Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Клиническая психиатрия раннего детского возраста. Психиатрия для самых маленьких Клиническая психиатрия раннего детского возраста

ПСИХИАТРИЯ, наука о психических заболеваниях, История П. Как научная дисциплина П. сформировалась только в 19 в. , хотя трактуемые ею заболевания начали привлекать в себе интерес и внимание людей на самых ранних ступенях человеческого общества.… … Большая медицинская энциклопедия

Дата рождения: 1891 год(1891) Дата смерти: 1981 год(1981) Место смерти: Москва Страна … Википедия

- (греч. dys + Онтогенез нарушение психического развития индивидуума. Причины П. д. разнообразны. К ним относят наследственные факторы (на уровне генных изменений и хромосомных аберраций), внутриутробные поражения (например, вирусные инфекции,… … Медицинская энциклопедия

В широком смысле слова включает профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей. Психологические расстройства в детстве. Исследования, проведенные в США и других странах, показывают,… … Энциклопедия Кольера

I (morbilli) острая инфекционная болезнь, сопровождающаяся интоксикацией, катаральным воспалением слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, пятнисто папулезной сыпью. Этиология. Возбудитель К. вирус семейства Paramyxoviridae рода… … Медицинская энциклопедия

I Невропатия в психиатрии (греч. neuron нерв + pathos страдание, болезнь) одна из форм аномалий развития (дизонтогенеза) нервной системы, характеризующаяся ее повышенной возбудимостью в сочетании с повышенной истощаемостью. Понятие «невропатия»… … Медицинская энциклопедия

- (лат. infantilis младенческий; детский; синоним психическая незрелость) психопатологическое состояние, характеризующееся детскостью, незрелостью психики. В основе И. п. лежит задержка темпа психического развития. Различают И. п. врожденный… … Медицинская энциклопедия

Литература - ◘ Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., 1994. ◘ Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984. ◘ Блейхер В.М., Крук И.В. Словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995. ◘ Буянов М.… … Дефектология. Словарь-справочник

- (греч. hēbe юность, половое созревание + eidos вид; синоним: криминальный гебоид, маттоид, паратимия) психическое расстройство, характеризующееся патологическим искажением черт пубертатного периода. Возникает преимущественно у лиц мужского пола.… … Медицинская энциклопедия

I Дисморфофобия (греч. dys + morphē образ, форма + phobos страх) психическое расстройство, характеризующееся убежденностью больного в наличии у него какого либо физического недостатка, в действительности не существующего, или резкой переоценкой… … Медицинская энциклопедия

I Каннера синдром (L. Kanner, австрийский психиатр, родился в 1894 г.; синоним ранний детский аутизм) психопатологический симптомокомплекс, характеризующийся аутизмом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к… … Медицинская энциклопедия

Детская психиатрия в первую очередь является отражением внутреннего формирования организма, а также воздействия множественных факторов окружающей среды. В первую очередь, это родители, близкие родственники, школьные педагоги. Они либо способствуют нормальному и гармоничному личностному развитию, либо наоборот, даже сами того не понимая, создают ряд препятствий. Данный процесс абсолютно индивидуален для всех детей, так как у каждого свои собственные генетические особенности. Психическое развитие имеет длительный период, и практически, оно длится всю жизнь. Но особая интенсивность динамики данного направления характерна именно для детского возраста.

Проявления детской нервозности наблюдаются в любом возрасте. Например, до трех лет возникают пароксизмальные состояния, такие как аффективно-респираторные припадки, спазмофилия, судорожные состояния при инфекциях, и прочее. У дошкольников нередко наблюдаются сноговорения, снохождения, беспокойство во время сна, истерические припадки, пикнолептические припадки, имеющие резидуально-органическое происхождение. В данном случае, специалист-педиатр должен правильно распознать психические нарушения, и произвести дифференцированное лечение подобных пароксизмальных состояний у детей, в том числе, и эпилепсию.

Психиатрия детского возраста, в период до трех лет, часто выявляет невропатию, а в определенных случаях и невротические ранние реакции. Проявления нервозности у детей рудиментарны, своеобразны, могут проявляться в виде соматовегетативных нарушений, при этом происходит имитация соматических заболеваний, например, субфебрилитета, нарушения аппетита, стула. Если у ребенка имеются инфекционные заболевания, то в дошкольном возрасте возникает чувство тревоги, делириозные возбуждения, сновидные переживания. После того, как ребенком перенесены инфекционные болезни, иногда развивается резидуальное состояние, предупредить которое в большинстве случаев могут и специальный режим.

Особенности психиатрии детского возраста

Известно, что изначально при любых жалобах ребенка осматривает врач-педиатр, которые в случае необходимости дает направление к другим детским специалистам. Психиатрия детского возраста подразумевает, что педиатр должен выявить у ребенка ряд основных симптомов, а также признаки психических нарушений, сделать их грамотное клиническое описание. Также педиатр имеет возможность удержать возбужденного ребенка, подростка, и назначить необходимые медикаментозные средства, которые успешно корректируют патологическое состояние. В то же время, необходимо принимать во внимание, что после того, как пройдет курс лечения у детского психиатра, участковый педиатр продолжает лечение имеющихся соматических заболеваний.

Врач должен знать подробно обо всех особенностях течения соматических заболеваний у ребенка, имеющего психическое расстройство. Также большое значение придается возможным осложнениям во время лечения пациента с применением психофармакологических препаратов, так как может возникнуть нейролептический синдром. Дети более старшего возраста, имеющие острое развитие диссоциации, могут испытывать ощущения, при котором им кажется, что они сходят с ума, в связи с чем пребывают в состоянии постоянной растерянности и нуждаются в помощи. Установлено, что при диссоциации затрагивается не только психика ребенка, но и его психомоторика, выражаясь в рассогласованности движений, также мимики.

Подобное состояние в большинстве случаев не позволяет произвести оценку эмоциональных особенностей пациента, поэтому создается впечатление некой причудливой нарочитости, вычурности, неуместной манерности. Часто встречающийся у детей шизофренический аутизм заставляет больного погружаться в мир внутренних переживаний, отличающихся своей оторванностью от реальности переживаний. У некоторых данное психическое нарушение проявлено в виде ограничения общения, либо полным его прекращением. Другие пациенты наоборот, демонстрируют абсолютную открытость, так называемый аутизм наизнанку.

Сложности детской психиатрии

В силу своей особенной эмоциональности и несформированной психики дети всегда являются трудными пациентами, независимо от сложности заболевания. Известно, что если болезнь протекает в легкой форме, или находится в самом начале своего развития, то контакт с больным сохраняется, наблюдается определенное оживление. Но, в то же время, страданию подвержена интуитивная и эмоциональная сторона, ощущение реальности, общее сопереживание. Данное явление в психиатрии имеет название симптом регрессивной синтонности. При эмоциональном поведении производится впечатление тупости в эмоциональной сфере. В значительной мере это связано с аутическим и диссоциированным содержанием поведенческих проявлений и переживаний пациента.

Если ребенок страдает таким заболеванием, как астеническая психопатия, то его чувства отличаются особенной глубиной. Они обуславливают самочувствие, направление активности больного, его планы на ближайшее и более позднее время. Также с учетом собственных чувств ребенок производит оценку деятельности окружающих и рассматривает свое собственное поведение. Если в жизни возникают серьезные разочарования, значительные потери, то это заканчивается тяжелыми неврозами и активными депрессиями. При астенической психопатии в детском возрасте присутствуют признаки невропатии, которые выражены в плохом сне, чрезмерной капризности детей, пугливости, и прочее.

В руководстве освещены основные вопросы клиники, этиологии, патогенеза, прогноза и лечения психических расстройств, встречающихся у детей первых трех лет жизни. Рассмотрены не только заболевания, начинающиеся преимущественно в раннем детстве, но и характерные исключительно для данного возраста. Представлены результаты оригинальных исследований авторов. Обобщены данные современной отечественной и зарубежной литературы, касающиеся происхождения, течения и прогноза психосоматических расстройств раннего детского возраста. Наряду с эндогенными психическими заболеваниями, большое внимание уделено пограничным психическим расстройствам.

Для педиатров, психиатров, врачей общей практики и студентов старших курсов медицинских вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выход в свет книги Б. Е. Микиртумова, С. В. Гречаного и А. Г. Кощавцева «Клиническая психиатрия раннего детского возраста» - значительное для психиатрической общественности событие. Изучение душевного здоровья младенцев позволяет понять пути формирования здоровой психики и уловить факторы, которые, действуя на ребенка, создают опасность патологических отклонений уже в начале жизненного пути. Как правило, основной помехой нормальному развитию младенца становятся нарушенные отношения между членами семьи и в первую очередь - в диаде мать-дитя. Исследование этого важного для индивида периода жизни создает основу для получения новых неизведанных подходов к ранней диагностике нарушений развития, отклонений в формировании личности и выявления особенностей реактивности. Столь ранние диагностические изыскания должны облегчить как лечение, так и абилитацию детей с патологией, возникшей в младенчестве. Понимание особенностей развития детей раннего возраста - реальный путь к профилактике нервно-психических расстройств.

К сожалению, этот раздел детской психиатрии долгое время не попадал в сферу особого внимания детских врачей и психиатров. Впервые интерес к отклонениям в душевном развитии детей раннего возраста был проявлен в первой половине XX века. Клинико-психологические исследования младенцев и детей раннего возраста берут свое начало в психоаналитических работах 3. Фрейда, Ш. Ференци, А. Фрейд, М. Кляйн. Психоаналитики уделяли большое внимание проблемам раннего возраста, прежде всего, с точки зрения оценки детско-материнских отношений. Они подчеркивали, что взаимоотношения мать-дитя основываются на зависимости младенца от родительницы, и изучали механизмы младенческой фрустра-ции, вызванной нарушениями отношений с матерью (Дж. Боулби, Д. В. Винникотт, Р. А. Спитц и др.).

Год выпуска: 1979

Жанр: Психиатрия

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Психиатрия детского и подросткового возраста - сравнительно молодая область медицины. Профилактическая направленность советского здравоохранения явилась одним из важнейших принципов в деле организации психиатрической помощи детям и подросткам и сыграла важную роль в процессе формирования этой относительно самостоятельной клинической дисциплины. Выражением особого внимания советского государства к охране психического здоровья подрастающего поколения явилось создание в 1918 г. Отдела детской психопатологии при Наркомздраве. За годы Советской власти в нашей стране организована развитая система психиатрической помощи детям и подросткам, включающая сеть дифференцированных учреждений - больниц и отделений, санаториев, диспансеров и поликлинических кабинетов, а также специализированных домов ребенка, яслей, детских садов, школ, интернатов для лечения и реабилитации детей и подростков с разными формами психических расстройств. В тесном контакте с педиатрической службой осуществляется психогигиеническая и психопрофилактическая работа среди детей.
Выдающимися советскими психиатрами - В.А. Гиляровским, Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симеон, Н.И. Озерецким, М.О. Гуревичем, С.С. Мнухиным, Г.Б. Абрамовичем, Е.А. Осиповой и их учениками создана отечественная научная психиатрия детского и подросткового возраста, занимающая передовые позиции в международной детской психиатрии. Интенсивное развитие научных исследований в этой области психиатрии как в нашей стране, так и за рубежом, накопление опыта по вопросам диагностики, профилактики и лечения психических заболеваний детей и подростков, а также реабилитации психически больных и умственно отсталых детей и подростков требуют обобщения полученных в последние годы научных и практических данных, обусловливая необходимость создания руководства по клинической психиатрии детского и подросткового возраста. Эта задача становится особенно актуальной в связи с растущими потребностями в подготовке и усовершенствовании детских психиатров, процессом расширения и дифференциации сети учреждений по лечению и реабилитации детей и подростков с психическими нарушениями.
«Клинические лекции по психиатрии детского возраста» Г.Е. Сухаревой, бывшие в течение многих лет основным руководством для врачей, стали библиографической редкостью. Кроме того, за время, прошедшее после их издания, накоплено много новых клинических фактов, значительна изменилось понимание важнейших форм психической патологии, особенно таких, как пограничные состояния и умственная отсталость, которым принадлежит основное место в психической заболеваемости детей и подростков, значительно расширились возможности диагностики и лечения ряда психических заболеваний. В связи с этим нами по предложению президиума правления Всесоюзного научно-медицинского общества невропатологов и психиатров (1972) было составлено настоящее руководство для врачей, в основу которого положены клинический опыт и данные научных исследований коллектива сотрудников кафедры детской психиатрии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей. Руководство написано с учетом задач и программ последипломной подготовки и усовершенствования врачей в области детской психиатрии и включает практически все разделы клинической психиатрии детского и подросткового возраста. Основное внимание в нем обращено на наиболее частые клинические формы - пограничные состояния, олигофрению и так называемые задержки психического развития. Несколько более кратко изложена клиника симптоматических психозов, шизофрении, эпилепсии и формирующихся психопатий у детей и подростков, которым в последние годы был посвящен ряд монографий (Г.Е. Сухарева, 1974; М.Ш. Вроно, 1971, 1972; А.Е. Личко, 1977).
Принимая во внимание дефицит соответствующих публикаций, значительное место в руководстве занимает описание преобладающих у детей и подростков синдромов психических заболеваний с освещением их особенностей при разных нозологических формах, что важно для дифференциальной диагностики.
В книгу «Психиатрия детского возраста» впервые включены главы, освещающие такие новые разделы пограничной психиатрии детского возраста, как психогенные патохарактерологические реакции» психогенные патологические формирования (развития) личности, пограничные резидуально-органические расстройства и пограничные формы интеллектуальной недостаточности. В связи с тем что руководство в первую очередь предназначено для практических врачей - детских психиатров, особое внимание во всех главах, посвященных частным нозологическим формам, уделяется вопросам диагностики, лечения и профилактики. В специальных главах приводятся данные по применению психотропных средств, психотерапии и лечебной педагогике; впервые дается подробное описание современных, принципов и методов психотерапии в детском и подростковом возрасте.

В первой главе рассмотрены некоторые вопросы теории детской психиатрии с позиций диалектико-материалистических принципов историзма и единства биологического и социального в человеке. Ряд теоретических положений, выдвигаемых в руководстве на основании клинического опыта и научных исследований коллектива кафедры детской психиатрии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ), имеет дискуссионный характер.
В составлении руководства принимали участие сотрудники кафедры детской психиатрии ЦОЛИУВ М. И. Буянов, Е. И. Кириченко, Б. А. Леденев, В. Н. Мамцева, а также Б. 3. Драпкин, О. А. Трифонов.

«Психиатрия детского возраста»


Некоторые общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков
Синдромы психических заболеваний, наблюдающиеся преимущественно в детском возрасте

  1. Синдром невропатии
  2. Синдромы раннего детского аутизма
  3. Типердинамический синдром
  4. Синдром уходов и бродяжничества
  5. Синдромы страхов
  6. Синдромы патологического фантазирования
Синдромы психических заболеваний, наблюдающиеся преимущественно в пубертатном возрасте
  1. Гебоидный синдром
  2. Синдром дисморфофобии
  3. Синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений
Психогенные заболевания (реактивные психозы и «общие» неврозы )
  1. Реактивные психотические состояния
  2. Неврозы и невротические формы реактивных состояний
    1. Неврозы страха
    2. Истерический невроз
    3. Невроз навязчивых состояний
    4. Депрессивный невроз
    5. Астенический невроз (неврастения)
    6. Ипохондрический невроз
    7. Нервная (психическая) анорексия
Психогенные заболевания (системные неврозы)
  1. Невротическое заикание
  2. Невротические тики
  3. Невротические расстройства сна
  4. Невротические расстройства аппетита (анорексия)
  5. Невротический энурез
  6. Невротический энкопрез
  7. Патологические привычные действия
Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции
  1. Реакции протеста (оппозиции)
  2. Реакции отказа
  3. Реакции имитации
  4. Реакции компенсации и гиперкомпенсации
  5. Характерологические и патохарактерологические реакции, наблюдающиеся преимущественно в пубертатном возрасте
Психогенные патологические формирования личности
  1. Патохарактерологическое формирование личности
  2. Постреактивное патологическое формирование личности
  3. Невротическое формирование (развитие) личности
  4. Патологическое формирование личности дефицитарного типа
Психопатии (конституциональные и органические)
  1. Возбудимый (эксплозивный) тип
  2. Эпилептоидный тип
  3. Неустойчивый тип
  4. Истерический тип
  5. Астенический тип
  6. Психастенический (тревожно-мнительный) тип
  7. Шизоидный (аутистический) тип
  8. Гипертимный тип
Экзогенные (симптоматические и экзогенно-органические) психозы и сопутствующие непсихотические расстройства
  1. Симптоматические психозы
  2. Экзогенно-органические психозы
    1. Психозы при менингитах и энцефалитах
    2. Психические расстройства при нейроревматизме
    3. Психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
Резидуально-органические пограничные нервно-психические расстройства
  1. Церебр астенические синдромы
  2. Неврозоподобные синдромы
  3. Психопатоподобные синдромы
Шизофрения
  1. Непрерывнотекущая шизофрения
    1. Вяло протекающая (малопрогредиентная) шизофрения
    2. Непрерывно-прогредиентная (параноидная) шизофрения
    3. Злокачественно текущая шизофрения
  2. Периодическая (рекуррентная) шизофрения
  3. Шизофрения с приступообразно-ирогредиентным (шубообразным, смешанным) течением

Эпилепсия

  1. Генерализованные (центрэнцефалические) пароксизмы
  2. Очаговые (фокальные) пароксизмы
    1. Джексоновские и адверсивиые припадки
    2. Психомоторные пароксизмы
  3. Вегетативно-висцеральные пароксизмы
  4. Изменения психики при эпилепсии
  5. Динамика
  6. Диагностика. Лечение. Профилактика

Олигофрении (общие вопросы)
Олигофрении (дифференцированные формы)

  1. Олигофрении при хромосомных болезнях
    1. Олигофрении, обусловленные аномалиями аутосом
      1. Синдром Дауна (болезнь Дауна)
      2. Синдром «кошачьего крика»
    2. Олигофрении при аномалиях половых хромосом
      1. Синдром Шерешевского - Тернера
      2. Синдром трипло-Х
      3. Синдром Клайнфелтера
      4. Синдром XYY
  2. Наследственные формы олигофрении
    1. Метаболические олигофрении
      1. Фенилкетонурия
      2. Гаргоилизм
      3. Синдром Марфана,
      4. Синдром Лоуренса - Муна - Барде - Бидля
      5. Прогерия
    2. Дизостозические формы олигофрении
      1. Синдром Крузона
      2. Синдром Апера
  3. Смешанные по этиологии (эндогенно-экзогенные) формы олигофрении
    1. Краниостеноз
    2. Микроцефалия
    3. Гипотиреоидные формы олигофрении (кретинизм)
  4. Экзогенно обусловленные формы олигофрении
    1. Формы олигофрении, связанные с внутриутробными поражениями
      1. Рубеолярная олигофрения
      2. Олигофрения, связанная с листериозом
      3. Олигофрения при врожденном сифилисе
      4. Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом
    2. Формы олигофрении, связанные с перинатальной патологией
      1. Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных
      2. Олигофрения, обусловленная асфиксией при рождении и механической родовой травмой
    3. Олигофрения, обусловленная ранними постнатальными экзогенно-органическими (инфекционными, инфекционно-аллергическими и травматическими) поражениями головного мозга
    4. Олигофрения в связи с гидроцефалией

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития

  1. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности
    1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма
    2. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности
    3. Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма)
  2. Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности
    1. Интеллектуальная недостаточность при церебрастенических и психоорганических синдромах
    2. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах
    3. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии)
  3. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств
    1. Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте и тугоухости
    2. Интеллектуальная недостаточность при слепоте и слабовидении, возникших в раннем детстве
  4. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства
  5. Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с пограничными формами интеллектуальной недостаточности

Применение психотропных средств при лечении психических расстройств у детей и подростков

  1. Нейролептические препараты
    1. Алифатические производные фенотиазина
    2. Пиперазиновые производные фенотиазина
    3. Пиперидиновые производные фенотиазина
    4. Производные бутирофенона
    5. Тиоксантены
  2. Тимолептики (антидепрессанты)
  3. Транквилизаторы
  4. Побочные явления и осложнения при лечении психотропными средствами
Основы психотерапии детей и подростков
  1. Общие принципы
  2. Суггестивная психотерапия
  3. Тренировочная психотерапия
  4. Рациональная психотерапия
  5. Коллективная психотерапия
  6. Игровая психотерапия
  7. Наркопсихотерапия
Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей и подростков
  1. Общая лечебная педагогика
  2. Частная лечебная педагогика

Список литературы

В руководстве освещены основные вопросы клиники, этиологии, патогенеза, прогноза и лечения психических расстройств, встречающихся у детей первых трех лет жизни. Рассмотрены не только заболевания, начинающиеся преимущественно в раннем детстве, но и характерные исключительно для данного возраста. Представлены результаты оригинальных исследований авторов. Обобщены данные современной отечественной и зарубежной литературы, касающиеся происхождения, течения и прогноза психосоматических расстройств раннего детского возраста Наряду с эндогенными психическими заболеваниями, большое внимание уделено пограничным психическим расстройствам. Для педиатров, психиатров, врачей общей практики и студентов старших курсов медицинских вузов.

Глава 1. ДЕТСКО-МАТЕРИНСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ

1.1. Современные представления о привязанности

1.2. Факторы, влияющие на формирование привязанности

1.3. Теории привязанности

1.4. Динамика формирования привязанности

1.5. Методика оценки привязанности. Типы детско-материнской привязанности

1.6. Зрительное предпочтение как показатель привязанности

1.7. Причины нарушения привязанности

1.8. Диагностические критерии расстройства привязанности

1.9. Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка

Глава 2. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1. Определение, классификация

2.2. Психологические особенности матерей-отказниц

2.3. Психическая патология, возникающая под влиянием полной материнской депривации

2.3.1. Нарушение формирования личности

2.3.2. Нарушение психического и интеллектуального развития

2.3.3. Психические расстройства, возникающие под влиянием полной материнской депривации

Глава 3. НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

3.1. Особенности пищевого поведения в онтогенезе

3.2. Классификация и клиническая картина нарушений пищевого поведения

3.2.1. Регургитационное и «жевательное» расстройство («жвачка», мерицизм)

3.2.2. Младенческая нервная анорексия (инфантильная анорексия)

3.2.3. Постоянное поедание несъедобных веществ (PICA-синдром)

3.2.4. Пищевое недоразвитие

3.3. Дифференциальная диагностика нарушений пищевого поведения

3.4. Прогноз нарушений пищевого поведения

3.5. Терапия нарушений пищевого поведения

Глава 4. РАССТРОЙСТВА СНА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

4.1. Развитие сна в онтогенезе

4.2. Распространенность расстройств сна

4.3. Этиология расстройств сна

4.4. Классификация расстройств сна

4.5. Клиническая картина различных форм расстройств сна

4.6. Прогноз расстройств сна

4.7. Терапия расстройств сна

Глава 5. РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

5.1. Этиология

5.2. Патогенез

5.3. Клинические проявления синдрома раннего детского аутизма

5.4. Прогноз

5.5. Диагностика

5.6. Общие принципы терапии

Глава 6. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

6.1. Распространенность

6.2. Этиология

6.3. Патогенез

6.4. Клиническая картина

6.4.1. Сосание пальцев

6.4.2. Яктация

6.4.3. Мастурбация

6.4.4. Обкусывание ногтей

6.4.5. Трихотилломания

6.5. Лечение

Глава 7 . ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НАРКОЗАВИСИМОСТИ

7.1. Последствия внутриутробного воздействия наркотиков

7.1.1. Метаболизм наркотических веществ плодом

7.1.2. Влияние наркотизации на течение и исход беременности

7.1.3. Воздействие наркотика на плод

7.1.3.1. Тератогенное влияние

7.1.3.2. Влияние на развитие плода

7.1.4. Влияние внутриутробной наркотизации на состояние новорожденного

7.1.5. Специфическое влияние наркотика на плод

7.1.6. Отдаленные последствия внутриутробного воздействия наркотиков

7.2. Последствия внутриутробного воздействия алкоголя

7.2.1. Влияние алкоголя на течение беременности

7.2.2. Влияние алкоголя на плод

7.2.3. Клиническая картина алкогольного синдрома плода

7.2.4. Алкогольный неонатальный абстинентный синдром

7.2.5. Отдаленные последствия внутриутробного воздействия алкоголя

Глава 8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО НАРУШЕНИЯ

8.1. Предречевое развитие

8.1.1. Ранние младенческие вокализации. Крик-плач

8.1.2. Гуление

8.1.3. Лепет

8.1.4. Развитие понимания слов

8.1.5. Развитие обобщения слов

8.2. Раннее речевое развитие

8.2.1. Первые слова

8.2.2. Развитие словаря

8.2.3. Особенности развития речи у воспитанников детских закрытых учреждений

8.3. Нарушения предречевого и раннего речевого развития в условиях полной материнской депривации

8.3.1. Нарушения предречевого развития

8.3.2. Нарушения раннего речевого развития

8.3.3. Поведенческая терапия нарушений предречевого и раннего речевого развития

Глава 9. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

9.1. Психиатрическая оценка

9.2. Экспериментально-психологическое обследование

Список литературы

Предисловие

Выход в свет книги Б. Е. Микиртумова, С. В. Гречаного и А. Г. Кощавцева «Клиническая психиатрия раннего детского возраста» — значительное для психиатрической общественности событие. Изучение душевного здоровья младенцев позволяет понять пути формирования здоровой психики и уловить факторы, которые, действуя на ребенка, создают опасность патологических отклонений уже в начале жизненного пути. Как правило, основной помехой нормальному развитию младенца становятся нарушенные отношения между членами семьи и в первую очередь — в диаде мать-дитя. Исследование этого важного для индивида периода жизни создает основу для получения новых неизведанных подходов к ранней диагностике нарушений развития, отклонений в формировании личности и выявления особенностей реактивности. Столь ранние диагностические изыскания должны облегчить как лечение, так и абилитацию детей с патологией, возникшей в младенчестве. Понимание особенностей развития детей раннего возраста — реальный путь к профилактике нервно-психических расстройств.

К сожалению, этот раздел детской психиатрии долгое время не попадал в сферу особого внимания детских врачей и психиатров. Впервые интерес к отклонениям в душевном развитии детей раннего возраста был проявлен в первой половине XX века. Клинико-психологические исследования младенцев и детей раннего возраста берут свое начало в психоаналитических работах 3. Фрейда, Ш. Ференци, А. Фрейд, М. Кляйн. Психоаналитики уделяли большое внимание проблемам раннего возраста, прежде всего, с точки зрения оценки детско-материнских отношений. Они подчеркивали, что взаимоотношения мать—дитя основываются на зависимости младенца от родительницы, и изучали механизмы младенческой фрустрации, вызванной нарушениями отношений с матерью (Дж. Боулби, Д. В. Винникотт, Р. А. Спитц и др.).

Этологи (К. Лоренц, Н. Тинберген) прочную эмоциональную связь в диаде мать-дитя рассматривали как врожденную мотивационную систему. Именно нарушениями формирования этой системы они объясняли возникающую патологию в раннем возрасте.

Большое значение для понимания психологических закономерностей раннего возраста имели работы Л. С. Выготского, заложившего основы изучения возрастной психологии в нашей стране. Введенные им понятия «возрастной кризис», «зона ближайшего развития» и др. являются основой для объяснения возрастной динамики некоторых психических расстройств раннего возраста.

В отечественной психиатрии первые описания психических расстройств раннего возраста принадлежат Т. П. Симсон, Г. Б. Сухаревой, С. С. Мнухину и др. Однако долгое время публикации, касающиеся психического состояния младенцев, были случайными. Некоторые развиваемые детскими психиатрами концепции лишь отчасти можно использовать для понимания развития младенцев и детей раннего дошкольного возраста. Такими подходами, в частности, являются представления о возрастных уровнях соматонервнопсихического реагирования детей разного возраста, концепция психического дизонтогенеза (В. В. Ковалев, Г. К. Ушаков).

Психиатрия раннего детского возраста как направление отечественной клинической психиатрии в последние годы вновь заявила о себе. Ее особенностью является тесная связь с экспериментальными психологическими исследованиями возрастных закономерностей раннего онтогенеза.

Изучались также проявления ранней детской шизофрении, детского аутизма и другие клинически сходные состояния. Исследованы психические расстройства и особенности дизонтогенеза у детей первых трех лет жизни из группы высокого риска по эндогенным психическим заболеваниям (В. М. Ватина, Г. В. Козловская, А. В. Горюнова, Г. В. Скобло, О. В. Баженова, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, А. А. Кашникова и др.).

Работы, посвящавшиеся психосоматическим и пограничным расстройствам у детей, охватывали и ранний детский возраст (Ю. Ф. Антропов, Д. Н. Исаев, Е. И. Кириченко, Ю. С. Шевченко).

В недавние годы увеличилось число работ, касающихся формирования у младенцев детско-материнских взаимоотношений и их влияния на процесс психического развития ребенка (А. С. Ватуев, Н. Н. Авдеева, Е. О. Смирнова, Р. Ж. Мухамедрахимов). Нарушения в диаде мать-дитя приводят к психосоматическим и пограничным расстройствам раннего возраста. Искажение детско-материнских отношений при эндогенных психических заболеваниях у родителей может явиться одной из причин ранних психотических расстройств и искажений психического развития. Материнская депривация является одним из факторов возникновения анаклитической депрессии и ретардации развития (Н. М. Иовчук, А. А. Северный, М. А. Калинина, М. Б. Проселкова). Психические расстройства раннего детского возраста нередко сочетаются с нарушениями развития и неврологическими нарушениями. Клинические формы нервно-психических расстройств младенчества определяются соматическим, вегетативным и инстинктивным уровнем возрастной реактивности. Их проявления рудиментарны и транзиторны.

Б. Е. Микиртумов, С. В. Гречаный и А. Г. Кощавцев, будучи представителями Педиатрической медицинской академии, продолжили многолетнюю традицию ее ученых (Г. А. Баирова, М. С. Маслова, А. Ф. Тура, С. С. Мнухина, Н. П. Шабалова и многих других), изучавших и продолжающих изучать здорового и больного младенца. Авторы руководства, основываясь на многочисленных классических и современных источниках научной литературы, широко освещают вышеупомянутые аспекты нормального и отклоняющегося психического здоровья детей раннего возраста. В представляемой книге излагаются наиболее важные вопросы, касающиеся клиники, этиопатогенеза, прогноза и лечения психических расстройств, встречающихся у детей первых трех лет жизни. Описываются заболевания как начинающиеся преимущественно в раннем детстве, так и характерные только для младенчества. В руководстве отражены проблемы детско-материнской привязанности и ее нарушений, материнской депривации и ее последствий, нарушений сна, детского аутизма, нарушений пищевого поведения, развития речи в раннем детском возрасте и его нарушений, патологических привычных действий, последствий перинатальной зависимости от психически активных веществ. Одно из достоинств книги состоит в том, что содержание большинства ее глав построено на основе результатов собственных новейших, а также многолетних исследований авторов книги.

Заслуга авторов настоящего издания состоит в том, что они взяли на себя труд обобщить материалы по психиатрии раннего детского возраста, столь необходимые как для практика, работающего с младенцами, так и для исследователя (преподавателя). Особую благодарность они заслуживают, в частности, и в связи с тем, что в книге приводятся источники, малодоступные заинтересованному читателю. Хочется пожелать им продолжать начатое дело по развитию еще далекого от завершения раздела психиатрии — микропсихиатрии и внедрять материалы, получаемые в ходе исследований, в практику.

Руководство вполне обоснованно предназначено широкому кругу специалистов — педиатрам, детским неврологам, детским психиатрам, семейным врачам, специальным психологам, специальным и социальным педагогам, логопедам. Оно также может быть рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов педиатрических, медицинских, психологических и педагогических факультетов.

Профессор кафедры клинико-психологических дисциплин Института специальной педагогики и психологии Международного университета имени Рауля Валленберга, профессор, доктор медицинских наук Д.Н.Исаев

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения