Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Специфика детского развития. Типы развития

Развитие главным образом характеризуется ростом. Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Главная характеристика роста - это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов.

Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития. Непреформированный тип развития наиболее распространен. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс онтогенетического развития - процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения. В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна - это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая - линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения. Так, например, ребенок старшего возраста может запоминать лучше и больше, чем ребенок младшего возраста по двум совершенно различным причинам. Процессы запоминания проделали в течение этого срока известное развитие, они поднялись на высшую ступень, но по какой из двух линий шло это развитие памяти, - это может быть вскрыто только при помощи психологического анализа. Есть все основания предположить, что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; что культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др. В этом убеждает нас не только изучение психологического развития примитивного человека, но и прямые и непосредственные наблюдения над детьми (тоже по Выготскому).

Что же получается? Вроде бы у человека нет никаких природных предпосылок к развитию именно по «человеческому пути», и в то же время только детеныш человека может стать человеком. Значит, все-таки есть в человеческом организме что-то, что позволяет ему столь быстро и успешно усваивать все формы человеческого поведения, учиться думать, переживать, управлять собой.

Да, есть. Как ни странно, главным преимуществом ребенка оказывается его врожденная беспомощность, его неспособность к каким-либо определенным формам поведения. Чрезвычайно сложная структура мозга и его емкость - одна из главных его особенностей, обеспечивающих психическое развитие. У животных большая часть мозгового вещества уже «занята» к моменту рождения - в нем закреплены врожденные формы поведения - инстинкты. Мозг ребенка открыт для нового опыта и готов принять то, что дают ему жизнь и воспитание. Ученые доказали, что у животных процесс формирования мозга в основном заканчивается к моменту рождения, а у человека этот процесс продолжается 7 - 8 лет после рождения и зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Эти условия не просто заполняют «чистые страницы» мозга, но и влияют на само его строение. Поэтому первые, детские годы имеют столь важное, кардинальное значение для становления человека.

С физиологической точки зрения мозг человека практически не изменился со времен наших далеких предков, живших несколько десятков ты­сяч лет тому назад. В то же время человечество за эти годы сделало гигантский шаг в своем развитии. Это произошло потому, что развитие человека осуществляется принципиально иначе, чем у зверей. Если в животном мире определенные формы поведения передаются по наследству, так же как и физическое строение организма, или же приобретаются в процессе индивидуального опыта отдельной особи, то у человека свойственные ему формы деятельности и психические качества возникают другим путем - путем наследования культурно-исторического опыта. Каждое новое поколение «стоит на плечах» всей предшествующей истории человечества. Оно приходит не в природный мир, а в мир культуры, в котором существуют музыка и компьютеры, дома и науки, машины и литература и многое другое. В том числе и представления о том, как должны развиваться дети и какими они должны стать к зрелому возрасту. Всего этого сам ребенок никогда не изобретет, но он должен овладеть этими знаниями в процессе своего «человеческого» развития. В этом и заключается специфика развития ребенка.

Ведущей называется такая деятельность, в рамках которой происходят основные психологические изменения в личности ребенка, возникают и дифференцируются другие видыдеятельности, формируются или перестраиваются отдельные психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде всего – взрослыми, так как именно через них осуществляется трансляция подрастающему поколению общечеловеческого, культурного опыта. Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу 1-2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко всему, что находится в поле его зрения. Как образно говорил немецкий психолог К.Левин, лестница манит ребенка, чтобыон пошел по ней, дверь или коробочка – чтобыон закрыл или открыл их, колокольчик – чтобыпозвонил в него, круглый шарик – чтобыпокатил его. Каждая вещь заряжена для него аффективной притягивающей или отталкивающей силой, которая «провоцирует» его на действие, направляет его. Л.С. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией наглядным полем отражает своеобразие деятельности сознания ребенка раннего возраста. Господство наглядной ситуации определяет многие особенности поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребенком инструкции взрослого. Так, в опытах А.Р.Лурии перед ребенком раннего возраста размещались игрушки, экспериментатор просил его «взять рыбку», которая была расположена либо дальше других предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сразу же фиксировал взором названную игрушку, тянулся к ней, но по пути ему встречалась другая, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Таким образом, непосредственно более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие. В экспериментахЛ.С. Славиной, изучавшей способность ребенка отвлечься от ситуации, сказать не то, что он видит перед собой, обнаружилось, что двухлетний малыш может вслед за взрослым без труда повторить фразы: «Курица идет»,



«Собака бежит», но сказать: «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на стуле, он не может. В ответ на просьбу взрослого повторить за ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все дети, участвовавшие в опытах, говорили: «Таня сидит». Только к концу раннего возраста у ребенка возникает способность абстрагироваться от ситуации, говорить не то, что есть на самом деле

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

В младенчестве, во втором полугодии предметная деятельность носит манипулятивный характер(ребенок совершает действия, не понимая смысла действий). После года ПДпринимает подражательный характер. Приблизительно к 1,5 годам ПДснова меняется - наступает этап функциональных действий и ребенок выбирает другой предмет и переносит действия. Наиболее подробно изучалД.Б. Эльконин и он выделил 2 направления в деятельности: 1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения. 2 . Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит 3 этапа. Первый этап: а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами); б) использовании предмета, когда еще несформулированыспособыего применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко. в) овладение специфическим способом употребления. Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой. Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Предметная деятельность в качестве основной единицырассматривает понятие - предметное действие. Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (. Н., мячик - бросать, катать;, кусать, облизывать не предметное действие). Психологи выделяют 2 вида предметных действий: - орудийное - это действия, в которых предмет выступает, как орудие(н., ложка). Орудийные действия проходят путь в своем развитии: орудие, как продолжение руки; овладения схемой действия; само действие. соотносящие действия - это выполнение действий с предметами, которые между собой как-то связаны(н., коробочки, пирамидка, конструктор, матрешка и тд.) Эти действия тоже проходят путь в своем развитии. Этим действиям ребенка надо обучать. Результатом обучения будут перцептивные действия, т.е. действия восприятия - (н., выделение предмета, анализ свойств, сравнение,соотношение, классификация и тд.).К 3 годам в ПДзараждается игра.

Эльконин выделил 2 стороныпредметных действий: - техническая (как делать?); - смысловая (что делать?).Эти 2 стороныразвиваются неравномерно - смысловая быстрее.

ВЫВОД: происходит интенсивное развитие ПД. Оно возможно только при совместной деятельности на основе обучения

1.3. Специфика психического развития

В случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Х.Вернер, Л.С.Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Л.С.Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределяется заранее. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе .

1.4. Теории развития в психологии

Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Конкретно-научные теории развития психики возникли в ХIХ веке и разрабатывались в детской психологии, зоопсихологии, исторической психологии, испытывая на себе влияние эволюционного учения Ч.Дарвина. Попытки выделить специфически человеческие, социокультурные факторы предпринимались в “психологии народов” В.Вундта, в понимающей психологии В.Дильтея - Э.Шпрангера, где на основе идеалистических представлений о спонтанной активности духа делался акцент на зависимость личности от феноменов культуры, зафиксированных в знаково-символических формах.

Зарождавшаяся социальная психология (Э.Дюркгейм) объясняла развитие психики индивида процессом социализации, понимаемой как подчинение психики надиндивидуальным нормам, зафиксированным в “коллективных представлениях”.

Можно указать на два общих положения, характерных для большинства западных концепций развития. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение (наиболее четко у В.Штерна, К.Бюлера и их последователей). Иногда выделяют и особую группу факторов личностной активности, отличной от природных задатков (Г.Олпорт). Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д.Брунер, Д.Мид, Ж.Пиаже, К.Г.Юнг). отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики. Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов развития психики, в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э.Геккеля была высказана С.Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества .

В рамках всевозрастного подхода (Э.Эриксон, Ст. Холл, Г.Л.Холлингворт, К.Г.Юнг, П.Б.Балтес и др.) к исследованию развития изучаются изменяющиеся и неизменные компоненты поведения на протяжении всей человеческой жизни. Одним из аспектов этого подхода является формулирование более общего, методологического взгляда на сущность человеческого развития. Теоретические посылки, которые исходят из данной методологической позиции, основываются на признании разнонаправленности онтогенетических изменений, рассмотрении факторов как чисто возрастных, так и не зависящих от возраста, фокусировании на динамике соотношения между ростом (приобретениями) и упадком (потерями), подчеркивании культурно-исторической обусловленности и других структурно-контекстных моментов и, наконец, на анализе степени пластичности развития .

В российской психологии принцип развития приобрел весьма своеобразный характер. Психология в послеоктябрьский период, “выбрав” особый путь своего становления, оказалась в стороне от мировой психологической науки. Этот “выбор” объяснялся конкретно-историческими причинами, и в частности тем, что может быть обозначено как применение учеными тактики выживания. Эту возможность открывало, в частности, обращение к принципу развития, философские основы которого содержались в трудах Гегеля и оказались ретранслированными, в дальнейшем, Марксом и Энгельсом.

Именно по этой причине в 20-е годы интенсивно проводились исследования в области сравнительной психологии, обращенной к филогенезу в животном мире (В.А.Вагнер, Н.Н.Ладыгина-Котс, Г.З.Рогинский, В.Н.Боровский и др.), а также в детской (возрастной психологии), интегрированной в комплекс педологических наук (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, М.Я.Басов и др.).

Эволюционный подход получивший выражение в трудах В.А.Вагнера (который приступил к конкретной разработке сравнительной, или эволюционной, психологии на основе объективного изучения психической жизни животных), вызвал интерес к идеям и трудам В.А.Вагнера у Л.С.Выготского. Центральным положением Л.С.Выготский считает положение о признании для выяснения природы высших психических функций, их развития и распада, понятия “эволюции по чистым и смешанным линиям”. Появление новой функции “по чистым линиям”, то есть возникновение нового инстинкта, который оставляет неизменной всю прежде сложившуюся систему функций, - это основной закон эволюции и животного мира. Развитие функций по смешанным линиям характеризуется не столько появлением нового, сколько изменением структуры всей прежде сложившейся психологической системы. В животном мире развитие по смешанным линиям крайне незначительно. Для человеческого сознания же и его развития, как показывают исследования человека и его высших психических функций, подчеркивает Выготский, на первом плане стоит не столько развитие каждой психической функции (“развитие по чистой линии”), сколько изменение межфункциональных связей, изменение господствующей взаимозависимости психической деятельности ребенка на каждой возрастной стадии. Развитие сознания в целом заключается в изменении соотношения между отдельными частями и видами деятельности, в изменении соотношения между целым и частями .

Возрастное психическое развитие, по мнению ряда отечественных исследователей развития, детерминируется иерархией фактов:

· природными задатками как условиями и предпосылками (А.В.Запорожец);

· социальной средой как потенциальным источником развития (Д.Б.Эльконин) и сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником (Л.С.Выготский);

· противоречием между образом жизни и возможностями ребенка, а именно между местом, занимаемым им в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место, как движущей силой (А.Н.Леонтьев);

· собственной деятельностью ребенка по овладению действительностью как движущей силой (С.Н.Карпова);

· собственной активностью ребенка по преодолению противоречий как источников саморазвития; при этом “спонтанность” развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности; гармоничностью личности как одной из существенных движущих сил дальнейшего полнокровного развития человека (Л.И.Анцыферова) .

Теория Б.Д. Эльконина выполнена в контексте культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Он полагает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием, которое не видно непосредственно. Нужны специальные средства, особые “очки”, позволяющие увидеть эту жизнь в ее чистоте, называемые категориями онтологии развития, то есть категориями, с помощью которых достигается понимание, объективация и описание бытия развития, его наличия. Эльконин выделяет три основные категории онтологии развития: идеальная форма, событийность и посредничество. Или, соответственно, образ совершенного поведения; способ его явления - “встреча” с наличным поведением; поиски построения этого способа.

Идеальная форма. Эльконин пришел к выводу, что реальные и идеальные формы становления предметного действия существуют одновременно. К реальным формам относятся: 1) все наличные стереотипы поведения; 2) все импульсивные способы реагирования на свойства предметов. К идеальным формам относятся: 1) культурные образцы поведения, которые заданы социальной средой; 2) соотношения между идеей и условием ее осуществления; 3) знаки.

Событие. Идеальная форма есть то, что по своей сути не может пребывать, а может лишь сбываться - открываться и являться. Событие идеальной формы - это всеобщий способ ее существования. Акт развития и событие - синонимы. Событие не есть следствие чего бы то ни было, оно недетеминировано. Событие - переход в иную реальность, связанный с очень серьезными специальными усилиями по проявлению, удержанию и воссозданию идеальной формы.

Посредничество. Замыслом посредничества является представление реалии идеальной формы жизни. Полный цикл посредничества включает в себя две фазы - причастие и осуществление. Причастие есть приобщение идее как особой жизни, особой чувственно-образной реалии. Причастие - жизнь в идее. Осуществление же есть приобщение идеальной жизни наличному бытию. Позиция посредника задается местом на границе между причастием и осуществлением. В его действии в этом месте реально осуществляется переход, акт развития .

А.В.Петровским в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия. Последние связаны с действием факторов, относящимися к ее взаимодействию с “соседними” системами, в данном случае с принятой в обществе системой образования. Это определяет конкретную форму протекания процесса развития личности. Единство непрерывности и прерывности обеспечивает целостность процесса развития личности.

Таким образом, возникает возможность выделения двух типов закономерностей развития личности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление личности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа и др.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся личности.

В концепции Петровского выделяется особый процесс формирования личности. Личность выступает как предпосылка и результат изменений, которые производит субъект своей деятельностью в мотивационно-смысловых образованиях взаимодействующих с ним людей и в себе самом “как другом”. Концепция А.В.Петровского представляет собой социально-психологический подход к пониманию развития личности и построению соответствующей возрастной периодизации, заключающийся в рассмотрении ведущего деятельностно-опосредованного типа взаимоотношений, складывающегося у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом). Источником развития и утверждения личности, по его мнению, выступает возникающее в системе межиндивидных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной группы, референтной для индивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой группы.

Модель развития личности (А.В.Петровский).

Выделены собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3); детсадовское детство (3-7), младший школьный возраст (7-11), средний школьный возраст (11-15), старший школьный возраст (15-17).

В раннем детском возрасте в меру присущей ребенку активности он усваивает сложившийся в семье тип отношений, претворяя их в черты свой формирующейся личности. Фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующие результаты: первая - адаптацию на уровне усвоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму, при первоначальном неумении выделить свое “Я” из окружающих явлений; вторая - индивидуализация, противопоставление себя окружающим, т.е. демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья - интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и т.д. При этом если переход к новому периоду не подготовлен в предыдущем возрастном периоде успешным протеканием фазы интеграции, то здесь складываются условия для кризиса развития личности - адаптация в новой группе оказывается затрудненной.

Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду. В этом возрасте происходит усвоение ребенком норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми; индивидуализация - стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей; интеграция - гармонизация неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость.

В младшем школьном возрасте фактором развития личности становится не столько сама по себе учебная деятельность, сколько отношение взрослых к учебной деятельности школьника.

Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что вступление в него представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе. Микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих для него по своей значимости. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка зачастую не вписываются в систему социальных требований .

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста - это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах (рост запаса слов без изменения функций речи).

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них:

Дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента;

Появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

Перестройка связей между сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы и стадии, которые явление (организм) пройдет, и конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Несмотря на то что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, и развитие Земли, и процесс биологической эволюции, и развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не может быть предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс, который не снизу, а сверху детерминирован той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога - проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс онтогенетического развития - процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения