Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизненный подвиг старца серафима саровского. Преподобный Серафим Вырицкий, повторивший столпнический подвиг Серафима Саровского

Имя преподобного отца Серафима Саровского широко славится по всему православному миру. Он родился 19 июля 1759 года в Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии.; во святом крещении наречен был Прохором. Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. В юности Прохор совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. Стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки.В эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей - от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял монашество с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. 6 лет он почти без прерывно находился в служении. Бог давал ему силы, – он не нуждался почти в отдыхе, забывал часто о пище и с сожалением уходил из Церкви. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился на страстной седмице во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.

В 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха.Спустя год он оставил обитель для безмолвных подвигов в пустыне и стал жить в лесу в келии в 5 км от монастыря. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, 5 км от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Около трех лет преподобный питался только одной травой которая росла вокруг его келии. К нему стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Приняв на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. 3 года преподобный о.Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова. Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества, желая подражать св. Семиону столпнику. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Однажды на него в лесу напали разбойники. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом топора проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Всё сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их. После 16-летнего пребывания в своей пустыне о.Серафим возвратился в монастырь, но ушёл в затвор и 17 лет он никуда не выходя и понемногу ослабляя строгость своего затвора. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание. В келье не было ничего, кроме иконы Богоматери, перед которой теплилась лампада, и обрубка пня, служившего ему стулом. Дубовый некрашенный гроб стоял в сенях, и старец молился близь него, готовясь постоянно к переходу от временной жизни к вечной. Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру.

Матерь Божия вместе с двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Двери кельи его стали открыты для всех – от ранней литургии до восьми часов вечера. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое». Та любовь, которой был исполнен святой, привлекала к нему всех. К этому времени он уже обладал прозорливостью: видел духовное устроение, помыслы и жизненные обстоятельства каждого человека. Самое же главное, ему была открыта воля Божия касательно всякого, так что советы его принимали как от Самого Бога.Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и отечеству. Посещали старца и лица царской фамилии, В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище - Дивеевской женской обители.Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырьОн был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину.В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. 12 раз посещала Пресвятая Богородица святого угодника и сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев, которое было как бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы.

Скончался старец в 1833 годув Саровском монастыре в своей келии во время молитвы стоя коленопреклоненно перед аналоем. Весть о кончине святого старца быстро распостранилась повсюду, и вся окрестность Саровская быстро стеклась в обитель..8 дней стояли мощи святого в храме; и, несмотря на чрезвычайную духоту от множества народа и свечей, за все эти дни прощания, не чувствовалось ни малейшего запаха тления.

…На днях закончила чтение книги «Житие и подвиги преподобного Серафима Саровского». Честно говоря, впечатление от истории жизни старца смешанное и двойственное. Местами было смешно, местами – жутко. В целом - ощущение какой-то растерянности.
Старец Серафим очень почитается русским народом. О нём ходит немало легенд. Например, что он молился в пУстыни, а звери его не трогали. Говорят, что он кормил медведя хлебом из рук. Впрочем, этому нет никаких доказательств. Но множество художников облобызало этот сюжет – старец Серафим кормит медведя хлебом…
Но вернусь к моему маленькому анализу этой книги.
В 1807 г. старец принял на себя обет молчальничества. Как это проявлялось: «К посетителям он более не выходил. Если ему самому случалось неожиданно встретить кого в лесу, старец падал ниц лицом и до тех пор не поднимал глаз, пока встретившийся не проходил мимо» (с. 55). Известно, что за несколько месяцев до принятия этого обета на о. Серафима в лесу было совершено нападение трёх крестьян. Старец был сильно избит, в том числе получил удар обухом топора по голове. После этого он около пяти месяцев восстанавливал своё здоровье. И вот после этого происшествия о. Серафим принимает обет молчальничества… Мне кажется, это не обет, а вынужденная мера. Возможно, старец стал бояться людей. Не является ли всё его поведение, связанное с молчальничеством, последствием психической травмы после того нападения? Можно ли без последствий для психики пережить подобные травмы головного мозга? Вряд ли. Для всех он – святой старец, но в первую очередь это – человек из плоти, крови, лимфы и костей. Следовательно, также уязвим как все остальные люди, какую бы деятельность он не вёл.
Честно говоря, многое в поведении о. Серафима лично мне кажется странным. Так например его подвиг стояния на камне. Раз шёл старец по лесу, увидел большой гранитный камень и решил на нём молиться. «От стояния на камнях, от трудности этого молитвенного подвига, тело его очень заметно изменилось, в ногах возобновилась болезнь, которая с этого времени до кончины дней не переставала мучить его.» (с. 58) Зачем? Матроне Московской дар целительства и прозорливости был дан от рождения. Старцу Серафиму – нет. Неизвестно: получил ли он после стояния на камне какой-то дар от Господа, но проблемы со здоровьем получил. Такое ощущение, что старец сам искал страданий на своём пути, сам хотел переплюнуть кого-то, например святых столпников.
Далее – что-то из ряда “Outlast”.
Рассказывает Старица Варвара Ильинична: «Раз я прихожу к батюшке Серафиму в пустынку, а у него на лице мухи, а кровь ручьями бежит по щекам. Мне жаль его стало, хотела смахнуть их, а он говорит: «Не тронь их, радость моя, всякое дыхание да хвалит Господа!» Такой он терпеливец». (с. 104). Это – нормально? По-моему нет. На лицо – отсутствие здравого смысла и инстинкта самосохранения. А ведь бережёного Бог бережёт. Но старец кидает вызов всему мирозданию. Я не вижу в этом никакого подвига. Равно как и в этом: «Летом он возделывал гряды на своём огороде и удабривал землю, собирал мох с болот. Во время подобной работы он ходил иногда без одежды, перепоясав лишь чресла свои, и насекомые жестоко уязвляли тело его, отчего оно опухало, синело по местам и запекалось кровью. Старец добровольно терпел эти язвы Господа ради, руководствуясь примерами подвижников древнего времени» (с. 39) Зачем? Похоже на какую-то показуху... Наверное, благоразумно было бы не ходить без одежды во время подобной работы. Так можно было бы избежать язв и как следствие страданий и боли. Но это же старец Серафим! Раз Господь не даёт страданий, нужно искать их самому, иначе не насладишься всей славою Царствия Божьего. «Уязвляли тело его» - даже слова в повествовании стоят в таком порядке, как будто рассказывается о жизни Христа. А ведь старец – человек, не Бог.
О любви к Богу о. Серафим говорил много. О любви к ближнему… Рассказывает протеирей о. Василий Садовский: «А убогий-то Серафим,– продолжал батюшка,– Серафим-то убогий и умолил Матерь-то Божию о сиротах своих, батюшка! И просил, чтобы все, все в Серафимовой-то пустыне спаслись бы сироточки, батюшка! И обещала Матерь Божия убогому Серафиму сию неизреченную радость, батюшка! Только трём не дано, три погибнут, рекла Матерь Божия! – при этом светлый лик старца затуманился.– Одна сгорит, одну мельница смелет, а третья... (сколько ни старался я вспомнить, никак не могу; видно, уж так надо)» (с. 114). Иными словами, пришла Божья Матерь к старцу Серафиму, пришла и сказала с налётом некой кровожадности, что все, живущие в его обители спасутся. Все, кроме трёх. И эти трое погибнут страшной смертью… Походит на жертвоприношение. Все спасутся, кроме трёх, потому что так надо. Но старец произносит это со смирением. Потому что так сказала Божья Матерь. Это для дела.
Далее, в продолжении темы, сестра Евдокия Ефремовна вспоминает слова Серафима о том посещении его Божьей Матерью:
«Вот, матушка,– сказал мне батюшка Серафим,– во обитель-то мою до тысячи человек соберётся, и все, матушка, все спасутся; я упросил, убогий, Матерь Божию, и соизволила Царица Небесная на смиренную просьбу убогого Серафима; и, кроме трёх, всех обещала Милосердая Владычица спасти, всех, радость моя! Только там, матушка,– продолжал, немного помолчав, батюшка,– там-то, в будущем, все разделятся на три разряда: сочетанныя, которые, чистотою своею, непрестанными молитвами и делами своими, чрез то и всем существом своим, сочетованы Господу; вся жизнь и дыхание их в Боге, и вечно они с Ним будут! Избранныя, которые мои дела будут делать, матушка, и со мной же и будут в обители моей. И званныя, которые лишь временно будут наш хлеб только кушать, которым тёмное место. Дастся им только коечка, в одних рубашечках будут, да всегда тосковать станут! Это нерадивые и ленивые, матушка, которые общее-то дело да послушание не берегут и заняты только своими делами; куда как мрачно и тяжело будет им! Будут сидеть, всё качаяся из стороны в сторону, на одном месте!»» (с. 114-115). «Избранные», т.е. те, кто будет делать дела о. Серафима. «Мои дела», как он пишет. А кто он такой, собственно? Попахивает манией величия… Про «Званных», вообще, молчу. Заранее жаль этих людей, их упрекнут куском хлеба, выдадут какое-то тёмное место для житья, а они «будут сидеть, всё качаяся из стороны в сторону на одном месте!». А кто качается из стороны в сторону, сидя на одном месте? Только душевнобольные люди. Но с каким восторгом и упоением произносит эти слова о. Серафим. Воистину, любовь к ближнему всеобъемлюща.
Что сказать? В ту пору психиатрии в России не существовало, как таковой. А многое в поведении о. Серафима наводит на мысль о его психических расстройствах. Например, его чрезмерное стремление к аскетизму. Всё это похоже на какое-то самобичевание, самовреждение... О себе он говорил в третьем лице, непременно добавляя слово "Убогий". Практически, не мылся. Спал ка кирпичах, пнях, иногда – сидя на полу, вытянув ноги перед собой. «Страдал», вымаливая себе место на Небеси. Но таких людей в то время называли «блаженными». Сейчас бы их положили в больницу или завели бы дело о мошенничестве. Впрочем, о. Серафим кого-то там исцелил…
В 1903 г. Николай II причислил о. Серафима к лику святых. Вопрос: достоин ли был о. Серафим канонизации? Имеет ли право такой же человек (Николай II) причислять кого-то к лику святых? Если да, то почему к лику святых не причислили, например, Даниила Андреева или Василия Никифорова-Волгина? Да потому что эти люди родились не в то время. Они творили добрые дела свои, когда сам институт церкви, как таковой, в России был разрушен.
Всё «Житие» старца удивительным образом вместилось в маленькую книгу на 298 страниц. Из них - половина - наставления о. Серафима, представляющие из себя, в основном, цитирование Евангелий, и приложение. При этом печать – высокая. Целая страница посвящена тому, во что одевался о. Серафим в разное время года… Диалогам посвящено по две-три страницы…
…Я закончила чтение этой книги. Я искала ответы на свои вопросы. Ответов я не нашла. Не скрою: появилось чувство разочарования.
Нужно ли пытаться уподобиться Христу? Может ли кто-то уподобиться Христу путём страданий и лишений? Возможно ли это? Вряд ли. И неважно: добровольно страдает человек или вынужденно. Сам подвиг Христа – вне человеческого осмысления. Наверное, можно лишь пытаться уподобиться Христу через любовь к ближнему. Но вряд ли кто-то из живущих когда-либо на земле сможет любить нас так, как нас полюбил Христос.

Житие преподобного Серафима Саровского

Не ведали еще люди, какою радостию посетил Господь землю Свою, но возрадовались Ангелы, ибо явился на земле подобный им пламенеющий человек — Серафим. Местом рождения его избрал Господь в Земле Русской город Курск, а родителями его — куп- ца Исидора Мошнина и жену его Агафию.

Всю жизнь свою занимался Исидор постройкой каменных зданий, много построил он храмов Божиих, а на склоне дней своих предпринял постройку храма во имя Преподобного Сергия Радонежского. И в то время, как трудился он над сооружением этого храма, обрадовал его Господь радостию великой, даровав ему сына, младенца дивного, которому нарек он имя Прохор, в честь святого Апостола.
Через десять лет после начала постройки храма, в 1762 году, ког да готова была уже нижняя церковь во имя преподобного Сергия, исполнилась мера жизни купца Исидора и отошел он ко Господу, оставив Прохора трехлетним младенцем на руках матери. Боголюбивая вдовица Агафия продолжала труды мужа по строительству Сергиевского храма, верхняя церковь которого была освящена в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Сама смотрела она за всеми работами, с усердием и молитвою трудясь для Господа.

Не книжными только словами, но и всей жизнью своей, Богу угодной, поучала она сына благочестию и чистоте и страху Божию. И благодать Божия была на младенце, с ранних лет охраняющая его. Однажды повела его с собой мать на постройку Сергиевского храма; взошел вместе с нею семилетний отрок на

самый верх колокольни, оступился и упал с высоты на землю. Не думала уже мать увидеть своего сына живым, но когда спустилась она вниз, отрок стоял на земле цел и невредим. Дивились все чудесному спасению его и видели руку Божию на нем. Один же юродивый, живший в городе том, сказал Агафии: «Блаженна ты, вдовица, имея сие детище, ибо будет оно крепким предстателем пред Святою Троицею и горячим молитвенником за весь мир». Исполнилось слово мужа того, и рос отрок, осеняемый славою Божией. Уже разумел он грамоту и к чтению Писания имел великое усердие, когда внезапно должно было прерваться учение его: недуг нежданный приковал его к одру, и не стало уже надежды на его выздоровление. В это время явилась больному отроку в сонном видении Царица Небесная и обещала его посетить и даровать исцеление. Поведал о сне том Прохор своей матери, и оба стали с верою ожидать его исполнения. В ту пору несли крестным ходом по городу Курску чудотворную икону Знамения Божией Матери, именуемую «Коренной», ибо при корне дерева была она явлена. Когда проносили икону по Сергиевской улице, где жила Агафия, у самого дома ее разразилась гроза, и внесли икону в Агафьин двор. Не медля вынесла она больного сына своего, приложила к иконе Божией Матери, и святую икону пронесли над отроком. С того часа восстал отрок от одра болезни и в скором времени исцелел совершенно.

Чудесно воздвигнутый Богоматерью, с еще большим рвением продолжал отрок Прохор свое учение. Ежедневно читал он Часослов и Псалтирь, Библию, Жития святых угодников и прочие духовные книги,— не прилежало сердце его ни к чему мирскому, а только к Божьему. Более всего возлюбил он постоянное пребывание в храме, неоскудевающую молитву и, в часы уединения, непрестанное размышление о Боге. Любил он также собирать к себе детей, сверстников своих, говорить с ними о Боге и вместе читать духовные книги. И дети любили чудного отрока и с охотою приходили послушать его, потому что всегда бывал он весел и радостен.
Были у Прохора старшие брат и сестра. Брат Алексей имел в Курске свою лавку; он стал приучать к торговле своего юного брата по мере того, как тот начал приходить в возраст. Уже не мог Прохор, как раньше, ежедневно посещать Литургию и вечерню, потому что весь день должен он был проводить в лавке, помогая своему брату. Но не приходил он от этого в уныние: вставал на рассвете, а зимою и до света, и ходил в церковь молиться за утреней; в праздничные же и воскресные дни продолжал усердно заниматься духовным чтением. Через молитву и чтение все более настраивалось сердце юноши на духовное бодрствование, открывались очи его на духовное видение и разгорался дух его огнем Божественным. Среди суетного мира начал ходить он, как в области райской: когда глаз его видел какую-либо вещь мирскую,— ум созерцал в ней истину духовную, и от всего мирского, что ему было поручено, собирал он сокровище небесное. В купле и продаже и в приобретении земных товаров усматривал он образы жизни человеческой, через которые устрояет Господь дело нашего спасения. В зрелом возрасте и даже до самой смерти любил он вспоминать эти образы и в беседах рассказывать все то, что открылось ему через них в это малое время, когда юношей служил он приказчиком у своего брата. В ту пору юности его, когда возрастал и креп его дух в стоянии пред Богом, послал ему Господь в собеседники того самого юродивого, который еще давно предсказал матери его о нем. Этот Божий человек стал его другом и советником, много способствуя сердечному желанию Прохора всю жизнь свою отдать на служение Господу и посвятить ее иноческому подвигу. В этом стремлении своем юноша Прохор не таился ни от матери, ни от сверстников,— не могла свеча возжженная сокрыть света своего, и не мог быть незримым пламень, огненным столбом из сердца его возносимый. Мать знала о заветном желании сына и не противилась ему, свыкаясь с мыслью о разлуке с ним. Знали и сверстники, к чему прилежало сердце его, ибо не избегал он бесед с ними о том.

Намного верст кругом сияла Саровская пустынь. Слава ее доходила до Курска,— немало было в ней и курских людей; сам настоятель Сарова, отец Пахомий, был из числа их. Много лет слушал юноша Прохор рассказы о той пустыни, и к ней много лет устремлялся он духом. Настало время, и Прохор испросил благословения от матери на иноческий путь. Мать благословила его медным крестом с Распятием, и Прохор положил носить тот крест открыто на груди и никогда, до самой смерти, с ним не расставался. Юного Прохора влекла к себе Саровская пустынь, но ему хотелось сперва проверить свое решение о выборе места для подвигов. Для этого отправился он в Киев, чтобы в Печерской Лавре — колыбели русского иночества — помолиться у святых мощей первых русских иноков Антония и Феодосия, а затем принять наставление, благословение и указание от какого-либо старца, опытного в духовной жизни. Вместе с ним пошли и его друзья.

С великой радостью вернулся юноша в Курск и здесь провел еще малое время с матерью и родными. По временам ходил он в лавку брата и вел там беседы с теми, кто приходил поговорить с ним, узнать о святых местах и послушать чтение. Торговлей он уже не занимался, отказавшись от своей части наследства. Когда пришел час его, взял он котомку на плечи и посох в руки и с благословением материнским поспешил туда, куда указал ему идти прозорливый Досифей. Было ему в ту пору 19 лет. Согласились идти вместе с ним и двое из его друзей, ходивших с ним в Киев; двое других ушли еще ранее.

«ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ СТАРЦА СЕРАФИМА САРОВСКОГО».

Оформление: плакаты с высказываниями о Серафиме Саровском. Иллюстрации. С ИЗОБРАЖЕНИЕМ Серафима Соровского.

«Мы как копеечные свечи. А он - как пудовая свеча - всегда горит пред Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим дерзновением пред Святой Троицей».

Архиепископ Воронежский Антоний.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

УЧИТЕЛЬ. Много величавых подвижников вышли из русского народа; что они на своем веку сделали, представляет собой изумительно разнообразную сокровищницу нравственного богатства русского племени. И среди этих дивных людей видится старец Серафим... Он точно не жил на земле, а лишь соприкасался с ней... И какое невидимое откровение любви к людям и безграничного смирения явил этот старец, кланявшийся в землю и целовавший руки всякому посетителю: богатому барину и нищему, праведнику и изболевшему в грехах грешнику.

«Радость моя» - это постоянное теплое обращение старца ко всем точно слышится и теперь от его могилы.

Ученик. Пред нами образ старца величавый,

С очами светлыми, с приветливым лицом,

Сияющий небесной ныне славой.

Увенчанный нетленныя венцом.

В труде тяжелом, подвиге суровом

Он нрава светлого в себе не угашал –

Встречал пришедшего всегда приветным словом

И радостью своею называл.

Из уст его лилось живое слово,

И слушающий пользу получал:

Он речью языка простого

С очей людских как бы покров снимал.

Не отчуждением холодным, но приветом,

Любовью к ближнему и ласкою дыша,

Звучала речь его смиренная при этом –

И умилялася от слов его душа.

Вся жизнь его суровая, святая,

Была великим подвигом одним…

И мы теперь, «житье» его читая,

Молитвой теплою угодника почтим!

УЧИТЕЛЬ. 2 января 1833 года в Саровской пустыни мирно отошел ко Господу блаженный старец иеромонах Серафим.. Вся жизнь его представляет поучительные образцы истинно христианского подвижничества, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним.

Будущий святой появился на свет 19 июля 1754 года в Курске, в верующей купеческой семье Мошниных, и был наречен Прохором. С раннего детства, благодаря матери, которая рассказывала сыну о православной вере, Прохор полюбил церковные богослужения и чтение молитв. И на протяжении всей жизни небесные силы оберегали святого от зла и болезней. Так, в 7 лет мальчик случайно упал с возводившейся церкви и нисколько не пострадал.

УЧЕНИК.От самых малых детских лет

Всегда особый Промысл Божий

Его хранил от всяких бед.

Раз как-то в летний день погожий

Его с собою мать взяла,

Когда смотреть за стройкой шла.

На колокольню по лесам

Они вдвоем взобрались там,

Взойдя на ряд лесов последний

Неловко как-то ножкой стал

И с высоты такой упал

На землю мальчик семилетний.

В отчаянье напрасно мать,

Стремглав с крутых мостков сбегая,

Его убитым уж считала

И бросилась к нему, рыдая,-

Уже успел малютка встать

И тихо продолжал стоять,

Не испугавшися нпмало…

Воочью Божья благодать

На том младенце почивала!

УЧИТЕЛЬ. В отрочестве Прохор тяжело заболел. Как-то ночью ему во сне привиделась Богородица, которая пообещала ему выздоровление.

Спустя недолго крестный ход

С иконой «Знаменья» идет

По Курску, улицею той,

Где в доме мучился больной.

Вдруг начал сильно дождь идти.

Чтоб не измок честной народ,

Для сокращения пути,

Свернул с дороги крестный ход

Чрез двор Машнинский проходной.

Несомый матерью, больной

Во двор навстречу им спустился

И там к иконе приложился.

С того чудесного мгновенья

Злой недуг стал ослабевать

И началось выздоровленье.

А скоро Прохор мог уж встать.

Вот так исполнилось виденье

И совершилось исцеелнье!

УЧИТЕЛЬ. Шло время, и усердные молитвы с каждым днем укрепляли в душе Прохора желание посвятить свою жизнь служению Богу. К 17 годам юноша твердо решил оставить мирскую жизнь, и, получив родительское благословение, ушел из дома.

УЧЕНИК. Оставив брата, мать, именье

Во имя Господа Христа,

Он просит лишь благословенья

У матери родной – креста.

Благословила его медным,

Рыдая, мать большим крестом,

И он, в своем наряде бедном,

Не расставался с ним потом.

И вот он юношей цветущим,

В свои семнадцать только лет,

Нам представляется идущим

В град стольный Киев. Там совет

Получит он и указанье:

В какой обители святой

Исполнит он свое призванье

И даст обет желанный свой.

УЧИТЕЛЬ. Проницательный Досифей увидел присутствие Святого Духа в молодом человеке и порекомендовал ему идти в Саровскую Успенскую пустынь, которая находится между Тамбовской и Нижегородской областями. Последовав совету святого отца, Прохор пришел в указанное место, и был принят отцом Пахомием в число послушников монастыря.
Местность, где расположен нынешний Саров, была издавна населена народом финского племени, мордвою.

В сказании о Сарове говорится так о превращении бывшего тут города в пустыню: «Лес великий, и древа, дубы, сосны и прочие поросли, и в том лесу живуще многие зверие - медведи, рыси, лоси, лисицы, куницы; а по речкам Сатису и Сарову - бобры и выдры. И место то незнаемо бысть от человек, кроме бортников - мордвы». Триста лет ни одна душа не жила в этом месте.

УЧЕНИК. В 1664 году пришел сюда пензенский инок Феодосии и, поставив келью на валу бывшего города,. Не раз по ночам он видел небо как бы раскрывшимся; оттуда являлся свет, озарявший всю гору. Иногда сходил сверху огненный луч, иногда слышался громкий благовест многих колоколов. Все это утверждало Феодосия в мысли, что этому месту суждена великая будущность.

Живший здесь после него инок Герасим был тоже свидетелем разных знамений. Стоя на молитве в праздник Благовещения, он услышал такой сильный звон, что гора, казалось, колебалась от него, и с тех пор этот звон слышался ему часто. «Мню, яко место сие свято», - говорил старец.

Из подвижников XIX века, принадлежащих Саровской пустыни, особенно памятны знаменитый игумен и возобновитель Валаама Назарий, полагавший начало в Сарове и проведший там же последние годы жизни, молчальник схимонах Марк, долгое время ютившийся в дремучем лесу Саровском, в шалашах или пещерах.

Главное, что доселе влекло сюда богомольцев и что теперь привлечет сюда внимание России и стремление к этому месту всех верующих сердец, - это могила старца Серафима. Как солнце, он сияет на небе Сарова. Весь Сэров как бы полон им. Назвать Саров - значит назвать и старца Серафима. Передадим же с благоговением и любовью главные черты его жизни.

УЧИТЕЛЬ Легко научившись всему необходимому, Прохор со старанием брался за монастырскую работу, а как только появлялась свободная минутка, уходил в лесную чащу, где размышлял о Спасителе и искренне молился. Когда со времени прихода в монастырь прошло два года, Прохора постигла тяжелая болезнь. Но она ни на мгновение не поколебала веру послушника: он сносил все страдания покорно и не желал обращаться за помощью к врачам.

УЧЕНИК. Господь мой будет врачеватель,

Все продолжал больной твердить. -

Христу себя я поручаю

С Пречистой Матерью Его,

А Вас, убогий, умоляю

Его мне дайте Врачебство 4 ".

Тогда больного причастили

Святых Великих Тайн Христа

И радость в душу возвратили,

Улыбку счастья на уста.

Лежал он в трепетном волненье

И с просветленною душой,

Сомкнув уста в немом моленье,

И небо видел пред собой...

И Богоматерь в несказанном

Сиянье стала перед ним

С Петром –апостолом, с Иоанном.

Перстом указывая им.

Сказала: «Нашего сей рода»;

К больному взор свой устремила

И на страдавшего три года

Чело десницу возложила.

Болезнь тогда же ослабела

И вдруг исход себе нашла,

И вся материя из тела

Чрез правый бок струей текла.

И стало тело все здорово,

Лишь, где текла матерья, след

Остался на боку больного

Еще на много, много лет.

Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

УЧИТЕЛЬ. В 1786 году Прохор принял иноческий постриг, получив имя Серафим. Вскоре, уже после посвящения в диаконы, Серафим стал все свое время проводить в молитвах. В часы служб он созерцал в небе Иисуса Христа в окружении Ангелов, который осенил молящихся крестом. В 1793 году Серафим стал иеромонахом и скоро принял решение покинуть монастырь. Он поселился в одинокой скромной келье в глубине леса. Здесь преподобный Серафим Саровский обращался к Господу с молитвами, читал Евангелие, трудился. Видя в молитвах, посту и добрых поступках пусть к добродетели, Серафим Саровский совершил здесь знаменитый подвиг столпничества – тысячу суток он молился, стоя на коленях и обращаясь к Господу с просьбой: «Милостив буди мне, грешному!».

УЧИТЕЛЬ.Однажды Серафим Саровский стал жертвой злодеев., которые жесточайшим образом избили старца, требуя денег и не обнаружив их. К счастью, вовремя нашедшие святого послушники немедленно попросили помощи врача, который сделал неутешительное заключение о состоянии больного. Целых семь дней преподобный Серафим находился между жизнью и смертью, и тогда, в третий раз, его спасла Богородица. После этого, для укрепления в своей душе Святого Духа, Серафим принял трехлетний подвиг безмолвия: он ни с кем не разговаривал и все время проводил в посту и молитвах.

УЧЕНИК. Раз, забравши топор,

Он пошел в темный бор,

Чтобы дров для себя нарубить.

Вдруг увидел старик

Трех злодеев лихих.

И злодеи те стали грозить:

"Деньги нам подавай!

У тебя денег, чай,

Много. Куры, поди, не клюют.

К тебе ходят всегда

Богачи, господа,
Да и денег немало несут".

"Денег нет у меня, Бессребреник я", -

Улыбаяся, старец сказал.

Но никто из воров

Не послушал тех слов,

Будто Божий угодник им лгал.

Был силен Серафим

И топор острый с ним,

Но противиться, кроткий, не стал.

"Нож поднявший, ножом

И погибнет потом", -

Как нам мира Спаситель сказал.

Он отбросил топор,

И схватил его вор

И на старца святого напал.

И с разбитым челом

Топора обухом

Без сознанья угодник упал.

Изо рта, из ушей

И пробитых костей

Головы его хлынула кровь.

Но злодеи опять

Его стали терзать

И избили всего его вновь.

Не найдя ничего

Во всей келье его,

Испугались злодеи деянья,

И напал на них страх;

И они второпях

Убежали, страшась наказанья.

Долго, долго в беспамятстве старец лежал,

Но пришел понемногу в сознанье.

Кое-как свои руки от пут развязал

И тотчас, несмотря на страданье,

Он в молитве Творцу упадает немой,

Вознося Ему пылко моленье

За спасенье свое. А злодеям, святой,

Просит Бога простить согрешенье.

УЧИТЕЛЬ.В 1825 году к святому снова снизошла Богородица с повелением завершить испытание. С тех пор у Серафима Саровского открылся дар провидения и чудотворения. Со всех концов земли стали приходить к нему люди за советом и исцелением, и, ласково называя каждого «Радость моя!», святой Серафим помогал страждущим.
Всякого посетителя, богатого барина и нищего, праведника и грешника, изболевшего грехами, он целовал, кланялся до земли и, благословляя, целовал ему руки. Речи его дышали проникающей, тихой, живительной властью. Они согревали захолодевшие в жизни сердца, снимали завесу с глаз, озаряли ум, приводили к раскаянию и, чудной силой охватывая разум и волю, осеняли душу человека тишиной. Целым откровением, живым и мощным доказательством бытия духовного мира был ясный, покоряющий вид его, как яркий луч солнца, засиявший в темноте жизни.

Толпы народа неотступно притекали к старцу в последние годы его жизни, когда в некоторые дни число посетителей его доходило до 2000 в сутки. Заживо народ признал его святым и чудотворцем. А этот истинный последователь Христа до последних дней до того угнетал себя вольными страданиями, что без ужаса нельзя было смотреть на его жизнь, без ужаса нельзя и теперь вспомнить о муках его.

Серафим Саровский рассказывал своим ученикам, как защититься от бесов, которые пытаются помешать совершению молитвы, нагоняя на человека скуку или заставляя его одновременно с обращением к Всевышнему приводить в порядок лежащие рядом вещи. Цель христианской жизни преподобный видел в обретении Святого Духа, которое рождает в душе умиротворение, а в сердце – радость и тепло. Он считал, что путь к добродетели лежит через искренние молитвы, единство ума и сердца, соблюдение поста и бескорыстную помощь окружающим. Мудры высказывания святого Серафима о том, что не стоит без надобности открывать свое сердце другому человеку: если мы сами не сохранили свою тайну, можно ли надеяться, что другой сохранит ее?

В 1832 году святому во сне явилась Богородица и сообщила, что земной путь его подходит к концу. 2 января 1833 года Серафим Саровский умер во время молитвы перед образом Пресвятой Деве. В 1903 году он был причислен к лику святых. В настоящее время мощи Серафима Саровского покоятся в основанном им Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Кончилось для него земное странствование. Настала небесная слава. И что же, в каком образе предстает он теперь людям?.. Та же кротость, та же любовь. Тем же ласковым словом зовет он людей, как звал их на земле: «Радость моя!»

«Я пришел навестить своих нищих. Давно здесь не был», - говорил он в 1858 г., явившись для исцеления дивеевской инокини Евдокии.

«Радость моя, - говорит он, явившись Саровскому монаху, впавшему в уныние, - я всегда с тобой. Мужайся, не унывай!»

Вот он является во сне шацкой (город Шацк) купчихе Петаковской, знавшей его при жизни, и говорит: «В ночь воры подломили лавку твоего сына. Но я взял метелку и стал мести около лавки, и они ушли».

«Сын твой выздоровеет и испытание в науках выдержит!» - говорит он, явившись во сне в 1864 году в Петербурге г-же Сабанеевой, у которой сын заболел перед экзаменом в Горный институТ.

«…Вся жизнь преподобного Серафима Саровского – это пламенная проповедь любви к Богу и ближнему. Как сказал Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди, горящий светильник не может спрятаться, но виден всем, и свет его просвещает всякого ходящего во тьме. Преподобный Серафим – это величайший молитвенный светильник земли Русской. Такие святые уже при жизни получают всенародное и даже вселенское признание. Их подвиги и чудеса, многочисленные исцеления свидетельствуют о силе стяжания Духа Святого. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», - этими словами Преподобный напоминает нам об истинной цели христианской жизни».

Высокопреосвященный Иувеналий,

Митрополит Курский и Рыльский

Начало формы


Рисунок Гридиной Юлии 15 лет

Преподобный Серафим кормит медведя.


Рисунок Булгаковой Инны 15 лет

«Серафим Саровский молится на камне»


ПЛАМЕННЫЙ СТАРЕЦ

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ

СВЯТОГО

СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья"

“Господь через страдания приведет Россию к великой славе”.

Серафим Саровский

В видении Матерь Божья, сказала, указывая на него: “Сей – рода нашего”. И спасала его не раз – в детстве, когда упал с колокольни, позднее, когда был опасно болен. Ведь она – покровительница России, он – ее душа.

Уже при жизни его называли великим старцем. Десятилетия провел он в уединении и молитве, носил на спине камни, держал обет молчания, голодал. Три года мучительно болел, но никто не слышал от него жалобы. Грабители едва не убили его. Он выжил чудом, остался инвалидом. Он простил убийц и просил их не наказывать. Всех приходящих к нему, независимо от сословий, встречал словами "радость моя" и кланялся до земли. Шли к нему тысячи - за исцелением, за советом, за утешением. Для каждого находил он нужные слова, источником которых была пламенная любовь к людям и негаснущий огонь веры. Ведь Серафим означает – “пламенный”.

Он предвидел судьбу России – трагедию революции и войн, расстрел царской семьи, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава. Согласно Серафиму Саровскому, возрождение начнется с 2003 года, после принесения всенародного покаяния.

Дважды спасенный

Преподобный Серафим Саровский, в миру – Прохор Мошнин, родился в Куске 19 июля 1754 года (по другим данным – 1759 года) в семье купца Исидора Мошнина, начавшего в конце жизни строительство собора в Курске и Агафии Мошниной, глубоко верующей женщины, достроившей собор после смерти мужа. Однажды Агафия взяла на строительство сына. Мальчик оступился и упал с колокольни. Испуганная мать бросилась к нему, но случилось чудо – сын был невредим. Когда он тяжело заболел, во сне он увидел Божию Матерь, обещавшую исцелить его. Вскоре через двор Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла ребенка на руках, он приложился к иконе, после чего быстро поправился.

“Сей – рода нашего…”

С юности Прохор решил посвятить себя служению Богу. Мать благословила его распятием, которое он всю жизнь носил на груди, и он отправился пешком в Киев на поклонение Печерским угодникам. Старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь. Вернувшись, чтобы навсегда проститься с матерью, 20 ноября 1778 года он пришел в Саров. Настоятель обители старец Пахомий тепло принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Прохор пек хлеб, столярничал, был пономарем. С благословения старца он уходил в лес молиться. Через два года послушник заболел водянкой, испытывая невыносимые страдания. За три года он ни разу не жаловался. Старцы хотели вызвать врача, но Прохор просил этого не делать: “Я предал себя Истинному Врачу душ и телес”. Его причастили. В несказанном свете ему явилась Матерь Божия в сопровождении Петра и Иоанна Богослова. Указав на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: “Сей – от рода нашего”, коснулась жезлом больного, жидкость вытекла из тела и он поправился. На месте явления Божией Матери была построена церковь.

В луче света возник Христос

После восьми лет послушничества, Прохор принял постриг с именем Серафим, а через год стал иеродиаконом. Не раз его посещали видения. Во время Божественной литургии, когда Серафим произнес “Господи, спаси”, его осенил луч. Подняв глаза, он увидел Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма. Дойдя до амвона, Господь благословил молящихся. В духовном восторге Серафим не мог вымолвить ни слова, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа с озаренным лицом. Он стал ночи напролет молиться в лесной пустынной келии.

Дальняя пустынька

В 1793 году преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и после смерти настоятеля удалился в “дальнюю пустыньку” – лесную глушь в пяти верстах от Саровской обители. Там предавался молитвам, приходя в обитель лишь по субботам перед всенощной. Он жил по уставу древних пустынных обителей, не расставаясь с Писанием. Работая, пел церковные песнопения. Развел огород и устроил пчельник. Ел раз в сутки, а в среду и пятницу голодал. Около трех лет питался только травой снитью. Иногда не ел неделями. Он настолько погружался в молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя. Навещавшие его изредка схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в молитве, с благоговением удалялись. К нему стали приходить за советом. Испросив благословение настоятеля, преподобный прекратил доступ. Дорогу в нему завалили сучьями вековых сосен. Лишь звери посещали его. Лисы, волки, медведи брали хлеб из его рук.

Грабители

Каждую ночь Серафим поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками. Так прошло 1000 дней и ночей. Однажды уединение нарушили грабители. Подойдя к работавшему на огороде, разбойники потребовали денег. У Серафима был в руках топор, он был физически силен и мог бы защититься, но не захотел. Опустив топор на землю, он сказал: “Делайте, что вам надобно”. Разбойники обухом проломили ему голову, сломали несколько ребер, связав, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, ушли. Придя в сознание, он дополз до келии и пролежал ночь. Наутро с трудом добрел до обители. Там ужаснулись, увидев раненного. Восемь суток пролежал Серафим, страдая от ран. Врачи удивились тому, что Серафим остался жив. Царица Небесная явилась ему с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы Серафима, она исцелила его. Пять месяцев он провел в обители, затем ушел в лес. Остался навсегда согбенным, ходил, опираясь на посох или топорик, однако обидчиков просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, он взял обет молчания. Если в лесу встречался человек, святой падал ниц и не вставал, пока тот не удалялся. В молчании старец провел около трех лет, перестав совсем посещать обитель.

Возвращение

Многолетнее отшельничество принесло удивительный мир его душе. Он говорил: “Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя”. По просьбе нового настоятеля отца Нифонта весной 1810 года преподобный возвратился в обитель. 15 лет провел он в пустыни. К обету молчания он прибавил никуда не выходил и никого не принимал, непрестанно молясь. Господь ниспослал ему дар пророка и чудотворца на благо людям.

“Радость моя, сокровище мое…”

25 ноября 1825 года Матерь Божия с двумя святителями явилась старцу и повелела принимать у себя немощные души, требующие наставления, утешения и исцеления. Благословившись у настоятеля, преподобный открыл двери своей келии для всех. Приходившие к преподобному чувствовали безмерную любовь. К каждому он обращался со словами: “Радость моя, сокровище мое”. Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня". В последние годы земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о Дивеевской женской обители. Ученики помогали святому в заботе об обители – Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты, Николай Александрович Мотовилов, исцеленный преподобным.

Обыкновенное чудо

“Это случилось зимой, в пасмурный день”, –вспоминал дворянин Николай Александрович Мотовилов.

Надо, чтобы Дух Святой вошел в сердце, – говорил преподобный. - А посты, молитвы, добрые дела – средства для этого.

Как же я могу видеть благодать Духа, – отвечал Мотовилов. – Как могу знать, со мной Он или нет?

Тогда старец крепко взял его за плечи. Мотовилов увидел, что лицо Серафима “стало светлее солнца”, а из глаз “молнии сыпались”. В сердце Николай Александрович ощутил “необыкновенную радость и тишину”, а его телу стало тепло, как летом, хотя вокруг падал снег.

Не устрашайтесь, - сказал старец. - И вы сами теперь так же светлы стали, как и я сам.

В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы.

Прощание

За год и десять месяцев до его кончины, явившись в видении, Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, закончив словами: “Скоро, любимиче мой, будешь с нами”. Преподобный указал место, где следовало похоронить его, – близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года он в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии, причастился и, благословив братию, простился: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте”. 2 января 1833 года келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра, направляясь в церковь, почувствовал запах гари, исходивший из келии преподобного. В келии святого всегда горели свечи, и он говорил: “Кончина моя откроется пожаром”. Когда двери открыли, оказалось, что вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери, скрестив руки на груди, бездыханный. Его светлая душа во время молитвы взлетела к Богу.

Пророчества Серафима Саровского

Преподобный предвидел страшные испытания, выпавшие России в XX веке: “Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих”
Святой Серафим оставил письмо Николаю II, передав его Николаю Мотовилову со словами: “Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся царская фамилия, и царь придет к ней”. Елена Мотовилова скончалась в 1910 году, а 20 июля 1903 года в Дивеево приехал государь, благоговейно принял письмо, положил его в нагрудный карман, сказав, что читать будет после. Когда царь прочел послание, он горько заплакал. Его утешали, говорили, что хотя старец может ошибаться. Содержание письма неизвестно. В 1903 году могила старца была вскрыта, и Священным Синодом было принято решение о канонизации преподобного Серафима. Согласно его пророчеству, спустя сто лет после “обретения его мощей”, Россия, преодолев лихолетье, начнет возрождаться:


“Господь через страдания приведет ее к великой славе. Чудесным образом соберет разбитый в щепки русский корабль, и он пойдет под всеми парусами Богом предначертанным ему путем”.

Но произойдет это после всенародного покаяния.

Муз. фон - Отец Роман, "Русь называют Святой"



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения