Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания. Практические упражнения для профилактики профессионального выгорания Тренинг для учителей по эмоциональному выгоранию

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания личности»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

Причины возникновения СЭВ у педагогов:
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
несоответствие результатов затраченным силам;
ограниченность времени для реализации поставленных целей
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
большие нагрузки;
ответственность перед начальством, родителями;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
окончание учебного года.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Активизация процесса самопознания взаимопознания у педагогов;
Создание условий для групповой сплоченности;
Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
Снятие эмоционального напряжения;
Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.
План тренинга:
1. Лекция о понятии и фазах синдрома эмоционального выгорания
Притча о каменотесах
2. Упражнение «Мышечная энергия»
3. Упражнение «Лимон»
4. Упражнение «Лестница»
5. Упражнение «Распредели по порядку»
6. Упражнение «Ведро мусора»
7. Упражнение «Лужайка позитивных качеств»
8. Таблица «Помоги себе сам»
9. Упражнение «Удовольствие»
10. Рекомендации
11. Упражнение «Источник»
12.Рефлексия.
Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма со звуками водопада, распечатанные буклеты с рекомендациями, листы бумаги, урна, зеленый лист формата А3, вырезанные цветы.
Участники: педагогический коллектив ДОУ.
Время проведения: 1-1,5 часа.

Ход тренинга

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе «человек-человек»: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.
Виктор Васильевич Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:
переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
«загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:
Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
усталость, истощение;
недовольство собой, нежелание работать;
усиление соматических болезней;
нарушение сна;
плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
негативная самооценка;
пренебрежение своими обязанностями;
снижение энтузиазма;
отсутствие удовлетворения от работы;
негативное отношение к людям, частые конфликты;
стремление к уединению;
чувство вины;
потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна и сексуальной потенции, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.»
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Мышечная энергия» и «Лимон».

Притча о каменотесах

Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал…
Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь? Я строю храм!»

Упражнение «Мышечная энергия»
Цель: выработка навыков мышечного контроля.
Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец - напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Материалы: листы бумаги со схематичным изображением лестницы, ручки.


Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает Вам находиться наверху?

Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Материалы: листы бумаги, ручки.
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
дети
работа
муж
Я
друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня: (слайд 4)
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.


Упражнение «Лужайка позитивных качеств»
Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.
Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.
На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

Таблица «Помоги себе сам»
Материалы: брошюры «Профилактика эмоционального выгорания», в которой имеются данные из таблицы, предоставленной ниже.
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):


Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Упражнение «Удовольствие»
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.
Материалы: листы бумаги, ручки
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
резко встать и пройтись;
быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! (слайд 7)
И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное упражнение.

Упражнение «Источник»
Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.
Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Рефлексия
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Список использованной литературы
1. Бачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005.
4. Грегор, О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им / О. Грегор. - СПб., 1994.
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг педагоги, психологи, родители. С.-Петербург Речь 205
6. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. - 2002.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990.
8. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е. М. Семенова. - М.: Изд-во Инта психотерапии, 2002.
9. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей. Изд. Учитель 2011
10. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 2000.
11. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. Учитель 2009

  • Никорчук Наталья Викторовна , заведующая отделением медико-социальной реабилитации детей старшего дошкольного и школьного возраста, психолог высшей категории

Разделы: Школьная психологическая служба

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

Тренинг проводится в течение пяти часов с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении (лучше - в специально предназначенном, например, тренинговом зале).

Тренинг состоит из трех частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга, вторая (основная) направлена на знакомство и освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья (заключительная) – на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.

I часть

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

1. Упражнения на знакомство

Упражнение “Эхо”

Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.

Упражнение “Наши ожидания”

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)

Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”

“Меня радует…”

“Мне грустно когда…”

“Я сержусь, когда… ”

“Я горжусь собой, когда…”

2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Упражнение “Порядковый счет”

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

Упражнение “Единый ритм”

Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.

Упражнение “Путанка”

Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

Упражнение “Охотничий азарт”

Это упражнение активизирует участников, придает сил и энергии.

Необходимо разбиться на пары. В этой игре нужно догнать своего партнера и осалить его. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера – заблаговременно отбежавшего подальше.

Нельзя: 1. бегать, можно только быстро ходить;

2. в своем порыве сбивать других;

3. забывать обернуться вокруг на 360 градусов.

Через 3 минуты можно остановить игру.

Упражнение “Подчеркивание общности”

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Упражнение “Подчеркивание значимости”

Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: “Таня, мне в тебе нравится...” - и называется то личностное качество, которое было найдено. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

Упражнение “Шанхайцы”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться “спираль”. В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.

Участники по кругу описывают свои предметы.

II часть

Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

1. Упражнения на осознание и принятие своих чувств

Упражнение “Чувство”

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

  • Воспринимали ли вас адекватно?
  • Почему возникали затруднения в определении чувства?
  • Расскажите о своих впечатлениях.

Упражнение “Список эмоций”

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию - все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое слово было труднее всего показать?
  • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
  • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

Упражнение “Передача чувств”

Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

Упражнение “Ассоциации”

Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

2. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.

Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

  • Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

Дыхательная гимнастика

1. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

Упражнение “Отдых”

Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение “Передышка”

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом

Упражнение “Мобилизующее дыхание”

Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох - такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха:

4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

Упражнение “Замок”

Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2- 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов - издать резкий звук, например, “Ух!”

“Звуковая гимнастика”

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А - воздействует благотворно на весь организм;
Е - воздействует на щитовидную железу;
И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О - воздействует на сердце, легкие;
У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я - воздействует на работу всего организма;
М - воздействует на работу всего организма;
X - помогает очищению организма;
ХА - помогает повысить настроение.

Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)

Инструкция участникам тренинга:

  • Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
  • Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец - напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
  • Напрягите левую ногу - как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
  • Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Упражнение “Напряжение - расслабление”

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение “Огонь - лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение “Зажимы по кругу”

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение - полностью расслабляют напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15-20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3-5 раз.

После окончания упражнения участникам дается рекомендация повторять его самостоятельно хотя бы 1-2 раза в день.

Упражнение “Дождик”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение “Броуновское движение”

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем - движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение “Моечная машина”

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить - обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Упражнение “Растем”

Участники находятся в круге. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись - сломались”.

Упражнение “Потянулись - сломались”

Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения - обсуждение.

Упражнение “Концентрация на счете”

Инструкция преподавателя:

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение “Концентрация на нейтральном предмете”

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

  • Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.
  • Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
  • Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
  • В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

  • Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?
  • На чем легче удерживать внимание - на предмете или звуке?
  • От чего это зависит?
  • Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение “Сосредоточение на эмоциях и настроении”

Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.

III часть

Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

1.Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
  • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение “Достоинства”

Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.

Упражнение “ Чемодан”

Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать.

Выбирается “секретарь”. Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак “+”, на другой “-”. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5-7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.

IV часть

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Упражнение “Пожелание по кругу”

Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

Рефлексия “Мне сегодня...”

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия.

Список использованной литературы

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
  4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

ИРИНА БРАТЦЕВА
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания

педагогов .

Цели : Профилактика психологического здоровья педагогов .

Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи : 1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов .

2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива .

Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Для того чтобы немного размяться после трудового дня, предлагаю поиграть в игру

«Знакомство» . Я думаю нам стоит вновь познакомиться как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудем о том, что у вас есть отчество.

Давайте представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или состояние в данный момент. (например,Ольга-веселая)

Игра «Корзина»

Посредине комнаты стоит корзина. Каждый может оставить в ней все что мешает чувствовать себя счастливой, свободной, жизнерадостной. Выполняя упражнение старайтесь как можно эмоциональнее проиграть «выброс неприятностей» в корзину. Это упражнение помогает избавиться от неприятных мыслей, предоставить необходимые действия.

Наш сегодняшний тренинг посвящен теме :

«Профилактика эмоционального выгорания » .

Синдромом эмоционального выгорания определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности . Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек-человек» . Для синдрома характерны эмоциональное истощение с развитием равнодушия, апатии, депрессии.

Состояние эмоционального выгорания чаще всего испытывают :

56% педагогов – 1-2 раза в год

21% 3-4 раза в год

15% более 5 раз в год

Каковы же причины развития синдрома эмоционального выгорания .

Высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка (30%)

Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (31%)

Организационные моменты педагогической деятельности : нагрузки, моральное и материальное стимулирование(42%)

Ответственность перед администрацией, родителями, обществом за результаты своего труда

Все отмеченные факторы можно объединить в группы :

Личностные

Организационные

Социальные

Педагоги отмечают , что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения.

Предлагаю вам попытаться ответить на вопрос

Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания .

Для работы используйте доски и маркеры.

Подвожу итоги : все названные вами ресурсы можно разделить на 4 группы :

Близкие люди (семья)

Интересы, увлечения

Не секрет, что если какой-нибудь из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и следовательно человек становиться более подвержен синдрому эмоционального выгорания .

Мне хотелось бы вам предложить ряд упражнений, которые каждый способен выполнить самостоятельно, чтобы продлить активную жизнь и управлять психоэмоциональным состоянием .

Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.

Упражнение «Лимон»

Цель

Сядьте удобно : руки свободно положите на колени (ладонями вверх) плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» сок. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое» )

Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы- сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела : ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните свои ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под воздействием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния . Выполним упражнение еще раз.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель :знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике необходимо знать некоторые правила применения : спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Пропеваем следующие звуки в течении 30 сек.

А – воздействует благотворно на весь организм

Я – воздействует на работу всего организма

О – воздействует на сердце, легкие

ХА – помогает повысить настроение

О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека известно еще в Древней Греции. Отечественный физиолог Тарханов доказал, что музыка, доставляющая человеку радость способствует расширению сосудов, нормализует давление. Отмечается, что женщины в основном реагируют на классическую музыку.

Очень эффективно пение спокойных длительных по звучанию песен.

Желательно совершать ежедневные прогулки не менее 40мин.

Кровь насыщается кислородом, что благотворно влияет на обменные процессы, предотвращает нервное истощение, улучшает настроение. Известно, что деревья способны снабжать положительной энергией и отбирать негатив. Самая мощная энергетика у дуба. Постойте возле него или другого дерева- донора (сосна, береза, клен, акация, рябина) .

Сейчас предлагаю под звучание Э. Грига «Утро» и просмотр пейзажей природы отправиться мысленно на прогулку.

Один из эффективных методов саморегуляции -. релаксация.

Это метод, с помощью которого можно частично или полностью справиться с последствиями стресса, но не поможет не испытывать стресс вовсе. Релаксация поможет снятию мышечных зажимов.

Техника «Умиротворяющая визуализация»

Визуализация – это мощный инструмент сознания. Исследования показали, что подсознание не может отличить реальные события от визуализированных. Поэтому визуализированные образы оказывают значительное влияние на сознание.

Сядьте поудобнее или лягте. Закройте глаза и сделайте несколько медленных вдохов. Выключите все средства коммуникации чтобы не отвлекаться.

Представьте себя в тихом и спокойном месте на ваш выбор. Это может быть пустынный пляж, лес, лодка, или любое другое место, где вы чувствуете себя расслабленным.

Удерживайте этот образ, и испытывая блаженство момента, представьте все позитивные чувства, которые возникают в этом месте.

Чем реалистичнее будет изображение, тем больше позитивных эмоций вы получите .

Когда вы почувствуете себя комфортно и спокойно, медленно выйдите из воображаемого мира и вернитесь в реальный.

Огромное значение для снятия усталости, нервного напряжения имеют цветотерапия,

ароматерапия (лечение эфирными маслами растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Египтяне, греки, римляне не расставались с маслами в течении всей жизни. Известно, что обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции . Запахи необычайно сильно влияют на подсознание, забытая на время ароматерапия вновь возрождается.

Водотерапия Вода- доступное, безопасное и приятное лечебное средство.

Все знают : снять усталость и пополнить силы можно за счет контакта с водой.

В состоянии стресса, когда «голова идет кругом» нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3мин. стрессовое состояние исчезнет.

Для расслабления просто полезно смотреть на воду.

Танцетерапия. Как хорошо танцевать самому, передавая телодвижениями свое состояние души. В это время происходит как бы разговор без слов с самим собой.

Танец- древнейший способ выражения чувств и переживаний.

Активные движения тела способствуют усиленному притоку крови к внутренним органам , каждой клеточке тела. Танцы приводят нервную систему в активное деятельное состояние и дают ощутимый заряд бодрости.

Смехотерапия Смех благотворно воздействует на организм, в котором происходит сложный химический процесс – выделение «гормонов счастья» - эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции . Смех является отличной зарядкой сердечно- сосудистой системы и дыхательной деятельности. Улучшить настроение и посмеяться

Можно посмотрев любимые комедии. Не упускайте возможности посмеяться шутке, анекдоту, забавной ситуации.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование : листы бумаги, ручки

Форма работы : Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен :

Обведите свою левую руку на листе бумаги;

На ладошке напишите свое имя;

Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.

В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое – нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя.

Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Обсуждение

Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке» ?

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Притча о колодце

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей. (звучит спокойная музыка, педагоги закрывают глаза .)

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так : "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил :

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!

Спасибо за работу!

Александра Карелина
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Тренинг «Профилактика »

Цель : профилактика психологического здоровья педагогов , ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи : знакомство с понятием эмоционального выгорания , его характеристиками; определение своего отношения к профессии ; анализ проявления признаков выгорания , выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью ; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов .

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица : я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Принцип нашего занятия «Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает :

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

Проблема эмоционального выгорания педагогов . Профессия педагога , воспитателя (по-другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания .

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила : выросли требования со стороны родителей к личности педагога , его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку : приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии .

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами : страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом ; страх перед контролем.

Согласно современным данным, под "психическим выгоранием " понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы . Этот синдром включает в себя три основные составляющие :

эмоциональную истощенность ,

Деперсонализацию (цинизм)

Редукцию профессиональных достижений .

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными, возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер, проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается и приводит к конфликтам.

Редукция – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере , осознание неуспеха в ней.

1. Упражнение «Поза Наполеона» Участникам показывается три движения : руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего : «Раз, два, три!» , каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится) . Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение. Комментарий ведущего : Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. «Воображаемый цветочек» .

3. Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

4. Упражнение «Лестница»

Цель : осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности . Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы :

Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

Что мешает Вам находиться наверху?

Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

5. Грибочки встали. Упражнение «Моечная машина» . Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной» , последний – «сушилкой» . «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой» , с начала шеренги идет следующая «машина» .

6. Упражнение «Распредели по порядку»

Цель : донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего» Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень :

Муж (жена)

Друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня :

2. Муж (жена)

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

7. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.

8. Цветочки встали. Упражнение «Рукопожатия» Цель :Активизация участников группы, установление первичного контакта. Педагог предлагает участникам группы, хаотично перемещаясь по комнате (или в два круга внутренний и наружный ) и встречаясь с кем-либо, здороваться предложенным способом : кивком головы, ладошками, пяточками, спинками, плечом, коленями, воздушный поцелуй, объятием.

9. Упражнение «Снеговик» Ведущий : Давайте встанем и превратимся в снеговика - «замерзнем» . Предлагается «замерзнуть» так сильно, как это только возможно. Психолог дотрагивается до некоторых участников, проверяя, насколько твердыми стали мышцы рук. Затем сообщается, что выглянуло солнце, и наш снеговик растаял. Проверяется степень «оттаивания» : рука участника, поднятая вверх ведущим, свободно падает без всякого напряжения. Ведущий : Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

10. Упражнение «Какой частью автомобиля вы себя чувствуете?»

11. Упражнение «Плюсы и минусы» Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Ожидаемый результат : педагоги должны увидеть , что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела , но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности , осознать, что затруднения у педагогов похожи .

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции , а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду :

Громко запеть;

Резко встать и пройтись;

Быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

Измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

13. Притча. «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

Здравствуйте! Соединяю!

Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний : постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

оператором отдела исполненных желаний” … Жду…

Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?

Да, внимательно.

Начинаем с последнего года :

1) Надоела эта работа! (исполнено : “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! (исполнено : “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено : денег – немного)

4) Подруги –дуры! (исполнено : они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено : на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено : получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено : к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено : не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Смешок в трубке…

Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!

14. Плавно переходим к следующему упражнению «Цветочки с желаниями» (на цветочках написать желание и опустить в воду) .

15. Дерево сотрудничества (нарисовать руку вырезать и написать пожелания своим коллегам, приклеить на дерево сотрудничества).

16. Рефлексия.

Спасибо за внимание! Давайте похлопаем себе за хорошую работу. Удачи и счастья!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения