Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иван сусанин краткая биография и подвиг. Краткая биография и интересные факты об иване сусанине

Иван Сусанин краткая биография для детей, изложена в этой статье.

Краткое сообщение о Иване Сусанине

Иван Осипович Сусанин, на самом деле, довольно темная личность в истории, в которой он является героем, спасшим царя Михаила от смерти. Точной даты, когда родился Иван Сусанин не известно, только дата смерти – 1613 год. Достоверно можно сказать лишь то, что он был крестьянином, проживающим в Костромском уезде, село Домнина. Его род принадлежал к роду Романовых.

Что сделал Иван Сусанин?

О том, какой подвиг совершил Иван Сусанин, можно узнать из текстов дарственной грамоты Романова Михаила Федоровича. Согласно ей, крестьянину Богдану Собинину, зятю Ивана Сусанина, было даровано земли за подвиг тестя, спасшего Михаила Федоровича от поляков, которые хотели его «устранить», чтобы возвести на русский трон своего ставленника.

История гласит, что осенью далекого 1612 года разгорелась «война» за российский престол между сторонниками бездетного царя и поляками, которые хотели видеть во главе государства своего ставленника. Претендент на российский трон Романов Михаил Федорович вместе с матерью Марфой покинули Кремль, осажденный смутьянами, и направились в сторону Домнино – Макарьевский монастырь. Поляки же, узнав об этом путешествии, хотели разыскать и устранить соперника на престол. Добравшись до Домнино, они пытали Ивана Сусанина и односельчан, пытаясь добыть информацию о местонахождении Михаила Федоровича. Иван Осипович прекрасно понимал, что поляки не отступят от своего, пока не получат своего. Он сделал вид, что знает, где находится Михаил Федорович и согласился их провести к нему, если те перестанут мучать односельчан. Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что проводник обманул их – стали избывать и пытать Ивана Осиповича. Но тот, как настоящий герой, ничего не сказал врагам и принял смерть, а Михаил Федорович тем самым, избежал гибели от рук поляков.


Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом. В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году. Первое действие Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь. Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых. Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца». С реки доносится песня.

Краткое содержание оперы иван сусанин глинки для читательского дневника

Они ищут человека, который провел бы их к Москве. Сусанин сначала категорически отказывается даже за вознаграждение, но внезапно соглашается. У него возникает идея завести врага в лесную глушь. Ваня, по просьбе Сусанина, предупреждает русский отряд во главе с Мининым о надвигающейся опасности.

Узнав о случившемся, на помощь своим спешит Собинин. В четвертом акте Сусанин заводит врагов в лесную глушь.


Инфо

Они оглодали, замерзли и устали. На следующий день поляки поняли, что Сусанин их обманул, и из леса им не выбраться. Они убивают его. Эпилог – это народное гулянье в честь победы.


Спасен царь, родные Сусанина – в трауре. Они скорбят о своем отце.

Diafon.ru

    Внимание

    Краткие содержания

  • Оперы
  • Глинка — Иван Сусанин
  • Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино Сусанин Иван, дочка его Антонида, пасынок Сусанина Иван, жених Антониды, ополченец, Собинин Богдан, польский король Сигизмунд, польский гонец и русский воин.

    В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек. Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве.

    «иван сусанин»: краткое содержание оперы и история создания

    Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.

    • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
    • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

    Музыка Отечественное героико-трагическое произведение — такую характеристику дал своей опере М.И.
    Глинка.

    Опера «иван сусанин»: краткое содержание

    Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей.
    Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» - восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, - гордо говорит Сусанин, - смерти не боюсь, лягу за родную Русь!» Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина.
    Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

    Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами.

    One more step

    Первоначальное название оперы - «Жизнь за царя» (под этим названием ее ставили вплоть до революции 1917 г.). Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 г. в петербургском Большом театре.
    Опера была с восторгом воспринята передовой частью общества. «С оперой Глинки, - писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, - является то, чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки».

    В 1939 г. поэт С.М. Городецкий подверг коренной переработке первоначальное либретто Г.Ф. Розена. Сценическая история этого творения связанна с именами С.

    В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, М. Д. Михайлова и других выдающихся русских исполнителей.


    ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогом Новый текст С.
    5Голосов: 88 Оперы. Краткие содержания произведений

    • Беллини — Норма
    • Бизе — Кармен
    • Верди — Дон Карлос
    • Верди — Риголетто
    • Верди — Симон Бокканегра
    • Верди — Травиата
    • Верди — Трубадур
    • Гершин — Порги и бесс
    • Глинка — Иван Сусанин
    • Глинка — Руслан и Людмила
    • Иисус Христос — суперзвезда
    • Иоланта
    • Кристоф Глюк — Орфей и Эвридика
    • Леонкавалло — Паяцы
    • Мусоргский — Хованщина
    • Пуччини — Богема
    • Пуччини — Манон Леско
    • Пуччини — Принцесса Турандот
    • Римский-Корсаков — Садко
    • Рыбников — Юнона и Авось

    Картинка или рисунок Глинка — Иван Сусанин Другие пересказы для читательского дневника

    Опера иван сусанин краткое одержание для детей

    Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя. Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

    Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 3 класса

    Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «…как бы по волшебному действию, - писал композитор, - вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей». … Предателя, мнили, во мне вы нашли; Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит. «Злодей! - закричали враги, закипев, - Умрешь под мечами» - «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело!.. (отрывок из поэмы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин») Идея, подброшенная Жуковским, целиком завладела М. Глинкой, и он приступил к работе. Свое произведение композитор окрестил героико-трагической оперой.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 3 класса презентация

    Шаляпин в ролиИвана Сусанина В начале 1613-го г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Это реальное историческое событие легло в основу первой в истории мировой музыки героической народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (или как она называлась в первой постановке - «Жизни за царя»). По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 4 класса

    Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый. К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит отличная идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами.


    Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии. Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев.

Ждут в селе Домнино ополченцев. Лишь красавицу Антониду не радует их возвращение, ведь нет среди них ее суженого. Иван Сусанин решается отсрочить свадьбу дочери. Внезапно с радостными вестями возвращается Богдан Собинин. Он сообщает о подоспевшей помощи и просит Сусанина не откладывать свадьбу. Сусанин успокоен мыслями о скором освобождении, потому дает согласие на проведение свадьбы.

Шляхта разъярилась поражением под Москвой. Новое войско готово одержать быструю победу.

Приготовления Сусанина к свадьбе дочери прерываются вторжением поляков. Враг требует Сусанина в проводники, ведь им неизвестен правильный путь в Москву. Ивану приходит в голову идея заманить войско в ловушку. Собинин немедленно бросается на поиски Сусанина.

Минин готов бороться с захватчиком и надеется вызволить Сусанина.

Иван заводит польское войско в дремучие чащи. Он чует приближающуюся смерть, ведь поляки постепенно догадаются о его лжи. Замерзающие и обозленные шляхтичи вскоре убивают Ивана Сусанина.

И вот уже Москва прославляет героев, которые отдали жизнь за спасение своей страны.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские Read More ......
  2. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Read More ......
  3. Войнаровский Свободолюбивый и мятежный дух Войнаровского однажды приводит его к политической ссылке. Борец за правое дело анализирует свою жизнь и поступки и недоумевает. Он так и не разобрался до конца, служил ли он интересам своего государства. Желая свергнуть тирана с Read More ......
  4. Я ль буду в роковое время… Гражданин, который яростно сражается за будущее и не боится неудобств и трудностей, взывает к изнеженным и пассивным сынам своего Отечества. Он считает слабохарактерных людей недостойными великого прошлого славянских народов, но осуждать их не осмеливается. Read More ......
  5. Иван Грозный Драматическая повесть состоит из двух действий. В первом описывается, что на престол взошел молодой царь Иван IV. Бояре не рады его избранию, потому что каждый считает себя достойным такой чести. Глава государства должен жениться. Для него проводят смотрины Read More ......
  6. Иван Федорович Шпонька и его тетушка “С этой историей случилась история”: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. Read More ......
  7. Иван Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить Read More ......
  8. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает в одной рубашке и глядит, что делается во дворе и Read More ......
Краткое содержание Иван Сусанин Рылеев

Семнадцатый век в истории России открывается трагедией Смуты. Это был первый страшный опыт гражданской войны, в которую оказались вовлечены все слои русского общества. Однако с 1611 г. гражданская война в России стала приобретать характер борьбы против иноземных захватчиков, за национальную независимость. Второму ополчению под руководством Минина и Пожарского суждено было стать спасителем российского государства. В феврале 1613 г. самый представительный за всю историю своего существования земский собор провозгласил новым царем Михаила Федоровича Романова. С этим событием и связан подвиг Ивана Сусанина - спасителя основателя новой русской династии Романовых.

Действительно, подвиг Ивана Осиповича Сусанина - крестьянина села Домнино Костромской области стал неотъемлемой частью русской истории. Однако единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери» крестьянину Костромского уезда «Богдашке Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. Согласно преданию в марте 1613 г. один из польских отрядов, изгнанных из Москвы, прорвался в Костромской уезд и искал проводника, чтобы попасть в село Домнино - вотчину Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Придя в Деревеньки (в 3 км от села Домнино), интервенты ворвались в избу Сусанина и потребовали указать им дорогу. Сусанин намеренно завел вражеский отряд в непроходимые места (ныне «Сусанинское болото»), за что был поляками убит. Погиб и весь польский отряд. Тем временем царь, предупрежденный зятем Сусанина - Богданом Сабининым, укрылся в Костроме в Ипатьевском монастыре.

Память о патриотическом подвиге Сусанина сохранилась не только в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг как идеал народной доблести и самопожертвования оказался востребован и в ходе событий Отечественной войны 1812 г., сопровождавшейся крестьянским партизанским движением. Неслучайно в том же 1812 г., на волне патриотического подъема, М.И. Глинка создает оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Образ крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, вполне вписывался в официальную идеологическую доктрину «православие, самодержавие, народность» и именно поэтому особенно стал востребован в царствование Николя I. В 1838 г. им был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанина и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». Его подвиг нашел отражение во многих произведениях художественной литературы, а Н.В. Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным». Изображен Сусанин и на известном памятнике «Тысячелетие России» Михаила Микешина. Правда, после революции 1917 г. имя Сусанина попало в разряд «слуг царей», а памятник в Костроме был варварски уничтожен. Однако в конце 1930-х гг., в связи с формированием сталинской политико-экономической и идеологической системы, о его подвиге вновь вспомнили. Героя «реабилитировали». В 1938 г. вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну. В 1939 г. в Большом театре была возобновлена постановка оперы Глинки, правда с другим названием и новым либретто. В конце лета 1939 г. в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб. Особенно «связь времен» стала востребована в годы Великой Отечественной войны. Так, например, в 1942 г., 83-летний крестьянин Матвей Кузьмин, повторил его подвиг. В Куракино, родной деревне Матвея Кузьмина, квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии (всем известная «Эдельвейс»), перед которым в феврале 1942 г. была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот. Командир батальона потребовал у Кузьмина выступить проводником, пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился. Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Матвей Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец вывел вражеский отряд к засаде в деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Немецкий отряд был уничтожен, но сам Кузьмин был убит немецким командиром.

В предыдущих лекциях раскрывалось значение музыки как одного из социальных факторов, воздействующих не только на деятельность человека, но и на общество, государство и право. Можно добавить к сказанному ранее, что человек с рождения окружен различными звуками и это его естественное состояние, естественная среда обитания, порожденная окружающим миром природы. И нет ничего удивительного в том, что гармония музыкальных звуков играет в жизни людей значительную роль - лечит от физических и душевных страданий, наполняет чувством восторга в моменты радости и счастья, объединяет общество, придавая ему устойчивость, а государству идею самостоятельности и независимости.

Музыка активно использовалась и используется в деятельности человека, общества и государства. Она характеризует общий уровень развития общества, степень его художественной культуры, демократизма, свидетельствует о наличии или отсутствии прав и свобод человека и гражданина. Общественная значимость музыки заключается в том, что она является одним из факторов формирования в человеке таких личных качеств, как справедливость, честность, порядочность, доброжелательность, идейность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, творческая активность и др. Музыка способствует также формированию в человеке его неповторимости, индивидуальности и целостности.

Социальная среда и истоки формирования мировоззрения М.И. Глинки.

Прежде чем приступить к данной теме, нам необходимо выяснить несколько вопросов, прямо не относящихся к творческой деятельности великого композитора, основателя русской классической музыки, рассмотреть идейные истоки мировоззрения будущего композитора и ту политическую и социальную среду, в которой он жил и творил. Без этих предварительных сведений трудно представить его идейные искания, которые нашли свое отражение в выдающихся произведениях, оказавших существенное влияние на формирование не только музыкальной, но и духовной культуры России второй половины XIX - начала XX в.

В начале XIX века в России происходят значительные изменения, связанные с экономическими, политическими и социальными противоречиями в обществе. Главной проблемой становится государственное устройство, система правосудия и крепостное право, тормозившие развитие общества в целом. В этих условиях начинают прорастать новые представления об общественном и государственном строе, новой системе хозяйствования, праве и правосудии.

В это время в селе Новоспасском Смоленской губернии 20. мая 1804 г. родился Михаил Иванович Глинка. Детские годы он провел в деревне, в обстановке помещичьего, усадебного быта. Его первые музыкальные впечатления связаны с народной песней. Он рано познакомился с профессиональной музыкой, еще ребенком слушал концерты крепостного оркестра и сам нередко принимал участие в его игре.

Годы учения в Петербурге (1818 - 1822) благотворно отразились на формировании личности и мировоззрения Глинки. Четыре с половиной года он учился в Благородном пансионе Петербургского педагогического института. Воспитателем Глинки был друг А. С. Пушкина В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист, а педагогами - прогрессивные ученые А. П. Куницын (1783 - 1840), К. И. Арсеньев и А. И. Галич.

В. К. Кюхельбекер (1797 - 1846) за участие в восстании декабристов был приговорен к смертной казни, замененной каторгой, писал стихи, проникнутые пафосом революционной гражданственности.

А. П. Куницын (1783 - 1840) - русский юрист, последователь теории естественного права. Его книга «Право естественное» была изъята как противоречащая «истинам христианства». Своими взглядами он повлиял на мировоззрение А. С. Пушкина и М. И. Глинки. Распространение идей естественного права в первой четверти XIX в. в России, в ее лучших учебных заведениях было делом большой смелости. Идеи о свободе, равенстве людей по самой природе вещей оказывали глубокое воздействие на формирование сознания личности, тем более, что господствующая официальная идеология абсолютной монархии не отступала ни на шаг от защиты интересов дворянства и строго следила за их сохранением. Феодальное право стояло на охране привилегий дворянства - жить за чужой счет.

Другой преподаватель, К. И. Арсеньев (1789 - 1865), русский статистик, историк, географ, профессор Санкт-Петербургского университета, академик (с 1841), тайный советник, особенно отличался своей просветительской деятельностью. В 1821 г. начальством Благородного пансиона у Глинки была отобрана тетрадь со следующей записью: «Народ был прежде правительства, а по сему, народы важнее правительства, ибо оно для сего существует… Монарх смертен и заменяется, может быть извергом, недостойным носить имя человека. Самая лучшая форма есть смешанная, то есть смесь монархии, аристократии и демократии. Такая форма правления в Англии». Запись эта представляет конспект лекции по статистике профессора К. И. Арсеньева. Из этого можно сделать вывод, что Арсеньев хорошо ориентировался в юридической науке. Доказательством этого может служить тот факт, что с 1826 по 1828 г. Арсеньев работал редактором Комиссии по составлению законов под руководством М. М. Сперанского.

В своем учебнике «История народов и республик Древней Греции» (СПб., 1826) 127). Арсеньев особо подчеркивает необходимость принятия законов, отвечающих интересам общества, государства и личности. «Законы в республике подобны договорам; люди хранят оные дотоле, пока обе стороны находят их для себя полезными». И если Куницын проповедовал с кафедры идеи естественного права, то Арсеньев - идеи общественного договора и наилучшие формы государственного устройства. Глинка волею судеб оказался в числе их учеников, а их младшим современником был будущий император Александр II, осуществивший великие реформы второй половины XIX века.

В России формировался новый тип политического мышления, он укоренился во всех слоях общества - от купеческих сыновей, становившихся музыкантами и литературными критиками, до членов императорской фамилии. Корень преобразований эти люди - начиная с Ломоносова, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Глинки - видели не в политических реформах, а в художественной культуре активно влиявшей на уровень общественного сознания.

Другим очень важным условием формирования мировоззрения Глинки были его путешествия. Странствия начались в ранней молодости и продолжались до последних дней жизни. Он изъездил почти всю континентальную Европу - от Гибралтара до российских и украинских равнин: Испания, Италия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Польша. Видел горные панорамы Кавказа, Альп, Пиренеев и Апеннин. Путешествовал по Рейну, Дунаю, берегам Средиземного моря. Созерцал архитектурные сокровища Милана, Мадрида, Парижа, Гранады, Киева, Кельна. И во многих этих местах он был не туристом, жил подолгу, учился и учил сам, слушал, смотрел, размышлял, лечился, учил языки, писал музыку, анализировал и переосмыслял окружавшую его реальную действительность.

Эпоха Глинки.

Имя Глинки неизменно связывается в нашем сознании со всем широким, многоцветным миром русской классической музыки. Глинка вошел в круг важнейших явлений культуры и утвердил свою самостоятельность, став истинным выражением народного сознания, духовных творческих сил русского народа. «Эпохой Глинки» можно по справедливости назвать всю вторую четверть XIX века.

События Отечественной войны 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. не могли не отозваться в его музыке и, прежде всего, в его операх. Эти события, его мировоззрение, сформировавшееся в кругу передовой интеллигенции, выносили идею «отечественной героико-трагической оперы», концепцию русского героического эпоса, своими корнями уходящие в историческое прошлое Киевской Руси. Воспитанный на поэзии Жуковского, Батюшкова, Пушкина, молодой Глинка отразил в музыке лучшие стороны этого поэтического мироощущения. Тема «Пушкин и Глинка» давно уже стала традиционной в критической литературе. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, писал Стасов. Оба художника продвинули вперед русское искусство, формируя новое общественное сознание и свободу мысли. Художественные принципы Глинки созревали в насыщенной атмосфере последствий Отечественной войны 1812 г. и декабризма.

Глинка смог проникнуть в характер народной музыки, подметил ее особенности, изучил и усвоил ее, и его музыка приняла образы чисто русские. Слушая его оперу «Иван Сусанин» многие замечали в ней что-то известное, знакомое и старались припомнить, из какой русской песни взят тот или другой мотив, но не находили оригинала. Однако в его опере не было ни одного заимствованного мотива, и его музыка казалась знакомой потому, что она вышла из народного творчества, писал о Глинке музыкальный критик Неверов.

Известный советский музыкальный критик Б. В. Асафьев подчеркивал в творчестве Глинки преемственность моцартовской и бетховенской традиций. Анализируя его сочинения, Асафьев подробно прослеживает его связь с творчеством Бетховена и мастеров эпохи Великой французской революции - Мегюля и Керубини. В зрелые годы, в период создания опер все полнее проявлялось у Глинки бетховенское начало - широкий размах, могучий, подлинно всенародный подъем в монументальных оперных композициях.

В истории русской музыки Глинка выступил как первый великий мастер, сумевший слить в единство два начала - правду жизни и ее красоту. Он достиг совершенства в этом единстве правдивого и прекрасного, передавая музыкальные образы окружающей действительности в классически стройной и совершенной художественной форме. Его музыка, подобно музыке Моцарта, всегда доставляет огромное эстетическое наслаждение. Гармония действительности передавалась гармонией музыкальных звуков и по форме, и по содержанию. Понятие красоты у Глинки, как и у Пушкина, всегда претворяется через поэтическое восприятие. Отсюда у Глинки понимание формы как красоты, т.е. соразмерности, пропорциональности ритма, интонации для составления единого стройного целого. Поэтому совпадение формы и содержания понималось как достижение совершенства, т. е. - прекрасного.

Возникшее в пору высокого подъема русской словесности, в эпоху Пушкина и Лермонтова, Белинского и Гоголя, творчество Глинки несло с собой свет передовых гуманистических идеалов - свободы и справедливости, мысль о единстве русского искусства и народа.

Опера как жанр музыкального искусства.

Прежде чем мы приступим к анализу опер Глинки, необходимо рассмотреть само понятие «опера» как один из жанров музыкального искусства. Опера (итал. - труд, дело, сочинение) - род музыкально- драматического произведения, состоящего из сценического действия и музыки. В опере музыка является основной движущей силой действия. Опера возникает на рубеже XVI - XVII вв., когда эпоха Ренессанса возродила идеи античности о свободе человека и справедливости, провозгласив право свободного от церковных запретов, проявления внутренних переживаний и эмоций, вызвав к жизни новое пение, в котором звук стал выражением духовного богатства человека. Этот глубокий в истории музыки переворот изменил качество интонации человеческого голоса и смог вызвать к жизни оперное искусство. Важнейший элемент оперного произведения - пение, передающее богатую гамму человеческих переживаний. Из столкновения разных интонаций голоса рождается интонационная драматургия оперы. Другим важным элементом оперы является симфонизм. Развитие симфонизма в XVIII - XIX вв. расширило и обогатило возможности истолкования музыкальной драматургии действия в опере. Оркестр стал выявлять в опере комментирующую и обобщающую роль произведения. Оркестр не только сопровождает пение, но и создает фон действия оперы, обрисовывает обстановку, в которой происходит действие, отражает события действия (например, в симфонических антрактах между сценами). Наконец, оркестровое развитие является фактором создания цельной, законченной оперной формы. В опере используются разнообразные жанры бытовой музыки - песня, танец, марш, которые служат средством типизации образов, выявления общего в частном. Создание оперы было вызвано стремлением к возрождению древнегреческой трагедии. Эта идея возникла в среде ученых-гуманистов, писателей и музыкантов Флоренции. Зародившись в атмосфере аристократических салонов, опера со временем демократизируется и становится доступной для широких слоев населения.

В России с появлением классических шедевров Глинки русская оперная школа, усвоив важнейшие достижения западноевропейской музыки от Глюка и Моцарта до своих итальянских, немецких и французских современников, сравнялась с европейскими образцами. Своеобразие оперных произведений Глинки кроется в глубокой связи народной жизни и передовых взглядов русской общественной мысли и культуры пушкинской эпохи.

Вокруг Глинки уже при его жизни складывается некий ореол представлений, знаменующих мировоззренческие ориентиры. В этом отношении Глинка разделил судьбу Пушкина: «солнце русской поэзии» - «солнце русской музыки». Имя Глинки уже в 30 - 40-е гг. XIX в. оказалось вовлечено в формирование новой национальной идеологии. С одной стороны - официальная: православие, самодержавие и народность, с другой - «неофициальная», созданная, главным образом, усилиями интеллигенции - патриотическая, нацеленная на формирование могучей русской культуры, которая смогла овладеть всеми ресурсами более развитой западноевропейской цивилизации и выдвинуться на одну из ведущих ролей в мировом общественном прогрессе. Композиторский успех Глинки стал важнейшим показателем того, что отечественная культура способна встать вровень с лучшими европейскими образцами музыкального искусства. В связи с оперой «Иван Сусанин» известный критик Н. В. Кукольник писал: «Народная гордость в музыкальном отношении была удовлетворена произведением, которое могло спорить со всеми современными знаменитостями» (Художественная газета. 1840. № 17). Вторым достижением композитора было формирование нового ориентира для дальнейшего развития русской музыки - историко-героической оперы. И в третьих, музыка Глинки начинает свое продвижение на Запад - в Европу.

Краткое содержание оперы «Иван Сусанин».

Действие происходит в 1612 г., во время борьбы русского народа против польского нашествия.

Акт 1. Крестьяне села Домнина уходят в ополчение. Антонида, дочь Сусанина, вспоминает о своем женихе Богдане Собинине, который сражается в русском войске. Приходит Собинин с отрядом и рассказывает об ополчении Минина и Пожарского, о том, что вся Россия поднимается на врага.

Акт 2. Бал в польском замке. В разгар веселья приходит польский воин и приносит известие об окружении русскими войсками польского отряда в Москве. Шляхтичи собираются выступить к нему на помощь.

Акт 3. Сусанин готовится к свадьбе своей дочери Антониде, но внезапно врываются поляки. Они требуют от Сусанина, чтобы он показал им дорогу к отряду. Сусанин незаметно отправляет своего сына Ваню предупредить русские войска.

Акт 4. Дремучий лес. Шляхтичи, поняв, что Сусанин завел их глухую чащу убивают его. Появление Собинина с воинами. Поляки в панике бегут.

Эпилог. Москва, Красная площадь. Народ торжествует победу над врагом.

Опера «Иван Сусанин» и ее правовое содержание.

Композитор сделал главными действующими лицами своей оперы крестьян, показав их героизм. Сусанин - мужественный патриот, простой человек, нежный отец - все эти качества ярко показаны в музыке Глинки. Музыкальная характеристика Сусанина складывается и развивается в различных эпизодах на протяжении всей оперы. Едва ли не важнейшее звено - ария Сусанина в четвертом акте, один из самых волнующих эпизодов оперы. Ночь, дремучий лес, куда завел Сусанин отряд шляхтичей. Усталые враги спят. Сусанин знает, что жить ему осталось недолго. Чувства и мысли, нахлынувшие на героя в его последний час, композитор раскрывает в проникновенной музыке - суровой и величавой.

В основу интродукции заложены две темы, связанные с хоровыми песнями. Широкий, свободный запев мужского хора оттеняется звучанием женских голосов, и подвижность хоровой темы придает картине светлый, радостный колорит. Заканчивается интродукция мужественным и энергичным повторением одной и той же темы разными голосами. Многоголосные песни строятся на народных традициях. Глинка впервые использовал высшую форму классической полифонии на русской народной основе. Еще более широко развернута композиция заключительной сцены оперы - эпилога. Величественный хор «Славься» с небывалой мощью выражает общее чувство народного ликования. «Хор этот - неоспоримо высший и совершеннейший народный гимн, какой когда-либо раздавался в России», - писал Стасов. Весь ее интонационно-ритмический строй передает неторопливую поступь народного шествия, движение колоссальных масс народа. Истоки мелодии многообразны. Это напевы древнего знаменного распева и победных возгласов Петровской эпохи и маршевых ритмов воинских песен 1812 г. Голоса движутся плотной массой, с преобладающим параллельным движением баса и мелодии. Типично русский, распевный характер темы дополняется приемами полифонического варьирования.

Впечатление света, радости, торжества достигается участием полного симфонического оркестра, двух медных оркестров и звона колоколов. Все эти средства использованы с чувством меры, стройности, гармонии и красоты формы. Такого апофеоза народной мощи еще не знала оперная сцена. Однако за этим музыковедческим толкованием интродукции и эпилога кроется и правовое их содержание. Учеба в Благородном пансионе, встречи с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым и другими деятелями культуры, Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов оказали существенное влияние на понимание значения оперы «Иван Сусанин».

Особенно заметно проявилось влияние преподавателей Благородного пансиона Куницына и Арсеньева. Идеи естественного права, которые проповедовал Куницын, отчетливо слышны в интродукции и эпилоге оперы. Выразить представление о равенстве людей по своей природе только и можно было в звуках светлых, радостных и торжественных одновременно. Осознание большого числа жертв народа, в Отечественной войне 1812 г. отстоявшего свободу и независимость России, требовало отмены крепостного права. Эта идея распространялась в умах российской интеллигенции и отдельных помещиков уже в начале XIX в. Глинка изображает русский народ, полный достоинства и чести, с гордостью и уважением, и это отношение было воспитано в нем не только на эмоциональном уровне, но и на научном. Его учитель, К. И. Арсеньев, был последовательным противником крепостного права, и свои взгляды он активно проповедовал с кафедры.

Арсеньев раскрыл перед Глинкой взгляд на лучшую форму государственного устройства - теорию сбалансированного правления и теорию общественного договора. Глинка и показывает характер народа в музыке всей оперы как основу государства. Благодаря активному участию народа в войне против поляков государство и одерживает победу. Народ не пассивная масса, а основа всего государственного и общественного устройства. «Народ был прежде, чем правительства», - записывает Глинка в конспекте лекций Арсеньева, отобранном у него начальством пансиона. Поэтому так убедительно звучит музыка оперы Глинки. Эти положения он выразил в интродукции, первом акте, и особенно мощно они прозвучали в эпилоге оперы. Правовые мысли-идеи проходят, по существу, через всю оперу. Отдельный человек - Сусанин, Антонида, Собинин, Ваня - и есть народ-герой, основа государства. Без участия народа в управлении делами государства не может быть справедливого правления и устойчивой государственности. Вот о чем музыка Глинки. «Государи приходят и уходят» - конспектирует Глинка лекцию, а народ остается, именно он и составляет фундамент государства. И совсем не случайно то, что когда недавно широко обсуждался вопрос о гимне новой России, одним из вариантов предлагался как раз гимн-марш Глинки «Славься».

Правовое понимание оперы усиливается появлением двух ярких лидеров - К. М. Минина (? - 1616) и Д. М. Пожарского (1578 - 1642) организаторов национально-освободительной борьбы русского народа. Нижегородский посадник К. М. Минин возглавил 2-е Земское ополчение 1611 - 1612 гг. в боях за Москву, проявил личную храбрость и героизм. Д. М. Пожарский - князь, боярин, русский полководец, участник 1-го Земского ополчения в 1611 г., руководитель временного Земского правительства и военных действий против польских интервентов. Однако ведущую роль в этой борьбе Глинка отводит русскому народу. Он смог обобщить образ народа в его этическом и нравственном аспекте: народ как носитель мужества, добра, справедливости и источник духовных ценностей нации. Отсюда своеобразие композиции, сочетающей в себе черты эпичности и драматизма: трагические события развертываются в масштабе народной эпопеи.

Музыкальная характеристика Сусанина поражает своей убедительностью правды и простоты. Перед зрителем возникают черты реального русского крестьянина, заботливого семьянина, ласкового отца, прямого и простодушного человека. В то же время Сусанин показан как собирательный образ. Он не простой мужик, он идея свободного русского человека. Только в партии Сусанина Глинка использует лейттемы народного патриотизма на материале русских народных песен «Что гадать о свадьбе» и широко известную песню вольницы (разбойничью песню) «Вниз по матушке по Волге».

Глинка рисует не образ князя или посадника, а крестьянина с явной симпатией, наделяя его благородством героя. Этим композитор решительно выступает против крепостного права, унижающего честь и достоинство человека. Земское ополчение (народ) в музыке Глинки представляется как источник власти, а Земское временное правительство - как власть аристократии. Здесь мы наблюдаем сочетание гармонии звуков с гармонией правовой идеи - сбалансированного правления.

Широкому развитию русских народных образов в опере противопоставлена более обобщенная характеристика сцен польской музыки. Мы ясно слышим, где говорит русский, а где поляк. Образ надменных завоевателей передан симфоническими средствами. Композитор намеренно подчеркивает черты аристократических польских танцев: горделивую поступь полонезов, прихотливой мазурки, стремительного краковяка. В сценах с польской музыкой отсутствует выделение отдельных фигур, подчеркивается колорит рыцарского авантюризма. Пышно-торжественным темам противопоставлены женственно-грациозные сольные эпизоды у деревянных духовых инструментов.

Мысль Глинки противопоставить русской музыке польскую проявляет себя все более в третьем и четвертом действиях.

Драматическая трактовка темы мазурки в последней картине четвертого действия создает образ оцепенения. Тревожно и грозно звучит польская тема перед финальной сценой Сусанина с поляками, приобретая зловещую, мрачную окраску. В последний раз тема мазурка звучит в симфоническом антракте перед эпилогом, чтобы уступить затем место величественной распевной теме интродукции.

Создание второй оперы - «Руслан и Людмила» (1842 г.) - было завершением единого цикла, состоящего из двух опер. В первой опере Глинка откровенно выступает против крепостного права, за равенство между людьми. Он ярко показывает, что народ является источником власти, именно народ и составляет основу общественного и государственного устройства.

В опере «Иван Сусанин» Глинка выразил правовые идеи о народном суверенитете и общественном договоре, которые с эстетической точки зрения прозвучали в музыке как идея народа-героя, источника и носителя духовных сил русской культуры, о свободе и справедливости. Несмотря на существование крепостного права, именно народ спасает свое отечество, а вместе с тем и государственность. В опере нет прославления власти, но последовательно проводится мысль о единстве власти и народа, что подтверждает последняя сцена на Красной площади перед Кремлем. Поэтому хор «Славься» звучит мощно, торжественно, захватывая все окружающее пространство, а звуки колоколов устанавливают непосредственную связь с эпическими временами единой Киевской Руси.

Содержание эпической оперы «Руслан и Людмила»

Опера «Руслан и Людмила» стала для Глинки выразителем его идеальных представлений о государстве Киевской Руси, возникшем из объединения племен на благо народов, в котором торжествуют справедливость, равенство и единый обычай. Глинка рисует как бы золотой век Киевской Руси. Великий князь олицетворяет мудрость, выступает хранителем обычаев предков, а витязи, хотя они начинают явно проявлять собственные интересы, объединяются перед общей опасностью и остаются верными обычаям предков - «Закона Русского».

В книге «Михаил Иванович Глинка» (Л., 1978) В. Б. Асафьев, давая характеристику интродукции к опере «Руслан и Людмила» пишет: «Концепция интродукции к «Руслану» овеяна идеями-представлениями о Древней Киевской Руси на основе российско-славянских, популярных в обществе чаяний и гаданий. …Отсюда шла политическая идеализация свободных русских городов, вечевого уклада и т. п. Идеализировалась и быль о Киеве. Но в поэтическом отношении во всех этих «воссозданиях» всегда таились прогрессивные сопоставления и сравнения… Сопоставления и сравнения с современным положением вещей выражались в том, что древнее славянско-русское язычество, древнерусский политический строй и уклад жизни оказывались исконной народной и притом государственной культурой, а не заблуждением и мраком, т. е., значит, вольнолюбивее, глубже и прекраснее и, конечно, поэтичнее самодержавия и подавленного православия. Что Глинка это знак - сомнений быть не может» (с. 181). Эта мысль объясняет выбор Глинкой пушкинской поэмы, дающей возможность с позиций XIX в. обрисовать эпоху Киевской Руси.

В интродукции оперы Глинка уточняет хронологические рамки развертывания действий - «Как наши деды удалые на Царьград войною шли». Содержание оперы начинает развиваться с фразы: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Это времена походов Киевской Руси на Константинополь и заключения русско-византийских договоров (907, 911, 941, 944 и 971 гг.), основанных на «Законе Русском».

Все это приводит к необходимости прочтения Глинкой пушкинской поэмы в эпическом плане. Эпос отличается от сказки тем, что предполагает восприятие слушателем времени и места протекания событий как реальных и исторически достоверных. Таким образом, действие, разворачиваемое в отдаленной эпохе, создавало у слушателя XIX в. ощущение дистанции между прошлым и настоящим. Однако открытого текста сопоставления разных эпох в опере не дается. Но в интродукции говорится «о предании старины глубокой». Другой яркий эпизод оперы, заставляющий почувствовать временную дистанцию между XIX в. и Киевской Русью, - запев Баяна, получивший развитие у хора и солистов, а эпизодами две песни сказителя. Это величественная народная сцена с присутствием древнего ритуала, с благоговейным отношением к тайнам природы и мироздания, к пророчествам вещего певца. Под звуки гуслей певец повествует о подвигах предков. Первая песнь Баяна, в характере былинного сказа, предвещает грозные события, борьбу героя с таинственными силами мрака. И третий эпизод - заключительный хор оперы «Слава великим богам», в котором основная мысль направлена в будущее: «Да воссияет слава, счастьем земным наша отчизна в поздние века!». Приведенные размышления подтверждают не случайность идеи «переклички эпох» в опере.

В песне первой есть строки: «Но вдруг раздался глас приятный/ И звонких гуслей беглый звук,/ Все смолкли, слушают Баяна». На княжеский пир к Владимиру Красное Солнышко (Великий князь Киевский - Владимир Святославич 980 - 1015гг.) собираются богатыри, и здесь происходит завязка действия. Сведения о политическом и общественном строе восточных славян до IX века отрывочны. Однако известно, что у славян уже в VI веке были сильные вожди, властью своей напоминавшие монархов. Разумеется, государственность у восточных славян в ту эпоху была примитивной (протогосударство), имела зачаточные формы, но она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства, одного из крупнейших государств в истории европейского средневековья. Глинка, таким образом, воссоздал жизнь государства Киевской Руси в звуках гармоничных, отражавших высокое экономическое и духовное развитие русского народа, объединившего многие славянские племена.

Когда князь Олег пошел на греков в 907 г., он собрал в своем войске варягов, полян, древлян, родимичей, тиверцев, чудь, меря, кривичей, дулебов, северян, хорватов.

Глинка старался отразить атмосферу Древней Руси, не ее сказочность, как у Пушкина - «У лукоморья дуб зеленый…», а воспроизведение живого прошлого, которое представлялось бы и очень далеким, и достаточно близким - из-за того, что поступки героев, живших в отдаленное время, имели в своей основе общечеловеческие мотивы и побуждения.

Правовые идеи в опере «Руслан и Людмила».

Увертюра к опере раскрывает эпических героев, витязей, их величие, не свойственное природе обычных людей. Каждая из мелодий при всей их роскошной отделке, сама по себе проста, наивна и сильна, отражая грубую жизнь богатырских времен. Вместе с тем в опере воспроизводится колорит языческой древности, который дополнительно должен был вызвать у современников ощущение хронологической дистанции между временем действия и эпохой XIX века. Это многооктавные унисоны всего хора или оркестра на фоне протянутых звуков. Например, унисоны «гаммы Черномора» и жестко-варварская звучность начала марша Черномора и конец лезгинки из четвертого действия. Марш Черномора рисует власть деспотическую, свойственную Древневосточным государствам, когда царь (фараон, лугаль) сосредоточил в своих руках всю полноту власти: законодательной, исполнительной, судебной, военной, жреческой. Эти приемы воссоздают колорит эпохи древнего царства и язычества - независимо от того, обнаруживается ли последний в сфере волшебной фантастики Севера, Востока или древнеславянской Руси. Такие интонации - выразительные средства - позволяли отражать далекую эпоху, когда различные культуры при всех специфических различиях представлялись связанными общими экономическими, политическими и идеологическими интересами народов.

Связь Руси и Скандинавского севера в древнейшие времена достаточно известна. И поэтому совершенно не случайно то, что Рюриковичи были приглашены на Русь. Между племенами северной Руси и варягами всегда существовали экономические и политические связи. Такие же связи существовали между Киевской Русью и Востоком. Поход на Царьград в 860 г. есть не что иное, как освоение внешних рынков сырья и сбыта. Русь торговала с Византией, Анатолией, Багдадом, Хорезмом, Босхом и другими городами Востока. Русские военные и купеческие экспедиции говорят о высоком экономическом, политическом и правовом развитии Руси (Киевская Русь уже создала единую народность, язык, существовала единая денежная единица - гривна). Восток в опере не имеет точного адресата, но мысль о нем целенаправленна и подчинена определенной концепции, связям культурных традиций славян и восточных тем, танцевальных ритмов и народного фольклорного материала. Персидский хор - гениальное воплощение глинкинской «волшебной романтики». Поэтическая трактовка этой известной народной мелодии, является своего рода интернациональным напевом во всех странах Ближнего и Среднего Востока. Данная мелодия по сей день живет и исполняется иранскими и азербайджанскими музыкантами. Еще задолго до крещения на Руси появились странствующие монахи, проповедники христианства, принесшие с собой не только новую веру, но и новое правовое понимание общественных отношений. Прежде всего, это были брачно-семейные и гражданские отношения. После крещения Руси в 988 г. за церковью сохранилось ведение семейного и гражданского права. Поэтому успешное крещение Руси было подготовлено в VIII - IX вв. в эпическую эпоху. И несомненно, что мотивы и мелодии Востока были введены композитором в оперу обдуманно и целенаправленно.

В опере «Руслан и Людмила» Глинка представляет образцы дивной кавказской, персидской и арабской музыки со своими чарующими мелодиями, со своими то бурными, то заунывными порывами. Глинка смог посредством новых аккордов и гармонических оборотов, выразить колорит азиатских мелодий и раскрыть многовековую связь Востока и Руси значительно опережавшую связи с Европой.

В 1830 г. молодой М. Ю. Лермонтов создает второй вариант стихотворения «Поле Бородино». Он постоянно сопоставляет героев эпохи 1812 г. и их потомков: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри - не вы!».

Сходным образом и Глинка проводил в «Руслане и Людмиле» важную для себя и своей эпохи идею сопоставления «века нынешнего и века минувшего». На фоне постдекабристского времени вырастала представленная в масштабной эпической форме прекрасная утопия о героической жизни, о преодолении всех невзгод, об идеальном государстве, праве и идеально гармоничных отношениях между народом и властью отражавшие по сути период военной демократии славянских племен.

Вновь можно вспомнить передовые идеи, которые Глинка узнал от своих преподавателей: теория естественного права, общественного договора, сбалансированного правления, сыгравшие в формировании его мировоззрения важную роль. По всей вероятности, атмосфера 30-х гг. рождала необходимость исторических сопоставлений и сравнений. Если в творчестве Лермонтова эта черта давно уже была отмечена, то по отношению к «Руслану и Людмиле» Глинки ее еще приходится только обозначать.

Выводы.

Историческая роль Глинки заключается в создании им нового классического периода русской музыки. Он первый обратился в своем творчестве к истокам народной музыки, эпическому осмыслению Древнерусского государства. «Руслан и Людмила» - это русская национальная эпопея опера сказание, породившая богатырские образы А. П. Бородина - «Князь Игорь», М. П. Мусоргского - «Борис Годунов», «Хованщина», Н. А. Римского-Корсакого - «Псковитянка», А. К. Глазунова - «Стенька Разин». Глинка в своей музыке обращается к проблемам общественного развития: формам государства, институтам власти, к народу как источнику власти и русской культуры, к борьбе за социальную справедливость, отмену крепостного права. Героико-патриотические оперы Глинки вызвали широкое развитие в музыке народного эпоса и расширили социально-правовое назначение и роль музыки.

Темы для повторения материала:

  1. Музыка как одна из сфер человеческой деятельности.
  2. Формирование правового мировоззрения М. И. Глинки.
  3. Глинка - создатель русской классической музыки.
  4. Опера «Иван Сусанин» и идея народности как образ музыкальной и правовой культуры.
  5. Хор «Славься» - гимн русскому народу и государству.
  6. Опера «Руслан и Людмила» идеализированное представление композитора о государственном устройстве Киевской Руси.
  7. Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко (980 - 1015) и «Закон Русский».
  8. Связи Киевской Руси с Востоком и Скандинавским севером.

Приложение: оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», вальс «Фантазия».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения