КНР. Всемирно известным Пу И стал после опубликования своих мемуаров, где он предстает как формальный властитель, с чьим мнением никто не считался. Некоторые историки предполагают, что Пу И мог сознательно приуменьшить свою политическую роль, опасаясь обвинений в причастности к военным преступлениям Японии. Однако, если вспомнить историю его жизни, можно согласиться с тем, что этот человек действительно с раннего детства чувствовал себя марионеткой. Личную жизнь последнего китайского императора также едва ли можно назвать счастливой. Несмотря на то что он пять раз вступал в брак, ни одна жена не родила ему ребенка. Впрочем, он никогда не смог бы передать ему то, что принадлежало ему по праву, - трон Поднебесной, поскольку уже появилось новое государство - Китайская Народная Республика. Потомки братьев Пу И до сих пор живут в Китае и пользуются большим уважением. А сам он умер от рака в начале «культурной революции». История жизни Пу И послужила основой сценария фильма Б. Бертолуччи «Последний император».

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066 Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

V династия Новая, V династия древнеегипетских царей, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа, уже не могла строить такие величественные пирамиды.Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - это всего лишь бледное

автора

IV ДИНАСТИЯ Египет имеет репутацию одного из древнейших очагов цивилизаций. Как свидетельствуют археологические данные, это государство возникло в конце IV тысячелетия до н. э., а окончательно утратило независимость в 525 году до н. э., когда после военного поражения у

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

XIX ДИНАСТИЯ Фараоны XIX династии смогли восстановить былое величие Египта. Первым из них был Рамсес I. В переводе с древнеегипетского это имя означает «Ра [второе имя бога Солнца египтян] родил его». Возможно, этим его родители стремились подчеркнуть свою приверженность

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ СЯ Династия Ся - первая из легендарных «Трех династий», с которых началась история Китая. Ее название легло в основу одного из самоназваний Китая - Хуася. Генеалогическое древо Ся в «Ши цзи» насчитывает семнадцать правителей (вместе с Да Юем). Престол

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ МИН Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ ЦИН Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся

Из книги Древний Восток автора

I династия Ура Около 2550 г. до н. э. гегемония у Урука была перехвачена династией Ура. Наиболее известным царем-гегемоном из Ура был Месанепада. В это время для Ура были характерны шахтные гробницы и одно уникальное погребение верховной жрицы-правительницы Пуаби; вместе с

автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

XIX династия Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-несут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному

Китайская династия Цинь пребывала у власти всего полтора десятилетия. Однако именно ей, а прежде всего первому правителю этого имени - Цинь Шихуанди, было суждено войти в историю как объединителю разрозненных китайских царств в единую централизованную империю, заложившую основы социально-экономического и административно-политического развития Китая на многие столетия вперёд.

Предпосылки возникновения империи в древнем Китае

На протяжении пятого-третьего веков древние царства на территории Китая постоянно воевали друг с другом за первенство. В этих условиях будущее им могло обеспечить лишь объединение разрозненных образований в единую сильную державу, способную обеспечить защиту собственных границ от внешних врагов и захватывать на соседних территориях рабов и новые земли. В силу непрекращающейся вражды китайских княжеств подобное объединение можно было произвести только насильственным путём под эгидой сильнейшего из них, что в итоге и случилось.

Временной отрезок с 255 по 222 гг. до нашей эры вошёл в историю Китая как период Чжаньго - "борющихся (или сражающихся) царств". Самым сильным из них было княжество Цинь (территория современной провинции Шаньси). Его правитель, Ин Чжэн, взошёл на трон в возрасте двенадцати лет, однако весьма быстро проявил себя как сильный и жестокий властитель. До его совершеннолетия государством Цинь управлял Люй Бу-вэй, влиятельный торговец и придворный. Однако едва властителю Цинь исполнился двадцать один год, он немедля взял власть в собственные руки, безжалостно расправившись с Люй Бу-вэем, попытавшимся свергнуть его.

В результате многолетней борьбы к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось подчинить себе все "сражающиеся царства" одно за другим: Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Встав во главе огромной державы, Ин Чжэн принял новый титул для себя и своих потомков - "хуанди", что означало "император".

Цинь Шихуанди - первый император Китая

Империя Цинь простиралась на огромной территории - от Сычуани и Гуандуна до Южной Маньчжурии. Взойдя на престол под именем Цинь Шихуанди, "первый император династии Цинь", Ин Чжэн, в первую очередь уничтожил независимые государственные образования на подчинённых ему землях. Государство было разделено на тридцать шесть областей, каждая из которых являлась также и военным округом. Во главе каждой области поставил двух управителей - гражданского и военного.

Была жёстко ограничена власть аристократии. Прежние аристократические титулы были упразднены - теперь критерием знатности выступали уровень богатства и заслуги перед государством. Чиновники громоздкого государственного аппарата на местах теперь находились под контролем центральной администрации, этому способствовало введение института инспекторов для наблюдения за их деятельностью.

Цинь Шихуанди провёл ряд других реформ, которыми прославилась династия Цинь: он унифицировал денежную систему, ввёл единую систему веса, ёмкости и длины по всей стране, составил свод законов, установил единую для всей страны систему письменности.

Помимо этого, им было официально узаконено право свободной торговли землёй, что повлекло невиданное до сей поры обогащение знати наряду с массовым разорением свободных общинников. Значительное усиление налогового гнёта и рабочей повинности, а также новые чрезвычайно жёсткие законы, предусматривающие коллективную ответственность, привели к широкому распространению работорговли. Новая знать - богатые ремесленники, крупные ростовщики и торговцы - всячески поддерживала реформы, которые проводила династия Цинь, однако прежняя аристократия была ими исключительно недовольна. Конфуцианцы, выражавшие настроения последних, начали открыто критиковать деятельность правительства и предрекать империи скорую гибель. В результате по приказу Цинь Шихуанди конфуцианцы подверглись жесточайшим репрессиям.

Строительные мероприятия в империи Цинь

При правлении Цинь Шихуанди было проведено масштабное строительство сети ирригационных сооружений и дорог, охвативших всю страну. В 214-213 годах до нашей эры было начато возведение грандиознейшего фортификационного сооружения - Великой китайской стены - для защиты северных рубежей империи от кочевников.

Кроме того, во второй половине прошлого столетия археологами была обнаружена величественная гробница Цинь Шихуанди. В огромном склепе была замурована целая "терракотовая армия" - шесть тысяч выполненных в натуральную величину фигур солдат и боевых коней, "охраняющих" вечный покой императора.

Религия в империи Цинь

Эпоха, когда у власти в Китае находилась династия Цинь, была временем полноправного господства религии. Все слои общества верили в сверхъестественное устройство мира. Согласно воззрениям, возникшим задолго до империи Цинь, бытие мира определялось взаимодействием двух космических начал - Инь и Ян. В тесной взаимосвязи с этим находилось представление о пяти мировых стихиях. Император объявлялся сверхъестественным существом, спустившимся с Неба. Считалось, что он находится под покровительством всех стихий, а его небесным "эквивалентом" выступало Солнце.

Сам Цинь Шихуанди отличался крайней степенью религиозности, сводившейся к фетишизму и примитивным суевериям. Он нередко прибегал к разнообразным заклинаниям, колдовству, потратил много времени и усилий на поиски даже снарядив в этих целях большую экспедицию на Японские острова.

Династия Цинь: падение

В 210 году до нашей эры, находясь в одной из инспекционных поездок по стране, император Цинь Шихуанди внезапно скончался (историки предполагают, что на тот момент ему был пятьдесят один год). На престол взошёл его сын, Эр Шихуанди, попытавшийся продолжить политику отца. Однако он сумел удержаться у власти всего два года. Недовольство различных слоёв населения тем, как правили императоры династии Цинь, переросло в гражданскую войну. Начало ей положило восстание крестьян под руководством Чэнь Шэна (209-208 годы до нашей эры). Крупные землевладельцы, а также потомки прежней, старой знати также восстали против центральной власти, одновременно сражаясь и с повстанцами-крестьянами.

В 207 году до нашей эры Эр Шихуанди был убит. Некий Чжао Гао, знатный сановник и родственник императора, возглавивший заговор против него, посадил на престол государства собственного сына - Цзы Ина. Однако новому правителю не суждено было удержаться на престоле. Не более чем через месяц Цзы Ин и его отец были убиты недовольной знатью. Они были последними мужчинами, состоящими в кровном родстве с Цинь Шихуанди. Таким образом, Династия Цинь в Китае пала, не просуществовав и двух десятков лет.

Историческое значение династии Цинь

Создание на территории Китая единой сильной централизованной империи сыграло важную роль в дальнейшем историческом развитии страны. Политическое объединение земель, законность права на частную собственность, деление населения по имущественному принципу и проведение мероприятий, поддерживающих рост торговли - всё это способствовало развитию общественных и экономических отношений в стране, заложило основы для дальнейших преобразований.

Однако слишком жёсткие меры, которые династия Цинь предпринимала в целях централизации государства, уничтожение старой знати, налоговый гнёт, повышение цен и повинностей, разорившие мелких и средних производителей, привели к мощной вспышке восстаний, положивших конец её правлению.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения