Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что является объектом изучении географии. Объекты географической науки

Голубчик М. М., Евдокимов С. П.

Г624 География в современном мире: Учебное пособие по кур­су «Введение в географию» / НИИ регионологии. - Саранск, 2000. - 56 с.

I8ВN 588608-065-1

В учебном пособии география рассматривается как наука ес­тественная и общественная, ее единство, положение и роль в со­временном мире, объект, предмет, основные задачи и проблемы.

Для студентов и преподавателей географических факульте­тов университетов и педагогических институтов, учителей гео­графии средних школ.

УДК 911.5/.9 (075.8) ББКД8.

18ВК 588608-065-1 © Голубчик М. М.,

Евдокимов С. П., 2000

© НИИ регионологии, 2000

География в современном мире

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этим курсом вы начинаете изучение географии в университете, знакомство с ее сущностью, познавательными и конструктивными функциями. История географической науки насчитывает несколько тысячелетий. За это время коренным образом изменились ее предмет, задачи и методы исследований. Однако нередко и в современном обществе география до сих пор трактуется как сугубо описательная наука, главная функция которой – справочно-энциклопедическая. Такой взгляд коренным образом противоречит существу нынешней географии. В настоящее время в ней усилились интеграционные тенденции, приведшие к формированию представлений о единстве географической науки и все большему развитию общей (единой, комплексной, нерасчлененной) географии. Эта новая география призвана исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.

География – наука естественная и

Общественная

1. Изменение представлений о географии. Студент, завершающей изучение географии, должен быть готов понять ее сложность и увлекательность. Ее современное содержание значительно отличается от сложившихся представлений о ней, как науке о путешествиях и приключениях. Это вовсе не означает, что надо оставить за порогом жюльверновскую романтику географических странствий. Романтиков в географии достаточно и сейчас, но вот знаний необходимо в сотни раз больше. Факты – это «воздух» ученого, и собирать их стало значительно сложнее, чем раньше.



Фактический материал должен лежать в основе всякой теории. Для географа им служат разнообразные данные о странах и районах, их свойствах, включая знания о размещении объектов. Однако значение фактического материала не следует преувеличивать. Не надо думать, что "хороший географ тот, кто держит в голове возможно большее количество названий стран, гор, рек, городов", писал известный немецкий географ Альфред Геттнер, считая это точкой зрения почтового чиновника.

В то же время сегодня наверняка есть люди, которые полагают, что географам теперь делать нечего. Материки давно описаны, все острова открыты, реки и моря измерены, все нанесено на карты, и «белых пятен» не стало! Все рассортировано по полкам. Приключений и неожиданностей больше нет. Бурная молодость науки сменилась бессильной старостью. Удручающая картина… Но не волнуйтесь! Поле деятельности географии не только не сократилось, но напротив, стало еще более обширным.

В последнее время также нередко приходится слышать недоумение, а то и возмущение представителей некоторых наук по поводу того, что география и географы занимаются не своим делом, когда речь идет о таких проблемах, как экологические, демографические, экономические, социальные и другие. Так ли это? Хотим вас сразу уверить, что дела здесь всем хватит с избытком.

Что же представляет собой географическая наука, каковы ее проблематика, новые задачи, каково ее место в современном мире? Давайте рассмотрим роль географии в создании научной географической картины мира и ее конструктивный вклад в решение важнейших проблем современности . Естественно, что нам удастся нарисовать лишь общую картину.

Если раньше география работала на расширение жизненного пространства, то в настоящее время перед ней стоит обратная задача: обосновать и распространить идею необходимости сотрудничества с природой в пределах ограниченной Ойкумены, обладающей известной емкостью. За пределами этой емкости человечество ожидает экологическая катастрофа. Поэтому и наблюдается сегодня интенсивная экологизация всех направлений географии.

Расширяется сфера общественной географии (география человека, социальная география, геоурбанистика). Заметен существенный взлет интереса к политической географии. Характерно резкое усиление внимания к пространству и времени земного мира. Традиционно география рассматривается как наука, изучающая преимущественно пространственные закономерности. Но если раньше изучалось то, что было видно, фигурально выражаясь, невооруженным взглядом, то теперь географы исследуют пространственные соотношения геосистем, образовавшиеся на поверхности Земли в процессе длительного развития.

Изучение тенденций развития геосистем, интенсивности их изменения под влиянием человека, энергии восстановительных процессов – все это позволяет приблизиться к составлению точного эколого-географического прогноза. Прогноз – это венец географического исследования.

Современную географию характеризует также развитие системного подхода базирующегося на точном анализе взаимосвязей между отдельными компонентами природных, социальных и природно-социальных систем. Представление о целостности географических объектов позволяет глубже проникнуть в их сущность, изучить детали. С помощью моделирования удается установить механизм взаимосвязей в природе и количественно его охарактеризовать. На географических стационарах проводятся натурные эксперименты.

Постепенно география превратилась из науки описательной в науку конструктивную . Конструктивной задачей географии является проектирование территориальных систем, а вершиной подобного проектирования – оптимизация территориальной организации общества.

В итоге за географией остается в качестве главного – изучение пространственной дифференциации территорий (предмет исследования) и их оптимальная организация (основная конструктивная задача). При этом географы не забывают и свои общественные функции, связанные с контролем среды, географической информацией и просвещением.

2. Интегративная роль географии. Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Казалось бы, эти могучие ветви современной географии – естественная физическая и гуманитарная (общественная) экономическая, политическая и социальная география – тянутся в разные стороны, и объединяющее их слово «география» – не больше, чем формальный хлипкий мостик. Так оно и было многие годы: стена между общественными и естественными науками не сразу была разрушена.

Разрушила ее жизнь, сформулировав социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Для решения этой задачи во второй половине ХХ века формируется общая (единая) география (рис 1). Отмечаются процессы гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации географии и глобализации мышления.

Гуманизация означает поворот к человеку как главному объекту, ко всем сферам и циклам его жизнедеятельности, рассмотрение в первую очередь жизни людей.

Социологизация тесно связана с гуманизацией и заключается в повышении внимания к социальным аспектам развития, к географическим аспектам общественной жизни.

Экологизация предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания и условиями воспроизводства жизни.

Экономизация означает более широкое внедрение в практику географических исследований подходов и методов экономичес­ких наук, конкретных расчетов, экономических оценок.

Глобализация мышления обусловлена тем, что конфликты между потребностями людей и их хозяйственной деятельностью с одной стороны, и состоянием природных комплексов – с другой, приобрели глобальные масштабы, а человечество также представляет собой глобальную систему.


Рис. 1. Система географических наук

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях – от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

Выдающийся отечественный географ Н.Н. Колосовский писал, что география не может не стремиться к тако­му развитию, при котором достигалась бы диалектическая целос­тность всей картины жизни природы и людей, подобной классиче­ской географии древних, но на несравненно более высоком уров­не современных научных достижений и накопленного огромного фактического материала. На современном этапе разви­тия география может этого достигнуть через установление взаимосвязей между отдельными географическими дисциплинами и развитием новых дисциплин – "мостов перехода" – на стыках существующих, если это вызывается необ­ходимостью.

Уникальное положение географии определяется также тем, что она – единственный предмет, относящийся одновременно и к естественному, и к гуманитарному циклам учебных дисциплин. Таким образом, школьная география охватывает всю систему «природная среда – общество – человек», что позволяет ей: комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся с тем, как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях; формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Следовательно, география – предмет мировоззренческого характера, формирующий комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей . Это также единственный предмет, знакомящий человека с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у подрастающих поколений гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

2. География и важнейшие проблемы

современности

1. Понятие научной проблемы. В качестве проблемы выдвигается не вся область непознан­ного, не любой предмет, о котором мы желаем знать, а только такой предмет, о котором мы знаем, что при наличных возможностях мы можем что-то реально уз­нать. Эти возможности предопределяются двумя факторами, которые одновре­менно выступают в качестве первопричин постановки пробле­мы.

Во-первых, проблемы возникают при наличии общественных потребностей. История географии представляет этому наглядный пример: а) расшире­ние товарного производства потребовало от географии расширения рынков сбыта и источников сырья в виде открытий новых земель и путей; б) ограничение рын­ков сбыта и развитие индустриального производства – глубокого исследования давно открытых земель; в) сознание исчерпаемости ресурсов и емкости среды вообще в настоящее время ставит перед географией проблемы рационального природопользования в целом и оптималь­ной пространственной организации территории, в частности.

Во-вторых, проблемы возникают в результате развития внутренних законо­мерностей самой науки. Имеется в виду развитие теоретического базиса, индуст­риального оснащения методов, совершенствование средств описания. Все это, конечно, тоже связано с общественным развитием, но связь здесь опосредованная. История гео­графии дает и этому также хороший пример. До конца XIX в. она занималась глав­ным образом описанием отдельных стран и регионов, пре­имущественно вновь открываемых, экзотических, слабоизученных. С конца XIX в. отдаленно ставятся проблемы изучения связей между компонентами природы. И только в последние десятилетия география внутренне созрела для того, чтобы ставить и решать, например, проблемы функциональных связей компонентов ландшафта и обмена веществом и энергией между соседними и отдаленными друг отдруга геосистемами, понимая под последними всякие системы, принадлежащие географической оболочке Земли.

В итоге можно сказать, что постановка проблемы требует наличия общест­венной потребности и достаточной суммы знаний для ее решения. Следовательно, можно согласиться с определением понятия научной проблемы как формы моби­лизации и организации ранее накопленного знания для получения нового знания.

Характерным свойством проблем является то, что проблемная ситуация имеет «взрывной» характер, постоянно обгоняет рост возможностей разрешения проблемы. Это обстоятельство хорошо иллюстрируется легендой о Зеноне Китионском, жившим в Афинах в III – IV вв. до н.э. Легенда гласит, что Зенон, когда досужий прохожий спросил его, по­чему он сомневается во всем, нарисовал два круга разных размеров и объяснил: большой круг – это то, что знаю я, а малый круг – то, что знаешь ты. Все, что на­ходится за пределами кругов – область незнания. Совершенно очевидно, что дли­на соприкосновения моего круга с незнаемым гораздо больше, чем твоего и, есте­ственно, я сомневаюсь больше тебя.

В настоящее время перед географией стоит ряд важнейших проблем, которые носят глобальный характер и общечеловеческую значимость и в решение которых она вносит значительный вклад.

Проблемы, связанные с еще непознанным содержанием объектов, являются характерным элементом любой науки. Поэтому проблема – это не только нечто непознанное, но и некоторое знание о незнании. В исследова­тельской практике постановке проблемы всегда предшествует либо новый факт, не интерпретируемый в прежних теориях, либо научная гипотеза, возникшая на основе теорий, либо задача, выдвинутая практической деятельностью людей, ко­торая опирается на определенное научно-техническое знание. Поэтому упомяну­тая афористическая формулировка проблемы, как знание о незнании, может быть принята. Восточная мудрость гласит: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». Здесь достаточно точно отражается сущность проблемы как знания о незнании - проблему может ставить не всякий, а тот, кто знает, о чем он не знает.

2. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Эти проблемы зачастую называют экологическими и они настолько крупномасштабны, что в разработке их принимают участие специалисты разного профиля: философы, экономисты, юристы, биологи, химики, медики, агрономы, инженеры и др. Не остались безучастными и географы. Но для этого им пришлось пересмотреть некоторые свои позиции. Больше внимания стало уделяться развитию комплексных междисциплинарных направлений научного поиска. Так, в физической географии возникли учения и разделы о развитии антропогенно измененных образований – ландшафтов, форм рельефа, почв и др. Физико-географы стали более активно исследовать проблемы устойчивости природных комплексов к воздействиям человека, их саморегуляции, функционирования и др. В экономической географии развивалось ресурсное направление. Начали выполняться работы по эколого–экономическому районированию и планированию. А в современной географии в целом сформировалась группа природно-общественных наук: геоэкология, медицинская география, мелиоративная география, рекреационная география, учение о геотехнических системах и некоторые другие.

Пример. Усиление внимания к человеку, к "нехозяйственным" сторонам его жизнедеятельности в сочетании с комплексным географическим подходом привели к формированию рекреационной географии (или географии отдыха), занимающейся изучением территориальной организации "индустрии отдыха", включая географию туризма – внутреннего и международного. Важной задачей этой науки является исследование рекреационных ресур­сов, к числу которых относятся природные комплексы и их сос­тавляющие, культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные сооружения.

Мы хорошо знаем, какими быстрыми темпами и чрезвычайно сложными взаимосвязями осуществляется единство природы и человека, как неразрывно связана история земной фауны и флоры, всей ландшафтной оболочки с историей человеческого общества.

Более 260 лет назад В. Н. Татищеву было предложено составить географическое описание России. Он взялся за дело увлеченно и основательно. Приступил к сбору необходимых книг и документов. Но вскоре убедился: толковое землеописание сделать невозможно без хорошего знания истории страны. По этой причине он занялся изучением истории России. И пришел к выводу, что для успеха в этом предприятии требуется постоянно использовать географичес­кие сведения. Татищев так выразил свою мысль о взаимосвязи истории природы и истории человеческого общества: «Где, в каком положении или разстоянии, что учинилось, какие природные препятствия к спо­собности тем действам были, також где какой народ прежде жил и ныне живет, как древние города ныне именуются и куда перенесе­ны, оное география и сочиненные ландкарты нам изъясняют; и тако история или деесказания и летописи без землеописания (географии) совершенного удовольствия к знаниям нам подать не могут». Много лет минуло с той поры, но идея Татищева не устарела. Более того, теперь мы знаем, какими тесными и сложными взаимо­связями осуществляется единство природы и человека, как нераз­рывно связана история природы земной поверхности с историей че­ловеческого общества.

Пример. Начиная с раннеземледельческого периода (около 12 тыс. лет назад) человеческие руки коренным образом меняли лицо Земли: в северном полушарии на больших территориях исчезли леса и на их месте появились пахотные земли или низкорослая растительность. В некоторых странах сельскохозяйственная деятельность приводила к мощной эрозии почвы: так, например, на Восточном Фиджи, где человек появился около 3 тыс. лет назад, за какие-то 150 лет в начале нашей эры эрозия уничтожила как минимум полуметровый слой почвы.

Со второй половины ХХ века проблема взаимосвязи природы и общества становится исключительно актуальной и в теоретическом и, особенно в практическом аспектах. Приобретает все большее значение географический подход к проблеме изучения изменений и перестроек ландшафтов планеты (и даже некоторых геосфер) в результате деятельности человека. Этот подход заключается в пространственно-временном анализе происхождения, структуры, функционирования, динамики и развития природных и социально-экономических (общественных) геосистем. При этом предметная область географии пересекается с предметными областями других наук, участвующих в изучении смежных вопросов.

Анализ понятий, используемых в биологической экологии и географии, указывает на их содержательную близость. Но из сказанного нельзя делать вывод, что экология, разрабатываемая биологами, аналогична экологии, изучаемой географами. Трудно оценить при этом значение экологии человека, которая, опираясь на общие законы взаимоотношения биосферы и человечества, изучает влияние природной и социальной среды, как на отдельных людей, так и на сообщества. Экология человека – это мост между географическими и биологическими аспектами единой крупнейшей проблемы – состояния окружающей (и природной и социальной) среды, воздействующей на человека.

В настоящее время понятие экологии значительно расширилось, Экологическими стали называть все проблемы имеющие отношение к изменению природы, условий обитания человека в конкретных регионах, сохранению окружающей среды, рациональному использованию ее естественных ресурсов.

В то же время сейчас продолжается специализация ученых по разделам наук. А ведь еще полвека назад В.И. Вернадский доказывал, что такой подход ошибочен, особенно когда речь идет о синтезе знаний, относящихся к реальным объектам. Тут, по его мнению, необходима специализация по проблемам, а не по наукам, К сожалению, этого, пока, не наблюдается.

Пример. О том, как важны комплексное решение таких проблем и сотрудничество, взаимопонимание разных специалистов, рас­сказывает следующий случай. Идет совещание по вопросам эколо­гии и охраны природы. В нем участвуют представители разных наук. Физико-географ делает интересный доклад, демонстрирует прекрасные карты природных комплексов, исходя их которых и следует строить систему мероприятий по использо­ванию природных ресурсов и охране природы. В прениях по до­кладу выступает, среди прочих, юрист и заявляет: "А зачем нам, собственно говоря, знать природу: достаточно знать и вы­полнять законы об охране природы!" Можно себе представить, какую "пользу" охране природы принесет такой "специалист"…

Острые экологические проблемы все чаще трактуются как чисто технические: утилизация отходов, ресурсосбережение, очистка вод, замкнутые циклы и пр. Слов нет, влияние на природу современной технологической революции трудно переоценить. Но при этом сплошь и рядом отодвигается на второй план другая, не менее важная сторона дела. Где и как применить эту замечательную технологию, чтобы она дала максимум пользы.

Мы принимаем как данность, что ныне практически вся природа преобразована деятельностью человека. Она стала «вторичной», и по закону установленному В.И. Вернадским, ее состояние во все большей мере зависит от действий общества. Если эти действия не будут разумно регламентироваться, окружающая среда раньше или позже необратимо деградирует, и человечество погибнет вместе с ней. Следовательно, альтернатива такова: либо «вторичная» природа, в которой мы живем, будет приобретать все больше признаков разумной организации (превращаться в ноосферу, «сферу разума» В.И. Вернадского), либо нас ждет экологическая катастрофа.

Пример. Сегодня население планеты удваивается каждые 30-40 лет (в раннеземледельческий и раннеурбанистический периоды это происходило раз в 1500 лет). В масштабах планеты объем энергии, используемой на нужды общества, удваивается в 2 раза быстрее, чем население. Во многих районах мира наблюдается нарушение природных циклов.

Теперь остается выяснить, что же следует считать разумной организацией . С точки зрения географии, это, прежде всего правильное использование пространственных ресурсов, которые сейчас важнее, чем привычные для нас ресурсы натурально-вещественные. Эти последние можно, так или иначе заменить или компенсировать их утрату, а территория – ресурс исчерпаемый, невозобновимый и незаменимый. То, что ее у нас, в России, больше, чем у кого-либо в мире, не должно вводить в заблуждение, хотя бы потому, что ее качество часто оставляет желать лучшего.

Вопросы рационального природопользования, оптимального размещения промышленного производства, сельского хозяйства, населения и в связи с этим анализ и прогнозирование развития природно-технических геосистем выдвигаются на первый план. Именно этот круг проблем принадлежит современной географической науке, которая исследует такое привычное и в то же время загадочное свойство нашего земного мира, как его пространственная организованность.

Проблема природных ресурсов теснейшим образом связана с предшествующей. Одним из направлений изучения взаимодействия природы и общества и отражения его на территориальной организации жизни общества является география природных (естественных) ресурсов (географическое ресурсоведение) – общественная географическая наука, часть социально-экономической географии, изучающая размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования.

Центральное понятие этой науки – природные (естественные) ресурсы . Единственным источником всех требуемых для общественного производства веществ и энергии, условием существования и хозяйственной деятельности людей служит географическая оболочка Земли. Она «обеспечивает» необходимые человечеству природные блага, представляющие собой совокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, которые используются в настоящее время или могут быть использованы в обозримомбудущем.

Современная индустрия, в особенности такие отрасли, как химический синтез, выплавка легких металлов, отличается повышенной потребностью в энергии, воде и сырье. В нее вовлекаются почти все химические элементы, существующие на Земле. Перед человечеством встал вопрос: надолго ли хватит ему необходимых природных ресурсов? (рис 2).

3. География и демографические проблемы. Географические науки играют важную роль в исследовании демогра­фического развития человеческого общества, так как это развитие имеет большие, иногда очень глубокие пространственные различия и самые разнообразные проявления на локальном (местном), региональ­ном и глобальном уровнях.

Демографические проблемы (чаще их обобщают в единственном числе – «демографическая проблема человечества»), которые переживает мир, многочисленны. Но главная из них – большой рост численности мирового населения, сопровождающийся обострением противоречий между массой глобального населения и ограниченными природными ресурсами, с помощью которых можно обеспечить жизнь человеческого общества, повысить ее качество и ликвидировать массовую нищету. Этот разрыв между численностью населения и ресурсами является тем более опасным, что большинство прироста населения сконцентриро­вано в странах с низким уровнем

Рис. 2. Множество глобусов, множество маленьких

планет Земля

Здесь, при желании, можно увидеть возможность разных состояний нашей планеты. А какое из них осуществится – это зависит от усилий человечества, от того, насколько ясно и глубоко оно осознает меру своей ответственности за судьбу биосферы. Глобус можно сделать новый. Другое дело – Земля. Ее не повторишь, не изготовишь заново. Ее нужно очень беречь.

доходов, с отсталым хозяйством, в регионах, которые находятся в неблагоприятном положении с точки зре­ния состояния окружающей среды.

Пример. Как известно, в октябре 1999 г. численность мирового населе­ния достигла 6 млрд. человек. Факт этот замечателен не только сам по себе. Его считают одной из основополагающих точек в истории развития земной цивилизации. Дело в том, что 6 миллиардов - это ровно половина предельной численности гомо сапиенс как биологического вида. 12 миллиардов людей – это максимальный популяционный потенциал че­ловека разумного. "Из всех глобальных проблем, несомненно, основ­ной представляется рост населения нашей планеты, – пишет извест­ный российский ученый С.П. Капица в своей книге "Сколько людей жи­ло, живет и будет жить на Земле". Остальные вопросы – состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии – возникают в связи с увеличением числа людей на планете".

Пример. В течение последних 30 лет среднегодовые темпы прироста Мирового населения снизились – с 2,4 до 1,3 % , однако, оно по-прежне­му увеличивается – на 78 млн. человек в год. И в подавляю­щем большинстве – это прирост населения развивающихся стран. В то же время из 4,8 млрд. человек, проживающих в этих странах, почти три пятых не охвачены основными санитарными услугами. Почти треть населения не имеет доступа к чистой воде. Четверть населения не имеет соответствующего жилья, а одна пятая часть не имеет доступа к со­временным медицинским услугам.

Таким образом, актуальной задачей является выявление географи­ческих особенностей демографического развития в странах с разным уровнем социально-экономического развития, так как только на проч­ной научной основе можно (и нужно!) разрабатывать разумную демо­графическую политику в той иди иной стране.

Другим важным направлением исследований стал анализ перемещения населения, его механического движения, миграционных потоков – из сель­ской местности в города, между странами. Миграция – весьма сущест­венный фактор развития международных отношений, изменения состава населения, особенно развитых стран, принимающих многочисленных пе­реселенцев из развивающихся государств.

Одной из быстро развивающихся ветвей географии населения является геоурбанистика, география городов. Ей приходится решать (вместе с представителями ряда других наук) такие сложные проблемы, как ограничение роста крупных городов, развитие малых городов и по­вышение их роли в развитии сельской местности, экологическое состо­яние городов (это уже новое направление исследований – урбоэкология) и многие другие.

Пример. Доля глобального населения, живущего в городах, увеличилась с одной трети в 1960 г. до 47 % (2,8 млрд. чел.) в 1999 г. Ожидает­ся, что в 2030 г. почти 5 млрд. чел» (61 % от 8,1 млрд. населения мира) будут жить в городах.

В отечественной географии возникла и развивается концепция единой системы расселения, как часть проблемы совершенствования территориальной орга­низации жизни общества. Эта концепция рассматривает городское и сель­ское население в тесной взаимосвязи – с целью разработки мер для ре­гулирования системы производства и расселения, выравнивания органи­зации и условий труда, уровня жизни и обслуживания населения.

О важности географических исследований проблем народона­селения свидетельствует и тот факт, что географы принимали участие в разработке Генеральной схемы расселения на территории. Российской Федерации, которая была одобрена Правительством РФ в 1994 году. Этот документ, имеющий важное практическое, государственное значение, дает представление о специфике жизненного пространства России, об особен­ностях и устойчивых тенденциях в расселении, определяющих качество среды обитания населения, о необходимости комплексного подхода к исполь­зовании этой среды.

4. География и проблемы региональных исследований. Поскольку все реальные объекты и процессы имеют прост­ранственные характеристики, постольку почти все науки, так или иначе, рассматривают пространственный аспект своих объек­тов. В некоторых науках ведутся глубокие исследования сущнос­ти специфического пространства – физического, геологического, биологического. Однако с чисто земными пространствами, кото­рые часто называют регионами, имеет дело более ограниченный круг общественных и естественных наук. С региональными проблемами часто сталкивается и практическая сфера человеческой деятель­ности – планирование, распределение, обслуживание и др. Региональный подход традиционно лучше всего развит в географической науке. Именно здесь разработаны сравнительно-пространственный метод и метод районирования самых различных явлений, имеющих место на зем­ной поверхности. Отсюда, видимо, проистекает замена понятия регионального анализа понятием географического анализа.

В наше время географическая наука, обслуживающая практические требования разных отраслей хозяйства и культурные запросы человечества, превратилась в разветвленную систему наук, структура которой непрерывно усложняется. Но в географическую науку с самого начала ее зарождения наряду с сильными тенденциями к специализации и дифференциации научных знаний был заложен и крупный потенциал к сохранению единства (целостности). Одним из основных принципов, на которых основываются географические знания, является принцип регионализма . Он заключается в том, что исходным объектом географического изучения и описания служит конкретная территория (регион), для которой характерны определенный комплекс природных феноменов, население и созданное им хозяйство.

Не касаясь сейчас сложной проблемы генетических (причинно-следственных) связей между группами природных, социальных и экономических явлений, нужно сказать, что все они включались в полное географическое изучение и описание. Взятые же в совокупности, они представляли собой определенное региональное (пространственное) единство. Именно оно, прежде всего, заставляло географов исследовать их как региональную (территориальную) систему. Отсюда рождалось то первостепенное внимание, которое всегда уделялось в географии проблемам комплексного (т. е. целостного) географического разделения (районирования) территории, методам изучения и характеристики всей системы природных, экономических и социальных явлений, свойственных тем или иным регионам, для практического использования таких научных материалов.

Своеобразие географической науки состоит в том, что «пространство» выступает и как предмет ее изучения, и как одна из основных методологических категорий. С помощью понятия «пространство» география строит свой предмет и формулирует метод ее исследования.

Регионы и районы изучает регионалистика – совокупность дисциплин и направлений, методологических подходов и методических приемов, объект исследования которых регион или район. К ним относятся: 1) теория районирования, 2) районистика, как совокупность методов идентификации (определения таксонов, их ядер), делимитации (оконтуривание, проведение гра­ниц между смежными таксонами), построение иерархических сеток районов и их преобразований, 3) регионология (районология, регионика) исследующая закономерности функционирования и раз­вития конкретных регионов (районов), 4) районоведение как часть страноведения, описывающая районы конкретной страны, 5) в смежных с географией науках - региональная экономика, региональная социология, региональная демография и др.

Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития привело к возникновению особого направления во внутренней политике государств, а именно – региональной политики, что способствовало расширению теоретических исследований в области размещения производства и регионального развития.

Наибольший интерес представляет разработка региональных концепций развития . Эти концепции необходимы для ком­плексного решении ряда задач. Среди них такие, как оптимизация соотношения между темпами регионального развития и выравниванием уровней развития отдельных районов, селективная дисперсия производства и населе­ния, создание новых эффективных производственных ком­плексов, решение вопроса регионального развития за счет собственных внутренних ресурсов и резервов регио­на. Одновременно возникают вопросы охраны окружаю­щей среды и регионального прогнозирования.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГЕОГРАФИИ 1 глава

География по-гречески означает «описание Земли». Это на­ука, отвечающая на вопросы: ЧТО И ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК РАЗМЕЩАЕТСЯ, ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК, КАК ЭТО РАЗ­МЕЩЕНИЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ?

География - комплекс научных дисциплин, изучающих особен­ности размещения объектов природы и общества на земной поверх­ности.

Цель географии - раскрыть единую географическую картину целостности мира как составной части ноосферы Земли (сферы " разума, по В.И. Вернадскому). Она достигается благодаря комп­лексному анализу взаимосвязи природы, человека и его деятель­ности.

Главные отличия географии от других наук;~изучаемые явле­ния и процессы природы и человеческого общества рассматри­ваются как сложные пространственные структуры, jcccho взаи­мосвязанные в своем развитии с территорией;-пространственное (географическое) мышление опирается на использование и ана­лиз географической карты;, главное внимание уделяется поис­ку территориальных различий изучаемых явлений и процессов; в основе географии лежит комплексный (системный) анализ вза­имодействия природных, общественных и культурных явлений на одной территории.

1.1. Объект и предмет изучения географии

Объектом изучения географии является, поверхность- З.е.мли во всем ее разнообразии, которую иногда называют географиче­ской оболочкой. Последняя включает в себя территорию, при­роду (географическую среду) и человеческое общество. Природа состоит из отдельных компонентов (сфер): литосферы (твердой поверхности Земли), гидросферы (водной оболочки Земли), ат­мосферы (воздушной оболочки), почвенного покрова, биосферы (области распространения жизни на Земле). Человеческое обще-/ ство включает в себя людей (население), их деятельность (хозяй­ство), культуру, социальную и политическую жизнь.

Основной предмет изучения географии- пространственная структура географической оболочки и пространственные про­цессы взаимодействия природы^ человека и его деятельности на земной поверхности. -

На становление географии как науки большое влияние оказа­ли смежные научные Дисциплины. Как наука мировоззренческая она тесно связана с философией; как наука природоведческая она использует знания, полученные в физике, химэд| биолощи, геологии; и поскольку география занимается ещё" [территориальных различий в пространственной организации об- Дцества, она гёсно"связана с экономикой, сопио югпси," ie\mi paf фией,этнографией и другими гуманитарными науками.

География^"наука" древняя. Первые географические зна­ния сформировались в древности, когда люди начали постигать особенности и свойства тех"земных ландшафтов, в которых они проживали. Позже эти знания стали" обогащаться благодаря пу­тешествия;^, открытию новых земель и"новых народов, изучению особенностей их существования, культуры, способов ведения хозяйства. И. В. Зорид в свдс$ книге,«Феноменология путешест­вий» писал, что дГ."о^сутствие письменности делало путешествие практически единственным способом коммуникаций», путешест­венник нее «с собой в мир культуру своего этноса». Постепенно знания расширялись, росли сведения о пространственном раз­нообразий форм жизни, культуры разных народов. Если первые географические сведения распространялись устно (через мифы, саги, былины, сказания), то позже появились сведения рукопис­ные и печатные.

Со временем одним из способов сохранения и передачи ин­формации стали географические карты, атласы и глобусы. Древ­нейшие географические карты и планы датируются IV-III ты­сячелетиями до н.э. и составлены в Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Китае.

В античное время Аристотель ввел представление о шаро­образности Земли. Эратосфен определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «мериди­аны», ввел термин «География». В этот же период Поседоний вЭдШшл 13 поясов широтной зональности, а родоначальник страноведения Страбон в 17 томах описал разные территории ЗёИй. Птолемей в «Руководстве по географии» заложил осно­вы для картографического построения и изучения Земли (Дья­конов, 2005).

Эпоха Великих географических открытий (середина XV - середина" XVfl вв.) расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности Земли и о единстве

Мирового океана. География выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знаний. В этот период голландский кар­тограф Меркатор составил карту мира, где были показаны реаль­ные очертания материков и береговых линий/.

В 1722 г.:в России.был создан первый рукописный атлас «Боль­шого Чертежа всему государству Московскому». В Сибири и на Дальнем Востоке совершали свои экспедиции В.И. Беринг, Кра­шенинников, Хабаров, Атласов, и многие другие. Материалы этих экспедиций позволили уточнить границы Российского государс­тва, создать серию топографических карт сибирских территорий. В XVIII-XIX вв. состоялись экспедиции по изучению побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки.

На рубеже XVIII-XIX веков И. Кант, классифицируя все на­уки, отнес математику и физику к сущностным, предметным на­укам; историю - к временным, хронологическим наукам, а гео­графию - к пространственно-хронологическим наукам. Согласно. И. Канту, предметом изучения географии стал анализ размещения объектов в пространстве-времени, а также законов и закономер­ностей их размещения.

Важную роль географическая наука того времени уделяла климату. HI.JI. Монтескьё писал о его роли в развитии общества: «.. .власть клима|аесть первейшмвл^тъв,мире>>.

В XVIII в. Александр фон Гумбольдт вывел взаимосвязь между живой и неживой, природой и определил в качестве главной за­дачи географий? изучение взаимосвязи земных явлений. В XIX в. география перестала быть целостной наукой и распалась на эко­номическую и физическую географию, а затем и они разделились на отдельные ветви знаний. В то же время В.В. Докучаев выдви­нул идею создания ландшафтоведения - единой интегральной географическОй"науки, которая должна синтезировать частные знания по отдельным природным компонентам в единое знание о ландшафте." 1

В XX в. в географии возникли новые направления исследо­ваний и методологические подходы. Прежде всего усилился ин­терес к человеку, всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Возникло новое мировоззрение, утверждающее ценности обще­человеческого, общекультурного достояния и рассматривающее I! первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. Так появились школа «географии человека» во Франции, регио­нальное планирование и геополитика в Германии. После Второй мировой войны стали изучаться 1 географические особенности пространственного поведеНия|Йейовека через его личное воспри­ятие мира.

Рост промышленного производства в мире, обусловивший ухудшение качества природной среды, привел к необходимо­сти изучения ее состояния. Так возникла новая отрасль знания - экология. Большой вклад в ее развитие внесла география, которая предложила свои знания о ландшафтном устройстве земной обо­лочки и причинно-следственных связях взаимодействия ее ком­понентов.

В СССР в послевоенные годы сформировались такиеотрасли географии, как география населения, позже - география культу­ры, политическая география, социальная география. В 1970-х гг. зародилось новое направление в географии - рекреационная география, предметом которой стало изучение деятельности человека в свободное от работы время. Ее теорию разработал B.C. Преображенский и его коллеги. Именно география зало­жила основы первых исследований в области туризма и рекре­ации.

Развиваясь в контакте с другими естественными и гуманитар­ными науками, география активно использует методологию и ме­тоды смежных наук: исторический, системный и другие подходы, математические и статистические методы, и в свою очередь обо­гащает своей теорией и методологией смежные Науки, в частно­сти экологию, демографию, региональную экономику, районную планировку, экономику и менеджмент туризма.

1.2. Задачи географии

Перед географией стоит целый ряд задач, которые она реша­ет как научная дисциплина: 1) выявление особенностей распо­ложения различных объектов природы и человеческого обще­ства; 2) выявление законов и закономерностей их размещения; 3) изучение пространственных закономерностей взаимодей­ствия человека и его деятельности с природной средой; 4) рай­онирование и зонирование территории по разным признакам; 5) типология территорий - регионов, ландшафтов, городов и др.

Выявление особенностей местоположения различных объектов природы и общества связано с географическим описанием мира, например, с описанием местоположения материков, крупнейших горных систем или пустынь земного шара, размещения населе­ния, городов, промышленности, туризма и т.д.

Выявление законов и закономерностей размещения объектов природы и общества вскрывает причины, обусловливающие по­ложение этих объектов на конкретной территории, например, причины появления горных систем или пустынь в данном месте, тех или иных городов, зон и центров туризма.

Изучение взаимодействия человека и видов его деятельности с природной средой дает возможность понять масштабы взаимо­влияния - насколько природа влияет на жизнедеятельность чело­века, и какова степень ее изменения в результате хозяйственной деятельности, возможно ли сохранение природных ландшафтов при устойчивом развитии человеческого общества. Мы живем в эпоху обострения экологического кризиса, когда происходит глобальное преобразование природной среды, приводящее к планетарным изменениям (например, глобальному потеплению климата, вызванному деятельностью человека). Поэтому одной из задач географии становится изучение устойчивого развития общества и природной среды, сохранения биологического и ланд­шафтного разнообразия на Земле.

Районирование - разделение территории на части (районы или регионы) по определенным признакам (особенностям): природным, социальным, культурным или экономическим, отличающим их от соседних территорий, но имеющим между собой сходные черты. Районы могут иметь общие черты либо, наоборот, сильно отличаться друг от друга. Районирование тер­ритории позволяет понять территориальное разнообразие при­родных, культурных и социально-культурных явлений. В про­цессе районирования территории выделяют либо однородные, либо узловые районы. При зонировании территории выделяют участки с преобладанием какого-либо одного признака, причем зоны обычно имеют линейный, полосный или концентриче­ский вид. Выделяют также зоны тяготения (участки террито­рии, которые тесно связаны с каким-либо городом или эконо­мическим центром), природными зонами или климатическими поясами.

Типология территорий, регионов, ландшафтов и городов - одна из самых главных задач географии. Типология - выделение раз­личных типов явлений и процессов одновременно по разным ос­нованиям (признакам). Она отличается от классификации 1*1 раз­деления объектов и явлений природы и человеческого общества по какому-то одному основанию (признаку). Типизация геогра­фических объектов является главной особенностью географии, которая отличает ее от других наук, поскольку благодаря выявле­нию специфических типов объектов географ познает все разно­образие изучаемых им объектов и явлений природы и человечес­кого общества.

* 1.3. Структура географической науки

^ География делится,на две главные ветви - физическую и со­циально-экономическую, которые в свою очередь.подразделяют- ся на научные, подотрасли. Представить это мржно в виде схемы (рис. 1). Физическую географию по специфике изучаемых ею от­дельных KQM^diteHTOB. природы делят на геоморфологию (науку о рельефе), климатологию (науку о климате), биогеографию (на­уку о ^закономерностях размещения разных видов растительнос­ти и животного с мира}, географию почв (науку"о, географическом распространении,разных типов почвы), .гляциологию (науку о ледниках), океанологию (науку о Мировом океане)^ гидрологию суши (науку, о.водах суши) и другие. Отраслью, синтезирующей знания обо всех-компонентах природы, является ландшафтове- дение. В каждой-из отраслей, физической географии важную роль играет экология - наука об окружающей рреде.

Социально-экономическая география делится на политичес­кую географию, географию населения, географию городов, социальную, географиюд-географиюцхрзяйства (промышлен­ности и сельского.хозяйства), географию транспорта, геогра­фию сферы услуг (в т.ч. рекреационную географию, или геогра­фию туризма),--географию культуры, историческую географию и другие.

Физическая и социально-экономическая география имеют различные объекты исследования (природу и человеческое обще­ство). Одна изучает устройство и пространственную организацию природных комплексов, другая - пространственную организа­цию жизни и деятельности людей. Однако природа и человечес­кое общество не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно взаимодействуют, воздействуют друг на друга. Социально-эконо­мическая география не может существовать в отрыве от физичес­кой географии, потому что человеческое общество живет, и разви­вается, используя природу как свою географическую среду и как ресурсную базу для человеческой деятельности.

Поэтому, изучая природу, территориальное размещение де­ятельности человека и самих людей, физическая и социально- экономическая географии взаимодействуют между собой, до­полняя друг друга. На их стыке появляются новые направления географических исследований. Например, рекреационная гео­графия изучает как социально-экономические явления (рекреа­ционную деятельность отдыхающих, формирование туристской отрасли хозяйства), так и природные объекты (природные ресур­сы и климат).

Рис. 1. Структура географии

Люди сами являются компонентами природы и испытывают влияние законов природы. В тоже время человеческое общество оказывает сильное воздействие на природу, причем это влияние зависит от уровня развития человечества.

Воздействие природы на общество велико, оно нередко оп­ределяет развитие общественной жизни. И природа, и общество развиваются по своим собственным законам, хотя человек явля­ется не только общественным существом, но и частью природы. Природа, окружающая человеческое общество и испытывающая воздействие последнего, образует географическую среду челове-



ческого общества. От природных условий зависит образ жизни населения и тип ведения хозяйства. Таким образом, география изучает три взаимосвязанных блока (триаду): «природа - населе­ние - хозяйство». Изучение взаимодействия природы, общества и хозяйства лежит в основе географии.

Менеджеры туризма изучают географию как базовую науку, поскольку она дает представления о природно-климатических, демографических, социально-экономических особенностях того или иного региона, формирующих его туристский потенциал и характер туристской деятельности. Знания о пространственном размещении природных ресурсов, людей и хозяйства, о тенден­циях его развития необходимы для регионального планирования развития туризма, планирования развития объектов туристской индустрии, инвестиций в туристскую отрасль. Область примене­ния географических знаний в туризме показана на рис. 2.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Карта -"основное средство познания в географии. Как модель действительности она обладает большой информативностью, об­зорностью, наглядность^., Это делает ее важнейшим средством изучения объектов и явлений"в разных областях знаний о Земле и обществе. Туризм тесно связан с картой и в большинстве случа­ев немыслим без нее.

2.1 ; . Карта и план местности

Карта - уменьшенное, обобщенное изображение поверхно­сти Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости, построенное по Определенному математическому закону в систе­ме условных обозначений. Математическая основа картй"включа­ет масштаб й картографическую проекцию, который "Определяют степень yivieiи.шбния величины объектов на карте, их правильное географичёское^псйожение, а также характер и степень искаже­ний, неизбежных при изображении шара на плоскости (Геогра­фический энциклопедический словарь, 1960).

План местности ^удйЬвно-зйаковый чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе (1:5000 и крупнее), пост­роенный без учета кривизны земной поверхности. Масштаб пла­на постоянен во всех точках.

Для определения положения географических объектов на зем­ной поверхности используется градусная сеть- система мери­дианов (долгот) и параллелей (широт). При суточном вращении Земли сохраняются две неподвижные точки - полюса, которые служат точками отсчета.

На плане изображаются небольшие участки земной поверх­ности. Он составляется непосредственно на местности. На карте изображают большие территории. При этом используют разнооб­разную информацию в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки.

На план обычно наносят все объекты и детали конкретной местности. На карту в зависимости от их содержания и назначе­ния наносят самые разные объекты, явления или показатели.

При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неиз­бежно искажение изображения объектов. При этом объекты, по­каз которых необходим, но не проходит в масштабе карты, изоб­ражаются внемасштабными знаками.

На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть ме­ридианы (долготы) и параллели (широты). На планах направле­ние на север показывают стрелкой с обозначением «север - юг». На картах направление «север- юг» определяют меридианы, а направление «запад - восток» - параллели.

2.2. Масштаб карты.

Измерения расстояний по планам и картам

Для измерения расстояний по планам и картам надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень умень­шения длины линии на плане или карте по сравнению с действи­тельным расстоянием на местности. Масштабы бывают числен­ные, именованные, графические (линейные).

Численный масштаб выражается дробью, где вчислителе - еди­ница, а в знаменателе - число т, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности, то есть степени уменьшения данных. Числитель и знаменатель обычно даются в одинаковых единицах измерения - сантимет­рах; на английских и американских картах - в дюймах. Чем боль­ше знаменатель, тем меньше (мельче) изображение объектов на карте.

Если масштаб сопровождают пояснением, указывающим со­отношение длин линий на карте и на местности, то это именован­ный масштаб. Его указывают на всех картах.


Часто масштаб рисуют в форме графика внизу карты в виде прямой линии, разделенной на сантиметры. Такой масштаб на­зывается линейным. Справа от нуля подписано истинное рассто­яние на местности, равное одному, двум, или нескольким ве­личинам масштаба. Например, масштаб 1: 10 ООО ООО означает, что 1 см на карте соответствует 100 км (х) на местности. Для того чтобы проще воспринять величину масштаба, необходимо в пра­вой части дроби у числа, состоящего из большого числа нулей, отбросить 5 нулей, получив соотношение 1 см = х км. Зная это соотношение, легко подсчитать расстояние на карте, измерив его линейкой или циркулем и умножив на х. Конечно, при этом не­избежны погрешности, которые зависят от масштаба и проекции карты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее результат изме­рений. Масштаб мелкомасштабных карт обширных территорий непостоянен в разных частях карты, поэтому следует учитывать, что указанный на них масштаб относится к определенным лини­ям или точкам, а не ко всему полю карты. Принятый на топогра­фических картах России масштабный ряд показан в табл. 1.

Таблица 1

2.3. Виды карт. Условные обозначения

Современные географические карты весьма разнообразны. Они подразделяются по содержанию, назначению; охвату терри­торий:

Но содержанию карты бывают общегеографическими и тема­тическими." Н&* общегеографических картах изображают рельеф, реки, озера^ а также^нйселенные пункты, дороги и т.д. Ни один из объектов " нанесенных на карту, не выделяется особо среди дру­гих. Тематические карты передают с большой подробностью один или несколько определенных элементов в зависимости от темы карты. Среди них выделяются физико-географические карты и со­циально-экономические.

При анализе размещения и развития туризма и рекреации используются тематические физико-географические и социаль­но-экономические карты, а также составляются специальные карты туризма. Геоморфологические карты дают информацию о рельефе, климатические - о климате и погодных условиях, биогеографические - об ареалах распространения отдельных растительных сообществ и видах животных, карты населения - о численности населения в городах и сельской местности, плот­ности населения и так далее. Такие карты помогают выделить участки земли, наиболее или наименее благоприятные для от­дыха. Кроме того, специалистами используются синтетические карты, дающие представление сразу о нескольких характеристи­ках территории, например, карты промышленных зон и загряз­нения воздушного и водного бассейнов выбросами в атмосферу и сточными водами. Или, например, составляются оценочные карты с выделением территорий, наиболее или наименее благо­приятных для отдыха или какого-либо вида туризма, когда в од­ну оценку входят разные показатели. При составлении районных планировок курортных зон и местностей часто используются синтетические оценочные карты рекреационных ресурсов. Есть карты, созданные на основе математических моделей, напри­мер, карты частоты схода лавин или землетрясений; динамики разрушения берегов и многие другие. Все эти виды карт в целом помогают менеджерам туризма получить более полное представ­ление об особенностях природы, населения, хозяйства террито­рии, характере и специализации туризма в этом районе. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаи­мозависимости, как в природе, так и в обществе, а также между природными и социально-экономическими объектами, распо­ложенными на одной территории.

По величине масштаба карты делятся на крупномасштабные (изображают небольшие участки земной поверхности крупным планом), среднемасштабные и мелкомасштабные (показывают обширные участки земной поверхности мелким планом). Планы местности имеют масштаб 1: 5000 и крупнее. Крупномасштаб­ные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее передают основные особенности территории. Их создают по результатам обработки аэрофотоснимков и путем непосредственных наблюдений и из­мерений на местности. Искажения на топографических картах весьма незначительны. Среднемасштабные- обзорно-топогра- фические карты масштаба 1: 200 000 - 1 000 000 включительно создают по крупномасштабным картам путем генерализации, т.е. отбора и обобщения объектов в соответствии с назначени­ем карты. Мелкомасштабные - обзорные карты масштаба мельче 1:1000 000 предназначены для изучения больших территорий.

По назначению различают карты учебные, справочные, турист­ские и др. По охвату территории создают карты мира, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей.

В настоящее время с помощью компьютерных технологий со­здаются интерактивные карты. По сути, они напоминают много­слойный пирог, когда на одну картографическую основу нано­сится послойно различная информация о территории. Эти карты можно увеличивать или уменьшать в масштабе, в них можно до­бавлять нужную или убирать ненужную информацию, считывать необходимые данные, одновременно производя расчеты или ри­суя графики. С помощью таких карт осуществляется управление территориями, оценивается качество рекреационных ресурсов и разрабатывается их кадастр, прокладываются новые туристские маршруты и т.д. В прикладных информационных исследованиях эти технологии обобщены в единое научное направление «геоин­форматика». Фактически все географические карты сейчас про­изводят с помощью геоинформационных компьютерных техно­логий.

Для изображения географических объектов на картах приме­няют специальные условные знаки, объяснения которых даются в легенде карты. Легенда Ш ключ к пониманию и чтению карты, поэтому изучение карты необходимо начинать с легенды.

Условные знаки бывают площадными (контурными), ли­нейными и внемасштабными, пояснительными. К площадным (контурным) знакам относят контур леса, озера, городского квартала, ареал распространения растений и животных, террито­рия государства и др.; к линейным - реки, дороги, каналы и т.д. Особую категорию линейных знаков на географических картах составляют изолинии, определяющие высоту над уровнем моря. Цифровые значения горизонталей дают через определенные ин­тервалы. Кроме того, на картах ставят то^ШШ® водоразделах и у урезов воды рек и озер, где подписывающих абсолютные вы­соты. Направление склонов отмечают короткими ^черточками - бергштрихами, проставляемыми перпендикулярно горизонтали и направленными в сторону понижения/склонов.; Разность высот двух соседних горизонталей называют высотой сечения рельефа. Зная эту величину, по числу горизонталей можно вычислить как абсолютную, так и относительную высоту местности. Абсолют­ная высота местности - высота над уровнем мОря; относительная высота - превышение одной точки над другойУВнемасштабными знаками отмечаются объекты, которые не могут быт» выражены в масштабе карты (источник, церковь, памятник, пещера, горная вершина, вулкан). Пояснителъные"щг&ки -т-. это цифры и надписи на карте..

Все условные знаки на топографической карте объединены в следующие группы: отдельные местные предметы; дорожная сеть; гидрография (реки, озера) и сооружения при ней; почвенно- растительный покров; рельеф.

Для определения крутизны склонов на карте измеряют зало­жение (расстояние между двумяасмежными изолиниями).

На топографических картах принято, что заложению в 1 мм соот­ветствует крутизна склона 10 градусов. Вычисляют также высоту сечения h (разность между двумя высотами). Затем по формуле: tg = h /d определяется крутизна склона.

2.4. Использование карт в туризме

В туризме наиболее часто используются: туристские карты и картосхемы. В экскурсионных поездках обычно пользуются мелкомасштабными картами, дающими представления о боль­ших территориях и отдельных регионах, а в походах и путеше­ствиях- крупномасштабными топографическими картами, как правило, масштаба 1: 200 ООО или 1: 100 000 («двухсотки» и «со­тки»), а также специальными спортивными и туристскими, кар­тосхемами. На таких картах показаны населенные пункты, реки, озера, транспортные пути и дороги, специальные объекты туриз­ма. В настоящее время публикуется большое число туристских карт, атласов, картосхем для разных регионов мира - от мировых карт до туристских карт отдельных местностей.

Особенно важны туристские картосхемы. Картосхемы в от­личие от карт не имеют строгого соответствия топографической основе. Здесь может быть искажена проекция, условно показаны объекты, использованы внемасштабные знаки. Туристские кар­тосхемы выпускаются для отдельных, интересных в туристском отношении районов, на которых нанесены объекты культурно- исторического наследия, объекты рекреационной сети (сана­тории, дома отдыха, учреждения спортивного туризма, детские учреждения отдыха), а также объекты транспортной инфраструк­туры (железные дороги^ автомагистрали, аэропорты, морские и речные порты) .

При анализе размещения туризма составляются специальные карты туризма. На них в отличие от туристских карт и картосхем изображаются не только главные объекты туризма (природные, историко-культурные, этнографические), но также выделяют­ся точечными и внемасштабными значками главные и второ­степенные турцентры, курорты всех видов (морские, озерные, бальнеологические, бальнеогрязевые, грязевые, климатические, горноклиматические), элементы рекреационной сети (гостини­цы, санатории и т.д.), наиболее аттрактивные объекты туризма; линейными знаками - транспортная инфраструктура туризма (сеть железных и автомобильных дорог, морских и речных пу­тей) и сеть туристских маршрутов; площадными знаками ку­рортные зоны и агломерации, зоны туристской специализации (на одном или нескольких видах туризма), районы с максималь­ной и минимальной рекреационной нагрузкой на территорию, зоны активной и пассивной туристской притягательности.

2.5. Поясное время и часовые пояса Земли

Земля совершает полный оборот (360°) вокруг своей оси за сутки, т.е. за 24 часа, а за 1 час поворачивается на 15° (360°:24). По поверхности земного шара через каждые 15° проведены мериди­аны, разница между которыми составляет 1 час времени. Поверх­ность Земли условно разделена на 24 часовых пояса от 0 до 23. Время во всех пунктах, лежащих в пределах одного пояса, при­нято считать одинаковым, и называется оно местным временем срединного меридиана этого пояса. Поясное время - это время в границах одного часового пояса. В некоторых странах сущест­вует свое местное время, которое может отличаться от поясного на 30 мин и 45 мин. На Северном и Южном полюсах меридианы сходятся в одной точке, поэтому там понятие часовых поясов, а заодно и местного времени, теряет смысл.

2. Географическая среда - основной объект географических наук.

3. Географическая картина мира

4. Основные методы и подходы современной географии.

1. Объект и предмет географических наук.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

    представления об объекте и предмете географической науки;

    представления об основных способах научного географического познания;

    положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;

Идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно -временных природно-общественных геосистем; систе ма естественных и общественных наук о природных, терри­ ториально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фактов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка: 1) природная геосистема, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии, сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких-либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследо­вания. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Ряд географов считает, что интегрирующим ядром географических наук может стать общая география, призванная служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько. С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще вопросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук.

В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания.

Морфологический подход является исходным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы, и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связую­щего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И. П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

    Принцип регионализма, так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.

    Принцип экологизма, отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач.

Перед географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема станов­ления единой географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития, прежде всего ее тео­ретических основ. В настоящее время в связи с резким обост­рением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют:

    интуитивное (доэмпирическое) знание;

    эмпирическое знание (факты);

    теоретическое (послеэмпирическое) знание;

    методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения