Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Приемы пиления ручными пилами. Пиление древесины

В процессе пиления древесины получают брусья, бруски и доски. Распиливают древесину ручными или электрическими пи­лами.

Пила представляет собой ленту или диск с нарезанными зубьями (резцами) (рис. 8). Каждый зуб пилы имеет три режущие кромки: одну переднюю короткую и две боковые (рис. 8, а). У пил для про­дольного раскроя древесины зубья короткой режущей кромкой перерезают волокна древесины, а боковыми разделяют их между собой по направлению. Зубья этих пил имеют прямую заточк" и по форме напоминают треугольник, поэтому ими можно пилшь только в одну сторону. Зубья пил для поперечного раскроя имеют форму равнобедренного треугольника и двустороннюю заточку, поэтому ими можно пилить в обе стороны. Короткая режущая кромка этих пил разделяет волокна древесины, а боковые - перерезают их. Зубья пил имеют следующие параметры: шаг - расстояние между двумя смежными вершинами и высоту - рас­стояние между основанием и вершиной зуба. Для удаления обра­зующихся в процессе пиления опилок служит впадина.

Помимо пил для продольного и поперечного раскроя имеются также столярные пилы. Зубья этих пил устроены так, что ими можно пилить древесину вдоль и поперек. Они представляют собой равнобедренный треугольник с прямым углом, направленным в сторону пиления. Размеры режущих углов зубьев составляют сред­нюю величину между углами, принятыми у зубьев пил для про­дольного и поперечного раскроя.

Ручные пилы. Ручные пилы бывают ненатянутые - поперечные двуручные, ножевые (ножовки) со свободным полотном и натяну­тые - лучковые.

Пилы поперечные двуручные применяют для поперечного рас­кроя брусьев, брусков, досок (рис. 8, б). Зубья имеют форму равнобедренного треугольника, заточка косая.

Поперечной двуручной пилой работают двое рабочих. Древеси­ну кладут на подставку (стол, козлы) и намечают место пропила, на которое устанавливают пилу. Начинать пилить надо серединой пилы, а когда средние зубья углубятся в древесину, постепенно

Рис. 8. Ручные пилы:

а - элементы пилы, б - двуручная поперечная, в - ножовка широкая поперечная, г - ножовка узкая, д - ножовка с обушком, е - наградка, ж - лучковая пила; / - перед­няя короткая режущая кромка, 2 - передняя грань, 3 - боковые режущие кромки, 4 - линия основания зубьев пилы, 5 - полотно пилы, 6 - вершина зуба, 7 - пазуха или впадина зуба пилы, 8 - ручка, 9 - стойки, 10 - тетива, // - средник, 12 - закрутка

доводят размах пилы до всей ее длины. Работают пилой так: по­очередно один из работающих плавно тянет пилу к себе, а другой подает ее свободно тянущему, при этом работающие свободными руками (обычно левыми) поддерживают раскраиваемый материал. При пилении не следует сильно нажимать на пилу, так как она может застрять в пропиле. Пила должна быть хорошо заточена и правильно разведена.

Ножевые пилы (ножовки) бывают широкие, узкие и с обуш­ком. Ножовку широкую (рис. 8, в) применяют для ручной рас­пиловки древесины и древесных материалов при выполнении столярных и плотничных работ. Ножовки изготовляют для попе­речной (тип /), продольной (тип 2) распиловки древесины и уни­версальные (тип 3) (ГОСТ 26215-84). Они могут иметь сменные полотна.

Зубья ножовок должны быть заточены и разведены, причем зуб должен быть разведен на протяжении не менее 2 /з его высоты от вершины. Зубья ножовок типа 2 исполнения / должны иметь пря­мую заточку только передней грани зуба.

Развод зубьев производят поочередным отгибанием их в разные стороны на величину: для зубьев с шагом до 3 мм - 0,1...0,3 мм на одну сторону; 3 мм и более - 0,3...0,6 мм на одну сторону. Полотно ножовки должно иметь защитное покрытие.

Ножовкой узкой (рис. 8, г) распиливают тонкие пиломате­риалы, выпиливают криволинейные детали и выполняют сквозные пропилы.

Ножовку с обушком (рис. 8, д) используют для выполнения неглубоких пропилов, зарезания на «ус» и распиливания мелких отрезков древесины, а также при подгонке соединений. Верхняя часть пилы имеет утолщение. Толщина ручки 22 мм; толщина по­лотна до 0,8 мм. Зубья имеют форму прямоугольного треугольни­ка. Так как полотно имеет небольшую толщину, для придания ему жесткости в верхней части приклепывают обушок.

Ножовку-наградку (рис. 8, е) применяют для несквозного пропиливания пазов под шпонки, а также для выпиливания узких пазов. Она имеет толщину 0,4...0,7 мм.

Лучковую пилу (рис. 8, ж) используют для продольного и по­перечного распиливания древесины. Пила представляет собой деревянный станок (лучок) с натянутым на нем полотном. В ручки стоек вставляют и закрепляют на шпильках концы полотна пилы, стойки соединяют средником, а противоположные концы стоек связывают тетивой, натягиваемой закруткой. Станок делают из древесины твердых пород, тетиву - из крученого льняного или пенькового шнура диаметром 3 мм. Деревянные элементы лучко­вой пилы пропитывают олифой, шлифуют и покрывают светлым нитролаком.

Вследствие того, что полотно у лучковой пилы натянуто, ее делают длиннее и тоньше, чем у ножовки, благодаря чему ею можно пилить в полный размах, причем пропил получается тоньше и качественнее.

Лучковые пилы бывают размашные (распускные), поперечные, выкружные, шиповые.

Размашные пилы имеют полотно шириной 45...55 и толщиной 0,4...0,7 мм, шаг зубьев 5 мм, угол заострения зубьев 40...50°. Заточка зубьев прямая. Длина полотна 780...800 мм. Эти пилы применяют для продольного пиления древесины.

Поперечные пилы шириной полотна 20...25 и толщиной 0,4... 0,7 мм, шаг зубьев 4...5 мм, угол заострения зубьев 65...80°. Зубья имеют форму равнобедренного треугольника, заточка косая. Длина полотна 750...800 мм.

Выкружные пилы применяют для криволинейного фигурного пиления. Они имеют полотно длиной до 500 мм и шириной 4... 15 мм, зубья с прямой заточкой и с шагом 2...4 мм, угол заостре­ния 50...60°. Толщина полотна пилы не более 1 мм, поэтому полу­чается узкий пропил.

Шиповые пилы используют для выпиливания шипов и про­ушин. Они имеют полотно шириной 40...50 мм, толщиной 0,4...

Рис. 9. Фугование вершин зубьев пилы:

а - в специальной колодке, б - на верстаке; I - напильник, 2 - колодка, 3 - пила, 4 - верстак

0,5 мм, зубья прямоугольной формы с шагом 3...4 мм и углом за­острения 80...85 0 . Пила имеет длину 600...700 мм.

По окончании пиления тетиву следует несколько ослабить, что­бы не растягивать полотно пилы. Ручки должны входить в стойки плотно и поворачиваться с небольшим усилием. Помимо этого, чтобы избежать растяжения тетивы в нерабочем состоянии, сле­дует немного отпустить закрутку.

Подготовка ручных пил к работе заключается в фуговании, разводке и заточке пил. Сначала пилы надо тщательно очистить от смолы, приставших опилок, ржавчины, промыть в керосине. Если поверхности полотен имеют неровности, их выправляют молотком на ровной металлической плите. Затем приступают к фугованию - выравниванию вершин зубьев пил, так как они должны находиться на одной высоте. В деревянную колодку (рис. 9, а) вставляют напильник, после чего колодку с напиль­ником надевают на пилу и двигают по полотну, выравнивания при этом вершины зубьев.

Выравнивать вершины зубьев пилы можно и другим способом. В верстаке укрепляют доску (рис. 9, б), в прорезь которой встав­ляют сначала напильник, а затем полотно пилы зубьями вниз и, двигая пилой по напильнику, выравнивают вершины зубьев. Выравнивать вершины зубьев необходимо периодически, иначе они будут неравномерно участвовать в пилении. Качество фугования проверяют, прикладывая к вершинам зубьев линейку. Если верши­ны зубьев плотно примыкают к ребру линейки, фугование выпол­нено правильно.

В процессе пиления полотно пилы трется о стенки распили­ваемой доски и зажимается в пропиле. Во избежание зажима полотна пилы в пропиле зубья необходимо разводить. Развод зубьев пил заключается в том, что их поочередно отгибают: четные зубья - в одну сторону, а нечетные - в другую. При разведении зубьев нужно отгибать на сторону не весь зуб, а только его верх­нюю часть примерно на высоте до 2 /з от вершины.

При пилении древесины твердых пород зубья разводят на 0,25... 0,5 мм на сторону, а мягких пород - на 0,5...0,7 мм. Надо строго

Рис. 10. Инструмент для разводки и проверки развода зубьев пил:

а - простая разводка с упорами, б -г шаблон для проверки правильности развода зубьев пилы, в - универсальна» разводка, г - разводомер индика­торный типа РИ; / - пила, 2 - шаблон, 3 - рычаг, 4 - пластинка, 5 - регулировочные винты, б - шарнирный регулятор величины развода, 7 - шкала, 8 - винт с упором, 9 - пружина, 10 - опорная поверхность, // - индикатор

соблюдать величину развода, так как при широком разводе пропил получается большим и неровным.

Зубья ручных пил разводят разводками следующим образом (рис. 10, а). Полотно пилы плотно зажимают в тиски, а затем от­гибают зубья попеременно то в одну, то в другую сторону. Раз­водить зубья пилы нужно равномерно, не применяя больших уси­лий и резких движений, так как иначе можно сломать зуб. Помимо обычной применяют универсальную разводку (рис. 10, в).

Правильность развода зубьев пилы проверяют шаблоном (рис. 10, б), прикладывая его к полотну пилы, зажатой в тисках. Сначала проверяют четные зубья, а затем нечетные. Неправильно отогнутые зубья нужно исправить.

Правильность развода пил можно проверить более точно инди­каторным разводомером типа РИ (рис. 10, г). При измерении разводомер опорной поверхностью плотно прижимают к полотну пилы, а наконечник индикатора располагают напротив вершины контролируемого зуба. По отклонению стрелки индикатора опре­деляют величину развода.

Следующая операция - заточка зубьев пил напильниками с двойной и одинарной насечкой. По форме напильники различают трехгранные, ромбические и плоские. Ручные пилы обычно зата­чивают трехгранными или ромбическими напильниками.

При заточке полотно пилы зажимают в тиски, укрепляемые на верстаке. Напильник прижимают к зубу при движении от себя, а при возврате его слегка приподнимают, чтобы он не касался пилы. Сильно прижимать напильник к зубу не следует, так как при этом он будет нагреваться, что приведет к уменьшению прочности зубьев пил. Зубья с прямой заточкой пил для продольного раскроя

Рис. 11. Затачивание пил напильниками:

а - расположение пилоточа при прямой заточке, б - то же, при косой заточке, в - зата­чивание лучковой пилы, закрепленной в тисках, г - уложенной в деревянную колодку

затачивают с одной стороны, причем напильник следует держать перпендикулярно полотну пилы.

Пилы для поперечного раскроя древесины имеют косую за­точку, поэтому их зубья затачивают трехгранным напильником, который держат под углом 60...70°. У этих пил зубья затачивают через один. Заточив зубья с одной стороны, пилу поворачивают к себе другой стороной и, укрепив в тисках, затачивают остальные зубья.

Лучковые пилы затачивают трехгранными напильниками, кото­рые подбирают по размерам зубьев пил. Наточенные пилы не должны иметь заусенцев, засинений и других дефектов. Заусенцы снимают напильником с мелкой насечкой (бархатным). Приемы ручной заточки пил показаны на рис. 11.

Приемы работы ручными пилами заключаются в следующем. Для работы полотно пилы по отношению х.станку (лучку) уста­навливают под углом 30°, при этом полотно пилы должно быть прямолинейным, без перекосов и хорошо натянутым. Правиль­ность установки пилы проверяют следующим образом: левой рукой держат за средник, а правой - за ручку и смотрят одним глазом на полотно пилы. Если полотно пилы установлено правильно, то оно будет иметь вид натянутой нити (рис. 12, а), а если неверно,

Рис. 12. Установка лучковых пил:

а - пила установлена правильно, б - пила перекошена

то скрученный конец будет толще (рис. 12, б). Исправляют поло­жение полотна пилы поворотом ручки.

При продольном пилении доску или брусок кладут на верстак либо на стол так, чтобы отпиливаемая часть выступала наружу, т. е. свешивалась за верстачную доску, и укрепляют струбциной. Затем намечают линию распила карандашом с линейкой или рей­смусом. Линию распила можно разметить лезвием острой стамес­ки, при этом образуется прорезь в виде риски, хорошо видной на поверхности древесины.

При распиливании древесины пилу направляют таким образом, чтобы она не сходила с намеченной линии распила и не зажима­лась в пропиле, шла свободно и легко, не перекашивалась в про­пиле, а шла ровно, не качаясь. При перекосе полотно пилы заще­мится в пропиле или будет тяжело продвигаться от трения, нагре­ется и потеряет свои прочностные качества.

В процессе пиления правой рукой держат пилу за стойку, а левой поддерживают распиливаемую доску. При этом ступня левой ноги должна стоять параллельно верстаку, а правой - под углом 70...80° к ступне левой ноги.

При пилении (рис. 13, а) делают движения «вразмах», прижи­мают пилу к дну распила при движении вниз и несколько отводят ее в сторону при движении вверх (холостой ход). Пилить нужно ровно, без резких движений, сильных нажимов и без перекосов. При продольной распиловке короткие доски с разметкой закрепля­ют в тисках в вертикальном положении так, чтобы риска была видна работающему (рис. 13, в). Пилу ставят на линию разметки и медленным движением на себя делают неглубокий пропил, после чего можно пилить в полный размах пилы. Пиление можно также производить и по бруску (рис. 13, г).

При пилении нужно следить за качеством распиливаемой по­верхности. Шероховатая, грубая поверхность получается, если пи­лят древесину пилой с крупными и неправильно разведенными зубьями, а также при работе с плохо заточенной пилой. Непра-

Рис. 13. Продольный раскрой:

а - досок, уложенных на верстаке, б - положение ног работающего при продольном

распиливании доски, уложенной горизонтально, в - пиление при вертикальном положении

доски, г - начало пиления по бруску

Рис. 14. Поперечный раскрой досок:

пиление доски, б - положение работающего при по­перечном раскрое (пилении)

вильныи распил древесины получается также при сильном нажиме пилой и при отклонении от риски.

При поперечном распиливании досок и брусков материал кла­дут на верстак или стол так, чтобы отпиливаемый отрезок свисал с него, и по сделанной заранее риске делают запил, держа лучко-

Рис. 15. Поперечное пиление лучковой пилой в распило­вочном ящике (штоссладе)

вую пилу правой рукой за стойку выше ручки, а левой поддер­живают материал (рис. 14).

Для точного поперечного раскроя доски или бруска под опре­деленным углом без разметки применяют распиловочный ящик (рис. 15), в боковых стенках которого имеются пропилы, сделан­ные под определенным углом (45, 90°). При пилении материал поддерживают левой рукой, а правой берут за стойку пилы и, на­правляя ее в нужный пропил, торцуют материал.

Механизированное пиление. Ручное пиление древесины - тру­доемкая и малопроизводительная операция. Применение электро­инструмента для пиления древесины повышает производительность труда в 5... 10 раз, не требует больших физических усилий и повы­шает качество работ. Для механизированного пиления применяют ручные цепные и дисковые электрические пилы.

Дисковые электропилы (ИЭ-5102Б, ИЭ-5103, ИЭ-5104, ИЭ-5106, ИЭ-5107) служат для продольного и поперечного раскроя досок и брусков различных пород древесины. Электропилу ИЭ-5107 применяют для распиловки досок и брусков толщиной до 65 мм вдоль и поперек волокон. Ею можно раскраивать древесину под нужным углом (0...45 0). Она состоит из электродвигателя, одно­ступенчатого редуктора, подвижного и неподвижного защитных кожухов, основания, пильного диска, ножа для расклинивания распиливаемого материала, рукоятки с выключателем и фильтром для подавления радиопомех, ручки, токоподводящего кабеля со штепсельной вилкой. Работать пилой безопасно, так как электро­двигатель имеет двойную изоляцию (класс защиты П). Электро­пилу ИЭ-5107 можно эксплуатировать и как стационарный станок, установив и закрепив ее на верстаке.

В электропилах применяют плоские круглые пилы (ГОСТ 980-80) диаметром 160...200 мм, толщиной 1,2... 1,8 мм.

Дисковыми электропилами распиливают древесину вдоль (рис. 16, а) и поперек (рис. 16, б) волокон, выбирают четверти

Рис. 16. Приемы работы дисковой электропилой: а - пиление древесины вдоль волокон; б - то же, поперек волокон, в - выборка четверти,

г - зарезка шипов, гребней

Рис. 17. Пила ручная электрическая дисковая по дереву:

1 - кабель, 2 - рукоятка основная, 3 - электродвигатель, 4 - рукоятка, 5 - па­нель (плита опорная), 6 - пильный диск, 7 - ограждение (кожух)

(рис. 16, в) и зарезают шипы (рис. 16, г). Общий вид дисковой пилы показан на рис. 17.

До начала работы нужно осмотреть пильный диск, проверить правильность развода и заточки зубьев пил, отсутствие трещин на диске, а также правильность посадки его на шпиндель и креп­ление гайкой. Кроме того, проверяют исправность редуктора путем проворачивания пильного диска. Если пильный диск вра­щается легко, то редуктор исправен, а если диск движется с тру­дом, то, видимо, смазочный материал в редукторе загустел. Для разжижения смазочного материала электропилу включают на хо­лостой ход на 1 мин. После проверки работы пилы вхолостую берут левой рукой переднюю рукоятку электропилы, а правой -

заднюю и плавно опускают пилу на обрабатываемый материал, укрепленный на верстаке, столе. Во избежание порчи верстачной доски под распиливаемый материал подкладывают дефектный материал. Пильный диск устанавливают по отношению к панелям (плите) таким образом, чтобы он выступал на глубину пропила.

Передвигать электропилу по материалу нужно прямолинейно и ровно, без толчков и перекосов. При быстром движении пилы по материалу может заклиниться пильный диск, перегрузиться электродвигатель, что приведет к выходу его из строя.

При заклинивании пильного диска в материале необходимо электропилу немного отодвинуть назад и только после освобож­дения пильного диска, когда он наберет нужную частоту вращения, можно продолжить пиление. Если при заклинивании пильный диск остановится, надо немедленно выключить электродвигатель. Пере­двигать пилу по материалу нужно так, чтобы пильный диск на­правлялся строго по разметке. По окончании работы электропилу отключают от сети, очищают керосином, смазывают и кладут для хранения в специальный ящик.

Техника безопасности. До начала работы проверяют исправ­ность электропилы, надежность изоляции, качество заточки пиль­ного диска, прочность крепления его к шпинделю, правильность установки и крепления панели (плиты), исправность кожухов. Если при работе электропилой пильный диск «бьет» (вибрирует), надо проверить прочность его крепления, заточку зубьев пилы и выявить, не погнут ли пильный диск. Если нижний предохрани­тельный кожух плохо закрывается, проверяют натяжение пру­жины и, если она ослабла, заменяют более упругой.

Если при работе пильный диск сильно нагревается, проверяют заточку зубьев, их развод и правильность установки диска пилы (перпендикулярность шпинделю). В случае выявления одного из указанных дефектов работу надо прекратить, заменить пильный диск и правильно установить его на место.

Электропила должна быть надежно заземлена. Работа электро­пилой безопасна только в сухом помещении. Во влажном, сыром помещении работать электропилой можно при напряжении 36 В.

Работать нужно только хорошо заточенным инструментом. Ручки ручных пил должны иметь гладкую поверхность, без зади-ров и сучков. При переносе пил во избежание получения травмы необходимо надевать чехлы на полотна. Ручные пилы следует хра­нить в шкафчиках. Оставлять пилы на верстаках или столах нель­зя. К работе с электропилами может быть допущен рабочий, хо­рошо изучивший правила техники безопасности.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Пиление столярной ножовкой

Пиление является одной из наиболее ответственных операций в процессе обработки древесины. От качества его выполнения во многом зависят качество изготовления деталей и экономия древесины. Правильно выполнив пиление, можно уменьшить припуски на последующее строгание и время на изготовление детали.

Ручные столярные пилы делят на натянутые с тонким пильным полотном и ненатянутые со свободным, более толстым полотном. К натянутым пилам относятся все лучковые пилы , а к пилам, имеющим свободное полотно,- ножовки .

Ниже вы можете посмотреть фрагмент фильма об изготовлении ручных пил и ножовок. Полную версию фильма можно скачать .

По направлению разрезания волокон различают поперечное, продольное и смешанное пиление.
При поперечном пилении направление реза (пропила) перпендикулярно волокнам.
При продольном пилении - параллельно волокнам. При смешанном пилении - направлено под углом к ним.

Режущим элементом любой пилы является лента с нарезанными на ней зубьями . Каждый зуб представляет собой резец . Зубья пил характеризуются также шагом и высотой : высота - кратчайшее расстояние между основанием и вершиной зуба; шаг - расстояние между вершинами соседних зубьев.
Для поперечного пиления заготовок применяют пилы, у которых зубья имеют прямой треугольный профиль , а для продольного пиления - пилы с наклонным профилем зубьев.

Ручные пилы выпускают с мелкими и крупными зубьями.

У пил для поперечного пиления острые режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.
У пил для продольного пиления выступающие вперед режущие кромки наклонных зубьев срезают волокна древесины и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки. Ниже на рисунках показаны формы зубьев и схемы перерезания волокон продольными и поперечными пилами.

Техническая характеристика зубьев пил

Инструмент

(треугольник)

Угол заострения

Лучковые пилы

Поперечная

Равнобедренный

Распускная

Косоугольный

Прямоугольный

Мелкозубная

Прямоугольный

Выкружная

Прямоугольный

50-60 или 80-85

Прямая или небольшая расточка

Ножовки

Равнобедренный или прямоугольный

Зависит от формы зубьев

Прямоугольный

Обушковая

Прямоугольный

Наградка

Равнобедренный

Назначение инструментов для пиления

Виды ножовок и специальных пил

Назначение

Внешний вид и устройство

Широкая

Поперечное грубое пиление


Узкая (курковая)

Сквозное пропиливание на плоскости и криволинейное пиление


Обушковая (прорезная)

Чистовое запиливание неглубоких пропилов и подгонка изделий при сборке


Наградка (полотно из обрезков старых пил)

Неглубокое пропиливание пазов


При пилении полотно пилы трется о стенки отделяемых частей древесины. И чтобы его не зажимало в пропиле, зубья пилы должны быть разведены (развод зубьев), т. е. поочередно отогнуты в разные стороны. Благодаря этому пропил становится немного шире и пиление облегчается. Ниже показан виды разводок для разведения зубьев.
Разводки бывают разных форм. На рисунке ниже слева(а ) показаны основные виды разводок. На рисунке б и в - показаны правильно разведённые зубья для поперечного(б ) и продольного пиления(в ).


При распиливании заготовок отступают от линии разметки на 2-3 мм.

Полотно ножовки должно перемещаться под прямым углом к заготовке.

Контроль за пилением проводится по линии разметки. Она должна оставаться слева от места пиления на заготовке.

Для более точного пиления заготовок из древесины или фанеры используют пилы с мелкими зубьями. Наклон пилы показан на рисунке.



Работают ножовкой так. Размеченную заготовку кладут на доску (1) на столярном верстаке, имеющую упор (2). Левой рукой прижимают заготовку к упору, а правой делают запил. При этом ножовку прижимают к упору и делают несколько коротких плавных движений к себе. После запиливания ножовку двигают на всю ее длину, совмещая с разметочной чертой пропила.


Движениями пилы вдоль по черте делают надрез, затем брусок убирают и деталь отпиливают. В конце пиления нажим на пилу ослабляют, чтобы не скалывать волокна древесины на выходе пилы. Положение рук при пилении изображено на рисунке.

Для точной распиловки брусков и досок под углами 90°, 45°, 60° и другими применяют стусла . Стусло имеет желобчатую форму. Оно состоит из дна 1, двух боковин 2, между которыми зажимается распиливаемая заготовка 3. На боковинах выполнены пропилы под нужным углом. В эти пропилы вставляют полотно пилы 4 и производят распиловку под нужным углом.


Применение стусла исключает разметку детали, повышает точность распиловки, уменьшает затраты времени на разметку детали, повышая таким образом производительность труда. Особенно эффективно применение стусла при массовом изготовлении деталей. Стусло может выглядеть и так, как показано на фотографии.

Для удобства пиления используют также цулагу . Цулага очень быстро изготавливается из листа фанеры или доски и двух брусков. Благодаря нижнему бруску её легко прижать к столешнице, а верхний служит для упора заготовки. Цулагу можно сделать с подвижным упором для отпиливания большого количества одинаковых деталей.

Приёмы пиления, используя цулагу, стусло, упоры , показаны на рисунках.

Для распиливания разных заготовок и фигурного выпиливания используют разные пилы и ножовки. Примеры даны на рисунке.


Надежно закреплять заготовку при пилении.
Пользоваться упорами, стуслом и другими приспособлениями.
Пилить только исправной, остро заточенной пилой.
Не допускать перекоса пилы при пилении.
Не делать резких движений пилой.
Не держать левую руку близко к полотну пилы.
Класть пилу на верстак зубьями от себя.
Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться только щеткой.

Лекция 11

Пиление древесины . Общие сведения

1. Характеристика процесса пиления

Пиление – это процесс деления древесины пилой на объемные недеформированные части путем превращения в стружку объема древесины между этими частями.

Пила – многолезвийный режущий инструмент, который работает в закрытом пропиле. Пропил – это щель, образующаяся в древесине при срезании зубьями узких стружек (опилок). У пропила различают боковые стенки и дно, с которым взаимодействуют лезвия (зубья).

2. Классификация видов пиления

Пиление древесины классифицируют по нескольким признакам.

В зависимости от положения плоскости пилы по отношению к волокнам древесины различают пиление продольное, поперечное и смешанное.

При продольном пилении плоскость пилы расположена параллельно или приблизительно параллельно волокнам древесины. По принципу продольного пиления работают лесопильные рамы, круглопильные и ленточнопильные станки, на которых распиливают бревна и брусья на доски, раскраиваются пиломатериал по ширине или по толщине в продольном направлении.

При поперечном пилении плоскость пилы расположена перпендикулярно или приблизительно перпендикулярно волокнам древесины. Пиление выполняется вручную поперечными пилами, ножовками или на торцовочных станках, применяемых для раскроя хлыстов на круглые сортименты, удаления пороков древесины и обзольных участков с концов пиломатериала, а также придания пиломатериалу заданной длины и качества.

При смешанном пилении плоскость пилы расположена под острым углом (10˚…80˚) к направлению волокон.


В зависимости от вида применяемых пил различают следующие виды пиления:

– продольное пиление рамное, пиление ленточными, круглыми и лобзиковыми пилами;

– поперечное пиление круглыми, цепными и лобзиковыми пилами;

– смешанное пиление круглыми, ленточными и лобзиковыми пилами.

В зависимости от количества одновременно работающих пил в станке различают способ раскроя пиломатериала индивидуальный и групповой. Раскрой бревен и пиломатериалов одной пилой называют индивидуальным, а несколькими пилами – групповым.

При индивидуальной распиловке бревна распиливают на пиломатериалы отдельными резами на круглопильных, ленточнопильных вертикальных или горизонтальных станках. Раскрой выполняется с учетом индивидуальных особенностей качественных зон каждого бревна. Такой способ раскроя эффективен при распиловке древесины ценных пород, раскрое бревен большого диаметра и бревен со значительными пороками.

Для групповой распиловки применяют лесопильные рамы, многопильные круглопильные и ленточнопильные, а также фрезерно-пильные станки.

В зависимости от положения заготовки относительно центра круглой пилы различают пиление периферийной зоной пилы, средней зоной и центральной зоной пилы, а также пиление верхней и нижней зоной пилы.

При работе периферийной зоной пилы зубья пилы выступают над поверхностью заготовки на величину, равную примерно высоте зуба.

При работе средней зоной пилы зубья выступают над поверхностью заготовки на величину, равную примерно одной трети радиуса пилы.

При работе центральной зоной центр пилы расположен на середине высоты пропила. Такое пиление применяется в фрезерно-пильных станках.

Периферийная и средняя рабочие зоны пилы могут быть расположены на верхнем или нижнем участках пилы, что наблюдается в круглопильных станках с нижним и верхним расположением пильного вала.

При раскрое бревен на пиломатериалы применяют такие способы (рис. 1):

– развал бревна;

– развал бруса;

– распиловка с брусовкой на один или два бруса;

– выпиловка несимметричного бруса (шпалы);

– развально-сегментный и брусо-сегментный;

– круговой;

– секторный.

При распиловке бревен вразвал на лесопильных рамах или многопильных круглопильных станках за один проход образуются необрезные доски и горбыли. Этот способ распиловки часто применяют при раскрое бревен лиственных пород.

При распиловке с брусовкой бревно распиливают за два прохода. На первом проходе из бревна получают один или два двухкантных бруса, необрезные доски и два горбыля. На втором проходе осуществляют развал бруса и получают обрезные доски шириною, равной толшине бруса, необрезные доски и два горбыля. При этом доски, выпиленные из средней части бруса, получаются радиальными. Доски, выпиленные из периферийных зон бруса, получаются тангентальными. Остальные доски занимают промежуточное положение.

При развально-сегментном способе раскроя на первом проходе из средней зоны бревна выпиливают несколько необрезных досок, а из боковой зоны получают два сегмента.

При круговом способе распиловки бревен каждый последующий рез может быть направлен параллельно, перпендикулярно или под любым углом к предыдущему. Это позволяет получать пиломатериалы радиальной и тангентальной распиловки. Распиловку бревна можно вести параллельно его продольной оси или параллельно образующей. Круговой способ особенно эффективен при раскрое крупномерного сырья.


При секторном способе распиловки сначала распиливают бревно продольно оси бревна на части, имеющие в поперечном сечении вид секторов. Затем из каждого сектора выпиливают один брусок, пласть которого параллельна или перпендикулярна радиусу бревна. Если годовые слои древесины будут расположены к пласти под углом меньше 45˚, то получается пиломатериал тангентальной распиловки, при угле больше 45˚, но меньше 60˚, получается пиломатериал смешанной распиловки, а при угле более 60˚ – радиальной распиловки.

3. Уширение пропила

При пилении боковые режущие кромки зубьев деформируют стенки пропила. После прохода зубьев стенки пропила упруго восстанавливаются, расстояние между ними сокращается, и полотно пилы может быть зажатым. От трения пила настолько сильно нагревается, что работать ею становится невозможно, она теряет устойчивость.

Чтобы предотвратить зажим пилы, делают уширение ее зубчатой кромки. Ширина пропила всегда должна быть больше толщины полотна пилы. Если это условие не соблюдается, то стенки пропила зажимают пилу.

Уширение пропила выполняют путем развода или плющения зубьев, или применяют пилы с боковым поднутрением, или пилы оснащают пластинками из твердых сплавов, зубья которых затачивают с боковым поднутрением.

При разводе (рис. 2, а ) кончики зубьев длиной 0,3…0,5 высоты зуба отгибают поочередно в разные стороны. При плющении (рис. 2, б ) кончики зубьев расплющивают и формуют, придавая им форму лопаточек, расположенных симметрично относительно корпуса пилы.

Круглые строгальные пилы (рис. 2, в ), имеют боковое поднутрение под углом 15¢ и 25¢.

Зубья пил с пластинами твердого сплава (рис. 2, г ) имеют форму лопаточек с боковым поднутрением.

Ширина пропила в этом случае находится следующим образом:

где b – ширина пропила, мм;

S – толщина полотна пилы, мм;

S ’ – уширение зубьев на каждую сторону, мм.

Значения S ’ рекомендуется брать по справочнику в диапазоне 0,2...1,1 мм. Его величина зависит от породы древесины (плотности), влажности и условий работы.

4. Удельная сила трения

Пропил – это узкая щель, образуемая пилой. Срезаемая стружка шириною b попадает в пропил шириною b п.

Из-за упругости древесины стенки пропила после прохода зуба частично восстанавливаются. Ширина пропила b п < b . Таким образом, стружка оказывается зажатой с боков стенками пропила (рис. 3).

При дальнейшем движении зуба стружка, преодолевая силы трения F т по стенкам пропила и передней поверхности зуба, впрессовывается в междузубную впадину, постепенно заполняя ее. Чем больше путь зуба в древесине, тем больше накапливается стружек во впадине, тем сильнее она спрессовывается и трется о стенки пропила.

Средняя сила трения за проход зуба в заготовке

где a – касательное давление на зуб от трения стружки в пропиле (удельная сила трения стружки о стенки пропила), МПа.

Удельная сила трения стружки в пропиле равна отношению средней силы трения к поперечному сечению срезаемого слоя:

. (2)

Значения a для пил с разведенными al и плющеными aD зубьями находят по (табл. 1).

Таблица 1

Касательное давление a на зуб пилы от трения стружки в пропиле

ленточные

Удельная сила трения представляет собою касательное давление стружки на зуб, создаваемое силами трения в пропиле.

5. Производительность пилы по вместимости впадин

Производительность пиления характеризуется величиной подачи на зуб, определяемой по вместимости междузубной впадины.

Образовавшиеся при пилении опилки помещаются междузубными впадинами и выносятся ими из пропила.

На основании многочисленных исследований теорией резания рекомендуются следующие формулы для расчета подачи на зуб по заполнению впадин опилками:

при пилении рамными пилами

; (3)

при пилении ленточными пилами

при пилении дисковыми пилами

где t max – максимальная высота пропила.

6. Толщина срезаемого слоя при работе плющеными и разведенными зубьями

На рис. 4 показаны три пропила одинаковой ширины b , в которых срезаются слои древесины при одинаковой подаче на зуб S z. В первом пропиле показаны разведенные зубья пилы, а во втором пропиле – формы слоев, срезаемых этими зубьями. В третьем пропиле изображена форма слоев, срезаемых плющеными зубьями. Площади слоев, срезаемых разведенными и плющеными зубьями, одинаковы и равны bS z. Среднее значение подачи на зуб по длине режущей кромки находят путем деления площади среза на длину режущей кромки :

.

Обычно принимают

, (6)

где m – угол подачи (угол между направлениями скоростей движения подачи и главного движения).

7. Форма зуба пилы для продольного и поперечного пиления

Правило пиления можно сформулировать так: при внедрении зуба в древесину сначала необходимо перерезать волокна, а затем с наименьшим сопротивлением отделить их от массива и удалить стружку из пропила.

При продольном пилении (рис. 5, а ) зуб своей главной режущей кромкой врезается в древесину и перерезает ее волокна. Клин зуба проникает в древесину и передняя грань стремится отжать надрезанную стружку от массива. Так как прочность древесины в плоскости волокон слабая, то надрезанная часть стружки скалывается и попадает в междузубную впадину.

Зуб пилы должен иметь угол резания при главной режущей кромке всегда меньше 90°. Боковые режущие кромки не затачивают и оставляют их с углом резания 90°.

При поперечном пилении (рис. 5, б ) работу перерезания волокон древесины выполняют боковые режущие кромки. Для этого зубья выполнены с боковой заточкой. При внедрении зубьев в древесину на глубину 0,8 мм напряжения на дне пропила, созданные скошенными передними гранями зубьев (рис. 5, в ), достигают предела прочности на скалывание вдоль волокон и перерезанные волокна скалываются то влево, то вправо вдоль волокон.

При поперечном пилении древесины основную работу выполняют боковые режущие кромки зубьев, наклоненные вперед и имеющие скошенные передние грани. Для обеспечения этих условий зубья пилы затачивают так: угол резания при главной режущей кромке d > 90 ° , а боковая режущая кромка выполняется с углом косой заточки j = 40...45 ° .

Контрольные вопросы и задания

Укажите цифрой номер правильного ответа

1. При пилении древесины круглой пилой, у которой толщина диска равна 2 мм и уширение зубьев на сторону равно 0,6 мм, ширина пропила равна, мм

2. Уширение зубьев пил достигают путем

1) развода,

2) плющения,

3) применения пил с боковым поднутрением,

4) напайки пластин с последующей их косой заточкой,

5) увеличения толщины пилы.

3. Чем отличаются пилы продольного и поперечного пиления?

4. Как учесть в расчетах трение пилы в пропиле?

5. Какие способы распиловки Вы знаете?

Методическая разработка открытого урока производственного обучения:

«Пиление древесины вдоль, поперек волокон и смешанное пиление»

План

открытого урока по производственному обучению

по профессии «Плотник»

мастер производственного обучения: Захарова Л.М.

Все действия мастера производственного обучения направлены на овладение обучающимися глубокими знаниями, умениями и навыками, профессиональная значимость которых необходима для будущей успешной трудовой деятельности. Правильная организация и проведение урока производственного обучения предоставляет возможность активного включения каждого обучающегося в производственную деятельность, а также сотрудничество обучающихся друг с другом, и мастером производственного обучения.

Тема программы: «Основные столярные операций по обработке древесины»

Тема урока : «Пиление древесины вдоль, поперек волокон и смешанное пиление»

Цели урока:

1 . Обучающая: формирование приемов столярной операций «пиление»

2.Развивающая: умение спланировать работу и контроль своего труда

на всех его этапах

3.Воспитательная: воспитание ответственности и самостоятельности,

рационального использования рабочего времени,

аккуратности и терпения при выполнении столярных

операций

Тип урока : урок изучения новых рабочих приемов и операций

Методы, формы проведения урока, используемые методы обучения:

Словесные : инструктаж, беседа, объяснение.

Наглядные : показ рабочих приемов и операций пиления

Практически е: самостоятельная работа обучающихся

Виды контроля:

Устный опрос, практические упражнения (повторный показ выполняемых приемов)

Межпредметные связи :

Технология плотничных работ, основы строительного производства,

строительная графика.

Учебно - методическое оснащение урока :

Инструкционная карта

Набор тестов (по теме урока)

Столярные верстаки

набор инструментов для пиления: набор ножовок (широкая ножовка, узкая ножовка)

приспособления для пиления: стусло

измерительные инструменты: рулетка, линейка, угольник, циркуль

образцы

материал для заготовок

Прогнозируемый результат :

Формирование умений по выполнению операций продольной и поперечной распиловки и смешанного пиления

Объект : учебная мастерская плотников

Ход урока:

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

1.Проверка явки обучающихся по журналу;

2. Проверка внешнего вида;

3. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Готовность к уроку

2. Вводный инструктаж

1. Сообщение темы урока;

2. Сообщение целей урока;

3.Проверка знаний ранее изученного материала по тестам:

(приложение №1)

Слушают, записывают тему урока.

Работают над тестами

Изучение нового материала по плану:

    Назначение столярной операции пиление древесины

    Виды распиловок в зависимости от направления волокон древесины:

    Вдоль волокон

    Поперек волокон

    Смешанное пиление

3. Инструменты для пиления

4. Показ рабочих приемов:

    приемов подготовки пил к работе

    приемов заточки инструмента

    приемов распиловок

5. Назначение и применение инструкцион-ных технологических карт

3. Выдача заданий

1.Выдача индивидуальных заданий

2.Сообщение требований к качеству выполнения операции пиление

Слушают объяснение мастера

4. Текущий инструктаж

Контроль мастера за самостоятельной работай обучающихся:

Целевые обходы мастером рабочих мест обучающихся:

Первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения правил охраны труда и трудовой дисциплины;

Второй обход с целью проверки пра-вильности выполнения столярной операции пиление древесины и правильности выполнения рабочих приёмов;

Третий обход с целью проверки правильности проведения самоконтроля;

Четвёртый обход с целью проверки и оценки выполненного задания

Самостоятельная работа обучающихся:

    Организуют рабочее место:

    подготовка необходимого инструмента

    подготовка заготовок

2. Выполнение приемов по распиловке древесины

3. Самоконтроль за правильностью выполнения профессиональных приемов:

-по распиловке выданных заготовок

- по подбору инструментов

- по самоконтролю за соблюдением правил охраны труда

5. Заключительный инструктаж

Подведение итогов урока:

    Сообщение о результатах в достижении целей урока;

    оценка качества каждого обучающегося и группы в целом

    анализ типичных ошибок в работе обучающихся

    Сообщение оценок

Слушают мастера п/о

5.Уборка рабочих мест обучающимися,

уборка мастерской дежурными

Коментарий

Напоминание ранее изученного материала

Требования к качеству различных видов штукатурки.

Точность выполнения различной штукатурки должна отвечать требованиям СНиП или ЕНиР, которыми также обусловлена и толщина штукатурки. Толщина штукатурки должна отвечать следующим данным, мм:простая до 12, На ровных кирпичных поверхностях толщина штукатурки может быть до 10 мм,
Штукатурка должна прочно сцепляться с поверхностью, не отслаиваться, без внешних дефектов. Точность выполняемой штукатурки проверяют правилом (рейкой) длиной 2 метра.
Для этого правило прикладывают к поверхности в разных направлениях: вертикально, горизонтально, по диагонали. Если отклонения оказываются больше норм, их устраняют (срезают раствор или дополнительно накладывают).
Вертикальность и горизонтальность простой штукатурки контролируют правилом, или шнуром, т, е. натягивая шнур с отступом на толщину штукатурки. Готовые растворы процеживают. При этом крупные частицы остаются на сите и раствор дополнительно перемешивается, что улучшает его однородность.
Растворы для обрызга и грунта процеживают через сетку с ячейками 3X3 мм; растворы для накрывочных слоев в обычной штукатурке - дополнительно через сито с ячейками 1,5X1,5 мм.
Растворы для обрызга должны быть прочнее, чем для грунта, так как обрызг удерживает всю толщу штукатурки. Для накрывки применяют раствор менее прочный, чем для грунта.
Глиняные и известковые растворы должны иметь нормальную жирность. Тощие растворы, у которых в избытке заполнитель (песок), непрочные, жирные растворы, высыхая, растрескиваются, и для их приготовления расходуется много вяжущих веществ.
Жирность раствора или вяжущих определяется в лаборатории.
Штукатурные растворы должны обладать удобоукладываемостью, т. е. способностью легко укладываться тонким плотным слоем с заполнением всех неровностей. Это свойство во многом зависит от подвижности раствора, т. е. способности растекаться под действием собственной массы. Подвижность характеризуется величиной погружения стандартного. Степы подготавливают в первую очередь. Оштукатуривают сначала верх стен, затем низ.

Назначение операций распиловки древесины

2.Виды распиловок (в зависимости от направления волокон древесины)

-вдоль волокон

-поперек волокон

-смешанное пиление

Инструменты для распиловки древесины:

1.Продольное распиливание (узкие ножовки) (урок10)

2. поперечное распиливание (широкие ножовки) (урок11)

3. криволинейное распиливание(узкие ножовки) (урок12)

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТОЙ ШТУКАТУРКИ

Оштукатуривание выполняют обычным способом. Сначала поверхности очищают, от наплывов раствора, выбирают шов кладки на глубину до 1см для лучшего сцепления раствора с поверхностью.

В случае нанесения растворонасосами на деревянные поверхности толщина обрызга должна быть не более 9 мм, на каменные, бетонные и кирпичные - не более 5 мм.

Штукатурный раствор наносят на поверхность путем набрасывания или намазывания.
Простая штукатурка состоит из двух слоев - обрызга и грунта. Перед оштукатуриванием поверхность смачивают водой. На смоченную поверхность наносят слой обрызга и после его отвердения грунт. Обрызг - первый слой штукатурного намета. Толщина этого слоя при нанесении вручную - 3-5 мм.

Для обрызга используют жидкий раствор. Густота наносимого ручным способом раствора должна соответствовать погружению стандартного конуса в пределах 8-12 см. Раствор слоя обрызга, затекая во все поры и шероховатости поверхности, крепко сцепляется с ней и удерживает последующий слой - грунт. Чем правильнее приготовлен и нанесен раствор обрызга, тем лучше он затечет во все шероховатости, тем крепче сцепится с поверхностью и тем прочнее будет держаться штукатурка.

Набрасывание

Раствор обрызга и первого слоя грунта всегда набрасывают для того, чтобы он лучше проник во все шероховатости и тем самым прочнее сцепился с поверхностью. Второй слой, грунт, можно намазывать.

Грунт - второй слой штукатурного намета. Раствор для грунта приготовляют несколько гуще, чем для обрызга. Подвижность процеженных штукатурных растворов в момент их нанесения должна соответствовать погружению стандартного конуса: для грунта без гипса в пределах 7-9 см; с гипсом - 8-10 см.

Грунт является основным (по объему) слоем штукатурного намета. Он образует необходимую толщину штукатурки и выравнивает поверхность.
Если толщина штукатурки большая, то грунт наносят в несколько слоев. Толщина каждого из них не должна превышать 7 мм при известковых и известково-гипсовых растворах и 5 мм при цементных растворах. Грунт очень хорошо выравнивают.

Набрасывание раствора лопаткой из ящика.

Многие штукатуры набрасывают на стены раствор лопаткой непосредственно из ящика. При этом применяют легкий передвижной ящик и лопатку увеличенного размера. Техника набрасывания раствора та же, что и при набрасывании лопаткой с сокола. При оштукатуривании раствор грунта чаще намазывают с сокола. Разравнивают раствор соколом или полутерком. Для большей точности раствор грунта дополнительно срезают правилом длиной 2м.

Работу ведут в такой последовательности.

Подготовив поверхности стен предварительно устраивают лузги. Для этого по углам стен, стен и потолка намазывают растворные марки на толщину будущей штукатурки. К маркам приставляют правило и набрасывают раствор в пространство между ним и стеной или потолком. Устроив маяк с одной стороны стены у самою угла, приступают к устройству второго маяка у этого же угла. Таким образом, два маяка образуют точный лузг. Это проделывают по всем углам стен, а также стен и потолка.
Оштукатуривание выполняют в такой последовательности. На одной стороне потолка наносят полосу раствора шириной 1 м, называемую отмазкой. Обрызг и грунт отмазки разравнивают правилом. Такую же отмазку делают на противоположной стороне потолка. В дальнейшем эти отмазки будут играть роль маяков. На оставшуюся часть потолка между отмазками наносят обрызг, на него грунт, который разравнивают длинным полутерком или правилом. Эти инструменты концами движутся по отмазкам, срезая раствор на уровне этих отмазок. В такой же последовательности оштукатуривают и стены.

НАБРАСЫВАНИЕ РАСТВОРА

В процессе оштукатуривания раствор приходится наносить в разных положениях: слева направо и справа налево. Это зависит от места, куда наносят раствор. Самое удобное положение- нанесение раствора слева направо. Оштукатуривая стены, раствор набрасывают на уровне головы или несколько выше, на уровне пояса и у пола или подмостей. Оштукатуривая потолки, раствор приходится набрасывать с разных положений: через голову, через плечо, над собой, от себя.

При набрасывании от себя взмах лопатки и броски раствора направляют вперед от штукатура. Когда броски производят над собой, то раствор ложится почти над головой, но взмах лопатки должен быть направлен немного вправо. Если раствор наносят через голову или через плечо, то броски раствора ложатся за спиной штукатура.
При нанесении раствора следует всегда выбирать такое положение, чтобы не бросать раствор в сторону работающего рядом штукатура и не брызгать его раствором.

Организация рабочего места

Работа организуется следующим образом. Если оштукатуриваемая поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на расстоянии 1 м от степы. Ящик для раствора лучше применять передвижной на колесах. Его ставят вблизи от места работы у стен и под местом нанесения раствора на потолках.

Набрасывание раствора

Штукатур забирает из него лопаткой порцию раствора и набрасывает на стену. Если раствор набрасывают выше уровня ящика, то его ставят рядом со стеной. Это позволяет сократить лишние движения, а отлетающий от стены раствор падает в ящик. Во время работы ящик периодически передвигают к месту набрасывания раствора.

РАСТВОРЫ

При выполнении работ температура воздуха в помещении должна быть не ниже 5°С. Воду и раствор при этом подогревают до 10-30°С. Начало схватывания раствора происходит через 10- 30 мин в зависимости от температуры воздуха и раствора. Поверхности, оштукатуренные таким раствором, рекомендуется поливать водой в течение трех суток.
Нетеплопроводные штукатурки выполняют из легкого быстровысыхающего раствора, состоящего из 1 мас. ч. цемента, 1 ч. известкового теста, 2 ч. песка и 5 ч. асбозурита. Для приготовления раствора цемент, песок и асбозурит перемешивают и получают сухую смесь, которую затворяют известковым молоком.

Для оштукатуривания наружных стен

Для оштукатуривания наружных стен применяют следующие составы растворов (в объемных частях): 1:2:4 (известь: глина: песок), для внутренних стен-1:1:4 (известь: глина: песок).

Разравнивание раствора полутерками

Полутерок приставляют к поверхности с нанесенным раствором, поднимают верхнее ребро и с нажимом ведут по стене снизу вверх, по потолку на себя. Там, где раствора много, он срезается и собирается на полотне полутерка. Там, где его недостает, снятый излишний раствор намазывается. Местами приходится наносить раствор дополнительно. Чтобы точнее выправить раствор, иногда поступают так. Сначала полутерок ведут на стенах в вертикальном направлении, затем в горизонтальном, а на потолках вначале вдоль потолка, затем поперек. Ровность получаемой штукатурки зависит от того, с каким усилием производится нажим на полутерок или другой инструмент. Там, где сильнее нажим, тоньше слой раствора, и наоборот. Проверка качества

Часто после разравнивания полутерками ровность штукатурки проверяют правилом, которым одновременно дополнительно выравнивают поверхность. Правило прикладывают к штукатурке во всех направлениях и неровности тут же исправляют. В тех местах, где оказываются выемки, наносят раствор и ровняют его.

Предупреждения

Нарушение технических правил и норм при производстве штукатурных работ и приготовлении растворов приводит к появлению в штукатурке различного рода дефектов: дутиков, трещин, отлупов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕФЕКТОВ

Дутик - это небольшой бугорок, появляющийся на поверхности штукатурки; легко осыпается, оставляя в центре белое или желтоватое пятнышко.
Дутики образуются оттого, что раствор был приготовлен на невыдержанной извести, в которой не погасились мелкие частицы. Попав в штукатурку, они начинают через некоторое время гаситься и увеличиваются в объеме. Гашение может продолжаться довольно долго, иногда годами. Чтобы не было дутиков, свежегашенное или маловыдержанное известковое тесто, применяемое для приготовления раствора, надо процедить через сито с отверстиями 0,6 мм или 0,5X0,5 мм.

Трещины крупные и мелкие появляются на поверхности штукатурки оттого, что применяют либо жирные (с большим содержанием вяжущих веществ), либо плохо перемешанные растворы, в которых скапливается местами много вяжущих материалов или заполнителей. Трещины могут появляться и в результате применения отмоложенных известково-гипсовых растворов либо от быстрого высыхания нанесенной штукатурки под воздействием сильных сквозняков или высокой температуры. Трещины образуются также от нанесения за один прием толстого слоя медленно схватывающегося раствора или потому, что раствор наносят, хотя и тонкими слоями, но на еще не схватившийся предшествующий слой раствора.

Чтобы избежать появления трещин, необходимо строго дозировать вяжущие вещества и заполнители при приготовлении раствора и тщательно его перемешивать.
В свежеприготовленный раствор можно добавлять не более 10% отмоложенного раствора. Чтобы избежать появления трещин, необходимо строго дозировать вяжущие вещества и заполнители при приготовлении раствора и тщательно его перемешивать.
В свежеприготовленный раствор можно добавлять не более 10% отмоложенного раствора.

Самоконтроль

Необходимо проверить при помощи уровня вертикальность поверхности

Горизонтальность поверхности при помощи правила

Диагональность поверхности при помощи правила

Показатели оценок работ учащихся:

1. Организация рабочего места

2. Соблюдение техники безопасности и трудовой дисциплины

3. Соблюдение технологического процесса

4. Качество 5. Самоконтроль

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

Научная организация работ и рабочих мест дает возможность повысить производительность труда. Отработка отдельных приемов выполнения тех или других операций до минимума снижает утомляемость, одновременно повышая производительность и улучшая качество работ.
Для этого необходимо применять высокопроизводительные инструменты и рациональные приемы выполнения различных операций. Большую роль играет качество инструмента и умение обращаться с ним, правильная хватка инструмента и стойка рабочего при выполнении операции.
Организация штукатурных работ зависит от многих факторов: от вида штукатурки, оштукатуриваемых поверхностей, применяемого раствора, вида отделки, фронта работ, удельного веса отдельных операций, состава бригады и звеньев, а также квалификации рабочих.
Большую роль играет комплектация звеньев. Звеньевым должен быть квалифицированный штукатур, умеющий правильно организовать рабочие места и работу в целом, расставлять членов звена на выполнение таких операций, которые они больше всего знают, умеют выполнять быстро и качественно. Звеньевой должен не только руководить звеном, но и работать сам, оказывая помощь малоквалифицированным членам звена, если требуется, то показывать отдельные приемы выполнения. Количественный состав звена или бригады зависит от сложности выполняемых работ.

ОХРАНА ТРУДА

При оштукатуривании необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и принимать все меры к снижению травматизма.
Растирание кожи рук может произойти от неправильно изготовленных ручек инструмента. Ручки должны быть без острых углов, кромок. Ручки всех инструментов должны быть прочно закреплены. Это предохраняет руки от натирания, мозолей и других травм.
При намазывании раствора на поверхности стен или потолков с металлического сокола при упоре бывают частые срывы конца лопатки со скользкой металлической поверхности сокола, лопатка может поранить руку, держащую сокол. Чтобы этого не происходило, упирать инструмент следует не полотном, а ручкой лопатки или рукой. Работать желательно в рукавицах.
Категорически запрещается брать руками раствор - известковый, известково-гипсовый и цементный. Во избежание травм все материалы рекомендуется насыпать лопаткой или совком.
Необходимо остерегаться попадания известкового раствора или извести в глаза.

Задание на день с указанием нормы времени и нормы выработки на выполнение работы:

· сообщение обучающимся показателей оценок работы и критериев оценивания;

· распределение обучающихся по рабочим местам;

· подведение итогов вводного инструктажа.

Проложения №1

(тесты)

Вопрос №1.

1.Перечислите, какие инструменты относятся к штукатурным?

Правильный ответ:

Ковш, полутерок, терка, сокол, штукатурная лопатка

2. Простая штукатурка состоит из …?

а) одного слоя

б) трех слоев

в) двух слоев

Правильный ответ:

в) двух слоев

3. Какая толщина простой штукатурки?

а) 18мм

б) 12мм

в) 15мм

г) 10мм

е) 20мм

Правильный ответ:

б) 12мм

4. Назовите слои простой штукатурки?

а) обрыгз, грунт, накрывка

б) обрызг, грунт, грунт, накрывка

в) обрызг, гунт

г) грунт, накрывка

е) обрызг, накрывка

Правильный ответ:

в) обрызг, грунт

5. Назовите толщину каждого слоя простой штукатурки?

а) обрызг-7мм, грунт-10мм

б) обрызг-6мм, грунт-5мм

в) обрызг-5мм, грунт-7мм

г) обрызг-3мм, грунт- 8мм

е) обрызг- 4мм, грунт-9мм

Правильный ответ:

в) обрызг-5мм, грунт-7мм

6. Назовите где используется простая штукатурка?

а) в офисах, дворцах

б) в жилых домах, школах, детских садах

в) в административных зданиях

г) в подвалах, гаражах

Правильный ответ?

г) в подвалах, гаражах

7. Каковы допуски простой штукатурки?

а) до 5мм

б) от 2 – до 7мм

в) от 1- до 4мм

г) до 3мм

д) до 6мм

Правильный ответ:

а) до 5 мм

Приложение 2



БОРОДИНО

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!...

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Смерть поэта

Погиб Поэт! - невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Кавказ

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!..

Я верю: под одной звездою

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одною,

Нас обманули те же сны.

Но что ж! - от цели благородной

Оторван бурею страстей,

Я позабыл в борьбе бесплодной

Преданья юности моей.

Обучение учащихся приемам работы со столярной ножовкой; развивать моторику рук, глазомер, связную речь, коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), развить образную память, логическое мышление; воспитывать бережливое отношение к лесным ресурсам, к экономному использованию пиломатериалов; воспитывать положительное отношение к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г.Белореченска)

Открытый урок на тему:

« Пиление: виды (поперек и вдоль волокон) разница между операциями »

5 класс.

Учитель профильного труда: Данильченко Ирина Николаевна

Белореченск.

2018г.

План-конспект открытого урока с использованием современных образовательных, ИКТ и здоровьезберегающих технологий в 5 классе, учителя профильного труда ГКОУ школа №10 г.Белореченска, Данильченко И.Н.

Тема урока: «Пиление: виды (поперек и вдоль волокон) разница между операциями»

Цели урока:

  • Обучающая: научить учащихся приемам работы со столярной ножовкой;
  • Развивающая: развивать моторику рук, глазомер, связную речь;
  • Коррекционная: коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), развить образную память, логическое мышление;
  • Воспитательная: воспитывать бережливое отношение к лесным ресурсам, к экономному использованию пиломатериалов; воспитывать положительное отношение к труду.
  • Тип урока : комбинированный.
    Формы организации учебной деятельности : фронтальные, индивидуальные, групповые.
  • Метод: объяснение, демонстрация, рассказ, показ, самостоятельная работа под контролем учителя.

Оборудование. Столярный набор, стусло, заготовки, презентация «Пиление древесины»

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока .
2.Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам

  • Какие инструменты применяются при разметке?
  • Виды пиления древесины.
  • Разница между ножовкой и пилой.
  • Правила безопасной работы ножовкой.

Пиление – операция по разделению древесины на части при помощи пилы.
Пила – многорезцовый режущий инструмент с зубъями-резцами, которые образуют пропил .

Теоретические сведения.

По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:
поперечное (поперек волокон);

  • продольное (вдоль волокон);
  • смешанное (под углом к направлению волокон).

Зуб – основной элемент пилы. Он имеет три режущие кромки: одну переднюю и две боковые. У зуба есть основание и вершина, расстояние между которыми составляет его высоту. Расстояние между двумя вершинами составляет шаг зуба .
Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил.
Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.


Виды столярных пил: а - ножовки: 1 - продольная, 2 - поперечная; б - лучковые пилы: 3 - с металлической и 4 - деревянной рамками

Перед пилением особое внимание следует уделить креплению заготовки.
Принято и регламентированное положение рук при пилении, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции.
Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе.

Хватка пилы и рабочая поза

При поперечном пилении

Ручку ножовки плотно обхватите правой рукой, ступню левой ноги поставьте перпендикулярно к верстаку и на
1 / 3 под ним, правой – под углом 70 о к левой ноге.

Корпус тела должен быть неподвижным, чуть наклоненным вперед.

При продольном пилении

Лучковую пилу удерживайте за стойку, по возможности ближе к ручке, ступня левой ноги параллельна верстаку, правой – под углом 70 о к ней. Положение корпуса тела такое же, как и при поперечном пилении.

Физминутка. Две ладошки прижму и по морю поплыву. Две ладошки, друзья,- это лодочка моя. Паруса подниму, синим морем поплыву. А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.

Основные правила при пилении:
делают надрез по черте; убирают брусок и отпиливают деталь; в конце пиления нажим на пилу ослабляют.
Начинайте пиление с запила «на себя». Для удобства пользуйтесь упором или бруском. При поперечном пилении отрезаемый материал должен свисать с верстака. При продольном – заготовку разрежьте примерно до середины, а затем пере закрепите и отпилите с другой стороны.

Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.
Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло .
Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами.
Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда. Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.


Для точного пиления под углом 45 о и 90 о используется стусло – распиловочный ящик. Закрепите его клиньями на крышке верстака или прижмите к боковой кромке.

3 . Физкультминутка. И. п. - стойка у стены в положении правильной осанки. Сделав шаг вперед, сохраните позу в течение 2-3 с. Вернитесь в и. п. Проверьте осанку. 8-10 раз.

4. Инструктирование по правилам безопасности при пилении

  • Пиление проводите исправной, хорошо разведенной и остро заточенной пилой
  • Обеспечьте надежное закрепление заготовки
  • Не допускать перекоса пилы
  • Пилить плавно без резких движений, не держите левую руку близко к полотну пилы
  • После окончания пиления кладите пилу на верстак зубьями от себя При уборке верстака пользоваться щеткой. 5. Практическая работа. Выполнение заданий для учащихся 1-4 уровня одинаковое:
    Выпилить деревянную заготовку по разметке.(50 на 150мм) Распилить заготовку в стусле под углом 45 градусов.

Вводный инструктаж. Соблюдение ТБ при пилении ручной ножовкой. Учащиеся занимают рабочие места, приступают к выполнению задания. 6. Текущий инструктаж. Контроль правильности выполнения практического задания . 5. Закрепление материала.
Что можно использовать для надежного закрепления заготовки? Какой пилой следует пилить? Где держать левую руку при пилении? Как класть пилу в промежутках работы с ней? Как и чем проводить уборку верстака? 8.Итог урока. Заключительный инструктаж. Устный отчет учащихся о проделанной работе. Выявление допущенных ошибок и их анализ. Оценка практической работы учащихся. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: повторить: отличие между продольным и поперечным пилением, назначение стусла, ТБ при пилении. Рефлексия. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Где вы сможете применить полученные знания?

Используемая литература:

  1. Учебник для учащихся 5-9 классов. Технология обработки древесины. Автор И.А. Карабанов. Москва «Просвещение» 1995г.
  2. Интернет-ресурс https://сайт
  3. Интернет-ресурс . http://www.трудовики.рф/load/glavnaja/glavnaja/samoanaliz_uchitelja_tekhnologii_stoljarnogo_dela/2-1-0-19
  4. Интернет-ресурс https://kopilkaurokov.ru/



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения