Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство. Трудовые ресурсы

    женщины и мужчины 16–59 лет;

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет.

2. Трудоспособное население – это:

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет;

    все население в трудоспособном возрасте;

    все население в рабочем возрасте;

    совокупность лиц в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе;

    лица 16–59 лет за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.

3. Экономически активное население – это:

    часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг;

    работающее (занятое) трудоспособное население;

    безработные, стремящиеся найти работу;

    работающее и неработающее трудоспособное население;

    все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком.

4 . Трудовые ресурсы – это:

    всетрудоспособное население страны;

    трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

    работающие в трудоспособном возрасте;

    работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающие моложе и старше трудоспособного возраста;

    часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики.

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь

Цель занятия: овладеть знанием структуры рынка труда, проблемами занятости и безработицы.

Форма проведения: студенческая конференция.

Темы выступлений (выбираются студентами):

      Эффективность гибких форм занятости.

      Молодежная безработица.

      Женская безработица.

      Экономическое поведение безработных мужчин и женщин в зависимости от длительности безработицы.

      Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1994. С. 17-27.

      Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1995. С. 9-29.

      Гибкие формы труда как механизм регулирования занятости // Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1998. С. 174-178.

      Занятость и безработица в Республике Беларусь // Управление трудовыми ресурсами: социально-экономический аспект. Мн., 2002. С. 72-85.

      Экономическое поведение безработных в контексте длительности безработицы. Мн. 1997. С. 39-50.

Занятие 4. Демографические аспекты формирования

трудовых ресурсов

Цель занятия: приобретение знаний в области миграции населения в Республике Беларусь, его территориальной мобильности, возрастного и национального состава.

Форма проведения: решение задач.

Исходные данные см. в табл. 23 и табл. 24.

Исходные данные (табл. 48):

Таблица 48

Распределение населения по возрастным группам

Возрастные группы

Все население

в том числе в возрасте, лет:

70 и старше

Возраст не указан при переписи населения

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание третье: проанализировать возрастную структуру населения Беларуси.

Исходные данные (табл. 49):

Таблица 49

Возрастная структура населения (на начало года)  

Возрастные группы

Тыс. чел.

В процентах к итогу

Все население

в том числе в возрасте, лет:

Продолжение табл. 49

70 и старше

Из общей численности населения в возрасте:

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание четвертое: проанализировать структуру населения Республики Беларусь по национальному составу.

Исходные данные (табл. 50):

Таблица 50

Национальный состав населения

(по данным переписей населения, человек)

Национальности

Все население

Белорусы

Украинцы

Азербайджанцы

Молдаване

Продолжение табл. 50

Другие национальности

Задание пятое: проанализировать динамику населения республики.

Исходные данные (табл. 51):

Таблица 51

Численность населения Республики Беларусь

(на начало года)

Все население,

тыс. человек

В том числе

В общей численности

населения, %

городское

сельское

городское

сельское

Задание шестое: на приведенном примере проанализировать противостояние старших и младших возрастных групп населения, трудовые и социальные отношения участников случившегося.

«Население деревеньки Лапки, что затерялась среди болот и лесов Столбцовщины, уже который день пребывает в состоянии шока. Тела колхозных пенсионерок, бабушек Вали и ее соседки Ефросиньи, обнаружили односельчане…

Предполагается, что неизвестный убийца проник в дома одиноких бабуль через окно. Как заметили корреспонденту в Аталезском сельсовете, на территории которого находится деревня Лапки, жили Валентина Павловна и Ефросинья Ивановна тихо и довольно скромно. И, тем не менее, по словам прокурора Столбцовского района Сергея Метельского, среди мотивов преступления значится и… корысть. Бабули накануне получили пенсию, которая и привела в их жилище «хвост» в виде головорезов (7 дней, № 21, 26.05.01 г., с. 12). Злодеяние совершил 23-летний городской житель, выходец из этой же деревни».

Вспомогательные вопросы:

      Какие возрастные группы населения представлены в анализируемом событии?

      В чем возрастные и ролевые особенности этих возрастных групп?

      По поводу чего возникло противоречие между ними?

      Какие меры профилактики преступлений можно предложить в данном случае?

Дополнительные данные для дискуссии (табл. 52):

Таблица 52

Справка о пенсиях

Пенсионный возраст (года)

Минимальная пенсия (долл.)

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы

Цель занятия: проанализировать миграционную ситуацию в Беларуси, ее основные потоки, тенденции, издержки и эффективность.

Форма проведения: игровая ситуация «Выбираю деревню на жительство».

«Николай Григорьевич доверчиво, просто, с удовольствием и подробно рассказывал, что он сам – деревенский, давно оттуда уехал, работал всю жизнь на складах, а теперь, под старость, потянуло опять в деревню…» (Шукшин В.М. Рассказы. М., 1975. С. 30).

«В какой стране Вы хотели бы жить? Ответ патриота сразит своей преданностью: «В своей». Космополит же удивит неслыханным цинизмом: «В той, где мне будет хорошо». Но хорошо, как известно, там, где нас нет. А стало быть, в любом случае человеку будет казаться, что идеальная для жизни страна где-то далеко… Безусловными лидерами в оценке персонального понимания белорусами оптимистического будущего являются Германия и США. Жить так, как живут в этих странах, хотели бы 36,8 и 17,8 % опрошенных. Далее в этом списке следуют Польша, Швеция, Швейцария, Литва и Латвия. Не очень большой процент имеет Россия. Но есть и достаточное количество тех, кому жизнь в Беларуси кажется идеальной (18,7 %).

Мнение экспертов ООН, которые ежегодно составляют рейтинги стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала: в этих рейтингах традиционно лидируют Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия. Германия находится лишь на 14-м месте.

Неустроенность жизни вполне естественно поднимает вопрос о потенциале эмиграции. Какое количество жителей Беларуси хотело бы покинуть свою страну? Показатель довольно тревожный – одна треть белорусов (35 %) готовы это сделать. В списке стран, куда бы хотели поехать жить граждане нашей страны, лидируют Германия, США и Польша.» (Из статьи Шендрик М. Не покидай родимую без нужды // 7 дней. № 24 (16.06.01 г.). С. 2.

Справка 1.

По численности населения Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. Среди европейских государств десятимиллионное население имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская республика и Югославия. (Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000. С. 7).

Справка 2.

Индекс стоимости жизни в различных городах мира: первое место по дороговизне Токио (стоимость проживания в столице Японии – 140 усл. баллов); 7-е место в списке Нью-Йорк – 100 усл.баллов; 4-е место в мире и самый дорогой город Европы – Осло; на 13-е место «откатилась» Москва. (Труд. 10 июля 2001 г. С. 3).

Схема 18. Алгоритм проведения игры

Вопросы для обсуждения:

1. В какой стране Вы живете и почему?

2. В какой стране Вы хотите жить и почему?

3. В какой стране Вы хотели бы, чтобы жили ваши дети и почему?

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов

Цель занятия: определить прогрессивные тенденции реструктуризации экономики.

Форма проведения: научный диспут «Какая отрасль нам нужней?»

Функциональные роли выбирают студенты:

– премьер-министр.

Представители силовых министерств:

– министр внутренних дел;

– министр обороны;

– министр по чрезвычайным ситуациям.

Представители функциональных министерств:

– министр труда и социальной защиты;

– министр экономики;

– министр финансов;

– министр статистики и анализа.

Представители отраслевых министерств: промышленности; сельского хозяйства и продовольствия; лесного хозяйства; архитектуры и строительства; транспорта и коммуникаций; связи и информатизации; торговли; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; образования; культуры. (Наименования отраслевых министерств уточнены в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г.)

Представители отраслей промышленности : министр энергетики; министр машиностроения; министр химической промышленности; министр легкой промышленности; министр пищевой промышленности.

Производственное задание: каждый участник выбирает статистические данные по своей отрасли и на их основе пытается отстоять право своей отрасли на существование и развитие.

Исходные данные см. в табл. 38 и табл. 42, 53.

«– Автослесарем значит после техникума станешь, – осматривая разбитую голову 18-летнего парня, осведомляется заведующий приемным отделением Сергей Прокофьев. – Хорошая профессия, за пару часов сможешь заработать столько, сколько врач за месяц… Да ну-у-у, – растягивается в недоверчивой улыбке пациент.

– Не верит, – обращается ко мне врач. – Сегодня начинающий травматолог получает около 24 тысяч в месяц, заведующий с первой квалификационной категорией – около 38. И это за такую каторжную работу!» (Мытько О. Почему трудно быть травматологом // 7 дней. № 40. (30.09.00 г.). С. 7.

Таблица 53

Распределение численности населения Беларуси и России по отраслям экономики

(в процентах к итогу)

Беларусь

Беларусь

Всего занято в экономике

в том числе:

промышленность

сельское хозяйство

лесное хозяйство

строительство

транспорт

торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки

жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование

культура и искусство

наука и научное обслуживание

финансы, кредит и страхование

управление

общественные объединения

Схема 19. Алгоритм проведения дискуссии

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы управления трудовыми перемещениями

Цель занятия: научиться, смотря по ситуации, использовать и совмещать разные методы хозяйствования и управления трудовыми перемещениями работников.

Форма проведения: игровая ситуация «Если бы директором был я …». Каждый из студентов предлагает свой вариант ответа: «Если бы директором был я, то в практике управления трудом и трудовыми ресурсами изменил бы следующее …».

Примерные варианты ответов:

«Если бы директором была я, то заменила бы название «пенсия по старости» на название «пенсия по труду». Ведь эта пенсия назначается не каждой женщине, когда ей «стукнуло» 55, а только той, которая к этому времени проработала не менее 20 лет. Значит старость тут ни причем. Все дело в стаже работы».

«Непременно ввела бы в школах урок танцев (пению у нас ведь учат и тех, кому медведь на ухо наступил!). Танцы – это не просто развлечение. Танцы – это, прежде всего, прекрасное средство общения. Так кому же, как не школе, заняться воспитанием культуры этого общения».

«…На щитах, которые окружают стройки, в добавление к написанному – наименованию объекта, названию строительной организации и фамилии прораба – добавил бы: срок ввода в эксплуатацию. Тогда все написанное на таких щитах поставило бы стройку под всеобщий контроль».

«Если бы директором был я, – написал в редакцию «Литературной газеты» заведующий общественной приемной «Забайкальского рабочего» Г. Швец, – то изменил бы порядок, при котором усыновленные дети не приравниваются к родным» (по страницам «Литературной газеты»).

АКТИВНОСТЬ – степень участия работников в процессе труда.

АТТЕСТАЦИЯ – процедура определения соответствия работника (его квалификации, деловых и других качеств) занимаемой должности.

БАЛАНС – способ и форма управления трудовыми ресурсами, выражающая равновесие между их источниками и направлениями использования.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу, становясь относительно избыточным населением, резервной армией труда.

БЕЗРАБОТНЫЙ – человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

БИЗНЕС – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – обобщающий экономический показатель результата труда на уровне общества; выражает стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) или движение вниз по социальной лестнице (социальная деградация).

ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных неодинаковых возрастных групп в общей численности работающих.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ – процесс постоянного возобновления поколений людей вследствие взаимодействия рождаемости и смертности; результат единства трех видов движения населения: естественного (рождаемость и смертность), пространственного (эмиграция и иммиграция), социального (социальная мобильность).

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении.

ЗАКОН – необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы развития природы и общества.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективно существующая, повторяющаяся, значимая связь явлений или процессов.

ЗАНЯТОСТЬ – участие работников в процессе труда.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – часть вновь созданного продукта, национального дохода, выделяемая работникам в их личное потребление для удовлетворения материальных и духовных потребностей, в целях обеспечения воспроизводства населения и трудовых ресурсов общества.

ЗАРАБОТОК – денежный доход, получаемый работником за его труд.

ЗАТРАТЫ – расходы сырьевых, материальных, энергетических, природных и других ресурсов.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – сумма всех расходов в денежном выражении на организацию выпуска товаров или оказание услуг.

ИНТЕРЕС – наиболее глубокая причина деятельности человека по удовлетворению его индивидуальных потребностей.

КАРЬЕРА – запрограммированная последовательность профессиональных ролей, по которой осуществляется вертикальная мобильность индивидов в процессе труда.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение групп с разным уровнем образования в общей численности работников.

КВАЛИФИКАЦИЯ – степень профессиональной трудоспособности работника.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ на рынке труда – возможность субъекта рабочей силы выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное.

КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между отдельными производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

КРИЗИС – состояние упадка в развитии хозяйства.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ – условия и формы получения материальных благ, побуждающие работников и трудовые коллективы к активному участию в общественно-полезном труде.

МЕНЕДЖЕР – высококвалифицированный специалист в области организации и управления.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – деятельность государства и общественных организаций, направленная с помощью различных рычагов и методов на регулирование миграционных процессов.

МИГРАЦИЯ – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

МОБИЛЬНОСТЬ – передвижение из одной социальной группы в другую.

МОТИВ – побудительная причина, повод к какому-либо действию.

МОТИВАЦИЯ – побуждение к действию.

НАСЕЛЕНИЕ – совокупность людей, естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – сумма денежных средств, которую получают наемные работники.

НОРМА – признанный обязательный порядок, регламентирующий поведение человека в определенной ситуации.

ОРУДИЯ – способы облегчения и совершенствования трудовой деятельности человека.

ОТРАСЛЬ – однородная социальная группа людей, выделенная по признаку единства цели труда, факторов труда, своеобразия организационно-технических и социально-экономических условий труда.

ПОЛ – признак отнесения работника к женской или мужской группе трудовых ресурсов.

ПОЛИТИКА – искусство управления государством.

ПРЕДМЕТ – вещество природы, на преобразование которого применительно к человеческим потребностям направлена целесообразная трудовая деятельность людей.

ПРЕМИРОВАНИЕ – одна из форм материального стимулирования высоких показателей трудовой деятельности, важный элемент организации заработной платы.

ПРЕМИЯ – вероятностная часть заработка, которая может быть получена (или не получена) работником в зависимости от выполнения (или невыполнения) им определенных дополнительных трудовых заданий.

ПРИБЫЛЬ – частичный доход предприятия, используемый обществом для обеспечения заинтересованности коллектива предприятия в результатах его хозяйственной деятельности; определяется как разница между выручкой от реализации и издержками производства.

ПРИВАТИЗАЦИЯ – процесс передачи государственной собственности в частную.

ПРОГРЕСС – движение вперед, изменение к лучшему.

ПРОДУКЦИЯ – результат труда в материальной сфере.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – показатель продуктивности труда; характеризуется количеством продукции, произведенной в единицу времени, или затратами времени на производство единицы продукции.

ПРОСТОЙ ТРУД – труд, не требующий от работника специальной подготовки.

ПРОФЕССИЯ – основной вид занятости, не запрещенная законом деятельность, приносящая доход.

ПРОЦЕСС ТРУДА – процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ – относящийся к какому-либо району (региону), территориально ограниченный.

РЕГРЕСС – движение назад, изменение к худшему.

РЕДУКЦИЯ – сведение элементов сложного труда к простому.

РЕЗЕРВ – запас производственных ресурсов.

РЕЗУЛЬТАТ – конечная цель целесообразной трудовой деятельности.

РЕСУРС – источник осуществления производственных затрат.

РЫНОК – сфера экономики, в которой осуществляется процесс товарного обращения, обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

РЫНОК ТРУДА – система экономических отношений купли-продажи товара «рабочая сила», в рамках которой формируется спрос, предложение и цена трудовых ресурсов.

СКРЫТАЯ БЕЗРАБОТИЦА – такой вид безработицы, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.

СЛОЖНЫЙ ТРУД – труд работника, имеющего квалификацию, связан с значительными дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание квалифицированного работника.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – совокупность индивидов, обладающих теми или иными общими признаками.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – совокупность средств труда и предметов труда, участвующих в процессе производства и используемых людьми для создания материальных благ.

СТИМУЛ – вознаграждение или благо, способное побудить человека к более активной деятельности.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – комплекс экономических и социальных мер (рычагов), способных направлять трудовую деятельность людей к желаемой цели.

СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ – средство разъединения людей на слои и группы и средство единения их в качественно однородные структуры общества.

СТРУКТУРА – соотношение отдельных групп между собой и по отношению ко всей совокупности в целом.

СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ – соотношение отдельных, однородных по внутреннему содержанию специфических групп, выделенных по определенному признаку, в общей численности работников.

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, которая возникает в связи с технологическими изменениями, вследствие которых новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

ТЕНДЕНЦИЯ – направление развития какого-либо явления или процесса.

ТОВАР – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена.

ТРУД – целесообразная деятельность людей по созданию материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества в целом.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ – часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики. Рассчитывается как работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающее население моложе и старше трудоспособного возраста.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОЛОДЕЖИ – совокупность молодых людей, обладающих трудоспособностью и достигших возраста, открывающего доступ к трудовой деятельности (от 16 до 29 лет).

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – совокупность лиц в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе.

ТРУДОСПОСОБНОСТЬ – физическая и интеллектуальная способность человека к труду.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ – субъективная характеристика отношения к труду.

УПРАВЛЕНИЕ – координация трудовых усилий отдельных работников в процессе производства.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами.

УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ – доля рабочей силы, имеющей работу на определенный момент, в общей численности экономически активного населения.

УСЛОВИЯ ТРУДА – совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

УСЛУГИ – результат труда в непроизводственной сфере.

ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – степень оснащенности труда производственными основными фондами; определяется делением среднегодовой стоимости фондов на среднегодовую численность работников.

ФРИКЦИОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА – часть людей находится в процессе смены работы, т.е. на стадии увольнения, поиска нового рабочего места, оформления трудоустройства.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных групп работников, неодинаковых по их роли в производственном процессе.

ФУНКЦИЯ – зависимость между различными социально-экономическими процессами или величинами.

ЦЕЛЬ – один из основных элементов сознательной деятельности человека, характеризующий мысленное предвосхищение результата его труда.

ЦЕНА – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

ЦЕННОСТЬ – особое общественное отношение, посредством которого потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений.

ЦИКЛ – ограниченный временем процесс трудовой деятельности.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, вызванная спадом производства и уменьшением спроса на рабочую силу.

ЧИСЛЕННОСТЬ – количественная характеристика трудовых ресурсов.

ЭКОНОМИКА – искусство управления хозяйством.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – курс действий, имеющих своей целью скорректировать экономическую проблему или избежать ее возникновения.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости.

ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – вооруженность труда энергией всех видов.

ЭФФЕКТ – полное или частичное достижение определенных технико-экономических или социальных целей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ – соотношение результатов (эффекта) деятельности человека к затраченным ресурсам.

Схема 17. Кроссворд: основные понятия о труде

    Адамчук В.В., Ромашов О.В. Экономика и социология труда. М., 1999.

    Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд. 1997. № 1.

    Андреев В. Каждому по труду // Человек и труд. 2002. № 6.

    Афанасьев М. Экономика Белоруссии: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1996. № 5.

    Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда. Мн., 1996.

    Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М., 1998.

    Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. № 10.

    Волгин Н.А. Сколько и как платить российскому бюджетнику // Социологические исследования. 2002. № 4.

    Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М.: Новосибирск, 2001.

    Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Завельский М.Г. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммуниститческих преобразований в России // Социологические исследования. 2002. № 8.

    Ильин И., Кузнецов Г. Производительность труда: вверх по лестнице, ведущей вниз // Человек и труд. 2002. № 5.

    Рофе А.И. О содержании понятий “трудовые ресурсы” и “рабочая сила” // Человек и труд. 1997. № 3.

    Рофе А.И. Экономика труда. М., 2000.

    Соколова Г.Н. Социология труда. Мн., 2002.

    Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000.

    Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн., 2003.

    Статистический портрет Беларуси. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Ткаченко С.С., Артюхин М.И. Потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 1999. № 3.

    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

    Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Труд и занятость в России. Статистический сборник. М., 1999.

    Экономика и рынок труда / Под ред. Головачева А.С. Мн., 1994.

    Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития // Российский экономический журнал. 2002. № 1.

    Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П. М., 1996.

    Экономика трудовых ресурсов / Под ред. Арещенко В.Д. Мн., 1985.

    Экономическая политика: анализ и альтернатива / Под ред. Злотникова Л.К., Шлындикова В.М. Мн., 1999.

    Экономически активное и неактивное население, занятость и безработица в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Пер. с англ. / Под ред. Колосовой Р.П. и др. М., 1996.

Введение…………………………………………………………...

РАЗДЕЛ I . Основные понятия о труде и трудовых ресурсах

Глава 1. МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

1.1. Классификация экономических дисциплин ………………………..

1.2. Место трудовых ресурсов в системе производственных ………….

1.3. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь……….

1.4. Объективная необходимость управления трудовыми ресурсами

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТРУДЕ

2.1. Труд как целесообразная деятельность людей …………………….

2.2. Классификация элементов процесса труда ……………….………..

2.3. Характер и содержание труда. Простой и сложный труд …………

2.4. Объективная необходимость управления трудом …………………

Глава 3. ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

3.1. Трудоспособное население: понятие и структура …………………

3.2. Трудовые ресурсы: понятие и структура ………………….……….

3.3. Количество и качество трудовых ресурсов ……………….………..

Глава 4. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,

ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ

4.1. Понятие и структура рынка труда …………………………………..

4.2. Особенности рынка труда в Республике Беларусь ……….………..

4.3. Анализ моделей рынка труда (мировой опыт) ……………………..

4.4. Государственное регулирование рынка труда ……………………..

Глава 5. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

5.1. Занятость как социально-экономическая категория ………………

5.2. Виды занятости трудовых ресурсов ……………………….……….

5.3. Эффективность гибких форм занятости ……………………………

5.4. Безработица: понятие, формы, виды, тенденции …………………..

РАЗДЕЛ II . Проблемы управления трудовыми ресурсами

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

КАК ФУНКЦИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

6.1. Сущность и содержание управления трудовыми ресурсами………

6.2. Методы управления трудовыми ресурсами ………………………..

6.3. Социально-экономическое развитие трудовых коллективов ………....

6.4. Структура органов управления трудовыми ресурсами Беларуси

Глава 7. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

7.1. Понятие и показатели структуры трудовых ресурсов …………….

7.2. Структура трудовых ресурсов по полу ……………………………..

7.3. Структура трудовых ресурсов по возрасту ……………….………..

7.4. Структура работающих по квалификации, отраслям, формам

собственности и функциям ……………………………..………………..

Глава 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

8.1. Демографические факторы трудовых ресурсов ……………………

8.2. Половозрастная структура населения как фактор формирования трудовых ресурсов …………………………………….………………….

8.3. Баланс трудовых ресурсов как способ управления ………………..

Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

9.1. Сущность и функции миграции. Классификация основных

миграционных потоков …………………………………………………..

9.2. Миграционная ситуация в Беларуси: основные потоки и тенденции

9.3. Миграционная политика Республики Беларусь ……………………

Глава 10. ОТРАСЛЕВЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ

РЕСУРСОВ

10.1. Понятие отрасли и прогрессивной отраслевой структуры ……...

10.2. Показатели отраслевой структуры трудовых ресурсов ………….

10.3. Материальная и непроизводственная сферы экономики ………...

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ

11.1. Своеобразие отраслей по структуре затрат труда ………………..

11.2. Производственные ресурсы: понятие и структура ……………….

11.3. Классификация эффекта по видам, формам и уровням

проявления в отдельных отраслях ……………………………...………..

11.4. Соотношение эффектов и затрат как способ оценки

эффективности ……………………………………………………………

Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ

12.1. Заработная плата как экономический механизм стимулирования

12.2. Заработная плата как социальный механизм управления

трудовыми ресурсами …..………………………………………………..

12.3. Премия, цена, прибыль, налоги, фиксированные платежи как экономические рычаги управления трудовыми ресурсами…………….

12.4. Особенности стимулирования отдельных стратификационных групп работников …………………………………………………………

РАЗДЕЛ III . Семинарские и практические занятия

Занятие 1. Основные понятия о труде …………………………………..

Занятие 2. Трудоспособное население и трудовые ресурсы …………..

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь …………..

Занятие 4. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы …….………..

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов ………………

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы

управления трудовыми перемещениями..………………………………

Краткий словарь основных терминов …………………………...

Ключ к кроссворду ………………………………………………..

Литература ………………………………………………………...

Учебное издание

Куропятник Инна Ивановна

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

  • трудоспособное население в трудоспособном возрасте (как занятое, так и не занятое в общественном производстве). К ним относятся: мужчины в возрасте 16–59 лет и женщины в возрасте 16–54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по льготам или по старости;
  • население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве (фактически работающее).

где НТСВ) – население в трудоспособном возрасте; И – неработающие инвалиды I и II групп трудоспособного возраста; Пл – неработающие льготные пенсионеры трудоспособного возраста; Пр – работающие пенсионеры; Рп – работающие подростки.

Связь между такими понятиями, как "трудовые ресурсы", "экономически активное население", "экономически неактивное население", "занятые", "незанятые", приведена на рис. 4.1.

Рис. 4.1.

Трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят по большей части от возраста: в ранний период жизнедеятельности человека и в поздний, когда человек утрачивает свою способность к трудовой деятельности. Возраст выступает в так называемой критериальной форме, позволяющей выделить из всего населения трудовые ресурсы.

Трудоспособный возраст варьируется в разных пределах и может зависеть от профессиональных, личных или специальных особенностей. Он означает возраст человека, позволяющий ему трудиться в данный момент времени, в данное время и при конкретных условиях:

  • 0–16 лет – как правило, считается нетрудоспособным возрастом, однако в соответствии с ТК РФ в случае получения основного общего образования, либо оставления данного учреждения в соответствии с федеральным законом трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. В некоторых случаях трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 14 лет, по согласованию с одним из родителей (опекуном, попечителем);
  • 16–54 лет – для женщин (включительно);
  • 16–59 лет – для мужчин (включительно).

Понятие "трудовые ресурсы" можно встретить и в настоящее время, хотя, как об этом было сказано выше, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда. Возрастные границы и социальнодемографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны. Так, в первой пятилетке (1929–1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933–1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста – 16 лет. Прослеживаются тенденции сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста. Специалисты прогнозируют заметное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизацию доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, старение населения, что в дальнейшей перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.

Трудовые ресурсы делятся на активные (т.е. лиц, непосредственно занятых в общественном производстве) и потенциальные (учащиеся с отрывом от производства и занятые в домашнем хозяйстве).

Численность трудовых ресурсов определяется на конкретную дату, но ее можно рассчитывать и как среднюю за какой-либо промежуток времени. В России они составляют приблизительно 50% общей численности населения. В западной экономической науке нет единого подхода к определению трудовых ресурсов, поэтому в национальных статистических изданиях стран с рыночной экономикой, а также в международной статистике встречаются различные понятия, имеющие отношение к характеристике данной категории.

Трудоспособное население – это основная часть трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте, обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями и практическим опытом и способная полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде. В мировой статистике трудоспособным считается население в возрасте 15–64 лет, и по данным ООН оно составляет около 3/5 всего населения мира. К настоящему времени рассматривается вопрос об увеличении срока трудоспособности, но в современных условиях средняя продолжительность жизни такова:

  • для мужчин составляет 64 года;
  • для женщин – 74 года.

Однако для некоторых видов деятельности предусмотрены так называемые льготы. Они касаются людей, занятых работой, связанной с высокой психофизиологической нагрузкой или неблагоприятными условиями труда (химическая отрасль, металлургическая отрасль, балет и т.д.). Льготные пенсионеры в реальности могут продолжать трудиться и поэтому их включают в состав трудовых ресурсов.

Во время перестройки появление новой экономической и идеологической доктрины сопровождалось устранением государства из сферы решения жизненных проблем индивида. Ограниченная социальная политика идеологически обосновывалась, выражаясь в утверждении о ее неэффективности и несправедливости бесплатной раздачи социальных благ с соответствующим отказом от обязательств.

Это происходило на фоне нового социального расслоения, выражавшегося на нижнем уровне в невозможности для человека обычным трудом по своей специальности при наличии определенной квалификации обеспечить себе даже минимальный уровень существования. Объективно это до сих пор выражается через высокий уровень безработицы вообще и структурную безработицу. При этом у нас сложилась парадоксальная ситуация, когда предприятия вроде бы работают, человек вроде бы трудится, но заработная плата не выплачивается месяцами или ее величина не соизмеряется с элементарными нуждами.

В табл. 4.1 приведены данные по некоторым основным показателям состояния трудовых ресурсов в России за 1990-е гг. по сравнению с развитыми странами середины 1990-х гг.

Таблица 4.1

Сравнительные оценки России и развитых стран по некоторым экономическим показателям и параметрам человеческого ресурса

Показатели

Россия (начало 1990-х гг.)

Россия, (конец 1990-х гг.)

Развитые страны (середина 1990-х гг.)

Госсектор в экономике, %

Экономически активное население, млн чел.

Занято в экономике, млн чел.:

в том числе в "официальной" экономике, млн чел.

Во вторичном секторе, %

В промышленности, млн чел.

Профессиональная миграция, %

Безработные, %

Средняя длительность образования, лет

  • (Япония)

Средний интервал повышения квалификации, лет

Трудоустройство выпускников, %

Желают работать по специальности, %

(Германия)

Имеют профессиональные планы, %

Желают продолжать профессиональную учебу, %

(Франция)

Испытывают постоянный стресс, %

  • 20-30
  • (Япония)

Некоторые основные проблемы, противоречия и желаемое состояние в области трудовых ресурсов в России на протяжении 1990-х гг. сведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Проблемы и противоречия в области трудовых ресурсов в России в 1990-е гг.

Проблема

Главное противоречие

Желаемое

состояние

Безработица.

Россия – страна со средним мировым уровнем безработицы

Неуправляемые процессы в сфере занятости, стихийность становления и развития рынка труда

Россия – страна с низким мировым уровнем безработицы

"Утечка мозгов". Потери России от эмиграции специалистов в 1992 г. составили 600 млрд долл., в настоящее время – более 1 трлн долл.

Отсутствие стимулов для работы в России

"Удержание" специалистов с помощью развитой системы весомых стимулов

Проблемы с принятием ТК РФ (на протяжении 1990-х гг. использовался КЗоТ)

Исторически обусловленная слабая разработанность норм частного права в России

Принятие нового, отвечающего современным реалиям ТК РФ

Незаконные увольнения, притеснения работников, невыплата заработной платы

Неразработанность российского трудового законодательства

Охраняемое действенным законом взаимодействие работника и руководителя

Низкая мотивация труда

Непривлекательность рабочей среды, примитивная организация и охрана труда, задержка зарплаты и т.д.

Высокая мотивация труда

Негативные тенденции, характерные для социально-трудовой сферы России, привели к тому, что группами социального риска стало не только социально уязвимое неработающее население, но целые профессиональные и отраслевые слои работников (крестьянство, работники бюджетной сферы, высококвалифицированные работники системы образующих отраслей народного хозяйства) (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Соотношение трудовых показателей развития российского общества (база сравнения – 1990 г.)

Название показателя

Предельно-критическое (пороговое) значение в мировой практике

Величина

показателя

Вероятные социальные последствия

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте), %

Отсутствие простого замещения поколений

Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения, раз

Деформация социальной структуры, резкое противопоставление людей по имущественному и социальному положению

Доля населения, живущего на пороге бедности, %

Люмпенизация значительной части населения

Уровень безработицы, %

Рост социально незащищенных категорий населения

Образовательный уровень населения, лет

Снижение качества рабочей силы

Которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы - та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Струмилин С. Г. в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «людские ресурсы».

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ - верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно: - среднесписочная и среднегодовая численность работников; - коэффициент текучести кадров; - доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности; - средний стаж работы по отдельным категориям работников; - доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путем деления отработанного времени (чел/ч, чел/дни) работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени. Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности.

Воспроизводство трудовых ресурсов

Объективная необходимость изучения воспроизводства трудовых ресурсов вызвана целым рядом причин. Трудовые ресурсы представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает не только повышение уровня производства и его экономической эффективности, но и качественное развитие всей социальной системы.

Воспроизводство трудовых ресурсов - это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.

Эффективное регулирование процессов воспроизводства трудовых ресурсов обеспечит достижение стабильного экономического роста.

Актуальность исследования данного процесса обусловлена высокой степенью теоретической и практической значимости проблемы воспроизводства и оптимального использования трудовых ресурсов для динамичного развития страны в условиях модернизации экономики


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Трудовые ресурсы" в других словарях:

    ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ - ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, часть нас. страны, обладающая необходимым физич. развитием, умств. способностями и знаниями для работы в нар. х ве. Числ. Т. р. характеризует потенциальную массу живого труда, или запас рабочей силы, которым располагает общество … Демографический энциклопедический словарь

    См. Ресурсы трудовые Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Большой Энциклопедический словарь

    Часть населения страны или региона, обладающая необходимым об разовательным уровнем, физическим развитием и состоянием здоровья для работы в народном хозяйстве. В среднем в мире к экономически активному населению относят примерно 45% всего… … Географическая энциклопедия

    Экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… … Экономический словарь

    Понятие отечественной экономической науки, близкое по значению к экономически активному населению. Включает население трудоспособного возраста (мужчин 16 59, женщин 16 54 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим… … Политология. Словарь.

    трудовые ресурсы - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN human resources … Справочник технического переводчика

    трудовые ресурсы - Часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. Syn.: рабочая сила … Словарь по географии

    ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ - экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями к участию в трудовой деятельности … Юридическая энциклопедия

    Часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В Т. р. включают как занятых, так и потенциальных работников. Социалистическое государство, в… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Трудовые ресурсы в экономике России. Ретроспектива , Малышев М.. В книге показана ретроспектива трансформации социально-трудовой сферы и механизмов воспроизводства трудовых ресурсов. Проводится анализ ретроспективного подхода особенностей влияния…

Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, дающими возможность трудиться. К трудовым ресурсам относится население как в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда, войны, детства и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях), так и старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в трудовом процессе.

Решающую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте.

Трудоспособное население - это совокупность лиц, преимущественно в рабочем (трудоспособном) возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в трудовом процессе.

Законодательством Российской Федерации установлен следующий интервал трудоспособного возраста; для мужчин- от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет.

В любом обществе трудоспособное население состоит из двух групп: экономически активного и экономически неактивного населения.

Экономически активное население - это часть населения, занятая трудовой деятельностью, приносящей ей доход.

Различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизических, возрастных и других данных, определяющих способность к труду, не требующему специальной подготовки, т. е. способность к неквалифицированному труду.

Профессиональная трудоспособность - это способность к конкретному виду труда, требующему специального обучения, т. е. способность к квалифицированному труду.

Важными аспектами качественного состава трудовых ресурсов являются образовательный уровень и профессиональное мастерство. Особую роль в проблеме трудовых ресурсов играет изменение естественного движения населения, смертности и рождаемости. Также важное место в характеристике трудовых ресурсов занимает соотношение населения по полу.

Рынок труда. Важнейшая сфера экономики, рынок труда, по своим основным принципам функционирования представляет собой рынок особого рода. Он в значительной мере зависит от рынка капиталов, средств производства, потребительских товаров и др. Регуляторами на рынке труда, помимо макро- и микроэкономических факторов, служат еще и факторы социально-психологические.

В условиях регулируемой рыночной экономики рынок труда включает следующие элементы и системы:
> правовую базу, отражающую основные принципы государственной политики в области оплаты труда, трудовых и социально-трудовых отношений;
> государственную систему занятости и сокращения безработицы;
> систему подготовки кадров;
> систему найма;
> контрактную систему;
> систему переподготовки и переквалификации кадров; > биржи труда; фонд занятости.

На рынке труда спрос и предложение противостоят друг другу. В ходе этого противостояния происходят:
> оценка рабочей силы;
> определение условий ее найма, включающих заработную
плату, условия труда;
> оценка возможности получения образования; > изучение возможности профессионального роста;
> рассмотрение гарантий занятости;
> изучение миграции рабочей силы, а также потребностей человека в области трудовых отношений и связанных с ними сфер.

В условиях рынка сложно и практически невозможно достичь баланса спроса и предложения рабочей силы. В большинстве случаев имеют место избыток рабочей силы и недостаток рабочих мест, нужных для рациональной структуры занятости. Так, для некоторых строительных специальностей характерны повышенное предложение рабочей силы и ограниченный спрос на нее. Задача государственной важности, цель управления трудовыми ресурсами - стремление к сбалансированности числа рабочих мест и рабочей силы. Таково назначение и государственной политики занятости.

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и, как правило, приносящая им заработок, трудовой доход. Занятость может быть полной, неполной, частичной и скрытой.

Всех граждан, не признанных в соответствии с данным Законом занятыми гражданами, правомерно отнести к категории незанятого населения. В свою очередь, из незанятого населения можно выделить категорию, получившую название безработные граждане.

В экономической литературе выделяются следующие виды безработицы:
> фрикционная;
> технологическая;
> структурная;
> застойная (добровольная);
> региональная.

Наряду с этой градацией встречается характеристика безработицы по возрастному (молодежная безработица), половому (женская безработица), а также образовательному или профессиональному признакам.

По ряду объективных причин многие люди в процессе жизни меняют место жительства с изменением и места работы. Такое перемещение называется миграцией.

Рост безработицы, разница в уровнях развития между странами обусловливают тесную связь миграции с проблемой занятости трудовых ресурсов. В странах СНГ усиление миграционных процессов обусловлено, кроме того, политическими и социально-экономическими последствиями ликвидации СССР и дальнейшим падением уровня жизни во вновь образованных государствах.

Зарубежные экономисты подразделяют миграцию на три вида: спонтанную, ограниченную, индивидуальную.

По чисто временным признакам миграцию можно подразделить на постоянную, временную, сезонную, маятниковую.

По формам осуществления миграция подразделяется на организованную и неорганизованную.

Дальнейшее развитие науки и техники вызывает изменения в технологии воздействия на предмет труда, что, в свою очередь, меняет содержание трудовой деятельности, предъявляет высокие требования к составу и качеству рабочей силы.

Возрастает необходимость в компьютерной грамотности, многофункциональном использовании все большего числа работников, ликвидации экономической безграмотности, особенно в сфере производства и управления организациями.

Все это требует умелого регулирования процессов, связанных с формированием и использованием трудовых ресурсов. В масштабах страны существует система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации. Практика последних лет подтверждает необходимость поиска механизма управления, обеспечивающего наиболее близкие к оптимальным условия формирования, использования и воспроизводства рабочей силы.

В общем виде систему управления трудовыми ресурсами в рамках страны можно представить как совокупность трех органически связанных и взаимодействующих подсистем: формирование трудовых ресурсов; государственное управление трудовыми ресурсами страны; управление трудовыми ресурсами предприятия (организации).

Любая система управления трудовыми ресурсами нацелена на повышение эффективности использования рабочей силы.

Перспективное развитие организации должно включать задачу формирования и функционирования системы управления трудом, которая исключительно важна для достижения высокой конкурентоспособности, а значит - для обеспечения прочных позиций конкретного субъекта хозяйствования на рынке товаров (услуг).

Система управления трудовыми ресурсами в организации включает в себя три взаимосвязанных блока:
> формирование трудовых ресурсов;
> развитие трудовых ресурсов;
> повышение качества трудового периода жизни.

1. Понятие трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве. Они включают трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет для женщин и от 16 до 60 лет для мужчин, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в сельском хозяйстве (работающие пенсионеры и школьники).

Трудовые ресурсы представляют собой важный фактор, рациональное использование которого обеспечивает повышение уровня производства с/х продукции и его экономической эффективности.

Экономически активное население (рабочая сила) – совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг, включающих занятых и безработных.

Занятое население – лица, вовлеченные в производственную и непроизводственную деятельность (работающие по найму, предприниматели, лица свободных профессий, военнослужащие, учащиеся очной формы обучения).

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовых приступить к ней. Для нашей страны характерна скрытая безработица – форма неэффективной занятости людей, желающих работать в полную силу. Она характеризуется неполной рабочей неделей, сокращенным рабочим днем, неоплачиваемыми отпусками.

Уровень безработицы определяется по доле безработных в числе экономически активного населения:

(Численность безработных / Рабочая сила) * 100

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно:

Среднесписочная и среднегодовая численность работников;

Коэффициент текучести кадров;

Доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности;

Доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год = Суммирование среднесписочной численности работников за все месяцы / 12

Среднесписочная численность работников за месяц = Суммирование численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца / число дней

Среднегодовая численность работников = Отработанное время (чел.-ч, чел.-дни) работниками за год / Годовой фонд рабочего времени.

Коэффициент текучести кадров = Число работников, выбывших или уволенных за данный период / Среднегодовое число работников.

Показатели, характеризующие обеспеченность сельского хозяйства трудовыми ресурсами – трудообеспеченность и коэффициент обеспеченности.

Трудообеспеченность = (Среднегодовое число работников, чел / Площадь с/х угодий или пашни, га) * 100

Коэффициент обеспеченности трудовыми ресурсами с/х предприятия = Среднегодовое число работников, имеющихся в наличии / Число работников, требуемых для выполнения плана производства

2. Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов.

Эффективность использования трудовых ресурсов в первую очередь характеризуется производительностью труда.

Производительность труда – способность конкретного труда производить в единицу времени определенное количество продукции.

Производительность труда в сельском хозяйстве характеризуется следующими основными показателями :

1. Объем валовой продукции в натуральном или денежном выражении / Затраты рабочего времени

2. Объем валовой продукции в денежной оценке / Среднегодовое число работников

3. Трудоемкость продукции = Затраты рабочего времени / Объем валовой продукции

Косвенные показатели производительности труда характеризуют затраты на выполнение определенного объема работ.

К ним относятся:- объем с/х работ, выполняемых в единицу времени (га за 1 час, т за 1 час); - затраты труда на возделывание1 га сельскохозяйственных культур, чел.-час; - затраты труда на обслуживание 1 головы скота в животноводстве, чел.-час; -затраты труда на выполнение отдельных операций и др.

Для оценки использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве применяют и другие показатели:

1. Коэффициент использования рабочего времени дня = Средняя фактическая продолжительность рабочего дня / Нормативная продолжительность рабочего дня, установленная в хозяйстве

где Средняя фактическая продолжительность рабочего дня = Сумма фактически отработанных человеко-часов / Сумма фактически отработанных человеко-дней

2. Число отработанных за год человеко-дней каждым работником = Отработано всеми работниками, чел.-дней / Численность работников

3. Степень использования трудовых ресурсов = Число фактически отработанных работником за год человеко-дней / Возможный фонд рабочего времени (290 дней)

4. Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов = Максимальная или минимальная занятость работников в месяц, час / Среднемесячная занятость работников, час

5. Уровень использования трудовых ресурсов = Трудовые ресурсы, участвующие в производстве, чел. / Наличие трудовых ресурсов, чел.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения