Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализаторы ребенка. Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

Раньше других созревают периферические анализаторы филогенетически наиболее древних морфологических структур – это вкусовой и обонятельный анализаторы . Периферические рецепторы их – вкусовые и обонятельные луковицы у новорожденных развиты удовлетворительно. Доношенные и даже недоношенные дети сразу после рождения реагируют на адекватные вкусовые раздражители и на многие запахи изменениями мимики, закрытием глаз, учащением дыхания, пульса, криком и др. Развитие этих анализаторов продолжается в раннем и дошкольном возрасте.

Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован настолько, что способен воспринимать звуковые раздражения сразу после рождения ребенка. Новорожденные, и даже недоношенные, дети реагируют на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, закрыванием глаз и др. Отчетливая реакция на звук обнаруживается в спокойном состоянии ребенка и почти не отмечается во время крика, кормления и глубокого сна. К 2-3 месяцу жизни ребенок поворачивается на звук, прислушивается к шуму, звуку голоса. Со 2-3-го месяца жизни ребенок может отличать звук трубы от звона колокольчика, в 6-7 месяцев дифференцирует звуки, разница между которыми 1-2 музыкальных тона.

Зрительный анализатор. К моменту рождения корковый и подкорковый отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, зрительный анализатор и сетчатка имеют признаки неполного развития. В дальнейшем утолщается сетчатая оболочка, расширяется слой палочек, продолжается миелинизация зрительного нерва. Диаметр последнего увеличивается к 20 годам в 2 раза. Размеры глазного яблока у новорожденных и детей до 10-12-летнего возраста относительно большие, в дальнейшем оно растет очень медленно. Становление зрения у ребенка после рождения идет постепенно и зависит от развития функции головного мозга, появления координированных движений глаз, аккомодации. Мышечный аппарат у новорожденных развит слабо. В первые 2-3 недели жизни у ребенка наблюдается физиологическая светобоязнь. К концу 1-го месяца он уже задерживает взгляд на блестящих предметах на 2-5 с, а к концу 2-го – на несколько минут. После 3 месяцев взгляд ребенка становиться вполне осознанным. К 6 месяцам он приобретает способность координировать движения глазных яблок, до этого возраста отмечается физиологическое косоглазие. На первом году жизни ребенок овладевает способностью различать цвета. До 7 лет у детей сохраняется дальнозоркость.

Память.

У детей хорошо развита зрительная, слуховая, смысловая, механическая память. Для хорошего запоминания информации необходимо её частое повторение.

Из разных зон организма в мозг человека беспрерывно приходит информация о раздражителе (стимуле), которую посылают все виды анализаторов. Мозг, в свою очередь, обрабатывает поступившую информацию в соответствующих своих участках. При этом различные анализаторы сенсорного восприятия не являются равнозначными.

В повседневной жизни мы постоянно используем наше осязание, слух, обоняние, вкус, к примеру: когда мы встаем после сна, в то время когда в спальне еще темно. Мы пытаемся на ощупь найти мобильный телефон, на котором сработал будильник, подбираем ту одежду на день, в которой чувствуем себя комфортно, по звукам, которые мы слышим из открытого окна, получаем информацию о погоде. Однако когда у нас есть возможность проверить на соответствие действительности наше осязание, слух и обоняние зрительным восприятием, мы естественно предпочитаем перепроверить себя.

В зависимости от степени нарушения зрения, ребенок априори получает достаточно нечеткую, либо искаженную информацию, поставляемую в его мозг зрительным анализатором, что, в свою очередь, приводит к неточной работе организма в целом. Здесь следует отметить, что другие анализаторы – осязание, обоняние, вкус, слух могут частично компенсировать данную потерю.

Значимый вклад в изучение и развитие данного вопроса внесли многие специалисты, среди них Денискина В.З., Земцова М.И., Маллаев Д.М., Рудакова Л.В., Солнцева Л.И.

Их исследования показывают, что у детей с проблемами зрения часто проявляется дефицит представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных анализаторов. От знаний детей с нарушением зрения об их сенсорных возможностях и уровня владения ими специальными навыками ориентировки в окружающем мире во многом зависят те трудности предметно-практических действий, которые предстанут перед этими детьми в процессе их социализации.

Работа зрительного анализатора, безусловно, оказывает главное воздействие на процесс развития ребенка, формирование его социально-адаптивного поведения. Визуальное восприятие подталкивает ребенка на исследование всего, что его окружает, оно побуждает подражать действиям и движениям, тем самым получая общее представление о его среде.

При оценке или наблюдении за способностями ребенка к развитию своих сохранных анализаторов, прежде всего, важно принять во внимание условия его жизни. Эта взаимосвязь предопределяет, сможет ли ребенок оптимально использовать свой потенциал.

Комфортная домашняя обстановка, является крайне важной для детей с серьезными нарушениями зрения: она, безусловно, помогает им постигнуть сложный и абстрактный окружающий мир. Например, умение размещать предметы, становиться причиной их поиска. Потому, что ребенок, зная, где находятся предметы, может безопасно передвигаться в пространстве, и нет вероятности того, что он споткнется о какой-либо предмет. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он легче начнет свой путь познания окружающей его среды.

В процессе работы в группе, мы с родителями детей всячески стараемся создать для них комфортные условия. Детей мы постоянно контролируем на предмет возврата любой вещи на отведенное ей место. Игрушки, книги, личные вещи детей, средства гигиены, инвентарь для уборки в помещении и тому прочее, все имеет свое место.

Очень важным является отношение ребенка с его родителями, их влияние на его поведение, отношение к учебе, окружающим, на уровень его социальной адаптации в целом. Есть дети, которые достаточно свободно чувствуют себя во время отсутствия родителей, у них намного легче и быстрее развиваются навыки использования сохранных анализаторов. А некоторые дети чувствуют себя незащищенно, нуждаются в постоянной поддержке и контролю со стороны взрослых. У таких детей гораздо больше внутренних барьеров, комплексов. Многие дети очень страдают от недостатка родительского внимания, и это стает причиной ослабления их мотивации к обучению, развитию навыков.

В процессе учебной и воспитательной работы в группе, взаимодействию с родителями наших воспитанников уделяется особое внимание. Они систематически включаются в воспитательный процесс. Родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное посещение выставок, музеев, разного рода экскурсий, совместный труд. Уже традиционными стали подготовки к участию детей в мероприятиях. Родители обязательно посещают репетиции, а впоследствии и школьные концерты, в программах которых участвуют их дети. Это дает свои положительные результаты. Дети, родители которых находятся с ними за кулисами, в зале, не боятся выходить на сцену, они уверенно чувствуют себя во время выступлений, эти дети внимательны и сосредоточенны.

Следует обратить внимание и на общее физическое состояние ребенка, которое оказывает свое влияние на его способности использовать сохранные анализаторы.

Частые респираторные заболевания среди детей, значительно затрудняют работу над развитием таких сенсорных анализаторов как: обоняние, слух, вкус. Каждый раз затрачивается определенный период времени на восстановления их функционирования.

Особенные проблемы возникают с детьми, имеющими прогрессирующее заболевание. Эти дети, изначально наследственно-нормальные, вынуждены постоянно приспосабливаться к их угасающим способностям, следовательно, и к их снижающемуся функционированию.

Совместно с родителями и медицинскими работниками производится подборка способов улучшения здоровья детей, применяются всевозможные методы, способствующие положительным изменениям состояния воспитанников. Положительные результаты проявляются в результате систематического проведения профилактической работы, нацеленной на актуализацию знаний детей о предотвращении заражения инфекциями, культивировании положительного отношения к ведению здорового образа жизни, проведении прогулок на свежем воздухе, проведении активных игр, посещении занятий лечебной физкультурой.

Немаловажным является вопрос о модальностях ощущений. Спинной и головной мозг отбирают и связывают информацию, поступившую из нескольких анализаторов, каждый из которых предоставляет специфическую информацию.

Как показывает практика, у каждого ребенка есть свойственный ему, так называемый «избранный» анализатор. Как правило, это анализатор, с помощью которого обрабатывается большая часть информации о раздражителях (стимулах). В соответствии с этим, зрение может оставаться предпочтительным анализатором даже у ребенка с серьезными его нарушениями.

В процессе непосредственного планирования индивидуальной работы, направленной на развитие сохранных анализаторов ребенка, первостепенной является задача определения причин, по которым используются или не используются те или иные анализаторы данным ребенком. Причина может скрываться в недостаточном развитии какого-либо анализатора, чтобы ребенок мог уверенно полагаться на информацию, полученную от него. Из-за чего ребенок может испытывать затруднения в получении информации с помощью того или иного анализатора. К примеру, это наблюдается при осязательной защите.

Было выявлено, что каждый ребенок имеет свои предпочтения в выборе анализаторов в процессе обучения. В подавляющем большинстве, дети с серьезными нарушениями зрения предпочитают вербально-слуховой анализатор. Соответственно, самым эффективным помощником в процессе обучения такого ребенка является язык. Однако существует доля риска в том, что анализаторы могут стать конкурентными, при значительном отличии уровня их развития и функциональности.

Для того чтобы ребенок получил навыки уверенного использования всех действующих сохранных анализаторов, следует способствовать их развитию. Работу можно начать со стимулирования самого пренебрегаемого ребенком анализатора с помощью специальных внешних ресурсов.

Работая над вопросом гармоничного развития всех видов анализаторов, можно использовать систематическое посещение ребенком музыкальных кружков, занятий по игре на музыкальных инструментах, проводить звуковые минутки, подпитывать интерес к хореографии, использовать игры и практическую работу на развитие осязания, обоняния, вкуса.

В этом отношении свою положительную роль играет использование неиссякаемого потенциала украинской народной игрушки (ляльки-мотанки). Начиная с самых простых ее видов: кукла из ниток. На примере которой изучались свойства и виды ниток, разбирался их цвет и оттенки цветов, дети обучались завязыванию узелков, бантиков, распределяли части тела, различали их по половому признаку (мальчик – в шароварах, девочка – в юбочке). Постепенно мы перешли к более сложным куклам. Таким, как Рождественский ангелок. В ходе работы, над которым, мы уже изучали свойства и разновидности тканей.

С каждой новой поделкой, дети все внимательнее относятся к выбору материалов. Кукла теперь не просто игрушка, а проявление их творческого потенциала (здесь уже важными становятся и сама ткань, и ее цвет, и используемые подсобные материалы). Таким образом, задействованы осязание, цветоощущение, слух.

Развитие обоняния и вкуса у детей происходит с помощью других внешних факторов. Очень действенными являются экскурсии и посещения детьми мест общепита и продуктовых производств. При посещении местного хлебозавода, дети старались отгадать по аромату, какой вид хлебобулочных изделий изготавливается в том или ином зале. При посещении музея шоколада, дети ознакомились с ароматом какао бобов, какао масла и отметили различие в ароматах черного и белого шоколада. Каждый день при посещении столовой, акцентируется внимание детей на запахе свежеприготовленных продуктов. В результате систематической работы, дети начинают умело различать запахи соков, рыбных, мясных блюд, солений и гарниров. Одной из излюбленных игр является «Отгадай по запаху» (зубная паста, шоколадная конфета, сгоревшая бумага, какой-либо фрукт и т.д.)

Следует отметить, что личность самого ребенка играет решающую роль в способе получения сигнала (раздражителя) от анализаторов. Она может, как стимулировать развитие какого-либо анализатора, так и препятствовать ему.

В большинстве случаев это определяется с оглядкой на предыдущий опыт ребенка, как позитивный, так и негативный. Опыт, включающий неудачу, по-разному влияет на ребенка, который чувствует себя защищенно (о чем уже упоминалось ранее) и на ребенка, который чувствует себя незащищенно.

В развитии, совершенствовании и отлаженном функционировании сохранных анализаторов, сильное влияние оказывает мотивация ребенка. Количество используемых сохранных анализаторов, темп их работы при передаче сигнала в мозг зависит от заинтересованности ребенка в познании окружающего его мира.

В процессе работы следует обратить внимание на методы активации интереса, способы презентаций заданий. Хорошие результаты проявляются при использовании познавательных видеопрезентаций, викторин, посещении различного рода выставок, музеев. Любая совместная экскурсия, любой совместный выход за пределы учебного учреждения является целенаправленным, ему предшествует детальное ознакомление детей с целями и причинами, по которым посещается то или иное место. Немаловажным является изучение маршрута следования, оговариваются возможные препятствия и опасности на пути (дорога, пешеходные переходы, работа светофора и регулировщика, бордюры, подземные и надземные переходы, звуковые сигналы в метро и у светофора и т.д.), время, которое займет поход. Дети заранее обучаются нормам поведения в театре, музее, на художественной выставке, на производствах, в зоопарке и т.д. заранее обсуждаются возможные вопросы экскурсоводам, художникам, литераторам, производителям. По возвращении, все увиденное, услышанное, испробованное обговаривается, рисуются картинки, схемы, записываются впечатления в специальную «Скарбничку вражень». Как показывает опыт, интерес и желание ребенка изучать, познавать окружающий мир значительно повышаются.

Известно, что уровень интеллекта определяется таким путем, в который дети могут обрабатывать, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о полученной информации.

В 1987 году был создан первый тест на выявление уровня интеллекта у детей с поврежденным зрением, в возрасте от 6 до 16 лет, в него были включены осязательный и исполнительный контекст. Причиной тому послужило знание того, что вербальные и слуховые способности детей с нарушениями зрения часто развиты на должном уровне, а осязательные – в гораздо меньшей степени.

Зная, в какой из сфер: вербальной или невербальной, у ребенка более развиты умственные способности, можно подобрать стимулирование развития слабого анализатора ребенка или помочь ему с использованием более развитого анализатора.

Вербальная помощь существенно помогает во время познания ребенком новых осязательных, обонятельных или вкусовых впечатлений. Она облегчает запоминание и активизирует память.

При этом уровень развития и интеллекта также определяет лимиты того, что можно и целесообразно предоставлять ребенку.

Практика показывает, что бывают такие случаи, когда дети, обладая достаточно высокими интеллектуальными способностями, находятся под влиянием той неблагоприятной социальной среды, в которой воспитываются дома. Они хоть и очень способные, но часто теряют мотивацию к учебе, интерес к познанию нового, подвластны частой смене настроения.

Дети со слабо развитым логическим мышлением проходят специальную подготовку по развитию так называемой познавательной гибкости. На пример, для решения математических задач, с которыми у этих детей появляются трудности, используются подручные материалы, заучиваются песни-рифмовки, разыгрываются действия, которые визуализируют то, о чем говорится в условиях задачи.

Немаловажным аспектом в процессе работы над развитием сенсорных анализаторов является внимание. Ведь оно предопределяет тактильное восприятие. Необходимый уровень внимания постоянно задействован в восприятии.

Дети с серьезными нарушениями зрения на первых стадиях сосредоточенной работы часто жалуются на усталость. Получая информацию путем последовательных тактильных впечатлений, ребенку необходимо собрать ее в одно целое. Этот процесс требует многого со стороны памяти, которая априори связана с сосредоточенностью.

Непосредственный объем внимания ребенка указывает на время, на протяжении которого он может работать сконцентрировано. Сейчас часто наблюдаются случаи патологически повышенной отвлекаемости. На пример, звуковой раздражитель может с лёгкостью отвлечь ребенка с серьезными нарушениями зрения. Занимаясь какой-либо работой, ребенок вдруг останавливается, замирает, чтобы разобрать услышанный им звук, полученный с помощью другого вида восприятия, после снова продолжает заниматься предыдущим видом деятельности.

В работе над развитием умений детей сосредотачиваться, существенно помогает использование различных видов настольных и напольных игр, таких как шашки, шахматы, домино, лото, воздушный хоккей, напольный футбол, мозаики, головоломки. Развитию сосредоточенности и внимания способствуют занятия в составе музыкальных ансамблей, хоровых и хореографических коллективов, когда все выступление зависит от слаженной работы каждого его участника.

Особую роль в процессе работы над развитием сохранных анализаторов играют свойства памяти детей с нарушениями зрения. Ведь они сильно полагаются на ее аспекты. Осязательное ощущение часто подразделяется на фазы, когда одно ощущение переходит в другое или сменяется им.

Дети с нарушениями зрения создают свои картины и образы из отдельных частей своих впечатлений. Это сложный аналитический и созидательный процесс (в этом проявляется главное отличие от зрячих детей). Очевидно, что этот способ изучения строго зависит от способностей памяти ребенка.

Отдельно от этого, осязательная память играет важнейшую роль в способности распознавать предметы, символы и т.д. Новые впечатления должны связываться с ранее полученной информацией. Память также очень важна для того, чтобы наделять предметы значением. Этот особенный навык дает возможность ребенку развивать его собственное восприятие мира.

Для нас стали заметными результаты развития навыков запоминания информации некоторыми детьми, у которых отмечались трудности с этим, после того, как эти дети поучаствовали в театрализованных постановках. Заучивание текста роли и непосредственная презентация этого материала на сцене в целом благотворно влияет не только на само умение запоминать, но и на объем запоминаемой информации.

Безусловно, полнота восприятия картины окружающего мира ребенком с нарушениями зрительного анализатора обеспечивается совместной отлаженной работой всех других анализаторов.

Работа над развитием сохранных анализаторов – трудоёмкий, но чрезвычайно важный процесс, требующий дифференциального подхода в каждом конкретном случае и систематичности.


Библиографический список

  1. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. // Дефектология. № 4, 1998.
  2. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. // Науч.-исслед. Ин-т дефектологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1980.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. // СПб. Изд-во им. А.Г.Герцена, 1998.
Количество просмотров публикации: Please wait

Зрительный анализатор, как и другие анализаторы, к моменту рождения ребенка является недостаточно зрелым. Развитие сетчатки завершается к концу года. Слезная жидкость, имеет важное защитное значение (она поддерживает переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву во влажном состоянии), в небольшом количестве секретируется во время рождения, но усиление слезообразования при плаче начинается с 1,5-2 мес. Из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки у ново рожденного зрачки узкие. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8- 9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3-4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анализатора завершаются лишь к 7 годам (рис.2).

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его размер составляет 17,5 мм, масса 2,3 г. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20-25 годам - в З раза по сравнению с новорожденным. Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик круглый. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются.

Рис.2. Зрительный анализатор (схема):

а - микроскопическая структура сетчатки: 1 - пигментный эпителий сетчатки, 2 - колбочки и палочки, З - биполярные клетки, 4 - ганглиозные клетки, 5 - зрительный нерв; б - путь зрительного нерва: 1 - поля зрения, 2 - сетчатка, З - зрительный нерв, 4 - хиазма, 5 - зрительный тракт, 6 - латеральные коленчатые тела, 7 - кора затылочной доли.

Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается. Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

В первые дни жизни новорожденного движения глаз не координированы (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмоидные движения, особенно при появлении в поле зрения сильного светового раздражителя. В возрасте 2-3 нед возникает способность к более координированному зрению, которое достигается благодаря формированию рефлекторных механизмов фиксирования взора, конвергенции и связанной с ней аккомодации.



Фиксация взора на свет отмечается с первых дней жизни. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движений (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста, и составляет этот период лишь 1-2 мин. Длительность этой реакции с возрастом увеличивается. Слежение взором за движущимся предметом и конвергенция зрительных осей при приближении предмета к глазам следуют за развитием фиксаций и к 2-2,5 мес довольно совершенны.

Движения век у новорожденного замедлены и вялы, открывание глаз несимметрично. Это явление исчезает за период от 10-го дня до конца 1-го месяца. Защитный мигательный рефлекс на внезапное световое раздражение имеется с первых дней жизни. Смыкание век при приближении предметов к глазам (защитный рефлекс смыкания век) появляется с 6-й недели. Спонтанные мигания у новорожденных редкие - 1-3 раза в минуту, в 12 лет - 6 раз, в 20 лет - 20 раз, затем частота их постепенно уменьшается.

Зрачковый рефлекс на свет в виде сужения зрачка отмечается уже с 6-го месяца внутриутробного развития. У новорожденных этот рефлекс также выражается в основном в виде сужения зрачка при ярком освещении, причем суживается зрачок не только освещаемого, но и противоположного глаза (содружественная реакция зрачков). Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты независимо от действия светового раздражителя. Расширение зрачков при слабой освещенности выражено слабо из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки; по этой же причине зрачок узкий. Сужение зрачков при фиксации взора на предмете происходит на 4-й неделе жизни.

Оптическая система глаза претерпевает возрастные изменения. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают большей способностью к аккомодации, чем взрослые. Однако уже с 10-летнего возраста из-за постепенной потери эластичности изменяются преломляющие свойства хрусталика и объем аккомодации (т.е. наибольшее изменение преломляющей способности хрусталика при принятии им наибольшей выпуклой формы после максимального уплощения или в обратном направлении) снижается: с 10 до 15 лет он равен 14 дптр, в 20 лет - 10, в 25 лет -8,5 дптр. Изменяется ближайшая точка ясного видения: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8, в 20 лет - 10, в 25 лет - 12, в 30 лет - 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, надо удалять его от глаз.

Несмотря на то, что роговая оболочка и хрусталик у новорожденного более выпуклы, чем у взрослого, у большинства новорожденных (около 90 %) глаза характеризуются небольшой даль зоркостью (1-3 дптр), обусловленной шарообразной формой глазного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. К 8-12 годам дальнозоркость (гиперметропия) постепенно исчезает и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30-40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока и, естественно, удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталик, роговица) развивается близорукость (миопия): задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. У детей близорукость может возникнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока происходит вследствие кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении; в положении сидя с большим на клоном головы; при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близорукости передается по наследству (наследуется, в частности, неостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости у детей необходимо приучить их держать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35-40 см от глаз, а также устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в период внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще очень низка, но быстро повышается в первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зрительного анализатора, происходит до 20 лет.

О световой чувствительности маленьких детей судят по пороговой величине светового раздражителя, вызывающего зрачковый и другие рефлексы (мигательный, движение головы и др.). Низкая световая чувствительность у детей раннего возраста объясняется незрелостью сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора, в частности незаконченностью развития центральной ямки, хотя палочки сетчатки, обеспечивающие ахроматическое зрение, функционируют с момента рождения.

У детей раннего возраста по той же причине слабо выражена и световая адаптация зрительного анализатора.

Лабильность зрительного анализатора, судя по критической частоте слияния мельканий в сплошное светоощущение, у новорожденных также резко снижена. С возрастом она повышается.

Орган зрения. Форма глазного яблока у новорожденных более шаровидная, чем у взрослых. В результате новорожденные дети от 80 до 94% случаев обладают дальнозоркостью.

Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет в первые 5 лет, менее интенсивно – до 9 – 12 лет.

Зрачок у новорожденных узкий. В возрасте 6 – 8 лет зрачок расширяется из-за повышенного тонуса нервов, которые его иннервируют. В 8 – 10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует на свет.

Ребенок в первые месяцы жизни путает верх и низ предмета, это связано с недоразвитием коры головного мозга.

Первые реакции новорожденного ребенка имеют характер за­щитных и ориентировочных рефлексов. Рефлекторное сужение зрачка на свет меняется с возрастом. В первый месяц жизни ре­бенка оно составляет 0,9 мм, в 6 – 12 месяцев – 1,2 мм, в возрас­те от 2,5 до 6 лет – 1,5 мм и только к старшему школьному воз­расту оно достигает величин взрослых – 1,9 мм.

Новорожденные не умеют фиксировать взором предмет. Фик­сация формируется в возрасте от 5 дней до 3 – 5 месяцев. В кон­це первого месяца жизни она устойчива в течение 1 – 1,5 мин, к трем месяцам – 7 – 10 мин. В возрасте от 3 до 7 лет способность произвольно фиксировать глаза совершенствуется. На втором месяце жизни на основе развития фиксации у ребенка появляется зрительное сосредоточение.

Новорожденные поворачивают глаза в сторону светового раздражения, при действии сильных световых раздражителей закрывают веки, в 1,5 – 2 месяца при быстром приближении пред­мета к глазу появляется мигательный рефлекс.

В первые дни после рождения движения глаз у детей некоординированны: правый и левый глаз могут двигаться в противо­положном направлении, при неподвижности одного глаза можно наблюдать движение второго. В этот же период некоординированны движения век и глазного яблока (может быть одно веко открыто, а другое опущено). Ко 2-му месяцу движения глаз я век становятся координированными.

Новорожденный ребенок плачет без слез, хотя слезные желе­зы у него развиты, защитный слезный рефлекс проявляется не сразу после рождения в связи с недоразвитием соответствующих нервных центров.

Орган слуха. Несмотря на раннее развитие слухового анализатора, орган слуха у новорож­денных детей еще не вполне развит, и нередко считают, что ре­бенок рождается глухим. Такое мнение ошибочно. Орган слуха функционирует со дня рождения. У новорожденных имеет место относительная глухота, которая связана с особенностями строе­ния их уха.

Наружный слуховой проход у них короткий и узкий, и в пер­вое время расположен вертикально. У детей до одного года на­ружный слуховой проход состоит из хрящевой ткани, и только в последующие годы основа наружного слухового прохода око­стеневает. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых, и рас­положена почти горизонтально.

Полость среднего уха у новорожденных заполнена амниотической жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек. Постепенно эта жидкость рассасывается и вместо нее из носо­глотки через слуховую (евстахиеву) трубу проникает воздух. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, что со­здает особые условия для попадания микробов, слизи и жидкос­ти при срыгивании, рвоте, насморке в полость среднего уха. Этим объясняется довольно частое у детей воспаление среднего уха (отит).

Новорожденный ребенок реагирует на громкие звуки вздра­гиванием, изменением дыхания, прекращением плача. Вполне отчетливым слух у детей становится к концу 2-го – началу 3-го месяца. На втором месяце жизни ребенок дифференцирует ка­чественно различные звуки, в 3 – 4 месяца различает высоту зву­ка в пределах от 1 до 4 октав, в 4 – 5 месяцев звуки становятся условнорефлекторными раздражителями, хотя условные пище­вые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражители вы­рабатываются с 3 – 5 недель жизни ребенка. К 1 – 2 годам дети дифференцируют звуки, разница между которыми составляет 1 – 2, а к 4 – 5 годам даже ¾ и ½ музыкального тона.

Острота слуха определяется наименьшей силой звука, кото­рая может вызвать звуковое ощущение (порог слышимости). У взрослого человека порог слышимости лежит в пределах 10 – 12 децибел, у детей 6 – 9 лет – 17 – 24 дб, у 10 – 12-летних де­тей – 14 – 19 дб. Наибольшая острота слуха достигается к сред­нему и старшему школьному возрасту (14 – 19 лет). Низкие тоны дети воспринимают лучше, чем высокие.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания – рука и притом главным образом движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во много раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его.

Даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные исследования выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока - 17,3 мм, а у взрослого - 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость . К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3-6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам - на 70 % первоначального объема, а к 12-14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3-4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5-2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2-3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение - фиксация взгляда на предмете появляется через 3-4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1-2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

Возрастные особенности цветовосприятия . Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5-6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5-3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10-12 годам.


Возрастные особенности оптической системы глаза . Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации - принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8 см, 20 - 9 см, в 22 лет -10 см, в 25 лет- 12 см, в 30 лет - 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

В 6 - 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

Острота зрения у детей разного возраста

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес - 0,2, а в возрасте 5 -6 лет равна 0,8-1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9-1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних - у 55 %, в девятилетнем - у 66 %, у 12 - 13-летних - 90 %, у подростков 14 -16 лет - острота зрения, как у взрослого.

Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6-8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5-6 лет.

В раннем возрасте, между 6-9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.

Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1-3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза (таблица 7). К 7-12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30-40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость .

Возрастные закономерности развития скелета. Профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ или дошкольных учреждений (4 ч.)

1. Функции опорно-двигательного аппарата. Состав и рост детских костей.

2. Особенности формирования костей кисти, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей мозгового и лицевого черепа.

3. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.

4. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.

5. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.

6. Правильная поза в положении сидя , стоя, при ходьбе. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника - лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.

7. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.

Функции, классификация, строение, соединение и рост костей

Скелет - совокупность твердых тканей в организме человека - костной и хрящевой.

Функции скелета : опорная (к костям прикрепляются мышцы); двигательная (отдельные части скелета образуют рычаги, которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами); защитная (кости образуют полости, в которых располагаются жизненно важные органы); минерального обмена; образования клеток крови.

Химический состав кости : органическое вещество - белок оссеин , входящий в состав межклеточного вещества костной ткани, составляет только 1/3 массы кости; 2/3 ее массы представлены неорганическими веществами, в основном, солями кальция, магния, фосфора.

В состав скелета входит около 210 костей.

Строение костей:

надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость , состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело - диафиз и два утолщения на концах - верхний и нижний эпифизы . На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка - эпифизарный хрящ , за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка - надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты . Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.

Различают осевой скелет и добавочный .

Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища .

Сколиоз - боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза : сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д.

К приобретенным сколиозам относятся:

1) рахитические , проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц;

2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении;

3) привычные (школьные ), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и т. д.

На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах - выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения