Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое социальная реабилитация. Социальная реабилитация

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация - это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями , направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений , с другой стороны, процесс личностных изменений.

Социальная реабилитация как технология социальной работы

Социальная реабилитация как технология социальной работы - это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность , миграцию , безработицу , отбывание наказания в тюрьме и т. д.

Цели и средства социальной реабилитации

В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса , социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Виды социальной реабилитации

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

  • Социально-медицинская - это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
  • Социально-психологическая - это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-

вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

  • Социально-педагогическая - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
  • Профессиональная и трудовая - формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в

последствии его трудоустройство.

  • Социально-средовая - восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды .

Принципы социальной реабилитации

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

  1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
  2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
  3. Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
  4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
  5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Медико-социальная реабилитация

Медико-социальная реабилитация - это процесс, цель которого профилактика инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

Литература

  1. Кузнецова Л. П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие. - Владивосток, 2002
  2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е. И. Холостова , д.и.н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 427с.
  3. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997 c. 328

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует, прежде всего, отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.
Одним из приоритетов современной социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация.
Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Социально-средовая реабилитация инвалидов - это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.
В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нуждаются в технических средствах реабилитации. До недавнего времени в стране насчитывалось всего тридцать наименований реабилитационных средств против двух тысяч, которые были известны в мире. В результате реализации федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов», принятой правительством в январе 1995 г., ситуация стала меняться к лучшему. На начало 1998 г. насчитывалось уже более 200 наименований реабилитационных средств для инвалидов.
Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации реализуются в соответствующих реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. В частности, медико-социальными экспертными комиссиями и реабилитационными центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.
Следует отметить, что имеются специфические особенности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.
Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации.
Кризисные явления, характерные для современного состояния российской экономики оказывают негативное воздействие на положение малозащищенных групп населения, в том числе на детей с ограниченными возможностями. Их численность неуклонно растет.
Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.
В детских домах-интернатах для детей с ограниченными физическими возможностями сосредоточен контингент с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата. Здесь для их реабилитации широко применяется спортивно-оздоровительная работа, профессионально-трудовое обучение. В интернатах создаются учебно-производственные мастерские преимущественно двух профилей:
столярное и швейное дело. Во многих интернатах детей-инвалидов также обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.
Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что накладывает своеобразный отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Примерное положение об этих центрах было утверждено Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью деятельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и обеспечение их максимально полной и своевременной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Так, в реабилитационном центре внешкольного образования «Творчество», успешно функционировавшем в Самаре во второй половине 90-х гг., обучение инвалидов школьного возраста в системе дополнительного образования проводилось в коллективе здоровых воспитанников. Первые учились не стесняться своего недуга, у них быстрее формировались необходимые коммуникативные знания, а вторые - видеть в своих товарищах по учебе полноценных людей.
Хотя в последние годы в нашей стране открываются все новые и новые подобные реабилитационные центры, однако их количество недостаточно. Не каждому инвалиду по карману оказываются расходы на прохождение отдельных курсов медицинской и социально-трудовой реабилитации. В этой связи заслуживает внимания опыт далекой Австралии, где инвалид, проходя курс социально-трудовой и медицинской реабилитации, получает надбавки к пенсии по инвалидности. И они практически полностью покрывают все расходы на эти цели.
Важное значение для жизни пожилых людей приобретает социальная и, прежде всего, медико-социальная реабилитация. В силу естественного старения организма с возрастом чаще проявляется ряд хронических заболеваний, растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабилитации пожилых людей профессионально решаются в широкопрофильных реабилитационных центрах и в специализированных геронтологических центрах.
В геронтологических центрах обычно используются медикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых людей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды терапии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотерапия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельный, наблюдательный, свободный), диспансерное наблюдение, стационарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Внедрение реабилитации обусловлено, прежде всего, необходимостью сохранения социальных связей проживающих здесь пожилых людей. А этому способствует коллективная деятельность, совместное участие в трудовых процессах. Организация реабилитационного процесса в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвижного, активного образа жизни человека. Средствами реабилитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и др.
В современной России в реабилитации нуждаются многие пожилые люди, оказывающиеся в сложных жизненных ситуациях. Для поддержки таких людей, их реабилитации в ряде регионов страны стали создаваться специальные кризисные центры. Так, в 1998 г. в двух районах г. Воронежа были открыты кризисные центры для пожилых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они могут прийти сюда на три недели. Здесь им оказывают бесплатную медицинскую помощь, кормят. При центрах работают парикмахерские, ремонтные мастерские, услуги которых также бесплатны.
Рост преступности в стране, усиление социального неблагополучия в обществе стимулируют асоциальное поведение в детской среде. Увеличивается количество социально дезадаптивных детей. Социальная дезадаптация характеризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценностных ориентации, но и нарушением важнейших видов деятельности ребенка от игры до учебы. А без всего этого не может быть полноценного психологического развития и социализации. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсикомания и др.
За 90-е гг. численность беспризорников возросла в стране более чем в полтора раза. Дети бегут от родительской жестокости, асоциального образа жизни, царящего в отдельных семьях, бегут от «дедовщины», антипедагогического обращения в детских домах-интернатах. Отношение к ним, методы содержания этих детей не могут быть такими же, для как подростков, больных алкоголизмом и наркоманией или малолетних преступников. Хотя все они нуждаются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустимы временная изоляция и строгий режим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.
В специальной реабилитации нуждаются военнослужащие - ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализуется по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Обеспечение социализации личности и восстановление ее прежнего уровня становятся целью социальной реабилитации. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих - участников военных конфликтов являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений. Как считают специалисты, основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса.
Следует признать, что действие стресса выполняет определенную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отношении родных, близких и даже случайных людей. Или же, наоборот, в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Так называемая «выключенность» личности, отрешенность от всего происходящего вокруг, частая и длительная статичность позы, взгляда, потеря интереса к жизни свидетельствуют о начальных стадиях психических расстройств. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии. В индивидуальных беседах необходимо дать им возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние временное, присущее всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и видели готовность им помочь со стороны не только специалистов - социальных психологов, но и близких, родных.
Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.
Следует также отметить, что в определенных реабилитационных мерах, в психологической помощи нуждаются и родители, члены семей участников боевых действий. Ведь они сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести о своем дорогом и любимом. Тем более, что к матерям и женам порой возвращаются как бы уже другие люди, в которых с трудом можно угадать прежнего любимого человека. Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры, клубы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.
Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив свободу, а с ней и права на самостоятельное устройство своей жизни, нередко не имеют не только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях, когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим все сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители, преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей единицы.
Делом этим должно заниматься, прежде всего, государство, помогая тем бывшим заключенным, кого не ждут дома, кто нуждается в психологических и иных формах реабилитационной помощи. Ведь бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть сюда. Но ведь другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издержками.
Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

ЛИТЕРАТУРА
Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. ПД. Пав-ленок.- М., 1997.
Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении. Краткий словарь-справочник. - Ростов н/Д,1997.
Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. - М., 1997.
Социальная работа с детьми-инвалидами. Научно-практические рекомендации. Выпуск 1. - Ростов н/Д, 1998.
Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. / Под ред. А.И. Осадчих. - М., 1997.
Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. AM. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.
Теория и методика социальной работы./ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 1993.
Технология социальной работы. Ч. I. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий)/ Под ред. Л.Я. Циткилова. - Новочеркасск. - Ростов н/Д, 1998.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направ­ленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Осуществление социальной реабилитации в значитель­ной мере зависит от соблюдения ее основных принципов . К ним следует отнести:

· этапность;

· дифференцированность;

· комплексность;

· преемственность;

· последовательность;

· не­прерывность в проведении реабилитационных мероприя­тий;

· доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, бежен­цев и др.).

В социально-реабилитационной деятельности выделяются уровни :

медико-социальный;

§ профессионально-трудовой;

§ социально-психологический;

§ социально-ролевой;

§ социаль­но-бытовой;

§ социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающих­ся. В зависимости от этого определяются и важнейшие на­правления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует отнести социальную реабилитацию:

· инвалидов и детей с ограниченными возмож­ностями;

· пожилых людей;

· военнослужащих, участвовав­ших в войнах и военных конфликтах;

· лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.

Одним из приоритетов современной социальной поли­тики является социальная защита инвалидов.

Реабилитация инвалидов

Основными видами реабилитации инвалидов являют­ся: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая.

Медицинская реа­билитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нару­шенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. К ним относятся восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской по­мощи, которая осуще­ствляется бесплатно или на льготных условиях в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и зако­нодательством ее субъектов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов – это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных обще­ственных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным обору­дованием и оснащением, которое позволяет им быть отно­сительно независимыми в бытовом плане.

Под профессионально-трудовой реабилитацией инвали­дов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, професси­ональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Медико-социальными экспертными комиссиями и реа­билитационными центрами осуществляется профессиональ­ная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на пред­приятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.

Имеются специфические особен­ности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как ра­бота в составе специализированных полевых бригад, ин­дивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мел­кой продукции.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реаби­литационных мероприятий. Она содержит реабилитационные мероприя­тия, предоставляемые бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвали­дов, а также такие, в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица и организации.

Реабилитация детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни. В индивидуальных ком­плексных программах реабилитации детей-инвалидов дол­жны быть отражены не только основные аспекты реабили­тации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.

Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что наклады­вает своеобразный отпечаток на уровень социализации де­тей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Примерное положение об этих центрах было утверждено Министер­ством социальной защиты населения Российской Федера­ции в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью дея­тельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или ум­ственном развитии, квалифицированной медико-социаль­ной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и их адаптирование к жизни в обществе, семье, к обуче­нию и труду.


Реабилитация пожилых людей

Большое значение для жизни пожилых людей приобре­тает медико-социальная реа­билитация. В силу естественного старения организма с воз­растом чаще проявляются хронические заболевания. Растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицин­ском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабили­тации пожилых людей профессионально решаются в ши­рокопрофильных реабилитационных центрах и в специа­лизированных геронтологических центрах.

В геронтологических центрах обычно используются ме­дикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых лю­дей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды тера­пии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотера­пия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельного, наблюда­тельного, свободного), диспансерное наблюдение, стацио­нарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Органи­зация реабилитационного процесса в стационарных учреж­дениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвиж­ного, активного образа жизни человека. Средствами реа­билитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсоб­ные хозяйства и др.

Реабилитация детей из неблагополучных семей

Усиление социального не­благополучия в обществе стимулируют асоциальное пове­дение в детской среде. Социальная дезадаптация харак­теризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценност­ных ориентации, но и нарушением важнейших видов дея­тельности ребенка. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсико­мания и др.

Методы содержания этих детей не могут быть таки­ми же, как для подростков, больных алкоголизмом и нар­команией, или малолетних преступников. Все они нуж­даются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустима временная изоляция и строгий ре­жим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.

Реабилитация военнослужащих

В специальной реабилитации нуждаются военнослужа­щие – ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализует­ся по трем основным направлениям: социальная, психо­логическая и медицинская. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного обществен­ного мнения и вовлечение военнослужащих в систему со­циальных отношений.

Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки яв­ляется достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, действие которого выполняет опре­деленную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отноше­нии родных, близких и даже случайных людей. Или же в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.

В определенных реабили­тационных мерах, в психологической помощи нуждаются родители, члены семей участников боевых действий. Средством реабили­тации таких семей могут быть специальные центры, клу­бы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.

Реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свобо­ды

Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального поло­жения лиц, отбывших наказание в местах лишения свобо­ды. Бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть в них. Другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализи­рованных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издерж­ками.

Социальная реабилитация, будучи одной из общих тех­нологий социальной работы, направлена на восстановле­ние не только здоровья, трудоспособности, но и социаль­ного статуса личности, его правового положения, мораль­но-психологического равновесия. В зависимости от специфики объекта реабилитации опреде­ляются методики реабилитационного воздействия, до­полняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

Системный характер социальной реабилитации во многом обусловлен теми направлениями деятельности и задачами, которые заявлены и реализуются в соответствии с федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», а также следующими целевыми программами, входящими в ее состав:

· «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов»;

· «Научное обоснование и информатизация проблем инвалидности и инвалидов»;

· «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»;

· «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий»,

· «Дети-инвалиды» и ряд других.

Сегодня в нашей стране существуют сотни нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты социальной реабилитации, но единой научно обоснованной системы социальной реабилитации еще не создано.

Отдельные нормативно-правовые акты реализуются на разных уровнях:

· на федеральном уровне;

· на уровне субъектов Российской Федерации

· на уровне отдельных министерств

· на уровне отдельных ведомств;

· на уровне отдельных предприятий и организаций;

· на уровне различных обществ инвалидов.

Единого системного подхода в организации реабилитационных мероприятий пока не выработано. Для создания единой системы социальной реабилитации необходимо соблюдение ряда условий:

1) Создание системы сбора и анализа информации по проблемам тех категорий лиц, которые нуждаются в социальной реабилитации (инвалиды, бывшие заключенные, военнослужащие и др.). Невозможно говорить о системе социальной реабилитации, когда не налажена система информирования об истинных потребностях граждан, нуждающихся в тех или иных видах, формах и объемах реабилитационных мероприятий. К примеру, статистика по инвалидности может показать лишь возрастную и нозологическую структуру инвалидности, но даст ответа о характере и степени снижения уровня расстройств социальных функций и возможности самообеспечения. Инвалиды часто отказываются от проведения реабилитационных мероприятий, потому что не хотят, чтобы это повлекло за собой изменения или снятия группы инвалидности, что чревато для них денежными убытками и потерей социальных льгот.

2) Развитие качественной реабилитационной индустрии. Речь идет о создании и совершенствовании необходимых технических средств и устройств, облегчающих жизнедеятельность лиц, нуждающихся в социальной реабилитации. Предоставляемые инвалидам технические средства не удовлетворяют их потребности в силу низкого качества, скудного ассортимента или высокой цены. Налоговое законодательство не предоставляет существенных льгот предприятиям, специализирующимся на производстве изделий для инвалидов. Это влечет за собой снижение качества выпускаемых реабилитационных изделий, несмотря на высокие потребности в них у инвалидов.


3) Организация служб социальной реабилитации. Это должно быть одним из наиболее приоритетных условий создания системы социальной реабилитации, предполагающих создание реабилитационных центров и отделений в различных системах и ведомствах (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физкультуры и спорта) и бюро медико-социальной экспертизы.

4) Признание приоритетности профессиональной составляющей социальной реабилитации. Именно получение базового или нового образования, переобучение являются ключевыми факторами ресоциализации личности, дающими возможность приобрести новые профессиональные навыки, трудоустроиться, получить материальную независимость и стать полноправным членом социума. Для этого требуется соблюдение следующего условия.

5) Создание безбарьерной среды, что предполагает интеграцию лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, в социум и может быть конкретно реализовано в выработке новых подходов в градостроительстве, адаптации городской среды и транспорта к потребностям лиц, имеющим физические ограничения к передвижению, обеспечении доступности информации и информационных средств.

6) Решение вопросов кадрового обеспечения. На сегодняшний день в России не так уж и много специалистов, владеющих методами социальной реабилитации. Подготовка соответствующих кадров не является удовлетворительной: отсутствует подготовка трудотерапевтов или оккупациональных терапевтов. Поэтому особое значение при создании единой системы социальной реабилитации имеет подготовка квалифицированных специалистов, имеющих профессиональную подготовку в различных направлениях социальной реабилитации, медицины, психологии, педагогики, социальной работе. Действующие специалисты сегодня преимущественно полагаются на собственный эмпирический опыт работы, поскольку теоретико-методологические вопросы социальной реабилитации все еще находятся на стадии разработки, нуждаются в основательных исследованиях и последующей систематизации.

7) Развитие межведомственного сотрудничества. Став инвалидом, человек для обеспечения своей жизнедеятельности вынужден обращаться в различные ведомства, имеющие собственное финансирование и занимающиеся обслуживанием определенной группы населения. Каждое ведомство зачастую разрабатывает и внедряет собственные реабилитационные технологии в соответствии со своим профилем. При этом межведомственное сотрудничество по вопросам социальной реабилитации практически отсутствует, что отрицательно сказывается на реализации социальных программ, приводит к их дублированию или, наоборот, односторонне направленной деятельности реабилитационных учреждений, подчиняющихся разным ведомствам. В результате одна проблема разбивается на ряд не связанных между собой задач, которые каждое ведомство старается изолированно решить собственными средствами, что в целом снижает эффективность реабилитационного процесса.

Таким образом, необходимость формирования в Российской Федерации единой федеральной системы комплексной социальной реабилитации очевидна. Подобную систему можно создать за счет формирования единого социально-реабилитационного пространства, в котором были бы учтены и созданы все вышеперечисленные условия.

Термин "реабилитация" (от позднелат. rahabilitatio – "восстановление") широко используется в медицине и психологии, а с 1991 г. – в социальной работе. Исследователи по-разному трактуют это понятие. Появились также понятия "комплексная реабилитация", "социальная реабилитация", которые применяются, как правило, в работе с инвалидами. В теоретическом плане содержание этих понятий не проработано, что позволяет использовать их в различных интерпретациях, но не позволяет развивать реабилитационную практику в отношении других категорий населения: лиц с девиантным поведением, осужденных, детей-сирот, пожилых людей т.д.

Представляется, что реабилитацию необходимо рассматривать как восстановление индивидом утраченных функций организма, отношений и ролей социального функционирования, профессиональных навыков и навыков взаимодействия с окружающим миром.

В соответствии с этими положениями выделяют следующие виды реабилитации: медицинскую, социальную, профессиональную, психологическую, бытовую.

Рассмотрим сущность и содержание социальной реабилитации. Представляется, что социальную реабилитацию необходимо рассматривать в широком и узком толковании.

В широком толковании социальная реабилитация это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков самостоятельного социального функционирования индивидов.

В узком толковании социальная реабилитация – это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.

Социальная реабилитация – это также процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не приобретенных в ходе социализации навыков и умений исполнения социальных функций, отношений и ролей.

Методологическое основание такого подхода – исследования структуры и функционирования индивидуальности клиента, его социальных ролей и социального статуса. Эти исследования провели американские исследователи X. Перлман, С. Бриар, Г. Миллер. Социальные роли являются двигателем социального благополучия индивида.

Под социальным функционированием понимается способность индивида самостоятельно осуществлять взаимодействие с окружающим миром, обеспечивать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность семьи, соответствовать установленным и общепринятым в обществе нормам морали и нравственности.

Если человек утратил или не приобрел в процессе социализации умения и навыки строительства социальных отношений и функций, то необходимо учить его, как эти навыки и умения (семейные, трудовые, касающиеся образования, дружбы, укрепления здоровья, повышения культурного уровня, жизнедеятельности в быту) создать или восстановить.

Если человек утратил или не приобрел в процессе социализации социальные роли (жены, мужа, бабушки, дедушки, отца, матери, сына, дочери, гражданина, соседа, покупателя, рабочего, друга, ученика и т.д.), эти роли необходимо развивать, восстанавливать или учить осуществлять.

Выделяется два типа уровней социальной реабилитации.

  • 1. Федеральный, региональный, местный уровни.
  • 2. Уровень индивидуальной и групповой работы.

На федеральном, региональном и местном уровнях социальной реабилитации строится система организационных, правовых, экономических информационных и образовательных мер, принимаемых органами управления. Меры предусматривают создание и функционирование системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности.

На федеральном, региональном и местном уровнях осуществляются следующие действия:

  • 1) создание законодательной базы, обеспечивающей правовое поле реабилитационной деятельности;
  • 2) определение направлений подготовки бакалавров и магистров социальной работы, социальных педагогов, реабилитологов, психологов, обеспечивающих деятельность реабилитационных социальных служб;
  • 3) создание экономических условий для предпринимательской и коммерческой деятельности в области реабилитации;
  • 4) разработка положений о порядке предоставления реабилитационных услуг различным категориям граждан;
  • 5) координация деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности;
  • 6) предоставление помещений для организации и функционирования реабилитационных социальных служб и т.д.

На уровне индивидуальной и групповой социальной реабилитационной работы социальные службы применяют технологии или систему средств, форм, методов и методик для восстановления утраченных или не приобретенных индивидом навыков и умений выполнения социальных функций и ролей, формирования необходимых социальных отношений.

Объекты социальной реабилитации это индивиды или группы, нуждающиеся в восстановлении утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков и умений по взаимодействию в системе социальных отношений и исполнению социальных ролей.

Объектами социальной реабилитации могут быть инвалиды, бывшие заключенные, выпускники интернатных учреждений, пожилые люди, асоциальные семьи, бездомные, безнадзорные дети и т.д.

Субъекты социальной реабилитации это профессионалы социальной сферы: бакалавры и магистры социальной работы, социальные педагоги, реабилитологи, психологи, владеющие технологиями и имеющие навыки практической работы по восстановлению утраченных или не приобретенных навыков исполнения социальных функций и ролей.

Среда социальной реабилитации – это среда проживания и функционирования, социального обслуживания, грудовой деятельности, отдыха, учебы, занятий творчеством, получения информации.

Институты социальной реабилитации – это государственная служба медико-социальной экспертизы, учреждения и службы социального обслуживания, социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи семье и детям, центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы, центры социального обслуживания населения и т.д., а также учреждения образования и воспитания (детский сад, школа, вуз), учреждения дополнительного образования и воспитания (центры развития потенциала человека, центры профессиональной ориентации и подготовки, приемная семья, трудовой коллектив).

Как уже было сказано, технология социальной реабилитации предполагает восстановление утраченных или нс приобретенных в процессе социализации навыков исполнения социальных отношений и ролей. В связи с этим технология социальной реабилитации объективно связана с технологиями социальной диагностики, социальной адаптации, социализации, опеки, попечительства, усыновления (удочерения), коррекции, профилактики, социального обслуживания, социальной экспертизы.

Рассмотрим социальную реабилитацию пожилых людей. Прежде всего следует определиться, какие группы пожилых людей в ней нуждаются, а затем рассматривать технологии ее осуществления. Существуют две группы: пожилые люди с отклонениями в поведении, асоциальными проявлениями и пожилые, стремящиеся к активному социальному функционированию.

К первой группе относятся и явно нуждаются в реабилитации следующие категории пожилых людей:

  • 1) возвращающиеся из мест лишения свободы;
  • 2) испытывающие насилие в семье;
  • 3) одиноко проживающие;
  • 4) инвалиды;
  • 5) злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;
  • 6) лица группы "бомж" и др.

Ко второй группе относятся вдовы, вдовцы, вышедшие на пенсию, но желающие работать в другой сфере, и т.д.

В процессе реабилитации, например, у пожилых людей, возвратившихся из мест лишения свободы, необходимо восстанавливать навыки социального общежития, обучать навыкам жизни в новых экономических условиях, восстанавливать трудовые, профессиональные навыки, формировать навыки этического поведения в быту, в семье, с женой, детьми, соседями и т.д.

Решением этих задач должны заниматься все участники реабилитационного пространства: сами клиенты, участковые, специалисты социальной работы, социальной педагогики, психологи социальных учреждений, в которых эти пожилые люди находятся.

Методы работы с такими пожилыми людьми делятся на индивидуальные и групповые. В качестве форм и методик используют беседы, ролевые игры, различные виды терапий, занятия в группе, консультации и т.д.

В центрах социального обслуживания населения используют следующие виды реабилитационных технологий для пожилых людей: психологические, социально-медицинские, досуговые, социальные и т.д.

Комплексная реабилитация – это итог всех затрат и действий, которые обеспечивают возможность людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней или несчастных случаев, вести нормальный образ жизни, обрести место в обществе, в полной мере проявлять свои способности .

Для таких людей составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой систему мероприятий, развивающих возможности инвалида. Программа разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, специалиста по социальной работе, педагога, психолога и др.) вместе с родными. Во многих странах такой программой руководит один специалист – это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Система мероприятий учитывает как состояние здоровья и особенности его развития, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на разные сроки – в зависимости от возраста и условий развития инвалида.

По прошествии установленного срока специалист-куратор (как правило, это специалист по социальной работе) встречается с семьей, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы.

После этого специалист (команда специалистов) вместе с инвалидом разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

Программа реабилитации – это четкий план, схема совместных действий человека и специалистов, способствующая развитию его способностей, оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации). Причем обязательно предусматриваются мероприятия для других членов семьи инвалида: приобретение ими специальных знаний, психологическая поддержка, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

Для составления подобной программы необходимо иметь четкие, конкретные представления о проблемах функционирования, психологического развития и социализации инвалида.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения