Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Коррекционно- педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация — от операции до восстановления Слухоречевую реабилитацию детей после кохлеарной имплантации курсы

Слухоречевая реабилитация

глухих детей после операции кохлеарной имплантации (КИ)

/игры, направленные на развитие слухоречевого восприятия/

Послеоперационная слухоречевая реабилитация - самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого у детей зависит от многих факторов. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой составляет 3-5 и более лет.

Слухоречевая реабилитация у детей с КИ включает следующие компоненты:

1. Точная настройка процессора КИ

2. Развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ

3. Развитие и коррекция устной речи (у маленьких детей, начинают с развития доречевых вокализаций)

4. Развитие языковой способности (у детей, потерявших слух до овладения речью)

5. Развитие коммуникативных навыков (у маленьких детей)

6. Развитие невербального интеллекта (у детей младшего и среднего возраста)

7. Психологическая работа с ребенком и его близкими.

Особенности слухового восприятия детей с КИ определяются 3-мя основными причинами:

    искажением звуков и речи, передаваемых КИ в слуховую систему,

    несформированностью (и/или нарушением) центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи, прежде всего, в первые годы после имплантации.

    мензуральным восприятием - кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, а взаимодействие двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве и восприятия речи в шумах и в помещении с сильным отражением звуков.

Длительность и содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации зависят от :

Возраста ребенка;

Возраста потери слуха (врожденная, в период овладения или после овладения речью);

Интервала времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией;

Индивидуальных особенностей ребенка.

При реабилитации маленьких детей с КИ необходимо осознавать, что КИ будет приносить максимальную пользу для ребенка только, если :

КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

Правильно настроен процессор КИ;

Созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

Есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

Созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

У ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться;

В процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Формирование у имплантированного ребенка способности использовать речь как средство общения сходно со слабослышащими детьми, эффективно использующими слуховой аппарат, и нормально слышащими детьми. Оно предполагает:

    развитие коммуникативных навыков (т.е. способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя любые формы общения);

    развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ, т.е. развитие способности обнаруживать, различать, опознавать и распознавать неречевые звуковые образы и акустические корреляты разных речевых сигналов-дифференциальных признаков фонем и самих фонем, слогов, слов, фраз; формирование «базы» слуховых образов этих сигналов в памяти);

    развитие языковой способности , т.е. овладение значением множества слов (лексика), их звуковым составом (фонетика), правилами изменения (морфология) и соединения слов в предложении (синтаксис), правилами использования языковых средств для общения (прагматика);

    развитие устной речи , т.е. развитие умения порождать и развивать замысел высказывания, преобразовывать иерархическую структуру замысла в линейную последовательность речевых единиц, и формирования в памяти необходимой для этого информации (информация о значении слов, правилах их изменения и соединения в высказывании, правилах их употребления в речи, а также двигательных программах артикуляторных органов, обеспечивающих генерацию речевых сигналов с соответствующими акустическими характеристиками).

У детей в целом, а у маленьких детей особенно, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано, поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях. Задачи и приемы послеоперационной реабилитации в существенной мере определяются состоянием речевой функции ребенка.

Слуховое развитие имплантированного ребенка происходит в 2-х ситуациях:

В естественных условиях (дома, на улице, в. гостях и пр.). В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации;

Во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

Коммуникативное развитие

У многих маленьких детей, поступающих на имплантацию, нередко не сформированы коммуникативные навыки. Это обусловлено, в основном, двумя причинами: наличием сопутствующей патологии нервной системы (гиперкинез, нарушения внимания и др.) и отсутствием опыта систематических занятий с педагогом. При работе с этими детьми необходимо начинать с развития коммуникативных навыков.

Работу начинают на предоперационном этапе и продолжают после операции до подключения КИ. Она включает развитие довербальных навыков (предшественников языка):

Контакт «глаза в глаза»,

Совместный взгляд (внимание) ребенка и взрослого на предмет,

Умение соблюдать очередность при общении,

Устанавливать связь между звуком и действием.

После того как ребенку одели и настроили КИ, он имеет потенциальную возможность использовать слух и необходимо формировать навыки общения с помощью голоса. Подход к такому ребенку аналогичен естественному поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит, даже если сначала он не понимает.

Для привлечения внимания ребенка и развития навыков совместной деятельности используются партнерские и параллельные игры: «Угощение гостей», «Прием у врача», «Посещение магазина», параллельное собирание конструкций и т.д. Важно помнить, что маленькие дети реагируют медленно и надо оставлять паузы достаточной длительности между сообщениями, чтобы ребенок тоже имел возможность ответить. Необходимо относиться к любой голосовой реакции ребенка (вокализации) как к преднамеренной коммуникации и реагировать на нее так, как это делает мать нормально слышащего ребенка.

При организации занятий, которые лучше проводить в утреннее время, когда малыши наиболее активны, нужно учитывать, что многие маленькие дети после включения КИ становятся беспокойными, капризными, быстро утомляются, что, по-видимому, обусловлено увеличением сенсорного потока в мозг.

Развитие слухового восприятия (РСВ) неречевых и речевых сигналов с помощью КИ

Занятия по РСВ у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения КИ.

Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению КИ, т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук, а при возможности формирование у ребенка представления «тихий-громкий». В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется навык прислушивания, усидчивость. В течение всего периода перед операцией и настройкой ребенок должен продолжать носить слуховой аппарат, в том числе и на занятиях. Это очень важно для последующих занятий с ребенком. Если ребенок не носит слуховой аппарат, то в период до имплантации и первого включения КИ тренировку проводят без слухового аппарата с использованием слухового тренажера и громких звуков.

При РСВ у имплантированного ребенка необходимо сформировать все центральные слуховые механизмы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:

Обнаружение звука (есть/нет),

Локализация источника звука в пространстве,

Различение 2-х звуков (одинаковый/разный),

Оценка разных качеств звуков (громкий/тихий, одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и т.д.),

Опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов, игрушек,

Выделение акустических коррелятов различных речевых сигналов (на сегментном уровне - фонем, слогов, и надсегментном уровне- слов, фраз),

Опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз),

Распознавание различных речевых сигналов (незнакомых ни по содержанию, ни по звучанию).

После первой настройки процессора КИ ребенок обычно способен слышать только громкие звуки (он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки процессора КИ, обучения - достигается динамический диапазон настройки процессора КИ, позволяющий воспринимать звуки средней и тихой громкости.

Целенаправленные занятия по тренировке слухового восприятия обладают преимуществом, т.к. позволяют подобрать нужные звуковые сигналы и структурировать процесс обучения. Главное сделать это интересным и веселым занятием для ребенка. В первые дни после подключения процессора КИ самая простая задача для ребенка - восприятие «появления» звука, потому что он сам создаст звук и может наблюдать его влияние на других (например, он бьет в барабан, а взрослый, притворяющийся спящим, с испугом просыпается). В такой же игровой форме у ребенка развивают способность опознавать разные качества звуков (громкий/тихий, длинный/короткий, один/много звуков), узнавать разные звучащие игрушки (погремушки, дудки, свистки, пищалки, ксилофон и пр.), узнавать звукоподражания (мяу, гав, пи-пи и др.) и слова литературного языка (киска, собачка, мышка и др.) с разной и одинаковой слоговой структурой.

Уже с 1.5 лет у детей можно выработать условно-рефлекторную реакцию на звук, которую, можно в дальнейшем использовать для слуховой работы при узнавании разных звуков. Например, ребенок показывает на называемый предмет или предмет, издающий звук. Это задание способствует также развитию слухового внимания, которое не сформировано у этих детей. При работе с малышами полезно использовать помощь мамы (брата, сестры), которая сначала сама выполняет задание и, тем самым выступает в качестве модели поведения для ребенка. Можно также проводить занятия с 2-мя детьми с разным уровнем слухового развития, что позволяет использовать свойственную в этом возрасте подражательность и дух соревнования.

В процессе слуховой тренировки необходимо всячески стимулировать появление у ребенка любых звуковых имитаций, постепенно формируя соотнесенные вокализации и слова (например, ударяя по барабану произносить слово «бам»). Во всех этих заданиях должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он выполняет их только на слух.

При РСВ у имплантированных детей необходимо помнить, что:

Перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка (например, указывая на свое ухо и говоря: «Слушай»), т.к. нарушения слухового внимания является одной из характерных особенностей этих детей;

В первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать громкие звуки, чтобы вызвать реакцию,

Они лучше воспринимают звуки большой длительности, чем короткие звуки,

Они лучше воспринимают модулированные, прерывистые звуки, чем монотонные и одиночные звуки,

У них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал,

У детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их. Важно научить ребенка также показывать, что звука нет.

Уже на первых занятиях после включения КИ начинают работу по развитию способности различать и опознавать неречевые звуки.

Одновременно с этим начинают тренинг обнаружения, различения и опознавания звукоподражаний и слов. Показывая ребенку 2 игрушки (или картинки), называют их несколько раз, гак чтобы ребенок видел лицо говорящего, после чего просят ребенка дать соответствующую игрушку/картинку при назывании. В этих задания важно называть не одно слово, а короткую фразу, так как это мы делаем с нормально слышащим ребенком. Например: «Дай Нату», «Где мяу?», «Это машина», «Покажи лошадку». Затем задание выполняют только на слух. По мере развития у ребенка способности различать слова и накопления у него слуховых образов слов, обозначающих предметы, их качества и действия с ними, ребенку дают для различения 3-х словные фразы(«дай красный мяч», «покажи большую машину»).

Наиболее эффективно и естественно РСВ у маленького ребенка происходит, если это слова и звучания включены в сюжетно-ролевую игру. Например, игра в сказку «Колобок», «Три медведя». При этом ребенок многократно слушает один и тот же речевой материал и хорошо усваивает связь между словами и предметами, действиями.

Важную роль играет развитие способности обнаруживать источник звука в пространстве. Ребенок должен осознать, что звуки могут появиться не только спереди, когда он видит источник звука, но и сзади, справа, слева. Это способствует развитию непроизвольного и произвольного слухового внимания у ребенка и более быстрому развитию активного восприятия звуков окружающей среды. В этой работе большую помощь должны оказать родители, которые, используя естественные ситуации, привлекают внимание ребенка к разным источникам звуков. Родители также продолжают дома самостоятельные целенаправленные занятия по развитию слуха и других навыков.

Развитие языковой способности

Для того чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, узнавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении, использования языковых средств для общения.

Как и у нормально слышащего ребенка овладение языковой системой начинается с накопления слов, значение которых осваивает ребенок. И как у слышащего ребенка эти слова относятся к различным категориям - существительным, глаголам, прилагательным. Это те слова, которые ребенок может «увидеть», «потрогать», и которые он часто слышит дома (стул, кошка, дядя сидит, кушает, синий, большой и т.д.). К числу первых осваиваемых ребенком слов относятся и наречия, обозначающие важные для ребенка понятия («нельзя», «можно», «хорошо», «громко» и др.) и простые просьбы («дай мячик», «принеси стул», «где нос?»). В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы для развития понимания речи. Родителям дается примерный словарь детей на различных этапах обучения, и так же как при работе с тугоухими детьми со слуховыми аппаратами рекомендуется вести «словарь» ребёнка, в котором отмечается овладение им значением слова, умение опознавать его на слух, имитировать, использовать в собственной речи, читать.

Наблюдения показывают, что хотя КИ действительно даёт возможность слышать даже тихие сигналы во всем частотном диапазоне, ребенку необходимы регулярные занятия для развития способности использовать этот слух при формировании понимания речи и собственной речи.

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи.

Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации.

Слух занимает особое место, при помощи которых человек воспринимает окружающий мир. Мы живем в мире звуков: природы, музыки, речи, всевозможных шумов. Посредством слухового восприятия человек улавливает звуки, распознает близость или дальность их источников, направление звуковой волны, а также различает звуки по силе и тону.

Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнорировать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека.

Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.

Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства.

Сегодня в России более 13 миллионов людей страдают нарушениями слуха (глухих и слабослышащих). Из них более 1 миллиона – глухие дети.

По статистике, ежегодно один из тысячи младенцев появляется на свет глухим. Еще двое из этой тысячи теряют слух в течение первого года жизни. Причин много: недоношенность, родовая травма, инфекционные заболевания будущей матери и ребенка и т.д. При этом порядка 50% всех нарушений слуха носят наследственный характер.

В настоящие время в Архангельской области приблизительно 2 тысячи человек с нарушением слуха.

Наука доказала и практика подтвердила, что нарушение слуха у детей необходимо диагностировать в первые месяцы жизни, чтобы провести реабилитационно-восстановительные мероприятия в наиболее чувстви-тельные периоды развития слуха и речи.

В настоящее время единственным способом реабилитации больных с тотальной глухотой является кохлеарная имплантация . В мире насчитывается уже более 20 000 больных, использующих вживленные кохлеарные протезы.

В чём смысл кохлеарной имплантации?

Слово «кохлеарный» происходит от латинского слова «кохлеа» — улитка. Так называется орган слуха, в котором находятся специальные клетки – рецепторы слуха, воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где возникают слуховые ощущения.

У глухого ребенка погибают эти рецепторы в улитке, и, в результате, информация не поступает в мозг. Поэтому ребёнок не слышит. В этом случае ему не помогают обычные слуховые аппараты, которые просто усиливают звук. Но ему может помочь кохлеарная имплантация хирургическая операция, при которой во внутреннее ухо-улитку глухого ребёнка вводится система электродов. Они передают звуки в виде слабых электрических импульсов слуховому нерву, и благодаря этому ребёнок воспринимает окружающие звуки.


Как работает кохлеарный имплант

1 — звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора.

2 — речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

3 — эти импульсы передатчик посылает через неповрежденную кожу к импланту.

4 — имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке.

5 — слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга.

6 — мозг распознает переданные сигналы как звук.

Всем пациентам после кохлеарной имплантации требуется послеоперационная реабилитация.

Послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.

2. Развитие слухового восприятия и речи.

3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).

4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Слухоречевая реабилитация включает в себя :

1. Научить анализировать речь и другие звуки, а в памяти ребёнка должны накопиться образы различных звуков и слов.

2. Овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила изменения и соединения слов в предложениях.

3. Научить произносить разные звуки речи и соединять их в слова и предложения.

4. Научить общаться с другими людьми с помощью речи. Это очень важно, потому что многие дети с нарушенным слухом часто не используют слова и фразы в жизни для общения, хотя знают и произносят их на занятии с педагогом.

Периоды слухоречевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом:

1 период – Начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Этот период почти исключительно связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. За этот период должны быть достигнуты параметры настройки процессора, позволяющие ребенку воспринимать все звуки речи, а усилия педагогов и близких должны быть направлены на развитие у ребенка интереса к окружающим звукам.

2 период - Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

За этот период у ребёнка достигается оптимальные и стабильные параметры настройки процессора кохлеарного импланта, а главное формируется способность анализировать окружающие звуки и речь как звуковые сигналы.

Ребёнок научается обнаруживать разные звуки, у него формируется непроизвольное и произвольное слуховое внимание, он слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звуки и слова.

Дальнейшее слухоречевое развитие и занятия с сурдопедагогом и логопедом связаны с развитием у ребёнка речевой системы – накопление пассивного и активного словаря, развитие и формирование грамматической системы языка. В этот период ребёнок начинает понимать часто используемые слова и предложения.

3 период – Языковой период развития восприятия речи и собственной речи.

Главным в этот период является развитие у ребёнка системы родного языка он всё время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по родному языку.

Особое внимание необходимо уделять развитию у ребенка слухового восприятия грамматической стороны речи.

У ребенка продолжает улучшаться восприятие звуков и речи – он начинает понимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему.

4 период – Период развития связной речи и понимания сложных текстов.

Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической и общих представлении об окружающем мире.

Он отличается от предыдущего периода тем, что это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение обращаться с разными людьми с помощью речи.

В настоящие время у детей с нарушенным слухом есть возможность обучаться в разных учреждениях.

Существует два основных подхода к обучению детей с нарушенным слухом :

Обучение в специальных учреждениях для детей с нарушенным слухом;

Интегрированное обучение вместе со слышащими детьми.

Родители имеют право выбирать тип образовательного учреждения, и ребенок с нарушенным слухом имеет право посещать массовый детский сад или школу.

Ребёнок с нарушенным слухом нуждается в систематических занятиях сурдопедагогом, а в массовом детском саду его нет. Кроме того, специалисты в таких садах обычно не знают, как обращаться с неговорящим ребенком с потерей слуха. Поэтому в этих случаях родители должны много заниматься с ребёнком самостоятельно под руководством сурдопедагога из реабилитационного центра.

В наш детский сад был направлен неорганизованный ребёнок (1год 5 мес) по заключению ПМПК с диагнозом «Двухсторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации», то мне пришлось изучить много специальной литературы такой как: Королёва И. В. «Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации», «Дети с нарушением слуха», «Кохлеарная имплантация и дети», О. В. Зонтова « Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом» и некоторые источники в интернете.

С первых занятиях начала использовать игры, которые помогают различать и опознавать неречевые звуки, и привлекала внимание к звучащим предметам.

Для этого использовала такие игры «Кто в гости пришел?», «Где звенит?», «Тихо- громко», «Звенит не звенит», «Тук-тук», так же включала в свою работу игры презентации цель которых — узнавать звуки окружающей среды с разной громкостью.

Перед предъявлением звука или слова привлекала слуховое, и зрительное внимание ребенка указывала на своё ухо и говорила «Слушай».

Например, при проведении игры «Тук-тук» повторяла слова и стучала по столу, мама помогала привлечь внимание к моим действиям, повторяла «тук-тук» и показывала на ухо: «Ты слышишь?» я слышу «тук-тук».

Принципиально важным является повторение одних и тех же слов, действий, жестов, что помогает запоминать слова и действия.

Малыши любят открывать и закрывать разные коробочки, вынимать и убирать в них мелкие предметы. На этом основана игра «Шумящие коробочки», во время игры малыш слышит повторяющиеся звуки. Главное в таких играх вызвать интерес к звукам, развивать навык прислушиваться к звучанию разных предметов.

В каждое занятие включаю упражнения на развитие дыхания и мелкую моторику, это так же способствует развитию речи.

В дальнейшем планирую продолжать работу, т. к. реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов центра кохлеарной имплантации, специалистов на местах и близких ребенка.

В пособии кратко представлены различные аспекты проблемы кохлеарной имплантации: устройство систем кохлеарной имплантации, диагностическое обследование и отбор кандидатов на имплантацию, хирургическая операция имплантации, настройка речевого процессора кохлеарного импланта, закономерности и этапы слухоречевой реабилитации детей и взрослых, содержание слухоречевой реабилитации поздно– и ранооглохших детей и взрослых после операции кохлеарной имплантации. Описаны критерии отбора пациентов на кохлеарную имплантацию; факторы, благоприятные для слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами; закономерности слухоречевого развития детей на разных этапах использования кохлеарного импланта. Рассмотрены вопросы послеоперационного сопровождения пациентов сурдологом и сурдопедагогом, технической эксплуатации, организации процесса реабилитации разных категорий пациентов. Пособие предназначено для сурдопедагогов, логопедов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей и взрослых с нарушениями слуха.

Из серии: Специальная педагогика

* * *

компанией ЛитРес .

Глава 3. Послеоперационная реабилитация детей и взрослых с КИ

Длительность и содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации зависят от возраста пациента, возраста потери слуха (врожденная, в период овладения или после овладения речью); интервала времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией, а также индивидуальных особенностей пациента. С точки зрения организации и результатов слухоречевой реабилитации все пациенты с КИ делятся на две основные группы:

постлингвальные (позднооглохшие) пациенты (ПЛП) – дети/подростки/взрослые, потерявшие слух после овладения речью;

долингвальные (ранооглохшие) пациенты (ДЛП) – дети/подростки/взрослые, потерявшие слух до овладения речью. Эта группа неоднородна и подразделяется на подгруппы (см. разд. 2.4).

Слухоречевая реабилитация у пациентов с КИ включает следующие компоненты:

Точная настройка процессора КИ;

Развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ;

Развитие и коррекция устной речи (у ранооглохших пациентов, у маленьких детей начинают с развития доречевых вокализаций);

Развитие языковой системы (у детей, потерявших слух до овладения речью);

Развитие коммуникативных навыков (у ранооглохших детей и подростков);

Развитие мышления, эмоционально-волевой сферы и др. (у детей);

Психологическая работа с пациентом и его близкими.

При реабилитации пациентов с КИ используются методы, которые разработаны для слабослышащих детей, эффективно использующих слуховые аппараты. Для ранооглохших детей полезны также приемы работы, используемые для детей с сенсомоторной алалией. Однако в слухоречевом развитии детей с КИ есть особенности, которые необходимо учитывать, приступая к реабилитации такого ребенка. Необходимо учитывать эти особенности при занятиях и общении с ребенком, создавать оптимальные условия для развития у него слуха и речи.

3.1. Восприятие звуков пациентом с кохлеарным имплантом

Особенности слухового восприятия детей и взрослых с КИ определяются тремя основными причинами:

Искажением звуков и речи, передаваемых КИ в слуховую систему;

Несформированностью (у ранооглохших пациентов) и/или нарушением центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи, прежде всего в первые годы после имплантации;

Монауральным восприятием – кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, а взаимодействие двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве, восприятия речи в шумах и в помещении с сильным отражением звуков (реверберацией).

Особенности восприятия речи и звуков пациентом с КИ

1. Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, отличаются от тех, которые передаются нормально работающей улиткой, поэтому даже позднооглохшие дети/ взрослые сначала не узнают знакомые слова и звуки. Но в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы пациент научился это делать . Дети, использовавшие слуховой аппарат, также сначала не узнают знакомые слова и должны учиться слышать заново. Но они очень быстро научаются узнавать с КИ знакомые слова.

2. Из-за того, что КИ преобразует звуки и речь не так хорошо, как улитка, дети/взрослые и после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие. Это приводит к тому, что даже после длительного использования КИ они медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях.

3. Даже когда достигнута оптимальная настройка процессора импланта, пороги слуха пациента составляют 25–40 дБ и соответствуют I степени тугоухости (см. рис. 5), что затрудняет восприятие наиболее тихих частей слов – окончаний, предлогов, приставок, тихих согласных (п, т, к, ф, ц, х, в ) при общении с ним тихим голосом и на расстоянии.

4. У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому на начальных этапах надо постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам, а позднее привлекать его внимание, когда к нему обращаются.

5. Пациент плохо локализует звук в пространстве. Он не может это сделать, если это короткие звуки, не может определить, идет звук спереди или сзади, если не видит источник звука.

6. Дети/взрослые хуже воспринимают речь, если говорящий находится сзади и с противоположной стороны от импланта, особенно в первый год использования КИ.

7. Если ребенок не имел слухового опыта, то он медленно научается обнаруживать и различать звуки.

8. Ребенок/взрослый плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей, при обращении к детям при групповых занятиях) и не привлечено его внимание.

9. После включения процессора КИ при правильной слухоречевой работе у ранооглохших детей достаточно быстро развивается слуховое восприятие (6–18 мес.), и по состоянию слуха они приближаются к детям с I степенью тугоухости. При этом уровень развития восприятия речи на слух и собственной речи у них такие же, как у глухого ребенка. На первый план при этом выступают трудности запоминания речевого материала, нарушения слухового внимания. Ребенок плохо запоминает звуковые образы окружающей среды и слова. Все это результат несформированности у ребенка центральных слуховых процессов и связано с тем, что слуховые центры мозга до имплантации не получали информацию и не развивались. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок, тем сильнее это выражено. По существу, после имплантации такой ребенок является ярким примером центральных расстройств слуха и напоминает ребенка с сенсомоторной алалией.

По мере слухоречевых коррекционных занятий у ребенка развиваются центральные процессы слухового анализа, слуховое внимание и память. Проблемы памяти и внимания обычно сохраняются у таких детей в течение 2–3 лет. Если у ребенка есть сопутствующие расстройства нервной системы (например, общее нарушение внимания в синдроме минимальной мозговой дисфункции) и поражение слуховых центров мозга, то эти нарушения сохраняются дольше.

10. Окружающие шумы и реверберация очень мешают ребенку/взрослому узнавать и запоминать речевые сигналы и звуки окружающей среды. Классные помещения – это помещения с высокой реверберацией (отражением звуков от стен) и высоким уровнем шума.

11. С помощью КИ ребенок/взрослый может воспринимать музыку. По оценке позднооглохших взрослых, они очень хорошо воспринимают ритм музыки. Сначала они не узнают знакомые песни, затем делают это хорошо и даже понимают слова песен. Многие подростки с удовольствием начинают слушать современную музыку и песни сразу после включения процессора. Некоторые сами слушают любимые песни, для того чтобы быстрее научиться понимать речь с КИ. Музыкальные произведения, в которых нет четкого ритма, а главное – это мелодия, например классическая музыка, воспринимаются хуже. Взрослые пациенты говорят, что она звучит совсем по-другому, и не узнают ее. Постепенно улучшается восприятие и такой музыки. Развитие восприятия такой музыки надо начинать с прослушивания произведений, исполняемых одним инструментом. Лучше всего воспринимаются пианино и гитара. Наиболее сложно воспринимать оркестр. Последние модели КИ («Pulsar/ Opus», MED-EL, «Harmony», Advanced Bionics) хорошо передают не только речь, но и музыку.

Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия и речи у детей/взрослых с КИ

Учитывая особенности восприятия звуков и речи у ребенка с КИ, мы должны создать оптимальные условия для развития у него слуха и понимания речи. Вот они:

1) ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен быть хорошо настроен;

2) во время занятий следует исключить шумы. Заниматься лучше в помещении, где низкий уровень отражения звуков от стен и потолка (есть занавески, ковры, мебель);

3) при общении с ребенком лучше находиться рядом с ним со стороны импланта на расстоянии до 1 м или перед ним;

4) прежде чем говорить с ребенком, надо привлечь его внимание к себе;

5) при общении с ребенком лучше говорить простыми короткими фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы;

7) ребенок лучше запоминает и понимает речь, если слова и фразы повторяются;

9) следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторить услышанный звук с ребенком (произвести с ним действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука. Он может это сделать, только если звук повторяется или долгий. Ранооглохших детей важно учить соотносить звук с производящим этот звук предметом или действием (стук в дверь, журчание воды в раковине) – объяснить значение звука;

10) следует учить ребенка узнавать звуки речи. Это необходимо для развития способности запоминать новые слова на слух. Умение различать акустически сходные звуки речи также используется для контроля правильности настройки процессора КИ;

11) у маленьких детей важно стимулировать любые голосовые реакции и попытки говорить, предлагая ребенку повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа;

12) важно постоянно объяснять ребенку значение новых слов и фраз, проверять их понимание, стимулировать самостоятельное их использование, а не только повторение;

13) при общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время вам часто будет нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления, понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы;

14) для улучшения восприятия речи педагога в классе или групповых занятиях в детском саду (в помещениях с высокой реверберацией и шумом) детям рекомендуется использовать FM-системы (системы «учитель – ученик»), которые передают речь педагога в процессор КИ без окружающих шумов (см. разд. 4.5);

15) двуязычие в семье создает дополнительные сложности для слухоречевого развития ребенка с КИ. Поэтому по возможности надо, чтобы в семье первые 1–2 года говорили на одном языке.

3.2. Настройка процессора кохлеарного импланта

Первое включение и программирование процессора КИ

Первое включение, программирование и настройка процессора КИ производятся спустя 4–6 недель после операции, когда заживет операционная рана. Для этой цели используется специальное компьютерное устройство, поставляемое фирмой-производителем КИ. Включение, программирование и настройка процессора КИ производится специалистом-аудиологом. У детей младшего возраста этот процесс значительно облегчается при участии в процедуре сурдопедагога, занимающегося с ребенком.

Начинают процесс с оценки сопротивления электродов КИ, чтобы проверить, все ли электроды введены в улитку и работают. При высоком сопротивлении на последнем электроде в сочетании с данными послеоперационной компьютерной томографии, свидетельствующими о его расположении вне улитки, этот электрод отключают.

В системах настройки процессора КИ заложена программа с рекомендуемыми параметрами электрических импульсов (длительность, скорость стимуляции и др.). Она подходит для большинства пациентов. Поэтому настройку начинают с использования этой программы.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых (И. В. Королева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Кохлеарная имплантация, безусловно, является высокоэффективным методом реабилитации глухих детей и детей с большими потерями слуха. Эффективность кохлеарной имплантации в целом у детей в существенной мере зависит от организации послеоперационной слухоречевой реабилитации. При отсутствии адекватной слухо-речевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже тихие звуки. Известны случаи отказа подростков использовать КИ, так как вследствие неправильной организации занятий по развитию слухоречевых навыков ребенок не научился пользоваться появившимся слухом для развития понимания речи окружающих людей и различения звуков окружающей среды.

При правильной организации слухоречевой реабилитации большинство позднооглохших детей, потерявших слух после овладения речью, через месяц после подключения процессора КИ восстанавливают способность понимать речь на слухо-зрителъной основе в большинстве коммуникативных ситуаций. В течение года их способность воспринимать речь на слух улучшается, многие из них через 3-6 месяцев могут разговаривать по телефону. Такие дети учатся в массовой школе, но нуждаются в дополнительных занятиях по русскому языку.

У детей с врожденной глухотой слухо-речевая реабилитация занимает значительно больше времени. Развитие слуховых механизмов анализа окружающих звуков и речи, как звуковых сигналов, у детей этой группы происходит в течение 6-12 мес. Но слухоречсвая реабилитация в целом, как развитие способности понимать устную речь и говорить занимает у таких детей 3-5 лет и более. При этом уровень развития понимания устной речи и собственной речи у отдельных детей может сильно различаться от практически нормального уровня до ограниченного отдельными бытовыми словами и фразами. Это зависит от многих факторов , один из ведущих из них - возраст имплантации. Чем в более раннем возрасте проведена имплантация, тем лучше результаты.

Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, аудиолога, логопеда, сурдолога, психоневролога, психолога центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации, подключение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы реабилитации. По существу, имплантированные пациенты сохраняют связь с центром в течение всей жизни, в виду необходимости решения вопросов, определяемых особенностями эксплуатации КИ (настройка процессора, замена поврежденных элементов, замена на более современные модели КИ), проблемами слухо-речевой реабилитации, социальными проблемами.

Однако основная работа ложится на плечи местных специалистов, которые продолжают реабилитационные мероприятия в соответствии с рекомендациями сотрудников Центра кохлеарной имплантации. Важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играют их родители и близкие. Их обучение навыкам развития слуха , речи у детей с КИ, психологическая и социальная поддержка являются одним из существенных компонентов всей системы послеоперационной реабилитации.

Литература

1. Базаров В.Г., Кравчук Л.А., Карамзина Л.А. и др. Кохлеарная имплантация //Журн. ушн.,нос. и горл, бол.- 1993.-N 2.- С. 6-15.

2. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. - М.: Медицина, 1986.- 176 с.

3. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей //Дефектология.- 2001.- № 1. - С. 17-26.

4. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами //Дефектология.- 2001. -№ 5. -С. 21-35.

5. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеариыми имплантами. - СПб, 2004.- 44 с.

6. Королева И.В. Психолого-педагогическая реабилитация глухих школьников после кохлеарной имплантации //Специальное (коррекционное) образование Ленинградской области на службе отечественной сурдопедагогики.- С-Пб., 2004, С.63-68.

7. Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№ 3.-С.25-38.

8. Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у дегей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№4.-С.28-40

9. Кохлеарная имплантация. Учебн. пособ. (составитель-Таварткиладзе Г.А.).- М.,2000.-81 с.

10. Ю.Огородникова Е.А., Королева И.В., Люблинская В.В. и др. Использование компьютерных программ в процессе слухоречевой реабилитации пациентов с кохлеарными //Актуальные вопросы логопатологии. Сб. статей. -2004, СПб. -С.73-77.

11 .Таварткиладзе Г.А. Белянцев И.А. Фроленков Г.И. и др. Показания к кохлеарной имплантации //Метод, рекоменд. N95/209.- М., 1995.- 24 с.

12. Электродное протезирование слуха.-Л.: Наука, 1984.- 215с.

13. Cochlear implants for young children. Eds. McCormic В., Archbold S., Sheppard S. - London.:Whurr Publishers, 1994.- 230 p.

14. Cochlеar implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum.- London: Whurr Publishers, 1995.-325 p.

15. Pujol C., Amat T. Adolescents and the cochlear implant. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. 1995. p.216-231.

16. Tavarlkiladze G.A., Mironova E.V., Borovleva R.A. et all. Therapevtic concepts for training cochlear implant patients who have good preoperativc language skills. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum., 1995.- p.232-243.

17. Wilson B.S., Finley C.C., Lawson D.T. et all. Better speech recognition with cochlear implants //Nature. -1991.-N 352.- p.236-238.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат

слого-ритмическую структуру.

СТУЛ ЛОДКА МАШИНА

СЕРГЕЙ ЛЕНА АНТОНИНА (имена ребенка и членов семьи)

ПРИВЕТ СПАСИБО ДО СВИДАНИЯ

ПОКА СТОЙ ПОЖАЛУЙСТА

ХЛЕБ ЛОШАДЬ ТЕЛЕФОН

ТОРТ МАЛЬЧИК ТАРЕЛКА

ФЛАГ ДЯДЯ ДЕВОЧКА

СТУЛ РУЧКА АППАРАТ

ДОМ АПЕЛЬСИН КРЕМ БОТИНКИ

ГЛАЗ РИСОВАТЬ НОС ВЕЛОСИПЕД

СТОЛ МАШИНА ЛИСТ ТАРЕЛКА

ГРИБ ПУГОВИЦА ЗУБ БОРОДА

ПИТЬ ГУЛЯТЬ РИСОВАТЬ
Узнавание слов в закрытом списке с опорой на

слого-ритмическую структуру и

семантическую связь между словами.

ПИТЬ ЧАШКА ФАРА КОЛЕСО

ДВЕРЬ ОТКРЫВАТЬ ЗОНТ ЛУЖА

СТУК ПАЛКА ГУДОК ПАРОВОЗ

ПИСК МЫШКА ГРОМ ГРОЗА

СОК СТАКАН СУП ЛОЖКА

СПАТЬ ПОДУШКА НОГИ ТАПОЧКИ

РУКИ ВАРЕЖКИ ПОЛ МЫТЬ

ШКОЛА УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ПИАНИНО

ЖАРИТЬ КАРТОШКА ИГРАТЬ КОМПЬЮТЕР

ЛЕГО СОБИРАТЬ МУЗЫКА ТАНЦЕВАТЬ

УРОК УЧИТЕЛЬНИЦА КАРТЫ ВЫИГРАТЬ

КУШАТЬ КОНФЕТА СОБАКА ЛАЕТ

МАШИНА ЕДЕТ МАМА ЗОВЕТ
Узнавание отдельных звуков речи

А-У А-И У-И А-ШУ-ША-С И-С Ш-С

А-У-Ш А-У-И А-Ш-С А-И-С А-У-И-Ш-С
Узнавание односложных слов в закрытом выборе

НОС ДЫМ ШАР ГОСТЬ ПЛАЧ

СЛОН БАК КЛЮЧ МИР НОЖ

ЗАЛ ТИГР КРОТ ЗВУК ЛЮК

ЛИЦО - КУЛАК БИЛЕТ - ШУМЕТЬ ТРУСЫ - ЛИМОН
А-У-И

БА-БУ-БИ ПА-ПУ-ПИ ЗА-ЗИ-ЗУ МА-МУ-МИ

РА-РУ-РИ СА-СУ-СИ ВА-ВУ-ВИ

ШУМ-САД-ШИЛ КУСТ-ГАЗ -ГРИБ

РУЛЬ - ТАЗ - ЛИСТ ШАР - КОСТЬ - ПИСК

ЧАС - ЗУБ - БИЛ СУП - МАЗЬ - ПИЛ

ВИЛКА - РАМА- РУЧКА КНИГА - КАША - СУМКА

МИСКА - ПАСТА - КРУЖКА КУЗОВ - ТАПКИ – ФИГА
А-О

ГА-ГО ТА-ТО ЧА-ЧО НА-НО ЛА-ЛО СА-СО ХА-ХО

ДОМ-САД КОТ-ГАЗ РОТ-ТАЗ ШАР-КОСТЬ

ЧАС-ПОЛ СТОЛ-МАЗЬ НОС-ЗАЛ

ПОЛКА-РАМА КАША-ЛОЖКА ПАСТА-ПОПА

Допущено Учебно-методическим объединениемпо направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика

Рецензенты:

Г. Н. Пенин , д-р пед. наук, проф., заведующий кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена;

А. И. Лопотко , д-р мед. наук, проф. лаборатории по реабилитации слуха и речи Санкт-Петербургского ГМУ им. И. П. Павлова.

Сокращения

КИ – кохлеарный имплант

СА – слуховой аппарат

ПЛП – постлингвальные пациенты

ДЛП – долингвальные пациенты

КСВП – коротколатентные слуховые вызванные потенциалы

ВОАЭ – вызванная отоакустическая эмиссия

Введение

Долгое время глухота обрекала человека на жизнь в мире безмолвия. Но теперь кохлеарная имплантация дает возможность глухим людям слышать все звуки, даже самые тихие. Кохлеарная имплантация позволяет оглохшему человеку вернуть слух, а благодаря этому вернуться к учебе, работе, вернуться к обычной жизни. Глухой ребенок с кохлеарным имплантом получает возможность научиться понимать речь и говорить, а имплантация малыша в возрасте до двух лет создает потенциальные условия для того, чтобы он развивался так же, как нормально слышащий ребенок, и полноценно интегрировать его в общество слышащих. И сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих – и детей, и взрослых.

В чем суть кохлеарной имплантации? Слово «кохлеарная» происходит от латинского слова «cochlear» (кохлеа, или улитка). Так называется орган слуха, в котором находятся специальные клетки – рецепторы слуха, воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где и возникают слуховые ощущения. У глухого человека погибают эти рецепторы в улитке, и в результате звуки не поступают в мозг, человек не слышит. В этом случае ему не помогают обычные слуховые аппараты, которые просто усиливают звук. Но ему может помочь кохлеарная имплантация – хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее ухо (улитку) глухого человека вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуков и речи путем электрической стимуляции слухового нерва .

Исследования ощущений при электрической стимуляции органа слуха у здоровых людей и людей с нарушением слуха проводились еще в XVIII в. и продолжались до XX в. многими учеными, в том числе и отечественными – Вольта (1800), Риттер (1801), Бреннер (1863), Волохов (1934), Андреев (1934), Гершуни (1939) . Было установлено, что у человека при этом возникают ощущения звона, стука, шипения и т. п. в зависимости от характеристик стимуляции. Эти данные легли в основу идеи о создании электрического кохлеарного протеза для глухих людей.

Настоящее развитие кохлеарных имплантов (КИ) стало возможным с появлением биоматериалов, которые могли быть имплантированы во внутреннее ухо и не отторгались организмом человека, а также разработкой электронных систем, способных преобразовывать звуковые сигналы в электрические стимулы, воспринимаемые слуховым нервом. Первые экспериментальные системы КИ стали появляться в 50-х гг. XX в. Они были громоздкими, человек не мог их носить сам, а слушал, только приходя в лабораторию. Внутренняя имплантированная часть присоединялась при этом к внешнему устройству с помощью разъемов или проводов, расположенных на голове пациента.

Первая переносная система КИ была имплантирована в 1957 г. во Франции пациенту доктора Charles Eyries. Она была одноканальной (одноэлектродной), очень простой и передавала информацию только о наличии звука, но с ее помощью человек мог значительно лучше понимать речь при чтении с губ .

Коммерчески производимые системы КИ появились в 80-х гг. XX в. Важным этапом их развития было появление устройств, в которых внутренняя имплантированная часть не имела внешних выводов на голове пациента. Системы КИ развивались в двух направлениях. Во-первых, продолжали совершенствоваться одноканальные системы КИ. До сих пор около 200 человек в мире продолжают их использовать. Как правило, это позднооглохшие люди, которым КИ значительно облегчает понимание речи на основе слухо-зрительного восприятия. Однако отдельные пациенты с помощью одноканальных систем КИ способны понимать речь только на слух. Развитие и производство этих систем продолжалось до 90-х гг.

Во вторых, начали разрабатываться многоканальные (многоэлектродные) системы КИ. В 1962 г. W.House и J.Urban были первыми, кто пытался это сделать. Однако в то время не было технологий, позволяющих реализовать эту идею. Она требовала сложной обработки речевого сигнала, мощных малогабаритных компьютеров. Поэтому

W.House продолжил развитие одноканальных систем КИ. Разработка многоканальных систем была возобновлена в Австралии, Австрии, Бельгии и Франции в 80-х гг. XX в. Сейчас системы КИ продолжают развиваться в этом направлении .

В настоящее время три основные фирмы производят системы КИ: «Cochlear» (Австралия), «MED-EL» (Австрия), «Advanced Bionics» (США).

По мере совершенствования систем КИ, обеспечивающих все более высокое качество передаваемой речи, развития хирургических подходов и методов слухоречевой реабилитации быстро возрастало число людей, желающих использовать КИ. Сейчас в мире около 200 тыс. пользователей КИ. Расширяется круг пациентов, которым рекомендуется использование имплантов. Если сначала эти операции делались только позднооглохшим людям, то сейчас значительную часть из них составляют дети с врожденной глухотой. Количество ежегодно имплантируемых детей постоянно увеличивается. Кохлеарная имплантация проводится детям разного возраста, включая детей до года. Установлено, что чем в более раннем возрасте производится имплантация, тем лучше ее результаты.

В Советском Союзе также были попытки создания систем КИ. В Москве под руководством М. Р. Богомильского был изготовлен опытный образец системы КИ, но его промышленное производство не было начато . В начале 90-х гг. экспериментальные исследования по экстракохлеарной имплантации проводились в Киеве .

Первая операция кохлеарной имплантации с серийно производимой австралийской системой КИ «Nucleus» была проведена в России в 1991 г. в Научном центре аудиологии и слухопротезирования (Москва) . C 1997 г. операции кохлеарной имплантации проводятся в Санкт-Петербурге и Москве. Сейчас в России уже более 1000 человек используют КИ.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи является ведущим центром России, где проводят такие операции. Здесь осуществляются все 3 этапа кохлеарной имплантации:

1) комплексное диагностическое обследование и отбор пациентов – кандидатов на кохлеарную имплантацию;

2) хирургическая операция;

3) послеоперационная слухоречевая реабилитация пациентов.

В реализации этих этапов участвуют до 20 специалистов разного профиля – хирург-отоларинголог, аудиолог, сурдолог, сурдопедагоги, психоневрологи, психологи, логопеды и др. .

Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый долгий и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого зависит от многих факторов, прежде всего от возраста потери слуха и возраста имплантации. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой составляет более 5 лет .

Как показывает наш опыт, важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играет организация этого процесса на местах. В центре кохлеарной имплантации проводится настройка процессора КИ, первый интенсивный курс слухоречевой реабилитации, регулярное консультирование специалистов и родителей по различным проблемам пациентов с КИ. Многолетняя ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится, прежде всего, на плечи его родителей и местных специалистов. Поэтому обеспечение их информацией по проблеме реабилитации пациентов с КИ является сегодня одним из важнейших условий для распространения этого высокотехнологичного метода реабилитации в нашей стране, с ее огромной территорией.

В СПб НИИ уха, горла, носа и речи накоплен богатый опыт реабилитации детей и взрослых с КИ . Здесь прошли реабилитацию более 600 пациентов, имплантированных не только у нас центре, но и в других центрах страны и за рубежом. Среди этих пациентов есть взрослые и дети разного возраста; дети со слуховым опытом и без него; слепоглухие пациенты; дети глухих родителей. Самый маленький пациент был имплантирован в возрасте 1 года.

В пособии представлены устройство и принцип работы систем кохлеарной имплантации, методы диагностического обследования и отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию, сведения об операции, структуре и содержании послеоперационной реабилитации взрослых и детей с КИ. Кратко описаны методика развития слухоречевого восприятия с КИ у разных категорий пациентов, послеоперационное сопровождение пациентов специалистами. Рассмотрены вопросы организации реабилитации детей с КИ.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения