Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности зрительного анализатора у детей. Признаки врожденных патологий глаза

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения.

Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными

системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым

восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально

видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие

анализаторы. В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор,

функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план.

Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и

зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Ребѐнку с

нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребѐнка, недостаточно

лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета

необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с

помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые

ощущения) даѐт более полное и правильное представление о предметах.

Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта,

так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят

дальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств

воспринимают похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными

задачами. Это необходимо для успешного обучения ребѐнка в школе.

Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется

через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы познания, так

как логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку желание –

чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы

активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт

проживания.

А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных

анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов

чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно суставной). В

свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха осязания,

обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.

Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в

пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее

адаптируются в незнакомом месте. Необходимо помнить, что процесс компенсации

за счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит.В работе с

детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок

познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем

уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.

Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной

патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и

стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в

окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но

и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной,

температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с

патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем

мире.

Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и

осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно»,

«Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…»,

«Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.).

Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от

себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи

ощущаешь?» и т.д.

Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:

Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты,

овощи;

Подбери одинаковые по форме по форме предметы (ведерки, кубики

и т.д.); Найди предметы одинаковой формы, цвета, величины;

Найди самое высокое, низкое дерево;

Найди спрятанную игрушку, свой домик;

Бегите вместе, кто быстрее добежит до домика;

Слушай, что звучит;

Расскажи, какая погода.

Опиши признаки осени, зимы, весны, лета.

Педагог предлагает детям игры на имитацию движений птиц, животных,

транспорта, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение

педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной

деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает

познавательную сферу - наглядное и логическое мышление, произвольное внимание

и восприятие, память, творческое воображение.

Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию

ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный

результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением

зрения. («Обоняние и вкус»)

Восприятие вкуса

«Заколдованные порошки»

Дидактическая задача: учить детей определять вкус, активизировать

представления детей о значении языка в ощущении вкуса.

Материал: 3 подноса, розетки (кол-во детей X 3), перемолотые в пудру соль,

сахар, лимонная кислота.

Ход игры: Перед детьми 3 разноса с розетками. В розетках белый порошок

(одинаковый на вид).

Педагог: «Что вы видите на разносах? (ответы детей). Это не простые порошки,

а заколдованные. Злой волшебник все продукты превратил в одинаковые

порошки. Поможете мне расколдовать их? Они расколдуются, если вы

угадаете, какие продукты здесь заколдованы. Как это можно узнать? (ответы

детей). С неизвестными веществами надо обращаться очень осторожно. Даже

трогать, нюхать их бывает опасно. Но мы знаем, что эти порошки съедобные.

Вы правы, чтобы узнать, какие продукты здесь заколдованы, их можно

попробовать языком и узнать их вкус. (Педагог предлагает детям розетки с

первого разноса). Какой порошок на вкус?»

Дети: «Сладкий».

Педагог: «Закройте глаза и представьте что-нибудь сладкое. Чтобы злые чары

рухнули надо нарисовать то, что вы представили. Чем больше сладких

продуктов вы нарисуете, тем лучше».

Дети рисуют. Педагог индивидуально беседует о том, что рисуют дети.

Аналогично проводится проба порошка на 2-ом разносе (кислый), на 3-ем

разносе (соленый).

Заключительные вопросы:

Что мы определяли, когда пробовали порошок? (Педагог помогает сделать

вывод, что дети определяли вкус порошка)

Какой помощник вам помогал определить вкус?

« Угадай на вкус»

Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

Материал: Кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу

продуктов), ложечки (по количеству детей)

Ход игры: Педагог предлагает ребенку определить на вкус разные продукты.

Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи.

Целесообразно побеседовать с детьми о том, по каким особенностям они

различали вкус пищи.

«Веселое чаепитие»

Дидактическая задача: познакомить детей с зависимостью вкусовых ощущений

от температуры продукта

Материал: горячий (не обжигающий) и теплый чай с одинаковым количеством сахара. Куклы: Мальвина, Буратино.

Ход игры: Мальвина приглашает детей попить чай. Но вот беда, она не знает,

положил ли Буратино уже сахар в чай и всем ли одинаковое количество сахара

он положил. Как узнать? (Попробовать чай). Дети пробуют горячий и теплый

чай. Они определяют, что сахар Буратино уже положил, т.е. чай сладкий.

Теплый чай кажется слаще, чем горячий. Приходит Буратино. Мальвина

спрашивает у него, правильно ли дети определили. Буратино сообщает, что он

клал одинаковое количество сахара. Мальвина удивлена, почему же дети

ошиблись. Педагог рассуждает с детьми и помогает детям сделать вывод о том,

что вкус зависит от температуры продукта. И человек лучше чувствует вкус

теплых продуктов, чем горячих.

«Какое яблоко слаще?»

вкуса.

Материал: яблоко, аскорбиновая кислота (лимон).

Ход: Педагог предлагает детям узнать на вкус, чем он угостит их. Дает детям

попробовать небольшой кусочек яблока, затем лимон (можно аскорбиновую

кислоту - витаминку), затем снова яблоко. Дети отгадывают. Педагог

спрашивает: «Какое яблоко было слаще? Первое или второе?»

Детям кажется, что второе яблоко было слаще. Педагог сообщает детям, что он

угощал их одним и тем же яблоком. Почему же им показалось, что второе

яблоко слаще? Помогает сделать вывод о том, что вкус зависит от

последовательности приема пищи разного вкуса. Если после кислого съесть

что-нибудь сладкое, то оно покажется слаще, чем обычно.

«Волшебная вода»

Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том,

что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного

вкуса.

Материал: у каждого ребенка: стакан с соленой, сладкий и простой водой

(контраст должен быть незначительным), соломка для коктейлей, три метки

разного цвета

Ход: Педагог предлагает детям поиграть в дегустаторов и продегустировать

воду. Перед каждым ребенком стакан со сладкой и простой водой. Дети через

соломку пробуют воду и определяют ее вкус. Педагог предлагает на стакан с

простой водой наклеить синюю метку, со сладкой - красную. Затем ставит для

дегустации стакан с соленой водой. Просит определить вкус и наклеить

зеленую метку. Затем педагог предлагает детям с закрытыми глазами

определить на вкус, из какого стакана они пробуют воду (ставит соломки детей

в стакан с простой водой). Многим детям кажется, что вода в стакане сладкая.

Почему? Педагог помогает детям сделать вывод о том, что вкус зависит от

последовательности приема пищи разного вкуса. После соленой воды даже

простая вода кажется сладкой, а сладкая кажется еще слаще.Восприятие запаха

«Узнай по запаху»

Материал: коробочки с различным наполнением, например: шоколад,

апельсиновые корки, горелая спичка, зубная паста, мыло и т.д.

Ход: Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и, понюхав, определить, что

лежит в коробочке. Можно предложить ребенку нарисовать предмет, который

имеет такой запах.

«Подбери пару»

Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

Материал: 8 баночек с различным наполнением, например: 2 баночки с мятой, 2

баночки с чаем, 2 баночки с гвоздикой, 2 баночки с ванилью. На дно баночек

приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением - метки одинаковые. В

крышках баночек необходимо сделать 5-6 дырок. В качестве баночек можно

использовать емкости для специй.

Ход: Баночки находятся в 2-х контейнерах слева и справа от ребенка. Педагог

предлагает ребенку подобрать каждой баночке пару и показывает способ

выполнения задания: берет баночку из контейнера слева, нюхает ее, ставит

перед собой, по очереди нюхает баночки из контейнера справа, подбирает с

таким же запахом и ставит рядом с баночкой из контейнера слева. Затем

педагог предлагает ребенку самому продолжить подбирать пары. Выполнив

задание, ребенок может себя проверит, сравнив метки на дне баночек. В

дальнейшем ребенок может играть в эту игру без участия взрослого


Из разных зон организма в мозг человека беспрерывно приходит информация о раздражителе (стимуле), которую посылают все виды анализаторов. Мозг, в свою очередь, обрабатывает поступившую информацию в соответствующих своих участках. При этом различные анализаторы сенсорного восприятия не являются равнозначными.

В повседневной жизни мы постоянно используем наше осязание, слух, обоняние, вкус, к примеру: когда мы встаем после сна, в то время когда в спальне еще темно. Мы пытаемся на ощупь найти мобильный телефон, на котором сработал будильник, подбираем ту одежду на день, в которой чувствуем себя комфортно, по звукам, которые мы слышим из открытого окна, получаем информацию о погоде. Однако когда у нас есть возможность проверить на соответствие действительности наше осязание, слух и обоняние зрительным восприятием, мы естественно предпочитаем перепроверить себя.

В зависимости от степени нарушения зрения, ребенок априори получает достаточно нечеткую, либо искаженную информацию, поставляемую в его мозг зрительным анализатором, что, в свою очередь, приводит к неточной работе организма в целом. Здесь следует отметить, что другие анализаторы – осязание, обоняние, вкус, слух могут частично компенсировать данную потерю.

Значимый вклад в изучение и развитие данного вопроса внесли многие специалисты, среди них Денискина В.З., Земцова М.И., Маллаев Д.М., Рудакова Л.В., Солнцева Л.И.

Их исследования показывают, что у детей с проблемами зрения часто проявляется дефицит представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных анализаторов. От знаний детей с нарушением зрения об их сенсорных возможностях и уровня владения ими специальными навыками ориентировки в окружающем мире во многом зависят те трудности предметно-практических действий, которые предстанут перед этими детьми в процессе их социализации.

Работа зрительного анализатора, безусловно, оказывает главное воздействие на процесс развития ребенка, формирование его социально-адаптивного поведения. Визуальное восприятие подталкивает ребенка на исследование всего, что его окружает, оно побуждает подражать действиям и движениям, тем самым получая общее представление о его среде.

При оценке или наблюдении за способностями ребенка к развитию своих сохранных анализаторов, прежде всего, важно принять во внимание условия его жизни. Эта взаимосвязь предопределяет, сможет ли ребенок оптимально использовать свой потенциал.

Комфортная домашняя обстановка, является крайне важной для детей с серьезными нарушениями зрения: она, безусловно, помогает им постигнуть сложный и абстрактный окружающий мир. Например, умение размещать предметы, становиться причиной их поиска. Потому, что ребенок, зная, где находятся предметы, может безопасно передвигаться в пространстве, и нет вероятности того, что он споткнется о какой-либо предмет. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он легче начнет свой путь познания окружающей его среды.

В процессе работы в группе, мы с родителями детей всячески стараемся создать для них комфортные условия. Детей мы постоянно контролируем на предмет возврата любой вещи на отведенное ей место. Игрушки, книги, личные вещи детей, средства гигиены, инвентарь для уборки в помещении и тому прочее, все имеет свое место.

Очень важным является отношение ребенка с его родителями, их влияние на его поведение, отношение к учебе, окружающим, на уровень его социальной адаптации в целом. Есть дети, которые достаточно свободно чувствуют себя во время отсутствия родителей, у них намного легче и быстрее развиваются навыки использования сохранных анализаторов. А некоторые дети чувствуют себя незащищенно, нуждаются в постоянной поддержке и контролю со стороны взрослых. У таких детей гораздо больше внутренних барьеров, комплексов. Многие дети очень страдают от недостатка родительского внимания, и это стает причиной ослабления их мотивации к обучению, развитию навыков.

В процессе учебной и воспитательной работы в группе, взаимодействию с родителями наших воспитанников уделяется особое внимание. Они систематически включаются в воспитательный процесс. Родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное посещение выставок, музеев, разного рода экскурсий, совместный труд. Уже традиционными стали подготовки к участию детей в мероприятиях. Родители обязательно посещают репетиции, а впоследствии и школьные концерты, в программах которых участвуют их дети. Это дает свои положительные результаты. Дети, родители которых находятся с ними за кулисами, в зале, не боятся выходить на сцену, они уверенно чувствуют себя во время выступлений, эти дети внимательны и сосредоточенны.

Следует обратить внимание и на общее физическое состояние ребенка, которое оказывает свое влияние на его способности использовать сохранные анализаторы.

Частые респираторные заболевания среди детей, значительно затрудняют работу над развитием таких сенсорных анализаторов как: обоняние, слух, вкус. Каждый раз затрачивается определенный период времени на восстановления их функционирования.

Особенные проблемы возникают с детьми, имеющими прогрессирующее заболевание. Эти дети, изначально наследственно-нормальные, вынуждены постоянно приспосабливаться к их угасающим способностям, следовательно, и к их снижающемуся функционированию.

Совместно с родителями и медицинскими работниками производится подборка способов улучшения здоровья детей, применяются всевозможные методы, способствующие положительным изменениям состояния воспитанников. Положительные результаты проявляются в результате систематического проведения профилактической работы, нацеленной на актуализацию знаний детей о предотвращении заражения инфекциями, культивировании положительного отношения к ведению здорового образа жизни, проведении прогулок на свежем воздухе, проведении активных игр, посещении занятий лечебной физкультурой.

Немаловажным является вопрос о модальностях ощущений. Спинной и головной мозг отбирают и связывают информацию, поступившую из нескольких анализаторов, каждый из которых предоставляет специфическую информацию.

Как показывает практика, у каждого ребенка есть свойственный ему, так называемый «избранный» анализатор. Как правило, это анализатор, с помощью которого обрабатывается большая часть информации о раздражителях (стимулах). В соответствии с этим, зрение может оставаться предпочтительным анализатором даже у ребенка с серьезными его нарушениями.

В процессе непосредственного планирования индивидуальной работы, направленной на развитие сохранных анализаторов ребенка, первостепенной является задача определения причин, по которым используются или не используются те или иные анализаторы данным ребенком. Причина может скрываться в недостаточном развитии какого-либо анализатора, чтобы ребенок мог уверенно полагаться на информацию, полученную от него. Из-за чего ребенок может испытывать затруднения в получении информации с помощью того или иного анализатора. К примеру, это наблюдается при осязательной защите.

Было выявлено, что каждый ребенок имеет свои предпочтения в выборе анализаторов в процессе обучения. В подавляющем большинстве, дети с серьезными нарушениями зрения предпочитают вербально-слуховой анализатор. Соответственно, самым эффективным помощником в процессе обучения такого ребенка является язык. Однако существует доля риска в том, что анализаторы могут стать конкурентными, при значительном отличии уровня их развития и функциональности.

Для того чтобы ребенок получил навыки уверенного использования всех действующих сохранных анализаторов, следует способствовать их развитию. Работу можно начать со стимулирования самого пренебрегаемого ребенком анализатора с помощью специальных внешних ресурсов.

Работая над вопросом гармоничного развития всех видов анализаторов, можно использовать систематическое посещение ребенком музыкальных кружков, занятий по игре на музыкальных инструментах, проводить звуковые минутки, подпитывать интерес к хореографии, использовать игры и практическую работу на развитие осязания, обоняния, вкуса.

В этом отношении свою положительную роль играет использование неиссякаемого потенциала украинской народной игрушки (ляльки-мотанки). Начиная с самых простых ее видов: кукла из ниток. На примере которой изучались свойства и виды ниток, разбирался их цвет и оттенки цветов, дети обучались завязыванию узелков, бантиков, распределяли части тела, различали их по половому признаку (мальчик – в шароварах, девочка – в юбочке). Постепенно мы перешли к более сложным куклам. Таким, как Рождественский ангелок. В ходе работы, над которым, мы уже изучали свойства и разновидности тканей.

С каждой новой поделкой, дети все внимательнее относятся к выбору материалов. Кукла теперь не просто игрушка, а проявление их творческого потенциала (здесь уже важными становятся и сама ткань, и ее цвет, и используемые подсобные материалы). Таким образом, задействованы осязание, цветоощущение, слух.

Развитие обоняния и вкуса у детей происходит с помощью других внешних факторов. Очень действенными являются экскурсии и посещения детьми мест общепита и продуктовых производств. При посещении местного хлебозавода, дети старались отгадать по аромату, какой вид хлебобулочных изделий изготавливается в том или ином зале. При посещении музея шоколада, дети ознакомились с ароматом какао бобов, какао масла и отметили различие в ароматах черного и белого шоколада. Каждый день при посещении столовой, акцентируется внимание детей на запахе свежеприготовленных продуктов. В результате систематической работы, дети начинают умело различать запахи соков, рыбных, мясных блюд, солений и гарниров. Одной из излюбленных игр является «Отгадай по запаху» (зубная паста, шоколадная конфета, сгоревшая бумага, какой-либо фрукт и т.д.)

Следует отметить, что личность самого ребенка играет решающую роль в способе получения сигнала (раздражителя) от анализаторов. Она может, как стимулировать развитие какого-либо анализатора, так и препятствовать ему.

В большинстве случаев это определяется с оглядкой на предыдущий опыт ребенка, как позитивный, так и негативный. Опыт, включающий неудачу, по-разному влияет на ребенка, который чувствует себя защищенно (о чем уже упоминалось ранее) и на ребенка, который чувствует себя незащищенно.

В развитии, совершенствовании и отлаженном функционировании сохранных анализаторов, сильное влияние оказывает мотивация ребенка. Количество используемых сохранных анализаторов, темп их работы при передаче сигнала в мозг зависит от заинтересованности ребенка в познании окружающего его мира.

В процессе работы следует обратить внимание на методы активации интереса, способы презентаций заданий. Хорошие результаты проявляются при использовании познавательных видеопрезентаций, викторин, посещении различного рода выставок, музеев. Любая совместная экскурсия, любой совместный выход за пределы учебного учреждения является целенаправленным, ему предшествует детальное ознакомление детей с целями и причинами, по которым посещается то или иное место. Немаловажным является изучение маршрута следования, оговариваются возможные препятствия и опасности на пути (дорога, пешеходные переходы, работа светофора и регулировщика, бордюры, подземные и надземные переходы, звуковые сигналы в метро и у светофора и т.д.), время, которое займет поход. Дети заранее обучаются нормам поведения в театре, музее, на художественной выставке, на производствах, в зоопарке и т.д. заранее обсуждаются возможные вопросы экскурсоводам, художникам, литераторам, производителям. По возвращении, все увиденное, услышанное, испробованное обговаривается, рисуются картинки, схемы, записываются впечатления в специальную «Скарбничку вражень». Как показывает опыт, интерес и желание ребенка изучать, познавать окружающий мир значительно повышаются.

Известно, что уровень интеллекта определяется таким путем, в который дети могут обрабатывать, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о полученной информации.

В 1987 году был создан первый тест на выявление уровня интеллекта у детей с поврежденным зрением, в возрасте от 6 до 16 лет, в него были включены осязательный и исполнительный контекст. Причиной тому послужило знание того, что вербальные и слуховые способности детей с нарушениями зрения часто развиты на должном уровне, а осязательные – в гораздо меньшей степени.

Зная, в какой из сфер: вербальной или невербальной, у ребенка более развиты умственные способности, можно подобрать стимулирование развития слабого анализатора ребенка или помочь ему с использованием более развитого анализатора.

Вербальная помощь существенно помогает во время познания ребенком новых осязательных, обонятельных или вкусовых впечатлений. Она облегчает запоминание и активизирует память.

При этом уровень развития и интеллекта также определяет лимиты того, что можно и целесообразно предоставлять ребенку.

Практика показывает, что бывают такие случаи, когда дети, обладая достаточно высокими интеллектуальными способностями, находятся под влиянием той неблагоприятной социальной среды, в которой воспитываются дома. Они хоть и очень способные, но часто теряют мотивацию к учебе, интерес к познанию нового, подвластны частой смене настроения.

Дети со слабо развитым логическим мышлением проходят специальную подготовку по развитию так называемой познавательной гибкости. На пример, для решения математических задач, с которыми у этих детей появляются трудности, используются подручные материалы, заучиваются песни-рифмовки, разыгрываются действия, которые визуализируют то, о чем говорится в условиях задачи.

Немаловажным аспектом в процессе работы над развитием сенсорных анализаторов является внимание. Ведь оно предопределяет тактильное восприятие. Необходимый уровень внимания постоянно задействован в восприятии.

Дети с серьезными нарушениями зрения на первых стадиях сосредоточенной работы часто жалуются на усталость. Получая информацию путем последовательных тактильных впечатлений, ребенку необходимо собрать ее в одно целое. Этот процесс требует многого со стороны памяти, которая априори связана с сосредоточенностью.

Непосредственный объем внимания ребенка указывает на время, на протяжении которого он может работать сконцентрировано. Сейчас часто наблюдаются случаи патологически повышенной отвлекаемости. На пример, звуковой раздражитель может с лёгкостью отвлечь ребенка с серьезными нарушениями зрения. Занимаясь какой-либо работой, ребенок вдруг останавливается, замирает, чтобы разобрать услышанный им звук, полученный с помощью другого вида восприятия, после снова продолжает заниматься предыдущим видом деятельности.

В работе над развитием умений детей сосредотачиваться, существенно помогает использование различных видов настольных и напольных игр, таких как шашки, шахматы, домино, лото, воздушный хоккей, напольный футбол, мозаики, головоломки. Развитию сосредоточенности и внимания способствуют занятия в составе музыкальных ансамблей, хоровых и хореографических коллективов, когда все выступление зависит от слаженной работы каждого его участника.

Особую роль в процессе работы над развитием сохранных анализаторов играют свойства памяти детей с нарушениями зрения. Ведь они сильно полагаются на ее аспекты. Осязательное ощущение часто подразделяется на фазы, когда одно ощущение переходит в другое или сменяется им.

Дети с нарушениями зрения создают свои картины и образы из отдельных частей своих впечатлений. Это сложный аналитический и созидательный процесс (в этом проявляется главное отличие от зрячих детей). Очевидно, что этот способ изучения строго зависит от способностей памяти ребенка.

Отдельно от этого, осязательная память играет важнейшую роль в способности распознавать предметы, символы и т.д. Новые впечатления должны связываться с ранее полученной информацией. Память также очень важна для того, чтобы наделять предметы значением. Этот особенный навык дает возможность ребенку развивать его собственное восприятие мира.

Для нас стали заметными результаты развития навыков запоминания информации некоторыми детьми, у которых отмечались трудности с этим, после того, как эти дети поучаствовали в театрализованных постановках. Заучивание текста роли и непосредственная презентация этого материала на сцене в целом благотворно влияет не только на само умение запоминать, но и на объем запоминаемой информации.

Безусловно, полнота восприятия картины окружающего мира ребенком с нарушениями зрительного анализатора обеспечивается совместной отлаженной работой всех других анализаторов.

Работа над развитием сохранных анализаторов – трудоёмкий, но чрезвычайно важный процесс, требующий дифференциального подхода в каждом конкретном случае и систематичности.


Библиографический список

  1. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. // Дефектология. № 4, 1998.
  2. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. // Науч.-исслед. Ин-т дефектологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1980.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. // СПб. Изд-во им. А.Г.Герцена, 1998.
Количество просмотров публикации: Please wait

Раньше других созревают периферические анализаторы филогенетически наиболее древних морфологических структур – это вкусовой и обонятельный анализаторы . Периферические рецепторы их – вкусовые и обонятельные луковицы у новорожденных развиты удовлетворительно. Доношенные и даже недоношенные дети сразу после рождения реагируют на адекватные вкусовые раздражители и на многие запахи изменениями мимики, закрытием глаз, учащением дыхания, пульса, криком и др. Развитие этих анализаторов продолжается в раннем и дошкольном возрасте.

Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован настолько, что способен воспринимать звуковые раздражения сразу после рождения ребенка. Новорожденные, и даже недоношенные, дети реагируют на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, закрыванием глаз и др. Отчетливая реакция на звук обнаруживается в спокойном состоянии ребенка и почти не отмечается во время крика, кормления и глубокого сна. К 2-3 месяцу жизни ребенок поворачивается на звук, прислушивается к шуму, звуку голоса. Со 2-3-го месяца жизни ребенок может отличать звук трубы от звона колокольчика, в 6-7 месяцев дифференцирует звуки, разница между которыми 1-2 музыкальных тона.

Зрительный анализатор. К моменту рождения корковый и подкорковый отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, зрительный анализатор и сетчатка имеют признаки неполного развития. В дальнейшем утолщается сетчатая оболочка, расширяется слой палочек, продолжается миелинизация зрительного нерва. Диаметр последнего увеличивается к 20 годам в 2 раза. Размеры глазного яблока у новорожденных и детей до 10-12-летнего возраста относительно большие, в дальнейшем оно растет очень медленно. Становление зрения у ребенка после рождения идет постепенно и зависит от развития функции головного мозга, появления координированных движений глаз, аккомодации. Мышечный аппарат у новорожденных развит слабо. В первые 2-3 недели жизни у ребенка наблюдается физиологическая светобоязнь. К концу 1-го месяца он уже задерживает взгляд на блестящих предметах на 2-5 с, а к концу 2-го – на несколько минут. После 3 месяцев взгляд ребенка становиться вполне осознанным. К 6 месяцам он приобретает способность координировать движения глазных яблок, до этого возраста отмечается физиологическое косоглазие. На первом году жизни ребенок овладевает способностью различать цвета. До 7 лет у детей сохраняется дальнозоркость.

Память.

У детей хорошо развита зрительная, слуховая, смысловая, механическая память. Для хорошего запоминания информации необходимо её частое повторение.

Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов

Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов (для детей младшего дошкольного возраста - 3-4 года)


Несколько веков назад учеными была отмечена связь между движениями рук и умственным развитием человека. И не случайно… Благодаря процессу тактильного исследования какого-либо предмета, ребенок развивается намного быстрее. А процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Именно поэтому, предлагаю Вашему вниманию несколько видов игр, направленных на развитие чувственных анализаторов.
ОТГАДАЙ, НЕ ГЛЯДЯ

Ход игры: выберите среди детей одного ребенка. Он закрывает глаза или отворачивается, а вы вкладываете ему в руку какой-либо предмет. Задача – не глядя, отгадать, что находится у него в руке. Используйте самые разнообразные предметы с ярко выраженными особенностями, например, кубик, маленький мячик, карандаш и т.п.
ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, памяти, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: бумага разной текстуры (картон, бархатная бумага, альбомный лист).
Ход игры: из подготовленной бумаги вырежьте круги и квадраты. Попросите ребенка закрыть глаза и, обводя пальцами контуры фигур, выбрать сначала все круги, затем все квадраты.


ЧТО ПОГЛАДИЛ?
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы меха, шелка, бархата, шерсти.
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми подготовленные образцы. Опишите особенности каждого из них. Например, шелк – гладкий, бархат – шершавый, мех – пушистый, шерсть – колючая. Попросите одного ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке какой-либо тканью, после чего предложите ему посмотреть и отгадать, прикосновение какого образца он почувствовал.
ТЕПЛО - ХОЛОДНО
Необходимые материалы и наглядные пособия: три пластиковые бутылочки.
Ход игры: наполните бутылки водой разной температуры – теплой, горячей и холодной. Предложите ребенку покормить куклу. Для этого необходимо выбрать бутылку с теплой водой. Бутылочку с горячей водой попросите поставить на подоконник для того, чтобы она остыла, а холодная вода пригодится, когда кукла «захочет» пить.
ОДЕЖДА ДЛЯ КУКЛЫ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы тканей (бархат, шелк, мех), предметы кукольной одежды, сшитые из такой же ткани (например, юбка из бархата, платье из шелка, меховая шубка).
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми одежду куклы. Попросите одного ребенка провести по ней пальцами. Поясняйте, что он чувствует – шершавая ткань, гладкая, пушистая. Расскажите, как называется каждый предмет одежды. Предложите поиграть: вы показываете образец ткани, а ребенок с закрытыми глазами выбирает соответствующий предмет одежды.


ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Цели игры: развитие тактильной чувствительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: небольшой тряпичный мешочек, предметы разной формы и текстуры.
Ход игры: сложите в мешочек предметы, знакомые детям, например, кубик, маленький мячик, ложку, тарелочку и т.п. Попросите каждого ребенка ощупывать мешочек и называть предмет, не заглядывая внутрь.
СОБЕРИ ПАРЫ


Ход игры: вырежьте несколько пар геометрических фигур – в каждой паре фигурки одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям, что это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка – собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму. На первых занятиях фигуры должны различаться только по цвету (пара кругов красного цвета, другая пара кругов – желтого цвета и т. п.), затем – по цвету и форме – пара кругов синего цвета, пара квадратов желтого цвета. Далее в одну пару можно включить фигуры разной формы, но одного цвета (зеленые круг и квадрат, оранжевые треугольник и прямоугольник). При этом называйте цвет и форму предметов.
СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте из цветной бумаги 5 групп геометрических фигур – в каждую группу входят фигуры разной формы, но одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям сказку о том, как жители пяти цветных королевств вышли погулять, перепутались и заблудились. Попросите двух-трех детей помочь фигуркам найти свои королевства (лист цветной бумаги соответствующего цвета).
ПОТЕРЯННЫЙ КУБИК
Цели игры: развитие внимания, изучение цвета предметов.
Ход игры: пригласите детей построить башню из кубиков. Возьмите четыре кубика разного цвета. В процессе игры спрячьте один кубик. Зафиксируйте внимание детей на том, что кубиков стало меньше. Смогут ли ребята определить, какого цвета кубик надо найти? Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон, прячьте по два-три кубика.


ПОСМОТРИМ, ЧТО В ВЕДЕРКЕ
Цели игры: развитие цветового восприятия, мелкой моторики, формирование положительных эмоций, связанных с занятиями.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов.
Ход игры: сложите игрушки в ведерко, закройте его крышкой и покажите детям. Предложите одному ребенку снять крышку и посмотреть, что лежит в ведерке. Доставая игрушки, размещайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Комментируйте все действия, как свои, так и ребенка. Давайте краткую характеристику каждой игрушке, обозначая ее цвет. Выложив все предметы, еще раз повторите название цвета каждой игрушки. Вместе с детьми полюбуйтесь игрушками, вслух восхищаясь их яркостью и красотой, после чего предложите сложить их в ведерко.

Каждый воспитатель должен помнить о том, что детей нужно поощрять и хвалить за любое совершенное действие в игре. Занятия у наших детишек должны вызывать только положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребятами каждой вещи, чтобы они чувствовали ваш эмоциональный настрой. Чтобы у них было хорошее, веселое настроение... Чтобы глаза их светились от счастья...

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Как и другие анализаторы, зрительный к мо­менту рождения является недостаточно зре­лым. Сетчатка заканчивает развитие к концу первого года жизни. Слезная жидкость, имеющая важное защитное значение, в не­большом количестве секретируется со време­ни рождения, однако усиление слезообразования при плаче развивается у детей с 1,5- 2 мес жизни. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8-9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3-4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анали­затора заканчиваются лишь к 7 годам.

Движения глаз в первые дни жизни ново­рожденного некоординированны (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмовидные движения. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движения (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста и со­ставляет в этот период всего лишь 1-2 мин. Слежение взором за движущимся предметом к 2-2,5 мес довольно совершенно.

Движения век сформированы к концу 1-го месяца жизни. Защитный мигательный реф­лекс на внезапное световое раздражение име­ется с первых дней жизни. Защитный реф­лекс смыкания век при приближении пред­метов к глазам появляется в 1,5 мес.

Зрачковый рефлекс (сужение зрачка на свет) появляется у плода в 6 мес. Расширение зрачка в темноте у плода и новорожденного выражено слабо: недостаточно развиты кру­говые мышцы радужной оболочки, зрачки узкие.

Оптическая система глаза . Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому дети обладают большей способностью к ак­комодации, чем взрослые. Но уже с 10-летне­го возраста вследствие постепенной потери хрусталиком эластичности объем аккомода­ции уменьшается. В возрасте 10 лет ближай­шая точка ясного зрения находится на рас­стоянии 7 см, в 10 лет - 10 см, в 30 лет - 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, его надо удалять от глаз.

Глаза подавляющего большинства (около 90 %) новорожденных характеризуются не­большой дальнозоркостью (1-3 диоптрии), обусловленной шарообразной формой глаз­ного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. Дальнозоркость (гиперметропия) постепенно к 8-12 годам жизни исчезает, и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30- 40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока раз­вивается близорукость (миопия) - задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. Близорукость у детей может воз­никнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока про­исходит вследствие повышения кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с боль­шим наклоном головы, при напряжении ак­комодации, происходящем при недостаточ­ном освещении и продолжительном рассмат­ривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близо­рукости передается по наследству (наследует­ся, в частности, недостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости необходимо научить детей дер­жать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35-40 см от глаз, устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в пе­риод внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще слишком низка, но быстро увеличивается в

первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зри­тельного анализатора, происходит до 20 лет в результате созревания сетчатки и ЦНС, улуч­шаются при этом темновая и световая адап­тация зрительного анализатора.

Острота зрения у новорожденных очень низкая; она постепенно увеличивается и в 6 мес составляет 0,1, в возрасте 1 года - 0,2, в 5 лет - 0,8-1, затем в подавляющем большинстве случаев (80-90 %) острота зре­ния у детей и подростков несколько выше (0,9-1,1), чем у взрослых. В возрасте I8-­60 лет острота зрения остается практически неизменной и равна 0,8-1,0 у подавляющего большинства лиц.

Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но оно с возрастом бы­стро увеличивается (особенно в возрасте 8 лет) и продолжает расширяться до 20- 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового от­дела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5-месячного возраста. В интервале между 6-м и 9-м месяцем жизни устанавливается спо­собность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения пред­метов, чему способствуют тактильная и проприоцептивная чувствительность.

Цветовое зрение. Специфическая реакция зрительного анализатора на различ­ные цвета у детей имеется сразу после рожде­ния и заключается в характерных изменениях электроретинограммы и интенсивности функционирования различных органов и систем (вегетативные показатели). Так, фо­тостимуляция красным светом приводит к замедлению дыхания и сердечной деятель­ности, к синхронизации биопотенциалов в коре, преимущественно выраженной в зри­тельной области. Воздействие зеленым цве­том сопровождается учащением дыхания и сердечного ритма и десинхронизацией по­тенциалов в зрительной зоне коры. Методом условных рефлексов установлено наличие дифференцирования цветовых раздражите­лей с 3-4 мес. В 6 мес дети различают все цвета, начинают выбирать по цвету игрушки, но правильно называют все цвета лишь с 3 лет.

Слуховой анализатор

Структурно-функци­ональная характеристика . Развитие перифе­рических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к мо­менту рождения. Миелинизация проводни­кового отдела заканчивается к 4 годам жиз­ни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала заканчивается к 10 годам.

Восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем говорят возникновение шевеления плода и учащение у него сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального периода. У новорожденного в ответ на силь­ный звук происходят общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта, выпячивание губ, урежение дыхания и пульса. Условный мига­тельный рефлекс на звук формируется в конце первого месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) сни­жен; он улучшается к концу 2-го - началу 3-го месяца жизни. Различение звуков, раз­нящихся на 4-7 тонов, возможно на 3-ем или 4-ом месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4-1/2 тона) ребенок достигает в 7 мес.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки разной высоты (частота тонов до 32 000 Гц), взрослый - от 16 Гц до 20 000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14-19 лет. С возрастом острота слуха посте­пенно снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют не только критерии частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ - обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ - сильному шуму.

На развитие слуха у ребенка оказывает ре­шающее значение тренировка, особенно за­нятия музыкой.

Вестибулярный анализатор

Вестибулярный анализатор филогенети­чески более древний, так как сила тяжести действует всюду и постоянно. Закладка вес­тибулярного аппарата происходит одновременно с закладкой слухового анализатора в виде единого слухового пузырька, и развива­ется он довольно быстро: миелинизация вес­тибулярного нерва происходит на 4-м меся­це. Вестибулярные тонические рефлексы по­являются у плода в 4-5 мес., что свидетельст­вует о раннем созревании вестибулярного анализатора. У новорожденных наблюдаются статические и статокинетические рефлексы. У грудных детей имеются рефлексы на пря­молинейное ускорение, а также лифтные рефлексы. Особенно четко можно наблюдать эти рефлексы в первые месяцы жизни ребен­ка. Возбудимость рецепторов вестибулярного анализатора у детей старшего возраста выше, чем у взрослых. Натуральные условные вес­тибулярные рефлексы на положение кормле­ния и рефлексы на покачивание в коляс­ке вырабатываются на 3-й неделе жизни ре­бенка.

Кожный анализатор. Кожа как орган чувств начинает функционировать у плода со 2-3-го месяца, а к моменту рождения все виды кожной чувствительности выражены достаточно хорошо, хотя чувствительность кожного анализатора у новорожденного зна­чительно ниже, чем у взрослого человека. Становление всех видов кожной чувствитель­ности заканчивается в 17-20 лет. На долю кожной рецепции в первый год жизни при­ходится большая часть встречаемых раздра­жителей.

Тактильная чувствительность возникает на 5-6-й неделе внутриутробного развития, причем сначала она локализована лишь в периоральной области, затем зона чувствитель­ности расширяется, и к 11 -12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлек­согенной зоной.

В первые дни жизни ребенка тактильные раздражения всех участков кожи вызывают общую двигательную реакцию. Лишь в воз­расте 1 - 1,5 мес. можно наблюдать местные (локальные) реакции. Первые локальные ре­акции можно вызвать при механическом раз­дражении области рта, век, носа (открывание рта, поворот головы, смыкание век).

С 2,5-3 мес. можно наблюдать локальные реакции и при раздражении других зон - лба, уха, живота. Характерно, что к этому возрасту появляются движения рук, позво­ляющие ребенку легко отстранить раздражи­тель.

Тактильная чувствительность возрастает с момента рождения до 17-20 лет, после чего снижается.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения