Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Школа для пациентов и родственников по вопросам обезболивания. Методические принципы группового профилактического консультирования (школ пациента) Терапевтические школы пациентов позволяют повысить


Прогресс здравоохранения Улучшение медицинской помощи больным с хроническими заболеваниями - Внедрение высокотехнологичных методов лечения (новые средства диагностики, новые препараты, инвазивные методы) Увеличение продолжительности жизни Улучшение качества жизни Трудовая и социальная реабилитация


Прогресс здравоохранения Высокотехнологичные методы лечения -наиболее эффективны при сочетании с изменением образа жизни пациента -требуют от врача и пациента новых знаний и навыков -эффективность позволяет лучше мотивировать пациента к изменению образа жизни




Терапевтическое обучение Терапевтическое обучение – эффективный путь улучшения лечения пациентов с хроническими заболеваниями Терапевтическое обучение может осуществляться в виде совместной работы пациента, медицинской сестры, лечащего врача Основная доля терапевтического обучения – общение пациента и медицинской сестры




Терапевтическое обучение – организованная работа медицинского персонала, направленная на изменение поведения пациента с хроническим заболеванием Основной ресурс изменения в организации работы медицинских сестер – обучение специалистов – менеджеров сестринского дела






Требования к менеджерам сестринского дела Понимание сути терапевтического обучения, его эффективности и ограничений Знание основных принципов организации и проведения терапевтического обучения Знание особенностей педагогики терапевтического обучения Умение планировать обучение пациентов Владение навыками поиска необходимой информации


Требования к менеджерам сестринского дела Понимание задач и сущности контроля терапевтического обучения пациентов и умение планировать и проводить контроль эффективности обучения Способность передавать свои знания и навыки сестринскому персоналу Умение организовывать командную работу по терапевтическому обучению




Структура курса обучения Теоретическое обучение: Сущность и принципы терапевтического обучения Самостоятельная работа: планирование терапевтического обучения Практика: проведение терапевтического обучения Потребности пациентов и организация работы с пациентами


Теоретические основы ТОП Обучение студентов 4-го курса – 5 лекций и 5 семинарских занятий Цели обучения - требования к менеджерам сестринского дела Понимание сути терапевтического обучения, его эффективности и ограничений Знание основных принципов организации и проведения терапевтического обучения Знание особенностей педагогики терапевтического обучения Умение планировать обучение пациентов Владение навыками поиска необходимой информации










«Медицинская сестра – организатор ТОП» - самостоятельная работа Первый семестр 5го курса Цели обучения - требования к менеджерам сестринского дела Понимание сути терапевтического обучения, его эффективности и ограничений Знание основных принципов организации и проведения терапевтического обучения Знание особенностей педагогики терапевтического обучения Умение планировать обучение пациентов Владение навыками поиска необходимой информации


«Медицинская сестра – организатор ТОП» - самостоятельная работа Задача студента – составление плана ТОП по выбранной теме. Заболевания – сахарный диабет, ИБС, АГ, бронхиальная астма, пострезекционные синдромы… Выбор темы зависит от опыта предшествующей работы


«Медицинская сестра – организатор ТОП» - самостоятельная работа Структурированный план обучения Тема занятия Определение целевой группы и ее набор Потребности пациентов Задачи занятия План занятия – знания, умения, формирование мотивации Методы обучения Контроль эффективности






Потребности пациентов и организация работы с пациентами Первый семестр 5-го курса -Обучение на базе Нижегородской диабетической лиги Определение потребностей пациентов с хроническими заболеваниями на примере сахарного диабета Потребности пациентов в программе обучения






Результаты обучения Один выпуск студентов, полностью прошедших курс обучения Второй выпуск студентов проходит производственную практику Студенты участвуют в обучении детей с сахарным диабетом и их родителей на курсах ДиаННа и школе обучения пациентов с сахарным диабетом







Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года получить значительную медицинскую и социально-экономическую эффективность этой новой организационно-функциональной модели профилактической деятельности. Есть данные, что в результате обучения пациентов и формирования партнерства между врачом и пациентом в лечебном процессе вдвое увеличилась частота достижения целевого уровня АД у пациентов (с 21% до 48%). Достоверно уменьшилось число пациентов с ожирением (на 5,4%), с умеренной и выраженной гиперхолестеринемией (на 39%), снизилось число курящих (на 52%).

Достоверно сократилось число больных, злоупотребляющих жирами, углеводами и солью. Уменьшилась доля пациентов с ипохондрическими и депрессивными проявлениями, с высоким уровнем стресса. Существенно изменились установки пациентов и отношение к здоровью: улучшилась мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снизилось число больных, считающих действия медицинского персонала неэффективными; экономический фактор перестал считаться главным препятствием для выполнения рекомендаций врача по оздоровлению.

Организация Школ здоровья

в системе первичного звена здравоохранения

Анализ показателей здоровья населения Челябинской области выявил, что хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические) формируют основную причину сверхсмертности и преждевременной смертности населения. Именно эти заболевания связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, сахарный диабет, артериальная гипертония, стресс и др.), которые имеют чрезвычайно высокую распространенность среди жителей Челябинской области.

Исследование прав человека на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, проведенное на репрезентативной выборке населения Челябинской области в 2001 - 2002 гг., показало, что улучшить состояние здоровья хотели бы 82,6 % респондентов. Определяя ответственных за собственное здоровье, 80 % указали самого себя, 13 % - медработников. При этом 85 % опрошенных считали, что органы управления здравоохранением должны больше внимания уделять профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.

Решению указанных задач может способствовать создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного). Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.Школы здоровья должны усиливать терапевтический эффект традиционного профессионального лечения хронических заболеваний путем обучения больных и внести свой вклад:

В улучшение качества и увеличение продолжительности жизни пациентов;

В снижение личных расходов пациентов, связанных с болезнью;

В уменьшение материальных расходов медицинских учреждений и общества в целом на медицинское обслуживание пациентов.

Учебные программы для Школ здоровья должны основываться:

На активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения;

На основе представлений о здоровье, потребностей и проблем пациента;

На активном партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем;

На сотрудничестве пациентов друг с другом.

Основные темы обучения являются общими для многих хронических заболеваний и включают: причины заболевания; объяснение некоторых сторон патологического процесса и связанных с ним симптомов; классификацию остроты и тяжести заболевания, так как с этими вопросами тесно связана обоснованность лечения; лечение, перечень препаратов, показанных этому пациенту, основные концепции терапии, побочные эффекты лекарств; осложнения заболевания и симптомы ухудшения; что может случиться при прогрессировании болезни и недостаточном лечении; практические навыки наблюдения за состоянием (измерение АД, индекса массы тела, глюкометрия, пикфлоуметрия); рекомендации по здоровому образу жизни: диете, физической активности, отказу от вредных привычек, принципах уменьшения влияния стресса.

В реализации таких программ, наряду с медицинскими работниками, должны принимать участие средства массовой информации, руководители предприятий, администрация района или города.

Школа здоровья должна проводиться медицинскими работниками, владеющими навыками обучения пациентов. Подготовка по данным программам должна стать частью последовательного обучения работников здравоохранения и может быть включена в базовое медицинское образование врачей, медицинских сестер и других медработников.

Школа здоровья является особой формой работы с больными, и медицинские работники, проводящие Школы здоровья, должны уметь:

Адаптировать свое профессиональное поведение к пациентам и их заболеваниям;

Сочувствовать пациентам при общении;

Осознавать потребности пациентов;

Учитывать возможности пациентов, снижение познавательных функций, существующее у хронических больных;

Учитывать эмоциональное состояние больных;

Доходчиво рассказывать пациентам об их заболевании и методах лечения;

Помогать пациентам в управлении своим образом жизни;

Давать пациентам советы как управлять различными факторами, которые могут вмешиваться в лечебный процесс;

Оценивать процесс обучения в плане терапевтических результатов (клинический, психологический, социальный, экономический эффект);

Периодически оценивать и корригировать способы преподавания в Школе здоровья.

Профессионально подготовленные по программам терапевтического обучения медицинские работники становятся важным ресурсом, они должны поощряться к индивидуальной и групповой лечебно-образовательной работе в Школах здоровья.

Медицинский работник помогает больному осознать суть происходящего, показывает связь между его поведением и опасностью для здоровья, необходимость соблюдения рекомендаций по лечению и ведению здорового образа жизни для предупреждения осложнений. Знания - важный, но недостаточный стимул для того, чтобы изменить свое поведение. Для каждого человека повод и мотивация к изменениям индивидуальны, и врач должен попытаться помочь в поиске мотива. Пациент должен сам выбрать те факторы риска, на которые он должен повлиять. Отказаться от вредных привычек сразу - непосильная задача для многих. Врач обязан посоветовать больному, какими проблемами ему надо заняться в первую очередь. Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичны, точно сформулированы, определенны во времени и иметь возможность оценки их выполнения.

В процессе проведения Школы здоровья медицинский работник должен:

Узнавать и приспосабливаться к представлениям пациента о здоровье, хроническом заболевании и его лечении;

Адаптировать обучение к уровню подготовленности, прошлому опыту и пониманию пациента;

Учитывать готовность пациента к восприятию информации;

Практиковать активное слушание пациента;

Вовлекать его в процесс обучения;

Поощрять к установлению собственных целей и самооценке;

Определить способы пациента справляться со своим заболеванием и лечением;

Оценивать навыки и поведение больного на основании личного опыта пациента;

Разъяснять и инструктировать больного по поводу прописанного лечения;

Обучать справляться с трудностями, связанными с соблюдением пациентом режима питания;

Выявлять препятствия на пути к эффективному долгосрочному лечению и уходу;

Смоделировать и разрешить различные проблемные ситуации;

Председательствовать на групповом обсуждении вопросов управления лечением, групповой дискуссии;

Индивидуально проводить с пациентом поддерживающие его разговоры;

Оценивать степень усвоения пациентом объяснений и инструкций по поводу прописанного лечения.

Роль больного в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса.

Среди психологических влияний на эффективность обучения существенную роль играет фактор, который можно назвать "готовностью к изменениям в поведении". В 1983 - 86 гг. И. Прочаска и К. Ди Клементе обосновали так называемую "спиральную модель" процесса изменения поведения. Ее основной концепцией является обоснование стадийности изменений поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни. В соответствии с этой моделью, процесс изменений состоит из нескольких стадий:

1. Безразличие.

Пациент не осознает, что его поведение является проблемным, приносит вред здоровью и избегает обсуждения этой проблемы, возможностей перемен.

2. Обдумывание изменений.

Пациент начинает задумываться над возможными последствиями своего поведения. Он признает, что его образ жизни не является правильным, и это во многом определяет состояние его здоровья. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большой озабоченностью неправильным поведением.

3. Подготовка к изменениям.

Пациент начинает осознавать проблему, обдумывает конкретные планы действий, преодоление трудностей и препятствий. Стадия завершается принятием решения, что характеризуется твердым намерением пациента осуществить перемены в своем поведении.

4. Стадия действия.

Пациент модифицирует свое поведение, связанное с заболеванием: изменяет привычки, наблюдает за контрольными параметрами, участвует в лечебном процессе.

5. Поддержание адекватного заболеванию поведения.

Это финальная стадия процесса, на которой самоконтроль приобретает большую или меньшую стабильность. Процесс перемены подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять срыву в лечении.

Следует учитывать, что в процессе изменения поведения типичным является рецидив, т.е. возврат к прежнему, "неправильному" поведению, который может случаться на любой из перечисленных стадий. Рецидив не означает окончания процесса. Большинство пациентов, переживающих такой эпизод, вновь включаются в процесс перемен, т.к. человек, хотя бы раз испытавший сомнения и обдумавший необходимость изменить образ жизни, все равно неизбежно возвращается к этому.

Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению больных, т.к. реальное поведение пациентов соответствует перечисленным стадиям, и пациент не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Большинство пациентов находятся на стадии размышления или безразличия, и обучение может облегчить процесс "продвижения" вверх по спирали.

Иногда больной сам находит стимул для изменения поведения. Однако, если такого стимула нет, не нужно настаивать. Необходимо уважать взгляды больного. Если больной наотрез отказывается принять ответственность за свое здоровье, следует предоставить ему возможность оставаться на этой позиции. В конце концов, врач всего лишь помощник, а не нянька.

Организация Школы здоровья в лечебно-профилактическом учреждении

1. Издание приказа по лечебному учреждению, в котором оговорены условия организации Школы здоровья, порядок работы, программа обучения, продолжительность обучения, техническое оснащение, определены: ответственный за организацию деятельности Школы здоровья в учреждении, ответственные за обучение врачи-лекторы, средние медицинские работники.

2. Информация о проведении Школы здоровья должна быть представлена в виде объявления в регистратуре поликлиники, по возможности, освещена в средствах массовой информации.

3. Оборудование отдельного кабинета для занятий:

3.1. Специальное оборудование, необходимое для проведения занятий в Школе здоровья по конкретной патологии: тонометры, спирометры, пикфлоуметры, глюкометры, весы, сантиметровые ленты, гимнастические коврики, доска, мел, инвентарь для лечебной физкультуры, набор для оказания первой помощи оверхед, телевизор, видеомагнитофон.

3.2. Наглядные пособия для больных: муляжи, плакаты, буклеты, памятки, брошюры, видеоматериалы.

4. При проведении Школ здоровья используются унифицированные программы (или учебные модули программ), утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством здравоохранения Челябинской области, учебно-медицинской комиссией и Ученым Советом медицинских академий высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

4.2 Программа Школы материнства утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2003 N 50 "О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях" (Приложение 3).

5. Врач/фельдшер, проводящий занятия в Школе здоровья, должен иметь сертификат специалиста или удостоверение государственного образца о тематическом усовершенствовании. Для занятий можно привлекать специалистов по диетологии, лечебной физкультуре (врачи, средний медицинский персонал).

6. Организация занятий в Школе здоровья:

Продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1 - 2 месяца;

Продолжительность занятий 1 - 1,5 часа;

Занятия можно проводить в стационарах круглосуточного и дневного пребывания, в поликлинике, на фельдшерско-акушерском пункте;

Время проведения занятия: вторая половина дня, для удобства работающих пациентов, соблюдения лечебно-охранительного режима для лиц, находящихся на стационарном лечении;

Структура занятий:

20 - 30 % - лекционный материал;

30 - 50 % - практические занятия;

20 - 30 % - ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10 % - индивидуальное консультирование.

В последние годы медицинские работники все чаще обращают внимание на то, что достижения современной медицины могут остаться не реализованными на практике, если между врачом и пациентом не будут сформированы отношения доверия и сотрудничества

В последние годы медицинские работники все чаще обращают внимание на то, что достижения современной медицины могут остаться не реализованными на практике, если между врачом и пациентом не будут сформированы отно­шения доверия и сотрудничества. В соответствии с п. 8 ст. 30 Основ законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства, т. е. в итоге сам больной решает, следовать ли ему в точности рекомендациям врача. Улучшению каче­ства медицинской помощи, формированию партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике способствует создание в ЛПУ школ пациента для больных неинфекционными заболеваниями.

Школа пациента как инструмент улучшения качества медицинской помощи

Больше статей в журнале

Н.В. Михайлова,

канд. техн. наук, доц., председатель Комитета Всероссийской организации качества (ВОК) по качеству медицинской помощи, гл. науч. сотр. АНО "Центр Квалитет", академик Академии проблем качества РФ, эксперт по системам менеджмента

Лечение, целение есть совместное дело врача и самого пациента. В каждом индивидуальном случае должно быть создано некое врачебно-целебное "мы": он и я, я и он, мы вместе и сообща должны вести его лечение.

И.А. Ильин,

русский философ, писатель и публицист

На современном этапе развития основной целью здравоохранения России является повышение качества медицинской помощи. Одним из способов достижения этого является внедрение в практику современных технологий организации медицинской помощи, основанных на междуна­родных стандартах ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 ориентиро­ваны на концепцию TQM (Total Quality Management - всеобщее управление на основе качества) как на наиболее прогрессивную и эффективную в управ­лении качеством. В число основных принципов стандартов ИСО серии 9000 входит непрерывное совершенствование и ориентация на потребителя - вся деятельность ЛПУ должна осуществляться, в т. ч., с учетом потребностей и ожиданий пациента. В этих условиях особую актуальность приобретает создание и функционирование в ЛПУ школ пациента для больных основны­ми неинфекционными заболеваниями, такими как сахарный диабет, ишеми­ческая болезнь сердца, артериальная гипертония, хронические заболева­ния желудочно-кишечного тракта, рассеянный склероз, онкологические заболевания, психические заболевания и т. д.

Терапевтическое обучение пациентов как инструмент контроля хронических заболеваний

Терапевтическое обучение. 1

Роль медицинского работника. 3

Роль больного. 4

Школы пациентов. 5

Цели обучения. 5

Факторы, влияющие на результативность и эффективность терапевтического обучения в « Школах пациентов». 6

Компоненты методики репетиции поведения: Моделирование, инструктаж и подкрепление. 7

Дневник Самонаблюдения (поведенческий). 8

Примеры занятий с пациентами. 9

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" "ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА". 9

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 1 ТИПА". 14

Примеры задач для пациентов. 20

Оценка качества терапевтического обучения в Школе для пациентов. 21

Перечень школ для пациентов в соответствии с ОК СКМУ.. 21

Методы информирования и мотивирования. 22

Из книги Лозового В.В. «Профилактика зависимостей: школа,семья».-Екатеринбург,Изд УРГУ, 2000. 22

А л г о р и т м и н ф о р м а ц и о н н о – м о т и в а ц и о н н о г о с о о б щ е н и я. 26

Как работать с возражениями: 29

ФОКУС-ГРУППА.. 32

ДИСКУССИЯ. 37

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. 41

МОДЕЛИРОВАНИЕ.. 46

Терапевтическое обучение

По данным ВОЗ 80% заболеваний являются хроническими. При большинстве из них разработаны терапевтические меры (доказаны и обоснованы), позволяющие замедлять прогрессирование патологии и предотвращать ее обострения. Однако назначенное лечение правильно проводят менее 50% пациентов. Было установлено, что пациенты не владеют необходимыми знаниями для повседневного «управления» своим заболеванием и не осознают свою ответственность за это. А современные методы лечения сегодня требуют понимания, т. к. они достаточно сложны и подчас опасны.

Терапевтическое обучение предназначено для выработки у пациентов навыков самоуправления конкретно их хронического заболевания и отличается от предшествующих форм медицинского просвещения пациентов нацеленностью на превращение его в активного участника лечебного процесса и включением в стандарты лечения. Терапевтическое обучение в Школах здоровья для пациентов с различной патологией отражено в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 года № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта ²Сложные и комплексные медицинские услуги».

Терапевтическое обучение пациентов является составной частью арсенала терапии многих хронических заболеваний: артериальной гипертензии, сахарного диабета, ожирения и др.
Результаты лечения напрямую зависят от поведения больного: он должен выполнять указания врача, обладать необходимыми знаниями и навыками для принятия самостоятельных решений медицинского характера, быть мотивированным. А это в свою очередь требует специальной подготовки пациентов с участием медицинских профессионалов



Терапевтическое обучение пациентов рассматривается как непрерывный, интегрированный в систему медицинской помощи процесс, включающий обучение, психологическую поддержку, сотрудничество пациента и медицинского работника в вопросах оптимального управления пациентом своей жизнью и заболеванием.(отчет рабочей группы ВОЗ,1998). В Отчёте рабочей группы ВОЗ названы заболевания и состояния, при которых они должны применяться. Это- сахарный диабет, артериальная гипертензия, и ишемическая болезнь сердца, ожирение, и снижение зрения и слепота, почечная недостаточность, диализ, пересадка органов, состояния после ампутаций конечностей, остеопороз, депрессия.

Основные положения терапевтического обучения пациентов (ТОП) :

Пациент должен овладеть навыками, позволяющими оптимально управлять своей жизнью с заболеванием;
обучение - это непрерывный процесс, который должен быть интегрирован в систему медицинской помощи;
ТОП включает в себя информацию, обучение «самопомощи» и психологическую поддержку, относящиеся к заболеванию и предписанному лечению;
ТОП помогает пациентам и их семьям достичь лучшего взаимодействия с медицинскими работниками и улучшения качества жизни.

Роль больного

Роль больного в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса. Среди психологических влияний на эффективность обучения существенную роль играет фактор, который можно назвать «готовностью к изменениям в поведении». В 1983 – 86 гг. И.Прочаска и К.Ди Клементе обосновали так называемую «спиральную модель» процесса изменения поведения. Ее основной концепцией является обоснование стадийности изменений поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни. В соответствии с этой моделью, процесс изменений состоит из нескольких стадий:



Безразличие.

Пациент не осознает, что его поведение является проблемным, приносит вред здоровью и избегает обсуждения этой проблемы, возможностей перемен.

Обдумывание изменений.

Пациент начинает задумываться над возможными последствиями своего поведения. Он признает, что его образ жизни не является правильным, и это во многом определяет стояние его здоровья. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большой озабоченностью неправильным поведением.

Подготовка к изменениям.

Пациент начинает осознавать проблему, обдумывает конкретные планы действий, преодоление трудностей и препятствий. Стадия завершается принятием решения, что характеризуется твердым намерением пациента осуществить перемены в своем поведении.

Стадия действия.

Пациент модифицирует свое поведение, связанное с заболеванием: изменяет привычки, наблюдает за контрольными параметрами, участвует в лечебном процессе.

Поддержание адекватного заболеванию поведения.

Это финальная стадия процесса, на которой самоконтроль приобретает большую или меньшую стабильность. Процесс перемены подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять срыву в лечении.

Следует учитывать, что в процессе изменения поведения типичным является рецидив, т.е. возврат к прежнему, «неправильному» поведению, который может случаться на любой из перечисленных стадий. Рецидив не означает окончания процесса. Большинство пациентов, переживающих такой эпизод, вновь включаются в процесс перемен, т.к. человек, хотя бы раз испытавший сомнения и обдумавший необходимость изменить образ жизни, все равно неизбежно возвращается к этому.

Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению больных, т.к. реальное поведение пациентов соответствует перечисленным стадиям, и пациент не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Иногда больной сам находит стимул для изменения поведения. Большинство пациентов находятся на стадии размышления или безразличия, и обучение может облегчить процесс «продвижения» вверх по спирали.

Школы пациентов

Терапевтическое обучение пациентов может проводиться в виде так называемых « Школ пациентов» (ШП ).

С формальной точки зрения ШП - это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение точности выполнения пациентом схемы назначенного лечения для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни

Цели обучения

Целями обучения в Школах пациентов являются:

ü повышение информированности пациента, причем цель не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом;

ü обеспечение качества и полноты выполнения врачебных рекомендаций;

ü повышение приверженности к выполнению врачебных назначений;

ü мотивирование пациента к изменению поведения, привычек, отношения к своему заболеванию в пользу активного подхода.

ü формирование навыков самоконтроля

В итоге пациент должен обрести навыки управлять течением заболевания и лечебным процессом в активном сотрудничестве с врачом.

Одна из целей ТОП - формирование мотивации и новых психологических установок с тем, чтобы они смогли взять на себя большую часть ответственности за грамотное, самостоятельное лечение своего заболевания, т.е. изменение их поведения, связанного с заболеванием.

Поэтому направленность программ обучения должна быть строго практической, отвечающей принципу "разумной достаточности ".

Не следует углубляться в детали биохимии, патогенеза, в медицинскую терминологию. Их затрагивают в той мере, в какой они непосредственно связаны с лечением.

Обучение пациентов не имеет ничего общего с простым чтением лекций. Ведь читая лекцию, специалист не получает прямой информации о том, достигают ли слушатели целей обучения, нет обратной связи от пациентов, лекции как правило сопровождаются пассивностью и эмоциональной не включенностью слушателей. В обучении пациентов для обеспечения когнитивной, эмоциональной и поведенческой активности лучше применять интерактивные метода обучения (мозговой штурм, ролевое моделирование, тренинг).

Продолжительность обучения.

Однократные, интенсивные, одно- или двухнедельные программы имеют лишь ограниченный эффект. Таким образом, система обучения должна быть направлена на обеспечение долговременной мотивации, обновления и закрепления знаний и навыков, то есть обучение должно быть постоянным компонентом долговременного лечения.

Основные формы обучения - групповая (группы не более 7 - 10 человек, что значительно эффективнее индивидуального обучения при работе со взрослыми больными) и индивидуальная (чаще применяется для детей, а также при впервые выявленном заболевании или заболевание у беременных)

Примеры занятий с пациентами

Подробнее на http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_143029_DocumIsPrint__Page_1.html

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" "ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА"

1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: мотивировать пациентов на проведение

самостоятельного контроля углеводного обмена.

2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

2.1. Научить пациентов:

2.1.1. Самостоятельно определять содержание сахара в крови и в

моче экспресс-методами с помощью глюкометра и визуально по

тест-полоскам.

2.1.2. Как нужно записывать результаты самоконтроля в дневник.

2.1.3. Как правильно на основе полученных результатов оценивать

адекватность инсулинотерапии.

2.2. Ознакомить пациентов с общими сведениями об осложнениях

сахарного диабета и мерами по предупреждению их возникновения.

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

3.1. Что такое контроль углеводного обмена:

3.1.1. С какой целью проводиться мониторинг содержания сахара в

крови в течение дня.

3.1.2. Какие показатели гликемии считаются "нормальными"; к каким

показателям сахара крови нужно стремиться.

3.1.3. В какие часы следует контролировать содержание сахара в

крови, чтобы оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы

инсулина.

3.1.4. Значение определения сахара в моче; можно ли судить о

компенсации углеводного обмена по суточному содержанию сахара в моче.

3.1.5. Что такое "свежая" или "получасовая" порция мочи; для чего

определяют содержание сахара в получасовой порции мочи.

3.1.6. Что такое ацетон; когда нужно определять реакцию мочи на

ацетон; как часто нужно проводить определение содержания сахара в

крови, если появляется положительная реакция мочи на ацетон.

3.1.7. Что такое "гликированный" гемоглобин; какие его показатели

3.2. Ознакомление с "Дневником диабетика".

3.3. "Хороший" контроль обмена веществ - самая эффективная мера

по предупреждению диабетических осложнений.

3.4. Решение ситуационных задач по теме: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА

ВЕЩЕСТВ".

4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Методические карточки оранжевого цвета по теме "Контроль

обмена веществ" - 25 шт.

2. Доска, мел.

3. Наглядные пособия:

- "Измерение содержания сахара в крови".

4. Приборы-глюкометры и тест-полоски для контроля сахара в крови.

5. Ланцеты для взятия крови на анализ.

6. Часы с секундной стрелкой.

7. Дневник диабетика для регистрации анализов.

8. Тест-полоски для определения реакции мочи на содержание сахара

и наличия ацетона.

9. Ситуационные задачи по теме "Контроль обмена веществ" - 8 шт.

ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2.0:

1. Методические карточки желтого цвета по теме "Осложнения" - 15

2. Наглядные пособия:

- "Уход за ногами при сахарном диабете";

- "Контрольные обследования при сахарном диабете".

3. Камертон.

5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

В какие часы нужно измерять содержание сахара в крови, чтобы

правильно оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы инсулина;

Когда необходимо определять реакцию мочи на ацетон;

Как часто нужно контролировать гликированный гемоглобин;

Причины возникновения осложнений при сахарном диабете;

Поддержание "хорошего" уровня содержания сахара в крови - самая

эффективная мера по предупреждению диабетических осложнений.

6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Технически правильно осуществлять забор крови из пальца для

определения содержания сахара в крови;

Самостоятельно определить с помощью глюкометра и визуальным

Самостоятельно определить с помощью тест-полосок содержание

сахара в моче;

Вести "Дневник диабетика";

Оценивать полученные результаты анализов в течение дня с точки

зрения адекватности режима инсулинотерапии и дозы инсулина;

Оценивать показатели гликированного гемоглобина;

- "ухаживать" за ногами.

ПОВТОРИТЬ материал занятия "ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?" по следующим

основным вопросам:

1) Какие показатели сахара крови считаются нормальными?

диабетика?

3) Что произойдет с больным ИЗСД, если он не будет делать

инъекции инсулина?

4) Что такое ацетон и когда появляется ацетон в моче?

СПРОСИТЬ: почему содержание сахара в крови у диабетика должно

быть хорошо отрегулировано?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ИСПРАВИТЬ неправильные ответы.

ДОПОЛНИТЬ:

1. Хорошее состояние обмена веществ помогает избежать

возникновения диабетических осложнений.

2. При "плохом" состоянии обмена веществ у диабетика чаще

возникают и тяжелее протекают инфекционные заболевания.

ПОДЧЕРКНУТЬ: "хорошее" самочувствие - не всегда означает

"хороший" контроль диабета!

НАПИСАТЬ на доске:

"ПОКАЗАТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ САХАРА КРОВИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ У ДИАБЕТИКА"

80 - 140 мг/% (4,4 ммоль - 7,7 ммоль) - к этому нужно стремиться;

80 - 180 мг/% (4,4 ммоль - 9,9 ммоль) - это тот диапазон,

которого Вы можете достичь около 140 мг/% (7,7 ммоль) - отлично, если

Вам удалось достичь таких показателей.

ДОПОЛНИТЬ: показатели содержания сахара в крови, которых надо

избегать, - это 200 мг/% (11 ммоль) и выше. Если такие показатели

регистрируются чаще, чем нормальные, угроза возникновения

диабетических осложнений значительно возрастает.

СПРОСИТЬ: чувствуете ли Вы, какое имеете содержание сахара в

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Содержание сахара в крови".

УКАЗАТЬ: Вы можете почувствовать изменение своего состояния

только тогда, когда содержание сахара в крови или слишком высоко или

слишком низко, т.е. в экстремальных случаях. Однако Вы не заметите

никаких изменений в своем самочувствии, если сахар в крови составляет

200 мг/% или 280 мг/%. Если Вы не "отреагируете" на повышение уровня

сахара у Вас в крови, то может развиться тяжелое неотложное состояние

"кетоацидоза"!

ПОДЧЕРКНУТЬ: помните, что поддержание нормального или близкого к

нормальному содержания сахара в крови - самая надежная мера по

предупреждению возникновения диабетических осложнений! Именно поэтому

так важно постоянно измерять уровень содержания сахара в крови!

СПРОСИТЬ: каким образом Вы измеряете содержание сахара крови при

помощи "визуальных" тест-полосок?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ПОЯСНИТЬ: на основе наглядного пособия "Измерение содержания

сахара в крови" следующие действия:

1. Подготовить необходимые материалы, в том числе подходящий

источник света.

2. Сделать укол ланцетом в боковую поверхность концевой фаланги 4

или 3 пальца.

3. Выдавить на тест-полоску большую каплю крови.

4. Сразу посмотреть на часы и отметить это время.

5. Через 60 секунд каплю крови на тест-полоске хорошо промокнуть.

6. Еще через 60 секунд сравнить цвет тест-полоски с цветовой

шкалой (сравнивать между двумя близлежащими оттенками).

СПРОСИТЬ: в какие часы нужно измерять сахар в крови в течение

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

НАПИСАТЬ на доске:

Утром натощак;

Днем перед обедом;

Вечером перед ужином;

На ночь перед сном.

ОБСУДИТЬ:

1. Что Вы таким образом оцениваете?

2. Насколько важны эти измерения?

ПОДЧЕРКНУТЬ: существует правило: "СНАЧАЛА НУЖНО ПРОВЕРИТЬ САХАР

КРОВИ, ЗАТЕМ СДЕЛАТЬ ИНЪЕКЦИЮ ИНСУЛИНА, А ПОТОМ ПОЕСТЬ". Всегда, когда

Вы решаете задачу: сколько нужно ввести инсулина короткого типа

действия - Вы должны знать содержание сахара в крови!

ДОПОЛНИТЬ: если Вы регистрируете нормальные показатели содержания

сахара крови - значит доза инсулина, введенного ранее, была

"достаточна" для усвоения сахара клетками.

СПРОСИТЬ: чем Вы делаете укол пальца, чтобы получить каплю крови?

ОБСУДИТЬ различные виды ланцетов для укола пальца.

СПРОСИТЬ: куда Вы делаете укол, чтобы получить каплю крови для

ПОДЧЕРКНУТЬ: не в кончик пальца, а в боковую поверхность 3 или 4

пальца. Можно сделать укол в кончик уха. Ни в коем случае не делать

укол в пальцы стоп!

СПРОСИТЬ: требуется ли предварительная дезинфекция?

ОТВЕТИТЬ: не требуется. Но нужно предварительно вымыть руки.

СПРОСИТЬ: сколько раз можно использовать один и тот же ланцет?

ОТВЕТИТЬ: 1 раз.

СПРОСИТЬ: Вы уже знакомы с тест-полосками для контроля сахара

ОБСУДИТЬ, что обозначено на флаконе с тест-полосками?

Цветовая шкала;

Срок годности;

Номер программы тест-контроля.

ОБСУДИТЬ наглядный материал (различные тест-полоски).

ПОДЧЕРКНУТЬ: в большинстве случаев измерения сахара крови

осуществляются 3 - 4 раза в день перед приемом пищи и перед сном.

Важно, чтобы Вы заносили свои показатели в специальный дневник. Это

поможет Вам правильно "ориентироваться" в различных ситуациях.

РАЗДАТЬ И ОБСУДИТЬ "Дневник диабетика".

СПРОСИТЬ: какие преимущества дает регулярное измерение сахара

крови и занесение их в дневник?

ОТВЕТИТЬ:

1. Помочь самому себе.

2. Помочь лечащему врачу.

ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ с помощью одного из пациентов, как измеряется

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: все пациенты самостоятельно измеряют сахар

ЗАНЕСЕНИЕ полученных результатов контроля в дневники.

ПОДЧЕРКНУТЬ: с настоящего времени Вы все время будете параллельно

с измерением содержания сахара в крови с помощью глюкометра, которое

будет проводить преподаватель, самостоятельно контролировать уровень

сахара крови по изменению цвета тест-полосок (на "глаз"). Мы будем

сравнивать полученные данные и обсуждать. Небольшие различия не

представляют особой важности. Самое главное, чтобы содержание сахара в

крови у Вас всегда было в нормальных границах!

ОБСУДИТЬ приборы-глюкометры для измерения сахара в крови. Если Вы

научились визуально "считывать" показатели сахара крови и у Вас нет

расхождений с результатами анализа на приборе, то Ваша диагностика

достаточно точна. Глюкометры по сравнению с визуальным анализом,

конечно, дают большую точность измерения. Но при этом, нельзя

исключить и технических помех. Вам необходимо надежно полагаться на

собственные измерения!

СПРОСИТЬ: какие другие методы самостоятельного контроля Вы

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ОБСУДИТЬ различные анализы по определению содержания сахара в

СПРОСИТЬ: с какой целью Вы исследуете содержание сахара в

"накопившейся" моче за целый день? Насколько информативно измерение

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

УКАЗАТЬ: данный анализ показывает "суточную потерю" сахара

организмом. Но измерение содержания сахара в моче, собранной за целый

день, не дает Вам точных данных о том промежутке времени, когда

происходило выделение сахара в мочу из-за дефицита инсулина в

организме, т.е. Вы не сможете оценить, в какое время дня Вам "не

хватало" инсулина для поддержания нормального содержания сахара в

СООБЩИТЬ: более информативно измерение содержания сахара в моче,

собранной за несколько часов, например: с утра до обеда, с обеда до

ужина. Результаты этого исследования дают возможность оценить

"достаточность" дозы "пищевого" инсулина для усвоения клетками

углеводов, полученных в завтрак, в обед или в ужин.

ДОПОЛНИТЬ: "потеря" сахара с мочой в ночные часы (т.е.

исследование содержания сахара в ранней утренней порции мочи) укажет

Вам "правильность" дозировки "вечернего" инсулина длительного

действия.

СПРОСИТЬ: какую порцию мочи нужно исследовать на содержание

сахара, чтобы получить представление об уровне сахара в крови в

определенный момент времени?

УКАЗАТЬ "свежую" (получасовую) порцию мочи!

СПРОСИТЬ: что означает термин "свежая" моча?

ОБЪЯСНИТЬ: это порция мочи, "поступившая" в мочевой пузырь за

небольшой промежуток времени за 15 - 30 минут. Для данного

исследования нужно:

1. "Освободить" мочевой пузырь.

2. Через 15` - 30` еще раз собрать мочу и исследовать ее на

СООБЩИТЬ, как правильно оценивать результаты исследования

"свежей" порции мочи:

Если в "свежей" порции мочи сахар не определяется, то уровень

его в крови не превышает "почечного" порога, т.е. 10-ти ммоль/л.

СПРОСИТЬ: итак, когда Вы ожидаете, что в моче появится сахар?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

УКАЗАТЬ, когда превышен "почечный" порог для сахара!

УКАЗАТЬ: у большинства диабетиков "почечным" порогом для

проникновения сахара в мочу является содержание сахара в крови 9 - 10

ПОДЧЕРКНУТЬ, что только при "нормальном" почечном пороге можно

использовать этот анализ для "непрямого" контроля уровня сахара в

УКАЗАТЬ: Вы можете провести определение своего "почечного"

порога. Для этого требуется неоднократно исследовать уровень сахара в

крови через 1 - 1,5 часа после приема пищи (т.е. в часы максимального

результатов Вы сделаете вывод, "когда" (при каком уровне сахара в

крови) появляется у Вас сахар в моче.

ОБСУДИТЬ тест-полоски для определения реакции мочи на содержание

в ней сахара.

УКАЗАТЬ: должны быть указаны:

Дата изготовления;

Время экспозиции;

Цветовая шкала.

РАЗДАТЬ всем пациентам упаковку тест-полосок для измерения сахара

ОБСУДИТЬ, как оценивать изменение цвета тест-полоски в

соответствии с контрольным цветным эталоном.

ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ изменение цвета тест-полоски в соответствии с

наличием в жидкости сахара. Для этого:

Опустить тест-полоску в стакан воды с растворенным в ней

кусочком сахара;

Встряхнуть полоску;

Выждать 2 минуты;

Проверить изменение цвета по цветовой шкале.

ПОПРОСИТЬ с помощью тест-полоски измерить содержание сахара в

сладком растворе воды кого-либо из пациентов.

ПРОВЕРИТЬ, правильно ли пациент оценивает результат.

УКАЗАТЬ: в случае отсутствия сахара в моче или содержания его до

0,5% проверяют изменение цвета полоски по верхней части цветовой

шкалы. От 1% до 5% - проверяют результат по нижней части цветовой

СПРОСИТЬ: когда Вы должны обязательно контролировать мочу на

наличие ацетона?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ДОПОЛНИТЬ: если показатели содержания сахара в крови превышают

240 мг/% (12,9 ммоль) при неоднократном исследовании. Особенно важен

данный анализ, если появляются клинические признаки повышения

СПРОСИТЬ: как Вы контролируете мочу на ацетон?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ОБЪЯСНИТЬ:

1. Тест-полоску подставить под струю мочи.

2. Встряхнуть.

3. Через 1 минуту сравнить изменение цвета шкалы на полоске с

контрольным эталоном.

ДОПОЛНИТЬ: "отрицательной" реакцией называется - отсутствие

изменения цвета. "Положительной" называется реакция, когда происходит

изменение цвета полоски. (В ходе объяснения проводится контроль мочи

любого из пациентов.)

СПРОСИТЬ, что означают показатели гликированного гемоглобина

(HbAl и HbAlc)?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

УКАЗАТЬ: уровни гликозилированного гемоглобина Al и Alc являются

показателями долговременного контроля сахара крови (за последние 2 - 3

ПОДЧЕРКНУТЬ: необходимо спросить врача о верхней границе нормы

применяющейся в Вашей лаборатории методике исследования, т.к. имеются

различные нормативные диапазоны для этих показателей.

СООБЩИТЬ: у Вас на протяжении последних 8 - 12 недель был

"хороший" контроль диабета, если HbAl составляет от 8% до 9% или HbAlc

От 6% до 7%.

ПОДЧЕРКНУТЬ: Вы должны обратить внимание на то, чтобы уровень

гликированного гемоглобина Al измерялся каждые 8 - 12 недель.

ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам решить ситуационные задачи по теме занятия.

ОБСУДИТЬ ответы пациентов.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 1 ТИПА"

ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.0 ХАРАКТЕРИСТИКА УВ-СОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 2.0 ПЛАН ПИТАНИЯ 3.0 ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЗАМЕНА ПРОДУКТОВ 4.0 ПИТАНИЕ ВНЕ ДОМА 5.0 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить пациента самостоятельно планировать своепитание. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 2.1. Научить пациента составлению индивидуального меню,сбалансированного по калорийности и биологической ценности. 2.2. Научить пациента равноценной замене углеводсодержащихпродуктов, учитывая количество и качество входящих в них углеводов (похлебным или углеводным единицам), а также по содержанию в продуктепищевых волокон. 2.3. Научить больного питаться "вне дома". 3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 3.1. Ознакомить пациента с характеристикой продуктов питания посодержанию в них основных пищевых веществ. 3.2. Объяснить пациенту, как рассчитать физиологическуюпотребность в энергии, в основных пищевых ингредиентах, как рассчитатьсахарную ценность пищи. 3.3. Ознакомить пациента с понятием гликемического эффекта пищи. 3.4. Объяснить пациенту, какие факторы влияют на гликемическийэффект пищи. 3.5. Объяснить пациенту, что такое пищевые волокна, их значение впроцессах пищеварения и обмена веществ. Как составить меню,обогащенное пищевыми волокнами. 3.6. Объяснить необходимость приема пищи в определенное время. 3.7. Объяснить пациенту, что такое эквивалентная заменапродуктов, как пользоваться таблицами эквивалентной замены продуктов. 3.8. Практическая работа по составлению индивидуального меню длякаждого больного. 3.9. Решение ситуационных задач по планированию питания. 4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 6 шт. 2. Наглядное пособие "Энергетическая ценность пищевых веществ". 3. Таблица содержания основных пищевых веществ в суточномрационе. ПЛАН ПИТАНИЯ 2.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 2 шт. 2. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащихпродуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. ХАРАКТЕРИСТИКА УВ-СОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 3.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 10 шт. 2. Таблица эквивалентной замены углеводсодержащих продуктов. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащихпродуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЗАМЕНА ПРОДУКТОВ 4.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 12 шт. 2. Таблица эквивалентной замены продуктов по хлебным илиуглеводным единицам. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащихпродуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. 4. Наглядное пособие "Заменители сахара". ПИТАНИЕ ВНЕ ДОМА 5.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 5 шт. 2. Таблица эквивалентной замены продуктов по углеводным илихлебным единицам. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащихпродуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. 4. Ситуационные задачи - 18 шт. 5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: - значение диеты в лечении сахарного диабета; - что такое белки, жиры и углеводы и какие продукты можно отнестик преимущественно белковым, жировым или углеводным; - как определить необходимое пациенту суточное количество калорийв зависимости от возраста, физического развития и физической нагрузки; - как распределить приемы пищи в течение дня; - что такое сахарная ценность пищи, "хлебная единица","углеводная единица"; - какие продукты можно употреблять сверх рассчитанных калорий; - значение пищевых волокон в питании. 6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: - пользуясь специальными таблицами составлять план питания насутки и на каждый прием пищи; - заменять одно блюдо другим с учетом содержания в нем белков,жиров и углеводов (по "хлебным" и "углеводным" единицам), а также сучетом содержания в продукте пищевых волокон; - составить "свое" меню при питании вне дома. ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.1 СООБЩИТЬ: все продукты питания делятся в зависимости отпреимущественного содержания в них основных пищевых веществ на 3большие группы: 1. УГЛЕВОДсодержащие, например: САХАР, ХЛЕБ, КРУПА, ФРУКТЫ,КАРТОФЕЛЬ. 2. БЕЛОКсодержащие, например: РЫБА, МЯСО, ЯЙЦО. 3. ЖИРОсодержащие, например: СЛИВОЧНОЕ И РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО,САЛО. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам привести примеры углеводных, белковых илижировых продуктов. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам рисунки-"тарелочки" с изображением различныхпродуктов питания. ПОПРОСИТЬ подразделить предложенные продукты на богатые жирами,белками или углеводами. УКАЗАТЬ: человек, заболевший сахарным диабетом, может естьстолько же углеводов, белков и жиров, сколько и до заболевания. Приэтом исключаются "сладкие" углеводсодержащие продукты и в соответствиис режимом питания вводится инсулин! СПРОСИТЬ: какие из пищевых веществ обладают наибольшим влияниемна содержание сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ДОПОЛНИТЬ: в основном на повышение содержания сахара в кровивлияют УГЛЕВОДЫ. Однако САХАРНАЯ ЦЕННОСТЬ пищи зависит и от содержанияв ней БЕЛКОВ. Чтобы рассчитать сахарную ценность продукта надо"сложить" углеводы и 50% белка, входящих в состав данного продукта. СООБЩИТЬ: для определения количества основных пищевых веществ вВашем плане питания необходимо сначала рассчитать т.н. ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮЦЕННОСТЬ Вашей диеты. При расчете суточного калоража питания диабетикадолжны учитываться физиологические энергетические затраты организма,позволяющие сохранить нормальный уровень физической и умственнойработоспособности; для женщин и мужчин, не занятых тяжелой физическойработой, соответственно 1800 - 2500 калорий (30 - 35 ккал на 1 кгмассы тела). Таким образом, уже в самом начале планирования питанияучитываются индивидуальные потребности Вашего организма. УКАЗАТЬ: количество углеводов, как основного энергетическогоматериала, должно "покрывать" 50% суточного калоража, количествобелков и жиров соответственно - 20% и 30%. СПРОСИТЬ, какое количество энергии (калорий) "дают" организмужиры, белки и углеводы? СООБЩИТЬ: 1 грамм белка - 4 калории; 1 грамм жира - 9 калорий; 1 грамм углеводов - 4 калории. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Энергетическая ценностьосновных пищевых веществ". ПОПРОСИТЬ пациентов рассчитать их суточный калораж питания,учитывая профиль работы и массу тела. ДОПОЛНИТЬ: если пациент до диабета имел избыточный вес, то расчетсуточного калоража проводится на "идеальный" вес. При этом нужноограничить в питании жиры и углеводы и шире включать в рационразличные овощи (ссылка на таблицу "Энергия?..."). СООБЩИТЬ: если у Вас при хорошем обмене веществ нормальныепоказатели содержания жира в крови, то Вы можете не ограничивать жирыв диете, но отдавайте предпочтение растительным маслам. ПЛАН ПИТАНИЯ 2.1 СООБЩИТЬ: режим питания диабетика предусматривает 3 основныхприема пищи (завтрак, обед и ужин) и 3 дополнительных перекуса (2-йзавтрак, полдник и "поздний" ужин). На основные приемы пищиприблизительно приходится по 25% (на обед - 30%) суточного калоража, ана дополнительные - по 10 - 5%. ПОПРОСИТЬ пациентов рассчитать калорийность, количество основныхпищевых веществ, сахарную ценность каждого из "их" приемов пищи(завтрака, обеда, ужина и перекусов). ПОПРОСИТЬ пациентов составить меню отдельных приемов пищи(завтрака, обеда, ужина и "перекусов"). ОБСУДИТЬ составленные пациентами "завтраки", "обеды", "ужины" и"перекусы". ПОПРОСИТЬ пациентов изменить набор продуктов соответственнособственным пищевым привычкам. ХАРАКТЕРИСТИКА УВ-СОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 3.1 СООБЩИТЬ: углеводы содержатся во всей растительной пище, а изпродуктов животного происхождения только в молоке и молочныхпродуктах. ДОПОЛНИТЬ: к углеводсодержащим продуктам питания относятся какобычный "пищевой" сахар, так и крахмал. Однако сахар - этолегкоусвояемый (простой) углевод и поэтому после его употребленияуровень сахара в крови быстро и "высоко" повышается. Крахмал относитсяк "трудно" усвояемым углеводам (сложным) - поэтому содержание сахара вкрови после его употребления повышается медленно. ПОПРОСИТЬ пациентов привести примеры углеводсодержащих продуктов,которые по-разному влияют на уровень сахара в крови. ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ПОДЧЕРКНУТЬ: при составлении меню нужно научиться взаимозаменятьуглеводсодержащие продукты, учитывая как содержание, так и видуглеводов! СООБЩИТЬ: диабетику важно различать 2 группы углеводсодержащихпродуктов: 1. Которые можно не учитывать при планировании питания. 2. Которые необходимо учитывать. СПРОСИТЬ: какие углеводсодержащие продукты Вы можете неучитывать? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ДОПОЛНИТЬ: все виды овощей (кроме картофеля и сахарной свеклы) Выможете употреблять в привычном объеме и не учитывать. СПРОСИТЬ: кто из Вас ест охотно овощные блюда? ВЫСЛУШАТЬ ответы пац

Школа пациента - является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания)11. Цель школ пациентов:

Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений;

Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;

Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;

Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;

Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

При групповом методе консультирования (школе пациента) процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.

Преимущества группового профилактического консультирования. Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и пр. Необходимо помнить, что групповое обучение более эффективно, если подкрепляется индивидуальным консультированием. В ряде ситуаций желательно, чтобы обучение проводилось на уровне семьи, в частности когда консультирование затрагивает вопросы питания, физической активности, поведенческих привычек, которые, как известно, нередко носят семейный характер. Школа пациентов, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.

История создания школ пациентов с различными заболеваниями хронического течения насчитывает в нашей стране более 15 лет. Накоплен богатый опыт проведения группового обучения пациентов при различных заболеваниях: сахарном диабете, артериальной гипертонии, бронхиальной астме, ишемической болезни сердца и других болезнях, убедительно доказана клиническая, социальная и экономическая эффективность данного метода профилактического консультирования.

Основные принципы проведения школ пациентов :

(1) формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неосложненным течением артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца; больные ишемической болезнью сердца, перенесшие инфаркт миокарда, острый коронарный синдром, интервенционное вмешательство и др.; пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такое формирование групп создает атмосферу


11 Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия // Под ред. Вялкова А.И., Оганова Р.Г. - М., ГЕОТАР-Медиа, 2000. - 21с.


социальной поддержки , что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата.

(2) для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику; одно из основных требований – посещение всего цикла занятий;

(3) численность целевой группы пациентов должна быть не более 10-12 человек; необходим контроль, чтобы пациенты посетили все (или большинство) из запланированных занятий;

(4) организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал, блокноты и пр.).

Необходимо избегать наиболее частой ошибки при организации школы . Школа пациентов, к сожалению, нередко подменивается «лекторием», когда темы объявляются заранее в определенные дни и часы и на эти лекции приходят пациенты с самыми разными заболеваниями. Такая форма работы, хотя и весьма трудоемкая для медицинских специалистов, практически неэффективна, т.к. нарушаются главные принципы группового консультирования.

Школы пациентов в рамках диспансеризации, профилактических медицинских осмотров проводятся медицинскими работниками кабинетов (отделений) медицинской профилактики (врач, фельдшер медицинской профилактики). Для проведения школ необходимо обученный персонал и обеспечение условий для эффективного группового консультирования.

При необходимости для проведения отдельных занятий могут привлекаться профильные специалисты (при наличии их в учреждении – психологи и др.). Пациенты направляются в школу пациента участковым врачом. Желательно, чтобы врач (фельдшер)

кабинета (отделения) медицинской профилактики предварительно ознакомился с данными амбулаторной карты пациентов.

Программа обучения строится из цикла структурированных занятий, продолжительностью около 60 минут каждое. Всего в цикле оптимально 2-3 занятия в зависимости от целевой группы.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.

Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10-15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами. Содержание обучения изложено в специальной методической литературе и частично в базовом информационном материале по углубленному профилактическому

консультированию.

Активная часть занятий содержит активную работу с пациентами, которая может проводиться в разных формах и простых действиях:

Вопросы-ответы;

Заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов – по ходу обсуждения могут даваться целевые советы, что имеет более высокую эффективную и результативность, чем безадресные советы;

Проведение расчетов и оценок, например, расчет индекса массы тела, суточной калорийности и пр.;

Обучение практическим навыкам – измерения артериального давления, подсчета пульса и др.

Знакомство со справочными таблицами и посторенние рациона и пр.

Программа обучения пациентов в школе здоровья может быть разработана на основе материалов, изложенных в разделе по углубленному профилактическому консультированию.


Вся наглядная информация, используемая в школе должна быть: красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной.

пациентов) в рамках диспансеризации:

Школа по коррекции основных факторов риска хронических НИЗ/ССЗ, выявляемых в ходе диспансеризации и профилактических осмотров;

Школа по снижению избыточной массы тела, оптимизации физической активности и рациональному питанию;

Школа для пациентов с повышенным артериальным давлением.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения