Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Их выделение в звучащей речи. Речевые такты и логические паузы

"Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз" К.С. Станиславский.

Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме остановок-пауз, речевые такты разделяются изменением высоты голоса.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречается люфтпаузы (пауза для добора воздуха) и, наконец, паузы.

Обозначим паузы так:

` - короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

| - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

|| - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

||| - еще более длительная соединиельно-разделительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмеченными на письме.

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания:

а). между группой подлежащего и группой сказуемого (кроме подлежащего выраженного местоимением):

Лиза | вбежала в дом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

б). между подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами "и", "да", перед разделительным союзом "или" и др.:

Лиза |пошла к себе,| слушая привычный кашель матери | и тяжелый храп выпившего отца. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

в). после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже - в середине или в конце предложения):

Каждое утро | гость исчезал из дому | и появлялся только поздним вечером,| голодный и усталый. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

г). перед обстоятельствами:

Бабушка | лежала на подушках,| в том доме. (О. Бергольц "Дневные звезды")

Перед каждой из соединительных пауз характерно некоторое повышение голоса на слове, несущем ударение.

Логические паузы между предложениями выполняют те же функции, что и внутри предложения - отделяют и в то же время связывают друг с другом группы предложений:

Вырванная из школы болезнью матери; | ждала сначала возвращения в класс, | потом - свидания с подружками, | потом - редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, |потом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает непосредственно мысль предыдущего, то между такими предложениями возникает разделительная пауза. Такая пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в литературном произведении. Перед разделительными паузами характерно понижение голоса. По сути, разделительная пауза часто является соединительно-разделительной, так как и после такой паузы повествование продолжается:

И зевнул. Длинно, равнодушно, с завыванием. Лиза, кусая губы, метнулась вниз, больно ударилась коленкой и вылетела во двор, с силой хлопнув дверью. ||| (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Дополнительная пауза перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить - люфтпауза. Помогает уточнению и зависит полностью от намерений и задач исполнителя.

Мой дом был цел,| но каким он стал таким` маленьким! (О. Бергольц "Дневные звезды")

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово),выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевойтакт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт- понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.

25.Сегментные единицы: фраза. Состав фразы. Логическое ударение.

Фраза - самая крупная фонетическая единица. В языкознании отрезок речи с законченной интонацией.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%28%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%29 - cite_note-.D0.A1.D0.AD.D0.A1.E2.80.941981.E2.80.94.E2.80.941440-1 Также является синонимом «предложения».

Фразы отделяются друг от друга не менее чем двумя паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью. Интонационно предложение состоит из одной или нескольких фраз. Иногда считают, что фраза может состоять из нескольких предложений («тирада»).

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ . Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л-им У-емобозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли.Наприм., в предложении: «Я написал письмо товарищу» каждое слово может иметь на себе Л. У.,изменяющее соответственным образом значение суждения, выраженного этим предложением, иуказывающее, что главным предметом мысли (сказуемым суждения) являются «я», а не кто другой, или«написал» (а не «напишу», «не написал»), или «письмо» (а не что-н., не заслуживающее, этого названия),или «товарищу» (а не кому-н. другому).

26.Супрасегментные единицы: ударение словесное, тактовое, фразовое. Понятие побочного ударения.

В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.

Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зо́лото , боло́то , молоко́ ); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ - но́гу , при́нял - приняла́ ); такими приёмами пользовались многие поэты XIX века. Тем не менее есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени Алекси́й

Русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти- , меж- , около- , контр- , сверх- , супер- , экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (иливторостепенное ) ударение . Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное - вторым (ближе к концу слова):кля́твопреступле́ние , о́колозе́мный , ви́це-президе́нт .

Также во всех словах, где присутствует буква ё , ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиа́з ) и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).

В русском языке нет единых правил ударения, для выяснения принятого и допустимых вариантов для конкретной формы слова можно обратиться к орфоэпическим словарям или специализированным словарям ударений .

Tа́ктовое ударе́ние (также синтагматическое ударение, синтагменное ударение) - выделение в процессе произношения текста наиболее важного слова внутри одной синтагмы (речевого такта), разновидность ударения. Если фраза состоит из одной синтагмы, совпадает с фразовым ударением.

Выделение слова с помощью синтагматического ударения (и, тем самым, перемещение остальных слов «в тень») используется в нескольких целях:

· помощь в понимании текста;

· определение порядка слов в синтагме и их фонетическая «спайка»;

· облегчение определения границ синтагмы (так как обычно располагается в её конце).

При сценическом исполнении синтагменное ударение обычно обозначается повышением голоса [

Пример: Чей это конь неутомимый / Бежит в степи необозримой?
А. С. Пушкин

Организующее значение фразового ударения в синтагме и целом предложении очень велико. Фразовое ударение может совмещать функцию членения речи с функцией экспрессивной, которая включается в выделении тех членов предложения, которые в данном высказывании являются наиболее важными, существенными.

Изучение фразового ударения в синтагме начинается с противопоставления словесного ударения групповому. Последнее характеризуется известным усилением одного из слов в синтагме. Существует несколько теорий фразового ударения, выделяющих (по степени усиления и его функциям) разные акцентные типы. Различаются, например, два вида фразового ударения в синтагме:

· ритмическое фразовое ударение

выделительное фразовое ударение.

Важно помнить, что в русском языке есть определенные категории слов, которые, как правило, остаются в речи безударными и ритмически примыкают к предыдущему или последующему ударному слову, - так называемые энклитики и проклитики.

(побочное) ударение . Более слабое ударение, которое встречаетсянаряду с основным в многосложных, образованных из двух и более основ словах. Кинокартина,лесопитомник, автомотогонки.

Особенности русского словесного ударения. Акцентные типы. Акцентные варианты.

Как писал герой одного из замечательных советских кинофильмов: “Счастье – это когда тебя понимают”.

От того понимают ли Вас зависит Ваш ораторский успех и публичный имидж в целом. А от чего зависит, понимают ли Вас?

Логика речи – тема моего сегодняшнего разговора с Вами. Именно от владения речевыми законами зависит процент Вашего взаимопонимания со слушателем, а значит – и вероятность убедить его в своей точке зрения или полноценно донести важную для Вас информацию.

Правила логического чтения текста - не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, ученых-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка.

Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, разумеется, не заменяет работы над пирамидой публичности в целом, но он является началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской мысли .

Чтобы фраза автора прозвучала для зрителя, надо ее предельно точно произнести, то есть
- определить место и длительность логических пауз,
- определить главное ударное слово,
- отметить второстепенные и третьестепенные ударения.

Иными словами, для этого надо знать правила расстановки пауз и ударений.

Когда фраза будет таким образом проанализирована и организована, слушатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.

Мария Осиповна Кнебель – соратница Станиславского, величайший театральный педагог, рассказывая о работе Станиславского с учениками в его студии, свидетельствует, что в последние годы жизни Станиславский особенно упорно добивался точнейшего соблюдения правил логики сценической речи - расстановки логических пауз, ударений, верной передачи в звучании знаков препинания и т.д. Она говорит: «Станиславский с каждым годом все настойчивее требовал изучения законов речи, требовал постоянной тренировки, специальной работы над текстом».

Соглашаясь со Станиславским, добавлю, что, на мой взгляд, использование правил и норм логики речи для меня является одной из деталей, которая позволяет определить тактичного оратора, уважающего себя и своего слушателя.

Начнем работу над образом тактичного и интеллигентного оратора – с подтемы

Речевые такты и логические паузы

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, то есть речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением . Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами . Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают логическими - соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха - «воздушные», от немецкого Luft - воздух) и, наконец, паузы психологические.

Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

‘ - люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// - еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку…Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания, бывают в предложении:

1. между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

например: Дочка / слушала с любопытством.

2. между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами «и», «да» перед разделительным союзом «или» и др.;

например: Томление / и зной / усиливались.

3. после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже - стоящих в середине или конце предложения).

например: Со школьных лет / я чувствовал красоту русского языка, / его силу / и плотность.

Разъединительная логическая пауза ставится между предложениями, если они не развивают непосредственно мысль друг друга.

например: С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо.

Люфтпауза (соединительная пауза) - очень короткая, ее лучше использовать для добора воздуха.

Психологическая пауза - вводится в текст актером в процессе работы над ролью, на письме может быть обозначена многоточием. Эта пауза всецело относится к области словесного действия.

например: Я никого не люблю и… уже не полюблю.

Близко к психологической паузе стоит так называемая пауза умолчания или прерванной речи, когда недосказанные слова заменяются многоточием.

например: Жена его… впрочем они были совершенно довольны друг другом.

Более подробно и приближенно к практике мы продолжим разговор о паузах, логических тактах, ударениях и интонации уже завтра 5 апреля на бесплатном вебинаре “ЛОГИКА РЕЧИ. Как сделать так, чтобы тебя понимали с полуслова?”

Значение РЕЧЕВОЙ ТАКТ в Словаре лингвистических терминов

РЕЧЕВОЙ ТАКТ

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт — понятие интонационное, выдыхательная группа — понятие физиологическое, синтагма — понятие семантико-синтаксическое.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЧЕВОЙ ТАКТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТАКТ в Словаре музыкальных терминов:
    (от лат. tactus , буквально - прикосновение) - единица …
  • ТАКТ
  • ТАКТ в Высказываниях известных людей:
  • ТАКТ в Высказываниях известных людей:
  • ТАКТ
    - редкий талант не договаривать истину. …
  • ТАКТ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. Эрих Мария …
  • ТАКТ в Словаре Одно предложение, определения:
    - способность закрыть свой рот до того, как кому- нибудь захочется этого. …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    редкий талант не договаривать истину. …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. Эрих Мария …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    способность закрыть свой рот до того, как кому- нибудь захочется этого. …
  • ТАКТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. tact от лат. tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Такт (термин психологической, от tango, касаюсь) - обозначает,чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. Впонятии Т. много …
  • ТАКТ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо умение держать …
  • ТАКТ
    (французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- либо, чему-либо умение …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словарике:
    I а, м. 1. муз. Наименьшая группа однородных ритмических долей, определяющая тот или иной метр22. За-ключительные такты вальса. 2. Равномерно …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из долей, обычно равных по длительности, на к-рые делится музыкальное произведение
  • ТАКТ
    в европ. музыке единица муз. метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, …
  • ТАКТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. tасt, от лат. tасtus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать …
  • ТАКТ
    та"кт, та"кты, та"кта, та"ктов, та"кту, та"ктам, та"кт, та"кты, та"ктом, та"ктами, та"кте, …
  • РЕЧЕВОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    речево"й, речева"я, речево"е, речевы"е, речево"го, речево"й, речево"го, речевы"х, речево"му, речево"й, речево"му, речевы"м, речево"й, речеву"ю, речево"е, речевы"е, речево"го, речеву"ю, речево"е, речевы"х, …
  • ТАКТ в Словаре лингвистических терминов:
    Единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово …
  • ТАКТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    I -а, только ед. , м. Врожденное или привитое воспитанием чутье, тонко развитое чувство меры и деликатности; умение держать себя …
  • ТАКТ
    Пристойное …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Черта …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Чувство меры во …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Разум …
  • ТАКТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: период, ритм 2. Syn: …
  • РЕЧЕВОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: речь (1*1), связанный с ним. 2) Свойственный речи (1*1), характерный для нее. 3) …
  • РЕЧЕВОЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ТАКТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    такт, …
  • РЕЧЕВОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ТАКТ в Орфографическом словаре:
    такт, …
  • РЕЧЕВОЙ в Орфографическом словаре.
  • ТАКТ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 часть рабочего цикла какого-нибудь механизма Spec Т. двигателя. такт 1 метрическая музыкальная единица - каждая из долей, обычно равных …
  • ТАКТ
    такта, мн. нет, м. (латин. tactus - прикосновение). Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-чему-н., создающее уменье Держать себя …
  • ТАКТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    такта, м. (латин. tactus - прикосновение). 1. Метрическая единица музыкальной речи - каждая из мелких, равных по длительности частиц, на …
  • РЕЧЕВОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    речевая, речевое. Прил. к речь в 1 знач. Речевые навыки. Речевой …
  • РЕЧЕВОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    речевой прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: речь (1*1), связанный с ним. 2) Свойственный речи (1*1), характерный для нее. …
  • РЕЧЕВОЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. речь I 1., связанный с ним 2. Свойственный речи [речь I 1.], характерный для нее. …
  • ТАКТ
    I м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в …
  • РЕЧЕВОЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I прил. 1. соотн. с сущ. речь I 1., связанный с ним 2. Свойственный речи [ речь I 1.], характерный …
  • РЕЧЕВОЙ ЭМБОЛ
    (греч. embolos - клин, затычка). Проявление речевой стереотипии. Наблюдается при глубокой, корковой, моторной афазии. Чаще всего - слово или …
  • РЕЧЕВОЙ НАПОР в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Патологическое усиление речевой активности, специфически-речевое возбуждение, которое может не сопровождаться возбуждением мыслительной деятельности и двигательным. Речь при этом часто утрачивает …
  • РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
    — система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания об- щения в избранной тональности соответственно их …
  • РЕЧЕВОЙ АКТ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речево- го поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного …
  • ЯКОБСОН РОМАН в Словаре постмодернизма:
    (1896-1982) - русский лингвист, семиотик, литературовед, способствовавший установлению продуктивного диалога между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским …
  • РОЗЕНШТОК-ХЮССИ в Словаре постмодернизма:
    (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973) - немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, принадлежащий к духовной традиции диалогического типа. Родился в либеральной …
  • ДИСКУРС в Словаре постмодернизма:
    (discursus: от лат. discere - блуждать) - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной …
  • ОПОЯЗ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    («Общество по изучению поэтического языка») Создано в 1916 г. в Петербурге представителями формального метода в литературоведении. В ОПОЯЗ входили ученые, …
  • УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ в Медицинском словаре:
  • УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ в Медицинском большом словаре:
    Сознание - осмысленное восприятие внутреннего и внешнего мира в результате высших интегративных процессов. Угнетение сознания - непродуктивные формы нарушения сознания, …

Речевой такт – это слово или группа слов, объединённых одним главным ударением. Между речевыми тактами в потоке речи обязательно отмечаются паузы. Чередование речевых тактов образует ритм речи. Гонит ветер / по глухим дорогам/ жёлтую / осеннюю тоску.

Наиболее крупным фонетическим отрезкомпри членении речевого потока является фраза. По мнению А.А.Реформатского, «Ни в коем случае нельзя отождествлять грамматическую единицу(предложение) и фонетическую единицу (фразу). Так как одна фраза может охватить несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.» Фраза – это завершённая по смыслу фонетическая единица. Отделение одной фразы от другой характеризуется большей паузой. Наступило утро / мы двинулись в путь.

ИНТОНАЦИЯ

Выделение фразы в потоке речи связано с таким различительным признаком, как интонация. Интонация – это одно из важнейших средств оформления высказывания и выявления его смысла. Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи.

Интонация состоит из мелодики речи, ритма речи, интенсивности речи, темпа речи, тембпа речи. Мелодика речи – это повышение и понижение речи внутри фразы (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений). Ритм речи – это регулярное повторение ударных и безударных слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста. Интенсивность речи – это степень её громкости (сравнить: интенсивность речи в комнате и на митинге). Темп речи – это длительность звучания речи во времени (например, более значимые отрезки речи произносятся медленнее, менее значимые – быстрее). Тембр речи – это звуковая окраска речи. Его нельзя путать с тембром голоса (например, интонация недоверия, иронии).

Таким образом, интонация обладает важнейшими функциями в языке: она указывает на границы предложений и дифференцирует их основные типы.

Все сведения об интонации обычно опираются на факты языков с динамическим типом ударения. В науке высказывались сомнения о существовании интонации в языках с музыкальным ударением. Обычно её сводили к повышениям и понижениям голоса. Однако, как показали дальнейшие исследования, интонация не сводится к простой последовательности слоговых тонов. На основе слоговых тонов формируется характерный для всего предложения в целом и очень сложный мелодический рисунок.

Лекция № 6

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА

Наша речь состоит из высказываний. Высказывания, в свою очередь, состоят из слов.

Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. В слове он запечатлел опыт и мудрость веков. Словом он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых идей и понятий.

Слово – это центральная единица языка, так как, во-первых, в нём отражаются явления окружающего нас мира, во-вторых, в нём отражается отношение человека к миру, в-третьих, именно в слове отражается национальное видение мира, в-четвёртых, слово является единицей всех языковых уровней. На фонетическом уровне выделяется фонетическое слово, единицей лексического уровня является слово с лексическим значением, единицей грамматического уровня является слово с грамматическим значением. Однако дать точное определение слова очень трудно. Многие лингвисты готовы были отказаться от этого понятия. В современной лингвистике вопрос о слове решался по-разному. По мнению учёных, слово не всегда соотносимо с понятием. Большая часть слов направлена на обозначение понятий, но в языке есть слова (и они считаются словами), которые не обозначают никаких понятий: союзы, предлоги, частицы. Многие понятия обозначаются не словом, а целой конструкцией, например, фразеологизмами («бездельничать» - бить баклуши).

Таким образом, место слова как единицы языка определяется как место, среднее между морфемами и предложениями.

Поскольку определение слова дать действительно очень трудно, говоря о слове, мы перечисляем его основные признаки.

Признаки слова

1.Фонетическая оформленность . Каждое слово представляет собой комплекс звуков. Беззвучных слов нет. Искажение звуковой оболочки может привести к разрушению смысла слова или появлению нового слова.

2.Номинативная функция . Слово служит для называния объектов окружающего мира. Благодаря этой функции слова возможно человеческое общение.

3.Цельнооформленность. Слово имеет непроницаемую структуру в виде комплекса морфем. В эту структуру невозможно вставить дополнительные морфемы или изъять какие-либо морфемы. В противном случае слово разрушится, либо появится другое слово

4.Воспроизводимость . Слово употребляется говорящим в готовом виде в отличие от предложений, которые производятся в речевом акте.

5.Семантическая валентность . Слово может сочетаться по смыслу с определённым кругом других слов. Эта сочетаемость у разных слов может быть неодинаковой: от очень узкой до относительно широкой. В этом проявляются смысловые возможности слова. Например,существительное «машина» сочетается с такими словами, как «синяя», «дорогая», «любимая», «купили», «сломалась», «едет» и т.д. А прилагательное «кромешный» - только со словами «ад» или»тьма».В русском языке есть несколько слов для обозначения коричневого цвета, но все, несмотря на общность лексического значения, имеют разную сочетаемость: «пальто – коричневок». «глаза – карие», «волосы – каштановые», «медведь – бурый», «конь – гнедой».

6.Лексико-грамматическая соотнесённость . Каждое слово на основе лексического значения и набора грамматических признаков относится к определённой части речи (служебной или знаменательной). Слов вне частеречной принадлежности нет.

Функции слова.

Слово обладает двумя функциями. Первая функция, основная – номинативная. Слово называет объекты окружающего мира.

Вторая функция – обобщающая. Слово заключает в себе не только называние конкретного предмета, но и обобщение, которое позволяет применить данное слово к целому ряду однородных предметов.

Например, в слове «платье» представлена функция обобщения, т.к. каждый человек, услышав это слово, платье представит себе по-своему: разного цвета, фасона, размера. В сочетании «модное бардовое платье» предмет видится более ясно и конкретно. Таким образом, в изолированном слове в большей мере представлено обобщение, а номинативной функцией слова наделяет контекст. Однако в местоимениях доминирует обобщение над номинацией, а в именах собственных – номинация над обобщением.

Исходя из перечисленных признаков, слово можно определить как значимую самостоятельную единицу языка, основной функцией которой является номинация. В отличие от морфем, минимальных значимых единиц, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим значение.

Вопрос о природе лексического значения является одним из основных в лексикологии. Сущность лексического значения слова наиболее точно сформулировал академик Виктор Владимирович Виноградов: «Лексическое значение – это предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы данного языка».

Большинством исследователей ядром лексического значения признаётся понятие. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая его существенные признаки. Понятие о предмете, явлении, состоянии или действии – это своего рода обобщённое отражение в сознании людей основных представлений о свойствах реального мира. В понятии отражаются не все качества и признаки, присущие тому или иному предмету, а лишь основные, наиболее существенные, позволяющие отличить один предмет от другого. Лексическое значение слова и понятие не тождественны друг другу. В лексическом значении понятие находит отражение в виде сигнификативного компонента . Например, солнце – дневное светило.

В речи реализуется денотативная сторона лексического значения слова.Она отражает связь лексического значения с представлением о конкретном внеязыковом объекте. Например, «белое солнце пустыни» – палящее, раскалённое до бела.

Сигнификативный компонент (сигнификат) – это возможное значение слова, которое может и должно проявиться.

Денотативный компонент (денотат) – это актуализированное значение слова, которое важно в настоящий момент.

Помимо сигнификата и денотата, в слове может присутствовать коннотативный компонент (коннотация) . Через коннотацию говорящий выражает своё отношение к обозначаемому. Например, солнышко. Коннотация может проявляться в слове через оценку, эмоциональность, интенсивность, образность и стилистическую окраску. Коннотативный элемент – это элемент факультативный, который может в слове отсутствовать.

В языкознании по отношению к лексическому значению слова употребляется термин семантика . В ходе исторического развития языка семантика слова может претерпевать различные изменения:

· Расширение значения. С течением времени слово может охватывать больший круг понятий. Например, слово «старсть2в XVIII в. имело значение «ужас», после XVIII в. значение слова расширилось до сильного чувства.

· Сужение значения. Это процесс обратный расширению. Он сводится к сокращению круга понятий, которые могут быть названы данным словом. Например, в Древней Руси словом «пиво» назывался любой напиток, поскольку происходило данное слово от глагола «пить»; в современном языке слово «пиво» обозначает особую разновидность слабоалкогольного напитка. Также в Древней Руси слово «племянник» обозначало любого родственника (человека одного племени); в современном языке значение сузилось до сына брата или сестры.

· Энантиосемия. В ходе истории языка слово может развить свое значение до полной противоположности первоначальному. Например, первое значение слова «пресловутый» – прославленный; современное значение – имеющий широко известную дурную репутацию. Многие слова, подвергшиеся энантиосемии, как правило, утрачивают первичные значения. Некоторые слова сохраняют в своей смысловой структуре два противоположных значения. Например, глагол «одолжить» сохраняет в современном языке два значения: 1) дать в долг; 2) взять в долг.

В языке слова с их лексическими значениями представляют особым образом организованную систему. Эта система характеризуется определённой целостностью и упорядочивается на основе двух видов отношений: синтагматических и парадигматических.

Синтагматические отношения наиболее ярко выражаются в линейной соотнесённости элементов. Они проявляются в смысловой и грамматической сочетаемости лексических единиц в предложениях. Например, существительное «дорога» может сочетаться с глаголами («строят», «переходят». «асфальтируют»), с прилагательными («широкая», «просёлочная», «отремонтированная»), с существительными («в посёлке», «к дому», «к лесу»). Столкновение в одном ряду несочетаемых по смыслу слов может приводить к нарушению синтагматических отношений. В речи это происходит по причине небрежности говорящего, невнимательности к форме выражения. Например, «играть большое значение» вместо «играть большую роль», «поднять тост» вместо «поднять бокал», «оказать внимание» вместо «уделить внимание»). Однако к оценке сочетаемости лексических единиц в литературных произведениях нельзя подходить с обычными критериями. Многие авторы намеренно сталкивают семантически несочетаемые слова. Так рождаются переносные (метафорические) словоупотребления – «глаза горят», «чёрные думы»; оксюморон (соединение в одном ряду логически несовместимых понятий) – «обыкновенное чудо», «живой труп», «оптимистическая трагедия».

С течением время синтагматические возможности слова могут меняться, расширяться. Например, длительное время слово «государственный» по значению было связано лишь со словом «государство», то есть «политическая организация общества во главе с правительством и его органами». Будучи относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа: строй, граница, учреждение, служащий. Затем его синтагматические отношения расширились: оно стало употребляться в сочетании со словами – мышление, ум, человек, действие, поступок. При этом оно приобрело качественно-оценочное значение – «проникнутый идеями и интересами государства, способныймыслить и действовать широко, мудро». Это, в свою очередь создало условия для образования новых грамматических значений и форм: от уже качественного прилагательного стали возможны образования отвлечённых существительных (государственность), качественных наречий (государственно), антонимов (негосударственный, антигосударственный).

В основе парадигматических отношений языковых единиц лежит сходство единиц, относящихся к одному уровню языковой системы и в этом смысле однотипных. По мнению одного из основоположников системного изучения лексики Н.М.Покровского, «Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, а соединяются в различные группы, причём основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению».

Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях разных слов присутствуют одни и те же компоненты (семы). Наличие общих сем, их повторяемость в семантике разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесёнными. Парадигмы слов образуются на основе общих (интегральных) семантических признаков и различаются дифференциальными признаками, которые противопоставляют друг другу члены парадигмы. Ярким примером парадигматических отношений в лексике признаются такие явления, как синонимия, омонимия, антонимия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения