Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мыслительная операция направленная на объединение частей. Мышление и речь

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

  1. сравнение;

    абстрагирование;

  2. обобщение;

    классификация и;

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

    общие как сходные признаки и;

    общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Проблемы для обсуждения :

1. Сущность мышления как процесса решения задач.

3. Основные типы мыслительных действий, характерных для процесса решения задач и их содержание. 4. Основные операции мышления и их сущность.

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию (рис. 2). С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Рис. .2. Мыслительные операции

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. Наряду с выделением существенных частей предмета, анализ позволяет мысленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и т.д. Следует обратить внимание и на то, что анализ возможен не только тогда, когда человек воспринимает какой-либо предмет, но и тогда, когда он воспринимает его по памяти. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний и представлений. Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой.

Сравнение - мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов являются для человека существенными. Операцию сравнения человек может осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Когда человек может сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, он использует непосредственное сравнение. В тех случаях, когда человек осуществляет сравнение путем умозаключения, он использует опосредованное сравнение.


Обобщение - мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализ-ация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Абстрагирование - мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.

Суть абстрагирования как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, человек рассматривает выделенную часть или свойство независимо от других частей или свойств данного предмета. Таким образом, с помощью абстрагирования человек может выделить часть предмета или свойства из всего потока воспринимаемой информации, т.е. отвлечься или абстрагироваться от других признаков получаемой им информации.

Абстракция широко используется человеком при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Абстрагирование позволяет следователю из огромного потока информации выделить то, что непосредственно относится к совершению преступления.

На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Конкретизация - мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях человек не стремится отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремится представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности в нашем сознании, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда мыслительных операций.

Чтобы отразить с помощью мышления какие-либо связи и отношения между предметами или явлениями объективнога мира, необходимо, прежде всего, в восприятии или представлении выделить те явления, которые становятся объектом мышления. Вычленение предмета мысли является, таким образом, исходной мыслительной операцией, без которой не может осуществиться процесс мышления.

Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Выделение объекта из сенсорного поля имеет место и в процессах внимания и восприятия. Однако в процессе мышления это выделение всегда связано с осознанием задачи, которая стоит перед нами, оно предполагает всегда предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.

Дальнейшей мыслительной операцией является сравнение выделенных объектов. Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определённых отношениях. Например, низкий и высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена.

Сравнение позволяет нам установить иногда не сходство или различие предметов, но их тождество или противоположность. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаём их и глубже проникаем в их своеобразие, чем в тех случаях, когда рассматриваем их без соотношения к другим явлениям.

Чтобы осуществилось сравнение, необходимо мысленно различать отдельные свойства предметов и мыслить эти свойства отвлечённо от самих предметов. Такая мыслительная операция называется абстракцией. Абстракция всегда соединяется с обобщением, потому что абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщённом виде.

Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксёра при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщённой форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и т. д.), т. е. как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту.

Абстракция является умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своём сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.

Однако абстракция всегда предполагает и противоположную ей мыслительную операцию - конкретизацию , т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения. В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет нашему мышлению отрываться от действительности, от живого созерцания явлений. мышление психология абстракция

Благодаря конкретизации наши абстракции становятся жизненными, за ними всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Лучше всего это достигается приведением не одного, а нескольких различных примеров, в которых данная абстракция находит своё конкретное выражение. Например, мы лучше поймём сущность абстрактного положения "жизнь есть форма существования белковых тел", если конкретизируем его на примерах и из растительного, и из животного мира, в отношении, как микроорганизмов, так и более совершенных существ. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми, оторванными от жизни, а потому и бесполезными абстракциями.

От абстракции и обобщения следует отличать такие мыслительные операции, как анализ и синтез . Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. Анализ часто применяется в практической деятельности, когда мы стремимся лучше овладеть тем или другим предметом в процессе труда. Здесь он приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на элементы.

Например, думая о сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нём следующие основные элементы, или части: разбег, толчок, фаза полёта, приземление. Этот мысленный анализ облегчается тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полёте и т. д. Синтезом называется обратный процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны нами в процессе его анализа.

Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов. Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать так, что сперва должен быть произведён анализ, а потом синтез. Всякий анализ предполагает синтез, а синтез всегда предполагает анализ.

При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют для данного предмета существенное значение. Например, в таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. д. Все эти элементы в той или другой степени связаны с данным упражнением, и мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а на существенные части целого, без которых это целое не может существовать.

Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок. Это выделение существенных элементов при анализе сложного явления происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого явления. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или части, мы должны иметь хотя бы смутное общее синтетическое понятие обо всём объекте в целом, в совокупности всех его частей. Такое понятие возникает в результате предварительного, образующегося ещё до детального анализа общего представления о предмете на основе практического знакомства с ним.

Таковы те сложные мыслительные операции, в результате которых мы получаем понятия об окружающих нас предметах и явлениях. Однако явления окружающего нас мира существуют не разобщённо, а всегда в связи друг с другом. Адекватное отражение объективных предметов в нашем мышлении требует, поэтому не только образования множества соответствующих понятий, но и их классификации и систематизации .

Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений - на основании присущих им общих признаков - под более общие понятия, обозначающие определённые классы тех или иных предметов или явлений. Например, для точного отражения объективной действительности недостаточно иметь отдельные понятия о берёзе, дубе, сосне, ели и т. д. Надо иметь понятие об определённых классах соответствующих предметов или явлений, а именно о классе хвойных деревьев.

Отнесение предмета к определённому классу не только позволяет отразить в нашем сознании многообразие явлений, но и уточняет наши познания об отдельных предметах. То, что при классификации химических элементов мы относим серу в группу металлоидов, а цинк - в класс металлов, углубляет наше понятие об этих химических элементах. Без отнесения в родственные классы на основании сходных признаков наши понятия о предметах были бы ограниченными, неполными.

Классификация будет ценной лишь тогда, когда она совершается не вообще по сходным признакам, а по тем сходным признакам, которые имеют существенное значение для данного ряда явлений. Там, где такая классификация затруднена или ещё не завершена, отсутствует и глубокое понимание сущности явлений. Примером может служить отсутствие адекватной классификации физических упражнений, которые часто распределяются по классам или в зависимости от времени года (зимние и летние виды спорта), или в связи с применением тех или иных предметов (гимнастические упражнения на снарядах, со снарядами, без снарядов, с палками, мячами и т. д.).

Все такие попытки классификации неудачны, поскольку опираются на случайные признаки. Нельзя правильно понять природу физических упражнений, пока они отражаются в нашем сознании как многообразие видов, ещё не объединённых в классы по существенным признакам.

Систематизацией называется расположение установленных нами классов предметов или явлений в определённом порядке, в соответствии с их общими законами. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в нашем сознании не разобщённо, а в определённой системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в нашей практической деятельности.

Примером плодотворной научной систематизации явлений может служить открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов. Д.И. Менделеев не ограничился уточнённым распределением химических элементов на классы по их существенным признакам. Самые классы химических элементов он стремился понять не как случайные явления, а как определённую систему, вытекающую из общих законов природы. Это удалось ему сделать тогда, когда он открыл зависимость качественных особенностей химических элементов от их атомного веса.

Огромное значение систематизации для познания мира видно из того, что она помогает открытию новых явлений и уточнённому пониманию связей между ними. Без периодической системы Д.И. Менделеева открытие новых элементов осталось бы по-прежнему стихийным, каким оно было на стадии только классификации этих явлений. Только правильная систематизация позволила предвидеть качественные особенности ещё неизвестных элементов и направить научную мысль на их открытие.

Когда перед нами встаёт необходимость доказать истинность тех или других суждений, мы прибегаем к умственной операции, называемой умозаключением .

В ряде случаев истинность или ложность суждений устанавливается в результате непосредственного восприятия. Такими, например, являются суждения: "сегодня жаркий день", "Иванов пришёл первым к финишу", "пять больше трёх" и т. д., которые называются, поэтому непосредственно очевидными. Но в большинстве случаев истинность суждений нельзя вывести из непосредственного наблюдения. Например, истинность суждения "сумма углов треугольника равна двум прямым" не является очевидной, а должна быть доказана, что и осуществляется путём умственной операции, называемой умозаключением.

Всякое умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определённого суждения выводится из истинности других суждений. Правильно построенное умозаключение всегда создаёт уверенность в необходимости и обязательности выводов, к которым оно приводит. Для этого оно должно опираться на строго проверенные, вполне достоверные предварительные знания. Малейшая ошибка, допущенная в оценке первичных данных, на которых строится умозаключение, приводит к его ошибочности. Однако чтобы сделать правильные выводы из достоверных знаний, необходимо также, чтобы сами умозаключения подчинялись определённым правилам, рассматриваемым в специальной научной дисциплине - логике.

Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения (дедукцию и индукцию), а также и умозаключения по аналогии (на основании сходства предметов или явлений).

Дедукцией называется умозаключение, в котором из заранее известных общих положений делается вывод об определённых частных истинах. Этот вид умозаключения наиболее часто применяется в математике. Например, чтобы доказать, что данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: следовательно, данный угол больше другого.

Существует мнение, что дедуктивные умозаключения только уточняют наши знания, раскрывая в частном выводе то, что в скрытой форме уже содержалось в общем суждении. Однако в ряде случаев дедуктивные умозаключения могут приводить и к важным открытиям. Таким, например, было открытие планеты Нептун, а также и некоторых химических элементов.

Индукцией называется умозаключение, в котором из наблюдений над некоторыми частными случаями делается общее заключение, распространяемое на все, в том числе и на не наблюдавшиеся случаи. Этот вид умозаключения чаще всего применяется в естественных науках. Например, наблюдая в одном-двух случаях пользу яровизации растений, мы распространяем это положение на все случаи произрастания растений, хотя они и не наблюдались нами. Достоверность индуктивных умозаключений опирается на реально существующее и подтверждённое человеческой практикой единство и взаимосвязь объективных законов природы и общества.

Из этого вытекает, что раз наблюдённая существенная связь явлений должна повториться при сходных условиях. Для истинности индуктивных умозаключений необходим всесторонний учёт условий, при которых совершается явление. Без этого индуктивные выводы будут отличаться лишь известной степенью вероятности.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Например, усматривая некоторое сходство физических показателей, характерных для Земли и Марса, делают вывод о возможности жизни на Марсе. Легко видеть, что заключения по аналогии отличаются не достоверностью, а всего лишь большей или меньшей вероятностью и нуждаются в подтверждении другими доказательствами. Однако польза умозаключений по аналогии несомненна: она заключается в догадке, которая толкает научную мысль на дальнейшие исследования.

  • Вопрос 5. Специфические особенности психики как особой формы отражения. Понятие о сознании и бессознательном.
  • Вопрос 6. Нейрофизиологические основы психики. Проблема соотношения психического и физиологического.
  • Вопрос 7. Развитие психики в филогенезе. Основные различия психики человека и животных. 1. А)Возникновение психики
  • Вопрос 8. Категория личности в современной психологии. Соотношение понятий «челокек-личность-индивид-индивидуальность».
  • Вопрос 9. Направленность как интегральная характеристика личности. Мотивация поведения человека. Виды мотивов.
  • Вопрос 10. Самосознание личности. Образ «я» и его основные характеристики. Самооценка и уровень притязаний.
  • Вопрос 11. Потребности и мотивы как детерминаты внутреннего поведения. Классификация потребностей.
  • Вопрос 12. Понятие о деятельности. Структура деятельности.
  • Вопрос 13. Понятия об умениях и навыках. Формирование умений и навыков.
  • Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 137
  • Вопрос 14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.
  • Вопрос 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
  • Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 143
  • Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 145
  • Вопрос 16. Речь: виды, функции, механизмы.
  • Вопрос 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.
  • Вопрос 18. Социально-перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.
  • Вопрос 19. Классификация социальных объединений. Общая психологическая характеристика малой группы.
  • Вопрос 20. Межличностные отношения в группах. Понятие о психологической совместимости в группе.
  • Вопрос 21. Лидерство и руководство в малой группе. Стили лидерства и руководства.
  • Вопрос 22. Понятие об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
  • Вопрос 23. Восприятие, его виды. Основные свойства перцептивного образа.
  • Вопрос 24. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими психологическими процессами. Мышление и речь.
  • Вопрос 25. Понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.
  • Вопрос 26. Основные мыслительные операции, их характеристика. Мышление как процесс решения задач.
  • Вопрос 27. Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
  • Вопрос 28. Воображение, его место в системе психологических процессов. Виды воображения. Психологические механизмы воображения.
  • Вопрос 29. Память, ее место в системе психических процессов. Виды памяти.
  • Вопрос 31. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.
  • Вопрос 32. Волевое поведение человека и его механизмы.
  • Вопрос 33. Эмоциональные психические явления и их функции.
  • Функции эмоций
  • Вопрос 34. Виды и формы эмоциональных психических переживаний.
  • 2. Виды эмоций
  • 5.3. Формы эмоций
  • 5.5. Классификация эмоций
  • Вопрос 35. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация.
  • Вопрос 36. Формирование характера. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций.
  • Вопрос 37. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
  • Вопрос 38. Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
  • Вопрос 39. Задатки и способности. Виды способностей.
  • Вопрос 40. Развитие способностей. Понятие о таланте. Проблема диагностики способностей.
  • Вопрос 41. Психология в эпоху античности
  • Вопрос 42. Учение Аристотеля о душе
  • Вопрос 43. Роль Декарта в становлении психологии
  • Вопрос 44. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в 17-19веках(Спиноза, Локк, Гартли и тд)
  • 6.4. Философско-психологическое учение Бенедикта Спинозы 6.4.1. Жизнь и творческое наследие Спинозы
  • 6.4.2. Философско-психологическая система б. Спинозы
  • 6.4.3. Этическая система Спинозы
  • 6.5. Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка
  • 6.5.1. Жизнь и научное наследие Дж. Локка
  • 6.5.2. Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания
  • Вопрос 45. Зарождение психологии как науки. Интроспективное направление в истории психологии: структурализм и функционализм.
  • Вопрос 26. Основные мыслительные операции, их характеристика. Мышление как процесс решения задач.

    Операции мышления

    Мыслительные операции составляют взаимосвязанные и взаимопереходящие стороны мыслительного пр-са. К ним относятся сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

    Сравнение – это сопоставление предметов, явлений, их св-в и обнаружение сходства и различия между ними. Сравнение является первичной формой познания. На основе выявления тождества и различия становится возможной операция классификации.

    Анализ – мысленное расчленение предмета или явления и выявление составляющих его элементов. Анализ вычленяет познаваемые явления из тех случайных несущественных связей, в которых они даны нам в восприятии.

    Синтез - мысленное воссоединение элементов в целостную стр-ру. Восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения его элементов. Анализ и синтез непрерывавно переходят др. в др. анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез невозможен без анализа, т.к отсутствуют части из которых необходимо восстановить целое.

    Абстракция – это выделение и вычленение какой-нибудь одной стороны или св-ва предмета и явления (существенной) и отвлечение от остальных. Примитивная чувственная абстракция существует уже в пр-се восприятия (выделить форму, отвлекшись от цвета, выделить цвет, отвлекшись от формы). Это отвлечение одних чувственных сторон действительности от других. Абстракция, характеризующая мышление, означает отвлечение от чувственных св-в предмета и выделение его нечувственных объективных св-в, выраженных в отвлеченных понятиях. Это освобождение от единичных, случайных и поверхностных наслоений.

    Обобщение (генерализация) – объединение предметов и явлений в единое целое на основе их общих существенных связей и закономерностей. Обобщение осуществляется в понятиях, в значениях слов. Обобщения могут носить простейший хар-р, когда объекты группируются на основе отдельного, случайного признака (синкретические обобщения). В случае комплексного обобщения, группировка объектов происходит по разным основаниям. Наиболее сложными являются понятийные обобщения, в которых дифференцируются родовые и видовые признаки объектов.

    Конкретизация – операция, обратная абстракции и обобщению. Это возврат к индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

    Мыслительные операции обладают св-вом обратимости возможность возврата мысли к исходному пункту). Каждая операция обратна парной: анализ синтезу, абстрагирование и обобщение – конкретизации.

    Мышление как процесс решения задач

    Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления.

    Субъект мышления - тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его собственной, т.е. человек может не принять ее (занят, задача неинтересная, думает о другом). Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи - это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние. Это название условно, но имеет следующий смысл: внешние мотивы - задача решается ради достижения результата, не связанного с познанием объекта, раскрытием неявных свойств объекта. Например, вы решаете задачу, чтобы поскорее уйти из аудитории, если поставлено такое условие: кто решит, может идти. Та же самая задача может решаться на основе внутренней мотивации, т.е. когда побуждается познавательными мотивами - узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения.

    Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, что он се не может решить). Но постепенно задача так захватывает его, что он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами.

    Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов, или человеку может казаться, что он легко ее решит знакомыми приемами. Однако человек может зайти в тупик - ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения.которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Итак. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаше соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, то есть намечается искомое, которое можно найти путем преобразования определенных условий. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека - умение видеть проблемы там, где они есть

    Мышление - опосредствованное, обобщенное отражение дейст­вительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Выявление связей, отношений, а также базовых свойств и сущ­ности явлений и объектов действительности осуществляется по­средством мыслительных операций.

    Основными операциями, благодаря которым мышление, а точ­нее, мыслящий человек познает и отражает в понятиях те или иные стороны действительности, являются анализ и синтез, в свя­зи с чем мышление в целом должна быть охарактеризовано как деятельность аналитико-синтетическая.

    Анализ как мыслительная операция - это мысленное расчлене­ние объекта на составные части, выделœение характерных для него признаков, свойств и сторон. Синтез является объединœением про­анализированных элементов в единое целое. Анализ и синтез фор­мируются в деятельности и выступают как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причем первичным является анализ-синтез на уровне чувственного отражения.

    Очевидно, что успешность этих операций на уровне чувствен­ного отражения зависит от сохранности и степени развития анали­заторного аппарата.

    Глубокие нарушения функций зрения затрудняют также и вы­полнение операций анализа и синтеза отражаемых и являющих­ся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой - относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприя­тия. Эти же самые причины лежат в базе трудностей, испытыва­емых слепыми при вычленении наиболее существенных, характер­ных свойств и связей объектов познания.

    О трудностях и недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности мышления свидетельствуют также низкий уровень дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суж­дений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытывае­мые ими в процессе выполнения остальных мыслительных опера­ций, основанных на анализе и синтезе.

    Анализ и синтез, являясь самостоятельными мыслительными операциями, в то же время непосредственно включаются во всœе остальные операции, способствующие решению мыслительных за­дач.

    Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, т. е. установление степени тождества или различия при сопоставлении двух или большего числа объектов. Хотя сравнение представляет собой относительно элементарную форму познания, его важная роль определяется тем, что оно наряду с анализом и синтезом включается почти во всœе мыслительные операции.

    При наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определœенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность или сложность получения ряда чувст­венных данных при полной или частичной утрате зрения препят­ствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению. Разумеется, недостаточная глуби­на сравнения на чувственном уровне не может не отразиться на научно-теоретическом мышлении, так как и при сравнении поня­тий необходима опора на их конкретное содержание. Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувственного познания, часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по чересчур общим, генерализо­ванным признакам.

    С помощью сравнения осуществляется классификация и сис­тематизация, т. е. объединœение объектов по сходным признакам, их мысленная группировка. В процессе систематизации и клас­сификации наиболее важно выделять существенные для данного разряда (вида, рода или класса) признаки. Очевидно, что часто наблюдающееся у слепых выделœение несущественных или чрез­мерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации. Эти затруднения отчетливо проявились в экспе­риментах Н. С. Костючек. Во время классификации понятий ис­пытуемые часто не могли выделить родовые признаки и давали следующие ответы: ʼʼСосна и лебеда - это природаʼʼ; ʼʼКарандаш, тетрадь, книги - это всœе читать, писатьʼʼ и т. п.

    Кроме перечисленных, к операциям мыслительной деятельности относятся: абстрагирование - отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделœении других; обобщение - объединœение объектов на базе общих существенных признаков; конкретиза­ция - применение обобщенных знаний к частным, конкретным случаям. В корне всœех этих операций лежат анализ и синтез, наряду с которыми могут выступать и другие операции; к примеру, обобщение может вестись через сравнение. Упомянутые операции не были предметом специального изучения в тифлопсихологии, однако, исходя из диалектико-материалистического положения о единстве чувственного и логического, а также опираясь на факты, свидетельствующие о трудностях, испытываемых слепыми при анализе и синтезе, можно с достаточной уверенностью утверждать, что дефекты в сфере чувственного познания отражаются в какой-либо степени на всœех мыслительных операциях. В пользу это­го предположения свидетельствуют факты, установленные в общей психологии. Эти факты говорят о том, что в норме абстрагирова­ние и обобщение начинаются на уровне чувственного познания (элементарное абстрагирование - выделœение наиболее ʼʼсильныхʼʼ, к примеру, биологически значимых раздражителœей, и генерализованное обобщение - обобщение на базе лежащих на поверхнос­ти, несущественных признаков) и лишь затем развиваются в дея­тельности, в процессе обучения, в процессе овладения понятиями. Резюмируя сказанное, можно отметить, что полная или частич­ная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на разви­тие мышления слепых. В работе ʼʼПути компенсации слепотыʼʼ М. И. Земцова пишет следующее: ʼʼУ слепого ребенка в связи с выключением зрительной рецепции из первосигнальных связей исключен зрительный компонент (если ребенок не пользовался зрением). Сфера сопоставления и сравнения предметов у него бо­лее сужена в сравнении со зрячими сверстниками. Дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруд­нена; обобщения производятся в более суженной сфере опыта. При узнавании малознакомых предметов внутренние и существен­ные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдаленные связи. Пробелы в чувствен­ном опыте слепого ребенка значительно затрудняют процессы обоб­щения и систематизации предметов. Малознакомые предметы иногда обобщаются по единичным признакамʼʼ. При этом эти не­достатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления- пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их базе полноценные понятия, учитель специаль­ной школы тем самым способствует успешному развитию системы операций мыслительной деятельности слепых.

    Мыслительные операции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мыслительные операции" 2017, 2018.

  • - Мыслительные операции

    Фазы мыслительного процесса Логические формы мышления Вопросы есть в лекциях! 32.Мышление – это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность. Это высшая... .


  • - Основные мыслительные операции. Мышление как процесс решения задач.

    Мышление как психическая деятельность, включает ряд операций. К основным мыслительным операциям относят: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение. Сравнение – мыслительная операция, в процессе которой происходит установление сходства и различия... .


  • - Мыслительные операции, связанные с речью

    Факторы порождения речи Речь ребенка формируется под влиянием языковой способности. Языковая способность – это совокупность 3-х факторов. 1. Социальный фактор (речевое окружение ребенка). Ребенок должен расти в речевой среде, т.к. из этого речевого окружения ребенок... .

    Итак, как уже было сказано выше, мыслительная деятельность включает ряд операций, с помощью которых человек проникает в суть проблемы, определяет пути и способы ее решения. Следова­тельно, исследование закономерностей формирования и разви­тия мышления невозможно без... .


  • - Мыслительные операции.

    Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа исин­теза, абстракции, обобщенияиконкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более... .


  • - Мыслительные операции

    Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более... .


  • - Мыслительные операции

    Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Их сущность отражена в табл. 9.4. Таблица 9.4. Мыслительные операции Мыслительная Ее содержание операция Сравнение Вскрытие... .




  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как правильно делать укол собаке
    Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
    Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения