Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей. Особенности деятельности анализаторов у детей зрительный анализатор Зрительный анализатор у детей

Из разных зон организма в мозг человека беспрерывно приходит информация о раздражителе (стимуле), которую посылают все виды анализаторов. Мозг, в свою очередь, обрабатывает поступившую информацию в соответствующих своих участках. При этом различные анализаторы сенсорного восприятия не являются равнозначными.

В повседневной жизни мы постоянно используем наше осязание, слух, обоняние, вкус, к примеру: когда мы встаем после сна, в то время когда в спальне еще темно. Мы пытаемся на ощупь найти мобильный телефон, на котором сработал будильник, подбираем ту одежду на день, в которой чувствуем себя комфортно, по звукам, которые мы слышим из открытого окна, получаем информацию о погоде. Однако когда у нас есть возможность проверить на соответствие действительности наше осязание, слух и обоняние зрительным восприятием, мы естественно предпочитаем перепроверить себя.

В зависимости от степени нарушения зрения, ребенок априори получает достаточно нечеткую, либо искаженную информацию, поставляемую в его мозг зрительным анализатором, что, в свою очередь, приводит к неточной работе организма в целом. Здесь следует отметить, что другие анализаторы – осязание, обоняние, вкус, слух могут частично компенсировать данную потерю.

Значимый вклад в изучение и развитие данного вопроса внесли многие специалисты, среди них Денискина В.З., Земцова М.И., Маллаев Д.М., Рудакова Л.В., Солнцева Л.И.

Их исследования показывают, что у детей с проблемами зрения часто проявляется дефицит представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных анализаторов. От знаний детей с нарушением зрения об их сенсорных возможностях и уровня владения ими специальными навыками ориентировки в окружающем мире во многом зависят те трудности предметно-практических действий, которые предстанут перед этими детьми в процессе их социализации.

Работа зрительного анализатора, безусловно, оказывает главное воздействие на процесс развития ребенка, формирование его социально-адаптивного поведения. Визуальное восприятие подталкивает ребенка на исследование всего, что его окружает, оно побуждает подражать действиям и движениям, тем самым получая общее представление о его среде.

При оценке или наблюдении за способностями ребенка к развитию своих сохранных анализаторов, прежде всего, важно принять во внимание условия его жизни. Эта взаимосвязь предопределяет, сможет ли ребенок оптимально использовать свой потенциал.

Комфортная домашняя обстановка, является крайне важной для детей с серьезными нарушениями зрения: она, безусловно, помогает им постигнуть сложный и абстрактный окружающий мир. Например, умение размещать предметы, становиться причиной их поиска. Потому, что ребенок, зная, где находятся предметы, может безопасно передвигаться в пространстве, и нет вероятности того, что он споткнется о какой-либо предмет. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он легче начнет свой путь познания окружающей его среды.

В процессе работы в группе, мы с родителями детей всячески стараемся создать для них комфортные условия. Детей мы постоянно контролируем на предмет возврата любой вещи на отведенное ей место. Игрушки, книги, личные вещи детей, средства гигиены, инвентарь для уборки в помещении и тому прочее, все имеет свое место.

Очень важным является отношение ребенка с его родителями, их влияние на его поведение, отношение к учебе, окружающим, на уровень его социальной адаптации в целом. Есть дети, которые достаточно свободно чувствуют себя во время отсутствия родителей, у них намного легче и быстрее развиваются навыки использования сохранных анализаторов. А некоторые дети чувствуют себя незащищенно, нуждаются в постоянной поддержке и контролю со стороны взрослых. У таких детей гораздо больше внутренних барьеров, комплексов. Многие дети очень страдают от недостатка родительского внимания, и это стает причиной ослабления их мотивации к обучению, развитию навыков.

В процессе учебной и воспитательной работы в группе, взаимодействию с родителями наших воспитанников уделяется особое внимание. Они систематически включаются в воспитательный процесс. Родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное посещение выставок, музеев, разного рода экскурсий, совместный труд. Уже традиционными стали подготовки к участию детей в мероприятиях. Родители обязательно посещают репетиции, а впоследствии и школьные концерты, в программах которых участвуют их дети. Это дает свои положительные результаты. Дети, родители которых находятся с ними за кулисами, в зале, не боятся выходить на сцену, они уверенно чувствуют себя во время выступлений, эти дети внимательны и сосредоточенны.

Следует обратить внимание и на общее физическое состояние ребенка, которое оказывает свое влияние на его способности использовать сохранные анализаторы.

Частые респираторные заболевания среди детей, значительно затрудняют работу над развитием таких сенсорных анализаторов как: обоняние, слух, вкус. Каждый раз затрачивается определенный период времени на восстановления их функционирования.

Особенные проблемы возникают с детьми, имеющими прогрессирующее заболевание. Эти дети, изначально наследственно-нормальные, вынуждены постоянно приспосабливаться к их угасающим способностям, следовательно, и к их снижающемуся функционированию.

Совместно с родителями и медицинскими работниками производится подборка способов улучшения здоровья детей, применяются всевозможные методы, способствующие положительным изменениям состояния воспитанников. Положительные результаты проявляются в результате систематического проведения профилактической работы, нацеленной на актуализацию знаний детей о предотвращении заражения инфекциями, культивировании положительного отношения к ведению здорового образа жизни, проведении прогулок на свежем воздухе, проведении активных игр, посещении занятий лечебной физкультурой.

Немаловажным является вопрос о модальностях ощущений. Спинной и головной мозг отбирают и связывают информацию, поступившую из нескольких анализаторов, каждый из которых предоставляет специфическую информацию.

Как показывает практика, у каждого ребенка есть свойственный ему, так называемый «избранный» анализатор. Как правило, это анализатор, с помощью которого обрабатывается большая часть информации о раздражителях (стимулах). В соответствии с этим, зрение может оставаться предпочтительным анализатором даже у ребенка с серьезными его нарушениями.

В процессе непосредственного планирования индивидуальной работы, направленной на развитие сохранных анализаторов ребенка, первостепенной является задача определения причин, по которым используются или не используются те или иные анализаторы данным ребенком. Причина может скрываться в недостаточном развитии какого-либо анализатора, чтобы ребенок мог уверенно полагаться на информацию, полученную от него. Из-за чего ребенок может испытывать затруднения в получении информации с помощью того или иного анализатора. К примеру, это наблюдается при осязательной защите.

Было выявлено, что каждый ребенок имеет свои предпочтения в выборе анализаторов в процессе обучения. В подавляющем большинстве, дети с серьезными нарушениями зрения предпочитают вербально-слуховой анализатор. Соответственно, самым эффективным помощником в процессе обучения такого ребенка является язык. Однако существует доля риска в том, что анализаторы могут стать конкурентными, при значительном отличии уровня их развития и функциональности.

Для того чтобы ребенок получил навыки уверенного использования всех действующих сохранных анализаторов, следует способствовать их развитию. Работу можно начать со стимулирования самого пренебрегаемого ребенком анализатора с помощью специальных внешних ресурсов.

Работая над вопросом гармоничного развития всех видов анализаторов, можно использовать систематическое посещение ребенком музыкальных кружков, занятий по игре на музыкальных инструментах, проводить звуковые минутки, подпитывать интерес к хореографии, использовать игры и практическую работу на развитие осязания, обоняния, вкуса.

В этом отношении свою положительную роль играет использование неиссякаемого потенциала украинской народной игрушки (ляльки-мотанки). Начиная с самых простых ее видов: кукла из ниток. На примере которой изучались свойства и виды ниток, разбирался их цвет и оттенки цветов, дети обучались завязыванию узелков, бантиков, распределяли части тела, различали их по половому признаку (мальчик – в шароварах, девочка – в юбочке). Постепенно мы перешли к более сложным куклам. Таким, как Рождественский ангелок. В ходе работы, над которым, мы уже изучали свойства и разновидности тканей.

С каждой новой поделкой, дети все внимательнее относятся к выбору материалов. Кукла теперь не просто игрушка, а проявление их творческого потенциала (здесь уже важными становятся и сама ткань, и ее цвет, и используемые подсобные материалы). Таким образом, задействованы осязание, цветоощущение, слух.

Развитие обоняния и вкуса у детей происходит с помощью других внешних факторов. Очень действенными являются экскурсии и посещения детьми мест общепита и продуктовых производств. При посещении местного хлебозавода, дети старались отгадать по аромату, какой вид хлебобулочных изделий изготавливается в том или ином зале. При посещении музея шоколада, дети ознакомились с ароматом какао бобов, какао масла и отметили различие в ароматах черного и белого шоколада. Каждый день при посещении столовой, акцентируется внимание детей на запахе свежеприготовленных продуктов. В результате систематической работы, дети начинают умело различать запахи соков, рыбных, мясных блюд, солений и гарниров. Одной из излюбленных игр является «Отгадай по запаху» (зубная паста, шоколадная конфета, сгоревшая бумага, какой-либо фрукт и т.д.)

Следует отметить, что личность самого ребенка играет решающую роль в способе получения сигнала (раздражителя) от анализаторов. Она может, как стимулировать развитие какого-либо анализатора, так и препятствовать ему.

В большинстве случаев это определяется с оглядкой на предыдущий опыт ребенка, как позитивный, так и негативный. Опыт, включающий неудачу, по-разному влияет на ребенка, который чувствует себя защищенно (о чем уже упоминалось ранее) и на ребенка, который чувствует себя незащищенно.

В развитии, совершенствовании и отлаженном функционировании сохранных анализаторов, сильное влияние оказывает мотивация ребенка. Количество используемых сохранных анализаторов, темп их работы при передаче сигнала в мозг зависит от заинтересованности ребенка в познании окружающего его мира.

В процессе работы следует обратить внимание на методы активации интереса, способы презентаций заданий. Хорошие результаты проявляются при использовании познавательных видеопрезентаций, викторин, посещении различного рода выставок, музеев. Любая совместная экскурсия, любой совместный выход за пределы учебного учреждения является целенаправленным, ему предшествует детальное ознакомление детей с целями и причинами, по которым посещается то или иное место. Немаловажным является изучение маршрута следования, оговариваются возможные препятствия и опасности на пути (дорога, пешеходные переходы, работа светофора и регулировщика, бордюры, подземные и надземные переходы, звуковые сигналы в метро и у светофора и т.д.), время, которое займет поход. Дети заранее обучаются нормам поведения в театре, музее, на художественной выставке, на производствах, в зоопарке и т.д. заранее обсуждаются возможные вопросы экскурсоводам, художникам, литераторам, производителям. По возвращении, все увиденное, услышанное, испробованное обговаривается, рисуются картинки, схемы, записываются впечатления в специальную «Скарбничку вражень». Как показывает опыт, интерес и желание ребенка изучать, познавать окружающий мир значительно повышаются.

Известно, что уровень интеллекта определяется таким путем, в который дети могут обрабатывать, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о полученной информации.

В 1987 году был создан первый тест на выявление уровня интеллекта у детей с поврежденным зрением, в возрасте от 6 до 16 лет, в него были включены осязательный и исполнительный контекст. Причиной тому послужило знание того, что вербальные и слуховые способности детей с нарушениями зрения часто развиты на должном уровне, а осязательные – в гораздо меньшей степени.

Зная, в какой из сфер: вербальной или невербальной, у ребенка более развиты умственные способности, можно подобрать стимулирование развития слабого анализатора ребенка или помочь ему с использованием более развитого анализатора.

Вербальная помощь существенно помогает во время познания ребенком новых осязательных, обонятельных или вкусовых впечатлений. Она облегчает запоминание и активизирует память.

При этом уровень развития и интеллекта также определяет лимиты того, что можно и целесообразно предоставлять ребенку.

Практика показывает, что бывают такие случаи, когда дети, обладая достаточно высокими интеллектуальными способностями, находятся под влиянием той неблагоприятной социальной среды, в которой воспитываются дома. Они хоть и очень способные, но часто теряют мотивацию к учебе, интерес к познанию нового, подвластны частой смене настроения.

Дети со слабо развитым логическим мышлением проходят специальную подготовку по развитию так называемой познавательной гибкости. На пример, для решения математических задач, с которыми у этих детей появляются трудности, используются подручные материалы, заучиваются песни-рифмовки, разыгрываются действия, которые визуализируют то, о чем говорится в условиях задачи.

Немаловажным аспектом в процессе работы над развитием сенсорных анализаторов является внимание. Ведь оно предопределяет тактильное восприятие. Необходимый уровень внимания постоянно задействован в восприятии.

Дети с серьезными нарушениями зрения на первых стадиях сосредоточенной работы часто жалуются на усталость. Получая информацию путем последовательных тактильных впечатлений, ребенку необходимо собрать ее в одно целое. Этот процесс требует многого со стороны памяти, которая априори связана с сосредоточенностью.

Непосредственный объем внимания ребенка указывает на время, на протяжении которого он может работать сконцентрировано. Сейчас часто наблюдаются случаи патологически повышенной отвлекаемости. На пример, звуковой раздражитель может с лёгкостью отвлечь ребенка с серьезными нарушениями зрения. Занимаясь какой-либо работой, ребенок вдруг останавливается, замирает, чтобы разобрать услышанный им звук, полученный с помощью другого вида восприятия, после снова продолжает заниматься предыдущим видом деятельности.

В работе над развитием умений детей сосредотачиваться, существенно помогает использование различных видов настольных и напольных игр, таких как шашки, шахматы, домино, лото, воздушный хоккей, напольный футбол, мозаики, головоломки. Развитию сосредоточенности и внимания способствуют занятия в составе музыкальных ансамблей, хоровых и хореографических коллективов, когда все выступление зависит от слаженной работы каждого его участника.

Особую роль в процессе работы над развитием сохранных анализаторов играют свойства памяти детей с нарушениями зрения. Ведь они сильно полагаются на ее аспекты. Осязательное ощущение часто подразделяется на фазы, когда одно ощущение переходит в другое или сменяется им.

Дети с нарушениями зрения создают свои картины и образы из отдельных частей своих впечатлений. Это сложный аналитический и созидательный процесс (в этом проявляется главное отличие от зрячих детей). Очевидно, что этот способ изучения строго зависит от способностей памяти ребенка.

Отдельно от этого, осязательная память играет важнейшую роль в способности распознавать предметы, символы и т.д. Новые впечатления должны связываться с ранее полученной информацией. Память также очень важна для того, чтобы наделять предметы значением. Этот особенный навык дает возможность ребенку развивать его собственное восприятие мира.

Для нас стали заметными результаты развития навыков запоминания информации некоторыми детьми, у которых отмечались трудности с этим, после того, как эти дети поучаствовали в театрализованных постановках. Заучивание текста роли и непосредственная презентация этого материала на сцене в целом благотворно влияет не только на само умение запоминать, но и на объем запоминаемой информации.

Безусловно, полнота восприятия картины окружающего мира ребенком с нарушениями зрительного анализатора обеспечивается совместной отлаженной работой всех других анализаторов.

Работа над развитием сохранных анализаторов – трудоёмкий, но чрезвычайно важный процесс, требующий дифференциального подхода в каждом конкретном случае и систематичности.


Библиографический список

  1. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. // Дефектология. № 4, 1998.
  2. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. // Науч.-исслед. Ин-т дефектологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1980.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. // СПб. Изд-во им. А.Г.Герцена, 1998.
Количество просмотров публикации: Please wait

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения.

Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными

системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым

восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально

видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие

анализаторы. В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор,

функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план.

Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и

зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Ребѐнку с

нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребѐнка, недостаточно

лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета

необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с

помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые

ощущения) даѐт более полное и правильное представление о предметах.

Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта,

так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят

дальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств

воспринимают похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными

задачами. Это необходимо для успешного обучения ребѐнка в школе.

Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется

через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы познания, так

как логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку желание –

чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы

активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт

проживания.

А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных

анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов

чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно суставной). В

свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха осязания,

обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.

Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в

пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее

адаптируются в незнакомом месте. Необходимо помнить, что процесс компенсации

за счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит.В работе с

детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок

познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем

уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.

Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной

патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и

стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в

окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но

и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной,

температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с

патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем

мире.

Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и

осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно»,

«Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…»,

«Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.).

Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от

себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи

ощущаешь?» и т.д.

Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:

Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты,

овощи;

Подбери одинаковые по форме по форме предметы (ведерки, кубики

и т.д.); Найди предметы одинаковой формы, цвета, величины;

Найди самое высокое, низкое дерево;

Найди спрятанную игрушку, свой домик;

Бегите вместе, кто быстрее добежит до домика;

Слушай, что звучит;

Расскажи, какая погода.

Опиши признаки осени, зимы, весны, лета.

Педагог предлагает детям игры на имитацию движений птиц, животных,

транспорта, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение

педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной

деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает

познавательную сферу - наглядное и логическое мышление, произвольное внимание

и восприятие, память, творческое воображение.

Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию

ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный

результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением

зрения. («Обоняние и вкус»)

Восприятие вкуса

«Заколдованные порошки»

Дидактическая задача: учить детей определять вкус, активизировать

представления детей о значении языка в ощущении вкуса.

Материал: 3 подноса, розетки (кол-во детей X 3), перемолотые в пудру соль,

сахар, лимонная кислота.

Ход игры: Перед детьми 3 разноса с розетками. В розетках белый порошок

(одинаковый на вид).

Педагог: «Что вы видите на разносах? (ответы детей). Это не простые порошки,

а заколдованные. Злой волшебник все продукты превратил в одинаковые

порошки. Поможете мне расколдовать их? Они расколдуются, если вы

угадаете, какие продукты здесь заколдованы. Как это можно узнать? (ответы

детей). С неизвестными веществами надо обращаться очень осторожно. Даже

трогать, нюхать их бывает опасно. Но мы знаем, что эти порошки съедобные.

Вы правы, чтобы узнать, какие продукты здесь заколдованы, их можно

попробовать языком и узнать их вкус. (Педагог предлагает детям розетки с

первого разноса). Какой порошок на вкус?»

Дети: «Сладкий».

Педагог: «Закройте глаза и представьте что-нибудь сладкое. Чтобы злые чары

рухнули надо нарисовать то, что вы представили. Чем больше сладких

продуктов вы нарисуете, тем лучше».

Дети рисуют. Педагог индивидуально беседует о том, что рисуют дети.

Аналогично проводится проба порошка на 2-ом разносе (кислый), на 3-ем

разносе (соленый).

Заключительные вопросы:

Что мы определяли, когда пробовали порошок? (Педагог помогает сделать

вывод, что дети определяли вкус порошка)

Какой помощник вам помогал определить вкус?

« Угадай на вкус»

Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

Материал: Кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу

продуктов), ложечки (по количеству детей)

Ход игры: Педагог предлагает ребенку определить на вкус разные продукты.

Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи.

Целесообразно побеседовать с детьми о том, по каким особенностям они

различали вкус пищи.

«Веселое чаепитие»

Дидактическая задача: познакомить детей с зависимостью вкусовых ощущений

от температуры продукта

Материал: горячий (не обжигающий) и теплый чай с одинаковым количеством сахара. Куклы: Мальвина, Буратино.

Ход игры: Мальвина приглашает детей попить чай. Но вот беда, она не знает,

положил ли Буратино уже сахар в чай и всем ли одинаковое количество сахара

он положил. Как узнать? (Попробовать чай). Дети пробуют горячий и теплый

чай. Они определяют, что сахар Буратино уже положил, т.е. чай сладкий.

Теплый чай кажется слаще, чем горячий. Приходит Буратино. Мальвина

спрашивает у него, правильно ли дети определили. Буратино сообщает, что он

клал одинаковое количество сахара. Мальвина удивлена, почему же дети

ошиблись. Педагог рассуждает с детьми и помогает детям сделать вывод о том,

что вкус зависит от температуры продукта. И человек лучше чувствует вкус

теплых продуктов, чем горячих.

«Какое яблоко слаще?»

вкуса.

Материал: яблоко, аскорбиновая кислота (лимон).

Ход: Педагог предлагает детям узнать на вкус, чем он угостит их. Дает детям

попробовать небольшой кусочек яблока, затем лимон (можно аскорбиновую

кислоту - витаминку), затем снова яблоко. Дети отгадывают. Педагог

спрашивает: «Какое яблоко было слаще? Первое или второе?»

Детям кажется, что второе яблоко было слаще. Педагог сообщает детям, что он

угощал их одним и тем же яблоком. Почему же им показалось, что второе

яблоко слаще? Помогает сделать вывод о том, что вкус зависит от

последовательности приема пищи разного вкуса. Если после кислого съесть

что-нибудь сладкое, то оно покажется слаще, чем обычно.

«Волшебная вода»

Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том,

что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного

вкуса.

Материал: у каждого ребенка: стакан с соленой, сладкий и простой водой

(контраст должен быть незначительным), соломка для коктейлей, три метки

разного цвета

Ход: Педагог предлагает детям поиграть в дегустаторов и продегустировать

воду. Перед каждым ребенком стакан со сладкой и простой водой. Дети через

соломку пробуют воду и определяют ее вкус. Педагог предлагает на стакан с

простой водой наклеить синюю метку, со сладкой - красную. Затем ставит для

дегустации стакан с соленой водой. Просит определить вкус и наклеить

зеленую метку. Затем педагог предлагает детям с закрытыми глазами

определить на вкус, из какого стакана они пробуют воду (ставит соломки детей

в стакан с простой водой). Многим детям кажется, что вода в стакане сладкая.

Почему? Педагог помогает детям сделать вывод о том, что вкус зависит от

последовательности приема пищи разного вкуса. После соленой воды даже

простая вода кажется сладкой, а сладкая кажется еще слаще.Восприятие запаха

«Узнай по запаху»

Материал: коробочки с различным наполнением, например: шоколад,

апельсиновые корки, горелая спичка, зубная паста, мыло и т.д.

Ход: Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и, понюхав, определить, что

лежит в коробочке. Можно предложить ребенку нарисовать предмет, который

имеет такой запах.

«Подбери пару»

Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

Материал: 8 баночек с различным наполнением, например: 2 баночки с мятой, 2

баночки с чаем, 2 баночки с гвоздикой, 2 баночки с ванилью. На дно баночек

приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением - метки одинаковые. В

крышках баночек необходимо сделать 5-6 дырок. В качестве баночек можно

использовать емкости для специй.

Ход: Баночки находятся в 2-х контейнерах слева и справа от ребенка. Педагог

предлагает ребенку подобрать каждой баночке пару и показывает способ

выполнения задания: берет баночку из контейнера слева, нюхает ее, ставит

перед собой, по очереди нюхает баночки из контейнера справа, подбирает с

таким же запахом и ставит рядом с баночкой из контейнера слева. Затем

педагог предлагает ребенку самому продолжить подбирать пары. Выполнив

задание, ребенок может себя проверит, сравнив метки на дне баночек. В

дальнейшем ребенок может играть в эту игру без участия взрослого


Зрительный анализатор, как и другие анализаторы, к моменту рождения ребенка является недостаточно зрелым. Развитие сетчатки завершается к концу года. Слезная жидкость, имеет важное защитное значение (она поддерживает переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву во влажном состоянии), в небольшом количестве секретируется во время рождения, но усиление слезообразования при плаче начинается с 1,5-2 мес. Из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки у ново рожденного зрачки узкие. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8- 9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3-4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анализатора завершаются лишь к 7 годам (рис.2).

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его размер составляет 17,5 мм, масса 2,3 г. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20-25 годам - в З раза по сравнению с новорожденным. Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик круглый. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются.

Рис.2. Зрительный анализатор (схема):

а - микроскопическая структура сетчатки: 1 - пигментный эпителий сетчатки, 2 - колбочки и палочки, З - биполярные клетки, 4 - ганглиозные клетки, 5 - зрительный нерв; б - путь зрительного нерва: 1 - поля зрения, 2 - сетчатка, З - зрительный нерв, 4 - хиазма, 5 - зрительный тракт, 6 - латеральные коленчатые тела, 7 - кора затылочной доли.

Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается. Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

В первые дни жизни новорожденного движения глаз не координированы (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмоидные движения, особенно при появлении в поле зрения сильного светового раздражителя. В возрасте 2-3 нед возникает способность к более координированному зрению, которое достигается благодаря формированию рефлекторных механизмов фиксирования взора, конвергенции и связанной с ней аккомодации.



Фиксация взора на свет отмечается с первых дней жизни. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движений (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста, и составляет этот период лишь 1-2 мин. Длительность этой реакции с возрастом увеличивается. Слежение взором за движущимся предметом и конвергенция зрительных осей при приближении предмета к глазам следуют за развитием фиксаций и к 2-2,5 мес довольно совершенны.

Движения век у новорожденного замедлены и вялы, открывание глаз несимметрично. Это явление исчезает за период от 10-го дня до конца 1-го месяца. Защитный мигательный рефлекс на внезапное световое раздражение имеется с первых дней жизни. Смыкание век при приближении предметов к глазам (защитный рефлекс смыкания век) появляется с 6-й недели. Спонтанные мигания у новорожденных редкие - 1-3 раза в минуту, в 12 лет - 6 раз, в 20 лет - 20 раз, затем частота их постепенно уменьшается.

Зрачковый рефлекс на свет в виде сужения зрачка отмечается уже с 6-го месяца внутриутробного развития. У новорожденных этот рефлекс также выражается в основном в виде сужения зрачка при ярком освещении, причем суживается зрачок не только освещаемого, но и противоположного глаза (содружественная реакция зрачков). Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты независимо от действия светового раздражителя. Расширение зрачков при слабой освещенности выражено слабо из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки; по этой же причине зрачок узкий. Сужение зрачков при фиксации взора на предмете происходит на 4-й неделе жизни.

Оптическая система глаза претерпевает возрастные изменения. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают большей способностью к аккомодации, чем взрослые. Однако уже с 10-летнего возраста из-за постепенной потери эластичности изменяются преломляющие свойства хрусталика и объем аккомодации (т.е. наибольшее изменение преломляющей способности хрусталика при принятии им наибольшей выпуклой формы после максимального уплощения или в обратном направлении) снижается: с 10 до 15 лет он равен 14 дптр, в 20 лет - 10, в 25 лет -8,5 дптр. Изменяется ближайшая точка ясного видения: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8, в 20 лет - 10, в 25 лет - 12, в 30 лет - 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, надо удалять его от глаз.

Несмотря на то, что роговая оболочка и хрусталик у новорожденного более выпуклы, чем у взрослого, у большинства новорожденных (около 90 %) глаза характеризуются небольшой даль зоркостью (1-3 дптр), обусловленной шарообразной формой глазного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. К 8-12 годам дальнозоркость (гиперметропия) постепенно исчезает и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30-40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока и, естественно, удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталик, роговица) развивается близорукость (миопия): задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. У детей близорукость может возникнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока происходит вследствие кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении; в положении сидя с большим на клоном головы; при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близорукости передается по наследству (наследуется, в частности, неостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости у детей необходимо приучить их держать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35-40 см от глаз, а также устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в период внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще очень низка, но быстро повышается в первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зрительного анализатора, происходит до 20 лет.

О световой чувствительности маленьких детей судят по пороговой величине светового раздражителя, вызывающего зрачковый и другие рефлексы (мигательный, движение головы и др.). Низкая световая чувствительность у детей раннего возраста объясняется незрелостью сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора, в частности незаконченностью развития центральной ямки, хотя палочки сетчатки, обеспечивающие ахроматическое зрение, функционируют с момента рождения.

У детей раннего возраста по той же причине слабо выражена и световая адаптация зрительного анализатора.

Лабильность зрительного анализатора, судя по критической частоте слияния мельканий в сплошное светоощущение, у новорожденных также резко снижена. С возрастом она повышается.

Статья посвящена проблеме развития зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Представлен опыт использования основ науки хромотерапии и методов восстановления зрения М.С. Норбекова в коррекционной логопедической работе с младшими школьниками.

Открывая новые возможности, повышая уровень и качество жизни, современная цивилизация порождает множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека.

В последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с различными патологиями, нарушениями и отклонениями в развитии. Увеличивается процент детей с не резко выраженными отклонениями в развитии, в том числе и речевом.

Небольшие отклонения в речевом развитии в дошкольном возрасте ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. Речь в целом при этом вполне понятна и не вызывает у дошкольника трудностей в общении.

С началом школьного обучения дело резко меняется. К речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму.

Не секрет, что непременным условием успешного обучения ребёнка в школе является его полноценная речь.

За годы работы на школьном логопедическом пункте, я пришла к следующим выводам:

  • Ежегодно в школу поступают 30%- 40% детей с различными речевыми нарушениями;
  • Увеличивается количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи).

По моим статистическим данным с 2000 года по 2010 год, число детей с ОНР увеличилось на 40 %.

В силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у таких детей наблюдается бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизма, непонимание причинно-следственных связей, нарушения зрительного восприятия, наличие двигательных расстройств. Сохраняются отдельные дефекты звукопроизношения, недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятия. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение на письме и в чтении.

Анализаторы и обучение письму

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов:

  1. Речедвигательного,
  2. Речеслухового,
  3. Зрительного,
  4. Двигательного.

Нарушение работы одного из анализатора, приводит к нарушению нейродинамики в коре головного мозга.

Опыт моей работы позволяет мне сделать вывод, что только воздействуя комплексно на зрительный, двигательный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы, мы можем добиться значительных результатов в преодолении нарушений в письменной речи у младших школьников.

В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема здоровья детей младшего школьного возраста.

Это особый период в жизни ребенка. При поступлении в школу, как известно, дети испытывают стресс. Факторами риска для здоровья являются трудности в общении и адаптации к новым условиям и требованиям учебного процесса.

Адаптация к школьным нагрузкам сопровождается значительным напряжением и нередко истощением регуляторных систем организма, что, несомненно, приводит к ухудшению состояния здоровья, нарушению физического развития и отклонениям в психоэмоциональной сфере, снижению функции зрительного анализатора учащихся. (А.А.Баранов, В.Р.Кучма, 2006; В.М Петухов, 2006)

Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

  1. Во-первых, объединяет свойства предметов в целостный образ предмета,
  2. Во-вторых, оно объединяет свойства предметов в целостный образ предмета, согласованной работе по переработке и получению информации,
  3. В-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия.

Значение зрительного восприятия в развитии ребенка

В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия . Причем доминирование зрения (возникающее как в фило- так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частично видящих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно–двигательно- слуховой тип восприятия.

Основные задачи зрительной системы при восприятии окружающего:

  1. Обнаружение объекта;
  2. Сличение;
  3. Категоризация.

Обнаружение объекта на базе выделения и различения основных признаков объекта:

  1. Освещенность;
  2. Контур;
  3. Цвет;
  4. Яркость;
  5. Форма;
  6. Размер;
  7. Определение движений;
  8. Ориентировка в пространстве.

На основе комплекса признаков, их анализа и синтеза происходит сличение, а затем отнесение образа к определенной категории – категоризация .

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира.

Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение, играет большую роль в психическом развитии ребенка.

Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и так далее.

Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.

Таким образом, зрительное восприятие – это сложный психофизиологический акт (прием и обработка информации; выделение отдельных признаков изображений, объектов; сличение; эталонное сравнение; опознание образов).

Развитие зрительного анализатора

Анатомо-физиологической основой зрительного восприятия является зрительный анализатор.

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

Изучив основы хромотерапии, я поставила перед собой цель создать учебные пособия по коррекции письменной речи, которые позволили бы эфективно развивать зрительный анализатор. В основе создания этого учебного пособия лежит идея фоторецепции, а так же система Мирзакарима Норбекова по ускоренному восстановления зрения, признанная Международной Ассоциацией независимых экспертов как самая эффективная среди известных на 1998 год.

Согласно теории фоторецепции разные цвета, воздействуя на органы зрения, могут рефлекторно вызывать оздоровительные процессы и различные позитивные изменения в жизнедеятельности органов и систем.

В процессе лечения цвет воздействует на радужную оболочку глаза, возбуждая те или иные рецепторы. Радужная оболочка глаза связана со всеми внутренними органами и мозгом посредством сложных нервных связей.

Хромотерапия

Наука, изучающая свойства цвета, называется хромотерапия . В основе метода хромотерапии лежат физические свойства света и цвета и особенности их восприятия зрительным анализатором.

Учёные доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желёз, и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определённые химические свойства и может быть использована в медицине.

Красный цвет активизирует, повышает работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, может подарить радость, активизировать и возбудить.

Оранжевый цвет укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении О пробуждает аппетит. В детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.

Розовый цвет является пограничным, если он насыщенный и яркий, то воспринимается как красный, а если же бледный, то мозг читает его как голубой или синий цвет.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Синий цвет передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес к так называемым «далеким мирам». Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состояниях психического возбуждения. выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Он оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, создаёт подъём умственной работоспособности, благотворно действует на концентрацию внимания. Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью. Но если ребенок-флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.

Жёлтый цвет оказывает общеукрепляющее воздействие на человеческий организм. Это цвет оптимизма, стимулирует умственную деятельность, помогает вялым, ипохондричным детям, снимает хроническую усталость, депрессивную настроенность. Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.

Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя. Отлично сочетается с желтыми и розовыми оттенками. К сожалению, оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение, может спровоцировать развитие депрессивного состояния.

Воздействие цвета на психику ребёнка

Было проведено множество исследований на тему «Воздействие цвета на психику ребёнка». Наиболее восприимчивы для детей различные оттенки красного, желтого и синего.

Красный цвет для детей является раздражителем, обычно даже у самого спокойного ребенка он может вызвать чрезмерное беспокойство, активность и агрессивность. Красный цвет лучше использовать для апатичных, скромных и вялых детей. Он будет способствовать увеличению их активности и коммуникабельности, также улучшать настроение и аппетит.

Желтый цвет вызывает у детей радость и счастье, стимулирует психику к сосредоточенности, гармонии и послушанию. Психологи рекомендуют использовать именно желтый цвет для оформления детской, он благоприятно влияет на психику нервных и возбужденных детей, часто закатывающих истерики.

Как известно обои, постельное белье и игрушки находятся на виду у ребенка. Купив для чрезмерно активного и возбудимого ребенка желтое постельное белье, можно улучшить качество и продолжительность сна, успокоить его психику и нервную систему.

Зеленый влияет на характер детей, пробуждает интерес к окружающему миру и учебе. Спокойные и мягкие оттенки зеленого цвета поднимают самооценку и уверенность в себе, внушая смелость. Но не стоит сильно увлекаться этим цветом, особенно застенчивым и пассивным детям.

При стрессах и головных болях незаменим синий или голубой цвет. Он успокаивает весь организм как ребенка, так и взрослого человека, снижая давление. Голубой цвет избавляет от страха, депрессии и переживаний, поэтому детям рекомендуется оформлять комнату именно этим цветом, рекомендуется использовать нежный голубой оттенок, он способен снять возбуждение и нейтрализовать напряжение.

Белый цвет благоприятный и восприимчивый для детской психики, особенно в сочетании с зеленым, голубым или желтым.

Учёные заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придаёт мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы. Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определённых цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Таким образом, хромотерапия оказывает сильное влияние на психологическое состояние. Она помогает изменить отношение к жизни, успокаивает или стимулирует, нормализует деятельность внутренних органов, способствует восстановлению психоэмоционального равновесия, активизирует физиологические процессы в организме, поддерживает устойчивость клеточного метаболизма, регулирует обмен веществ, обладает имунностимулирующим действием.

М.С. Норбеков, доктор психологии, доктор педагогики, доктор философии в медицине, действительный член и член-корреспондент ряда российских и зарубежных академий предлагает систему восстановления зрения по определённым таблицам. Изменяя высоту, ширину, интенсивность окраски шрифта мы тренируем аккомодационный аппарат глаза. Аккомодационный аппарат это совокупность мышц радужки, это «мышечный корсет» глаза. М. С Норбеков вывел формулу механизма запуска процесса восстановления зрения:

«Мышечный корсет» — настроение — результат.

Я считаю, что эта формула применима в коррекционной и лечебной педагогике. Она послужила прекрасным источником вдохновения при создании моих учебных пособий.

Мой опыт

Новизна моего опыта заключается в том, что используя знания основ хромотерапии, мной были разработаны цветовые рамки для каждого коррекционного занятия.

Большое внимание при этом уделялось подбору цветных картинок. Цветные рамки в моём пособии выполняют функцию цветового стимула, который заставляет реагировать нервные рецепторы органов чувств, стимулирует их реакцию в виде нервных импульсов, что оказывает благотворное действие на нервную систему.

Изменяя размер и интенсивность окраски шрифта в подаче практического материала, я добиваюсь улучшения работы аккомодационного аппарата, который тесно связан с радужной оболочкой глаза. Радужная оболочка глаза, в свою очередь, связана со всеми внутренними органами и мозгом посредством сложных нервных связей.

Занимательный речевой материал, также способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность, и создаёт положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.

Занимаясь по данному методическому пособию, я заметила повышение общего эмоционального фона у детей, отсутствие усталости при выполнении практических заданий, повышение концентрация внимания и интереса к занятиям, что приводит к сокращению сроков коррекционного воздействия.

Результативность коррекционной работы по данным методическим пособиям стала выше на 10% и составляет 90% — 100%.

На логопункт обычно поступают дети с оценкой «два» , «три» по русскому языку. После прохождения коррекционного курса у 70% учеников стабильная оценка «четвёрка» по русскому языку.

Что скрывается за этими результатами?

Улучшается успеваемость ребёнка по русскому языку, речь становится более разборчивой, уменьшается общая и речевая тревожность, возрастает эмоциональная и речевая активность, увеличивается скорость переключения внимания и качество мыслительных операций, возрастают возможности самоуправления и произвольности в учебных видах деятельности, повышается работоспособность ребёнка, снижается негативное отношение к учёбе. Ребёнок меньше нуждаться в помощи при выполнении домашнего задания. Повышается самооценка ученика, нормализуются процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга, улучшаются процессы адаптации к школьной жизни.

Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов

Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов (для детей младшего дошкольного возраста - 3-4 года)


Несколько веков назад учеными была отмечена связь между движениями рук и умственным развитием человека. И не случайно… Благодаря процессу тактильного исследования какого-либо предмета, ребенок развивается намного быстрее. А процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Именно поэтому, предлагаю Вашему вниманию несколько видов игр, направленных на развитие чувственных анализаторов.
ОТГАДАЙ, НЕ ГЛЯДЯ

Ход игры: выберите среди детей одного ребенка. Он закрывает глаза или отворачивается, а вы вкладываете ему в руку какой-либо предмет. Задача – не глядя, отгадать, что находится у него в руке. Используйте самые разнообразные предметы с ярко выраженными особенностями, например, кубик, маленький мячик, карандаш и т.п.
ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, памяти, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: бумага разной текстуры (картон, бархатная бумага, альбомный лист).
Ход игры: из подготовленной бумаги вырежьте круги и квадраты. Попросите ребенка закрыть глаза и, обводя пальцами контуры фигур, выбрать сначала все круги, затем все квадраты.


ЧТО ПОГЛАДИЛ?
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы меха, шелка, бархата, шерсти.
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми подготовленные образцы. Опишите особенности каждого из них. Например, шелк – гладкий, бархат – шершавый, мех – пушистый, шерсть – колючая. Попросите одного ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке какой-либо тканью, после чего предложите ему посмотреть и отгадать, прикосновение какого образца он почувствовал.
ТЕПЛО - ХОЛОДНО
Необходимые материалы и наглядные пособия: три пластиковые бутылочки.
Ход игры: наполните бутылки водой разной температуры – теплой, горячей и холодной. Предложите ребенку покормить куклу. Для этого необходимо выбрать бутылку с теплой водой. Бутылочку с горячей водой попросите поставить на подоконник для того, чтобы она остыла, а холодная вода пригодится, когда кукла «захочет» пить.
ОДЕЖДА ДЛЯ КУКЛЫ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы тканей (бархат, шелк, мех), предметы кукольной одежды, сшитые из такой же ткани (например, юбка из бархата, платье из шелка, меховая шубка).
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми одежду куклы. Попросите одного ребенка провести по ней пальцами. Поясняйте, что он чувствует – шершавая ткань, гладкая, пушистая. Расскажите, как называется каждый предмет одежды. Предложите поиграть: вы показываете образец ткани, а ребенок с закрытыми глазами выбирает соответствующий предмет одежды.


ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Цели игры: развитие тактильной чувствительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: небольшой тряпичный мешочек, предметы разной формы и текстуры.
Ход игры: сложите в мешочек предметы, знакомые детям, например, кубик, маленький мячик, ложку, тарелочку и т.п. Попросите каждого ребенка ощупывать мешочек и называть предмет, не заглядывая внутрь.
СОБЕРИ ПАРЫ


Ход игры: вырежьте несколько пар геометрических фигур – в каждой паре фигурки одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям, что это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка – собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму. На первых занятиях фигуры должны различаться только по цвету (пара кругов красного цвета, другая пара кругов – желтого цвета и т. п.), затем – по цвету и форме – пара кругов синего цвета, пара квадратов желтого цвета. Далее в одну пару можно включить фигуры разной формы, но одного цвета (зеленые круг и квадрат, оранжевые треугольник и прямоугольник). При этом называйте цвет и форму предметов.
СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте из цветной бумаги 5 групп геометрических фигур – в каждую группу входят фигуры разной формы, но одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям сказку о том, как жители пяти цветных королевств вышли погулять, перепутались и заблудились. Попросите двух-трех детей помочь фигуркам найти свои королевства (лист цветной бумаги соответствующего цвета).
ПОТЕРЯННЫЙ КУБИК
Цели игры: развитие внимания, изучение цвета предметов.
Ход игры: пригласите детей построить башню из кубиков. Возьмите четыре кубика разного цвета. В процессе игры спрячьте один кубик. Зафиксируйте внимание детей на том, что кубиков стало меньше. Смогут ли ребята определить, какого цвета кубик надо найти? Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон, прячьте по два-три кубика.


ПОСМОТРИМ, ЧТО В ВЕДЕРКЕ
Цели игры: развитие цветового восприятия, мелкой моторики, формирование положительных эмоций, связанных с занятиями.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов.
Ход игры: сложите игрушки в ведерко, закройте его крышкой и покажите детям. Предложите одному ребенку снять крышку и посмотреть, что лежит в ведерке. Доставая игрушки, размещайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Комментируйте все действия, как свои, так и ребенка. Давайте краткую характеристику каждой игрушке, обозначая ее цвет. Выложив все предметы, еще раз повторите название цвета каждой игрушки. Вместе с детьми полюбуйтесь игрушками, вслух восхищаясь их яркостью и красотой, после чего предложите сложить их в ведерко.

Каждый воспитатель должен помнить о том, что детей нужно поощрять и хвалить за любое совершенное действие в игре. Занятия у наших детишек должны вызывать только положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребятами каждой вещи, чтобы они чувствовали ваш эмоциональный настрой. Чтобы у них было хорошее, веселое настроение... Чтобы глаза их светились от счастья...



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения