Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ценообразование на жнвлс в аптеке. Экспертное мнение о новой методике ценообразования на лекарственные препараты

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) -- перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Перечень ЖНВЛП содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями и охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий.

С 2012 года действует Перечень ЖНВЛП, утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р .

В 2013 году, согласно Распоряжению № 1378-р от 30.07.2012, перечень остался неизменным .

Перечень ЖНВЛП на 2015 год

Минздрав России сформировал список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2015 г. В ближайшее время правительству РФ предстоит его утвердить.

"Принципиальная позиция министерства здравоохранения: перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств не сокращается. Напротив, он пополнен рядом препаратов, - сообщил начальник отдела профильного департамента Минздрава России Андрей Гайдеров. - Впервые перечень ЖНВЛП формировался по новым правилам: в него включались только лекарства с доказанной клинической эффективностью, на основе двухуровневой экспертизы и с участием широкого круга экспертов."

При этом все дебаты экспертов, и это тоже в первый раз, проходили абсолютно открыто: вплоть до того, что заседания комиссии Минздрава транслировались по Интернету в режиме онлайн. В комиссию входили не только наиболее авторитетные практикующие врачи, но и представители пациентских сообществ.

В результате правительству предстоит утвердить четыре лекарственных списка. Перечень ЖНВЛП - это базовый документ. В него входят лекарства, цены на которые регулирует государство. Понятно, что в условиях экономической нестабильности и скачущего курса рубля по отношению к евро и доллару именно регистрация предельных отпускных цен производителями лекарств может защитить нас от их резкого удорожания. Перечень этот серьезно обновлен, причем, в сторону расширения.

"Убрали из него только две позиции, - активированный уголь, а также один из гормональных контрацептивов, которые вряд ли можно отнести к жизненно необходимым лекарствам, - пояснил Андрей Гайдеров. - В то же время в перечень ЖНВЛП впервые включен ряд дорогостоящих препаратов для лечения орфанных и жизнеугрожающих заболеваний".

"Это очень важный шаг, поскольку, с одной стороны, цены на все жизненно необходимые лекарства регистрируются и контролируются государством. С другой стороны, включение конкретного лекарства в этот перечень говорит о том, что государство гарантирует его закупку. То есть некоторые дорогие лекарства станут для пациентов более доступными", - считает сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев.

Расширен и перечень лекарств, закупаемых по программе "7 нозологий" для лечения редких, но очень дорогостоящих заболеваний. В него также добавлено несколько новых препаратов, в частности еще одно современное лекарство для лечения болезни Гоше.

В то же время эксперты оказались перед трудным выбором: на закупки всего арсенала, предлагаемого сегодня фармкомпаниями, не хватит никакого бюджета. В последние годы появилось много лекарственных препаратов "нового поколения", которые дают пациентам шанс на выздоровление при заболеваниях, которые еще вчера были неизлечимы. Но все инновационные препараты очень дорогие. Поэтому вопрос о дополнительном включении в перечень некоторых дорогостоящих лекарств, в частности, предназначенных ВИЧ-инфицированным, больным гепатитами В и С, некоторыми онкогематологическими заболеваниями, решено дополнительно обсудить ближе к весне, когда станет яснее финансовая ситуация и будет понятно, сможет ли государство гарантировать закупки таких лекарств в необходимом объеме. Заявки от фармкомпаний приняты, подчеркивают в Минздраве, но нужно внимательно просчитать затраты.

Что касается лекарств для льготников, в этом перечне, как и раньше, сохранено более трех сотен наименований всех основных лекарственных групп. Исключения минимальные. "Убрали из него только некоторые препараты с недоказанной эффективностью, например, валокордин. Нас, кстати, постоянно критиковали, что в перечне остается устаревшее и небезопасное лекарство", - пояснил Андрей Гайдеров.

Наконец, подготовлен и минимальный ассортиментный перечень - это тот список препаратов, который в обязательном порядке должен иметься в любой аптеке. Этот перечень защищает нас от "вымывания" из продажи дешевых лекарств. Ясно, что продать дорогую упаковку, которая стоит несколько сотен рублей, аптеке выгоднее, чем "возиться" с копеечными препаратами. Далеко не всегда недорогие лекарства лежат на аптечных полках на виду, да и провизор, если его спросить, скорее посоветует что-нибудь недешевое. Поэтому при формировании минимального ассортимента для аптек эксперты обращали внимание на то, чтобы в нем обязательно были именно доступные, привычные препараты. "Правило сохранения ассортимента абсолютное большинство аптек соблюдает, - сообщила глава Аптечной гильдии Елена Неволина. - Поэтому нужно просто спросить фармацевта или провизора о нужном вам лекарстве. Любой препарат, включенный в этот список, аптека просто обязана иметь в наличии, а провизор - предложить покупателю".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности товародвижения на фармацевтическом рынке. Мировые тенденции управления системой качества при производстве лекарственных средств. Порядок контроля и оценка качества. Система лекарственного обеспечения в России. Проект национального стандарта.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2010

    Определение понятия и раскрытие экономической сущности конкуренции как процесса борьбы за потребителя между участниками рынка. Основные факторы конкурентоспособности медицинских товаров и лекарственных средств. Позиционирование на фармацевтическом рынке.

    презентация , добавлен 08.10.2013

    Общая характеристика лекарственных препаратов для лечения микозов, представленных на фармацевтическом рынке. Основные аспекты исследования их потребления. Методика проведения АВС- и XYZ-анализа. Потребление противогрибковых средств аптеки ООО "Аюрведа".

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Правила доказательной медицины. Реклама в фармацевтическом маркетинге, ее основные цели. Особенности рынка лекарственных средств, его параметры. Ограничения в размещении рекламы товаров фармацевтического рынка. Понятие недобросовестной рекламы лекарств.

    презентация , добавлен 19.04.2015

    Общие сведения о фирме Gedeon Richter - региональной мультинациональной фармацевтической компании Центральной и Восточной Европы с венгерским управлением. Изучение ассортимента лекарственных препаратов компании на региональном фармацевтическом рынке.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2015

    Формирование ценовой политики - важная составная часть маркетинга. Отличительные черты ценообразования на различных рынках. Особенности спроса и предложения в сфере услуг. Этапы расчета цены услуги. Схема стратегии ценообразования на рынке услуг.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Маркетинговый анализ лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке Казахстана: понятия, принципы и методология современного фармацевтического маркетинга. Анализ рынка услуг по оптово-розничной реализации лекарственных средств на примере ТОО "Капан".

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

Действующее в настоящее время законодательство, определяющее порядок регулирования цен на лекарства, достаточно запутано и противоречиво, несмотря на усилия федеральных и региональных законодателей. В сложных перипетиях нормативных документов по регулированию цен на лекарственные средства, действующих на федеральном и региональном уровне, не всегда под силу разобраться даже опытному юристу. Это однозначно порождает и будет порождать многочисленные споры с Управлениями Министерства по налогам и сборам РФ и Комиссиями по лицензированию фармацевтической деятельности на местах, которые поставят в тупик не один арбитражный суд.

На сегодняшний день ценообразование на лекарственные средства на федеральном уровне регламентируются:

1. Постановлением Правительства РФ от 29.03.99 N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" (вместе с "Порядком государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения");

2. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерахпо упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (ред. от 30.06.97);

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 г. Москва "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 г. Москва "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"

5. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 ноября 2010 года №961 н/527-а «Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (с изменениями на 8 октября 2012 года)»

6. ФЗ «Об обращении лекарственных средств № 192 от 27.07.2010 г.

7. Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 октября 2012 года №132 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленными производителя лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

8. Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 5 июля 2010 года №15 «Об установлении торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)

Контроль цен на лекарственные средства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».

Согласно данному документу государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства.

Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства.

С 1 января 2010 года вступили в силу изменения в акты Правительства РФ по вопросам, связанным с совершенствованием государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее - ЖНВЛС). В частности, изменения внесены в постановление Правительства РФ от 09.11.2001 №782 «О государственном регулировании цен на ЛС»; постановление Правительства РФ от 08.08.09 №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 №1116); в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 №416, - в части установления новых лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельность по соблюдению установленных предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на ЖНВЛС (нарушение указанных требований отнесено к категории грубых нарушений, в результате которых деятельность лицензиата может быть приостановлена).

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р <Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Кроме того, утверждены: перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций; перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей; минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Установлено, что до 1 марта 2015 года применяется перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. N 2199-р.

Так же внесены изменения в Положение о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 №415, - устанавливается новое лицензионного требования: при производстве лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛС, регистрируется предельная отпускная цена производителя; в Правила ввоза и вывоза лекарственных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 №438, - в части предоставления иностранными производителями при ввозе ЖНВЛС документов о государственной регистрации их предельной отпускной цены, а также сведений о фактических ценах на ввозимые ЖНВЛС; в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №323, - в части предоставления Службе полномочий по проведению мониторинга ассортимента и цен на ЖНВЛС; в Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №332, в части предоставления Службе полномочий по разработке единой методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок на ЖНВЛС.

Новая схема регулирования цен предусматривает применение наценок к отпускным ценам производителей, а не поставщиков. Эта мера позволит избежать образования длинных схем продвижения лекарств от производителей к потребителю и кратного увеличения цены.

С января 2010, в соответствии с постановлением Правительства №654 от 08.08.09, вводится в обязательном порядке государственная регистрация предельных отпускных цен на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС. Перечень утвержден Распоряжением правительства РФ от 30.12.09 №2135-р. В Перечень включены 500 наименований, из которых 222 - из основного Перечня лекарств, рекомендованных ВОЗ, и 278 включены непосредственно российскими специалистами. Из общего количества - 76 препаратов только отечественного производства, 261 - производится как российскими, так и зарубежными заводами, 163 - только зарубежного производства.

Предыдущий Перечень действовал с 2007 года и включал в себя 658 наименований. Он еще действовал до 31 декабря 2009 года. Перечни отличаются не только уменьшением числа заявленных лекарственных препаратов. «Доля лекарств отечественного производства и лекарств, которые производятся как в России, так и за рубежом, составляет в новом Перечне 67,8%, - отмечала ранее глава ведомства Татьяна Голикова. - В нынешнем (заканчивающий срок действия) Перечне эта доля составляет 55%». Она разъяснила, что при составлении Перечня отдавалось предпочтение лекарствам с более высоким уровнем клинической эффективности.

Перечень ЖНВЛС предназначен для того, чтобы на препараты, которые входят в данный Перечень, предельные отпускные цены производителей фиксировались государством в специальном реестре цен. По препаратам Перечня происходит мониторинг цен в регионах России и организуются закупки лекарств для ЛПУ и обеспечения льготных категорий населения за счет бюджетных средств.

Вопросы формирования и регистрации цен на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) регулируются утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.99 г. N 347 "Порядком государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения" и утвержденным 10.05.99 г. Первым заместителем Министра экономики Российской Федерации "Порядком согласования отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения".

Оптовые организации - импортеры, закупающие товар непосредственно у зарубежного производителя, регистрируют цены на лекарства из Перечня ЖНВЛС в иностранной валюте и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации. В дальнейшем Минздрав РФ корректирует цены в рублях при их очередной публикации с учетом изменения курса иностранной валюты. Регистрируемая цена на импортное лекарственное средство складывается из цены зарубежного производителя на условиях "поставка без оплаты пошлины" и таможенных расходов.

Можно выделить несколько важных групп, входящих в состав Перечня ЖНВЛС:

I. Анестетики, миорелаксанты

II. Анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, средства для лечения ревматических заболеваний и подагры

III. Средства для лечения аллергических реакций

IV. Средства, влияющие на центральную нервную систему

V. Средства для профилактики и лечения инфекций

VI. Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства

VII. Средства для лечения остеопороза

VIII. Средства, влияющие на кровь

IX. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

X. Диагностические средства

XI. Антисептики и средства для дезинфекции

XII. Средства для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта

XIII. Гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему

XIV. Средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей

XV. Средства для лечения офтальмологических заболеваний, не обозначенные в других рубриках

XVI. Средства, влияющие на матку

XVII. Средства, влияющие на органы дыхания

XVIII. Растворы, электролиты, средства коррекции кислотного равновесия, средства питания

XIX. Витамины и минералы

Формально, с юридической точки зрения, при формировании цен на лекарства, цены на которые подлежат государственной регистрации, следует пользоваться именно Правительственным Перечнем ЖНВЛС. Однако, многие местные региональные акты, устанавливающие порядок ценообразования, ссылаются на местный перечень ЖНВЛС или на Перечень Минздрава РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №654, реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями осуществляется с обязательным оформлением протокола согласования цен поставки ЖНВЛС, с обязательным указанием отпускной цены производителя.

Такой механизм регулирования цен на ЖНВЛС обеспечит «прозрачность» ценообразования на всех этапах ее формирования при прохождении товара от производителя до конечного потребителя.

После выхода Распоряжения Правительства №2135-р от 30.12.09 и Методики определения предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛС, все цены, зарегистрированные без использования методов определения отпускной цены производителя, во исполнение предыдущего Распоряжения правительства РФ от 29.03.07 №376-р, стали недействующими.

До 01.04.2010 допускалась реализация ЖНВЛС, не прошедших государственную регистрацию цен, без протоколов согласования цен (постановление Правительства РФ №782 от 09.11.2001). Вместе с тем, с 1 января 2010 года, согласно Положения о государственном регулировании цен на ЖНВЛС постановления Правительства РФ №782 , формирование цен организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями осуществляется с применением оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, не превышающим зарегистрированную цену, и указанием данных о фактической отпускной цене производителя.

После 01.04.2010 оптовая организация и (или) аптечное учреждение не имели право реализовывать остатки ранее закупленных ЖНВЛС, если производители данных лекарственных средств не зарегистрировали предельную отпускную цену на эти лекарственные средства по разным причинам.

Нормативные акты, устанавливающие предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛС, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №1116, должны быть приняты органами исполнительной власти субъектов РФ в срок до 01.03.2010. Принятые в субъектах РФ решения вступают в силу с даты, которая указана в самом акте. До принятия субъектом РФ нового нормативного акта, организации оптовой и розничной торговли должны применять ранее установленные в субъекте РФ оптовой и розничной надбавки к фактическим отпускным ценам производителей ЖНВЛС.

Так в Алтайском крае, регулирование ценообразования н лекарственные препараты, входящие в перечь ЖНВЛС регулируется решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 октября 2012 года №132 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленными производителя лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Решение о государственном регулировании предельных оптовых и розничных надбавок на ЛС, не включенные в перечень ЖНВЛС, а также на изделия медицинского назначения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно.

В случае если поставка ЖНВЛС осуществляется за пределы территории субъекта РФ, в котором расположена оптовая организация, размер оптовой надбавки не должен превышать уровень, установленный в субъекте РФ, в который производится поставка.

Допускается реализация ЖНВЛС оптовыми организациями по цене ниже фактической отпускной цены производителя. Аптечное учреждение, закупив у оптовой организации лекарственные средства по цене ниже уровня фактической отпускной цены производителя, указанной в протоколе согласования цены, формирует розничную цену путем суммирования цены закупки лекарственных средств у оптовика и розничной надбавки, установленной в субъекте РФ, исчисленной от фактической цены производителя.

Таким образом, формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих соответственно предельную оптовую и розничную надбавки, установленные в субъекте РФ.

Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. При этом производителю выдается регистрационное свидетельство.

Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.

Кроме того, на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки. Их размеры утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, система ценообразования в фармации, которая должна быть обеспечена законодательно, сегодня остается первостепенным вопросом. Анализ действующего законодательства, нормативных актов в этой сфере показал их непоследовательность, фрагментарность. Можно утверждать, что до сих пор системное и полное государственное регулирование сферы ценообразования и лекарственного обеспечения средств отсутствует, а роль государственных органов в этом отношении ослаблена.

27 октября 2015 года на сайте управления по государственному регулированию тарифов было размещено письмо об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП, в котором говорится, что для расчета розничной цены для жизненно важных лекарственных средств необходимо использовать цену производителя без НДС. Полный текст письма с примерами расчетов приведен ниже.

Программа Фарм-ревизор поддерживает расчет розничной цены на ЖНВЛП как от цены производителя без НДС, так и от цены производителя с НДС. Для перехода на новую формулу наценки по ЖВ достаточно выбрать нужную схему наценки из списка. Для этого в приходной накладной нажмите на кнопку цены . Появится окно с настройками по расчету цен.


Использование цены производителя без НДС вместо цены производителя с НДС при расчете цен на жизненно важные лекарства приведет к снижению конечной розничной цены примерно на 4 - 5%.

Приложение. Текст письма управления по государственному регулированию тарифов об уточнении методики расчета порядка формирования

Руководителям организаций оптовой и розничной торговли, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов на территории Воронежской области

Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП

В связи с уточнением ФАС России методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП, управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области доводит до сведения руководителей организаций оптовой и розничной торговли, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов на территории Воронежской области, следующую информацию.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрена дифференциация порядка формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в зависимости от налоговых режимов, используемых организациями оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами. Действующими Правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных (далее - Правила) предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В связи с этим, ФАС России считает, что организациям оптовой торговли и организациям розничной торговли, находящимся на общей системе налогообложения (то есть являющимся плательщиками НДС), необходимо формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП без НДС (если поставщик ЖНВЛП является плательщиком ЕНВД или находится на УСН, то есть не является плательщиком НДС, фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика), надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС, и налог на добавленную стоимость, исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки.

Организациям оптовой торговли и организации розничной торговли, находящимся на УСН или являющимся плательщиками ЕНВД, необходимо формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП у поставщика (реальные расходы организации на приобретение ЖНВЛП, независимо от режима налогообложения, применяемого поставщиком) и надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС.

Примеры формирования организациями оптовой и розничной торговли отпускных цен на ЖНВЛП в зависимости от применяемой системы налогообложения приведены в приложении к настоящему письму.

Приложение. Порядок формирования организациями оптовой и розничной торговли отпускной цены на ЖНВЛП в зависимости от применяемой системы налогообложения

Пример 1. Организация оптовой торговли приобретает ЖНВЛП у производителя ЖНВЛП.

Фактическая отпускная цена производителя

Режим налогообложения организации оптовой торговли

Размер применяемой оптовой надбавки, %

Размер применяемой оптовой надбавки, руб.

Отпускная цена организации оптовой торговли на общей системе налогообложениябез НДС, руб.

НДС, начисленный организацией оптовой торговли, руб.

Отпускная цена организации оптовой торговли на общей системе налогообложения с НДС, руб.

Отпускная цена организации оптовой торговли на УСН или ЕНВД, руб.

общая система налогообложения

150*13/100= 19,50

150+19,50=
169,50

169,50*10/100= 16,95

150+19,5+ 16,95=186,45

186,45-165-16,95+15= 19,50

ЕНВД или УСН

150*13/100= 19,50

165+19,50=184,50

184,50-165=19,50

Пример 2. Организация розничной торговли, находящаяся на общей системе налогообложения приобретает ЖНВЛП у оптовой организации, находящейся на общей системе налогообложения, и применившей предельный размер оптовой надбавки в размере 13 %.


Входящий НДС, руб. (будет принят к вычету)

Надбавка, полученная после уплаты и принятия к вычету НДС, руб.

150*25/ 100=37,50

186,45-169,50=16,95

169,50+37,50=207,00

207,00*10/100=20,70

207,00+20,70= 227,70

227,70-186,45-20,70+16,95= 37,50

Пример 3. Организация розничной торговли, находящаяся на общей системе налогообложения приобретает ЖНВЛП у оптовой организации, находящейся на УСН или являющейся плательщиком ЕНВД, и применившей предельный размер оптовой надбавки в размере 13%.


без НДС

Размер применяемой розничной надбавки, %

Размер применяемой розничной надбавки, руб.

Цена приобретения ЖНВЛП у поставщика, находящегося на общей системе налогообложения, руб. без НДС

Цена приобретения ЖНВЛП у поставщика, находящегося на общей системе налогообложения, руб. с НДС

Цена приобретения у поставщика - плательщика ЕНВД или находящегося на УСН, руб.

Входящий НДС, руб. (будет принят к вычету)

Без НДС

НДС, начисленный организацией розничной торговли, руб.

Отпускная цена организации розничной торговли с НДС, руб.

Надбавка, полученная после уплаты и принятия к вычету НДС, руб.

150*25/ 100=37,50

184,50+37,50=222,00

222,00*10/100= 22,20

222,00+22,20=244,20

244,20-184,50-22,20=37,50

Пример 4. Организация розничной торговли, находящаяся на УСН или являющаяся плательщиком ЕНВД, приобретает ЖНВЛП у оптовой организации, находящейся на общей системе налогообложения и применившей предельный размер оптовой надбавки в размере 13%.

Фактическая отпускная цена производителя, руб.

Размер применяемой розничной надбавки, %

Размер применяемой розничной надбавки, руб.

Цена приобретения ЖНВЛП у поставщика, находящегося на общей системе налогообложения, руб. с НДС

Цена приобретения у поставщика - плательщика ЕНВД или находящегося на УСН, руб.

Отпускная цена организации розничной торговли, руб.

150*25/100=37,50

186,45+37,50= 223,95

223,95-186,45=37,50

Пример 5. Организация розничной торговли, находящаяся на УСН или являющаяся плательщиком ЕНВД, приобретает ЖНВЛП у о птовой организации, находящейся на УСН или являющейся плательщиком ЕНВД, и применившей предельный размер оптовой надбавки в размере 13%.

Фактическая отпускная цена производителя, руб.

Размер применяемой розничной надбавки, %

Размер применяемой розничной надбавки, руб.

Цена приобретения ЖНВЛП у поставщика находящегося на общей системе налогообложения, руб. с НДС

Цена приобретения у поставщика - плательщика ЕНВД или находящегося на УСН, руб.

Отпускная цена организации розничной торговли, руб.

Надбавка организации розничной торговли, руб.

150*25/100=37,50

184,50+37,50= 222,00

222,00-184,50=37,50



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения