Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива. Александр Лысенко: Несекретно! Правда о положении детей-инвалидов в России

до 700 тыс. рублей

  1. Региональная общественная организация инвалидов стомированных больных «АСТОМ»
    Жизнь продолжается!
  2. Благотворительный фонд «Фонд помощи детям с нарушениями иммунитета «ПОДСОЛНУХ»
    Программа психологической поддержки и сопровождения детей с редким генетическим заболеванием Первичный иммунодефицит и их семей.
  3. Региональная общественная организация содействия защите прав и законных интересов граждан с синдромом Дауна и членов их семей «Время Перемен»
    Подростки и молодые люди с синдромом Дауна: обучение навыкам и умениям посильного полезного труда и их профориентация через предметно-практическую деятельность.
  4. Региональное общественное движение содействия развитию политической культуры и становлению гражданского общества «Свобода, Солидарность, Справедливость»
    «Консультируем, просвещаем, помогаем» Комплексная программа социально-правовой помощи населению Москвы.
  5. Благотворительное медицинское частное учреждение «Детский хоспис»
    Выездная служба паллиативной помощи
  6. Автономная некоммерческая организация «Региональный центр гражданской защиты и охраны здоровья населения»
    Социальная программа по снижению смертности населения от инфарктов и инсультов на 2016-2017гг.
  7. Региональная общественная организация «Детская онкология: врачи и родители вместе»
    Родительский клуб
  8. Некоммерческое партнерство культурно-просветительный центр «ДИЛАРТ»
    Благотворительный проект «Дари еду!»
  9. Благотворительный фонд помощи недоношенным детям «Право на чудо»
    Комплексная программа информационно-психологической помощи и поддержки семей с недоношенными детьми и медицинских специалистов, оказывающих помощь недоношенным детям
  10. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт профессиональной переподготовки»
    «Осторожно, мошенники!»
  11. Благотворительный фонд помощи детям «Иван да Марья»
    Профилактика и медиация семейных и школьных конфликтов на ранних стадиях, как условие эффективной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  12. Региональная общественная организация поддержки семей, имеющих детей, и детей-сирот «Мы и наши дети»
    «Зеленая дверца» — клуб общения для детей от рождения до трех лет и их родителей

от 700 тыс. до 2,5 млн. рублей

  1. Благотворительный фонд содействия образованию детей-сирот «Большая Перемена»
    Расширение масштаба реализации комплексной программы поддержки воспитанников и выпускников детских домов в кризисной ситуации вхождения в образовательную и социальную инклюзию.
  2. Автономная некоммерческая организация «Центр социокультурной анимации «Одухотворение»
    Социально-культурная реабилитация инвалидов «От терапии искусством — к творческому развитию личности»
  3. Благотворительный фонд реабилитации детей, перенесших тяжелые заболевания «Шередарь»
    Открывая двери детству: программа психосоциальной адаптации для детей с жизнеугрожающими заболеваниями и их родителей
  4. Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Дорога в жизнь»
    Проект «Мама Работает»
  5. Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики»
    Первый шаг: помощь детям с нарушениями развития и их семьям
  6. Автономная некоммерческая организация «Центр развития юридических клиник»
    Знания молодых в помощь пожилым
  7. Частное учреждение «Культурно-спортивный реабилитационный комплекс «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых»
    Билет в тифлокино для инвалида по зрению
  8. Некоммерческая организация Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас»
    Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми
  9. Благотворительный фонд «Творческое объединение «Круг»
    КЕРАМИКА НА ОЩУПЬ
  10. Благотворительный детский фонд «Виктория»
    «Родные и близкие» — программа поддерживает семьи группы риска и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
  11. Религиозная организация Католический центр «Каритас Архиепархии Божией Матери в Москве»
    Программа ресоциализации людей в трудной жизненной ситуации «Ремонт жизни»
  12. Местная православная религиозная организация «Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия» Московской епархии Русской Православной Церкви
    Центр по оказанию патронажной помощи и социальной поддержки нуждающимся людям с ограниченными возможностями здоровья
  13. Благотворительный фонд помощи людям с нарушениями развития «Жизненный путь»
    Дело для каждого
  14. Межрегиональная общественная организация «Общество образовательного и творческого досуга «Игры будущего»
    Воспитание толерантности в детском доме при помощи интерактивных образовательных технологий
  15. Частное учреждение здравоохранения «Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие»
    ДЕТСКАЯ ВЫЕЗДНАЯ ПАЛЛИАТИВНАЯ СЛУЖБА
  16. Региональная общественная организация инвалидов «Клуб спортивных танцев на инвалидных колясках «Дуэт»
    Социальная реабилитация инвалидов через танцы на колясках
  17. Фонд «Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения»
    «На пути к объединению семьи- 2»
  18. Некоммерческая организация «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным»
    К новой жизни
  19. Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Соинтеграция»
    Интеграционного клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов «Открытый мир»
  20. Региональная общественная организация поддержки социальной деятельности Русской православной Церкви «Милосердие» (РОО «Милосердие»)
    Ресоциализация людей, оказавшихся в г. Москве на улице в результате трудной жизненной ситуации
  21. Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд»
    Фандрайзинговый проект для публикации в СМИ (газеты, сайты, радио) писем о тяжелобольных детях с целью сбора благотворительных пожертвований на лечение тяжелобольных детей, заболевания которых не покрываются государственными гарантиями бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москва
  22. Фонд «Благотворительное Общество «Адреса милосердия»
    Открывая мир. Арт-терапия для пациентов психо-неврологических интернатов.
  23. Региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов «Гросско»
    Движение для самореализации!
  24. Частное учреждение «Театр Мимики и Жеста»
    «Золушка на жестовом языке»
  25. Благотворительный фонд «Фонд поддержки детей с тяжелыми заболеваниями первых трех лет жизни — Помощь детям»
    ПОМОЩЬ МАМЕ
  26. Автономная некоммерческая организация помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные клоуны»
    Автономная некоммерческая организация помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные клоуны»
  27. МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОЛЬНИЧНОГО ХРАМА БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ ПРИ 1-Й ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЕ ГОР. МОСКВЫ. МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
    «В помощь большой семье» — центр поддержки многодетных семей
  28. Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Счастливый мир»
    «Навсегда забыть о болезни. Реализация программы ранней реабилитации детей с онкозаболеваниями»
  29. Религиозная организация «Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
    Комплексная адаптация детей-инвалидов средней и тяжелой степени детского церебрального паралича (ДЦП) и поддержка их семей
  30. Автономная некоммерческая организация «Центр ремесел» САО г. Москвы
    ТЕПЛЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ
  31. Автономная некоммерческая организация благотворительный социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних и молодежи «Дом Милосердия»
    «Дорога к дому». Создание центра социальной адаптации и агрокомбината для бездомных граждан
  32. Автономная некоммерческая организация «Центр развития социальных технологий»
    Центр новых возможностей 50+
  33. Некоммерческое партнерство «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР»
    Финансовая безопасность — приемных родителей, опекунов, попечителей города Москвы

Константин Чуриков : Ну а в ближайшие полчаса будем говорить о трудоустройстве инвалидов. Вот, похоже, Минтруда всерьез намерено взяться за эту проблему. Вот сейчас в нашей стране работают около трети инвалидов трудоспособного возраста, это порядка 1 миллиона человек, а должно работать, например, к 2020-му году, как говорит замминистра труда, около половины всех инвалидов, которые в состоянии работать. Было сделано, вот буквально недавно в интервью "Известиям" несколько заявлений о том, что разрабатывается некий законопроект, который позволит наказывать тех работодателей, которые не готовы выполняют квоты, свои обязательства и трудоустраивать инвалидов – наказывать рублем. Ну и в частности, ещё говорится о том, что нужен гибкий подход, помощь в составлении резюме, помощь вообще при трудоустройстве какая-то такая человеческая, настоящая, а не показная.

Оксана Галькевич : Мы неоднократно обсуждали в наших эфирах проблемы трудоустройства инвалидов, это не первый наш эфир. Уважаемые друзья, давайте присоединяйтесь к нашей беседе, все телефоны для связи с нами совершенно бесплатны, указаны постоянно внизу ваших телеэкранов, пишите нам или звоните, выходите в прямой эфир. Мы давай представим нашего гостя, в студии ОТРажения сегодня Александр Евгеньевич Лысенко , эксперт Общероссийского народного фронта по делам инвалидов. Всё верно?

Александр Лысенко : Добрый день. Да.

Константин Чуриков : Здравствуйте, Александр Евгеньевич. Давайте просто для начала, для затравки, что называется, посмотрим сюжет. Вот наш корреспондент в Ростове-на-Дону, Дмитрий Андриянов, представившись инвалидом, попытался найти работу по специальности радиоэлектронщик, и вот что у него получилось.

У моего соискателя есть трудовой опыт и квалификация - электронщик или радиотехник. Инвалидность по потере слуха, думаю, не должна быть препятствием для отказа ему в трудоустройстве на должность, скажем, слесаря по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики - КИП и А. Специальность, кстати, остродефицитная.

Крупный завод по ремонту железнодорожной техники как раз приглашает слесаря КИП - зарплата 18 тысяч рублей. Но в отделе кадров, только услышали об инвалидности и сразу предложили поискать вакансии в другом месте.

Сотрудник отдела кадров Ростовского электровозоремонтного завода: "Все штатные должности аттестованы в соответствии с Минздравом, у нас есть ряд должностей, на которые мы имеем право принимать слабослышащих людей - но это не слесарь КИП. Обмотчиком, например. Но опять же, на данный момент нет сейчас этой вакансии".

Обмотчик электродвигателей - это тяжелый труд: постоянно на ногах, в шумном цеху и зарплата значительно ниже, чем у квалифицированных работников. На машиностроительном заводе предварительно были готовы рассмотреть кандидатуру слабослышащего соискателя на должность слесаря КИП, но ответ дадут только по результатам собеседования при личной явке на предприятие.

Менеджер по персоналу завода "Ростсельмаш": "Да здесь нужно смотреть, во-первых, по поводу вакансии обратиться в отдел по подбору персонала, во-вторых, т.е. какие вакансии есть, и уже смотреть по медицинским заключениям - в каких условиях он может работать, в каких не может. Реабилитационная карта в основном интересует, где записано, какие ограничения".

В службе занятости отвечают, консультаций по телефону не даем, размер заработной платы зависит от квалификации и места работы, в общем, приезжайте, мы вам подберем подходящую вакансию.

В этом году из 2700 инвалидов, которые обратились в службу занятости около трехсот вышли на работу, после того как переучились на поваров, продавцов, бухгалтеров или водителей погрузчиков. Но большинство, если быть точным - 2100 человек, до сих пор работу не нашли, и получили официальный статус безработного, т.е. своей вакансии они ждут уже несколько месяцев.

Оксана Галькевич: Александр Евгеньевич, вот прокомментируйте, очень интересно. Там два очень серьёзных предприятия в Ростовской области, в общем-то, в масштабах нашей страны, а вот эти комментарии, которые были получены нашим корреспондентом по телефону, они корректны, всё в соответствии с законом? Или вы всё-таки там что-то услышали?

Александр Лысенко : Нет, конечно. Некорректны абсолютно.

Александр Лысенко : Я думаю, что, особенно первый случай, это дискриминация настоящая. Я думаю, что если здесь возбудить дело об административном правонарушении, даже уголовное дело, ведь у нас там от ста тысяч до пяти лет, вообще за дискриминацию инвалидов. То здесь можно добиться успеха в этом случае. Тем более речь идет о глухи людях, вообще у них есть проблемы с трудоустройством, но им легче трудоустроиться, чем, например, человеку на кресле коляске или незрячему человеку. Всё-таки ограничений намного меньше. То, что касается собеседования, ну конечно, раз мы говорим наравне, то и прием на работу должен быть наравне.

Константин Чуриков : Квалификация имеет значение, да.

Александр Лысенко : Другой вопрос, что, конечно, человека с инвалидность надо готовить к этому собеседования. Потому что так уж получается, в силу разных причин, что люди с инвалидностью не умеют презентовать себя. Хотя обладают способностями, талантами.

Оксана Галькевич : И вообще специалисты не хуже.

Александр Лысенко : Да, не хуже. Может быть, даже замечательный специалист, и мы знаем. Поэтому вот такое положение дел. Ну и кстати, надо сказать, вот это была ростовская область. У нас есть регионы, где очень неплохо обстоит дело с трудоустройством инвалидов. В среднем по стране, например, у нас 25,2 занятых инвалидов трудоспособного возраста от общего числа инвалидов. Т.е. четверть. Т.е. если мы говорим, что инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране около четырёх миллионов, сейчас работает миллион. Значит, министерство говорит, мы доведем эту цифру до двух миллионов. При этом надо иметь в виду, конечно, что среди инвалидов трудоспособного возраста, сейчас это женщины до 55, мужчины до 60 лет, конечно, есть очень тяжелые инвалиды, с тяжелыми психическими нарушениями, обездвиженные… Т.е. это не значит, что все сто процентов должны работать и могут работать. Нет, конечно, правда?

Константин Чуриков : Ну, естественно.

Александр Лысенко : Но, тем не менее, 50 процентов – это цифра соответствующая европейскому уровню. Так вот есть регионы, где этот уровень достаточно низкий. Ну, например, Краснодарский край. В Краснодарском крае, где и сельскохозяйственная работа есть, где и промышленная производство развитое, почему один из самых низких уровней занятости инвалидов трудоспособного возраста? И наоборот. У нас есть регионы… Ну например, Калужская область, Белгородская область. Белгородская область тоже с Краснодарским крае сопоставима по климато-географическим условиям, правда? Санкт-Петербург, тоже. Значит что, зависит, ну скажем так, от головы. От губернатора. От внимания к проблеме. От профессионализма службы занятости и от того, как формируется позиция работодателей. Вот в Ростовской области она не сформирована.

Константин Чуриков: Возвращаясь ещё к этому сюжету, мне кажется, нашему корреспонденту, который проводил этот эксперимент, ещё можно сказать повезло с профессией. Легко представить, что радиоэлектронщику сегодня проще найти работу, чем, например, я не знаю, там экономисту какому-нибудь, юристу. Вот, кстати говоря, по каким специальностям сложнее всего сегодня трудоустроиться инвалидам?

Александр Лысенко

Константин Чуриков:
Да.

Оксана Галькевич:

- - речь идет о взятке, -

Константин Чуриков : Заработать на взятку.

Оксана Галькевич : Это какой-то цинизм.

Александр Лысенко

Константин Чуриков : Каждая ситуация уникальна.

Александр Лысенко:

Оксана Галькевич : Вы говорите "адресная помощь", вы говорите "ориентация", "на потребности оглядка человека". А вот человек пишет:

Александр Лысенко

Оксана Галькевич

Александр Лысенко

Константин Чуриков

Оксана Галькевич : За какую ниточку тянуть?

Александр Лысенко : Давайте так. Этот вопрос должен решаться по двум направлениям: первое направление стратегическое. Ну, вообще труд, занятость – это фундаментальные понятия. Они зависят от уровня развития общества. Вот уровень развития обществам мы не можем… Вот да, мы переключили, и завтра всё стало нормальным? И вот эту модель, новую модель. Да, идёт сейчас разработка, кстати, министерство работает, делается новый большой комплексный план, он обсуждается везде, его критикуют, добавляют. И то, что в "Известиях" - вот мы начали передачу с этого – писали, создают более гибкую систему. Конечно, появляются уже отзывы "Вот, министерство решило откупиться от инвалидов, и работодатели, которые не хотят..."

Константин Чуриков

Александр Лысенко

Оксана Галькевич

Александр Лысенко

Оксана Галькевич : Грамотно составит, да?

Александр Лысенко

Оксана Галькевич

Александр Лысенко:

Конечно, системная работа: с одной стороны государство и служба занятости, с другой стороны – работодатели, которые должны тоже понимать, а с третьей стороны сами люди с инвалидностью. И это единое целое, это разделять нельзя, безусловно, я с вами полностью согласен!

Александр Лысенко : Знаете, вот мы проводили рейд в течение последнего года. Смотрели центры занятости населения. Доступность их для инвалидов, зарплату, которую предлагают инвалидам, конечно, банк вакансий, который предлагают инвалидам. Я лично тоже участвовал в этом рейде. И, например, в городе Барнауле среди вот того перечня специальностей, которые инвалидам предлагают, в основном это были уборщики, гардеробщики и прочие вот такие специальности низкокачественные, низкоквалифицированные, с низкой зарплатой. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей в том банке вакансий для инвалидов предлагалась специальность… как бы вы думали? Бетонщика! С зарплатой 30 тысяч рублей! Поэтому, конечно, вы задаете абсолютно правильный вопрос. Почему люди с инвалидностью должны работать вот на таких не качественных рабочих местах, потому что многие из них обладают нужными навыками, профессией. И вот мы опросили регионы: вообще, сколько инвалиды зарабатывают трудоустроенные в регионах? Оказалось, что их зарплата в три-три с половиной раза ниже, чем зарплата средняя по региону. И вот в сюжете, который вы показали, мы собственно говоря, видели, что человек ищет работу, квалифицированную достаточно, да рабочая специальность, но зарплата достойная, нормальная. Ему отказывают. А другие ему предложат другую работу. Хотя она нормальная специальность. У нас сейчас дефицит рабочих специальностей.

Константин Чуриков:
Да.

Оксана Галькевич: Нам, вы знаете, пишут телезрители, вот например, один человек спрашивает, как устроиться с эпилепсией. Об этом тоже ведь приходится предупреждать при трудоустройстве. Видимо, отказывают тоже. И вот человек нам пишет из Дагестана:

- Я инвалид третьей группы, из двух рук – одна дееспособная на 60 процентов. Помогите устроиться, в Дагестане за это требуют деньги, - речь идет о взятке, - а где их взять, тем более заработать?

Константин Чуриков : Заработать на взятку.

Оксана Галькевич : Это какой-то цинизм.

Александр Лысенко : Очень хороший вопрос. Знаете почему? Действительно вот нельзя представлять человека с инвалидностью как такого вот абстрактного среднего человека под названием "инвалид". Это колоссальная ошибка. И мы вот говорим, трудоустройство должно быть адресно. С учётом тех ограничений, которые есть у человека.

Константин Чуриков : Каждая ситуация уникальна.

Александр Лысенко: Конечно, и в том, что одна рука не работает, а у кого-то зрения нет, а кто-то на кресле коляске передвигается. Должна существовать определённая адресность и в предложении рабочих мест, и в трудоустройстве инвалидов. И такому человеку вообще должны порекомендовать, а потом поискать рабочее место в соответствии с его потребностями и возможностями.

Оксана Галькевич : Вы говорите "адресная помощь", вы говорите "ориентация", "на потребности оглядка" человека. А вот человек пишет:

- Я не работаю официально с 2008 года , - собственно по показаниям, - так меня не ставят на учет в центре занятости населения.

Собственно в том центре, где должны помогать с подбором, поиском работы этому человеку. Требуют справку с места работы. Замкнутый круг!

Александр Лысенко : Первое я посоветую этому человеку: у него запись есть определенная в индивидуальной программе реабилитации, и там есть рекомендации по трудоустройству. Это первое. Если его не ставят на учет и не помогает ему служба занятости. Это безобразие вообще-то. И мы обязательно посмотрим, что у нас там в Дагестане со службой занятости.

Оксана Галькевич : Это уже другое сообщение, другой регион.

Александр Лысенко : Второе. Вообще я говорю сейчас о том, как должно быть. Но это совершенно не означает, что сейчас вот так и есть. Поэтому и вы, и мы, мы поднимаем этот вопрос, потому что мы должны создать новую модель занятости и трудоустройства инвалидов. Потому что старая модель, которая вот еле-еле 25 процентов набрали занятости, ну очевидно что она не работает.

Константин Чуриков : Да, но долго ждать. Пока значит Минтруд, доработает свое предложение по этому законопроекту, депутаты его примут. Т.е. вот сейчас людям-то что делать? Жаловаться вам понятно, жаловаться в генпрокуратуру? Или там прокуратуру области региона? Ну, ведь нарушение прав человека!

Оксана Галькевич : За какую ниточку тянуть?

Александр Лысенко : Давайте так. Этот вопрос должен решаться по двум направлениям: первое направление стратегическое. Ну, вообще труд, занятость – это фундаментальные понятия. Они зависят от уровня развития общества. Вот уровень развития обществам мы не можем… Вот да, мы переключили, и завтра всё стало нормальным? И вот эту модель, новую модель. Да, идёт сейчас разработка, кстати, министерство работает, делается новый большой комплексный план, он обсуждается везде, его критикуют, добавляют. И то, что в "Известиях" - вот мы начали передачу с этого – писали, создают более гибкую систему. Конечно, появляются уже отзывы "Вот, министерство решило откупиться от инвалидов, и работодатели, которые не хотят….".

Константин Чуриков : Не, ну это просто было вынесено в заголовок, на самом деле там всё не так.

Александр Лысенко : Да, на самом деле всё не так, вот это шаги в направлении, попытка сделать лучше. И мы не должны наотмашь такими заголовками бить по попыткам министерства. Но это комплекс мер, наверное, мы об этом поговорим.

Вот сейчас. Как жить сейчас. Хочу сказать, что сегодня проводится очень большая работа, и уже нормативно закреплены в законах. Например, федеральном законе о Социальной защите инвалидов уже прописаны многие мер о том, как должна осуществляться работа. Поставлены требования, что люди, например, которые работают в этих центрах занятости, они должны научены быть работать с инвалидами. И вот так с порога не отметать человека, который испытывает трудности.

Поэтому идти, прежде всего, в службы занятости, идти в социальные службы населения. Идти в общественные организации инвалидов. В такие. У нас, знаете, сейчас очень боевые общественные организации инвалидов. И у нас многие сейчас агентства по трудоустройству, так называемые рекрутинговые агентства, тоже занимаются трудоустройством инвалидов. Т.е. надо проявлять вообще жизненную активность самим инвалидам тоже. Жаловаться – да!

Оксана Галькевич : Да, но на это надо как-то силы всё-таки иметь, да, здоровья маловато всё-таки, когда приходится стену пробивать. Это тяжело.

Александр Лысенко : Для того чтобы помогать таким людям, вообще существуют с точки зрения исполнительной власти та же социальная защита населения, которая обязана сопровождать таких людей, понятно – они нуждаются в поддержке. Тот же общероссийский народный фронт, который поднимает эти вопросы. Поверьте есть результаты, если человек не сидит сложа руки, то добиться результата можно.

Буквально последний пример я вам приведу. Ко мне обращается инвалид из центрального региона, и никак ему тоже не найти работу, потому что у него… он юрист вообще, классный юрист! Но у него детский церебральный паралич, он не может говорить нормально, но пишет он великолепно. Но его никуда не принимают, потому что у него речь, у него тремор выраженный. А юрист прекрасный, я смотрю его сайт, его работы. Я говорю: "Слушай, к тебе вот пойдут сотни, тысячи людей за помощью. Там, исковое заявление написать, там…"

Оксана Галькевич : Грамотно составит, да?

Александр Лысенко : Совершенно верно, да! И он сам инвалид может инвалидам… Я говорю, вот путь к заработку денег. Тем более сегодня узаконена дистанционная занятость, у нас разные формы трудоустройства. Он может стать индивидуальным предпринимателем, он может на этом зарабатывать деньги. Но он человек активный, он в поиске. А тот, кто сидит сложа руки, ну…

Оксана Галькевич : Слушайте, такое ощущение, что работать всё-таки надо по разным направлениям. У нас вот общество… Мы так или иначе когда эту тему обсуждаем, мы делимся на "мы" и "они". Нужно не только инвалидам объяснять, какие варианты есть для трудоустройства. Нам всем надо объяснять, что нужно брать на работу и работать с такими людьми, это нормально. Вот, какую-то просветительскую воспитательную работу.

Александр Лысенко: У меня работает несколько инвалидов, я вам хочу сказать, нет разделения на "мы" и "они". Более того, вообще никакого разделения нет, настолько дружный коллектив. Вот недавно мы проводили одну девушку с инвалидностью в отпуск по беременности. Она родила ребеночка – это праздник для всего коллектива огромный.

Конечно, системная работа: с одной стороны государство и служба занятости, с другой стороны – работодатели, которые должны тоже понимать, а с третьей стороны сами люди с инвалидностью. И это единое целое, это разделять нельзя, безусловно, я с вами полностью согласен!

Константин Чуриков : Давайте послушаем, что нам хочет рассказать наш зритель Рустам из Челябинской области. Рустам, здравствуйте.

Рустам, Челябинск : Здравствуйте, меня нормально слышно?

Оксана Галькевич : Прекрасно! Говорите.

Рустам, Челябинск : Я случайно буквально включил ваш канал, был приятно удивлён, что идет такой вопрос "реформа обязательного трудоустройства инвалидов", немножко послушал, извините, я не знаю имен отчеств ваших, и не знаю имени вот того представителя, который…

Константин Чуриков : Александр Евгеньевич в студии, это Оксана, Я Константин. Будем знакомы.

Рустам, Челябинск : Спасибо. Значит, смотрите, я инвалид детства. Проживаю в городе Челябинске, инвалидность ДЦП, ну как обычно всем делали в советские времена. У меня нарушен опорно-двигательный аппарат, ну и, соответственно, с детства довольно сложно устроиться. Несмотря на это, там я получил образование в Кусинском детском доме. Потом очно закончил юридический техникум, очное отделение, причем всё это на кортылях по двум корпусам, там, по ступенькам. Но это полбеды. Получив образование даже с довольно таким дипломом. У нас готовили специалистов как раз вот для пенсионных фондов. Я получил это образование в расчете, что вроде как бы полегче будет. Но к тому времени зарплаты были небольшие, и я, соответственно, не смог так работать. Поэтому судьба так столкнула меня с тем, что пришлось устраиваться в этой жизни самому. И вот хотелось бы сейчас о другом сказать. У нас государство всегда пытается обсудить реформы тех слоев населения, которые скажем так немного ущемлены в каком-то случае слоя этого. Но дело в том, что информация у тех людей, которые готовы с этим работать, у них информация неправдоподобная, она у них искажена. Потому что система достоверности информации, которая доходит до наших центральных московских там, я не знаю…

Константина Чуриков: Разных ведомств…

Рустам, Челябинск : Да-да-да, разных ведомств. Она очень искажена. Ну, судьбой так сложилось, что я работал директором. Потом так получилось - кризис 2007 года, и я остался опять у разбитого корыта…

Константин Чуриков : И сейчас вы не работаете?

Рустам, Челябинск : Нет, ну официально я нигде никогда не работаю. Потому что официально никто вас никогда не возьмет инвалида. Если организация возьмет инвалида на работу, то она получит столько проблем. Столько…

Константин Чуриков : Рустам, спасибо за ваш звонок. Вот ключевые слова: никто никогда официально не возьмет инвалида на работу.

Оксана Галькевич: А мне кажется, ещё важно, что жизни не знают людей, о помощи которым, собственно говоря, идет речь при разработке таких проектов. Скажите, вот какая-то экспертная оценка сообщества инвалидов привлекается к разработке, к оценке?

Александр Лысенко: Начнем с вашего вопроса. Я инвалид второй группы, бессрочно. И вот этими проблемами в Челябинске у нас, например, занимается вопросами трудоустройства и занятости инвалид-колясочник Евгений, который является сопредседателем регионального штаба Общероссийского народного фронта. И мы работаем вообще в тесном контакте с общественными организациями инвалидов. На всех экспертных совещаниях, на совещаниях в администрации президента по данному вопросу обязательно присутствуют люди с инвалидностью, вносят свои предложения, критикуют, дают рекомендации. Да, может быть, 10 лет назад это было не так, а вот сейчас – это именно так. Поэтому все знают абсолютно позицию инвалидного сообщества.

То, что касается вопроса о том, что говорят "нет, инвалида никогда не возьмём". Вы знаете да, действительно, нормы трудового кодекса, они накладывают на работодателей очень серьезные обязательства. И вот по нашим социологическим опросам работодатели боятся брать на работу инвалидов. Более того, существует судебная практика. И судебная практика такова, что, конечно, все трудовые споры, ну большинство, решаются в пользу инвалида. Уж такая негласная установка существует. Можно ли каким-то образом оправдать этим то, что инвалида не берут на работу, или вообще просто нелегально берут. Нет, этим, конечно, оправдать нельзя. Можно оправдать это только дремучим невежеством работодателей.

Константин Чуриков : Вот наш зритель задает вопрос. Мне кажется, ответ на этот вопрос, он и, так сказать, откроет дверь к решению всей проблемы.

- В чем выгода для работодателя при трудоустройстве к себе инвалида?

Когда работодатель сможет себе ответвить на этот вопрос, а государство простимулировать тех, кто будет брать инвалидов. Наверное, как-то мы по-другому будем вести диалог…

Александр Лысенко : Очень хороший вопрос, потому сегодня работодатель на открытом рынке труда, вообще не имеет никаких выгод. Скажем так, конечно, инвалид не настолько конкурентоспособен, и производимость труда у него ниже. Поэтому сегодня одна из главных задач - найти пути поиска стимулирования работодателей.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков : Спасибо. У нас в студии был Александр Лысенко, научный эксперт ОНФ по делам инвалидов.

Содействие включению инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей координаций усилий всех ветвей и уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов. Обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и, в результате, снижение нагрузки на экономически активную часть общества.
Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая в декабре 2006 года, содержит ряд положений (статья 27), закрепляющих право инвалидов на труд наравне с другими людьми. Согласно указанной Конвенции законодательные и иные меры государств-участников ООН должны быть направлены на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех аспектов занятости, защиту прав инвалидов в отношении условий труда и его оплаты, обеспечение трудовых и профсоюзных прав, на обеспечение эффективного доступа инвалидов к программам профессиональной ориентации, службам трудоустройства, профессионального обучения, расширение возможностей доступа к различным формам трудовой деятельности, в том числе в государственном секторе, стимулирование найма инвалидов в частном секторе и их работы в условиях открытого рынка труда, поощрение программ профессиональной реабилитации и поддержания рабочих мест для инвалидов.
Таким образом, центральным вопросом в решении проблем трудовой занятости инвалидов является ликвидация барьеров, ущемляющих права инвалидов и способствующих их дискриминации.
Барьеры, препятствующие решению проблем трудовой занятости инвалидов, можно характеризовать как институциональные, физические, информационные, социальные, экономические, психологические и т. п. Их наличие характерно не только для России, но и для многих развитых стран мира. Опираясь на сравнительные показатели обеспечения трудовой занятости инвалидов в различных станах, можно констатировать, что для России этот вопрос крайне актуален и требует скорейшего решения (таблица 1).
Дискриминация инвалидов в области трудовой занятости имеет негативные последствия как для самих инвалидов, так и для общества в целом. Для инвалидов такая дискриминация приводит к низким доходам, снижению социального статуса, возникновению зависимости, отсутствию свободы выбора, ущемлению прав и достоинств, формированию неудовлетворенности и ухудшению взаимоотношений с другими членами общества, отсутствию развития личности. Общество страдает от уменьшения трудовых ресурсов и ограничения трудового потенциала, увеличения нагрузки на экономически активную часть населения, роста социальной напряженности.

Таблица 1.
Оценка результативности усилий по обеспечению трудовой занятости инвалидов

Важнейшим направлением решения перечисленных проблем является совершенствование законодательных норм, регулирующих вопросы трудовой занятости инвалидов. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственные гарантии трудовой занятости инвалидов предоставляются в форме квотирования приема инвалидов на работу в организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, а также путем создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, условий для предпринимательской деятельности, организации обучения инвалидов новым профессиям.

На практике реализация этих положений встречает определенные трудности. Так, ст. 21 указанного закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Таким образом, все предприятия малого и многие пред-приятия среднего бизнеса оказываются вне поля действия закона. Вместе с тем, хорошо известно, что малые и средние предприятия в силу многих обстоятельств являются системообразующим ресурсом рабочих мест для инвалидов.
Практика реформ (например, налоговых) свидетельствует о том, что помимо фискальных подходов немаловажную роль имеют стиму-лирующие механизмы. Баланс интересов власти, бизнеса и общества должен иметь конечной целью социальную интеграцию, опирающуюся с одной стороны на потребности, интересы, притязания, права и обязанности инвалидов и на участие, возможности, доступность, открытость и компетентность общества, бизнеса и власти - с другой стороны. В основе такой интеграции должны лежать социальная сплоченность и социальная справедливость.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» размер пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) находится в зависимости от степени ограничения способности инвалидов к трудовой деятельности, который устанавливается в процессе освидетельствования специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Например, наличие III (самой тяжелой) степени ограничения способности к трудовой деятельности означает полную нетрудоспособность, исключает участие в трудовой деятельности, связанной с получением доходов, и предусматривает максимальный размер пенсии и ЕДВ. В этих условиях человек, как правило, стоит перед выбором между гарантированным доходом на грани прожиточного минимума и, в случае трудоустройства, негарантированной компенсацией утраченных средств пенсии и пособия (ЕДВ). При существующем уровне пенсионного обеспечения, не учитывающем специфические потребности инвалидов и связанные с ними дополнительные расходы, подобный подход резко снижает мотивацию инвалидов к поиску постоянной легальной работы, стимулирует «теневую» занятость, формирует у работодателей негативные стереотипы в отношении трудоустройства инвалидов.
Усилия органов власти Москвы в решении перечисленных проблем заслуживают, бесспорно, положительной оценки. Но следует понимать, что системный подход к обеспечению трудовой занятости инвалидов должен предусматривать принятие согласованных решений и осуществление согласованных действий на всех уровнях власти. В основу системного подхода должны быть положены единая идеология (миссия, цели, задачи, концепция) и единая государственная программа, предусматривающая план ее реализации на федеральном и региональном уровнях. Должны быть также учтены ресурсные возможности федерального центра и субъектов Российской Федерации, распределение бюджетных и иных полномочий, определены индикаторы результативности выполнения программы, установлены контрольные критерии.

Тема видеоконференции: «Универсальный дизайн предоставления услуг с учётом потребностей людей с инвалидностью».

11 февраля (вторник) 2014 года с 12:00 до 13:30 по московскому времени Ресурсный центр РООИ «Перспектива» проводит видеоконференцию с экспертом, Научным руководителем и председателем правления АНО «Национальный центр проблем инвалидности» в Москве (ЛЫСЕНКО Александром Евгеньевичем ).

ЛЫСЕНКО Александр Евгеньевич :

Эксперт по проблемам инвалидности ОНФ, Председатель Экспертного совета Фонда содействия реализации Конвенции ООН о правах инвалидов «Доступная среда и универсальный дизайн», член Экспертного совета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, руководитель отраслевого отделения по реабилитационной индустрии и член Федерального межотраслевого совета Общероссийской общественной организация «Деловая Россия», Член Международного экспертного совета по образованию в рамках проекта «Социальный навигатор» РИА НОВОСТИ, эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Согласитесь, что понятие «доступность» часто отождествляется только с физическими объектами. Но, когда мы приходим в супермаркет или поликлинику, кинотеатр или университет, нашей конечной целью является не столько беспрепятственное перемещение по нему, сколько получение услуги, ради которой мы пришли.

В Конвенции ООН о правах инвалидов под доступностью подразумевается, в том числе, равный доступ людей с инвалидностью к услугам, открытым и предоставляемым для населения. Понятие «универсальный дизайн» в равной степени распространяется на услуги так же, как и на предметы, обстановки и программы.

Давайте вместе обсудим, что же из себя представляет универсальный дизайн применительно к услугам? Как организовать на принципах универсального дизайна предоставление услуг всем людям без исключения? Что уже сделано и делается для внедрения этого принципа применительно к услугам в России? Какова роль общественных организаций в устранении барьеров, которые сегодня препятствуют получению услуг людьми с инвалидностью?

  • О прошедшем вебинаре (включая видеозапись):
    см. Универсальный дизайн услуг: разговор с экспертом Александром Лысенко

Для участия в видеоконференции Вам необходимо:
1. Скачать программу TrueConf Online v6.4.1 ;
2. Зарегистрироваться на сервисе прямо из программы;
3. Позвонить нам из программы TrueConf Online на адрес: или войти в конференцию по следующей ссылке .

Компания TrueConf – производитель программных систем для видеоконференций и официальный оператор видеоконференцсвязи. Компания имеет большой опыт разработки и внедрения решений для видеоконференцсвязи в различных областях.
По всем организационным вопросам участия в видеоконференции обращайтесь к Игорю Кипчатову (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ) и телефону +7-495-725-39-82
Просим Вас заранее присылать свои вопросы на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или оставлять их в комментариях к анонсу на нашем сайте.

Сегодня представляем выдержки из стенограммы выступления эксперта проекта "Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации" (ЕС-Россия) Александра Евгеньевича Лысенко.

Тема выступления "Несекретно! Правда о положении детей-инвалидов в России"

Лысенко: Тема моего выступления посвящена детям-инвалидам и инвалидности в России. Для того, чтобы правильно освещать эти проблемы необходимо «пропустить» их через свою душу, через свое сердце. Надо попробовать себя поставить на место другого человека, который непосредственно сталкивается со своими проблемами. Вот тогда эффективность публикаций, выступлений, работы будет намного выше. Самое главное, тогда будет получен именно тот результат, к которому мы стремимся.

Я вас называю коллегами, потому что считаю вашу роль в решении проблем инвалидности никак не меньше, чем, например, свою роль, как реабилитолога - человека, который системно занимается реабилитацией инвалидов. Инвалидность не есть атрибут самого человека. Инвалидность возникает в результате того, что человек, у которого есть биологический дефект, сталкивается с проблемами, трудностями, барьерами, которые создают для него люди, которые не являются инвалидами. В основном, жизнь устроена так, что неинвалиды определяют условия жизни для инвалидов путём создания жизненной среды для «усредненного человека».
Поэтому я хочу, прежде всего, пригласить сюда ваших коллег, фотожурналиста Диму, его жену - Нелли и их сына Кирилла. Пожалуйста, проходите сюда.

Клянусь, что сегодня мы увиделись первый раз. И ребята это подтвердят. К сожалению, не очень радужная и веселая ситуация свела нас вместе. Хочу, чтобы о том, что случилось, они вам рассказали сами. Думаю, тогда будет более понятно то, о чем я буду говорить дальше в своей презентации. Поэтому попрошу Нелли рассказать о том, какие проблемы заставили нас познакомиться, встретиться. И как эти проблемы были решены.

Нелли: Начну, наверное, с того, что в три года и девять месяцев нашему ребенку был поставлен диагноз - ранний детский аутизм. Многие из вас слышали, что это такое. Это особое состояние, которое характеризуется особенностями развития ребенка, особенностями поведения, внимания, развития речи. И вот с этого момента, конечно, жизнь наша кардинально поменялась.

До этого времени мы думали, что у нас обычный ребенок растет, нормальный. Понадобилось определенное время, чтобы свыкнуться с этой мыслью и начать что-то делать для того, чтобы изменить ситуацию. С тех пор мы перепробовали очень много способов реабилитации. Мы пробовали и лекарственную терапию, которая, к сожалению, ни к чему хорошему не привела, только подорвала здоровье сына, и дельфинотерапию, и ипотерапию. Занимались с психологами, логопедами, дефектологами, в том числе, в группе детей.

К тому времени, когда Кирилл достиг возраста восьми лет, мы стали заниматься выбором школы. Перед этим выбором оказываются все родители детей-аутистов. И выбор этот очень непростой. Не секрет, что школ для таких детей, даже в Москве, не говоря о других городах, просто нет. Мы выбрали компромиссный вариант. Это общеобразовательная школа недалеко от нашего дома, где нас приняли на индивидуальное обучение. Это не идеальный вариант. Идеальным вариантом было бы включать таких детей в обычные классы. Но, к сожалению, много говорится об интегративном образовании, но, на самом деле, пять лет назад, когда мы повели ребенка в первый класс, у нас такого выбора не было. И мы остановились на индивидуальном обучении. Форма обучения называется надомной, но, на самом деле, мы приводим ребенка в школу, и он индивидуально занимается с учителями.

Надо сказать, мы ни разу не пожалели об этом выборе школы. Приняли нас там очень хорошо. Замечательный директор, замечательный завуч по надомному обучению. Очень тщательно подбираются учителя, которые занимаются с такими детьми. Ведь не каждый учитель сможет работать, - нужно пересмотреть свою методику преподавания, найти подход к такому ребенку. Не все, конечно, было гладко, но, в целом, мы очень довольны этой школой, благодарны педагогическому составу. Самое главное, что Кириллу там хорошо. Там его все знают, у него много знакомых. И дети его знают, и никогда никто его не обижал, что часто бывает в других школах.
Но до этого у нас не было статуса инвалида. Два года назад мы решили получить этот статус для своего ребенка. По разным причинам мы не сделали этого раньше, но постепенно пришли к пониманию, что это нам только поможет в дальнейшей реабилитации. Мы совершенно неожиданно столкнулись с массой проблем. Для того, чтобы пройти комиссию по инвалидности для ребенка с диагнозом «психическое заболевание», нужно сначала пройти комиссию в психиатрической больнице. Там нам был поставлен совершенно другой диагноз и даны рекомендации сменить школу на коррекционную, то есть, вспомогательную.

Мы были категорически не согласны с этим диагнозом и рекомендациями. Но нас не очень-то и слушали. Поскольку вспомогательные школы созданы для детей с другими проблемами, а не для аутичных детей. На комиссии по установлению инвалидности нам был поставлен ультиматум: либо вы меняете школу и получаете инвалидность, либо вы не меняете школу, но и инвалидность не получаете. Вообще, разговор велся в таком ключе: «Ребенок у вас социально адаптирован, ходит в обычную школу, зачем вы сюда пришли? Он такой хороший, зачем вы из него делаете инвалида?» Мы и не говорили, что он у нас плохой. Он хороший, но нуждается в помощи, у него есть проблемы, и не надо на это закрывать глаза. Это объективная реальность.

К сожалению, мы получили отказ два года назад. На тот момент у нас не было возможности добиваться справедливости, потому что мы ожидали рождения второго ребенка. У нас родилась дочка и, в течение этих двух лет, не было ни возможности, ни времени заниматься этим. Сейчас мы решили возобновить свои попытки, и натолкнулись на такую же стену непонимания, нежелания вникнуть в проблему. За этими диагнозами, за выписками, за бумажками, к сожалению, специалисты, которые должны нам помогать, не видят конкретного ребенка, и, просто, не хотят помочь ему.

Помощь в данном случае заключалась в том, чтобы в плане обучения оставить все как есть. Есть школа, которая нас принимает. Есть учителя, которые хотят заниматься с ним. Ребенку хорошо в этой школе. Казалось бы, надо радоваться. Зачем что-то менять? Мы обратились за консультацией к независимым экспертам Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Они категорически не согласились с диагнозом и рекомендовали нам продолжать обучение в нашей школе. Но, оказывается, Институт коррекционной педагогики, которое является в нашей стране и в мире очень авторитетным учреждением, не является авторитетным для федерального государственного учреждения медико-специальной экспертизы, в котором мы проходили комиссию.

И, если бы не вмешательство Александра Евгеньевича Лысенко, эта проблема, видимо, не была бы решена, и сын не получил бы статус инвалида. Только благодаря вмешательству сверху нам удалось это. Но только на 9 месяцев. То есть, через 9 месяцев, в июне, опять все начнется сначала.

Вообще, отдельный разговор о том, как принимают родителей, как с нами разговаривают, как на нас смотрят в учреждениях здравоохранения, в психиатрической больнице. С нами разговаривают как с убогими людьми, как будто мы приходим просить чего-то, на что мы не имеем права, и что только в их власти нам дать.
На данный момент проблема не решена, потому что вопрос обучения повис в воздухе. Чтобы получить право обучаться индивидуально, нужна справка, которую выписывает врач. Но я надеюсь, что мы ее решим.
Лысенко: Я бы хотел спросить. Какой у вас состав семьи сейчас?

Ответ: Нас четверо. Постоянно нам помогают бабушки, дедушки. Потому что Кирилла надо водить в школу, делать с ним уроки.

Лысенко: Бабушки и дедушки живут с вами?

Ответ: Не постоянно, но приезжают.

Лысенко: Вы не работаете?

Ответ: Я 13 лет не работаю.

Лысенко: Вы постоянно с Кириллом и с дочкой. Значит, фактически работает только Дима. Дима, с какими проблемами приходится сталкиваться? Понятно, что на Вас серьезная ответственность. Бабушки, дедушки - пенсионеры. Нелли не работает.

Дима: Я фотожурналист. Ну, какая ответственность? Так сложилось, что мой ребенок такой. Принимаем это так, как есть. Я должен честно признаться.

Лысенко: Я вижу, что у Вас глаза немного потухшие, «крылышки опустили»?

Дима: Ну, что Вы? О чем вы говорите? По сравнению с проблемами детей в Беслане, наша проблема - это ничего из ряда вон выходящего.

Я должен признаться, что как отец, я, наверное, не очень. Потому что я, в основном, озабочен тем, как заработать на жизнь. Мне приходилось как фотографу, в самых разных местах работать - от съемок в горячих точках до съемок в экстремальных температурных условиях, на буровых вышках. Я много чего видел, много чего могу сравнить. И, объективно, повторюсь, наша ситуация не является из ряда вон выходящей. Я к этому отношусь спокойно. Я принимаю это так, как есть.
Может быть, в силу того, что я журналист, у меня более скептически-циничное сложилось отношение к жизни в рамках нашего государства, - я от него ничего не жду. Я ему ничего не должен, не задолжал, и я от него ничего хорошего не жду. Главное, чтобы ничего плохого нам не делали, а оставили в покое.

Помогли нам восстановить справедливость, благодаря вмешательству Александра Евгеньевича. Я его разыскал через знакомую правозащитницу из Сахаровского центра. Да, нам, в общем, повезло. Но у меня осталось ощущение, что нам не помогли получить то, что мы заслужили. Нашему сыну статус инвалида присвоили «по блату», что ли. Было такое выражение в годы застоя. То есть, сделали исключение.

В пятницу на прошлой неделе нам отказали по тем же самым причинам. Обхамили, испортили настроение. И только благодаря тому, что Александр Евгеньевич приложил невероятные усилия, делал звонки. Могу только догадываться, что ему приходилось делать, с кем разговаривать. И та же женщина, которая нам отказала, позвонила на домашний телефон. Разговор строился с совершенно другой интонацией. И в понедельник вопрос решился за две минуты. Нам торжественно вынесли розовую справку и, таким образом, на 9 месяцев мы прикрыты. Что будет дальше, мы не знаем. У нас тайм-аут: 9 месяцев.

Ещё раз огромное Вам спасибо за человеческое участие. Без вас наш статус остался бы прежним, если называть вещи своими именами.

Лысенко: мне очень обидно, что у нас в жизни получается так, что надо куда-то обращаться, кого-то просить для того, чтобы что-то было сделано. Все такие дела должны автоматически решаться, без всяких натяжек.

Что я хочу вам пожелать? У вас абсолютно правильная позиция, что вы все воспринимаете как данность. Уверен, что Кирилл будет адаптирован и нормально жить в дальнейшем. Понятно, что дело совершенно не в этой розовой справке. Главное, что сейчас необходимо сделать то, о чем я раньше вам говорил: сформировать хорошую программу реабилитации и сконцентрировать усилия на её реализации. Вот здесь у нас присутствует Юлия Анатольевна Разенкова из Института коррекционной педагогики. Я очень надеюсь: институт нам поможет в этом плане. Нужна хорошая, грамотная программа реабилитации. Ведь даже диагноз был изменен в результате независимой экспертизы. Тяжелые диагнозы, которые были ранее выставлены, сняты. И есть перспектива. А мы - реабилитологи для того и существуем, чтобы помогать ребёнку и его семье, чтобы вместе думать и решать все проблемы. На самом деле, в реабилитологии все работает команда специалистов. Не один врач, не один психолог, не один педагог, - только команда специалистов.

Я думаю, что мы такую команду теперь мы должны вместе сформировать. Подумать, как вам перестроить жизнь внутри семьи, чтобы добиться лучших результатов, продумать роль каждого в достижении этих результатов. В том числе, и роль самого Кирилла, конечно. Я вам желаю успеха. Огромное спасибо. Вы очень мужественные люди, что вот так, все вместе, пришли к нам. Но наша аудитория - это наши коллеги, друзья. И, конечно, мы не будем ни фамилий, ни городов называть.
Своим присутствием вы делаете для решения проблем детей-инвалидов огромное дело. Потому что нам очень важно правильно понимать, что вокруг нас происходит, почему это происходит. Эти причинно-следственные связи надо выявить для того, чтобы материалы в СМИ были глубокими, правдивыми. И чтобы то, что произошло с вами, в принципе, больше не происходило бы с другими людьми. Это наша общая цель. Огромное вам спасибо! До свидания!

Сегодня в первой половине дня блестяще выступал Олег Николаевич Смолин, депутат Госдумы. И вы, конечно, убедились, что государство делает очень многое в решении проблем семей с детьми-инвалидами, самих детей-инвалидов. И эти шаги видны. За последние два года виден существенный прогресс. Во-первых, финансирование увеличивается с каждым годом. Этого нельзя отрицать. Во-вторых, создан Совета по делам инвалидов при Президенте. Россия под определенным общественным и профессиональным нажимом двигается вперед: подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, теперь намерена её ратифицировать, и многое другое.

Но я думаю, что сегодня правильнее говорить о болевых точках. Это не означает, что мы должны критиковать Правительство, Президента, министерства, ведомства за то, что они плохо работают. Нет. Давайте научимся говорить о болевых точках конструктивно. Чтобы понимать, что нам надо делать и куда двигаться. Мне кажется, сегодня это очень важно.

А болевых точек в решении проблем детей-инвалидов и их семей, в основном, две: это бедность и дискриминация. Вот, наш пример, с которого мы сегодня начали. Он очень хорошо демонстрирует эти две проблемы. Я не мог говорить в присутствии Димы, Нелли и Кирилла, но у ребенка ранее был выставлен диагноз: ранний аутизм, психоорганический синдром, умственная отсталость. По существующим критериям при таком диагнозе нельзя не установить инвалидность.

Но представьте себе, сегодня мы говорим об интегрированном образовании. О том, что дети-инвалиды должны в общую школу идти. Но ребенку отказывают в установлении инвалидности именно потому, что он обучается в общеобразовательной школе?! «Вот обучался бы ты в коррекционной школе - был бы инвалидом! А если учишься в общеобразовательной школе - значит, не инвалид»!!! Парадоксальная ситуация! Это говорит о том, что существующие системы медико-социальной экспертизы и образования просто «разрублены топором» между собой. И никакого взаимодействия между этими двумя системами нет. Сейчас ребенку изменили диагноз, поставили другой, не менее тяжёлый.

Я вам честно скажу, когда узнал, что ребенку не установили инвалидность, то целый день лежал «в гипертоническом кризе». Когда я поговорил об этом с руководством службы медико-социальной экспертизы, мне сказали: «Да что Вы! Не может такого быть в принципе. Должны были установить инвалидность!».

Почему для них было важно получить инвалидность для ребёнка? У нас ведь как, если ты инвалид, то подпадаешь под действие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». И тогда ты получаешь много-много всего. Прежде всего, доступ к бесплатной реабилитации. Если ты не инвалид, то много вещей перед тобой закрыто, или ты должен за это заплатить. Потому что, к сожалению, закон о реабилитации, который предоставлял бы гарантии реабилитации для всех людей, а не только для инвалидов, на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует.

Сегодня Олег Николаевич Смолин говорил, что противники закона «О специальном образовании» говорят: «сегодня есть закон «Об образовании» и нечего придумывать специальный закон для инвалидов. Так же и с законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», говорят: «есть закон об инвалидах и нечего придумывать отдельный закон о реабилитации. Хотя, в Англии примерно 20 законов, посвященных инвалидам. В крошечной Ирландии то же самое.

Аналогично в других развитых странах. Почему-то там законодатели не боятся создавать новую нормативную базу, когда появляются новые проблемы и новые задачи. У нас отношение к этому другое.

Итак, болевые точки: бедность и дискриминация. Будем опираться только на факты. Конечно, они здесь изложены не в полном объёме, но за те, что представлены, даю гарантию.

Статистика. Вот единственная цифра, в которой я сомневаюсь, - речь идет о количестве детей-инвалидов в Российской Федерации. Если вы откроете брошюру Фонда, там написано - 537 тысяч. Это было в позапрошлом году. Ребенок-инвалид - это тот, который получает социальную пенсию по инвалидности. Учёт ведет Пенсионный фонд Российской Федерации. К сожалению, сегодня эта информация закрыта. Если раньше была статистика общего количества инвалидов, которую вел не Пенсионный фонд, мы знали, сколько всего инвалидов в стране. Сегодня ведомственная статистика Минздравсоцразвития позволяет учесть только первичную инвалидность, - только когда человек приходит и ему впервые устанавливают инвалидность; или те, кому инвалидность устанавливают при повторном освидетельствовании. А общее число инвалидов в России на сегодняшний день неизвестно. Общее число детей-инвалидов - тех, кто получает пенсии - это данные Пенсионного фонда. Поэтому за эту цифру я сегодня гарантии не даю. Но я обещаю вам выцарапать эту цифру. Предполагаю, что сегодня она меньше, чем 500 тысяч.

Возникает вопрос: как быстро у нас уменьшается количество детей-инвалидов. И с чем это связано? Да, конечно, причины демографические - детей меньше стало рождаться. Возникает другой вопрос: может быть, снимают инвалидность? Или есть проблемы с установлением инвалидности? Почему?

Выступавший передо мной коллега из Министерства образования рассказывал о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным аналитического управления Совета федерации у нас в Российской Федерации примерно 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие семьи не идут получать для своих детей инвалидность. Не желают, стесняются, не знают, не хотят, - причин много. Или не подходят под достаточно жесткие критерии установления инвалидности, которые становятся все более жёсткими с каждым годом. Например, сегодня ребенок, у которого на одном глазу отсутствует зрение, не признается инвалидом.

Среди причин инвалидности на первом месте - врожденные аномалии, обратите внимание, - красная цифра! Это новая статистика по данным Федерального бюро медико-социальной экспертизы. Статистика 2009 года. Она еще нигде не опубликована. В 2008 году впервые было выявлено инвалидов с врожденными аномалиями больше всего - 15271 человек. Это почти 23% от всех впервые выявленных детей-инвалидов. Итак, на первом месте врожденные аномалии.

Но если мы проанализируем мальчиков и девочек, то причины инвалидности разные. У мальчиков (красным выделено) - 8711 впервые выявленых с психическими расстройствами (22,7%). Они традиционно у мальчиков идут на первом месте. У девочек - 7261 впервые выявленных случаев с врождёнными аномалиями (25,2%).
Если мы проанализируем динамику по годам, обращает внимание рост врожденных аномалий. Ситуация здесь парадоксальная. Резкое улучшение качества перинатальной помощи, улучшение работы перинатальных отделений, оснащение их современным оборудованием сегодня позволяет выхаживать очень тяжелых детей и сохранять им жизнь. Чем лучше работает медицина, тем больше увеличивается количество людей, у которых серьезные проблемы со здоровьем. Но современные медицинские технологии спасают людям жизнь и дают им возможность жить.

Вот статистика, которая была получена в результате социологического исследования, проведенного в прошлом году в рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» (Программа сотрудничества ЕС и России). Как живут эти люди с инвалидностью?
Мы опросили сначала около 3,5 тыс. человек, а потом еще 700 человек по вопросам обеспечения техническим средствам реабилитации. Это самое масштабное социологическое исследование в Российской Федерации за последние годы. Вопрос был такой: где вы больше всего испытываете унижения и обиды? На первом месте идут больницы и медицинские учреждения, - 44% респондентов. Общественный транспорт - 37%. Торговые предприятия - 29%. Фактически, каждый инвалид в свое жизни сталкивается с унижениями и обидой.

На какие деньги сегодня живет семья ребенка-инвалида? Пенсия - 3900 руб., ЕДВ - 1146 руб, стоимость набора услуг, если соцпакет не получает, - 615 руб. пособие по уходу - 1200 руб., без коэффициентов. В регионах, где есть коэффициенты, - 1380 руб. Итого: 6861 руб.

Оценивайте, пожалуйста, сами - это много или мало. Но учтите, что часто в семье бывает второй иждивенец или инвалид. Часто бывает неполная семья. Мама не работает, как правило. Если мама не работала раньше, то стаж ей не шел. Сейчас по пакету пенсионных законов, о котором говорил Олег Николаевич Смолин, маме пойдет трудовой стаж, если она не работает и ухаживает за ребенком-инвалидом. Правда, есть одна оговорка: стаж пойдет, но всего не более пяти лет (имеется в виду стаж пенсионного страхования).

Да, есть такие регионы, как Москва, например, которые доплачивают. В Москве прожиточный минимум - 8,5 тыс. руб. Разницу доплачивают. Есть еще целый ряд доплат. Но не везде так.

Доступ к образованию. По данным из специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2006 год) в нашей стране детей-инвалидов школьного возраста, которые не могу реализовать конституционное право на образование, около 200 тысяч.

Социологический опрос. Мы начали сегодня с того, что государство делает. Государство вкладывает деньги. А вот как оценить, насколько это эффективно? Что получается в результате этого?

По данным нашего опроса не ощущают позитивных сдвигов от 59 до 84% инвалидов (в зависимости от принадлежности к различным категориям): нарушения слуха, зрения, опорники, умственная отсталость. 95% инвалидов считают, что государство мало о них заботится. Надо быть справедливым при этом. Да, в результате той политики в отношении инвалидов, которая была в советские времена, появилась большая проблема иждивенчества среди самих инвалидов. Конечно, это больше относится к взрослым инвалидам, чем к детям. Или к родителям детей-инвалидов. Сегодня они иногда приходят в реабилитационные учреждения и говорят: «Поставьте штамп, что мы прошли реабилитацию с ребенком», несмотря на то что ребёнок не прошёл курса реабилитации.

50% населения видит между собой и инвалидами существенные различия. 27% считают, что инвалиды не вписываются в общество. Это почти треть нашего населения. И почти 20% населения считает инвалидов обузой для общества. Вот какая огромная социальная дистанция в нашем обществе, в котором нам приходится решать проблемы инвалидности.

Поэтому ваша роль заключается в том, чтобы сократить эту социальную дистанцию. Именно вы работаете со здоровой частью населения.

Технические средства реабилитации - это очень важный элемент системы реабилитации. Многие инвалиды просто не могут без них обходиться. Например, инвалиды по слуху не могут обойтись без слуховых аппаратов, а дети-инвалидвы по слуху - без кохлеарных имплантатов. Очень зависимы от технических средств реабилитации инвалиды-опорники. Не удовлетворена полученными от государства техническими средствами реабилитации примерно половина детей-инвалидов, - мы опрашивали детей в возрасте от 14 до 18 лет; и более половины родителей детей-инвалидов не удовлетворены. Считают, что предоставляемые государством бесплатно технические средства реабилитации имеют низкое качество, недостаточную функциональность, требуют постоянных ремонтов. Причина понятна - они закупаются государством в условиях тендеров, при которых главный критерий - цена, да и коррупция проникла в проблему очень глубоко, поэтому качество изделий низкое.

Например, я из уст Юрия Михайловича Лужкова слышал, что он называет закон № 94 абсурдным. Из уст Владимира Владимировича Путина я слышал, что закон № 122 - «пресловутый». Тем не менее, что меняется? О том, что и как поменять в законодательстве, мы поговорим дальше.

Медико-социальная экспертиза. Почти половина участников опроса была не удовлетворена процедурой медико-социальной экспертизы в нашей стране.

Вопрос: где должны учиться инвалиды? Ведь мы должны подумать, а не просто три эксперта сядут и скажут: мы должны для инвалида вот так и так сделать. Любой вопрос, который касается детей-инвалидов, родителей детей-инвалидов, надо решать вместе. Надо прислушиваться к мнению, к позиции, которая сегодня существует у инвалидов, у родителей детей-инвалидов, у самих детей. Они равноправные участники процесса реабилитации.

Где должны учиться инвалиды? Большинство инвалидов (красным вверху) - это инвалиды по зрению, по слуху, опорники, а также население, здоровые люди, считает, что инвалидам нужно специальное образование - соответственно 69, 74, 46 и 60%.

Общая средняя школа для инвалидов. Эти проценты колеблются: 14, 16, 25, 14%. Домашнее обучение. Население считает, что 15% должны находиться на домашнем обучении. Это говорит о том, что сегодня наше общество к быстрому переходу к интегрированному (инклюзивному) образованию, еще не готово. Потому что они не дураки. Они прекрасно понимают, что сегодня наша общеобразовательная школа не готова к этому.

В прошлом году я разговаривал с крупными специалистами-психологами из Италии, специалистами по инклюзивному образованию. Я спросил: какие у вас проблемы в области инклюзивного образования? Они говорят: две проблемы - неготовность преподавательского состава и неготовность родителей, чтобы их дети учились вместе.
Я присутствовал на лекции одного специалиста Института коррекционной педагогики. Она объяснила проблему интегрированного образования просто и понятно. Структура инвалидности разная: легкие, средние, тяжелые; слух нарушен, зрение; колясочники и так далее, - очень разная структура инвалидности и по видам, и по тяжести. А структура знаний тоже разная: с одной стороны «музо», «физо», «изо», с другой - математика, физика, химия. И когда говорят, что вот с умственной отсталостью тяжелой степени будут учить математике на таком-то уровне, то возникает вопрос, насколько это реально. Насколько это нужно вообще. Если мы опять пойдем, как всегда у нас в России было, по «котловому пути»: вот решили, разделили, все глобально, - то мы получим абсолютно нулевой результат.

Вы знаете, сколько было самоубийств на Западе, в Соединенных Штатах Америки при переходе к инклюзивному образованию среди инвалидов? Это был всплеск. И это привлекло, между прочим, внимание. Поэтому поступать вот так резко - будет означать не какой-то особый путь, а пещерную идеологию в этом вопросе.

Мы обследовали фокус-группы семей детей-инвалидов. Вот основные проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться детям-инвалидам. Первое: ограничения, с которыми приходится сталкиваться ежедневно и которые накладывают свой отпечаток на все сферы жизни этих семей. Второе: большие материальные проблемы.

Представьте у наших гостей - Димы и Нелли, папа и мама - пенсионеры у обоих. Двое детей. Неработающая жена. Сколько Диме приходится работать для того, чтобы просто прокормить свою семью? Следующее. Невозможность профессиональной самореализации. Нелли - очень высокообразованный человек, который в совершенстве знает немецкий язык, лингвистику и так далее, но лишена возможности работать. Далее. Неблагоприятные условия, создаваемые окружающими и обществом в целом: равнодушие, пренебрежение, изолированность, одиночество, безысходность. Постоянная борьба за выживание, для которой требуются огромные усилия и внимание, отсутствие надежды на достойное будущее. Вот то, что говорят люди во время социологического опроса.

Говорят они еще резче. Это уже научные выводы.

Огромная роль СМИ. Но ведь журналист, как артист на сцене, который должен войти в контакт с публикой. У вас, может быть, нет прямого контакта, но вы оцениваете, как воспринимается ваш труд. И население, и инвалиды в подавляющем большинстве своем считают, что средства массовой информации недостаточно уделяют внимания проблемам инвалидов. Можно спорить вокруг этого, но говорить, обсуждать. Это достаточно значительная цифра, и каждый хочет, чтобы ему в прессе уделяли большое внимание. В данном случае побуждение идет не от желания этой группы населения, а от объективных потребностей всего общества. Потому что инвалидность - это не их проблема. Это проблема всего общества.

Я хотел бы закончить свое выступление следующим. Вы, наверное, читали книгу Пауло Коэльо «Победитель всегда один»? В ней приводится любимый мною пример: если лягушку бросить в банку и постепенно нагревать, она так и сварится обездвиженная, а если бросить ее в банку с кипящей водой, она оттуда выпрыгнет. Мне кажется, что образ перемен должен быть в каждом из нас. Мы не должны быть лягушками, которые плывут по течению, не чувствуя, как изменяется температура вокруг нас, -тогда удастся сломать перечисленные выше стереотипы.

Сегодня вы видели мальчика с аутизмом. Я хочу привести стихотворение девочки с аутизмом. Ее зовут Соня. «Что заставляет уходить в бессмертие? Мельчайшие частички бытия. Их разделяют звезды и столетия, и вместе с ними исчезаю я. Но, исчезая во Вселенской книге, я оставляю четкие черты, и в каждом атоме, и в каждом миге меж мной и Вечностью наведены мосты».

Мне кажется, наша общая задача - говорить, прежде всего, о мостах между людьми. Я так понимаю это стихотворение. Нам надо навести эти мосты. Если мы их не наведем, то вся наша работа, которую мы делаем, это будет пена. А пена, как известно - плохой строительный материал.

Подготовила Елена Захарова



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения