Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Церковь ильи пророка черкизове расписание. Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота

Первый деревянный храм в честь Ильи Пророка появился здесь во второй половине XIV века. Построил его крещеный татарин Илья Озаков, владевший тогда подмосковным селом Черкизовым. С конца XIV века Черкизово стало вотчиной московского Чудова монастыря. Каменная церковь с приделом Святителя Алексия, трапезной и звонницей была построена в 1689-1690 гг. и освящена 18 июня 1690 г. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821-1825 гг. храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьезная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: "Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан...". План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 г. После окончания работ в конце 1890-х гг. храм был заново освящен и, открывшись, не закрывался по сей день. На прилегающем к церкви кладбище похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, упомянутый в произведениях Лескова и Достоевского.

По материалам книги: Вайнтрауб Л.Р., Дубовенко Б.Б. Историко- архивные материалы по церкви Пророка Ильи, богадельни и архиерейской дачи в Черкизове, в Москве. - М., 1993, размещенным на сайте Централизованной библиотечной системы № 1 ВАО



Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек - Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.

Имя Озаковых встречается еще в связи с митрополитом Киевским Михаилом. Так, в числе сопровождавших на поставление митрополита Михаила (Митяя) в Константинополь в 1377-1379 годах был Сергей Озаков, родной брат владельца Черкизова Ильи Озакова. Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому иерарху. Среди них упоминается село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году и «Алымово то ж», принадлежащая с XVI века Чудову монастырю. Возможно, что эта носящая татарское имя деревня Алымово, позже называвшаяся селом Богородским по устроенному в ней храму во имя Успения Пресвятой Богородицы, в те годы относилась к Черкизову. Таким образом, село Черкизово на речке Сосенке становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Именно Илье Озакову мы обязаны ныне существующим черкизовским храмом, который никогда не закрывался, хотя в советское время многие церкви по всей России были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм уцелел. С древних времен и поныне оглашает он восточные окрестности столичного града своим колокольным звоном. Изначально поставленная на высоком холме Ильей Озаковым во имя своего небесного покровителя пророка Илии церковь была деревянной. Как и отстроенную значительно позже нынешнюю белокаменную, ее было видно далеко окрест. И в праздники, и в будни по протоптанным со всех сторон холма тропинкам сюда стекался народ Божий. Не только с близлежащих подмосковных деревень, но и из самой Москвы ехали в Черкизово на богомолье православные христиане. Особенно много собирал этот древний храм в Ильин день, в свой престольный праздник, так что от гостей было не продохнуть.

Вероятно, веками намоленное место и ходатайство перед Богом святого пророка Илии принесли свои плоды: пережив войны и революции, годы лихолетий и богоборчества, храм выстоял. Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения. Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425-1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», - сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо».

В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», - упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года.

С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана - последнего патриарха допетровской поры. Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов, а поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689- 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII-XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII - начала XVIII веков наблюдается рост населения села Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядит примерно так: «...каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою... в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные... да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова. В позднейшее время, по сведениям того же исследователя П.В. Синицына, сельцо Черкизово особенно полюбили митрополиты Московские Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно. В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки. К 1825 году был расширен северный придел, который освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) во имя митрополита Московского Алексия.

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь эта является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года. Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории, написанное от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду. Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, - писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, - причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное - алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

По их предположению, перестройка алтаря одновременно с перестройкой придела и трапезной была произведена с целью расширения, так как алтарь стал намного больше, были убраны дуговые перемычки с окон, которые после этого тоже стали побольше, приняв прямоугольный вид. К позднейшим искажениям относится перестройка верхней части и шатра колокольни. «Еще позднее, судя по стилю, была искажена северная стена храма, - в ней был пробит широкий пролет, разделенный на 3 части дорическими колоннами; к этому же времени должно отнести переделку кровли, в которой сделаны четыре деревянные фронтона с деревянными же карнизами», - отмечалось в документе. Вместе с тем, архитекторы высказывали замечания к чертежам на новую переделку церкви. Так, по их расчетам, нельзя допустить перестройку южной стены храма, где предполагалось сделать большой пролет с дорическими колоннами, подобный пролету северной стороны, убирая дверь и окно, потому что в результате этого могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника. По их выражению, не должны произойти «сломка и перестройка» более поздних пристроек - северного придела и трапезной XVII века. Эти сооружения надо привести в свой первобытный вид.

Однако несмотря на все замечания, в целом предстоящие работы по возвышению колокольни архитекторами были поддержаны. Хотя и со своими конкретными, без какого-либо пафоса, пожеланиями, в которых чувствуется и неординарная личность этих неравнодушных к отечественной истории людей, и их неподдельный патриотизм: «Желательно, чтобы в новых ея формах составитель проекта в отделке пролетов и в деталях карнизов и других архитектурных украшений, принял за образец детали существующей церкви как представляющие хорошие образцы древнего русского зодчества, достойные подражания и по художественному своему достоинству превосходящие современные измышления; также желательно, чтобы деревянные фронтоны и надстройки над шеями глав были уничтожены и восстановлен был прежний вид, по крайней мере, тот, какой имела церковь до последнего искажения». Позднее, и в 1888, и в 1894 годах храм снова подправлялся, ремонтировался, менялся, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней переписка, сохраненная в Центральном государственном историческом архиве Москвы.

В первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советское время в храмовое здание входили, как и положено, через западные двери лицом к алтарю, но в ограду храма можно было попасть только через южные ворота, со стороны Стромынской дороги. Сейчас тот же вход, с юга. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Поскольку церковь то и дело собирались закрывать, она долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта. Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела была проведена силами реставратора Венедикта Степановича Суворова из Санкт-Петербурга и художника Сергея Леонидовича Захаренкова (+2004). В течение трех лет, начиная с 1986 года, иконостас был целиком, ряд за рядом, разобран. Оказалось, что он полностью был сохранен в своем первоначальном виде. По благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который в этот период был направлен в помощь настоятелю храма Илии пророка, были заново расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески конца ХVII века. В начале нового тысячелетия храм был обнесен кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, какая была здесь в конце XIX века.



Село Черкизово в XIV ст. принадлежало св. митрополиту Алексию, купленное им «на собинное серебрецо» у Ильи Озакова, которым и была построена первоначальная в селе Черкизове церковь во имя св. пророка Илии, в честь своего ангела. Потом Черкизово находилось в вотчине Чудова монастыря, по духовному завещанию св. митрополита Алексия. По писцовым книгам 1573-74 гг. Московского уезда, Васильцова стана, значится: «вотчина Чудова монастыря село Черкизово, на реке Сосенке, пашни монастырской середней земли 15 четьи, да крестьянской пашни 106 четьи в поле, сена 140 копен, рощи меж села и деревни 30 десятин, да церковные пашни перелогом худой земли 12 четьи в поле, сена 10 копен, да под селом мельница».

В начале XVII ст. церковь св. пророка Илии в селе Черкизове была уничтожена. В писцовых книгах 1623-24 гг. говорится: «вотчина Чудова монастыря село Черкизово, а в селе была церковь Илии пророка, да в том же селе двор монастырский, а в нем живут монастырские детеныши, 4 двора крестьянских и бобыльских, в них 7 чел.».

В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1678 г. написано: «в прошлом 1677 г., по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, обложена на Москве вновь церковь св. пророка Илии в Московском уезде, в Васильцове стану, на вотчине Чудова монастыря, в селе Черкизове, а на ту церковь наложено дани… по указной статье 18 алтын 4 деньги, заезда гривна; и по тому окладу те деньги велено взять с 1657 по 1678 гг.».

По дозору Романа Ивановича Владыкина на 1680 г. и по сказке церкви Илии пророка попа Ивана с причетники, «та де церковь построена исстари, а к той церкви церковной земли пашни 6 четьи в поле, сена 10 копен волоковых, а не мерных; остальною пашнею и сенными покосами владеют Чудова монастыря власти».

Ильинская церковь в переписной книге 1701 г. описана так: «в селе Черкизове церковь каменная во имя пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою; а в церкви Илии пророка царские двери писаны на красках, оклад и венцы серебряные басемные золочены… в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

"Чудотворца Алексия вотчина"

Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек - Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.

Имя Озаковых встречается еще в связи с митрополитом Киевским Михаилом. Так, в числе сопровождавших на поставление митрополита Михаила (Митяя) в Константинополь в 1377–1379 годах был Сергей Озаков, родной брат владельца Черкизова Ильи Озакова. Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому иерарху. Среди них упоминается село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году и «Алымово то ж», принадлежащая с XVI века Чудову монастырю. Возможно, что эта носящая татарское имя деревня Алымово, позже называвшаяся селом Богородским по устроенному в ней храму во имя Успения Пресвятой Богородицы, в те годы относилась к Черкизову. Таким образом, село Черкизово на речке Сосенке становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Икона "Исцеление митрополитом Алексием ханши Тайдулы"

Именно Илье Озакову мы обязаны ныне существующим черкизовским храмом, который никогда не закрывался, хотя в советское время многие церкви по всей России были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм уцелел. С древних времен и поныне оглашает он восточные окрестности столичного града своим колокольным звоном.

Изначально поставленная на высоком холме Ильей Озаковым во имя своего небесного покровителя пророка Илии церковь была деревянной. Как и отстроенную значительно позже нынешнюю белокаменную, ее было видно далеко окрест. И в праздники, и в будни по протоптанным со всех сторон холма тропинкам сюда стекался народ Божий. Не только с близлежащих подмосковных деревень, но и из самой Москвы ехали в Черкизово на богомолье православные христиане. Особенно много собирал этот древний храм в Ильин день, в свой престольный праздник, так что от гостей было не продохнуть.

Вероятно, веками намоленное место и ходатайство перед Богом святого пророка Илии принесли свои плоды: пережив войны и революции, годы лихолетий и богоборчества, храм выстоял. Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения.

Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», – сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо».

В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года.

С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры. Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов, а поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения села Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядит примерно так: «...каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою... в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные... да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

В позднейшее время, по сведениям того же исследователя П.В. Синицына, сельцо Черкизово особенно полюбили митрополиты Московские Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно. В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки. К 1825 году был расширен северный придел, который освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) во имя митрополита Московского Алексия.

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь эта является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года. Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории, написанное от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду. Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам мос­ковской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

По их предположению, перестройка алтаря одновременно с перестройкой придела и трапезной была произведена с целью расширения, так как алтарь стал намного больше, были убраны дуговые перемычки с окон, которые после этого тоже стали побольше, приняв прямоугольный вид. К позднейшим искажениям относится перестройка верхней части и шатра колокольни. «Еще позднее, судя по стилю, была искажена северная стена храма, – в ней был пробит широкий пролет, разделенный на 3 части дорическими колоннами; к этому же времени должно отнести переделку кровли, в которой сделаны четыре деревянные фронтона с деревянными же карнизами», – отмечалось в документе.

Вместе с тем, архитекторы высказывали замечания к чертежам на новую переделку церкви. Так, по их расчетам, нельзя допустить перестройку южной стены храма, где предполагалось сделать большой пролет с дорическими колоннами, подобный пролету северной стороны, убирая дверь и окно, потому что в результате этого могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника. По их выражению, не должны произойти «сломка и перестройка» более поздних пристроек – северного придела и трапезной XVII века. Эти сооружения надо привести в свой первобытный вид.

Однако несмотря на все замечания, в целом предстоящие работы по возвышению колокольни архитекторами были поддержаны. Хотя и со своими конкретными, без какого-либо пафоса, пожеланиями, в которых чувствуется и неординарная личность этих неравнодушных к отечественной истории людей, и их неподдельный патриотизм: «Желательно, чтобы в новых ея формах составитель проекта в отделке пролетов и в деталях карнизов и других архитектурных украшений, принял за образец детали существующей церкви как представляющие хорошие образцы древнего русского зодчества, достойные подражания и по художественному своему достоинству превосходящие современные измышления; также желательно, чтобы деревянные фронтоны и надстройки над шеями глав были уничтожены и восстановлен был прежний вид, по крайней мере, тот, какой имела церковь до последнего искажения».

Позднее, и в 1888, и в 1894 годах храм снова подправлялся, ремонтировался, менялся, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней переписка, сохраненная в Центральном государственном историческом архиве Москвы.

В первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советское время в храмовое здание входили, как и положено, через западные двери лицом к алтарю, но в ограду храма можно было попасть только через южные ворота, со стороны Стромынской дороги. Сейчас тот же вход, с юга. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Поскольку церковь то и дело собирались закрывать, она долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта. Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела была проведена силами реставратора Венедикта Степановича Суворова из Санкт-Петербурга и художника Сергея Леонидовича Захаренкова (+2004). В течение трех лет, начиная с 1986 года, иконостас был целиком, ряд за рядом, разобран. Оказалось, что он полностью был сохранен в своем первоначальном виде. По благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который в этот период был направлен в помощь настоятелю храма Илии пророка, были заново расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески конца ХVII века.

В начале нового тысячелетия храм был обнесен кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, какая была здесь в конце XIX века.

© Фотографии из архива Илиинского прихода

Московский храм во имя Пророка Божия Илии, что в Черкизове(район Москвы), известен тем, что в нем хранится редкая икона Святителя Алексия и рядом с ним почивают мощи блаженного Ивана Яковлевича Корейши...
Красавец-храм производит необыкновенное впечатление. Входишь в него, и как будто погружаешься в таинственную глубь веков. Храм старинный, намоленный. Иконы необыкновенные, старые - каждая как будто из музея древностей. Еще бы, этот храм стоит с 1690 года! А построен на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году!
Храм прямо связан с именем многих русских Митрополитов - и прежде всего со Святителем Алексием. Название свое село Черкизово ведет от имени первого владельца, Ордынского царевича Серкиза (Черкиза), который служил у великого князя Димитрия Ивановича Донского и за службу получил земли близ Москвы. Крестившись, царевич Серкиз стал носить новое имя - Иван Черкизов. Служил царевич России верно, вплоть до того, что его сын Андрей на Куликовом поле был воеводой Переяславского полка и там же сложил свою голову.
Вскоре Черкизово перешло к слуге Святителя Алексия крещеному татарину Илье Озакову. Он-то и построил в Черкизове первый деревянный храм во имя святого Пророка Божия Илии, и вскоре оно вместе с церковью было передано Ильей Озаковым Митрополиту Московскому Алексию, который сделал его летней резиденцией (зимняя была в Чудовом монастыре, который тоже устроил Святитель Алексий в память чудесного исцеления по его молитвам татарской ханши Тайдулы).
По духовному завещанию Святителя Алексия Черкизово отходило в кафедральный Чудов монастырь. Так село стало резиденцией московских Митрополитов. Черкизово - очень крупное владение, не менее 2000 десятин земли, десять селений, 36 пустошей. Со временем вокруг церкви святого Пророка Илии сложился "монастырский двор".
В Смутное время польско-литовского нападения на Русь храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. А в бытность Святейшего Патриарха Кир Адриана в 1690 году на месте деревянного храма построен каменный, с приделом Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца.
Со временем, особенно при Святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.
Судьба храма необычна. В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Ильинский храм устоял даже тогда, когда при строительстве метро планировалось провести линию прямо под ним. Верующие москвичи стеной встали на защиту святыни. Власти вынуждены были уступить, хотя во время этого строительства доламывали то, что еще не успели разрушить: невдалеке от храма святого Пророка Илии было снесено четыре церкви. Староста храма Владимир Григорьевич Киселев рассказывает:
- Если замечали, когда ездите в метро, поезд около Черкизово сбрасывает ход, идет какое-то время тихо, а потом снова набирает скорость. Линию по просьбе верующих отодвинули от храма на безопасное расстояние, но все равно соблюдается осторожность. У нас установлены датчики, показывающие уровень колебания почвы. Слава Богу, церковь стоит. И это промыслительно! Здесь, в храме и при храме, неоценимые сокровища духовные.
Мы входим в храм и смотрим старинную икону "Исцеление Тайдулы" по молитвам Святителя Алексия. По словам Владимира Григорьевича, икона эта очень редкая, может быть, единственная в России. С трепетом и благоговением подходят к ней верующие.
Но, конечно, главная святыня храма - это могилка известного московского блаженного Ивана Яковлевича Корейши (1783 г. - 19 сентября 1861 г.). Многие Православные его знают, но не ведают, куда нужно ехать, чтобы поклониться ему.
Иван Яковлевич - человек Божий. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: "Студент холодных вод". И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: "Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй". Так он говорил о своей скорой смерти.
Любимые стихи, которые он пел:

Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с тобою населяет
Верх священных горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,
Правду навсегда творит
И нелестным сердцем точно,
Как языком, говорит...

Дела же подвижнические Ивана Яковлевича были еще выше его поэтического языка. Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище.
Когда настало время Ивану Яковлевичу выйти на путь своего подвига, он, еще будучи учителем, притворился сумасшедшим. Правда, мало кого обманул, так как весь Смоленск знал его как необычного, Божьего человека, с самого детства. Иван Яковлевич стал жить на огороде, в заброшенной бане. Враг рода человеческого начал нападать на него с особой силой, но всего лишь возвел Ивана Яковлевича на необычайно высокий пьедестал даже для юродивого. По злой воле власть имущих упекли его в 1817 году в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: "Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя - у меня забудешь прорицать!"
Впрочем, в конце 20-х годов, благодаря тому, что в Преображенскую больницу назначен был доктор Саблер, Иван Яковлевич переведен в светлое и большое помещение, однако он, ища тесноты, занимал всего лишь уголок большой комнаты. Он устроился у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К Ивану Яковлевичу стала ходить вся Москва. Известность его была столь велика, что его образ оказался запечатлен в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого. Люди задавали самые разные вопросы - духовные и житейские. Ответами своими он постоянно возвращал людей от житейского к духовному:
- Будут ли мне рады в Петербурге?
- Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9-10 праведных спасенных.
- Что ожидает рабу Божию N?
- Мир нетления.
Многим Иван Яковлевич вернул здоровье и самую жизнь, многих наставил на путь покаяния и спасения.
Духовный путь его в доме умалишенных был непрост и основывался прежде всего на добровольной тесноте и отнятии покоя у тела. Поскольку больница брала за вход к Ивану Яковлевичу деньги (благодаря этому больница стала приходить в порядок, стали хорошо кормить больных, закупать все необходимое), к нему приставили человека "Миронку", который весь день носил в ведрах в келью Ивана Яковлевича булыжники и бутылки, а выносил растертые в порошок камни и стекло. Иван Яковлевич целыми днями "сокрушал" специальной палкой чужие грехи, страсти, злые помыслы. С молитвой, не боясь пораниться, перемешивал битые камни и стекло голыми руками. К нему приходило по 60 человек в день. И все находили нужное себе в общении с ним. Не лишен был Иван Яковлевич и юмора, когда встречался с откровенной глупостью, происходившей от слишком большой привязанности человека к суетным земным благам. Прозорливостью он обладал удивительной.
Когда Ивану Яковлевичу предложили выйти из дома умалишенных, он ответил, что "идти никуда не хочет, а тем более в ад". Таково было его полное и окончательное отвержение мира.
Необычайна была и кончина старца. В житиях не приходилось встречаться с подобными случаями. Иван Яковлевич принимал людей до последней минуты и давал духовные советы и наставления. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: "Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!" И испустил дух.
Тело раба Божия Иоанна пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя (Смоленск, Московский Покровский монастырь, где нынче почивают мощи святой блаженной Матроны Московской, Алексеевский монастырь). Но Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича). Не Иван ли Яковлевич сохранил от разрушения знаменитый храм в Черкизове?
Доныне приходят люди на могилку к Ивану Яковлевичу и просят утешения в скорбях, болезнях, вразумления и заступления. На могилке всегда цветы, кто-то кладет мелкие деньги, кто-то оставляет свечи.
Стоишь и чувствуешь себя не в Москве, а на сельском погосте: так проста и безыскусна вся обстановка у могилки знаменитого старца, так тихо и хорошо рядом с ним.
...И у меня тоже на могилке старца произошло маленькое чудо. По пути в храм я делился с женой сомнениями: следует ли мне для укрепления здоровья пить траву расторопшу? И когда, помолившись на могиле блаженного, выходил за ограду храма, услышал, как один нищий у ворот громко сказал другому: "Я расторопшу пью. Помогает".
Слышит нас и теперь Иван Яковлевич. И посылает ответ.

На снимках: Портретное изображение блаженного Ивана Яковлевича Корейши на его могиле; Могила блаженного.

Московский храм Ильи Пророка в Черкизове был возведен в 1690 году. Раньше на этом месте в 1370 году стояла деревянная церковь, которая сгорела.

Основание храма

История церкви связана с историей самого села - Черкизово. Известно, что она была возведена в XIV веке. Село было названо в честь его владельца - царевича Серкиза, который после крещения стал Иваном Серкизовым. Он был выходцем из Золотой Орды. Однако владел своим селом Серкизов недолго, поскольку вскоре продал его своему соплеменнику - Илье Озакову. В истории говорится, что тот был очень набожным человеком. Из уважения к своему небесному покровителю - Илье Пророку, он приказал возвести храм. Так и была построена Илиинская церковь в Черкизове.

Располагалась она на берегу реки Сосенка, в весьма живописном месте. Река Сосенка является правым притоком Хапиловки, ее исток находится в районе Гольянова. Длина ее - 9 километров. В наши дни главная часть русла заключена в трубу. Только благодаря на берегу которого стоит церковь, люди помнят, где река когда-то текла по поверхности. Теперь она течет в коллекторе вдоль восточного берега водоема.

Деревянная церковь. Каменный храм

Каменный храм в Черкизове построен на месте деревянной церкви, когда здесь еще находилось загородное жилище митрополита Алексия. До 1764 года село было собственностью московских митрополитов, через некоторое время церковь стала приходской.

В 1883 году к ней пристроили приделы и трапезную, в 1899 году - шатровую колокольню с тремя ярусами. В убранстве были задействованы иконостасы XIX века, ограда небольшого кладбища - также того времени. На нем находится могила Ивана Яковлевича Корейши - известного московского провидца, местного юродивого и святого (годы жизни: 1783-1861). В то время храм не закрывали, при нем действовала воскресная школа для всех жителей села.

Черкизовская митрополичья и Патриаршая дача

Село очень понравилось митрополиту Алексию - служителю Московскому и всея Руси, а именно: его живописное расположение, окружающие просторы, близость к Москве. В 1360 году он решил приобрести село не только для себя, но и для своих преемников по сану. С того момента Черкизово стало одной из главных усадеб кафедрального московского Чудова монастыря, аббатства с большим и просторным двором, а также хорошо развитым обительским хозяйством.

Для митрополита Алексия храм Ильи Пророка стал местом отдыха и уединения. В нем он мог спокойно оглянуться на свой пройденный жизненный путь, восстановить свои силы, которые пригодились бы ему в будущем, или же просто увидеться с близкими ему людьми. Когда митрополит всея Руси скончался, Черкизово еще долгое время оставалось летней опочивальней московских митрополитов.

Когда было восстановлено Патриаршество, Патриархом всея Руси стал Московский митрополит, Коломенский Святитель и Чудотворец Тихон. Он стал называть дачу Патриаршей.

За всю историю своего существования двор храма многократно перестраивался. С его историей связан святитель и митрополит Иннокентий, по приказу которого была сделана еще одна перестройка в середине XIX века.

В советское время большинство храмов в Москве были полностью уничтожены, но устояла. Во времена Великой Отечественной войны все верующие храма смогли собрать один миллион рублей на возведение самолетов и отправили их Сталину. Он в ответ отправил признательную телеграмму. Почему именно самолетов? Дело в том, что Пророк Илия является защитником авиации.

В середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из всех соседних храмов, которые должны были уничтожить. В то время настоятелем церкви был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Ильинские храмы Москвы

Пророк Илия считается одним из самых уважаемых святых Ветхого Завета. Ему посвящено три храма в Москве: храм на Воронцовом поле, храм Ильи Пророка в Черкизове и В любом из них есть много святых мощей, различных предметов, которые почитают христиане, а также иконы.

Богослужения здесь проходят:

  • будничная литургия - ежедневно с 9:00 и 17:00;
  • в великие праздники и в воскресенье - с 7:00 и 10:00, с 17:00 - вечерняя служба.

При храме открыта воскресная школа.

Несколько слов о Черкизовском кладбище

Равным образом, как и храм Ильи пророка в Черкизове, кладбище имеет свою древнюю историю. Оно является старейшим местом захоронений. Свое название получило от села, рядом с которым оно и было образовано. Находится кладбище недалеко от церкви. Точнее, оно ее окружает. Кладбище является очень древним историческим некрополем. Оно не было разорено в советское время. С 1998 года начали вести архив, в котором указана регистрация всех захоронений, даже родственных. На территории есть место проката сельхозинвентаря для ухода за могилами. Черкизовское кладбище работает ежедневно с 9:00 до 19:00 (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (с октября по апрель). Погребальные обряды производятся с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Храм Илии пророка в Черкизове, его ещё называют храм Воздвижения Креста Господня расположен на возвышенности. Небольшой, неописуемой красоты, с богатейшей историей, он привлекает к себе множество народа. Вот она – улица Большая Черкизовская с шумной дорогой, с кипящей жизнью. Но чуть свернул, поднялся в горку, зашел за ограду и оказался в другом измерении. Вековая тишина, древнейшее в Москве кладбище, благодать…

Кстати, когда-то улица, на которой расположилась обитель, называлась Штатной Горкой. Начиналась она от Большой Черкизовской, в XIX веке проходящей немного южнее, чем сейчас, шла перпендикулярно ей на север, вдоль восточного берега Черкизовского (Архиерейского) пруда. Заканчивалась как раз около церкви. В настоящее время из-за антропогенных изменений рельефа улица исчезла. И числившийся ранее дом 17 (сам храм) по Штатной Горке, теперь значится по Большой Черкизовской улице с тем же номером.

Нужно отметить, что в настоящее время от первоначального строения сохранился лишь двухсветный четверик — престол Воздвижения Креста Господня. Его трёхчастная апсида, боковые приделы — престолы Алексия митрополита Московского и Всея Руси чудотворца и пророка Илии, трапезная и колокольня, образующие симметричную композицию, возводились в несколько этапов — в 1856, 1883 и 1899 годах в формах, имитирующих архитектуру XVII века.

Тогда же первоначальное пятиглавое завершение храма сменила существующая ныне глава на цилиндрическом барабане. Вместо широкого пояса кокошников, проходившего по верху стен, появились штукатурные архивольты; окна второго света получили арочную конфигурацию. Колокольня - 3-ярусная шатровая, выделяется укрупнённой рельефной трактовкой архитектурных деталей. Окна-слухи в основании шатра, угловые пилястры-кубышки и килевидные обрамления проёмов придают колокольне пластичный, почти скульптурный облик.

Перестройки проводили с особой осторожностью

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года.

Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории. Оно было написано от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду.

Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

Первые владельцы села Черкизово

Что интересно, история храма начинается задолго до появления собственно самих стен и крепко связана с историей Золотой Орды. Переведем часы назад, в далекий XIV век.

Именно к тому времени относится первое упоминание о Черкизове. Жил тогда татарский царевич Серкиз-бей. Случилось настоящее чудо, иначе не скажешь. Серкиз добровольно принял крещение с именем Иван. И стал он коломенским воеводой. Так же и его сын Андрей Иванович верой и правдой служил Руси. Был он уже боярином Серкизовым. Владел селом, которое и назвали его именем. Будучи воеводой Переяславского полка погиб в 1380 году на Куликовом поле.

Видимо, местность эта принадлежала Серкизовым недолго. В книге 1895 года москвоведа Петра Синицына «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). И он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, принявшим православие. Являясь набожным человеком именно он выстроил на холме в Черкизове первую деревянную церковь в честь своего небесного покровителя Илии пророка.

Село было отдано по духовному завещанию

Где-то в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту. Среди них упоминается Черкизовское, отданное, в свою очередь, по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году. Таким образом, село становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге Пётр Синицын.

Постройка каменной церкви

В Смутное время польско-литовского нападения на Русь Ильинский храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов. Поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

С 1764 года церковь во имя Святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходской.

Новое время

Первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Миллион на самолет

Хотелось бы упомянуть об очень важном и показательном факте. В годы Великой Отечественной войны прихожане и духовенство храма собрали один миллион рублей на строительство самолета и отправили напрямую верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. В ответ получили от вождя благодарственную телеграмму. Может, и поэтому хоть и собирались несколько раз закрыть приход, службы здесь никогда не прекращались.

Но церковь долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта.

Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,- по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

Историки по сей день решают, так ли это было…

Проснувшись, тотчас приказала сделать для Святителя с священниками драгоценное облачение по тому покрою, как она видела во сне. Когда Св. Алексий вошёл в город, его встретил хан с великою честью, как человека Божия; вводит его в свою палату. Святитель, начав петь молебен, велел зажечь свечу, которую слепил. После молебна окропил царицу святой водой; она тотчас прозрела. Это чудо всех поразило удивлением и исполнило радостью. Тайдула, в память своего исцеления молитвами Святителя Алексия, подарила ему перстень, который хранится в Москве в патриаршей ризнице. Хан, осыпав его дарами, отпустил с миром в Россию.

Насколько этот факт достоверен, насколько приукрашен, судить не нам. Даже ученые историки не один век ведут дискуссии. Прийти к общему знаменателю мешает то, что при пожаре в 1812 году сгорели многие архивы, в том числе летописи тех времен. Но люди верят в чудо, молятся и по вере получают исцеление.

Иван Яковлевич Корейша

Как говорилось выше – кладбище возле Ильинского храма – самое древнее в Москве, и самое маленькое. Поток народа сюда не иссякает. Одной из причин тому- могила знаменитого Ивана Яковлевича Корейши. Это русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице.

После смерти тело старца не могли предать земле в течение пяти дней, поскольку сразу несколько обителей претендовали на право похоронить его у себя. Предлагалось сделать это на родине в Смоленске или в Алексеевском женском монастыре. В дело вмешался некто полковник Заливкин, которому удалось уговорить Филарета разрешить похоронить тело Ивана Яковлевича в селе Черкизове, при этом полковник полностью взял на себя все расходы по захоронению. Причина усердия полковника состояла в том, что ему, бывшему ревностному католику, Корейша трижды являлся в видениях, после чего Заливкин (Заливский) принял православную веру и впоследствии был миропомазан самим митрополитом Филаретом.

Другой весомой причиной решения митрополита была просьба племянницы блаженного - Марии, бывшей замужем за дьяконом храма Ильи Пророка в Черкизове. Гроб с телом покойного юродивого из больницы был вынесен с чёрной лестницы в сопровождении персонала во избежание осложнений со стороны душевнобольных, считавших Корейшу своим благодетелем. Множество экипажей провожало усопшего, несмотря на длинный и грязный путь, большое количество приверженцев блаженного следовали в процессии. Похоронен с правой стороны от центрального входа.

Счастливый храм

У храма Илии пророка есть одна особенность. Историки, журналисты, верующие в своих отзывах нередко употребляют эпитет – счастливый. Так и говорят- счастливый храм. Со счастливой историей. Со счастливой атмосферой. Со счастливыми прихожанами. Да будет так!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения