Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принятие конституции ссср. Политическое развитие

В постановлении ЦК КПСС от 31 января 1977 г. «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» указывается, что «важнейшим итогом самоотверженного труда советского народа стало построенное в нашей стране общество развитого социализма». Это - закономерный относительно длительный этап в становлении коммунистической формации, на котором социализм, развиваясь уже на собственной основе, все полнее раскрывает свои творческие возможности, свою гуманистическую сущность. Глубоко научная характеристика основных черт этой ступени развития социализма дана в докладе на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва «О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения» Л. И. Брежневым, подчеркнувшим, что создание основ социализма еще не позволяет начать непосредственный переход к коммунизму. Победивший социализм должен пройти через определенные ступени вызревания. И только развитое социалистическое общество дает возможность перейти к коммунистическому строительству.

Среди собственных основ зрелого социализма выделяется созданная, развитая и усовершенствованная социализмом правовая основа общественной и государственной жизни, покоящаяся на новой Конституции, а вслед за ней - и на Своде законов СССР, новых Конституциях и сводах законов союзных республик.

Конституция СССР 1977 г. является важной вехой в истории нашей страны. Это - Конституция развитого социализма, Конституция строящегося коммунизма. В соответствии с установками XXV съезда КПСС, новая Конституция СССР прежде всего обобщает то, что стало реальностью нашей

жизни, и, следуя ленинским конституционным традициям, закрепляет важнейшие программные положения, прежде всего высшую цель общенародного государства - построение бесклассового коммунистического общества. Провозгласив ее в преамбуле, Конституция детализирует эту цель в ряде своих статей, указывая, что государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР (ст. 19); содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной (ст. 12); способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека (ст. 14), и др.

Будучи Основным законом государства, Конституция выдвигает на первый план вопросы, связанные с политической системой нашего общества. Главным звеном политической надстройки развитого социализма является общенародное социалистическое государство. Это теоретическое положение, выдвинутое и обоснованное нашей партией, является той основой, на которой строится все регулирование политической системы общества в новой Конституции. Конституция не только закрепляет общенародный характер современного Советского государства, отражая его, в частности, в новом названии Советов - Советы народных депутатов (ст. 2), но и раскрывает реальную систему политических организаций и коренные принципы организации и деятельности Советского государства, которые обеспечивают эффективное функционирование механизма политической власти в эпоху строительства коммунизма.

Важной новеллой является характеристика классовой природы нашего государства. Это - государство, выражающее волю и интересы не вообще «народа», а народа трудового: рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны (ст. 1), ибо советское общество состоит только из трудящихся классов и социальных групп.

На первом месте в системе политических организаций находятся Советы народных депутатов - представительные органы власти народа в центре и на местах. Подчеркивая, что Советы составляют политическую основу нашего государства (ст. 2) и образуют единую систему органов государственной власти (ст. 89), Конституция отвергает какое бы то ни было сведение назначения местных органов государственной власти к роли органов местного самоуправления, занимающихся только местными делами. Напротив, Конституция указывает, что местные Советы решают все вопросы местного

значения, исходя из оощегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на их территории, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои рекомендации (ст. 146).

Конституция исходит из того реального факта, что власть в нашей стране принадлежит народу (ст. 2). Закрепляя суверенитет трудящегося народа, Конституция подчеркивает, что свою государственную власть народ осуществляет через Советы. В ней раскрываются основы избирательной системы (гл. 13), обеспечивающие демократическую процедуру образования этих органов народовластия; их компетенция как полновластных органов на соответствующей территории и основные формы их деятельности (гл. гл. 15, 16, 17, 18, 19); положение народного депутата (гл. 14). Венчая в целом огромную работу по обновлению советского законодательства, Конституция в этой части подняла на высший уровень нормы новейшего законодательства о Советах, а также Закона о статусе депутатов, принятого по инициативе XXIV съезда КПСС.

Для содержания Конституции, отражающей новый этап в развитии нашего государства, характерно прежде всего дальнейшее расширение и углубление социалистической демократии. Именно в этом направлении получили новое развитие в Конституции принципы формирования и деятельности Советов всех ступеней как политической основы социалистического государства. Тот факт, что Советы являются политическими образованиями, охватывающими весь народ, а также выступают в качестве полновластных органов как в центре, так и на местах, делает общенародное Советское социалистическое государство не только формально, но и по существу официальным представителем всего нашего общества, всех его классов и социальных слоев, всех его наций и народностей.

Политическая организация развитого социализма не сводится к общенародному государству или таким важнейшим принципам его организации и деятельности, как демократический централизм, социалистическая законность, непосредственное участие народа в обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни либо их решении путем всенародного голосования. Конституция прямо закрепляет руководящее положение в нашей политической системе Коммунистической партии Советского Союза, характеризуя ее как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы. Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу общественного развития и линию внутренней и внешней политики. Будучи

плотью от плоти народной, наша партия заслуженно выступает в формулах Основного Закона государства в качестве признанного вождя, мудрое руководство которого обеспечивает славное настоящее и великое будущее нашего народа -первопроходца в коммунистическое завтра всего человечества.

Причем Конституция исходит из того ленинского принципа, что партия не подменяет Советы и иные органы государства, а проводит свою политику прежде всего через коммунистов, избранных в Советы или работающих в других органах государства. Это ленинское положение, как подчеркивал Л. И. Брежнев в докладе на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, получило закрепление в Конституции. В частности, в ст. 6 говорится: «Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР». По мере того как советские люди будут решать все более сложные и ответственные задачи строительства коммунизма, роль Коммунистической партии будет все более возрастать. И это, как подчеркнул Л. И. Брежнев, ведет не к ограничению, а ко все более глубокому развитию социалистической демократии - в полном соответствии с Программой нашей партии.

В Конституции отдается должное общественным организациям трудящихся - профсоюзам, комсомолу, а также кооперативным и другим общественным организациям трудящихся, их большой роли в управлении государственными и общественными делами (ст. 7). В соответствии с Программой КПСС общественным организациям в лице их общесоюзных органов предоставляется право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР (ст. 113). Подчеркивая значение трудовых коллективов в жизни развитого социалистического общества, Конституция говорит о них в специальной статье (ст. 8) первой главы. Тем самым раскрывается их природа как первичной ячейки не только хозяйственного, но и политического организма нашего общества.

В законодательном порядке закрепляется и общая программа развития нашей политической системы - дальнейшее развертывание социалистической демократии - все более широкое участие граждан в управлении государства и общества, совершенствование государственного аппарата, активизация деятельности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни и др. (ст. 9). С развитием социалистической демократии в этом кардинальном направлении, происходит, как подчеркнул Л. И. Брежнев на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, постепенное перерастание нашей государственности

в коммунистическое общественное самоуправление, которое (об этом говорится в преамбуле Конституции) получит развитие в бесклассовом социалистическом обществе.

Основу экономической системы развитого социализма составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общественной) и колхозно-кооперативной собственности. Конституция закрепляет это принципиальное положение (ст. 10), характеризует в качестве основной формы государственную собственность (ст. 11), подчеркивает недопустимость использования социалистической собственности в целях личной наживы и в других корыстных целях (ст. 10).

В докладе Л. И. Брежнева на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что с могучим ростом нашей социалистической экономики связано включение в Конституцию основных принципов руководства народным хозяйством. Конституция устанавливает, что экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны (ст. 16). Высшая цель общественного производства в нашей стране - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Она закрепляется Конституцией (ст. 15), равно как и те основные принципы организации и рычаги руководства экономикой, при которых только и возможно достижение этой цели (плановость, использование достижений научно-экономического прогресса, социалистическое соревнование, хозрасчет, прибыль, себестоимость и др.) (ст. ст. 15, 16).

Относительно личной собственности граждан Конституция исходит из того, что ее основу составляют трудовые доходы граждан. Иначе и быть не может в условиях развитого социализма, где проводится принцип: «От каждого - по способностям, каждому - по труду», где свободный от эксплуатации труд является источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека, где общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14), где всякое уклонение об общественно полезного труда рассматривается как несовместимое с принципами этого общества (ст. 60). Указывается, что в пользовании граждан могут находиться участки земли для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также индивидуального жилищного строительства (ст. 13). Наконец говорится о том, что допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания, а также другие виды деятельности, основан-

ные исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17). Вместе с тем в Конституции подчеркивается, что личная собственность не должна использоваться в ущерб интересам общества (ст. 13), а индивидуальная трудовая деятельность должна осуществляться в интересах общества (ст. 17).

Таким образом, Конституция отражает все основные черты экономики зрелого социализма, коренным образом отличающие ее от капиталистической системы, обеспечивающие ее постоянное поступательное, бескризисное, интенсивное и эффективное развитие на благо всех трудящихся, и вместе с тем оттеняет те стороны социалистической экономической системы, которые актуальны на современном этапе и будут иметь значение на этапе строительства экономики коммунистического общества.

В гл. 3 «Социальное развитие и культура» обращает на себя внимание указание на то, что социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции (ст. 19). Здесь впервые в конституционном законодательстве подробно и обстоятельно говорится о социальной политике нашего государства и его роли в духовной жизни общества. При этом речь идет отнюдь не только о программных положениях и целях (сближение города и деревни, умственного и физического труда и т. д.), но и о повседневной государственной деятельности, посредством которой реально осуществляются соответствующие программы и цели. Этому служит забота об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда (ст. 21), о курсе на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся (ст. 23), о развитии народного образования (ст. 25), развитии науки (ст. 26), сближении города и села по условиям производства, труда и быта (ст. 22).

Положения данной главы раскрывают подлинно народную социальную политику нашего государства. Это - забота о здравоохранении, социальном обеспечении, торговле и общественном питании, бытовом обслуживании и коммунальном хозяйстве (ст. 24). Особое внимание заслуживает положение, посвященное созданию и использованию общественных фондов потребления (ст. 23), которые по мере роста экономической мощи нашего общества играют все большую роль и все существеннее дополняют и корректируют осуществление принципа социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду» в направлении к коммунистическому принципу: «От каждого - по способностям, каждому- по потребностям».

Впервые в советском конституционном законодательстве в Основном законе выделены главы, посвященные внешней политике государства и защите социалистического Отечества (гл. гл. 4, 5). Конституция исходит из того, что СССР является составной частью мировой системы социализма (преамбула, ст. 30). С учетом этого определяются основы внешнеполитических отношений СССР с социалистическими странами (ст. 30). Но современный мир сложен, рядом с социалистическим содружеством существуют буржуазные государства, государства социалистической ориентации и т. д. Конституция подчеркивает, что наше государство последовательно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество (ст. 28). В Конституции провозглашается верность Советского Союза принципам международного общения государств с различным политическим строем, что закреплено в Итоговом документе совещания в Хельсинки, принципам, утвердившимся в значительной мере благодаря усилиям СССР и других социалистических государств (ст. 29). Важнейшая цель внешней политики СССР - обеспечение мира как основного внешнеполитического условия успешного решения задач коммунистического строительства. Мерам, необходимым для обеспечения неприкосновенности социально-политических и экономических завоеваний нашего народа от какого бы то ни было посягательства извне, посвящается глава 5 «Защита социалистического Отечества».

Если обратиться к первым пяти главам Конституции в целом, то видно, что в них закреплены не только общие принципы социалистического строя, выражающие классовую сущность нашего государства, но также и основные черты развитого социализма, его политической организации. В этих главах раскрыто все многообразие основных функций общенародного социалистического государства как внутри, так и вне страны. Их содержание бесспорно обогащает марксистско-ленинское учение о внутренних функциях социалистического государства. При всем значении таких функций, как хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная деятельность, контроль за мерой труда н потребления, охрана правопорядка, перечень внутренних функций общенародного социалистического государства ими не исчерпывается. Одной из основных внутренних функций общенародного социалистического государства мы вправе считать и социальную (назовем ее пока условно так) функцию. В ней. в частности, находит выражение тот несомненный факт, что развитой социализм- это общество реального гуманизма, главной ценностью которого является человек труда, что глубочайший

смысл нового, социалистического образа жизни раскрывается девизом: «все для блага человека, все во имя человека».

Эта особенность новой Конституции подчеркивается и расположением глав о правах граждан непосредственно вслед за главами об основах общественного строя и политики СССР и еще более - самим содержанием закрепляемых праз и свобод.

Конституция провозглашает общий принцип равенства граждан перед законом и их равноправия во всех областях жизни (ст. 34), в известной мере по-новому раскрывает его применительно к равноправию женщины и мужчины (ст. 35) и гражданам различных рас и национальностей (ст. 36). Сохраняя в неприкосновенности важнейшие социально-экономические права граждан, являющиеся выдающимся достижением социализма и закрепленные в Конституции СССР 1936 г. (право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение - ст. ст. 40, 41, 43, 45), Конституция СССР 1977 г. делает шаг вперед в деле расширения их гарантий с учетом новых условий и возможностей развитого социализма. Кроме того, перечень этих прав обогащается (право на охрану здоровья - ст. 42, право на жилище - ст. 44, право на пользование достижениями культуры - ст. 46).

Гораздо полнее, чем ранее формулируются политические права и свободы граждан. В частности, в конституционном порядке закрепляются права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48), на внесение предложений в государственные органы и общественные организации и критику недостатков в работе (ст. 49), на обжалование действий государственных и общественных органов и должностных лиц, в том числе в установленном законом поряде - и в суд, на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам незаконными действиями государственных учреждений и общественных организаций, а также должностных лиц при выполнении ими служебных обязанностей (ст. 58). В ранг конституционных поднимаются свобода научного, художественного и технического творчества (ст. 47), государственная защита семьи (ст. 53), охрана законом личной жизни, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений (ст. 56). Провозглашается в качестве обязанности всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц уважение и охрана прав и свобод, чести и достоинства, жизни и здоровья, личной свободы и имущества граждан (ст. 57).

Вместе с тем Конституция проводит линию на то, чтобы права и свободы граждан использовались на благо коммунистического строительства (ст.ст. 39, 47, 50, 51). Конститу-

ция четко проводит принцип подчиненности прав и свобод личности интересам общества. Это, как подчеркнул Л. И. Брежнев на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, всемирно признанный принцип демократической общественной жизни.

Важнейшим принципом регулирования правового положения гражданина в новой Конституции является единство прав и обязанностей граждан. Социалистическая демократия неотделима от гражданской дисциплины. Пользуясь правами и свободами, гражданин должен неуклонно и добросовестно выполнять свои обязанности перед обществом, государством и согражданами (ст. 59). В новой Конституции СССР воспроизводятся обязанности граждан, закрепленные в Конституции СССР 1936 г. (соблюдать законы и правила социалистического общежития, беречь социалистическую собственность, защищать Родину, соблюдать дисциплину труда). Вместе с тем перечень обязанностей граждан расширяется. Характер конституционного долга придается обязанностям с достоинством нести звание советского гражданина (ст. 59), оберегать интересы Советского государства (ст. 62), содействовать охране общественного порядка, бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества (ст. 61), беречь природу и охранять ее богатства (ст. 67), заботиться о сохранении культурных ценностей (ст. 68), заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами социалистического общества (ст. 66), уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей нашего многонационального государства (ст. 64).

Права и обязанности гражданина СССР, как они очерчены в Конституции СССР, рисуют яркий образ гражданина общенародного социалистического государства - человека труда, патриота и интернационалиста, имеющего все правовые возможности для удовлетворения своих материальных и культурных потребностей, для развития своих духовных и физических сил, для проявления трудовой и политической активности. В условиях социализма от самого гражданина в первую очередь зависит, каким он будет и какое положение займет в обществе. Но всегда и при всех условиях его социальный портрет характеризуется также и тем, насколько он добросовестно выполняет свой долг перед обществом и государством, перед семьей и другими гражданами.

Конституция СССР 1977 г. еще раз убедительно продемонстрировала неизмеримые преимущества социализма для человека труда по сравнению с капитализмом. Отвечая критикам проекта Конституции, Л. И. Брежнев в докладе на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девя-

того созыва подчеркнул, что они оказались в незавидном положении, что им никуда не уйти от того, что в советской Конституции шире, яснее и полнее, чем где-либо и "когда-либо, зафиксированы социально-экономические и политические права и свободы и конкретные гарантии осуществления этих прав.

Дальнейшее расширение и углубление социалистической демократии, определяющее лицо Основного Закона, проявляется, как это подчеркнуто в докладе Л. И. Брежнева на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС, и в важных положениях Конституции о дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка. Социалистическая законность составляет неотъемлемый элемент нашей демократии, при социализме равенство всех перед законом как выражением общенародной воли состоит также и в равной обязательности закона для всех, в равном подчинении всех единому закону.

В Конституции в качестве одного из важнейших принципов советской политической системы закреплено требование ко всем государственным органам и общественным организациям действовать на основе закона (ст. 4). Конституция провозглашается актом, имеющим высшую юридическую силу, которому должны соответствовать все другие акты государственных органов (ст. 173). При регулировании положения всех государственных органов четко проводится требование, чтобы издаваемые ими акты соответствовали актам вышестоящих органов (в конечном счете - Конституции СССР), а также устанавливает порядок приостановления и отмены актов, противоречащих законодательству (п. 7 ст. 121, ст. 134 и др.). Как уже отмечалось, в числе основных конституционных обязанностей граждан указана обязанность соблюдать Конституцию и советские законы, а среди основных прав - право на судебную защиту жизни, здоровья, имущества, чести и достоинства, право жалобы на действия должностных лиц, в том числе и в суд.

Идея законности, таким образом, пронизывает всю Конституцию. Вместе с тем в ней выделены главы, посвященные суду и прокуратуре, т. е. органам, специально предназначенным стоять на страже законности, прав и законных интересов граждан, предприятий и объединений. Конституция предусматривает, что правосудие в СССР осуществляется только судом (ст. 151), что судьи и народные заседатели ответственны перед населением или избравшими их органами (ст. 152), что граждане равны перед судом (ст. 156), что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по при-

говору суда (ст. 160), что в СССР для оказания правовой помощи действуют коллегии адвокатов (ст. 161), что в судопроизводстве могут участвовать представители общественности (ст. 161) и т. д. Все эти новеллы пронизаны одним стремлением - поднять на уровень конституционных гарантий те положения действующего законодательства, которые имеют принципиальное значение для обеспечения демократизма, объективности, законности и справедливости правосудия.

В докладе на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев отметил, что при подготовке проекта новой Конституции учитывались в полной мере принципы советского государственного строительства, заложенные еще В. И. Лениным, положения прежних Конституций Советского государства. Одним из таких принципов, подтвержденных историческим опытом нашей многонациональной страны, является ее федеративное государственное устройство. Решение в Конституции вопросов национально-государственного устройства обеспечивает подлинно демократическое сочетание общих интересов нашего многонационального Союза и интересов каждой из образующих его республик, обеспечивает всесторонний расцвет и неуклонное сближение всех наций и народностей Советской страны.

Новый этап в сближении наций и народностей нашей страны отражен в Конституции определением Союза ССР как единого союзного государства, олицетворяющего государственное единство советского народа (ст. 70), призванного обеспечить сплочение сил всех наций и народностей для достижения их единой цели - построения коммунизма. Этим ни сколько не ставится под сомнение добровольность этого союза или право наций на самоопределение. Их гарантией является право союзной республики на свободный выход из СССР (ст. 72).

Конституция исходит из того, что вне пределов, указанных в ст. 73, каждая союзная республика осуществляет государственную власть на своей территории самостоятельно. Одновременно Конституция предусматривает обязанность республики способствовать на своей территории осуществлению полномочий Союза ССР, проводить в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР (ст. 77). Здесь выражается существующая на практике степень единства нашего союзного государства, понимание того, что достигнутое в нашей стране не только юридическое, но н фактическое равенство наций, является результатом взаимопомощи союзных республик и осуществления ими политики Союза ССР в целом. Каждая союзная республика представлена в высших органах государственной власти н управления

Союза ССР, а также в других общесоюзных органах (ст. 77). Здесь она не только заботится о своих интересах, но и принимает участие в выработке и принятии решений, касающихся всех союзных республик. Налицо, таким образом, диалектическое взаимоотношение суверенитета Союза и суверенитета союзных республик, выражающее социалистическую природу советского федерализма.

Сохраняя преемственность в конституционном развитии, Конституция оставляет, практически, в неприкосновенности сложившуюся у нас систему государственных органов власти и управления в центре и на местах. Вместе с тем в регулировании их положения, компетенции и взаимоотношений имеется немало новелл. По-новому и более точно определены полномочия Верховного Совета СССР - он правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Союза ССР, а такие вопросы, как принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений, принятие в состав СССР новых республик и т. п., могут решаться исключительно Верховным Советом СССР (ст. 108). В силу этого он выступает в качестве действительно высшего органа государственной власти в СССР.

Конституция исходит из необходимости зафиксировать определенную численность депутатов Верховного Совета СССР (ст. 110), ибо прежнее регулирование этого вопроса вело к систематическому росту его численного состава, что бесспорно могло отрицательно сказаться на работоспособности данного органа.

Конституция в соответствии с действительным положением дел, уточняет понимание сессии Верховного Совета СССР, включая в нее не только заседания палат и их совместные заседания, но и проводимые между ними заседания комиссий Верховного Совета СССР и его палат (ст. 112). Роль комиссий возрастает в том отношении, что сама Конституция теперь определяет их наличие и основные функции (ст. 125), а также устанавливает возможность передачи закона на рассмотрение в одну или несколько комиссий (ст. 114).

В Конституции расширен круг субъектов права законодательной инициативы в Верховном Совете СССР, в их число включены союзные республики в лице их высших органов государственной власти, общественные организации в лице их общесоюзных органов (ст. 113).

Подчеркивая, что Верховный Совет СССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов, Конституция устанавливает, что Комитет народного контроля СССР образуется самим Верховным Советом СССР (ст. 126).

В отличие от Конституции 1936 г., в новой Конституции дается четкое определение правовой природы Президиума Верховного Совета СССР как постоянно действующего органа Верховного Совета СССР, подотчетного ему во всей своей деятельности, выполняющего в период между сессиями Верховного Совета СССР функции высшего органа государственной власти СССР (ст. 119). Закрепляя сложившуюся практику, Конституция устанавливает, что в период между сессиями Верховного Совета СССР с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии Президиум Верховного Совета СССР вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты СССР, по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства и государственные комитеты СССР и т. д. (ст. 122).

Конституция определяет полномочия Совета Министров СССР-он решает все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР (ст. 131), а также устанавливает, что Совет Министров СССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом СССР (ст. 130) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии (ст 129).

В Конституции 1977 г. делается новый шаг к унификации видов центральных органов государственного управления СССР. Различаются министерства СССР и государственные комитеты СССР. Первые управляют отраслями, а вторые осуществляют межотраслевое управление (ст. 135). При этом их перечень в тексте Конституции не приводится. Опыт показал, что наличие такого перечня в тексте Конституции ведет к частым ее изменениям.

Отражая практику, конституирован такой орган, как Президиум Совета Министров СССР (ст. 132), а также установлено, что компетенция Совета Министров СССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров СССР с министерствами СССР и государственными комитетами СССР, а также перечень общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов СССР определяется на основе конституции Законом о Совете Министров СССР (ст. 136).

В докладе на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС Л. И. Брежневым было отмечено, что при подготовке проекта учитывались в полной мере многочисленные новые законодательные акты, принятые за последние годы и регулирующие

различные области общественных отношений в СССР. В этом плане новая Конституция выступает как бы завершением огромной работы по совершенствованию законодательства в последнем десятилетии, равной по своему значению первой советской кодификации, проведенной под руководством В. И. Ленина. Но новая Конституция и сама даст толчок дальнейшему совершенствованию законодательства. На ее основе предстоит разработать и утвердить новые Конституции союзных и автономных республик и ряд других законодательных актов, прямо предусмотренных в ее тексте: регламент Верховного Совета СССР, Закон о Совете Министров СССР, Закон о Верховном Суде СССР, Закон о Прокуратуре СССР и другие. Кроме того, предстоит разработать вытекающие из Конституции акты об обжаловании через суд (ст. 58); о выборах в Верховный Совет СССР (ст. 101), об адвокатуре (ст. 161) и ряд других.

Новая Конституция станет сердцевиной Свода Законов Советского государства, составление которого начато по решению XXV съезда КПСС.

Конституция СССР 1977 г. - документ творческого марксизма-ленинизма, имеющий огромное практически-политическое значение. Проведение в жизнь новой Конституции, как подчеркивается в докладе на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС, позволит миллионам советских людей еще активнее включиться в управление экономикой, в контроль за работой государственного аппарата. Конституция СССР 1977 г. показывает всему миру суть и могучую силу социалистической демократии. Она обогащает сокровищницу опыта мирового социализма, является вдохновляющим примером для освободительной борьбы трудящихся от эксплуататоров. Она еще раз демонстрирует, что миролюбивая внешняя политика коренится в самой природе социализма.

Доктор юридических, наук И. Н. КУЗНЕЦОВ

конституция развитого социализма

Основной Закон общенародного государства, зафиксировавший сложившиесяв условиях развитого социализма политическую и экономическую системы,достигнутый уровень социального развития и культуры СССР, основныеправа, свободы и обязанности советских граждан,национально-государственное и административно-территориальное устройствоСоветского Союза, систему и принципы организации и деятельности органовгосударственной власти и управления.

Действующая Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г. навнеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР, представляет собойвыдающийся документ современной эпохи, концентрированный итог 60‑летнегоразвития Советского государства, великих побед нашей партии и всегосоветского народа. Она является первым в мире Основным Закономсоциалистического общенародного государства, ярким свидетельствомвоплощения в жизнь идей Октябрьской революции, великой хартией развитогосоциализма.

Рассмотрению проекта Конституции было посвящено около полуторамиллионов собраний трудящихся по предприятиям, колхозам, воинским частями по месту жительства. Всего в обсуждении проекта Конституции принялоучастие свыше 140 млн. человек, т. е. более ⅔ взрослого населениястраны.

Объективными предпосылками создания Конституции 1977 г. были глубокиеизменения во внутренней жизни нашей страны, которые нашли отражениев Основном Законе. Конституция СССР 1977 г. отражаетсоциально-политическое единство советского общества, ведущей силойкоторого является рабочий класс; характеризует наше общество какобщество зрелых социалистических общественных отношений, в котором наоснове сближения всех классов и социальных слоев, юридического ифактического равенства всех наций и народностей, их дружбы ибратского сотрудничества сложилась новая историческая общность -советский народ; фиксирует перерастание государства диктатурыпролетариата в общенародное; раскрывает сущность Советскогообщенародного государства, выражающего интересы рабочих, крестьян иинтеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны,определяет его главные задачи - создание материально-технической базыкоммунизма, совершенствование социалистических общественныхотношений и их преобразование в коммунистические, воспитание новогочеловека коммунистического общества, повышение материальногоблагосостояния и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечениебезопасности страны, содействие укреплению мира и международногосотрудничества; указывает высшую цель Советского общенародногогосударства - построение коммунизма. В Основном Законе страны(ст. 6), в отличие от Конституции 1936 г., дана развернутаяхарактеристика авангардной роли Коммунистической партии: «Руководящей инаправляющей силой советского общества, ядром его политической системы,государственных и общественных организаций является Коммунистическаяпартия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».Одной из главных черт Конституции 1977 г. является то, что в нейотражено расширение и углубление социалистической демократии. Дальнейшееразвитие получили демократические принципы формирования и деятельностиСоветов народных депутатов. Более широко по сравнению с Конституцией1936 г. представлен комплекс социально-экономических прав и полнеесформулированы политические права и свободы советских граждан. Особоевнимание уделено дальнейшему развертыванию социалистической демократии -основному направлению развития политической системы советского общества.В Конституции 1977 г. шире, чем в Конституции 1936 г., отражены вопросыразвития экономической системы СССР, основу которой составляетсоциалистическая собственность на средства производства в формегосударственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. ВОсновном Законе указано, что экономика СССР составляет единыйнароднохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественногопроизводства, распределения и обмена на территории страны. Конституция1977 г. закрепила социальную основу СССР, которую составляет нерушимыйсоюз рабочих, крестьян и интеллигенции. Особые главы Основного Законанашей страны посвящены миролюбивой внешней политике СССР и защитесоциалистического Отечества.

Каждая Советская Конституция отражает исторические этапы развитиясоветского общества и государства. Конституция РСФСР 1918 г. - первыйв мире Основной Закон социалистического государства - подвела итогиборьбы народных масс в Великой Октябрьской социалистической революции засвержение ига эксплуататоров, обобщила и закрепила опыт создания иупрочения Советской власти. Конституция СССР 1924 г. отразила фактобразования Союза Советских Социалистических Республик, создала правовуюоснову для дальнейшего укрепления единства, дружбы и сотрудничествасоюзных республик, всех наций и народностей единого Советскогогосударства. Конституция СССР 1936 г. отразила важный этап в развитиинашего общества и государства - ликвидацию эксплуататорскихклассов и частной собственности на средства производства,провозгласила построение основ социализма в СССР, принципысоциалистического народовластия, ставшие основой последующейсозидательной деятельности советского народа в решении задачкоммунистического строительства.

Конституция СССР 1977 г. законодательно закрепила новый историческийрубеж - построение в нашей стране развитого социалистическогообщества. Она сохранила преемственность Конституций 1918, 1924,1936 гг. При разработке Конституции СССР 1977 г. был учтен опытконституционного строительства других братских социалистических стран. ВКонституции СССР 1977 г. закреплен главный принцип народовластияв Советском Союзе - полновластие народа в лице Советов народныхдепутатов, составляющих политическую основу СССР, выраженыосновополагающие принципы советского строя, основные черты развитогосоциализма. Ее справедливо называют законом жизни общества развитогосоциализма. Конституция СССР 1977 г. является правовой основойсоветского законодательства. Конституции союзных и автономных республики другие законы принимаются на основе Конституции СССР, нормы которойобладают наивысшей юридической силой.

Советская Конституция полностью соответствует положению, высказанномуВ. И. Лениным о том, что она «концентрирует то, что уже дала жизнь, ибудет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни»(т. 37, с. 21). Принятие Конституции СССР стало важной вехой в историинашего государства, мощным стимулом в интернациональной борьбетрудящихся всего мира за свободу, демократию, социальный прогрессчеловечества и прочный мир.

В 1977 году произошло принятие Конституции развитого социализма. В ней на уровне законодательства закреплено завершение построения в стране развитого социалистического общества. Это был последний основной закон СССР, по которому страна жила последние 13 лет. Это, по сути, самая демократическая Конституция Советского Союза. Причиной принятия данного документа послужила неактуальность предыдущего Сталинского основного закона.

Что собой представляла новая Конституция

Основной закон состоял из Преамбулы (введения), 9 разделов, состоящих из 21 главы, включающих в себя 174 статьи. Конституция принималась в годовщину Октябрьской революции, поэтому вместо введения был включён обзор всех достижений страны за 60 лет советской власти. Обиходное выражение «развитой социализм» появилось из-за того, что в документе советское общество было названо развитым социалистическим.

После принятия Конституции развитого социализма в СССР были рассмотрены и утверждены Основные законы во всех республиках Союза. По сути дела, они дублировали Конституцию страны Советов. После всенародного обсуждения Конституции Советских республик были приняты.

Предпосылки

Необходимость принятия новой Конституции СССР - Конституции развитого социализма - назревала давно. Ещё во времена Сталина было дано указание начать работу по подготовке нового проекта Конституции, но его смерть не позволила этого сделать. Во времена Хрущёва этот вопрос был поставлен вновь. Была создана специальная Конституционная комиссия, которую возглавил Н. С. Хрущёв. Подготовка проекта была начата. В августе 1964 года был представлен проект, который не был принят, так как требовал серьёзной доработки. В этом же году место председателя данной комиссии занял Л.И. Брежнев и в неё были включены 33 новых члена взамен выбывших.

Необходимость изменения Основного закона состояла, прежде всего, в том, что старая Конституция, принятая в 1936 году, не соответствовала тому обществу, тем общественным отношениям, которые сложились сорок лет спустя. Произошло слишком много изменений, в связи с этим политический режим трансформировался в сторону смягчения. Его никак нельзя было сравнить с тем, что был во времена Сталина.

Юристам, входившим в комиссию по подготовке Основного закона, необходимо было отойти от трёх основных догм, на которых базировалась прежняя Конституция - это классовая борьба, диктатура пролетариата и буржуазия как основной враг. Диктатура пролетариата, как переходная фаза, была установлена, классовая борьба на тот момент отсутствовала, так же как и буржуазия.

Основные различия

Основной предпосылкой принятия Конституции развитого социализма в СССР являлся экономический прогресс по сравнению с 1936 годом. Он, прежде всего, выражался в том, что в 1936 году вся экономика строилась на ресурсах, доставшихся стране от ликвидированного капитализма, в результате национализированных предприятий, банков. На момент разработки новой Конституции всё народное хозяйство имело базис, сформированный в течение последних десятилетий. Действовали собственные, построенные в прошедшие годы, предприятия, которые на тот момент имели передовые технологии и выпускали качественную и востребованную продукцию.

В 30-х годах численность рабочего класса как гегемона составляла меньшую часть, треть всего трудоспособного населения страны. В 70-е годы двадцатого века рабочий класс составлял уже две трети. Отсутствие классовой борьбы привело к тому, что основой государства, его опорой становится весь народ. Государство из пролетарского становится общенациональным. Самым популярным лозунгом того времени становится единство рабочего класса, колхозников и интеллигенции. Буржуазия, как класс, перестала существовать.

Народное обсуждение

Работа по разработке проекта продолжалась около 20 лет. Была предварительно определена дата принятия Конституции СССР - Конституции развитого социализма. Она была назначена на 07.10.1977 г. В июне, за четыре месяца до её принятия, началось всенародное обсуждение. По данным статистики, в нём приняли участие 180 миллионов человек, что составляет более 80% от взрослого населения. Собрания по обсуждению проекта основного закона прошли на всех предприятиях, колхозах, в армии и на флоте, учебных заведениях. Ни одно учреждение не осталось в стороне.

Так же обсуждения проходили и в общественных, партийных организациях, комсомоле и профсоюзах. Только после обсуждения была принята окончательная дата принятия Конституции развитого социализма. Было внесено более 400 тысяч предложений о внесении поправок.

Как принимался документ

Была назначена специальная Конституционная комиссия, которая принимала участие в разработке проекта; рассмотрены все поправки и дополнения, которые были включены в него. 27.09.1977 г. прошло заседание комиссии, на которой был рассмотрен проект со всеми изменениями и поправками, только после этого состоялось принятие новой Конституции СССР - Конституции развитого социализма.

Верховным советом СССР поэтапно проходило рассмотрение и принятие основного закона. Первоначально была рассмотрена преамбула, после неё депутаты рассмотрели и приняли каждый раздел. На это ушло несколько дней. На последнем заседании, 07.10.1977 года, принятие Конституции СССР (развитого социализма) было выполнено.

Политическое устройство

Основополагающей была статья 6 раздела 1, в которой было закреплено ведущее и доминирующее значение КПСС. Компартия была представлена в виде политического ядра всей системы. В законе было закреплено значение политических и общественных организаций, таких как комсомол, профсоюз и другие. Основой экономики была объявлена социалистическая собственность, которая в свою очередь делилась на два класса: государственную и колхозно-кооперативную.

Согласно основному закону, в Советском Союзе разрешалась деятельность одной партии - КПСС. Граждане страны могли участвовать только в общественных организациях.

Устройство государства

Государственное строение нашло отражение в третьем разделе. Как и прежде, было закреплено решение республик о самоопределении, о свободном выходе из Союза. Это сыграло значительную роль в развале СССР. Принятие Конституции развитого социализма (год 1977-й) определило государственное и национальное строение СССР.

Органы власти

Что нового было привнесено в жизнь советского общества? Если в предыдущем Основном законе рабочий класс считался стоящим выше других классов, что определяло его как носителя власти, то теперь на его месте находился весь народ. Вместо "движущей силы - пролетариата", пришло понятие "всенародный".

Главным органом Советского Союза выступал Съезд народных депутатов, что подчеркнуло значимость самих депутатов. Между съездами функционировал Верховный Совет, который имел две палаты: первая - Совет Союза и вторая - Совет Национальностей. Он действовал постоянно. Их главенствующим органом был Президиум Верховного совета. В соответствии с поправками, была учреждена должность Председателя Президиума и комитет по конституционному надзору. После принятия Конституции развитого социализма руководителем государства становился Председатель Президиума Верховного Совета.

Новое наименование - «Советы народных депутатов» - получили органы власти. В Конституции была подчёркнута их роль в жизни всего общества. Они стали выразителями воли жителей и символом народовластия в стране. Принятие Конституции развитого социализма 1977 года предопределило, что все органы страны становились подотчётными Советам народных депутатов, этим самым узаконена была власть народа (народовластие). Это было отражено в новом (четвёртом) разделе, в котором были продлены полномочные сроки депутатов. В местных Советах они составили 2,5 года, в Верховном Совете - 5 лет.

Новое в избирательной системе

Как и в предыдущих Конституциях, были подтверждены равные права участия в выборах тайным голосованием. В результате принятия Конституции развитого социализма (дата - год 1977-й) был снижен возраст избирателя. Для выборов в местные Советы была установлена нижняя планка в 18 лет, для Верховного Совета она составляла 21 год.

Право в подготовке к выборам было предоставлено общественным организациям. Все материальные расходы на их проведение брало на себя государство. Сроки избрания депутатов были ограничены двумя созывами.

Национальное устройство

С самого становления советского государства все народы, проживающие в стране, наделялись равными правами. В предыдущих Конституциях это было отражено. Закреплялось это тем, что каждая крупная нация имела свои республики. За ними были закреплены права на самоопределение. Ни одна национальность не подвергалась дискриминации. Принятие Конституции развитого социализма внесло в этот вопрос некоторые изменения.

В ней был сделан упор на формирование единого советского народа. Обосновывалось это тем, что большинство жителей, проживающих на территории страны, родилось после Октябрьской революции. Весь народ рассматривался как единая историческая общность людей, которые родились, росли в равных условиях. Другими словами говорилось не о равенстве наций, а об их единении. Возможно, это было несколько преждевременно.

Государство и личность

Принятие Конституции развитого социализма по-новому задекларировало отношение государства к гражданину. По своей сути, это самая демократическая Конституция, в которой говорится о преобладании интересов гражданина в государстве. Был расширен список прав и обязанностей. Государством гарантированы права на жилище, охрану здоровья, труд, получение бесплатного образования. Декларировалась свобода любого творчества.

Гарантийное образование

Хотя в настоящее время и говорят, что отношение государства к гражданину носило декларативный характер, но это не так. Статья 45 гласила о гарантированности гражданину всех видов образования бесплатно. Государство гарантировало выплату стипендий в высших и средних специальных учебных заведениях. Говорилось о развитии обучения без отрыва от производства (вечернего, заочного). Школьные учебники выдавались бесплатно. Все это предоставлялось в реальности.

Экономическая система

Принятие Конституции развитого социализма происходило в тот момент, когда плановая экономика была на подъёме. Плановая система производства, пятилетки из сталинских времён перешли в семидесятые годы двадцатого века. В новой Конституции было записано, что вся союзная экономика подлежала государственному планированию. Для достижения экономического успеха, как и прежде, должны использоваться централизация производственного управления, инициатива самих предприятий и хозяйств. Это было закреплено в ст. 16, гл. 2

Экономика советского государства - это единый комплекс народного хозяйства. В статье 10-й той же главы было зафиксировано, что социалистическая собственность является основанием всей экономической системы и имеет всего две формы: государственную и колхозно-кооперативную.

Несмотря на утверждение о том, что буржуазия как класс полностью ликвидирована, в новой конституции все же присутствует упоминание индивидуальной деятельности в виде всевозможных промыслов, сельскохозяйственного производства и оказания услуг в сфере обслуживания.

Кроме декларированного права на труд, Конституция указывала и на необходимость общественно-полезного труда. Давая человеку право на гарантированную работу, государство строго наказывало за уклонение от неё. В Советском Союзе судили за тунеядство.

Принцип законности

Статья 57 гарантировала каждому гражданину соблюдение принципа законности, основного принципа политики советской системы. Государственные органы обязаны были уважать человека как личность, охранять его права и свободы.

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года "партия" упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ "успокаивать" реформаторов - давать посты, втягивать их в свой "меловой круг".

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Последняя Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. По своей структуре новая Конституция отличалась от трех предшествующих ей (1918, 1924 и 1936 годов) и вошла в историю как «Брежневская» (иногда ее называют «Конституция развитого социализма»).

Вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР впервые был поставлен Н.С. Хрущевым еще на внеочередном XXI съезде КПСС. Затем XXII съезд постановил приступить к разработке проекта Конституции СССР, а 25 апреля 1962 года Верховный Совет СССР принял постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Одновременно была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым, которая более десяти лет практически бездействовала, поскольку в ноябре 1967 года Брежнев заявил о построении в СССР развитого социалистического общества, и, естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разрабатывать проект новой Конституции.

Майский Пленум ЦК КПСС 1977 года рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его, после этого Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 года проект новой Конституции СССР был опубликован в центральной и местной печати. Началось его всенародное обсуждение, которое продолжалось около четырех месяцев. В обсуждении приняло участие свыше 140 млн. человек, или более 4/5 взрослого населения страны, а многие предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения, были учтены и использованы при доработке проекта Конституции. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва проект нового Основного Закона СССР подвергся всестороннему обсуждению, в 118 статей были внесены поправки и добавлена еще одна статья.

7 октября 1977 года Верховный Совет единогласно утвердил Конституцию СССР. Она состояла из преамбулы, содержащей некоторые положения политического, научного и практического значения (в ней констатировалось построение развитого социалистического общества, создание общенародного государства, а в качестве цели указывалось построение «бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении»), и 174-х статей. Все статьи нового Основного Закона СССР объединялись в 9 разделов, 7 из них имели деления на главы (всего 21 глава).

Конституция состояла из следующих разделов: 1) основы общественного строя и политики; 2) государство и личность; 3) национально-государственное устройство; 4) советы народных депутатов и порядок их избрания; 5) высшие органы власти и управления; 6) основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; 7) правосудия, арбитражи и прокурорский надзор; 8) герб, флаг, гимн и столица; 9) действие Конституции и порядок ее применения.

Многие историки и юристы же увидели в принятии Конституции СССР 1977 года стимуляцию дальнейшего развития права и существенного обновления советского законодательства.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения